Этнокультурное образование дошкольников в доу. Разработка "этнокультурное воспитание дошкольников"

ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА В МБДОУ ДЕТСКОМ САДУ № 41 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПО ЭТНОКУЛЬТУРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

(районная экспериментальная площадка).

Тема эксперимента : «Этнокультурное воспитание детей через систему дополнительного образования».

Характер эксперимента: Формирующий (воспитательно-образовательный).

Цель педагогическая: Развитие духовно-нравственной сферы через включение дошкольников в систему дополнительного образования.

Задачи этнокультурного воспитания.

    Создать условия для приобщения детей, воспитателей, родителей к основным этнокультурным ценностям российской цивилизации.

    Создать условия для успешного овладения детьми навыками в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности, способствовать развитию детского творчества.

    Обеспечить единство умственного и эмоционально-нравственного развития дошкольника.

    Создать единый этнокультурный аспект воспитания и общения в ДОУ и семье, повышать педагогическую культуру родителей.

    Включить в систему «детский сад – семья – школа» учреждения культуры, что приведет к созданию общности людей – носителей ценностей отечественной культуры.

    Обеспечить воспитателей этнокультурным инструментарием, эффективно развивающим внутренний потенциал ребенка.

Статус экспериментальной площадки : Районная.

Цель исследовательская: Разработка и экспериментальная проверка системы организационно-педагогических условий для дошкольного образовательного учреждения способствующих развитию этнокультурной сферы дошкольников.

Объект изучения: воспитательно-образовательный процесс в группе ДОУ с использованием организационных форм и методик обучения дополнительного образования, способствующих воспитанию этнокультурных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования : Организационно-педагогические условия, способствующие этнокультурному воспитанию.

Проверяемая в ходе эксперимента гипотеза :

Этнокультурное воспитание дошкольников будет более успешным, если воспитательно-образовательный процесс будет опираться на созданную и апробированную в ДОУ систему дополнительного образования, а также на систему взаимодействия педагогов, родителей и социума (учреждения образования и культуры).

Сочетание традиционных и игровых занятий, индивидуализация образовательных процедур, ориентация на игровую деятельность, использование методик, развивающих духовно-нравственные представления детей, применение нетрадиционных форм организации игровой и художественной деятельности, включение материалов, имеющих развивающий эффект, сочетающих игру и экспериментирование, создание среды для этнокультурного развития детей – будет способствовать развитию базисных основ личности.

Подготовка коллектива к проведению эксперимента, участие в эксперименте обеспечат повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.

Ожидаемые результаты освоения детьми экспериментальной программы:

    появление у детей устойчивого положительного интереса к эстетическим явлениям окружающей действительности и в искусстве;

    умение детей дать эстетическую оценку окружающим явлениям, событиям, предметам, нравственную - поведению людей;

    умение детей различать виды и жанры произведений основных видов русского народного искусства;

    наличие творческих проявлений в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности;

    владение знаниями об исторических и культурных традициях России;

    владение коммуникативными вербальными и невербальными навыками.

База эксперимента : группа 10 - 15 детей 2007 года рождения.

Методы и методики исследования:

1. Формирующий эксперимент.

2. Констатирующий эксперимент.

3. Наблюдение.

4. Анкетирование родителей.

5. Тестирование

6. Контрольные задания

7. Социометрические исследования в группах.

Уровни экспериментальной работы, состав и функции участников.

Эксперимент формирующего характера по обозначенной в настоящей программе теме.

Руководитель эксперимента – Березина Н.Г. –заведующий МДОУ.

Научный руководитель: Брусова О.П., ведущий специалист отдела образования.

Участники:

Овечкина Н.Р. заместитель заведующей по воспитательной и методической работе;

Григорьева И.И. - педагог дополнительного образования, руководитель хоровой студии, руководитель этнокультурного кружка «Родничок»;

Патурова Ю.Ф. - педагог-психолог

Зуева Л.А. – воспитатель; руководитель театральной студии;

Смирнова С.В. – воспитатель, руководитель изостудии;

Зубарева О.А. – воспитатель.

Участники: воспитатели и специалисты, работающие в детьми экспериментальной группы, воспитанники 2007 г. рождения, родители воспитанников.

Основные документы: Устав МДОУ, Программа экспериментальной деятельности МДОУ, методические пособия, содержащие этнопедагогические технологии, ежегодные планы опытно-экспериментальной работы, учебные планы.

Методологическая основа работы: положения теории Л,С.Выготского о развитии творческих способностей ребенка.

Формы отчетности : итоговый аналитический отчет в Муниципальный экспертный совет, доклады на научно-методических конференциях, семинарах, коллегиях, материалы в педагогические издания.

Реализация экспериментального проекта будет проходить в три этапа:

    организационно-подготовительный (средняя группа – дети 4-5 лет);

    основной (старшая, подготовительная группы – дети 5-7 лет);

    заключительный (диагностический – подготовительная группа – дети 7 лет).

Этапы эксперимента:

    Диагностический этап (2011-2012 уч. год)

    Прогностический этап (2011-2012 уч. год)

    Организационный этап (2011-2012 уч. год)

    Практический этап (2012-2014 уч. год)

    Обобщающий этап (2013-2014 уч. год)

I этап подготовительный (организационный):

    Изучение опыта педагогов России по экспериментальной работе «Этнокультурное воспитание детей через систему дополнительного образования».

    Определение интересов, представлений детей с помощью определенных диагностических процедур и наблюдений.

(На каждого ребенка заводится индивидуальная карта развития. По диагностическим материалам определяется уровень развития детей, уровень творческих проявлений, психических процессов, тревожности, лабильности нервных процессов

    Анкетирование родителей (проводится опрос об их видении пребывания ребенка в экспериментальной группе. Анкеты анализируются с целью выявления уровня грамотности родителей, их представлений о нравственно-духовном развитии детей, их эстетического развития. По результатам анализа разрабатываются план совместной работы, консультации по истории России, оформляются тематические и образовательные стенды, оформляется «Родительский абонемент» (для домашнего пользования). При необходимости педагоги проводят индивидуальные беседы и занятия с родителями.

    Составление перспективного плана работы.

    Разработка конспектов занятий, развлекательных, игровых и музыкальных упражнений, этюдов и т.д.

    Подготовка дидактического, демонстрационного и развивающего материала. Создание фоно- и видеотеки для сопровождения занятий, аутотренингов, музыкальных минуток.

    Формирование развивающей среды (Развивающая среда в группе создается как фактор формирования в растущем человеке добра красоты и включает: внутренний интерьер группы; световой фон; уголки детского творчества; театральный и музыкальный центры; центр релаксации.

    Выработка системы взаимодействия специалистов, педагогов, родителей ДОУ и учреждений социума для обеспечения целостного педагогического процесса.

II этап (основной)- старшая, подготовительная группы):

Основной этап включает время непосредственного воспитательно-образовательного процесса. Воспитание и развитие детей направлено на решение следующих задач:

    Освоение воспитанниками, воспитателями и родителями основ этнокультурных категорий и ценностей.

    Создание условий для успешного овладения детьми навыками в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности, развитие детского творчества

    Развитие коммуникативных умений (умения слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить в согласию и т.д).

    Развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов).

    Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества, объема высказываний).

    Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов внутри ДОУ и в процессе взаимодействия с социумом).

    Создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.

Интегрированный план основан на синтезе искусств, который используется в трех направлениях: искусство включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды; искусство составляет содержание образования; искусство используется в различных видах художественной деятельности, служит развитию детского творчества.

Образовательный процесс направляется на развитие восприятия, формирования умения наблюдать, вглядываться, вслушиваться, выделять гармонию, характер. Постепенно дети приобретут способность образной эмоциональной оценки предметов, увеличится удельный вес осмысления произведений искусства– дети овладевают содержанием, формой и выразительными средствами. Будет реализовываться личностно-ориентированный подход и дифференциация образования и воспитания каждого ребенка.

III этап (заключительный) :

    Проведение итоговой диагностики, которая позволит выявить уровень этнокультурного развития детей на основе сравнительного анализа результатов образовательной деятельности в экспериментальной и параллельной группах МДОУ за все годы.

    Оформление карт музыкального и психомоторного развития.

    Проведение анкетирования родителей с целью выявления степени удовлетворенности от работы педагогов, развития детей. На основании данных диагностики делаются выводы о результативности проведенной работы педагогами, динамике этнокультурного развития детей, уровня усвоения ими знаний, умений, навыков.

    Выявление недостатков, трудностей и проблем в работе.

    Проведение музыкально-театрализованного представления, участие в котором принимают дети, педагоги, родители (создание сценария, подготовка костюмов, декораций, подбор музыки, оформление музыкального зала, разучивание песенного, литературного и хореографического материала).

    Описание опыта экспериментальной деятельности, представление итогового аналитического отчета в муниципальный экспертный совет, доклады на научно-методических конференциях, семинарах, коллегиях, материалы в педагогические издания.

    Проектирование программы дальнейшей экспериментальной деятельности МДОУ.

Основные концептуальные положения программы эксперимента.

Педагоги МДОУ постоянно ведут поиск наиболее эффективных путей, позволяющих организовывать работу с детьми, ориентируясь на личностный подход, что не представляется реальным без целенаправленной опытно-экспериментальной работы.

Работа в экспериментальном режиме предполагает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников, повышения квалификации педагогов, а также организацию психолого-педагогического просвещения родителей. Педагог, как правило, пропуская цели и задачи эксперимента через себя, открывает и изобретает что-то свое. Экспериментальная деятельность становится средством развития и помогает привлечь интеллектуальные и материальные ресурсы для решения проблем дошкольного образования.

Ключевая роль экспериментальной группы нам представляется в формировании общей культуры детей, развитии их физических и интеллектуальных качеств, создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы художественной деятельности.

Этнокультурное образование подрастающего поколения определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного образования в развитии будущего России. Педагогическая деятельность нашего дошкольного образовательного учреждения направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания дошкольного образования на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.

Целью этнокультурного воспитания является духовно-нравственное развитие детей, пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры, что в данном опыте идет через этнокультурную направленность образования. В нашей экспериментальной работе духовно-нравственные ценности русской традиционной культуры лежат в основе педагогического процесса и художественно-творческой деятельности детей, что способствует раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка. Кроме того этнохудожественная деятельность выступает инструментом социальной терапии, корректирующего психоэмоциональное и личностное развитие ребенка, помогая ему лишиться страхов, комплексов.

Исторический аспект проблемы.

Этнокультурное воспитание – это процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.

Необходимость организации воспитательного процесса в детских садах на этнокультурной основе осознавалась отечественными педагогами с самого начала их создания в России. Поскольку «идея детского сада» пришла к нам из Германии, известный отечественный педагог П. Ф. Каптерев говорил о недопустимости переноса на русскую почву «немецко-специального вида» детского сада. Культурно-исторический опыт народа должен определять своеобразие воспитательной работы в детских садах. Национальные черты характера, на формирование которых нацелено воспитание детей любого этноса, диктуют свой особый стиль взаимоотношений между взрослыми и воспитанниками. Учитывая традиции русского народа, особенности детского восприятия, главными предметами изучения в российских детских садах, по мнению П. Ф. Каптерева, должны стать: природа родного края; родной язык; устное народное творчество; историко-этнографические рассказы о своем и других народах, помогающие развитию детских представлений об этническом многообразии мира; иностранный язык.

Методологической основой этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста во второй половине ХIХ – начале ХХ в. в России являлась идея народности, обоснованная К. Д. Ушинским. Принцип народности определял основой воспитания родной язык, изучение родной истории, традиций и обычаев народа.

В частных детских садах, открываемых в крупных городах, планы воспитательной работы включали в себя достаточно широкое использование произведений русского народного творчества: сказок, народных песен, подвижных игр, игр с пением на сюжеты русских народных сказок. Происходило и приобщение дошкольников к культуре других народов, но в основном зарубежных: немецких, английских, французских. Детям читали сказки братьев Гримм, Г.-Х. Андерсена, на музыкальных занятиях звучала музыка французских, немецких композиторов. В народных дошкольных учреждениях детей приобщали в основном к русской культуре. Однако там, где была необходимость, воспитатели при организации своей работы исходили из национального состава детей группы. В национальных детских садах воспитательная работа строилась на основе двуязычия, с широким использованием народного творчества, народных праздников. К средствам этнокультурного воспитания в изучаемый период нами отнесены: детские издания (журналы, книги), народные игры, игрушки, дидактические пособия, экскурсии, изучение иностранных языков.

Содержание и подходы к этнокультурному воспитанию в советский период меняются в соответствии с новой идеологией. С постепенным нарастанием социально-политического влияния на образовательный процесс меняется педагогическая терминология, используемая в образовательном процессе. Термин «нравственное воспитание», как отмечено в исследовании Л. М. Казарян, не отвечал классовым задачам воспитания и носил аполитический характер. В 20-е гг. XX в. основное внимание акцентируется на социальном, общественно-политическом воспитании. В это понятие входило и воспитание идеологии, определенных нравственных качеств и навыков поведения, начал коллективизма, интернационализма, атеизма и общественной активности. В связи с этим этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в этот период можно рассматривать через призму интернационального воспитания, которое стало занимать ведущее место в теории и практике дошкольного образования. Этнокультурная составляющая образовательного процесса в дошкольных учреждениях раскрывалась через такие принципы, как:

принцип связи детского сада с окружающей действительностью, предполагавший расширение детских представлений в процессе ознакомления с бытом, культурой своего народа, с культурными достижениями всего человечества;

построение воспитательной работы в детском саду на родном для детей языке, использование произведений устного народного творчества;

принцип изучения окружающей ребенка социальной среды, в том числе и национальной.

Наблюдается тенденция в преемственности с прошлым веком средств и форм этнокультурного воспитания детей. Однако их содержательная составляющая определялась решением задач интернационального воспитания, действенными формами и средствами которого признавались: общественно-политический праздник (Октября или Первого мая), книги, количество которых было сравнительно мало (А. Барто «Братишка»), и ощущалась явная необходимость их создания; общение детей разных национальностей как непосредственное, так и опосредованное при помощи переписки; яркие события политической жизни страны: выборы в Верховный Совет, трудовая активность трудящихся разных национальностей. В этот период в практике дошкольных учреждений появились игры-путешествия, в которых ставилась задача уточнения детских представлений о жизни народов; игры-драматизации по содержанию детских книг и рассказов, освещавших жизнь, труд разных национальностей, национальные обычаи. С середины 1930-х гг. стали создаваться новые типы кукол, воплотившие интернациональные образы; игрушки, знакомившие детей с историей своей страны. Национальные куклы стали занимать почетное место в игровых уголках дошкольных учреждений. Этнокультурное воспитание в данный период реализовывалось за счет использования музыкального и танцевального, устного народного творчества, которое входило в повседневную жизнь, быт детского сада.

Народное творчество в 1940–60-е гг. рассматривалось в нескольких аспектах: и как средство воспитания любви к Родине, к своему народу, и как средство воспитания нравственных качеств личности, развития детского творчества, и как средство приобщения к культуре других народов.

В начале 80-х гг. XX в. общество все больше ощущает потребность в реформировании школы, в гуманизации образовательного процесса, который связывали с введением в него этнокультурного содержания.

Этнопедагогизация образования во многом обусловлена работами

Г. Н. Волкова, который ввел в научный аппарат сам термин «этнопедагогика», выделил гуманистические основы народной педагогики, обозначил ее проблемы, выделил факторы и средства воспитания.

Этнокультурное воспитание на современном этапе направлено на развитие этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста, на воспитание культуры межнационального общения, на развитие их способности мыслить образами и выражать свое отношение к окружающему в разных видах художественной деятельности.

Средства этнокультурного образования и воспитания дошкольников.

Наиболее ценной для воспитания и обучения ребенка становится духовная культура и особенно искусство. Произведения разных видов искусства близки эмоциональной природе ребенка, его способности мыслить образами и выражать свое отношение к окружающему в разных видах художественной деятельности.

Наиболее доступными из них для дошкольников являются следующие.

Народная игровая культура.

Ребенку понятны и интересны такие ее формы:

    народные игры разных видов (подвижные игры и состязания, сюжетные, хороводные, словесные);

    народные игрушки;

    народные праздники;

    народный театр.

Традиционно русская народная игровая культура рассматривается как средство вхождения ребенка в пространство родной культуры. Вместе с тем введение элементов русской народной игровой культуры в педагогический процесс детского сада может способствовать ознакомлению детей с историей России, воспитанию толерантного отношения к разным народам, культурному развитию дошкольников.

Устное русское народное творчество.

Его ценность состоит в познавательном, эстетическом и воспитательном значениях. Фольклорные тесты естественно включаются в разные виды детской деятельности (игровую, изобразительную, театрализованную). Произведения устного русского народного творчества содержат единые архетипы, выражающиеся в образах, сюжетах, морали. Их освоение помогает дошкольнику понять общность нравственно-этических общечеловеческих ценностей.

Декоративно-прикладное искусство русского народа.

Оно отражает культурные ценности русского народа. Знакомство со спецификой русских народных декоративных промыслов позволяет дошкольникам увидеть и осмыслить, что их специфика зависит от внешних особенностей жизни этноса (главным образом среды обитания – север, юг России, Сибирь), а общность определяется единством нравственных и эстетических ценностей, независимо от места проживания. Возможность не только наблюдать, но и участвовать в создании предметов на основе народных традиций, делает этот процесс увлекательным и полезным для ребенка.

Культурное пространство музея.

Музей, как социокультурный феномен обладает большими потенциальными возможностями для приобщения дошкольников в русской культуре, благодаря наглядно представленным памятникам и музейным экспонатам. Современные технологии делают доступным и интересным процесс приобщения дошкольников к русской культуре в условиях музея. Кроме того, возможно использование элементов музейной педагогики в самом ДОУ за счет организации и деятельности детского мини-музея.

Панькина Юлия Сергеевна,

Саранск

Этнокультурное образование дошкольников

Основные цели образования в современной России видятся в обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры; воспитании патриотов, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; формировании у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитии культуры межэтнических отношений.

Одной из тенденций развития современного образовательного процесса стала его этнокультурная направленность. Этнокультурное образование предполагает приобщение дошкольников к этнической культуре в дошкольных учреждениях, на основе образовательных программ при взаимодействии с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации.

Освоение этнокультурного опыта способствует осознанию того, что родная культура является одной из форм культурного многообразия мира. В настоящее время идеи этнокультурного образования достаточно широко внедрены в практику дошкольных учреждений.

В современном мире мы зачастую забываем свои корни, свою историю. Много ли подрастающее поколение знают культуру наших предков?

Этот пробел нужно заполнять непосредственно как можно раньше. Необходимо пробудить в растущем человеке любовь к родной земле.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения национальной культуры, традиций, языка.

Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Основной задачей работы по этнокультурному образованию можно считать формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, городу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

В нашем дошкольном учреждении этнокультурное образование детей дошкольного возраста выступает как система воспитания и обучения.

Общаясь с детьми в НОД и в свободное время, при знакомстве с произведениями устного народного творчества, с национальной музыкой, с декоративно-прикладным искусством, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит мордовский народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает.

Приобщаясь к мордовскому народному творчеству, дети не только усваивают историю, традиции, культуру мордвы, но эта деятельность способствует развитию у детей основных психологических процессов: память, внимание, воображение, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность.

Детям дошкольного возраста важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Еще лучше принять участие в этом действии. В созданном в детском саду мини - музее, продемонстрированы традиционные мордовские национальные костюмы, предметы домашнего обихода, дети имеют возможность соприкоснуться со старинной утварью, рассмотреть вышитую одежду, украшения.

Для обобщения знаний о родном крае создаются образовательные ситуации, включающие экскурсии, игры, беседы с использованием мультимедийных презентаций. Но всё-таки приоритетным направлением деятельности детей остаётся игра. Игра как средство приобщения детей к национальным традициям была создана самим народом.

В группах созданы национальные уголки, где представлены: книги и иллюстративный материал для ознакомления детей с родным краем, куклы в национальных костюмах, дидактические игры и пособия по ознакомлению с мордовским декоративно-прикладным искусством. Оформлены альбомы с фотоматериалами, которые отражают жизнь и быт этнических групп.

Вся работа, проводимая по этнокультурному воспитанию, направлена на развитие у ребёнка чувства прекрасного, толерантного отношения и уважения к людям, живущим рядом. Ребёнок будет любить, и по - настоящему ценить свой край, если мы научим его этому.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям....

Этнокультурное образование старших дошкольников: опыт и перспективы

Целью образования в многонациональной республике является не только обеспечение общего образования, но и приобщение детей к родному языку, истории, этнокультуре, духовным ценностя...

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Этническая культура, в которой воспитывается ребёнок, оказывает определённое влияние на становление и развитие личности....

Этнокультурное воспитание дошкольников путем приобщения к народным обычаям и традициям и культуре.

Цель

Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа. Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

Задачи

  • Познакомить детей с жизнью наших предков: семейные традиции рождения ребенка, обряд первого купания.
  • Упражнять в формировании грамматического строя речи, придумывая слова в уменьшительно – ласкательной форме.
  • Поощрять творческую самостоятельность, используя знания русской народной культуры; познавательную активность детей.
  • Воспитывать у детей интерес к семейным традициям.

. Подготовительная работа:

  • Беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя», «Предметы русской старины»;
  • Чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных;

Воспитатель (В.): Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Она называется…

Дети (Д): Россия.

В. : Подумайте, всегда ли наша страна была такой, как сейчас. Возникла Россия очень давно, у нее древняя и интересная история. Вы знаете, как называлось наше государство раньше?

Д.: Русь.

В.: Хотите узнать, как жили люди в Древней Руси? Предлагаю вам отправиться в путешествие по прошлому. Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Откуда же могло взяться это название? Подумайте, на какое слово оно похоже.

Д.: «Слава».

В.: Значит, славяне – это славный народ. А еще они называли себя словенами, т.е. понимающими слово, речь.

В.: Посмотрите, дети, в каких домах жили наши предки. Дома строили большие, с учетом прибавления в семействе. «Семья сильна, когда крыша одна» – так считали наши предки славяне. Все вместе под одной крышей жили – деды и отцы, внуки и правнуки. Посмотрите, из чего строили жилище.

Д.: Из дерева, бревен.

В.: Знаете ли вы, как назывался такой дом?

Д.: Дом из бревен назывался избой.

Ребята, а что еще вы видите в избе?

Д.: Печь.

В.: Она всегда ставилась напротив входа и занимала почти пол избы.

«Печь – наша мать родная», – говорили в старину. Для чего нашим предкам

нужна была печь?

Д.: Она обогревала жилище, на ней готовили еду.

В.: И не только для себя, но и для домашней живности. В народе печь называли «кормилицей», «матушкой». В печке было жарко, и горшок руками взять было нельзя. Был специальный предмет, которым можно это сделать-УХВАТ.

В.: А еще на печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. На печи можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. С печью была связана вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ ее стал традиционным для народных сказок. Какие вы знаете сказки, в которых говорится о волшебной печи?

Д.: «Гуси лебеди», «По щучьему велению» и др.

В.: Рядом с печкой висела люлька с младенцем. Как вы думаете,

почему?

Д.: Чтобы малышу было тепло.

В.: Что еще интересного вы увидели в избе, чего не встречаете в обычной

жизни?

Д.: Полотенце висит на стене как украшение.

В.: Вы знаете, как оно еще называлось в старину? Рушник. Рушники украшали узорами. Как вы думаете, для чего это делали?

Д.: Для красоты.

В.: Узор был не только украшением, но и оберегом. Что значит слово

«оберег»?

В.: Рассмотрите внимательно узоры, которыми наши предки украшали рушники. На что похожи эти узоры?

Д.: На солнышко, птичек, цветочки,

листочки, веточки…

В.: Вы правы, наши предки взяли узоры у природы.

В.: Но не только рушники украшались узорами, но и одежда наших предков красивыми узорами.

В.: Ребята, а вы знаете, что деревянными были не только дома, но и всё, что было внутри. Давайте попробуем назвать эти предметы.

Д.: Лавка, стол, посуда, ложки, сундук, люлька, коромысло...

В.: Дерево было одним из любимых материалов у славян, ведь Русь издавна славилась лесными богатствами.

Как вы думаете, а где наши предки брали все эти предметы обихода?

Д.: Делали своими руками.

В.: Долгими зимними вечерами крестьяне резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины. Всё делалось тщательно, с любовью.

Пора нам возвращаться из музея.

Осталось ли на этих картинках, что то непонятное, незнакомое вам? Из чего наши предки строили дома? Как эти дома назывались? Зачем славянам нужна была печь? Для чего украшали рушники? Как называется предмет, которым вынимали из печки чугунок? Вот мы и вернулись из прошлого в наш родной детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Я очень

рада! Впереди нас ждут новые приключения.

Подписи к слайдам:

Русская изба
Лавка
Стол
Посуда
Коромысло
Люлька
ЛАПТИ
№1
№2
№1
№2
№1
№2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по приобщению детей к народным обычаям и традициям "Подкова на счастье"

В конспекте подобран материал о работе кузнеца, объясняется смысл некоторых пословиц и погорворок, приведена легенда о кузнеце и подкове. практическая часть- чеканка подковы...

Проект "Патриотическое воспитание дошкольников путем приобщения к культуре кадетства"

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое п...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к народной культуре

ДАнный материал предназначен для воспитания у детей любви к Родине, через изучение народных традиций, песен, праздников, культуры своего народа....

Самарина Татьяна Васильевна

МДОУ "Детский сад №87 комбинированного вида"

ул.Р-Люксембург Д.34

Воспитатель

Тема: Технология осуществления этнокультурного образования детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры, формируются ценностные ориентации, усваиваются правила человеческого общежития, развиваются элементы национального самосознания, воспитывается дружеское отношение к окружающим людям (Т. Ф. Бабынина, М. И. Богомолова, З. А. Богатеева, С. А. Козлова, Э. К. Суслова и др.). Эффективность этих процессов определяется специально организованной деятельностью, образовательной средой, созданием этнопедагогических технологий, которые базируются на концепциях гуманистического воспитания (Е. В. Бондаревская, Н. И. Ильин и др.), на признании детства как культурно-исторического феномена (Д. Б. Эльконин, В. Т. Кудрявцева).

Целью этнопедагогических технологий в дошкольном возрасте являются приобщение детей к культуре своего народа; развитие национального самосознания; воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп; развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей, формирование этнокультурной компетентности.

Этнокультурное представление - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия. Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурных представлений.

Учитывая потребность развивающейся личности, специфику социального окружения, полиэтничность общества, задачи воспитания, основополагающими принципами создания этнопедагогических технологий, являются:

культурологический, при этом подходе результат личностно-ориентированного образования - это человек культуры, который гармонично сочетает в своем личностном образе общечеловеческую нравственность, национальную и индивидуальную самобытность (Е. В. Бондаревская);

принцип народности - развитие ребенка как личности, восходящей от родной этнической культуры к мировой через общероссийскую в системе целостного, вертикального, непрерывного образования, начиная с дошкольного возраста;

принцип природосообразности - учет в образовательном процессе возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, целостное развитие личности, расширение ее кругозора, формирование мировоззрения, развитие самосознания;

принцип компетентности, компетентность - базисная характеристика личности, отражающая достижения человека в развитии отношения с другими людьми.

Этнокультурная компетентность рассматривается в структуре общей социальной компетентности дошкольника, которая является одним из показателей готовности ребенка к школьному обучению.

Можно определить некоторые направления, характеризующие основы этнокультурной компетентности дошкольника. Прежде всего, они связаны с навыками сотрудничества со сверстниками и взрослыми, эмоциональными проявлениями, знаниями, характеризующимися эмоциально-побудительной направленностью, способами творческого преобразования. Для дошкольника этнокультурная компетентность характеристика развивающаяся. Говорить о полной готовности ребенка к осознанному восприятию, взаимодействию, сотрудничеству в полиэтнической действительности не приходится. В большей степени этнокультурная компетентность связана с наличием у детей представлений о своей национальной культуре, специфике поликультурного окружения, с дифференциацией основных понятий, с характером проявляемых чувств и отношений. Вполне очевидно, что данные характеристики и должны составлять основу этнокультурной компетентности дошкольников.

Таблица 1 - Технологическая карта формирования этнокультурной компетентности.

Компоненты

этнокультурной

компетентности

Характеристика компонентов

Методы формирования этнокультурной компетентности

Когнитивный

Представление о полиэтнической действительности, об общности культурного исторического прошлого народов

Методы, направленные на развитие познавательной активности

Эмоционально-

ценностный

Осознание своей этнокультурной принадлежности, положительное отношение к людям различных этнических групп

Методы, направленные на развитие чувства сопричастности к культурно-историческому наследию своего народа

Поведенческий

Развитие социальных способностей и навыков поведения

Методы, направленные на творческое развитие и преобразование

К примеру, содержательный материал для детей 5-7 лет может быть распределен по разделам: «Мой город», «Мой край», «Мое Отечество». Использование личных местоимений нацелено на прочувствование детьми причастности к социальному миру.

Дошкольное образовательное учреждение с этнокультурным компонентом образования - вид образовательного учреждения, реализующего образовательную программу дошкольного уровня образования в пределах стандарта и обеспечивающего изучение национального языка, культуры, традиций народа - носителя языка.

Современная образовательная ситуация характеризуется разнообразием подходов к разработке программно-методического обеспечения этнокультурного воспитания дошкольников. Приведем подробный анализ комплексных и парциальных программ.

Программа «Мы в Мордовии живем» (О. В. Бурляева и др.) является примерным региональным модулем программы для дошкольных образовательных учреждений.

Целью данной программы является приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе социально-эстетического, физического развития. Развивая ребенка в многонациональной среде, основное внимание уделяют приобщению его к красоте и добру, формированию желания видеть неповторимость окружающей природы, культуры, участвовать в их сохранении и приумножении. Данный модуль программы предполагает организованную деятельность педагога с детьми, проведение режимных моментов и самостоятельной деятельности детей.

В комплексной программе «Я - человек» (С. А. Козлова) в разделе «Земля - наш общий дом» решаются задачи:

воспитание интереса и уважения к людям, их деятельности, культуре, быту;

формирование представлений о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране;

воспитание чувства гражданственности, патриотизма, толерантного отношения к жителям Земли.

В программу «Истоки» Л. А. Парамоновой включен раздел «Элементарные историко-географические представления», основная цель которого - воспитание поколения людей, осознающих себя в непрерывном контакте с историей, связанных с прошлым, настоящим и будущим своей культуры, участников мирового культурно-исторического процесса, проживающих на определенном географическом пространстве.

приобщить детей к прошлому и настоящему своей культуры;

воспитывать у детей чувство любви к своей Родине;

развивать осознание детьми принадлежности к своему народу.

Воспитываясь в рамках данной программы, дошкольники узнают, что:

существуют разные культуры, которые отличаются друг от друга своими обрядами, праздниками, игрушками, музыкальными и художественными традициями (например, мы празднуем Новый год в январе, для нас это зимний праздник, а в Китае новый год начинается в начале февраля, когда зима уже заканчивается, поэтому это праздник весны и т. д.);

каждый человек принадлежит к одной или нескольким культурам (двуязычные или многоязычные семьи), которыми он должен интересоваться и которые он должен сохранять и уважать;

жизнь людей в современном мире невозможна без уважительного отношения к народам иных культур: войны начинаются тогда, когда люди не могут или не хотят договориться друг с другом.

В парциальной программе «Оберег» Е. Г. Борониной предполагается углубленное изучение детьми музыкального фольклора. Программа состоит из двух разделов:

1. «Народоведение» (народный календарь, народные обычаи и обряды; быт, круг жизни; многочисленные жанры народной словесности).

2. «Музыкальный репертуар» (слушание, пение, народная хореография, музыкально-фольклорные игры, игра на народных инструментах).

Каждый возрастной период обеспечивается подпрограммами: «Гуленьки» (для детей 2-3 лет), «Теремок» (для детей 4-5 лет), «Беседушка» (для детей 6-7 лет) .

Парциальная программа «Живой мир образов», разработанная Р. Г. Казаковой и др., включает три направления работы:

1) ознакомление с русскими традициями, изучение культуры русского народа, знакомство с праздниками и обыденной жизнью;

2) ознакомление с историей русского народа, биографиями выдающихся деятелей русской культуры;

3) изучение исторических документов и классических произведений русской литературы.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом» (под ред. Т. И. Оверчук) направлена на социализацию личности дошкольника, формирование любви к Родине - России на основе приобщения к национальной культуре.

Программа имеет следующие направления работы:

1) воспитание любви к родному дому: семье, малой родине - городу, краю и большой Родине - России;

2) приобщение детей к основам национальной культуры, быта и развитие межличностных отношений;

3) развитие потребности в активном, творческом преобразовании окружающего мира в соответствии с национальными традициями.

Целью программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О. Л. Князева, М. Д. Маханева) является формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, считалки, загадки, хороводы и т. д.).

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью.

Обобщая сведения о программах этнокультурного воспитания дошкольников, можно сделать выводы, что современные программно-методические разработки позволяют педагогу расставить собственные акценты при реализации следующих направлений этнокультурного воспитания детей:

В процессе постижения детьми основ традиционной на родной культуре и традиций семейного воспитания дошкольников совместно с родителями (О. Л. Князева, М. Д. Маханева, М. Н. Новицкая, Т. Я. Шпикалова и др.);

Через социализацию детей и вхождения их в общественные отношения, в том числе, характеризующиеся собранностью (коллективистской) направленностью и ориентацией на святоотеческие духовно-нравственные идеалы (В. В. Абраменкова, Н. И. Алексеева, Т. И. Бабаева, Р. С. Буре, А. М. Виноградова, В. Г. Нечаева и др.);

Через ознакомление детей с искусством родного народа (Л. М. Данилова, Р. Г. Казакова, Л. В. Куцакова, О. П. Радынова, Л. Л. Шевченко и др.);

Через ознакомление воспитанников с красотой родной природы и усилием краеведческого направления работы по патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников (М. В. Воробьева, В. Р. Лисина, Л. В. Менджерицкая и др.). Особый интерес в связи с этим представляют исследования, в которых открытие ребенком красоты окружающего мира сочетается со знанием места и роли в нем человека творца (Т. И. Алиева, М. А. Васильева, С. А. Золочевский и др.).

В книге Г. А. Ковалевой «Воспитывая маленького гражданина...» представлены модели гражданского воспитания, начиная с дошкольного возраста, и тематические блоки работы с детьми. Например, тематический блок «Культура»:

знакомит детей с системой обычаев, включающей праздники, обряды, традиции в одежде, еде, формах досуга и отдыха;

воспитывает любовь и бережное отношение к родному языку;

расширяет представление детей о разных видах и формах искусства;

формирует уважительное, бережное отношение к культурным ценностям;

развивает способность к индивидуальному творческому самовыражению в различных видах творчества.

В пособии Г. Н. Данилиной «Дошкольнику - об истории и культуре России» предложена методика изучения истории и культуры России на основе русского народного творчества, истории родного города, русских традиций.

Для реализации методики предлагается включение сведений об истории и культуре России во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую; использование краеведческого опыта .

В книге Н. В. Алешиной «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» при работе над темой «Родная страна» особенное внимание уделяется следующим направлениям:

рассказы детям, что Россия - страна многонациональная, воспитанию у них чувства уважения к особенностям жизни людей других национальностей;

знакомство детей с различными традициями русского народа, с его культурой .

В руководстве для воспитателей «Как научить детей любить родину» (Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова) для работы с детьми разработан цикл занятий по народной культуре, состоящий из пяти ступеней: народная философия и народная педагогика, жилище как Космос, одежда как Космос, искусство народных праздников, традиционные народные ремесла.

Авторы считают, что самой важной и обязательной ступенью, с которой должно начинаться вхождение ребенка в мир культуры, - это приобщение к основам «народной философии» через средства и методы «народной педагогики». Без знания и понимания родителями и воспитателями мировоззренческих основ своего народа невозможно рассматривать ни культуру одежды, ни культуру жилища, ни прочие составные части народной культуры.

В сборнике «С чего начинается Родина» (под ред. Л. А. Кондрыкинской) даются образцы планирования работы по разделу «Русская народная культура», где предлагается знакомство детей с традициями, обычаями, бытом и прикладным искусством, фольклором России .

В сборнике «Мое отечество - Россия» (И. В. Богачева, В. Л. Гиненский, С. И. Губанова, А. П. Казаков, Г. А. Кузьменко) представлена комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста, опирающаяся на анализ культурно-исторического наследия России и опыт образовательного центра «ЭОС» .

В учебном пособии «Родной дом» (М. Ю. Новицкая, Е. В. Мартинкова) представлена система комплексной работы по подготовке детей к школе на основе материала традиционной семейно-бытовой культуры. Пособие с помощью загадок, пословиц, произведений детского фольклора знакомит дошкольников с миром природы, со старинным домом, его внешним и внутренним устройством и утварью, с повседневной трудовой и праздничной жизнью большой патриархальной семьи, со способами воспитания детей в старину в атмосфере любви, заботы, взаимопомощи.

Развивая ребенка в этнокультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.

Построение педагогического процесса по реализации национально-регионального компонента в дошкольном учреждении предполагает преимущественное использование аутентичных образцов. Такой подход потребует создания специальных условий, где произведения искусства и народного творчества будут гармонично встроены в современную образовательную среду, будут дополнять ее, отражая неповторимый колорит национальной культуры.

Эффективное формирование этнокультурных представлений зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение при выборе форм организации данного процесса следует отдавать тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и умения самореализации, органически вписываются в современный учебно-воспитательный процесс. К таким формам относятся:

  • Циклы занятий, включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, речевую, социально-коммуникативную и др.
  • Беседы. Представляется важным использовать беседы не только в качестве словесного метода обучения во время занятия, но и самостоятельной формы работы с детьми. Содержание познавательных бесед может строиться на основе: а) жизнедеятельности детей в семье; б) наблюдений (экскурсии, досуги); в) образовательной работы.
  • Видеопросмотры позволяют создать у детей динамические наглядные образы из жизни и деятельности разных народов, расширить кругозор - дети получают представления о тех событиях, явлениях, предметах, т.е. об исторических фактах, о быте и архитектуре народов, проживающих в разных уголках Земли, о труде взрослых родного края и т.п.
  • Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой. Они дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.
  • Фольклорные концерты и театрализованные представления . Именно в концертно-театральной деятельности находят своё отражение быт, искусство и культура народов, их специфика.
  • Целевые прогулки , экскурсии . На прогулках воспитатель может предложить детям проверить народные приметы, отгадать загадки, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений, присущих данному региону.

Экскурсии, посещение выставок, музеев и др. культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров, об особенностях уклада жизни, культуры народов.

Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурных представлений дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи осуществляется путём:

Привлечения родителей к проведению занятий.

Участия родителей в выставках семейного творчества.

Устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций.

Предоставления родителями альбомов с фотографиями, предметов быта и искусства, хранящихся в семье или привезённых из путешествий, для демонстрации на тематических выставках в детских садах.

Создания мини-музея семейных коллекций в групповой комнате.

Проведения совместных прогулок и экскурсий.

Ведения вместе с детьми исследовательской деятельности с дальнейшим представлением её результатов в образовательном процессе.

Участия родителей во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой.

Выделяют следующие методы и приёмы активизации процесса формирования этнокультурных представлений детей:

1. Игровые методы и приёмы. Игры: «Старинное - нестаринное», «Чем мы похожи?», «Особенности быта народов Мордовии», «Лавка сувениров» и т.д.

2. Сравнение.

3. Вопросы.

4. Сюрпризные моменты.

5. Метод моделирования и конструирования.

6. Заполнение карты.

7. Метод проектов.

Искусство педагогов состоит в умелом комбинировании методов и приёмов, в логическом соотнесении их с формой и местом использования, возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.

Таким образом, современная образовательная ситуация характеризуется разнообразием подходов к разработке программно-методического обеспечения этнокультурного образования дошкольников. Имея в своем распоряжении различные программы и пособия по приобщению детей к национальной культуре, базу основных методов и приемов, творческий педагог-воспитатель может разработать собственные варианты, выбрать нужные средства обучения и воспитания, скорректировать, подстроить их в соответствии с возможностями конкретного дошкольного образовательного учреждения.

Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста.

Региональная стратегия в области дошкольного образования опирается на Концепцию национальной образовательной политики РФ. Её реализация предполагает включение в образовательные программы ДОУ национально-регионального компонента, содержанием которого является историко-культурный потенциал региона, а целью – использование этого потенциала в решении образовательных задач.

Традиционно в течение веков коми-пермяцкий народ сохранял и передавал из поколения в поколение культурно-исторические и национально-региональные ценности, которые способствуют воспитанию достойного и успешного члена современного человеческого сообщества.

В Законе об образовании РФговорится о том, что основные образовательные программы должны учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности.

Формируемая часть образовательной программы в нашем ДОУ осуществляется через реализацию национально-регионального компонента.

В работе с детьми педагогами используется культурно-исторический материал коми-пермяков и ценности народной культуры.

В дошкольном учреждении осуществляется национально-региональный компонент. Цель формируемой части образовательной программы мы определяем как: формирование личности ребёнка, способной активно познавать окружающий мир, ориентироваться в нём и на деятельностной основе осваивать ценности народной культуры.

Задачи:

1.Развитие способности освоения этнокультурного опыта региона, историко-культурных ценностей, на деятельностной основе.

2.Формирование гражданских чувств, воспитания любви к малой Родине, уважительного и бережного отношения к духовному и культурному наследию.

3.Создание этноразвивающей среды в ДОУ.

Реализация регионального компонента в ДОУ организованно по направлениям:

Физическое развитие

Социально-личностное развитие

Познавательно-речевое развитие

Художественно – эстетическое развитие

Физическое развитие: работа ведётся по региональной программе «Система» Л.Н.Пустынниковой

В программе предусмотрено использование разнообразных национально-региональных компонентов содержания физкультурного образования (народные подвижные игры, праздники, спортивные упражнения и спортивные игры, гибкость в реализации двигательного режима) с учётом климатических и погодных условий.

Социально-личностное развитие: посещение старшими детьми краеведческого музея им.П.И. Субботина-Пермяка», детской библиотеки им. А.Н.Зубова.

Познавательно-речевое развитие: ознакомление детей с родным краем:

-«Отчий дом» (род, жилище, мироуклад дома, обычай, традиция, праздники, коми-пермяцкая кухня).

-«Труд людей» (труд, народные промыслы, известные люди труда, изделия декоративно-прикладного искусства).

-«Парма» (лес, животные, растения, география, реки, охраняемые территории, названия районных центров).

-«Кудымкар» - центр культуры Пармы» (история возникновения, улицы, памятные места, известные люди, героические подвиги, памятники).

Художественно-эстетическое развитие: изобразительное искусство и художественная деятельность:

Ознакомление детей через все виды деятельности (лепку, аппликацию, рисование) с разными видами декоративно-прикладного искусства коми-пермяков, работами художников, коми-пермяцким орнаментом;

Формирование у дошкольников основ эстетической культуры с использованием материала об обычаях, традициях и культуре коми-пермяцкого народа;

Ознакомление детей с коми-пермяцкими произведениями художественной литературы разных жанров и устного народного творчества.

Программа Музыкальный мир Пармы:

Формирование любви к музыке, уважение к песенным традициям коми-пермяцкого народа на основе активного восприятии и ознакомления с произведениями коми-пермяцких композиторов и музыкального фольклора.

Слушание коми-пермяцких произведений, разучивание песен, хороводов, игра на национальных музыкальных инструментах.

Библиографический список

1.Дерябин В.С. Иньвенский коми-пермяки в XX в., 2009 – 170 с.

2.Жуковская Р.И. Родной край. – М.: Просвещение, 1990 – 176 с.

3.Кривощекова Л.В. Обучение коми-пермяцкому языку детей дошкольного возраста. – К.: Коми-Пермяцкое книжное издательство, 1996 – 196 с.

4.Тотьмянина Т.Е. Поют и пляшут дети Пармы. – К.: Коми-Пермяцкое книжное издательство, 2007 – 268 с.

5.Пустынникова Л.Н. Региональная программа физического воспитания детей 3-7 лет «Система» - Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 1997 – 64 с.