Что такое позитивная социализация дошкольников. Современные технологии социализации дошкольников презентация на тему. План проведения педагогического совета

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Современные технологии с оциализации дошкольников Кириши 2017 год Долина М.В., заместитель заведующего по ВР МДОУ «Детский сад №19»

Причины нарастания социальной беспомощности у современных детей Родители озабочены интеллектуальным развитием детей в ущерб другим сторонам развития личности. Социальная активность детей постоянно прерывается контролем родителей. Отсутствие «дворовой» социализации не заменяется никем и ничем. Школа диктует дошкольному учреждению уделять основное внимание интеллектуальному развитию, а не развитию личности. Заорганизованность педагогического процесса в ДОУ не позволяет детям самоопределяться в своем выборе, принимать решения, т.е. развивать социальные навыки. Воспитатели не владеют новыми педагогическими технологиями, такими как развивающее общение, создание проблемных педагогических ситуаций и т.п.

Систематический курс занятий-путешествий, которые посвящены формированию социальных компетенций, развитию самоценности личности, диалогу между ребенком и взрослым о тех жизненно важных темах, которые дошкольник в данный момент переживает. С.В. Кривцова «Жизненные навыки для дошкольников. Занятия-путешествия»

Е. Рылеева «10 игр для социализации дошкольников »

К лубный час; Ситуация месяца; Проблемная педагогическая ситуация; Социальная акция; Ежедневный рефлексивный круг; Д ети-волонтеры; В олшебный телефон; Развивающее общение. Н.П. Гришаева «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной организации »

Эта книга – разумное, понятное, хорошо и с юмором написанное руководство о том, КАК правильно общаться с детьми. А. Фабер, Э Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили »

http://www.obruch.ru Мы на YouTube «Современная технология эффективной социализации ребенка в образовательном комплексе» Автор: Н.П. Гришаева, старший научный сотрудник ИС РАН, научный руководитель инновационной площадки по эффективной социализации дошкольников. «Технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста» Автор: Скоролупова О.А., член рабочей группы Минобрнауки России по разработке ФГОС ДО, член Экспертного совета по дошкольному образованию Государственной Думы Российской Федерации «Методы развития детской инициативы в ДОО» Автор: Н.П. Гришаева, старший научный сотрудник ИС РАН, научный руководитель инновационной площадки по эффективной социализации дошкольников.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 «Тополёк» г. Балаково Саратовской области

Выступление на региональном семинаре - открытой студии

«Технологии позитивной социализации

детей дошкольного возраста»

Тема: «Программа-технология С.В. Кривцовой «Жизненные навыки»

Буздуган Наталья Александровна,

педагог-психолог

высшей квалификационной категории

Март 2017 г.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я хочу познакомить Вас с программой-технологией Светланы Васильевны Кривцовой «Жизненные навыки».

(Слайд 2) Эта программа во многом процесс осознания воспитателями собственных социальных и эмоциональных компетенций. А также процесс формирования среды и создание общей атмосферы, безопасного и теплого психологического климата в группе. Программа ставит перед собой задачи развития эмоциональных и социальных компетенций ребенка как условия психологической подготовки к школе, а также развития самости и повышения самоценности ребенка. Программа рассчитана на воспитанников старшего дошкольного возраста, т.е. на два года.

(Слайд 3) Мы познакомились с программой-технологией Кривцовой год назад и применяем ее пока только как технологию. На итоговом педсовете, я думаю, мы решим, как в дальнейшем будем использовать ее. Возможен вариант включения этой программы в основную образовательную программу дошкольного образования нашего детского сада, начиная со старшего дошкольного возраста в часть, касающуюся социально-коммуникативной области. Занятия по программе проводятся раз в неделю. (Слайд 4) Требования СанПин позволяют нам, начиная со старшего дошкольного возраста, проводить по одному занятию во второй половине дня хоть каждый день. Возможен вариант использования этой программы только педагогом-психологом.

Итак, это з анятия-путе­шествия . (Слайд 5)

«Как банально, - скажите вы, - занятия-путешествия». И вы будете не правы. Э то «воспитывающи е» путешестви я, в котор ых находит свое отражение диалог ре­бенка с миром. Путешествие - это не столько идея приключения, сколько наибо­лее полная форма, отражающая содержание переживаний ребенка во время занятий. (Слайд 6) Мы путешествуем к себе и к другим, узнаем про себя и открываем мир. И так каждый раз. Это ритмическое прожива­ние «туда и обратно», «вдох и выдох» заключено в самом действии.

Данная п рограмма состоит из диагностической и развивающей частей.

(Слайд 7) В начале программы можно провести «входную» ди­агностику - мониторинг общего состояния коммуникативной и эмоци­ональной компетентности детей с помощью компьютерной программы «ДжиН 5+». Заключительный мониторинг прово­дится в конце второго года обучения. При необходимости в процессе обучения возможна и даже рекомендуется диагностика отдельных де­тей - участников программы.

(Слайд 8) В диагностической методике выделены 45 социальных умений, которые разбиты на пять блоков. Вы можете видеть их на слайдах. Первые два блока: навыки адаптации к образователь­ному учреждению и навыки общения со сверстниками - являются ба­зовыми для рассмотрения. (Слайд 9) Их отсутствие может говорить о неблагопо­лучии ребенка, о том, что он испытывает очень большое напряжение при посещении ДОО. Обращение к этим навыкам, возможность им обучаться происходит практически на каждом занятии. Педагог обя­зательно отслеживает их проявление у детей, причем необходимо помнить, что это навыки, обучение которым проходит легко для детей и взрослых (только если это не серьезное личностное нару­шение).

(Слайд 10) Следующие три блока: навыки обхождения с чувствами, навыки альтернативы агрессии, навыки преодоления стресса, - требуют и от детей, и от взрослых более серьезного подхода. Они часто не­достаточно развиты даже у взрослых, так как долгое время в нашем обществе существовали иные представления об обхождении с чув­ствами. (Слайд 11) Здесь необходима большая подготовленность взрослых к ра­боте с детьми, к их уровню личностной зрелости, осознанности. Только в этом случае взрослый (психолог, воспитатель, родитель) может стать для ребенка «правильным» объектом подражания, носителем способ­ности к ответственности, стабильности, восприимчивости к собствен­ным личностным границам и границам других людей.

(Слайд 12) Данные навыки ведущий может отслеживать на примере незапланированных ситуаций, которые время от времени возникают в детских группах: кто-то кого-то ударил (что можно было сказать, чтобы тебя услышали и не пришлось драться); кто-то обижен тем, что его не приняли в игру (как можно было попро­ситься в игру, не доводя до обиды); как сказать «нет», когда тебя втяги­вают в неприятную историю; как вести себя, когда тебя незаслуженно обвиняют, и так далее. Здесь от педагога требуются чуткость и так­тичность, ведь он должен увидеть истинную причину такого поведе­ния ребенка, исходя из презумпции невиновности. Ребенок так ведет себя не потому, что он «плохой», а потому, что он не умеет, не обучен по-другому.

Развивающая часть пред­ставляет собой систематический курс занятий . Каждая тема является логическим продолжением предыдущей и строится на основе полученного детьми опыта и освоенных социаль­ных навыков.

(Слайд 13) Взаимодействие ребенка с миром на этапе дошкольного детства начинается с ощущения его безопасности. «Мир добр», - чувствует ребенок и готов дальше исследовать не только реальные простран­ства, но и пространства отношений и собственных интересов. Безо­пасность, защита, чувство опоры и устойчивости - важное измерение данной программы. Педагог много внимания и времени уделяет тому, чтобы ребенок именно так чувствовал себя в группе. Это и оформле­ние пространства занятий, и их содержание, и отношения педагог - ребенок.

Например, оформление: в помещении всегда во время занятий появляется дерево. Дети его украшают каждый сезон вырезанными листьями или фруктами, снежинками или мандаринами, цветами или зелеными листочками (в зависимости от времени года). На листьях - фотографии с их именами. Дети любят каждый раз перед началом за­нятий находить сво ю картинку на веточке. «Я нашел, я здесь есть», «это мое место» - вот такое утверждение непрерывности, повторяемости и предсказуемости, дающее ощущение безопасности. Вы сегодня это увидели на наших занятиях.

(Слайд 14) В программе очень важен ритуал приветствия, в котором также утверждается: «И Ваня - здесь, и Катя - здесь». Дети поют, взявшись за руки, про каждого присутствующего ребенка и ведущего. Хочется отметить, что это немудреное действие производит большое впечат­ление и на взрослых. Переживание «Я здесь» подкрепляется взглядом на тебя пятнадцати пар глаз и утверждением «Ты - здесь». И тогда это уже не только - быть, но и - быть видимым другими.

(Слайд 15) Кроме ритуала приветствия для защиты и безопасности важно при­нятие правил: «говорить по одному, никого не обижать, никого не уни­жать, ничего не портить и не ломать». Вы это сегодня тоже увидели. Дети часто и после занятий следят за их выполнением в группе. Правила, ритуал приветствия, оформление пространства группы дают хорошую опору и чувство защищенности.

Очевидно, что атмосфера безопасности и защиты создается педагогом, его манерой взаимодействия с детьми. Здесь очень важно, как воспитатель осознает свои собственные страхи и как обходится с ними, сможет ли он стать опорой. Если дети будут чувствовать, что бессознательно педагог сам нуждается в поддержке, что ему «слиш­ком громко, шумно, опасно», то они уже не будут чувствовать себя в безопасности.

(Слайд 16) В безопасном пространстве программы есть право на любые чувства - можно быть злым, растерянным, веселым или грустным, проявлять страх или желание уединиться - все прини­мается (в рамках правила «никого не обижать»).

Еще раз подчеркну: роль спонтанного проявления чувств чрезвы­чайно важна. Будучи «целым и единым органом чувств» ребенок, ис­пытывающий какое-либо чувство, сразу отвечает на него действием... Поэтому важно, чтобы взрослые понимали чувства ребенка, уважали и принимали их всерьез.

Исходя из важности спонтанного проявления чувств, в программе есть упражнения, где много действий, которые освобождают ребенка от предписаний: валяния на полу, можно бояться и пугать и т.п. В игре каждый ребенок проявляет себя по-разному. Кто-то особенно любит отказываться от еды, кому-то важно, чтобы его не поймали (ве­дущий спрашивает: «Тебя ловить?»), и всем без исключения важно, что взрослый все позволяет, все выдерживает, ничего не разрушает, а значит, «я - чувствую, это - я, меня принимают». Если вдруг потом эти чувства снова приходится прятать, они, даже будучи спрятанными, ощущаются более конкретными, прожитыми; опыт запечатлевается, и ребенок присваивает себе свои чувства. Это делает возможным формирование Я.

Программа фокусирует роль воспитателей на уважительном и внимательном отношении к тому, как это « Я » ребенка себя проявляет, что формирует у ребенка самоценность: «Ко мне вни­мательны, и я буду к себе внимателен»; «Я гневаюсь, меня в этом гневе увидели и принимают, тогда и я сам себя в нем принимаю». Это значит, что когда ребенок станет взрослым, он будет отстаивать себя и чув­ствовать свою ценность не на основании того, что «...это же понятно» или что «все так делают...», а потому, что чувствует эту ценность, а не просто знает о ней.

(Слайд 17) Тема ценностей находит отражение в таком измерении программы, как потребности, желания и мечты. В пространстве Игры и Путешествия возможно всё. Дети получают пример ува­жительного отношения к мечтам и желаниям, когда, стоя на вершине горы перед входом в замок, на маленьком пятачке, загадывают желания. Мечтать, желать и хотеть можно и нужно. Иногда дети теряются, не знают, о чем мечтать и что пожелать. И что нужно делать, чтобы твои желания, мечты сбывались. Однако атмосфера занятий, пробуждающая воображение, фантазию и творчество, дает возмож­ность почувствовать и пожелать что-то свое, заветное, прошептав его в скомканный цветной листочек. Это вы сегодня тоже увидели на нашем занятии.

(Слайд 18) Это совместное действие детей в игре, сотрудничество и помощь развивают в них способность к отношениям и эмпатии. На занятиях они ходят друг к другу в гости, угощаются и пируют, а также дарят подарки. Оказывается, что дарить подарки - увлекательнейшее за­нятие. Можно нарисовать любой подарок и рассказать о нем. И по­лучить в ответ благодарность. И тогда это становится уже традицией группы, а не только занятий по программе. (Слайд 19)

Мне хочется акцентировать Ваше внимание вот на чем. Вначале может показаться, что занятия предназначены для работы с детьми более младшего возраста. На первый взгляд, набор упражнений и методик представляется слишком простым. Но авторы намеренно подходят к теме развития эмоциональной сферы очень осторожно, чтобы вовремя заметить возможные нарушения у детей в этой области, не форсируя события, а бережно подводя каждого ребенка к взаимоотношению с самими собой. Постепенно дети учатся распознавать в себя различные чувства и взаимодействовать с ними.

То, что занятие проходит раз в неделю, может показаться слишком малым и ненадежным вкладом в развитие эмоциональных и социаль­ных компетенций. Однако в ходе программы педагог (или психолог) ра­ботает не только с детьми, но и с воспитателями. Это позволяет под­держивать атмосферу занятий в группе и перенести фокус внимания воспитателя на те аспекты взаимодействия с ребенком, которые по­зволят ему быть понятым и видимым. В этом случае речь идет уже о соз­дании такой образовательной среды в группе, которая дает ребенку возможность полноценного развития. Кроме того, повторяющееся раз в неделю в определенное время занятие задает ритм недели, который, в свою очередь, включается в годовой цикл. Это важно для пережи­вания ребенком безопасности и позволяет сохранить и развить игру, предложенную на занятиях. «Ребенок приобретает опыт постоянства и последовательности, укрытости и защиты; будущее становится пред­сказуемым». Часто дети продолжают играть после занятий по про­грамме в свободное время в группе или на прогулке.

(Слайд 20) Перед педагогом на ближайшие два года стоят предельно простые и вме­сте с тем довольно сложные задачи, главная из которых - научиться видеть ребенка. Отбросить желание встроить ребенка в какую-то ти­пологическую схему, но наблюдать день за днем, грамотно фиксировать свои наблюдения, анализиро­вать их открыто и непредвзято, безоценочно. Это и приведет к тому, что из внешних протокольных наблюдений постепенно начнет проступать целостный ребенок в его существе.

(Слайд 21) Только так сквозь дефекты, «плохое» поведение и несовершенства открывается педагогу детская инди­видуальность. Феноменологическое открытое наблюдение постепенно формирует установку заинтересованного любящего взгляда близкого взрослого. Его последствия для ребенка благотворны и чрезвычайно важны. Также важны они и для профессионального взрослого. (Слайд 22) Если нет открытого взгляда на ребенка, то, как может взрослый определить зону его индивидуального ближайшего развития, его и только его особенный, скрытый от равнодушного, но открытый любя­щему взгляду потенциал?

Сейчас наметилась тенденция ускорять детское развитие. Как будто ребенок не живет, а готовится жить, в то время как дошкольное детство является самостоятельным и самоценным этапом жизни. До­школьник не должен заниматься тем, что положено делать значительно позже, когда мозг уже способен делать это. Мы предлагаем выровнять количество уже имеющихся знаний о мире с количеством и качеством переживаний и ощущений в мире. Предлагаем не торопиться и доигрывать, доделывать все детские дела, пока не началась школа. Делать все то же самое, что и обычно, но, может быть, более тщательно и последовательно, переходя от более простых задач к более сложным, не нагружая детей тем, с чем справиться они еще не могут.

Можно сделать счастливым человека за счет увеличения его детского счастья и удовольствия пребывания в нем !

(Слайд 23) Если кого-то заинтересовала данная программа-технология, то на данном слайде можете ознакомиться с сайтами, где можно её приобрести.

(Слайд 24) Благодарю за внимание!

Готовность выпускников детского сада к школе - это позитивная социализация, т.е. умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Позитивная социализация дошкольников

Позитивная социализация - это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Цель позитивной социализации - освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

Элементы позитивной социализации:
- эмоциональное благополучие ребенка;
- положительное отношение к окружающим людям;
- коммуникативная компетентность дошкольника;
- развитие социальных навыков детей.

Можно выделить основные направления в работе по позитивной социализации детей дошкольного возраста:

1. Актуализация приоритетных задач воспитания личности.
Особое внимание следует обратить на формирование гуманистической направленности личности ребенка, которая предполагает установление баланса личных и общественных потребностей, моральную регуляцию своего поведения с учетом интересов и прав другого человека.
Гуманистическая функция дошкольного образования ориентирована на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.
Ключевыми понятиями гуманистической педагогики являются «самоактуализация», «саморазвитие», «личностный рост», то есть развитие личностных качеств человека, которые формируются под влиянием общечеловеческих нравственных и гражданско-правовых норм.
В связи с этим, следует выделить такие направления позитивной социализации личности дошкольника как нравственное, гражданское, патриотическое, правовое. По каждому из этих направлений есть огромное количество педагогической литературы с конкретными задачами, содержанием и методами. Поэтому в данной статье нет смысла их перечислять.
Самое главное, что должен знать педагог, - в дошкольном возрасте нормы этики, морали и нравственности легко воспринимаются как безусловная составляющая окружающего мира. И очень важно сформировать именно гуманные представления у детей о дружбе, доброте, честности, справедливости. Решать эту задачу следует с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

2. Соответствие принципам развивающего образования.
Сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка, это современная стратегия российской педагогики. Воспитатель должен так организовать совместную деятельность с дошкольниками, чтобы она была направлена на формирование их познавательной активности и самостоятельности, развитие способностей.
Процесс позитивной социализации личности ребенка органично сочетается с такими видами детской деятельности как двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, художественно-эстетическая.
Формы работы в рамках развивающего обучения достаточно разнообразны: это игра, наблюдение, беседы-обсуждения из личного опыта, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность, моделирование, речевые ситуации, сценарии активизирующего общения и многие другие.
Важно, чтобы в процессе совместной с педагогом деятельности ребенок усваивал не только нравственные, этические представления, но и овладевал способами действий, учился управлять своей деятельностью.

3. Педагогическая деятельность по взаимодополнению образовательных областей.
В соответствии с ФГОС ДО, образовательная программа ДОУ строится с учетом принципа взаимодополнения образовательных областей.
Поскольку социальное развитие личности ребенка является неотъемлемым компонентом коммуникативного общения, познавательной активности, нравственного воспитания, то и решение основных педагогических задач по этому направлению осуществляется во всех пяти областях образовательной деятельности. Такой подход обеспечивает разностороннее развитие детей.
Например, взаимодополнение образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» направлено как на социализацию дошкольника, так и на развитие психических процессов (мышление, воображение, память) и познавательных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация).
В рамках этих же образовательных областей реализуются задачи нравственного и трудового воспитания дошкольников. Цель данной интеграции - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам в процессе включения детей в систему социальных отношений.

Другой пример - взаимодополнение образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». В процессе восприятия произведений художественной литературы формируются оценочные представления о правилах поведения и базовых культурных ценностях общества, развиваются эмоциональность, восприимчивость, сопереживание.

Таким образом, современные подходы к проблеме позитивной социализации дошкольников направлены не только на формирование определенной суммы знаний, умений и навыков, но и предполагают развитие базовых качеств личности ребенка, формирование его общей культуры и социальную адаптацию в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Позитивная социализация дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»

Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отноше...

Eсловия для развития инициативного поведения. Основные направления поддержки детской инициативы. Возрастные особенности проявления детской инициативы. Способы стимулирования иниц...

, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

ЦЕЛЬ: Установление эффективного взаимодействия (поддерживающего, развивающего, продуктивного) между воспитывающими взрослыми (педагогами и родителями) для дальнейшей успешной социализации воспитанников.

ЗАДАЧИ:

  • создание условий для полноценного социального сотрудничества всех участников воспитательно-образовательного процесса;
  • способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу воспитания ребенка в единстве с требованиями педагогов и с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА:

  1. Вступительное слово заведующего ГБДОУ № 27 – Стройкова Л.П.
    “Принципы взаимодействия” (приложение 1)
  2. Размышления о будущем ребенка (анализ анкетирования родителей).
    (приложение 2)
  3. Успешная социализация дошкольника: взгляд воспитателя на проблему.
    (Алексеева О.А. – старший воспитатель ГБДОУ №27) (презентация 1)
  4. Дети говорят о семье и своем будущем.
    (Стройкова Л.П. – заведующий ГБДОУ № 27)
  5. Эвристическая разминка. (приложение 3)
  6. Деловая игра. (приложение 4)
    - индивидуальная работа
    - групповая работа над проблемой, обоснование выбора
    - межгрупповая дискуссия, общий вывод, обобщение
  7. Подведение итогов педсовета, обмен мнениями о педсовете.

Выступление старшего воспитателя – Алексеевой О.А.

Успешная социализация дошкольника: взгляд воспитателя на проблему

Воспитание личности - всегда было сложной задачей.

Перед педагогами, кроме традиционных вопросов - чему учить и как воспитывать ребенка в современных условиях, встает проблема: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития.

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения.

Одна из главных целей - способствовать успешной социализации ребенка.

Успешная социализация дошкольника - проблема наиболее актуальная для дошкольного образовательного учреждения сегодня.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, выделены четыре направления развития дошкольников. Одним из которых является социально-личностное развитие. В это направление включена и образовательная область “социализация” как область, ориентированная на развитие интеллектуальных и личностных качеств дошкольников.

В нашем детском саду педагогами созданы условия для успешной социализации, непрерывного социально-личностного развития, т.е. включения во все моменты образовательного процесса.

Именно социально-личностное развитие, целенаправленное, систематическое, помогает сформировать высокие нравственные личностные качества.

От успешной социализации в дошкольном возрасте зависит дальнейшее развитие индивида, раскрытие его способностей, становление личности, поэтому задача педагогов направить свои усилия на создание в ДОУ условий для успешной социализации воспитанников.

Эмоциональное благополучие ребенка – это прежде всего комфорт в душе ребенка. (высокая самооценка, ориентация на успех в достижении целей, наличие положительных эмоций, ...) Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха.

Положительное отношение ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости.

Развитие коммуникативной компетентности ребенка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции.

Развитие социальных навыков детей. Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.

Обогащение предметно-пространственной среды , наполнение которой представляет ребёнку возможность для саморазвития.

Ещё одним важным условием является профессионализм воспитателей , специалистов дошкольного учреждения, способных оказывать влияние на развитие личности дошкольника:

Понять и помочь – основной принцип педагога;

Позитивное отношение к жизни;

Стремление к лучшему;

Формирование творческой активности;

Доброжелательное отношение;

Обогащение внутреннего мира ребенка впечатлениями;

Грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса;

Создание и обеспечение условий социально-личностного развития ребёнка дошкольника

Воспитывает только тот, кому дети доверяют, кого уважают, образу которого бессознательно стараются подражать.

(слайд 9)

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказываютлица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:

Семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);

Детский сад (в первую очередь воспитатели);

Общество (сверстники, друзья).

При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье.

Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения

Отсюда главная задача: создать условия для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников детского сада .

Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”.

Сотрудничество - общение “на равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители активные участники образовательного процесса.

Общественное дошкольное воспитание, детский сад - это только помощник семьи в деле воспитания личности, и от признания этого факта значение детского сада ничуть не умаляется, но, напротив, все становится на свое место.

Трудности, с которыми сталкиваются воспитатели:

Невозможность индивидуального подхода к “проблемным” детям из-за большого количества детей в группе;

Несовпадение требований, взглядов, подходов к воспитанию детей родителей и педагогов;

Недостаточно терпения, внимания у воспитателей к проблемам детей:

Нежелание родителей сотрудничать с воспитателями в решении проблем ребенка;

Занятость родителей решением своих проблем и их невнимание к проблемам ребенка;

Отсутствие достаточно времени для общения (как у воспитателей, так и у родителей) и как следствие, несвоевременное решение проблем ребенка;

Отсутствие индивидуальной и групповой работы с родителями (консультирование по проблемам ребенка, незнание психологии взрослого, некомпетентность в решении проблем взрослых...)

Педагоги готовы к сотрудничеству, надеются на значительные изменения во взаимоотношениях с родителями хотя бы потому, что педагогов и родителей объединяет одна и та же благородная цель - воспитание успешной социально-нравственной личности ребенка.

РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА:

Принятие и соблюдение принципов взаимодействия и развитие диалогического общения всех участников воспитательно-образовательного процесса

СРОК: постоянно

Установление продуктивного, поддерживающего, развивающего взаимодействия (полноценного социального) между педагогами и родителями для дальнейшей успешной социализации воспитанников учитывая выбранную стратегию через:

Разработку и реализацию совместных проектов по социально-личностному развитию дошкольников с учетом выработанной стратегии взаимодействия педагогов и родителей, гендерного подхода, индивидуальных особенностей детей, социокультурных традиций;

СРОК: апрель 2013г.

Включение родителей в педагогическую (просветительскую) деятельность

«Задача стандарта - позитивная социализация

и индивидуализация личности…

Стандарт - поддержка разнообразия детства»

А. Г. Асмолов.

Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми. Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования.

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный Государственный Образовательный Стандарт - документ, который является новым для сферы дошкольного образования , предъявляющий новые требования к дошкольному образованию , к личности педагога, к его профессионализму.

Этот документ, линиями которого являются индивидуализация и социализация ребёнка , коренным образом меняет наше представление о системе дошкольного образования в целом , меняет отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Стандарт не только учитывает индивидуальные потребности ребёнка , связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, но и акцентирует внимание на то, что в образовании малыша участвуют два социальных института : семья и детский сад, являющихся партнёрами в общем деле. Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных , способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

Дошкольные образовательные учреждения вступили в фазу кардинальных изменений. ФГОС поменял структуру и содержание образования. Цель образования – создание условий для формирования универсальной учебной деятельности. Акцент переносен не на сумму знаний и умений, а на формирование умения учиться самостоятельно. Нынешний дошкольник не столько должен усвоить определённый объём знаний, сколько научиться работать в команде. Для современного дошкольника важным оказывается понимать различия между людьми, понимать ценность другого человека. Этому он учится в свободной деятельности.

Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка , развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства.

Ребенок смотрит на окружающий его мир широко раскрытыми глазами. Он хочет познать его, почувствовать, сделать своим. И мы педагоги помогаем маленькому человеку стать Человеком с большой буквы. В тесном взаимодействии «ребенок-взрослый» и происходит социальное развитие личности ребенка. И чем осознанней организует этот процесс взрослый - воспитатель , родитель, тем он будет эффективнее.

Социальное развитие - одно из направлений современного дошкольного образования . Для успешной реализации его целей педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности. В нашем детском саду широко используются программы «Я – Человек» (С. И. Козлова и др., «Основы здорового образа жизни» (Н. П. Смирнова и др.) . Эти программы ориентируют педагогов на следующие цели:

Создавать условия для полноценного социального развития детей ;

Продумывать виды и формы педагогической деятельности, в том числе специальные занятия, формирующие уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей, потребность в сопереживании и т . п.

Главная задача – постепенное введение ребенка в понимание сути социального мира . Естественно, скорость усвоения материала и глубина его познания весьма индивидуальны. Многое зависит от пола ребенка, от характера накопленного им социального опыта , от особенностей развития его эмоциональной и познавательной сфер и др. Задача воспитателя – ориентироваться не только на возраст дошкольника , но и на фактическое освоение им материала. Используя игры, занятия, упражнения с разной степенью сложности, чтобы отобрать то, что в наибольшей степени соответствует уровню развития конкретного ребенка с тем, чтобы он освоил материал индивидуально.

Особое внимание уделяется организации и стилю воспитательной работы , так как именно этот процесс – база и показатель успешности решения задач по социальному развитию дошкольников . Направленность воспитательной работы : ребенок должен чувствовать себя в ДОУ уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности . Детский сад – это его дом, поэтому он хорошо знает помещение, свободно и самостоятельно ориентируется в этом пространстве. Вместе с детьми мы обустраиваем свою группу, они помогают, скажем, изготовлять пособия, игрушки, встречать и провожать гостей и т. д. Если ребенок в чем-то ошибается, подсказываем, но так, чтобы лишний раз вызвать интерес.

Для полноценного общения детей очень важной оказывается социальная среда развития . Социальная среда предполагает наличие условий, дающих возможность ребёнку полноценно общаться с другими детьми и воспитателями . Планировка помещений дошкольного образовательного учреждения должна быть спланирована таким образом, чтобы она могла способствовать формированию отношений партнёрского типа: со сверстниками, взрослыми. У каждого ребёнка должны быть условия для взаимодействия в парах, малых и больших группах. Таким образом, дети учатся понимать, что все мы разные, становятся толерантнее. Чудесно, если ребенок умеет увидеть в другом какие-то способности, возможности. У каждого ребёнка должна быть возможность для проявления самостоятельности, инициативы, активности. Партнёрская модель – это ситуация когда взрослый рядом, вместе с ребёнком, но ни в коем случае не «параллельно» . Ребёнок должен чувствовать участие взрослого, его искреннюю заинтересованность в общении с ним.

В наших группах выделены места не только для уединения – одному порисовать, посмотреть книгу, подумать, помечтать, но и для коллективных игр, занятий, опытов, труда. В целом в группе царит обстановка занятости, содержательного общения, исследования, творчества, радости.

Ребенок знает не только свои обязанности, но и права. В обстановке, где педагог уделяет внимание каждому воспитаннику , он тем не менее не изолирован от других детей – их объединяет интересная совместная деятельность. Отношения со взрослыми доверительны, доброжелательны, но не равноправны. Ребенок понимает: он еще многого не знает, не умеет. Взрослый образован, опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам.

Нашим неизменным помощником в социальном развитии детей является семья . Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов . Мы стараемся заинтересовать родителей своих воспитанников , например, желанием привить детям любовь к предкам. Стараемся возродить ценную традицию – гордиться своей родословной, продолжать ее лучшие традиции. В этом плане полезны индивидуальные беседы, цель которых – привлечь внимание ребенка к собственной семье, учить ее любить, гордиться ею.

Взаимодействие с семьей эффективно лишь тогда, когда мы и родители доверяем друг другу, понимаем и принимаем общие цели, методы и средства социального развития . Показывая родителям свою искреннюю заинтересованность, доброе отношение к ребенку, стремление содействовать его успешному развитию позволяет стать основой наших совместных с семьей усилий и помощи ребенку в налаживании контактов с социальным миром .

Основа для накопления положительного опыта – эмоционально комфортный климат в группе и содержательное, личностно ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми .

Живой пример воспитателя , его искреннее участие в делах и проблемах детей , умение поддержать их инициативу и побудить к проявлению добрых чувств – важнейшие условия успешного социального развития дошкольников .

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Общение - одна из самых важных человеческих потребностей , основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться , стать социально ценной личностью .

В связи с этим основная задача дошкольных учреждений – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст , и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе. Создание условий для успешной социализации детей на различных этапах их возрастного развития , определенных ФГОС , отслеживание личностного прогресса обучающихся, выявление проблем преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования являются важными задачами современной образовательной политики.