«Первоцветы» план-конспект занятия (старшая группа) на тему. Интегрированное занятие в старшей группе «Первоцветы Занятия в старшей группе детского сада первоцветы

«Первоцветы»

Занятие по экологии в старшей группе.

Программное содержание: уточнить и расширить представления о первых цветах весны, учить любоваться растущими цветами и видеть их красоту; обогащать словарный запас, развивать связную речь, воспитывать эстетический вкус и бережное отношение к природе

Материалы: картины с изображением подснежника, мать-и-мачехи, тюльпана, ландыша, нарцисса, оборудование для рисования красками, листы бумаги для рисования, грамзапись «Подснежник».

Ход занятия:
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной)
- Правильно весной, молодцы!
- А что изменилось с приходом весны? (На улице стало теплее, снег тает, появляются проталины)
- Небо весной (какое?)...
- Солнышко весной (что делает?)...
- Птицы весной (что делают?)...
- Цветы весной (что делают?)...
- Ребята, сегодня в этот прекрасный весенний день поговорим о цветах. И не просто цветах, а первоцветах.
- А как вы понимаете это слово? (ответы детей)
(После предложенных ответов воспитатель дает понятие первоцветы)
- Первоцветы – это цветы, которые первыми расцветают после зимы первыми в лесах и на лугах. Это первые весенние цветы. Каждый цветок удивителен своей красотой, а так же восхищает нас своим тонким ароматом.
- Чудесные белые колокольчики хрупкого цветка появляются ранней весной, когда в лесу еще лежит снег. И этот цветок в народе называют......(подснежником)
(Воспитатель показывает детям картину с изображением подснежника)
Этот удивительный цветок растет и развивается зимой, по теплым снежным покрывалом, а в начале весны появляется из-под снега его светло-зеленый стебелек с бутонами. В марте под яркими солнечными лучами подснежники расцветают, когда на деревьях еще нет листьев. В ненастные пасмурные дни цветы подснежников закрываются, а головки их наклоняются.
- Ребята, я предлагаю вам почувствовать себя подснежниками.

(Звучит запись «Подснежники» и дети представляют себя подснежниками и имитируют движения: смело пробиваются через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету, удивляются проснувшемуся лесу, и приветствуют жителей леса)
- Вам понравилось быть подснежниками? Что вы почувствовали?
- Немало легенд сложено о подснежнике. Послушайте стихотворение, которое передает одну из них «Смелый подснежник»
Лесною тропой
Шла зима с подругам
Стужами и Вьюгами,
Метелью и Пургой.
А навстречу ей Весна,
И румяна, и ясна,
В пестром сарафане,
С птицами, цветами.
Позавидовала Зима Весне,
Ее юности и красе,
Подула ветрами ледяными,
Закружила вьюгами злыми.
Испугались стужи цветки
И закрыли свои лепестки.
Только подснежник, хрупкий и нежный,
Из последних сил
Лепестки раскрыл
Капелькою белой.
Маленький, но смелый!
- Вот снег растаял, появились проталинки и появились круглые золотые монеты?
- Как вы думаете, о каких золотых монетах я говорю?
- Правильно, весну цветов открывает- мать-и-мачеха. Этот золотой цветок растет на солнечных глинистых оврагах и распускается раньше всех трав. (показ картины с изображением цветка мать-и-мачехи)
У этого цветка невысокий стебель, покрытый мягким легким пушком, защищающим цветок от холода, к стебельку плотно прижаты похожие на чешуйки бурые острые листики. Большие листья появляются позже, когда цветов уже нет. Листья эти крупные, темно-зеленые.
Мать-и-мачехой назвали этот цветок потому, что одна сторона листа –теплая, как мама, а другая холодная, как мачеха. А когда цветок отцветает, то он превращается в белую пушистую шапочку. Каждое семечко снабжено природой маленькой воздушной пушинкой- парашютиком, которая помогает семечку улететь.
- Позже просыпаются и другие весенние цветы: тюльпаны, нарциссы, ландыши, примулы и т.д. (показ картин с изображением весенних цветов)
- Но к сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.
- Ребята, а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы цветы не погибли и радовали нас своей красотой? (ответы детей)
- Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
- Чтобы всем было приятно и радостно смотреть на весенние цветы и любоваться ими, я предлагаю нарисовать первый весенний цветок, который вам больше понравился.
Воспитатель с детьми проговаривает какие цвета использовать для рисования лепестков, листьев и стебелька цветка. После чего дети приступают к работе с красками.
В конце занятия дети показывают рисунки и рассказывают почему решили нарисовать именно этот цветок и что нового они узнали?

Конспект занятия

Тема: Растения весной. Первоцветы.

Цель: Закрепить представления детей о весне, весенних месяцах. Формировать знания детей о крымских весенних цветах-первоцветах, о необходимости их охраны. Расширить представления о взаимосвязи весенних изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений. Развивать логическое мышление, память, познавательную активность. Воспитывать бережное отношение к цветам, любовь к природе

Оборудование: репродукции картин художников о весне, фотографии первоцветов, мультимедийная презентация «Первоцветы», стихотворения, загадки о первоцветах, конверты с разрезанными предметными картинками с изображением первоцветов, кроссворд, компьютер.

Ход занятия.

Ι. Организационный момент

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно!

Отгадайте загадку.

Шагает красавица, легко земли касается,

Идёт по полю, на реку, и по снежку, и по цветку. (весна)

ΙΙ. Актуализация опорных знаний.

Весна – замечательное и прекрасное время года. Природа просыпается и оживает после зимнего сна. Отгадайте загадки о весенних месяцах и соотнесите отгадки с репродукциями картин расположенными на доске.







1. Дует теплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Что за месяц? Кто узнает? (март)

2. Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель,

Месяц к нам пришел (апрель)

3. Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят,

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (май)

Первый месяц весны – март. В народе его называют зимобор. Это ещё не настоящая весна, а предвесенье.

Что вы знаете о месяце марте?

Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет снег, появляются первые проталинки. Но в марте зима ещё не раз напоминает о себе. Нередко тёплую погоду сменяют заморозки, пролетает снежок. Поэтому и говорят, что у марта крутой характер, он улыбается и плачет, но это всё временное явление. Март берёзовым веником зиму выметает. С мартовским теплом пробуждаются деревья, начинается сокодвижение. В земле корни вбирают в себя влагу из оттаявшей почвы. Весенние соки могучим потоком поднимаются по стволу к веткам, наполняют собой почки, а те надуваются, разбухают, вот-вот готовы лопнуть и развернуть первую зелень.

Посмотри: на ветках почки,

Вот они надули щечки.

Разобрал подружек смех –

Убегает с поля снег.

Он спешит, а им потеха,

Почки лопнули от смеха.

Второй месяц весны – апрель. Водолей – так называют в народе апрель, месяц полых вод и бурного ледохода.

Что вы знаете о месяце апреле?

Уже чувствуется весна. Апрель настоящий весенний месяц. В полях повсюду уже сошел снег. Шумят потоки воды. Лёд посинел, надулся, весь растрескался – вот-вот тронется, поплывёт вниз по реке. На орешнике и на осине повисли длинные серёжки, а ветви ивы в серебристо-белых пушистых «зайчиках». В голубой вышине зазвенела песня жаворонка.

Третий месяц весны – май. В народе май называют самым цветущим месяцем.

Что вы знаете о месяце мае?

Земля с каждым днем становится всё наряднее, одевается в пестрый убор свежих трав и цветов. В воздухе пахнет талой землей, отсыревшей корой деревьев, весенними цветами. Повсюду – от зари до зари распевают птицы. Дни яркие, солнечные, один краше другого.

Выберите правильные утверждения о весне:

Стало холодно;

Растаял снег;

Птицы улетели в теплые края;

Солнце светит редко;

Распустились листья;

Стало теплее;

Выпал снег;

Начался прилёт птиц;

Солнце светит чаще;

Начался листопад.

Весной зелёное царство просыпается и преподносит нам свои первые дары. Напоённая талой водой, тёплыми весенними дождями, земля надевает зеленой платье с пестринками нежных первоцветов.

ΙΙΙ. Сообщение темы: сегодня на занятии мы поговорим о крымских весенних растениях - первоцветах, о необходимости их охранять и беречь.

ΙV. Основная часть.

Льдинки звонкие разбились и поплыли по реке

И серёжки распустились на осине и ольхе.

Золотятся нежно ивы, посветлели их стволы,

На сосне блестят красиво капли крупные смолы.

Набухают соком почки, скоро снег растает весь

И зелёные листочки молодой украсят лес.

Что ещё кроме молодых листочков украсит лес? (цветы)

Когда появляются первые цветы в лесу? (Как только растает снег, и проявятся первые проталины)

Все растения, которые расцветают ранней весной, называют первоцветами. А ещё их называют подснежниками, потому что они первыми появляются из-под снега. Они могут быть голубыми, желтыми, белыми и розовыми. У некоторых подснежников цветки появляются даже раньше, чем листья.

Встречают первыми весенние рассветы

И пробуждают тягу к жизни вся и всех

Бутоны нежные – цветочки-первоцветы,

Когда сойдёт с полян поднадоевший снег.

Демонстрация фотографий с изображением первоцветов. (Приложение 2)

Какие из этих первоцветов вам знакомы? (Ответы детей).

На цветочных коврах весеннего леса выделяются своей прелестью голубые пролески, золотистые монетки мать и мачехи, восхищает своим непостоянством медуница.

Как вы думаете, почему эти растения зацветают первыми так рано весной?

Растениям для роста и цветение необходимо питание. В течение всего лета их листья образуют питательные вещества. У тех растений, который расцветают ранней весной, они накапливаются про запас под землей – в корневищах, клубнях или луковицах. Вот поэтому весной, как только сойдет снег, растение готово выпустить яркий цветок.


луковица клубень корневище

Но питательных веществ, запасенных в корнях, не так уж и много – их хватит только на один цветок или на несколько мелких, собранных вместе. А потом у растения появляются большие листья, которые вновь начинают образовывать питательные вещества. Большую роль играет весеннее тепло. Для растений, цветущих в это время в лесу достаточно тепла, потому что листьев на деревьях ещё нет, и в солнечные дни лучи свободно проникают к растениям. Достаточно и влаги. Летом первоцветы увядают. Кажется, что растения погибли, но они спят и готовятся к новой весне.

В Москве еще во всю метут метели.

Но, словно февралю наперекор,

У нас, В Крыму, подснежники успели

Уже украсить склоны южных гор.

Рассеявшись по балкам, косогорам,

Со всех сторон зимой окружены,

Они спешат поведать нам о скором

И верном приближении весны.

Снежную корку раздвинули пролески,

Глянь - на поляне букетик неброский,

Примулы солнечной светлые проблески,

Лука гусиного мелкие блёстки.

Низко в овраге кружки мать-и-мачехи,

Смелый цветок не боится морозов,

И сквозь травинок иссохшие пальчики

Крокус пробился, сиренево-розов. (Ю. Поляков)

У нас в Крыму растет очень много замечательных первоцветов. Сейчас я вас с некоторыми из них познакомлю.

О каком весеннем цветке говорится в загадке?

На проталинке в лесу

Первым встретил я весну.

Я мороза не боюсь,

Первым из земли пробьюсь (подснежник)

Первый весенний цветок в наших крымских лесах – подснежник складчатый, он один из первых извещает о приходе весны. Называется так, потому что начинает расти еще в феврале под снежным одеялом.

Тонкие, зеленые былинки,

Цветики белеют.

Это ведь подснежники,

Нету их милее!

Из-под снега только что пробились

И уже в расцвете,

Потому и людям полюбились

Больше всех на свете. (А.Прокофьев)

На что похож подснежник? (на небольшие колокольчики)

Какого цвета лепестки? (лепестки белые, снаружи удлиненные, а в середине покороче с зелёным пятнышком)

Англичане называют подснежники снежными каплями или снежными сережками. Правда, похоже? Немцы - снежным колокольчиком. А на латыни растение именуется галантусом, «молочным цветком» – крымский подснежник складчатый является одним из самых крупных разновидностей галантуса, высота цветоносов - 30 см, а цветки диаметром до 3 см благоухают великолепным ароматом. Его сине-зеленые листья действительно имеют складчатую форму.

Одно из самых милых весенних растений - голубая пролеска. Появляется она одной из первых. Стебелёк её тонок и хрупок, а сам цветок вызывает нежные и трогательные чувства.

Тают снега холодные

Ранней весной в лесу

Вновь проснулись пролески

Голубую раскинув красу.

Как хороши эти цветы сейчас, под прошлогодними листьями, свежие, чистые, ярко-синие. По народному предсказанию, этот цветок возник из кусочков неба, упавших на землю. Латинское название его – «сцилла», что в переводе означает морской лук, наверное, потому, что цвет его напоминает синеву моря. За красоту и нежность цветков пролеску называют голубой звездочкой. У каждого цветка шесть изящных голубых лепестков. Листки у пролески похожи на листья подснежника – удлиненные, ярко-зелёные. Пролеска ещё с лета запасает в луковице питательные вещества, и поэтому её цветочки раскрываются, как только сойдёт снег. Пролески украшают лес, их сладким соком-нектаром питаются пчёлы. В Крыму произрастают пролеска двулистная и пролеска сибирская.

Желтые цветки гусиного лука появляются весной прямо из-под снега. В солнечный день они поднимают головки к солнцу и похожи на лучистые звёзды. Вечером и в пасмурную погоду гусиный лук складывает свои лепестки, опускает головку и весёлые звездочки гаснут. Отцветёт гусиный лук, его стебелёк ляжет на землю и будет тихо дремать до следующей весны. Его семена высыплются на землю, через год весной они прорастут, и ещё один красивый жёлтый островок гусиного лука появится в лесу. Вместо корешка у гусиного лука – луковка величиной с горошину. Поэтому он и называется луком. А гусиный – потому что его любят гуси, и дикие и домашние. Гусиный лук украшает весенний лес, кормит первых пчел и шмелей.

Как гусята разбежались

Желтые цветочки.

Улыбнулись детворе

Нежные комочки.

Лук гусиный чуть дрожит,

От ветерка качается,

Шлет с тобою нам привет,

Озябнуть не пугается.

Когда в лесу расцветают пышные цветы хохлаток, кажется, что земля устлана роскошным ковром. Цветки у хохлаток розовато-фиолетового, бледно-жёлтого и белого цветов, но их много. Собраны они в пышную кисточку, поэтому её, наверное, и назвали хохлаткой. Красоту растения дополняют резные тройчатые листки. Цветёт хохлатка в апреле и мае.

На подстилочке лесной

В конце марта под сосной

Будто бы заплатка –

Расцвела хохлатка.

Цветы хохлатки привлекают шмелей и пчёл сладким соком-нектаром. А люди любят эти цветы за их красоту, за то, что клубнями хохлатки можно лечить некоторые болезни. В Крыму можно встретить Хохлатку Маршалла и Хохлатку Пачоского.

Любопытная легенда связана с названием растущих в Крыму хохлаток. Цветки их напоминают кучерявые, хохлатые чубчики со шпорцами. А появились эти цветки на земле якобы так: летели как-то в вышине жаворонки, да что-то не поделили между собой, подрались. Бились так, что растеряли свои перьевые чубчики с голов и когтистые шпорцы с ног. Попадали шпорцы и чубчики на землю и проросли цветами хохлатками. Цветки хохлатки богаты нектаром и имеют приятный запах. Летят к хохлатке шмели и пчелы, собирают нектар и пыльцу, опыляют цветки. Если стоит теплая погода, хохлатка отцветает быстро и уже через несколько дней вместо цветков виднеются мелкие зеленоватые плодики, немного позже они раскроются и на землю высыпятся черные блестящие семена. Семена разносят по лесу муравьи. Зацветают молодые хохлатки только на 4-5 год. Хохлатка относится к числу таких растений, которые всю свою жизнь остаются на одном и том же месте. У неё нет ни корневищ, ни ползучих наземных побегов, которые могли бы распространяться в стороны. Новые экземпляры хохлатки могут вырасти только из семян. От прорастания семени до образования взрослого растения, способного цвести проходит не один год. Вот и посудите сами, как бережно надо относиться к каждому цветку.

Чуть запахло весной, на проталинках появляются кучки бледных стебельков-головастиков, они прижимаются друг к другу, словно испуганные ребята. Это необычное растение называется мать-и-мачеха. Сначала она цветет, а потом отращивает листья. Стебелёк мать-и-мачехи покрыт пушком, как шубкой. Пушок защищает цветок от жаркого солнца днём и от холода ночью. Верхняя сторона листа этого растения на ощупь гладкая и холодная, а нижняя, покрыта белым пухом, мягкая и тёплая, как бархат. Приложишь такой листок нижней стороной к щеке – и покажется, что твоей щеки коснулись ласковые руки матери. А приложишь холодной стороной – и станет неуютно, холодно. И прозвали растение в народе за такое свойство – мать-и-мачеха. Расцветает она ранней весной на склонах, у лесных ручьев, хорошо прогретых солнцем. Кажется, что загораются маленькие золотистые огоньки. Они поднимаются на стройных ножках навстречу солнцу всё выше и выше. Удивителен этот цветок. Утром с солнышком раскрывается, а к вечеру закрывается. Только в ясный солнечный день можно увидеть эти чудесные цветки раскрытыми, в пасмурную погоду цветки закрываются. По продолжительности цветения (38 дней) ей нет равных среди весенних первоцветов.

У апреля первенцы цветы

Всюду на лужайках расцвели.

К солнцу поднимают стебельки

Желтые цветочки от земли.

Лепестки похожи на лучи,

К вечеру сожмутся в кулачки.

Утром в небе солнышко взойдет,

Цветик кулачок свой разожмёт.

Лишь головку к солнцу приподнял –

Сам похож на солнышко он стал.

Маленькие солнышки Земли

Мать-и-мачехой в народе нарекли.

Ранней весной пчёлы и шмели собирают с цветов мать-и-мачехи сладкий сок нектар и пыльцу. Мать-и-мачеха растение многолетнее. Увянут по осени листья, но в земле останется очень толстое и длинное корневище с богатым запасом питательных веществ. Корневище расположено неглубоко в земле. Весной, как только прогреется верхний слой почвы, из цветочных почек корневища развиваются цветочные побеги и появляются шарики-пуховки, как у одуванчика, только поменьше. После увядания цветов уже из других почек корневища вырастают новые побеги с большими зелёными листьями. Мать-и-мачеха очень ценное лекарственное растение, листья её сушат, заваривают как чай, и пьют от кашля при простуде. Такой вот замечательный цветок мать-и-мачеха. Ранней весной он удивляет нас своим появлением из-под снега, а летом заботится о нашем здоровье.

Не успеет сойти снег, как появляются короткие стебельки медуницы с красивыми заметными цветками. Это растение легко определить среди других цветов, потому что оно особенное.

Цветы медуницы – словно букетик, собранный самой природой. В нём красиво сочетаются розовый, фиолетовый, синий цвета. Это цветки разного возраста: молодые - розовые, зрелые - фиолетовые и старые - синие.

Эта пестрота важна для медуницы – привлекает насекомых-опылителей: пчёл, бабочек, шмелей. Свое название медуница получила за то, что в её цветках много нектара. Медуница – полезное растение. Оно не только украшает лес, кормит первых насекомых, но и лечит людей.

Это прозвище недаром,

У красивого цветка,

Капля сочного нектара,

И душиста, и сладка,

От простуды излечиться

Вам поможет медуница.

В лес пойдете, не забудьте

Медунице поклониться.

Нежные фиолетовые цветы фиалки поднимаются на тонких стебельках и будто прислушиваются к весенним звукам леса: пению птиц, шелесту молодых листьев. Серединка цветочка, как крошечный глазок, всматривается в лесную красоту. Листья у фиалки похожи на маленькие раскрытые ладошки. Фиалки растут между деревьями и кустами. За нежную красоту цветов, чудесный аромат люди их очень любят.

Как только природа ожила,

Уже из-под снега весна

Лиловых фиалок дарила

Как символ любви и добра.

Фиалка скромна и невинна,

Изящна своей красотой,

И запах ни с чем не сравнимый,

С зелёною сочной листвой. (Цветова Т.)

Этот первоцвет называется Прострел, но в народе его ещё называют Сон-трава, потому что поникшие головки создают впечатление, что эти цветы безмятежно спят и видят сладкие сны. Сон-трава, как «спящая красавица» просыпаться не торопится, лишь насладившись вдоволь солнечным светом, весенним теплом эти большие сиреневые бутоны раскрываются. Длинные шелковистые волоски щедро покрывают и листья и стебель и даже наружную часть цветка. Именно они защищают цветы от холода.

Среди весенних цветов, украшающих лес, сон-трава один из самых красивых. Синие, фиолетовые, сиреневые, белые, желтые цветки сон-травы, похожие на небольшой тюльпан, приносят в наш мир много добра и красоты.

Трудно бывает весенним цветам, когда неожиданно возвращаются морозы. Но Прострелу они не страшны, серебристые волоски, как шуба прикрывают его от холодов, а цветок закрывается и поникает. Создается впечатление, что цветки по-настоящему засыпают. В Крыму сон-трава начинает цвести в апреле. Распустившиеся цветки, как правило, теряют свой пушок, и напоминают древние колокола, раскачивающиеся под порывами ветра.

Чуть солнце сильней пригревает

Чуть радостно луг запестрел,

Навстречу весне раскрывает

Свой венчик лиловый прострел.

Проходят одна - две недели,

Подули свежей ветерки,

И смотришь, уже облетели,

Опали его лепестки …

Стоит он с верхушкою голой,

Как память счастливой поры,

И вместо головки веселой

Торчат лишь седые вихры.

Следует помнить, что сон-трава содержит ядовитые вещества, обращаться с ним нужно осторожно.

Этот цветок известен всему миру как примула. В России его называют первоцвет весенний. Расцветает в апреле-мае. В это время полянки, где растут первоцветы, кажутся золотистыми. И правда, на тонком бархатистом стебельке красуются прелестные желтые цветки, собранные в букетик и напоминающие связку золотых миниатюрных ключиков.

Смотришь на эти желтые, весёлые цветы – и кажется, что этими самыми ключиками и отпирает весна двери теплу и солнцу. Раньше говорили: появился первоцвет весенний – появились ключики от лета.

Он улыбкой нежной

Озарил весь свет.

Всему миру шлёт привет

Золотистый первоцвет.

Первоцветы растут на полянах, где много солнца. Бабочки и шмели находят в его цветках сладкий сок-нектар. Растение славится лекарственным действием.

Горицвет весенний или адонис – один из первых весенних цветов, появление которого знаменует пробуждение природы.

Горицвет весенний относится к холодостойким растениям, выносит сильные падения температуры, особенно его цветы. В Крыму растет в степях и лесостепях, на опушках леса, на открытых склонах, среди кустарников, любит солнце. Цветы горицвета красивы, особенно весной, когда почти вся природа окрашена ещё в серые тона. Золотистыми угольками горят на изумрудной зелени крупные желтые цветки. Венчик каждого цветка состоит из 15-20 блестящих, продолговатых, мелко зазубренных на концах лепестков. В самом начале цветения на молодом растении распускается только один цветок – на верхушке стебля. Стебель в это время невысокий 10-15 см. Пройдет немного времени, он вытянется, разветвится и на каждой ветке тоже распустится по цветку. Старые растения похожи на пушистый кустик. Зацветает горицвет впервые на девятый-двенадцатый год жизни. Полного развития растение достигает к годам 40-50. Продолжительность жизни предположительно составляет не менее 150 лет, при этом корневища его почти не разрастаются, все растение возобновляются семенами. Много лет развивается горицвет весенний, а уничтожают его нередко за одну минуту!

Не менее прекрасным представителем крымской флоры является крокус или шафран.

Весенние крокусы распускаются во второй декаде апреля, заранее выпуская листья, которые максимального развития достигают уже после цветения. После созревания семян, к середине июня, листья отмирают. Под землей к этому времени уже сформировалась новая клубнелуковица с запасом питательных веществ. В Крыму произрастает 4 вида шафранов – крокусов. Шафран крымский отличается белыми, лиловатыми снаружи цветками с более темными жилками. Цветет с конца февраля до середины апреля. Обладает тонким приятным запахом. Все крымские крокусы декоративны и объявлены заповедными

Весна опять свои показывает фокусы!

На чуть оттаявшем лоскутике земли

Сквозь чернозём, полупрозрачной стайкой,

Крокусы!

Пустили стрелки. И внезапно - расцвели!

Миниатюрные тюльпанчики и лилии

Короткий стебель прикрывают и листки.

Горят кострами красно-розовые с синими,

А в нежно-снежных, будто светят лепестки!

О каком цветке эта загадка?

Белые фонарики на зелёной ножке

Я весною встретила на лесной дорожке. (ландыш)

Поздней весной, когда солнце щедро посылает свои тёплые лучи на землю, а в воздухе звенят голоса птиц, в сырых тенистых уголках леса расцветают ландыши.

Среди пышных зелёных листьев поднимаются цветочные стрелки и на них, как фарфоровые колокольчики, висят белые душистые цветы. Кажется, стоит только прикоснуться к ним, и зазвенят они нежным волшебным звоном. Маленькие белые фонарики-колокольчики разносят по всему лесу свой аромат. Корневище ландыша живет примерно 21 год, а цвете он только от 7 до 10-13 лет, поэтому не следует рвать ландыши, пусть растут в лесу и радуют всех своей красотой.

Летом, когда цветы отцветут, вызревают плоды ландыша – красные ягоды, они ядовиты. Цветки и корневища обладают лечебными свойствами.

Все наши крымские первоцветы нуждаются в охране. Давайте будем их беречь!

Физминутка

Наши тонкие цветки

Выпускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

Весной бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – качнулась и присела

И к цветочкам полетела.

Рассказывать о наших крымских первоцветах можно очень много и

долго. Каждое из них уникально и неповторимо.

Какой цветок вам понравился больше всего?

О каких цветах вы хотели бы узнать больше информации?

У кого из вас в палисадниках растут первоцветы? Какие?

А сейчас давайте поиграем в игру и посмотрим, хорошо ли вы запомнили

названия весенних цветов.

Дидактическая игра «Собери и назови цветок». (Приложение 3)

Перед вами конверты с разрезанными картинками, на которых изображены первоцветы. Сложите картинку и назовите свой цветок. Если растение имеет два названия назовите оба. (задание выполняется парами)

Упражнение «Назови ласково»

А теперь попробуйте назвать своё растение ласково, например:

Подснежник – подснежничек

Фиалка – фиалочка

А сейчас давайте разгадаем кроссворд о первоцветах.

1. Снежно-белый, меленький вылез на проталинке.

Снега не пугается, солнцу улыбается. (подснежник)

2. Я знаменита не цветами, а необычными листами:

То твёрдыми, холодными, то мягкими и теплыми. (мать-и-мачеха)

3. Фиолетовый цветок и пушистый стебелёк.

Тихий нежный перезвон так и клонит, клонит в сон. (прострел)

4. Горел в траве росистой фонарик золотистый,

Потом померк, потух и превратился в пух. (одуванчик)

5. Желтый, белый, голубой; на земле растут пустой.

У весны есть фокусы: распустились … (крокусы)

6. Шмель цветку очень рад, ах, медовый аромат!

И цветки красивые – розовые, синие. (медуница)

7. Цветочки золотые, листики резные,

Весною расцветает, природу украшает (горицвет)

8. Из-под снега появились, солнцу, ветру удивились,

Будто облако с небес, синевой окрасив лес (пролеска)

9. Вот сиреневый цветок, словно птичий хохолок

И резной листочек тонкий стебелёчек. (хохлатка)

10. Цветёт он майскою порой, его найдёшь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд, цветы душистые висят. (ландыш)

Сегодня на занятии мы познакомились, только с теми весенними цветами, которые появляются самыми первыми. С каждым теплым солнечным денёчком природа будет радовать нас и появятся новые цветы. С нетерпением ожидают красавицу весну люди. Ждут новых встреч с природой. Кто-то просто любуется красотой, а кто-то отнимает у неё самое яркое – первые весенние цветы. Возвращаясь домой, некоторые люди несут целые охапки первоцветов. Да, букет красив, но, постояв в вазе несколько дней, цветы поникнут и умрут, а некоторые завянут ещё до того, как их поставят в воду. Поэтому лучше любоваться цветами в естественной среде – на поляне, в лесу. Цветы – символ прекрасного, но они так беззащитны перед нами, что требуют охраны. Многие из них занесены в Красную книгу. В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Экологическая задача

Сколько погибло бы цветущих растений, если каждый из вас сорвал бы по 5 штук? А если не по 5, а по 10 штук?

Какой вывод можно сделать?

Ведь от красоты леса или поля не останется и следа, если там побывает группа любителей «скромных букетиков». Запомните, выросший в лесу или в степи цветок находится у себя дома, он связан с другими обитателями. Имеем ли мы право сорвать цветок только для того, чтобы некоторое время полюбоваться им? Конечно, нет!

Очень просто губить живое

Ведь не могут же подснежники сказать

«Наслаждайтесь нашей красотою,

Только очень просим нас не рвать»

Что мы можем сделать для того, чтобы помочь цветам выжить?

Не рвать самим и не давать рвать другим;

Посадить первоцветы в саду и ухаживать за ними;

Будем только зарисовывать и фотографировать первоцветы;

Не будем ловить насекомых, они опыляют первоцветы, способствуют

созреванию семян;

Не будем покупать букетики весенних первоцветов;

Будем рассказывать взрослым и детям о необходимости охранять и

беречь первоцветы;

Будем составлять букеты только из цветов, выращенных человеком;

Берегите первоцветы,

Весны первые шаги,

Ранним солнцем чуть согреты

Эти первенцы весны.

V. Подведение итога занятия.

О каких цветах мы сегодня говорили?

Когда зацветает подснежник, пролеска?

Когда цветет ландыш?

Чем интересен прострел Сон-трава?

Как нужно относиться к первоцветам?

Расскажите своим родным и знакомым всё, что вы сегодня узнали о

первоцветах.

Я надеюсь, что вы будете друзьями природы, увидев красивые цветы, не

будете их рвать и топтать, а будете только ими любоваться.

Домашнее задание: нарисуйте понравившийся цветок-первоцвет и принесите для оформления альбома «Крымские первоцветы».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 комбинированного вида города Бокситогорска»

Конспект НОД

в старшей группе

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

«Первоцветы»

Разработала и провела:

воспитатель старшей группы

Пономарева Л.А.

г. Бокситогорск

Цель: Вызвать интерес к пробуждающей весенней природе.

1. Познакомить с весенними изменениями, дать представления о первоцветах.

2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией, учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета.

3. Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином – раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей.

4. Закрепить умения и навыки детей в работе с солью – нанести клей, посыпать солью, дать пропитаться, стряхнуть соль на поднос.

5. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование и материалы: съёмный носитель с презентацией, плотный картон, набор пластилина, стека, доска для лепки, салфетки для рук, иллюстрация с изображением подснежника и схема, клей, соль, подносы.

Предварительная работа: разучивание закличек и стихотворений о весне, загадывание и разгадывание загадок о весне и весенних явлениях, рисование весны и первоцветов, просмотр презентаций, чтение художественной литературы.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята посмотрите, какой сегодня прекрасный весенний день, природа просыпается ото сна, настроение веселое. Сколько гостей сегодня к нам пришло, давайте с ними поздороваемся.

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться «Доброе утро!»

«Доброе утро!» - Солнцу и птицам,

«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым!

И доброе утро продлится до вечера!

Ребята, нам пришло видео письмо, давайте посмотрим, от кого же оно?

Дети: Давайте.

Слайд 1. Воспитатель: От кого пришло письмо мы узнаем, отгадав загадку

Слайд 2.

Прихожу с добром,

Вею теплом,

Светом солнечным красна,

А зовут меня … (весна).

Слайд 3. Весна. Аудиозапись:

Весна: Здравствуйте ребята. Я рада, что вы меня узнали, как приятно встретиться с красивыми, добрыми и умными ребятками.

Весна: Но мне хотелось бы узнать, а знаете, как называются три весенних месяца? Назовите их. (пауза)

Дети: Март, апрель, май.

Весна: И приметы весны знаете?

Весна: Назовите приметы весны. (пауза)

Дети: Чаще и ярче светит солнце, тает снег, бегут ручьи, на земле появляются первые проталинки, звенит капель, небо стало голубое, по нему плывут белые облака.

Весна: Ребята, какие вы молодцы, наблюдательные, и уже заметили признаки моего прихода. И потому я приглашаю вас отправится в весенний лес. И посмотреть пробуждение природы.

Закрывайте дружно глазки

В путь дорожку собирайтесь

И за мною повторяйте

Ду–ду-ду –по дорожке я иду,

Та-та-та – вот какая красота,

Су-су-су – оказались мы в лесу.

Слайд 4. Воспитатель: Ребята, посмотрите, как здесь красиво. Какой свежий воздух, давайте его вдохнем.

Дыхательная гимнастика.

Воспитатель: Обратить внимание на звуки леса, на изменения в природе: Слайд 5. ярко светит солнце, небо голубое, Слайд 6 . тает снег, Слайд 7. бегут ручьи, Слайд 8. звенит веселая капель, Слайд 9. на реках и озерах тает и трескается лед. Это явление называется ледоход, Слайд 10. набухают почки, Слайд 11 . появляются первые проталинки.

Дети: проговаривают и отвечают на вопросы.

Слайд 12. Воспитатель: Что бы попасть на весеннюю поляну, нам надо отгадать загадки. Готовы?

Воспитатель:

На снежинки похожи цветки,

Как снежинки, белы и легки,

Как снежинки, изящны, прекрасны,

Ветерка дуновенью подвластны.

Слайд 13. (Ветреница)

Слайд 14. У занесенных снегом кочек,

под белой шапкой снеговой,

Нашли мы синенький цветочек,

Полузамерзший, чуть живой.

Слайд 15 . (Перелеска)

Слайд 16. Жёлтый, белый, голубой;

На земле растут пустой.

У весны есть фокусы:

Распустились... Слайд 17. (крокусы).

Слайд 18. Золотые лепестки,

Хрупкий стебелек.

Распустился у реки

Солнечный цветок.

Только тучка набежала,

Сжались лепесточки.

На зеленых стебельках -

Круглые комочки.

Слайд 19. (Мать - и - Мачеха)

Слайд 20. Самый первый, самый тонкий

Есть цветок с названьем нежным,

Как привет капели звонкой,

Называется…..

Слайд 21. (Подснежник)

Слайд 22. Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие цветы выросли на весенней поляне (1,2,3,4,5 ), как одним словом их можно назвать?

Дети: Первоцветы. (6 )

Воспитатель: Какие мы с вами молодцы. Все приметы мы назвали и загадки разгадали, а теперь настал тот час, чтоб пуститься в перепляс. В хоровод скорей вставайте и песенку подпевайте.

Физминутка «Хоровод» (аудиозапись)

Слайд 23. Весна: Ой ребята, вы меня так порадовали, мне так понравился ваш хоровод, что я хочу вам показать одну удивительную полянку, на которой растут мои любимые цветы. Подснежники. Ребята, нам пришла пора расставаться, вам в детский сад, а мне по весенним делам.

Закрывайте дружно глазки

В путь дорожку собирайтесь

И за мною повторяйте

Ду–ду-ду –по дорожке я иду,

Та-та-та – вот какая красота,

Ду-ду-ду – оказались мы в саду.

Слайд 24. Воспитатель: Ребята, пока мы пели и плясали в детском саду мы уже оказались. ОЙ беда, беда, беда.

Вот в лесу мы побывали,

А букет и не собрали.

Это первые цветы,

Небывалой красоты.

На полянку я пойду,

И подснежники сорву,

В группу вам их принесу,

Вот такую красоту.

Дети: Цветы нельзя рвать, они занесены в красную книгу, они завянут без своей луковички, нельзя губить природу.

Воспитатель: Что же делать, как нам быть, как нам можно сохранить воспоминания о подснежниках.

Дети: Сфотографировать, нарисовать, слепить, сделать аппликацию….

Воспитатель: Посмотрите, Весна нам оставила подсказки, какие?

Дети: Фотографию и схему.

Воспитатель: Как вы думаете, почему именно этот цветок назвали «подснежник»?

Дети: Потому что он растет из - под снега.

Рассмотреть подготовленный материал и схему.

Объяснение воспитателя как выполнить работу.

1. Стебельки. В начале работы скатать три тонкие длинные колбаски из пластилина зеленого цвета и закрепить их на основе, наметив будущую композицию (стебельки могут быть расположены прямо, могут быть разной высоты, с наклоненной верхней частью).

2. Листики. Листики у подснежника двух видов: крупные, удлиненные, расположенные у основания стеблей, и мелкие - в верхней части стебля.

Крупные листья. Скатать длинную толстую колбаску зеленого цвета, стекой разделить ее на три части, каждую поочередно пальчиками сплющить, заострить с обеих сторон, затем расположить листики в нижней части стеблей, расплющить, закрепить на основе.

Мелкие листики. Выполняются по тому же принципу, что и крупные листья, только меньшего размера. Готовые листочки расположить в верхней части стебельков и слегка прижать к основе, сильно не расплющивая их.

3. Цветы. Вначале скатать горошину из пластилина зеленого цвета и расплющить ее на конце верхней части стебля; получится часть растения, которая называется чашелистиком, который соединяет цветок и стебель.

Далее приступить к изготовлению лепестков подснежника: скатать колбаску белого (голубого) цвета, разделить стекой на три равные части, каждую заострить с концов, как у листиков. Выложить из готовых лепестков цветок следующим образом: два лепестка соединить кончиками у чашелистика, а верхние кончики наклонить вправо и влево, третий лепесток расположить между первыми двумя по центру и слегка прижать к основе, сильно не расплющивая.

Теперь нанесем клей и обильно посыпаем солью, а пока подсыхают работы, пусть наши пальчики отдохнут:

Разминка для пальчиков «Цветок»:

Вырос нежный цветок на поляне,

(Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу,

округлить пальцы.)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(Развести пальчики в стороны)

Всем лепесткам красоту и питанье

(Ритмичное движение пальцами вместе-врозь.)

Дружно дают под землей корешки.

(Положить ладони тыльной стороной на стол, пальцы развести)

Готовые работы вывешиваются на доску.

Дети: «Подснежники» г. Ладонщиков

Солнце ёлочки пригрело,

Сосны и валежники.

На полянку вышли смело

Первые подснежники.

Распрямились, расцвели

В эти дни весенние

Дети нежные земли –

Всем на удивление.

На проталине стоят,

На ветру качаются,

Словно звёздочки, горят,

Лесу улыбаются.

Итог занятия

Воспитатель: Посмотрите, какие замечательные подснежники у нас получились. Теперь подснежники будут радовать нас круглый год. Где мы с вами сегодня побывали и что видели? Вам понравилось?

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Развитие кругозора и познавательно - исследовательской деятельности в природе" разработан для детей дошкольного возраста (5 -6 лет). В нем раскрывается тема "Первоцветы". Цель: уточнить и расширить представления детей о первых цветах весны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по образовательной области «Развитие кругозора и познавательно –

исследовательской деятельности в природе»

Тема: « Первоцветы».

Цель: уточнить и расширить представления о первых цветах весны;

Задачи: учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы; стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудные цветы; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки с первоцветами.

Организация деятельности

1. Организационный момент.

«Весенняя песенка» (С.Я. Маршак.)

Снег теперь уже не тот – потемнел он в поле. На озерах треснул лед, будто раскололи.
Облака бегут быстрей, небо стало выше, зачирикал воробей веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем стежки и дорожки, и на вербах серебром светятся сережки

А что еще, кроме молодых листочков, украсит лес?

2. Беседа о подснежнике.

Когда появляются первые цветы в лесу? (Как только растает снег, появятся первые проталины ).

Как вы понимаете слово «первоцвет»? Да, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугу. Первые весенние цветы! Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своею скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом. Какие первые цветы мы увидим в лесу? Необычной красоты бывают лесные поляны весной, когда цветут первоцветы. О каком цветке говорится в загадке?

У занесённых снегом кочек под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек полузамёрзший, чуть живой.

Первым вылез из землицы на проталинке. Он мороза не боится, хоть и маленький.

Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (Подснежник )

Его синие цветочки, словно звездочки, разбросаны по снегу. Они нежные, душистые. Кажется, что именно их, крохотных, не боящихся холода, пугается зима и постепенно уходит. По-зимнему голы вет-ви деревьев, нет в лесу тени, и всё солнышко достается подснежникам. В разгар цветения подснежников любая ночь может кончиться заморозком, но цветущим подснежникам такой мороз не страшен. Они лишь поникнут слегка, а синь лепестков, кажется, еще гуще станет от ночного холода.

3. Физкультминутка «Подснежник». Под запись «Подснежник» дети представляют себя подснежника-ми, смело пробиваются через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету, удивляются проснувшемуся лесу, здороваются со всеми жителями и радуются весне.

Выглянул подснежник в полутьме лесной – маленький разведчик, посланный весной;

Пусть еще над лесом властвуют снега, пусть лежат под снегом сонные луга;

Пусть на спящей речке неподвижен лед, - раз пришел разведчик, и весна придет. (Е. Серова)

Вам понравилось быть подснежниками? Что вы чувствовали?

4. Дидактическая игра «Весенние цветы». Дети выбирают картинки, называют цветы, и рассказывают о знакомых им первоцветах. С остальными их знакомит педагог.

Чуть позднее в лесу зацветают хохлатки. Это растение маленькое, хрупкое, нежное, с небольшими хохолками. Листья у него тонкие и мягкие. Все они похожи друг на друга. Лишь изредка среди сиреневых хохлаток встречаются ярко-красные цветки.

Природа-волшебница украсила лес цветочным ковром. Щедрая весна ступает своими теплыми ногами и дарит разные подарки. Лесу - ковер из подснежников и хохлаток, лугу - пестрый ковер из луговых цветов. Какие цветы можно увидеть на луговом ковре?

Мать-и-мачеха самая первая зацветает по весне. На проталинках появляются кучки бледных стебель-ков-головастиков, они прижимаются друг к другу, словно испуганные ребята. Может, чтобы им было теплее? Но по-цветочному они одеты хорошо: с ног до головы - в пушистых листиках-чешуйках. В семейке мать-и-мачехи по 4 - 6 стебельков. Удивителен этот цветок! Утром с солнышком раскрывается.

А к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Цветы отцветут и появятся большие зеленые листья. Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком – мать, а другая – гладкая, холодная – мачеха.

От цветения каких цветов ковер на лугу кажется золотым? (От одуванчиков. )

На что похож одуванчик? (На солнышко, на золотой шарик, на звездочку, на брошь и т. д.)

В камышах гнездятся цапли, дремлет сонная река,

Солнце расплескало капли на речные берега.

Стали капельки цветами, озарили все вокруг!

В новом желтом сарафане одуванчиковый луг.

Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит - одуванчик поднимет головку кверху, приближается к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда. (С. Красиков)

Одуванчик - один из самых лучших медоносов, к нему любят прилетать в гости пчелы, шмели и ба-бочки. Одуванчиковый мед - густой и ароматный. Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время - одуванчики раскрываются в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки. (Я Зуев)

А вот и лютик луговой . Словно атласом покрыты его лепестки. Хрупкий, нежный цветок с нежными тычинками, покрытыми бархатом.

Когда распускается медуница цветки у нее розовые. Пройдет немного времени, и они станут малиновыми, а затем фиолетовыми. А увядшие цветки имеют синий цвет. Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается маленький букетик. Еще медуницу называют сладким букетиком, потому что в ее цветках много сладкого сока-нектара.

Ветреница. Это растение цветет только в сезон сильных весенних ветров.

Сон-трава. Дальний лес стоит стеной, а в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова. Там растет усни-трава.
Говорят, усни-трава знает сонные слова:
Как шепнет свои слова, сразу никнет голова.
«Усни-трава» (И. Токмакова)

Первоцвет (Примула) Это растение называют «золотыми ключиками весны».

Ландыш. Растение – символ весны, из фарфоровых чашечек которого образуются красные бусинки.

Даже ночью муравьишка не пропустит свой домишко:
Пусть дорожку до зари освещают фонари.
На больших столбах подряд лампы белые висят.

Какие цветы можно увидеть в саду? (Тюльпаны, гиацинты, нарциссы, ландыши, примулы, сирень,т.д.)

5. Подвижная игра «Найди себе пару» .

Дети берут по одной картинке первоцветов и по сигналу ищут «дом» для первоцветов: лес или сад.

6. Беседа «Береги первоцветы!»

К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.

«Букет фиалок»

Сквозь иглы темной хвои веселый лился свет. Я шла лесной тропою и вдруг нашла букет.

Букет лесных фиалок лежал на мшистом пне. И стало мне их жалко, и грустно стало мне.

Цветы уже увяли, поникли лепестки. Зачем же их сорвали, сломали стебельки?

Казалось мне, я слышу фиалок слабый стон, Он делался все тише, но сердце ранил он.

Ребята, почему фиалки стонали? Если бы они умели говорить, что бы они нам сказали? Что мы можем им пообещать?

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны и не будет красоты.

В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти - и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Помни правила:

  • Не рви цветы в лесу, на лугу. Пусть красивые растения остаются в природе.
  • Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
  • Посади первоцветы в саду и ухаживай за ними.
  • Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов.

7. Цветы на ковролине.

Воспитатель предлагает детям выложить цветы методом ниткографии на ковролине.

Программное содержание:

Закреплять представление детей о первоцветах;

Обогащать словарь (мать-и-мачеха, ландыш, медуница, подснежник, одуванчик. лекарственный, охраняемый, первоцветы, росток, стебель, корень, семена, цветок, листья)

Продолжать учить детей подбирать прилагательные к существительному;

Развивать фонематический слух;

Продолжать учить определять твёрдый и мягкий согласные звуки в начале слова; подбирать слова, которые начинаются со звука «л», «ль».

Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал и оборудование:

Лист ватмана с изображением лесной поляны, фото цветов: первоцветов. Аудиозапись Чайковского «Вальс цветов», мяч, веточка вербы, фишки, копилка.

Используемая литература :

М.А.Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду»

О.С.Ушакова «Методика развития речи детей дошкольного возраста»

Предварительная работа :

НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Первоцветы»

Беседы на тему «Красная книга», «Весенние цветы».

Ход непосредственно образовательной деятельности

Вводная часть:

Дети стоят в кругу. Воспитатель читает стихотворение о весне:

Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле,

На озёрах треснул лёд, будто раскололи.

Облака бегут быстрей, небо стало выше,

Зачирикал воробей веселей на крыше.

Набухают соком почки, скоро снег растает весь.

И зелёные листочки молодой украсят лес.

Основная часть:

Беседа

Какие приметы весны вы услышали в этом стихотворении?

А что ещё, кроме молодых листочков украсит лес? (цветы)

Когда появляются первые цветы в лесу? (когда начинает таять снег и земля открывается, появляются первые проталины)

К нам весна шагает быстрыми шагами, и сугробы тают под её ногами,

Чёрные проталины на полях видны. Видно, очень тёплые ноги у весны!

Как назвать одним словом первые цветы, которые появляются весной? (первоцветы)

Вы хотите отправиться в гости к первоцветам и посмотреть, какой необыкновенной красоты бывают поляны весной, когда цветут первоцветы?

А перемещаться мы с вами будем с помощью волшебных слов:

Ла-ла-ла - я венок сплела;
Ло-ло-ло – у сосны дупло;
ля-ля-ля – вот моя земля;
ли-ли-ли – мы цветок нашли;
лю-лю-лю – я вас всех люблю.

Первая остановка «Волшебная»

Из - под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

А почему этот цветок называют подснежником? (ещё снег не успел растаять, подснежник уже пробивается, к солнышку тянется)

Какие это цветы? Опишите их.

За каждое слово дети кладут в копилку красивых слов фишки.

Нежные, красивые, первые, хрупкие, необыкновенные, ранние, весенние, белые, голубые, фиолетовые.

Народная примета гласит: «Первый цветок ломает ледок?». Как вы понимаете эту пословицу?

(Дети объясняют смысл пословицы.)

Из земли подснежник вышел на рассвете.

Глянул боязливо: не сорвут ли дети?

Но сказали дети ласково: «Расти!

Мы тебя не тронем: всё должно цвести!»

Бегают ребята, по траве гурьбой,

И цветёт подснежник – нежный голубой!

Почему нельзя рвать эти цветы? (Они занесены в Красную книгу)

Пальчиковая гимнастика:

Вырос высокий цветок на поляне (руки вверх)

Утром весенним раскрыл лепестки (ладошки - лодочкой)

Всем лепесткам красоту и питание (ладони соединить тыльной стороной)

Дружно дают под землёй корешки. (Раскрыть пальчики)

На ватмане выставляется фото подснежников.

Давайте произнесём наши волшебные слова (Артикуляционная гимнастика повторяется)

вторая остановка «Солнечная»

«Мать-и-мачеха».

Педагог даёт описание мать-и-мачехи, не упоминая названия растения, потом открывает картинку, продолжая рассказ.

Растёт этот цветок на открытых местах, это первое растение, которое накормит пчёл, шмелей своим нектаром (сладким соком) . У этого растения сначала появляются цветы, а после – листья. У него тонкий стебелёк, который покрыт пушком для того, чтобы защищать цветок от холода. Одна сторона листа – мягкая, тёплая, ласковая, как мать; другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка.

Мать – и мачеха. (прикрепляет фото на ватман)

На откосе, на лугу, босиком по снегу,-

Первые цветочки, жёлтые глазочки.

Это лекарственное растение, его отвар помогает лечить кашель.

Опишите это растение: маленькое, солнечное, жёлтое, лекарственное, полезное.

третья остановка «Музыкальная»:

«Вальс цветов» Чайковского, дети танцуют под музыку.

четвёртая остановка «Жёлтая полянка»

Золотой и молодой за неделю стал седой,

Спрячу – ка в карманчик бывший одуванчик.

Давайте и одуванчику подарим несколько красивых слов: какой он? (пушистый, золотой, круглый, воздушный, лекарственный). Отвар одуванчика помогает развитию аппетита, ещё из листьев одуванчика делают салат.

пятая остановка «Игровая»

Д/и «Как растет цветок»
Детям предлагается выложить картинки в последовательности роста цветка: семечко – росток из семени – побег – появление листочков – появление бутона – появление цветка – цветок завял – образование семян.

Д/И «Что необходимо для роста цветов?»

Психогимнастика «Весенние цветы»
(Проводится под музыку Чайковского.)
Представьте, что вы – маленькие семена цветов. Вас посадили в землю на клумбе. Теплый солнечный луч упал на землю и согрел семена. Из них проросли маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Вот росток, набрался сил, пробуравил землю и выбрался, наконец, на свежий воздух. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидели прекрасный весенний цветок.

шестая остановка «Сладкая»

Нарядные сестрички

Весь день гостей встречают,

Мёдом угощают. (Медуница)

Фото медуницы размещается на ватмане. Медуница – появляется ранней весной. На стебельке этого растения одни цветы темно-розовые, другие – сиреневые, третьи – ярко-синие. От какого слова происходит название этого цветка (мед). Почему? (Потому что цветки этого растения наполнены сладким душистым нектаром). Для каких насекомых нужен этот цветок? Медуница любит яркий солнечный свет. По окраске цветка пчелы сразу определяют, есть в нем мед или нет. В нераспустившихся бутонах розового цвета меда совсем немного. Когда мед накопится, цветок становится сиреневым, а когда увядает – синим. Из высушенных листьев и стебельков пьют чай при болях в горле, кашле.

Медуница, какая она? (сладкая, медовая, розовая, голубая, красивая, душистая, ароматная)

восьмая остановка «Белоснежная »

Посмотрите, какая красивая полянка у нас расцвела. Дети, кто знает название первоцвета, которое начинается со звука «л». (Ландыш)

Назовите ещё слова, которые начинаются со звука «л».

(лодка, лыжи, лошадка, лампа, лак, ласточка, ласка)

Теперь скажите этот звук мягко (ль). Назовите слова, которые начинаются со звука ль.

(Лёд, лист, любовь, лицо, линия, лес)

Фото ландыша помещается на ватман.

Заключительная часть:

Дети, вам понравилось наше путешествие?

Как называются цветы, которые первыми появляются весной?

Назовите первоцветы, которые вы знаете.

Почему нельзя собирать эти цветы в букеты?

Как называется книга, где вписаны редкие растения?

Давайте, теперь посчитаем, сколько фишек вы собрали в копилку красивых слов.

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы детский сад комбинированного вида №1117 «Белочка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи

в старшей группе

«В гости к первоцветам».

(Образовательная область: коммуникация, социализация)

Провела: воспитатель старшей группы

Сильченко Ирина Николаевна

Апрель 2013г.