Роль сми в воспитании и развитии детей. Влияние средств массовой информации на воспитание личности. Средства массовой информации в нравственном воспитании личности

Современное образование исторически складывалось как система передачи объективных знаний о фактах и закономерностях внешнего мира. Ребенок в такой образовательной системе выступает в основном как субъект познания, который осознает мир через логическое освоение путем понимания, превращения фактов познания в смысловые категории, понятия, лишенные экспрессивных красок и эмоциональной нагрузки. Вместе с тем на формирование ребенка большое влияние оказывают средства массовой информации, мультипликационные и художественные фильмы, сказки, детская литература, компьютерные игры. Дети, забывая обо всем, целыми днями готовы просиживать у телевизора или компьютера. Средства массовой коммуникации не только развлекают, но и формируют различные модели поведения, культивируют те или иные ценностные установки, ориентируют на определенные жизненные цели.

Итальянский психолог Л. Лорензини исследовала влияние мультфильма на ребенка. Она обнаружила, что веселая музыка, используемая в мультфильмах, вводит в состояние эйфории и подготавливает зрителя к особому эмоциональному состоянию. Голоса персонажей, дублированные взрослыми, говорят особым тоном, фальцетом, имитируя детей. Голоса звучат фальшиво и неестественно. Глаза героев большие, вытаращенные, в зрачках искрятся звездочки. Это делает персонаж очаровательным, открытым всему миру. На самом деле - глаза неподвижны. Эта неподвижность гипнотически захватывает.

Персонажи мультфильмов различны. Все они могут быть классифицированы по следующим категориям:

1. Очеловеченные животные (волшебная пчелка, мышка и т.д.), имеющие искаженные чувства, но не отражающие чувств человека.

2. Персонажи женского рода (Кенди, Шарлотты, Изабеллы, принцесса Дзафирро и т.д.) - живые и легкие по своему характеру. Но они находятся рядом с больным героем, которого надо лечить и любить. Они вынуждены приносить себя в жертву. В мультфильме постоянно подчеркиваются неудачи: непосредственность наказана, любовь приходит к концу, родители умирают, сердечный друг предает... Ты можешь добиться счастья, если принесешь себя в жертву. Абсолютный альтруизм - вот что является правилом, которое необходимо уважать согласно этим фильмам.

3. «Ненастоящие» люди. Такие персонажи, как Гибернелло, принцесса Аврора, Лулу, Салли, Бен и др. являются людьми лишь частично: у кого-то в теле одна часть механическая, кто-то является родственником инопланетян, у кого-то под обыкновенной кожей шкура чудовища и т.д. Все они наделены странными способностями. В той части, где они люди, они уязвимы. Там же, где они представляют нечто другое, они непобедимы. Именно эти свойства позволяют им спасать себя и друзей в опасных ситуациях. Ребенок восхищен таким персонажем, он завидует ему, он сожалеет, что является всего лишь человеком и не может сделать нечто великое.

4. Механические монстры, роботы, супергерои, победить которых просто невозможно. Их задача состоит в спасении от вторжения из Галактики. Человек преклоняется перед Великим Роботом, который побеждает врага. Победа достается ему не благодаря уму, хитрости, доброте или тому, что является человеческим даром. Он побеждает лишь потому, что находится на другой ступени техницизма. Ребенок обязан отрицать свою собственную внутреннюю силу, он должен подстраиваться под общий стандарт, уважая как абсолютного вождя кого-то чуждого, внеземного. Ребенок переживает процесс, когда он как бы предает свое внутреннее, естественное «Я»,

Здоровый ребенок захвачен мультипликацией благодаря естественному любопытству. Роботизированный ребенок осуществляет контакт с чем-то таким, что идентично тому, что находится внутри его самого, но, когда мультфильм заканчивается, ребенок чувствует себя опустошенным. Символы на экране как бы впитали в себя его эмоции, а что касается энергии ребенка, то она ушла впустую, в пустой символ. Эффект бесполезности такого фильма можно подтвердить тем, как в дальнейшем в игре ребенок начинает подражать своему любимому персонажу. Такая игра носит стереотипный характер, в ней нет творческой новизны, свойственной здоровой игре. Взрослый может вмешаться в этот процесс, помогая ребенку выявить несоответствие видео- и аудиоряда эмоциональным проявлениям героев, показывая однобокость сюжетов и характеров. Л. Лоринзелли рассказывает о том, как ей удалось сокрушить миф известной, нашумевшей мультипликационной героини - красивой, благородной, сладкой, но такой несчастной девочки Кенди. Она показала детям, присутствующим на просмотре, что то, что они видели, - не красота, а глупость, что поведение героини фальшиво и стало единственным источником ее бед и несчастий. Дети прекрасно это поняли.

По аналогичной схеме можно провести анализ влияния средств массовой информации на ребенка, позитивное и негативное влияние телевидения на него.

Вопросы и задания

    Каковы отличительные особенности игры?

    Какие функции игры вы знаете?

    Какие особенности присущи игре дошкольника, младшего школьника, подростка?

    Какой смысл может иметь игра для взрослых?

    Приведите примеры использования игр на уроках.

    Проанализируйте типичные игры современных детей (старших дошкольников, младших школьников, подростков, старших школьников). Опишите их психологические функции и значение в развитии личности.

    На консультацию к психологу пришла мама с мальчиком 7 лет. С ее слов мальчик боится оставаться в комнате один, вечером не ложится спать, требуя, чтобы с ним на всю ночь оставались взрослые. Можно ли использовать игру для снятия страхов ребенка?

    Разработайте программу коррекции памяти (внимания, мышления) детей младшего школьного возраста, используя в качестве основного метода игру.

    Дайте психологический анализ высказыванию К.Д. Ушинского: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет, гладит; у другой -валяется на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут; у третьей - бьет людей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки».

    Подумайте, какие игры можно использовать в групповой работе для формирования у подростков умений и навыков эффективного общения.

Общеизвестна огромная роль средств массовой информации в воспитании. Крупнейшие радио-, телекомпании, газеты и журналы систематически готовят специализированные вос-питательно-образовательные программы. Среди средств массовой информации по интенсивности и масштабности воздействия на школьников лидирует телевидение. Редкие семьи в ведущих странах мира не имеют видеотехники. Телевидение существенно влияет на школьную молодежь. Выявлено, что ученики проводят у телеприемников до 8 часов в день. Вместе с тем телепередачи меньше смотрят в регионах с более высоким уровнем культуры. Это объясняется прежде всего тем, что люди с высоким интеллектом предпочитают выбо-рочный просмотр телевизионных передач.
Учебное телевидение является незаменимым средством становления детской личности, поскольку позволяет довольно полно и адекватно приобщать школьников к ценностным ориентациям взрослых.
В США учебные программы транслируют до 200 телекомпаний и более 700 студий кабельного телевидения. Министерство образования координирует ряд национальных учебных телепрограмм. Разработкой и внедрением новых учебных программ занимаются несколько педагогических центров (наиболее известный находится в Станфордском университете, штат Калифорния).
Прочные позиции занимает учебное телевидение в Западной Европе. Так, английская компания Би-би-си ежегодно транслирует учебные передачи объемом до 400 часов. Передачи смотрят практически во всех школах Великобритании.
Во Франции государственный канал телевидения систематически - трижды в неделю - ведет учебные передачи. Подготовкой учебных видеоматериалов в масштабах страны руководит Национальный центр аудиовизуального обучения в Ванве.
В Японии по каналам столичного и провинциального телевидения предлагаются различные образовательные передачи для детей всех возрастов.
Немалый опыт накоплен учебным телевидением в России. Так, до 1996 года регулярно выходила в эфир передача «Российские университеты».
Во Франции в настоящее время создаются общенациональные фонды аудио-, видеодокументации. Был осуществлен масштабный эксперимент, получивший название



«Активный юный телезритель». В его задачи входило научить школьников критически пользоваться телеинформацией для самообразования, расширения кругозора. Подростки получали консультации от учителей и собственных родителей, которые прошли особые стажировки в аудиовизуальных учебных центрах. В эксперименте участвовали до 25 тыс. подростков, 2 тыс. взрослых, в том числе 1300 преподавателей. Анкетирование и тестирование большой группы школьников в начале и по окончании эксперимента показали, что все они заметно продвинулись вперед в своем развитии.
Среди проблем, которые возникают в связи с влиянием на молодежь средств массовой информации, особую тревогу порождает опасность дегуманизации личности школьника. По мнению многих специалистов, жестокость, насилие, низкопробные в художественном и эстетическом отношении материалы, которыми наполнены средства массовой информации, пробужают в подрастающем поколении самые темные и низменные наклонности и желания. Ученые и практики, представители общественности обеспокоены, что средства массовой информации, новейшие технологии гасят фантазию и воображение детей, отодвигают на задний план ничем не заменимые при воспитании человеческие контакты. «Где же тут общение?» - вопрошает американский фантаст Р-Брэд-бери, описывая оснащенную всяческой техникой школу будущего. Встревоженность писателя не беспочвенна. Уже се-годня телевидение, компьютерные игры нередко заменяют школьникам общение с родителями, сверстниками, преподавателями.
Японский ученый Тонака Казиа считает в этой связи, что средства массовой информации должны интегрироваться в процесс воспитания крайне осторожно, чтобы развивать, а не разрушать личность ребенка.
Чтобы сделать управляемым воздействие средств массовой информации на учащихся, ученые-педагоги предложили несколько вариантов использования новейших технологий в воспитании и образовании. Один из них получил название «мультимедиа». Его смысл состоит в комплексном использовании новейших технических средств информации для школьного воспитания и образования. Учитывается, что всякое техническое новшество в сфере информации и связи имеет свои специфические особенности и потому должно стать особым звеном в системе мотивации учащихся.
Для реализации идеи «мультимедиа» при министерстве образования Франции действует Координационный центр,

который занят разработкой и внедрением методик использования материалов средств массовой информации в учебно-воспитательном процессе. Центр систематически публикует и распространяет информационные обзоры для школьников и преподавателей (школьный видеорепортаж, школьное радио, школьный журнал и пр.). Центр издает общеевропейский журнал «Факс», материалы которого собираются в течение 24 часов по факсовой связи из школ всей Европы.
На особом месте среди форм воспитания, черпающих материал в средствах массовой информации, находится деятельность, получившая наименование «пресса в школе». Она по-пулярна в старших классах и способствует педагогически целесообразному усвоению информации, поступающей из газет и журналов. «Прессе в школе» отводится важная роль в модернизации школьного воспитания. За нее ратуют ведущие западные издания - американская «Нью-Йорк Тайме», французская «Монд», итальянская «Карьера дела серра». Учреждены учебно-методические журналы прессы в школе - «Читать газету» (Франция), «В зеркале прессы» (Германия). Созданы специальные педагогические центры в Германии, Италии, Франции. Издаются особые газеты для школьников, первой из которых была английская «Болтон ивнинг ньюс». В 1985 году в Париже состоялся первый международный симпозиум «Пресса в школе» с участием издательств, педагогов, ученых, бизнесменов. Прошедшая в 1996 году в Суздале очередная международная конференция «Пресса в школе» означала подключение к эксперименту и российских педагогов.
Особое значение воспитанию в рамках «прессы в школе» придают в США. Здесь выходит еженедельник «Новая газета в классе» (тираж около 7 млн экземпляров), где публикуется информация по различным политическим вопросам. «Нью-Йорк Тайме» выпускает еженедельное приложение «Пресса в школе». Богато иллюстрированное, это издание содержит информацию по социальным и политическим темам национального и мирового масштаба. Материалы изданий «прессы в школе» перепечатывают провинциальные газеты. Стиль, язык публикаций вполне доступны подросткам.
В Западной Европе активно применяют «прессу в школе» во Франции, например, во многих средних школах подростков приучают систематически следить за политическими событиями, делать подборки материалов на темы внутренней и международной политики. Действуют клубы «прессы в школе». Участники клубов обсуждают актуальные проблемы - от

отмены смертной казни до перспектив европейской интеграции. В клубах ведется пацифистская, экологическая пропаганда, обсуждаются материалы, разоблачающие неофашизм. Периодически происходят общенациональные кампании «прессы в школе». Одна из них, например, происходила в январе-марте 1991 года. В ней были задействованы около 2,5 тыс. учебных заведений. В течение нескольких месяцев школьники из Бордо делились в прямом телевизионном эфире со сверстниками из других городов опытом подготовки школьной газеты.
Использование средств массовой информации в школьном воспитании и образовании позволяет выводить подготовку подрастающего поколения на уровень современных общест-венных требований, привлекать ранее неизвестные резервы повышения эффективности деятельности школы.
Вопросы-задания
1. Назовите недостатки учебно-воспитательного процесса в современной школе. Объясните разницу и сходство между радикальным и умеренным подходами к проблеме преодоления этих недостатков.
2. Охарактеризуйте традиционный урок. Попытайтесь найти сходство и различие между традиционным уроком и новыми моделями обучения. Приведите примеры таких моделей в разных странах мира.
3. Попытайтесь составить классификацию экспериментальных школ. Укажите их роль в развитии образования и воспитания. Приведите примеры влияния экспериментальных школ на обычное образование и воспитание.
4. Подумайте, что привлекает современных педагогов в опыте экспериментальных школ прошлого? Приведите примеры использования такого опыта в современных экспериментальных школах различных стран.
5. Какую эволюцию прошли лицеи и гимназии в России с конца 80-х до середины 90-х годов?
6. Какие реформы предпринимаются для того, чтобы укрепить взаимосвязь школы и внешкольного воспитания и образования?
7. В чем вы видите главные функции новейших технических средств обучения? Приведите примеры из опыта ведущих стран мира.
8. Что положительного и отрицательного, на ваш взгляд, несет использование в школе новейших технических средств?

Джуринский А. Н. Сравнительная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 176 с.

Литература к курсу "Сравнительная педагогика"

Основная:

  1. Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. М.-Воронеж, 1996.
  2. Вульфсон Б.Л. Образовательное пространство на рубеже веков: учебное пособие. М., 2006.
  3. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. М., 1993.
  4. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 2004.
  5. Никандров Н.Д. Образование и культура / Мир образования - образование в мире. 2003. №4.
  6. Образование в мире на пороге XXI века: Сб. научн. трудов. М., 1991.
  7. Реформы образования в современном мире. М., 1995.
  8. Педагогика народов мира: История и современность. М., 2001.
  9. Современное состояние систем образования в некоторых зарубежных странах / Авт.-сост. Гаврилова Т.Н. и др. Ярославль, 1999.
  10. Сравнительная педагогика: история и современное состояние / Под ред. В.А. Капрановой. М., 1998.

Дополнительная:

  1. Александри В. Из истории французской революции XVIII в. Обзор коллекции Марка-Антуана Жюльена де Пари / Борьба классов. М., 1935. № 5.
  2. Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире // Педагогика. 2002. № 7. С. 88-95.
  3. Андреев В.И. Введение в европейскую сравнительную педагогику. М., 2001.
  4. Бенавидес Л., Арредондо В. К новой парадигме планирования образования // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. М., 1992. № 1/2. С. 123-136.
  5. Бондаренко Е.А. Состояние медиаобразования в мире // Педагогика. 2000. №3. С. 88-98.
  6. Боревская Н. Образовательная политика в Китае и России: сравнительный анализ // Педагогика. № 1. М., 1996. С. 94-103.
  7. Бородько М.В. ЮНЕСКО: история создания и современное состояние // Педагогика. 2000. №1. С. 81-89.
  8. Быблюк М. Существует ли опекунская педагогика? (из польского опыта) // Педагогика. 1993. №4. С. 117-119.
  9. Вайлер Г.Н. Политика, образование, развитие // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. № 4. М., 1985. С. 39-52.
  10. Визальберги А. Целесообразно ли экономить на образовании? // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. №2. М.,1987. С. 85-92.
  11. Вопросы сравнительной педагогики. Выпуск IV. Сборник трудов Московского пед. института им. В.И. Ленина. М., 1976.
  12. Воробьев Н.Е. Модернизация учебного процесса в средней школе Германии // Педагогика. 2002. №7. С. 96-106.
  13. Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур // Педагогика. 2000. № 2. С. 105-107.
  14. Вульфсон Б.Л. Высшее образование на Западе на пороге XXI века: успехи и нерешенные проблемы // Педагогика. 1999. №2. С. 84-93.
  15. Вульфсон Б.Л. Модернизация содержания гуманитарного образования в школах Запада // Советская педагогика. 1991. №1. С. 124-130.
  16. Вульфсон Б.Л. Управление на Западе: тенденции централизации и децентрализации // Педагогика. 1997. №2. С. 110-117.
  17. Гаргай В.Б. Повышение квалификации учителей на Западе: новые подходы // Педагогика. 1993. №1. С. 110-116.
  18. Гарова В. Австралия: традиции обучения // Учитель. 2000. №2. С. 77-82. №3. С. 89-93.
  19. Гарридо Х.Л.Г. Сравнительная педагогика в системе педагогических наук // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. М., 1990. № 3. С. 53-61.
  20. Говорова Н.В. Экономика знаний: европейские реалии и перспективы // Современная Европа. 2006. №4. С. 110-119.
  21. Гофман Г.Г. Сопоставительный анализ школьной политики и педагогики двух социальных систем // Советская педагогика. 1983. № 8. С. 111-114.
  22. Давыдов Ю.С. Болонский процесс и российские реалии. М., 2004.
  23. Далин В.М. Марк-Антуан Жюльен после 9 термидора // Далин В.М. Люди и идеи. М., 1970.
  24. Джуринский А.Н. Модернизация обучения и воспитания в США. М., 2000.
  25. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире. М., 2002.
  26. Дорошевская У. Частные школы в Польше: надежды и сомнения // Семья и школа. 1991. №10. С. 45-46.
  27. Жюльен М-А. Обеты гражданок // Литературное наследство. Т. 29-30. М., 1937. С. 545-575.
  28. Иванова Н.Л. Образование в западных странах на рубеже веков (проблемы интеграции). Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999.
  29. Карной М. Реформа и планирование образования в условиях экономического кризиса // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. М., 1987. № 2. С. 53-64.
  30. Кинг Э. Эволюция сравнительных исследований в образовании // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. М., 1990. №3. С. 62-75.
  31. Киселёва Е.В. Миссия М.-А. Жюльена в Бордо // Французский ежегодник. 1972. М., 1974.
  32. Колобашкин Н.А. О положении с заработной платой учителей в странах Европейского Союза // Перемены. 2004. №4. С. 51-54.
  33. Корзинский Е.В. Западноевропейская интеграция в сфере образования // Советская педагогика. 1990. №7. С. 124-128.
  34. Коптаж Г. Непрерывное образование: основные принципы // Вестник высшей школы. 1991. №6. С. 52-62.
  35. Кумбс Ф. Г. Кризис образования в современном мире: системный анализ / Пер. с англ. М., 1970.
  36. Кучеряну М.Г. Особенности подготовка учителей для разных типов учебных заведений в Великобритании // Формирование успешного человека: стратегия и тактика: материалы чтений
    К.Д. Ушинского. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007. С. 240-246.
  37. Латыш Н.И. Образование на рубеже веков. М., 1990.
  38. Левин К. К проблеме финансирования образования // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. № 2. М.,1987. С. 65-84.
  39. Лысова Е.Б. Проблемы содержания образования во французской педагогике // Педагогика. 1999. №3. С. 101-108.
  40. МГПИ им. В.И. Ленина. Сборник трудов. Вып. 4. Вопросы сравнительной педагогики. М., 1976.
  41. Методологические проблемы сравнительной педагогики: сб. научн. трудов. М., 1991.
  42. Микаберидзе Г.В. Образование в новых индустриальных странах Восточной Азии // Советская педагогика. 1991. №11. С. 127-133.
  43. Микаберидзе Г.В. США-Япония: чья школа лучше? // Педагогика. 1995. №1. С. 83-88.
  44. Митина В.С. Частные школы в развитых странах Запада // Педагогика. 1996. №4. С. 87-91.
  45. Молоков Д.С. Влияние "спутникового шока" на реформирование западного образования в 60-80-е годы ХХ века // Формирование успешного человека: стратегия и тактика: материалы чтений
    К.Д. Ушинского. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007. С. 65-70.
  46. Молоков Д.С. Зарубежный опыт управления в сфере образования // Материалы второй заочной научно-практической конференции "Менеджмент в образовании". Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006.
  47. Никандров Н.Д. Сравнительная педагогика: уроки и надежды // Советская педагогика. М., 1988. № 10. С. 129-134.
  48. Никитин Э.М. Зарубежный опыт повышения квалификации педагогических кадров. М., 1995.
  49. Новикова А.А. Медиаобразование в США: проблемы и тенденции // Педагогика. 2000. №3. С. 68-74.
  50. Образование: сокрытое сокровище // Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века. ЮНЕСКО. М., 1997.
  51. Образование в условиях формирования нового типа культуры. Спб, 2003.
  52. Ордон У. Особенности профессионального развития польского учителя // Народное образование. 2005. №1. С. 149-154.
  53. Ордон У. Приоритеты образовательной политики ЕС: взгляд из Польши // Педагогика. 2005. №3. С. 91-95.
  54. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Бим-Бада. М., 2002.
  55. Прогностические модели систем образования в зарубежных странах. М., 1994.
  56. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред.
    В.В. Давыдов. М., 1998.
  57. Соколов В. С. О государственной политике в области образования // Педагогика. № 6. М., 1994. С. 13-17.
  58. Соколова М.А., Кузьмина Е.Н., Родионов М.Л. Сравнительная педагогика. М., 1978.
  59. Статистический ежегодник образования. М., 2005.
  60. Столяренко А.М. Сравнительная педагогика: учебник авторизованного изложения. М., 1992.
  61. Таршис Е.К. О сравнительно-педагогических исследованиях в Англии // Критика буржуазных течений в педагогике. М., 1977. С. 3-15.
  62. Титов В.А. Сравнительная педагогика: конспект лекций. М., 2003.
  63. Тихомиров В.П. Виртуальная образовательная среда: предпосылки, принципы, организация. М., 1999.
  64. Филиппов В.П. Некоторые тенденции развития классических университетов // Высшее образование в России. 1996. №3. С. 13-16.
  65. Франко Р., Эспиндола Э. Образование и второе поколение реформ в Латинской Америке // Латинская Америка. 2002. №5. С. 46-54.
  66. Хамадаш А. Неформальное образование: концепции, состояние, перспективы // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. № 1/2. М., 1992. С. 138-155.
  67. Холмс Б. Эволюция сравнительной педагогики // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. М., 1986. № 2. С. 45-65.
  68. Хорольский В. С. О некоторых методологических аспектах "сравнительной педагогики" // Политика капиталистических государств в области образования / Под ред. З.А. Мальковой и др. М., 1983. С. 92-102.
  69. Шкатулл В. Положение учителя и ребенка в современном мире. М., 1995.
  70. Шривер Й. Предметный дуализм сравнительной педагогики // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. М., 1990. № 3. С. 85-104.
  71. Экспериментальные учебно-воспитательные учреждения Западной Европы и США. М., 1989.

Литература на иностранных языках:

  1. Arnove R.F. Comparative Education and World Systems Analysis // Comparative Education Review. N.Y., 1980. 24, № 2. Р. 48-62.
  2. Beauchamp E. Japanese and U.S. Education Compared. Bloomington, 1992. P. 7.
  3. Bereday G. Comparative Method in Education. N.Y., 1964.
  4. Conference of ministers of education and those responsible for economic planning in Africa member states. Final Report. Paris: UNESCO, 1982.
  5. Curriculum Guidelines for Compulsory Education in Norway. Oslo, 1990
  6. Di Rienzo E. Néo-jacobinisme et question italienne dans les manuscrits de Marc Antoine Jullien de Paris // Annales Historiques de la Révolution française. 1998. N 313;
  7. Education Reform Act. London, 1988.
  8. Gozzar G. School Curricula and Social Problems // Prospects. 1990. Vol. ХХ. N. 1.
  9. Holmes B. Comparative Education: Some Considerations Of Method. London, 1981.
  10. Idem. Marc-Antoine Jullien de Paris (1789/1848). Una biografia politica. Napoli, 1999.
  11. Kazuo I. School Education in Japan. Tokio, 1989. P. 25.
  12. Noah H.J., Eckstein M.A. Toward a Science of Comparative Education. London, 1969.
  13. Palmer R.R. From Jacobin to Liberal. Marc-Antoine Jullien, 1775-1848. Princeton, 1993.
  14. Templeton R. The Study of Comparative Education in the United States // Harvard Educational Review. Harvard, 1954. 24, № 3. Р. 141-158.
  15. Theories and Methods in Comparative Education / Ed. by Schriver J., Holmes B. Frankfurt am Main, 1978.
  16. Vargas P. de. L"héritage de Marc-Antoine Jullien, de Paris à Moscou // Annales historiques de la Révolution française. 1995. № 301.
  17. World Class Standards for American Education. Wash., D.C., 1992.
  18. UNESCO Statistical book 1996. Table 4.3. Paris, 1997.
  19. U.S. Chaudhari. Issues in Advaances in Education. Delhi, 1986.

Источники в сети Интернет:

  1. http://education.unesco.ru (Деятельность ЮНЕСКО).
  2. http://old.prosv.ru/metod/dgur/3.html (Практика школьного воспитания в странах мира).
  3. http://www.zn.ua/3000/3300/25840 (Корсак К. Компаративистика: кому она нужна? // Зеркало недели. №6. 12-18 февраля 2000).
  4. http://www.4todakak.ru/md/mod/tex/view/1753/ (Российская педагогическая энциклопедия).
  5. http://teacher-enc.info/index.php (Энциклопедия педагогики).
  6. http://www.itiprao.ru/index.htm (Лаборатория изучения образования и педагогики в зарубежных странах Института теории и истории педагогики)
  7. http://comparative.edu.ru:9080/PortalWeb/Msg?id=6666.
  8. http://www.tandf.co.uk/journals/titles/03050068.asp.
  9. http://rescentr.ablaikhan.kz/ebooks/sravn_pedagog/R1.htm.
  10. http://www.dictionary.fio.ru.

В настоящий момент мы с вами находимся на духовно нестабильном этапе развития современного общества, мы живем в непростой, но очень увлекательный век, век глобальной информатизации, цифровых инноваций и интернет-коммуникаций. Вопрос о влиянии средств массовой информации на личность ребенка в последнее время актуален не только на теоретическом, но и на практическом уровне.

Сегодня доступ к СМИ – это необходимое условие формирования всесторонне развитой личности. Они влияют на различные этапы и стороны информационного процесса – средства массовой информации занимают огромное место в жизни отдельного человека и общества в целом. Телевидение, радио, печать, Интернет стали основными источниками информации, формирующими внутренний мир человека.

Данная тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над рынком средств массовой информации, неконтролируемой подаче информации различной аудитории, что, в конечном счете, пагубно сказывается на формировании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения.

Становление личности ребенка, в силу занятости большинства родителей решением материальных вопросов, довольно часто происходит под прессом массовых коммуникаций, которые не столь безобидны, как кажется на первый взгляд. Средства массовой информации влияют на личность с самого рождения. На какие воспитательные ориентиры нацелены сегодняшние мультфильмы и передачи, которые мы называем детскими? Приглядитесь, как незаметно подменяются духовные ориентиры в нашем сознании на те, которые выгодны производителям бессмысленных программ и сериалов, кровавых боевиков. Если каждый раз показать какой-то образ в выгодном свете – человек начинает бессознательно считать это нормой. И поэтому откровенная жестокость, безнравственность, становятся нормой поведение, а «Дом – 2 », персонажи «Нашей Раши» – это уже считается обычным и приемлемым явлением.

Население нашей планеты уже не может представить свое существование без социальных сетей, блогов, интернет-магазинов. Однако ни для кого не секрет, что большинство гигабайт, содержащихся в недрах всемирной паутины, забиты вовсе не нужной и полезной информацией, а насилием и экстремизмом. Очень часто пропагандируются различные деструктивные организации, которые имеют целые сайты с полной информацией о своем содержании, молодежь очень просто заманить в свои «сети». Одна из главных задач у таких организаций и структур – изолировать детей от родительской помощи, заботы и наставлений, превратить детей в своих послушных рабов. И, к сожалению, с такими задачами они часто справляются. Ведь не редкость, что многие родители вкусы и увлечения ребенка не контролируют, не хотят в них разобраться и придерживаются принципа "чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало". И как показывает опыт, жертвами сект и их пленниками часто становятся те дети и подростки, чьим прихотям родители потакают, но не уделяют при этом должного внимания, от которых "откупаются" подарками и карманными деньгами. Нужно понимать, что чем больше внимания уделяется ребенку в семье, чем больше у него ответственности и обязанностей перед близкими, тем меньше вероятность, что он будет «искать себя» среди неформальных объединений.

Особого внимания требует к себе общение детей в социальных сетях. Люди, разрабатывающие технологии вовлечения молодежи в деструктивные группы, активно совершенствуются в своих методах работы с подростками. И у них даже есть понятие – самововлечение в ту или иную организацию. Как это происходит? Все через тот самый компьютер, который имеется практически в каждом доме. Это так называемое взаимодействие в социальной сети. Дети общаются между собой, некоторые сами себя накручивают до такой степени, что готовы совершать асоциальные поступки. Они никому не верят – ни родителям, ни учителям – и доходят до такого состояния, что авторитетов для них не существует. Многие родители часто говорят: «мой ребенок не такой, он с помощью интернета делает уроки». Но они не берут во внимание то, что ребенок может попасть на негативный сайт совершенно случайно. Если, например, ввести в поисковике «смысл жизни», казалось бы, невинный запрос, то есть большие шансы, что ребенок попадет на сайты скрытых сект, поскольку они продвигаются в Сети именно по такого рода запросам. Это же касается и подростковых деструктивных субкультур. Сейчас часто публикуется информация о виртуальных клубах самоубийц, которые дают различные советы о том, как лучше свести счеты с жизнью, и в настоящий момент нет статистики, сколько именно молодых ребят свели счеты с жизнью «благодаря» таким сайтам, но есть показатели посещаемости подобных ресурсов – десятки тысяч! Десятки тысяч потенциальных молодых самоубийц в стране! Какие же еще нужны примеры, чтобы начать осознавать масштабы надвигающейся трагедии?!

В мае 2018 года мы провели анкетирование подростков нашего лицея с целью определение влияния на них СМИ, Интернета, изучили уровень информированности обучающихся о молодежных субкультурах. В анкетировании участвовали 30 подростков в возрасте от 13-15 лет. Были получены следующие результаты.

1. Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?

А) Находиться дома, перед телевизором или в интернете – 43%

Б) С друзьями на улице – 36%

В) Спорт, секции, кружки – 20%

2. Какие телепередачи предпочитаете смотреть?

А) Развлекательные – 33%

Б) Познавательные – 13%

В) Сериалы – 43%

Г) Вообще не смотрю ТВ – 11%

3. Можешь ли ты обойтись без интернета?

А) Да, могу – 20%

Б) Могу, но с трудом – 30%

В) Нет, не могу – 50%

4. Во время пользования интернетом встречалась ли вам информация, негативного влияния на вас?

А) Да, всегда – 27%

Б) Довольно часто – 37%

В) Иногда – 30%

Г) Нет, никогда – 6%

5. На ваш взгляд, интернет хорошо влияет на вашу духовность?

А) Да – 26%

Б) Нет – 43%

В) Не знаю – 30%

6. Какие молодежные субкультуры Вы знаете?

Скинхеды – 15, Готы – 10, Эмо – 12, Панки – 8, Геймеры – 6, Тамблеры – 4, Вейлеры – 4, Сед БОЙ – 1, Хипстеры – 1.

7. Из каких источников Вы больше всего информированы о них?

А) Интернет – 40%

Б) СМИ – 26%

В) Друзья – 26%

Г) Родители – 4%

Д) Педагоги – 4%

8. Относите ли вы себя к какой-нибудь молодежной субкультуре?

А) Да – 30% Б) Нет – 70%

Из результатов анкетирования мы видим, что большая часть нашей молодежи предпочитают сидеть дома перед телевизором, в интернете (43%). Всего 20% подростков занимаются спортом или в каких-либо секциях. Настораживающие данные о зависимости молодого поколения от интернета просматриваются в вопросе «Могут ли подростки обойтись без интернета», не могут – ответили около половины опрашиваемых, могут с трудом – 30% и могут отказаться всего 20% молодежи. При этом информацию негативного содержания в интернете встречают практически всегда 27%, и иногда с ней встречаются 37% подростков.

Таким образом, откуда молодежи взять тот положительный потенциал, который требуется для их духовно-нравственного развития и становления. На какой идеал им опереться и равняться, если среди телепередач подростки предпочитают смотреть телесериалы (43%) или развлекательные программы (33%) и всего (13%) смотрят познавательные программы. Среди молодежных субкультур наши сверстники больше информированы о деструктивных субкультурах (скенхедах, готах, эмо). И чаще всего информацию о данных субкультурах они узнают из интернета (40%) и СМИ (26%).

Стоит задуматься, что же творится и что будет дальше? Незаметно вырываются духовные корни, уничтожаются основы народной нравственности. Эпизод за эпизодом разыгрывается грандиозная по своему масштабу трагедия необратимого угасания нравственного и морального самосознания молодежи. В человеческий мозг вбивается культ жестокости, предательства, распущенности, словом всякой безнравственности. Из года в год расшатываются порядочность, духовность и честность людьми, имеющими в этом свои приоритеты наживы и алчности.

Поэтому нам необходимо быть каждую минуту «начеку», знать, интересоваться, быть в курсе того, чем занимаются наши дети в компьютере, мобильном телефоне, с кем они там общаются.

Задача взрослых – быть чуткими, понимающими. Если у ребенка прекрасные взаимоотношения с родителями, то он, в принципе, свободен от влияния любых сообществ, и наоборот, если имеются нарушения во взаимоотношениях с близкими, то любые «неформалы» могут захватить ребенка «с головой». Как бы государство не запрещало фильмы или сайты с элементами насилия или разврата, если в семье не будет создана атмосфера доверия и любви, то никакие запреты не будут действовать. И именно родители должны своим собственным примером воодушевлять детей на добрые дела и быть для них моральным авторитетом, и тогда детей не будет тянуть к запрещенным вещам.

Список использованных ресурсов

1. Безопасность детей в Интернете http://www.obzh.info/novosti/novoe/bezopasnost-detei-v-internete.html

2. Азбука безопасности в Интернете http://azbez.com/safety/internet

3. Акции детского портала Tvidi.Ru. "Правила безопасности в сети Интернет" http://www.fid.su/projects/saferinternet/year/actions/tvidi/

4. Социальные ролики с сайта http://detionline.com

5. Полезный и безопасный интернет. Правила безопасного использования интернета для детей младшего школьного возраста: метод. руководство / под ред. Г.У. Солдатовой. − М.: Федеральный институт развития образования, 2012. – 48 с.

Функции СМИ

Функция (лат. functio "обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей")

Рассмотрение и анализ функций любой системы социальной деятельности - важнейший момент ее теории.

Это связано с тем, что процессы, происходящие в каждой системе социальной деятельности, определяются, в конечном счете, тем, что она осуществляет определенную функцию в более широком целом.

Вообще у СМИ огромное количество функций в совершенно разных сферах.

Например, Е.П. Прохоровх , считая журналистику полифункциональной системой, выделяет следующие шесть функций журналистики:

1. коммуникативную - функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет исходной функцией журналистики;

2. непосредственно-организаторскую, в которой наиболее наглядно проявляется роль журналистики как "четвертой власти" в обществе;

3. идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;

4. культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;

6. рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).

Но следует отметить, что непонятно выделение автором непосредственно - организаторской функции. Ведь, поскольку журналистика является и четвертой властью в обществе, стало быть, она влияет и на мировоззрение и взгляды людей, мотивирует их поведение. Следовательно, эту функцию можно объединить с идеологической. Однако СМИ проявляют себя в совершенно различных сферах,

в каждой из которых СМИ выполняют свою определенную функцию.

Так, например, С.Г. Корконосенко выделяет 4 такие сферы: экономическую, политическую, духовно-идеологическую и социальную.

В каждой из этих сфер СМИ играют свои социальные роли: - производственно-экономическую,

Регулирующую,

Духовно-идеологическую,

Информационно-коммуникативную.

Так, в экономической области она становится элементом системы производства, приобретает качества товара. В социальном измерении главным является сбор, накопление, хранение, переработка и распространение информации.

В духовной сфере пресса выполняет познавательную, образовательную, воспитательную функции, свойственные всем идеологическим институтам.

Автор полагает, что ролевой подход дает возможность описать сложный комплекс функционирования СМИ. Возможно, но автор считает, что быть товаром есть функция журналистики - а это, по всей видимости, преувеличение, поскольку товар - это продукт труда, способный удовлетворять какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена, но каким образом журналистика может служить продуктом обмена? В данном случае это не функция журналистики, а функция информации, которую обрабатывает журналистика.

Так же, как и сбор, хранение и т.д. информации, так как это слишком ограниченное определение функции в социальной сфере. Автор также определяет субъектов, которые оказывают влияние на формирование функций СМИ.

Генеральным субъектом по отношению к журналистике является общество. На удовлетворение потребностей всего общества направлены функции интеграциии познания, выполняемые журналистикой. Отдельные социальные структуры, как субъекты, своими потребностями в завоевании и удержании власти определяют такие функции журналистики, как пропаганда, агитация, организация. Личность определяет функции ориентации, морально - психологического удовлетворения.

Для такого специфического вида социальных субъектов, как журналисты, журналистика выполняет служебно-профессиональную и творческую функции.

Однако вызывает сомнение само деление субъектов, поскольку журналист может выполнять не только творческую и профессиональные функции, но также использовать прессу в своих собственных интересах.

Автор полагает возможным различать еще и социальное назначение журналистики, или ее генеральную функцию, которая состоит в регулирующем и преобразующем воздействии на социальную практику в соответствии с актуальными общественными интересами. Но при этом автор не связывает эту функцию ни с одним субъектом.

Но данные авторы, по всей видимости, отождествляют фукнкции журналистики и функции СМИ. Функции средств массовой информации более разнообразны и журналистика не исчерпывает весь спектр деятельности СМИ. Однако различная деятельность средств массовой информации выходит за рамки деятельности журналистики, как, например, прямая трансляция по телевидению заседания какого-либо съезда или сессии парламента, трансляция по телевидению или радио балета (спектакля, эстрадного концерта), публикация (оглашение) законодательных актов, указов и прочих нормативных актов государственных властей, трансляция урока английского (или любого другого) языка, трансляция (публикация) программы передач, сводки погоды, рекламы очередного товара. То есть понятие “журналистика” может появиться тогда и только тогда, когда дается оценка текущему событию. Только при этих условиях комментатор становится журналистом, а комментарий - элементом журналистской деятельности. Таким образом, мнение журналиста-практика - руководителя еженедельника "Тайм", приведенное С.Г. Корконосенко в своей работе, является достаточно объективным: "Мы по-прежнему имеем дело с оценкой текущих событий и не претендуем на беспристрастность". Таким образом, различные авторы по-разному рассматривают функции средств массовой информации. Но, на мой взгляд, самое простое разделение функций можно встретить в современных исследованиях:

гуманитарные функции СМИ - информирование, образование, развлечение и т.п.;

политические функции СМИ - формирование массового общественного сознания и/или направленное влияние на отдельные группы населения.

Видимо, эти функции названы политическими, поскольку политическая власть воздействует на общественное мнение, формирует определенную идеологию в массах, привлекает к политическим идеям различные группы лиц. Особенно сильно процесс влияния на общественное мнение происходит во время политических выборов, когда внедряются установки, стереотипы, навязываются свои цели и человек побуждается к определенному действию.

В следующем параграфе я бы хотела рассмотреть идеологическую (или политическую) функцию и ее составляющие.