Восемь благоприятных символов буддизма. Основные группы символов буддизма. – Драгоценная ваза

Здравствуйте, уважаемые читатели.

Без сомнения, символы играют важную роль в нашей жизни. Мы пользуемся ими в повседневной жизни, порой уже не замечая этого. Зеленый свет для перехода через дорогу, поднятый вверх большой палец в качестве одобрения, сердечко в конце любовного послания.

Символы издревле делают жизнь человека более значимой. Поэтому они стали неотъемлемой частью всех религий. Подобно другим основным верованиям, у буддизма тоже свои символы, тесно связанные между собой. В этой статье мы кратко изучим значение и важность некоторых из них.

Изображения Будды

Символизм буддизма расширялся по мере его распространения и деления на разные традиции. Его обогащали культуры, с которыми религия вступала в контакт.

Для изображения Будды на ранних этапах в основном использовались следующие символы:

  • Колесо с восемью спицами. Другое название – Дхармачакра. Означает поворот Буддой Колеса истины и изменение хода судьбы.
  • . Считается, что именно под ним Гаутама достиг просветления.
  • Следы Будды. Согласно легенде, правитель духовного мира оставил отпечатки своих стоп на камне, что напоминало бы о его присутствии на Земле.
  • Пустой Трон. Отсылка к королевскому происхождению Сиддхартхи Гаутамы и идея духовного царствования.
  • Чаша для подаяний. Символизирует отказ Просветлённого от всех материальных ценностей. Кроме того, чаша указывает на образ жизни монаха.
  • Лев. Один из самых мощных символов. Традиционно лев ассоциируется с королевскими правами, силой и властью.


Гораздо позже появилось изображение глаз Будды (чаще всего на ступах), которое часто встречается в Непале. Очи смотрят во всех четырех направлениях, олицетворяя всеведущий разум духовного правителя.

Восемь благих символов

Этот комплекс очень популярен на Тибете, и известен на санскрите как «Аштамангала». Его также знают последователи Буддизма во всем мире. В него включают следующие символы:

  • Зонтик (чхатра) олицетворяет понятия богатства или королевской власти. Также символизирует защиту от вреда (солнца), такого как болезнь, препятствия, и удовольствие от пребывания в прохладной тени.
  • Золотые рыбки (матсья) изначально символизировали реки Ганг и Ямуна, но стали представлять собой удачу в целом. К тому же, олицетворяют собой живых существ, практикующих дхарму, не боящихся утонуть в океане страданий, свободно перемещающихся, то есть меняющих свою судьбу.
  • Ваза с сокровищами (бумпа) является воплощением неисчерпаемого богатства, доступного в буддийских учениях, долгой жизни, процветания и всех преимуществ этого мира.
  • (падма) – главный символ в Индии и Буддизме. Относится к полному очищению тела, речи и ума. Белый цвет означает чистоту, стебель – практику буддийских учений, которые поднимают разум над земным существованием.
  • Раковина (шанкха) символизирует глубокий, далеко идущий и мелодичный звук учения, доходящий до всех учеников, пробуждающий от невежества, помогающий достичь благополучия.
  • Бесконечный узел (шриватса) – это геометрическая диаграмма, воплощающая природу реальности, где все взаимосвязано и существует только как часть кармы. Также олицетворяет мудрость Будды, ее союз с состраданием, иллюзорный характер времени и долгую жизнь.
  • Знамя (дхвая) ассоциируется с победой учения Будды над смертью, невежеством, дисгармонией и всеми негативными аспектами этого мира. Крыши тибетских монастырей часто украшают флаги разных форм и размеров.
  • (Дхармачакра). Когда Сидхарта Гаутама достиг просветления, Брахма передал его ему и попросил Будду учить других.


Другие символы

Триратна – это ядро Буддизма, состоящее из трех столпов Будды, Дхармы (его учения) и Сангхи (монахов и монахинь). Тесно взаимосвязаны между собой. Триратна изображается как три драгоценных камня.

Триратна означает, что без исторического Будды Шакьямуни не было бы Дхармы и Сангхи. Без своего учения Гаутама не имел бы большого значения, не существовало бы духовного сообщества. Без Сангхи эта традиция никогда бы не передавалась через века.

Ом – священный звук, духовный знак, уходящий корнями в индуизм. Олицетворяет собой единство всего творения, включая небеса, землю и подземный мир. По другой теории, это представление трех индуистских богов, Брахмы, Вишну и Шивы. Ом считается одной из самых мощных мантр, ритуал воспевания которой известен на протяжении тысячелетий.


Свастика в буддийской традиции символизирует следы духовного правителя и часто используется для обозначения начала текстов. В современном тибетском буддизме этот круг солнца используется как украшение для одежды. С распространением буддизма свастика перешла в иконографию Китая и Японии, где использовался знак плюрализма, изобилия, процветания и долгой жизни.

Система цикла существования или появилась в Индии задолго до Будды. Изображалась как круг, разделенный на 6 секторов-царств, у каждого из которых множество подразделений.


Хотя практики Дхармы могут наблюдать, как люди живут и наслаждаются возбуждением всех чувств, они сами не жаждут этого мира, осознавая связанное с ним рабство. Они стремятся прекратить цикл перерождений, выйти из Колеса сансары, освободиться от страданий, привести других к Нирване и проникнуть в природу Будды.

В художественном изображении в этом круге Небеса помещаются сверху, в окружении Асуров с одной стороны и Царства людей – с другой. В нижней части располагаются два ада – в одном Призраки, в другом – Животные.

Подношения

Совершать – распространенная практика на Востоке. На Тибете их символизируют маленькие чаши, наполненные водой, цветами, ладаном, свечами, благовониями и пищей. Это связано с древней традицией приёма дорогих гостей. Дары бывают следующими:

  • Вода, чтобы очистить рот или лицо. Это означает все благоприятные причины и условия, которые приносят положительные эффекты.
  • Вода для омовения ног. Ее смешивают с ладаном или маслом сандалового дерева. Символический смысл – очищение, избавление от негативной кармы и омрачения.
  • Цветы. Олицетворения щедрости и открытого сердца.
  • Благовония символизируют дисциплину и сосредоточение. Являются посредником в общении человека с Буддой. Также означают настойчивость или радостное усилие. Благодаря этому качеству человек приближается к просветлению.
  • Свет – символ стабильности и ясности, красоты, которая рассеивает невежество.
  • Пища, которая имеет множество разных вкусов, означает самадхи, нектар или амброзию, которая «накормит» ум.
  • Музыкальные инструменты. Их природа – это мудрость, благодатная для ушей Будд, Бодхисаттв и всех просветленных существ. Все явления имеют характер взаимозависимости, причин и условий, но звук особенно прост для понимания.


Заключение

Также подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи про буддизм и культуру восточных стран себе на почту!

1.Благой Зонт. Как обычный зонтик, защищает от солнца и дождя, так и этот символ олицетворяет защиту ума от знойного жара омрачений, а также оберегает вас от страданий.

Символ благих деяний, совершаемых, дабы защитить живых существ от болезней, пагубных сил, препятствий, а также страданий трех низших и трех высших миров. Подобно тому, как обычный зонт защищает от дождя и зноя, так драгоценный зонт дарует защиту от невзгод и напастей самсары.



2. Их называют так из-за сияния исходящего от чешуи, похожей на блеск золота. Обычно, рыба является украшением и знаком благополучия рек и озер. Так эти рыбы олицетворяют полноценные богатства.

Символ избавления от страданий и достижения духовного освобождения. Как рыба плывет в воде, не зная преград, так и человек, достигший просветления, не знает границ и препятствий.



3. Драгоценная Ваза. Кладезь всех реализаций, что и является основой бесценных достоинств и чистых добродетелей.

Символ долгой жизни, богатства и процветания. Используется в буддийских церемониях и ритуалах.



4. Лотос. Как цветок лотоса, рожденный из грязи незапятнанным, так и здесь, он олицетворяет собой непривязанность к сансаре, хоть и пребывает в ней.

В буддизме это традиционный символ чи-стоты. Лотос рождается в мутной болотной воде, однако появляется на свет незапятнанным и чистым. Подобно этому существа, рожденные в одном из миров самсары, но искренне практикующие благородное учение Будды, способны со временем избавиться от омрачений.



5. Белая раковина, с завитком повернутым вправо. Такая раковина очень редка. Считается, что моллюск обретает его после пяти непрерывных рождений обычным моллюском. Звук раковины олицетворяет благозвучный глас Дхармы.

Символ распространения учения Будды и пробуждения от сна неведения. Подобно тому, как звук раковины беспрепятственно летит во всех направлениях, так и учение Будды распространяется повсеместно, пробуждая живых существ от сна неведения.



6. Как этот узел не имеет конца, так и этот символ олицетворяет полное обретение Неизмеримых Достоинств и Пяти видов изначальной Мудрости.

Символ взаимозависимости всех явлений и живых существ во Вселенной.



7. Стяг победы. Он означает победу над врагом и препятствиями, олицетворяет победу над демонами, марой и приверженцами ложных воззрений.

Символ победы учения Будды над смертью, неведением, а также над всем вредоносным и пагубным в этом мире.



8. Колесо Дхармы. Это колесо Чакравартина, Владыки мира, как оно является средством его передвижения, с восемью острыми спицами, разрубающими помехи на пути, так и этот символ олицетворяет собой средство продвижения к Просветлению. Спица означает Мудрость, опыт, сосредоточение, ось - нравственность. Также три вида Высшего Воспитания, Три Корзины Учения. Восемь спиц означают Восьмеричный Путь.

Восемь спиц колеса символизируют «благородный восьмеричный путь» Будды Шакьямуни:

1. Правильное воззрение.
2. Правильное мышление.
3. Правильная речь.
4. Правильное поведение.
5. Правильный образ жизни.
6. Правильное усилие.
7. Правильное осознание.
8. Правильное созерцание.

Другие изображения 8 благих символов:

Набор #2:

Набор #3:

Страница 1 из 2

В религии индусов присутствуют восемь символических предметов - аштамангала, что означает «восемь благоприятных». Сначала эти предметы использовали при коронации царей. Среди них были: престол, свастика, ваза, крючковидный скипетр, бутыль...Но со временем набор таких знаков и символов менялся. Наибольшую популярность заняли восемь символов, которые сложились в традициях мифологии буддизма. Древняя легенда гласит, что все предметы были принесены в дар принцу Гуатаме, как он достиг просветления. Каждый предмет имеет свою история и значение. Набор их всех символов называют восемью эмблемами славы или восемью знаками счастья.

(Шанкха) Раковина похожа формой на «рог Тритона». Так в Европе называется раковина крупных моллюсков, которые обитают в морях у побережья стран Юго-Восточной Азии. В мифах древней Греции Тритон сын Посейдона и Амфитриты. Он часто изображен с раковиной, выполняющей роль горна. Из раковины «рога Тритона» действительно можно сделать нечто вроде музыкального духового инструмента - крупного рожка. Поэтому, образ шанкхи в буддизме - символ призыва реализовать при жизни заветы Будды .

Благоприятным символом аштамангала являются раковины, закрученные только вправо по спирали, такое направление дает намек на движение небесных светил. В современных магазинах продаются разнообразные раковины брюхоногих моллюсков. Делая такой подарок, расскажите о древнем значение этого символа в буддизме.

(Шриватса) Другое название - тибетский узел. Символ узла изображен в виде переплетенной ленты, изогнутой под прямыми углами и у которой нет конца. В современных китайских сувенирах шнуры так искусно переплетенные шнуры,что напоминают «бесконечный узел».

Принято считать, что прототипом узла являлся древний символ - клубок из переплетенных змей, которые ассоциируются с энергией кундалини и ее движением по правым и левым каналам человеческого тела. В традиционных культурах Индии, Китая, Тибета и Монголии «бесконечный узел» имеет свое значение, символизирующее бесконечный круговорот бытия, и сложную взаимосвязь противоположных начал, а также мудрость Будды, которая неотделима от его сострадания. Существуют и другие трактовки, связанные с течением времени и сложными духовными поисками.

В западном гороскопе тоже присутствует знак рыбы, но в отличие от него на этом символе рыбы повернуты головами друг к другу. В более древнем толкование их сравнивали с двумя священными реками Индии - Гангом и Ямуной. В современной трактовке - с глазами Будды. В индуистской мифологии рыба является первым из главных десяти аватар бога Вишну. Воплотившись в рыбу, Вишну спас от потопа родоначальника человеческого рода. Наиболее распространенное толкование символа двух рыб связано с Сансарой - океаном жизненного круговорота и бесконечных перерождений. Для рыб вода - родная стихия, поэтому они сравниваются с мудрецами, для которых не страшна буря жизни. Две рыбы - значат освобождения от бремени страстей; их золотой цвет - символ победы.

В Древнем Китае рыбу, в качестве подарка, преподносили родителям невесты по случаю обручения их дочери; амулеты и талисманы с парой рыб дарят молодоженам на свадьбу. Считается, что этот амулет защищает от напастей. Совершенно не имеет значения какие именно рыбы изображены, но если у рыбы есть собственная символика, то действие такого амулета усиливается.

(Падме) Было бы странно, если среди символов аштамангалы не было бы лотоса. Индийский или священный лотос - распространенное растение; заросли его крупных округлых листьев часто можно обнаружить в водоемах Юго-Восточной Азии. В храмах Индии и стран Юго-Восточной Азии можно увидеть изображения различных божеств, восседающих на гигантском лотосе. Так лепестки лотоса часто окружают сидящего принца Гуатаму - основателя буддизма. В этом случае лотос выступает в качестве символа творческой силы, места, где она рождается. Буддистский рай порой изображается как место, где люди покоятся на цветках лотоса. Существует миф, в котором из тела бога Вишну появляется лотос, лепестки которого дают начало горам, долинам и рекам. В мифологии Индии бога Браму часто рисовали сидящим на цветке лотоса. Индийская богиня плодородия Лакшми переплывала океан на цветке лотоса. Фигурка лотоса из розового хрусталя являются символом любви и удачи.

В японской культуре изображение лотоса нередко используется в ювелирном деле. Лотос из хрусталя считается в Фэн-шуй позитивным амулетом. Прозрачные лепестки цветка пропускают через себя негативную энергию ша, преобразуя ее в ци и равномерно распределяя по всему помещению. Хрустальный лотос наполняет прекрасным здоровьем всю семью.

В этой статье вы узнаете:

Практически в каждой религии мира есть своя устоявшаяся символика. Она является неотъемлемой частью духовного мира и важна для верующих.

Главный символ буддизма – изображение Будды. Но он появился уже после смерти Просветленного, т.к. Будда не поощрял поклонение.

Кроме изображений Просветленного, в буддизме существует целый ряд почитаемых знаков.

История появления буддистских символов

Существует красивое сказание о том, каким образом в нашем мире появились .

По этому сказанию, в день постижения Буддой просветления и высшей мудрости под священным деревом многие боги пришли засвидетельствовать свое почтение и преподнесли ему дары – восемь благоприятных символов .

Божество Брахма преподнес Просветленному Дхармачакру (Колесо Ученья). Небесный бог Шакра вручил Белую Раковину для распространения мудрости Будды в каждом конце Вселенной. Земной бог Ставара вручил Будде Драгоценный Сосуд , полный напитка вечной жизни. Остальные боги преподнесли Будде пару Золотых Карпов, Лотос, Знамя Победы и Благой Зонт.

Все эти символы в буддизме стали священными, проявляющими тесную связь божественного с миром людей.

Мы подобрали для васинтересные статьи:

1 символ – «Благой зонт»

Как и другие основные символы буддизма и индуизма, «Благой Зонт» помогает в достижении благополучия, богатства и счастья на всех уровнях бытия. «Благой Зонт» (в другом толковании – драгоценный) олицетворяет защиту и божественное покровительство, символизирует безопасность, власть и царственный статус в обществе.

Зонт принадлежал Варуне, божеству водоемов и хранителю справедливости. Укрывая прохладной осенью, «Благой Зонт» избавляет от потоков боли и мучений, обмана и недостижимых мечтаний, злых сил и отрицательного воздействия.

Традиционный зонт (Чхатра) в буддизме изображается следующим образом:

  • вытянутая белая или светло-красная ручка из сандалового дерева, декорированная небольшим белоснежным или золотистым лотосом, сосудом и драгоценными камнями;
  • свод – из белого или золотого шелка, бахрома опоясывает его по краю и отделана цветными ткаными украшениями;
  • иногда бывает изображен с перьями павлина или подвесками из хвостов яка – как символ высокого рода обладателя.

Считается, что большое количество сопровождающих с зонтами указывает на высокий статус человека.

Нередко изображаются квадратные или многоугольные зонты. Большие золотые и красные зонты были традиционными украшениями для трона главного ламы, а также развешивались над изображением главного божества в храмах.

2 – Золотые рыбки

Вспоминая восемь благоприятных символов буддизма, многие сразу представляют двух карпов Кои , плавающих по кругу. Их чешуя играет на солнце золотым огнем, напоминающим драгоценные монеты. Кроме того, карпы Кои почитаются как священные животные из-за их благородного вида, элегантности и долголетия.

Бог Вишну преподнес двух карпов Будде в качестве украшения его глаз и защиты от океана мучений и боли.

Издавна эти рыбки, свободные и подвижные обитатели рек и других водоемов, были олицетворением богатства и благополучия: как материального, так и морального. Как рыба плещется в воде, не встречая препятствий на своем пути, так и человек сможет достигнуть цели без помех.

В буддизме пара рыбок олицетворяет радость, активность, счастье и свободу от кастовой системы, так как они свободно резвятся в воде.

Если представить жизнь как бесконечный океан перерождения, то рыбки символизируют легкое его преодоление и приближение к вечной Нирване.

3 – Драгоценная ваза

По легенде, бог Шадана преподнес Будде вазу в качестве украшения для шеи. Как и другие символы в буддизме , ваза олицетворяет достаток и богатство во всех сферах жизни.

Кроме того, драгоценный сосуд – неиссякаемый источник изобилия, исполнения желаний и реализации планов. Эти свойства вазы распространяются и на духовное желание выйти из бесконечного цикла перерождений и достичь Нирваны.

Вазу традиционно изображают в виде золотого кувшина для воды со следующими вариантами украшений:

  • крышка, увенчанная драгоценными камнями;
  • лепестки лотоса, опоясывающие вазу в различных частях;
  • россыпь драгоценных камней по всей вазе;
  • широкая шелковая лента, обвязанная вокруг горлышка.

Драгоценная ваза часто используется в буддистских ритуальных церемониях и считается неиссякаемой: сколько даров из нее ни возьми, а она все равно остается полной.

Есть несколько версий о том, что же скрывает в себе драгоценный сосуд . По одной версии, внутри вазы содержится сладкий нектар, дарующий бессмертие всем, отведавшим его. По другой версии, внутри – неиссякаемый источник драгоценностей.

Нужно помнить, что под драгоценностями буддисты понимают, прежде всего, божественное Просветление и Мудрость. А под напитком бессмертия – ясность и непрерывность сознания, позволяющие познать легкость бытия и перенести этот опыт в следующую жизнь после перерождения.

Значит, одновременно с благими деяниями верующим следует укрепляться в терпении, стойко переживать возвращение негативной кармы за наши грешные действия, совершенные в прошлом.

В некоторых толкованиях говорится, что горлышко вазы запечатано корнями дерева желаний. Такой сосуд, наполненный драгоценностями и запечатанный корнями, размещался (или закапывался) в священных землях, местах поклонения, в водоемах и на горных тропах. В последних случаях роль вазы – умиротворение присутствующих там духов.

4 – Лотос

– священное и самое чтимое растение в Индии. В виде лотосов изображаются чакры, особенно он связан с Сахасрарой, тысячелепестковой чакрой, расположенной чуть выше макушки головы. Кроме того, цветок лотоса – непременный атрибут практически любого божества в индуистском пантеоне. Кришна часто описывается лотосооким, а у Вишну лотос растет из пупка.

Изображение лотоса – символ святой безграничной любви, которая входит в четыре неизмеримости, характерные душе бодхисатвы. Цветок лотоса возле храма обозначает божественную обитель и молитвенное состояние чистоты и умиротворенности.

Лотос в буддизме изображается с 4, 8, 16, 24, 32, 64, 100 или 1000 лепестков. Эти числа сопоставляются с чакрами и количеством частей в мандале.

По цвету лотоса можно определить, кому из богов буддистского пантеона он принадлежит. Например, Ганеша держит в руке розовый или светло-красный цветок, состоящий из 8 или 16 лепестков. Часто Ганеша изображается восседающим на розовом лотосе. Белый цветок – символ святости и непорочности – держит в руке Белая Тара.

Учению буддизма свойственно следующее понимание этого цветка: произрастая из грязного ила, стебель лотоса тянется сквозь толщу речных вод, чтобы распуститься над ними прекрасным цветком. Так и человек, преодолев череду перерождений и познав Просветление, однажды погрузится в Нирвану.

5 – Бесконечный узел

Бесконечный узел (Шриватса) подарил Будде бог Ганеша в качестве украшения для сердца.

Шриватса имеет несколько вариантов изображения:

  • узел треугольной (иногда округлой) формы;
  • драгоценный камень, соединяющийся противоположными углами;
  • локон счастья на груди у Кришны и Будды;
  • отметины на капюшоне кобры (символа кундалини).

Среди буддистов и теологов нет единого мнения, что собой символизирует бесконечный узел Шриватса . Одни полагают, что он представляет собой бесконечность Сансары. Другие считают, что узел – символ вечности. Третьи видят в нем знак неисчерпаемой мудрости Просветленного. Четвертые видят в узле переменчивость времени, непостоянство и взаимосвязь всех вещей, а кроме того, единство сострадания и мудрости.

Кроме того, есть версия, по которой Шриватса («возлюбленный Шри») – знак Лакшми, украшающий грудь бога Вишну. Знак Лакшми также есть и у Кришны – девятого перерождения Вишну. В этом случае Шриватса называется «завиток счастья» и похож очертаниями на свастику.

6 – Белая раковина

Белая ракушка, завитая вправо, была вручена Будде богом Индрой в качестве украшения для ушей. Считается, что моллюск должен прожить пять жизней, непрерывно перерождаясь, чтобы обрести подобную ракушку.

Раньше ракушки служили музыкальными инструментами, поэтому белая раковина олицетворяет звук мудрости Будды, распространение ее повсюду, пробуждение последователей Будды ото сна незнания. Кроме того, звук раковины олицетворяет прекрасный и мелодичный голос Дхармы. Но не всем дано уловить смысл в этих звуках: некоторые существа из-за своих заблуждений ничего не понимают или вовсе не слышат.

Белая ракушка со спиралькой, завитой по часовой стрелке, – атрибут многих богов-героев, чьи раковины прославляли их смелость и успехи в военном искусстве. Есть мнение, что ее святой и благородный звук изгоняет нечистую силу, обращает вредоносных существ в бегство и отклоняет катастрофы.

Как и другие благоприятные символы в буддизме , раковина имеет свои особенности изображения:

  • изображается вертикально;
  • внизу ракушки располагается шелковая лента;
  • завитая вправо спираль.

Иногда раковина располагается горизонтально и используется в качестве аромалампы.

7 – Знамя победы

Знамя победы Просветленному подарил бог Кришна в качестве украшения для туловища. Знамя – многоярусный цилиндрический флаг на длинном столбе сандалового дерева, часто изображается украшенным лентами . Верх знамени может быть увенчан драгоценностью, исполняющей любые желания. Иногда знамя изображалось похожим на Благой зонт меньшего размера.

Оно устанавливалось на колеснице, за спиной воина и сзади от Чхатры. На каждом стяге была изображена эмблема короля или воина.

Знамя олицетворяет победу над врагами и недругами, демонами и еретиками. Также это символ победы учения Будды над смертью, неведением, всем вредоносным и пагубным в этом мире.

8 – Колесо Дхармы

Как и остальные символы в буддизме , колесо широко почитается последователями Учения Будды и наделяется чудесными свойствами.

Золотое колесо (Дхармачакра) с восемью спицами, разрубающими злобу, невежество и вожделение, символизирует Дхарму и «благородный восьмеричный путь» Будды Шакьямуни. Правильное воззрение, мышление, речь, поведение, правильный образ жизни, усилие, осознание и правильное созерцание – колесо Дхармачакра олицетворяет все эти аспекты Пути.

Колесо – ранний солнечный символ величия, защиты и творения. Состоит из трех частей: ободка, спиц и оси. Каждая часть соответствует одному из аспектов буддистских учений о духовной дисциплине, мудрости и концентрации.

Ось соотносится с духовной дисциплиной, закаляющей и стабилизирующей разум. Спицы – это мудрость, побеждающая невежество. Обод – бесконечная концентрация в медитации, которая приводит в движение остальные аспекты учения и жизни.

Часто Дхармачакра изображается с четырьмя «завитками радости», которые направлены в ту же сторону, что и завиток на раковине. Обод может изображаться простым золотым кольцом или с каймой, богато украшенной драгоценными камнями. Иногда Дхармачакра изображается с драпировкой из шелковой ленты или покоящейся на цветке лотоса.

1. Драгоценный белый зонт однажды преподнес Будде повелитель богов, Махадева, как украшение для головы. Символизирует защиту от болезней, злых духов и страданий в этой и будущих жизнях. На духовном уровне рассеивает гнев, страсть, гордость, зависть и тупость.

5. Драгоценный сосуд, исполняющий все желания , преподнес Будде бог Шадана как украшение для его горла. Символизирует исполнение всех желаний, как временных (обретение долголетия, богатства и заслуг), так и наивысшего — обретение освобождения и Просветления.

2. Пара золотых рыб была подарена Будде богом Вишну как украшение для его глаз. Символизирует свободу от страха утонуть в океане страдания и духовное освобождение.

6. Бесконечный узел подарил Будде бог Ганеша как украшение для его сердца. Символизирует переменчивый характер времени, непостоянство и взаимосвязь всех вещей, а также единство сострадания и мудрости.

3. Белая раковина , закрученная по часовой стрелке, была преподнесена Будде богом Индрой как украшение для его ушей. Символизирует звук Учений Будды, распространяющихся повсюду свободно и пробуждающих учеников от сна неведения.

7. Победное знамя преподнес Будде бог Кришна как украшение для его тела. Эта цилиндрическая многоярусная фигура символизирует победу учения Будды над невежеством и смертью.

4. Белый цветок лотоса с тысячью лепестками вручил Будде бог Кама как украшение для его языка. Символизирует чистоту учения и очищение тела, речи и ума, приводящие к Просветлению.

8. Золотое колесо учения с тысячью спиц вручил Будде Брахма как украшение для его стоп. Оно стало называться «Колесо Дхармы». Его вращение символизирует проповедь Учения Будды, несущее освобождение всем живым существам. Обычно изображается с восемью спицами, которые обозначают «Благородный Восьмеричный Путь» Будды Шакьямуни:

1 — Правильное воззрение.

2 — Правильное размышление.

3 — Правильная речь.

4 — Правильное поведение.

5 — Правильный образ жизни.

6 — Правильное усилие.

7 — Правильное памятование.

8 — Правильное созерцание.

Аштамангала (по-тибетски «Таши Тагъе») — это все восемь символов нарисованные вместе. Их часто изображают на стенах домов, в монастырях, храмах, на дверях и занавесях.

Семь драгоценных эмблем Владыки Мира

Владыка Мира — буддийский идеал совершенного монарха, правящего в соответствии с Учением Будды

1. Драгоценное колесо позволяет правителю мгновенно перемещаться в любое место. Так и Будда, благодаря Дхарме, может преодолеть любые препятствия.

2. Исполняющая желания драгоценность не только освобождает от холода, жары, болезней и преждевременной смерти, но и освещает своим светом любое помещение. Так Будда просветленным умом постигает абсолютную истину.

3. Драгоценная королева прекрасна и полностью совершенна. Она дарует счастье и свободу от голода и жажды. Также и Просветление несет совершенную радость.

4. Драгоценный советник совершенно выполняет волю Владыки Мира. Он всегда мудр и искусен, никогда не вредит своим подданным. Также и мудрость Будды спонтанно осуществляет все задачи и преодолевает любые препятствия.

5. Драгоценный слон огромный и белый, как снежная гора, обладает силой тысячи слонов. Он может трижды за день обойти весь мир со своим правителем на спине, ни разу его не качнув и не потревожив. Символизирует необычные возможности Будды.

6. Драгоценный конь изображается с драгоценностью на спине. Также может обскакать весь мир трижды за день, не потревожив своего наездника. Отличается кротким нравом и разумностью. Символизирует уникальные качества Будды.

7. Драгоценный полководец храбр и решителен. Побеждает во всех битвах, никогда никому не причиняя вреда. Символизирует победу над всеми препятствиями и достижение всех целей.

Восемь драгоценных предметов (субстанций), приносящих удачу

Обычно их соотносят с составляющими Благородного Восьмеричного Пути

1. Зеркало преподнесла Будде богиня формы для удачи в устранении препятствий и наслаждения учениями Дхармы. Символизирует Правильное размышление, которое раскрывает суть, как зеркало отражает разные формы.

2. Медицинский камень гхиванг — преподнесенный Будде желудочный камень волшебного слона, обладает великой целительной силой, для облегчения страданий всех существ. Символизирует Правильное памятование, защищающее ум и рассеивающее омрачения страсти, гнева и неведения подобно лекарству.

3. Простокваша однажды была поднесена Будде деревенской девушкой Суджатой для поддержания его тела на пути к Просветлению. Символизирует Правильный образ жизни — удовлетворенность любым праведно нажитым имуществом.

4. Трава куша была подарена Будде для сохранения долголетия и здравого рассудка. Символизирует Правильное усилие, необходимое для упорного продвижения к Просветлению и всеведению.

5. Древесное яблоко билва даровал Будде бог Брахма для исполнения всех желаний. Символизирует Правильное поведение, при котором возникают желания избегать порочных деяний и культивировать добродетель.

6. Раковина поднесена Будде богом Индрой для удачи в распространении учения Дхармы. Символизирует Правильную речь, которая излагает учение без усилий подобно звуку, издаваемому раковиной.

7. Красный порошок синдхура обычно символизирует власть. Его преподнес Будде святой аскет для успеха в превосходстве над всем миром. Символизирует Правильное созерцание, которое приносит такие качества, как всеведение и всемогущество.

8. Белые горчичные зерна преподнес Будде Ваджрапани для успехов в устранении препятствий. Символизирует Правильное воззрение, которое разрушает любые помехи на пути.

Семь внешних подношений Будде

происходят из древнеиндийской традиции приема уважаемых гостей

Ритуал гостеприимства предполагал последовательное подношение определенных субстанций:

1. Вода для питья.

2. Вода для омовения стоп.

3. Гирлянда цветов.

4. Горящие благовония.

5. Светильник.

6. Благоухающая (шафранная) вода.

7. Пища.

Эти подношения или их символы размещаются в семи чашечках на алтарях в буддийских храмах перед статуями или изображениями Будды. Часто все семь чаш заполняются просто водой, которую ежедневно меняют. Когда чаши ставятся на алтарь, они не должны касаться друг друга, если коснулись — это предсказывает вялость в уме. Также не следует говорить, чтобы не осквернять подношение. Если подношение в чаше заполняет ее выше краев, считается, что это приводит к духовному вреду, а когда в чаше, напротив, совсем немного воды для подношения, это предсказывает уменьшение благосостояния.

4. Вкус представляют фрукты.

5. Касание представляет изысканная шелковая ткань.

Эти подношения часто можно увидеть на изображениях и в храмах.

Текст взят из книги: С.В.Дудко, А.Л.Улановская. "Символы Буддизма: Символика Буддизма, ритуальные предметы, буддийские и индуистские Божества". - М.: Глоссарий, 2009