Ганопольский В.И., Безносиков Е.Я., Булатов В.Г. Туризм и спортивное ориентирование. Роль спортивного туризма в формировании личности школьника Туризм в учебной работе по физической культуре


Министерство спорта,туризма и молодежной политики РФ Уральский государственный университет физической культуры

ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ФИЛИАЛ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Контрольная работа
Специализация «Теория и методика избранного вида спорта»
Фитнес технологии.

Екатеринбург 2010

Значение спортивного туризма……………………………………………3

Организация работы по туризму………………………………………….4

Обеспечение безопасности при занятиях туризмом……………………..9

Современные тенденции развития спортивного туризма………………16

Список использованной литературы…………………………………….19

ЗНАЧЕНИЕ СПОРТВНОГО ТУРИЗМА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Спортивный туризм - более широкое понятие, чем просто один из видов спорта. Это общественное движение, одной из важнейших целей которого является формирование здорового образа жизни человека и общества в целом.
Суть спортивного туризма может быть выражена словами: за духовность, спорт, природу.
Туризм включает разнообразные по форме и содержанию двигательные действия, их цель - формирование у человека умений и навыков, необходимых ему в производственной, военной и бытовой деятельности, с одновременным решением воспитательных, образовательных, оздоровительных и спортивных задач.
В условиях возрастающей напряженности городской жизни, ухудшения экологии, снижения естественного иммунитета человека все большее значение приобретает высокий оздоровительный потенциал природной среды, который позволяет создать целостную систему взаимодействия человека с природой, позволяющую комплексно решать задачи оздоровления населения, сохранения природы, оптимального сочетания режима городской жизни с активным отдыхом.
Спортивно-оздоровительный туризм является одним из самых массовых движений. Учитывая высокую социальную и оздоровительную роль спортивного туризма в настоящее время, разработана программа его развития на современном этапе, утвержденная Государственным комитетом РФ по физической культуре и туризму. Основные направления этой программы:
- создание на базе рекреационных земель системы спортивно- оздоровительных центров, туродромов, экостадионов, турлагерей, приютов и т.д.;
- воссоздание и реорганизация системы туристских клубов (мест общения, обучения, информационной базы);
- создание государственно-общественной системы подготовки кадров. Она строилась по принципу: специфику спортивного туризма должны давать профессионалы, действующие практики спортивного туризма в туристских клубах, а общие вопросы - преподаваться на кафедрах государственных учреждений высшего образования.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ТУРИЗМУ.
Организационная работа начинается с разработки плана . План должен быть тесно увязан с планами работы секций по видам туризма, клуба туристов, областного совета по туризму и экскурсиям.
Календарные планы основных мероприятий советов по туризму и экскурсиям на каждый следующий год разрабатываются и утверждаются в августе-сентябре текущего года на основе календаря Центрального совета по туризму и экскурсиям. В этот период Маршрутно-квалификационные комиссии (МКК) должны представить свои планы с проектами смет расходов на каждое мероприятие. По каждому разделу плана, предусматривающему выделение определенных средств, рекомендуется представлять письменное обоснование важности мероприятия со ссылками на имеющиеся по этому вопросу документы Центрального совета.
Основой для составления плана работы должен служить третий раздел Положения о туристских МКК. За незначительным исключением все пункты этого раздела должны найти отражение в плане работы МКК любого звена.
Типовой план маршрутно-квалификационной комиссия небольшого коллектива физкультуры, где основная работа связана с организацией походов выходного дня, проведением походов не выше первой категории сложности, должен входить в план работы секции туризма как составная его часть и иметь следующие разделы:
- разработка маршрутов для походов выходного дня;
- проведение консультаций по выбору маршрутов, подготовке, организации и проведению походов и путешествий;
- проверка подготовленности групп к дальним путешествиям и оформление маршрутных документов;
- заслушивание отчетов туристских групп о совершенных путешествиях, выдача справок о зачёте походов;
- рассмотрение материалов на присвоение разрядов по туризму;
- проведение похода с целью повышения квалификации членов МКК;
- участие в областном семинаре по повышению квалификации членов комиссии;
- участие в отчетной конференции областной МКК;
- приобретение литературы, карт, оформление стенда МКК;
- подготовка годового отчета о работе МКК. Оформляется план в виде таблицы:
Таблица 1
В приложении приводятся расшифровки смет и обоснование необходимости выделения средств на мероприятия.
Разработка самодеятельных (спортивных) и плановых туристских маршрутов ведется комиссиями во время специализированных экспедиций. Значение этих экспедиций велико. Ведь вся спортивная классификация по туризму построена в настоящее время на перечнях маршрутов, которые разрабатываются на основе отчетов об экспедициях, проводимых как Центральной, так и местными МКК. Хорошо спланированная и организованная экспедиция позволяет изучить и проклассифицировать ряд маршрутов различных категорий сложности, но в одном каком-либо районе. Планы проведения экспедиций должны быть согласованы с Центральной маршрутно-квалификационной комиссией.
В смете расходов на экспедиции предусматривают: проезд в оба конца, питание, прокат туристского снаряжения и инвентаря, расходы на связь, приобретение медикаментов, оплату внутримаршрутных проездов (забросок), оплату работы по оформлению отчета об экспедиции (печатные работы, изготовление фотографий, переплет).
Проведение консультаций для самодеятельных туристов - важный раздел работы комиссии. Приведем перечень расходов, которые следует предусмотреть для организации этой работы: приобретение книг, карт, атласов, наглядных пособий; расходы на переплетные работы; расходы на размножение карт, бланков и т. п., туристской документации, необходимых инструктивных и информационных материалов и т. п.; расходы на массовые консультации-лекции (по отдельным географическим районам, по вопросам охраны природы, по организации общественно полезной работы и т. п.); расходы на фотоработу, на оборудование информационных стендов МКК и т. п.
Проверка подготовленности туристских групп к путешествиям и выдача заключений организациям, проводящим путешествия, о готовности групп - важнейшая часть работы комиссии, от которой во многом зависит безопасность путешествий. Она почти не требует затрат, поскольку эта работа производится на общественных началах. Однако в тех случаях, когда требуется произвести проверку групп на местности, предусматривают расходы на проезд проверяющего к выбранному полигону, расходы на его питание и прокат снаряжения. Количество человек, производящих такие проверки, и периодичность проверок зависят от объема работы комиссии.
Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев в походах и путешествиях (кроме той, которая непосредственно входит в раздел работы МКК) проводится в виде совместных с туристской контрольно-спасательной службой (если ее нет в этом районе, то без нее) рейдов по проверке соблюдения туристами Правил. Эта работа, как правило, проводится в период наиболее массовых походов (майские праздники, школьные и студенческие каникулы) и в наиболее популярных районах. Следует при этом по возможности проверить все туристские группы, проходящие по проверяемому району, с тем, чтобы оценить масштабы этих нарушений, разработать план и рекомендации по улучшению организации путешествий. Во время рейдов проверяют правильность оформления туристской документации, соответствие экипировки сложности похода, практические навыки членов группы, знание ими Правил и вопросов охраны природы, поведение туристов на биваках и т. п.
Для проведения этой работы с более полным охватом района желательно командировать туда наибольшее количество членов МКК. При этом предусматривают средства на их командировку и проживание в походных условиях.
В этот же раздел работы входят и такие мероприятия, как помещение в периодической печати рекламных сообщений об ограничениях в передвижении туристов, о расположении контрольно-спасательных пунктов, о времени и месте работы МКК, о рекомендуемых для походов выходного дня маршрутах, о Правилах, рекомендации по предупреждению несчастных случаев и т. п. Сюда же входят типографские расходы на плакаты профилактической тематики (правила, меры предосторожности в путешествиях различных видов, способы преодоления естественных препятствий, вопросы охраны природы, адреса клубов туристов, где можно получить консультацию); расходы на листовки, брошюры со сведениями для начинающих туристов.
Контроль за прохождением туристами маршрутов в установленные контрольные сроки не требует каких-либо непосредственных расходов. Но если группа не подтвердила прохождение контрольного пункта, требуется немедленная организация поисковых работ. А для этого необходимы средства, которые желательно иметь специально зарезервированными.
Рассмотрение отчетов туристских групп о прохождении маршрутов, вопросов о зачете совершенных путешествий и присвоении спортивных разрядов производится в те же дни, что и обсуждение заявочных материалов. Для успешной организации этой работы требуется только проекционная аппаратура и экраны да ряд специальных бланков, облегчающих работу МКК.
Проведение учебы и повышение квалификации членов МКК производятся в виде семинаров, сборов, походов. На каждое из этих мероприятий также предусматриваются средства.
Семинар по повышению квалификации членов МКК обычно недлителен, он укладывается в 5-7 дней. Такой семинар может проводятся на турбазах. В этом случае, кроме чисто теоретических и семинарских занятий, по вечерам организуются обсуждения наиболее важных вопросов маршрутно-квалификационной работы, проводятся пленумы (конференции), заслушиваются отчеты о наиболее интересных походах года, проводится судейство соревнований на лучшее туристское путешествие.
Сборы предусматривают не только занятия в помещении, но и на местности, где отрабатываются технические приемы.
Для проведения подобных мероприятий предусматривают расходы на размещение и питание (если приглашаются иногородние), оплату лекторов, расходы на проведение практических занятий. Проезд оплачивают командирующие организации.
Проведение пленумов, конференций, совещаний планируется в основном комиссиями не ниже областного масштаба. Конференции (пленумы) должны проводиться регулярно, не реже одного раза в год. Поскольку полномочия комиссий действительны в течение двух лет, то отчетно-выборные конференции проводят ближе к сроку истечения полномочий.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ТУРИЗМОМ.

Обеспечение безопасности участников туристских походов - важнейшая задача в комплексе мероприятий по организации, подготовке и проведению похода, а профилактика несчастных случаев по праву занимает ведущее положение в числе основных разделов работы по туризму.
В спортивном туризме решение образовательных, воспитательных, спортивно-оздоровительных задач, эффективность которых в значительной мере определяется эффективностью подготовки группы к походу, прежде всего направлено на обеспечение безопасности туристов. Безопасность на маршруте обеспечивается на подготовительном этапе, и подготовка участников (физическая, техническая, психологическая, тактическая, специальная), и маршрутная работа группы (все аспекты которой требуют, безусловно, соответствия опыта и подготовленности участников условиям района, характеру маршрута, календарному плану похода), и комплекс мероприятий по организации и материально-техническому обеспечению похода (соответствующие условиям его проведения финансирование, снаряжение, одежда, обувь, питание, медикаменты) -все это единый комплекс обеспечения успеха похода и безопасности его участников.

Причины травматизма и несчастных случаев в туризме

Значение реального опыта туристской группы, ее физической, технической, тактической, психологической подготовленности к прохождению конкретного маршрута (и в конкретном классификационно- географическом районе) в обеспечении безопасности участников похода хорошо известно. Собственно говоря, вся маршрутная работа прежде всего сводится к решению одного из основополагающих компонентов безопасности туристов, а именно - к классификационному ее обеспечению. Однако недостатков и несовершенства в работе по профилактике травматизма и несчастных случаев еще много. Этот вопрос едва ли не наиболее острый из всех проблемных вопросов спортивного туризма.
Анализ несчастных случаев в туризме позволяет следующим образом классифицировать основные факторы, объективные и субъективные, определяющие причины их возникновения.
Непосредственными причинами несчастных случаев могут стать:
-обвалы камней, снежных карнизов, льда; сход снежных лавин;
-селевые потоки;
-трещины в ледниках;
-быстрое течение горных рек, пороги, шиверы, гряды, завалы, водовороты, -полыньи на реках, болота;
-низкая температура воздуха, ветер, солнечная радиация, атмосферные -осадки, молния;
-разреженность воздуха на больших высотах;
-темнота, отсутствие видимости;
-ядовитые животные и растения.

Непосредственные причины несчастных случаев, вызываемых природными факторами, представляют опасность прежде всего при неправильных действиях самих участников похода.
К этим действиям относят:
-сброс одним из туристов камней на расположенных ниже по склону;
-подрезание снега при траверсе склона, вызывающее лавину;
-длительное пребывание на больших высотах (горная болезнь) и движение в высокогорной зоне по снежным склонам без защитных очков (ожог глаз - "снежная слепота");
-движение по закрытым ледникам без организации страховки (падение в трещину);
-движение в условиях плохой видимости без сохранения малых интервалов;
-выбор места для учебных занятий (и соревнований) на предварительно неподготовленном участке, на участке с крутыми склонами, на реке со слишком сильным течением, в лавино- и камнепадоопасной зоне;
-применение недоброкачественного (дефектного) снаряжения: старых веревок, ледорубов с треснутым древком, лодок с непрочной обшивкой;
-отсутствие надежной, правильно организованной страховки при переправе через горные реки, опрокидывание лодки, наплыв плота на камень;
-взрыв примуса, опрокидывание посуды с горячей пищей, чрезмерно долгое пребывание на солнце (ожоги);
-употребление в пищу недоброкачественных продуктов или ядовитых растений (отравление).

Причины, способствующие возникновению несчастного случая, подразделяют на три группы.
К первой группе относят причины, вызванные недостаточным контролем со стороны проводящих, выпускающих и контрольных организаций к опыту и подготовленности группы, к маршруту, качеству картографического материала, снаряжению, питанию, медицинскому обеспечению группы.
Ко второй группе относят причины, вызванные недостаточной (для данного маршрута) технической, тактической и физической подготовленностью самих участников похода.
К третьей группе должны быть отнесены: слабая психологическая, в том числе морально-волевая, подготовка участников похода, особенно ярко проявляющаяся в сложных ситуациях и способствующая усугублению аварийной обстановки в группе; психологическая несовместимость между некоторыми участниками похода; слабая дисциплина в группе, отсутствие авторитета у руководителя похода.

Система обеспечения безопасности

Полное решение комплексной задачи обеспечения безопасности участников туристских походов состоит в реализации ряда мероприятий - спортивно-технических, материально-технических и учебно-воспитательных. Схема позволяет в достаточной мере охарактеризовать каждый из перечисленных компонентов.

Рис. 1.Структура системы обеспечения безопасности участников туристских походов

Спортивно-техническое обеспечение маршрута формируется на основе спортивно-классификационного обоснования маршрута и его материально-технического обеспечения.
Спортивно-классификационное обоснование маршрута - комплексная задача, включающая два основных компонента: классификационный и тактический.
Классификационное обеспечение безопасности туристов - ведущая составная часть системы обеспечения безопасности в туризме.
Когда речь идет о классификационном обеспечении безопасности, определяемой выбором района и характером маршрута, необходимо отчетливо представлять себе реальную возможность - опыт группы с реальной классификационной характеристикой маршрута. Например,когда туристская группа московских студентов с опытом похода II категории сложности по Кольскому полуострову заявляет маршрут III категории сложности по Полярному Уралу, мы имеем дело именно с таким случаем соответствия. С одной стороны, группа отвечает формальным требованиям Правил, но с другой - фактической - стороны, реального соответствия нет, так как по климатическим условиям, сложности рельефа и, главное, по "метеосюрпризам", этот район значительно сложнее Подмосковья, что не находит пока своего отражения не только в справках о туристском опыте, но и в самой классификационной системе
Выбор района похода и определение его сроков - одно из важнейших решений классификационного характера. Для районов пешеходного, лыжного, горного и водного туризма установлены сроки проведения походов.Периоды времени за пределами этих сроков относятся к межсезонью с вытекающими отсюда дополнительными требованиями к руководителям и участникам походов. Сроки данного похода группа определяет с учетом установленных временных границ, возможностей участников в отношении сроков их очередных отпусков, а также в соответствии с ясным представлением группы об ожидаемых ею условиях погоды, состояния снега, уровня воды в реке. Цель введения сроков походов - забота о безопасности туристов, конкретно проявляемая в установлении оптимально безопасных границ времени нормального (не "межсезонного") похода. Однако "оптимум безопасности" не есть "максимум безопасности". В пределах установленных сроков, имеющих продолжительность от 3 до 6 и более месяцев, колебания погоды и других физико-географических факторов столь велики, что само использование понятия "оптимальный" (лучший) носит несколько вольный характер и означает, что данный период можно считать вполне приемлемым, а остальное время - совсем плохим.
В качестве примера организацию группы похода на Центральном Кавказе. Вторая половина мая - время еще очень глубокого снега, требующего значительных усилий при прохождении снежных склонов, особенно во второй половине дня. Трещины в ледниках, бергшрунды и рантклюфты забиты снегом, преодолеваются существенно легче, чем во второй половине лета, но и требуют чрезвычайного внимания и полного обеспечения страховки и самостраховки. Наиболее мощные лавины уже сошли, но лавинная опасность (особенно южных склонов Главного Кавказского хребта) еще далека от минимума. Очень часты густые туманы, существенно осложняющие ориентировку и требующие умения ждать. Конец лета - вторая половина августа. Если не было мощных снегопадов - а они бывают в конце июля, - ледники практически открыты. Прохождение ледопадов требует высокой технической подготовки. Реки в связи с интенсивным таянием ледников трудно преодолимы. Усиливаются камнепады, опасны падения глыб льда на ледопадах.
Вот почему сбор и анализ информации о районе похода, составляющие вместе с подготовкой картографического материала, будут определяющими в окончательном выборе точных, а не приблизительных сроков похода.
Вторая составляющая спортивно-классификационного обоснования маршрута - тактическое обеспечение, т. е. соответствие маршрута реальным возможностям группы. Необходимо обратить внимание на прямую связь между "соответствием руководителя" и "тактическим соответствием маршрута". От соответствия руководителя группы (его опыта, личной подготовки, творческого склада ума, организаторских способностей, умения оставаться в любой ситуации лидером) тактическому плану похода во многом зависит успех и безаварийность похода.
Под материально-техническим обеспечением туристской группы необходимо понимать комплекс организационно-методических мероприятий, успешное и грамотное осуществление которых создает надежные условия не только для реализации тактического плана похода и достижения поставленных группой спортивных задач, но также для сохранения здоровья участников и обеспечения полноценного, активного и эмоционального отдыха.

ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ СПРТИВНОГО ТУРИЗМА .
В настоящее время в туристском спортивном движении заметно возросла коммерческая составляющая. Она состоит в том, что достаточно большое количество предпринимателей из сферы туристского бизнеса, информационно-рекламной области, а также государственно-управленческих и образовательных структур пытаются найти себя в секторе спортивного туризма, считая, что в перспективе он может принести значительные финансовые девиденты.
Наибольший интерес связан с организацией бизнеса в сфере экстремального туризма, включая и подготовку кадров для проведения соответствующих туров. Глобальная приватизация интеллектуального потенциала спортивного туризма (СТ) ,полное пренебрежение проблемами безопасности во имя главной цели - максимально быстро заработать, приватизировать раскрученные соревнования. Эта тенденция понятна. Но построить систему, которая бы учитывала 50 летний опыт развития спортивного туризма, взяла бы все лучшее и одновременно освободилась бы от ненужных ограничений не просто.
Другой тенденцией развития СТ является большая классификационная свобода,внедряемая союзом туристов России, которая приводит к появлению и развитию новых подвидов туризма, как внутри уже существующих, так и вне их. Причем, интерес, например, СМИ к некоторым из них, представляющим по существу экстрим-шоу совершенно не адекватен количеству занимающихся. В тоже время массовые виды СТ и их достижения так и не могут выйти на телеэкран.
К третьей проблеме - тенденции можно отнести проблему выхолащивания основной сути СТ - природной среды его обитания. Появляются все чаще мероприятия, которые уже трудно назвать туристскими, например, проведение чемпионата Москвы по горному туризму в спортзале. Хотелось бы подчеркнуть, что это ни в коей мере не исключает проведение подобных соревнований, как тренировочных и базы для роста массовости в спортивном туризме. На искусственных дистанциях используются приемы и навыки уже не свойственные тем, которые применяются в природной среде на реальном маршруте. Эта тенденция со временем приведет, как это уже было со спортивным ориентированием, к появлению иного вида спорта, использующего отдельные элементы туризма, а по сути представляющего набор дистанций с иными принципами соревновательности. В основу которых уже сейчас закладываются в первую очередь скоростные параметры, наглядность, элементы шоу. Право на жизнь таких мероприятий существует, только при условии, что финансирование их не должно производится за счет развития основных туристских форм, к каким относятся спортивные туристские школы, заочные и очные чемпионаты, туриады, а также мероприятия из класса туристского многоборья, подобные тем, которые проводятся на реках Чуя на Алтае и Белая в Адыгее.
Четвертая тенденция развития СТ состоит в том, что несколько замедлился рост сложности походов, а также появилась потребность в поиске более сложных маршрутов в уже давно известных и доступных районах страны, таких, как Карелия, Урал и т.п. Для водного туризма, это прохождение связки разнесенных по месту препятствии в период, например, высокой воды. Такая тенденция видимо связана с экономическими сложностями, стоящими перед организаторами походов в новые районы, и необходимостью в спонсорских вливаниях.
Пятой особенностью развития СТ является то, что он, как и вся страна входит в полосу большего государственного регулирования всех процессов, и как следствие этого, возникает большее внимание со стороны государства за его развитием. Эта особенность заметно выражена в той политике, которую проводит Госкомспорт России и его территориальные структуры. СТ стал некой зоной борьбы заинтересованных в его развитии министерств и ведомств курирующих вопросы спорта, турбизнеса и образования. Причина этого заложена в самом СТ, являющимся комплексной массовой спортивно-оздоровительной технологией с одной стороны и представляющего с другой стороны базу для развития коммерческого экстремального туризма и связанную с ним систему подготовки кадров широкого профиля: для национальных парков, зон рекреации, МЧС, системы туристских и молодежных клубов, управленческого сектора, и традиционного направления - организации и проведения спортивных походов, путешествий и туров.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Менеджмент и экономика физической культуры и спорта.
Под ред.В.В.Кузина, М.: Академия, 2004.
и т.д.................

Туризм как средство физического воспитания школьников

Туризм в системе образования России является эффективным средством обучения и воспитания детей и молодежи. Слово туризм в переводе с французского означает «прогулка», «поездка», «путешествие». Специальные методики использования экскурсий, путешествий, систематических наблюдений и исследований для расширения кругозора детей, освоения разносторонних практических навыков, воспитания у них нравственности, любви к труду, природе, получили широкое распространение в России сначала XX века. В настоящее время туризм входит в постоянный арсенал педагогических средств школы, а педагогической теорией и практикой доказана полезность и необходимость туризма для каждого школьника.

Как, показывают опыт и практика туристская деятельность, является важным фактором в решении проблем комплексного воспитания подрастающего поколения и приобщения их к труду. Ближние и дальние туристские походы, робинзонская жизнь в палатке где-то в глухих лесах, вечерние посиделки под звёздным небом у жаркого костра - вот где богатейшая залежь воспитательных возможностей, настоящий клад педагогических драгоценностей. Наблюдения показывают, что именно туризм создает условия, требующие от ребят активных и самостоятельных действий.

Особенно большими возможностями в реализации туристической работы располагает учебный предмет физическая культура . Следует подчеркнуть, уроки физкультуры с использованием средств туризма имеют свои особенности.

Во-первых, в содержании таких уроков включают не только выполнение разнообразных физических упражнений, но и формирование знаний о природе, отношения человека к природе, учит коллективизму, товариществу и взаимопониманию, что, несомненно, делает их познавательно-образовательными и носит воспитательный характер.

Во-вторых, урок физической культуры с использованием средств туризма, подчинен единой сюжетной линии и игровой форме, что обеспечивает интерес и потребность в физических упражнениях.

В-третьих, уроки с использованием средств туризма проводят на открытом воздухе, что позволяет решать одну из главных задач физической культуры – оздоровительную.

Можно провести весь урок в форме путешествия, игры по станциям или включить в урок элементы туризма. Теоретические и практические занятия можно проводить не только в природных условиях, но и в спортивном зале или в классе. Многие элементы туристического многоборья, полосы препятствий можно включать в уроки лёгкой атлетики, гимнастики. Естественная туристская полоса препятствий включает в себя следующие этапы. Это "переправа" по упавшему дереву, перелезание через препятствия, "переправа" по "кочкам", преодоление "паутины", подлезание под наклонившимися ветками, пролезание сквозь "мышеловку" и др., что обеспечивает смену двигательных действий и благотворно для развития двигательных способностей и ряда функциональных систем организма ребенка.

В начальных классах используются эстафеты и подвижные игры не- большой продолжительности с элементами поиска, чтобы ребята могли ориентироваться относительно строений, сооружений различного рода, площадных ориентиров, различных направлений движения т.п. Например, на нарисованной карте класса, дети отмечают, где будут находиться какие-либо предметы (парты, стулья), а затем меняют их расположение. После этого предлагают напарнику вернуть предметы по предложенному рисунку. В ходе игр дети приобретают умение держать карту правильно, т.е. ориентировать карту по большим ориентирам (окнам, дверям, стенам). В среднем звене школьники закрепляют знания, полученные в младших классах. Усложняются правила игр и сами игры.

Использование подвижных игр, таких как, «Ветер и флюгеры», «Альпинисты», «Салки в лесу», «Шагомеры», Погоня за «лисицей», «Кто наблюдательнее», «Поиски пропавшей группы», «С кочки на кочку», «Подготовка к походу», «Компас» и др . не только повышает эмоциональный фон урока физической культуры, но и закрепляют навыки, необходимые в быту, развивают физические качества, интерес к урокам физической культуры.

Чтобы уроки по кроссовой подготовке не были утомительными и монотонными, учащиеся 7 класса были ознакомлены с картой, топографическими знаками, как читать карту. Было разработано 4 маршрута, одинаковых по сложности и протяжённости. Класс был поделен на несколько подгрупп, каждая из которых по своему маршруту находила контрольные пункты, стараясь первой придти к финишу.

Целью туристической деятельности в школе как средства укрепления здоровья, здорового образа жизни и профилактики правонарушений является создание условий для привлечения как можно большего количества учащихся к занятиям туризмом. Для этого в школе организуются туристические кружки и секции, проводятся туристические слеты, соревнования, туристические вечера, походы, викторины и др. Нами разработана программа кружка «Юные туристы краеведы» на 3 года. Цель программы – развитие двигательной, познавательной активности учащихся, укрепление здоровья. В программу включены следующие разделы: азбука топографии, азбука туристко - бытовых навыков, первая доврачебная помощь и т.д.

Таким образом, разнообразие форм туризма, его положительное влияние на организм человека позволяют использовать его как средство физического воспитания, начиная с младшего школьного возраста.


Оздоровительная физическая культура

Оздоровительной физической культуры в школе и детском лагере отдыха

Лекция №10. Организационно-методические основы развития

2. Коллективные формы занятий оздоровительной физической культурой с детьми

1. Физкультурно-оздоровительная работа в школе проводится во вне­урочное время (за исключением физкультминуток) и включает меро­приятия, направленные на улучшение здоровья и физического развития учащихся. Этот раздел физ­культурной работы был подробно рассмотрен ранее (см. лекция №8).

В оздоровительном летнем лагере (ОЛЛ) физическое воспитание иг­рает особенно важную роль в обеспечении здорового и содержательного отдыха школьников. Особенности физического воспитания детей в оз­доровительном летнем лагере (ОЛЛ) среди прочих заключаются в ко­ротком периоде пребывания и разнообразном контингенте.

Полную ответственность за постановку физического воспитания в ОЛЛ несет начальник лагеря. От его заинтересованности в работе, зна­ний, опыта, разумного руководства и контроля зависит успех всей рабо­ты. Начальник лагеря осуществляет общее руководство и несет ответст­венность за организацию физического воспитания в ОЛЛ, осуществляет постоянный общий контроль над качеством проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.

Педагог (инструктор) по физическому воспитанию обязан задолго до приезда первой смены определить и обследовать места для проведе­ния зарядки, различных занятий, игр, массового купания и обучения плаванию; ознакомиться с количественным составом детей, распреде­лением их по сменам, с наличием спортивного инвентаря и оборудова­ния и при необходимости позаботиться об его изготовлении и приобре­тении. Он составляет план физкультурно-массовой работы и календар­ный план; согласовывает даты проведения различных мероприятий со старшим вожатым, готовит необходимую документацию: бланки прото­колов соревнований по легкой атлетике, турниров по настольному тен­нису, шахматам, справки о выполнении разрядных норм; проводит с вожатыми семинарские занятия по планированию физкультурной работы, методике проведения утренней гимнастики, отрядных физкультур­ных занятий, разучиванию и судейству подвижных и спортивных игр, организации туристской работы.

В лагере инструктор по физической культуре:

Организует и проводит занятия в спортивных кружках (секциях), со сборными командами;

Организует проведение утренней гигиенической гимнастики;

Организует проведение общелагерных спортивно-массовых ме­роприятий, спортивные вечера и встречи с командами соседних лагерей;



Участвует в подготовке и проведении туристических походов. Инструктор по плаванию:

совместно с педагогом по физическому воспитанию участвует в проведении всех спортивных мероприятий;

Организует купание детей, занятия по обучению плаванию, изу­чению приемов спасения на воде и оказания первой помощи тонущим;

Организует соревнования по плаванию, готовит необходимый инвентарь.

В обязанности вожатого и воспитателя отряда входит:

Принимать непосредственное и активное участие в закаливании детей;

Проводить или организовывать с отрядом утреннюю гимнастику, физкультурные отрядные занятия и массовые физкультурные и спор­тивные мероприятия;

Отвечать за порядок и безопасность детей при купании, помогать

им при обучении плаванию;

Участвовать с отрядом в массовых выступлениях, туристских походах.

К одним из основных документов в детском лагере отдыха относятся план работы по физвоспитанию и календарный план массовых физкуль­турных и спортивных мероприятий. Наряду с основными документами составляются и такие, как календарные отрядные планы, графики заня­тости площадок, занятий спортивных кружков и команд, поурочные планы обучения плаванию, план-сценарий спортивно-массовых меро­приятий.

2. Основными формами оздоровительной физической культуры в ОЛЛ являются утренняя гигиеническая гимнастика, закаливающие процеду­ры, плавание, спортивные и подвижные игры, туристические походы. Кроме них практикуются дополнительные формы - спортивные сек­ции, соревнования, спартакиады, спортивные праздники и т.д.

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) проводится ежедневно в течение 10-15 мин. Наибольший эффект достигается, когда УГГ про­водится на открытом воздухе. Являясь дисциплинизирующим средст­вом, она должна способствовать организованному началу дня. В целях закаливания организма УГГ следует проводить в трусах и майках. Ком­плекс составляется из 7-10 упражнений на крупные мышечные груп­пы. Важен качественный зеркальный показ упражнений. Целесообразно выполнять упражнения под музыку, задающую ритм движений и соз­дающую положительный эмоциональный фон.

Закаливающие процедуры, начатые в процессе выполнения УГГ (воздухом), продолжаются после нее. Они включают умывание, облива­ние, душ. В течение дня организованное закаливание осуществляется солнцем и водой (купание). При организации закаливающих процедур необходимо опираться на принципы систематичности, постепенности, последовательности, индивидуализации; выбирать разнообразные фор­мы и активный двигательный режим; сочетать общие (обтирание, обли­вание, купание) и местные (умывание, полоскание горла, ходьба по мокрому песку и по колено в воде и т.п.) закаливающие процедуры.

Закаливание воздухом целесообразно проводить в процессе выпол­нения физических упражнений ежедневно. Не доводить до озноба. Пот лезны прогулки на свежем воздухе в легкой одежде, сон с открытым окном или форточкой.

Вода - более сильный раздражитель, чем воздух и обладает в 28 раз большей теплопроводностью. Под воздействием воды происходит сна­чала сужение сосудов кожи, а затем усиленная выработка тепла. Третья фаза - вторичный озноб - при проведении закаливания нежелательна.

Закаливание солнцем лучше всего проводить с 9 до 11 часов лежа (ногами в сторону солнца) или в движении. Начинать необходимо с 5- 10 мин, доводить до 2-3 часов с 15-минутным отдыхом в тени после каждого часа.

Плавание и развлечения на воде - сильное закаливающее средство и одна из любимых форм оздоровительной физической культуры детей. Если плавание организуется в реке или озере, необходимо подготовить место. Оно должно быть чистым; дно - ровное, песчаное, без ям; выше по течению не должно быть выхода холодных ключей. Плавание прово­дится под руководством инструктора по плаванию или педагога по фи­зическому воспитанию. Должны присутствовать медицинский работ­ник, вожатые и воспитатель отряда. При организации плавания необхо­димо соблюдать следующие правила:

Допуск к плаванию только по разрешению врача;

При занятиях на воде соблюдать дисциплину, вход и выход из воды разрешать только по команде, не допускать ложных криков "то­ну", самовольного выхода из воды, заплыва за ограждение;

Перекличка детей до и после купания.

Одно из любимых развлечений детей - игры на воде. Они выпол­няют важную воспитательную функцию, позволяют обучать и совер­шенствовать технику плавания, повышать эмоциональность занятия. Можно рекомендовать большое количество упражнений и игр в воде: "поплавок"; "петушиный бой" (по колено в воде); "кто быстрее"; "бой всадников"; "переправа"; "охотники и утки"; "мяч под водой"; ныряль­щики"; "пятнашки в воде"; "борьба за мяч"; "водное поло"; "рыбаки и рыбки"; различные эстафеты и др.

В целях предупреждения несчастных случаев и оказания помощи пострадавшим необходимо:

Ознакомление детей с правилами поведения на воде;

Ежедневно проверять состояние дна в месте купания детей;

Иметь в наличии спасательный инвентарь (лодку, спасательный круг);

Внимательно следить за купающимися;

Руководитель должен уметь плавать.

Большое место в физкультурно-оздоровительной работе ОЛЛ зани­мают игры. Они позволяют одновременно воздействовать на моторную и психическую сферы детей. Кроме традиционных народных подвиж­ных и спортивных игр большой популярностью пользуются военизиро­ванные игры типа "Зарницы", к которым нужна предварительная подго­товка, связанная с приобретением навыков ориентирования, маскиров­ки, выработки ряда физических качеств. Одним из интереснейших и важных мероприятий является общелагерная спартакиада, включающая большое количество игр.

3. Туристские походы занимают значительное место в жизни оздоро­вительного лагеря, так как располагают большими воспитательными возможностями. Их реализация зависит от педагога, вожатого-руководителя. Работа по туризму создает благоприятную почву для воспитания трудовых и волевых навыков. В походе турист учится пре­одолевать препятствия, готовить пищу, рубить дрова, ставить палатку, ориентироваться на местности.

Поход должен преследовать точно оформленные задачи. В обязан­ности руководителя похода входят разработка маршрута, изучение рай­она путешествия, для чего он заранее производит личную разведку. При выборе маршрута следует принимать во внимание возраст, степень физической подготовки, природные и климатические условия района по­хода. В результате должна быть сделана съемка местности или схема маршрута.

Особое место в подготовке занимает тренировка в укладке рюкзака, разжигание костра, быстрой установке палаток, устройстве шалашей. Все это хорошо бы разучивать в игровой форме и в виде викторин. Эф­фективным средством подготовки к туристским походам являются со­ревнования по туристской полосе препятствий в отрядах между звенья­ми. Они могут проводиться на быстроту преодоления командой (зве­ном) всей полосы, состоящей из естественных и искусственных препят­ствий: бег "по кочкам"; переноска "пострадавшего", преодоление рва, ручья по бревну; подъем на склон при помощи веревки; ориентирова­ние, установка палатки; разжигание костра и др.

За 2-3 дня до выхода устанавливается список участников похода. На каждые 12-15 человек выделяется руководитель (из числа взрос­лых). Распределяются другие обязанности - завхоз по снаряжению, заместитель руководителя по продовольствию, санитар, фотограф.

После того как на основании распоряжения начальника лагеря будут выписаны продукты, поварская группа составляет меню на все время похода, Зампрод и завхоз еще накануне выхода получают продукты, инвентарь, посуду (ведра, миски, кружки, ложки), распределяют их по рюкзакам и в другую удобную для переноски тару. Заметим, что все это должно быть завершено до вечерней линейки.

Руководитель группы назначается приказом начальника лагеря и не­сет ответственность за подготовку и успешное проведение похода (пу­тешествия), за жизнь и здоровье его участников.

При разработке маршрута следует наметить пути движения группы, составить план-график маршрута (наметить места привалов, определить наиболее трудные места-препятствия, места для ночлега и купания), договориться (при необходимости) о ночлеге с экскурсионным учреж­дением, с детским лагерем отдыха по пути следования, о товарищеской встрече, питании или о других мероприятиях.

Если группа выходит утром с намерением вернуться к вечеру, то маршрут для участников средней подготовленности может быть от 10 до 16 км. Если планируется двухдневный поход, то место бивуака целе­сообразно выбирать в 5-7 км от начала маршрута. На второй день по­хода можно планировать 14-20 км. После выбора маршрута изучаются его особенности: рельеф местности, ближайшие населенные пункты, наличие дорог и троп, естественные препятствия, лес, реки, достопри­мечательности, исторические памятники, музеи. Определяются возмож­ности подъезда к началу маршрута и отъезда по его окончании.

Основная форма походного строя туристов - в колонну по одному. Впереди идет руководитель, за ним наиболее слабые участники. Один из опрятных туристов назначается замыкающим. Замыкающий никого не должен оставлять позади себя. Дистанция между участниками долж­на быть 1,5-2 метра. Первый привал рекомендуется сделать через 10- 15 минут после начала движения для подгонки (при необходимости) снаряжения и обуви. В дальнейшем привалы на 10 мин рекомендуется делать через каждые 45-50 мин движения. Места для них выбираются в сухом живописном месте в тени. Рюкзаки снимаются, дается несколь­ко упражнений для рук, плечевого пояса и туловища. Участники садятся или ложатся так, чтобы ноги были повыше (на рюкзаке или пне). Сред­няя скорость движения в пешем походе составляет 3-4 км/час, т.е. на прохождение одного километра группа затрачивает 15-20 мин. В то же время скорость движения зависит от рельефа местности, погодных ус- -ловий и подготовленности группы. Вес переносимого груза может быть от 5-7 кг (девочки 10-12 лет) до 12-16 кг (мальчики 12-15 лёт). Если вес груза (грузового снаряжения) намного больше рекомендуемого, то его следует доставить на определенные участки маршрута заранее.

Факторы опасности в путешествии могут быть стихийными, не под­дающимися прогнозу (гроза, землетрясение, обвал и т.п.), но чаще всего это - ухудшение погоды, некачественный туристский инвентарь и сна­ряжение.

В походе нужно строго придерживаться установленного распорядка дня; запрещать подолгу задерживаться у костра в вечернее время; про­изводить отбой в 22-24 ч, а подъем - в 6-8 ч в зависимости от пред­стоящей работы. В ночное время устанавливается поочередное дежур­ство. Регламент такой: по 2 человека по 2-3 ч, обязательно со взрос­лыми. Но, если путь обратный недалек, можно разрешить, а лучше воз­главить вечернее песнопение у костра, доставляющее ребятам много радости и удовольствия.

Прежде чем уйти с привала, вся группа тщательно убирает террито­рию. Мусор сжигается, а костер запивается водой. Руководитель и ко­мандиры проверяют проделанную работу и не забыто ли что-либо.

Выбор пути, порядок движения и меры предосторожности:

1. Выбирая маршрут, нужно избегать больших открытых участков. Лучшей дорогой будет тропинка. По шоссе необходимо двигаться по обочине с левой стороны навстречу идущему транспорту.

2. Большую опасность представляет переправа через реку. Пере­правляться можно на лодках и на пароме, но избегая переправы вброд. Категорически запрещается переправляться вплавь.

3. Во время грозы в поле не надо бежать, а лучше найти укрытие в сухой яме, канаве, отнести все металлические предметы на несколько метров, лечь и укрыться плащом. В лесу не следует прятаться под высо­кие деревья. Особенно опасны отдельно стоящие дуб, тополь, ель, сосна (в березу и клен молнии ударяют редко).

4. В пути следить за уставшим участником, заботиться и помогать ему.

5. Придерживаться утвержденного маршрута и плана похода, не до­пуская отклонений от них без уважительных причин.

6. Строго придерживаться установленных правил купания детей. Ру­ководитель лично проверяет место купания и во время купания неот­лучно находится с ребятами.

7. Соблюдать санитарно-гигиенические правила. Не разрешать пить не кипяченую воду (за исключением проверенных колодцев и родни­ков). Разъяснять участникам, что чрезмерное питье вызывает обильное потоотделение, выделение солей, а это в свою очередь вызывает утом­ление. Тщательно проверять качество употребляемых в пищу продуктов (мясо, колбаса, рыба, консервы, грибы). Не допускать приготовления пищи в оцинкованной посуде (ведра, бидоны должны быть обливные, алюминиевые).

8. Не разрешать двигаться с непокрытой головой, без рубашки во из­бежание солнечных и тепловых ударов. Немедленно оказывать первую помощь заболевшим и пострадавшим, а в случае необходимости обра­щаться к врачу ближайшего населенного пункта.

9. Турист никогда ничего не делает в одиночку. Не допускайте от­ставания от группы и самовольной отлучки.

10. Из заранее установленных пунктов уведомлять ОЛЛ (школу) о ходе похода и состоянии участников. Однако не всегда это удается сде­лать. Тогда следует договориться о прибытии в условленное время и место кого-либо из лагеря на лагерной автомашине.

11. Руководитель обязан обеспечить сохранность имущества и соб­ранных материалов.

Школа сегодня в детском самодеятельном туризме видит эффективное средство коммунистического воспитания подрастающего поколения, включающего идейно-нравственное, умственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.

Научные исследования ряда авторов показали, что туристско-краеведческая работа способствует включению школьников в трудовые и другие общественно значимые дела старших поколений, преемственности в передаче социального опыта от поколения к поколению, воспитанию их социальной активности, воплощающейся в успешном овладении знаниями законов общественного развития, в активном участии в совершенствовании общественных отношений, осознании общественного смысла труда и взгляда на него как на жизненную потребность.

Туристско-краеведческая работа учит школьников уважать людей труда, любить свою Родину. Популярность детского самодеятельного туризма растет с каждым годом. Являясь составной частью советской системы физического воспитания, туризм успешно решает воспитательные, оздоровительные и познавательные задачи.

Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала XIX в. и обозначает экскурсию или путешествие, которое заканчивается возвращением к месту начала путешествия. К сожалению, этот термин не является предельно ясным и удачным, к тому же он не отражает в достаточной степени значения и сущности туризма.

Под школьным туризмом и краеведением понимают туристско-краеведческую деятельность учащихся, выходящую за рамки учебных программ и организуемую школой и внешкольными учреждениями в целях обеспечения педагогически целесообразного использования их внеурочного времени.

Следует отметить, что ни одно из приведенных определений не отвечает на вопрос: что такое туристско-краеведческая деятельность- средство, форма или метод? Более полным представляется определение А. А. Остапца, который видит в детско-юношеском туризме «средство гармонического развития подростков и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности» 1 . Это определение указывает на то, что в туризме должны интегрироваться основные стороны коммунистического воспитания. На наш взгляд туристско-краеведческое движение школьников - это массовая внеклассная форма работы учащихся по всестороннему изучению родного края, решающая воспитательные, познавательные, оздоровительные задачи и обусловленная программно-нормативными документами.

В последние годы потребность в туризме характерна для все большего числа людей. Каковы же ее мотивы? Анализ мотивов, высказываемых различными авторами, дает право свести их к двум обособленным группам, социальное значение которых различно.

Первая группа авторов объясняет потребность в движении инстинктивным стремлением к изменению места жительства, желанием произвести впечатление на окружающих людей, а также религиозными устремлениями - мотив миграции. В западной литературе мотив миграции считают решающим. В буржуазных социологических исследованиях он ставится на первое место.

Подлинный мотив массовости туризма следует искать в развитии производительных сил и существующих производственных отношений. Это позволит установить, как современные условия производства и потребления влияют на развитие усталости и как человек в связи с этим организует восстановление своих физических и психологических сил, свой отдых. Принять мотив восстановления трудоспособности в качестве главного фактора туристского движения - это значит считать туризм активной формой использования свободного времени, предназначенного для отдыха.

В последние годы сильно возросла роль школьного туризма. Роль школьного туризма как эффективного средства морального и физического воспитания юношества особо отмечается в постановлениях ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 30 мая 1969 г. «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране» и «О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране», в постановлении ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О мерах по развитию туризма, совершенствованию туристско-экскурсионного обслуживания населения в 1986-1990 годах и на период до 2000 года», в ряде приказов Министерства просвещения СССР последних лет («О дальнейшем совершенствовании туристской, краеведческой работы с учащимися общеобразовательных школ, педагогических училищ и студентов педагогических институтов» и др.), в положении «Об организации туристской, краеведческой и экскурсионной работы в общеобразовательной школе».

Популярность туризма в школе, особенно в старших классах, определяет воспитательные, краеведческие задачи, задачи оздоровления и физического развития школьников. Туризм является наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека. Он учит коллективизму, дружбе, товариществу, дисциплинированности, самодеятельности, инициативе, трудолюбию, взаимопомощи. Туризм расширяет кругозор, обогащает духовную жизнь, является прекрасным средством познания красоты природы. Он помогает в выборе профессии, оказывает положительное влияние на организм школьника.

1 Остапец А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М., 1985. - С. 27.

Введение

Туризм – явление, известное каждому. Во все времена нашу планету пересекали многочисленные путешественники и первопроходцы. Но лишь недавно туризм возник как специфическая форма деятельности людей. Каждый из нас представляет себе туризм как отрасль, более или менее известную, поскольку все мы куда-то ездили и проводили отпуска вдали от дома. Туризм - сравнительно молодой феномен, имеющий, однако, корни, уходящие в древние времена.

Мы вступили в рыночное хозяйство в тот период, когда на международном рынке уже произошли существенные изменения в отношении туризма. Туризм во всем мире стал одной из самых значительных экономических отраслей, а для некоторых развивающихся государств – основой их существования (Таиланд, Кипр, Малайзия и др.).

Туризм сейчас является одним из самых динамичных секторов как российской, так и мировой экономики.Туризм – это также и туристские предприятия, в первую очередь деятельность туристических организаторов и посредников. Сегодня число туристических компаний сильно увеличилось, и жесткая конкуренция заставляет их занимать свои ниши на рынке. Существуют фирмы, занимающиеся отдельными странами или направлениями, есть фирмы, работающие только на прием туристов. Есть такие, что работают с группами, и те, что организуют поездки по индивидуальному заказу. Есть туроператоры, которые полностью организует поездки и предлагают со скидкой другим турфирмам готовые маршруты, и есть турагенты, выступающие посредниками между туроператором и клиентом. К турагентам стекается информация о различных турах, из которых они подбирают клиенту нужный и наиболее доступный по цене.

Определение туризма

Можно ли однозначно ответить на вопрос, что включает в себя такое понятие, как «туризм»? У одних туризм ассоциируется с километрами, пройденными нехожеными тропами, с палаткой, с песнями у костра, для других это поездки по историческим местам, для третьих – путешествия по зарубежным странам. И все они правы, поскольку туризм чрезвычайно разнообразен.

Туризм является разновидностью путешествий и охватывает собой круг лиц, путешествующих и пребывающих в местах, находящихся за пределами их обычной среды, с целью отдыха, в деловых или иных целях. На первый взгляд понятие «туризм» является доступным каждому из нас, так как все мы совершали куда-нибудь поездки, читали в газетах статьи о туризме, смотрели телепередачи о путешествиях, а, планируя свой отпуск, пользовались консультацией и услугами туристских агентств. Однако в научных и учебных целях весьма важно определить взаимоотношения между составными элементами туризма как отрасли народного хозяйства. Хотя в процессе развития туризма появились различные толкования этого понятия, особую значимость при определении этого явления имеют следующие критерии:

1. Изменение места. В данном случае речь идет о поездке, которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды.

2. Пребывание в другом месте. Главным условием здесь является то, что место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Кроме того, оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, потому что поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся или планирующее находиться один год или более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.

3. Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия в том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (стране), не считается туристом этого места.

Три этих критерия, положенные в основу определения туризма, являются базовыми. Вместе с тем есть особые категории туристов, в отношении которых данные критерии все-таки недостаточны – это беженцы, кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально не въезжают в страну, и лица, сопровождающие или конвоирующие эти группы.

Анализ приведенных выше особенностей, характеристик и критериев позволяет выделить следующие признаки туризма:

Деловые поездки, а также путешествия с целью проведения свободного времени – это перемещение за пределы обычного места жительства и работы. Если же житель города передвигается по нему с целью совершения покупок, то он не является туристом, так как не покидает свое функциональное место;

Туризм – это не только важная отрасль экономики, но и важная часть жизни людей. Он охватывает отношения человека с окружающей его внешней средой.

Следовательно, туризм – это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.

Характеристики и особенности видов туризма

В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы. При такой классификации следует исходить из основного мотива, побудившего человека от­правиться в поездку. Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, все же можно выделить шесть видов туризма в системе его управления.

Туризм с целью отдыха. Данный вид заключается в крат­ковременном или более продолжительном отдыхе с целью физического или психологического восстановления орга­низма. Кроме того, к этой группе относится и курортный отдых, при котором для лечения или восстановления сил используются природные свойства почвы, климата и мор­ской воды.

Туризм с целью изучения культуры. Туризм, ориентиро­ванный на познание чужой культуры, подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Туристы, путе­шествующие с познавательной целью, чаще всего интересуются социальными и экономическими отношениями посещаемых ими стран. Целью паломнического туризма является посещение мест, имеющих особое религиозное значение.

Общественный туризм. В качестве общественного туриз­ма выступают поездки с целью посещения родственни­ков, знакомых, друзей (в международной терминологии известен как visitingfriendsandrelatives -VFR), а также клубный туризм. Клубный туризм отличается тем, что путешествующие сознательно интегрируются в группы. Объе­динение в группы происходит при наличии интересую­щей людей развлекательной или спортивной программы.

Спортивный туризм. К спортивному туризму относят­ся поездки с целью активного участия в спортивных ме­роприятиях, а также поездки, которые носят пассивный характер участия в спортивных соревнованиях.

Пример активного участия в спорте: госпожа Л. отправляется в Карпаты, чтобы заняться горнолыжным спортом; пассивного учас­тия: футбольный фанат ездит на все крупнейшие соревнования своего футбольного клуба.

Экономический туризм - поездки, совершаемые из профессионального и коммерческого интереса: посеще­ние бирж, выставок, ярмарок и т.д.

Конгрессовый (политический) туризм подразделяется на дипломати­ческий туризм, участие в конгрессах, а также туризм, свя­занный с политическими событиями и мероприятиями.

Пример дипломатического туризма: члены Российского парламен­та едут в город М., чтобы принять участие в парламентских заседаниях; туризма, связанного с политическими мероприятиями: госпожа В. сим­патизирует политическим направлениям определенной партии в Москве. Она посещает съезд этой партии.

Иногда необходимость конкретизации туризма по его формам возникает в связи с различной длительностью путешествий (продолжительные и непродолжительные путешествия). В этом случае в качестве основного крите­рия такой классификации выбран срок пребывания в пу­тешествии. Если путешествия различаются по такому внеш­нему критерию, как длительность пребывания, то можно сказать, что эти путешествия относятся к различным фор­мам туризма. Существует много возможностей, позволя­ющих выделить формы туризма по внешним критериям: по происхождению туристов; по организационной форме; по длительности пребывания в путешествии; по возрасту; по транспортным средствам; по времени года или сезону.

На первый взгляд может показаться, что между фор­мами и видами туризма нет большого различия. В обоих случаях путешествия группируются исходя из опре­деленных точек зрения. Разница состоит в том, что виды туризма различаются по мотивации путешествую­щих, т. е. по внутренним факторам, а формы туризма - по внешним причинам и воздей­ствиям, что очень важно для менеджмента.

Формы туризма в зависимости от происхождения тури­стов. В зависимости от происхождения путешествующих туризм подразделяется на внутренний и между­народный. В данном случае слово «происхождение» относится не к национальности или месту рождения че­ловека, а к его месту жительства и работы.

Формы туризма в зависимости от его организации (органuзaцuoннoй формы). В зависимости от форм организации различают паушальный (предоставление комплекса услуг за одну стоимость) и индивидуальный туризм. Паушальный тур - это стандартизирован­ный, предварительно организованный комплекс турист­ских услуг. Индивидуальный тур имеет те особенности, что турист организует и осуществляет его самостоятельно. Подобные туры называются также оди­ночными, но это не означает, что нужно путешествовать в одиночку, ведь путешествовать можно и семьей, и при этом путешествие называется одиночным.

Понятие «индивидуальный туризм» чаще всего про­тивопоставляется понятию «массовый туризм». Массовый туризм первоначально означал, что в туризме участвуют многие люди. С течением времени это понятие приоб­рело отрицательное значение. В настоящее время с мас­совым туризмом ассоциируются отрицательные воздей­ствия прежде всего паушального туризма, из-за чего понятия индивидуальный туризм и массовый туризм боль­ше не подходят для выделения форм туризма по количе­ству участников.

Формы туризма в зависимости от длительности пребы­вания. Очень важной классификацией форм туризма яв­ляется их классификация в зависимости от продолжитель­ности пребывания.

Продолжительность путешествия относится ко вре­мени, которое затрачивается туристом в ходе поездки или пребывания в посещаемом месте или стране. Одноднев­ные путешествия классифицируются следующим образом: менее трех часов; три - пять часов; шесть - восемь ча­сов; девять - одиннадцать часов; двенадцать и более ча­сов. Путешествия с ночевкой можно классифицировать следующим образом: 1-3 ночи; 4-7 ночей; 8-28 ночей; 29-91 ночь; 92 - 365 ночей.

Продолжительные путешествия, как правило, допол­няются непродолжительными поездками. К непродолжи­тельным поездкам относятся транзитные поездки, однодневные поездки и кратковременный туризм. Тран­зитный туризм - это остановки туристов по пути следо­вания к месту назначения. Однодневный туризм - это туры продолжительностью в световой день: они не пред­полагают остановки на ночлег. Особенно важная форма непродолжительного туризма - кратковременный туризм. Кратковременный туризм включает в себя деловой туризм и поездки на выходные дни. Независимо от того, совер­шаются поездки в деловых или личных целях, средняя их продолжительность составляет 2-4 дня, т. е. они включа­ют минимально один, максимально - три ночлега.

Формы туризма в зависимости от возраста путе­шествующих. При классификации форм туризма учиты­вается также возраст путешествующих. По возрастной шка­ле определены следующие группы туристов: дети, путешествующие со своими родителями; молодежь (ту­ристы в возрасте 15-24 лет); относительно молодые, эко­номически активные люди в возрасте 25 - 44 лет; экономически активные люди среднего (45 - 64 лет) воз­раста (путешествуют, как правило, без детей); пенсионе­ры (65 лет и старше).

Формы туризма в зависимости от транспортных средств. В зависимости от транспортного средства, используемого для перемещения туристов из одного места в другое, раз­личаются следующие формы туризма: авиатуризм, авто­бусный, железнодорожный, автомобильный и морской.

Формы туризма в зависимости от времени года. В зави­симости от времени года различается зимний и летний туризм. Сезонная классификация форм туризма показы­вает колебания спроса на туристские услуги в течение года. Время, в которое совершается максимальное количество поездок, называется туристским сезоном, период спада путешествий - межсезоньем. Туристские сезоны в раз­ных регионах могут не совпадать.

Кроме предложенных шести критериев существуют и другие точки зрения, позволяющие классифицировать пу­тешествия по формам. Чтобы классификация туризма была более полной, Всемирная туристская организация предлагает классифицировать туризм по следующим ти­пам: внутренний туризм - путешествия жителей како­го-либо региона по этому региону; въездной туризм - путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями; выездной туризм - путешествия жителей какой-либо страны в другую страну. Эти основные типы туризма могут по-разному сочетаться, образуя категории туризма. Эти категории туризма могут от­носиться не только к какой-либо стране, но и к региону; термин «регион» - к какому-то району в пределах какой-либо страны, либо к группе стран. Определение« туризм в пределах страны » охватывает собой внутренний и въезд­ной туризм;«национальный туризм» - внутренний и выез­дной туризм;«международный туризм» - въездной и выезд­ной.

Типы туристов

При изучении туристического бизнеса очень важно правиль­но ответить на следующий вопрос: кто и какими турист­скими услугами пользуется? При этом следует подумать о том, будут ли семьи г-на Иванова и г-на Сидорова отды­хать одинаково и совпадут ли их потребности в турист­ском продукте. Ответ однозначен - нет. В связи с этим всех туристов можно классифицировать по следующим признакам:

В зависимости от их активности;

В зависимости от стиля жизни.

Традиционно среди туристов по их активности во вре­мя отпуска выделяют шесть групп:

Любители спокойного отдыха. Его представители от­правляются в отпуск для того, чтобы освободиться от по­вседневных стрессов и отдохнуть в спокойной и приятной обстановке. Они боятся посторонних и большого скопле­ния людей. Спокойно отдыхающих отпускников привле­кают солнце, песок и море.

Любители удовольствий. Это тип очень предприимчи­вых туристов, которые во время отдыха заняты поиском разнообразных удовольствий и предпочитают светскую ат­мосферу. Применительно к ним чаще всего употребляют­ся такие слова, как флирт, дальние расстояния.

Пример: Г-н М. просыпается около полудня и идет в плава­тельный бассейн. Там он встречает веселую компанию, они беседуют, пьют в баре коктейль, немного плавают и слушают музыку. После полу­дня г-н М. играет с другим отдыхающим в теннис. На вечер у него есть договоренность на ужин. После ужина - посещение дискотеки, которая длится до утра.

Любители активного отдыха. Эти туристы любят приро­ду и создают активную нагрузку своему телу. Предпочи­тают размеренное движение и пребывание на свежем воз­духе. Их отпуск можно совместить с лечением.

Любители спортивного отдыха. В отличие от актив­но отдыхающих у туристов-спортсменов все внимание сконцентрировано на соревнованиях. Для них очень ва­жен спорт - их хобби. Они не страшатся физических нагрузок.

Отдыхающие с целью познания, изучения. Данный тип туристов заинтересован в повышении своего образователь­ного уровня, познании нового. В данном типе выделяют­ся три подгруппы: П1 П2 и П3. Туристы типа П1, посещают места, описанные в путеводителях. Тип П2 уделяет внима­ние не столько признанным достопримечательностям, сколько поиску таких мест, где он может почувствовать их атмосферу. Для него на передний план выдвигаются чув­ства и настроения. Туристы типа П3 имеют ярко выражен­ные культурные и социально-научные интересы, их очень притягивает природа.

Любители приключений. Лишь немногие любители ост­рых ощущений отправляются в странствие в одиночку и при этом подвергают себя действительно серьезному рис­ку. К типу искателей приключений можно отнести таких туристов, которые ищут необычных впечатлений с опре­деленной долей риска. Для них риск - это возможность испытать себя.

Классификация туристов на группы в зависимостиот стиля их жизни предполагает более углубленный подход к выделению типов, так как рассматривает человека и его поведение не изолированно, а в связи с его жизненной позицией, отношением к различным вещам и его жела­ниями.

При выделении групп туристов в зависимости от сти­ля их жизни в основу положен не какой-то отдельный критерий, а общее отношение человека к своей жизни. Сделать это очень сложно, так как тенденции и экономи­ческая ситуация в обществе подвержены очень сильным изменениям во времени.

В зависимости от стиля жизни выделяют четыре груп­пы туристов: любители наслаждений, тенденциозные, се­мейные и исключительно отдыхающие туристы. При дан­ной классификации следует иметь в виду, что выделенные группы постоянно изменяются и границы между ними очень расплывчаты.

Любители наслаждений. Представители данной группы предъявляют очень высокие требования к качеству отдыха. Для них путешествие - это способ самовыражения. От отдыха они желают получить удовольствие, позволить себе некоторые слабости или дать себе спортивную нагрузку.

Пример: Члены семьи С. проводят свой отпуск в Альпах на берегу высокогорного озера. Они размещаются в гостинице в комфортабельных апартаментах с самым лучшим видом. Днем они занимаются серфингом и парусным спортом, для разнообразия играют в гольф и теннис. Для них важно, чтобы за ужином их хорошо обслужили и предложили разнообразное меню. После ужина они иногда ходят на дискотеку или встречаются со знакомыми в баре.

Тенденциозные туристы. Для туристов, входящих в дан­ную группу, отдых - это возможность найти и проявить себя как личность. Это отдыхающие с высокими требова­ниями, но в отличие от «наслаждающихся жизнью» им не нужны условия класса люкс. Они ищут единения с при­родой, тишины и возможности психологической разгруз­ки. Они осознают проблемы окружающей среды, интересуются политикой и культурой намеченного для по­сещения региона.

Пример: Г-жа Б. собралась по-настоящему отдохнуть во время отпуска. Она отправляется в небольшой пансионат. Днем она много ката­ется на велосипеде и ходит в походы. Некоторое время она посвящает тому, чтобы насладиться одиночеством, ландшафтом, игрой света, оттенков. Если не позволяет погода и по вечерам она остается в пансионате, - читает, общается с другими отдыхающими. Вечером она посещает концерты.

Семейные туристы. В эту группу входят исключитель­но семьи с детьми. Семейные туристы любят проводить свой отпуск в кругу семьи, друзей, родственников. Они отдыхают в спокойной и удобной обстановке, покупают услуги по выгодным ценам, не любят, чтобы им мешали. Чаще всего обслуживают себя сами.

Пример: Семья К. сняла на время отпуска домик для отдыха на берегу моря. Семья состоит из четырех человек. Чаще всего их можно найти на улице. Они играют в мяч, читают, загорают, купаются. Все домашние обязанности распределены: дети ходят за хлебом, каждый уби­рает за собой кровать, за покупками ходят всей семьей. Вечером они идут ужинать в ресторан или готовят сами. Если остаются дома, то все помогают готовить ужин.

Всецело отдыхающие. Важнейшим условием для тури­стов этого типа является возможность отдохнуть. В дан­ную группу входят сравнительно пассивные туристы, ко­торые проводят свой отпуск традиционным способом: довольствуются тишиной, долго спят, любят вкусно и обильно поесть, совершают короткие прогулки или недаль­ние поездки. Любители такого отдыха радуются, если на время отпуска могут быть сохранены их любимые при­вычки, ведь они не любят экспериментировать.

Заключение

Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен XXстолетия, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых. Это понятие намного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.

Высокие темпы развития туризма, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.

Ва ной особенностью современного этапа развития туризма и изменения его организационных форм является проникновение в туристский бизнес транспортных, торговых, промыш енных, банковских, страховых и др. компаний.

Интенсивное ра витие ме дународных туристских свя ей повлекло за обой оздание многочисленных международных организаций, содействие лучшей организации этой сферы международных экономических отношений.