Самые популярные детские вопросы. Как правильно отвечать на детские вопросы «Почему? Почему в космосе невесомость

Почему у сосны и если листва осенью не опадает, почему крапива жжется, почему рыбы не тонут — ответы на эти и многие другие вопросы в данном разделе

Впервые грейпфрут открыл в 1750 году священник-ботаник Гриффитс Хьюджес и назвал его «запретный плод». А свое нынешнее название этот фрукт получил в 1814 году на острове Ямайка. Название грейпфрута образовано из английских слов grape (виноград) и fruit (фрукт). Все, кто пробовал плоды грейпфрута, ничем не похожие на виноград, удивляются такому происхождению слова. Почему же назвали так этот плод, ведь с виноградом он ничего общего, казалось бы, не имеет? Но если

Сущность Закона управления поступками людей Главный герой романа Марка Твена Том Сойер открыл великий закон управления поступками людей. Суть его заключается в следующем приёме. Чтобы управлять своими или чужими интересами, необходимо соблюдать следующие условия: добровольность - цели, поставленные перед собой самим человеком, достигаются легче, чем те, что навязаны другими; постепенность - следует дозировать усилие, увеличивая их постепенно; положительные эмоции - «усилия на грани приятного» - заниматься надо до тех пор,

Когда хотят сказать, что жизнь скоротечна, а события в ней постоянно меняются, часто употребляют крылатое выражение, автором которого является древнегреческий философ Гераклит Эфесский (544-483 гг. до н. э.): «В одну реку нельзя войти дважды». Изречение Гераклита стало пословицей В чём смысл этого изречения в понимании Гераклита? Его объясняет полная цитата автора: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии,

Если вы ищете доводы, которые помогут объяснить ребёнку, почему нельзя бить и обижать животных, на этой странице вы их найдёте. Данная статья написана в форме прямого обращения к ребёнку, поэтому будет лучше, если он прочтёт её сам. Итак, наш юный читатель, давай поговорим о такой серьёзной теме, как отношение человека к животным, которых ты можешь встретить на улице. Хотим сразу тебя предупредить, что это нелёгкий разговор, потому что при­дётся рассказать о грустных

Как появились мультфильмы Смотреть мультики любит каждый ребёнок. Ведь большинство мультиков или анимационных фильмов были придуманы специально для детей. Но смотрят их и взрослые. Почему же мы так любим мультики? Секрет их притягательности для нас в том, что нарисованные герои оживают именно в мультиках, они разго­варивают, живут своей мультяшной жизнью, в которую нам так иногда хочется попасть. Первые мультфильмы стали делать в одно время с фильмами. Ки­ношный бум прокатился по

Все знают, что лёд - это замёрзшая вода, правильнее сказать, пребывающая в твёрдом агрегатном состоянии. Но почему лёд не тонет в воде, а плавает на её поверхности? Вода - необычное вещество, обладающее редкими, даже аномальными свойствами. В природе большинство веществ расширяются при нагревании и сжимаются при охлаждении. Например, ртуть в градуснике поднимается по узкой трубке и показывает повышение температуры. Поскольку ртуть замерзает при -39 ºС, она не годится для термометров,

Практически все предметы, которые нас окружают, были в разное время кем-то придуманы. Какие знаменитые изобретения прославили придумавших их людей? Зачем человек изобретает Прежде всего, изобретатели и ученые думают о том, как принести пользу людям, сделать так, чтобы всем было удобно и хорошо. Например, когда англичанин Джоан Ханвэй заметил, как неудобно носить с собой большой зонт, он взял и придумал складной зонтик, который легко помещается в сумке. Стикеры — удобные самоклеящиеся бумажки — были

Как известно, корабли строят из металла и они очень тяжелые. Железные гвозди тоже производят из металла, по сравнению с кораблями они легкие, но, тем не менее, уходят ко дну. А почему корабли не тонут? Закон Архимеда в действии. Парадокс Архимеда Чтобы объяснить это явление, необходимо иметь представление о Законе Архимеда: на тело, погруженное в жидкость (или газ), действует выталкивающая сила, равная весу жидкости (или газа) в объеме тела. Чтобы убедиться в

Нам кажется, что свет — белый. Но на самом деле он состоит из разных цветов. Бывает, что во время дождя выглянет солнце, и тогда солнечный свет преломляется в капельках воды и «распадается» на несколько цветов. Этих цветов всегда семь, и они расположены в строгой последовательности: красный — оранжевый — желтый — зеленый — голубой — синий — фиолетовый. Так в небе и возникает красивая разноцветная радуга. А как сделать радугу

Наверняка вы обращали внимание, что хаотично разбросанные капли всегда имеют круглую форму. Почему капля круглая? Если внимательно присмотреться, то увидим, что форма капли вовсе не идеально круглая. Например, если смотреть снизу на капли дождя, то они кажутся почти плоскими. Идеальный шар возможен лишь в условиях невесомости. А поскольку мы находимся на Земле, капля (как и все тела на нашей планете) подвергается воздействию силы притяжения. Это делает ее слегка сплюснутой. Поэтому по

Храп — это своеобразный, довольно громкий звук, издаваемый как человеком, так и некоторыми животными во время сна. Это отчетливое дребезжание и вибрацию создают ткани гортани. Храпящие представители братьев наших меньших встречаются довольно часто. Так почему собака храпит? Хотя храпеть во сне может любая собака, некоторые породы более других подвержены этой напасти. Это брахицефалические породы собак, отличающиеся приплюснутой формой черепа. К ним относятся пекинесы, боксеры, мопсы, бульдоги, шарпеи, бостон терьеры, мастифы, гриффоны,

Еще в древние времена люди, наблюдая за поведением животных, убедились, что они более тонко чувствуют природные явления. В чем проявляются удивительные способности животных и каковы причины их возникновения? Животные чувствуют приближение землетрясения Подмечено, что перед наступлением землетрясений разные животные ведут себя не так, как обычно. Рыбы и другие обитатели водоемов обычно всплывают на поверхность; животные, обитающие в земле, покидают свои норы и выползают наружу; зимой звери просыпаются от спячки и покидают свои

Общеизвестный факт: на вершинах высоких гор снежно даже летом. Казалось бы, поскольку источник тепла - Солнце - находится высоко в небе, а чем ближе к Солнцу, тем теплее, то ни снега, ни льда там быть не должно, если на равнине их нет и стоит тёплая погода?! Почему в горах не тает снег? Парадокс близости к Солнцу На самом деле аргумент, что чем ближе к Солнцу, тем теплее, хоть и является верным, но

С наступлением осени природа увядает, желтеют, а затем опадают листья с деревьев, и мы с грустью наблюдаем, как птицы устремляются в теплые края. Почему птицы улетают на юг? Холода не страшны Некоторые люди подвержены заблуждению, будто птицы покидают родные места из опасения замерзнуть в зимний период. И хотя в сильную стужу ослабленные особи могут замерзнуть, тем не менее, причина не в этом. Большинство птиц нормально переносят низкие температуры, если имеется достаточно пищи. Их

Принято считать, что в пустынях всегда жарко и о прохладе можно только мечтать. Об этом даже пишут в стихах, как, например, в стихотворении В. Котова «Верблюд»: Жара и поклажа вздохнуть не дают: Идет по пустыне степенный верблюд. От яркого солнца слезятся глаза. Бежать по пустыне верблюду нельзя. Нельзя торопиться, нельзя суетиться, Устанешь, вспотеешь… А где прохладиться? Однако постоянная жара — всего лишь миф. В ночное время там очень даже холодно. Почему

Правителя можно сравнить с лодкой, а народ — с водой: вода может нести лодку, а может ее и опрокинуть. /Сюнь-Цзы/ Лодкой называют небольшое судно длиной до 9-ти метров, шириной до 3-х метров и грузоподъемностью до 5-ти тонн. Это один из простейших видов водного транспорта. С древнейших времен с ее помощью люди добывали пищу, путешествовали, воевали. Почему лодка не тонет? На плаву все плавательные средства удерживает физический закон, открытый много столетий

Появление снега — характерный признак зимнего сезона. Почему летом идет дождь, а зимой — снег? Выпадение осадков из облаков обусловлено нарушением устойчивости массы облака, состоящей из облачных частиц различных размеров и структуры. Если состав этих облачных элементов однороден, облако устойчиво и не склонно к осадкам. Однако это временное явление. Чрез некоторое время однородность облачных элементов нарушается, приводя к появлению осадков. Вид осадков определяется, главным образом, температурой воздуха в подоблачном слое, высотой облаков и их структурой. Облака,

Часто, когда склонившееся над горизонтом солнце освещает уходящий дождь, в небе появляется радуга. Это очень красивое природное явление. Сколько цветов в радуге и какие? С. Маршак написал об этом стишок: Солнце вешнее с дождем Строят радугу вдвоем — Семицветный полукруг Из семи широких дуг. Природа явления Этот огромный семицветный серп в небе кажется необыкновенным чудом. Правда, люди уже сумели найти ему естественное объяснение. Белый цвет солнца состоит из лучей разных

Если человек имеет возможность рассуждать, может созерцать Солнце, Луну и звёзды и наслаждаться дарами земли и моря - он не одинок и не беспомощен. /Эпиктет/ С начала своей истории люди пристально наблюдали за Луной. Этот единственный спутник нашей планеты и по сей день приковывает к себе любопытные взгляды, став важным элементом верований разных народов, их обрядов, обычаев, примет. Что за тёмные пятна на Луне и откуда они взялись? Лунный рельеф В древние времена люди

Каждый знает, что деревья горят, издавая характерные потрескивания, а железо плавится. Почему дерево горит, а металл — нет? Строение и свойства древесины как органического вещества Данное утверждение верно лишь в определенных условиях. Горючее свойство древесины определяется наличием в ее составе большого количества газов, особенно водорода и углерода, которые при контакте с воздухом вспыхивают и приводят к возгоранию древесины. Дерево начинает гореть при нагревании его до температуры выше 300 ºС или

У моего младшего сына возраст почемучки начался с вопроса "А зачем? " .

— Мама, что ты делаешь?

— Кушать готовлю.

— А зачем?

Немного позже этот вопрос частично сменился на "А что может быть? " .

— Арсений, не сиди на земле.

— А что может быть?

— Сынок, давай будем прыгать потише.

— А что может быть?

И так до бесконечности Более того, этот вопрос стал буквально «нарицательным» в нашей семье. Теперь все: и дети, и взрослые при случае спрашивают: «А что может быть?»

Ах, этот возраст почемучек!.. Столько перлов он рождает, столько прекрасного настроения и улыбок... А порою даже ставит родителей в тупик. Увы, родитель — не ходячая и может кое-что и не знать Зато, для этих случаев есть прекрасные книги. Вот, например, увлекательная энциклопедия ответов на детские вопросы

«Почему?»

Книга яркая, красочная, дает ответы на множество детских и не только вопросов. Иллюстрации Скота Ричи не дают скучать. На протяжении всей книги идет сюжетная история о семье с двумя ребятишками. То с мамой, то с папой они купаются в ванной, едут в деревню, идут в супермаркет... Ребенок с удовольствием рассматривает и изучает картинки, пока мама читает.

  • Вопросы в ванной
  • Вопросы в супермаркете
  • Вопросы перед сном
  • Вопросы на прогулке
  • Вопросы на кухне
  • Вопросы в деревне

Очень понравилось, что книгу можно использовать не от вопроса к вопросу, а просто как настольную книгу. Так, глава «Вопросы в ванной» у нас довольно быстро переросли в практическое почти тематическое занятие.

А началось все с купания в ванной и любимого детьми вопроса:

Почему пальцы покрываются морщинками, если их долго держать в воде?

Потом последовал, пожалуй, самый любимый- нелюбимый многими детками вопрос:

Ой! Почему от шампуня щиплет глаза?

Потому что защитная система наших глаз воспринимает шампунь, как опасного... микроба или пыль. И глаза посылают мозгу сигнал об опасности, что выражается сильной резью.

Почему вода утекает с таким смешным звуком?

А оказывается, это потому, что в воде лопаются воздушные пузырьки! Более того, понять этот принцип очень легко, если сравнить сливную трубу с трубочкой для коктейлей. Когда ты допиваешь сок до дна стакана и собираешь трубочкой последние капельки, то вместе с соком в соломинку попадает воздух, заполняя тем самым всю трубочку и издавая характерный звук. То же самое, только в обратном направлении, происходит и со сливной трубой.

Теперь наш взгляд упал на зеркало, которое «вспотело», покрылось капельками воды и оно стало прекрасным полотном для рисования!

Почему можно рисовать на зеркале?

Потому что горячий водяной пар оседает на холодном зеркале и снова превращается в крошечные капельки воды. Капелек много и они образуют тонкую пленку на зеркале, из-за чего оно выглядит белым, как лист бумаги. А когда мы рисуем пальцем, то просто сдвигаем капельки воды и освобождаем зеркало.

Выдумаете, мы на этом остановились? А вот и нет! Книга дала на ответы на такие вопросы как:

  • Как из крана течет одновременно холодная и горячая вода?
  • Почему нужно чистить зубы?
  • Почему мыло такое скользкое? И т.д.

Немного позже пригодилась книга и во время похода в магазин. Сначала мы прочитали весь раздел "Вопросы в супермаркете " , а потом в магазине все вспомнили и обсудили. При входе, Алеша сразу нашел «специальный электронный глаз» над дверью магазина, который замечая тебя, дает сигнал дверям открыться.

А Арсений сразу стал искать «загадочные большие двери», за которыми скрывается столько всего!:

Совершая покупки, мы удивляли прохожих тем, что дети рассказывали, что знают:

  • Почему макароны выглядят по-разному.
  • Почему шипит лимонад?
  • Почему одни яйца коричневые, а другие белые?

Вопросы и ответы нашли очередное продолжение дома. Лёд в нашей семье — обязательный атрибут чаепития. Ну, как еще быстро остудить чай? Но, как же удивительно он трескается, соприкасаясь с горячей водой. Теперь мы знаем ответ и на этот вопрос:

К вечеру, мы узнали ответ на вопрос: Почему я зеваю?

– На лапках мухи выделяется особый жир, с помощью которого муха может держаться даже на стекле.

Зачем белке хвост?


– хвост служит для белки парашютом и рулем во время прыжка.

Почему медведь уходит в спячку?


– если бы медведь не уходил в зимнюю спячку, он бы мог умереть от голода, так как зимой ему не хватит еды. Во время спячки медведь очень экономно расходует свои запасы жира, накопленные перед за лето и осень.

Зачем верблюду горб?


– в горбу верблюд хранит жир на «черный» день.

Почему кузнечик стрекочет?


– Самцы кузнечиков стрекочут для привлечения внимания. У кузнечиков на крыльях есть особая жилка, которую они используют, как смычок.

Зачем жирафу такая длинная шея?


– жирафу длинная шея помогает срывать листья с высоких деревьев.

Зачем кошки "перебирают" лапами?


– когда котята кушают молоко у мамы-кошки, они работают лапками для того, чтобы у кошки выработалось как можно больше молока. Эти движения ассоциируются у котят с теплом, мягкостью и приятными ощущениями. Поэтому, когда коту хорошо, он непроизвольно начинает «перебирать» лапками, «вспоминая» детство.

Почему птицы улетают на Юг?


– если говорить о насекомоядных птицах, то они улетают на зиму в теплые края, потому что зимой им нечего было бы есть.

Почему детеныши кабанов полосатые?


– полосатая окраска маленьких кабанят носит защитную функцию, они помогают им маскироваться. Полоски напоминают игру света и тени в лесу.

Из чего пчелы делают мед?


– пчелы делают мед из пыльцы цветов.

Почему курицы не летают?


– курица - искусственно выведенная птица. У нее тяжелая кость и крылья, не приспособленные для полета.

Зачем собака высовывает язык?


– когда собаке жарко, она «потеет» через язык. Влага с языка испаряется, и температура тела снижается.

Как верблюд обходится без воды?


– Вода у верблюда хранится не в горбу, а во всем теле равномерно. Его организм очень бережно расходует воду. Поэтому, ему вполне хватает той воды, которую он получает из пищи.

Почему собаки не любят кошек?


– не все собаки не любят кошек. У каких-то пород (например, охотничьих), силен инстинкт добытчика, и кошка воспринимается, как добыча. В некоторых случаях, собака проявляет интерес и любопытство к кошке и бежит за ней для того, чтобы поиграть и пообщаться.

Почему крокодилы плачут?


– со «слезами» из организма крокодила выводятся излишние соли. К тому же, «слезы» защищают глаза крокодила от грязи и бактерий.

Почему слоны боятся мышей?


– есть версия, что мышь может забраться к слону в хобот и перекрыть дыхание. Однако, слону достаточно лишь пару раз чихнуть для того, чтобы решить проблему.

Почему зебра полосатая?


– полосы зебры приводят в замешательство хищника, позволяя зебре спастись бегством.

Почему мы не видим голубят?


– голуби строят свои гнезда в местах, недоступных для людей. Голубята проводят в гнезде все свое детство и покидают его, уже приобретя привычный вид.

Зачем лошади подкова?


– подкова нужна, чтобы защитить копыта от износа и от травмирующего действия твердого грунта.

Почему ящерица отбрасывает хвост?


– в случае опасности, ящерица управляет этим процессом «силой мысли». Отбросив хвост, она успевает скрыться.

Почему птицы выстраиваются в косяк?


– впереди клина летит самая сильная птица. Она принимает на себя наибольшее сопротивление воздуха. Остальные птицы выстраиваются таким образом, чтобы сделать полет максимально легким и принимать на себя наименьшее сопротивление.

Почему у коровы всегда понос, а у козы-никогда?


– коровы не берегут воду, так как издавна их предки паслись на зеленых пастбищах, богатых растительностью. А предки коз напротив, в условиях сухого климата, были вынуждены дорожить каждой капелькой жидкости.

Почему у слона хобот?


– Хобот слона – это удлиненная верхняя губа, сросшаяся с носом, которая служит слону не только как орган обоняния, но и как рука. В силу своего строения, без хобота слон умер бы от голода, потому что не смог бы дотянуться до еды.

Зачем кошке усы?


– Усы для кошки – важный орган осязания, способный зафиксировать любое движение либо шорох даже в полной темноте. Они просто незаменимы на охоте. Кроме того, именно через усы кошка может отличить горячее от холодного, что нередко спасает ей жизнь.

Почему рыбы не могут жить без воды?


– Рыбы, как и все остальные животные, не могут жить без кислорода. Но их организм устроен несколько иначе, чем наш: вместо легких, у них жабры, которые извлекают кислород из воды. Если рыбу вытащить из воды, она, лишившись доступа к кислороду, погибнет.

Как паук плетет паутину?


– У паука в животе располагаются специальные железы, которые производят жидкий шелк. При контакте с воздухом, он тут же застывает, превращаясь в тончайшие нити.

Почему у павлина такой красивый хвост?


– Красивый хвост есть только у самцов павлинов. Он нужен им для привлечения самок. Чем красивее у павлина хвост, тем больше шансов у него привлечь к себе внимание противоположного пола.

Почему рыба не тонет?


– У рыб есть плавательный пузырь, который наполнен кислородом и не позволяет рыбам утонуть. Но у некоторых рыб, например, у акулы такого пузыря нет, и они остаются на плаву, благодаря своей двигательной активности.

Почему у кошек глаза светятся?


– У кошек задняя стенка глаза покрыта особыми светоотражающими кристалликами, которые позволяют им лучше видеть в темноте. Благодаря этой особенности, глаза кошек могут отражать свет в темноте, но светиться сами по себе они не могут.

Почему моржи не мерзнут?


– Моржи живут в Арктике и, как известно, с удовольствием и подолгу плавают в ледяной воде. Защититься от холода им помогает их удивительно толстая кожа и слой жира под ней.

Почему лягушку-древолаза нельзя погладить?


– Лягушка-древолаз, обитающая в Латинской Америке, крайне ядовита. Она выделяет яд, который покрывает все ее тело и защищает от хищников. Даже простое прикосновение к такой лягушке может вызвать летальный исход.

Почему перед дождем ласточки летают низко?


– Ласточки питаются мелкими насекомыми, которых они ловят в воздухе. В хорошую сухую погоду, теплый воздух поднимает насекомых высоко, и ласточки ловят их на лету. Перед грозой воздух становятся влажным и тяжелым, что вынуждает насекомых опускаться ниже. Следуя за ними, ласточки тоже оказываются ближе к земле.

Почему ежики колючие?


– Природа наградила ежиков колючками, чтобы сделать их неуязвимыми для врагов.

Почему пингвины не летают?


– Так как пингвины живут на океанских берегах, питаются они исключительно рыбой. Для того, чтобы добывать себе пропитание, они вынуждены много плавать. Для того, чтобы им было проще плавать и нырять, их крылья превратились в нечто подобное плавникам или ластам, и пингвины утратили способность летать.

Почему черная кошка считается плохой приметой?


– Такое поверье берет свое начало из древности. В эпоху Средневековья, люди полагали, что черная кошка – это ведьма, которая приняла обличие кошки. Встреча с такой кошкой непременно предвещала несчастье.

Почему Красная Книга красная?

– Красный цвет – цвет тревожности и важности проблемы. Своим ярким цветом, эта книга привлекает к себе внимание общественности.

Почему божью коровку так зовут?


– Жучок под названием «божья коровка» известен всем. При малейшей опасности, у божьей коровки на ножках выделяется оранжевое молочко, которое несет защитную функцию. Из-за этого она и получила свое прозвище. Слово «божья», вероятнее всего, имеет значение «милая».

Почему леопард прячет добычу на дереве?


– Леопард, в отличие от многих других животных, предпочитающий одиночный образ жизни, отлично лазает по деревьям. Укрываясь на дереве и пряча там же свою добычу, леопард спасается, таким образом, от непрошенных гостей, покушающихся на его еду.

Почему кукушонок выкидывает из гнезда яйца?


– Как известно, матери – кукушки не занимаются уходом за своим потомством. Эту работу они «доверяют» другим птицам. Самка кукушки тайком подкладывает свое яйцо в чужое гнездо, и ни о чем не подозревающая птичка высиживает яйцо кукушки вместе со своими. Появившись на свет, кукушонок проявляет крайнюю прожорливость. К тому же, ввиду его крупных размеров, птенцу скоро становится тесно среди своих сводных братьев и сестер, даже если они еще не успели вылупиться. Кукушонок расчищает свою территорию, выбрасывая их из гнезда, одного за другим. Для этого у него на спине есть даже специальная выемка.

Чем нюхают змеи?


– У змей отлично развито обоняние. Но нюхают они не носом, а языком. Во рту змеи находится глубокая ямка, «якобсонов» орган. Высунув свой раздвоенный язык на одно лишь мгновение, змея, улавливает микроскопические частицы, находящиеся в воздухе, а затем вкладывает свой язык в ямку и получает всю необходимую информацию.

Большинство из этих вопросов моно отнести к разряду детских, и ответы на них знают многие взрослые… но не все. Для тех, кто недоучился в школе

WuzzUp предлагает восполнить пробелы в знаниях и представляет 10 ответов на детские вопросы, которые должен знать каждый, чтобы не упасть в грязь лицом, если вдруг какой-нибудь любопытный ребенок решится поинтересоваться…

Почему кипит вода?

При нагреве воды молекулы воды начинают двигаться, от этого повышается температура. Толчея среди частиц усиливается, промежутки между ними растут, и наступает миг, когда притяжения между молекулами уже не хватает, чтобы удержать их вместе. Вот тогда они и улетучиваются и удаляются друг от друга. Так получают водяной пар: при повышении температуры усиливается движение и частицы воспаряют.

Почему самолет не падает?

Например, «Боинг-747» весит 162 тонны и не падает. Рухнуть ему не дают подъемные силы: воздушный поток огибает крылья сверху и снизу и подталкивает самолет вверх. Из-за большой скорости самолета воздух под ним становится плотным и удерживает его в небе.

Почему снег белый?

По отдельности снежинки прозрачные и пропускают свет. Но, когда их много - целые сугробы, - свет преломляется в толще снежинок и отражается от них. Отраженный свет мы видим белым, потому что солнце тоже белое, а не желтое, как нам кажется из-за атмосферы.

Почему волосы не бывают синими?

В волосах есть два красителя, которые отвечают за черный, коричневый, желтый и красный цвета. Также в волосе есть пузырьки воздуха. От смешения цветов и количества пузырьков зависит цвет. Синий и еще зеленый не могут получиться в результате смешения красителей.

Почему в космосе невесомость?

Космонавты на борту МКС парят не потому, что в космосе нет силы притяжения. Она есть и удерживает объекты на орбитах. Состояние невесомости возникает, потому что космонавты постоянно падают по круговой орбите с первой космической скоростью 7,9 км/с. Если бы мы падали вниз в лифте с высокого небоскреба, то ощутили бы невесомость и парили внутри.

Почему небо голубое?

Свет солнца рассеивается в атмосфере. Белый свет преломляется и распадается на 7 цветов радуги. Синий цвет рассеивается сильнее всего, поэтому небо голубое. Из-за того что к синему цвету примешиваются остальные, небо не имеет чисто синий цвет.

Что такое туман?

Туман - это мелкие капли воды или мелкие ледяные хрусталики, висящие низко над землей. Когда холодный воздух соприкасается с теплой землей, или теплый воздух с холодной землей, образуются частички водяного пара или льда, которые собираются в облако и застилают все пеленой.

Почему вода не горит?

Вода образуется в результате окисления водорода кислородом с выделением тепла. Поскольку вода отдала тепло, она уже не горит в естественных условиях.

Почему стрелки часов идут по часовой, а не против?

Солнечные часы изобрели в Северном полушарии, где тень гномона по мере движения Солнца ползёт именно в этом направлении. Когда изобрели механические часы, привычное расположение цифр на циферблате сохранили.

Почему колесо круглое?

Колесо круглое, потому что так удобнее всего катиться по ровной дороге. Все точки обода колеса находятся на одинаковом расстоянии от оси. Поэтому при движении по ровной поверхности ось остается на постоянной высоте и автомобиль/телегу не трясет. Как ни странно, если бы дорожное покрытие было «гармошкой», то удобнее было бы ездить на колесах квадратной формы.

Почему червяк весь голый?
Почему воркует голубь?
Почему под краном булькает вода?
Почему ежи в колючках?
Почему я Почемучка?
Почему мне не молчится никогда?
(Н.Костарев)

Ох уж эти маленькие почемучки! Какими только вопросами не изводят они своих мам и пап, бабушек и дедушек, старших сестер и братьев, и даже воспитателей, учителей, случайных знакомых... Порой эти вопросы просто заводят нас в тупик, потому что ответа на них у нас нет или ответ слишком сложен для детского понимания. Кто же они такие - маленькие почемучки-"приставучки"? Отчего задают вопросы? Как выжить родителям под шквалом детских "Почему?", "Как?" и "Зачем?" И как правильно отвечать на детские вопросы? Давайте вместе искать ответы!

Почему эти "почему"?

Едва минует период строптивости, когда кроха отстаивает свое "я" всеми допустимыми (и не очень) методами, как не за горами новая эра развития малыша - возраст "почемучек". Свято место пусто не бывает! Малыши вступают в него по-разному. Кто-то раньше, в 2,5-3 года, кто-то ближе к 4 -5 годам. На самом деле, этот возраст - явление не страшное, а невероятно интересное! Малыш растет, развивается, крепнет его речь, расширяется словарный запас, и неведомый, таинственный окружающий мир понемногу открывает свои тайны… И начинается! Что тикает в часах? Зачем кошке усы? Почему ветер дует? Отчего небо днем голубое, а ночью - черное? Куда солнышко спать ложится? Малыш подобно слоненку из сказки Киплинга хочет знать обо всем на свете. Даже о том, что кушает за обедом крокодил. Помните?

Есть у меня шестёрка слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что вижу я вокруг,-
Всё знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.

Да, все эти "что" и "почему" - не что иное, как способ познания мира. И этот способ для малыша пока что практически единственный. Это позже он научится пользоваться справочной литературой, черпать информацию из книг, телепередач и Интернета. А пока главный источник информации - близкие люди, мама с папой. Сейчас они для малыша умнее и значимее всех ученых и профессоров вместе взятых. И такое высокое доверие нужно оправдывать!

Не стоит удивляться, если малыш порой задает один и тот же вопрос по нескольку раз. Таким образом он пытается убедиться, что правильно вас понял, что с течением времени ответ на его вопрос остается прежним. А то вдруг сегодня эта собака называется боксер, а завтра - как-то иначе? Малыш открывает для себя закон постоянства, не больше, не меньше. Ответы на вопросы рождают новые вопросы. Ведь каждое новое знание расширяет границы мира, а в нем еще так много всего интересного и неизведанного. Так что самое лучшее для развития детской любознательности - это старательно отвечать на вопросы малыша. Ведь именно сейчас, в возрасте "почемучек", закладывается любовь к знаниям (то есть, та самая любознательность), исследовательский интерес, а это - основа дальнейшего успешного школьного обучения.

О том, как уничтожить детскую любознательность

Это проще простого! Пару раз не ответить. Пару раз отмахнуться ("Я занят, подожди, потом, не сейчас, в другой раз, не знаю…"). Пару раз посмеяться над сказанной ребенком нелепостью. Пару раз на вопрос "почему?" ответить "по качану!", еще лучше "по качану и по капусте!". А самым подходящим ответом станет веское "Почему? Потому что!". Только не удивляйтесь, если чуть позже тоже получите "по качану" в ответ на какой-нибудь свой вопрос… Не получая ответы на вопросы, ребенок рано или поздно вообще перестанет их задавать. Любознательность - норма для ребенка, признак его одаренности. И если он задает вопросы - это очень хорошо! Гораздо хуже, если не задает! И как бы не было вам тяжело, как бы не измучил вас маленький почемучка своими "что" да "как", наберитесь терпения и удовлетворяйте его любознательность всеми возможными способами. А то может получиться, как в истории о мальчике Игоре из рассказа В. Вересаева. Игорь изводил всех вопросом "почему?" Знакомый профессор посоветовал родителям: "Когда надоест, отвечайте ему: "Потому что перпендикуляр!" Увидите, очень быстро отвыкнет". Родители так и поступили:

- Почему?
- Потому что нельзя на стол лазить.
- Почему нельзя на стол лазить?
- Потому что ты ногами его пачкаешь.
- Почему ногами пачкаешь?
Cтрого и веско:
- Потому что перпендикуляр!
Игорь замолчал. Широко раскрыл глаза.
- Пек...пер...куляр?
- П-е-р-п-е-н-д-и-к-у-л-я-р! Понял? Ступай!"

Через несколько дней наступила непредвиденная реакция (хотя, на мой взгляд, вполне закономерная). На все затруднительные вопросы мальчик стал отвечать: "Потому что перпендикуляр!" А что, зачем искать ответы, докапываться до истины, если все можно упростить, сделать "перпендикулярным"?

Что же получается? Сначала детскую любознательность должным образом не удовлетворяют, а позже, в школе, напротив, начинают отвечать на вопросы, которых ребенок не задавал, вкладывать в него готовые знания. И дети перестают задавать вопросы. Совсем. Просто смысла в этом не видят…

Он взрослых изводил вопросом "Почему?".
Его прозвали "Маленький философ".
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов "Почему?"
(С.Маршак)

Не потому ли возраст почемучек нередко заканчивается у наших малышей аккурат в начале школьного обучения? Не потому ли современных подростков мало что интересует? Ответы без вопросов губят любознательность. Вопрос и поиски ответа на него куда важнее самого ответа! Вдумайтесь в это…

Как отвечать на детские вопросы

По этому поводу мне сразу вспоминается очень старый и весьма мною любимый анекдот. Идут папа и пятилетний сын, сын жует яблоко:
- Папа, а почему яблоко темнеет?
- Понимаешь, сынок, в нашей атмосфере содержится свободный активный кислород. В то же время яблоко содержит в себе кальций, магний, и, что особенно важно, — железо. Железо вступает в реакцию со свободным кислородом. В результате получается оксид трехвалентного железа, который имеет характерный бурый цвет.
Наступает длительная пауза.
- Папа, а ты с кем сейчас разговаривал?

Так что давайте не будем уподобляться этому папе, а станем отвечать на вопросы малышей таким образом, что бы крохе было понятно. Это не всегда легко, особенно если ребенок спросит о квантовой теории, услышав по телевизору и запомнив звучное словосочетание. Или как вам философский вопрос о том, откуда взялась самая первая икринка? Дети - существа удивительные, что бы их понять, нужно и самому стать чуть-чуть ребенком, попробовать поставить себя на место малыша, посмотреть на мир его глазами. Ребенок чем-то схож с инопланетянином. Он каждый день открывает новые законы, которые нам, взрослым, давным-давно известны и понятны. И мы даже забыли, что когда-то и сами всего этого не знали. Если вам сложно что-то перевести со взрослого языка на детский, подберите несколько хороших энциклопедий для самых маленьких с понятными картинками и доступными детскому пониманию текстами. Правда, если хорошие картинки найти еще можно, то с текстами дело обстоит сложнее. Энциклопедии-то пишутся взрослыми! И авторам, так же, как и нам, родителям, нередко сложно найти простые слова для непростых вещей. Вот и приходится порой "переводить" даже малышовые энциклопедии. Но освоить детский язык, я уверена, может каждый. Нужно только очень этого захотеть, спуститься с высоты своего взрослого и умного видения мира до маленького росточка ребенка. На самом деле, даже сложные вещи можно объяснить простым языком. Только не путайте простоту с примитивизмом! Ребенок - человечек очень умный, вдумчивый, в чем-то даже мудрый. Он очень многое способен понять и постичь.

Да, отвечать на детские вопросы нужно. Но… не на все. Это вовсе не означает, что следует уходить от ответа. Просто существует множество вопросов, на которые ребенок и сам вполне может ответить, если немного подумает. Научитесь выделять такие вопросы из шквала всевозможных "почему" и "зачем". Этим вы сослужите сыну или дочурке хорошую службу, научив их думать, поможете сделать важный вывод: не возможно знать все, но есть множество вещей и явлений, которые можно понять и осознать самостоятельно. Например, малыш, подобно Маленькому принцу Антуана де Сент-Экзюпери, спрашивает, зачем цветам нужны шипы. Согласитесь, вполне обычный детский вопрос. И мы легко можем удовлетворить детское любопытство. И малыш будет знать ответ на свой вопрос. Но много ли это знание принесет ему толку? А что если аккуратно поинтересоваться: "А ты сам как думаешь?" Малыш начнет выдвигать свои версии, возможно весьма фантастические. А, может быть, и очень верные. И наша задача теперь следить за его рассуждениями, и слегка подталкивать их в нужное русло наводящими вопросами. Совместными усилиями ответ будет найден легко и быстро. Имеет смысл сказать после этого: "Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, а подумал - и сам нашел ответ!" И не важно совсем, что к этому ответу подвели его вы. Важно то, что ребенок осознает свои возможности, поймет, что путем рассуждений действительно можно во многом разобраться!

Отвечать вопросом на вопрос можно и тогда, когда малыш "достает" вас бессмысленной болтовней. Хотя и здесь нужно разобраться. Даже бессмысленные детские вопросы на самом деле несут в себе определенный смысл. Возможно, малыш просто скучает, вы мало с ним разговариваете, а ему хочется общения. Вот он и ищет способы как-то вас "зацепить". Знает же маленький психолог, отлично знает, что именно выводит маму из состояния равновесия! Часто это выливается в цепочку, где каждый следующий вопрос цепляется за ответ. "Что ты делаешь?" "Мою посуду". "Зачем моешь посуду?" "Что бы чистой была". "Зачем что бы чистой была?" "Что бы есть из нее было приятно". "Зачем что бы есть было приятно?" Ну, и т.д. Знакомо? Вот здесь и можно в самом начале диалога вместо ответа спросить у малыша: "А ты как думаешь?" И дальше увести тему разговора немного в другое русло. Иногда имеет смысл ответить на вопрос, на который ребенок заведомо знает ответ, с долей юмора. "Что ты делаешь?" "Танцую!" "Нет, мама, ты посуду моешь!" Вместе посмеялись, и никакого раздражения…

Для взрослого очень важно научиться понимать детские вопросы правильно, вникать в их суть. Это порой не просто: детское мышление устроено совсем иначе, нежели взрослое. Часто дети задают неточные вопросы, говоря одно, а подразумевая совсем другое. Вот простой пример. Маше 3,10, спрашивает на прогулке: "Мама, а почему у этого тополя ветки такие длинные и в разные стороны растут?" Что тут ответить? Такая у этого тополя форма веток, таким его создала природа… Но дочь ответ не устраивает и она говорит свой: " Нет, дерево корнями тянет воду и еду из земли, поэтому У НЕГО ВЕТКИ И РАСТУТ!" Вот ребенок сам и ответил на свой вопрос! Или еще почти классика. Когда одному из моих племянников было года 4, он пришел к маме с вопросом, где живет Жар-птица. Малыш долго выслушивал пространный мамин рассказ о Тридевятом царстве и тридесятом государстве, а потом перебил с досадой: "Да нет же! Она живет в гнезде!" Вот вам и детская логика. Действительно, где же еще жить птице (пусть и Жар), как не в гнезде? А что бы лучше понимать, что же именно хочет услышать ваш почемучка в ответ на свой "почемучий" вопрос, нужно внимательнее относиться к ребенку, больше общаться с ним, учитывать его особенности и непременно обращать внимание, как он реагирует на ваши ответы, что ему больше по душе.

Как научить детей задавать вопросы

Умение задавать вопросы - это искусство, которому мы учимся всю жизнь. Каждый из нас множество раз сталкивался с вопросами и бестактными, и бестолковыми и откровенно глупыми. Мы сослужим малышу хорошую службу, если научим его правильно ставить вопросы и не бояться этого делать. Кому-то может показаться странным, но существует множество взрослых людей, которые бояться переспросить что-то непонятное или задать собеседнику интересующий вопрос. А в результате совершают массу ошибок, которых легко можно было избежать. Такие люди часто получаются из детей, у которых в детстве отбили желание что-либо спрашивать или попросту не научили. Потому, очень важно убедить малыша, что чего-то не знать - это не стыдно. Стыдно не искать ответа, если есть возможность его найти. И, конечно, никогда, ни при каких обстоятельствах, не смейтесь над детскими вопросами, какими бы наивными они вам не казались! Для ребенка может быть очень важным то, о чем он спросил. А взрослый своими насмешками не только разрушает доверительные отношения, но и глубоко обижает ребенка.

Для того, что бы малыш не боялся спрашивать, понуждайте его задавать всяческие вопросы в игре. Попробуйте поиграть в простую и забавную игру, где сначала вопросы задаете вы, а ребенок на них отвечает, а затем поменяйтесь местами: "Для чего нужен рот? Для чего нужен нос? Зачем нам уши?" Ответы могут быть как серьезными, так и шуточными: "Носик нужен, что бы дышать. Носик нужен, что бы папа его целовал. Носик нужен, что бы цветочки нюхать". Такая игра развивает фантазию и речь малыша, показывает, что часто на один и тот же вопрос можно найти очень много разных ответов. Поиграйте в "почемучку" наоборот, задавая вопросы "цепочкой": "Зачем тебе велосипед?" "Что бы кататься" "Зачем кататься?" "Потому что мне нравится" "Почему нравится?" и т.д.