Такой термин как психологический климат мало кому знаком, но, несмотря на это именно царящая психологическая атмосфера способна оказывать огромное влияние на каждого члена семьи.
Психологический климат – фактор роста
Психологический климат способен воздействовать не только на психологическое, но и на физическое состояние всех членов семьи. Создается, таким образом, некая эмоциональная атмосфера, которая во многом влияет на качество жизни и здоровье. Также она является одним из важнейших факторов при принятии каких-либо жизненно важных решений и личностного роста.
Виды психологического климата семьи
Существует два вида психологического климата в семье - это благоприятный и не благоприятный.
Для создания благоприятной психологической атмосферы в семье, каждый ее член должен любить, уважать и доверять друг другу. А также как можно проводить время вместе, помогать и поддерживать друг друга в сложную минуту. Это не только создаст гармонию внутри семьи, но и снизит остроту конфликтов и стрессового состояния.
У детей, растущих в неблагоприятной психологической атмосфере, чаще всего наблюдается нарушение психического здоровья. На это существует несколько причин: недостаточное с родителями, враждебное отношение родителей к детям и из-за условий проживания в семейном разладе.
Социально-психологический климат в семье
От социально психологического климата также зависят семейные отношения. Например, вступая в брак, создается новая ступень общества. Супруги вступают в новую семейную жизнь, и только от них зависит какую "погоду в доме" они сделают.
С появлением малыша вся любовь, теплота и будут направлены только на него. И уже с этого момента в новорожденном начнут формироваться и закладываться качества, присущие окружающие его семейному кругу.
Есть еще и другое понятие. Морально психологический климат в семье. Под этим термином подразумевается то, как у вас складываются отношения с людьми. Отношение к духовным и материальным ценностям, а также чувства долга и ответственности.
Исходя из этого, можно сделать вывод. Семья - это необходимый компонент социальной структуры общества, который выполняет множество социальных функций, и играет важную роль в развитии общества. Вот почему так важно поддерживать благоприятную обстановку в семье, которая способствует гармонии и идиллии. Это важно не только для психологического здоровья взрослых, но и детей.
Психологический климат семьи
Все начинается с семьи.
Становление ребенка, его развитие, формирование личности, как известно, во многом зависит не только от материального положения, но и состояния нравственно – психологического климата той семьи, в которой он живет. Семья – первичная ячейка общества, один из важнейших его социальных институтов. Именно в ней ребенок подготавливается к жизни, приобретает первые и самые глубокие социальные идеалы, здесь закладывается характер человека, его привычки, мировоззрение, именно там закладывается фундамент его гражданственности. Семья традиционно передает детям социальные, культурные и нравственные ценности и опыт, воспитывает в них трудолюбие и духовность. Здесь познаются такие понятия, как отцовство и материнство, семейные отношения и традиции. Наша жизнь не всегда стабильна и спокойна, иногда в нее вторгаются отчаяние, трудности. Любые испытания становятся легче, если человека поддерживают близкие и родные ему люди.
Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак.
Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки:
1. сплочённость,
2. возможность всестороннего развития личности каждого её члена,
3. высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу,
4. чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье,
5. ответственность.
В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - ещё и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.
Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций - психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.
Почему важно говорить о взаимоотношениях в семье:
Во-первых, развитие ребенка с первых дней жизни протекает в семье, где уже установился или устанавливается психологический климат.
Во-вторых, каждая семья имеет свою численность и состав, что способствует многогранности, постоянству и длительности воспитательного влияния.
Связь поколений обеспечивает создание и развитие семейных традиций, обращение к истокам народной культуры. Именно при наличии таких связей происходит социально-нравственное развитие ребенка.
В-третьих, в семье создаются условия для включения детей в разнообразные внутрисемейные отношения и деятельность, а также ребенок получает информацию о себе - Я-Концепция, - где он принимает первое решение относительно себя и где начинается развиваться его социальная природа.
В-четвертых, взаимодействие между родителями, взаимоотношения между родителями и детьми, модели поведения, деятельности влияют на осознание дошкольниками правил, стиля общения с другими людьми, а затем переносятся в собственное поведение, и в будущем проецируются в семье.
Д.С. Макаренко, «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. - писал он. - Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это для ребенка имеет большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия...
Только человек, предъявляющий высокие требования, прежде всего к самому себе, может надеяться, что его требования по отношению к другим будут восприниматься как правильные и справедливые. Вначале надо изменить свое поведение, а потом требовать этого от другого.
Детей учит то, что их окружает.
Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать;
Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится драться;
Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким;
Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым;
Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпимым;
Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе;
Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать;
Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости;
Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить;
Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь .
Функции семьи
Сфера семейной деятельности | Общественные функции | Индивидуальные функции |
Сфера духовного общения | Развитие личности членов семьи | Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ семейного союза |
Эмоциональная | Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия | Получение индивидами психологической защиты и эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви |
Репродуктивная | Биологическое воспроизводство общества | Удовлетворение потребности в детях |
Воспитательная | Социализация молодого поколения. Поддержание культурной непрерывности общества | Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях |
Экономическая | Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества | Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги) |
Социально-статусная | Предоставление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры семьи и общества | Удовлетворение потребности в социальном продвижении |
Хозяйственно-бытовая | Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми | Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других |
Сфера первичного социального контроля | Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями | Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи |
Окончание табл. 1
Психологический климат в семье - это устойчивый эмоциональный настрой, который возникает в результате совокупности настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, другим людям, работе, окружающим событиям. Он неразрывен с идейно-нравственными ценностями семьи, является показателем качества межличностных отношений ее членов. Психологический климат творят члены семьи, от них зависит, каким он будет. Исходной основой благоприятного психологического климата семьи является супружеская совместимость, в первую очередь общность нравственных взглядов мужа и жены. Для благоприятного психологического климата в семье характерны коллективистская сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, доброжелательность, требовательность друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за свою семью, высокая внутренняя дисциплинированность, принципиальность, ответственность.
Члены семьи с благоприятным психологическим климатом с любовью, уважением и доверием относятся друг к другу, к родителям - с почитанием, к слабым - с готовностью помочь. Здесь законом жизни является желание и умение понимать другого человека, каждый свободно выражает свое собственное мнение по любому вопросу и все относятся к нему серьезно. При этом хорошо развиты самокритика, доброжелательная критика в отношении любого другого члена семьи, взаимная терпимость и корректность в случаях несовпадения мнений. Такая семья способна переносить житейские трудности, преодолевать узкособственнические интересы во имя передовых идеалов.
Важный показатель благоприятного психологического климата в семье - стремление ее членов проводить свободное время вместе. И еще один признак благоприятного психологического климата - открытость семьи, добрые отношения с родственниками, соседями, друзьями и знакомыми.
На благоприятный климат в семье в сильной степени влияет внутрисемейное общение.
Оно весьма специфично. Это обусловливает прежде всего мно-гоаспектность семейных отношений (экономические, идеологические, психологические, сексуальные, нравственно-родственные), их естественность, постоянство, сердечность, глубокая интимность, взаимозаинтересованность, направленность на обеспечение всех сторон жизнедеятельности членов семьи; многообразие связей семьи с окружающей средой; характер воздействия на семью окружающей среды; своеобразие восприятия этих воздействий семьей. Поэтому общение оказывает всестороннее влияние на жизнь семьи. Естественно, что члены семьи наиболее активно общаются в часы досуга.
Благоприятный психологический климат в семье ведет к тому, что наиболее притягательными для каждого члена ее становятся совместно созидаемые духовные ценности, а престижность материальных благ хотя и остается высокой, но отодвигается на второй план. Конечно, бытовая неустроенность семьи нередко, взаимодействуя с другими неблагоприятными условиями, провоцирует неблагополучие ее психологического климата. Однако и многим семьям с высоким бытовым комфортом при обедненной духовной жизни присущ психологический дискомфорт.
Неблагоприятный психологический климат в семье ведет к де- прессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.
Добрынина под социально-психологическим климатом семьи понимает ее обобщенную, интегративную характеристику, которая отражает степень удовлетворенности супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения. Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - еще и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание. Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций - психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Отечественные ученые также подчеркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.
Стадии супружеской жизни и особенности взаимодействия супругов на разных этапах семейного цикла
На первой стадии развития семьи на судьбе брака отражаются следующие характеристики добрачного периода: место и ситуация знакомства; первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное); социально-демографические характеристики самих вступающих в брак; продолжительность периода ухаживания; инициатор брачного предложения; возраст будущей пары; отношение родителей к браку своих детей. Установлено, что положительное значение для брака имеют: взаимное первое впечатление, знакомство в ситуации работы или учебы, период ухаживания от 1 до 1,5 лет, проявление инициативы брачного предложения со стороны мужчины, принятие брачного предложения после непродолжительного (до двух недель) обдумывания. Специальных компенсирующих мер требуют такие особенности добрачных отношений, как отрицательное первое впечатление, короткий (до 6 месяцев) или долгий (более 3 лет) период ухаживания, неодобрение выбора родными, продолжительное обдумывание брачного предложения, а также проявление прямой или косвенной инициативы (вынужденное или спровоцированное). В первую очередь, речь идет о беременности женщины. Исследования показали, что вероятность распада семей с добрачной беременностью примерно в 2 раза выше. Это можно объяснить тем, что: добрачная беременность нарушает процесс адаптации жениха и невесты к браку. Из нормального хода развития взаимоотношений мужчины и женщины практически выпадает важнейшая стадия (в представленной классификации она вторая) - освоение новых для себя супружеских ролей, становление ролевой структуры семьи. Молодые люди сразу «перескакивают на следующую стадию семейной жизни, связанную с рождением и воспитанием ребенка; появление ребенка резко обостряет экономические проблемы еще неокрепшей семьи, вызывая напряженность в супружеских отношениях, которые выливаются в ссоры, частые конфликты и приводят к решению о разводе. Европейские социологи Аннтила и Трост считают, что негативным (с точки зрения развода) фактором является не просто добрачная беременность сама по себе, а так называемые «вынужденные» и «поспешные» браки, единственной причиной которых часто и является перспектива скорого рождения ребенка. Вторая стадия супружества, которая совпадает с первым кризисным периодом развития семьи, характеризуется конфликтами адаптации друг к другу, когда два «Я» становятся одним «Мы»
Возникают трудности в выработке единого семейного уклада, происходит разочарование друг в друге как результат неглубокого узнавания в период добрачного ухаживания и т. д. На третьей стадии возможны конфликты по вопросу ухода за ребенком: недостаточная помощь мужа; «двойная нагрузка» жены; конфликты с родителями молодых по поводу воспитания детей; разногласия супругов по поводу взаимодействия с детьми; трудности, детерминированные возрастными кризисами развития личности ребенка (кризис 3-х лет) и родителей (так называемый кризис «смысла жизни», 30-33-х лет). Четвертая стадия может характеризоваться конфликтами однообразия, монотонностью общения. В результате многократного повторения одних и тех же впечатлений у супругов наступает насыщение друг другом. Это состояние называют голодом чувств, когда наступает «сытость» от старых впечатлений и «голод» по новым (Рюриков). Могут иметь место разногласия по поводу воспитания детей. Споры возникают на почве различных представлений супругов о дисциплине и способах воспитания, когда один из них упрекает другого в чрезмерной строгости, жестокости, грубости или, наоборот, баловстве, а также из-за разногласия в оценке поступков детей. На этой стадии, как и предыдущей, особую негативную роль может сыграть возрастной кризис детей (подростковый возраст, 10-11 лет). Кроме того, факторами «риска» четвертой стадии являются измена, ревность. На пятой стадии актуальными остаются монотонность общения, ревность, измена, взаимоотношения с детьми, проблемы, связанные с профессиональным самоопределением детей, выбором ими брачного партнера и т. д., проявление у родителей кризиса личности. В случае, если взрослые дети создали свою семью и живут у родителей, у последних могут быть споры, конфликты по поводу того, как «должны были бы» жить дети (с точки зрения родителей). Конфликты также могут быть детерминированы и возрастными изменениями супругов. Шестая стадия развития семьи совпадает с третьим кризисом, связанным с уходом из семьи последнего ребенка.
Семья веками почиталась как большая ценность, особенно когда человек нуждался в большом коллективе для того, чтобы элементарно выжить в трудных условиях борьбы за существование.
Семья в современном обществе становится малой группой.
Во-первых, это родственный союз, в основе которого лежит эмоциональное чувство - любовь.
Во-вторых, в семье осуществляется важнейшая функция биологического и социального воспроизводства населения.
В-третьих, в семье осуществляется воспитание, т. е. передача новым поколениям опыта, определенных устоев, ценностей. Это все научные мышления.
От семьи во многом зависит, каким будет индекс развития человеческого потенциала в будущем, что будет собой представлять человеческий капитал завтра и послезавтра. Общество должно осознавать важность процесса духовно-нравственного воспитания в семьях, ее значимое место в воспитании ценностей и любви к Родине. Чем прочнее, надежнее, стабильнее семья, тем сильнее наша Отчизна.
Долгое время в нашем Отечестве было распространено мнение о том, что семейное воспитание надо заменить общественным. Сторонники этой точки зрения выдвигали следующие аргументы: родители, как правило, не обладают педагогическими способностями.
Опыт счастливых, дружных семей наглядно свидетельствует: иногда лишь ласковое слово, пустяшный подарок, элементарное проявление участие в делах и заботах близких людей способны значительно ослабить противоестественность отношений, оздоровить обстановку, установить семейную, если не идиллию, то хотя бы известную гармонию, к общему благу не только старших членов семьи, но, прежде всего и главным образом самого молодого человека (и материально, и духовно, и морально).
С древних времен люди говорили:
Дом с детьми ― базар, без детей ― могила.
В семье особой радостью являются дети. Воспитывать их одно удовольствие. Хоть взрослые говорят, что с детьми ничего не успеваешь сделать, но они понимают, что без этого «базара» им не прожить.
Каков отец, таковы и дети
Дети учатся на примерах родителей. Порой, посмотрев на ребенка, можно судить о его родителях.
Мать кормит детей, как земля людей.
Мама, как и земля, любит своих детей и старается сделать для них все, чтобы они ни в чем не нуждались.
У милого дитяти много имен.
Взрослые любят называть своих детей разными ласковыми именами.
Цели данного исследования:
1. Анализ социальных и общественных характеристик современных семей (на основе творческих заданий учеников 8-х классов);
2. Выявление семейных ценностей, семейных традиций и их роли в современной семье;
Задачи исследования:
1. Показать важность семьи в современном обществе;
2. Выявить взгляд детей на семью, на ее роль в их жизни;
3. Акцентировать внимание на значении традиций в семье.
Актуальность исследования:
2008 год объявлен президентом Российской Федерации в России «Годом семьи».
В настоящее время институт семьи переживает кризис, поэтому очень важно обратить внимание на ценность семьи для каждого человека. То, что молодежь многое не устраивает в жизни предшествующих поколений, своих родителей, ― очевидный факт, но из него не следует, что смысл деятельности каждого нового поколения состоит в поднятии бунта против сложившегося уклада жизни вообще и в своей семье в частности. Во все века дети хотят поступать по-своему, родители желают, чтобы они действовали соответственно их представлениям и понятиям.
Самый болезненный вопрос, камень преткновения в любой семье ― вопрос о том, кто, что и когда должен делать. При этом у каждого члена семьи собственное представление о справедливости распределения всех многочисленных обязанностей: мелких и больших, ежедневных и разовых. Подлинная справедливость, не ущемляющая интересов ни одного члена семейного коллектива, основывается на равноправном участии всех членов семьи. Это означает, что каждому должно принадлежать полновесное слово и в распределении домашнего бюджета и в распределении конкретных домашних обязанностей на день, на неделю, на месяц.
Психологический климат в семье
В семье как в малой группе у каждого участника отношений есть свои роли, Притом, не всегда роли членов семьи совпадают с групповой ролью. Часто роль лидера в семье принадлежит не отцу, а тому, чей вклад в семейное благополучие признается всеми членами семьи.
Прежде всего, психологический климат определяет самочувствие человека в семье (настроение, комфорт). Это самочувствие зависит от отношений между членами семейного коллектива, именно отношения заботы, внимания, сотрудничества делают семейный климат теплым и приятным. Напротив, неуважительные отношения, безразличие делают климат резким, неприятным, тяжелым для существования в нем.
Психологический климат семьи представляет собой относительно устойчивый эмоциональный настрой. Он является результатом совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний. Отношений к другим людям, к окружающим событиям. Для благоприятного климата характерны сплоченность, доброжелательная требовательность друг к другу, чувство защищенности, гордость за принадлежность к семье в семье с благоприятным климатом царят любовь, доверие друг к другу, почитание старших, взаимное уважение, готовность понять и помочь другому. Важное место в создании благоприятного климата принадлежит семейному укладу, традициям, общим духовным ценностям. Семья, как особая группа, основанная на родственных связях, предполагает особое внутрисемейное общение, в процессе которого семья реализует свои функции. Для общения в благоприятной семейной обстановке характерны естественность, сердечность, взаимозаинтересованность.
Неблагоприятный семейный климат ведет к напряженности, ссорам, конфликтам, дефициту положительных эмоций. Особенно в такой обстановке страдают младшие члены семьи. В самых тяжелых случаях такой климат ведет к распаду семьи.
Учащиеся 8-х классов подготовили творческие задания, в которых рассматривались следующие вопросы:
Что такое семья в вашем понимании;
Рассказать о членах своей семьи, подчеркнуть их роль в семье;
Показать традиции семьи и наглядно представить через медиапрезинтации.
И вот, что получилось. Семья:
Семья – это одно целое, где родные заботятся друг о друге, помогают, а главное понимают, уважают и ценят. Всё вместе это называется ЛЮБОВЬ
Семья ― группа близких людей готовых в любой момент прийти на помощь друг другу.
Семья – это самые близкие тебе люди, которые поддержат тебя в трудные минуты жизни, где царит взаимопонимание, где уважают мнения друг друга.
Семья – это место, куда хочется приходить, где понимают и принимают тебя таким, какой ты есть.
Семья – это место рождения и становления. Семья формирует и проживает всю совокупность отношений к человеку, природе, труду, красоте, науке, искусству, обществу, деньгам, власти, сильному, слабому.
Семья - это ячейка общества, которая строится на кровном и духовном единстве, на любви и согласии, на бережном отношении друг к другу.
Семья ― это люди, которые ждут тебя, доверяют тебе, понимают тебя и поддерживают тебя в любых ситуациях.
Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место для меня – моя семья.
Семья-это святое. Семья это без чего не можешь жить.
А вот, что они пишут про своих членов семьи:
Мама ― это добрый и ласковый человек.
Мама - очень интересный человек, она всегда поможет разобраться, если ты запутаешься.
Мама ― жизнерадостная, стильная, общительная, хорошая хозяйка.
Мама - отзывчивый и чувствительный человек. Она дает разные советы, и помогает в сложной ситуации. И не просто советы, а дельные советы. Ведь, какая мама, пожелает своему ребенку плохого.
Моя мама меня всегда поддерживает, правда иногда мы с ней спорим в основном из-за того, как правильно произносятся слова. Наши споры, в большинстве, случаев решает бабушка. Ну, или Ожегов. Мама – всегда поможет разобраться с проблемами, мама учит меня самостоятельности, любви, настойчивости, не вешать нос, если что-то не получается. Я очень люблю свою маму!
У мамы я учусь культуре общения.
Я вижу, как устаёт моя мама, работая кассиром в «Мария – Ра», поэтому часть забот по дому лежит на мне. Я должен увести и забрать Настю из садика, заботится о ней, пока нет мамы. При всей загруженности моя мама может создать уют и комфортную обстановку дома.
Папа ― чуткий и отзывчивый отец.
Папа - это человек, которому можно довериться, который всегда тебя поймет. Но взамен требует порядка и самостоятельности.
У отца учусь отношению к труду, к своим обязанностям.
Мой папа серьёзный, он мне - пример для подражания. Он учит меня быть сильной, внимательной и легко переносить трудности, встречающиеся на жизненном пути.
Папа - предприниматель. Сильный и серьезный человек. Учит меня быть мужественным и сильным.
Каждому ребёнку необходима бабушка. Ведь кто-то должен баловать и разрешать всё то, что не разрешают родители. Баба-Люба учит меня уважать взрослых и ценить то - что имеешь. Я восхищаюсь своей бабушкой, ведь не каждая бабушка в 60 лет работает, выбирает каждое утро костюм на работу (перемерив при этом ещё 3) , душится любимыми духами и с открытой душой идёт в колледж учить детей русскому, литературе ну и конечно жизни.
Вежливая и отзывчивая бабушка, которая учит правильному общению с другими.
Как моя бабушка говорит: «старушки сложили свои клубочки, забросили крючочки и спокойно разъезжают на мопедах по деревне». И действительно мы настолько привыкли к образу сидящей старушки с клубком в руках.
Сестры и братья:
Веселая и интересная девчонка.
Создаёт непринуждённую атмосферу в доме.
У брата учусь выдержке.
Считает себя очень важным человеком в этой жизни и держится наравне со взрослыми. Кому как, а ей точно наглости не занимать. Живёт под девизом: «Куда ж планета без меня?»
Брат: он ходит в детский сад «Пчёлка» он приносит в мою жизнь много радостных моментов.
Так, сестры и братья становятся маленькими человечками, которые берут и возвращают заботу и теплоту в том же количестве, в котором принимают.
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому:
Родители пример ему
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
(С. Брант)
В каждой семье есть ценности:
Родители всегда вежливы друг с другом. Уважительное отношение к старшим - это самая главная ценность. А также учение правил поведения в обществе, и развитие моральных качеств.
Одна из традиций – собираться по праздникам всей семьёй, будь то день рождения или Новый год.
Нашу семью отличает взаимопомощь, совместное решение проблем, отдых, обсуждение житейских событий и поступков, активный образ жизни. Я – счастлив в своей семье.
В моей жизни два самых важных человека, моя сестра и мама. К сожалению, у нас нет папы, поэтому мне как единственному мужчине приходится не давать в обиду маму и сестру.
Недавно я понял, что забота «в одну сторону» - это «работа в холостую». Наверное, в семье всё должно делиться поровну, и забота тоже: детей к родителям и наоборот. Просто участие: сказанное спасибо, убранная без напоминания посуда, уборка комнаты, терпение в разговоре, доброе слово – вот, что главное в семье.
В нашей семье главная ценность – общение, потому что мы не так уж часто видимся. Также мы ценим взаимопонимание и свободу выбора.
Наша семья творческая, нам нравиться слушать зарубежную, красивую музыку. Эту ценность, в семью принес мой папа. Также папа привил нам чувства патриотизма к Родине. А мама учит меня и брата быть самостоятельными. Меня, в 10 лет, оставляли одну с маленьким братом, не боясь, что что-то случится. Моя мама полностью может положиться на меня. Мама приносит в наш дом море положительных эмоций.
Учащиеся в своих работах о семье пытались показать положительную сторону семейных отношений, что свидетельствует о важности семьи в глазах ребенка, гордости за своих родителей.
Заключение
Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество – свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого. (Сенека)
Социальное положение человека в решающей мере зависит от него самого, но немаловажную роль играют и те общественные условия, в которых приходиться действовать, та точка, с которой стартует человек, и здесь немаловажную роль играет семья. Социализация ребенка – одна из основных задач родителей. Прежде всего, она начинается в семье. От климата в семье зависит внутреннее состояние ребенка, его взаимоотношения с окружающими, его успехи в различных видах деятельности, то, как он построит свою будущую жизнь, его взгляд на семью. Человек проносит через всю жизнь традиции и ценности, привитые ему в детстве в семье, и старается построить свою семью на этих же принципах.
Мы считаем, что не только взрослые могут помочь в решении проблемы, но и дети могут сделать свой вклад в поддержании психологического климата в семье.