Перспективы развития системы дошкольного образования. Перспективы развития дошкольного образования. Выпускная квалификационная работа

С целью координации действий по развитию системы дошкольного образования в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 10 декабря 2005 г. № Пр-2065 и Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. № МФ-П44-6344, а также во исполнение решения заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (протокол от 4 августа 2006 г., № 9) был разработан Комплекс мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007-2012 годы (далее - Комплекс мер). Правительство Российской Федерации в июне 2007 г. направило в федеральные органы исполнительной власти и в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручение по реализации Комплекса мер. Комплекс мер предусматривает реализацию мероприятий по развитию дошкольного образования на всех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном - по двум основным направлениям: обеспечение доступности дошкольного образования и обеспечение его качества.В настоящее время в рамках реализации Комплекса мер ведется работа по расширению видового разнообразия дошкольных образовательных учреждений с целью наиболее полного удовлетворения запросов населения Российской Федерации в услугах дошкольного образования. Планируется нормативно урегулировать деятельность новых видов дошкольных образовательных учреждений: детского сада для детей раннего возраста, детского сада предшкольной подготовки.Кроме того, в части нормативного закрепления бесплатности дошкольного образования разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации, утверждающий перечень видов услуг дошкольных образовательных учреждений, реализуемых на бесплатной основе. С целью повышения материального статуса работников системы дошкольного образования проведена подготовительная работа по введению в ДОУ в 2009 - 20012 годах новых систем оплаты труда (НСОТ), принципы которых апробированы в 2007 - 2008 годах в рамках комплексных проектов модернизации образования. В субъекты Российской Федерации направлены методические рекомендации по введению НСОТ. В рамках Комплекса мер в настоящее время совместно с Минрегионом России ведется работа по пересмотру и изменению норм градостроительства с учетом обеспечения районов комплексной жилой застройки развитой инфраструктурой, прежде всего - учреждениями дошкольного образования. Также среди мероприятий Комплекса мер будут последовательно реализованы: разработка федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (февраль 2009 года); разработка федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (февраль 2010 года).Дальнейшие перспективы развития системы дошкольного образования предусматриваются также в рамках реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Наиболее значимым мероприятием является разработка региональных программ развития системы дошкольного образования как составной части образовательной системы субъектов Российской Федерации. Минобрнауки России разработало и направило в субъекты Российской Федерации методические рекомендации по развитию региональных систем дошкольного образования. Следует отметить, что с целью более полного удовлетворения потребностей населения в услугах дошкольного образования у субъектов Российской Федерации в настоящее время есть достаточные нормативно закрепленные полномочия для внедрения новых организационных форм дошкольного образования. Так называемые «семейные детские сады», надомные или гувернерские группы, семейные клубы, социальные игровые комнаты могут в настоящее время быть организованы как структурные подразделения муниципальных или государственных ДОУ, которые должны будут обеспечивать указанные формы квалифицированными кадрами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение их деятельности контроль за нею с целью обеспечения достаточно высокого качества предоставляемых услуг. Особым направлением развития дошкольного образования в Российской Федерации в ближайшее время станет создание системы раннего развития детей в возрасте от рождения до 3 лет. Важность именно этого направления развития дошкольного образования вызвана несколькими причинами.

Во-первых, в настоящее время по оперативной информации, представленной субъектами Российской Федерации, большую часть детей, нуждающихся в местах в ДОУ, составляют дети в возрасте до 3 лет (62,9 % в целом по Российской Федерации).Во-вторых, как свидетельствуют данные многочисленных исследований как зарубежных, так и российских ученых, инвестирование средств в раннее развитие детей (особенно - детей из неблагополучных и малообеспеченных детей) с одной стороны, служит целям обеспечения социальной справедливости и равных возможностей для всех, с другой стороны - способствует повышению производительности и эффективности в экономике и в обществе в целом. Прежде всего, эта работа по раннему развитию детей должна вестись в дошкольных образовательных учреждениях, в которых имеется квалифицированный штат педагогов. Наибольший спрос сейчас существует на группы для детей от 1,5 лет. Однако родители заинтересованы в том, чтобы ребенок постепенно привыкал к детскому саду, чтобы адаптация проходила менее болезненно. В связи с этим есть необходимость более активного развития групп адаптации на основе кратковременного пребывания, куда мама могла бы приводить малыша на 2-2,5 часа 2-3 раза в неделю. Опыт организации клубных форм работы, где дети играют в присутствии или под присмотром матерей, а также групп кратковременного пребывания, в которых квалифицированные педагоги работают совместно с детьми раннего возраста и их родителями. Такие группы получили название «Открытая дверца». Кроме того, в Москве имеется перспективный опыт новой организационной формы развития детей дошкольного возраста, и раннего возраста в частности. Здесь активно развивается сеть центров игровой поддержки развития ребенка (ЦИПРР), в которых дети в совместных со сверстниками и взрослыми играх (подвижных, сюжетных, обучающих) получают адекватное их возрасту развитие. Параллельно необходимо развивать и нормативно урегулировать различные модели консультативной помощи родителям в воспитании детей дошкольного возраста. В городе Кемерово отрабатывается пилотный проект по открытию социально-игровых комнат в жилых домах и общежитиях гостиничного типа в качестве временной альтернативы решения проблемы с местами в детских садах. На начало 2012 года функционируют 23 таких социально-игровых комнат.

В связи с этим еще раз возвращаемся к необходимости пересмотра норм градостроительства, о чем уже говорилось выше. Еще раз повторю, что эта работа ведется Минобрнауки России совместно с Минрегионом России в рамках Комплекса мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007-2012 годы в части определения норм застройки и процедуры согласования проектов комплексной жилой застройки. В связи с этим при разработке долгосрочной стратегии массового строительства жилья необходимо предусмотреть строительство дошкольных образовательных учреждений в виде отдельно стоящих зданий или встроенных, расположенных на первых этажах многоквартирных домов. Эту работу необходимо активизировать, предусмотрев, в частности, выделение отдельных помещений в строящихся жилых домах под создание игровых клубов для детей разных возрастов. В перспективе необходимо обеспечить нормативное сопровождение создания в субъектах Российской Федерации моделей учета детей дошкольного возраста, не охваченных услугами дошкольного образования, с тем, чтобы определить наиболее целесообразные для них формы получения дошкольного образования.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Очень важно то, что ФГОС ДО разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п. 6.2. ст. 9). Эта норма была введена в Закон РФ «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, и обеспечение доступности и качественного образования для каждого ребенка - где бы он ни проживал.

ФГОС являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.

В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей - обязательной и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Почему появился новый документ? Какое содержание будет заложено в общеобразовательные программы дошкольного образования? Какие изменения произойдут в системе дошкольного образования при внедрении ФГОС? Все эти вопросы вызывают и тревогу, и интерес у педагогов и родителей.

Введение ФГОС ДО связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников. Будет упорно осуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков. И ко всему к этому образовательный процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития детей дошкольного возраста.

Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

В тексте не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса - отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В программе нет привычных предметных областей - развития речи, развития элементарных математических представлений, рисования, лепки и т.д. Все это заложено в образовательные области.

Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада - все они в равной степени должны быть представлены в образовательной программе дошкольного образования.

Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • принцип необходимости и достаточности(соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»)
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Программа строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных областей - важный сдвиг в структурировании программного материала.

Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по физической культуре будет участвовать в проведении прогулок, организуя подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный руководитель будет осуществлять подбор музыкального сопровождения для проведения мастерских, релаксации, разминок, гимнастик и др.

  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС предлагают для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.

  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей (образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей;

Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

  • взаимодействие с родителям;

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее

Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии.

Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства, которые обнародованы в этом приказе. Во-вторых, в приказе много положительного:

1) Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.

2) Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое.

3) Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.

4) Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.

5) Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.

6) Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.

В СССР была создана эффективная система дошкольного образования. Главными достижениями этой системы явились: теория воспитания и всестороннего развития детей дошкольного возраста; практико- апробированные вариативные направления воспитательно-образовательной работы; экономическая модель, обеспечивающая постоянное развитие дошкольного образования; система подготовки и переподготовки научно- педагогических кадров для учреждений ДО; промышленность, специально работавшая на детство, обеспечивающая его: игрушками, книгами, детским спортивным инвентарем и одеждой; социальная защита детства, родителей и законных представителей детей; педагогическое, психологическое и медицинское обеспечение детей.

После распада СССР его правопреемник – РФ провозгласила развитие образование первоочередной задачей страны. Первый Указ Президента тогда еще РСФСР от 11 июля 1991 года имел титул «О первоочередных мерах по развитию образования».

В Указе говорилось о необходимости не просто развивать всю систему образования, но и реформировать ее в соответствии с новыми вызовами времени. Содержательно Указ готовился в Минобразования республики, которое возглавлял в то время Э.Д. Днепров. В 1987 году Э.Д. Днепров стал руководителем ВНИК «Школа» при Гособразовании СССР. Этим ВНИКом была разработана концепция реформы советской школы. Реально данная концепция определяла основные направления развития всей системы образования. И эти направления стали реализовываться когда члены ВНИК получили соответствующие управленческие возможности. Положения концепции во многом определили содержательную сторону закона РФ «Об образовании» (1992 год). По нашему мнению, важнейшим положением вышеуказанных документов было положение о необходимости провести в образовании радикальные реформы. Это положение закономерно вытекало из общего реформаторского духа молодого правительства новой России, а также из идей высказывавшихся руководителями ВНИК «Школа».

В 1984 году в СССР правопреемником, которого стала РФ осуществлялась реформа образования. По мнению руководителей ВНИК «Школа», данная реформа была недостаточно радикальна: «должна быть подвергнута реформированию сама школьная реформа». Отсюда и достаточно новые положения в концепции реформирования школы (1988 год) и «Концепция дошкольного воспитания» (под редакцией В. Давыдова, В. Петровского) (1989 год).

В законе «Об образовании» дошкольному уровню образования была посвящена статья 18, но все-таки это был закон о школе. В целом в новой России для двух уровней образования были приняты законы «Об образовании» (1992 год) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 год). В связи с этим представители педагогической общественности с 90-х годов начали вести дискуссии о необходимости принятия специального закона о дошкольном образовании, различные группы исследователей готовили на протяжении более десятка лет предшествующие написанию закона концепции.

Новые взгляды на общество и образование предполагали, что немаловажным этапом работы над любой образовательной концепцией будет выделение недостатков советской образовательной системы соответствующего уровня. Для уровня дошкольного образования такие недостатки найти было трудно: дошкольный уровень действительно функционировал эффективно, впрочем, как и остальные уровни образования. Тем не менее, некоторые недостатки были найдены. С позиции контент-анализа данное обстоятельство объясняется тем, что при реформировании любой общественной системы всегда ведется поиск недостатков ее функционирования, причин их возникновения и средств устранения. К главным недостаткам системы дошкольного образования в 90-х годах были отнесены следующие:

1. Идеологизированность;

2. Отсутствие условий для применения знаний и умений, сформированных в учреждении дошкольного образования за пределами детского сада;

3. Недостаточное развитие детей в учреждениях дошкольного образования, в первую очередь творческого развития;

4. Слабая подготовка детей к школе;

Значение теории и практики дошкольного образования СССР в настоящее время трудно переоценить. Ведущие сегодня научные школы были сформированы в советское время. Принципы и направления деятельности дошкольных учреждений практически не изменились. Однако сама система была серьезно разрушена. За 20 лет почти в два раза сократилось количество дошкольных образовательных учреждений. Плюрализм в мнениях при разработке направлений развития образования в целом и дошкольного образования в частности привел к тому, что образование стало пониматься как одна из отраслей сферы услуг. В Конституции РФ ликвидированы права детей на получение среднего (полного) бесплатного общего образования. С этого момента ежегодно Президент РФ подписывает Указ о бесплатности данной ступени образования. В.В. Путин высказался по этому вопросу, что надо просто в Законе РФ «Об образовании» прописать норму, которая определила бы основное общее образование в объеме 11 лет. Но в новом законе в этом смысле все остается по старому, даже после выступления лидера страны. В 2004 году в новой редакции Закона из статьи 18. Дошкольное образование был исключен пункт 2, гарантировавший бесплатность и общую доступность дошкольного образования всем гражданам страны. А в современном, вступившем в силу Законе РФ «Об образовании» полностью исключена статья о дошкольном образовании.

Тем не менее, у российского дошкольного образования имеются серьезные перспективы развития, базирующиеся на достижениях советской школы и новых реалиях жизнедеятельности образовательных учреждений. Сегодня активно строятся детские сады по новым проектам, предписывающим вести непрерывную видеосъемку всего пространства учреждения в целях обеспечения безопасности детей и сотрудников учреждения. В организациях, осуществляющих охрану дошкольных учреждений, будет концентрироваться огромный материал о всех действиях детей и воспитателей. Необходимо обеспечить условия, чтобы этот материал передавался в психолого-педагогические службы, был доступен родителям. Такой подход позволит снять большинство конфликтов родителей, общественности и администрации дошкольных учреждений, снизит накал страстей при разрешении всех конфликтов, вследствие возможности объективно увидеть и услышать причины и ход развития любого конфликта.

Соответственно будут неизбежно созданы специализированные психолого-педагогические центры, анализирующие всю деятельность по развитию, воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении. На основе чего: общество получит объективную информацию о характере и методах деятельности дошкольных учреждений (принцип государственно-общественного управления системой образования); психолого- педагогическая наука сделает серьезный шаг вперед в деле определения новых методов работы с дошкольниками, обеспечения их физического и психического здоровья, максимального развития в соответствии с индивидуальными особенностями развития каждого ребенка.

Впервые за всю историю педагогики и детской психологии появляется возможность реально реализовать принцип индивидуализации воспитания и обучения для всех без исключения детей дошкольного возраста, посещающих учреждение дошкольного образования. Проблемы, связанные с поиском путей оптимального развития каждого ребенка на основе его всестороннего объективного изучения могут быть решены в ближайшие годы. В силу отсутствия возможности объективно оценивать уровень и характер развития детей, в том числе и в процессе тех или иных психолого-педагогических воздействий в предыдущие годы адекватные методики просто не могли быть разработаны, на важность такого подхода было указано советскими учеными.

Список литературы

1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: ВЛАДОС – 1999.

2. Дошкольная педагогика / Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение - 1988.

3. Рубинчик Ю.С. Проблема педагогического проектирования развития дошкольного образования// Единое образовательное пространство: взрослые и ребенок.: Материалы международной научно-практической конференции (26 марта 2012 года)-М.: Экон-информ, 2012. – С. 73-76.

4. Собкин B.C., Писарский П.С. Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе. - М., Мин-во образов. РФ, 1992. - 161 с.

Лашкова Лия Луттовна,доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образованияГОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут[email protected]

Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития системы дошкольного образования. Автор раскрывает перспективы реализации вариативных форм обучения и воспитания дошкольников, специфику программного обеспечения образовательного процесса, значение взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.Ключевые слова:дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, педагог, дети дошкольного возраста.

Дошкольное образование является самой первой общественногосударственной формой, в которой осуществляется профессиональнопедагогическая работа с подрастающим поколением. Следует помнить, что фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни ребенка. Дошкольный возраст –чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивных способностях, физическом, социальнонравственном, интеллектуальном, коммуникативном развитии ребенка. Заложенный в раннем детстве положительный опыт создает прочную основу будущего развития личности дошкольника.Согласно последним нормативноправовым документам в области дошкольного образования, провозглашается идеядеятельностного и интегративного подходов к формированию личности ребенка. Традиционная система образования, призванная передать детям лишь определенную сумму знаний, умений и навыков, оказалась несостоятельной в нынешней ситуации. Современный заказ общества ориентирован на выпускника образовательного учреждения, который не только приобрел некий объем энциклопедических знаний, но и научился учиться, использовать полученные знания в ходе активной деятельности.Сегодня задачи психологопедагогической работы педагоги дошкольных образовательных учреждений(ДОУ)решают интегрировано в ходе освоения образовательных областей. Воспитатели начинают понимать, что в инновационном образовательном пространстве происходит соединение разнопредметного содержания и образуются новые формы образовательного процесса, для которых характерен общий термин –интеграция. Однако, многие не готовы к инновациям в силу глубоко укоренившихся, отработанных на протяжении многих лет репродуктивных форм и методов обучения и воспитания дошкольников. В связи с этим, важно ввести новое содержание в систему подготовки и переподготовки педагогов ДОУ по вопросам достижения в дошкольном возрасте интегральных характеристик личности ребенка. В ходе организации курсов повышения квалификации педагогических кадров, теоретических семинаров, семинаровпрактикумов необходимо раскрыть вопросы интеграции образовательных областей, комплекснотематического планирования, мониторинговой деятельности и др.Педагогические условия подготовки и переподготовки бакалавров педагогики предусматривают, прежде всего, отбор содержания образования, охватывающего новые аспекты в области дошкольной педагогики и детской психологии; отбор эффективных форм, средств и методов освоения учебного материала; включение педагогов в активную самостоятельную работу с учебным материалом.К примеру, содержание процесса развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в системе повышения квалификации постоянно изменяется в соответствии с изменениями нормативных документов, культурных ценностей, профессиональных требований воспитателя к профессии. В связи с этим, инвариантная часть содержания курсов включает изучение и обсуждение Закона «Об образовании», типового положения о ДОУ, проекта ФГОС дошкольного образования и т.д. Вариативная же часть предполагает участие педагогов в проектной и научноисследовательской деятельности, выполнение индивидуальных практических заданий разной сложности.Итак, развитие кадрового потенциала в системе дошкольного образования остается оной из приоритетных задач. Главным лицом в системе дошкольного образования является воспитатель. К нему сегодня предъявляются очень серьезные требования. Каждый педагог ДОУ, в первую очередь, должен освоить методику партнерского общения с ребенком, учитывая его индивидуальные особенности.В Проекте ФГОС дошкольного образования отмечено, что у педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают обеспечение эмоционального благополучия, поддержку индивидуальности и инициативы детей, установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях, построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи .Именно в семье ребенок овладевает социальными ролями, необходимыми длябезболезненной адаптации в обществе. Сегодня родители переживают значительные трудности: личные проблемы, усталость, психическое и физическое перенапряжение, тревога в связи со снижением безопасности жизни, рост чувства одиночества, отсутствие понимания, событийные кризисы и др. В этих условиях семье необходима поддержка и сопровождение. Следует придать дошкольному учреждению открытость, сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным.К сожалению, семье и дошкольному образовательному учреждению не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Педагоги часто сетуют на то, что родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О.Л.Зверевой, Т.В.Кротова Е.П.Арнаутовой,В.П.Дубровой и др. отношение родителей к мероприятиям зависит, прежде всего, от специфики образовательной работы в ДОУ, от инициативы администрации в решении вопросов педагогического просвещения родителей. Вероятно, сегодня поиск путей совершенствованияработы с родителями не должен ограничиваться нахождением новых форм, и гораздо больше внимания необходимо уделялось её содержанию и методам .Главная задача воспитателя –преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и настроится насотрудничество, взаимодействие. При организации дифференцированного подхода к родителям должны соблюдаться следующие условия: соблюдение такта, чуткости, отзывчивости; учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраст её членов, уровень подготовленности в вопросах воспитания; сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией групповой работы и др. Кроме того, необходимо помочь родителям подготовить к школе детей, не посещающих по какойлибо причине дошкольные образовательные учреждения. Так, в г. Сургуте услуги дошкольного образования оказывают 49 муниципальных дошкольных образовательных учреждений (в том числе 1 автономное), 1 гимназия, 2 прогимназии, 5 начальных школдетских садов. Вместе с тем, с целью ликвидации очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрено расширение форм и способов получения дошкольного образования. Возникла новая задача –расширить спектр вариативных форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Опыт Сургута доказывает эффективность работы групп кратковременного пребывания, консультативных пунктов, семейных групп, центров игровой поддержки, служб ранней помощи, родительских лекториев, клубов будущего родителя,оказывающих помощь родителям, воспитывающим дошкольников на дому, в обеспечении равных стартовых возможностей ребенка при поступлении в школу. Следует согласиться с существованием проблемы преемственности дошкольного и начального образования и, как следствие, неготовность многих детейк школьному обучению, значительные трудности при адаптации к школе, достаточное количество неуспешных детей. В процессе подготовки детей к школе внимание родителей в большей степени обращено на знаниевую составляющую, на формирование определенных навыковучебных действий. Это приводит к повсеместному «зашколиванию» в работе с дошкольниками, что негативно сказывается на физическом и на психическом самочувствии детей.Порой дети приходят в школу с навыками чтения и счета и при этом у них не развита мелкая моторика и устная речь. Остается без внимания социальная сторона образования, связанная с приобретением навыков эффективной коммуникации, сотрудничества, умения регулировать свое состояние и др.Кроме того, отсутствует согласованность программ дошкольных образовательных учреждений и школ, наблюдается непонимание и неприятие школьными педагогами игровых форм обучения, которые еще являются преобладающими у детей 6–7 лет. Возникает вопрос: как решить данную проблему? Опыт кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена показывает эффективность разработанных концептуальных основ организации образовательного процесса детей старшего дошкольного возраста. Ученые представляют модель обеспечения качества дошкольного образования, определяют характеристики его продуктивности и эффективности. В качестве показателей результативности образования дошкольников выдвинута степень развития начальных компетентностей ребенка –интегративных личностных характеристик, определяющих способность к решению доступных жизненных задач. Авторы концепции отмечают, что проявление данных компетенций в различных видах деятельности позволяет определить готовность перехода ребенка на школьную образовательную ступень . Особое беспокойство вызывает и тот факт, что взрослые не играют с детьми, у них нет на это времени. Игра исчезает из жизни дошкольника, а вместе с ней исчезает само детство. Вместе с тем, всем известно, что именно в игре развиваются мышление, общение, эмоции воображение. Именно в игре ребенок с удовольствие подчиняется определенным правилам, оценивает себя, проявляет творческую активность и инициативу.Не следует забывать и о важности продуктивной, трудовой, строительноконструктивной, музыкальной, исследовательской, коммуникативной и других видов деятельности дошкольников. В настоящее время разработаны и разрабатываются новые педагогические технологии их организации в дошкольном образовательном учреждении и семье, учеными предлагается новый инструментарий проведения непосредственной образовательной деятельности, организации самостоятельной деятельности ребенка, а также его совместной деятельности со взрослым.К примеру, в разработанной нами педагогической технологии представлен инструментарий воспитания культуры речи у дошкольников средствами народной педагогики. Работа проходила в три этапа. Первый этап (разъясняющемотивационный) был направлен на ознакомление с жанром фольклора, формирование правильного понимания обобщенного иносказательного смысла загадок, образных слов и выражений в сказках, понимание пословиц, поговорок иправил их употребления; а также осознание логичного композиционного построения текста русских народных сказок.На втором этапе (теоретическии практическиразвивающем) –шло формирование представлений о языковых средствах создания обобщенности и иносказательности используемых в работе жанров фольклора.Третий этап (репродуктивнотворческий) включал обучение адекватному, точному и логичному использованию образных слов и выражений, пословиц и поговорок в соответствующих коммуникативных ситуациях в самостоятельных высказываниях.Наиболее эффективными формами и методами работы с детьми оказалисьигровые упражнения «Кто лучше всех придумает сравнение», «Опиши с помощью других предметов», «Угадай, про что задумал»; «рисование диафильма», моделирование, игрыдраматизации, театрализованные и режиссерские игры, постановка спектаклей, сочинение собственных сказок.В результате опытноэкспериментальной работы дети стремились к точному употреблению образных слов и выражений на основе глубокого понимания прямого и переносного их смысла. В самостоятельных высказываниях дошкольников встречались адекватно использованные пословицы и поговорки, развивалось умение составлять логическое высказывание на основе фольклорных произведений, используя трехчастную форму композиции .Серьезной проблемой сегодняшнего дня является отсутствие процедуры экспертизы основных общеобразовательных программ дошкольного образования. В современной системе дошкольного образования существует достаточно много различных авторских комплексных и парциальных образовательных программ, которые возникли и продолжают появляться и апробироваться как альтернатива существующим в системе образования. Однако эти программы не прошли экспертизу, которая, несомненно, будет способствовать созданию реестра примерных основных образовательных программ дошкольного образования, являющегося государственной информационной системой.В настоящее время при разработке основной ощеобразовательной программы каждому дошкольному учреждению необходимо четко обосновать целесообразность, объем и соотношение ее обязательной и вариативной частей, учитывая возможности педагогов, интересы родителей и потребности ребенка. Кроме того, следует максимально согласовать существующие в детском саду планы (исключить дублирование, несоответствие, избегать декларативности). Следует помнить, что большую роль при конструировании и реализации образовательного процесса играет среда развития ребенка. Согласно проекту ФГОС ДО, развивающая предметнопространственная среда Организации (группы) должна быть содержательнонасыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. С точки зрения психологов, среда должна учитывать возрастные особенности детей дошкольного образовательного учреждения; обеспечивать достижение нового, перспективного уровня в развитии детской деятельности; удовлетворять потребности актуального и ближайшего развития ребенка.Педагогическими характеристиками построения предметноразвивающей среды являются комфортность и безопасность обстановки, соответствие образовательной программе, обеспечение богатства сенсорных впечатлений и самостоятельной деятельности ребенка, доступное расположение предметов, создание условий для изменения, дизайна.Сегодня органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов разработаны муниципальные программы развития дошкольного образования. Использование программноцелевого подхода способствует решению проблемы развития дошкольных образовательных учреждений, удовлетворению спроса на дошкольные услуги с учетом роста рождаемости.Таким образом, можно констатировать, что в настоящий момент основной задачей является развитие системы дошкольного образования, оптимально отвечающей интересам ребенка и семьи, обеспечивающей наибольший охват детей качественным дошкольным образованием.

Ссылки на источники1.Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.–URL: http://минобрнауки.рф.2.Зверева О.Л.,Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. –М.: Сфера, 2005. –80 с. 3.Езопова С.А. Обеспечение доступности и качества образования детей старшего дошкольного возраста в российской федерации: проблемы и пути их решения // Вестник Герценовского универсистета. –2007. –№ 11. –С. 42–46.4.Лашкова Л.Л. Воспитание культуры речи у детей дошкольного возраста средствами народной педагогики. –Екатеринбург: УГПУ, 2006. –140 с.

Lashkova Liya, doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the chair of theory and methods of preschool and primary education, Surgut State Pedagogical University, [email protected] and prospects of preschool education system evolutionAbstract.The article is devoted to the questions of preschool education system evolution. The author opens the prospects of realization of variative forms of training and education of preschool children and the specifity of the software of educational process, significance of the interaction of preschool educational institution and family.Keywords:preschool education, preschool educational institution, teacher, children of preschool age.

Информационная справка о состоянии и перспективах развития дошкольного образования в России к 2025 году

Состояние и перспективы развития дошкольного образования в России

В современной системе дошкольного образования можно наблюдать происходящие трансформации, которые в той или иной мере обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения.

Основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования – это поиск и освоение инновационных путей развития, которые способствовали бы качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), и это должно выражаться в переходе учреждений в режим развития.

Важность и значимость дошкольного образования обусловлена тем, что только в обществе сверстников, через грамотно организованные специфические виды детской деятельности - игру, конструирование, изобразительную деятельность наблюдение и экспериментирование - у ребенка дошкольного возраста формируются базисные качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь) которые в начальной школе и на последующих ступенях обучения позволяют ему успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию.

Кроме того, дошкольное образование на сегодняшний день рассматривается как один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей, а также улучшения демографической ситуации в Росси. То есть, увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам Российской Федерации, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение.

С целью реализации демографических задач система дошкольного образования должна быть общедоступной, и места в дошкольных образовательных учреждениях должны быть предоставлены детям в реальные сроки.

На территории Российской Федерации утверждена государственная программа "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы .

Основные цели данной Программы включают в себя меры по:

Обеспечению высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики;

Повышению эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.

Основные задачи данной Программы включают в себя меры по:

Формированию гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, которая может развивать человеческий потенциал и обеспечивать текущие и перспективные потребности социально-экономического развития России;

Развитию инфраструктурной и организационно­-экономических механизмов, которые обеспечивают равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей;

Модернизации образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, которые напрвлены на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

Созданию современной системы оценки качества образования на основе следующих принципов:

    открытость;

    объективность;

    прозрачность;

    общественно­-профессиональное участие;

    обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи и развитию потенциала молодежи.

Данная Программа предусматривает следующие этапы и сроки реализации:

Ожидаются результаты реализации Программы по следующим направлениям:

В направлении улучшения результатов российских школьников по итогам международных сопоставительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS, PISA);

В направлении повышения удовлетворенности населения качеством образовательных услуг (повышение эффективности использования бюджетных средств, обеспечение финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных организаций за счет реализации новых принципов финансирования (на основе государственных (муниципальных) заданий);

В направлении повышения привлекательности педагогической профессии и уровня квалификации преподавательских кадров;

В направлении обеспечения потребности экономики России в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития;

В направлении создания условий для получения любым гражданином страны профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни и так далее.

Ожидается, что в целях развития инфраструктуры системы образования будет разработана необходимая нормативная база, позволяющая привлечь инвестиции бизнес-сообщества на:

Строительство;

Реконструкцию;

Развитие

объектов образования за счет субсидирования затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.

Расширение механизмов государственно-частного партнерства может позволит расширить альтернативные формы предоставления образовательных услуг, а также увеличить объем вводимых мест в образовательных организациях

Реализация мероприятий Программы позволит достичь следующих основных результатов.

В сфере дошкольного образования предполагается создание инфраструктуры поддержки раннего развития детей (до 3 лет). Семьи, которые нуждаются в поддержке в воспитании детей раннего возраста, будут обеспечены консультационными услугами.

В результате масштабной программы строительства детских садов и развития вариативных форм дошкольного образования будет ликвидирована очередь детей в возрасте от 3 до 7 лет на получение услуг дошкольного образования, охват услугами дошкольного образования приблизится к показателям стран лидеров.

Будут созданы новые модели детских садов с новым подходом в следующих направлениях:

Планировка образовательных пространств;

Возможности их трансформации.

Не менее 70 -75 % детей 5 - 18 лет будут охвачены программами дополнительного образования, в том числе 50 процентов из них (при выявленной потребности) - за счет бюджетных средств.

Также предполагается, что общественность (родители, работодатели, местное сообщество) будет непосредственно включена в управление образовательными организациями и оценку качества образования. Также повысится удовлетворенность населения качеством образовательных услуг.

Гражданам будет доступна полная и объективная информация об образовательных организациях, содержании и качестве их программ (услуг), эффективная обратная связь с органами, осуществляющими управление в сфере образования.

Работодатели получат кадры с современными компетенциями, с позитивными трудовыми установками, с опытом практической деятельности.

Средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций составит не менее 100 процентов от средней заработной платы по экономике региона, а педагогических работников дошкольных образовательных организаций - не менее 100 процентов к средней заработной плате в общем образовании региона.

Повысится уровень подготовки педагогов. Будут сформированы условия для поддержки и реализации программ наставничества для молодых специалистов со стороны более опытных педагогов. Их заработная плата будет конкурентоспособна на региональном рынке труда.

Определяющее влияние на развитие общего и дополнительного образования детей должны оказать 4 внешних тенденции.

1 тенденция: при относительной стабильности численности дошкольников будет расти численность детей школьного возраста.

2 тенденция: продолжит меняться структура расселения: будут уменьшаться малонаселенные пункты и увеличиваться население городов. При этом будет увеличиваться доля детей трудовых мигрантов.

3 тенденция: недостаток предложения на рынке труда будет приводить к большей конкуренции за человеческие ресурсы, в том числе - отвлекая педагогические кадры в другие сферы деятельности.

4 тенденция: будет радикально меняться среда социализации, создавая как новые социальные, культурные, технологические возможности, так и риски для детей, семей, образовательных организаций.

Особенность сети организаций дошкольного образования будет заключаться в следующих прерогативах:

Во включении организации разных форм собственности;

Организации государственной поддержки вариативных форм дошкольного образования.

А это в свою очередь позволит охватить дошкольным образованием всех детей дошкольного возраста и увеличить ожидаемую продолжительность образования до 13,5 лет.

Таким образом, можно проследить, что Подпрограммы Программы состоят из основных мероприятий, отражающие актуальные и перспективные направления государственной политики в сфере образования и эффективно дополняют основные положения федеральных целевых программ, включенных в Программу.

Основные мероприятия включают меры по формированию и финансовому обеспечению государственного задания на реализацию образовательных программ, управлению федеральной сетью образовательных организаций и научных, методических организаций, обеспечивающих научно-методическое и методическое сопровождение сферы образования.

В частности, основные задачи по функционированию сети этих организаций, формированию и финансовому обеспечению государственного (муниципального) задания на реализацию образовательных услуг и управлению этой сетью обеспечивают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Со стороны Минобрнауки России формируются направления государственной политики и ставятся актуальные и перспективные задачи развития этих уровней образования.

Основные проблемы, перспективы и ожидаемые результаты развития в дошкольном образовании к 2025 году на примере Югры

На сегодняшний день в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре функционируют 18 частных организаций, которые реализуют программу дошкольного образования, на 1 898 мест (в Мегионе, Нефтеюганске, Нижневартовске, Октябрьском районе, Сургуте, Сургутском районе, Ханты-Мансийске, Югорске) .

Среди них в 13 муниципальных образованиях автономного округа более 90 индивидуальных предпринимателей оказывает услуги присмотра и ухода за детьми младшего и дошкольного возраста. Услуги получают 1 993 ребенка в возрасте до 3 лет. Также открыты три семейные группы, которые посещают 15 детей в возрасте от 1,5 до 3 лет (г. Нижневартовск).

На базе 2 государственных образовательных бюджетных учреждений высшего профессионального образования функционируют группы по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста на 360 мест: это ФГБОУ ВПО «Югорский государственный университет – 20 мест; БУ ВО «Сургутский государственный университет» на 340 мест), а также на базе государственного образовательного бюджетного учреждения среднего профессионального образования «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» на 10 мест.

Принято постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04 декабря 2015 года № 448-п «О порядке предоставления сертификата на право финансового обеспечения места в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования».

Сертификат является именным документом, удостоверяет право на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, доступной услуги по присмотру и уходу за ребенком (детьми) в образовательной организации и предусматривает персонифицированное финансовое обеспечение получения общедоступного бесплатного дошкольного образования и доступной услуги по присмотру и уходу за ребенком (детьми) в образовательной организации.

Реализация проекта «Билдинг-сад» способствует увеличению количества мест в дошкольных образовательных организациях, мотивирует развитие негосударственного сектора данных услуг, а также создает социальные и инфраструктурные условия для улучшения качества жизни семей.

В период 2014 - 2018 годы планируется ввести в эксплуатацию 13 «Билдинг-садов» под размещение дошкольных образовательных организаций общей мощностью 1 049 мест.

Сетевое сообщество образования Югры «Школлеги» (далее Сообщество) – это социальная сеть, которая позиционирует себя как:

Современное средство общения, самообразования, повышения квалификации, разработки и реализации совместных проектов в сфере образования;

Переговорная площадка для педагогов, учащихся;

Координатор деятельности в направлении общих целей, интересов, потребностей, формирования базы актуальных ресурсов с открытым доступом для всех членов Сообщества .

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения .

Проблемы развития дошкольного образования

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального либо содержательного перехода большинства дошкольных образовательных учреждений в режиме поиска.

Данный режим является переходным на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития. Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересы и потребности детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии ДОУ становится наиболее важным.

Основные проблемы в дошкольном образовании следующие:

    Недостаточное количество мест в дошкольных учреждениях, особенно для детей в возрасте до трёх лет.

    Дефицит опытных сотрудников в связи с небольшой зарплатой в сочетании с огромной ответственностью.

    Узкая дифференциация дошкольных учреждений, что нарушает гармоничное развитие ребенка.

    Категоризация учреждений - вроде бы благо, на деле же ставит детей в изначально неравные условия, так как детские сады обеспечивают разный уровень развития детям, а выбора - в какое ДОУ отдавать ребёнка у родителей нет.

    Отсутствие единой программы, обеспечивающий одинаковый подход ко всем детям страны. С этим связаны перекосы в развитии детей-дошкольников. Некоторые детские сады обучают детей минимально, а другие явно перегружают информацией. Первые не обеспечивают должное умственное развитие детей, а вторые - приводят к систематическому переутомлению малышей, что ведет к соматическим заболеваниям и отторжению навязываемого обучения.

    Направленность на раннюю передачу ребёнка в школу - с 6 лет, часто ещё до его функциональной готовности.

    Неправомерное замещение дошкольных видов деятельности подготовкой к школе, наличие в детском саду многих преподавателей. Маленький ребенок с трудом привыкает к разным лицам - это большое напряжением для него, а высиживать уроки за партами - вообще нонсенс. Обучение в детских садах возможно только в игровой форме.

Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет определить ряд базовых тенденций в развитии системы:

·гуманизация - определяет примат личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей), центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоническое становление личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития в процессе раскрытия сущностных сил.

·демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов.

·диверсификация определяется как необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

Основные тенденции развития дошкольного образования связаны с установкой на создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста.

Пути разрешения проблем в дошкольном образовании в ХМАО

На основе рассмотренных тенденций развития дошкольного образования в ХМАО можно сделать вывод о том, что серьезные изменения в общественной жизни вызывают необходимость преобразования основных социальных институтов, в том числе и системы дошкольного образования. Резко изменившиеся социально-экономические условия жизни общества поставили работников сферы образования, ведомства и государство вцелом перед необходимостью кардинального изменения его содержания, а также форм и методов организации.

Педагогический опыт, который был накоплен в сфере дошкольного образования многие и долгие годы, подлежит переосмыслению. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, которые способствовали бы качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения.