Круглый стол "социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях доу". Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста Детство гид социально коммуникативное развитие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-коммуникативное

Развитие дошкольников

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования вводится понятие об образовательной области «социально-коммуникативное развитие дошкольников».

Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС :

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений.

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Противоречия современной социокультурной среды также накладывают свой отпечаток на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.

Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:

  • несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
  • произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
  • отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются, в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

Общение - одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью. Коммуникация становится в современной жизни мегадеятельностью, т.е. деятельностью, базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализации. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития - развитие ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо актуальной на современном этапе.

По мнению Ларисы Андреевны Петровской - социального психолога, кандидата философских наук, доктора психологических наук, профессора кафедры социальной психологии, коммуникативная компетентность это «…способность к эффективному решению коммуникативных задач, определяющая индивидуально-психологические особенности личности и обеспечивающая эффективность ее общения и взаимодействия с другими людьми…».

К элементам эффективного общения относятся:

  • желание вступать в контакт с окружающими;
  • умение организовывать общение - слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;
  • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит не только в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности .

  • Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
  • Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
  • Изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
  • Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
  • Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
  • Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
  • Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
  • Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.


Круглый стол «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях ДОУ»

Подготовил: старший воспитатель МБДОУ д/с№40 с. Большое Мокрое Измайлова Мария Анатольевна


Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.

В.А. Сухомлинский


Коммуникативная игра «Вы еще не знаете, что я люблю»

  • Правила игры: по кругу передаётся предмет.
  • Каждый участник продолжает фразу: «Вы ещё не знаете, что я в свободное время люблю… » /вариант: делать в свободное время… /
  • (называется какой-то факт о себе, который большинству неизвестен)

Анкетирование

  • 2. Назовите законодательные документы, в которых обозначены приоритеты в воспитании ребенка.
  • 4. Назовите формы работы с семьей по данному направлению.
  • 5. Назовите игры, направленные на развитие эмоций и коммуникативных качеств личности

  • 1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)
  • 2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка.

(Конституция РФ, Закон об образовании в Российской Федерации, Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)

  • 3. Назовите формы работы с детьми, направленные на формирование у детей коммуникативных качеств и эмоциональной отзывчивости

(НОД, сюжетно-ролевые игры, игры на развитие коммуникативных качеств, дидактические игры на развитие эмоциональной сферы, драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы, пословицы, поговорки, игры подвижные, игры - драматизации; словесные; строительные; игры настольно-печатные; театрализованные, режиссерские)

  • 4. Назовите формы работы с семьей по данному направлению

(собрания, анкетирование, консультации, беседы, деловые игры, тренинги, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, выпуск семейных стенгазет, фотовыставок, проведение совместных праздников, досуга с приглашением родителей, участие родителей в акциях)

  • 5. Назовите игры, направленные на развитие эмоций и коммуникативных качеств

(«Назови чувство», «Зеркало», «Лото настроений», «Придумай лицо», «Нить дружбы», «Добрый бегемотик»)

  • 6. Какие виды деятельности позволяют реализовать процесс социально-коммуникативного развития дошкольников?
  • ( Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества: появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
  • Исследовательская деятельность – возможность самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
  • Изобразительная деятельность позволяет с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
  • Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентироваться в окружающем мире.
  • Наблюдение обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
  • Коммуникативная (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
  • Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
  • Конструктивная деятельность дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением)

План

1. Актуальность проблемы социально-коммуникативного развития дошкольников.

2. Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

3. Влияние сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных (творческих), дидактических игр на развитие компетентностей детей дошкольного возраста.


Актуальность проблемы социально-коммуникативного развития дошкольников

В наше время способности передавать информацию, воспринимать и реагировать на все изменения, происходящие в мире, очень важны. Социальное развитие - процесс, во время которого ребенок знакомится с традициями, общественными ценностями и культурой. Знания ребенка о себе, своих родных и близких, о мире вокруг себя, его чувства зависят от правильного формирования социальных черт личности. Это влияет на успешность адаптации в новой системе общественных отношений, на развитие активной познавательной позиции. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребенок учится жить бок о бок с другими, учитывать их интересы, правила, усваивает нормы поведения в обществе.

Так формируется социальный интеллект .

Социальный интеллект дошкольника

Социальный интеллект - способность выделять существенные характеристики коммуникативной ситуации и намечать возможные пути осознанного опосредствованного влияния на коммуникативные намерения партнеров по взаимодействию в игре, общении, совместной деятельности для достижения своих или общих предметных или коммуникативных целей (Исаева И.Ю.).

Социальный интеллект = умственные способности + эмоциональный компонент

Критерии социального интеллекта дошкольника (по И.Ю. Исаевой):

1) эмоционально-мотивационные (самооценка, уровень развития эмпатии, децентрации; мотивация коммуникации и взаимодействия);

2) когнитивные (общие умственные способности; понимание себя и партнера по общению; понимание сущности ситуации общения; прогнозирование развития ситуации коммуникации и взаимодействия, а также поведения в ней партнеров по общению);

3) поведенческие (владение навыками конструктивного взаимодействия, способами моделирования своего поведения и опосредованного либо прямого воздействия на партнера с целью изменить его поведение).


Требования к выпускнику ДОУ в области социально-коммуникативного развития

  • Ребенок, не только обладающий определённым запасом знаний, умений и навыков, но и самостоятельный, обладающий определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  • Формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.

Реализация задач социально-коммуникативного развития личности ребенка дошкольного возраста

  • необходимо создать среду (специально организованную, педагогически целесообразную и адаптированную к современным детям), в которой бы формировался механизм поведения каждого ребенка:

наблюдение – переживание – понимание –

оценка – выбор для себя установки .

  • Педагогическая деятельность может быть представлена в виде реализации последовательных циклов, по принципу того, как ребенок открывает для себя социальный мир:

ребенок – взрослый (родители, воспитатель, учитель);

ребенок – ребенок (сверстник);

ребенок – общественная норма, ценность .

Бахтеева Э. И. Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста как аспект личностного становления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 11. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95120.htm.


4. Задачи социально- коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

-формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.


Принципы реализации образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»

  • создание развивающей образовательной среды (система условий социализации и индивидуализации детей);
  • учёт этнокультурной ситуации развития, индивидуальных особенностей каждого ребёнка (сам ребёнок проявляет активность в выборе содержания своего образования);
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социально-культурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества;
  • создание условий развития, открывающих возможности для позитивной социализации, личностного роста и развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Принципы реализуются через тематические модули «Социализация», «Труд», «Безопасность».


Технология социально-коммуникативного развития детей

  • сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
  • перспективное планирование работы с детьми по социально-коммуникативному развитию;
  • систематическая работа с детьми по социально-коммуникативному развитию;
  • коррекция имеющихся социально-коммуникативных проблем.

Соответственно организованное психолого-педагогическое сопровождение в этом направлении может не только обогатить эмоциональный и социальный опыт дошкольника, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки личностного развития.


Развитие компетентностей детей дошкольного возраста

Компетенция – общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению;

способность установить связь между знанием и ситуацией… найти процедуру (знания и действия), подходящую для решения проблемы (С.Е. Шишов).

Компетентность – сплав знаний, умений, опыта, отношений;

всегда проявляется в деятельности;

успешное действие в конкретной ситуации; способность эффективно решать проблемы в условиях неопределенности.


  • - умение самостоятельно и свободно формулировать, высказывать, аргументировать суждения .
  • Социальная компетентность - умение встраиваться в социальные отношения, инициировать и поддерживать их на приемлемом уровне .
  • Деятельностная компетентность - владение навыками планирования собственной деятельности (цель, средства и материалы, действия, результат); деятельность ребенка дошкольника ценна не только и не столько результатом, сколько самим процессом.
  • Информационная компетентность - умение использовать разнообразные источники, несущие информацию, умение критично относиться к получаемой информации, умение ее использовать.
  • приобретается и проявляется во всех жизненных ситуациях: ребенок выбирает и меняет позу во время работы, переключается с активной игры на спокойную деятельность, следит за своим внешним видом, регулирует потребность в пище/питье или естественных отправлениях.

Основами перечисленных ключевых компетентностей обладают все дети без исключения, но проявляются разные компетентности у разных детей в разной степени: кто-то более говорлив, кто-то более деятелен и т.д. Проявление компетентности многократно усиливается, если ребенку интересно, то дело, которым он занят. Это может быть дело, выбранное им самостоятельно или предложенное взрослыми. Предпочтительно первое, так как именно в нем активизируются все внутренние ресурсы и уже имеющиеся, и потенциальные.

Если взрослые не учитывают достижений ребенка, они совершают грубейшую ошибку, не помогая, а противодействуя развитию.


  • Социальная компетентность : проявляет интерес к сверстникам и взрослым, реагирует на их эмоциональное состояние; включается в решение проблем игрушек (пожалеть, накормить, уложить спать и пр.)
  • : делает выбор и самостоятельно осуществляет действия; реализует задуманное, радуется процессу и результату.
  • Коммуникативная компетентность : подражает действиям взрослого, использует речь, мимику и жесты при выражении желаний и чувств; откликается на вопросы и предложения взрослого, инициирует общение.
  • : проявляет признаки интереса, любопытства; обращается к взрослому, сверстнику, книге как источнику информации.
  • Здоровьесберегающая компетентность : охотно выполняет движения имитационного характера; участвует в подвижных играх; осмысленно пользуется предметами индивидуального назначения (носовой платок, расческа и др.); чувствует себя полным сил, исследует все вокруг, активно показывает расположение знакомому человеку, показывает гордость и удовольствие при овладении чем-либо, легко переносит расставание с родителями, успешно адаптируется к условиям ДО.

  • Деятельностная компетентность : ставит цель, отбирает необходимые средства для её осуществления, определяет последовательность действий; делает выбор и принимает решение; договаривается о совместных действиях, работает в группе; прогнозирует результат, оценивает и корректирует действия (свои, других).
  • Социальная компетентность : принимает разные социальные роли и действует в соответствие с ними; устанавливает и поддерживает отношения с разными людьми (сверстниками, старшими, младшими).
  • Коммуникативная компетентность : выражает словами мысли, планы, чувства, желания, результаты; задает вопросы; аргументирует свою точку зрения.
  • Здоровьесберегающая компетентность : осмысленно пользуется предметами личной гигиены; проявляет активность в выбранных видах двигательной деятельности; осознает пользу движений; соблюдает правила безопасного поведения в быту в разных видах деятельности в разных ситуациях; излучает жизнерадостность, уверенность, обнаруживает внутренний покой.
  • Информационная компетентность : активно использует и называет источники знаний, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям (взрослый, сверстник, книги, собственный опыт, СМИ, Интернет).

Игра как социально-педагогическое средство формирования социально-ценностного поведения

Игра способствует гармоничному включению детей в мир ценностей и человеческих отношений, дает навык совместной деятельности. В процессе игры легче усваиваются понятия, приобретаются навыки.

Начиная активно пользоваться правилами поведения в игре, совместной деятельности, дети усваивают их, а понимание смысла помогает ребенку сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях. Именно в условиях игровых отношений дети осваивают нормативное поведение, в игре это происходит гораздо легче, чем в реальных отношениях.

Дети в игре упражняются в различных способах выстраивания отношений с окружающими и тем самым подготавливает себя для того, чтобы выстраивать нормативные отношения в практике реального поведения. Игра представляет собой модель социального взаимодействия, средство усвоения социальных отношений. Меджидова Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. - 2016. - №6. - С. 799-803.. URL: https://moluch.ru/archive/110/27082/ (Дата обращения: 2017-11-28)


Технология организации игр в дошкольной образовательной организации

предполагает реализацию основных принципов :

  • отсутствие авторитаризма;
  • развития игровой динамики;
  • педагогической поддержки;
  • взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; переход от простейших игр к сложным.

Особенность культурно-игрового пространства заключается в том, что оно должно быть местом, свободным для проявления творчества детей и позволяющим взаимодействовать со сверстниками и педагогом.

Люц Т.К., Степанова Н.А. ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-8.; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17650 (дата обращения: 28.11.2017).


Влияние сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных (творческих), дидактических игр на развитие компетентностей детей дошкольного возраста

Типы компе-тентностей/ Виды игр

Социальная компетент-ность

Сюжетно-ролевые игры

Подвижные игры

Деятель-ностная компетен-тность

Коммуни-кативная компетен-тность

Театрализован-ные игры (творческие)

Здоровьесбе-регающая компетент-ность

Дидактические игры

Информа-ционная компетент-ность


Рефлексия

  • Социально-коммуникативное развитие дошкольников – это…
  • Социальная компетентность дошкольника – это…
  • Коммуникативная компетентность дошкольника – это…

Литература

1. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Учебное пособие. – М.: Сфера, 2011. – 80 с.

2. Бахтеева Э. И. Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста как аспект личностного становления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 11. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95120.htm.

3. Иванченко А.А. Развитие социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2015. – №6. – С. 607–611.

4. Люц Т.К., Степанова Н.А. Значение игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-8.; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17650 (дата обращения: 28.11.2017).

5. Меджидова Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. - 2016. - №6. - С. 799-803.. URL: https://moluch.ru/archive/110/27082/ (Дата обращения: 2017-11-28)

6. Проняева С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. – Екатеринбург, 2002. – 95 с.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – С. 14–15.

8. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, приложение к приказу Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155.

9. Федичева А.А. Cовременные технологии социально-коммуникативного развития дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=21120 (дата обращения: 12.04.2017).


БЛАГОДАРЮ

ЗА ВНИМАНИЕ

И АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ

В РАБОТЕ КРУГЛОГО СТОЛА!

Социально-коммуникативное развитие

Мальцева Ольга Андреевна, методист ГБОУ СОШ № 1 СП д/с № 27. г. Чапаевск Самарская область.

Данная образовательная область направлена на решение следующих задач:

  • усвоение дошкольником норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развития общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в группе детского сада;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Таким образом, социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение знаний, норм и ценностей, позволяющих ребенку чувствовать себя полноправным членом общества.

Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Человек начинает осваивать мир с младенчества, и этот сложный, многогранный процесс продолжается всю жизнь. Причем процесс социализации может осуществляться как в ходе стихийного взаимодействия с окружающим миром, так и в процессе целенаправленного приобщения человеку к социальной культуре. Интенсивность данного процесса на каждом возрастном периоде не одинакова. Например, младший дошкольник остро нуждается в эмоциональном контакте и познавательном общении со взрослым, во внимании к своим вопросам и максимально полных ответах на них. На данном возрастном этапе ребенку необходимо общение со сверстниками, он способен взаимодействовать с детьми в игре и коллективной работе. Вид деятельности ребенок тоже способен выбирать в соответствии со своими предпочтениями. Кроме того, уже в младшем дошкольном возрасте закладываются основы самосознанию.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируется потребность в устойчивых дружеских взаимоотношениях со сверстниками, в эмоциональной близости с ними, в уважении и сопереживании со стороны взрослых. Он способен общаться, ориентируясь на взаимосвязи в социальном мире; иметь устойчивые объединения со сверстниками для игры и реализации общих интересов; проявлять и более гибко использовать коммуникативные умения; способен осознать свое место в группе сверстников.

Как уже отмечалось выше, процесс социализации может быть стихийным и специально организованным. Рассмотрим методы и формы реализации задач целенаправленного социально-коммуникативного развития дошкольника в режимных моментах, в игре, в ходе образовательной деятельности, индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах

Режим дня – рациональная организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении, уникальная возможность выстраивать общение педагога с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей.

Общение – сложный многосторонний процесс, включающий эмоциональный, познавательный и оценочный компоненты (А.А. Леонтьев). Эмоциональный компонент – это обеспечение психологического комфорта, чувства защищенности; познавательный – удовлетворение потребности в получении знаний и их применении на практике; оценочный – развитие самооценки и адекватной оценки действий сверстников, взрослого.

Режим дня оказывает положительное влияние на процесс усвоения дошкольником социальных норм: он учится подчиняться общим правилам, выполнять просьбы и поручения воспитателя. Кроме того, существуют приемы, помогающие оптимизировать процесс социально-коммуникативного развития воспитанников. Приведем несколько примеров:

Традиции, которые педагог вводит, иногда заранее обговаривая их, иногда просто повторяя изо дня в день, пока дети их не усвоят;

– утро радостных встреч, когда принято, например, здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное;

– читательский день – один день в неделю, когда кто-то из детей приносит свою любимую книгу и все вместе читают ее и обсуждают;

– день любимой игрушки – один день в неделю, когда разрешается приносить любимую игрушку из дома и рассказывать о ней сверстникам.

· Условные сигналы, обозначающие переход от одного вида деятельности к другому:

  • – воспитатель звенит колокольчиком перед началом каждого занятия;
  • -воспитатель стучит в бубен, когда надо идти на утреннюю зарядку;
  • – устойчивая фраза воспитателя, сообщающего о том, что начинается интересная игра, например: «Я ребят своих зову в интересную игру».

· Символика группы (эмблема, гимн, флаг), отличающие её от других групп детского сада.

· Социальные знаки:

  • – повязка у дежурного по столовой, по занятиям;
  • – руль (любая другая игрушка) у того, кто ведёт строй на физкультуру, на прогулку;
  • – флажок у того, кто замыкает строй.

Педагоги могут привести много таких примеров.

Каждый из этих приемов не только способствует социализации и эффективному выстраиванию общения с детьми, но и помогает педагогу в организации их жизнедеятельности.

Социально-коммуникативное развитие в игровой деятельности

Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена разными видами деятельности, среди которых игра занимает особое место. В игре дошкольник и обучается, и развивается, и воспитывается.

Сюжетно-ролевые игры. Организуя игровую деятельность с детьми раннего возраста, педагог концентрирует усилия на обогащении их бытового опыта, проводит игры-показы («Угостим куклу», «Полечим и покормим собачку» и т.д.). Поддерживает сюжетно-отобразительные игры, в которых ребенок учится использовать предметы так, как это принято в обществе (ложкой едят, на машине ездят, перевозят груз и т.д.).

Воспитатель стимулирует появление у ребенка интереса к игре со сверстниками, демонстрирует и поощряет игры с использованием предметов-заменителей (кубик – котлета, найденные на прогулке палочки разной высоты – мама и малыш и т.д.), поддерживает самостоятельность детей в подборе игрушек.

Моделирование ситуаций в сюжетно-ролевой игре – важнейшее средство ориентации ребенка в особенностях деятельности взрослых, что имеет огромное значение для социального развития.

Младший дошкольник способен отличать игровое поведение от реального, принимать воображаемую ситуацию и действовать в ней.

С детьми третьего года жизни можно организовать совместные со взрослым инсценировки простых художественных текстов или ситуаций из детского опыта.

Старший дошкольный возраст – период расцвета сюжетно-ролевой игры: усложняются сюжеты, более разнообразными становятся роли, игра приобретает творческий характер. Ребенок стремится отразить в игре, помимо событий реальной жизни, свои фантазии. Дети любят самостоятельно распределять роли, облачать себя в соответствующие костюмы, использовать нужные атрибуты и аксессуары.

Беря на себя роль, они передают характерные особенности персонажа с помощью различных средств выразительности: голоса, мимики, жестов.

Педагогическое руководство игрой на этом возрастном этапе – помощь в освоении детьми реальной социальной роли, что способствует расширению рамок их социального познания.

Коммуникативные игры – это игры различной степени подвижности, в ходе которой необходим речевой, тактильный или иной контакт взрослого с ребенком, детей между собой. К ним можно отнести некоторые хороводные игры, словесные и ролевые.

Игры с правилами требуют соблюдения правил, заданных взрослым, обговоренных со сверстниками или предусмотренных самой игрой. Ребенок запоминает правила, действует в соответствии с ними, контролируя свои действия и действия сверстников, учится адекватно оценивать результат игры, принимать успех и неудачу. В таких играх активно формируется адекватная самооценка, развиваются различные социальные представления.

Социально-коммуникативное развитие в образовательной деятельности

Образовательная деятельность осуществляется в различных формах взаимодействия педагога с детьми: индивидуальной, подгрупповой и коллективной.

Индивидуальное и подгрупповое взаимодействие педагога с ребенком направлено, прежде всего, на закрепление того или иного материала, на работу с отстающими или часто болеющими детьми, в ходе которой осуществляются непосредственное общение, развитие коммуникативно-речевых навыков.

Коллективная деятельность способствует успешной социализации, формированию коммуникативных навыков. Для достижения общей цели дети учатся договариваться между собой и распределять обязанности, помогать в случае необходимости сверстнику, анализировать полученные результаты.

Непосредственно образовательная деятельность (занятие) – форма, предусматривающая общение взрослого с детьми, детей между собой. В ходе занятий участники обмениваются информацией, обсуждают и анализируют её, учатся применять полученные знания на практике.

Участие в опытно-экспериментальной деятельности (технология ТРИЗ, метод проектов) позволяет включиться в определенную систему получения знаний, что приводит к появлению нового типа отношений между ребенком и социальным окружением.

Деятельность в ходе реализации проекта направлена на результат, получаемый при решении значимой для ребенка проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить на практической деятельности. Чтобы добиться результата, воспитателю необходимо научить детей ставить цель, находить решение проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, организовывать деятельность для получения результата. Обязательным условием является презентация проекта: дети рассказывают, что изучали, где находили информацию, как её использовали, какой получили результат.

Взаимодействие участников образовательного процесса в ходе реализации того или иного проекта – уникальная возможность для совместной познавательной деятельности. Педагог и дети тесно общаются друг с другом, вместе ищут способы решения поставленных задач, вместе переживают радости и неудачи.

педагогический интеллект социальный коррекционный

Исследуя проблему социально-коммуникативного развития личности в теории педагогики и психологии, мы пришли к выводу, что определилась потребность, прежде всего, проанализировать психолого-педагогическую сущность феномена социально-коммуникативного развития. В определении понятия социально-коммуникативного развития сложность заключается в том, что необходимо найти такие формулировки, которые охватили бы то специфическое, что свойственно этому виду активности подростков как одному из видов социальной активности, что позволило бы отличить социально-коммуникативное развитие от любого другого социального явления.

С самого начала возникновения общество связано двойными отношениями: люди и природа и человек-человек. В первом варианте взаимоотношения человека с природой строго фиксированы как субъект и объект. Отношения второго варианта возникают на основе социальной практики, в процессе которой происходит обработка «людей людьми». Носители этого вида отношений представляют собой социальные сущности (социальные группы - первичные, вторичные, малые; коллективы и т.д.), а также личности, когда они выступают их представителями.

Социально-коммуникативное развитие в рамках дошкольной педагогики -- это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста. К ним можно отнести: формируемые бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержание общения, приобщение ребенка к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности - общении, игре, познании, в разных видах деятельности.

Детство - уникальный, самоценный период становления личности, имеющий ярко выраженную специфику возрастного развития, требующий особого психолого-педагогического сопровождения и условий. Детство - это основа, определяющая развитие человека на протяжении всей его жизни.

Сущность социального развития в более взрослом возрасте определяется как одна из линий связи человека между собой и социальной средой, как одна из характерных черт образа жизнедеятельности социального субъекта (личности, социальной группы, истории сообщества, общества), отражающая уровень направленности способностей, знаний, навыков, концентрацию волевых, творческих усилий на реализацию неотложных потребностей, интересов, целей, идеалов, благодаря освоению, сохранению, разрушению существующих или созданию новых условий, жизненно важных связей с природной и социальной средой, стимулированию личностных социальных качеств.

«Человек есть непосредственно природным существом... он наделён природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом», - подчеркивал К. Маркс .

Поэтому главным механизмом социализации является социальная деятельность человека, а условием и продуктом социализации выступают социальные стереотипы.

Становление личности предполагает стимулирование ценностной системы активности, «на основе которой осуществляется единый процесс сознания и действия» .

Ш.А. Надирашвили понимает социально - коммуникативную деятельность как «внутренний регулятор активности человека, который организует внутренние и внешние воздействия на него самого и его деятельность, и на основе их единства стимулирующий активность индивида в определенном направлении». По мнению Л. А. Старцевой, социальная активность личности выступает как качественное своеобразие деятельности, определяя при этом социальную деятельность как специфическую человеку форму активного отношения субъекта деятельности к окружающему миру: содержание деятельности составляет ее целесообразное изменение и преобразование.

Выбранный учеными подход, позволил выявить направленность мотивационных структур деятельности: индивидуальную (если индивидуальные мотивы преобладают над групповыми, а те, в свою очередь, над социальными), групповую, индивидуально-социальную, коммуникативную .

Г.А. Арсентьева, Б.А. Грудинин, Л.Е. Серебряков определяют социальную активность как меру социально деятельностной деятельности , ее качественно-количественную характеристику. В.И. Тернопольская, подчеркивая качественно-количественную определенность социальной активности, определяет ее количественные параметры: частотность, самодеятельность действий, поступков, степень внешнего стимулирования и самостоятельности, инициативности, творчества и тому подобное. К.В. Щербакова определяет социальную активность как «меру направленного действия, готовность материальных объектов вступать во взаимодействие с другими объектами, активность проявляет себя либо как особое поведение, или как способность, особое состояние».

В этих исследованиях нам предлагают определения социального развития как меры количественных и качественных характеристик деятельности. Под качественными характеристиками социально - коммуникативного развития понимают сознание, содержание, направленность деятельности, интересы и цели, мотивы, потребности, а под количественными - характеристики процесса развития и результаты деятельности (интенсивность, напряженность, временные затраты). Во втором случае понятие «мера» свидетельствует о неправильном понимании закона перехода количественных изменений в качественные.

Ряд ученых характеризует социальное развитие как особое свойство личности, ее качество. Т.М. Мальковская определяет социальную активность следующим образом: «Социальная активность - это интегральное свойство, характеризующее состояние субъекта в процессе взаимосвязей действия в деятельности, необходимость которой обусловлена??общественно значимыми целями».

Социально-коммуникативное развитие направлено на:

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе .

Ю.В. Волков предлагает рассматривать социальное развитие как черту личности или какой-то общности людей, которая характеризует ее участие в решении практических задач, стоящих перед обществом в конкретных общественно-исторических условиях, выделяя такие виды общественной активности: трудовая, творческая активность, освоение знаний и опыта, социально политическая активность, военно-патриотическая активность, культурно-творческая активность.

А.В. Сластёнин в широком смысле понятия «социальная активность» предполагает наличие трех крупных блоков, без учёта характеристик в которых понятие «социально-коммуникативная активность» в его эмпирическом представлении становится недостаточно полным. Первый блок - это устойчивые внутриличностные убеждениями, которые формируются в процессе развития и воспитания, активного взаимодействия личности с окружающим миром и характеризует человека как общественное существо, обеспечивая его самоценность как индивидуальность. Второй блок - это сам процесс деятельности. Третья составляющая социальной активности -условия и факторы ситуации, в которой действует индивид .

Понимание социальной активности как деятельности иногда сводится к активной жизненной позиции. Так, отождествляется понятие «социальная активность» с активной жизненной позицией. О.К. Рычков отмечает, что понятие «активная жизненная позиция» по своему содержанию близко к понятию «социально активная личность», которое отражает основное свойство социальной активности личности, связанное с необходимостью выбора ценностных ориентаций и поведения в соответствии с собственными убеждениями.

Поскольку каждое свойство имеет признаки, которые его характеризуют, остановимся на признаках социального развития. Ученые выделяют такие признаки, как: ориентированная целевая установка деятельности на общественный прогресс; направленная деятельность на выполнение общественных задач; мотивация, основанная на мировоззрении, морали и идеологии общества; понимание общественно значимого значения дела; сочетание личностных и общественных интересов; готовности прийти на помощь; стремление овладеть необходимыми умениями для выполнения конкретного дела; интерес, готовность к общественной деятельности; фактическое участие в ней и проявление социальной ответственности; самостоятельности, инициативности; общение выступает как форма и средство проявления общественных отношений, как особый вид совместной деятельности.

О.К. Рычков под критериями, определяющими социально-коммуникативное развитие личности, понимает совокупность количественных и качественных показателей, на основе которых проявляются ее существенные качества, а также степень их проявления в деятельности, выделяя при этом как надежный критерий - деятельность личности, ее направленность, характер, интенсивность. Но, к сожалению, автор рассматривает критерии социально-коммуникативного развития через призму эмпирических характеристик деятельности. В данном случае постулируются показатели деятельности .

Коммуникативность представляет собой ценностные характеристики личности в современном мире, характеризующиеся наличием у личности способностей и возможностей для изменения условий жизни и самого себя, то есть проявления социально-коммуникативной активности. Сейчас коммуникативность личности выражает общечеловеческие и индивидуальные интересы человека.

Теорию коммуникативного воздействия развил немецкий социальный философ Ю. Хабермас, который выделил четыре идеальные типа социального воздействия: стратегическое (действие руководствуется эгоистическими целями), нормативное (подчинение действия общепринятым нормам и ценностям), драматургическое (игра на публику, создание собственного имиджа), коммуникативное (непринужденное согласие участников действия для достижения общих результатов в определенной ситуации). Ю. Хабермас ищет пути, которые вывели бы общество из кризиса, в котором оно оказалось, и делает акцент на человеческом взаимодействии - «интеракции» (коммуникации) и в этой связи выделяют три интереса :

1) «технический», познавательный интерес, характеризующий точные науки;

2) «практический» интерес (человеческая интеракция);

3) эмансипированный, «освобождающий» интерес.

Деятельность всегда определенным образом связана с проявлением коммуникативной активности личности. Проблемами коммуникации занимаются представители разных наук: философы, культурологи, лингвисты, педагоги, психологи, социологи. Но на сегодня в научной литературе отсутствует четкая концепция изучения «коммуникации» как социального феномена.

Коммуникативное развитие рассматривают как составную жизненного развития человека, наряду с познавательным, ценностно ориентационным, практически-преобразовательным и художественным и предлагают следующую структуру коммуникативной деятельности:

Коммуникативный потенциал (имманентные от рождения задатки человека к общению с себе подобными);

Коммуникативная компетентность (приобретенный опыт человека в процессе социального взаимодействия);

Социально-коммуникативная активность (коммуникативно- исполняющее мастерство личности) .

Существует два основных подхода к определению сущности понятия «коммуникации» (общение) - деятельностный и информационный: «...деятельность является активностью, направленной на превращение объекта, а общение - это взаимодействие, где объект и субъект совпадают» ().

Стоит обратить внимание на систему коммуникативных умений (), в которую вошли: интерактивные умения (умение применять правила этикета, проявлять доброжелательность и привязанность, умение ориентироваться в разных условиях, умение прогнозировать свое поведение и поведение партнера, умение найти компромисс, убеждать, сохранять внутреннюю автономию в ситуации общения, управлять собой, умение инициировать общение, устанавливать контакт, умение соблюдать нормы и правила адекватной оценки поведения партнера, умение дифференцировать невербальное поведение партнера); информативные умения (умение быть конкретным в выражениях, умение генерировать идеи и формировать их, умение осуществлять коммуникацию).

«Коммуникация - как утверждал К. Ясперс, - это жизнь человека среди других людей» .

В теории психологии одним из самых перспективных и динамических разделов стала психология межличностного общения. «Как бы человек не пытался, - отмечают психологи, - он не может не коммуницировать» (АВТОР ).

Таким образом - это уже социальная коммуникация, которая становится условием консолидации и согласия в нашем разобщенном, индивидуализированном, прагматическом обществе.

Критерий социально-коммуникативной активности как соотношение деятельности и самодеятельности в процессе межличностного взаимодействия достаточно важен, а именно: преобладание внешних и внутренних побуждений; доминирование в деятельности репродуктивных или творческих компонентов; приспособление к обстоятельствам или творение их; соотношение устойчивого проявления данного качества личности в поведении, действительности, социально-коммуникативной деятельности .

Проблема критериев социально-коммуникативной активности весьма дискуссионная, но, без сомнения, критерий социально-коммуникативной активности имеет комплексную природу. Начальными социологическими показателями этого феномена рассматривают социальную направленность и самодеятельный характер проявления субъектом активности ().

Учитывая это, с пониманием критерия социально-коммуникативного развития тесно связана и проблема его структуры.

По мнению А. К. Колосовой, в структуре социально-коммуникативного развития есть два аспекта: отношение к содержанию деятельности и отношения к социальной ценности деятельности. В.А. Сластёнин доказывает, что социально-коммуникативная активность как системное образование содержит три компонента: аффективный, праксеологический и объединяет вместе когнитивный и аксиологический компоненты.

Другую интерпретацию предлагает Е.В. Андриенко, выделяя в структуре феномена четыре ведущие компонента: аксиологический компонент, который отражает общую направленность позиции субъекта активности в отношении социально значимой деятельности; когнитивный компонент, отражающий уровень осознания субъектом необходимости такой активности; аффективный компонент, выражающий подачу значимости этой активности в эмоциональную сферу субъекта; праксеологический компонент, который находит свое выражение в соответствующих операционных установках субъекта .

А.В. Петровский рассматривает три возможных сферы социальной реализации личности по критерию действие - взаимодействие - результат этого действия (соответственно - интраиндивидуальной, интериндивидуальной и метаиндивидуальной сферы), причем основой этой активности является важнейшая социогенная потребность человека - «потребность быть личностью, потребность в персонализации» .

Таким образом, наличие вышеприведенной структуры, критериев и признаков социально-коммуникативного развития говорит о существовании различных уровней сформированности данного феномена.

Рассматривая уровни социальной активности как меры развития способности личности, социальной группы сознательно влиять на окружающую среду, изменяя и преобразовывая ее в соответствии с задачами общества, И. А. Филиппова выделяет шесть уровней социальной активности .

Нам более импонируют положение, выделяющее четыре уровня социально-коммуникативного развития: нулевой (стойкая социально-коммуникативная пассивность ученика), низкий (ситуативная, неустойчивая социально-коммуникативная активность школьника), средний (стойкая социально-коммуникативная активность, но творческие элементы проявляются в деятельности ситуативно), высокий (стойкая социально-коммуникативная активность с преобладанием в деятельности творческих элементов).

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста это не просто важная составляющая воспитания, но и необходимый элемент без которого невозможно формирование полноценной личности ребенка в будущем.

Каждый малыш по своей натуре первооткрыватель мира и его любопытство не знает границ, особенно на раннем этапе развития. По мере взросления и под воздействием таких факторов как семья, окружение, детский сад, он либо, сохраняет детскую непосредственность и продолжает с радостью идти на контакт, познавая мир, либо становиться неспособным выстраивать даже самые простые отношения со сверстниками и утрачивает способность коммуникативного общения.

Особенно четко данная проблема прослеживается в современном мире, когда ребенок уже в возрасте 2 – 3 лет предпочитает общению компьютерные игры, а коллективной игре просмотр телевизора. Тем самым он лишает себя возможности развивать коммуникационные навыки, что в конечном итоге приводит не только к дефициту общения как такового, но и к значительным сложностям и проблемам в процессе социализации.

Итогом становиться ситуация, когда ребенок, например, отправляясь в 1 класс, не умеет общаться со сверстниками. Они ему кажутся какими-то чужими, он не знает о чем с ними говорить, как с ними играть, а если его, не дай Бог, кто-то обидит, он сразу замыкается и еще больше отдаляется. Как правило, учителям в этом случае некогда разбираться в сути возникшего конфликта и все сводиться к простому заключению – раз ребенок не может дружить и общаться, значит, он «плохой и невоспитанный».

На самом же деле проблема не в том, что с ребенком что-то не так, а в том, что его просто не научили ему не показали, как правильно строить свои отношения со сверстниками и как с ними общаться. Он просто этого не умеет делать и как следствие, либо сторонится всех, либо провоцирует конфликт.

Подобные ситуации в раннем возрасте накладывают большой отпечаток на его психику и формирование личности в целом. И навряд ли, такой ребенок вырастет общительным, веселым, целеустремленным и уверенным в себе человеком. А это уже прямая дорога к неудачам в трудовой деятельности и личной жизни.

Так что же такое социально-коммуникативное развитие детей, а главное – как правильно к нему подготовиться и дать ребенку все необходимые основы и навыки общения?

Что представляет собой социально-коммуникативное развитие ребенка

Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.

Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.

Если выражаться обыденным языком, то социально-коммуникативное развитие необходимо ребенку для того, что бы в будущем, когда он пойдет в школу, поступит в ВУЗ или устроится на работу, он не испытывал трудностей в общении с другими людьми и стал полноценным членом общества.

Можно с полной уверенностью сказать, что процесс приобретения коммуникативной компетенции длительный, непростой, а посему начинать развивать ребенка в данном направлении необходимо с раннего возраста.

Основные цели и задачи социально-коммуникативного развития дошкольников

Основной целью социально-коммуникативного развития в дошкольном возрасте является безболезненная и своевременная социализация ребенка, путем приобщения его к принятым нормам общения, взаимоотношению между сверстниками и старшими, а так же к принятым общекультурным традициям в семье и государстве в целом.

Согласно ФГОС, каждое дошкольное образовательное учреждение имеет специальную программу, следуя которой достигаются все поставленные цели в развитии ребенка. И в данном случае, конечная цель – социализация ребенка – может быть успешно достигнута благодаря правильно поставленным задачам, основными из которых будут следующие:

  • Усвоение основных моральных норм и ценностей, принятых в обществе.
  • Помощь ребенку в освоении основных правил общения со сверстниками и старшими членами общества.
  • Формирование у ребенка самостоятельности и умения принимать решения.
  • Помощь ребенку в освоении основных эмоциональных составляющих общения – сопереживание, отзывчивость, милосердие.
  • Формирование у каждого ребенка уважения к своей семье, сверстникам, старшим и обществу в целом.
  • Помощь в формировании у ребенка позитивных установок по отношению к труду и творчеству.
  • Формирование у ребенка готовности к совместному труду и отдыху.
  • Формирование у дошкольника основ безопасного поведения для собственной жизни и жизни окружающих, причем во всех сферах жизни – дома, в обществе, на природе.


Успешное решение данных, поставленных задач, позволяет выразить надежду на то, что основная цель социально-коммуникативного развития ребенка младшей, средней группы и более старшего возраста, будет достигнута, и к переходу в качественно новую среду – школу – ребенок будет подготовлен, что не вызовет у него трудностей и значимых проблем.

Игра, как лучший способ социально-коммуникативного развития ребенка любого возраста

Еще педагог и новатор В. А. Сухомлинский говорил: «Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

Именно игра, может стать верным помощником и воспитателей, и родителей в процессе социально-коммуникативного развития ребенка. Ведь даже для детей старшего возраста, не говоря уже о малышах, игра была и остается ведущим видом деятельности, а общение во время игры, ее неотъемлемой составляющей.

Большую роль игровой деятельности и ее значению в жизни ребенка, отводил и психолог Л. С. Рубинштейн , который отмечал, что только во время игры ребенок не просто исполняет чужую роль и имитирует чужую личность, но и расширяет, углубляет и обогащает собственную. А в результате - это облегчает ему понимание окружающего мира и происходящих в нем событий.

Однако игра игре рознь, и то, что интересно малышу может совершенно не заинтересовать ребенка 4 – 5 лет. Поэтому игровая деятельность должна не только соответствовать возрасту ребенка, но и давать ему ощущение управления происходящими событиями. Только в этом случае он не только постигнет смысл и всю важность человеческих отношений, но и осознает свое место в них. А это уже сформирует необходимые навыки и опыт общения, который ему пригодиться и на данном этапе, и в будущем.

Так, для детей младшего возраста (2 – 3 года) подойдут обычные сюжетно-ролевые игры на любую тематику «Игра в магазин», «Игра в доктора», «Игра в дочки-матери» и т.д. При этом важно, чтобы в игре принимал участие взрослый – папа, мама, бабушка, дедушка, воспитатель – потому как именно взрослый, своим примером должен показать ребенку, как правильно здороваться, заводить разговор, вести беседу, получить желаемое или наоборот, отказаться от чего-то.

Ребенка среднего возраста может заинтересовать игра «Эмоция», когда он получает неоценимый опыт выражения не только собственных эмоций, но и учится распознавать их в других детях, и адекватно на это реагировать. При этом ребенка можно попросить нарисовать свою эмоции или изобразить ее, в то время как остальные участники игры (дети или взрослые) должны будут отгадать, что чувствует ребенок.

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить поиграть в «Ситуацию», когда взрослый участник игры предлагает ребенку смоделировать ту или иную ситуацию. Например, тебе дали 10 яблок и ты с ними пришел в сад – что ты будешь с ними делать? Съешь сам, поделишься с друзьями или отдашь воспитателю. При этом важно, чтобы ребенок вслух объяснял свои действия и мотивацию поступка.

Или, ты выиграл в соревновании, а твой друг (подруга) нет, и он очень расстроен. Что ты будешь делать?

Такие игры дают ребенку не только прекрасный опыт общения, тем самым развивая его социально-коммуникативные навыки и формируя коммуникативную компетенцию в будущем, но и подготавливают его к безболезненной социализации. Когда ему придется самостоятельно, без мамы, папы и воспитателя, переступив порог относительно взрослой жизни, принимать решения, реагировать на происходящие события и участвовать в них.

Видео

Видео-презентация на тему: