Мозаика из гальки своими руками: как сделать каменный пол в ванной комнате, создание композиции из натурального материала и правильная укладка камешков. Как сделать мозаику из камня своими руками Как сделать мозаику из гальки

Традиция использования природного камня в строительстве сохранилась и в наше время. Гранит, известняк, туф и другие горные породы с успехом применяются не только при возведении сооружений различного предназначения, но и при отделке. Одним из способов украшения построенного здания и увеличения прочности его конструкции является мозаика из камня.

Это не только стандартные облицовочные мраморные или гранитные плиты, но и красочные авторские работы, набранные из разных по цвету и фактуре мелких осколков. Каждая авторская мозаика из натурального камня - это прежде всего произведение искусства, и оно долго будет украшать сооружение и рассказывать о том времени, в котором работал его творец.

Материал для изготовления мозаики

Попробовать себя в этом творчестве может каждый. Имея даже небольшой загородный дом или участок, можно создавать не только прекрасные мозаичные панно или причудливо выкладывать каменные дорожки из разноцветных камешков, но и использовать для этой цели готовые модули из каменных квадратов. Любая мозаика из камня может значительно украсить бассейн, напольное покрытие кухни или наружные стены. Каждая работа требует определенных знаний и сноровки, поэтому, задумав украсить собственный дом или участок каменной мозаикой, стоит познакомиться с основами мастерства и попробовать свои возможности в изготовлении небольшой

Обычная прогулка вдоль речного берега может принести достаточно большой запас разнообразных мелких камней для будущей мозаики. Отсортировав их по размеру и цвету, затем тщательно промыв и очистив от грязи, можно приступать к созданию предварительного эскиза. Уже имея подобранный материал и примерно представляя, как будет выглядеть мозаика из камней, своими руками можно сотворить настоящее чудо.

Технология проведения работы

Существует две технологии изготовления мозаичного покрытия. Самым доступным и менее трудоемким считается прямой метод вдавливания отдельных элементов в вязкую основу. Обратным способом называется выкладывание мозаичного рисунка на гладкой поверхности и заливка специальным связывающим составом уже готовой картины. После схватывания раствора изделие переворачивается и очищается с лицевой стороны.

Обкатанная водой галька является прекрасным материалом для изготовления таких каменных картин. Отобранная по цвету, форме и размеру галька размещается в соответствии с эскизом в деревянной или металлической рамке. Небольшая выемка по периметру всей рамки поможет связующему составу удержать мозаику в определенных границах.

По высоте борта рамы должны быть чуть больше, чем толщина собранных камней. Перед выкладыванием мозаичного рисунка на дно рамы размещается фанера или картон, обернутый в бумагу. На ней может быть нарисован эскиз будущего творения.

Художественный подход

Собственноручно сделанная мозаика из натурального камня может выглядеть по-разному, в соответствии с фантазией художника, но чаще всего крупные элементы располагаются в центре изделия на переднем плане. Мелкие детали лучше всего смотрятся на заднем плане или в получившихся между крупными камнями пролетах. Для размещения самых маленьких камней, возможно, понадобится пинцет.

Нет необходимости добиваться полного сходства с предварительным эскизом. Самое главное - соблюсти цветовые пропорции и подобрать камешки с оригинальной фактурой. Такое произведение, как мозаика из камня, в любом случае будет выглядеть красиво и элегантно.

Соединение элементов

Все элементы сначала укладываются в рамку без связующего состава. Закончив составление рисунка мозаики, следует закрепить каждый камешек на его месте любым клеем. После этого эпоксидной смолой заливают все свободные места на мозаике и пространство между рамкой и камнями. Слой эпоксидной смолы должен быть не толще 2-3 мм.

После затвердевания мозаика вынимается из рамы, переворачивается и размещается на мягкой поверхности. С изнаночной стороны счищаются остатки бумажной подложки, и производится полная заливка Затем на еще не успевшую затвердеть смолу раскладывается подходящий по размеру отрезок стеклоткани. Поверх тканевого материала также наносится слой эпоксидной смолы. После затвердения мозаика из камня переворачивается лицевой стороной вверх и покрывается тонким слоем бесцветного лака.

Другие материалы и способы

Таким же образом может быть сделана и камня. Добавление бутылочного или другого битого стекла в рисунок мозаики сделает ее более яркой и нарядной.

Более сложным искусством считается набор мозаичного полотна из тонких полированных каменных пластинок. Такая работа требует нарезания пластинок из камня, размещения их в корректирующей размер раме. Технология изготовления картины из полированных пластин сходна с описанной выше. Единственное отличие в том, что мозаика из таких каменных элементов требует после изготовления дополнительной шлифовки и полировки.

Таким же образом выполняется укладка мозаичных элементов и на цементную основу. Мозаики, закрепленные цементным раствором, могут длительное время находиться во взаимодействии с влагой.

Мозаика из камня и гальки: мастер-класс.

Узорная мозаика из гальки считается самым простым вариантом декоративной мозаики из камня. В научной литературе и не только ее можно встретить под названием пелльской мозаики или мозаика Пеллы.

Небольшая справка: Пелле - столица древней Македонии, при раскопках которой были обнаружены очень хорошо сохранившиеся полы, украшенные узорами из разноцветных мелких камней. Те работы признаны шедеврами мозаичного искусства, настолько продумано в них сочетание цветов в очень сложном по замыслу рисунке.
Существует несколько способов создания мозаики из гальки и и тот, что предлагается ниже наиболее простой их них.
Сначала о материале для работы: подойдет любая галька величиною от крупной вишни до среднего куриного яйца. Не обязательно, чтобы она была гладкой и отшлифованной водой до овальной формы. Можно использовать и то, что далеко от идеала и даже более того, если подбирается материал для мощения дорожки или украшения стены, то лучше подбирать камни с выступами. Они гораздо прочнее закрепляются в цементном растворе.
Небольшая информация из учебника по мозаичным работам: мозаика из гальки - одна из немногих, что допускает "смешивание" материалов. Разрешается использовать небольшие кусочки отделочной плитки, осколки стекла, морские ракушки или их части интересной формы. Нет ограничений и в выборе камней. Отменено даже ранее существовавшее требование, обязывающее придавать их краям округлую форму. Современные затирочные пасты способны замаскировать любые "погрешности" формы.
Работу по изготовлению мозаики из камня можно условно разделить на два этапа: создание рисунка и заливка его скрепляющим раствором. Далее подробнее о первом этапе.

Еще в 20-ом веке рисунок мозаики из гальки создавался примерно так же, как это делали неизвестные мастера Древнего Мира и любые попытки внести небольшие поправки в технологию воспринималось как кощунство. Связано такое неприятие было в первую очередь со страхом, что со временем весь процесс ее изготовления удастся механизировать и мастера потеряют работу, а сама мозаика как вид декоративно-прикладного искусства обесценится. Честно говоря, такие попытки предпринимались и предпринимаются до сих пор, но камень как материал слишком разнообразен по форме и цвету и создавать сложные рисунки из него пока не под силам самым «умным» машинам, поэтому мозаичные работы из камня как украшение интерьеров, садов и зданий и по сегодняшний день создаются вручную.
Справедливости ради, стоит сказать, что небольшие изменения в технологии все же произошли, поэтому существует два способа создания рисунка мозаики из камня: традиционный на песке и современный на пластилине.

Огромным преимуществом современного способа изготовления мозаики признается то, что он дает возможность создавать рисунок на ее "лицевой стороне", только эта и стало причиной значительных перемен в технологии столь консервативного по средствам искусства. Отличаются способы только временной основой, на которой создается эскиз рисунка и по мнению не только мастеров замена песка пластилином заметно облегчила и саму работу над мозаикой. Судите сами:
1. При традиционном способе песок нужно заранее подготовить: удалить из него камешки, части засохших растений,комочки глины и просто случайно попавший в него мусор. Затем песок нужно промыть, чтобы окончательно удалить грязь. Лишь только после того, как вода над ним будет оставаться при перемешивании прозрачной, песок можно просушить. Такая требовательность к чистоте позволяет избежать прилипания песка к камням, что сильно сказывается на качестве мозаики. Пластилин же такой подготовки не требует, нужно только купить не тот для предлагается для детского творчества, а специальный скульптурный или для декоративных работ.

2. Песком нужно засыпать рамку-опалубку примерно на три четверти ее высоты и выровнять его дощечкой. Между рамкой и столом или любой другой рабочей поверхностью не должно быть щелей, иначе песок будет высыпаться и его поверхность перестанет быть ровной. По традиции опалубку прикрепляли к столу по периметру глиной, что позволяло избежать появления щелей, но сдвинуть ее до окончания работы над эскизом было невозможно. В современном способе все гораздо проще: нужно брусок пластилина раскатывают в пласт толщиной 2 - 4 см, к которому прикладывают опалубку и по ее оттиску на пластилине вырезают "временную площадку" для эскиза. Поддерживать ее опалубкой не придется.

Немного о подготовке камней или гальки для работы: обычно предварительная подготовка такого материала ограничивается только мытьем в теплой воде с мылом или чистящим средством с помощью жесткой щетки, которая способна удалить грязь из самых мелких трещин. В последнее время в продаже появились специальные растворы для очищения камня. Часть из них способна заставить камни сверкать от чистоты, но состоят они из настолько агрессивных веществ, что стоит десять раз подумать прежде, чем принести подобное в дом.

В разработке эскиза разницы между традиционным и современным способом изготовления мозаики нет. Он либо заранее рисуется на листе и используется как руководство по укладыванию камней, либо его просто нет, а есть только замысел, тогда колорит и композиция решаются сразу на материале.
Раньше камни старались вдавливать в песок так, чтобы наиболее плоская грань оказывалась сверху и очень много из них «уходило в брак» из-за своей овальной или округлой формы. По этой же причина не очень жаловали мастера и гальку, которая из-за своих отшлифованных морем форм плохо держалась в закрепляющем слое мозаики. Чуть позже камни научились разбивать на половинки, четвертинки и так далее. Это умение сильно изменило внешний вид мозаики и требования к материалу.

Дорожки из расколотой пополам гальки настолько понравились публике, что сегодня из нее и создается большинство мозаичных работ. Тех, кто желает создать самостоятельно нечто подобное, хочется сразу предостеречь от возможного разочарования: работать на быстро застывающем растворе могут очень немногие мастера, к которым такое умение пришло только после нескольких лет практики.

В рисунок камни укладывают либо максимально плотно друг к другу, либо с промежутками, которые затем заполняются скрепляющим раствором. Последний можно при желании подкрасить минеральными или органическими пигментами.
Если говорить об особенностях выбора рисунка для мозаики, то нужно помнить, что мозаичные изображения отличает четкость и не стоит с ее помощью пытаться говорить языком живописи, слишком уж различны они по технике.

Заливка рисунка закрепляющим составом.

Созданный из камня, кусочков плитки и гальки рисунок покрывают клеем и накрывают чуть большим по размерам лоскутом из прочной ткани или нетканого материала. Раньше мастера предпочитали на этом этапе использовать столярный клей, а сегодня все больше отдают предпочтение синтетическим, которые не нужно варить. В любом случае клею нужно дать время прочно приклеить к камням ткань, ведь роль временной основы на следующем этапе работы придется выполнять ей.

Немного об опалубке: ее сколачивают из толстых прямых досок или выгибают из полосок листового металла. Опалубка может быть треугольной, четырехугольной, круглой и овальной. Высота ее бортов зависит от величины камней и масштаба мозаики. Опалубки круглых, овальных и сложных форм принято при заливке скрепляющим раствором вставлять в прямоугольную опалубку, чтобы избежать деформации формы.

Убедившись, что ткань плотно приклеилась к рисунку, переворачивают всю заготовку пластилином вверх. Аккуратно снимают его и помещают ткань с мозаичным рисунком из камня внутрь опалубки.

Готовят закрепляющий раствор. Раньше в этой роли выступал обычно цемент, одну часть которого смешивали с двумя частями песка и разводили водой до густоты сметаны. Кто-то и сегодня придерживается этого состава, а кто-то предпочитает использовать специально созданные закрепляющие растворы.

В любом случае заливать их в опалубку нужно тонкими слоями, каждый из которых тщательно разровнять мастерком перед заливкой следующего. Очень важно, чтобы не было пустот.

Опалубку с мозаики, залитой цементным раствором снимают обычно через сутки. Если выбран клей для камня, то нужно уточнить время его окончательного затвердения дополнительно.

Остается только удалить ткань с мозаики и очистить ее поверхность от остатков клей.

Так создается мозаика из камня или гальки наиболее простым и доступным способом.

Каменная мозаика – это оригинальный способ оформления любого интерьера. Уложенные на полотне из натуральных камней узоры позволяют создать в помещении неповторимую античную атмосферу. Сам процесс изготовления мозаики достаточно прост, и сделать свою особенную картинку может каждый самостоятельно.

Картинки из камня – это простой способ художественно украсить любую поверхность в доме. Твердый природный материал обладает множеством достоинств. Создать свой эксклюзивный рисунок можно без лишних затрат.

Для дизайнерских решений используются камни любого цвета, формы и размера. Разнообразие материала позволяет воплотить в жизнь самые различные орнаменты.

Немаловажным преимуществом применения камней для мозаики является их прочность. Красочная конструкция надежно закрепляется на цементном основании. Такое строение и особые свойства материала делают картины крепкими и долговечными.

Техника изготовления каменной мозаики

Для создания красивого полотна необходимо подобрать и подготовить основной материал. Использовать можно самые различные камни – речные, морские, горные. Также подойдут твердые породы с огорода или собранные на поле. Рекомендуется использовать гальку небольшого размера – от 1 до 4 сантиметров.

Перед работой камень следует подготовить:

  • удалить всю грязь с помощью порошка и теплой воды;
  • насухо вытереть и высушить;
  • готовый природный материал разложить по цветовой гамме форме и размеру.

После этого можно переходить к созданию выбранного узора. Для этого на картонной бумаге рисуется эскиз будущей картины. Для дальнейшего процесса потребуется:

  • высушенный речной песок;
  • деревянная опалубка высотой 8 сантиметров и дном из листа фанеры;
  • клеевой раствор;
  • малярная кисточка;
  • раствор песка с цементом в пропорции 2:1;
  • сетка из стали с ячейками 10*10 сантиметров;
  • холст – основа для картины.

Сделав заготовки, можно приступать к оформлению мозаики. Создать полотно своими руками достаточно просто:

  • опалубка ложится на ровную поверхность;
  • в середину ее засыпается ровным слоем в 3-4 сантиметра песок;
  • по намеченному чертежу плоскими гранями кверху выкладываются камни разных цветов;
  • подготовленный холст обрабатывается густым слоем клея так чтобы края оставались сухими;
  • смазанное полотно прикладывается аккуратно клеевой стороной к мозаике;
  • поверхность равномерно разглаживается.

После полного высыхания клея основу следует осторожно поднять и перевернуть камнями кверху. Если некоторые детали плохо закрепились или вовсе отпали необходимо их приклеить на место.

С мозаики убирается песок и пыль. Опалубка также полностью очищается и в е укладывается полотно камнями в низ. Сверху каркас до половины заливается цементным раствором. На него устанавливается армированная сетка, а затем все покрывается вторым слоем строительной смеси.

Для полного застывания раствора требуется не менее трех дней. В этот период его следует ежедневно смачивать водой. После этого полотно с камнями слегка увлажняется, а опалубка полностью удаляется.

Полученную мозаику из камней можно покрыть прозрачным лаком. Такой картина способна украсить любую стену в помещении. А собственный дизайн каменного полотна позволит внести в интерьер особый неповторимый облик.

Рассмотрим некоторые несложные приемы, которыми можно воспользоваться при изготовлении мозаики из камня .

Творчество скульпторов, архитекторов, мастеров прикладного искусства - это своего рода летопись культуры, запечатленная, как говорят художники, в «материале». Именно поэтому материал, которым пользуется мастер, очень часто определяет не только характер будущего произведения, но и его сохранность и долговечность. В этом отношении камень не имеет соперников. Наши знания искусств исчезнувших цивилизаций во многом определяются тем, насколько широко использовался камень в ту или иную эпоху.

Самые древние из дошедших до нас произведений искусства, в которых камни использовались как цветовые пятна, относятся к третьему тысячелетию до нашей эры, ко времени цивилизации шумеров. Эти цветовые композиции и были тем, что мы называем теперь мозаикой.

Замечательного расцвета достигло искусство мозаики в античной Греции и Риме. Выдающиеся художники украшали стены и полы дворцов, храмов, мавзолеев сюжетными композициями и орнаментами, используя богатейшую палитру каменных пород.

В средние века искусство мозаики высоко расцвело в Византии и в странах, связанных с.ней своей культурой, - в России и Грузии. Итальянское Возрождение внесло в это искусство новую живую струю, благодаря чему во Флоренции возникла особая школа мозаики. Впоследствии работы, выполненные принятой здесь техникой, стали называть флорентийской мозаикой. Для нее характерны небольшие картины, столешницы, вставки к мебели с композициями, изображающими цветы, плоды, порхающих бабочек и тому подобное.

Особенность флорентийской мозаики заключается в том, что каждый ее отдельный элемент, изготовленный из целого куска камня, служит не просто цветовым пятнышком, но вырезается точно по форме и подбирается так, чтобы своим рисунком, текстурой выполнять в картине функцию целой детали или ее части - белого облака, дерева, окна в доме, крыши. Сумма таких элементов, безукоризненно подогнанных друг к другу независимо от сложности и конфигурации, и образует картину. Техника флорентийской мозаики требует высокого мастерства не только художественного, но и ремесленного.

Несколько проще в исполнении так называемая римская мозаика , здесь отдельный элементик выполняет роль лишь цветовую. Композиции римской мозаики несколько напоминают картины, написанные маслом. В этой технике могут быть использованы довольно разнообразные материалы: камни, специально изготовленные цветные керамические элементики, плавленое стекло - смальта.

В камнерезном деле мозаичные работы составляют целую специальность, однако многие приемы вполне доступны любителям с их несложным домашним оборудованием. Своими руками можно сделать красивую шкатулку, поднос, столешницу, создать декоративное панно, каменную картину. Начинающим художникам вполне посильны приемы римской мозаики , на ней мы и остановимся, коснувшись той ее части, где в качестве материала по традиции выступает камень.

В практике мозаичных работ существует два классических способа их выполнения. Первый, так называемый прямой, при котором лицевая сторона картины обращена к художнику, а мозаичные элементы вдавливаются в связующую массу или приклеиваются к подложке. Второй способ - обратный. В этом случае элементы наклеиваются лицевой стороной вниз и заливаются связующим составом, после чего картину переворачивают и зачищают лицевую сторону.

В качестве первого опыта можно попробовать выполнить рельефную мозаичную картинку из обрезков камней или обкатанной морской гальки . Прежде всего надо подобрать цветной рисунок будущей мозаики (желательно в масштабе 1:1), причем постараться учесть цветовую гамму камешков, имеющихся в вашем распоряжении. Затем делается рамка - деревянная или металлическая (латунная, медная) - с продольной выемкой по внутреннему периметру (рис. 1). Эта выемка нужна для того, чтобы связующая масса заполнила углубление и прочно удерживала картину в раме. Высота ее берется чуть больше толщины самого крупного камешка. Внутрь укладывают фанерный или картонный прямоугольник толщиной 4-6 мм, обернутый предварительно двумя слоями бумаги. На нее можно нанести сетку, облегчающую копирование рисунка, либо сам рисунок. Рамка слегка скрепляется с фанеркой гвоздями и укладывается горизонтально на стол. Для работы потребуются еще пинцет, которым укладывают камешки, и быстросохнущий клей для их фиксации.

Прежде чем приступить к набору, нужно, изучив рисунок, разобрать камни на отдельные группы, которые составят главные цветовые пятна композиции. Обычно для крупных деталей переднего плана подбирают более крупные элементы, а для мелких деталей и для заднего плана - мельче.

Цвета природных камней редко бывают абсолютно одинаковы с цветами картины. Пусть это обстоятельство не смущает: вовсе не следует добиваться буквального копирования, и если цветовые пропорции соблюдаются, а фактура поверхности камней походит на фактуру изображаемых предметов, то произведение должно быть удачным.

Выкладку набора начинают с основных и наиболее крупных деталей композиции. Элементы кладут лицевой стороной вверх, вначале без клея, чтобы их можно было менять и переставлять. Когда набор закончен, каждый камешек закрепляют на подложке каплей клея. Затем готовят эпоксидную смолу и через бумажный фунтик аккуратно заливают ее между всеми элементами и рамкой.

Слой должен составлять 2-3 миллиметра (рис. 2).

После затвердевания смолы раму с мозаикой переворачивают, вынимают фанерный вкладыш и укладывают лицевой поверхностью на мягкую подкладку. С обратной стороны очищают и удаляют насколько это возможно бумажную подложку. Очищенную поверхность обильно покрывают эпоксидной смолой, слоем прочной ткани (лучше стеклоткани) и снова смолой. На этом работу можно в основном считать законченной. Если поверхность камней недостаточно гладкая, то картина получается блеклой, лишенной цветовой сочности. Чтобы оживить цвет, достаточно покрыть камни бесцветным живописным или нитролаком. Отделка рамки зависит от характера композиции и от общей цветовой гаммы произведения.

Следующая ступень мастерства - мозаика с гладкой полированной поверхностью . Исполнить ее уже несколько сложнее. Камни здесь берутся нарезанные на пластинки (толщина их не имеет существенного значения), и пластинки эти должны быть хотя бы слегка пришлифованы.

Мозаику с гладкой поверхностью можно набирать несколькими способами. Мы рассмотрим один из них, наиболее приемлемый в любительских условиях. Начинается работа опять-таки с выбора рисунка. Затем следует нарезать требующиеся по цвету камни, и дело это лучше закончить сразу, чтобы в вашем распоряжении имелось достаточное количество разнообразного материала. Затем по размеру рисунка заготавливаются две одинаковые рамки. Высота их выбирается примерно в 1/10-1/15 от длины большей стороны и должна минимум вдвое превышать толщину каменных пластинок. К одной из рамок прибивается плоское дно, в получившийся ящичек на половину высоты ровным слоем насыпается песок. На поверхности песка и выкладывается мозаика. Для простоты копирования рисунка можно воспользоваться координатной сеткой. Координаты наносятся на рамку, нужное место отыскивается с помощью двух линеек или по натянутым нитям (рис. 3).

Приемы выкладки не отличаются от тех, что были описаны выше. Различия появляются лишь на заключительных стадиях. Чтобы получить ровную поверхность, все каменные пластинки приглаживаются трамбовкой (см. рис. 4). После этого следует операция, требующая большой аккуратности: узкой насадкой пылесоса, не касаясь поверхности, надо собрать все песчинки, оказавшиеся наверху, и отсосать песок в промежутках между пластинками так, чтобы его слой нигде не выступал вровень с ними. Затем на мозаику накладывают лист кальки, смазанный клеем, и трамбовочкой приглаживают его к пластинкам. Высохший лист с мозаикой укладывают лицом вниз, удаляют остатки песка, заключают во вторую рамку и заливают тонким (1 - 2 мм) слоем эпоксидной смолы.

После того, как первый слой затвердеет, наносится еще один, обеспечивающий мозаике жесткость и монолитность. Толщину этого слоя нужно довести до уровня края рамки. Лучше всего использовать для этой цели ту же смолу с добавлением наполнителя - 50% мелкой каменной крошки. Массу желательно укладывать в два приема с армирующей прокладкой из стеклоткани или тонкой проволочной сетки. По окончании работы лицевую сторону мозаики шлифуют и полируют.

В мастерских по обработке камня для этой цели используется специальный станок со шпинделем, свободно перемещающимся в горизонтальной плоскости. В любительских условиях, если мозаика велика для домашнего станка, ее обрабатывают вручную абразивными порошками. В качестве шлифующего инструмента можно использовать кусок камня с ровной плоской поверхностью, по твердости соответствующей материалу самой мозаики, или донышко стеклянной пробки диаметром 40-60 мм. В конце шлифовки каменный или стеклянный брусок можно заменить на деревянный.

Окончательно, до блеска полируют мозаику, как и другие изделия из камня, окисью хрома и водой. Делать это можно вручную куском фетра или с помощью низкооборотной дрели, оснащенной фетровым кругом.

Шлифовка и полировка камня - работа трудоемкая, требующая большой аккуратности и терпения. Однако зеркальной поверхности мозаики можно достичь минуя операции доводки и полировки. Достаточно лишь выровнять порошками средней зернистости, обезжирить и, обильно смазав эпоксидной смолой, прижать к чистой, без царапин поверхности оргстекла, просмотреть поверхность контакта и поглаживающими движениями выгнать воздушные пузырьки. После затвердевания смолы стекло удаляется, а на мозаике остается гладкий, зеркально блестящий слой. Остается лишь отделать рамку или, если она не нужна, разрезать и удалить ее. Правда, надо заметить, что такая «полировка» хороша только в тех случаях, когда мозаика не предназначена для обиходного употребления - для шкатулок, столешниц или других изделий - слой смолы непрочен и легко царапается. Чтобы изделия стойко, на века сохраняли свой блеск и сочность красок, нужно полировать сам камень.

Те несколько приемов, о которых здесь рассказано, наиболее просты и доступны. Они относятся к прямому методу, когда будущее произведение все время находится перед глазами и в процессе работы его легко совершенствовать. Освоив азы, увлекшись этим интересным видом прикладного искусства, художник, безусловно, выработает собственные приемы технологии. А добившись успеха, постигнув первые ступени мастерства, он сделает и следующие шаги - освоит приемы «обратной мозаики», обогащающие художественную палитру, и в дальнейшем, возможно, попробует свои силы и в трудном искусстве флорентийской мозаики .

А. Коробков, Ю. Рапопорт.

" ~- ~- ~- ~" ~&~" ~- ~- ~- ~"

Искусство мозаики
Мозаика - это декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) цветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов. Это один из наиболее эффектных, долговечных (мозаика сохраняется тысячелетиями) и трудоёмких видов монументально-декоративной живописи. История мозаики восходит к временам 2 половины 4 тысячелетия до н.э., которыми датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии, к 8 в. до н.э. относят ранние примеры применения техники мозаики из необработанной гальки. В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла - смальты, однако нередким было использование мелких камешков и гальки. Расцветом мозаического искусства принято считать эпоху Византийской империи, - византийская мозаика становится более утончённой, используемые составные элементы из камней становятся более мелкими, кладка деликатнее, фон изображений становится по преимуществу золотым. Мозаика широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока. На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает широкого распространения из-за дороговизны привозимого из Константинополя материала. Возрождением мозаики в России занимался М.В. Ломоносов, однако, по его смерти, мозаичное дело не получило продолжения. Мозаика, являющаяся необычайно богатой и эффектной техникой живописи, находила широкое применение в прошлом для оформления церквей и дворцов, в недавнем прошлом - в украшении общественных зданий и метро. В настоящее время мозаичные панно используют для украшения храмов, интерьеров жилых помещений и общественных зданий.

Мозаика из камня
Материалом для создания мозаичной композиции служат плоские кусочки камня, подогнанные плотно друг к другу, которые создают узоры и картины. Толщина пластин из камня составляет от 3 мм (для мозаики размером 50-100 мм) до 6 мм. Для мозаик большего размера используют более толстые пластины, способные выдержать механизированное шлифование и полирование. Флорентийцы использовали для мозаики мрамор, серпентин, агат, лазурит, яшму и другие камни, имеющие интересную текстуру и легко поддающиеся обработке. Материалы для набора должны иметь одинаковую твердость, иначе шлифовка и финальная полировка мозаики будут затруднены. После распиловки на кусочки их подрезают или обкусывают для удаления острых выступов, обращая особое внимание на то, чтобы прямые стороны были действительно прямыми, изгибы - плавными, а боковые грани - перпендикулярными поверхности пластин. Все это необходимо для точной подгонки деталей набора. При этом необходимо помнить, что даже незначительный скол на лицевой стороне пластинки - это всегда брак, который будет непросто исправить. Сперва набор мозаики выполняют всухую: на рисунок раскладывают готовые детали. Все детали должны подгоняться плотно. При необходимости некоторые детали дорабатывают вручную.
Привлекательность мозаичного панно зависит не только от умения мастера выбрать композицию, но и от набора камней (их цвета, текстуры, размеров). Работа начинается с выбора композиции и переноса рисунка. Рисунок композиции не должен иметь сложных контуров. Рисунок переводят через копирку на чистый лист плотной бумаги, копию разрезают на отдельные детали с таким расчетом, чтобы каждая из них могла быть изготовлена из одного кусочка (пластинки). Поэтому контуры деталей должны быть как можно более простыми, без резких поворотов и волнистости. Элементы рисунка, вырезанные из бумаги, наклеивают на подходящие по цвету и текстуре пластинки камней водостойким клеем. В качестве подложки, или основы, для мозаичных наборов больших и средних размеров служат обычно асбестоцемент и камень. Небольшие наборы монтируют на стекле, дереве, пластмассах. Поверхность подложки должна быть ровной, но шероховатой. Материалом для основания монументальной мозаичной композиции обычно служит фанера толщиной 12 мм и более, пропитанная водонепроницаемым составом (например, горячей олифой). Для закрепления набора самоцветных пластинок на подложке используют разнообразные водостойкие клеевые составы. Поскольку большинство из них после отвердевания дают усадку, в них добавляют наполнитель - толченое стекло, кирпичный порошок. Клей с наполнителем наносят слоем на подложку. Затем тыльную сторону детали смазывают тонким слоем слегка разжиженного клея и вдавливают ее в клеевой слой подложки. Для лучшего сцепления на тыльной поверхности деталей
Лучшим во всех отношениях клеевым составом является эпоксидная смола, обеспечивающая высокую прочность склеивания. Детали наклеивают последовательно одну за другой, начав, например, с центра композиции или одного из ее углов. При этом их лицевые поверхности должны располагаться в одной плоскости, выступы и впадины не допускаются, иначе шлифовка набора будет невозможна.
Флорентийская мозаика
Мозаика из цветного камня - один из древнейших видов искусства, существовавших ещё до нашей эры. В зависимости от технологии изготовления, мозаики делятся на: александрийскую, римскую, русскую и флорентийскую. Самая сложная из них - флорентийская. «Pietra Dura» - в переводе с итальянского языка - «поделочный камень» или флорентийская мозаика. Для изготовления такой мозаики используются цветные камни: агат, аметист, авантюрин, сердолик, яшма, лазурит, малахит, содалит, тигровый глаз, змеевик, светлая яшма, халцедон, гематит (плотный тонковолокнистый кровавик), мрамор.
Искусство флорентийской мозаики было популярно на протяжении 300 лет, начиная с XVI века по XIX век и было знаменито во всей Европе. Микеланджело, восхищаясь флорентийской мозаикой, называл ее «вечной картиной».
История Флорентийской мозаики связана с одним из благородных семейств того времени - Медичи, которые всегда покровительствовали искусству и собирали различные коллекции. В частности Лоренцо Ил Магнифико и его предшественники собрали и реставрировали камеи, камни и вазы времен Древней Греции и Рима. Позднее сын Гранд Дюка I Флорентийского, Козимо, решил основать мастерскую, изделия которой смогли бы конкурировать с классическими произведениями искусства древних мастеров.
В конце XVI века во Флоренцию были приглашены умельцы из Милана, где изготовление предметов искусства из камня было очень популярным. В 1588 году Фердинандо I ди Медичи официально открывает мастерскую по изготовлению изделий из полудрагоценных камней, которая получает название «Галерея Деи Лавори». В этой мастерской помимо умельцев из Милана могли получить работу и мастера из Флоренции и из других североевропейских стран, желающие приобрести опыт, это делало семью Медичи еще более популярной и весомой в глазах всей общественности.
Стиль флорентийской мозаики получил название «commesso», что в переводе с итальянского «состыкованный», из-за того, что полудрагоценные камни, после придания им различных форм, складывались в единый рисунок так, что граница между ними была практически незаметна. Эта техника, столь полюбившаяся людям, использовалась для изготовления настенных панно, столешниц, шахматных досок, ювелирных коробочек и также для украшения различных элементов мебели и получила поэтическое название «каменная картина».
Развитие искусства флорентийской мозаики имело огромную поддержку со стороны Гранд Дюка Флорентийского, так как это был отличный шанс произвести впечатление на глав более крупных и более влиятельных государств, для семьи Медичи это также служило предметом отдельной гордости, так как финансирование производства предметов искусства «pietra dura» являлось доказательством их финансового величия. Позднее, начиная с 1737 года, после Медичи, развитие данного производства продолжала Харсбург Лорена. Однако к концу XIX века этот вид искусства вышел из моды.
В России флорентийская мозаика появилась при императрице Елизавете Петровне в середине XVIII века. Русские мастера быстро освоили секреты этого искусства и уже в XIX в. составили конкуренцию итальянским художникам. Флорентийская мозаика оказалась востребованной и в советское время - ею украшались потолки и стены метрополитена и многие общественные здания. Размеры произведений в этой технике в иных случаях достигали сотен квадратных метров. Однако, приобретя монументальность, флорентийская мозаика утратила ювелирную филигранность. Сейчас искусство флорентийской мозаики переживает в России новый подъем. Как и прежде, отличительными чертами хорошей флорентийской мозаики являются изящество вкуса, умелый подбор камня, оригинальное цветовое решение, тонкий рисунок, отсутствие видимых швов, гармония линий и цвета, тщательность исполнения.
Мозаика-арт - авторская модификация флорентийской мозаики, в которой из тонких пластин камня набирается только сам рисунок. Фон - специальный состав, а тонкую шлифовку и полировку заменяет стекло, на которое и набирается рисунок.
В наши дни флорентийская мозаика вызывает восхищение и представляет собой огромную ценность для коллекционеров, именно поэтому ее образцы не часто встретишь даже на крупнейших мировых антикварных аукционах, и ее стоимость с каждым днем поднимается. Дивный художественный эффект флорентийской мозаики основан на тщательном подборе оттенков камней с использованием их естественного рисунка. При этом тонким каменным пластинкам придают контуры изображаемого предмета или соответствующей детали, а сами пластинки идеально подгоняют друг к другу. В Минералогическом музее им. А.Е.Ферсмана экспонируется один из лучших примеров флорентийской мозаики - картина-панно, вставленная в шкафчик из дерева "амбоин", выложенная из 20 тыс. кусочков самоцветов; использованы лазурит, яшма, мрамор, амазонит и другие минералы. На Петергофской гранильной фабрике в 80–90-е годы XIX века было сделано несколько таких шкафчиков, два из которых выставлены в Эрмитаже, а этот экземпляр делался для императрицы Марии Федоровны и работа над ним шести художников заняла более пяти лет. Флорентийская мозаика высокого уровня всегда будет пользоваться большим спросом у коллекционеров и ценителей искусства. Являясь произведением искусства, флорентийская мозаика имеет яркую индивидуальность и идеально подходит для украшения интерьеров, и в этом плане может достойно соперничать с хорошим антиквариатом.
Русская мозаика
Особенность русской мозаики заключается в том, что пластинками из цветного поделочного камня (чаще из малахита) как бы оклеивают основу из дешевого прочного камня. При этом пластинки очень тщательно подбирают по цвету и рисунку, а изделие выглядит так, будто оно выполнено из монолита. Русская мозаика отличается от классической и флорентийской еще и тем, что она выполняется не только на плоском основании, но и на криволинейных поверхностях (сферических, цилиндрических и т.д.). Кроме малахита в русской мозаике широко используют агат, лазурит, родонит и другие камни с красивым цветом и рисунком. Они находят широкое применение при украшении не только небольших изделий (шкатулок, столешниц, письменных приборов и т.п.), но и для декоративной отделки помещений. А.Е. Ферсман так описывает технику русской мозаики в книге "Очерки по истории камня": "Кусочки плотного малахита распиливались на пластинки толщиною в несколько миллиметров, которые набирались на мраморе или металле согласно рисунку камня, с почти незаметными, тщательно подогнанными швами, что давало впечатление цельного камня. Этим способом, изобретенным еще во второй половине XVIII века, русские мастера облицовывали (подобно фанере) огромные столы, чаши, вазы и даже колонны, широко используя для этого малахит, лазурит и изредка яшму. Мы восторгаемся огромными вазами из этих камней в больших залах Эрмитажа, сверкающими столами и колоннами в Зимнем дворце или в Исаакиевском соборе - все эти уникальные мировые художественные предметы сделаны этим способом, из мелких кусочков, а не из монолитов камня".

Большим достижением в искусстве русской мозаики являются "Агатовые комнаты" в Царском Селе. Техника русской мозаики, где пластинки искусно подбирались по тону, рисунку и цвету и создавалось впечатление монолитного камня с единым узором - применялась при работе не только с малахитом, но и с яшмой, лазуритом, агатом и другими камнями. Один из шедевров мозаичного и камнерезного искусства России - карта Советского Союза колоссальных размеров, созданная из цветных камней и самоцветов и помещенная в Эрмитаже. Площадь карты 22,5 кв. м, масштаб 1: 1 500 000. Прекрасно подобраны различные виды зеленых яшм для бескрайних равнин страны, желтых и коричневых - для гор, белый опал означал вечные снега, светло-зеленый амазонит - оазисы в пустынях, лазурит - моря и океаны, а из родонита выложена лента государственной границы. Карта была сделана мастерами Екатеринбурга, над ней работали 11 месяцев. Мозаичная геологическая карта СССР из цветных камней украшает вестибюль РГГРУ (Москва), а мозаичная карта Камчатки из коллекция С.М. Миронова хранится в ГГМ им. В.И. Вернадского.

Литература:
Банк Г. -В мире самоцветов. М: «Мир», 1979.
Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески. - М.: Искусство, 1973, 512 с.
Лебединский В.И. - В удивительном мире камня. Изд. 3-е, перераб.и доп. - М.: Недра, 1985.- 224 с.
Смит Г. -Драгоценные камни. М: «Мир», 1980
Ферсман А.Е. -Очерки по истории камня, т.1(1954) и т.2 (1961) //М, изд. АН СССР