Мозаика из нарезанного речного камня. Каменная мозаика – красота и роскошь современной обстановки. Изготовление галечной мозаики

Мастер-класс "Мозаика из камней":

1. Подготовка и сортировка камней.

Выложите камни рядом с проектной территорией. Промойте грязь и песок, а затем отсортируйте камни аналогичного цвета и размера в кучи или ведра.

2. Выложите мозаику.

Положите песок глубиной 9 см в песочнице из фанерыили пластикового брезента или пленки. Положите камни вертикально друг с другом так, как они должны будут стоять. Камни должны быть плотно друг с другом параллельно, соприкасаясь в центре. Не собирайте все камни параллельно, иногда меняйте их направление. (На фото спираль из двух рядов камней, перпендикулярных друг к другу.) Когда мозаикой вы будете довольны, сфотографируйте ее, запишите размеры, чтобы воспроизвести снова.

3. Подготовка строительной площадки.

Мозаика должна быть установлена на уровне или чуть выше, чем окружающая земля, так, чтобы вода не собиралась на ней; примите это во внимание при выборе места. Выкопайте область под мозаику от 18 до 25 см в глубину. (Это позволит обеспечить надлежащее осушение основы и создать достаточное пространство вокруг мозаики, добавить к ней кайму.) На дно я мы необходимо рассыпать каменную крошку. Затем рассыпать несколько сантиметров песка, а затем 5 см бетонной смеси.

4. Смочите бетонную смесь.

Смочите бетонную смесь из лейки или шланга так, чтобы она была не сыпучая, а рыхлая.

5. Отметьте формы мозаики на песке.

Для круговой мозаики используйте 2 гвоздя и веревочку. Установите один гвоздь в центр, натяните веревочку и нарисуйте круг в смеси с помощью второго гвоздя. Нарисуйте второй круг на половину радиуса для дополнительного ориентира.

Подсказка: Одного мешка бетонной смеси будет достаточно, чтобы создать мозаику на примерно 10 квадратных метров.

6. Расположение центрального камня.

Для того, чтобы сделать мозаику крепче, необходимо закопать первые камни в смеси на треть. (Позже, когда все камни будут на своих местах, вы можете добавить еще смеси) Установите первый камень на краю в отверстие и пакет конкретных вокруг него, держа его вертикально пальцами. Установите первый камень в бетонной смеси, придерживая его строго вертикально.

7. Кладем камни вокруг центрального камня.

Используя лопатку, вырывайте маленькие отверстия рядом с первым камнем от центра продолжайте работу. Опять же используйте пальцы для того, чтобы все камни стояли вертикально.

8. Заполняем шаблон.

И так от центра кладем камни наружу. Стыки между камнями должны быть прочными, а камни должны касаться друг друга в своей середине. (Это позволяет разместить камней одинакового размера рядом друг с другом и представить больше или меньше камней постепенно, так как диктует ваш шаблон.) Постарайтесь держать высоту камней.

9. Набираем остальные камни.

Когда несколько камней будут уложены, ударьте по ним резиновым молотком для регулировки высоты.Когда мозаика будет завершена, используя камни, кирпичи или другие материалы закончите остальную часть дорожки. Заполните пробелы между камнями бетонной смесью, смочите, накройте брезентом или пластиковым мешком на несколько дней, чтобы бетон насытился и не высох. Пусть пролежит так один день.

10. Закрываем камни остаточной смесью.

Раскройте мозаику и убедитесь, что камни сухие. Используя кисть забейте бетонную смесь между камнями так, чтобы осталось не больше трети камней на поверхности.
Совет: Чем больше вы добавите смеси на камни, тем сложнее мозаика будет изнашиваться. В местах с высокой проходимостью, заполняйте швы почти на уровне с верхом камней.

11. Увлажнение смеси.

Слегка увлажняйте смесь, пока она не насытится. (Можно добавить еще смеси, если она сильно усела.) Оставьте ее на 30-60 минут полностью впитаться, не накрывайте и не поливайте, пусть подсохнет. Используя жесткую щетку «постукивайте» по швам, придавая им форму.

12. Пусть мозаика высохнет

Обложите мозаику пластиковым брезентом, чтобы она держала влагу, которую вы ей дали. Оставьте ее на 1-2 дня. Посмотрите готово ли. Полное высыхание будет через 1-2 недели. После завершения вытрите камни тряпкой, чтобы были чистые от бетона.

Рассмотрим некоторые несложные приемы, которыми можно воспользоваться при изготовлении мозаики из камня .

Творчество скульпторов, архитекторов, мастеров прикладного искусства - это своего рода летопись культуры, запечатленная, как говорят художники, в «материале». Именно поэтому материал, которым пользуется мастер, очень часто определяет не только характер будущего произведения, но и его сохранность и долговечность. В этом отношении камень не имеет соперников. Наши знания искусств исчезнувших цивилизаций во многом определяются тем, насколько широко использовался камень в ту или иную эпоху.

Самые древние из дошедших до нас произведений искусства, в которых камни использовались как цветовые пятна, относятся к третьему тысячелетию до нашей эры, ко времени цивилизации шумеров. Эти цветовые композиции и были тем, что мы называем теперь мозаикой.

Замечательного расцвета достигло искусство мозаики в античной Греции и Риме. Выдающиеся художники украшали стены и полы дворцов, храмов, мавзолеев сюжетными композициями и орнаментами, используя богатейшую палитру каменных пород.

В средние века искусство мозаики высоко расцвело в Византии и в странах, связанных с.ней своей культурой, - в России и Грузии. Итальянское Возрождение внесло в это искусство новую живую струю, благодаря чему во Флоренции возникла особая школа мозаики. Впоследствии работы, выполненные принятой здесь техникой, стали называть флорентийской мозаикой. Для нее характерны небольшие картины, столешницы, вставки к мебели с композициями, изображающими цветы, плоды, порхающих бабочек и тому подобное.

Особенность флорентийской мозаики заключается в том, что каждый ее отдельный элемент, изготовленный из целого куска камня, служит не просто цветовым пятнышком, но вырезается точно по форме и подбирается так, чтобы своим рисунком, текстурой выполнять в картине функцию целой детали или ее части - белого облака, дерева, окна в доме, крыши. Сумма таких элементов, безукоризненно подогнанных друг к другу независимо от сложности и конфигурации, и образует картину. Техника флорентийской мозаики требует высокого мастерства не только художественного, но и ремесленного.

Несколько проще в исполнении так называемая римская мозаика , здесь отдельный элементик выполняет роль лишь цветовую. Композиции римской мозаики несколько напоминают картины, написанные маслом. В этой технике могут быть использованы довольно разнообразные материалы: камни, специально изготовленные цветные керамические элементики, плавленое стекло - смальта.

В камнерезном деле мозаичные работы составляют целую специальность, однако многие приемы вполне доступны любителям с их несложным домашним оборудованием. Своими руками можно сделать красивую шкатулку, поднос, столешницу, создать декоративное панно, каменную картину. Начинающим художникам вполне посильны приемы римской мозаики , на ней мы и остановимся, коснувшись той ее части, где в качестве материала по традиции выступает камень.

В практике мозаичных работ существует два классических способа их выполнения. Первый, так называемый прямой, при котором лицевая сторона картины обращена к художнику, а мозаичные элементы вдавливаются в связующую массу или приклеиваются к подложке. Второй способ - обратный. В этом случае элементы наклеиваются лицевой стороной вниз и заливаются связующим составом, после чего картину переворачивают и зачищают лицевую сторону.

В качестве первого опыта можно попробовать выполнить рельефную мозаичную картинку из обрезков камней или обкатанной морской гальки . Прежде всего надо подобрать цветной рисунок будущей мозаики (желательно в масштабе 1:1), причем постараться учесть цветовую гамму камешков, имеющихся в вашем распоряжении. Затем делается рамка - деревянная или металлическая (латунная, медная) - с продольной выемкой по внутреннему периметру (рис. 1). Эта выемка нужна для того, чтобы связующая масса заполнила углубление и прочно удерживала картину в раме. Высота ее берется чуть больше толщины самого крупного камешка. Внутрь укладывают фанерный или картонный прямоугольник толщиной 4-6 мм, обернутый предварительно двумя слоями бумаги. На нее можно нанести сетку, облегчающую копирование рисунка, либо сам рисунок. Рамка слегка скрепляется с фанеркой гвоздями и укладывается горизонтально на стол. Для работы потребуются еще пинцет, которым укладывают камешки, и быстросохнущий клей для их фиксации.

Прежде чем приступить к набору, нужно, изучив рисунок, разобрать камни на отдельные группы, которые составят главные цветовые пятна композиции. Обычно для крупных деталей переднего плана подбирают более крупные элементы, а для мелких деталей и для заднего плана - мельче.

Цвета природных камней редко бывают абсолютно одинаковы с цветами картины. Пусть это обстоятельство не смущает: вовсе не следует добиваться буквального копирования, и если цветовые пропорции соблюдаются, а фактура поверхности камней походит на фактуру изображаемых предметов, то произведение должно быть удачным.

Выкладку набора начинают с основных и наиболее крупных деталей композиции. Элементы кладут лицевой стороной вверх, вначале без клея, чтобы их можно было менять и переставлять. Когда набор закончен, каждый камешек закрепляют на подложке каплей клея. Затем готовят эпоксидную смолу и через бумажный фунтик аккуратно заливают ее между всеми элементами и рамкой.

Слой должен составлять 2-3 миллиметра (рис. 2).

После затвердевания смолы раму с мозаикой переворачивают, вынимают фанерный вкладыш и укладывают лицевой поверхностью на мягкую подкладку. С обратной стороны очищают и удаляют насколько это возможно бумажную подложку. Очищенную поверхность обильно покрывают эпоксидной смолой, слоем прочной ткани (лучше стеклоткани) и снова смолой. На этом работу можно в основном считать законченной. Если поверхность камней недостаточно гладкая, то картина получается блеклой, лишенной цветовой сочности. Чтобы оживить цвет, достаточно покрыть камни бесцветным живописным или нитролаком. Отделка рамки зависит от характера композиции и от общей цветовой гаммы произведения.

Следующая ступень мастерства - мозаика с гладкой полированной поверхностью . Исполнить ее уже несколько сложнее. Камни здесь берутся нарезанные на пластинки (толщина их не имеет существенного значения), и пластинки эти должны быть хотя бы слегка пришлифованы.

Мозаику с гладкой поверхностью можно набирать несколькими способами. Мы рассмотрим один из них, наиболее приемлемый в любительских условиях. Начинается работа опять-таки с выбора рисунка. Затем следует нарезать требующиеся по цвету камни, и дело это лучше закончить сразу, чтобы в вашем распоряжении имелось достаточное количество разнообразного материала. Затем по размеру рисунка заготавливаются две одинаковые рамки. Высота их выбирается примерно в 1/10-1/15 от длины большей стороны и должна минимум вдвое превышать толщину каменных пластинок. К одной из рамок прибивается плоское дно, в получившийся ящичек на половину высоты ровным слоем насыпается песок. На поверхности песка и выкладывается мозаика. Для простоты копирования рисунка можно воспользоваться координатной сеткой. Координаты наносятся на рамку, нужное место отыскивается с помощью двух линеек или по натянутым нитям (рис. 3).

Приемы выкладки не отличаются от тех, что были описаны выше. Различия появляются лишь на заключительных стадиях. Чтобы получить ровную поверхность, все каменные пластинки приглаживаются трамбовкой (см. рис. 4). После этого следует операция, требующая большой аккуратности: узкой насадкой пылесоса, не касаясь поверхности, надо собрать все песчинки, оказавшиеся наверху, и отсосать песок в промежутках между пластинками так, чтобы его слой нигде не выступал вровень с ними. Затем на мозаику накладывают лист кальки, смазанный клеем, и трамбовочкой приглаживают его к пластинкам. Высохший лист с мозаикой укладывают лицом вниз, удаляют остатки песка, заключают во вторую рамку и заливают тонким (1 - 2 мм) слоем эпоксидной смолы.

После того, как первый слой затвердеет, наносится еще один, обеспечивающий мозаике жесткость и монолитность. Толщину этого слоя нужно довести до уровня края рамки. Лучше всего использовать для этой цели ту же смолу с добавлением наполнителя - 50% мелкой каменной крошки. Массу желательно укладывать в два приема с армирующей прокладкой из стеклоткани или тонкой проволочной сетки. По окончании работы лицевую сторону мозаики шлифуют и полируют.

В мастерских по обработке камня для этой цели используется специальный станок со шпинделем, свободно перемещающимся в горизонтальной плоскости. В любительских условиях, если мозаика велика для домашнего станка, ее обрабатывают вручную абразивными порошками. В качестве шлифующего инструмента можно использовать кусок камня с ровной плоской поверхностью, по твердости соответствующей материалу самой мозаики, или донышко стеклянной пробки диаметром 40-60 мм. В конце шлифовки каменный или стеклянный брусок можно заменить на деревянный.

Окончательно, до блеска полируют мозаику, как и другие изделия из камня, окисью хрома и водой. Делать это можно вручную куском фетра или с помощью низкооборотной дрели, оснащенной фетровым кругом.

Шлифовка и полировка камня - работа трудоемкая, требующая большой аккуратности и терпения. Однако зеркальной поверхности мозаики можно достичь минуя операции доводки и полировки. Достаточно лишь выровнять порошками средней зернистости, обезжирить и, обильно смазав эпоксидной смолой, прижать к чистой, без царапин поверхности оргстекла, просмотреть поверхность контакта и поглаживающими движениями выгнать воздушные пузырьки. После затвердевания смолы стекло удаляется, а на мозаике остается гладкий, зеркально блестящий слой. Остается лишь отделать рамку или, если она не нужна, разрезать и удалить ее. Правда, надо заметить, что такая «полировка» хороша только в тех случаях, когда мозаика не предназначена для обиходного употребления - для шкатулок, столешниц или других изделий - слой смолы непрочен и легко царапается. Чтобы изделия стойко, на века сохраняли свой блеск и сочность красок, нужно полировать сам камень.

Те несколько приемов, о которых здесь рассказано, наиболее просты и доступны. Они относятся к прямому методу, когда будущее произведение все время находится перед глазами и в процессе работы его легко совершенствовать. Освоив азы, увлекшись этим интересным видом прикладного искусства, художник, безусловно, выработает собственные приемы технологии. А добившись успеха, постигнув первые ступени мастерства, он сделает и следующие шаги - освоит приемы «обратной мозаики», обогащающие художественную палитру, и в дальнейшем, возможно, попробует свои силы и в трудном искусстве флорентийской мозаики .

А. Коробков, Ю. Рапопорт.

Мозаика из камня и гальки: мастер-класс.

Узорная мозаика из гальки считается самым простым вариантом декоративной мозаики из камня. В научной литературе и не только ее можно встретить под названием пелльской мозаики или мозаика Пеллы.

Небольшая справка: Пелле - столица древней Македонии, при раскопках которой были обнаружены очень хорошо сохранившиеся полы, украшенные узорами из разноцветных мелких камней. Те работы признаны шедеврами мозаичного искусства, настолько продумано в них сочетание цветов в очень сложном по замыслу рисунке.
Существует несколько способов создания мозаики из гальки и и тот, что предлагается ниже наиболее простой их них.
Сначала о материале для работы: подойдет любая галька величиною от крупной вишни до среднего куриного яйца. Не обязательно, чтобы она была гладкой и отшлифованной водой до овальной формы. Можно использовать и то, что далеко от идеала и даже более того, если подбирается материал для мощения дорожки или украшения стены, то лучше подбирать камни с выступами. Они гораздо прочнее закрепляются в цементном растворе.
Небольшая информация из учебника по мозаичным работам: мозаика из гальки - одна из немногих, что допускает "смешивание" материалов. Разрешается использовать небольшие кусочки отделочной плитки, осколки стекла, морские ракушки или их части интересной формы. Нет ограничений и в выборе камней. Отменено даже ранее существовавшее требование, обязывающее придавать их краям округлую форму. Современные затирочные пасты способны замаскировать любые "погрешности" формы.
Работу по изготовлению мозаики из камня можно условно разделить на два этапа: создание рисунка и заливка его скрепляющим раствором. Далее подробнее о первом этапе.

Еще в 20-ом веке рисунок мозаики из гальки создавался примерно так же, как это делали неизвестные мастера Древнего Мира и любые попытки внести небольшие поправки в технологию воспринималось как кощунство. Связано такое неприятие было в первую очередь со страхом, что со временем весь процесс ее изготовления удастся механизировать и мастера потеряют работу, а сама мозаика как вид декоративно-прикладного искусства обесценится. Честно говоря, такие попытки предпринимались и предпринимаются до сих пор, но камень как материал слишком разнообразен по форме и цвету и создавать сложные рисунки из него пока не под силам самым «умным» машинам, поэтому мозаичные работы из камня как украшение интерьеров, садов и зданий и по сегодняшний день создаются вручную.
Справедливости ради, стоит сказать, что небольшие изменения в технологии все же произошли, поэтому существует два способа создания рисунка мозаики из камня: традиционный на песке и современный на пластилине.

Огромным преимуществом современного способа изготовления мозаики признается то, что он дает возможность создавать рисунок на ее "лицевой стороне", только эта и стало причиной значительных перемен в технологии столь консервативного по средствам искусства. Отличаются способы только временной основой, на которой создается эскиз рисунка и по мнению не только мастеров замена песка пластилином заметно облегчила и саму работу над мозаикой. Судите сами:
1. При традиционном способе песок нужно заранее подготовить: удалить из него камешки, части засохших растений,комочки глины и просто случайно попавший в него мусор. Затем песок нужно промыть, чтобы окончательно удалить грязь. Лишь только после того, как вода над ним будет оставаться при перемешивании прозрачной, песок можно просушить. Такая требовательность к чистоте позволяет избежать прилипания песка к камням, что сильно сказывается на качестве мозаики. Пластилин же такой подготовки не требует, нужно только купить не тот для предлагается для детского творчества, а специальный скульптурный или для декоративных работ.

2. Песком нужно засыпать рамку-опалубку примерно на три четверти ее высоты и выровнять его дощечкой. Между рамкой и столом или любой другой рабочей поверхностью не должно быть щелей, иначе песок будет высыпаться и его поверхность перестанет быть ровной. По традиции опалубку прикрепляли к столу по периметру глиной, что позволяло избежать появления щелей, но сдвинуть ее до окончания работы над эскизом было невозможно. В современном способе все гораздо проще: нужно брусок пластилина раскатывают в пласт толщиной 2 - 4 см, к которому прикладывают опалубку и по ее оттиску на пластилине вырезают "временную площадку" для эскиза. Поддерживать ее опалубкой не придется.

Немного о подготовке камней или гальки для работы: обычно предварительная подготовка такого материала ограничивается только мытьем в теплой воде с мылом или чистящим средством с помощью жесткой щетки, которая способна удалить грязь из самых мелких трещин. В последнее время в продаже появились специальные растворы для очищения камня. Часть из них способна заставить камни сверкать от чистоты, но состоят они из настолько агрессивных веществ, что стоит десять раз подумать прежде, чем принести подобное в дом.

В разработке эскиза разницы между традиционным и современным способом изготовления мозаики нет. Он либо заранее рисуется на листе и используется как руководство по укладыванию камней, либо его просто нет, а есть только замысел, тогда колорит и композиция решаются сразу на материале.
Раньше камни старались вдавливать в песок так, чтобы наиболее плоская грань оказывалась сверху и очень много из них «уходило в брак» из-за своей овальной или округлой формы. По этой же причина не очень жаловали мастера и гальку, которая из-за своих отшлифованных морем форм плохо держалась в закрепляющем слое мозаики. Чуть позже камни научились разбивать на половинки, четвертинки и так далее. Это умение сильно изменило внешний вид мозаики и требования к материалу.

Дорожки из расколотой пополам гальки настолько понравились публике, что сегодня из нее и создается большинство мозаичных работ. Тех, кто желает создать самостоятельно нечто подобное, хочется сразу предостеречь от возможного разочарования: работать на быстро застывающем растворе могут очень немногие мастера, к которым такое умение пришло только после нескольких лет практики.

В рисунок камни укладывают либо максимально плотно друг к другу, либо с промежутками, которые затем заполняются скрепляющим раствором. Последний можно при желании подкрасить минеральными или органическими пигментами.
Если говорить об особенностях выбора рисунка для мозаики, то нужно помнить, что мозаичные изображения отличает четкость и не стоит с ее помощью пытаться говорить языком живописи, слишком уж различны они по технике.

Заливка рисунка закрепляющим составом.

Созданный из камня, кусочков плитки и гальки рисунок покрывают клеем и накрывают чуть большим по размерам лоскутом из прочной ткани или нетканого материала. Раньше мастера предпочитали на этом этапе использовать столярный клей, а сегодня все больше отдают предпочтение синтетическим, которые не нужно варить. В любом случае клею нужно дать время прочно приклеить к камням ткань, ведь роль временной основы на следующем этапе работы придется выполнять ей.

Немного об опалубке: ее сколачивают из толстых прямых досок или выгибают из полосок листового металла. Опалубка может быть треугольной, четырехугольной, круглой и овальной. Высота ее бортов зависит от величины камней и масштаба мозаики. Опалубки круглых, овальных и сложных форм принято при заливке скрепляющим раствором вставлять в прямоугольную опалубку, чтобы избежать деформации формы.

Убедившись, что ткань плотно приклеилась к рисунку, переворачивают всю заготовку пластилином вверх. Аккуратно снимают его и помещают ткань с мозаичным рисунком из камня внутрь опалубки.

Готовят закрепляющий раствор. Раньше в этой роли выступал обычно цемент, одну часть которого смешивали с двумя частями песка и разводили водой до густоты сметаны. Кто-то и сегодня придерживается этого состава, а кто-то предпочитает использовать специально созданные закрепляющие растворы.

В любом случае заливать их в опалубку нужно тонкими слоями, каждый из которых тщательно разровнять мастерком перед заливкой следующего. Очень важно, чтобы не было пустот.

Опалубку с мозаики, залитой цементным раствором снимают обычно через сутки. Если выбран клей для камня, то нужно уточнить время его окончательного затвердения дополнительно.

Остается только удалить ткань с мозаики и очистить ее поверхность от остатков клей.

Так создается мозаика из камня или гальки наиболее простым и доступным способом.

Про садовые дорожки из всевозможных материалов написано невероятное количество статей. Дорожки из бетонных листьев, спилов дерева, кирпича, или просто засеянные травой… Казалось бы уже сложно чем-то удивить. Однако сегодня попробуем выложить своими руками мозаичные тропинки из морской гальки. Это совсем несложно. А при должном терпении, ну и конечно наличии необходимого количества камней, могут получиться невероятные шедевры.

Необходимые материалы:

  • галька разного размера;
  • песок;
  • фанера (отрез пленки или брезента);
  • каменная крошка;
  • бетонная смесь;
  • вода;
  • деревянный или резиновый молоток;
  • уровень;
  • шланг;
  • жесткая щетка.

Для начала сортируем имеющуюся гальку по цветам и форме. При необходимости с них нужно смыть грязь и песок. Можно приступить к созданию дорожки без эскиза, полностью повинуясь своей фантазии. Но лучше все же будет иметь хотя бы предварительный набросок того, что в итоге должно получиться.

Для этого на листе фанеры (куске брезента или полиэтиленовой пленки), засыпанной 10 см слоем песка выкладывается предварительный рисунок из камней. Камни укладываются вертикально, плотно прилегая друг к другу и соприкасаясь в центре. Когда вы будете довольны рисунком, сфотографируйте его и запишите примерное количество и размер камней, чтобы затем воспроизвести его уже на дорожке.

Для того, чтобы будущая мозаика не собирала дождевую влагу, ее необходимо выкладывать на уровне чуть выше земли. На размеченной дорожке выкапывают область под мозаику глубиной до 20 см. Дно ямы засыпают каменной крошкой, слоем песка и бетонной смесью, слоем около 5 см. Смесь из лейки или шланга смачивают до рыхлого состояния (чтобы она перестала быть сыпучей). При создании 10 кв м мозаики израсходуется примерно 1 мешок бетонной смеси.

В случаях, когда выкладывается круговая мозаика, для разметки будущего рисунка удобно воспользоваться двумя гвоздями и веревкой.

Чтобы мозаика надежно была закреплена в земле, первые камни закапывают в бетонной смеси на 1/3. Позже, когда рисунок будет выложен полностью, сверху будет насыпан еще один слой смеси. Первый камень устанавливается в центре строго вертикально.

Вокруг него при помощи маленькой лопаты вырываются отверстия, в которых постепенно начинает выкладываться каменный рисунок.

Камни устанавливаются строго вертикально. При необходимости рисунок корректируется руками. Стыки между камнями должны быть прочными. Камни в самой середине должны соприкасаться друг с другом.

При выкладывании рисунка при помощи уровня следят за тем, чтобы камни находились на одной высоте. Для регулировки высоты пользуются резиновым молотком.

После того, как мозаика будет полностью выложена, ее окаймляют камнями, кирпичами или другим запланированным материалом, таким образом формируя окончательный вид дорожки. Пробелы между камнями заполняются остатками бетонной смеси. Мозаика смачиваются водой, накрывается брезентом на сутки. За это время бетон насытится влагой, но не высохнет.

На следующий день бетонная смесь забивается между камнями так, чтобы на поверхности осталось не больше 1/3 камней. Чем больший слой бетонной смеси будет уложен на мозаику, тем дольше она прослужит.

При помощи шланга смесь увлажняется до полного насыщения. Если она при этом дает сильную усадку, добавляется еще один слой бетонной смеси. После этого мозаику на час-полтора оставляют в покое, для того, чтобы смесь полностью пропиталась и успела чуть-чуть просохнуть.

Мозаику обкладывают пластиковым брезентом и оставляют в таком состоянии на пару дней. Полностью мозаика высохнет через пару недель, после чего можно не только любоваться своим произведением искусства, но и пользоваться им по прямому назначению.

Мозаика – это узор или изображение, выполненное из однородных или различных по материалу частиц. Название произошло от латинского выражения и дословно означает «посвященное музам». Удивительным картинам из мозаики более 3 тысяч лет, но они и сегодня пользуются большой популярностью. Мозаика обладает многими преимуществами в эксплуатации. Она служит прекрасным украшением для ванной комнаты, кухни, гостиной, бассейна, сада. С каждым днем все больше людей стремятся попробовать себя в этом интересном виде декоративно-прикладного искусства. Мозаика из гальки своими руками станет удивительным украшением любого интерьера – их можно выложить на стене, заборе, на бардюрах.

Своими руками мозаику из гальки может выполнить каждый, даже не владеющий навыками, просто нужно набраться терпения. С чего нужно начинать? Сначала готовим необходимый материал. Существует три вида гальки – речная, морская и озерная . Самая прочная – это морская галька, поэтому ее чаще всего используют в работе. На фото показано, как можно оформить дорожки на дачном участке.

Технология создания

Мозаика из натуральной гальки и камней – самая долговечная, прочная и дешевая.

Для работы вам понадобятся такие материалы: натуральная галька, речной песок, мешковина, стальная сетка, гвозди, цемент, доски, лак, молоток и ножовка, кисть, щетка, столярный клей.

Ход работы:

  1. Сначала готовим материалы для работы: запасаемся натуральной галькой и хорошо промываем ее с помощью щетки, сортируем по цвету. Речной песок нужно просушить, клей развести в воде.

  1. Составляем эскиз узора. Из досок делаем опалубку (около 10 см), к ней прибиваем дно из фанеры и засыпаем песком.

  1. Сверху плотно выложите камни, как на эскизе. На мешковину наносим канцелярский клей, отступая от края, стелим ее клеевой стороной на мозаику. Затем нужно хорошо разгладить рукой всю поверхность.
  2. После высыхания переворачиваем мешковину вверх камнями. Если камешки не все приклеились — исправить недоработку.
  3. Песок пересыпаем в ведро. В опалубку укладываем нашу мешковину с камнями. Готовим цементный раствор и половину его укладываем в опалубку. Стальную сетку кладем сверху на цемент. На сетку – остальной раствор. Для прочности несколько дней смачивайте цемент водой. После полного высыхания мозаики переверните ее, смочите и уберите мешковину. Для красоты мозаику покрываем лаком.

Оригинально и необычно будет смотреться пол в вашей ванной комнате из природной гальки. Этот материал долговечный, износостойкий, прочный и хорошо выдерживает влажность, поэтому идеально подойдет для работы.

Использовать можно обыкновенную природную гальку, так как вода уже отшлифовала поверхность гальки.

Что же необходимо для работы? Вам понадобится: морская галька, лак, клей шпатель, губка, кисточка.

Сначала нужно приготовить гальку и пол к работе. Пол грунтуем и выравниваем. Камешки промываем, очищаем от загрязнений и сортируем по форме, цвету и размеру. Теперь можно на пол выкладывать гальку. Как правильно произвести укладку камешков?

Шпателем наносим плиточный клей на небольшой участок пола и производим плотную укладку гальки. Заранее продумываем схему необходимого узора. Камешки нужно придавливать и слегка утапливать в клей. После окончания работы оставляем мозаику на несколько дней для высыхания клея. После высыхания клея, делаем затирку с помощью шпателя и сразу протираем всю поверхность мокрой губкой. Через несколько суток готовый пол промываем, просушиваем и вскрываем водостойким лаком. Работа выполнена!


Если у вас дома есть ненужная битая плитки, то аналогичным способом можно выложить пол из нее.

Для отделки ванной также прекрасно подойдет плитка из гальки. Можно приобрести готовую плитку из декоративной гальки, но если вы занимаетесь отделкой собственными руками, то для этого подойдет обычная морская или речная галька.