Механизм влияния моды на социальное поведение студенчества. Анализ данных социологического исследования об отношении респондентов к моде как явлению современной действительности Отношение русской молодежи к моде

Fashion has always had a huge influence on people around the world. The main reason why we try to follow the latest fashion trends is a desire to look stylish, attractive, popular and more confident. Generally people judge a new person by his appearance and his clothes and only then, by his inner qualities. There is a proverb: “Good clothes open all doors.” That’s why we do our best to make a favourable impression on others. We spend a lot of money to keep up with fashion and buy designer clothes.

Fashion often means style, glamour and success. It is also a big business. It’s hard to resist the temptation to buy some brand-name clothing in our modern world. Every day we pass by colourful shop-windows, we see plenty of ads everywhere: on buses, billboards, TV and in magazines. Many teenagers pay too much attention to their friends’ and classmates’ appearance. Sadly, if some parents are not able to afford buying trendy clothes with fashion labels, their kids often become outsiders. So clothes usually separate people into social groups.

In my opinion every person can have his own style and look unique. He should choose clothes according to his taste, age, job, constitution and character. I am glad to say that I don’t pay so much attention to fashion and I am not its victim. I don’t care too much about what other people wear. The most important thing for me in the outlook is neatness, natural look and beauty. And it should certainly suit the occasion. I must admit that some fashionable clothes are quite ridiculous and unpractical. There was a time, for instance, when young people wore baggy clothes, shoes on enormous platforms, red hair, black fingernails and bright make-up. To my mind, it was just a silly waste of money. Besides, if a person doesn’t have a good taste he is not able to put things together and look attractive and stylish even in fashionable clothes.

Перевод

Мода всегда имела огромное влияние на людей по всему миру. Основной причиной, почему мы пытаемся следовать последним тенденциями моды, является стремление выглядеть стильными, привлекательными, популярными и более уверенными. Как правило, люди оценивают нового человека по его внешности и одежде, и лишь потом, по его внутренним качествам. Есть пословица: «Хорошая одежда открывает все двери.» Поэтому мы делаем все возможное, чтобы произвести благоприятное впечатление на других людей. Мы тратим много денег для того, чтобы не отставать от моды и покупать дизайнерскую одежду.

Мода часто означает стиль, гламур и успех. Это также и большой бизнес. Трудно устоять и не купить какую-нибудь вещь престижной марки в нашем современном мире. Каждый день мы проходим мимо ярких витрин магазинов, мы видим много рекламы повсюду: на автобусах, на рекламных щитах, по ТВ и в журналах. Многие подростки обращают слишком пристальное внимание на внешний вид своих друзей и одноклассников. К сожалению, если родители не могут себе позволить покупать стильную одежду с модными этикетками, то их дети часто становятся аутсайдерами. Таким образом одежда обычно разделяет людей на социальные группы.

По моему мнению, каждый человек может иметь свой стиль и выглядеть уникальным. Он должен выбирать одежду по своему вкусу, в соответствии с возрастом, работой, телосложением и характером. Я рада сообщить, что не обращаю много внимания на моду, и я не являюсь ее жертвой. Меня не слишком волнует то, во что одеты другие люди. Самым важным для меня в наряде являются аккуратность, естественность и красота. И, разумеется, он должен соответствовать ситуации. Должна признаться, что некоторая модная одежда довольно нелепа и непрактична. К примеру, было время, когда молодежь носила мешковатую одежду, обувь на невероятно высокой платформе, красные волосы, черные ногти и яркий макияж. По-моему, это было глупой тратой денег. Кроме того, если у человека отсутствует чувство вкуса, то он не сможет сочетать вещи и выглядеть красиво и стильно, даже в модной одежде.

УДК 316.4.06+330.567.22

МОДА КАК ФАКТОР ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

© Анастасия Олеговна СОРОКОЛЕТОВА

студентка факультета экономики и менеджмента Юго-Западный государственный университет 305040, Российская Федерация, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94 E-mail: [email protected]

Представлено видение проблемы влияния моды на формирование потребительского поведения молодежи в условиях современного состояния общества. Выдвинуто и обосновано предположение о том, что мода сегодня определяет не только предпочтения в одежде или аксессуарах, но и определяет выбор общей модели поведения. Индикатором такой ситуации, например, выступает мода на профессию, что проявляется уже на стадии обучения молодых людей в школе. Данные феномены иллюстрируют ценности и идеалы общества потребления, где консюмеризм становится стилем не только потребления, но и образа жизни. Политически декларированные цели инноватизации экономики также парадоксальным образом способствуют такой ситуации. Это связано с тем, что инновации приобретают ценность, лишь становясь технологией широкого потребления. Обладание высокотехнологичными объектами определяют статусность и демонстративность потребительского поведения молодежи. В такой среде «ценностной тесноты» нивелируются традиционные ценности гуманистического развития.

Ключевые слова: мода; молодежь; потребление; социальные ценности; биографические стратегии

Современное общество находится в состоянии социальной аномии, характеризующейся, в первую очередь, нивелированием традиционных ценностей социокультурного развития. Это связано как с духовным кризисом общественного мировоззрения, так и с небывалым уровнем развития технологий. Коммерциализация отношений иллюстрирует устойчивость социокодов прагматизма, сменяющих альтруизм и другие формы гуманистической парадигмы. В ответ бурное развитие мировой и национальной экономики формирует принципиально новые типы потребления, расширяя сферу услуг, постоянно обновляя ассортимент предлагаемых товаров. Конкуренция в этом обновленном мире по-прежнему строится на борьбе за потребителя, стимулировании спроса посредством распространения идеологии консюме-ризма. Ценности общества потребления формируют и соответствие ценности, так как, по К. Мангейму, ценностный акцент переносится на весь феномен культуры .

Такие социально-экономические и культурные тренды предполагают постоянное обновление предложения на рынке товаров и услуг. Идеология самого курса инноватизации, который провозглашен в России, строится именно на ценностно-нормативной матрице общества потребления . Это связано с тем, что ликвидность инновации на

рынке возможна лишь тогда, когда она становится технологией широкого потребления. Для стимулирования же спроса на инновации формируется мода на них. Кроме того, утверждается, что сама мода - источник, результат и показатель высокой степени инно-вационности .

Мода как таковая является двигателем торговли, но и обладает чертами социально-психологического феномена. «Особенное влияние мода оказывает на современную молодежь, так как она по своим социально-психологическим характеристикам изначально ориентируется на обновление, на новое» . При этом М.В. Яковлева отмечает следующее: «быть в моде» и «создавать моду» - понятия различного порядка, но часто, благодаря феномену демонстративности этой сферы, они воспринимаются как синонимы. Сегодня в зоне внимания моды все стороны жизнедеятельности человека...» .

Будучи феноменом, проявляющимся в стандартизации не только форм внешней атрибутики (одежды, украшений, предметов-быта), но и определяющим сами нормы тех или иных форм поведения для молодежи, ввиду ее возрастных социально-психологических особенностей, мода имеет крайне актуальное значение.

2017. Т. 3, вып. 3 (11)

Для молодежи крайне важен следующий, хотя и не осознаваемый ей самой, факт: «мода является прорывом к иной, игровой социальности. Акцент в характеристике моды и идентичности смещается в сторону игры, ее привлекательности для современного человека и общества. В игре присутствует то, чего так не хватает и в то же время чем так насыщено современное общество - безграничная вариативность, неожиданность, а главное -удовольствие, ощущение свободы, точнее, ее иллюзия» .

«Потребляя определенные товары, как необходимые для существования, так и своего рода «излишества», человек тем самым конструирует свой уникальный образ, складывающийся из множества деталей. Так как потребляемые объекты заключают в себе не только практические, но и символические свойства, это позволяет индивиду удовлетворить основную потребность и продемонстрировать что-либо себе и окружающим» .

Молодым людям свойственно потребление именно демонстративное, которое соответствует их общему стремлению к самоутверждению, поиску своего статуса в системе сложных социально-экономических отношений общества, которое к тому же находится в состоянии разбалансированности ценностно-нормативного пространства. И несмотря на то, что традиционно модность объекта потребления определялась его редкостью, эксклюзивностью, доступностью лишь немногим, сегодня эти тенденции меняются. Отмечается: «...считалось, что лидерами моды могут быть только представители высшего социального класса, а именно богатые люди, элита, способные приобретать роскошные изделия. Однако сегодня модой интересуются и представители социальных групп, не имеющих больших доходов, но обладающих fashion-сознанием, то есть способностью распознавать модные тенденции и следовать им. Новые стили рождаются во всех социальных слоях. <. > Индустрия моды заимствует стили этих групп и делает их доступными для всего общества через массовое производство модных продуктов» .

Поэтому молодежь, в большинстве своем не имея возможности потреблять эксклюзивные модные объекты, может интегрироваться в общий процесс потребительской гонки. Здесь мы наблюдаем современный феномен

размывания границ между массовой и элитарной культурой, во многом обусловленный именно развитием и доступностью технологических инноваций, их массовизацией.

Также крайне любопытным для изучения в нашем аспекте является факт гендерной унификации моды, что, как нам кажется, также является инструментом повышения спроса на объекты потребления. «Грань различия между образами «мужского» и «женского» в современной культуре, в том числе и в моде, стирается» . «Унисекс» как стиль сулит гораздо большие прибыли ввиду массовости потребления унифицированности товара или услуги в рамках такого стиля жизни.

В.О. Щегловская отмечает: «Мода для молодежи - это течение стиля, которое поддерживает и соблюдает огромная социальная масса. Современные молодые люди положительно относятся к модным, и выбор модных тенденций формируется при помощи их знакомых или родных. <. > Для того чтобы совершить какую-либо покупку, современная молодежь чаще всего обращается за советом к друзьям - 24 %, в данном случае мотивацией является необходимость в одобрении со стороны членов группы, разделяющей те же ценности» .

Однако не только одежда и модные «гаджеты» характеризуют современный потребительский стиль молодежи. Сами политически инициированные реформы современного образования привели к возникновению моды на него. Являясь сегодня по сути сферой услуг, российское образование также становится объектом потребления, и его социальная ценность в общественном сознании молодежи заменяется экономической.

Ценности современной эпохи «общества потребления» сами диктуют ценности демонстративной траты, обладания статусным объектом как атрибутом престижа. Уходящее поколение уносит с собой и иные ценности, такие как альтруизм, человеколюбие и аналогичные. Современная молодежь социализируется и реализует усвоенные социокоды консюмеристкой культуры в условиях «ценностной тесноты» .

Например, исследование Д.Е. Овчинникова показало: даже большинство опрошенных школьников уже считают, что поведение человека в первую очередь определяется мо-

дой. Но лишь немногие респонденты осознают, что выбор профессии определяется модой. Родители школьников осознают данный факт в еще меньшей степени. При этом опрошенные учителя школ осознают этот факт в значительной степени .

В условиях, когда образовательная система должна формировать, по заявлению некоторых политиков, такой тип личности, как «квалифицированный потребитель», трудно надеяться на сохранение традиционных идеалов образования, направленных на формирование у человека целостной картины мира, а не навыков «квалифицированного» потребления.

Сегодня образование, инновационные высокотехнологичные устройства, одежда и прочие атрибуты являются в определенном смысле фетишами, к обладанию которыми стремится молодежь, зачастую не обладая ни материальными, ни интеллектуальными ресурсами, соответствующими их потребностям. В условиях дефицита смыслов в социальной биографии молодежи культура общества потребления формирует смыслы кон-сюмеризма, то есть выполняет компенсаторную функцию . В таком контексте и сама мода обладает компенсаторной функцией, позволяя восполнять неудовлетворенные или недостаточно удовлетворенные потребности, являясь регулятором социальных потребностей . Соответственно, современная молодежь вынуждена компенсировать дефицит смыслов культуры в объективации целей потребительского поведения, его значимости, выходящей далеко за рамки рациональности и необходимости, собственно здравого прагматизма.

Список литературы

1. Мангейм К. Избранное: Социология культуры. Москва; Санкт-Петербург: Университетская книга, 2000.

2. Зотов В.В., Каменский Е.Г., Боев Е.И. Развитие методологии управления инновациями: от процесса к личности // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Философия. Социология. Право. 2010. № 14. С. 84-90.

3. Кравчук П.Ф., Каменский Е.Г., Боев Е.И. Интеграционные характеристики инновационного потенциала личности // Известия Курского государственного технического университета. 2010. № 2 (31). С. 116-121.

4. Лунева И.В. Адаптивная функция моды как фактор социализации личности // Социогу-манитарный вестник. 2010. № 1 (4). С. 75-77.

5. Щегловская В.О. Влияние моды на формирование потребительского поведения молодежи // Вестник магистратуры. 2016. № 9 (60). С. 31-33.

6. Яковлева М.В. Феномен «модной профессии» в современной культуре // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 1. С. 42-46.

7. Масленцева Н.Ю. Социологический анализ тенденций моды // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. № 8. С. 92-97.

8. Попсуева А.А. Мода как социальный фактор демонстративного потребления в процессе общественного развития // Теория и практика общественного развития. 2013. № 1. С. 71-73.

9. Бегма Ю.С. Экономика моды: реальность или игра слов // Вестник РГГУ. Серия Экономика. Управление. Право. 2011. № 10 (72). С. 204213.

10. Боровкова И.В. Амбивалентность мужского образа в современной моде // Культура и цивилизация. 2012. № 2-3. С. 131-139.

11. Буданов В.Г. Образование эпохи большого транзита: риски, формы, технологии // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2015. Т. 31. № 2 (199). С. 37-51.

12. Овчинников Д.Е. «Мода на профессию» как фактор выбора образовательной стратегии учащихся // Вестник Самарского государственного университета. 2010. № 1 (75). С. 5763.

13. Буданов В.Г., Сороко Э.М., Асеева И.А. Инновационные технологии в образовательных средах на основе самоорганизации студенче-ско-преподавательского сообщества // Философия и культура. 2012. № 12. С. 104-109.

14. Соболева К.Ю., Ильина Т.Г. Исследование влияния моды на финансовые предпочтения потребителей // Актуальные вопросы современной науки. 2013. № 30-2. С. 179-185.

1. Mangeym K. Izbrannoe: Sotsiologiya kul"tury . Moscow, St. Petersburg, Universitetskaya kniga Publ., 2000. (In Russian).

2. Zotov V.V., Kamenskiy E.G., Boev E.I. Razvitie metodologii upravleniya innovatsiyami: ot prot-sessa k lichnosti . Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sot-

2017. T. 3, Btm. 3 (11)

siologiya. Pravo - Belgorod State University Scientific Bulletin. Philosophy. Sociology. Law,

2010, no. 14, pp. 84-90. (In Russian).

3. Kravchuk P.F., Kamenskiy E.G., Boev E.I. Inte-gratsionnye kharakteristiki innovatsionnogo po-tentsiala lichnosti . Izvestiya Kurskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta , 2010, no. 2 (31), pp. 116-121. (In Russian).

4. Luneva I.V. Adaptivnaya funktsiya mody kak faktor sotsializatsii lichnosti . Sotsi-ogumanitarnyy vestnik , 2010, no. 1 (4), pp. 75-77. (In Russian).

5. Shcheglovskaya V.O. Vliyanie mody na formi-rovanie potrebitel"skogo povedeniya molodezhi . Vestnikmagistratury , 2016, no. 9 (60), pp. 31-33. (In Russian).

6. Yakovleva M.V. Fenomen «modnoy professii» v sovremennoy kul"ture . Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo univer-siteta kul"tury i iskusstv - Bulletin of Saint-Petersburg State University of Culture and Arts,

2011, no. 1, pp. 42-46. (In Russian).

7. Maslentseva N.Yu. Sotsiologicheskiy analiz ten-dentsiy mody . Vestnik Tyumenskogo gosu-darstvennogo universiteta - Tyumen State University Herald, 2011, no. 8, pp. 92-97. (In Russian).

8. Popsueva A.A. Moda kak sotsial"nyy faktor de-monstrativnogo potrebleniya v protsesse ob-shchestvennogo razvitiya . Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya - Theory and Practice of Social Development, 2013, no. 1, pp. 71-73. (In Russian).

9. Begma Yu.S. Ekonomika mody: real"nost" ili igra slov . Vestnik RGGU. Seriya Ekonomika. Upravlenie. Pravo - RSUH/RGGU Bulletin. Economics. Management. Law, 2011, no. 10 (72), pp. 204-213. (In Russian).

10. Borovkova I.V. Ambivalentnost" muzhskogo obraza v sovremennoy mode . Kul"tura i tsivilizatsiya - Culture and Civilization, 2012, no. 2-3, pp. 131-139. (In Russian).

11. Budanov V.G. Obrazovanie epokhi bol"shogo tranzita: riski, formy, tekhnologii . Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosu-darstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsi-ologiya. Pravo - Belgorod State University Scientific Bulletin. Philosophy. Sociology. Law, 2015, vol. 31, no. 2 (199), pp. 37-51. (In Russian).

12. Ovchinnikov D.E. «Moda na professiyu» kak faktor vybora obrazovatel"noy strategii uchash-chikhsya ["Fashion on the profession" as a factor of students choice for educational strategies]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo univer-siteta - Vestnik of Samara State University, 2010, no. 1 (75), pp. 57-63. (In Russian).

13. Budanov V.G., Soroko E.M., Aseeva I.A. Inno-vatsionnye tekhnologii v obrazovatel"nykh sre-dakh na osnove samoorganizatsii studenchesko-prepodavatel"skogo soobshchestva . Filosofiya i kul"tura - Philosophy and Culture, 2012, no. 12, pp. 104-109. (In Russian).

14. Soboleva K.Yu., Ilina T.G. Issledovanie vli-yaniya mody na finansovye predpochteniya pot-rebiteley . Aktual"nye voprosy sovremennoy nauki , 2013, no. 30-2, pp. 179-185. (In Russian).

UDC 316.4.06+330.567.22

FASHION AS A FACTOR OF CONSUMER BEHAVIOR OF YOUTH Anastasiya Olegovna SOROKOLETOVA Student of Economics and Management Faculty Southwest State University

94 50 Let Oktyabrya St., Kursk, Russian Federation, 305040 E-mail: [email protected]

Vision of a problem of fashion influence is presented on formation of consumer behavior of youth in the conditions of a current state of society. The assumption is made and founded that the fashion defines today not only preferences in clothes or accessories, but also it is a choice of the general model of behavior. As the indicator of such situation, for example, the fashion on a profession that is shown already at a stage of training of young people at school acts. These phenomena illustrate values of consumer society, ideals where the consumerism becomes the style of not only consumption, but also of a way of life. Politically declared purposes of an innovatization of economy also promote such situation in paradoxical way. It is connected with the fact that innovations get value only becoming technology of broad consumption. The possession by hi-tech objects is determined by a statusness and a demonstrativeness of consumer behavior of youth. In such environment of "valuable narrowness" traditional values of humanistic development are leveled.

Key words: fashion; youth; consumption; social values; biographic strategy

Для цитирования: Сороколетова А.О. Мода как фактор потребительского поведения молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. Тамбов, 2017. Т. 3. Вып. 3 (11). С. 88-92.

For citation: Sorokoletova A.O. Moda kak faktor potrebitel"skogo povedeniya molodezhi . Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Obshchestvennye nauki - Tambov University Review. Series: Social Sciences, 2017, vol. 3, no. 3 (11), pp. 88-92. (In Russian).

Работа состоит из 1 файл

Байкальский Государственный Университет Экономики и Права

Кафедра социологии и социальной работы

Отчет

о выполнении практической работы на тему:

«Мода среди молодежи. Необходимость или реальность»

Выполнили: студенты группы ПД-08-4

Стрельцова А.В.

Егодуров С.А.

Катков Д.М.

Лопаткин В.С.

Проверила: Седых Ольга Геннадьевна

Иркутск 2009

« Мода среди молодежи: необходимость или реальность ».

Часть I. Программа исследования.

  1. Актуальность темы .

Отношение к моде у молодежи намного сильнее выражено, чем у старшего поколения.

Поэтому влияние моды на этот слой общества невероятно высок. Направления в моде могут объединять людей в субкультуры, причем внешний вид может рассказать об их внутреннем мире и взглядах на жизнь.

Цель : выяснить, насколько сильно влияние моды среди молодежи.

Задача: важнейшей задачей нашего исследования мы считаем сбор как можно большего количества материала, используя социологический опрос.

  1. Предмет исследования: мода среди молодёжи.

Объект исследования : студенты 17-20 лет.

  1. Гипотеза : Все интересуются модой.
  1. Инструментарий – бланк-анкета.
    • Почему анкетирование ?

Мы выбрали вид социологического исследования - анкетирование, потому что он легче, проще, обхват больше, соответственно точность исследования улучшается.

Интерпретация и операционализация

Расчет выборочной совокупности. Интерпретация и операционализация

основного понятия исследования.

Расчет выборочной совокупности.

В нашем исследовании генеральной совокупностью является молодежь в возрасте 17-20 лет. Выборочная совокупность составила 33 человека: 15 муж. и 18 жен. пола. Мы проводим выборочное исследование при помощи анкетирования и не претендуем на большую репрезентативность полученных данных. Данным исследованием мы хотим выяснить влияние моды на современную молодежь.

Вопрос № Вариант ответа Количество ответов Процентное отношение
Муж. Жен. Муж. Жен.
1. а) 15 0 100% 0%
б) 0 18 0% 100%
2. 17лет 1 1 6% 5,60%
18лет 9 10 60% 55,60%
19лет 5 3 34% 16,60%
20лет 0 4 0% 22,20%
3. а) 3 13 20% 72%
б) 0 5 0% 18%
в) 9 1 60% 5%
г) 3 1 20% 5%
4. а) 7 11 47% 61%
б) 8 7 53% 39%
5. а) 5 1 33% 6%
б) 0 0 0% 0%
в) 0 1 0% 6%
г) 10 14 67% 88%
6. а) 8 6 53% 33%
б) 8 8 61%
в) 2 8 13%
г) 0 0 0% 0%
д) 1 1 7% 6%
7. а) 6 11 10% 5,50%
б) 2 12 1% 5,50%
в) 2 6 1% 15%
г) 10 13 67% 55%
д) 2 4 1% 13%
е) 6 2 10% 6%
ж) 0 0 0% 0%
8. а) 6 6 40% 33%
б) 1 0 6% 0%
в) 0 0 0% 0%
г) 8 2 54% 12%
д) 0 10 0% 55%
9. Adidas 10 4 67% 22%
Reebok 3 2 20% 11%
Savage 2 12 13% 67%
10. Armany 0 3 0% 16%
D&G 8 10 53% 56%
Guchi 7 5 47% 28%
11. а) 6 4 40% 22%
б) 8 13 53% 78%
в) 1 0 7% 0%
12. а) 5 5 33% 28%
б) 2 2 14% 11%
в) 8 11 53% 61%
13. а) 1 1 7% 5%
б) 2 5 13% 28%
в) 12 12 80% 67%
14. а) 7 5 47% 27%
б) 4 10 26,50% 56%
в) 4 3 26,50% 17%
15. а) 4 3 27% 17%
б) 8 9 53% 50%
в) 3 6 20% 33%

Результаты исследования

Анализируя результаты нашего исследования, мы сделали следующие выводы:

Наша гипотеза подтвердилась частично.

    • Среди юношей:

60% - всё равно, что такое мода. Это значит, что у большинства опрошенных отношение к моде нейтральное.

Примерно половина юношей(53%) не следует тенденциям моды.

67% - не причисляют себя ни к какой субкультуре, занимают нейтральное положение.

40% - предпочитают деловой стиль одежды и свободный и т.д.

Таким образом, среди юношей наша гипотеза не нашла подтверждение. Они видят в моде необходимость (мода как реальность не имеет места среди представителей сильной половины нашей молодёжи), но не считают нужным следовать её тенденциям.

По результатам вопросов №9 и № 10 можно утверждать, что юноши следует навязанным стереотипам в моде (как правило, носят одежду известных мировых брендов таких, как “Gucci”, “Armani” и т.д., при этом не имея должного представления даже о правильности написания названий этих лейблов). Ни один из всего числа опрошенных не смог ответить на вопрос о том, одежду каких торговых марок он бы хотел носить.

    • Среди девушек:

72% - считают, что мода – это суперсовременные направления в одежде. Это значит, что у большинства опрошенных отношение к моде положительное.

Более половины(61%) девушек следует тенденциям моды.

88% - не причисляют себя ни к какой субкультуре, занимая, таким образом, нейтральное положение.

61% - предпочитают свободный и повседневный стили, и т.д.

В итоге, девушки, в отличие от представителей сильного пола, придерживаются тенденциям в моде.

Мода для них – это способ выражения своего благосостояния и занимаемого социального статуса в обществе.

Девушка, разглядывающая платье в витрине "Brand Hall" - типичная обеспеченная иркутянка. Она носит туфли на высоком каблуке с закругленными носами, широкий ремень "Dolce&Gabbana" и светло-голубые джинсы-стретч. На левом заднем кармане можно увидеть инициалы “Armani”, вышитые прозрачными и розовыми стразами. Сумка "Louis Vuitton" на плече завершает образ очередной жертвы моды .

Анкета

  1. Пол:

    □ м

    □ ж

  1. Возраст: ___
  2. Как вы понимаете понятие мода?

    □ суперсовременные направления

    □ дорогие вещи

    □ мне всё равно

    □ другое ______________________________ ______________________________ ___

  1. Следуете ли Вы тенденциям моды?

    □ да

□ нет

  1. К какой из представленных субкультур Вы себя отнесли бы?

    □ экстрималы (занятие экстремальным, потенциально опасным для здоровья спортом)

    □ неформалы (панки, готы, эмо и т.д.)

    □ сексуальные меньшинства

    □ ни к какой из представленных________________ _____________________________

  1. Какой стиль одежды Вы предпочитаете?

    □ официально-деловой

    □ свободный

    □ casual style (повседневный стиль)

    □ неформальные стили

    □ другое(Ваш вариант) ______________________________ _____________________________

  1. Какие музыкальные стили Вы предпочитаете?

    □ pop-music

    □ R’n’B

    □ Классическая музыка

    □ club-music

    □ Шансон

    □ rock-music

    □ другое________________________ ______________________________ _______

  1. Какая страна, на ваш взгляд, является законодательницей моды в мире?

    □ Италия

    □ Америка

    □ Англия

    □ Франция

    □ другое ______________________________ ______________________________ _

  1. Одежду каких мировых брендов Вы носите? (назовите 3 шт.)
  1. Одежду каких мировых брендов Вы хотели бы носить? (назовите 3 шт.)

    ______________________________ ______________________________ _________

  1. По-вашему, существует ли возрастной предел в стремлении одеваться модно?

    □ Да, есть, это только для молодых

    □ Нет, так или иначе возраст находит свою моду

    □ Есть и мода для пожилых людей, однако это не настоящая мода, действительно стильные вещи смотрятся только на молодежи

  1. Как Вы покупаете себе вещи?

    □ Покупаю везде, где только красивые вещи попадаются

    □ Покупаю в модных бутиках

    □ Как получится, определенного способа нет

  1. Что Вы считаете модным?

    □ То, что носят все

    □ То, что вижу в модных журналах

    □ Модно всё, что красиво сидит

  1. Можете ли Вы надеть очень экстравагантную вещь?

    □ Да, для меня это привычно

    □ Скорее нет, чем да

    □ Нет.

  1. Возмущаетесь ли Вы каким-либо явлением в моде?

    □ Да, часто

    □ Не возмущаюсь, просто не нравится

    □ Не очень, вряд ли.

Описание

Часть I. Программа исследования.
Актуальность темы.
Отношение к моде у молодежи намного сильнее выражено, чем у старшего поколения.
Поэтому влияние моды на этот слой общества невероятно высок. Направления в моде могут объединять людей в субкультуры, причем внешний вид может рассказать об их внутреннем мире и взглядах на жизнь.

Типы отношения людей к одежде

У вас такой счастливый вид! Вы влюблены?

Да. В платье.

Очень разумно! Любовь без страха и без трудностей.

Такой не бывает.

Нет. Бывает. Это составная часть той единственной любви, которая вообще имеет смысл, любви к самому себе.

Ремарк, Жизнь взаймы.

Каждый человек так или иначе относится к своей и чужой одежде, и это отношение варьируется от глубокого интереса до почти полного безразличия.

Для начала предлагаем читателям оценить меру своего пристрастия к модной одежде с помощью небольшого опросника.

Опросник. Отношение к моде

Инструкция: «Выберите один из трех предложенных на каждый вопрос ответов лишь один и обведите его кружком».

1.Если бы вам удалось выиграть некоторую сумму денег, ассигнованную исключительно на покупку предметов одежды, какими соображениями Вы бы руководствовались, чтобы ее истратить?

А. Купили бы, наконец, полный гардероб.

В. Постарались бы как можно быстрее отделаться от утомительной суеты покупок.

С. Купили бы самые изящные, прочные и надежные вещи, чтобы много лет не испытывать затруднений с одеждой, если уж представился такой счастливый случай.

2. Каковы, по-Вашему, наиболее характерные особенности действительно хорошей одежды?

А. Изысканный материал, элегантный крой.

В. Это такая вещь, которая вызывает зависть у всех и везде, где в ней только ни появись.

С. Это вещь, в наибольшей степени подчеркивающая мои достоинства.

3. Откуда Вы узнаете, что сейчас модно?

А. Отправляюсь в какое-нибудь шикарное место и внимательно всех рассматриваю.

В. Смотрю, что носят мои знакомые.

С. Не имею представления, но ведь совершенно вышедшие из моды вещи не продают.

4. Придерживаетесь ли Вы любимого фасона, самым выгодным образом оттеняющего особенности Вашей фигуры, если он даже и не слишком моден?

А. При любых обстоятельствах.

В. Нет, так как если что-то выходит из моды, то уже перестает мне нравится.

С. Пока у меня есть старая вещь, ношу ее, а новую того же фасона не покупаю.

5. Есть ли верхняя возрастная граница в стремлении модно одеваться?

А. Да, есть: мода - только для молодых.

В. Нет, в большей или меньшей степени каждый возраст находит свою моду.

С. Есть и мода для пожилых, однако это не подлинная мода, действительно хорошие вещи смотрятся только на молодых.

6. Что должно произойти, чтобы Вы надели полностью вышедшую из моды вещь?

А. Если мне холодно, а ничего другого под рукой нет.

В. Если нет денег.

С. Если она мне нравится, то я надену ее.

7. Как Вы подбираете вещи (приобретаете их)?

А. Покупаете везде, где только хорошая вещь попадется.

В. Шьете себе сами или на заказ.

С. Как придется, определенного способа нет.

8. Почему так, а не иначе Вы их приобретаете?

А. Так проще всего.

В. Так дешевле обходится.

С. Так я приобретаю самые лучшие вещи.

9. Бывает ли так, что раньше Вам не нравился какой-то цвет или фасон, но когда это входит в моду, Вы меняете свое мнение?

А. Не бывало еще такого!

В. Часто.

С. Был такой случай.

10. Возмущаетесь ли Вы иногда каким-либо явлениям в моде?

А. К сожалению, много находится такого, чем Вы просто вынуждены возмущаться.

В. Не возмущаетесь, просто не нравится.

С. Не очень, едва ли.

11. Наденете ли Вы какую-нибудь крайне неудобную одежду, обувь, если она очень нравится Вам?

А. Только не я.

В. Конечно!

С. Только в том случае, если мне очень бы хотелось выглядеть особенно привлекательно.

12. Что Вы считаете модным?

А. Что носят все, или, иными словами, чем полны витрины.

В. То, что вижу в модных журналах.

С. Модно все, что хорошо сидит.

13. Храните ли вы вышедшие из моды вещи?

А. Конечно: ведь они когда-нибудь снова войдут в моду.

В. Я не собираю всякий хлам.

С. Да, их хорошо носить дома.

А=10

В=0

С=4

А=7

В=9

С=6

А=10

В=4

С=1

А=2

В=9

С=6

А=6

В=5

С=8

А=7

В=10

С=3

А=0

В=0

С=0

А=5

В=2

С=9

А=0

В=9

С=5

А=1

В=5

С=10

А=3

В=10

С=7

А=5

В=10

С=2

А=4

В=10

С=0

А теперь посмотрим, что у нас получилось. Для этого подсчитаем сумму полученных баллов, исходя из очков по ответам на вопросы:

Если вы получили результат ниже 50 очков. Вы - сама стойкость и постоянство. Мода проходит, меняются модницы, а ваша наружность и манера одеваться не изменяются. Ваша мода - Ваша собственность, она отражает не смену идущих лет, а Вашу индивидуальность. У Вас нет времени, а главное желания приноравливаться к другим представлениям. Таким образом, Вы всегда в определенной степени удовлетворены, но возможно, не будет бедой, если Вы иногда чуть-чуть «встряхнетесь», вдохновитесь изменчивой модой?

От 51 до 80 очков. Вы представляете собой «золотую середину». Вы не равнодушны к тому, что диктует мода, радуетесь, если ее идеи хороши, но никогда не забываете о своих объективных данных и принимаете моду лишь в том случае, если она Вам подходит. Таким образом, Ваша внешность всегда индивидуальна, выигрышна и в тоже время меняется и всегда выглядит модной. Вы любите хорошо одеваться, но это лишь приятно украшает Вашу жизнь, и Вы далеки от того, чтобы делать это главной задачей своей жизни.

Свыше 80 очков. Мода - это хорошая игра, не так ли? Вы восхищаетесь каждым поворотом ее и охотно поддаетесь всем ее капризам. Вы всегда выглядите, как живая картинка из журнала мод. Вашим знакомым не нужно просматривать самые свежие каталоги: они все могут прочесть по Вашим вещам. Для Вас это первоочередная задача, но результат оправдывает потраченные усилия. Глядя в зеркало или в глаза друг друга, Вы испытываете полное удовлетворение. Все это вещи, конечно, приятные, но следует кое-что взвесить: действительно ли именно с Вас снята модная картинка, которую Вы из себя сделали?

Отношение к моде - это лишь часть общего отношения к одежде, которое формируется в результате воспитания и жизни в определенных социально-культурных условиях, под влиянием современной моды и связано с индивидуально-психологическими особенностями личности (темпераментом, характером, художественными способностями).

Отношение к одежде определяется взглядами человека и его потребностями, оно меняется во времени и по мере изменения внешности и личности с возрастом. Можно выделить 12 типов отношения к одежде , исходя из главной потребности, которую удовлетворяет человек с ее помощью.

Отношение к одежде свидетельствует о ведущих потребностях человека и определенным образом указывает на его психологические особенности, например, на некоторые черты характера (о чем мы подробнее расскажем чуть ниже). Большинство людей довольно определенно указывают у себя доминирующий тип отношения к одежде и еще 2-3 дополнительных, которые могут встречаться реже или встречаются только в определенных ситуациях.

Предлагаем читателю, прочитав, нижеследующую типологию, отметить, какой тип отношения к одежде преобладает у Вас.

Эстетический

Одежда человека такого типа в первую очередь должна удовлетворять эстетическую потребность и потребность в самосовершенствовании . Женщина или мужчина такого типа никогда не позволит себе выглядеть ниже собственного представления об элегантности и гармонии. Предпочтение отдается классическому и романтическому стилям, неярким расцветкам и матовым тканям.

Покупки делаются очень тщательно, все подбирается по пропорциям и цветовой гамме. Эстет не носит кричащих аксессуаров и ярких крупных украшений. Строгий вкус чувствуется не только в нарядной и повседневной, но и в одежде для дома и спорта.

Эстетически утонченные натуры получают истинное наслаждение от красивых и элегантных изделий. Они часто посещают показы мод, салоны ведущих модельеров и модные магазины, но интерес к моде у них относителен, для себя выбирают лишь то, что соответствует собственной внешности и вкусу. Эстеты склонны, если позволяют средства, одеваться у собственного модельера, при этом для них важно качество кроя и пошива изделия. Эстетический критерий обгоняет оценку престижности, дороговизны и другие параметры.

Эстетический тип отношения к одежде встречается среди представителей самых разных специальностей, хотя логично предполагать их большее количество среди профессиональных дизайнеров одежды, портных, художников широкого профиля, артистов и т.д. Однако наши наблюдения показывают, что развитые эстетические потребности встречаются у людей самых разных профессий вне зависимости от возраста.

Женщины чаще, чем мужчины, называют эстетический критерий главным в выборе одежды. По результатам нашего опроса, 23% молодых женщин (в возрасте 20-25 лет) можно отнести к данному типу отношения к одежде.

Рациональный

Для такого человека главное в одежде практичность, добротность и функциональность. Зачастую гардероб продумывается до мелочей, состоит из ограниченного количества вещей, лишнего в нем просто нет. Одежда реализует потребность в подготовленности. Все рационально, практично и не случайно, что соответствует системе взглядов. Покупки носят плановый характер, тщательно обдумываются за несколько месяцев или накануне сезона.

Человек такого типа тяготеет к классическому стилю, практичным фасонам, крепким, не мнущимся и немарким тканям. При выборе цвета предпочтение отдается практичной цветовой гамме, средним и темным оттенкам. Совершая покупку, человек тщательно продумывает вопрос восстановления вида данной одежды во время носки, возможность стирок и химчисток. Рационалисты часто шьют и вяжут сами из-за соображений экономии и практичности, однако экономить на покупке нужной одежды они не будут и точно все рассчитают. Если есть уверенность, что дорогая вещь прослужит долго и тем самым окупит себя, то деньги на ее покупку могут копиться.

Одежда и в самом деле носится долго, иногда десятилетиями, следовательно, в гардеробе есть немодные изделия, если ткань еще не выношена. Вещи могут неоднократно перекраиваться и переделываться на себя, а затем - детям, свитера перевязываться.

Человек с рациональным отношением к одежде предпочитает брать на прокат изделия для особо торжественных случаев и не комплексует в изделии с чужого плеча. На сезон шьется, как правило, один костюм или платье из практичной и ноской такни, которое в конце сезона подлежит бережному восстановлению.

В нашей стране можно предположить определенную долю женщин-рационалисток из-за умеренных доходов основной части населения, специфики нашего менталитета, практичности старшего поколения, пережившего военные лишения, а также условий российской жизни. В русской глубинке большинство женщин старшего поколения тяготеют к такому отношению к одежде.

Доля рационалистов в разных культурах различна и связана с национальными традициями. Например, общеизвестна практичность жителей Прибалтийских государств. Многие, видимо, обратили внимание на практичные традиции японцев. Например, в Японии общепринято, вне зависимости от материального состояния семьи, брать напрокат свадебное кимоно на два часа свадебной церемонии. В России же всегда было принято делать невестам дорогие (и непрактичные из-за своего одноразового использования) свадебные наряды. Прокат свадебной одежды не принят, люди предпочитают делать долги, но наряжать жениха и невесту. Хотя современное расслоение общества и меняет отношение к этому вопросу.

Результаты нашего опроса показывают, что лишь 25% молодых женщин отмечают у себя рациональное отношение к одежде.

Эксклюзивный

Одежда таких людей реализует их потребности в творческом самовыражении, самоутверждении и персонализации (быть личностью). Признается только собственный и отличный от других образ. Эксклюзивность достигается неповторимостью изделия, сложностью кроя и технологии пошива, редкостью ткани. Предпочитаемые модели всегда куплены ли они от известного модельера, созданы ли самостоятельно - не повторяют никого.

Женщины и (реже) мужчины ценят элементы ручной работы: ткачества, росписи по ткани, вышивки и другие отделки (даже если это очень дорого и не очень в моде). Утверждая, свою эксклюзивность в одежде, они как бы демонстрируют самим себе свою исключительность, которая и не может быть понята всеми.

Эксклюзивная одежда может не привлекать к себе внимания, она скорее коллекционный экземпляр для ценителя, чем информация для широкой публики. Будучи внешне неяркой, скромной, она достаточно дорога из-за большого процента ручной работы.

Результаты опроса показали, что лишь 16% молодых женщин отмечают у себя такое отношение к одежде.

Престижный

Такие люди стремятся показать свое социальное и материальное положение, одеваясь в дорогие выполненные престижными фирмами или модельерами изделия, которые обязательно должны иметь соответствующие фирменные знаки. Они никогда не шьют сами.

Выбирается дорогая одежда, она должна стоить столько, чтобы быть доступной только избранным, выглядеть очень дорого и роскошно. Она должна информировать окружающих о высоком социальном статусе носящего ее, о богатстве. Если в одежде это явно не читается - ее перестанут надевать. Женщина такого типа потратит лишние деньгина модное изделие, но купит его в самом престижном и дорогом магазине. Отношение к другим людям тоже «по одежке».

Демонстрация своего престижного положения, материального достатка не всегда свойственна реально очень богатым людям и даже, наоборот, во многих странах Европы и в Америке среди современных миллионеров считается просто неприличным одеваться отлично от рядового гражданина.

Откровенно демонстрируя свой высокий социальный статус и финансовое положение, человек реализует потребность в самоутверждении своего «Я». Такие люди имеют дорогую и модную одежду больше реально необходимого количества. В их гардеробе может находиться такое количество шуб и костюмов, что многие изделия могут надеваться всего один раз в жизни, а другие просто наполняют шкаф. Большой шкаф-купе или целая гардеробная комната могут открываться гостям, а цена отдельных вещей становится достоянием собравшихся. Такие гардеробы могут вызывать у других чувство собственной ничтожности и неполноценности, способствовать преклонению, восхищению и зависти, которые в определенной мере запланированы хозяином и радуют его. Внимательный наблюдатель заметит в этом значительное пренебрежение к людской толпе, а иногда и наличие определенной агрессивности к людям.

По результатам нашего опроса, лишь 3% опрошенных признали в себе наличие такого отношения к одежде. Но складывается впечатление, что распространенность этого типа более значительна, а процент ответов низок из-за некоторого отрицательного отношения к «вещизму», энергично воспитанного за годы социализма.

Одержимый

Желание иметь все новую и новую одежду удовлетворяет чрезвычайно-развитые потребности в новых впечатлениях и потреблениях. Новые вещи порождают положительные эмоции, покупается много и часто, все, что нравится, что дешево и доступно. Гардероб расширен без всякой меры, но одеть всегда нечего, так как вещи плохо комплектуются, часто не сочетаются одна с другой.

Нравится все, что ново, модно, ярко, необычно. Моральный износ вещи наступает быстро, как только притупляется ощущение новизны, поэтому после недолгой носки вещь оседает балластом в гардеробе. Женщины и мужчины такого типа тратят много денег на новую одежду и ткани, но в силу недостаточной функциональности приобретаемых вещей и чаще невысокого вкуса гардероб их всегда не устраивает, и они часто недовольны тем, как одеты.

Люди такого типа хотели бы одеться хорошо, это одеждоманы, которые все время ищут «свою» одежду, но из-за лишней поспешности в приобретении и ориентации на сиюминутные эмоции, им не удается достичь гармонично-эстетичного вида.

По результатам нашего опроса, 10% женщин отметили, что им свойственен данный тип отношения к одежде.

Неуверенный

Человек, который никогда не знает, как следует одеваться, что следует покупать. Проблемы с гардеробом заставляют искать помощников среди людей или в литературе. Такой человек всегда долго колеблется в выборе фасона, модели, ткани, цвета, а совершив выбор, часто приходит к выводу о его ошибочности.

У таких людей, как правило, повышена тревожность и развиты различные комплексы неполноценности и некрасивости. Одеваются они «не для того чтобы, а затем как бы чего». За неуверенностью часто спрятаны бессознательные страхи. Одежда оказывается предметом серьезных переживаний.

Главная потребность - потребность безопасности и самосохранения, покоя от отрицательных переживаний и стрессов. Поэтому такие люди очень нуждаются в авторитетном консультанте по поводу одежды, а зачастую и в помощи психолога.

Как бы такая женщина ни была одета, она не любит быть в центре внимания. Если ей делают комплимент, это вызывает не радость, а подозрение в неискренности. Говорят, что «отлично» - ей кажется, что это «все равно недостаточно хорошо», если «нормально» - то «это точно плохо»!

Такие люди не носят дорогую одежду, а также особо модную, авангардную, яркую, престижную. Из-за внутренней неуверенности в себе такая женщина достаточно часто по сравнению, например, с рационалисткой будет приобретать себе одежду, но практически всегда будет сомневаться в правильности своего выбора.

10% женщин отмечают у себя неуверенность как выраженный тип отношения к одежде.

Стандартный

При таком отношении максимально удовлетворяется потребность в принадлежности к большинству и нравственная потребность. Человек, стремящийся быть «как все», во всем и одежде старается соответствовать общепринятым нормам. Такая женщина - это образец среднестатистического значения моды и манеры ношения одежды в данном обществе.

Внимательное отношение к общепринятым проявлениям моды делает таких людей основными потребителями ширпотреба, избегающими крайностей и авангардизма. Для них важно, чтобы окружающие принимали их как своих. По-своему они стараются следить за модой и готовы носить даже не очень удобные вещи или то, что им не совсем идет, если это принято большинством вокруг. Мода для них - это мода золотой середины.

Интересно, что среди молодых женщин, по результатам нашего опроса, только 4 % признали у себя данный тип отношения к одежде.

Выделяющийся

Такая женщина предпочитает остро модную, а иногда слишком своеобразную, или немного странную одежду. Выбираются вычурные, необычные фасоны, своеобразные, крикливые и яркие аксессуары и ткани. Все это явно связано с потребностью быть личностью, в общении и самоутверждении , с повышенным притязанием на значимость в глазах других людей.

Экстравагантность в одежде часто продолжается в поведении и связана с особенностями характера человека. Такие люди всегда следят за модой, часто не совсем критично соотнося ее со своей внешностью. Для них физически не приемлемо появляться в одной вещи там, где их уже видели, а также носить немодные, общераспространенные и слишком скромные изделия.

Люди такого типа отличаются еще и особенностями в манере ношения одежды, подборе изделий в комплекте. Им часто свойственен максимализм в использовании модных деталей, например, вещи экстремальной длины либо очень короткие, либо очень длинные, но не так, как у всех. Разрезы в одежде такой женщины подчас чересчур откровенны и могут вызвать осуждение у моралисток, чулки необычной фактуры, яркие и экзотические и т.д.

Предпочитаются яркие, часто кричащие цвета и необычные, иногда абсурдные цветовые сочетания. В костюме может быть ряд противоречий и немного дисбаланса, который бросается в глаза.

Стремление привлекать внимание, выделяться из толпы приводит к тому, что такие люди первыми выносят моду на улицу, они открыты ко всему новому и необычному, используют крайний авангард, стремятся опередить других. Часто меняют гардероб.

Выделяющимся присуще чувство остроты моды, и неслучайно их много среди профессиональных моделей-демонстраторов одежды.

По данным нашего опроса, около 15% женщин находят в себе такой тип отношения к одежде.

Безразличный

Такое отношение чаще встречается у людей пожилого возраста, либо при особых состояниях (горе, депрессия, глубокая погруженность в работу и т.д.). Они испытывают потребность в отдыхе и восстановлении сил. Среди опрошенных нами молодых женщин тип безразличного отношения к одежде практически не встречается (1,5%).

Проявляется в однообразии и консерватизме стиля одежды, предпочтении темных тонов. Часто одежду донашивают до значительного физического износа, надевают то, что им дают другие, и могут безболезненно использовать чужую одежду. Могут носить несоответствующую их размеру одежду, мало обращают внимание на состояние чистоты и аккуратности, игнорируют моду.

Процент таких женщин достаточно велик среди пенсионерок, что усугубляется невозможностью приобретения новых изделий, возрастными проблемами и болезнями, а также потерей ощущения своей принадлежности к женскому полу.

Безразличие к одежде у женщин более молодого возраста говорит о потере интереса к тому впечатлению, которое они производят на других, и, как правило, связано с глубокими психологическими проблемами либо с некоторыми особенностями характера.

Аккуратный

Люди такого типа как бы зациклены на параметре аккуратности в одежде. Для них важно, чтобы одежда была безупречно сшита, аккуратно отстрочены все швы и детали, все пуговички пришиты и застегнуты. Повышены требования к чистоте и отутюженности изделия. При этом неважно, модное изделие или нет, старое или новое, подходящее или не очень. Малейшие отклонения от высокоопрятного вида (пятна, помятость, спуск петель в ткани) портят настроение на несколько дней, даже после их исправления.

Аккуралисты не позволят себе иметь в шкафу помятые или не приведенные в порядок вещи.

В основе данного типа лежат потребности в самоутверждении, престиже и эстетика, а ее болезненная гипертрофированность приводит к определенной одеждочистомании.

По результатам нашего опроса, 3% женщин говорят о развитии у себя этого типа отношения к одежде как доминантного.

Комфортный

При данном типе отношения центральным является психофизиологическаякомфортность. Главное, чтобы было удобно и на физиологическом уровне (не стесняло, не жало, было в меру тепло и мягко), и на психологическом (не бросалось в глаза и было прилично ситуации и обществу). Одежда таких людей, в первую очередь, должна отвечать потребностям в регуляции оптимальных состояний тела, в отдыхе и восстановлении сил.

Одежда не должна причинять ни малейшего неудобства и максимально способствовать отдыху и восстановлению сил человека.

Большинство женщин указывают, что данный тип отношения устойчиво доминирует в домашней одежде, одежде для физической работы и спорта. Однако определенный процент отвечающих (около 5%) отмечают данный тип как доминантный в отношении к одежде вообще.

Гармоничный

Это женщина, в жизни которой одежда занимает адекватное место, разумно удовлетворяя всю совокупность эстетических и утилитарных потребностей.

Такое отношение связано с высокой самооценкой, хорошей адаптацией к социальной среде и уверенностью в себе. Женщина такого типа интересуется модой, знает, что ей необходимо, и умеет отобрать не просто подходящую одежду, но и позволяющую достичь желаемого эффекта в общении с другими людьми.

Представительницы этого типа имеют свой индивидуальный стиль и владеют искусством формирования нужного имиджа. Они не боятся экспериментировать и не страшатся ошибок. А самое главное: одежда создана для них, а не они для нее.

Гармоничная женщина владеет секретами управления социальным эффектом, знает и предвидит отношение окружающих. Данный тип отношения как никакой другой способствует женскому счастью.

Многие женщины стремятся достичь его, и мы надеемся, что эта книга поможет им приблизиться к данной цели.

Сестры Сорины. Язык одежды: как понять человека по его одежде. - Луганск: Глобус, 1999. - 194 с.

Skype: khuka.by; e-mail: [email protected]