Психологическое консультирование как вид работы практического психолога. Методы психолого- педагогического консультирования Принципы психолого педагогического консультирования

Возрастно-психологическое консультирование имеет основной целью контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса (Г.В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере).

Его задачи отражаются в психолого-педагогическом назначении:

1. Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в проблеме возрастных индивидуальных особенностей психического развития ребенка.

2. Своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к специалистам.

3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике.

6. Коррекционная работа в специальных группах с детьми, родителями, педагогами. Психолого-педагогическое просвещение населения.

Содержательная специфика возрастно-психологического консультирования концентрируется вокруг проблем психического развития ребенка. В соответствии с общей схемой возрастно-психологического консультирования, полученные сведения группируются в четырех основных разделах: 1) состояние здоровья; 2) сведения об особенностях социальной обстановки, в которой ребенок растет; 3) данные об особенностях поведения и деятельности ребенка; 4) дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка.

На основе полученных сведений психолог делает выводы:

· общая оценка уровня развития;

· сущность трудностей ребенка;

· степень их сложности;

· факторы, провоцирующие трудности;

· сферы воздействия с целью снижения остроты проблемы;

· условно-вариантный прогноз развития.

Возрастно-психологическое консультирование проводится в следующем алгоритме:

1. Анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, специалистами, педагогами, установление контакта с ребенком.

2. Беседа с родителями, направленная на получение информации о предшествующих этапах развития ребенка, его внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социального плана.

3. Сбор информации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости).

4. Наблюдение за ребенком в естественных условиях.

5. Экспериментально-психологическое обследование ребенка.

6. Обработка данных, каузальный анализ результатов.

7. Психологический диагноз ребенка.

8. Психолого-педагогическое назначение.

9. Контроль, повторное консультирование.

Психологический диагноз отражает уровень актуального и ближайшего развития ребенка.

Уровень актуального развития:

а) возрастно-психологическая характеристика;

б) социальная ситуация развития;

в) уровень развития ведущей деятельности и соответствия ее нормативам;

г) новообразования возраста, их развитие;

д) трудности и отклонения, их причины. Условно-вариантный прогноз развития (зона ближайшего развития):

а) раскрытие проблемного поля альтернатив развития;

б) показ условий для оптимального развития.

Для проведения возрастно-психологического консультирования психологу необходимы знания возрастной и педагогической психологии. Опираясь на общие закономерности возрастного развития, знание психических новообразований и психологических проблем каждого возраста и соотнося их с индивидуальными особенностями развития детей и подростков, психолог может делать выводы и прогнозировать ситуацию дальнейшего развития.

Р.С. Немов выделяет психолого-педагогическое консультирование как особый вид консультативной работы. К нему он относит обсуждение с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами, совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических экспериментов и инноваций и др. В данном виде консультирования речь идет о том, какие педагогические технологии или их отдельные, составляющие нужно применять в конкретных ситуациях и какое влияние на развитие личности они могут оказывать.

Психолого-педагогическое консультирование предполагает наличие у консультанта педагогического образования и опыта обучения и воспитания. Хорошими психологами-консультантами могут стать бывшие учителя, получившие психологическое образование.

11.Психолого-педагогическое консультирование и его особенности. Психолого-педагогическое консультирование - Связано с вопросами обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других. Все проблемы можно свести к 3 моментам : 1. выявление причин различного рода трудностей в учебно- воспитательной работе с учащимися; 2. преодоление и профилактика отклонений интеллектуального и личностного развития ученика; 3. помощь в решении сложных вопросов конфликтных ситуации. Выделяют следующие направления: 1) Взаимоотношения родителей с детьми-дошкольниками: например, в молодой семье супруги, ставшие уже матерью и отцом, впервые столкнулись с трудностями установления нормальных взаимоотношений с ребенком в возрасте от двух до трех лет или супруги, у которых уже есть два или более ребенка разного возраста (не старше подросткового), жалуются на то, что между их детьми почему-то не складываются нормальные взаимоотношения и довольно часто возникают конфликты. 2) Психолого-педагогическое консультирование родителей младших школьников: родители, у которых ребенок уже начал учиться в первом классе школы, беспокоятся о том, что он плохо учится или почему-то не складываются нормальные взаимоотношения с другими детьми, или с учителями; 3) Решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста: по какой-то причине дети-подростки не хотят учиться, ведут себя вызывающе, недобросовестно выполняют свои обязанности по дому, не выполняют данные родителям обещания и т.п.; 4) Консультирование родителей юношей и девушек: например, родители, имеющие детей юношеского возраста, не довольны тем, как их дети выбирают себе будущую профессию. Выбор детей не вполне устраивает родителей. Функции психолого-педагогического консультирования : 1.псих просвещение, псих профилактика – предупреждение возможного неблагоприятного в психическом и личностном развитии. 2. псих консультация – решение тех проблем с которыми к нему приходят учителя, учащиеся, родители. 3. психодиагностика, психокоррекция – устранение отклонении в психическом и личностном развитии школьника, развитие способностей ребенка, формирование его личности. Основные задачи : Дошкольное образование - ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе. Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и "умения учиться", развитии творческих способностей. Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости. Старшая школа - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости. Высшие учебные заведения – помощь в решении педагогических и психологических вопросов профессиональной ориентации, обеспечение адаптации, повышение мотивации и уровня притязаний учащегося.

12.Организация, функции и направления деятельности психологической службы предприятия, организации. Организация - в узком смысле - объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. Психологическая служба – структура подразделения организации целью которого является решение задач организации или достижение цели организации психологическими средствами и технологиями. Цель деятельности организационного психолога (консультанта по процессу) – организация, способная успешно развиваться в условиях динамичного (непрерывно меняющегося) окружающего мира. Объекты деятельности – организация, персонал, управленческий состав, отдельные подразделения или работники организации. Продукты деятельности консультанта могут быть самыми разнообразными, в зависимости от характера деятельности. Психолог организует процесс деятельности, его задача состоит в том, чтобы этот процесс был результативным. Задачи : информационные, обучение, диагностические, консультативная, корректирующая, развивающая, диспетчерская – направление специалиста другому специалисту. Функции: исследовательские, консультативные, педагогические Компоненты: 1.психологическая подготовка руководителей и персонала; 2. психологическое обеспечение процесса деятельности; 3. корррекционная и реабилитационная – восстановление психологических сил сотрудников. В настоящее время в состав службы управления персоналом во многих отечественных организациях входит несколько подразделений – отдел кадров, отдел обучения, отдел труда и заработной платы, отдел социального развития, отдел охраны труда, социологическая лаборатория. Из функций этих подразделений и складываются функции службы в целом. Переходим к описанию функций этих основных подразделений: Отдел кадров – обеспечить кадрами организацию (наем, расстановка, увольнение), ведение кадрового делопроизводства, анализ текучести кадров и дисциплины труда, учет движения персонала, подготовка кадровых приказов. Отдел обучения – организовать обучение руководителей, специалистов и рабочих по отдельным программам, организовать обучение и аттестацию по технике безопасности, организовать повышение квалификации, переподготовку всех уровней работников, обобщать опыт лучших работников, организовывать производственную практику. Отдел труда и заработной платы – разработка штатного расписания и изменений к нему, контроль численности по структурным подразделениям, внедрение современных систем оплаты труда, формирование и внедрение системы премирования, формирование коллективного договора и контроль за его исполнением, контроль за соблюдением Трудового кодекса РФ в части оплаты труда, разработка графиков работы, составление статистической отчетности. Отдел социального развития – планирование и использование средств социального страхования, организация фондов материальной помощи, оформление пенсионных дел, осуществление медицинского и др. видов страхования, организация выплат ссуд, различных пособий, обеспечение санаторно-курортными путевками, организация общественных мероприятий. Отдел охраны труда – контроль за соблюдением законодательных и нормативно-правовых актов по охране труда, работа по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний, консультирование по вопросам охраны труда, согласование проектной документации в части охраны труда. Социологическая лаборатория - формирование корпоративной культуры и здорового морально-психологического климата в коллективе. Подобная структура службы управления персоналом и ее функции во многом зависят от характера и размеров организации.

13.Психологическое профессиональное консультирование, его сущность, содержание и основные подходы. ППК – это вид психологической помощи направленной на согласование индивидуальных возможностей и потребностей клиента с интересами организации или рынка труда, в результате которой происходит профессиональное самоопределение клиента, формируется или совершенствуется его профессиональный план, вносятся продуктивные изменения в его профессиональную деятельность, профессиональное поведение, взаимодействие и общение. Важно: - реализуется потенциал, - есть внешнее требование рынка труда. – вносим конструктивные изменения. Направления ППК: 1. Профориентированное консультирование оптанта (человек выбирающий профессию). 2. Профконсультирование безработных (цель человек должен получить работу). 3. Консультирование персонала организации (деловое проконсультирование). В современных условиях ППК выступает: 1. ПК как функции профессиональной деятельности, т.е. осуществляется менеджерами по работе с персоналом, организационными психологами, сотрудниками служб управления персоналом в организациях корпоративного типа. 2. ПК как вид деятельности - например, в центрах занятости, центрах профориентации молодежи, социальных службах существует должность профконсультанта. Типы задач ПК: 1. Информационное (сообщение сведений). 2. Психодиагностика (не одного решения без этого нет). 3. Психологическая поддержка (помощь в преодолении отрицательных эмоций). 4. Профессиональное самоопределение. 5. Психологическая помощь (конкретное решение проблемы). Способы обращений за консультацией: 1. Самостоятельное обращение.2. Приглашение на консультацию. 3. Направление на консультацию.

14.Сущность, задачи, виды и направления профессионального консультирования персонала организации. Профессионально-психологическое (деловое) консультирование – вид психологической помощи, направленный на поиск и генерирование клиентом осознанных, нешаблонных действий по отношению к себе и другим, преодоление трудностей в процессе профессиональной деятельности с целью эффективного решения профессиональных задач, гармоничного профессионального развития, а также сохранение о восстановление психического здоровья. ДК - психологическое консультирование клиентов по вопросам делового характера, связанным с их работой, с деловыми взаимоотношениями с людьми.ДК направлено на решение проблем проф. становления: проф. самоопределения, профпригодности, проф. адаптации, реализации профессионально-психолог. потенциала, проф. роста, карьеры, проф. реабилитации, а также преодоления проф. стагнаций, кризисов и конфликтов. Задачи: - уточнение и прояснение проблемы, с кот. столкнулся человек в своей проф. деятельности; - информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности; - изучение психологом личности консультируемого с целью выяснения его способности самостоятельно справиться с возникшей проблемой, психодиагностика социально-психолог. ситуации в организации; - формулирование рекомендаций по поводу того, как наилучшим способом решить проблему; - оказание текущей помощи в виде доп. практических советов в процессе разрешения проф. проблемы; - решение задач психопрофилактики, передача психологом элементарных, жизненно необходимых психолог. знаний, применение кот. возможно самим клиентом без специальной психолог. подготовки.Виды : - адаптационное; - стимулирующее; - карьерное; - реабилитационное; - информационно-аналитическое; - корректирующее; - консультирование увольняемых.Цель : разрешение личностных проблем субъективно воспринимаемых клиентом, как препятствие на пути к личностному и проф. развитию. В общем виде систему делового профконсультирования можно представить след. образом: 1. Технологии: а) акмеологическое консультирование: организованный специальным образом процесс общения психолога-консультанта и клиента, направленный на выработку нестандартных, творческих способов осуществления профессиональной деятельности, повышения личностного и профессионального уровня развития клиента. цель формирование и развитие креативной и творческой личности. задачи: 1. формирование цели профессиональной деятельности и профессионального развития 2. определение технологий профессионального развития 3. формирование карьерограмм 4. формирование профессиограммы специалиста 5. технологическое обеспечение. методы 1) Моделирование образа желаемого будущего в профессиональной, служебной или управленческой деятельности клиента. Решается путем конкретизации. 2) Систематизация и конкретизация ключевых факторов успеха, способствующих продуктивному движению клиента к образу желаемого будущего и от которых зависит преодоление профессиональных затруднений. 3) Переструктурирование, переосмысление «проблемного пространства», формирование представлений клиента о профессиональной деятельности, которые не позволяют добиться большего эффекта в процессе ее осуществления, а также о тех затруднениях, на которые, по мнению клиента, невозможно повлиять. б) коуч- консультирование - вид психологической помощи, направленной на подготовку индивидов и групп, овладение ими профессиональными навыками в целях достижения результата, успеха, цели, в установленные сроки, т.е. подготовка к конкретному событию. в) экспертное консультирование - процесс оказания помощи консультантом-экспертом в определении и решении профессиональной проблемы, с которой столкнулся индивид или группа. Консультант-эксперт решает профессиональные проблемы клиента с использованием методов, средств и технологий психологической науки. Экспертное консультирование проходит на рабочем месте консультируемого. Консультанта-эксперта интересует в первую очередь не внутренний мир клиента, а методы, приемы, способы, средства и технологии разрешения проблемной ситуации, соответствующие возможностям консультируемого. Задачи экспертного консультирования можно объединить в три группы : 1. .Профессионально-информационные - направленные на устранение дефицита знаний и умений. 2. Развивающие - ориентированные на развитие индивидуально-психологических качеств профессионала. 3. Концептуальные - связанные с формированием и развитием принципов и ценностей профессиональной деятельности. г) традиционное психолог. консультирование. 2. Содержание: - адаптация персонала, - мотивация и стимулирование, - разрешение конфликтов, - планирование и развитие карьеры, - проф. развитие и обучение, - социально-психолог. и трудовая реабилитация, - работа с увольняемыми работниками, - организационная культура, СПК и др. Виды ДК которые связаны с содержательной сферой : 1. Информационно-аналитическое профконсультирование осуществля­ется в процессе психологического сопровождения профессиональной деятельности, на всех этапах профстановления. Информационное консультирование направлено на формирование представлений о закономерностях функционирования психики, формирование и совершенствование навыков профессиональной и управленческой деятельности, навыков психосаморегуляции, построение оптимальных способов взаимодействия и взаимоотношений с другими людьми, а также формирование у специалистов психологического типа мышления, потребности в психологических знаниях и желание использовать их в реальной практической деятельности. Получение информации консультантом базируется на серьезной психодиагностической работе, ибо на ее основе психолог предоставляет ее клиентам: руководителям различных уровней, сотрудникам, заинтересованным лицам. 2. Адаптационное консультирование направлено на оказание помощи лицам при освоении новой должности, специальности, профессии или новой сферы деятельности в целях облегчения процесса адаптации и его ускорения. 3.Стимулирующее профконсулътирование предусматривает оказание помощи лицам, переживающим профессиональную стагнацию, депрессию. Главным при этом является формирование у клиента внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития, повышения квалификации, профессионального роста и карьеры Важно обогатить представление личности о своих профессиональных возможностях, заложить уверенность в собственных силах и мотивировать профессиональное самосовершенствование. 4. Корректирующее профконсулътирование направлено на оказание психологической помощи лицам, в целях преодоления кризисов профессионального становления и исправления недостатков поведения, общения и деятельности, в случае негативных отклонений от нормы в развитии и функционировании психики конкретного человека. 5. психореабилитационное консультирование - это процесс оказания помощи психотравмированным лицам в восстановлении их профессионально важных качеств, психических функций, личного статуса, системы отношений, эффективного поведения и осуществления профессиональной деятельности. 6. Карьерное консультирование - это процесс совместной деятельности консультанта и клиента по определению ценностей и профессиональных интересов, выявлению профессиональной направленности, уровня подготовки, образования, навыков и трудового опыта; анализу ближайших и долгосрочных целей, ресурсов и возможностей клиента для самоактуализации и самореализации в профессиональной деятельности, в организации и на рынке труда. 7. Консультирование увольняемых - это процесс оказания помощи увольняющемуся сотруднику, направленный на «смягчение» психологических последствий увольнения за счет оказания профессионально-психологической поддержки, ориентации на рынке труда в целях быстрого трудоустройства или определения новой социальной роли в обществе. 3. Категория консультируемых: - управленческое консультирование, - консультирование персонала организации. Этапы проведения делового консультирования : 1. установление контакта, 2. выявление запроса. 3. формирование образа желаемого результата, 4. выявление проблем на пути достижения цели, 5. выявление условий способствующих к успеху, 6. осознание причинно-следственной связи, 7. выработка альтернатив, 8. формирования конкретного пути и способа достижения цели, 9. коррекция проведения клиента в процессе осуществления принятого решения, 10. подведение итогов. Основной задачей каждой конкретной консультации является формирование психолог. навыков и развитие тех черт клиента, кот. способствуют преодолению наиболее значимых затруднений на пути к эффективной проф. деятельности и отмеченных специалистом перед проведением консультации как наиболее часто проявляющиеся в его работе. В зависимости от объекта психолог. воздействия в деловом профконсультировании можно выделить следующие формы оказания психолог. помощи: - индивидуальное и групповое консультирование; - консультирование кадров управления и руководителей, консультирование персонала организации.

15.Цели, задачи и содержание профориентационного консультирования. ПОК подростков = это вид психологической помощи в выборе профессии и соответствующего учебного заведения на основе формирования личного профессионального плана, в котором согласованы склонности оптанта, его способности и спрос на рынке труда. Характеристика процесса профессионального самоопределения: 1. Информированность учащегося (оптанта: виды профессионального образования, состояние рынка труда, различие учебных заведений). 2. Сформированность значимых мотивов. 3. Выраженность профессиональных интересов. 4. Наличие специальных способностей. 5. Практический опыт в избранной сфере деятельности. 6. Сформированность и устойчивость профессиональных намерений. 7. Реальный уровень профессиональных притязаний (интересы, оценка, волевые качества). 8. Состояние здоровья. Концепция самоопределения: 1.вверху надо (востребованость). 2. Справа могу (это то что обеспечивает реализацию хочу, наши знании, умения, навыки). 3. Слева хочу (наши склонности, интересы). 4. Снизу стремлюсь (та характеристика личности которая характеризует его на рынке труда, его волевые качества). Цель ПОК : помочь выбрать профессию, учебное заведение, получить диплом/запасной вариант; профконсультация направлена на актуализацию и осознание оптантом тех его представлений и качеств, которые оказывают влияние на его профессиональные планы. В ходе профконсультации решаются следующие общие задачи: 1.установить контакт с оптантом; 2. собрать сведения, необходимые для построения или коррекции его профессионального плана; 3. принять решение относительно подходящего для оптанта типа профессии и учебного заведения; 4. аргументировать данное решение, разработать альтернативные варианты профессионального плана; 5. окончательно согласовать с оптантом принятые решения, обобщить результаты, внести необходимые уточнения. Сложность задач, стоящих перед профконсультантом, обусловлена факторами - особенности личности оптанта, - степень его готовности к откровенному обсуждению с консультантом своих проблем, - степень выраженности склонностей и способностей оптанта, - наличие или отсутствие у него профессионального плана.

16.Психологические особенности и содержание профессионально-психологического консультирования безработных. Безработица – это соц. явление в системе рыночных отношений, понимаемое, как отсутствие работы для трудоспособных граждан. Виды безработицы: 1. Текущая – незанятость в связи с переходом с одной работы на другую. 2. Скрытая – является дисбалансом спроса и предложений на рынке труда. 3. Структурная – отправка работников в вынужденный отпуск. 4. Массовая – как состояние в обществе. 5. Застойная – характерна для бомжей, тунеядцев и т.д. ППКБ – это профессиональная психологическая помощь, которую оказывает консультант в целях содействия клиенту в решении проблемы индивидуальной занятости, с учетом его состояния здоровья, потребностей, желаний, способностей и конкретной ситуации на рынке труда. Цель ППКБ – выбор, перемена профессий, подбор профиля переобучения с учетом поля выбора профессии. Конечная цель – трудоустройство. Задачи профконсультанта : 1. Информированность, т.е. доведение профессиографической информации. 2.Проведение диагностики индивидуально-психологических особенностей. 3. Снятие негативных психических переживаний. 4. Оценка индивидуальных качеств и их соответствие требованиям избранной специальности. 5. Определение степени проф. пригодности. 6.Предупреждение негативных последствий пребывания в статусе безработного, снижение самооценки. 7. Формирование необходимых навыков поиска работы и трудоустройство. 8. Психологическая поддержка в ситуации преодоления состояния безработицы. 9. Включение безработного в социально-профессиональные отношения.Проблемы безработных: 1. Неприятие ситуации, статуса безработного. 2. Потребность в поддержке и соучастии. 3. Неадекватная самооценка, неуверенность в собственных силах, тревожность 4. Запрос на снятие напряженности и психосаморегуляцию. 5. Конфликтное поведение в целом. 6. Проф. самоопределение (выбор или перевыбор профессии). 7. Расхождение запрашиваемой профессии с профессией по диплому (образованию). 8. Выбор профиля переобучения. 9. Вопросы, связанные с проф. карьерой и становлением.Негативные психические состояния безработных и работа с ними. 1) Состояния депрессии, переживания. 2) Снижение чувства удовлетворенности жизнью. 3) Усиление чувства одиночества. 4) Соц. изоляция (чел. стремится ограничить свои соц. контакты). 5) Потеря ощущения времени (распорядок дня, цикличность и т.д.). 6) Апатия, пассивность, покорность судьбе. 7) Преобладание состояния пессимизма, фатализма. 8) Повышенная возбудимость, агрессивность. 9) Дистресс (сам не может восстановить свои силы) 10) неврозы 11) переживание чувства страха. Работа с безработными . 1. Профконсультант: Формирование уверенности человека в своей способности справиться с трудностями поиска работы, Формирование установки на поиск работы, Формирование или активизация навыков эмоциональной и волевой саморегуляции, Анализ и активизация профессиональных потребностей и мотивов. 2. Специалист по профобучению: Формирование готовности к преодолению трудностей в профессиональном обучении, Активизация познавательных мотивов, Активизация психических функций, обеспечивающих познавательную деятельность. 3. Специалист по трудоустройству: Создание атмосферы благожелательности и взаимодействия, Активное выслушивание и сочувствие. 4.Психолог консультант: Формирование адекватной самооценки, Формирование установки на поведение преодоления, Устранение или ослабление скрытого эмоционального неблагополучия, Формирование эффективных форм поведения.Характерна гибкая структура консультирования: 1. Установка контакта.2. Снятие негативных эмоциональных переживаний клиента и осуществление психолог. поддержки.3. Выяснение проблемы клиента (тип безработицы и т.д.).4. Формирование образа желаемого будущего.5. Выявление проф. квалификации клиента, личностного потенциала клиента (связи, волевые качества, организаторские способности).6. Изучение проф. мотивов, наклонностей.7. Мотивационные составляющие профессионализации.8. Диагностика проф. способностей проф. пригодностей.9. Оценка направленности личности и уровня проф. определенности клиента.10. Согласование уровня проф. уровня, интересов, способностей с требованиями рынка труда.11. Формирование и корректировка личного проф. Плана; + к консультированию по мере необходимости:- проф. информирование;- минитренинги и т.д.Результат работы психолога с клиентом: Цель – трудоустройство клиента.Задачи: 1. Расширение информированности клиента о содержании различн. профессий.2. Внесение корректив в проф. планы и намерения клиента.3. Согласование самооценки, уровня проф. притязаний и возможностей клиента.4. Принятие решения клиентом о трудоустройстве на конкретную должность.Категории безработных, с которыми в обязательном порядке проводится проф. консультирование: 1) Безработным является выпускник школы-интерната.2) Безработный не имеет четкого надежного плана поиска работы.3) Необходимость смены профессии.4) У безработных серьезные, негативные переживания, высокий уровень стресса, тревожности.5) У безработных неадекватная самооценка.6) У безработных наблюдается потребность в исповеди.7) Безработным является гражданин, уволенный из вооруженных сил.8) Отсутствие навыков и умений поиска работы.9) Безработные, вернувшиеся из мест лишения свободы.Классификация безработных в зависимости от уровня активности в решении проблем занятости. Безработные первого типа не нуждаются в услугах службы занятости. Они полностью самостоятельны и сохраняют способность быстро справиться с ситуацией и найти подходящую работу. Как правило, это специалисты, которые хорошо владеют несколькими профессиями или специальностями, имеют разнообразный опыт работы и потому достаточно конкурентоспособны на рынке труда. Они могут даже не быть зарегистрированы в центре занятости.Безработные второго типа , как правило, регистрируются в центре занятости, стремясь максимально использовать все предлагаемые им услуги. Они самостоятельно принимают решения о том, какая работа является для них наиболее подходящей. Как правило, их профессиональные планы достаточно адекватны и обоснованны, в результате безработные этого типа сравнительно быстро трудоустраиваются.Безработные третьего типа долго и болезненно переживают потерю работы. Длительное время они заняты именно своими переживаниями, а не поиском нового места работы. Только по истечении года наступает стадия переоценки ценностей, и при помощи социально-реабилитационных программ безработный может принять решение об изменении своей профессиональной ситуации.Безработные четвертого типа - люди, для которых потеря работы неизбежно оборачивается глубокими, необратимыми социальными потерями в остальных сферах жизни. Это потенциальные алкоголики, наркоманы, социально опустившиеся элементы, для которых потеря работы становится провокационным толчком к неблагоприятным личностным сдвигам. Во многих странах для таких категорий лиц существует хорошо разработанная государственная система социальной реабилитации.

17.Отбор содержания по учебному курсу «Психология»: источники и принципы отбора содержания. Подготовка преподавателя к занятиям по психологии. При подготовке учебного курса по психологии используют в качестве источников следующие материалы, которые подразделяются на следующие виды: 1) Учебная литература в виде учебников и учебных пособий обычно является основным источником, на который опирается преподаватель. 2) Научная литература в виде монографий, статей в научных журналах и сборниках научных трудов часто используется преподавателями психологии в высших учебных заведениях. Научные книги и статьи представляют развернутое содержание научных исследований и предназначаются для коллег - профессиональных психологов, поэтому они не всегда доступны пониманию студентов. В отличие от учебных пособий они являются предметно-ориентированными и не рассчитаны на учебные цели. В зависимости от количества авторов и структуры книги выделяют следующие типы психологических изданий: монография, коллективная монография, сборник научных трудов. Монография - книга, содержащая изложение результатов научного исследования, посвященная одному вопросу. В том случае, когда она написана несколькими авторами, ее называют коллективной монографией. Сборник научных трудов содержит несколько статей, посвященных ряду проблем сходной тематики, но не объединенных общей идеей или структурой исследования. Преподавателю необходимо при подготовке к учебным занятиям изложить соответствующий материал в дидактически более доступной форме. 3) Научно-популярные книги и статьи также могут использоваться при подготовке и проведении учебных занятий по психологии как вспомогательные пособия. Они содержат доступное и ясное изложение какой-либо психологической проблемы, написаны научно-популярным языком и не предполагают знания читателем профессиональной психологической терминологии, поскольку предназначены для широкого круга лиц. 4) Новым источником информации по психологии является Интернет. Для успешного поиска информации в нем важно знать адреса соответствующих сайтов и веб-страниц. Процесс подготовки к занятиям можно условно разбить на два этапа: перспективный, включающий подготовку к учебному году, и текущий - подготовка к изучению определенной темы учебной программы и очередному уроку. Планирующей документацией являются перспективно-тематический план и планы занятий. Подготовка преподавателя к занятиям по ПС : Каждое учебное занятие, даже самое маленькое выступление преподавателя перед студентами, требует серьезной подготовки. 1. Первоначальная подготовка преподавателя к занятиям всех видов должна базироваться на изучении учебного плана и «Примерной программы» дисциплины , которая утверждена соответствующей инстанцией. Затем необходимо составить тематические планы по видам занятий в соответствии с выделенными часами. 2.Знания преподавателя, не должны ограничиваться рамками учебников . Ему необходимо знакомиться со смежными дисциплинами, систематически пополнять объем специальных знаний, просматривать вновь выпускаемые учебники, учебные пособия и специальную литературу (журналы), обмениваться опытом работы с др. преподавателями (кафедры, специальности, факультета, вуза), посещать семинары и лекции. 3. Преподавателю следует дидактически осмыслить содержание каждой темы , используя теоретические положения, исследования, исторические факты. Цель такой дидактической перестройки - активизировать интерес студентов к предмету и воспитать чувство ответственности к будущей профессии. 4. Чёткое и детальное представление о содержании курса позволяет преподавателю приступить к разработке перспективного тематического плана . Продуманный тематический план помогает преподавателю рационально распределить учебный материал по занятиям, осуществить межпредметные связи, заблаговременно подобрать и подготовить необходимые учебно-наглядные пособия. Перспективно-тематический план - это рабочий документ преподавателям, который никем не утверждается. Его форма зависит от принятой методической системы преподавания. А) Тематический план может быть составлен на один или два семестра соответствующего учебного года.Б) Структура тематического плана должна содержать: номер занятия, тему занятия и основные вопросы, кол-во часов, цель занятия, тип занятия, основные методы учебной работы (способ изучения нового материала, работа студентов на занятиях - в частности на лабораторно-практических, контроль усвоения занятий), учебно-наглядные пособия и технические средства обучения, содержания для самостоятельной работы студентов, основную и дополнительную литературу. Объём знаний, который должен получить студент. В) Составление тематического плана следует начинать с распределения материала внутри каждой темы, на отдельные занятия. На изучение сложных и больших по объему вопросов требуется три-четыре учебных часа, и наоборот, в течение одного учебного занятия можно рассмотреть несколько вопросов. 5. При подготовке к занятию преподаватель продумывает его структуру , то есть обучающую, развивающую и воспитывающую цель занятия; форму опроса (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, программный); метод изучения и закрепления нового материала; использование наглядных пособий и технических средств обучения; содержание и объем самостоятельной работы. Занятие в большинстве случаев не имеет ярко выраженных структурных элементов : объяснение материала в меру необходимости сопровождается одновременным закреплением и проверкой знаний; проверяя знания студентов, преподаватель одновременно закрепляет их. В плане занятия, преподаватель вычленяет структурные единицы - этапы, логически завершённые отрезки учебного времени, каждый из которых характеризуется определенными задачами, содержанием, видами деятельности преподавателя и студентов. В плане рекомендуется осветить: тему, цель и тип занятия; учебно-наглядные пособия и технические средства обучения; межпредметные и внутрипредметные связи; основные вопросы изучаемой темы; сообщение нового материала преподавателем или самостоятельная работа студентов; контроль за деятельностью студентов и проверка приобретённых знаний; задание для самостоятельной. работы.

Консультативная деятельность – существенное направление работы практического психолога.

До сих пор немалая путаница отмечается в понимании того, что такое психологическая консультация.

Прежде всего, необходимо развести понятия «психолог-консультант» и «психолог, занимающийся консультированием как одним из видов своей практической работы». В настоящее время наблюдается тенденция заимствования основных принципов, подходов, положений деятельности психолога образования из близких, родственных областей практической психологии, прежде всего, из консультаций для родителей по проблемам семьи. Между тем, каждая из этих областей имеет свою специфику, игнорировать которую без ущерба для дела нельзя.

Консультативная работа в детском саду, школе имеет принципиальное отличие от той, которую осуществляет психолог в районных или иных консультациях по вопросам обучения и воспитания детей и школьников. Психолог образования находится непосредственно внутри того социального организма, где зарождаются, существуют, развиваются как положительные, так и отрицательные стороны взаимоотношений педагогов и детей, те или иные их качества, их успехи и неудачи и т.д. Он видит каждого ребенка или взрослого не самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и при анализе всей ситуации в целом.

Консультации проводятся для воспитателей, учителей, администрации образовательного учреждения, учащихся, родителей: они могут быть индивидуальными или групповыми. Обобщение опыта психологов образования показало, что воспитатели и учителя, чаще всего, обращаются к психологу по следующим поводам: причины трудностей в усвоении детьми программы обучения, материала по отдельным учебным предметам, нежелание и неумение детей учиться, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми и взрослыми, неэффективности собственных педагогических воздействий, общение детей разного возраста со сверстниками и формирование детского коллектива, пути расширения собственных профессиональных умений, возможности выявления и развития интересов, способностей и склонностей учащихся, методы профориентационной работы со школьниками.

Основные проблемы, по которым обращаются к психологу родители: как готовить детей к школе, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться, плохая память, повышенная рассеянность, неорганизованность, несамостоятельность, лень, агрессивность, повышенная возбудимость или, наоборот, робость, боязливость; профориентация, отношение ребенка к взрослым в семье, к младшим (старшим) сестрам или братьям.

К школьному психологу обращаются и сами учащиеся, главным образом, по вопросам своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания, профессионального и личностного самоопределения, культуры умственного труда и поведения и т.п.

В непосредственном контакте с детьми психолог работает вместе с ними над решением возникающих у них проблем. Это так называемое прямое консультирование. Иногда он консультирует воспитателей, учителей или родителей по поводу тех или иных проблем детей, т.е. прибегает к непрямому, опосредованному консультированию, требующему соблюдения определенных условий. Представим такую ситуацию: младший школьник плохо успевает по какому-то предмету. Учитель идет на консультацию к психологу. Но психолог во время консультации может помочь только самому учителю: почему тот не найдет подхода к ребенку и т.п. А причину плохой успеваемости школьника он будет искать в контакте с самим школьником.

Следует различать понятия «психопрофилактика» и «психологическая консультация» как разные, хотя и имеющие много общего виды работы психолога.

Психопрофилактическую работу начинают тогда, когда еще нет проблем, в целях их предупреждения. Инициатива целиком и полностью должна в данном случае исходить от психолога. Психологическую консультацию мы проводим тогда, когда к нам пришли с проблемой, т.е. проблема уже имеется, предупреждать ее появление уже поздно, нужно оказывать помощь. При этом необходимо:

а) сначала уточнить и осмыслить проблему, найти средства для ее решения;

б) только затем пытаться предупредить, предотвратить возникновение подобных проблем в будущем.

Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему.

Только таким образом он сможет накапливать опыт решения подобных проблем и в будущем.

Очень часто, как показывает практика, неопытный психолог пытается засыпать советами консультируемого – в результате оба оказываются неудовлетворенными консультацией. И это несмотря на то, что пришедшие на консультацию в большинстве случаев хотят, чтобы психолог обеспечил им быстрое решение проблемы, дал ответ, совет и, главное, подтвердил их собственное восприятие ситуации. Это относится и к воспитателям, и к учителям, с этим постоянно сталкиваются психологи.

Многие исследователи и практики утверждают, что вовлечение консультируемого в консультативный процесс является решающим моментом для успешного консультирования. Психолог ответственен за помощь консультируемому в том, чтобы последний стал активным лицом в консультативном процессе: удовлетворенность этим процессом у консультируемого возрастает по мере его вовлеченности. Консультируемый рассматривается как равный, а не подчиненный и, следовательно, имеет равные с психологом права в процессе принятия решения.

12. Цели и задачи психологической службы образования

Психологическая служба образования – один из существеннейших компонентов целостной системы образования страны. В «Положении о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» рассматриваются цели и задачи службы, организация деятельности, основные направления и обеспечение деятельности службы.

Основной целью психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей дошкольного и школьного возрастов. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.

Основным условием нормального психосоциального развития ребенка (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают семью необходимыми материальными средствами.

Основные задачи службы образования:

1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;

2) развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненный планов и др.;

3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой – созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой;

4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.

Основным средством достижения главной цели психологической службы образования являются создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.

Психологическая служба образования создается как единая система в масштабах города, области, региона, а в перспективе – всей страны.

В самом общем виде структура включает три звена: практической психолог (или группа психологов) в образовательном учреждении, районный кабинет психологической службы, центр психологической службы.

Детский практический психолог работает в конкретном учебном заведении – детском саду, общеобразовательной школе, гимназии, детском доме, интернате и др. осуществляя психологическое изучение детей для индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения, обеспечения полноценного развития каждого ребенка, раннего выявления, преодоления и профилактики неуспеваемости и недисциплинированности детей. Консультирует воспитателей, учителей, администрацию образовательного учреждения, родителей по проблемам обучения и воспитания, способствует повышению их психологических знаний, решению проблем педагогов как профессионалов.

Психологические кабинеты (отделы) при районных, областных, городских (в зависимости от структуры органов управления народного образования в конкретном регионе) ведут непосредственную работу с психологами образовательных учреждений, контролируют и организуют их деятельность, оказывают методическую и иную профессиональную помощь, пропагандируют психолого-педагогические знания, проводят психодиагностику и психокоррекцию особо сложных случаев, участвуют в работе медико-психолого-педагогических комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних, консультируют администрацию образовательных учреждений по социально-психологическим проблемам управления, создания оптимального социально-психологического климата в педагогическом коллективе и другим вопросам профессиональной деятельности. В штат кабинета помимо психологов входят также социальные работники, педагог, врач-психоневролог.

Центр психологической службы образования - головная организация, руководящая деятельностью психологов, работающих в образовательных учреждениях, психологических кабинетах и специалистов всех психологических служб определенного региона. Центр отвечает за научно-методическое и научно-организационное обеспечение этих служб, за профессиональных уровень психологов, работающих в данных службах.

На федеральном уровне – отдел психологической службы Министерства образования России.

Психолог, работая в любом детском учебно-воспитательном учреждении, решает основные задачи практической психологии образования. Обратим внимание на некоторые наиболее существенные моменты его деятельности.

Практический психолог ответственен, прежде всего, за соблюдение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для психического и личностного развития каждого ребенка на всех этапах его дошкольного и школьного детства. Он должен способствовать тому, чтобы возрастные особенности (или новообразования) детей не просто учитывались, а активно формировались и служили основой дальнейшего развития ребенка. Тот или иной возрастной период сензитивен к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, а потому и к определенному типу воздействий. Поэтому ребенок на каждом возрастном этапе нуждается в особом к себе подходе. Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовит его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям.

При разработке необходимых для развития ребенка условий следует опираться на обоснованный Л. С. Выготским принцип «зоны ближайшего развития». Использование этого принципа при создании психолого-педагогических программ позволяет проектировать тот уровень развития, которого ребенок может достичь в ближайшее время.

Основными видами деятельности детского психолога являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция.

В любой конкретной ситуации каждый род работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики того учреждения, где он работает.

Психологическое просвещение – это приобщение взрослых – воспитателей, учителей, родителей – и детей к психологическим знаниям.

Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:

1) знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;

2) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;

3) формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;

4) знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания;

5) достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учебно-воспитательном учреждении.

Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. При этом совсем необязательно всю эту работу проводить самому психологу – можно приглашать других специалистов.

Однако содержание всех этих форм работы обеспечивает психолог: важно, чтобы лекции, беседы, семинары не проходили на абстрактно-теоретическом уровне, а имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данного образовательного учреждения, данного контингента детей, т.е. наглядно показывали бы, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания детей.

Эффект от психологического просвещения больше, если психологические знания давать в качестве средства решения жизненных проблем.

Психологическая профилактикаэто специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.

Психолого-педагогическое консультирование.

Психолого-педагогическая диагностика.

Задача психодиагностики – дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, - учителям, воспитателям, родителям.

Психологическая коррекцияопределенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза.

Все перечисленные виды работы на практике существуют только в единстве, во взаимодействии.

Консультация – психологическая помощь в психологической проблеме человека.

Психологическая консультация бывает:

По темам обращения (интимно-личностное консультирование, конфиденциальность).

Семейное консультирование (проблемы, связанные с семьей).

Психолого-педагогическое консультирование (проблемы обучения, воспитания, образования).

Также различают деловое и организационное консультирование.

В психолого-педагогическом консультировании важно понимать, чью проблему мы решаем (ученика, учителя или родителей). Чаще всего, важно понять проблему плохого обучения. Основные причины плохого обучения:

- Учебная мотивация.

Обычно учебная мотивация существует на момент поступления в школу. Но чаще всего, неоправданные ожидания ребенка постепенно уменьшают мотивацию. Чтобы она не угасала, важно чтобы была возможность общения со сверстниками, учителем. Нужны необычные формы занятий, включенность учителя. Важно рассказывать детям область применения знаний. Нужно отмечать чему научились и как расширили возможности. Также важно донести до ученика, что образование дает социальный уровень и место в обществе.

- Способности.

Вторая проблема плохого обучения. Бывает на вербальном, невербальном и словесном уровне. Часто дело не в интеллектуальном отставании, нужно обязательно проходить тестирование. Это оценивает специалист, а не психолог и педагог.

В противном случае, нужна коррекционная школа, где специальное обучение по индивидуальным методикам. Здесь поле консультирования связано с индивидуальными способностями ребенка.

- Когнитивные стили.

Когнитивные стили или стили познания. Они индивидуальны, вырабатывающиеся стихийно. Часто им способствует стиль учителя, или смена учителя с разными стилями и учитель не видит своего влияния, либо не принимает другие стили. Важно давать информацию детям в разных стилях.

Импульсивность – рефлекторность (импульсивность быстро выдвигает гипотезу, рефлекторный долго думает и проверяет)

Аналитический (последовательно от отдельных частей к целому)

Синтетический (наоборот)

Словесно логический (формулировки)

Образный (мышление, представление)

- Консультирование по проблемам семейного воспитания

- Консультирование по проблемам воспитания в образовании (стили отношений ученика и учителя, самый эффективный демократический стиль)

- Межличностный конфликт

Формула 4С+Ф. Важный вопрос, что вы можете изменить в этой ситуации? Отношение к ситуации, отношение к человеку, изменить себя, найти выход, проанализировать тип конфликта. Конфликт важно перевести в конструктивную форму и улучшить взаимоотношения между людьми.



- Внутренний конфликт.

Внутренний конфликт с собой. Не согласованность с собой. Существуют конструктивные и неконструктивные выходы из внутренних конфликтов.

Схема принятия решений (6 ролей внутреннего голоса). Жертва ситуации, Роль наблюдателя, Защитник, Совесть, Творческое начало, Эксперт.

Цели психолого-педагогического консультирования:

·​ Эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям клиента (клиент является заказчиком психологической поддержки)

·​ Расширение сознания и повышение психологической компетентности. То есть важно увидеть более широко свою проблему и повысить самосознание.

·​ Изменение отношения клиента к проблеме. В ходе обсуждаются различные варианты.

·​ Повышение стрессовой и кризисной толерантности. Помочь не переживать так остро и помочь выйти из кризиса человеку. Работа с собственными эмоциями.

·​ Развитие реалистичности и плюралистичности мировоззрения (принятие своих и чужих мировоззрений, это помогает нам сосуществовать с близкими людьми).

·​ Повышение ответственности и выработки у клиента готовности к творческому освоению (жизни) мира.

Важно! Мы не можем сделать что-то за человека и давать ему советы, мы работаем вместе и человек сам принимает решение к действию.

2. Межличностные отношения: сущность, составляющие, содержание. Развитие межличностных отношений.

Межличностные отношения это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Отношения, возникают и складываются на основе определенных эмоций (чувств), рождающихся у людей по отношению друг к другу.



Основные виды или уровни эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства .

«Набор» чувств можно свести в две большие группы:

- конъюнктивные – чувства, сближающие людей. В каждом случае такого рода отношений другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.

- дизъюнктивные – чувства, разъединяющие людей, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т.д.

Процесс установления и развития межличностных отношений включает: межличностное восприятие, межличностную совместимость и межличностный конфликт .

Межличностная совместимость рассматривается преимущественно как диадный феномен и предполагает наличие удовлетворения людьми потребностей и поведенческих проявлений друг друга. Применительно к профессиональной группе необходимо говорить о совместимости в сфере профессиональной деятельности и о совместимости в сфере общения.

Общение может реализовываться как в процессе труда, так и вне его, значит правомерно говорить о двух аспектах совместимости в межличностном общении: совместимости в общении, соответствующем профессиональной деятельности, и совместимости в независимом (свободном) общении.

Процесс развития межличностных отношений включает в себя динамику, механизм регулирования межперсональных отношений и условия их развития.

Динамика развития межличностных отношений проходит в несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения .

Знакомства осуществляются в каких-либо условиях (совместная работа, общие увлечения, случайно встреча и т.п.). Приятельские отношения формируют готовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. При формировании товарищеских отношений происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу. Дружеские отношения имеют общее предметное содержание (общее интересы, общие цели в различных видах деятельности и т.д.).

Механизмом развития межличностных отношений является эмпатия – отклик одной личности на переживания другой.

Условия развития межличностных отношений существенно влияют на их динамику и формы проявления.

К основным методам психологического консультирования относятся: беседа, интервью, наблюдение, активное и эмпатическое слушание. Помимо базовых методов в психологическом консультировании используются специальные методы, разработанные в рамках отдельных психологических школ, опирающихся на конкретную методологию и отдельные теории личности.

Беседа . Профессиональная беседа строится из разного рода приемов и техник, используемых с целью достижения соответствующего эффекта. Важную роль играют техники ведения диалога, одобрения мнений клиента, стимулирования высказываний, краткость и ясность речи психолога и др. Цели и функции беседы в психологическом консультировании связаны со сбором информации о психическом состоянии субъекта, установлением контакта с клиентом. Беседа может выполнять психотерапевтические функции и способствовать снижению тревоги клиента. Консультативная беседа служит способом выхода на психологические проблемы, существующие у клиента, является фоном и сопровождением всех психотехник. Беседа может иметь структурированный характер, вестись по заранее составленному плану, программе. Такая структурированная беседа называется методом интервью.

Разновидности интервью:

    стандартизированнное – имеет стойкую стратегию и четкую тактику;

    частично стандартизированнное – опирается на стойкую стратегию и более пластичную тактику;

    свободно управляемое диагностическое интервью – основывается на стойкой стратегии, но имеет совершенно свободную тактику, которая зависит от особенностей клиента, отношений и т.д.

Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который не дан непосредственно. Консультант должен владеть навыками наблюдения за вербальным и невербальным поведением клиента. Первоначальной основой для понимания невербального поведения служит хорошее знание различных видов невербальных языков.

Активное слушание имеет целью точное отражение информации говорящего. Данный метод способствует более точному пониманию партнерами друг друга, позволяет создать атмосферу доверительных отношений и эмоциональной поддержки, а также служит расширению осознания проблемной ситуации клиентом. Активное слушание предполагает использование ряда приемов:

    заинтересованное отношение к собеседнику, демонстрируемое позой заинтересованного слушателя, доброжелательным взглядом, направленным на собеседника;

    уточняющие вопросы: «Правильно ли я понял, что …?», «Вы хотите сказать, что…?»;

    получение ответа на свой вопрос;

    повторения сказанного собеседником «Вы говорите…»;

    переформулирование мысли собеседника: «Другими словами, …»

    поддерживающие реакции: «угу-реакции», «Да-да», поощрение собеседника в выражении мысли: «это интересно», «говорите, говорите»;

    обобщение: «В целом вы хотите сказать…?», «Итак, получается…», «Мы поговорили о…», «Можно сделать вывод…».

Метод «активного слушания» является обязательным методом психологического консультирования, и овладение всеми его приемами – одно из требований, предъявляемых к профессиональным навыкам психолога-консультанта. Нередко дилетантом недооценивается важность применения данного метода, и задача точного отражения информации, сообщаемой клиентом, подменяется желанием консультанта придумать собственную интерпретацию мотивов поступков, личностных проявлений, свойств клиента, а также стремлением дать скорейшую оценку его личности в целом. Использование такого приема «активного слушания» как «повторение» позволяет клиенту укрепиться в мысли, что его внимательно слушают и понимают. Кроме того, этот же прием дает возможность клиенту «услышать себя» со стороны и лучше осознать себя и ситуацию.

Важными характеристиками и средствами эффективного общения (в ходе консультации) являются:

    эмпатия - сопереживание, понимание другого на уровне чувств, переживание тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек;

    рефлексия (осознание того, как он воспринимается партнером по общению, способность к самоанализу психических состояний, действий, поступков),

    идентификация (уподобление, отождествление себя с другим человеком, перенесение человеком себя на место, в ситуацию другого человека).

Метод как совокупность психотехник, разработанных в рамках отдельных психотерапевтических и личностных теорий:

    метод личностно-центрированного консультирования,

    метод экзистенциального консультирования,

    метод психоаналитического консультирования,

    метод поведенческого консультирования,

    метод когнитивного консультирования,

    метод консультирования, фокусированного на решении,

    мультимодальное консультирование и т.д.