Переплетения тканей. Как выглядит и какими свойствами отличается ткань с сатиновым переплетением. Как производится полотняное переплетение

Ткацкие переплетения - различные способы взаимных переплетений нитей основы и утка́, использующиеся в ткацком производстве при изготовлении тканей на ткацких станках. Вид переплетения - одна из важнейших характеристик строения ткани, определяющая её внешний вид, физические, механические, технологические и другие свойства. Общепринято выделяют 4 класса переплетений: главные, мелкоузорчатые, сложные и крупноузорчатые .
К главным переплетениям относятся: полотняное, саржевое, атласное и сатиновое переплетения.



А) Б)


В) Г)

Полотняное переплетение – самый простой вид переплетения. В нем каждая нить основы переплетается с уточной через одну (см.рис.А).
Саржевое переплетение – вид переплетения, при котором на ткани четко прослеживаются характерные косые полоски, образующие рубчик. При обозначении саржевого переплетения используется дробь вида m/n, где m – количество нитей основы перекрываемое n нитями утка. На рис. Б представлено саржевое переплетение 3/1.
Сатиновое переплетение – вид переплетения, при котором 1 нить утка перекрывает 4 или более нетей основы. На рис. В представлено сатиновое переплетение 4/1.
Атласное переплетение – вид переплетения, при котором 1 нить основы перекрывает 4 и более нетей утка.
К мелкоузорчатым переплетениям относят производные от главных переплетений (полотняного, саржевого, атласного и сатинового) и комбинированные.
К производным от полотняных переплетений относятся репс и рогожка , к производным от саржевого – усиленная, ломанная, сложная, зигзагообразная и теневая саржа , к производным от атласного (сатинового) – усиленные и теневые атласы(сатины) .
Комбинированные переплетения образуется сочетанием главным и производных переплетений. Наиболее распространенным среди комбинированных является вафельное переплетение.
Вафельное переплетение – это переплетение, образуемое на основе ромбовидного переплетения, полученного на базе саржевого. Структура такого переплетения представлена на рис.Г. В результате вафельного переплетения на ткани получаются характерные прямоугольные ячейки, что делает ткань похожей на кондитерские вафли, откуда и пошло название данного вида переплетения.
К сложным переплетениям относится большое число различных типов переплетения, наибольшее распространение из которых получили двойные, двухлицевые, двухслойные, ворсовые и перевивочные.
Крупноузорчатые переплетения вырабатывают на ткацких станках с жаккардовой машиной. Они образуют на ткани крупные узоры разнообразных форм. Эти переплетения бывают простые, когда образуются из двух систем нитей сочетанием простых и мелкоузорчатых переплетений, и сложные, когда образуются из трех и более систем нитей. Такие переплетения используют при выработке мебельно-декоративных тканей, гобеленов и др.


Виды тканей, используемых при производстве домашнего текстиля

Бязь – это плотная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, изготавливаемая из пряжи №34 по основе и утку. Бязь традиционно используется для пошива постельного белья. Постельное белье из бязи отличается высокими качественными характеристиками, выдерживает большое количество стирок и долго радует глаз его обладателя. Также бязь используется при производстве гладильных досок, мебельном производстве, пошиве одежды и др.
Поплин – торговое название хлопчатобумажной ткани полотняного переплетения, изготавливаемой из пряжи №50 по основе и утку. Поплин более тонкая, гладкая и приятная на ощупь и внешний вид ткань по сравнению с бязью. При этом поплин обладает высокой прочностью и долго сохраняет красивый внешний вид. Поплин в сегодняшние дни широко используется при производстве постельного белья, пошиве одежды и т.п
Сатин – хлопчатобумажная ткань сатинового переплетения, изготавливаемая из пряжи №65 по основе и утку. Сатин отличается особой гладкостью и блеском, поэтому его иногда называют «хлопковым шелком». Сатин широкого используется для пошива постельного белья. Постельное белье из сатина относится к категории элитного.
Поликоттон – смесовая ткань из хлопчатобумажных и синтетических нитей. Содержание хлопка в поликоттоне как правило колеблется в пределах от 15 до 65 %. Поликоттон используется при пошиве постельного белья, одеял, подушек и т.п. Качество поликоттона зависит от соотношения хлопчатобумажных и синтетических нитей. При небольшой доли синтетических нитей поликоттон обладает достаточно высокими качественными характеристиками.
Полиэстер – это особый вид синтетической ткани, произведенной из полиэфирных волокон. В сегодняшние дни полиэстер широко используется в швейном производстве, в том числе при производстве постельного белья. Полиэстер – ткань близка по мягкости к хлопку, при этом он обладает высокой стойкостью к смятию, быстро сохнет после стирки. Основным преимуществом постельного белья из полиэстера является его стоимость. При этом существует ряд недостатков, среди которых низкие антистатические свойства, и низкая устойчивость к линьке.
Рогожка – хлопчатобумажная ткань, выполненная переплетением рогожка, которое представляет собой производное от полотняного переплетения, при котором две нити основы перекрывают две нити утка. Из особенности переплетения данную ткань часто называют двуниткой. Рогожка используется для пошива столовых наборов, салфеток, полотенец, сувенирной продукции т.п.
Вафельное полотно – хлопчатобумажная ткань вафельного переплетения, изготавливаемая из пряжи №34 по основе и №20 по утку. Вафельное полотно – это мягкая на ощупь ткань, обладающая высокими гигроскопическими свойствами, что обуславливает ее широкое применение при пошиве кухонных полотенец. Вафельное полотно применяют для пошива изделий, предназначенных для сферы HoReCa, учреждений образования и здравоохранения, также данная ткань используется в качестве обтирочного материала в промышленности.

Саржа – это не название ткани, а скорее технология ее изготовления. Разновидностей ее много — от тонкой с набивным рисунком до прочной технической.

Саржа известна давно, она шла на пошив одежды для золотоискателей и прочной удобной одежды ковбоев. Считается, что лучший материал ткали во французском городе Ним.

На нее обратил внимание американец Леви Страус. Он назвал ее просто: из Нима – по-французски De Nim. Так появились известные ныне всему миру джинсы.

Давайте подробнее разберемся, что же это такое — ткань саржа. Главная ее особенность – это диагональное переплетение нитей основы и утка . Именно такое плетение называется саржевым.

У него много разновидностей, и каждое из них придает качества, необходимые для того или иного ее применения.

Саржевая материя может быть хлопчатобумажной, льняной, синтетической шерстяной, шелковистой с набивным рисунком . Все ткани объединяет характерный рубчик, идущий по диагонали, еле заметный или хорошо ощутимый на ощупь. Чем рельефней диагональный рубчик, тем толще и прочнее материал.

Изготовление и ГОСТы

В обычных тканях переплетение утка и основы остается постоянным, в саржевых уток смещается относительно основы . Разный порядок смещения обусловливает ее качество и прочность. Чем больше смещение утка по отношению к основе, тем плотнее и крепче получится материал. Ткань с маленьким смещением утка получается тонкая с мелким рубчиком.

Величина смещения нитей утка определяется численным показателем, называемым раппопорт . Он выглядит в виде дроби, где числитель – это нити основы, а знаменатель – нити утка. Если числитель будет больше знаменателя, значит саржа основная, то есть лицевой стороной будут нити основы. Если числитель меньше знаменателя – лицевая сторона уточная.

Нити основы всегда прочные и плотные, нити утка – более рыхлые. Используются нити разной толщины, поэтому материя получается разная.

В предложениях производителей и продавцов можно часто встретить обозначение «ГОСТ», например «Саржа ГОСТ черная» . Это говорит о том, что при ее изготовлении производитель руководствовался именно ГОСТом, а не техническими условиями (ТУ). Государственный стандарт регламентирует качество, безопасность и строгое соблюдение технологии.

Разновидности и описание материала

Основные разновидности, в зависимости от типа плетения ткани саржа:

  • ломаное плетение , материал тонкий и легкий с рисунком мелкой елочки;
  • сложное плетение , диагональный рисунок разной ширины, ткань прочная и упругая;
  • усиленное плетение , износостойкая ткань с широкими диагоналями.

Разновидности плетения нитей саржевой ткани представлены на фото:

Кроме основных разновидностей саржа может быть теневой, криволинейной, обратной и зигзагообразной. Другая классификация:

  • Суровая . Материал из 100% хлопка, очень плотный.
  • Подкладочная . Изготавливается из вискозы или с ее добавлением, характеризуется высокой гигиеничностью по сравнению с синтетической.
  • Шелковая . Гладкая ткань, с небольшим блеском.
  • Отбеленная . Это суровая саржа, только окрашенная, отличается большей плотностью и упругостью.

Различается саржа и по типу окрашивания — гладкоокрашенная и набивная . Отличается следующими характеристиками:

  • Прочность;
  • износостойкость;
  • долговечность;
  • устойчивость к намоканию;
  • отличная терморегуляция;
  • простота ухода;
  • экологичность;
  • стойкость окраски.

Кроме того, она не вызывает аллергии, долго сохраняет товарный вид , не истирается при носке, хорошо пропускает воздух и не накапливает статическое электричество, не закатывается, не впитывает запахов и не линяет при стирке.

Устойчивость к линьке, а также экологическая чистота обеспечиваются использованием натуральных нитей и красителей , не содержащих вредных примесей. Стойкость окраски достигается путем сернистого крашения.

Достоинства и недостатки

Основным достоинством саржи является низкая цена и универсальность . Хорошо окрашенная саржа не выгорает, поэтому ее используют в качестве обивочного материала. Прочность и упругость делают ее незаменимой в пошиве одежды и обуви. Способность принимать различные пропитки делает материал неуязвимым для химических и масляных загрязнений, а также непромокаемым.

Недостатков материал не имеет.

Применение при пошиве спецодежды

Саржа используется практически во всех сферах – бытовых и производственных . Хлопчатобумажная идет главным образом на изготовление спецодежды:

  • фирменной ;
  • рабочих костюмов для химических производств;
  • и кухонных рабочих.

Для спецодежды важно такое качество, как терморегуляция . Это означает, что в прохладное время в ней не холодно, а в теплое не жарко. Имеет значение для тех, работает на улице, а также в жарких помещениях. Образецы спецодежды из ткани саржа представлены на фото:

Для военной формы, кроме терморегуляции важна хорошая аэрация материала . Материал хорошо впитывает пот, который быстро испаряется с ее поверхности. Кожа дышит под тканью любой плотности.

Использование в других сферах

Хорошо окрашенная саржа со временем не выгорает . В сочетании с высокой устойчивостью к истиранию она идеально подходит для обивки мебели и пошива штор.

Суровую — используют для пошива мешков и . Самую грубую ткань применяют для изготовления крепежных ремней и шлифовальной шкурки. Отбеленную применяют в обувном производстве.

При добавлении к хлопчатобумажной сарже эластана получается прекрасная ткань для женских платьев и блузок , хорошо держащих форму. Подкладочная — идет на пошив подкладок к одежде и головным уборам. Она долго не теряет форму, не рвется и поэтому продлевает срок носки одежды.

Тонкую шелковую ткань используют для изготовления нижнего и постельного белья . Материал из шерсти идет на пошив костюмов, юбок, пальто и жакетов.

Саржа пользуется большой популярностью у известных модельеров и прочно удерживает место на подиумах всего мира.

Саржевые ткани хорошо стираются, но для каждой их них нужно соблюдать определенный режим:

  • Деликатный режим необходим для изделий из ткани, имеющей в составе шерсть, шелк, и синтетику, температура не выше 40 градусов;
  • Длительная стирка при высокой температуре (но не выше 60 градусов) подойдет для спецодежды из хлопка;
  • Медицинские костюмы из тонкой хб саржи выдерживают высокую температуру, но не очень интенсивный режим.

Материал не мнется, и глажка для него не обязательна. Если одежда из тонкой шелковой или вискозной ткани все же нуждается в проглаживании, делать это на режиме «шелк». Для хлопковых и льняных допустима температура глажения 80 градусов.

Для саржевых материалов допускаются любые виды чистки . Жировые загрязнения на подкладке меховой шапки можно удалить тампоном, смоченным спиртом.

Не рекомендуется применение отбеливателей и хлорсодержащих жидкостей . Нельзя использовать стиральные порошки с содержанием отбеливающих гранул. Но можно обрабатывать противомикробными и обеззараживающими препаратами. Возможность стирки при высокой температуре обусловлена саржевым плетением – изделие не даст усадки.

Учитывая, что саржевая ткань очень разнообразна по составу, необходимо изучить ярлык на изделии , чтобы точно установить способы ухода за ним. При правильном уходе саржа прослужит долго.

Параметры от производителя и средние цены

На ценниках указываются параметры в виде аббревиатуры ВО и МВО . ВО означает водоотталкивающая, МВО – масловодооткалкивающая. Показатель прочности выражается в цифрах от 220 до 360 гр/кв.м. Чем больше цифра, тем выше прочность.

Соотношение цена-качество выше всяких похвал. При высоком качестве ткань имеет очень низкую цену. В среднем по ее типам картина следующая (оптовые цены 2016 года):

Сегодня на рынке есть много предложений от китайских производителей, которые снижают цену. Но и качество такой продукции оставляет желать лучшего. Приобретая саржу отечественного производства даже по несколько более высокой цене, потребитель все равно остается в выигрыше .

Саржа, благодаря уникальной технологии и универсальности, прочно удерживает первенство среди других новейших материалов, применяемых для изготовления спецодежды. Кроме того, она красива и пользуется большой популярностью у модниц.

КГУ «Общеобразовательная школа №12 г. Шахтинска»

Учитель технологии и изоискусства 1 категории Султангареева Л.М.

Технология, 5 класс ГОСО 2012, Материаловедение

Занятие № 10 Дата: ________ Длительность: 1 час

Раздел: Знакомство с тканями. Технология обработки ткани.

Тема : Выполнение макета полотняного переплетения ( практика )

Цель:

создать условия для формирования знаний учениц об основах текстильного материаловедения;

Задачи:

содействовать формированию знаний о строении ткани - переплетениях нитей, а так же закреплению знаний о текстильных волокнах, их классификации; свойствах натуральных волокон растительного происхождения;

способствовать формированию практических навыков выполнения макета полотняного переплетения;

способствовать развитию внимания учащихся, умения анализировать и систематизировать информацию; а так же выработке навыков культуры труда;

содействовать воспитанию интереса к учебному предмету, культуры поведения (норм трудовой этики) в учебной мастерской.

Тип урока : комбинированный – урок повторения пройденного материала, приобретения новых знаний, получение практических навыков и закрепление изученного материала на практической работе.

Наглядность и оборудование:

- Наглядные пособия : учебные коллекции ««Текстильные волокна», «Хлопок», «Лён», образцы хлопчатобумажных и льняных тканей (с кромками);

Макет ткацкого станка ; макет создания ткани;

Образцы ткацких переплетений;

Книги по теме: «Материаловедение»: «Как рубашка в поле выросла»;

Инструкционные карты «Выполнение макета полотняного переплетения »;

Компьютер;

Слайдовая презентация (Презентация Power Point ) «Ткацкие переплетения».

Схема полотняного переплетения и переплетения нитей.

Содержание темы :

Профессии прядильщика и ткача.

Процесс создания ткани;

Основные термины: «Материаловедение », «ткань», « текстильные волокна», «натуральные волокна растительного происхождения»; «нити основы и утка»; «лицевая, изнаночная стороны ткани»;

Направления нитей основы и утка;

- полотняное переплетение ткани.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

    Организационный момент.

а) приветствие;

б) выявление отсутствующих учащихся;

в) организация внимания учащихся; проверка готовности к занятию.

Обратить внимание на доску, на которой размещена «Выставка тканей».

    Вводная часть занятия.

    Сообщение темы занятия . Постановка учебных целей занятия.

Мы продолжаем изучение нового очень важного раздела программы. Как он называется?

    Повторение. Актуализация знаний учащихся. Беседа.

Какой материал используют для изготовления швейных изделий?

Подведение итогов. Анализ уровня знаний учениц.

III . Основная часть занятия

    Вводный инструктаж

Рассказ учителя « Материаловедение. Переплетение нитей» (с использованием учебных таблиц и материалов слайдовой презентации Power Point ).

Ткань образуется в результате переплетения нитей: - нитей о с н о в ы (долевых) - и нитей у т к а ( поперечных ). Это положение нитей в ткани Нити основы – прочные, длинные, тонкие, при растяжении не меняют своей длины. Нити утка менее прочные, более толстые, короткие. При растяжении увеличивают свою длину.
Кромка проходит по краям вдоль ткани и предохраняет ткань от осыпания. Ширина ткани – расстояние от кромки до кромки. Самое простое переплетение нитей – полотняное , в котором нити переплетаются через одну.

Оно применяется для выработки хлопчатобумажных и льняных тканей.

    Подготовка к выполнению практической работы.

а) работа с учебным материалом (инструкционные карты «Выполнение макета полотняного переплетения»)

б) закрепление этапов работы;

в) повторение правил безопасной работы ножницами;

г) демонстрация учителем образца и приемов выполнения учебного задания.

    Практическая работа учащихся «Выполнение макета полотняного переплетения »:

Деятельность учителя:

Целевой обход рабочих мест по выявлению ОРМ и соблюдению ТБ при работе с ножницами;

Текущий инструктаж по технологии выполнения учебного задания;

- анализ выполнения учебного задания.

    Заключительная часть занятия.

    Подведение итогов занятия.

Закрепление. Упражнение: « Продолжите предложение»

Для пошива одежды и белья в быту мы применяем материал -…

Рефлексия: беседа.

Удалось ли вам выполнить макет?

Что будете переделывать дома? Почему?

Что интересного вы узнали на занятии? Какие новые термины вы узнали сегодня?

Как эти знания пригодятся вам в жизни?

    Анализ участия учащихся в ходе урока. Выставление оценок за работу на уроке.

    Выдача домашнего задания. Найти и принести кусочки различных тканей (поискать с мамой и бабушкой и выяснить их название и происхождение).

Инструкционная карта

Практическая работа

«Выполнение из бумаги макета полотняного переплетения»


Материалы и инструменты: бумага, ножницы, линейка, образцы тканей, клей.
    Вырежь из бумаги два квадрата 10х10 см
    Разметь два квадрата через 1 см
    На одном из квадратов проведи дополнительно линию,отступив от края 1 см. Разрежь квадрат на полоски до намеченной линии.
    Второй квадрат разрежь по намеченным линиям на отдельные полоски.
    Выполни переплетение полосок через одну, как показано на рисунке, и подклей концы полосок.

Ткань — это текстильное изделие, изготовленное взаимным переплетением продольных (основы) и поперечных (утка) нитей в процессе ткачества. Сначала подготавливают нити основы и утка. Ткань вырабатывается на ткацком станке.

Потребительские свойства тканей зависят не только от сырьевого состава, но и от переплетения.

Переплетение — это порядок взаимного перекрытия нитей основы нитями утка.

Графическое изображение простых переплетений

Переплетение уточных нитей с основными

Места перекрещивания основы с утком называют перекрытием. На свойства ткани влияют длина и сдвиг перекрытия. В каждом ряду основные и уточные перекрытия расположены таким образом, что через какое-то число нитей порядок их расположения повторяется. Такой повторяющийся рисунок переплетения называется раппортом переплетения.

Переплетения подразделяют на четыре класса: простые (главные), мелкоузорчатые, крупноузорчатые (жаккардовые) и сложные.

Простые (главные) — это переплетения полотняное, саржевое, атласное (сатиновое). Полотняное переплетение — самое простое и распространенное, при котором лицевая сторона и изнанка ткани получаются одинаковыми. Полотняным переплетением вырабатывают бельевые, платьевые и другие ткани.

Саржевое переплетение характеризуется наличием на ткани диагоналевых полос, идущих снизу вверх направо. Ткань саржевого переплетения более плотная и растяжимая. Применяют такое переплетение при выработке платьевых, костюмных и подкладочных тканей.

Атласное (сатиновое) переплетение придает тканям гладкую блестящую поверхность, стойкую к истиранию. Лицевой застил может быть образован нитями основы (атласное) или утка (сатиновое переплетение).

Мелкоузорчатые переплетения — самые разнообразные и построены путем видоизменения простых переплетений (репсы, рогожки, ломаная саржа, диагоналевое и др.) или комбинации элементов простых или видоизмененных.

Крупноузорчатые переплетения (жаккардовые) характеризуются большими раппортами и многообразием ткацких рисунков, влияют в основном на эстетические свойства тканей. Такими переплетениями вырабатывают мебельно-декоративные, платьевые ткани и др.

Сложные переплетения характеризуются наличием трех или четырех систем нитей, например, двух систем нитей основы и одной или двух — утка (в первом случае — это ткани полутора, но втором — двухслойного переплетения). Так вырабатывают драпы, ворсовые ткани.

Ткань получают на ткацких станках в результате переплетения продольных нитей основы и поперечных нитей утка. Ткацкие переплетения, определяющие порядок взаимного расположения нитей основы и утка, подразделяются на че-тыре класса: простые, сложные, мелкоузорчатые и крупно-узорчатые (жаккардовые).

Простые переплетения отличаются гладкой поверхностью без узоров.

Полотняное переплетение имеет одинаковый рисунок на лицевой и изнаночной стороне.

Главные ткацкие переплетения:

1 — полотняное; 2 — саржевое; 3 — сатиновое; 4 — атласное

Ткани отличаются повышенной плотностью, жесткостью и прочностью.

Саржевое переплетение имеет на лицевой поверхности рельефные рубчики, направленные снизу слева вверх на-право под углом, величина которого зависит от соотношения количества нитей по основе и утку. Ткани саржевого переплетения по прочности уступают тканям полотняно-го переплетения, но превосходят их по мягкости.

Атласные переплетения получают путем перекрытия одной нитью основы четырех нитей утка (атласное) и наоборот (сатиновое). В атласном переплетении на лицевой поверхности преобладают нити основы, а в сатиновом — нити утка. Ткани имеют гладкую блестящую поверхность и высокую стойкость к истиранию.

Мелкоузорчатые переплетения отличаются наличием мелкого рельефного рисунка на лицевой поверхности ткани (рис.).

Мелкоузорчатые ткацкие переплетения: 1 — рогожка; 2 — ломаная саржа

Подразделяются на производные от простых переплетений (репс, рогожка, ломаная саржа, диагоналевое и др.) и комбинированные, получаемые сочетанием простых переплетений (креповые, вафельные и т. д.).

Репс и рогожка являются производными от полотняного переплетения. В репсе переплетаются две нити основы и одна нить утка или наоборот. Рогожка получается в результате переплетения одинакового количества (две и более) нитей основы и утка. Производные от саржи получают путем изменения длины перекрытий (сложная саржа), направления саржевых полосок (ломаная и обратная саржа), сдвига перекрытий — диагоналевое переплетение, отличающееся тем, что угол наклона диагоналевых полос к линии утка больше, чем в сарже.

Креповые переплетения создают зернистую, шероховатую поверхность ткани. Вафельные переплетения в виде рельефных квадратов и других фигур повышают мягкость, рыхлость и водопоглощение ткани. Применяют для выработки столовых полотенец. Просвечивающиеся имеют просветы различных размеров, что повышает их проницаемость и позволяет использовать для получения летних тканей.

Сложные переплетения получают из трех и более систем нитей: две нити основы и две нити утка, две нити основы и три нити утка и наоборот. Наиболее распространенными являются полутора- и двухслойные ворсовые и ажурные переплетения.

Полутораслойные получают из трех систем нитей: одна нить основы и две нити утка и наоборот, двухслойные — из четырех, иногда из пяти, систем нитей. Ткани отличаются повышенной толщиной, плотностью и теплозащитностью. Ткацкий рисунок на лицевой и изнаночной стороне может быть одинаковым и различным. Применяют для получения драпов и других тканей для пошива зимней и демисезонной одежды.

Ворсовые переплетения состоят из трех систем нитей и применяют для получения на поверхности ткани ворсового разрезного или петельного покрова. С разрезным ворсом вы-рабатывают бархат, плюш, искусственный мех и вельвет, отличающиеся высокими показателями износоустойчивости и эстетических свойств. С петельным ворсом получают мах-ровые ткани и изделия из них: полотенца, халаты, простыни и т. п., хорошо впитывающие влагу.

Ажурные переплетения отличаются большим количе-ством сквозных пор и применяются для изготовления легкой одежды.

Крупноузорчатые (жаккардовые) переплетения создают на базе простых, сложных и мелкоузорчатых переплетений.

Крупноузорчатые (жаккардовые) переплетения

Атласное переплетение — характеризуется разницей в длине перекрытия основы и утка, лицевой застил образован нитями основы (до четырех и более). Лицевая сторона тканей приобретает гладкость и повышенный блеск.

Ворсовое переплетение — применяется для выработки тканей с разрезным или петельным ворсом, для чего в структуру вводится третья нить — ворсовая основа или уток. Вырабатывают бархат, вельвет, плюш.

Двухслойные переплетения — состоят из четырех, (иногда пяти) систем, в которых две основы располагаются одна над другой, переплетаются утком и связываются между собой одним из утков. Они могут быть одно лицевые (с одинаковыми лицом и изнанкой) и двухлицевые (различным лицом и изнанкой).

Диагоналевое переплетение — образует на поверхности ткани выпуклые рельефные полосы, расположенные наклонно к нитям основы. Угол наклона этих полос обычно меньше или больше (в зависимости от плотности нитей по основе и утку) угла наклона саржевых полос в тканях саржевого переплетения. Применяют для выработки толстых, тяжелых тканей.

Длина перекрытия — характеризует величину одновременного перекрытия нитей, обозначается количеством перекрываемых нитей.

Крупноузорчатые (жаккардовые) переплетения — выполняются на ткацких станках с прибором Жаккарда, дающим возможность перекрытия нитей основы с утком в любом сочетании, вследствие чего обеспечивается возможность получения крупных ткацких узоров (геометрических узоров, цветочных орнаментов и др.).

Ломаная саржа — производное саржевого переплетения, строится на базе простой, усиленной или сложной саржи с изменением направления диагоналей через произвольное число нитей. Ткани с переплетением ломаной саржи имеют на поверхности рисунок в виде “елочки”.

Мелкоузорчатые переплетения — представляют собой производные от главных (полотняное, саржевое, атласное) или их комбинации, в результате создают на ткани мелкий ткацкий рисунок: рубчики, клетку и др.

Многослойные переплетения — состоят из более четырех систем. Применяются для выработки технических тканей.

Перевивочное переплетение — получают из двух основ — коренной и перевивочной. В процессе ткачества нити перевивочной основы при помощи специального приспособления пересекают соседние нити коренной основы и обвивают друг друга.

Переплетение — порядок взаимного расположения нитей в тканях, трикотаже, гардинно-тюлевых изделиях, определяющий их структуру, внешний вид и свойства.

Петельное (махровое) переплетение — характеризуется наличием на поверхности ткани петель (иногда их разрезают). Таким переплетением вырабатывают ткани для халатов, полотенец.

Пикейное переплетение — разновидность двухслойных переплетений, на лицевой поверхности которого образуется ткацкий рисунок в виде продольных и поперечных рубчиков, выпуклых клеток, ромбиков и т. д. Используют для выработки сорочек, детской одежды, воротников.

Полотняное переплетение — переплетение, при котором нити основы и утка поочередно покрывают друг друга по типу шахматной доски, что обеспечивает наиболее жесткую по структуре связь текстильных нитей основы и утка и увеличение прочности на разрыв.

Полутораслойные переплетения — состоят из трех систем нитей, в которой две нити основы переплетаются с нитью утка или одна основа — с двумя утками.

Раппорт переплетения — законченная часть рисунка переплетения ткани, при повторении которой получается непрерывный рисунок.

Репсовое переплетение — получается при удлинении перекрытий полотняного переплетения в направлении основы или утка. При удлинении перекрытий в направлении основы получают основный (поперечный) репс. При этом нити основы изгибаются, а нити утка почти прямолинейны, в результате на поверхности ткани образуются поперечные рубчики. При удлинении перекрытий в направлении утка получают уточный (продольный) репс, т. е. на поверхности ткани получаются продольные рубчики. Лицевая и изнаночная стороны тканей репсового переплетения одинаковы.

Рисунок переплетения — графическое изображение переплетения нитей в ткани, которое выполняется на клетчатой бумаге в прямоугольной системе координат. Основные перекрытия на рисунке обозначают закрашенными клетками, уточные — незакрашенными.

Рогожка или шашечное переплетение — характеризуется тем, что вместо одной нити основы располагаются две или три рядом лежащие нити, выступающие в переплетении за одну нить. Поверхность ткани оказывается покрытой более или менее крупными квадратиками, величина которых определяется числом нитей, образующих рисунок.

Саржевое переплетение — характеризуется тем, что основные и уточные переплетения располагаются со сдвигом в одну сторону на одну нить. В результате на ткани образуются косые (саржевые) полосы, идущие под некоторым углом снизу вверх. Направление сдвига перекрытий может быть слева направо и справа налево.

Сатиновое переплетение — в отличие от атласного имеет на лицевой стороне ткани застил из нитей утка.

Сдвиг переплетения — характеризует величину смещения (сдвига) каждого последующего перекрытия по отношению к перекрытию предшествующей нити. Обозначают цифрами (1, 2, З и т. д.), которые показывают, на сколько нитей смещается последующее перекрытие относительно предыдущего.

Сложная саржа — характеризуется комбинацией переплетений простой и усиленной саржи. В рисунке ее переплетения имеются рубчики разной ширины.

Сложные переплетения — характеризуются тем, что в образовании ткани участвуют две или более нитей основ или утка, т. е. вводятся лицевые, подкладочные, ворсовые нити и т. д. К сложным переплетениям относятся полутора- и двухслойные, многослойные, ворсовые, и перевивочные. Ткани таких переплетений имеют большую толщину, значительную поверхностную плотность.

Ткацкий рисунок — рисунок, который получается на поверхности ткани в результате переплетения нитей на ткацком станке.

Усиленная саржа — характеризуется увеличением длины перекрытий, числа нитей в раппорте (отсутствуют одиночные), саржевые полосы шире, рисунок переплетения четче.

Время чтения: 5 минут

Атласное (сатиновое) переплетение - еще один вид простых ткацких переплетений (наряду с полотняным и саржевым). Главным отличием от других переплетений является наличие длинных перекрытий нитей, за счет чего лицевая сторона ткани получается гладкой и блестящей. «Атласный» происходит от арабского aṭlas - «гладкий».

Особенности

Нити основы, идущие параллельно друг другу вдоль полотна, через значительный интервал попадают под нитку утка (она идет перпендикулярно основе), то есть, преобладают. Обычно в атласном переплетении четыре и более основных нити перекрывают одну уточную. За счет этого плотность укладки нитей становится высокой, а лицевая сторона получается гладкой, блестящей и скользящей, и, следовательно, повышается износостойкость и долговечность изделия из такой ткани.

Часто атлас путают с сатином, а все потому что тип переплетения у сатина такой же, с той разницей, что на лицевой поверхности преобладают уточные нити над основными.

Сырьем для атласных тканей является шелк и полушелк, для производства сатина обычно используют крученый хлопок или синтетические волокна. Чем больше крутка у хлопчатобумажных нитей, тем больше ткань блестит.

История производства

Первые атласные ткани появились в Китае более двух тысяч лет назад. Производились они из шелкового сырья, технология сохранялась в секрете в течение многих столетий. Популярность материала росла, она распространилась по всей Южной Азии, затем в Древнюю Грецию. В средние века атлас стал известным в Европе.

Так как сырье (натуральный шелк) был очень дорогим, из атласа шили дорогую одежду для императоров, священнослужителей и монархов. Лишь ближе к середине XX века, когда появилось синтетическое волокно, он стал доступен всем. Сейчас из атласа шьют женские вечерние наряды, блузки, платья, домашний текстиль.

Шелковый сатин начали ткать также в Китае, в XII веке. А в 1890 году был запатентован материал сатинового переплетения из хлопчатобумажного волокна. Хлопок сначала подвергают процессу мерсеризации: по очереди опускают в раствор щелочи и кислоты. От этого он становится более прочным и блестящим, а дополнительный атласный блеск хлопковому сатину придает крутка нитей: чем плотнее они скручены, тем сильнее будет блестеть материал и тем больше он будет весить. Применяется преимущественно для производства постельного белья, домашнего текстиля и летней одежды.

Свойства

Ткани, выработанные таким образом, обладают массой достоинств:

  • прочность и долговечность. При правильном уходе достаточно износостойкие и долго не теряют первоначальный внешний вид;
  • гигроскопичность (натуральные разновидности);
  • воздухопроницаемость. Позволяют коже дышать;
  • мягкость. Очень приятны к телу, не вызывают раздражений, поэтому часто используются в качестве подкладки;
  • непрозрачность. Даже самый тонкий атлас и сатин мало пропускают свет, поэтому они широко используются для пошива штор;
  • имеют способность драпироваться. Образуют красивые складки, мягко струятся и переливаются, отражая свет;
  • не электризуются. Натуральный шелк и хлопок не накапливают статическое электричество;
  • не дают усадку после стирки.

Также к шелку и хлопку может добавляться некоторый процент эластичных нитей (эластан, лайкра, спандекс), которые придают материалу растяжимость. Процент эластана может составлять от 1 до 30. Обычно его добавляют и в уток, и в основу, тогда получается полотно, тянущееся в длину и в ширину (би-стрейч). Если же эластан добавлен только в основу или в уток, то полотно будет тянуться либо вдоль, либо поперек (моно-стрейч).

Разновидности

Атласное полотно может быть гладким и с узором. К гладким видам относятся:

  • креп-сатин. Мягкая двусторонняя ткань. При производстве используют гладкие основные нити и крученые уточные;
  • дюшес. Очень плотный и жесткий материал с мерцающим блеском. Используется для пошива свадебных нарядов;
  • обувной атлас. Используется для изготовления нарядной женской обуви.

Для многих материалов гладкий атлас служит фоном. Дополняется он узором различных способов нанесения:

  • жаккард - рисунок получается при помощи цветных нитей или других способов ткацкого переплетения;
  • печать - рисунок наносят печатными валами;
  • тиснение - узор выдавливается термовалом;
  • вышивка - рисунок вышивают на готовой атласной ткани.

По видам узоров различают следующие виды атласов:

  • Хан-атлас, Маргиланский шелк или Ханский шелк изготавливают из нитей натурального шелка разного цвета. Получаются плавные мерцающие переходы. Используется такой материал для пошива национальных костюмов в восточных странах. Одно из названий происходит от города в Узбекистане - Маргилан - один из древних центров производства шелка.
  • Помпадур - с золотистой или серебристой вышивкой, обычно темных оттенков, напоминает парчу. Назван в честь фаворитки Людовика XV.
  • Ментенон - с цветами, вышитыми на темном или светлом фоне, назван в честь фаворитки Людовика XIV.
  • Трианон - атлас с контрастным растительным орнаментом в виде крупных листьев, гроздей, букетов. Назван в честь дворцов, расположенных на территории французской деревни Трианон.


Сатины также можно разделить на виды:

  • шелк-сатин - плотный материал, особенностью которого является наличие двух сторон: изнаночная хлопковая, а лицевая - шелковая;
  • мако-сатин - 100 % хлопчатобумажная ткань без добавления иных волокон. Производится из тонких нитей с обязательным соотношением поперечных и продольных нитей - 31 к 50;
  • жаккард-сатин - ткань с рисунком с лицевой и изнаночной стороны. Рисунок получается именно благодаря ткацкому переплетению. Разновидностью является страйп-сатин с рисунком в виде полос;
  • купонный сатин - материал с нанесенным рисунком определенного размера под конкретное изделие. Например, постельное белье: пододеяльники и наволочки имеют завершенные композиции, а не просто повторяющийся узор.

Особенности ухода

  • Рекомендуется ручная стирка с помощью средств для деликатных тканей.
  • Можно предварительно замочить изделия на 5 минут.
  • Нельзя сильно выкручивать и тереть.
  • Стирка должна производиться отдельно от изделий из грубой ткани.
  • При полоскании в воду можно добавить ложку столового уксуса, это поможет освежить цвет.
  • Гладить нужно с изнаночной стороны на режиме, который соответствует составу сырья.

Ткани атласного переплетения всегда смотрятся нарядно и дорого и имеют много положительных свойств. Из множества типов, различающихся по составу волокон и расцветке, вы всегда сможете выбрать ткань, подходящую именно вам.