Подготовка к праздникам — занятие не менее интересное чем само торжество! Подготовка к праздничным утренникам 13 построение подготовка и проведение утренника

Утренник является частью всей общевоспитательной работы, проводимой в детском саду. На утреннике осуществляются задачи нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса.

Программа утренника продумывается примерно за полтора месяца до его проведения. В нее включаются пляски, музыкальные игры, песни, хорошо знакомые детям и которые они сумеют хорошо выучить за оставшееся до праздника количество занятий.

Подготовка и проведение праздника в детском саду - долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя и конечно же детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки праздника.

Подготовка к праздникам, особенно общественно-политическим, проходит на разных занятиях, в различных видах художественной деятельности. С детьми беседуют о предстоящем празднике, читают соответствующие рассказы, разучивают стихи. С ними проводят экскурсии по красочно оформленным улицам; тема праздника отражается в рисунках, аппликациях. На музыкальных занятиях осуществляется лишь часть общевоспитательной работы в связи с предстоящим праздничным утренником .

Изучая опыт работы детских садов и школ по организации праздников, мы выделили следующие этапы работы над праздником. Рассмотрим их:

I этап - предварительное планирование.

II этап - работа над сценарием.

III этап - предварительное знакомство детей с праздником.

IV этап - репетиции.

V этап - проведение праздника.

VI этап - подведение итогов.

VII этап - последействие праздника.

I. В начале учебного года проводится собрание педагогического коллектива, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников и устанавливаются сроки их проведения.

II. На втором этапе начинается непосредственная подготовка к празднику. Воспитатели, просматривая программы для данной возрастной группы, отбирают речевой материал для детей своей группы, учитывая их индивидуальные особенности, способности и знания. Музыкальный руководитель подбирает танцы, причем подбор осуществляется с учетом возможностей каждого конкретного ребенка и группы детей в целом. Музыкальный руководитель вместе с воспитателем выбирают песни, которые дети смогут исполнить.

На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. Причем первый в учебном году праздник (обычно это праздник осени) строится на очень простом материале. В праздник включается как можно больше зрелищ и игр, ведущую роль в которых играют педагогический коллектив, а музыкальная речевая деятельность детей строится на приобретенных уже в этом году умениях и навыках. На последующих праздниках зрелища и игры постепенно вытесняются выступлениями детей и педагогам уже остается только роль ведущего.

Таким образом, праздник в детском саду используется для закрепления изученного материала, подведение итогов.

III. Когда сценарий готов, воспитатели проводят в своих группах занятия, на которых детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Воспитатель выясняет, что дети запомнили и при необходимости восполняет пробелы в памяти детей.

После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети из других групп и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки песен и танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи педагогов будет двигаться.

IV. После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника .

V. Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.

VI этап - это подведение итогов. Как мы уже отмечали, детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы "привязать" к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи воспитателя выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.

VII этап - последействие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках и лепке.

На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей.

Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для дошкольников, максимально использовать эту ситуацию для обучения и воспитания.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

План

1. Значение и роль праздников и развлечений в экологическом воспитании дошкольников

2. Требования к организации и проведению праздников и развлечений с детьми дошкольного возраста

3. Подготовка и методика проведения экологических праздников и развлечений

4. Разработать сценарий экологического праздника или развлечения в детском саду в любой возрастной группе

Библиография

1. Значение и роль праздников и развлечений в эколог ическом воспитании дошкольников

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Необходимо охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Праздники и развлечения -- яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подчеркивала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать...».

Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию. Музыкальные экологические праздники поддерживают у ребенка интерес к чудесному и таинственному миру природы. Общение с музыкой поддерживает у ребенка интерес к чудесному и таинственному миру природы и окружающему миру. Музыка является одним из средств эмоционально-образного познания ребенком окружающего мира, формируя его личность. Тщательно подобранная музыка помогает детям «примерить» на себя тот или иной образ, ощутить себя, то злым, голодным волком, то красивым, нежный цветком, трусливым зайцем, неуклюжим косолапым медведем. Музыкальные движения способствуют не только закреплять знания экологического характера, но и помогает детям в сочетании с музыкой, пластикой своего тела показать эмоционально, выразительно, осознанно собственное отношение к изображаемому персонажу, явлению, что будет способствовать возникновению у ребенка позитивных чувств - любви, симпатии, состраданья, восхищения, удивления - созидать позитивное поле возможных идей и действий. Красиво украшенный зал, или площадка детского сада, нарядные костюмы - создают особую атмосферу, благоприятствующую развитию эколого-эстетических качеств.

Важность в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на тему природы, сколько включенность детей в переживание событий, в сознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

Праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой либо содержательный блок (но не чаще одного раза в 1,5 - 2 месяца). В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком. Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю, весеннему возрождению, летом проводятся праздники, посвященные воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера. Одним из значимых является праздник, посвященный Дню Земли: он создает масштаб виденья планеты, ее значение для людей, пробуждает любовь к своей Родине и природе как ее важной части.

2. Требования к организации и проведению праздников и развлечени й с детьми дошкольного возраста

Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей в детском саду сделать для них радостным и содержательным.

В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Например, праздник Октября -- это день рождения нашей Родины, праздник 1 Мая -- день международной солидарности трудящихся и т. д. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается, прежде всего, тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы. При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20--30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45--55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.

Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности.

Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие.

Для детей дошкольного возраста характерна потребность в неоднократном повторении хорошо знакомых песен, хороводов, танцев, что они делают с особым удовольствием и выразительностью. Поэтому в программу праздника надо обязательно включить значительную часть такого материала, внеся в него некоторые изменения (варианты, иное оформление хоровода, игры и т. д.).

Но, конечно, нужны и новые номера.

3. Подготовка и методика проведения экологи ческих праздников и развлечений

Одно из главных направлений в работе педагогов ДОУ - подготовка, организация и проведение экологических праздников и развлечений для детей дошкольного возраста. Цель таких праздников - посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, к истории, культуре страны, созданной трудом родных и близких людей. На современном этапе формирования экологического сознания - одно из главных направлений в преодолении экологической проблемы, в которой пребывает страна и вся планета. Решения этого вопроса в системе непрерывного образования начинается с детей дошкольного возраста. Организация, подготовка и проведение экологических праздников и развлечений с детьми дошкольного возраста является важной педагогической задачей.

Подготовка к экологическому празднику или развлечению можно разбить на несколько этапов:

1 этап. Разработка сценариев, включая разнообразные методы и приемы, формы проведения. При составлении сценария на экологическую тему надо соблюдать общие правила: начало должно быть ярким и торжественным; сюжет, в котором отражается основная идея праздника, должен развиваться так, чтобы эмоциональный подъем шел по возрастающей; праздник экологический воспитание дошкольник

обязательно должно быть запланировано вручение подарков, что всегда усугубляется эмоциональное состояние ребенка (подарки следует раздавать быстро, без суеты); все должно быть рассчитано так, чтобы праздник не задерживался по “техническим причинам”; длительность праздника - 30 минут для детей младших групп и 40-45 минут для старших детей, не больше. Длительные праздники утомляют детей, что приводит к капризам и слезам.

2. Обсуждение сценариев, распределение ролей, где уточняются обязанности членов коллектива, избирается ведущий.

3. Индивидуальная работа с ведущим. Это самая ответственная роль. У ведущего должна быть хорошая литературная речь, чтобы он был эмоциональным и находчивым, умел шутить, непосредственно, общаться с детьми и, что особенно важно, был искренним, веселым, естественным и жизнерадостным. Ведущий заранее обдумывает размещение детей (где будут сидеть, переодеваться) и атрибутов. Ведущий не только должен знать хорошо программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Праздник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы - все это утомляет ребят, расхолаживает их, нарушает единую линию эмоционально - физиологической нагрузки.

4. Подготовка атрибутов. Подготовка к праздникам и развлечениям вызывает у детей и взрослых радостное волнение, формируют художественный вкус, сплачивают всех участников.

5. Оформление музыкального зала. Оно должно отвечать содержанию праздника, быть художественным, т.е. развивать у детей художественно эстетический вкус, а также создавать у всех радостное настроение и предвосхищать событие, т.е. вызывать интерес к ним.

6. Подбор музыкальных произведений.

7. Репетиции с персонажами.

Таким образом, содержательная систематическая и хорошо организованная работа всего педагогического коллектива детского сада по подготовке, организации и проведении экологических праздников и развлечений, осуществляемая под руководством старшего воспитателя, способствует обогащению жизни ребенка яркими, эмоциональными впечатлениями и обеспечивает экологическое воспитание, экологическое образование и экологическую культуру дошкольников.

4. Разработать сценарий экологического праздника или развлечения в детском саду в любой возрастной группе

Наш дом - Земля

(Экологическое развлечение - подготовительная группа)

Дети входят в группу, здороваются с гостями.

Ведущая : Ребята, сегодня 22 апреля отмечается праздник - День Земли и поэтому я вас приглашаю в лес, посмотреть, как просыпается природа от зимнего сна. А отправляемся мы туда на волшебном поезде, закрываем глаза, поехали (звучит фонограмма)

Ведущая : приехали. Посмотрите, какая полянка давайте присядем и чуть - чуть отдохнем (дети рассаживаются на стулья) (звучит фонограмма - голоса природы)

Заходит Царевна Леса с глобусом, украшенным цветами и насекомыми.

Царица : здравствуйте, гости дорогие! Я Царица Леса, рада вас видеть в своем царстве - государстве. Я пришла к вам не с пустыми руками, принесла земной шар. Вся планета весной расцветает. Поглядите как красиво вокруг нарядно!! Весной просыпаются все насекомые. А каких вы насекомых знаете? А теперь отгадайте загадки (Царица загадывает загадки про насекомых). Молодцы! А вы знаете, что насекомые древнейшие и многочисленные обитатели планеты? Обитают многие не только на земле и в земле, но и в воздухе, и в воде.

Как они передвигаются? (Они умеют ползать, летать, плавать)

Чем питаются? (Зелеными листьями, стеблями, плодами, опавшими листьями; жуки - точильщики - древесной корой; насекомые хищники - другими насекомыми; пчелы, шмели, бабочки, мухи - нектаром цветов).

Ведущая : Ой, ребята! Посмотрите! Какая птица залетела к нам (на ковре лежит бабочка).

Дети : Нет, это бабочка.

Царица : ребята, расскажите, что вы знаете о строении насекомых? (ответы детей с использованием схем)

Строение насекомых:

· 3 части тела: голова, грудь и брюшко, покрытые хитином, 6 ног, у многих 2 пары крыльев

Как спасаются от врагов? (защитной окраской - гусеницы, кузнечики; отпугивающей окраской - бабочки (павлиний глаз, мертвая голова); острым жалом - осы, пчелы).

Какую пользу или вред приносят?

· Насекомые вредители: комары, муха и т.д.

Одомашненные насекомые: пчелы и тутовый шелкопряд.

Какую пользу приносят пчелы? (ответы детей).

Ведущая : А теперь, ребята, давайте расскажем Царевне, как появляются на свет бабочки. (Ответы детей)

Царица : Вы молодцы, но я перепутала карточки, помогите мне восстановить цепочку, как же появляются на свет бабочки. (Игра логическая цепочка)

Ц арица : Правильно, ребята, молодцы!

Раздается тревожная музыка, вбегает кикимора, колдует и на земном шаре появляются вместо цветов тучи.

Царица : О, мой лес, мой дивный лес! Что вы сделали с земным шаром? Ведь все живое погибнет! Слышите, как стонет Матушка-Земля?

Ведущая : Кикимора что же ты наделала! Наши дети знают, что природу нужно беречь.

Кикимора : Это что же такое я наделала? Ой, ой плохо! Нет, я не хочу, что бы так все произошло!

Царица : убирай тогда своё колдовство! Помогай очистить земной шар от пыли и грязи! Мусор убирать!

Кикимора : Согласна, согласна! Только вы уж ребята помогите мне! Я тоже хочу узнать побольше о насекомых. Ответьте на мои вопросы. За правильный ответ фишка.

1. Кто в лесу строит муравейники?

2. Как называется дом для пчел?

3. Почему стрекозу называют хищницей?

4. Где уши у кузнечика?

5. Где живут тараканы

6. На кого охотится божья коровка?

7. Какой вред приносят мухи и тараканы?

Пока дети отвечают на вопросы, Царица восстанавливает земной шар.

Кикимора : Вот теперь я многое узнала! Колдовство разрушила. Поняла, что надо беречь Земной шар! Спасибо вам за науку! Пойду, расскажу всем, почему нужно Землю беречь! (уходит)

Ведущая : И нам пора, ребята возвращаться!

Царица : Спасибо, ребята! Мой лес снова полон сказок и чудес, опять поют соловьи, ожила вся Земля!

Ведущая : Спасибо! До свидания, Царица Леса! Дети, закрываем глаза, возвращаемся.

Библиография

1. Иванова А.И. Живая экология М.: ТЦ Сфера, 2007

2. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада/ Л.А. Каменева, А.К. Матвеева, Л.М Маневцова М.: Просвещение, 1983

3. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. М.: Издательский центр « Академия», 2002.

4. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998

5. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. М.: Мозаика - Синтез

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Значение праздника как средства эстетического воспитании дошкольников. Характеристика основных видов зрелищ для детей раннего возраста. Подготовка к праздничным утренникам, этапы работы. Требования к организации и проведению праздников для дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2015

    Музыка в эстетическом, интеллектуальном и нравственном воспитании детей. Значение развлечений в разностороннем развитии личности ребенка, их виды и формы. Требования к организации и проведению вечеров–развлечений с детьми в разных возрастных группах.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2009

    Происхождение народных обрядов и праздников в народной педагогике. Воспитательный потенциал народных обрядов и праздников как средства нравственного воспитания дошкольников. Методические аспекты и анализ программы "Детство" дошкольного образования.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2014

    Классификация физкультурных праздников, их значение в организации активного отдыха дошкольников. Педагогические и методические требования к организации спортивных игр. Составление проектов физкультурных праздников для детей старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2011

    Роль праздника на Руси. Тематика и содержание праздников и досугов для детей дошкольного возраста. Методика организации и проведения развлекательных мероприятий в детском образовательном учреждении. Сценарий экологического праздника "День Земли".

    реферат , добавлен 19.10.2012

    Психологические особенности восприятия геометрических фигур детьми дошкольного возраста. Значение математических развлечений при ознакомлении дошкольников с ними. Выявление возможностей задач-головоломок в развитии представлений о форме предметов.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2014

    Психолого-педагогическое значение игр и развлечений детей дошкольного возраста на свежем воздухе. Особенности организации и проведения игр и развлечений на свежем воздухе с детьми дошкольного возраста. Диагностика уровня развития ловкости у детей.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2014

    Рассмотрение роли дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников. Методические рекомендации по проведению игр с правилами и сюжетно-ролевых в экологическом воспитании дошкольников 4-5 лет в процессе использования игровых обучающих ситуаций.

    дипломная работа , добавлен 10.04.2014

    Цели, задачи и виды прогулок в детском саду. Основные требования к санитарному состоянию участка, времени пребывания на свежем воздухе, а также к организации дошкольников на прогулке. Рекомендации для родителей по закаливанию детей дошкольного возраста.

    презентация , добавлен 13.11.2013

    Характеристика и структура музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста. Праздники в детском саду и их классификация. Факторы удачного проведения праздника в детских садах. Пример сценария Новогоднего праздника в подготовительной группе.

Подготовка и проведение праздника в детском саду - долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя, родителей и конечно же детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки праздника.

Изучая опыт работы детских садов по организации праздников, мы выделили следующие этапы работы над праздником.

Рассмотрим их:

I этап - предварительное планирование.

II этап - работа над сценарием.

III этап - предварительное знакомство детей с праздником.

IV этап - репетиции.

V этап - работа с родителями.

VI этап - проведение праздника.

VII этап - подведение итогов.

VIII этап - последействие праздника.

I. В начале учебного года проводится собрание педагогического коллектива, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников, и устанавливаются сроки их проведения.

II. На данном этапе подготовки создается сценарий праздника.

Сценарии разрабатываются педагогами ДОУ в тесном сотрудничестве с музыкальным работником. При обсуждении сценария необходимо определить роль каждого воспитателя, его обязанности, назначить ответственных за переодевание детей, за регулирование световых эффектов, за точный выход отдельных персонажей, помощь в проведении сюрпризных моментов и т.д. Музыкальный руководитель подбирает к сценарию музыкальную и хореографическую часть, на воспитателе же лежит тщательный подбор речевого материала.

Сценарий праздничного утренника отражает его основную идею, которая будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Требования к сценарию:

  • - строгая логичность построения и развития темы;
  • - законченность каждого эпизода;
  • - органическая связь эпизодов;
  • - нарастание действия в его движении к кульминации.

III. Этап подготовки детей к празднику. Когда сценарий готов, воспитатели проводят в своих группах занятия, на которых детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют, кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети из других групп и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки песен и танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают.

Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи педагогов будет стремиться.

IV. После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев специалистами: музыкальным руководителем; хореографом; инструктором по физической культуре; психологом и др. Хореографические и вокальные композиции, сценки, декламация распределяются между всеми детьми. Чтобы праздник отвечал интересам детей, необходимо предусмотреть посильное участие в нем каждого ребенка. Ребенку важно создать мотивацию для того, чтобы появилась потребность в реализации своих творческих возможностей. Затем воспитатель проводит пробы детей на различные роли, распределение ролей. Необходимо не перегружать детей, не навязывать своего мнения, предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных. Огромное значение имеют конкурсы на лучшее проигрывание той или иной роли. Составляя сценарий, опытный педагог заранее может разглядеть в ребенке того или иного персонажа. В группе всегда есть дети, которые легче и быстрее других усваивают программный материал. Таким детям можно давать более сложные стихи или роли, а также индивидуальные номера.

После распределения ролей начинается индивидуальная работа с детьми:

  • - над выразительным прочтением стихов;
  • - по заучиванию текстов песен, движений танцев и хороводов;
  • - над образом;
  • - над отдельными эпизодами.

Речевая деятельность совершенствуется посредством чтения стихотворений, исполнения песен, театральной деятельности (разыгрывания сценок, сказок), способствует развитию воображения, творчества, обогащению словарного запаса. В структуру праздника, утренника обязательно включаются различные сюрпризные моменты, игры. Для того чтобы поддерживать внимание детей важно давать им возможность поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей.

Чтобы у детей не угас интерес к празднику, не стоит проводить несколько полномасштабных репетиций, лучше всего отшлифовать программу утренника по номерам, и только в преддверии самого праздника провести генеральную репетицию. Так у детей не будет ощущения, что уже все было.

На данном этапе продолжается работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы.

V. Праздник является не только средством воспитания детей, но и формой педагогической пропаганды среди родителей.

Общение между родителями и воспитателем в процессе подготовки к утреннику происходят регулярно:

  • - воспитатель дает необходимые рекомендации по разучиванию стихов, ролей, по закреплению звукопроизношения, выразительности;
  • - обращается за помощью по пошиву и изготовлению костюмов;
  • - родители предлагают свои идеи по костюмам, атрибутам;
  • - активно участвуют в оформлении группы и зала к праздникам;
  • - родители могут контролировать, какую долю участия принимает ребенок в утреннике, проверить, достаточно ли хорошо ребенок выучил стих или песню;
  • - участие родителей в конкурсах, в играх непосредственно на утреннике.

Проведение утренника также проходит при участии родителей: создаются видеозаписи, фотоальбомы. В книге отзывов родители могут записать свои впечатления, пожелания. В конце года, на собрании группы, родители активно участвующие в подготовке праздников награждаются дипломами.

VI. Этап - проведение праздника. Это самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.

VII этап - это подведение итогов. Итоги проведения праздника необходимо обсудить с детьми. Обычно с ними проводится беседа о прошедшем утреннике, уточняются представления и впечатления о нем. При помощи воспитателя выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.

Праздничное оформление групп и зала может быть сохранено в течение нескольких дней после праздника, а потом должно быть аккуратно с помощью детей убрано.

VIII этап - последействие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках и лепке. Их желательно поместить на стенд для родителей. На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей.

Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей. Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для дошкольников, максимально использовать эту ситуацию для обучения и воспитания.

Ответственность за подготовку и проведение праздника лежит на всем коллективе. Праздничная программа обсуждается и принимается с дополнением и изменениями. Между всеми членами коллектива распределяются обязанности участок работы, за который тот отвечает: оформление зала, подготовка костюмов, поделку атрибутов и т.д.

При оформлении помещения к празднику нужно помнить о некоторых основных правилах. Оформление должно:

  • - отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для детей;
  • - развивать художественно-эстетический вкус;
  • - создавать у всех участников радостное настроение, вызывать интерес к предстоящим событиям;

Немаловажен вопрос изготовления театральных костюмов для персонажей. Костюм и для взрослых, и для детей должен быть удобным, не мешать свободно, двигаться, соответствовать росту и размеру того, кто его носит. "Взрослый артист" и "артист-ребёнок" должны выглядеть безупречно.

Утренник должен проводиться в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки. Избежать этого позволит, прежде всего, активное участие взрослых на празднике.

Деятельность воспитателя на праздничных утренниках очень разнообразна. Самой ответственной является роль ведущего, от которого во многом зависит успех проведения праздника. Ведущим должен быть педагог, обладающий высокой культурой, находчивый, веселый, знающий детей и их особенности, умеющий свободно и непринужденно держаться.

Ведущему следует побывать на предпраздничных музыкальных занятиях, чтобы хорошо знать все праздничные номера и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца, инсценировки.

Исход утренника во многом зависит и от правил поведения детей на утреннике. творческий музыкальный дошкольный праздник

Детям необходимо знать некоторые из них:

  • - говорить не громко (не кричать);
  • - ходить спокойно (не бегать);
  • - помнить для чего мы находимся в зале;
  • - смело показывать свои способности;
  • - заботиться друг о друге (не обижать);
  • - помогать друг другу (не смеяться);
  • - внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому)

Главное требование к любому празднику - активное участие в нем каждого ребенка. Содержанием праздника являются те знания, умения и навыки, которые дети приобрели в детском саду. Поэтому, чем содержательнее и разностороннее ведется воспитательно-образовательная работа на занятиях и вне их, тем глубже, плодотворнее будет воздействие праздника на чувства и мысли детей, на их творческие проявления.

Длительность утренника - 45-50 минут (в старших), 35-40 минут (в младших группах). Превышать ее не имеет смысла: на 12-14-й минуте малыши и на 25-30-й минуте старшие дети начинают проявлять признаки утомления. Хронометраж программы показывает достаточность следующего количества произведений; 3-4 стихотворения, столько же поговорок и пословиц, 1-2 небольших рассказа, исполнение 2-3 мелодий на детских музыкальных инструментах или произведений для слушания, 2-3 хоровые песни и 1-2 в исполнении соло или ансамбля, 1-2 игры, столько же танцев или хороводов. Соотношение видов выступлений может быть изменено, но общую сумму их превышать не следует.

Для хорошего, радостного детского праздника очень важны выступления взрослых.

Они могут показать сценку кукольного театра, разыграть сказку, инсценировать рассказ или стихотворение, спеть в ансамбле или соло песню, исполнить музыкальную пьесу на каком-либо музыкальном инструменте, показать интересный фокус и др. Выступления взрослых на детском празднике всегда неожиданные и сюрпризы. Если же выступают родители, то дети чрезвычайно гордятся ими. Авторитет родителей в глазах детей, несомненно, поднимается.

В день праздничного утренника особенно важна четкая работа всего коллектива; каждый должен хорошо знать свои обязанности и выполнять их быстро и спокойно. Это важно для того, чтобы с утра создать и потом сохранить до самого конца дня радостное, праздничное настроение у каждого ребенка, чтобы не допустить нервного перевозбуждения детей из-за неподготовленности, спешки, бестолковой суеты.

Эффективность педагогической работы во многом зависит от тщательного анализа качества проведения праздника, при котором оцениваются:

  • - деятельность детей во время праздника, их самочувствие, эмоциональное состояние, степень активности и заинтересованности, качество выступлений;
  • - деятельность музыкального руководителя и воспитателей, их профессионализм в составлении сценария, умение распределять роли с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, степень и характер взаимодействия друг с другом и детьми; качество используемого музыкального репертуара, его доступность, художественность и соответствие тематике праздника; качество исполнения музыкального репертуара;
  • - организационные моменты праздника, согласованность работы всего коллектива при подготовке в проведении праздника;
  • - праздничное оформление зала.

Итак, праздники в детском саду - важная составная часть воспитательно-образовательного процесса, проводимого в детском саду.

Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса. Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания, создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях, способствуют нравственному воспитанию. В детском саду утренники - это не только развлекательное мероприятие, а большая, трудная подготовительная работа.

Праздник есть художественная организация общественной жизни, в которой все концентрированно, все сжато, все приобрело эффективную волнующую форму (А.В.Луначарский).

Праздник – своеобразная форма организации жизни и деятельности коллектива, которая имеет большое воспитательное значение, так как знакомит воспитанников с жизнью своего края, страны, обогащает яркими образными впечатлениями, вносит в жизнь коллектива радость, дает возможность весело и культурно отдохнуть. Подготовка и проведение праздника активизируют детей, повышают общий тонус жизни и тем самым оказывают благоприятное воздействие на качество всей учебно-воспитательной работы.

Праздник – это ожидание завтрашней радости, взаимное обогащение, проявление творчества, впечатления и открытия. Включаясь в подготовку праздника, младшие школьники обязательно узнают что-то новое, их кругозор расширяется, духовная жизнь обогащается. Торжественность, эмоциональная насыщенность, красочность театрализованных представлений и праздников формируют морально-эстетические чувства: радость, гордость, восхищение, восторг. Долг педагога – ввести детей в мир духовных ценностей, научить удивляться многоцветью жизни, получать наслаждение от общения с искусством. При этом, чем шире используемая педагогом палитра средств воспитания, тем насыщеннее и содержательнее общение педагога с воспитанниками, тем чище атмосфера в коллективе: у ребят есть общие заботы, переживания, им есть о чем поговорить, обсудить, есть чему поучиться у других. Впечатление, – писал Ш.А.Амонашвили, – это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребенка, и потому нужно, чтобы оно было добрым и возвышающим.

Одно из основных условий успешного проведения праздника является четкая его организация.

Для проведения праздника создается комиссия (совет дела), которая не позже чем за месяц до праздника составляет подробный план его проведения. В плане должен быть отражен весь ход подготовки, предусмотрены мероприятия, связанные с его проведением, определено содержание, формы и методы работы учащихся. В плане указываются лица, ответственные за разные участки предпраздничной работы.

Важной особенностью плана подготовки праздника является продуманное распределение творческих заданий всем первичным коллективам. Это обеспечивает развитие здорового соперничества, стимулирует активность, инициативу, самодеятельность учащихся, позволяет выявить способности и таланты каждого воспитанника, содействует развитию его творческой индивидуальности. Подготовленный план обсуждается и утверждается на заседании совета дела. После этого он вступает в силу.



Участие в подготовке праздника детей разных возрастных групп создает в коллективе особый настрой, атмосферу близости, делового сотрудничества педагогов и воспитанников, объединяя их как соучастников, равных партнеров организации общего дела.

Создание радостного предпраздничного подъема в коллективе является важным психологическим фактором, который обеспечивает педагогам успешное решение многих педагогических проблем.

Праздник обычно содержит три части , каждая из которых вносит свою долю в общее содержание.

В первую часть включаются все торжественные моменты: поздравление с праздником, подведение итогов работы, награждение победителей соревнования, выступления почетных гостей и т.д.

Вторая, художественная часть , подаваемая по возможности в неожиданных, ярких формах раскрывает саму идею праздника, обогащает воспитанников яркими впечатлениями. Нередко эта часть строится в форме концерта художественной самодеятельности, концерта-сюрприза первичных коллективов.

Третья часть может состоять из массовых танцев, игр, аттракционов, конкурсов.

Большую роль на празднике играет искусство , которое должно быть представлено в разных видах и формах. Музыка, танец, живопись, театрализация украшают праздник, делают его веселым, интересным. Праздничное оформление помещения, звуки веселой музыки создают хорошее настроение, заставляют учащихся почувствовать, что они пришли именно на праздник, где все не так как в будни, где все интересно, необычно, где их ждет много приятного и радостного.

Проведение праздника должно быть продумано до мелочей : вход в зал, рассадка по местам, порядок выступлений, выход из зала после окончания праздника – все это нужно детально предусмотреть, чтобы организационные неполадки не нарушили праздничного настроения участников.

Несмотря на то, что проводится большое количество разных по своему характеру и тематике праздников, каждый из них готовится с учетом общей методики. Вместе с тем, праздник в зависимости от его предназначения имеет некоторые особенности в его подготовке и проведении.

К примеру, остановимся на некоторых особенностях фольклорного праздника.

Самобытность народных праздников и обрядов, обусловленная включением и их содержание торжественных ритуалов, действий, устного народного творчества, воспринимается сердцем, оказывает сильное воздействие на эмоциональную сферу личности . Причем вместе с красотой художественного народного творчества учащиеся усваивают и национальные черты трудолюбивого, влюбленного в свой край народа: гостеприимство, жизнелюбие, оптимизм, справедливость, религиозность, доброту, любовь к природе и др.

Народные праздники и обряды белорусов подчинены годовому календарю.

Работа по подготовке фольклорного праздника делится на несколько этапов. Первый – изучение литературы, подбор текста, песен, инструментального и хореографического материала. Можно провести специальную работу по сбору праздничного фольклора определенной местности, сделать записи народных песен в исполнении талантливых коллективов художественной самодеятельности, отдельных исполнителей.

На праздник приглашаются гости – родители, бабушки, дедушки, народные исполнители, мастера художественных промыслов, народные музыканты.

Второй этап – вступительная беседа , цель которой – рассказать о сущности праздника, заинтересовать его подготовкой. Третий этап непосредственная разработка сценария , подготовка костюмов, ведущих, оформление помещения. Главное в разработке сценария – ярко подчеркнуть главную идею праздника, тщательно проработать сюжетную линию, композицию , последовательность действий.Сценарий фольклорного праздника обязательно включает театрализацию, хороводы, народные игры и танцы, шуточные приговоры, пословицы, поговорки. Важным условием успешности проведения праздника является подготовкаведущих , их владение языком, способность к импровизации, эмоциональному заражению.

При проведении фольклорных праздников в начальных классах необходимо учитывать возрастные особенности детей: конкретность мышления, импульсивность, эмоциональность, особенности мировосприятия.

После проведения праздника надо дать возможность детям обменяться мыслями, высказать свои впечатления, чувства, пожелания.

Типичные ошибки при проведении утренников в начальных классах

· Увлечение массовыми мероприятиями, сведение всей воспитательной работы к массовым праздникам. «Ничего нет вреднее, как превращение жизни детей в непрерывный ряд празднеств, спектаклей, выступлений…Подобное воспитывает у детей нездоровое отношение к труду, неустойчивость, верхоглядство… Дети должны больше изучать жизнь, быть ближе к жизни…», - писала Н.К.Крупская.

· Неудачный выбор темы праздника. (К примеру, по нравственной тематике более эффективны этические беседы, а не праздники).

· Перенасыщение праздника литературным материалом (стихи, монтажи, тексты), требующим многочисленных репетиций.

· К выбору темы праздника, его подготовке не привлекаются дети.

· Пассивность большей части детей (зрителей) на самом празднике, что приводит к тому, что школьники начинают нарушать нормы поведения, а педагог превращается в «надзирателя» за дисциплиной.

· Непродуманное участие гостей (невнимание «хозяев» к гостям, слишком продолжительные выступления гостей и др.).

· Неудачное музыкальное оформление («взрослые» песни, технические неполадки в звукозаписи, использование одних и тех же музыкальных инструментов).

· Отсутствие или нарушение чувства меры, вкуса в художественном оформлении помещения, где проводится праздник.

· Затянутость праздника во времени.

· Не всегда обеспечивается четкая организация, что отрицательно влияет на праздничное настроение (проявляется угнетенность, усталость, задерганность детей).

· Погоня за современными ультрамодными формами проведения традиционного праздника нередко «убивают» душу, заслоняют главный смысл праздника, его своеобразие, неповторимость и оригинальность.

Сущность праздника

Эмоции школьной жизни нередко остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и насыщенность согревает и украшает душу человека на долгие годы. В единую цепь веселого настроения, запоминающихся событий, особый вклад вносят праздники, открывающие огромные возможности для всестороннего развития личности.

Определение

Праздник – специфическая форма организации деятельности коллектива, которая имеет грандиозное воспитательное значение, поскольку знакомит учеников с жизнью своей страны, обогащает образными эмоциями, вносит в жизнь коллектива удовлетворенность, позволяет культурно отдохнуть.

Подготовка и проведение праздничного дня активизируют ребят, оказывают положительное действие на качество всей учебно-воспитательной работы.

Включаясь в подготовку праздника, дети непременно узнают что-то новое, их кругозор расширяется, духовная жизнь обогащается. Торжественность, чувственная насыщенность, красочность театрализованных представлений и музыкального оформления сформировывают морально-эстетические чувства: удовлетворенность, гордость, восторг, восхищение. Долг преподавателя – окунуть ребят в мир духовных ценностей, учить радоваться жизни, получать удовольствие от общения с искусством. При этом, чем шире применяемая учителем гамма средств воспитания, тем насыщеннее и содержательнее общение воспитателя с учениками, тем приятнее атмосфера в коллективе: у детей есть общие хлопоты, волнения, им есть о чем пообщаться, что обсудить, есть чему поучиться у других.

В всяком празднике присутствуют разнородные виды искусства : литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник считается синтезом фактически всех видов искусств. Помимо прочего, надлежит выделить дополнительный аспект праздника - общение. В многообразных видах деятельности появляются наклонности, формируются конкретные умения и навыки.

Традиционные задачи праздника сводятся к следующему:

  • содействовать сплочению детского коллектива;
  • развивать эстетический вкус, творческую активность детей, коммуникативные навыки;
  • воспитывать ответственную дисциплину.

Праздник, как правило, имеет три части, каждая из которых вносит собственную долю в общее содержание.

В первую часть включены все торжественные моменты: поздравление с праздничным днем, подведение результатов работы, награждение победителей и т.д.

Вторая часть, художественная, подаваемая по возможности в неожиданных формах, открывает саму идею торжества, обогащает учеников положительными эмоциями. Часто данная часть строится в форме выступления художественной самодеятельности, концерта, театральной постановки и т.д.

Третья часть может состоять из танцев, игр, конкурсов, лотереи.

Торжественное оформление помещения, звуки жизнерадостной музыки создают превосходное настроение, позволяют учащимся ощутить, что они пришли непосредственно на праздник, который ярко отличается от повседневности, и там их ждет немало приятного и радостного.

Виды праздников

Существует большое количество разнообразных праздников, однако в общем смысле их можно разделить на 3 вида: общественные, бытовые, сезонные.

Общественные праздники (8 Марта, 23 февраля, День Победы и др.) проводятся с особенной торжественностью. Соответствующим образом украшается зал, подбирается походящая музыка, готовится основное выступление, отражающее тему праздника.

Бытовые праздники связаны с обстановкой, жизнью детей, и в их художественном оформлении и построении больше непосредственности, но меньше торжественности. Однако особое место здесь занимает празднование Нового года, который с нетерпением ждут все дети. Это праздник исполнения желаний, подарков, новогоднего чуда. В центре события - блещущая огоньками и игрушками елка и главные герои – Дед Мороз и Снегурочка. Помимо этого воспитанников ожидает новогодний хоровод, праздничные костюмы, конкурсы, загадки, игры, театрализованное представление.

Сезонные праздники отражают особенности конкретного периода года (День птиц, праздник урожая, летний праздник). К примеру, в период летнего праздничного дня дети проявляют, как окрепли на даче, какими стали ловкими, какое количество изучили новых песен, стихов. Праздник может проходить традиционно на участке или же на лесной полянке. Украшением служат гирлянды из зелени, цветов, окаймляющие площадку, раскрашенные шарики, фонарики, фигурки зверюшек, поделки на тему природы. Главная задача этого праздника – показать счастливую жизнь детей, достигнутые ими успехи в развитии. Все праздники, несущие детям удовлетворенность и веселье, являются главным средством их гармонического воспитания. Надлежащая подготовка к ним и удачное проведение зависят, прежде всего, от личностной и творческой составляющей личности педагога.

Специфика организации и проведения праздников

Подготовка и проведение праздника – длительная и трудоемкая работа, требующая общих усилий и заинтересованности педагогов, музыкального руководителя и самих детей. Чтобы организовать данную работу, следует придерживаться разработанного проекта, преодолевая поочередно все этапы праздника.

I этап - подготовительное планирование;

II этап - работа над сценарием;

III этап - знакомство детей с праздником;

IV этап - репетиции;

V шаг - проведение праздника;

VI этап - подведение итогов.

В начале учебного года проходит собрание педагогического коллектива, на котором дискуссируется проект работы на год, обозначаются праздничные дни и сроки их проведения.

В процессе подготовки педагог отбирает необходимый материал, распределяет по необходимости роли, готовит оборудование, подбирает музыкальное оформление. При этом необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, класса в целом. Так, постепенно создается сценарий праздника, содержащий полный и необходимый материал по теме.

После этого детям сообщается о торжестве, даются задания, распределяют слова, стихи, песни. На этом этапе ребята должны осознать собственные задачи, проникнуться идеей праздника. Далее начинается конкретная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, подготовка костюмов и атрибутов. В процессе этого в сценарий могут вноситься некоторые коррективы и дополнения.

После проведения праздника работа не заканчивается, необходимо повести итоги. Совместно с педагогом дети обсуждают, что понравилось, выражают свои эмоции от мероприятия, отмечают трудности, планируют идеи праздников на будущее.

Следует отметить, что праздник считается не только средством воспитания детей, но и формой педагогической пропаганды среди родителей. В связи с этим их нужно обязательно заранее приглашать на праздники или даже предоставлять возможность собственного участия.