Элементарно. Что делать, если ребенок сбежал из дома. Из детдома сбежал подросток, из-за которого на многодетного отца завели уголовное дело

№1 для умственно отсталых детей»

Мини-лекция

«Самовольный уход из детского дома.

Причины, последствия, способы преодоления желания самовольного ухода»

Подготовила:

педагог-психолог

Тема: Самовольный уход из детского дома

Цели: информирование воспитанников о последствиях самовольных уходах, об опасностях на улицах, о безопасных способах преодоления желания самовольного ухода из детского дома.

Сегодня мы с вами рассмотрим причины побегов, что делать, если возникло желание сбежать, и какие последствия может иметь самовольный уход из детского дома.

Почему воспитанники сбегают?

1) ссоры с воспитателями, учителями;

2) чтобы "отомстить" воспитателю, с которым поссорился;

(например, если ты обиделся на воспитателя, за то, что он тебя наругал, прежде, чем мстить, подумай, может быть ты совершил плохой поступок и тебе стоит просто извиниться?)

3) конфликты с другими воспитанниками;

4) тоска по родственникам, знакомым;

5) надоело подчиняться правилам детского дома, выполнять обязанности;

6) побег от скуки (когда нечем заняться).

7) желание испытать новых впечатлений, любопытство;

8) подражание другим, уход "за компанию" (но не нужно смотреть на других, и делать так же, как они. Может лучше попробовать отговорить друга от побега?);

9) чтобы показать свою "смелость";

10) желание проверить себя, на что способен;

Какие же бывают последствия побегов из детского дома?

· Ставят на учёт в полиции,

· Взрослые перестают доверять,

· Администрация детского дома, педагоги становятся более строгими к воспитанникам,

· Это плохой пример для других детей,

· На улице можно попасть в беду или в неприятную ситуацию,

· Может произойти несчастный случай на дороге, на трамвайных путях (можно попасть под машину или под трамвай),

· Часто бродягами, бомжами становятся сбежавшие воспитанники детских домов (в детском доме у вас есть все условия для жизни, о вас заботятся, на улице таких условий нет),

· Можно попасть в плохую компанию (которая способна заставить совершать преступления для их выгоды)

· Можно стать жертвой преступников (которые способны обмануть, обокрасть, избить и т. д.)

Я нашла в интернете информацию о несчастных случаях, которые произошли с воспитанниками интернатов и детских домов.

1. В Пермском крае расследуют уголовное дело по факту гибели 16-летнего мальчика. Инцидент произошел 2 января . Воспитанник Осинского детского дома-интерната для умственно отсталых детей, вышел на улицу без верхней одежды. Его заметила в поле местная жительница, которая сообщила о ребенке в полицию. Однако к тому моменту, когда сотрудники полиции доехали до подростка, он замерз насмерть.

2. Жертвой преступника стал воспитанник государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школы-интерната N67 Пушкинского района Санкт-Петербурга. Он родился в 1995 году и учился в девятом классе. 18 мая вечером мальчик сбежал из интерната и стал жертвой преступника. Ему было нанесено колото-резаное ранение грудной клетки. У мальчика также имелись ссадины в области лба, переносицы и губы. Он был найден на одной из городских улиц (между домами N35 и N37 по улице Ленинградской в Пушкинском районе).

3. В Курганской области утром 25 января 2016 года в приемном покое ГБУ "Далматовская центральная районная больница" от переохлаждения скончалась 14-летняя воспитанница Далматовского детского дома, которая накануне вместе с двумя другими воспитанниками детского дома самовольно покинула указанное учреждение".

Дети любят рисковать. Они знают, что многие люди погибают, но им кажется, что несчастные случаи могут происходить «с кем-то, но не с ними», а несчастные случаи могут произойти с любым.

Как вы думаете, ребята, побег из детского дома стоит вашей жизни?

Что вы можете сделать, если у вас появится желание уйти из детского дома?

1. Например: если ты поссорился с другим воспитанником, нужно помириться с ним или пойти поговорить с воспитателем, психологом, о том, что тебя беспокоит.

3. Если же произошёл конфликт с воспитателем: можно поговорить с психологом, с другом, отвлечься каким-нибудь делом.

4. Если тебе скучно:

· Можно порисовать,

· Записаться в какие-нибудь кружки,

· Поиграть в футбол,

· Заняться полезным делом, помочь своему воспитателю.

Почему выгодно быть хорошим, не нарушать правила поведения?

· потому что к тебе хорошо относятся педагоги,

· тебя уважают другие воспитанники,

· с тобой приятно общаться,

· воспитатели спокойны за тебя,

· ты не попадешь на улице в беду или неприятную ситуацию.

Сбежал ребенок из детдома?!

На сайт часто приходят вопросы о том, как помочь детдомовцу. Спрашивают люди, обычно ставшие случайными собеседниками выпускника детдома, или волонтеры в детдомах, чьи подопечные скоро выйдут в жизнь. А люди, работающие с бепризорниками, нередко сталкиваются с беглецами из сиротских учреждений, и тут встает вопрос: как быть. Взять к себе в дом? Вернуть туда, откуда сбежал? Поискать подходящий монастырь или православный приют?

За комментариями мы обратились к выпускнику детского дома Александру Гезалову.

Александр, вот вопрос от нашего читателя: парень, 1993г. рождения, отца нет, мать лишена родительских прав. До 1-го сентября воспитывался в школе-интернате, выделялся отчуждённостью от других детей и систематическими побегами из интерната (из-за таких же побегов, только из дома, он и был передан на воспитание в интернат). Когда не мог сбежать - под разными предлогами ложился в разные больницы. С сентября сего года он должен обучаться в ПТУ и жить в общежитии при ПТУ, однако ничего этого фактически не происходит: занятия не посещает, где живёт - неизвестно. Такое поведение объясняет конфликтами со сверстниками. Ясно, что в нашем маленьком городе жить и учиться он не будет. Что делать, как ему помочь?

Это частая история. Часто люди искренне желающие помочь выпускнику детского дома или школы-интерната, заходят в тупик, начиная реально понимать, что не знают, как это сделать. Он не желает учиться, живет непонятно где, выпивает, исчезает из поля зрения и так далее. Использует вас для решения своих задач. Уровень его подготовки к жизни очевидно низок. Вы видите, что он комплексует, нет мотивации к учебе, неразумно тратит свои денежные средства, избегает принятия простых и важных решений. Его уважительное отношение - часто имитация для достижения краткосрочного успеха. Бравирует, интригует, шантажирует и манипулирует, впрочем, как это делал и в детском доме, только теперь объект уже другой.

Вы начинаете помогать ему и видите, что что-то не получается или даже есть вред от вашей помощи. Часто это происходит от избыточного желания помочь, не основанного на опыте и знаниях, это действительно вредит и вам и выпускнику.

Что делать? Скажу сразу - универсальных способов изменить ситуацию нет, все зависит от уровня подготовки помогающей стороны и того, каков сам выпускник.

Главное - наладить минимальный контакт с ребенком, не односторонний (существующий лишь за счет того, что это надо вам), а обоюдный, за счет ваших с ним взаимных интересов. Также важно подготовиться к тому, что результат появится не сразу, и не сразу будет очевиден вам и ребенку. Но когда будут видны первые изменения, надо будет вместе оценивать их как путь, правильное ли у них направление.

Постарайтесь понять, какие ресурсы у вас есть для ведения планомерной работы по созданию условий устойчивости выпускника. И поймите, кто вы для сироты, как он вас воспринимает? При этом помните, что необходима и ваша устойчивость, чтобы работа с сиротой не вредила ситуации в семье, на работе. Сколько личного времени вы можете потратить на подопечного, как часто вы сможете взаимодействовать?

Начните с того, что не требуйте от выпускника детского дома всего и сразу. Не навязываете ему мысль о том, что вы будете его поводырем, постарайтесь объяснить ему, что вы «костыль на время», до того момента, пока «проблемный пожар» совместными усилиями не будет потушен.

Найдите такую форму общения, чтобы это не стало повторением ситуации детского дома «воспитатель-воспитанник», результат от такой формы участия будет нулевым.

Ставьте перед ним различные формы целеполагания, от простого к сложному. Чтобы он начинал учиться планировать свой день, свои успехи, постепенно научите его ставить цели на сейчас, сегодня, завтра, чтобы он ощущал себя участником своего же личностного и жизненного роста.

Постарайтесь совместно изучить его жизненную историю, жизни до детского дома, в детском доме и периода после выпуска. Наладьте связь с детским домом, людьми, которым он доверяет и с кем идет на общение, определите ближний и дальний круг его приоритетов в отношениях между людьми. Надо комплексно изучить паренька, так как и он сам не знает, что ему с собой и всем тем, что он получил в интернате, делать. Он в пустыне самого себя, необходимо оросить ее надеждой, уважением, минимальным участием.

Поговорите с ним в сравнительной форме о жизни в детском доме и после, чтобы он осознал, что им уже многое достигнуто. Чаще приводите ему примеры из своей жизни, как вы (или кто-то) учились, как это вам помогло в жизни. Как бы между делом говорите о пользе занятия спортом, вреде курения и винопития, не в режиме лектория, к которому детдомовский ребенок привык, а как это бывает в семье и жизни. Если у вас доверительное общение, то ребенок вас услышит. Если есть пример успешного выпускника детского дома, донесите этот положительный опыт до вашего подопечного. Ему будет на кого равняться и куда стремится.

Всегда остро стоит проблема проживания выпускника детского дома в общежитии, часто они просто уходят жить к кому-то знакомому, часто - к бывшему содетдомовцу, воспроизводя уже во взрослой жизни «детский дом». Это неумение преодолевать возникающие трудности необходимо менять во время совместного труда, создавая искусственные трудности, чтобы выпускник искал пути решения проблемы. Не давайте ему готовых ответов, а спросите: а как ты думаешь, какой путь решений того или иного вопроса.

В форме теста-общения постараться изучить восприятие последетдомовской свободы, от которого зависит жизненное самоопределение. Постепенно ваш тесный контакт должен ослабевать и переходить в дружеское общение с взимоинформированием о том, что удалось создать и сделать, что еще сделать для своего будущего.

И самое главное со временем вовремя отойти от того, кого вы опекаете, чтобы он продолжил свой путь самостоятельно, созидая своими руками.

А если человек столкнулся с беглецом из детдома, что ему предпринять?

Проблема побегов детей-сирот из детских домов - давняя и довольно острая. Мотивы побегов - разные. Бегут не только от насилия, бегут посмотреть мир, развлечься, порой - дать себе волю и совершить противоправные поступки. И если рядом с вами оказался такой ребенок, будьте готовы к тому, что непременно придется проявить знания, опыт, потратить свое время на решение проблемы. Прежде всего, если вы приютили сбежавшего ребенка, вы должны знать, что он непременно находится в розыске: детский дом дает милиции т.н. «ориентировку» на его поиск и скорейшую поимку. Максимум что далее может предпринять поймавший сироту милиционер - это поместить ребенка в специальный приют. Иных форм системной помощи государства «бегункам» из детских домов нет.

Так что прежде чем спасать беглецов из сиротского учреждения, надо серьезно это обдумать, чтобы принять важное решение:

1. Подумайте, готовы ли вы привести в свою квартиру ребенка (возможно, не одного), которого (которых) вы не знаете?

2. Если вы все же решились взять беглеца (беглецов) в дом - прежде всего надо помыть и накормить ребят (это располагает и к беседе, и к доверительным отношениям),

3. Самое главное - поговорить с детьми о сложившейся ситуации, узнать (чтобы ничего не забыть, хорошо приготовить опросник):
- откуда они родом и из какого детского дома сбежали,
- причину побега (эта информация еще подлежит проверке),
- количество побегов (если скажут),
- имя и фамилию директора детского дома или воспитателя, которым они доверяют,
- возможные телефоны и/или адрес сиротского учреждения,
- есть ли контакты с их родственниками/родителями,
- поговорите с ними о жизни в детском доме, обсудите с ними их видение своей жизни в детском доме,
- вспомните из своего близкого окружения врача, общественника, журналиста и обратитесь за советом к ним - возможно, они уже знают что-то про данный детский дом, встречались с такими случаями
- не спешите с выводами, полагаясь только на слова ребят: если ребенок бегает систематически, увы, он будет откровенно лгать, чтобы вызвать у вас сочувствие,

5. Затем вам предстоит принять решение о дальнейших действиях

Путь первый:

Если вы не чувствуете уверенности в том, что можете принять участие в судьбе увиденного вами "бегунка", просящего подаяние, расставайтесь с ним, просто купив ему хотя бы немного продуктов. Не берите на себя больше, чем можете понести. Если вы видите, что ребенок болен, находится в критической ситуации - вызывайте милицию и скорую помощь. На этом ваше участие будет завершено.

Путь второй:

Если вы хотите помочь ребятам, но не готовы взять на себя ответственность оставить их у себя - честно им скажите о том, что они временно находятся на вашей территории. Объясните детям, что в любом случае они даже при побеге остаются воспитанниками того или иного детского дома. Скажите им, что вы вынуждены обратиться в ближайшее отделение милиции с информацией, что у вас находятся сбежавшие дети. И далее можно передать их наряду милиции. Желательно, чтобы в это время были свидетели из числа соседей, дети могут повести себя неадекватно - их можно понять - но ваша безопасность также важна.

Путь третий:

Если после выяснения общей ситуации, вы принимаете решение сохранить отношение с детьми и даже оставить их у себя, то необходимо связаться с общественной организацией и провести консультации по данному вопросу. Найти знакомого журналиста и подготовить материал о вашей позиции по отношению к прибившимся к вам детям. Надо договориться с ребятами, что какое-то время они побудут в приюте, пока вы будете решать вопросы опеки или патроната над ними, связаться с директором детского дома и предложить ему решить проблему "проблемного ребенка" с вашим участием. Просить директора выйти с инициативой в органы опеки предоставить вам возможность опеки над "бегунком". Далее можно начинать собирать необходимые для установления опеки документы. Приготовьтесь к тому, что будет не просто, возможно очень сложно, так как ребенок очень долго является частью «системы» детдомов и любые вопросы, связанные с ним, можно решить только через сотрудничество с детским домом и органом опеки по месту жительства сироты или через суд. Иногда такие побеги происходят из-за тяжелой обстановки в детском доме. Возможно, что после того, как информация о ситуации в том или ином детском доме станет доступна Уполномоченным по правам ребенка и будет проведена проверка работы детского дома, то... дети от этого пострадают и побеги продолжатся. Ведь главное в оказание помощи такому ребенку - не навредить ему, постараться вернуть ему доверие к людям. Почему бегут дети-сироты из детского дома, описано в различных книгах. Я тоже попробовал рассказать об этом в эссе "Соленое детство".

Пишите: [email protected]

Часть 1. Рассказ « Побег».

Женька Старостин уже не раз убегал из детского дома. Его переводили из одного детдома в другой. Так он оказался в поселке, от города 12 километров, в Кузнецовском детдоме. Этот детдом находился на холме, на краю поселка Кузнецово. Тут была огорожена большая территория, включала она и подсобное хозяйство: огороды и яблоневый сад. Детдомовцы работали - высаживали в двух теплицах огурцы и помидоры, а на поле, на грядках, садили лук, морковь, свеклу и капусту.
Ребята жили здесь от 12-ти лет и старше. И им было полезно заниматься огородничеством.
В городском детдоме Женька не работал. А тут ему приходилось слушаться воспитателей. Непривычно было работать, поэтому не сразу, но Женьке детдом новый понравился. Все время он узнавал что-то новое, как садить овощи, как ухаживать за яблонями: их надо было поливать из брызгалки: опрыскивать от вредителей. И школа была у них лучше, чем в городе - учителя были не очень строгие….
Но все-таки, или в силу переходного возраста, или потому что Женьку всегда дразнили «рыжим» - он убежал и из этого детдома. На этот раз надолго, не как в прошлый раз.
В первые разы он был еще наивным мальчиком, верящим в сказки. Он взял тогда с собой удочку самодельную: думал, рыбку поймает на речке - вот и будет ему еда. Но даже костер он не мог тогда развести, когда пошел сильный дождь, отсырели все дрова по округе и никак не зажигались. Промокший, замерзший он сам вернулся в детдом назад.

А сейчас ему уже было 12 лет, и он перечитал все книги о путешествия. Особенно ему нравилась книга о Робинзоне Крузо, ее он читал и перечитывал.
В этот раз он уехал на поезде. Сообразил залезть в товарный вагон с лесом, спрятался там между бревнами и ехал два дня. Он брал с собой хлеб и котлетки, которые прятал-копил для побега. На поезде он добрался до большого города Свердловска.
___________________
Когда вагоны товарные загнали в тупик, на треугольник, Женька выбрался из-под бревен и вылез на железнодорожные пути. Рядом были бараки с палисадниками, в которых росли вишни. Женька знал, что на вокзал идти было нельзя. Его, возможно, уже искали, объявили в розыск, как он правильно думал, и вокзальная милиция его могла забрать. Поэтому он направился в противоположный привокзальный район бараков. В одном из палисадников он поел вишни, какие смог достать, а потом пошел в город.
Свердловск был городом большим. Широкие улицы, много машин, магазины на каждом углу….
Во дворах были гаражи, и во дворах гуляли пацаны одногодки Женькины, гуляли дети маленькие с бабушками. В одном из дворов, уже далеко от вокзала, познакомился Женька с местными ребятами.
Женька рыжий был смелый мальчик. Он и выглядел прилично, и даже был привлекательный, чтоб не сказать красивый. Все лицо его доброй улыбкой вызывало доверие, казалось наивным. Но он был не таким как казался.
Он никогда и ничего не боялся. Даже, по мнению взрослых о детдомовцах, - он был наглый и вороватый. Он нагло просил ребят принести ему что-нибудь поесть, в приказном порядке - и его слушались. Ему приносили бутерброды с колбасой, яблоки, огурцы и вареные яички. Кушал Женька за гаражами, где быстро построил из досок стол и сиденья: такой уголок, который понравился сразу всем пацанам. Они принесли карты, в которые играть запрещали взрослые. Он научил ребят курить, сам курил давно, в детдоме научился лет в семь. И скоро за день два летних Женька приобрел расположение в этом Свердловском дворе. Он стал для местных ребят неким «авторитетом»: «надо же, - было мнение среди ребят - он из детдома сбежал, куда хочет едет, что хочет делает».
А «дело» нашлось быстро.
Два пацана, лет 12-ти, знали об одном кафе «Строитель», что его можно ограбить. План ограбления давно разработал умный мальчишка «Профессор». Он знал, что по коридору к туалетам незаметно можно было открыть окно, а потом ночью в него залезть и брать в кафе что хочешь.
Смелый Женька решил воспользоваться этим планом. Второй парнишка, Ленька Черняк, знал место, где можно было все спрятать и даже жить там Женьке: это был колодец теплотрассы, около забора маленького заводика. Инструментальный завод в этом районе Свердловска был главным предприятием, где работали родители Профессора и Леньки. Отец Леньки был сантехником на заводе, вот и узнал Ленька про большую подземную комнату, где стояли задвижки огромные, распределяя трубы.
В этот же вечер они пошли в кафе перед закрытием. Смелый Женька-рыжий открыл шпингалеты окна, а окно тщательно прикрыл, будто оно закрыто. Ночью «друзья-ворики» пришли, открыли замеченное окно и проникли в кафе.
В зал кафе ходить не стоило, - это была обычная столовая. А вот в торговый киоск полез Женька. Они заранее видели, что стенки буфета-киоска не достают до потолка с полметра. Женьку подсадили, и он оказался в киоске. Он открыл торговое окно, закрытое фанерой на шпингалете изнутри, и стал подавать «друзьям-ворикам» что там было в киоске.
А был там шоколад, конфеты, сигареты «ява» длинные и спиртное. Они взяли коньяк. Профессор, нагрузивший два больших пакета «взмолился» - хватит. А Женька и себе и Леньке нагрузил всякого «добра». Он прикрыл окошко и выбрался так же через верх, спрыгнув на вытянутых руках из под потолка. И окно в коридоре они за собой прикрыли.
Благополучно выбравшись, «друзья» плутали по дворам, путая следы - «вдруг, собаку пустят» - говорил умный Профессор. Пришли они к забору завода, в кустах нашли люк колодца и еще провозились открывая крышку тяжелую. Колодец оказался входом в широкую квадратную комнату, в которой большие трубы изгибались буквой «П». Большие задвижки, с круглыми рулями скрашивали пейзаж. Заранее взятые два фонарика они поставили на эти «рули» освещать просторную комнату. Горячие трубы, обернутые изоляцией, давали тепло - жар.
Тут Женька остался и ночевать и жить. А ребята - Профессор и Ленька ушли домой.
Они стали приходить к Женьке каждый день «в гости», приносили ему поесть из дома: рожки с котлетками, вареные яички и т. д. «В гостях» они пили коньяк, закусывали шоколадом и планировали еще вылазки-ограбления. И все им удавалось. Потому что Профессор был умный, отличник, Ленька был предупредительный - перестраховщик, а Женька был смелый - исполнительный «трудяга».
Продолжалось такое «вольное» житие Женьки-рыжего долго, до самой осени. Все лето ходили они, - три друга, по всему городу Свердловску. Они находили киоски, которые по ночам грабили, - так они «кормились». У них заимелись и денежки, довольно крупные суммы. Раза два, в соседних домах они ограбили квартиры. Женька обзавелся приемником «Вэф» (модный и дорогой, по тем временам), и слушал радио в своем «бункере», в теплотрассе.
Наступила осень. Дожди. Прохладная погода, так что и вылазить неохота на улицу. И Женька решил ехать на юг, на Черное море. Он думал, что в Сочи, в Ялте - там тепло и хорошо, курорты ведь там.
В дождливый осенний день на вокзале его провожали новые друзья. В последний момент Профессор - Колька решил ехать вместе с Женькой. Решил все бросить, - школу, родителей….
По дороге двух друзей ждали многие приключения. Они проехали город Ижевск, бродили там и четь не попались в милицию. Убегали по незнакомым дворам, потеряли друг друга, но встретились на вокзале на другой день. Опять ехали на товарняках, выходили на неизвестных станциях. Даже ночевали в лесу у костра, набрали картошку в соседней деревне и пекли ее на углях. Было им чего вспомнить….
Потом они доехали до Казани. Опять гуляли по городу. Ходили в Казанский кремль на горе. Увидали там, на берегу реки цирк, взяли билеты на последние свои деньги и пошли на представление.
Но тут же у подножия Кремля, в Казани, находился и детприемник: Детский приемник распределитель. Вскоре два друга находились здесь, за решетками на окнах и с дежурными милиционерами у дверей.
Они попались милиционерам в магазине. В Казани тогда только что открыли магазин самообслуживания. Таких магазинов раньше не было. Раньше была касса отдельно стоящая и отделы по номерам. Надо было в кассе «выбивать» чеки, платить деньги, а в отделах получали продукты и товары.
Первый в Казани магазин самообслуживания и привлек внимание Женьки. Он зашел, ходил по магазину, глядя на продукты на полках. Взял он, взвешенные по полкило в пакете, конфеты «Белочка», дорогие шоколадные, - и спрятал их под куртку, под брюки на животе. Кассы находились на выходе, и у кассы ждал Женьку друг Профессор. Когда Женька пробежал мимо кассы, его поймал охранник, почти уже в дверях магазина. Заодно «взяли» и Профессора, как друга. В отделении милиции узнали что ребята не местные и отправили их в Детприемник. Так что Кремль Казанский они видели теперь из-за решеток.

Эти приемники распределители строились, наверное, все однотипные. Как и у них в городе - такой же двухэтажный домик. Наверху, на втором этаже находилась комната «группы», спальная комната, где стояли до 10-ти кроватей. Была еще комната игр и занятий. А внизу была столовая и охранники в своей комнате напротив входа. Внизу же были и другие подсобные комнаты.
Вскоре за Профессором приехал его отец. А Женьку еще оставили в детприемнике. У них в группе были четыре девочки и три мальчика. Одна девочка на вокзале потерялась: ее оставила мама. Потом оказалось, что мать ее умерла. Теперь девочку ждал детский дом, а пока оформлялись документы она жила в детприемнике уже целый месяц. Два мальчика тоже были «побегушниками» из детских домов Советского союза. Один из Казахстана приехал в Казань, а другой был из Мордовской республики. Женька считался «сибиряком».
Другие парнишки были скромные, вели себя тихо и чего-то постоянно боялись. А Женька был заводилой, - он где-то нашел сигареты и спички, все курили в туалете - одну сигарету на троих. Старший был Женька, ему было уже 12 лет. И когда их «застукали» с сигаретами первый поплатился Женька. Он уже знал жизнь, как он считал, был смелый и наглый. За все шалости и за дерзкий характер его посадили в карцер. Это была такая глухая комната с решетчатым окном на двери. В ней не было ничего - бетонный пол и бетонные стены. Вероятно это бывший склад продуктов, потому что комната находилась внизу, напротив кухни.
Теперь она представляла - камеру одиночку. И там Женька просидел целый день, до темноты. Только перед отбоем его выпустили, напоследок охранник дал ему подзатыльник. И узнал Женька, что такая бывает тюрьма. Так ему тогда объяснили.
Кем вырастет этот парнишка 12-ти-летний, никто тогда не мог предполагать. Он вырос. Он окончил ПТУ - выучился на слесаря. Работал на заводе, проходил практику после учебы. А когда случилась «перестройка» - он служил в армии.
После армии жизнь его резко поменялась. Стал Женька-рыжий одним из преступных авторитетов, занимался рэкетом, брал дань с торговцев на рынке.
И тюрьмы он не избежал. Вот тогда и вспомнился ему, невольно, первый карцер, который он узнал в 12 лет.
Конец.

Близится весна, по статистике, в этот период (вторая волна побегов происходит перед началом учебного года) учащаются случаи ухода детей из дома. В феврале из детских домов-интернатов Липецкой области сбежали трое детей. Однако, далеко не всегда уходят только воспитанники детдомов или дети из неблагополучных семей. По данным полиции, в Липецкой области каждый год самовольно уходят из дома до 200 подростков.

Почему убегают дети?
Возраст, когда ребенок самостоятельно принимает решение убежать и делает это осознанно, наступает в 15 лет. В большинстве таких случаев проблема лежит во взаимоотношениях в семье и недосмотре со стороны родителей. Причины могут быть самые разные — полицейским известны случаи, когда дети не возвращались со школы из-за банальной двойки, боясь наказания родителей. Также поводом для подростка может стать скандал в семье и влияние со стороны сверстников. Свою лепту вносят и социальные сети, где подростки могут спланировать побег. Часто в этом возрасте дети начинают думать, что они уже взрослые, готовы к самостоятельной жизни и могут сами о себе позаботиться.

Но ребенок может уйти и без видимой причины, это называется «немотивированный уход». Психологи считают, что немотивированные уходы - это патология, которая говорит о психическом расстройстве. Немотивированные уходы и побеги психологически непонятны окружающим и могут быть совсем не связаны с ситуацией, в которой находился подросток перед уходом или побегом.

Как предотвратить уход ребенка из дома?
Ребенок должен осознавать, что его ждет на улице и понимать, что уход из дома в таком возрасте - это далеко не прекрасная дорога во взрослую жизнь, увлекательное путешествие и невероятные приключения, как думают многие подростки. В первую очередь родители должны объяснять ребенку, что мир полон опасностей, а у незнакомых людей не всегда добрые намерения. По данным полиции, жертвами мошенников и грабителей, чаще всего становятся именно несовершеннолетние.

За ребенком нужно следить и делать это, желательно так, чтобы чадо ничего не подозревало. Родители всегда должны знать круг общения своего ребенка, незаметно следить за тем, где он проводит свободное время, с кем и как, какие книги читает. Также нужно отслеживать и виртуальную жизнь ребенка - какие сайты посещает, каких друзей добавляет, с кем переписывается и так далее. Также необходимо разговаривать с ребенком - отношения должны быть доверительные. Стоит чаще общаться о том, что происходит в школе, ходить на родительские собрания, созваниваться с учителями, интересоваться, как обстоят отношения с одноклассниками. Родители обязательно должны знать контактные телефоны друзей ребенка.

Подросток вовремя не вернулся домой - что делать?
Если ребенок вовремя не пришел домой и не отвечает на телефон:

1. Нужно успокоиться и не поддаваться панике.

2. Необходимо обзвонить родственников и его друзей, позвонить классному руководителю, тренеру, учителю музыки и т.д. - в зависимости от последнего места посещения ребенка.

3. Если никто из вышеперечисленных не знает, где находится ваш ребенок - нужно немедленно звонить в полицию.

Полицейским нужно будет детально рассказать, во что был одет ребенок, предоставить его недавнее фото в обычной одежде, составить список имен и фамилий друзей и их знакомых. Также выписать всех родственников включая дальних, их адреса и телефоны. Для сотрудников полиции может быть важна любая деталь, даже на первый взгляд незначительная, поэтому родители должны быть максимально сосредоточены. Истерика, слезы и слова «я ничего и не знаю и не помню» - вашему ребенку не помогут, а наоборот.

Как ищут подростков?
Поиск начинается со звонка на телефон полиции. Ориентировка рассылается по всем отделениям полиции и постам ГИБДД города. К родителям выезжает экипаж, для заполнения документов разрешающих все необходимые мероприятия. Также полицейские созваниваются с волонтерами общественной организации «Поиск пропавших детей». С согласия родителей, фото ребенка с описанием размещают на официальном сайте УМВД, на страницах официального сообщества волонтеров в социальных сетях и рассылают в СМИ.

Волонтеры и полицейские встречаются в точке сбора - как правило это последнее место, где видели ребенка. Далее волонтеры, вместе со следователем, ведущим дело, начинают сбирать информацию и прочесывать местности. Параллельно ведется работа в интернете. В среднем собирается 4-6 экипажей волонтеров по 4-5 человек. Определяется каждому своя зона поиска и ответственности.

Сотрудники полиции в первую очередь посещают последнее место нахождения ребенка и проверяют, не совершалось ли в отношении него преступление. Помимо всего прочего, подростка отслеживают по городским камерам наблюдения.

Куда бегут дети?
Полицейские знают определенные места, куда чаще всего отправляются сбежавшие подростки - как правило, это развлекательные центры и другие места массового отдыха молодежи. Поэтому у полицейских налажен контакт с охранниками ТРЦ, магазинов, дискоклубов и так далее. Бывают случаи, когда дети с кем-то знакомятся в социальных сетях или даже влюбляются и убегают к своим виртуальным знакомым в другой город. Нередко дети отправляются к друзьям по прежнему месту жительства, если семья недавно переехала из другого города. Почти всегда сбежавшие подростки ищут знакомых. Ребенок может уйти из дома и под влиянием более старших подростков, к примеру, убежать за компанию. Но бывает, что и просто отправляется в никуда - колесить по стране.

Что делать, чтобы больше не сбегал?
Когда убежавших подростков находят и возвращают домой, родителям рекомендуют обратиться к психологу. В случае если ребенок уходит во второй раз - это уже «синдром бродяжничества» и тут работа психолога необходима. Причем специалисты работают, как с детьми, так и с родителями.

Что бывает после побега?
Если подростка благополучно нашли, ничего с ним не случилось и он не успел ничего натворить, правоохранители ограничиваются разъяснительной беседой с детьми и родителями. При неоднократных уходах из дома, подростка ставят на учет в отдел по делам несовершеннолетних. Если подросток «в бегах» занимался бродяжничеством, попрошайничал или где-то нахулиганил, то его также поставят на учет, а родителям придется ответить за деяния ребенка по административному кодексу.

В большинстве случаев, полицейские находят подростков в течение трех суток, в редких исключениях поиск длится чуть более 10 дней. В Липецкой области не удалось найти только одного пропавшего ребенка - Данилу Белых, который пропал 2 мая 2012 года, на момент исчезновения мальчику было 10 лет, его поиски до сих пор продолжаются.

Никогда не высмеивайте, не отрицайте и всегда воспринимайте всерьез любую угрозу ребенка относительно побега из дома. Немедленно сообщите ребенку спокойно и твердо, что не хотите этого побега, это будет большим несчастьем для вас и вы сделаете все возможное, чтобы этого не случилось или чтобы вернуть ребенка домой, если побег все же произойдет.

2.Предложите ребенку другие пути решения проблемы.
Если вы почувствовали, что ребенок замышляет побег или ощущает себя чужим дома, постарайтесь сделать так, чтобы жизнь в семье его больше удовлетворяла.

Когда ребенок откровенно высказывает угрозу, связанную с побегом, спросите, нет ли другого способа решить проблему. Если он не находит возможных альтернатив,предложите ему побыть некоторое время отдельно от семьи (посетить родственников или своего друга, родителям которого вы доверяете).

3.Без колебаний ищите ребенка, как только обнаружите, что побег произошел.
Каждую минуту, когда ребенок-беглец думает, что никто не беспокоится о нем, его переполняют отрицательные эмоции. И хотя большинство убежавших детей в этом возрасте добровольно возвращаются домой в полном здравии не позже чем через сутки, все же беглецы подвергают себя огромной опасности. Поэтому никогда не следует ждать, нужно сразу же начинать поиски вашего ребенка-беглеца, чтобы вернуть его обратно домой.

4.Когда ребенок вернется домой, выразите свою любовь к нему и радость, что он вернулся.
Ваша главная задача в этой ситуации - убедить ребенка, что возвращение домой хорошо для него, и предотвратить возможное повторение побега. Помните, что убегающим ребенком движет ощущение, что его отвергают. Убедите вашего ребенка, что он нужен вам независимо от того, какие проблемы возникли в ваших отношениях.

5.При любой возможности старайтесь избегать наказания ребенка за побег из дома.
Наиболее вероятно, что ребенок будет чувствовать смущение от того, что ему не удалось остаться самостоятельным, и сожаление от того, что вам пришлось переживать из-за него. Это уже само по себе достаточное наказание. Расценивайте происшествие как сигнал, что с вашей стороны необходимо большее внимание к ребенку.

При подготовке материала использовались комментарии заместителя начальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних Светланы Ушаковой, руководителя ЛООО «Поиск пропавших детей» Вячеслава Телина, заместителя директора по психолого-педагогической и ювенальной работе Центра психолого-медико-социального сопровождения Маргариты Дунской.

25 мая – международный день пропавших детей. Почему дети уходят из дома, как упростить их поиск и что сделать, чтобы этого не произошло снова – рассказывает координатор ПСО «Лиза Алерт», куратор регионального отряда Ирина Салтыковская .

Возраст, когда дети самостоятельно уходят из дома, постепенно снижается, и сегодня в отряде мы сталкиваемся с заявками на поиск убежавших десятилетних детей. Это может произойти в любой семье – благополучной и асоциальной, бедной и богатой, в семье, где родители глаз не спускают с ребенка, и где до него никому нет дела.

Дети уходят из дома по разным причинам, но, как правило, это ситуации, которые они расценивают как острую несправедливость по отношению к ним (подростки особенно чувствительны к вопросам справедливости), случаи, когда родители возражают против дружбы или отношений с теми людьми, которых они считают неподходящей компанией, или когда имеет место серьезный конфликт, связанный с непониманием взрослых.

Дети уходят, получив плохую оценку, если их дома сильно ругают или бьют за двойки. Дети уходят, если они случайно потеряли, разбили телефон, порвали новые джинсы и по опыту знают, что дома из-за этого будет конец света. Редко, но бывают случаи, когда уходят дети-шантажисты: а, ты мне отказываешься купить новую приставку или отпустить меня на ночную дискотеку, ну все, тогда я ушел. Такие случаи единичны, и, к сожалению, как правило, ребенок уходит от непонимания.

Поэтому когда я ищу убежавших детей, я предупреждаю родителей, что я всегда на стороне бегунков, что бы ни происходило. Я изначально поняла, приняла и простила тех подростков, которых ищу, потому что родители – это взрослые люди, у них имеется за плечами определенный жизненный опыт, а у ребенка, который ушел из дома часто в ночь и холод, этого жизненного опыта нет – у него есть только подростковый гормональный фон, сложная ситуация и большое количество эмоций, в которых очень трудно разобраться.

Когда мы ищем ребенка, по всем признакам убежавшего из дома, мы понимаем неоднозначность этого поиска: мы ищем его, чтобы вернуть обратно в ту же ситуацию, которая для него была настолько тяжела, что он оттуда убежал. Одно дело – найти ребенка, который потерялся, и вернуть его домой – понятно, что это сделать правильно и нужно, и совсем другое – вернуть домой бегунка.

Но мы в отряде всегда исходим из того, что, находясь на улице, ребенок подвергается огромному количеству опасностей, о которых он даже просто-напросто не имеет представления.

Раз он ушел из дома, значит, ему надо что-то есть, где-то ночевать – причем не там, где его, вероятнее всего, будут искать, где-то греться, если дело происходит зимой.

Соответственно, он вынужден будет или воровать, или вступать в контакты неизвестно с кем, или находиться в каких-то местах, которые потенциально представляют для него угрозу. Кроме того, к сожалению, нередки ситуации, когда бегунки становятся жертвами несчастных случаев – на проезжей части, железнодорожном полотне, в заброшенных строениях, у водоемов.

Часто родители пытаются скрыть причины произошедшего. Когда к нам в отряд поступает заявка, мы задаем очень много вопросов, и не потому, что мы такие любопытные. У нас огромное количество заявок, и это все жизненные ситуации, человеческие беды, и у нас просто нет времени на любопытство – это информация, которая нам необходима, чтобы правильно выбрать стратегию поиска. На этапе, когда мы опрашиваем родителя о том, что случилось, нам всегда пытаются показать ситуацию немного не такой, какой она была на самом деле: «Я его немножко поругал за двойку».

И когда мы находим ребенка, я ему говорю: «Привет, а я тебя ищу, расскажи мне, пожалуйста, что случилось». И ребенок рассказывает, что «немножко поругал за двойку» – это восемь синяков на спине от ремня. Я спрашиваю не для того, чтобы потом сказать маме и папе: «Ай-ай-ай, так нельзя воспитывать», даже если я так думаю – я не социальная служба, мое дело – найти ребенка, и все.

Мне просто изначально нужно понимать глубину конфликта, потому что ребенок, которого немножко поругали, сделает два круга по детской площадке, подуется и через полчаса вернется, а ребенок, у которого фиолетовая спина, не захочет возвращаться домой. Поэтому мы всегда просим родителей быть предельно откровенными и искренними, наша цель – найти как можно быстрее, потому что, как мы уже говорили, ребенок в подростковом возрасте один в городе – это потенциальная жертва обстоятельств в силу отсутствия жизненного опыта.

В поиске бегунков у нас есть определенные наработки и методики, и основной момент, который отличается в нашем отряде от того, что принято у сотрудников полиции и у некоторых других поисковых отрядов – это ориентировки. Часто у родителей бегунка и у окружающих срабатывает определенный алгоритм – когда человек пропал, надо сразу всех оповестить, и на каждом столбе в районе клеят ориентировки.

Я противник того, чтобы на сбежавшего из дома подростка, по крайней мере в первые несколько дней, расклеивать ориентировки по его району, по двум причинам. Во-первых, помимо всего прочего, дети в этом возрасте очень трепетно относятся к своей внешности. В одной ситуации у нас убежавшая из дому девочка уже готова была вернуться домой, но когда она увидела ориентировку на себя, она отказалась от этого, решив: «Это мама специально взяла худшую мою фотографию и сделала так, чтобы все видели, какая я некрасивая. Она мне все время говорит, что я плохая, и даже фотографию выбрала похуже».

Это нам, взрослым, кажется, что мы очень любим ребенка, мы так хотели его найти, что взяли и заклеили весь район его фотографиями – мы же хотели как лучше. А для ребенка это выглядит совершенно иначе. В подростковом возрасте многие ситуации воспринимаются совсем по-другому, не так, как их видит взрослый человек. Поэтому взрослым полезно вспоминать себя в этом возрасте – не в том смысле, чтобы считать нормой гуляния детей допоздна и тусовки в нехорошей компании, а вспоминать свои эмоции, ощущения, отношение, свое восприятие себя в подростковом возрасте.

Подростковый возраст считается сложным, потому что ребенок – уже не маленькое замечательное существо, которого все гладят по головке и радуются каждому его действию, ему уже надо чего-то добиваться в жизни, кем-то становиться, и в это время происходят перемены во внешности. Они учатся воспринимать себя, видеть себя в окружении этого мира, а это сложно.

Есть еще и вторая причина, по которой мы не клеим ориентировки. Любой ребенок, сбежавший из дома, как бы родители ни говорили, что он плохой, что он это сделал специально, чтобы их доводить, испытывает чувство вины. И тотальное расклеивание ориентировок по району воспринимается ребенком не как проявление родительской заботы, не как свидетельство того, что его бросились искать всем миром, а как объявление на весь белый свет: он – преступник, ловите его! Когда он видит эту ориентировку, он думает: «Меня все теперь ищут как преступника, и все теперь будут знать, какой я совершил плохой поступок».

И для него это кошмар, потому что вопрос «что подумают другие?» – один из основных в этом возрасте. Получается, что ситуация изначально была сложной – произошел конфликт. Далее ребенок хлопнул дверью, сбежал из дома – появилась вторая проблема.

А теперь, когда эту ситуацию выставили на всеобщее обозрение, всем рассказали, что он ушел из дома, а мы его ищем, на эту проблему наложилась еще третья – как ему потом выкручиваться, как выглядеть в глазах общественности, тех же педагогов, друзей, соседей, родителей. У него сразу появляется ощущение, что весь район теперь знает его в лицо, все теперь будут тыкать в него пальцем и говорить: «Смотрите, это он, мальчик, который убежал из дома и так расстроил своих родителей».

Если не у всех маленьких детей есть свой мобильный телефон, то с того момента, когда ребенок подрос и начал ходить в школу или на кружки самостоятельно, когда он начал говорить: «У всех же есть телефон, мне тоже надо», у него он появляется.

Когда вы покупаете ребенку сим-карту, всегда оформляйте ее на себя. Это нужно, в частности, на тот случай, если ребенок, не дай Бог, пропадет или убежит. Первое, что необходимо будет понять тем, кто будет его искать, – какие у него контакты в телефоне, с кем он созванивался, какой был трафик интернета, что вообще предшествовало исчезновению ребенка. Чтобы это сделать, нужно будет получить детализацию – это одно из первых действий, когда пропадает ребенок с телефоном. Поэтому сим-карта должна быть зарегистрирована на родителей, причем на того из них, у кого всегда есть возможность быстро подъехать с паспортом в салон связи и получить эту детализацию. В противном случае детализация будет получена только по решению суда.

В отношении телефона я всегда рекомендую родителям соблюдать несколько очень простых правил, которые помогают обезопасить ребенка и быстро его найти в случае необходимости. Во-первых, на всех смартфонах, независимо от того, на какой базе этот смартфон – у андроидов, у айфонов – есть возможность определять местоположение телефона. Для этого не надо никуда обращаться, это функция смартфона, ее просто надо правильно настроить, и лучше это сделать сразу, когда ребенок получил этот телефон в подарок, и больше к этому не возвращаться.

Во-вторых, есть множество программ и различных приложений на смартфоны, которые помогают отслеживать перемещения ребенка. Эту же услугу предлагают и все сотовые операторы «большой тройки». Попробуйте разные варианты и оставьте наиболее удобное для себя приложение, трекер.

Я против того, чтобы родители отнимали у детей телефоны в качестве наказания: «Ты сделал плохо, останешься без телефона».

Вы не ребенка наказываете – вы себя наказываете, лишая себя возможности связи с собственным ребенком, понимания того, где он находится, и элементарных способов контроля его передвижения.

Еще один гаджет для безопасности и понимания, где находится ребенок, – часы с GPS-трекером. Мы в нашем отряде ни разу не искали ребенка с GPS-трекером. Может быть, они и теряются, но родители их быстрее находят собственными силами. Не все часы бесперебойно и точно показывают местонахождение ребенка, надо искать и пробовать разные модели. Это действительно удобно – в частности, потому что это возможность позвонить ребенку на телефон в часах, который он обязательно услышит.

Когда убежал ребенок, мы ищем его в том числе и в Сети – находим его страницу, смотрим друзей, иногда я общаюсь с бегунками в социальной сети. И по нашему опыту поисков детей мы вывели несколько правил в отношении социальных сетей. Первое и, наверное, главное: не надо запрещать – все, что запрещено, очень хочется. Пусть у ребенка будет одна страница под его именем, о которой вы будете знать, чем десять страниц с фейковыми именами, и на поиск этих нужных нам для понимания, чем все-таки интересуется ребенок, страниц мы потратим огромное количество времени.

Второе важное: когда у ребенка есть собственная страница в социальных сетях, необходимо ее контролировать. Каждый родитель решает для себя сам, каким способом он будет осуществлять этот контроль без потери доверия. Я знаю мам, которые спрашивают у детей: «Можно я посмотрю твою страницу?» Иногда дети говорят: «Можно». Некоторые родители привязывают страницу ребенка к своей почте, через нее читают уведомления и контролируют действия в соцсети. Я не уверена, что это правильно.

В любом случае, родителям, во-первых, стоит знать хотя бы то, что у ребенка есть страница, и во-вторых, видеть список его друзей и периодически его просматривать – не обязательно с его страницы, можно со своей, – и понимать, что за люди у него в друзьях. Это важно. Вы представить себе не можете, с каким количеством ситуаций мы сталкиваемся, когда спрашиваем маму: «У него есть страница?» – «Ой, я вообще не пользуюсь соцсетями, я там ничего не знаю». – «Хорошо, давайте посмотрим список друзей вашего ребенка. Вы знаете, кто это?» – «Да, это одноклассник». – «А этот?» – «Ой, нет, не знаю». – «У него в друзьях мужчина 42 лет, это кто?» Мама: «Понятия не имею!» Этот мужчина же там оказался не вчера, не позавчера…

Поэтому, какой бы способ контроля вы для себя ни выбрали – или некорректное тихое влезание в жизнь ребенка, как у меня, или вы будете соблюдать все нормы и правила этикета и просматривать его страницу со своих страничек в социальных сетях, – в любом случае держите на контроле видео, фотографии, группы и людей, с которыми он состоит в дружбе.

Этого уже достаточно, вы будете представлять, что интересно вашему ребенку. Найдите наиболее подходящий вам способ. Все моменты общения с детьми, особенно подросткового возраста, должны быть обусловлены вопросами разумного сочетания: как проконтролировать и при этом не потерять доверие.

Универсальной схемы не существует, в каждой семье есть какие-то основы и постулаты, которые нельзя обходить, и доверие – это самый важный момент, но при этом не надо забывать, что ребенок 10-14 лет – еще совсем ребенок, и его действия на просторах социальных сетей нужно держать под контролем. Не потому что он плохой, глупый или потому что он обязательно, как только вы его выпустите в интернет, сразу сделает плохо. В силу своей неопытности и свойственной этому возрасту самонадеянности дети часто уверены в том, что они знают, как лучше, и сумеют безошибочно определить, кто плохой, а кто хороший, однако мы с вами понимаем, что это не так.

Третья рекомендация: хорошо бы, когда ребенок заводит себе свою первую страничку, чтобы вы сели с ним рядом и помогли ему завести аккаунт, показали, что такое спам и как на него реагировать, поставили вместе настройки приватности, сделали с ним так, чтобы доступ к информации на странице не имели все пользователи интернета, а только друзья, и объяснили, зачем это нужно.

Не разрешайте своим детям указывать город, домашний адрес и номер школы.

Поверьте: зная город и номер школы, я узнаю, где находится ребенок, в течение 10 минут – я просто просмотрю список его друзей, найду тех же, кто из этого города и из той же школы, посмотрю информацию у них, и у одного из этих детей я обязательно выясню, где они находятся и гуляют, по фотографиям увижу все, что мне будет необходимо, чтобы понимать, где ребенок чаще всего находится. Не должно быть также фотографий с привязкой к местности – это тоже надо отрегулировать в настройках: часто, когда ребенок размещает фотографию, она оказывается на карте местности, часто практически с точным адресом, вплоть до дома.

В случае, если ребенок ушел из дома, не стоит торопиться вскрывать его страницу – если, конечно, нет прямого доступа, который не предусматривает смену пароля. В противном случае, поменяв пароль, можно лишить беглеца средства связи. А это значит, что в критической ситуации у него минус один способ позвать на помощь и сообщить о себе. Тем более что в 90% случаев «крамольные» переписки перед побегом удаляются. А список друзей, групп и прочую аналитику можно увидеть и извне, не заходя непосредственно в аккаунт ребенка. Если убежавший ребенок выходит в сеть, с ним гораздо проще наладить контакт.

Почти всегда либо мы находим этих детей, либо полиция, либо они возвращаются сами. И самое важное, когда все вроде закончилось, – сделать так, чтобы эта ситуация не повторилась. Уход из дома не должен стать универсальным клише для решения любых проблем. Поэтому не стоит сильно ругать ребенка – он тоже пережил стресс, и он, конечно, уже не такой маленький, но еще и не настолько большой.

В то же время нельзя поддаваться на шантаж и угрозы со стороны ребенка. Нужно объяснять, как это для вас было страшно, как вам было тяжело, рассказать о тех ситуациях, в которые он мог попасть, о том, что могло случиться, но падать в ноги и кричать: «Только не уходи, мы теперь на все готовы!» (такое случается, взрослым тоже бывает трудно справиться со своими эмоциями) или делать вид, что ничего не произошло, тоже не надо. Если вы ругаете, объясните, за что, не унижайте, не пугайте его. Ребенок должен чувствовать уважение к себе со стороны родителей, и в подростковом возрасте это особенно важно.

Когда у ребенка это первый побег, в поиске принимает участие множество людей, и сотрудники полиции обязательно всегда ищут бегунков, независимо от того, это первый раз или второй. Но когда это происходит во второй раз, к этому уже начинают относиться как к норме: «А, она уже уходила».

Важно не допустить того, чтобы ребенок уход из дома и хлопок дверью сделал для себя единственно возможным способом решать любую проблему с собственными родителями.

К сожалению, после первого ухода очень большой процент бегунков начинает поступать так с завидной регулярностью. Что-то не то – хлопнул дверью и ушел, ищите меня. И когда дело дошло до такого, это уже решать гораздо труднее, потому что здесь должна быть коллективная работа педагогов, родителей ребенка и непосредственно самого ребенка. Кстати, в очень большом количестве ситуаций с подростками-бегунками во многих учебных учреждениях, с которыми я непосредственно общалась во время поисков, социальные педагоги оказывают большую поддержку и детям, и родителям. В этих ситуациях нужно решать проблему сообща. Если у ребенка проблема в школе с педагогами, значит, надо разговаривать, не только ругать ребенка, но еще и беседовать непосредственно с педагогами, постараться быть справедливыми и объективными.

Ксения Кнорре Дмитриева

В 2016 году в поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» поступила 1051 заявка на поиск пропавших детей. Из них 943 ребенка найдены живыми, 72 погибли, 45 не найдены до сих пор. 25 мая, в день, когда во всем мире вспоминают детей, которые так и не были найдены, в 14 часов «Лиза Алерт» открывает инсталляцию и фотовыставку «Мозаика» на ВДНХ, на площади за павильоном 62 – о детях, которых нельзя забывать, о тех, кого продолжают искать и кого ждут дома, не теряя надежды. Посещение инсталляции бесплатное, выставка продлится месяц.

Открывается инсталляция картой России и историями пропавших детей. Фотовыставка демонстрирует работу поискового отряда «Лиза Алерт». Также в этом году отряд совместно с программой Первого канала «Жди меня» и Агентством стратегических инициатив проводит акцию: 25 мая в восьми городах России в местах пропажи детей, которые до сих пор не найдены, выложат огромными буквами их имена, чтобы их можно было увидеть из космоса, и будет снят фильм.