Волшебный мир
Занятие по ручному труду в старшей группе
Цель. Развивать умение работать в подгруппах, распределяя обязанности и оказывать помощь другим детям, если они затрудняются.
Задачи . Развивать трудовые навыки детей: умение работать с бросовым материалом, ножницами, бумагой. Развивать мелкую моторику.
Способствовать развитию творческих способностей при изготовлении поделок и оформлении их в общую композицию. Развивать умение работать подгруппами, согласовывая свои действия, направленные на общий результат.
Пред в. работа. Рассматривание иллюстраций с изображением сказочных домов, изготовление кукол из ткани, ниток, мочала, раскрашивание прищепок; изготовление домов из бумаги различными способами.
Демон, материал. Иллюстрации из сказок, с изображением сказочных домиков и городков.
Раздаточный материал: прищепки, ножницы, цветной картон, семена растений, бросовый материал, шерстяные нитки, мочало.
Организация занятия. 1 часть - дети сидят полукругом.
часть - дети делятся на подгруппы и работают за столами.
часть - дети стоят полукругом возле готовой композиции.
Структура занятия. 1 часть - вводная, перед детьми ставится задача, обговариваются способы ее решения. Дети делятся на подгруппы, выбирая работу по интересам. (5-7мин.)
2часть. Дети работают подгруппами, решаются основные задачи занятия. (20 мин.)
Зчасть Анализ. Дети дают оценку своей работе. (5мин.)
Метод, приемы и методы. Наглядный, практический, словесный. Беседа, показ, совместная деятельность, индивидуальная работа, анализ работы.
Ход занятия. В группу влетает комарик, воспитатель объясняет, что комарик много путешествовал и очень устал. Он залетел к нам в группу и ему понравилось. Комарик захотел остаться у нас. Но где же мы его поселим? Дети предлагают свои варианты решения проблемы: « Пусть живет прямо в группе, в коробочке и т. д.» . воспитатель выбирает лучшее предложение, поселить комарика в коробочке, но непросто в коробочке, а превратить ее в домик для комарика. Затем воспитатель усложняет задачу: « Комарику одному будет скучно. Как же ему помочь?»
Так воспитатель подводит детей к мысли, что нужно построить сказочный городок и заселить его. Он обращает внимание детей на столы, на которых разложены материалы для работы и предлагает разделиться на подгруппы: кукольники - те кто делает кукол, архитекторы - те кто будет конструировать дома, ландшафтные дизайнеры - те кто будет обустраивать территорию города. Воспитатель предлагает делать кукол из ниток и мочала девочкам, а архитекторами поработать мальчикам. Еще две смешанные подгруппы делают животных из прищепок и картона и обустраивают территорию городка, используя бросовый материал(опилки, камешки, семена растений, трубочки и т. д.) Уточнив кто, что делает дети приступают к работе.
2часть.Дети приступают к работе по выбранным направлениям. Особое внимание следует уделить группе мальчиков - архитекторов, т. к. они работают с ножницами. Напомнить правила по технике безопасности при работе с колющими и режущими предметами. Дети конструируют дома и крепости двумя способами: способом сгибания «гармошкой» и путем складывания куба, в помощь предлагается шаблон - раскройка, для того чтобы дети могли правильно сложить и разрезать лист. Обратить внимание детей на то, что дома в сказочном городе должны быть яркими, поэтому лучше использовать цветной картон и цветную бумагу для украшения домов.
Вторая подгруппа делает кукол из ниток и мочала. Воспитатель помогает девочкам, если они затрудняются перетягивать и завязывать нитки, обозначая части тела кукол. Также обращает внимание девочек на лоскутки ткани и предлагает украсить ими кукол.
В третьей подгруппе работают и мальчики и девочки, они делают игрушки из прищепок и картона. Прищепки заранее выкрашены в разные цвета. На цветном картоне нарисованы контуры звериных голов. Дети вырезают понравившийся контур, подбирают к нему группу желательно включить детей с недостаточно развитой моторикой так, как дети должны будут работать с достаточно мелкими деталями.
Четвертая группа, смешанная, готовят площадку для волшебного городка. Они работают с бросовым материалом. Дети делают дорожки, озеро, лужайки и т. д. Для того, чтобы детям легче было справиться с заданием, воспитатель предлагает им несколько планов городка, дети выбирают понравившийся и работают по нему.
3 часть. По мере того как дети заканчивают работу, приносят свои поделки и располагают их в зоне городка. Воспитатель помогает им. После того как все поделки займут свои места, воспитатель предлагает полюбоваться своим сказочным городком и высказать свое мнение о том, что им больше всего понравилось, или может быть, не понравилось. В итоге беседы комарик тоже осматривает городок и благодарит всех детей за такой красивый городок и, что он остается в нем жить.
г. Заинск
МБДОУ «лесная сказка»
Воспитатель Гавриш Т.Я.
Результативность её эффективность, а также отношение детей к труду во многом определяются методикой руководства им. Не бывает ленивых детей, бывают неправильные и организации детского труда. Призывы к обязанности, долгу - всего лишь пустые слова. Необходимо уяснить, что ребенок, дошкольник ничего никому не должен априори. При пра-вильном и умелом руководстве педагог может найти подход к любому малышу и тем самым добиться того, что все дошкольники всегда будут хотеть трудиться, выполнять любые задания с удовольствием. Ручной труд в подготовительной группе - один из важных компонентов воспитания детей.
Виды детского труда в ДОУ и формы его организации
Программой ДОУ для дошкольников выделены четыре вида самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд - в подготовительной группе это особенно актуально. Данные виды труда всегда привлекательны для детей, значимы для каждого из них и, самое главное, не требуют создания особых условий, могут быть организованы в любой семье, в каждом детском саду. Формы, в которых ребёнок привлекается к труду, разнообразны.
Это может быть коллективная работа, в паре с воспитателем или с другим ребёнком, индивидуальный труд, дежурства и разовые поручения.
Труд в ДОУ по ФГТ
Виды детского труда отлича-ются друг от друга и содержанием, и назначением. Так, например, ручной труд в подготовительной группе связан с изготовлением изделий посредством плетения, шитья, вышивания, а также созданием различных игрушек и даже книг, сувенирчиков, украшений, подарков для друзей и родных, с ремонтом своих книг и игрушек, коробок и т. д. По своему назначению он близок к производительному труду взрослых, так как имеет овеществленный результат, который неизменно вызывает у ребёнка и побуждает к деятельности снова и снова. В то же время он связан с потому что часто базируется на навыках и умениях, при-обретенных в конструировании. Начиная со второй младшей группы дети узнают, что такое ручной труд.
Планирование: подготовительная группа
В практической деятельности детей некоторые успешно совмещаются. Так, уборка на групповом участке листьев, снега или расчистка дорожек будет осуществляться одно-временно с трудом по уходу за растениями, рыхлением почвы вокруг кустов и их стволов. Убор-ка групповой комнаты совмещается с созданием в ней благоприятных условий для животных и растений. Ремонт книжек, своих игрушек может быть совмещён с убор-кой в книжном и игровом уголках и так далее. Ручной труд в подготовительной группе включает в себя:
Представление о свойствах различных материалов (бумага, ткань, солома, бросовый материал и др.);
Представление о возможностях применения различных материалов для создания поделок;
Умение изготавливать поделки из разных материалов.
Планировать эту работу следует по тому же принципу, что и другие разделы программы, не забывая о тематике недели, а также о целях и задачах, которые будут преследоваться и решаться в процессе взаимодействия с детьми.
Марина Лобанова
Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе «Ремонт книг»
Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе
Тема: «Ремонт книг»
Цель: пробудить в детях желание совершать хорошие поступки, делать добрые дела.
Задачи:
Уточнить представления детей о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо» .
Учить детей ремонтировать книжки.
Воспитывать бережное отношение к книжкам.
Предварительная работа:
Знакомство с пословицами о добре и зле, организация труда в книжном уголке, экскурсия в библиотеку, чтение произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо.», разучивание стихов «Переплётчица», «Портниха», «Я одеться сам могу».
Материал: детские книжки, полоски бумаги, ножницы, клей.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках полукругом. В стороне стоят столы с инструментами и материалом для ручного труда.
Недавно мы с вами ходили в библиотеку на экскурсию. Кто из вас может сказать, что такое библиотека?
Что вам понравилось в библиотеке?
Как вы думаете, легко ли сделать книгу?
Зачем нужны книги? (Ответы детей).
Книги знакомят нас с добрыми и злыми людьми, хорошими и плохими поступками.
Что такое добро? (ответы детей). Что такое зло?
Какие пословицы знаете о добре и зле?
Ребята, какие хорошие дела умеете делать вы? (Ответы детей)
Я хочу предложить вам сегодня сделать ещё одно очень доброе дело.
У меня лежат книжки для малышей (рассмотреть 2-3 книжки) . Все книжки очень интересные. Но их нельзя читать, потому что они порваны. Я предлагаю их отремонтировать и подарить малышам.
Практическая часть.
Напомнить детям последовательность работы:
рассмотреть какой ремонт необходим книжке,
на глаз или по линейке определить ширину и длину полоски бумаги, которую надо будет приклеить к порванной странице,
сделать заметки карандашом, затем отрезать и лишь после этого наклеить.
В ходе самостоятельной работы отмечаю такие качества как аккуратность, ответственное отношение к заданию.
Анализ.
Давайте посмотрим, как вы потрудились. Проверим результаты нашей работы. Вы все хорошо потрудились, сделали доброе дело! Вы подарили этим книжкам вторую жизнь. Можно книжечкам сказать: «С днём рождения!» и даже поцеловать их! Все книжки теперь улыбаются и у нас хорошее настроение. Давайте споём песенку «Если добрый ты».
Публикации по теме:
«Игрушки для казачат». Конспект занятия по ручному труду в средней группе Цель: вызвать интерес к ручному труду, учить плести косичку из трёх лент, дать понятие о значении коня в жизни казака. Задачи: 1. познакомить.
Конспект интегрированного занятия по лепке и ручному труду «Рыбка» во второй младшей группе Программное содержание:Закрепить с детьми приемы налепа на вырезанный силуэт. Вызвать стремление украшать силуэты рыб мелкими детьми. Развивать.
Конспект НОД по ручному труду в подготовительной группе «Подарок маме» Цель: формирование навыков создания поделки (подарок маме) с использованием в работе бросового материала. Задачи: Образовательные: 1. Способствовать.
Конспект НОД по ручному труду в подготовительной группе «Звездочки» Тема: «Открытка для папы» Конспект НОД по ручному труду в подготовительной группе Тема: «Открытка для папы» Провела: воспитатель Вокуева А. С. Февраль 2016 ГБ.
Программное содержание: - Учить вырезать силуэтные изображения по нарисованному контуру. - Закреплять навыки самостоятельного изготовления.
Конспект занятия по ручному труду «Театральные игрушки» в старшей группе Конспект занятия по ручному труду на тему: «Театральные игрушки» в старшей группе. Программное содержание: 1. Закрепить умения правильно.
Конспект занятия по ручному труду в старшей группе Тема: «Жители зимнего леса» Программное содержание: Образовательные задачи: - углублять и конкретизировать в игре представления детей о.
Штыкова Марина
Перспективное планирование по социально-коммуникативному развитию (труд) в подготовительной группе
Перспективный план работы по социально - коммуникативному развитию (труд ) в подготовительной группе .
Составитель : М. С. Штыкова, воспитатель группы №10 .
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Сентябрь
Понедельник Игра – соревнование «Самый лучший дежурный по столовой» .
Цель : учить самостоятельно, без напоминания взрослого выполнять обязанности дежурного; планировать свою деятельность в паре. Трудовое поручение .
«Смена грязных полотенец» .
Цель : поддерживать устойчивый интерес к труду , стремление старательно выполнять поручение.
Дежурство по столовой.
Цель : учить детей составлять план работы на день , самостоятельно определять дежурных, распределять обязанности.
Беседа о дежурстве.
Цель : Рассказать детям об особенностях дежурства в подготовительной группе , новых задачах дежурных; показать рациональные способы и приёмы работы, требования к качеству выполненных действий (работать быстро, ловко, аккуратно, легко, умело обращаться с предметами, уметь анализировать свои действия).
Вторник Самообслуживание Упражнение «Мой шкафчик»
Цель : Закрепляем, умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности правильно размещать свои вещи в шкафу. .Рассматривание картины «Труд дворника »
Цель продолжать закреплять знания детей о труде дворника , его рабочем инвентарем, прививать интерес к труду взрослых ; развивать желание поддерживать чистоту. Дежурство по группе .
Цель : Порядок в уголке безопасности.
Цель : продолжать воспитывать трудолюбие , вызвать желание помогать взрослым. Коллективный труд
«Разложим на места конструктор и строительный материал» .
Цель : прививать детям любовь к порядку и чистоте, продолжать учить трудиться в коллективе .
Среда Беседа , «как мы живём в детском саду» .
Цель : Закрепить знания об определенном круге профессий, воспитывать уважение к труду .
Проблемная ситуация «Оказание первой помощи
Цель : закреплять знание детей о предметах опасных для жизни и здоровья человека о правилах поведения во время несчастных случаев. Ручной труд .
Поделки из природного материала (ёжик) .
Цель : Совершенствовать изобретательность, творчество детей в процессе работы с природным материалом. Учить подбирать детали, изображать фигурки в движении, передавать выразительность образа. Закреплять умение скреплять детали с помощью клея. Уточнять представления о свойствах материалов. Беседа.
«Кто работает в школе»
Цель : дать детям представление о профессиях людей, работающих в школе; познакомить с функциями учителя; способствовать расширению социальных представлений о школе.
Четверг Воспитание культуры поведения во время приема пищи и кислородного коктейля.
Цель : учить аккуратно есть ложкой, и пить из бокала.
Самообслуживание
Цель : Совершенствовать, умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности правильно размещать свои вещи в шкафу. Чтение литературного произведения.
Сказка «Трудолюбивый хомячок »
Т. А Шорыгина. стр 13-16
Цель : Прививать любовь к труду через худ . Слово; воспитывать трудолюбие .
Цель : Учить убирать свои вещи, ставить стульчики за столы, проверять, все ли остается в порядке перед выходом на прогулку
Пятница Коллективный труд .
«Заклеим книжки» .
Цель : вызвать у детей уважение к труду взрослых , писателей; воспитывать бережное отношение к книгам. Трудовое поручение «Выбери тупые карандаши» .
Цель : продолжать учить детей пользоваться точилкой для карандашей. Дежурство по занятию.
Цель : Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных (раскладывать подготовленные воспитателем материалы, убирать их после занятия, мыть кисточки, стаканчики, протирать клеёнки, столы, организовывать работу товарищей Хозяйственно бытовой труд «Мытьё стульчиков.»
:Цель : Упражнять детей в трудовых действиях , закреплять умение правильно использовать инвентарь, вызывать стремление принимать активное участие в труде со взрослыми .
Понедельник. Словесная игра. «Кто больше назовет столовые приборы»
Цель : Совершенствовать знания детей о столовых предметах и их назначениях. Трудовое поручение «Чистота и порядок в уголке для рисования»
Цель : продолжать воспитывать трудолюбие , умение видеть беспорядок, самостоятельно его устранять. Дежурство по столовой.
Цель : совершенствовать трудовые умения и навыки трудиться для блага других . Беседа. «Кто работает в детском саду» .
Цель : уточнить и расширить представления детей о труде сотрудников детского сада , показать взаимосвязь между разными видами труда ; воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада ; развивать логическое мышление , воображение.
Вторник. «Самообслуживание» Поможем Буратино одеться»
Цель : совершенствовать умение детей самостоятельно одеваться и раздеваться, закреплять взаимопомощь. Рассматривание сюжетных картин. «Мамины помощники»
Цель : развивать связную речь детей , трудолюбие и желание помогать взрослым. Дежурство по группе «Уборка строительного материала»
Цель : совершенствовать умения самостоятельно поддерживать порядок в группе . Коллективный труд . «Заклеим книжки у малышек»
Цель : вызвать у детей желание помочь малышам в заклеивание книг.
Среда Беседа. «Профессии города Ульяновска»
Цель : систематизировать знания детей о профессиях нашего города. Проблемная ситуация «Собачка попала под машину» .
Цель : закреплять знания и умения детей находить выход из проблемной ситуации и оказывать первую помощь. Ручной труд .
«Корзинка из картона» .
Цель : Закреплять умение работать с картоном. Учить детей самостоятельно изготавливать выкройку, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку.
«О труде работников швейного производство Русь»
Цель : продолжать знакомить о труде взрослых , воспитывать уважение к труду , развивать любознательность и внимание.
Четверг КГН «Мой внешний вид»
Цель : воспитывать желание быть опрятным, продолжать учить следить за своим внешним видом.. Самообслуживание.
«Уборка постели» .
Цель : Обращать внимание на не расправленную простынь, сбившееся одеяло в пододеяльнике; учить поправлять постельное белье после сна; воспитывать привычку к порядку, аккуратность.
Чтение литературного произведения.
Я. Дягутите. «Руки человека» (из книги рожь поет)
Цель : Прививать любовь к труду через художественное слово; воспитывать трудолюбие .
Самостоятельная деятельность детей.
«Наш книжный дом»
Цель : Учить детей самостоятельно наводить порядок в уголках; воспитывать трудолюбие .
Пятница Коллективный труд .
«Заклеим раскраски»
Цель : вызвать уважение к труду взрослых , воспитывать бережное отношение к книгам, раскраскам. Трудовое поручение .
«Готовим столы к игре»
Цель : продолжать учить детей выполнять действия по инструкции; продолжать воспитывать трудолюбие .
Дежурство по занятию.
Цель : совершенствовать умение самостоятельно готовиться к занятиям и убирать после них рабочие места. Хозяйственно бытовой труд .
«Складывание кроватных покрывал»
Цель : закреплять умения складывать покрывало, воспитывать аккуратность.
Понедельник
Д/и «Завяжем кукле бант»
Цель : учить детей завязывать бантик кукле, правильно выполнять последовательность действий. Трудовое поручение «Порядок в лаборатории экспериментов»
Цель : вызвать интерес детей к предметам в лаборатории, воспитывать трудолюбие , аккуратность. Дежурство по столовой.
Цель : совершенствовать трудовые умения и навыки , умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других . Беседа «Нужные профессии в городе»
Цель : закрепить и систематизировать представления о труде людей в промышленности, строительстве, торговле, на транспорте; воспитывать уважение к труду людей .
«Что мы знаем о стирке»
Цель : Учить сортировать белье по цвету (светлое, тёмное, объяснить, что стирать надо сначала светлое белье, тщательно полоскать, отжимать, развешивать .
Вторник Самообслуживание «Наша спортивная форма»
Цель : продолжать развивать у детей умение складывать спортивную форму аккуратно и следить за её чистотой. Рассматривание картинок «Эволюция вещей»
Цель : развивать связную речь детей , наблюдательность,память. Дежурство по группе ««Чистота в театральном уголке»
Цель : совершенствовать умение детей самостоятельно поддерживать порядок в группе . Коллективный труд .
«Уборка в уголке конструирования»
Цель : продолжать воспитывать трудолюбие , умение видеть беспорядок, самостоятельно устранять его.
Среда Беседа. «Благородные поступки»
Цель : воспитывать миролюбие, желание совершать добрые поступки ради других людей. Проблемная ситуация «История со счастливым концом»
Цель : продолжать закреплять знание детей об опасных предметах, которые находятся дома и правильно пользоваться ими. Ручной труд . «Сюжетная композиция из листьев»
Цель : Учить подбирать красивое сочетание форм и цветов при составлении декоративных композиций. Беседа.
«Профессии наших мам» .
Цель : совершенствовать знания детей о профессиях своих мам, воспитывать уважение к труду взрослых .
Четверг КГН. «Носики – курносики»
Цель : продолжать закреплять умение пользоваться носовым платком. Самообслуживание.
Цель : определять на ощупь мокрые вещи, при необходимости сушить их, выворачивать на изнанку, вешать на батарею, своевременно менять. Рассматривание иллюстраций
«Кто строит дома»
Цель : Учить детей группировать , объединять профессии по общему признаку (каменщик, маляр, плотник, стекольщик и др.) развивать связную речь .
Самостоятельная деятельность детей.
«Вместе приведем в порядок все игрушки» .
Цель : побуждать детей к опрятности; учить трудиться вместе со всеми , уметь договариваться.
Пятница Коллективный труд .
«Уборка музыкального уголка»
Цель : закреплять умение детей выполнять трудовые поручения , протяженные во времени. Трудовое поручение «Стираем кукольное белье»
Цель : воспитывать трудолюбие , желание помогать взрослым; учиться навыкам стирки (намылить, ополоснуть, выжимать) . Дежурство по занятию.
Цель : совершенствовать навыки самостоятельно раскладывать материал для каждого ребенка, мыть кисточки, непроливайки и застирывать тряпочки. Хозяйственно бытовой труд .
«Смена постельного белья»
Цель : продолжать учить помогать взрослым, снимать свое постельное белье и действовать по инструкции.
Елена Гетманская
Цели НОД :
Учить делать объёмную игрушку (зонтик ) .
Закрепить навык вырезания круга по контуру.
Совершенствовать навык находить центр круга путем деления его на четыре части.
Развивать глазомер, мелкую моторику.
Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Ход НОД:
Воспитатель : Прислушайтесь! Вы что-нибудь слышите? (Ответы детей)
Воспитатель : Сегодня на улице идет дождь. Подойдите к окну и посмотрите на проходящих мимо людей. Что у них в руках? (Зонты )
Воспитатель : Давайте рассмотрим картинки с зонтиками . Из скольких частей состоит зонтик ? (крыша и ручка) . Какую форму напоминает крыша зонтика ? (Круг)
Воспитатель : Присаживайтесь на свои места. Значит, для того, чтобы сделать крышу нам нужен круг.
Вырезаем его.
Находим центр круга.
Выбираем одну линию и разрезаем до центра.
Склеиваем зонтик , украшаем его.
Приступаем к изготовлению ручки. Кладем полоску бумаги длинной стороной к себе. На край положите, и осторожно на него накручивайте полоску, но не до конца. Оставшуюся часть намазываем клеем и закручиваем на карандаш до конца. Для соединения с крышей, надо неглубоко надрезать трубочку наверху, отогнуть края и намазать клеем, приклеить.