«Учителя хотят, чтобы нормы, регулирующие их отношения с родителями, охватили и заботу о детях, и поддержали их учебную программу. В тоже время большинство учителей не хотят, чтобы родители вмешивались в их классную работу. Вообще, учителя склонны сохранять расстояние между собой и родителями» (американский педагог Ричард Арендс)
Причины нежелания встречаться учителей и родителей внутренняя враждебность и агрессивность участников сложность первого контакта настороженность, скованность при следующих встречах разобщённость между учителем и родителями различная информированность о ребёнке амбициозность и авторитарность
Общение конструктивно, когда: учитель не допускает оскорбления родительских чувств необоснованной оценкой способностей, успеваемости и поведения детей учитель вникает в проблемы родителей, проявляет эмпатию по отношению к их детям учитывает реальные проблемы, которые имеют место в семье и проявляются в школе не "оценивает" родителя, не общается директивным тоном, не прерывает в беседе учитель и родитель не обвиняют друг друга, а находят разные выходы из сложившейся ситуации
Эффективное взаимодействие это умелое отстаивание своей позиции при корректном, спокойном и доброжелательном отношении к оппоненту способствует взаимопониманию преодоление эмоционального и внутреннего барьера для открытой беседы приобретение навыков понимания ситуации информация воспринимается и принимается адекватно стимулирует собеседников к действиям для достижения поставленных целей
Говорят, что у каждого родителя – своя правда… Но ведь это неправда! Просто каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив, А мы по роду профессии к этому причастны. А правда у нас – общая, и правда наша – хорошая, Она в том, чтобы смеялись, росли И развивались дети, И чтобы были за них спокойны Все родители на свете. Это очень просто. Это очень здорово! Нужно только смотреть нам Не столько друг на друга, Сколько в одну сторону!
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопросов обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда приносит позитивные результаты.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТА
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопросов обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда приносит позитивные результаты.
В нашей школе функционирует 3 группы интерната, где проживает 32 воспитанника. Все дети с ограниченными возможностями здоровья. Из них 4 из социально неблагополучных семей.
Современный воспитатель должен хорошо представлять себе эти особенности семьи, а также и то, что именно семье принадлежит основная роль в формировании личности ребенка. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, на его характер, поведение, здоровье.
Учитывая все эти факторы, воспитатели тщательно выбирают направления и формы работы с родителями. Ведь становление личности во многом зависит от окружающей его социальной среды. Взаимодействие педагогов с родителями учащегося как раз и направлено на создание такой воспитательной среды.
Установлению партнерских отношений педагогов с семьей каждого обучающегося, созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителей способствует программа «Школа, дом, семья», которая позволяет скоординировать усилия классных руководителей, учителей, социального педагога, школьной медсестры в работе с родителями.
Цель: максимальное сближение интересов родителей и классных руководителей по творческому саморазвитию и самореализации личности учащихся и создание единого воспитательного пространства.
Задачи:
1) систематически и разносторонне знакомить родителей, как с основами теоретических знаний, так и с практической работой с учениками;
2) привлекать родителей к активному участию к налаживанию интересной содержательной жизни детей в школе и дома;
3) оказать психолого-педагогическую помощь семье в воспитании и обучении учащегося;
4) формировать активную педагогическую позицию родителей, привлекать их к активному включению в учебный процесс, во внеурочную деятельность;
5) обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания.
Формы работы:
-
Родительский лекторий
Нетрадиционные родительские собрания
Презентации семей, опыта родительского воспитания
Диспуты, вечера вопросов и ответов
День открытых дверей
Праздники
Конкурсы, соревнования
Экскурсии
Выпуск газет
Выставка работ детского и родительского творчества
Помощь в ремонте и оформлении интернатных групп
Благоустройство и озеленение группы, школьной территории.
1. Изучение семей воспитанников
2. Работа с родителями
Действия | Предполагаемый результат |
Создание условий для участия семей в воспитательном процессе интерната
:
9. Поздравление Ветеранов с праздниками 10. Оформление летописей и фотоальбомов групп интерната вместе с родителями, создание «Портфолио» воспитанников. Педагогическое и психилогическое просвещение родителей: Родительский всеобуч Открытые занятия для родителей Индивидуальная работа с родителями | Вовлечение родителей в воспитательный процесс |
3. Работа с семьями
Действия | Предполагаемый результат |
Работа воспитателя с семьями «Группы риска»:
Работа с семьями опекаемых детей:
| Оказание помощи проблемным семьям, снижение правонарушений среди учеников, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей. Профилактика правонарушений и вредных привычек, предупреждение ДТП Составление банка данных, своевременная помощь семьям в различных ситуациях Составление банка данных. Оказание своевременной помощи особо нуждающимся детям из многодетных семей |
"Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"
Подготовила: Ашурбекова Л.Н- воспитатель МКДОУ детский сад №7 комбинированного вида г.Россоши
Цель:
- Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждений.
- Проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности воспитателя.
- Тренировка профессионально-педагогических особенностей внимания, наблюдательности, воображения.
http://aida.ucoz.ru
I. Психологическая настройка на работу. Сплочение группы
Упражнение «Огонек» . Педагоги в кругу передают друг другу «огонек добра». Упражнение «Вопрос - ответ» - участники встают в круг. У одного из них в руках мяч. Произнося реплику, он одновременно бросает мяч партнеру. Тот, поймав мяч, должен перебросить его другому, но при этом должен сказать собственную реплику и т.д. Например: «Какое у тебя настроение?» - «Хорошее». «Что ты ждешь от сегодняшнего дня?»
http://aida.ucoz.ru
II. Педагогическая техника
Упражнение «Испорченный видеомагнитофон». Участники сидят в кругу. Дается задание - передать эмоциональное состояние, используя только невербальные средства. Состояние передает один участник следующему по кругу. Остальные сидят с закрытыми глазами. Когда каждый из группы получил и передал состояние, первый передающий сопоставляет то, что получил, с тем, что передавал. После игры у участников должно возникнуть желание понять, что такое невербальное общение, как расшифровать и понимать других по позе, жестам, выражению лица. Ведущий предоставляет такую информацию, перечисляет элементы невербальной коммуникации (тембр голоса и интонация, ширина зрачка; пространство, разделяющее говорящих, частота дыхания; жесты, телодвижения; осанка; одежда; выражение лица; символ статуса; контакт глазами и т.д.)
http://aida.ucoz.ru
Упражнение «Впечатление». Перечислите, какое впечатление о вас может сложиться у родителей, если вы проявляете нетерпение, говорите повышенным или раздраженным тоном. Варианты ответов: - вам все надоело, - вам неинтересна ваша работа, - вы не доброжелательны, - вы не уважаете других. - вы боитесь Далее педагогам предоставляется информация о значении некоторых жестов (скрещенные руки на груди, поза «льва» и т.д.).
http://aida.ucoz.ru
Упражнение «Имитационная игра» - войти в образе заведующего, методиста, проверяющего. Изменились ли ваши жесты? Изменилось ли ваше эмоциональное состояние? Правила интерпретации языка тела: не выхватывать отдельную деталь и не делать из нее далеко идущие выводы; учитывать национальность и темперамент человека - у различных наций язык тела имеет свою специфику (прибалты, испанцы). Разделение на группы по 4 человека.
http://aida.ucoz.ru
Упражнение «Мимика лица». Посмотрите на схемы эмоций и подумайте, какое из чувств каждая схема выражает. На схемах даются следующие выражения: 1 - враждебное, 2 - саркастическое, 3 - радостное, 4- злое, гневное, 5- грустное, хмурое, 6 - уставшее, 7 - скептическое, 8 - спокойное, нейтральное. Дается информация о значении мимике в невербальной коммуникации
http://aida.ucoz.ru
http://aida.ucoz.ru
Упражнение «Взгляд». Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка: с укоризной,с настойчивым запретом,с безмерным удивлением,с гневом,с ожиданием дальнейших действий. Обсуждается значение взгляда в технике общения. Дается рекомендация: во время выступления на родительском собрании найдите тех, кто внимательно слушает и выказывает невербальную поддержку. Обращайтесь чаще взглядом к ним. Это позволит чувствовать себя увереннее и сосредоточиться.
http://aida.ucoz.ru
Упражнение «Произнесите текст:
«Зайку бросила хозяйка…» 1. Шепотом. 2. С максимальной громкостью. 3. Волнообразно. 4. Как будто вы страшно замерзли. 5. Как будто у вас во рту горячая картошка. 6. Как маленькая девочка.
http://aida.ucoz.ru
Упражнение «Приветствие». Приветствуйте детей словом «Здравствуйте!» с 10 оттенками: страха, удовольствия, дисциплинированности, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия. Вокруг каждого из нас существует пространство, которое мы стремимся держать в неприкосновенности. Возникающее напряжение в процессе общения с родителями может быть индикатором нарушения пространства. Информация: 0-0,5 м - интимное расстояние, на котором общаются близкие люди;0,5-1,2 м - межличностное расстояние для разговора друзей;1,2-3,7 м - зона деловых отношений (руководитель, подчиненный). Еще одна техника установления контакта - присоединение. Оно означает умение говорить с родителями на одном языке, просто, не перегружая информацией.
http://aida.ucoz.ru
Упражнение «Поза». Встаньте в следующие позы: 1. Человек, контролирующий ситуацию и говорящий то, что думает, без скрытых намерений. 2. Человек, который стремится добиться от других подчинения и дать нравоучительные указания. 3. Человек оборонительной позиции. Примеры двойственных поз: 4. Флиртующий, кокетничающий человек или смущенный и неуверенный в себе. 5. Поза человека, который хочет продемонстрировать, что за телесным контактом ничего, кроме дружбы, не кроется, или стремится показать преувеличенную почтительность. 6. Характерную для людей, стесняющихся своего роста и (или) стремящихся быть незаметным для других. 7. Человек маленького роста и (или) стремящийся убедить других людей, что они важны.
http://aida.ucoz.ru
Спасибо за внимание!!!
1 из 15
Презентация на тему: Взаимодействие с родителями
№ слайда 1
Описание слайда:
№ слайда 2
Описание слайда:
АктуальностьПеред нами в настоящее время остро стоит вопрос о проблемах родителей и детей. Одной из таких проблем является кризис семьи. Поэтому необходимо «вернуть» родителей в семью, помочь им осознать свой родительский долг перед детьми, преодолеть родительскую лень; неуверенность, увидеть свои родительские возможности. С каждым годом у нас становиться всё больше «проблемных детей», семей «группы риска». Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Традиционные формы работы – родительские собрания и т. д., не оправдали себя. Посещаемость стала всё меньше и меньше. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически-эффективным содержанием. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
№ слайда 3
Описание слайда:
Цель:Выстроить подлинное доверие и партнёрство с семьёй на основе диалогической стратегии сотрудничества воспитателей и родителей. В связи с этим, повысить эффективность позитивного воспитательного влияния детского сада на семью, в том числе и на проблемную
№ слайда 4
Описание слайда:
Задачи:Обеспечение физического, психического здоровья, интеллектуального, эстетического развития детей.Вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребёнку.Повышение профессионального уровня педагогов, способствующего развитию и направленное на воспитание свободной, творческой, успешной личности, способной на самостоятельные поступки и нестандартные решения.Совершенствование развивающей среды, формирование творческой обстановки Медицинское, психологическое, педагогическое сопровождение каждого ребёнка.Обучение конструктивным способам общения каждого участника педагогического взаимодействия.
№ слайда 5
Описание слайда:
принципыВсе люди разныеКаждая личность неповторима и уникальнаКаждый человек прекрасен в своих потенциальных возможностях и способностяхЖизнь создаётся любовьюЛюбить человека- значит утверждать его неповторимое существованиеНеобходимо отделять поведение от сущности человека
№ слайда 6
Описание слайда:
№ слайда 7
Описание слайда:
№ слайда 8
Описание слайда:
Исследование закономерностей взаимодействия детей и родителей. Отслеживание разницы в поведении детей и родителей. Поиск причин.Проблемы в развитии детей. Причины, виды (наследственные, врождённые, приобретённые). Потребность детей и родителей в комплексной помощи, коррекции развития, адекватных воспитательных мероприятиях.Опрос родителей, как метод изучения спектра повседневных и воспитательных проблем, метод сбора информации о воспитательной позиции родителей, о запросах родителей.Анализ диагностики детей, изучение уровня развития.Анализ имеющейся наглядной информации, содержания материала и формы подачи.Активизация работы родительского комитета, с целью повышения роли родительской общественности в жизни группы.
№ слайда 9
Описание слайда:
2 Направление -ПрофилактическоеОсновная цель: повышение педагогической культуры, педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребенка; ориентация семьи на воспитание здорового ребенка; обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи.
№ слайда 10
Описание слайда:
Пропаганда психолого-педагогических знаний среди родителей и обучение их взаимодействию с детьми.Создание дискуссионного клуба «Семейный очаг», с целью установления психологического контакта с семьями, повышения педагогической культуры родителей. Содержание работы: проведение встреч, диспутов, тренингов, бесед, совместных с детьми праздников.Проведение совместных с родителями диспутов примерные темы:« Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста».«Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога» и т.д.Круглый стол: «Психическое здоровье детей»Формирование взглядов родителей и взаимодействия в семье способствующие снижению, ослаблению негативных тенденций, пессимистичных мнений и способов общения. Оказание помощи в формировании положительных мотивов взаимоотношения родителей и детей в семье, изменения порочных стереотипных ситуаций, повышения педагогической компетентности родителей. Проведение различного консультирования с приглашенными специалистами школы(психолог, соц. педагог) и социума (юрист).Активизация семьи и привлечение в участии музыкально- спортивных праздников.
14
Описание слайда:
Показатели результативности проведенной работы:Уменьшение социальной дистанции между родителями и детьми.Родители поняли необходимость эмоционального принятия ребенка.Изменения стиля общения с родителями (выраженная ориентированность на личную модель взаимодействия с родителями)Дети чувствуют защищенность и поддержку со стороны родителейНаметились положительные стили воспитанияТаким образом, использование новых форм в сотрудничестве с «проблемной» семьей, помогут педагогам и родителям освоить методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах.
№ слайда 15
Описание слайда:
«Педагогический имидж» - Каждый ребенок - личность. Образ идеального современного педагога глазами учащихся. Образ идеального современного педагога. С чего же начать формировать свой имидж. Знания учащихся. Педагогический ринг. Анализ и обобщение результатов. Формирование целей педсовета. Имидж. Профессиональный имидж. Межгрупповая дискуссия.
«Самообразование педагога» - Уровни самообразовательной деятельности: Содержание. Индивидуальный план самообразования. Самообразование. Адаптивный Проблемно-поисковый Инновационный. Написать индивидуальные планы самообразования можно разными вариантами. Цель самообразования педагога.
«Отчёт по самообразованию» - 5 этап – выбор формы самообразования. 7 этап – определение результата самообразования. 6 этап – составление плана самообразования. Направлениями самообразования могут быть. I Пояснительная записка (схема написания): Инновационные модели обучения. Выбор формы самообразования. Подведение итогов. Особенно психологии и педагогики.
«Творческий педагог» - Социальная значимость результата творческой деятельности. Источниками творчества молодых педагогов могут быть: Конструктивная организаторская коммуникативная гностическая. Процесс педагогического творчества. Мобилизация креативных ресурсов личности через: Приоритетная задача современного образования -.
«Имидж современного педагога» - Здоровье педагога. Академические способности. Нарушение прав педагога. Имидж педагога. Коммуникативные качества. Личностные качества. Корпоративная. Древо решений. Взгляд учителя. Работа со словарями. Внешние факторы. Дискуссия. Работа с терминами. Имидж современного учителя. Составляющие профессиограммы.
«Информационная культура педагога» - Информационная культура. Рекомендации по усовершенствованию ИКТ-компетенций. Правила оформления таблицы. Правила общения в сети. Новая модель системы образования. Создание телекоммуникационной инфраструктуры. Критерии развитости информационного общества. Свобода распространения информации. Формирование информационно-коммуникационной культуры педагога.