Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Занятия по ознакомлению с окружающим миром - Конспект познавательно-игрового модуля в средней группе детского сада «Фея Дружбы в гостях у ребят»

Ленура Муртазаева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Животные в природе и дома»

Программное содержание :

Продолжать знакомить с особенностями диких и домашних животных ; научить различать их и называть взрослых животных и их детенышей ; формировать представление о значении животных в природе и для человека .

Развивать связную речь детей. Воспитывать любовь к домашним и диким животным , умение слушать внимательно, развивать познавательный процесс .

Оборудование :

Ноутбук, демонстрационный материал, карточки с изображением диких и домашних животных на каждого ребенка ; раздаточные и наглядные материалы, карандаши, листочки.

Словарная работа : стадо, табун, стая, пастух.

Ход занятия .

Психогимнастика «Хорошее настроение» .

Воспитатель : Собрались все дети в круг,

Я – твой друг, и ты мой – друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель : Ребята, я сегодня вас приглашаю в мир животных . (Звучит музыка «В мире животных » ) Я сейчас буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать и показывать карточки животных .

Воспитатель : Загадывает загадки.

Кто у двери нас встречает,

В тишине весь день, проспав,

И от счастья начинает

Громко лаять : «Гав – гав – гав!» ?

Дети : Собака.

Воспитатель : Кто на привязи гуляя,

Травку щиплет на холме,

И, хозяйку ожидая,

Одиноко блеет : «Ме –е - е» ?

Дети : Коза

Воспитатель : Рыжая хозяюшка

Из лесу пришла,

Всех кур пересчитала

И с собой унесла.

Дети : Лиса.

Воспитатель : Кто всегда прекрасно знает,

Что на завтрак я варю,

И к лоханке подбегает,

Громко хрюкая «Хрю - хрю» ?

Дети : Свинья.

Воспитатель : Недотрога, весь в иголках,

Я живу в норе под елкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не ходят звери.

Дети : Ёж.

Воспитатель : Кто пасется на лужайке,

Без панамке и без майки,

Отгоняет вредных мух,

И мычит протяжно : «Му- у- у» .

Дети : Корова.

Воспитатель : Он всю зиму долго спал,

Лапу правую сосал,

А проснулся - стал реветь.

Этот зверь лесной.

Дети : Медведь.

Когда ребята отгадывают загадки, воспитатель вешает на доску картинку с изображением домашнего или дикого животного .

Воспитатель : Давайте еще раз с вами назовем этих животных . (Дети, по очереди перечисляют животных вывешенных на доске ). – Кто это? (воспитатель указывает только на домашних животных )

Дети : Корова, собака, коза, свинья.

Воспитатель : Молодцы. Как можно назвать, одним словом этих животных ?

Дети : Домашние .

Воспитатель : Почему их так называют?

Дети : Потому, что за ними ухаживает человек, они не могут заботиться о себе сами.

Воспитатель : Правильно, человек заботиться о своих домашних животных , строит им жилище : корове – коровник, свинье – свинарник, лошади – конюшню, собаке – будку. За это домашние животные помогают человеку в жизни. А как они помогают?

Дети : Корова – дает молоко, кошка – ловит мышей, лошадь – возит грузы, собака – охраняет дом.

Воспитатель : А это кто? (воспитатель указывает на диких животных )

Дети : Лиса, еж, медведь.

Воспитатель : Как, можно одним словом назвать этих животных ?

Дети : Дикие животные .

Воспитатель : Почему их так называют?

Дети : Потому что они заботятся сами о себе. Дикие животные добывают себе корм сами, о них никто не заботится.

Воспитатель : Какие особенности у животных ?

Дети : Лапы, копыта, рога, хвост, шерсть.

Воспитатель : Молодцы! Пока мы с вами отгадывали животных , все животные перепутались . Помогите мне навести порядок. (Дети рассматривают на экране ноутбука картинку и распределяют кто, где живет).

Игра «Кто, где живет»

Воспитатель : Что это?

Дети : Деревенский домик. Там живут домашние животные .

Воспитатель : А это?

Дети : Лес. А здесь живут дикие животные .

Воспитатель : Молодцы! Все справились с заданием.

Воспитатель : Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы послушайте.

У лисицы острый нос, У нее пушистый хвост.

Шуба рыжая лисы, Несказанной красоты.

Я – охотница до птицы! Кур ловить я мастерица!

Как увижу – подкрадусь, И тихонько затаюсь.

После прыгну и схвачу, Деткам в норку отнесу.

Воспитатель : А лиса это, какое животное ?

Дети : Лиса дикое животное , она очень хитрая.

Воспитатель : Скажите, пожалуйста, летом большая группа коров пасется на лугу. Как можно назвать эту большую группу коров , одним словом?

Дети : Стадо.

Воспитатель : А когда пасутся кони?

Дети : Табун.

Воспитатель : А кто их пасет?

Дети : Пастух.

Воспитатель : А когда в лесу бегают много волков, вместе, как их можно назвать одним словом?

Дети : Волчья стая.

Воспитатель : А сейчас давайте поздороваемся с животными .

Пальчиковая гимнастика «Веселая встреча»

Здравствуй, котенок!

Здравствуй, козленок!

Здравствуй, щенок!

И здравствуй, утенок!

Здравствуй, веселый, смешной поросенок

Воспитатель : Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Найди свою маму» .

Игра «Найди свою маму» .

(Дети садятся за парты, на столах лежат листы с изображение животных , дети стрелочками проводят от взрослого животного к детенышу , работают в парах).

Воспитатель : Давайте вместе проверим, правильно ли вы выполнили задание или нет! (воспитатель показывает заранее заготовленный правильный ответ и сверяет с детьми). Молодцы ребята! Вы каждому детенышу нашли маму. А сейчас мы немного отдохнем.

Физкультминутка.

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге.

Чтоб скорей набраться сил

Головой медведь крутил

Наклонился взад-вперед

Вот он по лесу идет.

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки

В них съедобные личинки

Для медведя витаминки

Наконец медведь наелся и на бревнушке уселся.

Воспитатель : Ребята, а как медведь рычит? Давайте вместе дружно! (Р-р-р-р) Мы с вами немного отдохнули. Ребята, а как вы думаете, чем питаются домашние и дикие животные ? Посмотрите на экран и скажите кто, что ест?

Игра «Кто, чем питается» .

Дети смотрят на экране ноутбука картинки еды животных и распределяют их животным .

Воспитатель : Давайте проверим. Чем питается корова?

Дети : Сеном, травой.

Воспитатель : Чем питается кошка?

Дети : Рыбой, любит пить молоко.

Воспитатель : Чем питается кролик?

Дети : Морковкой, капустой.

Воспитатель : Чем питается медведь?

Дети : Медом, ягодами, рыбой.

Воспитатель : Дети, вы все молодцы! Вы все знаете о животных . Вот мы с вами и побывали в мире животных . О каких животных мы с вами сегодня беседовали?

Дети : О домашних и диких животных .

Воспитатель : Ребята животных нужно беречь и любить. На этом наше занятие закончено .

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Животные Арктики и Антарктиды» НОД по ознакомлению с окружающем миром в подготовительной группе. Воспитатель (Агапова Ю. Ю.)МБДОУ № 379 Программные задачи: - Закрепить.

Тема: «Транспорт. Помощь доктору Машинковой» Задачи: Образовательные: 1. Продолжать детей знакомить с различными видами транспорта 2. Упражнять.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Животные холодных и жарких стран» Тема:"Животные холодных и жарких стран"Цель: Систематизировать представления детей об умение животных приспосабливаться к среде обитания.

Цель: расширять представления детей о свойствах воды (жидкая, твердая, в виде пара, прозрачная, окрашенная). 1. Формировать знания детей.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Тема: «Четыре стихии природы».

Цели и задачи:

образовательные:

1 [ознакомить детей с элементами стихии: Земля, Вода, Воздух,

Огонь, с помощью обобщения, уточнения знаний детей о воздухе,

воде, земле, огне.

Способствовать расширению и углублению представлений детей о

природе, формировать у детей экологическое мировоззрение.

Продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли,

правильно строить свою речь, обогащать словарный запас, делать

умозаключения.

Учить видеть необычное в реальном и наоборот.

развивающие:

Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия,

долговременной памяти, разговорной речи, активизация

мыслительной деятельности, любознательности.

Развитие предпосылок наблюдательно исследовательской

деятельности детей, их умение анализировать, сравнивать,

обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и

делать выводы.

Развитие познавательной активности и интересов детей,

побуждение к самостоятельному поиску ответов па возникающие

воспитательные:

проявлять заботу о нашем доме-планете Земля.

Воспитывать привычку бережно относиться и любить

окружающую среду, природу, желание интересоваться явлениями

окружающей среды.

Воспитывать усидчивость, проявлять терпение и дослушивать

ответы товарищей до конца.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Словарная работа:

Обогащать словарь детей словами: стихия, газ, гороскоп, зодиак,

астролог.

Индивидуальная работа:

Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах па

вопросы, оказывать помощь при самостоятельной постановке

Предварительная работа:

Проведение серий занятий о земле, воде, воздухе, огне, проведение

элементарных опытов с целью знакомства со свойствами земли,

огня, воды и воздуха. Проведение прогулок-наблюдений. Чтение и

заучивание стихов, загадок. Изучение энциклопедий и

рассматривание иллюстраций.

Развивающая среда:

Виды почвы: песок, глина, чернозем; соль, сахар, мелкие камешки,

стеклянные сосуды для опытов, салфеточки на каждого ребенка,

слайд-шоу, вентилятор, глобус, кластеры, спички, презентационное

оборудование: экран, проектор, ноутбук, фонограмма.

Методы и приемы:

Вопросы к детям; использование дидактических пособий,

наглядного материала, опытов; использование стихотворных форм,

загадок; Физминутка - игра; релаксация; игровая ситуация;

сюрпризный момент; использование инновационных технологий,

использование игровых технологий.

Ход занятия:

Организационный момент:

Доброе утро! я вам говорю.

Доброе утро, я всех вас люблю.

Желаю вам хорошо заниматься,

Слушать внимательно, ума набираться.

Сегодня у пас много гостей, а гостям принято что-нибудь дарить.
Давайте подарим им паши улыбки, чтобы создать хорошее
настроение. Л чтобы много узнать надо быть внимательными, не
кричать, не перебивать, слушать друг друга и поднимать руки.
Договорились? Вот и замечательно.

2.Основная часть:

Четыре клада, четыре стихии есть у природы: Земля и воздух, огонь и вода - вот ее основа. Вода и воздух, огонь и земля 11а пашей планете всем людям друзья (показ слайда).

Ребята, это стихотворение я прочитала вам не зря, сегодня мы
будем говорить о природных стихиях. Слово «стихия» в переводе
означает начало, основа. Стихиями называют неживые силы
природы: земля, вода, огонь, воздух, т. с. природные явления.

Паша земля - это опора, твердыня, основа, мы по ней ходим, а что еще вызнаете и можете рассказать о земле? Как вы ее себе представляете? (вид Земли из космоса)

Верно, паша земля похожа на огромный шар, она круглая. Л что вы можете сказать о предмете, который у меня в руках? (глобус)

Ребята, сегодня мы с вами говорим о земле как о планете, но вспомните занятие, когда мы говорили о земле как о почве, и какая бывает почва?

Вы помните, как мы сажали семена во все три вида почвы и сейчас мы сравним, как взошли семена в трех разных почвах? Что мы видим? Лучше всего семя проросло в черноземе, а хуже в глине и песке потому, что в песке нет никаких питательных веществ, глина- очень твердая. Значит, какой мы можем сделать вывод? Что не во всякой почве могут расти семена, самая благоприятная почва для растений чернозем, потому что она более мягкая, рыхлая и в ней содержится больше питательных веществ, которые способствуют лучшему росту растений. -А сейчас, ребята, я загадаю вам загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый и все же

Без него мы жить не можем.

(воздух) -Правильно, это воздух, но мы называем его по другому - ветер. -Воздух это очень важный и нужный ветер, что вы знаете о нем? (показ слайда)

Правильно, без воздуха мы не сможем долго прожить. Давайте попробуем провести маленький эксперимент закроем поиск двумя пальчиками, а ротик иа «замочек» и посмотрим что произойдет. По только, ребята, как только вы устанете - разожмите пальчики. Вот видите, кто - то из вас раньше, а кто - то позже не выдержал и разжал пальчики. Это и подтверждает, что человек не может жить без воздуха.

Л как вы думаете, воздух можно увидеть? Нет, воздух мы увидеть не можем, но можем его почувствовать (включаю вентилятор). Физминутка игра «Четыре стихии». Воздух руки вверх, Вода - плавают,

Огонь - «метелка руками», Земля - садятся па корточки. Релаксация игра с песком

Представьте себе, что вы наклоняетесь, берете в руки песок, крепко сожмем его в кулачках, сделаем глубокий вдох, задерживаем дыхание, а теперь разожмите медленно кулачки, высыпьте песок, сделайте выдох, стряхните руки. Звучит фонограмма журчания воды. -Что вам напоминает этот звук?

Давайте вспомним все, что мы знаем о воде, в чем се сила и красота? (показ слайда)

Еще одно свойство, о котором я хочу вам сказан, вода легко растворяет в себе многие вещества соль, сахар (опыт), но есть вещества, которые вода растворить не может, например: мелкие камни, попробуйте проверить. Значит, мы можем добавить еще одно условное обозначение, которое указывает, что многие вещества в воде растворяются (добавить кластер). -Ребята, а как вы думаете па земле много воды? Давайте вернемся к глобусу. Скажите, каким цветом обозначена вода? Гак много или мало воды? -Л кому нужна вода?

Да, без воды все живое па земле погибнет, вода это жизнь и се пало беречь.

Л как вы думаете, вода может приносить вред? -11епасытсп, беспощаден,

все сметает па пути:

и строения, и деревья,-

с этим братом не шути. -О чем эти слова? (показ слайда) -Л что вы знаете об огне? Для чего он нужен?

Да, верно, это огонь, который служит на благо человеку, а есть еще другой огонь: посмотрите, я зажгла спичку, она горит. Скажите быстро или долго она горела? -Можно детям играть со спичками?

I lei, вы правы. Это опасно для здоровья и даже для жизни человека. Вы не успеете заметить как маленькая искорка от спички может перекинутся на другой предмет и может возникнуть страшный пожар, который разрушит все. Такой огонь беспощадный

и с ним лучше не шутить. И есть специальная служба 01, которая

борется с пожарами.

Ребята, давайте теперь мы посмотрим па доску и скажем кому

какая стихия нужна? (кластеры)

Ребята, если вы помните, мы писали телеграмму астрологу и

приглашали его к нам в гости. Л помните кто такой астролог? (

появляется астролог)

Здравствуйте! Я астролог. Я слышал, что вы сегодня говорите о

стихиях. Л вы знаете, что астрологи тоже изучают стихии. Каждый

из вас родился в определенном месяце, а каждый месяц имеет свою

стихию, а значит и у вас есть своя стихия. Я приготовил для вас

карму стихий, и каждому из вас я подарю па память о сегодняшней

встрече такую карту (показ слайда)

3.Заключительная часть.

Есть па Земле огромный дом под крышей голубой

Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья,

Живешь в том доме светлом ты и все твои друзья.

Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нем.

1 природою родной земли зовется этот дом.

Так будем же беречь, любить и охранять свой дом!

Да, ребята, паша природа очень богата и красива, и мы должны ее

беречь, охранять и делать все, чтобы она становилась только

красивее.

4. Подведение итога занятия.

Что больше всего вам поправилось па сегодняшнем занятии?

Что было для вас полезным?

Какая стихия вам больше по душе и почему?

Какое пожелание вы хотели бы сказать?

Будьте здоровыми, будьте счастливыми,

Будьте как ясное солнце красивыми!

Будьте веселыми как ручеек!

Теплыми, яркими, как огонек! -Спасибо за пожелание. Па этом занятие закончилось. Спасибо вам за активную работу.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в старшей группе

Тема: «Насекомые»

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Методы и приемы:

  • Наглядные (показ, демонстрация);
  • Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
  • Практические (занимательные упражнения, опыты);
  • Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.
  • Здоровьесберегающие технологии: физкультминутки.

Цели:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому - что. Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развивать зрительную и слуховую память.
  • Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать образность речи.
  • Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
  • Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
  • Развивать общую моторику, координацию.
  • Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.

Предварительная работа: отгадывание загадок, наблюдения, чтение сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха», В. Бианки «Счастливый жучок», просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка с изображением насекомых, рассматривание игрушек, картинок, подбор физкультминуток по теме, отбор иллюстрационного материала, подбор игр на внимание, память, мышление.

Оборудование: предметныекартинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Мягкая игрушка - гусеница, стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые - пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.

Планируемые результаты: ребенок имеет элементарное представление о насекомых; умеет поддерживать беседу на заданную тему; активно и доброжелательно взаимодействует с воспитателем и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Ход занятия:

1.Введение

Воспитатель:

Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки - насекомым. Подготовимся к путешествию:

«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, через ветви пенечки.

Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

Ребята, посмотрите, куда же мы пришли? Мы на лесной полянке. (воспитатель с детьми подходит к столу, накрытым зеленой тканью и украшен цветами)

Когда в душистом сосняке,

Присядешь весною на пеньке.

Внимательно вглядись вокруг,

Ты многое заметишь вокруг!

Дети, а кто у нас живет в траве, на цветах, в земле, на деревьях, кустах? (ответы детей).

Насекомые - древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.

Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злая ведьма заколдовала нас, помогите, нам, пожалуйста!»

Воспитатель:

Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь? (ответы детей).

Воспитатель:

А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:

Закройте все глаза и повторяйте за мной:

Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь. А вот и первое задание от злой ведьмы: «Нужно отгадать загадки и найти картинки - отгадки».

2.Загадки. Беседа по теме.

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф.

  • У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

Воспитатель:

Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

  • Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее... (пчела).

Воспитатель:

Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

  • Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (муравей).

Воспитатель:

Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

  • Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (бабочка).

Воспитатель:

Какие слова вам подсказали, что это бабочка?

  • Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. (Божья коровка).

Воспитатель:

А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)

А паук - это насекомое?

Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)

Назовите полезных насекомых.(бабочка, пчела, муравей.)

Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)

Назовите вредных насекомых.(Муха -разносит микробы, гусеница - ест листья растений, комар.)

Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.

3.Физминутка «Сороконожка»

1. Шла сороконожка

(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

(дети останавливаются и приседают.)

Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен

(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),

Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу

(дети останавливаются, трясут одной ногой),

Каждой лапкой потрясу!

(трясут другой ногой).

5. И потопаю потом

(дети топают ногами)

Ой, какой от лапок гром!

4. Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».

Воспитатель:

Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

  • Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
  • Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
  • Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
  • Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.

Воспитатель:

Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие.

5. Игра « Разложи бабочек на группы» (на ковре).

Воспитатель:

Посмотрите, какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить бабочек по группам. Катя, разложи бабочек. Воспитатель:

Катя, по какому признаку ты разложила бабочек? Ребенок объясняет:

Я разложила бабочек по форме. Воспитатель:

А сейчас Диана разложит бабочек на группы, но по - другому. Диана, а ты по какому признаку разложила бабочек? Ребенок:

Я разложила бабочек по цвету. Воспитатель:

А по какому еще признаку можно разложить бабочек? Ответы детей:

По размеру. Воспитатель:

Арина, разложи бабочек по размеру. Воспитатель:

Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (Появляются кузнечик и жук). Воспитатель:

Продолжим путешествие. (Дети садятся на стульчики)

6. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:

Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли. Воспитатель:

Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку. Воспитатель проводит беседу:

Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей:

Бабочка откладывает яйца. Воспитатель:

Кто появляется из яйца? Ответы детей:

Из яйца появляется гусеница. Воспитатель:

Что делает гусеница? Ответы детей:

Она питается листьями и растет. Воспитатель:

В кого она превращается? Ответы детей:

Гусеница превращается в куколку. Воспитатель:

Кто выходит из куколки? Ответы детей:

Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать. Воспитатель:

Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по картинкам.

7.Физкультминутка - координация речи с движением «Гусеница».

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом, (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня - сонюшка! (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна. (грозят пальцем)

Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

8. Рассказы детей по цепочке:

  • Бабочка отложила яички на цветке.
  • Потом появилась гусеница.
  • Гусеница питалась листьями и росла.
  • Потом гусеница превратилась в куколку.
  • Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

9. Итог занятия.

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.

(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.)

Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной:

Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

Вам понравилось быть насекомыми?

А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?

Какая игра вам больше всего понравилась?

Вы все сегодня были молодцы!

10. Релаксация. «Порхание бабочки»

Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем.

Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните, как вы были насекомыми.

Представьте себе прекрасный летний день. Вы ле-жите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообрази-те себе, что вы — легкие бабочки с большими и краси-выми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это кры-лья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Лег-кий ветерок нежно гладит ваши крылышки... (пауза — поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к... (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время воз-вращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.

Программное содержание:

  • Закреплять знания детей о домашней птице и их детенышах.
  • Продолжать учить детей отвечать на вопросы предложениями, состоящими из 2-3х слов.
  • Обогащать речь прилагательными, глаголами.
  • Закреплять правильное произношение звуков “з”, “зь”.
  • Развивать внимание, воспитывать доброжелательное отношение к другим.

Материал: картина “Куры”, игрушки: кукла, заяц, плоскостные изображения петуха, курицы, цыплят, дом- ширма; пластилин, дощечки.

Ход занятия

В: Ребята, посмотрите на зайку, давайте к нему подойдем.

(Подходит к зайке)

Здравствуй, зайка! Что с тобой случилось, почему ты весь дрожишь?

З: Я потерялся, мне страшно.

В: Зайка, а где ты живешь?

З: Я живу на птичьем дворе у девочки Зины.

В: Ребята, поможем зайке найти его дорогу домой?

В (пальчиковая гимнастика): А сейчас давайте поиграем с зайчиком.

Игра “Зайкины ушки”

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит
Вот так, вот так
Он ушами шевелит

В: Тогда в путь.

(Подходит к картине).

Зайка, на этом птичьем дворе ты живешь?

В: Ребята, посмотрите кто это? (показывает петуха)

В: Что это у петуха?

Д: Гребешок, хвост.

В: Какого цвета гребешок?

Д: Красный.

В: А хвост какой?

Д: Красный, зеленый, желтый (красивый).

В: Вам нравится петушок?

В: Кто мне расскажет про петушка?

(Спрашивает несколько детей).

Ребята, а это кто?

Д: Цыплята.

В: Какие они?

Д: Маленькие.

В: Какого они цвета?

Д: Желтые, желтенькие.

В: А что цыплята едят?

В: (мелкая моторика):

Цып-цып мои цыплятки
Цып-цып мои ребятки
Мои желтые комочки, мои будущие квочки.

В: Цыплята пушистые, расскажите мне про цыплят.

Дети отвечают.

В: С кем гуляют цыплята?

Д: С мамой курицей.

В: Что делают эти куры?

Д: Пьют воду.

В: Мамы охраняют своих цыплят-малышей: “Ко-ко-ко, не ходите далеко”.

З: Где живет Зина, там тоже есть петушок, курочка и цыплята,

З: Да, а вот и Зина, она завет цыплят: “Цып-цып-цып”.

В: Ребята, как зовут девочку?

З: Зина любит цыплят, ухаживает за ними. Хотите поиграть с Зиной?

Кукла: Ребята, вы будете цыплятами, а я буду за вами присматривать.

(Дети изображают цыплят, имитируя, что клюют зернышки, пьют воду).

“Не ходите далеко. Черный кот появился! Скорее бегите ко мне!”

(Дети подбегают) И так 2-3 раза.

В: Ребята, какими игрушками вы любите играть?

(Выслушивают ответы)

И у Зины есть любимая игрушка (показывает зайца). Как зовут этого зайку?

Дети называют.

В: Нет, вы не отгадали. Этого зайку зовут Незнайка. Как зовут зайку?

Дети отвечают.

В: Давайте скажем громко, все вместе: “У Зины зайка. Зайку зовут Незнайка”

Дети повторяют.

В: А теперь скажем тихо (предлагает 3-4 детям повторить). Ребята, вот мы помогли зайчику найти хозяйку, побывали в гостях у куклы Зины. Видели, что Зина любит ухаживать за своими цыплятами. А теперь давайте угостим Зину конфетами, а зайку морковкой. (Предлагает детям пройти и сесть за столы). Перед вами лежит комочек пластилина, он оранжевого цвета. (Показывает способ лепки конфеты и морковки).

Дети выполняют.

В конце занятия дети угощают куклу и зайку конфетой и морковкой, прощаются.

Екатерина Саенко
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Дерево и его строение»

Конспект занятия (окружающий мир)

Тема: «Дерево и его строение»

Задачи:

1. Формировать представления о строении дерево, функциях и назначении его частей (корень, ствол, кора, ветви, листья).

2. Формировать представления о влиянии света, тепла, воды на рост растений.

3. Активизировать речь и обогащать словарь детей за счет новых понятий.

4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

Ход занятия:

1 Пальчиковая гимнастика «С добрым утром!»

С добрым утром, глазки! Вы проснулись?

С добрым утром, ушки! Вы проснулись?

С добрым утром, ручки! Вы проснулись?

С добрым утром, ножки! Вы проснулись?

С добрым утром, солнце! Мы проснулись!

2 В группу влетает листочек на котором написана загадка:

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели. (Дерево)

3 Беседа на тему «Что есть у дерева»

Воспитатель: Правильно, это дерево. (Педагог предлагает внимательно рассмотреть картинку и макет дерева). Воспитатель: Ребята, могут ли деревья передвигаться? Дети: Нет, они растут на одном месте Воспитатель: Вы когда-нибудь обращали внимание, как прямо стоят деревья? Пытались вытащить дерево из земли так, как мы вытаскиваем морковку? Что так крепко держит дерево в земле?

Дети: Корни

Воспитатель: Корни уходят глубоко в почву и крепко связывают дерево с землей. Главная работа корня-добывать из почвы воду и полезные вещества.

Воспитатель: Что идет от корня вверх?

Дети: Ствол дерева

Воспитатель: Чем покрыт ствол?

Дети:Корой. Воспитатель: Кора это - «одежда» дерева, она не дает ему пересохнуть и защищает его от насекомых, болезней, холода и солнца.

Воспитатель: Что это такое? (показывает на ветки).

Дети: Ветки

Воспитатель: Чего много на веточках?

Дети: Листочков

Воспитатель: Правильно. Листья играют важную роль в жизни дерева: с помощью листьев дерево дышит. Листочки помогают очистить воздух, пополняют землю кислородом. Украшают природу и сохраняют тень в жаркий день.

Воспитатель: Что необходимо для их роста? (Ответы детей).

Воспитатель: Деревья - живые существа, и для их роста необходимы свет, вода, тепло. Солнечный свет и тепло помогают деревьев расти. Чем меньше солнечного света попадает на дерево, тем хуже оно растёт, листья становятся бледными и слабыми. А без тепла они вообще не развивается. А еще для роста дереву нужна вода. Деревья радуются, когда идет летний теплый дождь. Воду деревья получают еще с росой, инеем и снегом.

Воспитатель: Ребята, а люди ухаживают за деревьями? Как?

Дети: поливают, рыхлят землю, обрезают сухие ветки.

Воспитатель: Ребята, вы знаете что дерево-это дом для множества живых существ (показывает на иллюстрации).

Дети:Ответы Воспитатель: Правильно. В ветвях деревьев вьют гнёзда птицы, в дупле дерева могут жить белки, совы, могут поселиться дикие пчёлы. Среди корней устраивают себе норы ежи, а под корой живут различные насекомые. Деревья – большие друзья и человеку, и всем живым существам. И мы должны быть благодарны деревьям.

4 Физкультминутка:

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу. Плавно руками помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.

5 Игра-рассуждение «Дерево тоже живое»

Цель: развитие мыслительных операций и умения устанавливать причинно-следственные связи, развивать чувства любви, понимания к окружающему миру.

Воспитатель: Ребята, вы теперь знаете, что деревья живые, значит они могут проявлять свои эмоции и чувства. Давайте сейчас попробуем с помощью смайлика показать свое настроение; - если ребенку хорошо, радостно- то смайлик будет улыбаться; - если ребенку грустно – то смайлик будет грустить;

Затем предложить детям с помощью смайлика определить настроение деревьев если: (На доске картинки)

1 Если у дерева сломали ветку? (Как будет чувствовать себя дерево хорошо или плохо) 2 Идет дождь. Дереву будет весело или грустно? (Весело, потому что дереву для жизни нужна вода). 3 Лесоруб рубит дерево. Понравиться это дереву или нет? (Нет, не понравится дерево погибает). 4 Дует сильный ветер-ураган. Какие чувства будет испытывать дерево? (Дереву будет плохо. Могут сломаться ветки и само дерево может погибнуть). 5 Птицы прилетели на дерево. Понравится это дереву, почему? (Да, понравится потому что птицы его друзья, они вьют гнезда на его веточках).

Итог. Воспитатель: Оказывается, у дерева, как и у человека может меняться настроение, значит деревья живые и их нужно беречь и охранять! А что нужно дереву, для того чтобы жить? (вода, свет, тепло). Почему деревья специально сажают в городах? (Деревья очищают воздух). Каждая травинка, растение, деревья, насекомые они все хотят жить. Запомните это!

Публикации по теме:

Конспект НОД по пластилинопластике во второй младшей группе на тему «Осеннее дерево» Подготовила воспитатель Дроздова С. А. Цель: продолжать.

Образовательные задачи:Учить правильно называть всех членов семьи. Дать понятия «родственники», «родня». Продолжать формировать представления.

Конспект НОД По образовательной области «Познавательное развитие (окружающий мир «Братья наши меньшие») Тема: «Братья наши меньшие» Воспитатель:.

Тема: «Дерево» Задачи: 1. Продолжать учить детей лепить, используя новый прием «вдавливания». Закрепить ранее изученные приемы: раскатывание.

Дети приглашаются в помещение, где на полу разбросаны разноцветные перья. Воспитатель поднимает одно перо и обращается к детям: Смотрите,.

Программное содержание: -Передать впечатления, полученные из наблюдений. -Уточнять возможности использования природного материала для создания.