Социальная защита многодетных семей по законодательству рф. Неизвестные льготы для многодетных. Деятельность органа социальной защиты в сфере защиты многодетных семей


Льготы для многодетных семей

Специальность и трудоустройство родителей в поле зрения государства: получение рабочих мест и обучение новым, востребованным в регионе профессиям.

Пособия многодетным семьям в 2019 году

Социальная поддержка многодетных семей предусматривает финансовую помощь при рождении 3 и последующих детей в таком порядке:

  • оформляется по месту работы одного из родителей. В 2019 году составляет 17 479,73 рубля .
  • до 1,5 и 3 лет . Первое начисляется на основе среднего размера заработной платы матери (40% от суммы). Выплата до 3 лет устанавливается каждым регионом в отдельности и является фиксированной суммой для всех многодетных.
  • Компенсационная выплата, связанная с ростом стоимости проживания в стране, выплачивается до 3 лет в регионе проживания.
  • Компенсационная выплата, возмещающая – не менее 30% от общей стоимости .
  • Компенсационная выплата, возмещающая расходы на пользование телефоном – не более 300 рублей . Возмещается до совершеннолетия.
  • Дополнительные пособия для семей с 10 и более детьми – 10 000 и более рублей.
  • Орденом Родительской Славы награждают семьи, где число несовершеннолетних 7 или более. В дополнение выплачивается компенсация в 100 000 рублей .

Помощь многодетным семьям в получении жилья

Финансовые потребности многодетных семей велики, потому их приравнивают к малоимущим слоям населения. Эта особенность дает шанс получить с возможностью дальнейшей приватизации. Для этого семье требуется стать на жилищный учет в своем регионе.

Многодетные семьи проходят по программе помощи в получении жилья после одобрения запроса без очереди.

Для получения места в очереди на жилье необходимы документы:

  1. паспорта родителей;
  2. свидетельство о браке или разводе;
  3. свидетельства о рождении детей;
  4. справка о составе семьи;
  5. акты собственности, найма, аренды жилья и информация о его особенностях (площадь, аварийное или жилое состояние);
  6. справка о доходах семьи.

Условия и меры социальной поддержки многодетных семей таковы: социальный фонд выделяет жилую площадь, стоимость которой частично погашает государство, предоставляя субсидии, или же предоставляется жилья по договору социального найма, который будет действовать до достижения младшим ребенком 18-ти лет.

У семей есть выбор: получение квартиры или же земельного участка под застройку.

Земельные участки многодетным семьям

450 000 рублей на погашение ипотеки

В 2019 году Владимир Путин поручил разработать законопроект, который будет предоставлять семьям с 3 и более детьми дополнительные , которые можно потратить на погашение ипотеки. Данная помощь может суммироваться с материнским капиталом. Для большинства регионов 900 тысяч рублей будет достаточно для оплаты большой части стоимости квартиры.

Адресная материальная помощь многодетным семьям

Вид дополнительной помощи оказывает государство по просьбе многодетной семьи с (меньше прожиточного минимума на 1 человека). Региональный уровень поддержки оказывается адресно по запросу.

Виды адресной помощи:

  • финансовая разовая выплата;
  • компенсация в виде продуктовой корзины;
  • ежемесячные выплаты или дотации;
  • возмещение проезда детей в общественном транспорте.

На величину выплат влияет количество детей и совокупный доход семьи.

  1. паспорта родителей;
  2. заявление об адресной помощи;
  3. справка о доходах за последний квартал;
  4. справки о праве собственности на недвижимость;
  5. свидетельства о рождении детей и браке родителей;
  6. другие бумаги, что описывают особенности многодетной семьи (инвалиды, учащиеся, безработные).

Помощь будет отменена, как только уровень прожиточного минимума семьи будет больше минимального. Особенности назначения и выплат зависят исключительно от региона проживания. Переезд является поводом прерывания государственного финансирования и переоформления в другом месте регистрации.

Заключение

Многодетная семья в России – социально защищенный слой населения. Дефицит законопроектов не мешает вести активную политику поддержки семьи и демографического роста. На получение помощи от государства рассчитывают полные и неполные семьи, в которых более чем 3 малолетних детей. Льготы, скидки и субсидии распространяются на всю семью:

  • До совершеннолетия детей – бесплатный проезд, школьное питание и форма, отдых и познавательный досуг, финансовая помощь и подарки.
  • После 18 лет – помощь тем лицам, которые получают высшее образование на дневном отделении.
  • Родители регулярно получают обязательные финансовые компенсации от государства начиная с момента рождения третьего ребенка. В том числе адресную поддержку по личному запросу.
  • Мать имеет право на досрочный выход на пенсию, если имела более 5 детей и 15 лет страхового стажа.
  • Наличие 7 детей государство награждает Орденом Родительской Славы и денежной премией.
  • Возможность получить жилье или земельный участок под застройку без очереди и при наличии государственных субсидий.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по мерам социальной поддержки для многодетных семей

Вопрос: После развода с мужем мы поделили детей и оформили этот факт юридически: я забрала сына и дочь 2 и 3 летнего возраста, а муж воспитывает 5, 9 и 13-летнего сыновей. Будучи инвалидом (слабое зрение, которое не позволяет мне работать) и воспитательницей малолетних детей, не могу обеспечить нам финансовую стабильность. Хочу знать, возможно ли с бывшим мужем и дальше сохранять статус многодетной семьи ради выплат? Можно ли нам с детьми получать какую-то дотацию, как малоимущим?

Ответ: К сожалению, ваша ситуация может измениться только в нескольких случаях:

  • вы заново заключите брак с бывшим мужем;
  • муж переоформит еще одного ребенка на вас;
  • вы заключите новый брак с другим мужчиной с малолетним ребенком или детьми;
  • рождение 3 ребенка.

Альтернативный вариант в вашей ситуации — адресная помощь.

Время на чтение: 7 мин

Российское государство заинтересовано в увеличении количества его жителей, поэтому последние десятилетия проводится политика охраны и социальной защиты материнства, детства и семьи.


Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.

Многодетные семьи при этом вносят большой вклад в увеличение естественного прироста населения, поэтому их поддержке и защите посвящены специальные акты как на государственном, так и на федеральных уровнях.

Социальная защита многодетных семей в Москве

Данная правовая область отнесена к совместному ведению государственных и региональных властей.

Основными нормативными актами государственного значения являются следующие документы:

  • Указ Президента РФ № 431 "О мерах общественной многодетных родителей";
  • Федеральный закон "О трудовых на территории Российской Федерации";
  • Федеральный закон № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".

Данные нормативные акты регулируют основные начала предоставления социальной поддержки , конкретные же условия их предоставления и перечень утверждаются законами регионов. Между регионами объем и условия социальной помощи многодетным семьям разнятся в зависимости от финансирования и принятых законов.

В Москве таким нормативным актом является Закон города Москвы № 60 от 23 ноября 2005 года "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве".

Согласно данному закону, многодетной семьей является семья, в которой есть трое или более детей до достижения ими 16 лет, а при обучении в образовательном учреждении – до 18 лет. При этом в состав семьи не включаются дети, находящиеся на государственном обеспечении или дети, в отношении которых родители родительских прав или в них.

Для получения и денежных выплат многодетной семье необходимо получить удостоверение многодетной семьи в Москве.

Порядок получения статуса многодетной семьи в Москве

Для того чтобы получить удостоверение многодетной семьи, необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление установленного образца;
  • паспорта родителей или законных представителей с в Москве либо один из документов: копию нанимателя жилья, домовую книгу или из нее, единый жилищный документ;
  • справка управляющей компании или иной организации, выполняющей подобные функции;
  • свидетельства о рождении всех детей ;
  • документ регистрации детей в Москве ;
  • фотографии старших членов семьи - родителей размером 3 на 4 см;
  • свидетельство, подтверждающее факт отцовства , опеки или попечительства, удочерения или усыновления;
  • документ о факте отсутствия второго родителя в случае, если заявитель - единственный родитель;
  • справка, подтверждающая факт обучения в образовательной организации;
  • о браке .

Пакет документов можно подать в многофункциональные центры или с помощью сети Интернет на официальном портале мэра Москвы.

Денежные выплаты и иные меры социальной поддержки многодетным семьям

Многодетным семьям в столице полагаются следующие денежные выплаты:

  • компенсация и расходов на оплату жилья семьям с тремя и четырьмя детьми в размере 1044 рублей в месяц на семью, для семей с большим количеством детей в размере 2088 рублей на семью;
  • при рождении ребёнка предусмотрена в размере 14500 рублей ;
  • до достижения ребенком 3 лет многодетная семья имеет право на получение пособия в размере 10000 рублей на ребенка ежемесячно , в отношении детей от 3 до 18 лет на каждого полагается пособие в размере 4000 рублей ежемесячно. Данные выплаты предоставляются в случае, если подушевой семейный доход не превышает размер на одного человека.
  • компенсация стоимости продуктов в размере 600 рублей в месяц на каждого ребенка до 3 лет;
  • компенсация за рост стоимости жизни в размере 1200 рублей в месяц на семью для семей с тремя и четырьмя детьми, в размере 1500 рублей на семью для семей с большим количеством детей, данные выплаты производятся до достижения младшим ребенком 16 лет, а в случае прохождения обучения в образовательных учреждениях до наступления 18 лет вне зависимости от размера дохода семьи;
  • компенсация за пользование телефоном в размере 250 рублей на семью в месяц;
  • компенсация в размере 10000 рублей на каждого ученика в семье раз в год на возмещение расходов на приобретение одежды для школы;
  • в семьях, имеющих более 5 детей, выплачивается 1800 рублей на покупку детских товаров в месяц на семью;
  • для семьи с 10 и более детьми ежемесячно выплачивается дополнительное пособие в размере 1500 рублей на семью.

Некоторые меры социальной поддержки предоставляются многодетным семьям в натуральной форме:

  • предоставление бесплатного проезда одному из родителей и детям;
  • предоставление бесплатных лекарств по рецептам врача для детей до 18 лет;
  • предоставление молочных продуктов для школьников до 7 лет по рецептам врача;
  • первоочередной приём в государственные детские сады бесплатно;
  • бесплатная парковка на год и освобождение от оплаты транспортного налога . Данная льгота была введена Постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 года № 289-ПП;
  • бесплатное ежемесячное посещение столичной муниципальной бани, зоопарка, Ботанического сада, спортивного состязания, музеев, выставок , право покататься на аттракционах в парке имени Горького или в другом месте;
  • возможность купить льготные билеты в Большой театр .

Данный перечень льгот намного шире, чем гарантированный Указом президентом России.

Также нюансом является то, что несмотря на право многодетных семей согласно государственному закону получить бесплатно , в Москве такие участки не выдаются в связи с отсутствием свободных земель, в то же время вопрос о компенсации пока не разрешен.

Но несмотря на это, обширный перечень различных социальных льгот гарантирует возможность многодетной семье обеспечить своих детей надлежащими условиями для жизни и развития.

Очевидно, насколько важна помощь многодетным семьям со стороны государства и общества, предоставление ряда льгот, особенно в сфере образования детей и оказания медицинских услуг, а также материальной поддержки. Однако не следует порождать и развивать иждивенческие настроения, следует создать такие условия, чтобы любая семья, в то м чи сле и многодетная, могла достигнуть высокого уровня благосостояния и духовного развития. Но пока это недостижимо, основная тяжесть работы с многодетными семьями ложится на социального работника. Вся работа с этой категорией семей строится на основе этих документов: Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 5 мая 1992 г., введенный в действие с 1 июля 1992 г. и разработанных на его основе постановлений областных и городских органов власти и местного самоуправления. Принят и реализуется Закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 г., в ноябре 1995 г. в него внесены изменения в соответствии с законом «О внесении изменений» в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Получила президентский статус Федеральная Программа «Дети России». Действует национальный план действий в интересах детей в Российской Федерации. Социальные службы на местах применяют Законы или Указы, напрямую не относящиеся к многодетным семьям. Так, например, в Новочеркасском управлении по труду и социальной защите населения на основании Закона Ростовской области, принятом 24 февраля 1999 г. «Об адресной социальной помощи малоимущим жителям Ростовской области», выплачиваются материальные пособия многодетным семьям как попавшим в экстремальные условия, 6 месяцев в году оказывается натуральная помощь. Такая практика позволяет оказать дополнительную помощь многодетным семьям.

Большинство исследователей, занимающихся проблемами многодетных семей, отмечают, что эти семьи нуждаются в комплексной системе мер социальной защиты. На нынешнем этапе развития, многодетным семьям необходима помощь, связанная не только с нехваткой средств на питание и одежду, но и на лекарство, на расходы, связанные с расширением платного медицинского обслуживания в поликлиниках и стационарах, санаториях и оздоровительных лагерях. Важнейшее место должны занимать меры, которые способствуют адаптации многодетной семьи в современных экономических условиях. Среди этих мер-организация собственного дела и самозанятости, переход на работу в коммерческие структуры, где оплата гораздо выше, использование вторичной занятости для получения вторичных денежных доходов, самообеспечение продуктами питания за счет выращивания их на приусадебных участках, дачах, огородах и т.п. Возможности разных типов многодетных семей зависят от многих условий: от возраста родителей, их образования и квалификации, числа детей, их обеспеченности жильем, предметами длительного" пользования, наличия приусадебного участка, сада, огорода, автомобиля, от состояния рынка и наличия рабочих мест по специальности родителей, развитости рыночных отношений в месте проживания.

Молодые семьи чаще выбирают дополнительные заработки, а также занятость в коммерческих структурах с более высокой оплатой труда. В большинстве многодетных семей главным кормильцем является отец, поэтому необходимо обеспечить мужчинам возможность дополнительных заработков, что облегчит материальное положение семьи. Необходимо способствовать и самостоятельным, заработкам детей, желающих помочь семье Или удовлетворить свои нужды. Следует подумать и о частичной занятости женщин, создавая условия работы м неполным рабочим днем или надомной работы. Социальный работник так же может помочь многодетной семье получить кредиты на организацию фермерского хозяйства или его развитие, создание промышленного или торгового предприятия, надомного производства. Доктор экономических наук Панкратьева Н. В. предлагает такую меру, как увеличение налогонеоблагаемой части дохода и считает, что это должно иметь достаточно весомое значение в определении располагаемого денежного дохода многодетных семей (денежного дохода за вычетом налогов, обязательных платежей и взносов). При прочих равных условиях значимость этой меры для семейного бюджета будет способствовать повышению экономической активности многодетных семей. В своей статье в журнале «Семья в России» она приводит формулу расчета общественно-нормативной величины дохода семьи с двумя родителями и различным числом детей:

Д = п. м.x(2+d),

где Д-доход семьи,

п. м.-величина прожиточного минимума,

d-число детей в семье.

Достигнуть достаточного уровня дохода во всех многодетных семьях можно путем повышения заработной платы или пособий, или одновременно того и другого. В связи с этим предлагается ввести двухступенчатую систему пособий на детей. Сохраняя действующую систему пособий на детей, целесообразно ввести специальные дополнительные пособия на детей из многодетных семей.

Для семей с тремя детьми в размере:

минимальный вариант-1,0 прожиточного минимума на семью;

максимальный вариант-1,25 прожиточного минимума на семью.

Для семей с четырьмя и более детей:

минимальный вариант-1,25 прожиточного минимума на семью;

максимальный вариант-1,5 прожиточного минимума на семью.

Величина пособий матери по уходу за ребенком до 1,5 года должна быть увеличена до размера:

минимальный вариант-1,0 прожиточного минимума;

максимальный вариант-1,25 прожиточного минимума.

Но даже такие, казалось бы, большие пособия позволяют решить материальные проблемы семьи с тремя детьми, при большем количестве детей возникает дефицит средств, так как не обеспечивается даже прожиточный минимум.

Помогают решить материальные проблемы многодетной семьи льготы, которые предоставляет Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»:

-льгота по медицинскому обслуживанию;

-льгота на проезд в общественном транспорте;

-многодетным семьям, имеющих трех и более детей, предоставляется проезд на внутригородском транспорте, а также на автобусах пригородных линий для учащихся общеобразовательных школ (Указ Президента РФ от I 5.05.92 г. №431);

- социальные льготы.

Также для многодетных семей установлено:

- прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;

- бесплатное питание для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча или за счет других внебюджетных отчислений;

- один день бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок.

Многодетным семьям установлена скидка в размере ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, электроэнергией.

Развитие всех сфер жизни общества с необходимостью затрагивает и законодательство, в том числе ту его часть, которая регулирует отношения по социальному обеспечению семей, имеющих детей. Проблемы семей, имеющих детей, выходят за рамки чисто семейных отношений, это в конечном итоге экономические и политические проблемы, решение которых требует самого активного вмешательства государства.

Идея равенства всех людей на Земле как юридическая норма была обоснована еще просветителями XVII в. в концепции естественных прав человека, закреплена в Декларации независимости США 1776 г., в Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 г.

Настоящим достижением мировой цивилизации в гуманитарной сфере стало принятие Организацией Объединенных Наций (ООН) в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека, статья 1 Декларации гласит: »Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать по отношению друг к другу в духе братства». Здесь важен принцип равноправия всех членов, человеческого сообщества, взрослых и детей, подчеркивается недопустимость дискриминации человека по какой-либо причине.

Декларация прав ребенка, провозглашенная в 1959 г., утверждает: »Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита, предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно, здоровым и нормальным путем, в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка».

Еще один важный международный документ -- Конвенция о правах ребенка -- был принят Генеральной Ассамблеей ООН в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. Согласно Конвенции, дети имеют право на равенство перед законом, право на юридическую защиту, право на развитие, право на жизнь, здоровье, выбор места жительства, право на воссоединение со своей семьей, на выражение мнения, на информацию, на свободу объединения, право на личную жизнь, право на доступ к достоверной информации, право на образование. Необходимо упомянуть статью 23 Конвенции о правах ребенка, которая признает право детей с ограниченными возможностями жить полноценной жизнью в условиях, которые гарантируют их достоинство, благоприятствуют их самостоятельности и облегчают их активное участие в жизни общества. Дети с особенностями развития должны получить возможность участия в общественных мероприятиях. Например, приглашение переводчика на язык жестов позволит глухим посещать спектакли и представления. Слепым детям и детям с нарушением функций опорно-двигательного аппарата важно помочь добраться в нужное место, обеспечить транспорт.

Социальная защита населения находит свою реализацию в виде государственной социальной политики государства. Государственная политика в настоящее время остается основным публичным механизмом в определении, категоризации и легализации инвалидности и продолжает быть существенным элементом в конструировании и поддержании зависимого статуса людей с ограниченными возможностями. В этом смысле положение людей с инвалидностью в ряде стран связано с недостаточно развитым и не всегда эффективным правовым контекстом в части предусмотренных механизмов реализации соответствующего законодательства и ответственности за его исполнение.

Необходимо разграничить понятие »социальная защита и социальная поддержка». Понятия социальная защита и социальная поддержка обеспечение родственны, но не тождественны. При их использовании в качестве научных определений социальная защита включает в себя социальную поддержку как составную часть, а кроме того охватывает гарантии по охране труда, здоровья и природной среды, минимальной оплате труда и др., обеспечивающие нормальные условия жизнедеятельности человека

В законодательстве термин »социальная защита населения» используется в разных значениях. Как такового, легального определения социальной защиты населения, нет до сих пор. Термин социальная защита -- это составное понятие из слов социальное и защита. Социальное -- это все то, что связано с жизнью общества, все, что опосредует взаимоотношения субъектов общественной жизни (человека и социальной группы, человека и общества в целом). Защитить -- это значит не допустить наступления неблагоприятных событий.

Таким образом, социальная защита населения -- это система мер, направленных на предупреждение социально-рисковых ситуаций, а также смягчение и ликвидацию их последствий. Под социальным риском следует понимать вероятность наступления неблагоприятной жизненной ситуации, независящей или мало зависящей, от самого гражданина, т.е. обусловленной внешними причинами.

Социальная поддержка -- это форма распределения, гарантирующая гражданам при наступлении неблагоприятных ситуаций, государственную поддержку в виде пенсий, пособий и социальных услуг. Система же социальной защиты выполняет превентивную функцию, которая не свойственна системе социального обеспечения1.

Кроме социальной поддержки в социальную защиту можно включать другие подсистемы: подсистема защита населения от чрезвычайных ситуаций, подсистема обеспечения занятости, подсистема защиты сбережений и денежных средств.

В России права граждан на участие в жизни общества и защита их интересов закреплена федеральным законодательством и рядом подзаконных актов. Они направлены на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других конституционных прав и свобод.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты . В нашей стране семейные отношения регулируются Семейным кодексом Российской Федерации, который определяет следующие вопросы, касающиеся неполной семьи: брачно-семейные отношения между мужчиной и женщиной, установление происхождения ребенка, порядок усыновления детей, а также установление алиментных обязательств, членов семьи . Национальный стандарт Российской Федерации о «Социальном обслуживании населения. Социальные услуги семье», устанавливает состав, объем и формы предоставления всего комплекса социальных услуг семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, следующих групп:

  • - малообеспеченным семьям;
  • - неполным семьям;
  • -семьям и отдельным гражданам, оказавшимся в экстремальной ситуации, семьям беженцев и вынужденных переселенцев;
  • - многодетным семьям;
  • - семьям с неблагоприятным психологическим климатом и т.д.

Для улучшения положения семей в России необходимо усиление государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций. Государственная помощь семьям с детьми, поддержка института семьи и брака, стимулирование рождаемости выступают важнейшими направлениями семейной политики, которая призвана решать следующие задачи:

  • - обеспечивать социальную безопасность института семьи на основе опытной проверки принимаемых решений на федеральном и региональном уровнях;
  • - создавать необходимые условия для стабилизации семейно-брачных отношений, успешной реализации семьей репродуктивной, жизнеохранительной, экономической, социально-культурной, воспитательной и других ее функций, формировать в обществе высокий престиж семейных ценностей и семейного образа жизни и др. .

Защита семьи, в том числе и неполной семьи, и прав детей, в нашей стране осуществляется в соответствии с нормами гражданского, семейного, административного, жилищного, уголовного и других отраслей права.

Законодательство предусматривает ряд льгот и пособий для неполной семьи (матерей-одиночек).

Реформа социального обеспечения наряду с пересмотром норм о пенсионном обеспечении, относящимся к семьям, в состав которых входят дети, должна, по нашему мнению, принципиально по-новому подойти и к проблемам помощи семьям, имеющим детей. Разработка нового нормативного акта о семьях, имеющих детей, потребует пересмотра многих теоретических положений, сложившихся в науке права социального обеспечения, выдвижения новых, отражающих реальные жизненные ситуации, учет данных многих наук, изучение опыта законодательства других стран.

В настоящее время подготовлен проект всесторонней Государственной программы по улучшению положения женщин, семьи и охраны материнства и детства. Государство обязано создавать родителям благоприятные условия, позволяющие сочетать труд в общественном производстве с воспитанием детей. Программа исходит из установления единства интересов семьи и общества; признания значимости семьи как одного из основных социальных институтов общества, обеспечивающего жизнедеятельность человека, воспроизводство населения, историческую и культурную преемственность поколений; необходимости усиления защиты прав ребенка; необходимости изменения социального статуса женщины; улучшения здоровья нации; создания равных возможностей для самореализации личности независимо от пола, возраста, национальности, места жительства.

В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ устанавливаются следующие виды государственных пособий:

  • 1) пособие по беременности и родам;
  • 2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
  • 3) единовременное пособие при рождении ребенка;
  • 4) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  • 5) пособие на ребенка;
  • 6) единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
  • 7) единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  • 8) ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной настоящим Федеральным законом. Порядок предоставления информации, необходимой для назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданам, имеющим право на получение этих пособий, а также органам, осуществляющим назначение и выплату указанных пособий, определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок назначения и выплаты пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения и выплаты государственных пособий, запрашиваются органами, осуществляющими назначение и выплату государственных пособий, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения), за исключением документов, предусмотренных частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", находятся в распоряжении таких органов либо организаций и указанные документы (копии документов, сведения) не были представлены лицом, имеющим право на получение государственных пособий, по собственной инициативе.

Межведомственное информационное взаимодействие в целях назначения и выплаты пособий осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Статья 4. Средства на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет:

  • 1) средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (от 07.06.2013 N 129-ФЗ);
  • 2) средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых профессиональным образовательным организациям, образовательным организациям высшего образования, образовательным организациям дополнительного профессионального образования и научным организациям на выплату стипендий в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, - женщинам, обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях (ФЗ от 02.07.2013 N 129-ФЗ;
  • 3) средств бюджетов субъектов Российской Федерации в виде пособия на ребенка(ФЗ от 29.12.2015 N 388-ФЗ);
  • 4) субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, на выплату пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях. Порядок финансирования указанных расходов устанавливается Правительством Российской Федерации(ФЗ от 07.06.2013 N 129-ФЗ);
  • 5) субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (ФЗ от 07.06.2013 N 129-ФЗ).

Расходы на доставку и пересылку государственных пособий гражданам, имеющим детей, осуществляются из тех же источников, из которых производится выплата пособий (ч. 2 ФЗ от 30.05.2001 N 67-ФЗ).

Финансирование расходов на оплату услуг организаций федеральной почтовой связи по доставке и пересылке государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится в размерах, установленных законодательством Российской Федерации, определяющим финансирование расходов на оплату услуг организаций федеральной почтовой связи по доставке и пересылке государственных пенсий (ч. 3 ФЗ от 30.05.2001 N 67-ФЗ).

Плата за банковские услуги по операциям со средствами, предусмотренными на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, не взимается (ч. 4 ФЗ от 30.05.2001 N 67-ФЗ).

Рассматривая помощь семьям в воспитании детей как важное направление социальной программы развития нашего общества, Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают целесообразным осуществить дополнительные меры по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей, с тем чтобы обеспечить рациональное сочетание общественного и семейного воспитания детей, облегчить положение работающих матерей, уменьшить различия в уровне жизни семей в зависимости от наличия детей и создать благоприятные условия для жизни и быта молодых семей. Одновременно с этим необходимо повысить внимание к решению проблем, связанных с улучшением охраны материнства и младенчества, воспитанием детей, упрочением семьи.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:

1. В целях создания более благоприятных возможностей для материнского ухода за новорожденными и малолетними детьми:

В соответствии со статьей 256 Трудового кодекса РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Совершенствование денежных выплат, а также льгот и услуг, оказываемых семьям с детьми, на современном этапе осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей » № 431, где устанавливают для многодетных семей:

  • 1) скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;
  • 2) бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;
  • 3) бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;
  • 4) прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;
  • 5) бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;
  • 6) бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств;
  • 7) один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок;
  • 8) оказывать необходимую помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, обеспечивать выделение для этих целей земельных участков, а также предоставлять льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога; предоставлять безвозмездную материальную помощь либо беспроцентные ссуды для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; предусматривать полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
  • 9) обеспечить первоочередное выделение для многодетных семей садово-огородных участков;
  • 10) содействовать предоставлению многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья;
  • 11) при разработке региональных программ занятости учитывать необходимость трудоустройства многодетных родителей, возможность их работы на условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работ и т.д.); обеспечивать организацию их обучения и переобучения с учетом потребностей экономики региона.

Определение перспектив развития социального обеспечения семей с детьми требует от ученых анализа результатов, оценки социально-экономических задач, и построения на этой основе концепции развития обеспечения семей с детьми и модели системы денежных выплат, услуг и льгот.

Таким образом, многодетным семьям необходимо учитывать, что получение льгот, пособий и субсидий, положенных им по законодательству, не предоставляется автоматически, а носит заявительный характер. Для получения выплат и льгот следует обращаться с заявлением и необходимыми документами как непосредственно в орган социальной защиты населения, так и в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или же через портал государственных и муниципальных услуг. При обращении за пособиями после наступления обстоятельств, с которым закон связывает их выплату, пособия, как правило, назначаются и выплачиваются за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление.

В соответствии со ст. 7 пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности - восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей - сто десять) календарных дней после родов.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается за период со дня его усыновления и до истечения семидесяти календарных дней (в случае одновременного усыновления двух и более детей - ста десяти календарных дней) со дня рождения ребенка (детей).

Пособие по беременности и родам устанавливается в размере:

среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и с учетом иных условий, установленных Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", - женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

300 рублей - женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;

стипендии - женщинам, обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях;

денежного довольствия - женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах.

Лицам, указанным в абзацах втором - пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, за исключением матерей, уволенных в период отпуска по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

Лицам, указанным в абзаце седьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и матерям, уволенным в период беременности, указанным в абзаце шестом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка до достижения ребенком возраста полутора лет.

Матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам, указанным в абзаце пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка либо со дня, следующего за днем окончания отпуска по беременности и родам, до достижения ребенком возраста полутора лет.

Лицам, указанным в абзаце восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка, но не ранее дня смерти матери и (или) отца либо дня вынесения соответствующего решения (вступившего в законную силу решения суда, решения органа опеки и попечительства, заключения медицинской организации) до достижения ребенком возраста полутора лет.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах:

  • 1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми - лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона;
  • 40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - лицам, указанным в абзаце втором части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может быть менее размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона;
  • 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком (месяцу увольнения в период отпуска по беременности и родам), - лицам, указанным в абзацах третьем и пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер пособия составляет 1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6 000 рублей.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.

В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия, исчисленный в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи, суммируется. При этом суммированный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может превышать 100 процентов размера указанного заработка (дохода, денежного довольствия), но не может быть менее суммированного минимального размера пособия.

При определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка.

В случае ухода за ребенком (детьми), рожденным (рожденными) матерью, лишенной родительских прав в отношении предыдущих детей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размерах, установленных настоящей статьей, без учета детей, в отношении которых она была лишена родительских прав.

Размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка, включая условия и периодичность его выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Определение многодетной семьи в данном нормативном акте не приводится. Дается лишь указание, что в каждом регионе страны этот статус должен устанавливаться самостоятельно в целях оказания адресной социальной поддержки с учетом национальных и культурных особенностей, демографической ситуации и уровня экономического развития. В соответствии с этим на местах разрабатывается и назначается необходимый объем социальных льгот и денежных выплат

Таким образом, в настоящее время вопросы правового регулирования статуса многодетных семей и их социальной поддержки решаются на уровне нормативных актов субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Зачастую предоставляемых в настоящее время мер на практике оказывается недостаточно, в том числе в связи с несовершенством нормативной базы и недостаточной информированностью населения. Многим многодетным родителям требуется юридическая помощь для получения права на предусматриваемые социальные денежные выплаты (в том числе детские пособия) и льготы.

В большинстве субъектов Российской Федерации многодетной считается семья, на содержании которой находятся три ребенка и более в возрасте до 18 лет. В связи с наличием большого количества проблем, многодетные в России характеризуются высокими социальными рисками, поэтому нуждаются в различных мерах государственной социальной поддержки, предоставляемых как на федеральном, так и на региональном уровне.

В связи с этим в настоящее время можно рассматривать сложившуюся систему социальной поддержки семей с детьми (включая многодетных) как завершенную и не предполагающую существенного расширения.

Здравствуйте! Я мать 5 несовершеннолетних детей, младшему 3 месяца. На мои вопросы в соц. Защите мне не дают ответа, а просто выставляют за двери. Мол зачем столько рожали. Суть вопроса такова, на какие социальные выплаты мы имеем право и на какую помощь можно рассчитывать от государства. На второго ребенка я получила материнский капитал, на третьего добавили еще 30000 итого у меня на счету 450000, ежемесячный доход на каждого ребенка составляет 300 руб. Спасибо за ранее, если конечно ответите!

Виктория Гавриленко, Калининград


Вам ответил

-

У вас в регионе есть ассоциация многодетных семей или многодетных матерей? Я являюсь юристом ассоциации многодетных семей Калининградской области можете по интернету выйти на сайт ассоциацииhttp:ams.koenig.ru там много интересного указанно в том числе и документы и льготы. Действия должностных лиц в вашем отношении крайне неправомерны.Рекомендую подать письменное заявление в адрес администрации по месту жительства или администрации области, вам по вашим вопросам должны дать полный ответ приминительно к вашему региону.
Статус многодетной семьи, а также меры ее социальной поддержки определяются Указом Президента РФ от 05.05.92 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». Льготы для многодетных семей
1. Многодетным семьям предоставляется скидка на оплату коммунальных услуг (отопление, воду, канализацию, газ, электричество) в размере не более 30%. Многодетным семьям, которые проживают в домах без централизованного отопления, предоставляемая скидка рассчитывается исходя из стоимости топлива, которое реализуется на данной территории в пределах норм потребления.
2. Если в многодетной семье есть дети до 6 лет, то такая семья имеет право на получение бесплатных медицинских препаратов, реализуемых по рецепту врача, а также на обслуживание в поликлиниках без очереди и получение в первую очередь мест в санаториях и лагерях лечебно-оздоровительного характера. По предписанию врача детям из многодетных семей также предоставляются бесплатно протезно-ортопедические изделия.
3. Всем членам многодетной семьи предоставляется бесплатный проезд на пригородном и внутригородском общественном транспорте, за исключением маршрутных такси.
4. Дети младшего возраста из многодетных семей имеют право быть принятыми вне очереди в дошкольное учреждение.
5. Детям школьного возраста из многодетных семей предоставляется бесплатное двухразовое питание в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы.
6. Бесплатная школьная форма или комплект одежды, ее заменяющей, а также спортивная форма для занятий физкультурой, – их положено выдавать на весь период обучения на каждого ребенка из многодетной семьи.
7. Многодетным семьям предоставляется право на бесплатное посещение музеев, парков, выставок один раз в месяц.
8. Многодетная семья может получить льготы на кредит, который предназначен для строительства или приобретения жилья.
9. Многодетные семьи имеют внеочередное право на получение садового участка. Целевое использование земли законодателем в этом случае прописано четко – участок выдается только под индивидуальное жилищное строительство.
10. Если многодетная семья собирается организовать фермерское хозяйство, то в таком случае она имеет право на льготное налогообложение, а также на предоставление безвозмездной материальной помощи либо беспроцентных ссуд для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
11. Для родителей многодетных семей, занимающихся предпринимательской деятельностью, предусмотрено полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
12. Многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, возможно предоставление бесплатного жилья в порядке очереди.
13. Родителям многодетных семей работодатели должны предоставлять возможность устройства на работу с льготными условиями труда.
14. Досрочная пенсия многодетным матерям (пенсионные льготы) предоставляется в следующих случаях:
женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, начинает начисляться досрочная пенсия по достижении ими возраста 50 лет, если они имеютстраховой стаж не менее 15 лет;
женщинам, родившим двух и более детей, начинает начисляться досрочная пенсия по достижении ими возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
В том случае, если женщина не успела воспитать одного из детей до 8-ми лет (вне зависимости от причин, будь это лишение родительских прав или смерть ребенка), право на досрочную пенсию у нее не возникает.
Ребенок, в отношение которого женщина лишена родительских прав, не учитывается при назначении досрочной пенсии. Но если лишение прав произошло после назначения пенсии, то оснований для прекращения выплат уже не имеется.
Денежные выплаты для многодетных семей
1. При рождении второго и последующих детей размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2013 году составляет 4 907 рублей 85 копеек.
2. Компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни многодетным семьям составляет:
с 3-4 детьми - 600 рублей на каждого ребенка до 16 лет (или до 18 лет, если ребенок обучается в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы);
с 5 и более детьми - 750 рублей на каждого ребенка до 16 лет (или до 18 лет, если ребенок обучается в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы).
3. Компенсационная выплата на приобретение товаров детского ассортимента многодетным семьям с 5 и более несовершеннолетними детьми составляет 900 рублей на всю семью.
4. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение роста стоимости продуктов питания на детей до 3 лет составляет 675 руб.
5. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги многодетным семьям составляет:
с 3-4 детьми - 522 рубля;
с 5 и более детьми - 1044 рубля.
6. Ежемесячная компенсационная выплата за пользование телефоном многодетным семьям составляет 230 рублей до достижения младшим из детей возраста 16 (18) лет.
7. Ежемесячная компенсационная выплата семьям, имеющим 10 и более детей, составляет 750 рублей. Выплачивается на каждого ребенка до достижения им возраста 16 лет (обучающимся по очной форме – 23 года).
8. Компенсационная выплата матерям, родившим 10 и более детей и получающим пенсию, составляет 10 000 рублей. Назначается женщинам, родившим 10 и более детей, на срокоформления пенсии. Устанавливается с месяца назначения пенсии, но не ранее чем за 6 месяцев до месяца, в котором подано заявление.
9. Ежегодные выплаты (пособия) для многодетных семей составляют:
к Международному дню семьи (10-детным и более) – 10 000 рублей на семью;
ко Дню знаний (10-детным и более) – 15 000 рублей на семью.
10. Если в семье воспитывается не менее семи детей, то родители в такой семье являются кандидатами на награждение медалью или орденом Родительской славы. Награжденные орденом Родительской славы получают единовременную выплату в размере 100 000 рублей.