Заключать законный римский брак. Понятие и виды брака в римском праве. Брак и его виды. Правовые отношения супругов

Брак

Семья образуется посредством брака. Классический юрист Модестин определял брак как "союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права." Это идеалистическая трактовка брака не соответствовала реальному положению вещей: даже в классический период женщина была далеко не равноправным товарищем мужа. По мнению О. Омельченко, в этом общем понимании отразилось подчинение регулирования брачно- семейных связей правовым нормам двоякого происхождения: как проявление требований "человеческого права" брачный союз подчиняется установлениям гражданского права, как проявление требований "божественного права" брачный союз должен отвечать высшим предписывающим требованиям морального и религиозного характера, предпосланным человеческому праву. Омельченко О. А. Основы римского права, с. 132.

Вплоть до Юстиниана римское семейное право различало matrimonium iustum, законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii, и matrimonium iuris gentium между лицами, такого права не имеющими. От брака следует отличать конкубинат - дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Новицкий И. Б. Римское право, с. 63. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подпадали под его patria potestas. Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой.

В доюстиниановом праве различали два вида брака, совершавшегося в разных формах, порождавшего разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов и даже неодинаковое правовое положение матери в отношении детей, и прекращавшегося в разном порядке.

Первым видом был брак cum manu mariti, т. е. брак с мужней властью, в силу которой жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа.

Второй вид брака- sine manu mariti, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. Внешне этот вид брака похож на конкубинат, но, в отличие от последнего, обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть - по давности. Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею. Законы XII таблиц, таблица VI, п. 4.// Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права, с. 50. По мнению профессора Е. Флейшица, невозможно дать точный ответ на вопрос, когда и как стал прокладывать себе дорогу свободный брак, когда и как была пробита эта первая и чрезвычайно важная по последствиям брешь в грозном здании власти paterfamilias. Римское частное право/ под ред. проф. И. Б. Новицкого и проф. И. С. Перетерского, с. 127. Нет сомнений в том, что было время, когда manus и брак совпадали.

Создавая различный строй отношений между мужем и женой, брак cum manu и брак sine manu резко отличались друг от друга порядком заключения и прекращения. Заключение брака cum manu требовало соблюдения определенных обрядов, это был акт формальный. Заключение брака sine manu было актом неформальным. Данный вид брака рассматривался как некоторое фактическое состояние: с ним связывались определенные юридические последствия. Понятно, что и процедура прекращения браков sine manu и cum manu было была различна. Первый мог быть расторгнут не только по соглашению супругов, но и по свободному волеизъявлению одной из сторон. Развод при браке cum manu мог произойти лишь по инициативе мужа.

Неоднозначное правовое происхождение института брака в целом определило сложность его юридической конструкции в римском праве. Брак характеризуется:

  • 1. Взаимностью: в него вступают два партнера, причем, как мы выяснили, безусловное равенство сторон не является обязательным условием брака;
  • 2. Состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партеров. Не может рассматриваться в качестве такового "брак" между людьми одного пола, а также между партнерами несоответствующего традиционным представлениям возраста. Брачный возраст был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.
  • 3. Согласием партнера;
  • 4. Наличием половой связи между партнерами в браке. Тот брак, при котором сексуальные отношения заранее исключаются, не может считаться действительным;
  • 5. Стремлением партеров заключить именно брачный союз;
  • 6. Постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общее хозяйство, живут вместе и т. п.

Отсутствие любого из вышеперечисленных условий ставит под сомнение правовой смысл брачного союза, переводит отношения мужчины и женщины в другое качество либо служит основанием для признания брака недействительным. Омельченко О. Указ. соч., с. 133

Правовой предпосылкой для заключения брака было предполагаемое ius conubii в лице, которое вступало в него. До Юстиниана на этом основании не могли заключать законного римского брака некоторые категории чужеземцев. По законодательству Юстиниана, когда права римского гражданства имели почти все подданные Римского государства, отсутствие conubium могло быть следствием близкого родства или свойства.

Родство определялось по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого, называются родственниками по прямой линии. Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так сын- агнат отца первой степени, внук- агнат деда второй степени. Лица, происходящие не одно от другого, а от общего предка, называются родственниками по боковой линии. Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas. Таким образом братья были агнатами второй степени.

Условием действительности брака в Древнем Риме:

  • 1. Статус libertatis - рабы не имели права вступать в брак.
  • 2. Pubertas - для женщин достижение 12 лет, для мужчин -14.
  • 3. Для лиц alieni juris - согласие домовладыки на брак.
  • 4. Для лиц sui juris - необходимо их взаимное согласие, если речь идет о девушках и вдовах до 25, то согласие отца, если отец умер - согласие матери, а если и она умерла - то согласие кого-нибудь из ближайших родственников. 18 г.д. н.э. - закон Августа - новеллы в СП: если домовладыка без должного основания отказывал, то мог быть принужден к даче согласия магистратом.
  • 5. Ius connubii - право вступать в римский брак должно быть у обоих супругов, то есть они должны быть квиритами и принадлежать к латинскому союзу (latini prisci). Ius connubii было в абсолютном смысле (свое право), а в относительном смысле его могло не быть (в отношении сторон в браке), например, члены Сената не могли вступать в брак с вольноотпущенниками и актерами - данное правило отменено Юстинианом (сам был женат на актрисе Феодоре).
  • 6. Отсутствие близкого родства - все родственники по прямой восходящей и нисходящей линии; боковые родственники (братья и сестры, дядья и тетки, племянники и племянницы). Недопустим брак и между свойственниками (попечитель и подопечная, усыновленный ребенок и ребенок, рожденный в браке).
  • 7. Моногамия - при Юстиниане многоженцы карались смертной казнью (как мужчины, так и женщины), однако если имело место заблуждение (malafides), то заблуждавшийся подвергался лишь infamia.
  • 8. Прохождение траурного срока для женщин: 10 месяцев (после прекращения предыдущего брака), при Юстиниане - 1 год. Если нарушение данных правил серьезно, то кроме признания брака недействительным, нарушитель подвергался уголовной ответственности (например, за incestus).

Римские граждане тогда вступают в законный и действительный брак и имеют над родившимися у них детьми власть, когда они женаты на римских гражданках, или даже латинках и иностранках, с которыми существовало jus connubii (т.е. признанная за лицом способность к вступлению в римское супружество со всеми юридическими последствиями); а так как connubium дает право детям наследовать состояние своего отца, то они не только делаются римскими гражданами, но состоят также во власти отца.

  • - Вследствие этого и некоторым ветеранам предоставляется императорскими указами право вступать в брак с теми латинянками или иностранками, на которых женились после отставки от военной службы, и дети, рожденные от этого брака, делаются римскими гражданами и состоят под отцовской властью.
  • - Что касается лиц рабского состояния, то с ними нельзя заключать настоящего брака. С другой стороны, и не на всякой свободной женщине позволено нам жениться; ибо от брака с некоторыми женщинами надлежит воздержаться.
  • - В самом деле, браки не могуть быть заключаемы между теми лицами, которые состоят в родственной связи, и не обладают jus connubii, как например между отцом и дочерью, между сыном и матерью, или дедом и внучкою; и если такие лица соединятся, то брак, ими заключенный, считается преступным и кровосмесительным. И это так строго наблюдается, что, хотя бы они стали друг к другу в отношении восходящих и нисходящих чрез усыновление - они не могут сочетаться браком, так что даже по прекращении усыновления существует то же запрещение. Таким образом мы не можем жениться на той, которая в силу усыновления стала нашей дочерью или внучкою, хотя бы мы освободили ее из-под отеческой власти.
  • - Нечто подобное, хотя не в столь большой степени, наблюдается между теми лицами, кои соединены узами бокового родства.
  • - В самом деле, брак между братом и сестрою безусловно запрещен, рождены ли они от одного и того же отца и одной и той же матери, или от одного из них. Но, если какая-либо женщина через усыновление сделается моею сестрою, то, пока усыновление существует, конечно, не может быть брака между мною и ею; когда же через освобождение из-под отеческой власти усыновление прекратится, то я могу на ней жениться; но и в том случае, когда и я буду освобожден из-под отеческой власти, нет препятствия к браку.
  • - Брат может жениться на дочери брата; это вошло в обычай с тех пор, как блаженной памяти Клавдий женился на Агриппине, дочери своего брата. Не позволяется однако жениться на дочери сестры: так постановляют указы императоров. Точно также воспрещено жениться на тетке по отцу и на сестре матери.
  • - Нельзя также жениться на той, которая была твоею тещею, невесткою, падчерицею, мачехою. Мы сказали "была" потому что, когда существует то брачное отношение, вследствие которого возникло такое свойство, брак безусловно не возможен уже по той причине, что одна и та же женщина не может быть замужем за двоими, и мужчина не может иметь разом двух жен.
  • - И так, если кто совершил незаконный и кровосмесительный брак, то он, по-видимому, не имеет ни жены, ни детей; поэтому дети, которые рождаются от этой связи, имеют только мать, отец же их неизвестен, вследствие чего они не состоят под отеческой властью; они занимают то же положение, что дети, прижитые в незаконной связи, ибо сии последние признаются немеющими отца, потому что отец их неизвестен. Поэтому их обыкновенно называют spurii, т.е. как бы дети без отца.
  • - Иногда случается, что дети, которые с момента рождения не состоят под властью восходящих, впоследствии приводятся под отцовскую власть.

Если например латинянин, женившийся по закону Элия Сенция, приживет с женою, латинскою гражданкою, сына - латинского гражданина, или с римскою гражданкою - сына, римского гражданина, то не будет его иметь под отцовскою властью, но если впоследствии этот латинянин доказал причину и получил квиритское право, то сын с этого момента переходит под власть отца.

Точно также, если римский гражданин по неведению вступил в супружество с латинской гражданкой или с иностранкой, считая ее римскою гражданкою, то он не имеет над родившимся от этого брака сыном прав отеческой власти, так как сын этот не считается даже римским гражданином, только латинянином, или иностранцем, т.е. причисляется к состоянию матери: сын ведь лишь в том случае наследует состояние отца, когда между отцом и его матерью состояло connubium. Но по сенатскому постановлению разрешается судебным путем обнаружить ошибку: тогда мать и сын приобретают права римского гражданства, и с этого времени сын находится под властью отца. То же самое имеет место, когда римлянин по неведению женится на принадлежащей к числу покоренных, с тою разве разницей, что жена не сделается тогда римскою гражданкою.

Из сказанного видно, что женится ли римлянин на иностранке или иностранец на римской гражданке, сын их родится иностранцем; но если такой брак совершен по ошибке, то, на основании сенатского постановления, можно ошибку эту исправить согласно тому, что мы прежде сказали. Если же не было никакой ошибки, и вступившие в брак хорошо знали свое состояние, то ни в коем случае недостаток этого брачного союза не может быть исправлен.

Не подлежит сомнению, что брак, заключенный между римским гражданином и такою иностранкой, с которою существовало jus connubii, как мы это и прежде сказали, считался законным, и тогда дитя от этого брака было римским гражданином и находилось во власти отца.

Точно также, если римлянка выйдет замуж за иностранца, то сын от этого брака, если состояло jus connubii по праву иностранцев, остается иностранцем и законным сыном отца, как если бы отец прижил его от брака " иностранкою. В настоящее время, в силу сенатского постановления, изданного по почину блаженной памяти Адриана, сын считается законным сыном отца, хотя между римской гражданкой и иностранцем не было jus connubii.

Брак в Риме заключался неформально: достаточно было выражения согласия брачующихся (несомненно, в презумпции, что все условия законного брака налицо) и отведения невесты в дом жениха. Если брак заключался cum manu mariti, то для установления власти мужа требовалось совершение определенных формальных актов (при этом древнейшее римское право знало три способа установления manus: confarreatio, coemptio, usus).

Собственно заключение брака распадается на два раздельных в своем правовом значении события: обручение и собственно брачная церемония. Обручение обыкновенно предшествует браку. В древнейшее время обручение лиц alieni iuris совершалось их paterfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias обоих. В древнейшее время нарушение обручения давало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущерба. По преторскому праву нарушение обручения влекло за собой только infamia и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи сторона, нарушившая обручение теряла право на возвращение сделанных ею подарков.

Основным моментом собственно заключения брака, рождавшим все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера, признавался увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры только символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями наступления брачных связей. Омельченко О. Указ. соч. с. 135. С развитием права шел процесс отмирания или ослабления роли старых форм заключения брака. Параллельно ему происходило утверждение неформального совершения брака путем простого соглашения, за которым должно было, однако, необходимо следовать deductio feminae in domum nuptias.

Брак признавался ничтожным: между родственниками по прямой линии, а также между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к общему предку в первой степени родства. Аналогичные правила применялись и к свойственникам. Помимо изложенных условий законности брака предъявлялись еще некоторые специфические требования. К примеру, провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции. Новицкий И. Б. Указ соч. с. 65.

Прекращался брак, заключенный по всем правовым требованиям, также только по правовым основаниям. Таковыми являлись:

Смерть супруга

Заявление об отказе от брачного союза - развод

Утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением его сословного положения, тем более - утратой свободы, или изменением гражданства.

Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов (divortium), так и по одностороннему заявлению отказа от брачной жизни (repudium). Свобода развода была одним из начал римского брачного права. И, не смотря на множество разводов в конце периода республики и в период империи, не смотря на то, что разводы противоречили учению христианской церкви о браке, свобода развода никогда не была ни отменена, ни даже ограничена, если не считать ряда имущественных последствий для супруга, по инициативе или по вине которого брак был прекращен разводом.

18. Брак. Понятие и виды

Брак - союз мужчины и женщины. Он определяет правовое положение детей, рожденных в браке (или до него), а также имущественные отношения супругов и их наследственные права.

При заключении брака на супругов возлагаются определенные обязанности. Так, муж и жена должны соблюдать верность друг другу; жена должна жить вместе с мужем и получить его сословие и звание; супруги не могут предъявлять иск друг к другу и пр.

Правильный брак - союз мужчины и женщины одного правового качества. Указанный брак заключался в специальных, признанных законами формах и порождал все соответствующие последствия для супругов.

Неправильный брак - союз мужчины и женщины разного права (между гражданином Рима и женщиной другого гражданства, между перегринами и т. п.). Данный брак порождал все правовые последствия для мужа и жены, но не в соответствии с предписаниями цивильного права.

Характерными чертами брака признавались:

1) взаимность: в брак вступали два партнера, однако их безусловное равенство не являлось обязательным условием;

2) согласие партнера;

3) наличие половой связи между партнерами в браке;

4) желание партнеров заключить брачный союз;

5) совместная жизнь супругов.

Отсутствие одного из условий ставило под сомнение правовой смысл брачного союза.

От брака отличался конкубинат - разрешенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины, которое не являлось законным браком.

Формы римского брака:

1) брак с властью мужа (cum manu) - жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если муж был подвластным лицом. Данная форма брака имеет древнее происхождение. В результате заключения брака с властью мужа жена полностью находилась под властью мужа или домовладыки. Многие историки полагают, что данный брак возник на основе купли-продажи женщины из другого рода, а равно ее похищения. Муж в отношении жены имеет те же права, что и на детей. В том случае, если жена приносила в новую семью какое-либо имущество, оно становилось собственностью мужа. Супруг был вправе отдать жену в кабалу, наказать ее смертью и пр.

2) брак без власти мужа (sine manu) - жена либо оставалась под властью прежнего домовладыки, либо была самостоятельным лицом. Это наиболее поздний вид брака. Указанный вид брака необходимо было ежегодно возобновлять. После того как жена проживет с мужем один год, она подпадает под его власть (по давности). Не желая этого, жена должна ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи, что будет являться перерывом в их годичных отношениях.

В римском праве существовало три способа установления брака: религиозный обряд, светская форма брака и приобретательная давность.

Из книги Уголовно-процессуальное право автора Невская Марина Александровна

7. Понятие подсудности и ее виды Подсудность – распределение между судами дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, т. е. установление конкретного суда, который должен разрешить данное дело.Подсудностью признается совокупность юридических свойств уголовного

Из книги Я требую развода и раздела имущества автора Дубровская Ирина

1. Брак, развод: понятие, требования В жизни почти каждого человека рано или поздно наступает момент, когда он связывает свою жизнь с другим, мужчиной или женщиной. Большая часть из сложившихся пар регистрируют свои отношения в государственном учреждении. В результате

Из книги Гражданский процесс автора Черникова Ольга Сергеевна

6.1. Понятие и виды Судебные расходы можно рассматривать в узком и в широком смысле. В широком смысле они представляют собой материальные средства, необходимые для функционирования системы правосудия. Данные средства могут быть получены только из двух источников:

Из книги Прокурорский надзор: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Шпаргалка по римскому праву автора Исайчева Елена Андреевна

28. Брак. Понятие, сущность, виды Брак (matrimonium) - «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого нрава» (Модестин).Как проявление требований «человеческого права» брачный союз подчиняется установлениям гражданского права

Из книги Конспект лекций по правоведению автора Аблёзгова Олеся Викторовна

82. Деликты (понятие публичных и частных деликтов, элементы и виды частных деликтов) и квазиделикты (понятие, виды, общая характеристика) Деликт (delictum) - причинение вреда отдельному лицу, его семье или имуществу вследствие прямого или косвенного нарушения прав этого лица

Из книги Гражданско-процессуальное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

7.4 Понятие и виды наказания Наказание является мерой государственного принуждения, применяемой к виновному в совершении преступления лицу по приговору суда. Принуждение выступает средством обеспечения соблюдения норм уголовного права и обеспечивается силой

Из книги Коммерческое право автора Голованов Николай Михайлович

32. Понятие и виды третьих лиц Кроме истца и ответчика в гражданском процессе могут участвовать так называемые третьи лица – субъекты гражданских процессуальных правоотношений, вступающие в возбужденное гражданское дело на стороне истца или ответчика или для защиты

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

145. Понятие и виды цен Цена – это денежное выражение стоимости товара.В зависимости от того, как определяются цены, они подразделяются на свободные и регулируемые.Свободная цена складывается на рынке под влиянием спроса и предложения. Она не регулируется государством –

Из книги Экзамен на адвоката автора

Из книги Обзор истории русского права автора Владимирский-Буданов Михаил Флегонтович

Вопрос 136. Конституционное право работников на отдых и гарантии его реализации. Понятие и виды времени отдыха. Право на ежегодный основной отпуск и его виды. Отпуск без сохранения заработной платы. Конституционное право работников на отдых гарантируется ч. 5 ст. 37

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

Вопрос 138. Понятие и виды дисциплинарной ответственности работников. Виды дисциплинарных взысканий, основания, порядок их применения и снятия. Особенности рассмотрения и разрешения трудовых споров о снятии (признании незаконными) дисциплинарных

Из книги автора

Вопрос 151. Брак. Понятие, порядок и условия заключения. Действующий в настоящее время СК не содержит определения понятия «брак». С точки зрения науки семейного права «брак – это добровольный, равноправный, моногамный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением

Из книги автора

Вопрос 301. Понятие, содержание, формы и значение вины в уголовном праве. Умысел и его виды. Неосторожность и ее виды. В соответствии со ст. 5 УК (принцип вины) лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие

Из книги автора

Из книги автора

Понятие и виды юридических лиц Признаки юридического лица (ст. 48 ГК РФ):? организационное единство: наличие структуры;? обособленное имущество, закрепленное за ним либо на праве собственности, либо на ином вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления);?

союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права (D.23.2.1);

союз мужчины и женщины, имеющий целью совместную жизнь ( 1 . 1 . 9 . 1 ).

Очевидно, что христианское, а следовательно, и европейское понимание брака, несмотря на все проклятия христиан в адрес Рима, основывается на римском праве.

II. В римском праве впервые в истории юриспруденции были детальным образом регламентированы условия, которые необходимо было соблюдать при вступлении в брак. В противном случае брак считался ничтожным. Основными условиями действительности брака было ледующее.

1. Согласие лиц, вступающих в брак и их родителей. Согласие родителей было обязательным, однако они не могли отказывать без должного и справедливого основания:

Те, которые несправедливо запрещают своим детям, находящимся в их власти, жениться или выходить замуж... принуждаются проконсулами и наместниками провинций женить и выдавать своих детей (D.23.2.19 ).

  • 2. Вступающие в брак должны были иметь status libertatis. Браки с рабами были недействительны.
  • 3. Достижение брачного возраста. Девушки - 12 лет, юноши - 14.
  • 4. Серьезность намерений и желание лиц вступить брак, понимаемое прежде всего как стремление иметь семью и детей.

Поэтому ни при каких условиях не может быть признан фиктивный брак.

  • 5. Отсутствие родственной или тесной человеческой связи. Брак не мог быть заключен между:
  • 1) родственниками по прямой и по боковой линиям 1 ;
  • 2) усыновителями и усыновленными, с мачехой, падчерицей, тещей и невесткой;
  • 3) с лицами, между которыми существует свойство, например, «между мной и невестой моего отца», однако «я могу жениться на дочери сестры по усыновлению» (D.23.2.12).
  • 6. Физическое и психическое здоровье вступающих в брак. Не могли вступать в брак, в частности, безумные, скопцы.
  • 7. Отсутствие внешней зависимости между брачующимися, например между опекуном и подопечной, а также, «если кто- либо занимает должность в провинции, то он не может вступить в брак с женщиной, происходящей из этой провинции или имеющей там местожительство» (D.23.2.38).
  • 8. Брак должен соответствовать добрым нравам, поскольку нужно:

Принимать во внимание не только то, что дозволено, но и то, что соответствует чести. Не будет брака, если дочь, внучка или правнуч-

ка сенатора выйдет замуж за вольноотпущенника или за лицо, служащее для забавы других (актер) (D.23.2.42. § 1). Если кто-либо, состоящий в сенаторском сословии, будет иметь женой вольноотпущенницу, то хотя она не является его женой, но если он утратит (сенаторское ) достоинство, то она станет его женой (D.23.2.27 ).

III. Принципиальное отличие римского брака от брака других античных народов состояло в том, что было два вида брака. Брак мог быть заключен либо с властью мужа, так называемый cum manu mariti (кум ману марити), либо без власти мужа - sine manu mariti (сине ману марити).

В браке cum manu жена полностью переходила во власть мужа, который приобретал относительно нее право «жизни и смерти». Жена, таким образом, уподоблялась дочери. Кроме того, она фактически утрачивала всякую юридическую связь со своим родом и семьей.

Это, безусловно, делало подобный брак крайне обременительным как для будущей жены, так и для ее родителей. Однако только дети от брака cum manu могли занимать высшие должности в религиозной иерархии. Особенно это относится к девушкам, которым в подобной ситуации открывался путь к обязанностям жриц, а значит, к почету и уважению, в аристократическую и правящую элиту.

Брак sine manu, в отличие от cum manu, предполагал сохранение самостоятельности жены и ее юридических связей со своей семьей и близкими. Жена, насколько это было предусмотрено для женщин, сохраняла свою юридическую самостоятельность и дееспособность.

IV. Браки с властью и без власти мужа имели разные способы заключения.

А. Брак cum manu заключался при помощи следующих способов.

  • 1. Usus (узус, пользование) - фактическое сожительство мужа и жены в течение года, но при условии, что подобное сожительство было непрерывным. Как только истекал год совместной жизни, жена «избавлялась» от власти pater familias и переходила под власть мужа.
  • 2. Совершение священного (религиозного) обряда конфареацио (confarreatio), в котором помимо брачующихся и их родителей обязательно должны были участвовать десять свидетелей и жрецы-фламины. Брачная церемония предполагала вкушение вступающими в брак хлеба из полбы (panis farreus) и произнесения специальных словесных формул.
  • 3. Символическая покупка (coemptio) женихом невесты посредством манципации (§ 52, IV).

В. Брак sine manu устанавливался достаточно просто и без всяких обременений при помощи пользования (usus). Но, в отличие от пользования брака cum manu, сожительство мужа и жены в течение года должно было быть прервано на три ночи : жена не должна была ночевать в доме мужа. Считалось, что она возвращается в дом отца, тем самым подтверждая его власть над собой и не давая возникнуть власти мужа.

V. Брак, заключенный любым из рассмотренных способов, являлся законным. Потомство, рожденное в любом из них, считалось законнорожденным, наследующим римскую правоспособность с момента рождения.

Браку, как правило, предшествовала спонсалия (сговор) - «предложение и обещание будущего брака» (D.23.1.1).

Спонсалию нередко называют и сравнивают с современной помолвкой жениха и невесты. Это не совсем точно, так как в современном праве помолвка не является юридическим фактом, она не порождает юридических последствий. Спонсалия же - это не что иное, как вербальное обязательство. Отсюда и участники именуются как стороны в обязательственном соглашении - контрагентами, а также значение приобретает характер выражения воли сторон:

Сговор, как и брак, совершается в силу согласия контрагентов, и поэтому нужно, чтобы дочь семейства выразила свое согласие как при совершении брака, так и при разводе, но дочь, которая не противится воле отца, считается давшей согласие (D.23.1.11-12 ).

VI. Среди целей, преследуемых спонсалией, было обсуждение размеров и содержания имущественного предоставления со стороны жены - приданое (dos) и жениха - предбрачный дар (donatio propter nuptias).

Приданное и предбрачные дары характерны для всех народов, но только римляне придали им правовой статус. В Дигестах правовому статусу приданного и предбрачного дара посвящено несколько специальных титулов 1 , которые подробно определяют их статус, порядок распоряжения, а также в случае необходимости и возращение.

Предбрачный дар - это не столько имущественное предоставление, сколько дань уважения родителям невесты, а также незначительная имущественная компенсация, в случае если брак был с властью мужа. В случае вдовства или развода по вине мужа предбрачный дар переходил к бывшей супруге.

Предоставление приданного рассматривалось, без какого-либо преувеличения, как дело государственной важности:

Для государства важно, чтобы женщины имели приданное в полном порядке, с тем чтобы они могли выходить замуж (D.23.3.2 ).

Наличие приданного означало, во-первых, определенную экономическую независимость и самостоятельность жены, во-вторых, являлось фактически имущественной гарантией и обеспечением прочности брака, определяя еще одну ключевую особенность римской семьи (§ 27).

VII. Характерной особенностью римского брака была невиданная простота его прекращения. В чем-то даже более простая, чем в большинстве современных стран мира. Помимо не зависящих от воли сторон обстоятельств (а) смерть, Ь) плен 1 , с) рабство, е) умаление правоспособности), брак прекращался при помощи развода.

Развод был возможен как по обоюдному согласию супругов (divortium), так и в результате желания одного из них (repudium). Ограничения были связаны только с браком cum manu: брак мог быть расторгнут только по воле мужа и только в форме, противоположной уже заключенной: confarreatio - diffareatio, coemptio - remancipatio.

Согласно Гаю, развод сопровождался словами: а) уходящей жены в адрес мужа: «Имей у себя твои вещи (твои вещи тебе - я ухожу)» и Ь) словами мужа: «Возьми с собой твои вещи (я изгоняю тебя)»:

Слово «развод » происходит от различия или того, что прекращающие брак расходятся в разные стороны... Установлено, что и при расторжении сговора может иметь место отказ; в этом деле принято такое выражение: «Яне следую твоей участи». Не имеет никакого значения, делается ли заявление самому присутствующему (супругу) или (заявление делается) посредством лица, состоящего под властью (супруга), или лица, в чьей власти состоит супруг (D.24.2.2 ).

Если в разводе был виновен муж, то в пользу жены он терял предбрачный дар; если жена, то муж мог рассчитывать оставить себе имущество из приданного, но только частично.

Количество повторных браков не регламентировалось. Единственное, что считалось обязательным, - траур вдовы (10 месяцев).

VIII. В правление императора Августа была предпринята попытка серьезно ограничить процедуру развода. Были установлены наказания за измену супругов (adulterium) и за разврат. В частности, интересен тот факт, что Август наказал за разврат собственную дочь и внучку.

Законодательство Августа впервые в истории устанавливало ответственность за бездетность (могли получить только часть наследства) и безбрачие (лишение наследства). Были предусмотрены льготы тем, кто имел трех и более детей 1 .

IX. Помимо брака римское право признавало так называемый конкубинат - законное сожительство. Конкубинат в современном понимании весьма близок к понятию гражданского брака: стороны состоят в длительном незарегистрированном сожительстве, при этом никто из них не состоит в другом зарегистрированном браке.

Главное отличие конкубината от брака, и прежде всего брака, заключенного посредством usus, - это отсутствие намерения у сторон заключить брак.

Как правило, конкубинат существовал между лицами разного социального положения, например сенатором и вольноотпущенницей.

Конкубина имела статус сожительницы. Это означало, что она не является частью семьи мужа, не может требовать его официальной защиты. Дети, рожденные в конкубинате, считались незаконнорожденными.

X. Отдельную категорию составляли отношения, связанные с адюльтером (adulterium) - сожительство мужчины с замужней женщиной. Дети от подобного сожительства являлись незаконнорожденными и составляли особую категорию - спурии.

Сожительство мужчины с незамужней женщиной называлось ступрум (stuprum); дети от подобного сожительства также назывались спуриями.

  • «Дозволено брать жену из третьей степени родства, но, однако, только дочь брата,а не дочь сестры, или сестру матери, хотя они и относятся к той же степени родства»(Ulp.5.6).
  • Книга 23, титулы 3-5; Книга 25, титул 1.
  • «Жены лиц, попавших во власть врагов, могут рассматриваться как занимающиеположение замужних в силу одного того, что они не могут по своему произволу выйтизамуж за других. И следует дать общее определение: пока известно, что находящийсяв плену муж жив, его жене не дозволяется другое супружест-во, разве что сами женщины предпочли дать причину для заявления о прекращении брака. Если же не из-вестно,находится ли в живых (муж), удерживаемый врагами, или же его уже настигла смерть,то по истече-нии пятилетия со времени его пленения женщине дозволяется вступитьв другое супружество, но с тем, од-нако, что первый брак рассматривается как расторгнутый с хорошими чувствами и каждый (из бывших суп-ругов) сохраняет свое право безвсякого ущемления; такое же право следует соблюдать, если муж живет в (своей) общине,а жена захвачена в плен» (D.24.2.6).

Не всякая семья, не всякие родственного характера отношения мужчины и женщины признавались по римскому праву браком, рождающим правовые последствия и связанным с признаваемыми законом взаимоотношениями участников этого союзаОмельченко О. Римское право. - gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo - Библиотека Гумер - Право и Юриспруденция.

Вплоть до Юстиниана (Флавий Пётр Саввамтий Юстиниан - император Византии - Восточной Римской империи) римское семейное право различало matrimonium iustum, или matrimonium iuris civilis? - законный римский брак (между лицами, имеющими ius conubii - право вступать в законный брак), и matrimonium iuris gentium между лицами, не имеющими ius conubii. От брака следует отличать конкубинат - дозволенное законом постоянное (но не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подлежали отцовской власти Новицкий И. Б. Римское право. Учебник, 2-ое изд. - М.: КНОРУС, 2012. - С. 85..

Несмотря на моногамный характер римской семьи, в период республики мужчина мог наряду с matrimonium (законным браком) с одной женщиной состоять в конкубинате с другой. Но любое сожительство женщины с другим мужчиной, за исключением мужа, давало право мужу (в древнереспубликанском праве) убить свою жену.

В доюстинюанском праве различали два вида брака cum manu (кум манну) и sine manu (син манну). Эти браки совершались в различных формах и порождали разные по содержанию имущественные и личные отношения между супругами, неординарное положение матери в отношении своих детей, а также эти виды брака прекращались в разном порядке.

Итак, рассмотрим каждый их этих браков.

Брак cum manu - это брак с властью мужа. В этом браке женщина, становилась агнаткой мужу и его семье (при этом она становилась юридически чужой своей прежней семье) и полностью попадала под власть мужа или его домовладыки, если муж был подвластным лицом. Муж получал полную власть над женой. Женщина в этом браке не могла иметь имущества, оно переходило мужу или домовладыке. Возможности женщины были ограничены, фактически она занимала место дочери. Заключение такого брака сопровождалось религиозным обрядом. Брак cum manu был со строгими формальностями, и требовать развода в таком браке имел право только муж. Дети от этого брака всегда находились под властью мужа, а в случае развода всегда следовали за отцом.

Как упоминалось выше, все имущество жены в браке cum manu поступало в полную собственность мужа, оно становилось нераздельно с имуществом, которое принадлежало мужу до брака. Даже в случае прекращения брака, принесенное женой в дом мужа имущество, не возвращалось ей. Жена лишь получала известную долю в порядке наследования в случае смерти мужа.

Что касается приданого, то - это вещи или другие части имущества, которые предоставлялись мужу женой или ее домовладыкой, для облегчения возможных материальных затруднений семейной жизни.

В период древней республики, когда почти все браки являлись браками cum manu, не было специальной регламентации правового положения приданого. Поэтому, если особого соглашения по вопросу приданого заключено не было, то приданое не выделялось из общего имущества жены, которое она приносила в дом мужа при заключении брака. Приданое полностью поступало в собственность мужа.

Столь бесправное положение жены смягчалось римскими обычаями и традициями в области семейных отношений. Например, обычаи обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав совета родственников по этому вопросу.

В браке cum manu первоначально власть мужа была неограниченной, но по мере развития хозяйственной жизни и на ее основе общего культурного развития власть мужа была введена в известные рамки, например, отпало право убить жену, продать в кабалу и т.д. Но принцип главенства мужа и подчинения жены проводился последовательно в течение всего того времени, пока существовала практика браков cum manu Новицкий И. Б. Римское право. Учебник, 2-ое изд. - М.: КНОРУС, 2012. - С. 87..

Брак sine manu - это брак без власти мужа, так называемый, неформальный брак. Внешне этот вид брака был похож на конкубинат, но, в отличие от последнего, обладал особым намерением вступающих в брак основать римскую семью, иметь и воспитывать детей.

Для заключения этого брака было достаточно простого соглашения между брачующимися мужчиной и женщиной и отведения невесты в дом жениха. При заключении брака sine manu жена оставалась агнаткой своей прежней семье и не имела никакой правовой связи с семьей своего мужа. Женщина могла иметь свое имущество и могла им распоряжаться. Нельзя было только заключать договор-дарение, а все остальные сделки были возможными. Жена получала некоторые права в отношении детей, но дети всегда находились под властью мужа, и также как и в браке cum manu, в случае расторжения брака, дети следовали за отцом.

При браке sine manu имущество супругов оставалось раздельным. Даже простое управление имуществом жены принадлежало мужу при браке sine manu только тогда, когда жена сама передаст ему имущество для этой цели; в таком случае отношения между супругами определялись на основании договора-порученияНовицкий И. Б. Римское право. Учебник, 2-ое изд. - М.: КНОРУС, 2012. - С. 88..

В браке sine manu для приданого, как имущества, которое передавалось мужу, был установлен особый правовой режим. Стало входить в правило при установлении приданого заключать устное соглашение с мужем, по которому муж принимал на себя обязательства вернуть приданое жене в том случае, если брак будет прекращен (вследствие развода или смерти супруга). В том случае, если такое соглашение не было заключено, приданое оставалось в имуществе мужа навсегда. Но все же в силу бытовых воззрений муж считал себя обязанным в завещание оставить приданое в пользу жены. Но если брак sine manu прекращался разводом, то претор стал давать жене иск о частичном возвращении мужем приданого, как штрафа за необоснованный развод.

В классический период приданое получило специальную регламентацию. В течение брака муж являлся полноправным собственником приданого и имел полное право распоряжаться этим имуществом. Но все же муж не мог без согласия жены отчуждать земельные участки, которые были принесены в приданое. В том случае, когда брак прекращался разводом или смертью мужа, приданое возвращалось жене в полном объеме. Но если брак был прекращен смертью жены, то муж имел право удержать известную долю приданого на содержание оставшихся при нем детей, на покрытие издержек, понесенных на поддержание имущества, входившего в приданое, в качестве штрафа, если развод наступил по вине жены.

В императорский период сложился обычай, по которому, получая приданое, муж со своей стороны делал соответствующий вклад в имущество семьи в качестве дарения в пользу жены. Изначально это дарение имело место до заключения брака, так как договор-дарения между супругами был запрещен. Поэтому такой дар назывался «предбрачным даром». Юстиниан разрешил совершать такое дарение между супругами и во время брака. И это дарение стали называть «дарение ввиду брака» и по размеру это имущество соответствовало приданому. На протяжении всего брака это имущество находилось в собственности мужа, и он мог им управлять, но если брак расторгался по вине мужа, то данное имущество переходило в собственность жены. В случае смерти мужа, как правило, в договоре предусматривалось право жены требовать выдачи ей данного имущества.

Те приобретения, которые делает жена во время брака sine manu, также являются ее имуществом. Однако при возникновении спора между мужем и женой по вопросу права собственности относительно каких-либо вещей, применялась презумпция, что каждая вещь принадлежит мужу, до тех пор пока жена не докажет, что право собственности на данную вещь принадлежит ей.

Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно, так как по истечении года этот брак все же мог переходить в брак cum manu. То есть прожив в течении года в доме мужа, жена автоматически попадала под его власть. Еще Законы XII таблиц допускали установление брака cum manu путем своеобразной «приобретательной давности» - истечением года непрерывной совместной жизни супругов. Но все же Законами XII таблиц было определено, что если женщина не желает установления над собой власти мужа (брака cum manu) фактом давности совместного с ней сожительства, то она должна ежегодно покидать дом мужа на три ночи, прерывая таким образом «давность», в силу которой бы возникла бы потом власть мужа над женой.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что ежегодно отлучаясь из дома мужа на три ночи, жена может превратить брак на все время его существования в брак sine manu.

Все указанное позволяет сказать, что признание брака sine manu находит себе выражение уже в Законах XII таблиц Римское частное право. Под ред. Новицкого И. Б., Перетерского И. С. - М.: Юристъ, 1997. - С. 128..

Брак sine manu мог быть расторгнут не только по соглашению супругов, но и по свободному волеизъявлению одной из сторон.

Основные начала брака sine manu и, в частности, свобода развода, оказали негативное воздействие на жизнь римского общества в последние годы республиканского периода и в начале принципата.

Стремясь парализовать неустойчивость брачных отношений и особенно злоупотребление свободой развода, Август (Октавиан Август (с рождения Гай Октавий Фурин) - 63 г. до н.э.1-14 г. н.э. Римский император с 27 г. до н.э.) внес ряд значительных изменений в семейное римское право. Он установил уголовную ответственность за нарушение супружеской верности (при этом карались не только виновные, но и попустители, к числу которых относили отца и мужа виновной жены, не возбудивших против нее обвинения). Стоит отметить, что виновницей супружеской неверности всегда считалась жена. Также были введены некоторые имущественные ограничения для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей. Таким образом, граждане, которые не состояли в браке, не могли получать имущества по завещаниям, а те, которые состоят в браки, но являются, бездетными могут получать всего лишь половину того, что им завещано.

При этом понятие бездетности является условным и различным для мужчин и для женщин: мужчина не бездетен, если у него один ребенок, женщина - только если у нее трое, а у вольноотпущенниц даже четверо детей Римское частное право. Под ред. Новицкого И. Б., Перетерского И. С. - М.: Юристъ, 1997. - С. 130..

Эти и некоторые другие меры не поколебали основной концепции брака sine manu как свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены.

Кратко рассмотрим, упоминаемый выше, конкубинат. Он не считался браком.

Конкубинат - это дозволенное законом, постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, которое не отвечает требованием законного брака. Он был предназначен не для основания семьи, а с целью удовлетворения полового влечения.

Несмотря на общественное значение, конкубинат не влек за собой никаких правовых последствий. Женщина не разделяла общественного положения сожителя, который одновременно с конкубинатом мог состоять в браке. Дети, рожденные в конкубинате, следовали правовому положению матери.

Во времена принципата правовое понятие конкубината было распространено на все случаи, когда было невозможным супружество из-за социального неравенства. При Юстиниане любое постоянное сожительство с порядочной женщиной считалось браком и, в таком случае, родившийся ребенок занимал положение законного ребенка.

При императоре Августе это сожительство получило санкцию со стороны государственной власти. Закон запрещал браки вольноотпущенниц с сенаторами, с рабынями, с провинциалками, это касалось только представителей римской магистратуры во главе провинции; и некоторыми другими категориями женщин. Поэтому их семейный союз считался конкубинатом Кружалова Л. В. Римское право. - СПб.: Питер, 2006. - С. 88-89..

Порядочная женщина - римская гражданка - также могла стать конкубиной, но следствием этого сожительства было умаление чести. Конкубинат патрона и вольноотпущенницы был более предпочтительней, чем брак, более того, неверность конкубины в этом случае приравнивалась к супружеской измене.

Различие между женой и конкубиной заключалось только в степени почета, который им оказывался. На конкубину в отличие от жены не распространялось правило, что положение мужа возвышает или принижает женщину. Конкубинат отличался от брака намерениями вступающих в союз сторон: если отсутствовала ясно выраженная воля вступить в брак, то этот союз считался конкубинатом. В случае сомнения (брак или конкубинат представляют данный союз) юристы учитывали, что если устанавливалось приданое, то этот союз был браком и то при условии, что женщина считалась добропорядочной римской гражданкой.

Личных и имущественных последствий, к которым приводил брак, в конкубинате не было. Конкубина не следовала состоянию своего сожителя, не было ни приданого, ни дарения по причине брака, разрешались сделки дарения и сожители могли предъявлять штрафные иски друг к другу.

Введение

Глава 1. Понятие семьи и брака по римскому праву

1.2 Условия вступление в брак

1.3 Заключение брака

Глава 2. Виды брака по римскому праву

2.1 Виды брака по римскому праву

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл его «исключительным достижением» римского народа. Отличие римской семьи состояло в том, что на первый план выдвигалась не кровная связь между paterfamilias и его подвластными - связь когнатическая, но связь юридическая - по римской терминологии агнатическая.

Источники дают нам два определения брака. Первое из них принадлежит классическому юристу Модестину; оно помещено в Пандектах Юстиниана L. 1 D. 23, 2. Modestinus. Nuptiae sunt conjunction maris et feminae et consortium omnis vitae, divini et humani juris communication. Второе определение брака дано составителями Институций Юстиниана: пр.1 J. 1? 9 Nuptiae sive matrimonium est viri et mulieris conjunction, individuam consuetudinem vitae contiinens. Оба эти определения гораздо более подходят к древнеримскому браку cum manu, когда жена передавала всё своё имущество мужу, входила в его семью filia loco и получала участие в его sacra, чем к новому, когда по исчезновении manus, жена сохраняла за собою своё отдельное имущество и оставалась членом своей прежней семьи и подвластной своего отца. Individua vitae consuetude и consortium omnis vitae также плохо гармонируют с полной свободой развода, которою в классическую эпоху и позже римское общество пользуется в широких размерах. Все consortium vitae в позднейшем римсом праве ограничивается областью личных отношений между супругами; но и здесь, оно проведено не во всех отношениях.

Изучение римского брачного права и его институтов сохраняет актуальность и по сей день, поскольку современное брачное право европейских стран также основывается, прежде всего на соображениях юридического родства.

Римское брачное право весьма сложно: не всякая семья, не всякие родственного характера отношения мужчины и женщины признавались но римскому праву браком, рождающим правовые последствия и связанным с признаваемыми законом взаимоотношениями участников этого союза.

Неоднозначное правовое происхождение института брака в целом определило сложность его юридической конструкции в римском праве.


Глава 1. Понятие семьи и брака по римскому праву

1.1 Понятие семьи по римскому праву

Семья образуется посредством брака. Классический юрист Модестин определял брак как "союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права". Это идеалистическая трактовка брака не соответствовала реальному положению вещей: даже в классический период женщина была далеко не равноправным товарищем мужа. По мнению О. Омельченко, в этом общем понимании отразилось подчинение регулирования брачно-семейных связей правовым нормам двоякого происхождения: как проявление требований "человеческого права" брачный союз подчиняется установлениям гражданского права, как проявление требований "божественного права" брачный союз должен отвечать высшим предписывающим требованиям морального и религиозного характера, предпосланным человеческому праву.

Вплоть до Юстиниана римское семейное право различало matrimonium iustum, законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii, и matrimonium iuris gentium между лицами, такого права не имеющими. От брака следует отличать конкубинат - дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подпадали под его patria potestas. Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другого.

В доюстиниановом праве различали два вида брака, совершавшегося в разных формах, порождавшего разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов и даже неодинаковое правовое положение матери в отношении детей, и прекращавшегося в разном порядке.

Первым видом был брак cum manu mariti, т. е. брак с мужней властью, в силу которой жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа.

Второй вид брака - sine manu mariti, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. Внешне этот вид брака похож на конкубинат, но, в отличие от последнего, обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть- по давности. Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею. Невозможно дать точный ответ на вопрос, когда и как стал прокладывать себе дорогу свободный брак, когда и как была пробита эта первая и чрезвычайно важная по последствиям брешь в грозной власти paterfamilias. Нет сомнений в том, что было время, когда manus и брак совпадали.

Создавая различный строй отношений между мужем и женой, брак cum manu и брак sine manu резко отличались друг от друга порядком заключения и прекращения. Заключение брака cum manu требовало соблюдения определенных обрядов, это был акт формальный. Заключение брака sine manu было актом неформальным. Данный вид брака рассматривался как некоторое фактическое состояние: с ним связывались определенные юридические последствия. Понятно, что и процедура прекращения браков sine manu и cum manu было была различна. Первый мог быть расторгнут не только по соглашению супругов, но и по свободному волеизъявлению одной из сторон. Развод при браке cum manu мог произойти лишь по инициативе мужа.

Основные начала брака sine manu оказали негативное воздействие на жизнь римского общества. Стремясь парализовать неустойчивость брачных отношений и злоупотреблением свободы развода, Август внес ряд значительных изменений в семейное право. Была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности, введены некоторые имущественные ограничения для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей. Эти и некоторые другие меры не поколебали основной концепции брака sine manu как свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены. Вытеснение древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну из интереснейших черт римского брачного права.

1.2 Условия вступления в брак

Для совершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам.

Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, после некоторых колебаний был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.

Вторым условием было согласие на брак. В древнейшее время это было согласие одного только paterfamilias. Жених выражал свою волю, если он был persona sui iuris нуждалась в согласии опекуна, auctoritas tutoris.

Однако постепенно сложился другой взгляд: для вступления в брак лица aliieni iuris нужно прежде всего его согласие и, наряду с ним, согласие paterfamilias невесты и согласие как paterfamilias жениха, так и лица под, отеческой властью которого жених может оказаться со смертью paterfamilias. Так согласие на брак внука дает не только его paterfamilias,- дед, но и отец, подчиненный patria potestas своего отца, которому сын на вправе навязывать наследников, будущих детей от заключаемого брака. Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агнатической семьи и дает согласие невесте её paterfamilias.

Таким образом, первоначально все положения о согласии на брак исходили из той же идеи власти, на которой покоилась агнатическая семья вообще. Отец давал согласие на брак детей не потому, что он был отцом, а потому что он был paterfamilias, носителем отцовской власти.

Третьим условием вступления в римской брак является наличие у брачующихся ius conubbii. Препятствие вступление в брак за отсутствие этого условия могли возникать либо из принадлежности жениха и невесты к различным слоям общества (позднее сословиям), либо из родственной связи между ними или иногда из других, существовавших между ними отношений. Так, прежде всего до Iex Canuleia (445 г. до н.э.) не допускались браки между патрициями и плебеями. До первого брачного закона Августа, Iex Iulia (18 г. до н.э.), не допускались браки вольноотпущенников со свободнорожденными, а после закона Lulia- слицами сенаторского сословия.

В период стало препятствием к вступлению в брак также и свойство по прямой линии без ограничения степеней, а при христианских императорах- и боковых линиях между зятем и золовкой.

Кроме того, были запрещены браки между опекуном и подопечной, правителем провинции и жительницами последних. Lex Iulia de adulteriis запретила браки между супругом, виновным в прелюбодеянии, и его сообщником.

1.3 Заключение брака в римском праве

Совершению брака обыкновенно предшествовало обручение (sponsalia). В древнейшее время обручение лиц alieni iuris совершалось их patresfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias обоих. Обручение совершалось в форме двух стипуляций (п. 433): по одной- paterfamilias невесты обязывался передать её жениху, а по другой - обязывался принять невесту в качестве жены, а в самое древнее время может быть в форме односторонней стопуляции, по которой только paterfamilias невесты обязывался передать её жениху, не принимавшему на себя никаких обязанностей и имевшему затем право прекратить брак односторонним воле изъявлением.

Брак в Риме заключался неформально: достаточно было выражения согласия брачующихся (несомненно, в презумпции, что все условия законного брака налицо) и отведения невесты в дом жениха. Если брак заключался cum manu mariti, то для установления власти мужа требовалось совершение определенных формальных актов (при этом древнейшее римское право знало три способа установления manus: confarreatio, coemptio, usus).

Основным моментом собственно заключения брака, рождавшим все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера, признавался увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры только символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями наступления брачных связей. С развитием права шел процесс отмирания или ослабления роли старых форм заключения брака. Параллельно ему происходило утверждение неформального совершения брака путем простого соглашения, за которым должно было, однако, необходимо следовать deductio feminae in domum nuptias.

Способы установления manus.

Древнейшие римское право знало три способа установления manus, неразрывная в то время с браком: а) confarreatio, б) coёmptio, в) usus.

1) Confarreatio, которую ряд историков считает патрицианской формой совершения брака, по взгляду некоторых (Жирар, Пост) никогда не ставшей доступной плебеям, была религиозным обрядом. Название обряда произошло от panis farreus, особого хлеба, который во время брачной церемонии вкушали брачующихся. А затем приносили в жертву Юпитеру. Церемония совершалась certis verbis в присутствии жрецов- pontifex maximus и flamen Dialis и 10 свидетелей, представлявших, быть может. Древнейшие 10 курий (данной трибы). Только человек. Рождённый от брака. Заключенного рег confarreationem, и состоящий в таком браке. Мог занимать должности rex sacrorum и flamen Dialis.

2) Coёmptio является светской и. как думают, преимущественно плебейской формой брака. Эта « воображаемая» покупка жены мужем была. Вероятно. Пережитком подлинной купли. Она производилась в тех же формах, в каких покупались наиболее ценные вещи_ а именно земля и рабы, и устанавливались права на лиц in mancipio, а именно в форме mancipatio. Правда, слова, которые при этом произносятся, отличны от слов. Произносимых при покупке в собственном смысле, однако, в остальном это по форме купля. По описанию, которое даёт этой форме заключения брака Гай, а также по отдельным замечаниям Цицерона и других писателей, coёmptio представляет так:

В присутствии пяти свидетелей и весовщика. Libripens, которые участвовали во всякой mancipatio (п. 196), а также paterfamilias невесты, а равно и жениха, если он persona alieni iuris, жених спрашивает невесту: an tu mihi materfamilias esse veils и, получив утвердительный ответ, сам отвечал установленными словами на соответствующий её вопрос, также заданный в точно определённых словах. Ответ невесты, видимо, гласил: ubi tu Gaius, ibi ego Gaia (Cicero, Pro Murena. 12.27). Затем жених произносил слова, установленные для совершения всякой купли путём mancipatio и передавал paterfamilias невесты, в виде покупной цены, слиток металла, якобы взвешенный весовщиком.

3) Usus представляла собою своеобразное применение института приобретательной давности к области брачных отношений.

Из этих трёх форм заключения брака раньше других отпал usus. Если usus ещё существовал во времена Цицерона, то Гай уже говорит о нём как о форме, отчасти отмененной законом, отчасти просто забытой. По- видимому, в начале I в. н.э. редко встречались уже и браки per confarreationem. По крайней мере Гай, а также Тацит сообщают, что в 23г. н.э. был издан закон, в силу которого, в целях поощрения браков per confarreationem, с ними стала связываться не светская, а только религиозная manus (единство культа), которой достаточно было для того, чтобы лица, происшедшие от такого брака, могли быть верховными жрецами (Tacitus, Annales. 4. 16). Однако, с таким ограниченным кругом действия confarreatio продолжала существовать до падения язычества.

Coёmpptio, видимо, существовала ещё во времена Гая (1. 113. 114). Менее достоверно, чтобы её считали действующим институтом юристы III века, несмотря на упоминания о ней Папиниана и Павла (Жирар).

Параллельно с отмиранием или ослаблением роли старых форм заключения брака шел процесс утверждения неформального совершения брака путём простого соглашении брачующихся (consensus facit nuptias- брак совершается соглашением) (D. 35.1. 15), за которым должно было, однако. Необходимо следовать deduction feminae in domum mariti. Поэтому и указывал: vir absens nubere potest, femina absens nubere non potest (Sent. 2. 19. 8).


1.4 Обстоятельства, прекращающие брак

Брак признавался ничтожным: между родственниками по прямой линии, а также между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к общему предку в первой степени родства. Аналогичные правила применялись и к свойственникам. Помимо изложенных условий законности брака предъявлялись еще некоторые специфические требования. К примеру, провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции.

Прекращался брак, заключенный по всем правовым требованиям, также только по правовым основаниям. Таким образом, кроме смерти одного из супругов, брак прекращался:

1) Capitis deminutio maxima одного из супругов, т.е. обращением его в рабство, ибо у рабов не было ius conubii. При этом, если взятый в плен и обращенный в рабство супруг возвращался затем в Рим, то в силу postliminium (п. 108) считалось, что manus никогда не прекращалась. Брак же sine manu, как некоторая только фактическая, но не юридическая связь, считался прекращенным, ибо postliminium применялся к res iuris; однако брак считался продолжавшимся все время, если оба супруга были вместе в плену.

2) Capitis deminutio media, т.е утратой права гражданства, ибо неграждане, кроме latini veteres, также не имели ius conubii.

3) Capitis deminutio minima, т.е. изменением семейного состояния одного из супругов, которое устанавливало такую степень агнатического родства его с другим супругом, при которой вступление в брак было бы невозможно, например, paterfamilias усыновлял мужа свой дочери, не освободив её предварительно от patria potestas.

4) По воле мужа или его paterfamilias в браке cum manu; по воле мужа или жены, либо по их соглашению в браке sine manu.

Брак sine manu мог быть прекращен волеизъявлением одного из тех лиц, согласие которых требовалось для совершения брака (п. 139). Свобода развода была, как уже сказано, одним из основных начал римского брачного права. И, несмотря на множеств и разводов в конце периода республики и в период империи, несмотря на то, что разводы противоречили учению христианской церкви о брке, свобода развода никогда не была ни отменена, ни даже ограничина, если не считать невыгодных имущественных последствий развода для супруга, по инициативе или по вине которого брак прекращен разводом.

Вступление во второй брак после прекращения первого не встречало ни в период республики, ни в период принципата никаких ограничений.

Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов (divortium), так и по одностороннему заявлению отказа от брачной жизни (repudium). Свобода развода была одним из начал римского брачного права. И, не смотря на множество разводов в конце периода республики и в период империи, не смотря на то, что разводы противоречили учению христианской церкви о браке, свобода развода никогда не была ни отменена, ни даже ограничена, если не считать ряда имущественных последствий для супруга, по инициативе или по вине которого брак был прекращен разводом.

Глава 2. Виды брака по римскому праву

брак римский право развод

2.1 Виды брака по римскому праву

Вплоть до Юстиниана римское семейное право различало matrimonium iustum, законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii, и matrimonium iuris gentium между лицами, такого права не имеющими. От брака следует отличать конкубинат - дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подпадали под его patria potestas. Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой. В доюстиниановом праве различали два вида брака, совершавшегося в разных формах, порождавшего разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов и даже неодинаковое правовое положение матери в отношении детей, и прекращавшегося в разном порядке. Первым видом был брак cum manu mariti, т. е. брак с мужней властью, в силу которой жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа.

Второй вид брака - sine manu mariti, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыки либо была самостоятельным лицом. Внешне этот вид брака похож на конкубинат, но, в отличие от последнего, обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть - по давности. Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею. Невозможно дать точный ответ на вопрос, когда и как стал прокладывать себе дорогу свободный брак, когда и как была пробита эта первая и чрезвычайно важная по последствиям брешь в грозном здании власти paterfamilias. Нет сомнений в том, что было время, когда manus и брак совпадали. Создавая различный строй отношений между мужем и женой, брак cum manu и брак sine manu резко отличались друг от друга порядком заключения и прекращения. Заключение брака cum manu требовало соблюдения определенных обрядов, это был акт формальный. Заключение брака sine manu было актом неформальным. Данный вид брака рассматривался как некоторое фактическое состояние: с ним связывались определенные юридические последствия. Понятно, что и процедура прекращения браков sine manu и cum manu было была различна. Первый мог быть расторгнут не только по соглашению супругов, но и по свободному волеизъявлению одной из сторон. Развод при браке cum manu мог произойти лишь по инициативе мужа.

Основные начала брака sine manu оказали негативное воздействие на жизнь римского общества. Стремясь парализовать неустойчивость брачных отношений и злоупотреблением свободы развода, Август внес ряд значительных изменений в семейное право. Была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности, введены некоторые имущественные ограничения для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей. Эти и некоторые другие меры не поколебали основной концепции брака sine manu как свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены. Вытеснение древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну из интереснейших черт римского брачного права2.1.Субъект семейных правоотношений.

Действительный брачный союз предполагал взаимные права и обязанности супругов как личного, так и имущественного характера. Неравенство партнеров внутри римского брака выражалось в том, что на жену приходилось по преимуществу требования обязательного характера, тогда как мужу предоставлялись значительные права в отношении жены.

Личные и имущественные отношения между супругами были глубоко различны в браке cum manu и sine manu.

В браке cum manu жена, став юридически чужой своей старой семье, подчинена власти мужа, которая в принципе не отличается от patria potestas отца над своими детьми. Муж может истребовать покинувшую дом жену при помощи иска, подобного виндикации. Он может продать ее в кабалу, вправе наложить на нее любое наказание вплоть до лишения е жизни. Так же, как рабы и дети, жена лишена правоспособности в области имущественных отношений. Все имущество жены и ее, условно, рабочая сила с абсолютностью переходили к мужу, становились в момент заключения брака достоянием мужа. Все, чем она будет обладать за время брака, принадлежит мужу. Столь бесправное положение жены смягчалось римскими обычаями и традициями в области семейных отношений. Например, обычаи обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав совета родственников по этому вопросу.

Брак sine manu не менял юридического положения жены. Она остается in patria potestate, если была подчинена отцовской власти до брака. В случае, если она была до вступления в брак persona sui iuris, то и после брака она остается лицом своего права. Понятно, что и имущество, принадлежащее ей до брака, если она была persona sui iuris, остается ее имуществом, а все, что она приобретает в браке, принадлежит ей самой. То есть в браке sine manu действовал принцип раздельности имуществ. Издержки совместной жизни ложатся на мужа, но он вправе распоряжаться доходом, который приносит имущество жены. Однако муж не имел права отчуждать это имущество без специального разрешения супруги (видимо, в случае, если она- persona sui iuris) или ее прежнего домовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявить мужу требования о восстановлении имущества, но даже иски по поводу злоупотреблений в управлении им. Жена вправе вступить с мужем в любую имущественную сделку. Воспрещены были лишь дарения между супругами. Как не обладающая ius commercii, она не могла самостоятельно распоряжаться своим имуществом в хозяйственном отношении. За женой сохранялось пассивное право выступать участницей цивильного оборота. Ответственность возлагалась на супругов раздельно, за исключением случаев конфискации имущества по уголовным преступлениям. Заметим, что с течением времени эта полная юридическая разобщенность супругов в браке sine manu начинает смягчаться как в личных, так и имущественных отношениях.

Независимо от формы брака на особом правовом положении находились две категории брачных имуществ: приданное (dos) и брачные дары (dos propter nuptias). Там же.

Термином приданное обозначаются вещи или иные части имущества, предоставляемые мужу женой, ее домовладыкой или третьим лицом для облегчения материальных затруднений семейной жизни. В древнереспубликанский период, когда браки почти всегда были cum manu, специальной регламентации правового положения приданного не было. Потому, если не было особого соглашения по этому вопросу, то приданное не выделялось из всего остального имущества, приносимого, женой и поступало в собственность мужа. По мере утверждения браков sine manu для приданного как имущества, передаваемого мужу, был установлен особый правовой режим. Примерно за два века до н. э. стало входить в правило заключать устное соглашение, по которому муж принимал обязательство возвратить приданное в случае прекращения брака.

В классический период приданое получает специальную регламентацию. О. Омельченко утверждает, что существовал особый документ о передаче приданого, который должен был содержать условия и оговорки относительно судьбы приданого при прекращении брака (идет ли оно после смерти жены мужу, после смерти мужа - жене, пределы возможных вычетов из стоимости приданого и т.п.) В случае прекращения брака приданое подлежит возврату. Если при установлении брака было заключено по этому поводу соглашение, на его основе и давался иск о возврате приданого. Это был строгий иск, и муж возвращал приданое, безусловно и в полном объеме. Если специального соглашения не было, претор давал жене иск. Это был иск bonae fidei; он давался жене, но не ее наследникам, и муж имел право удержать известную ему долю на содержание оставшихся при нем детей и прочие нужды.

При Юстиниане привила, о возврате приданого были упрощены через объединение двух ранее названных исков. Теперь независимо от того, было ли заключено соответствующее соглашение, жена и ее наследники получают теперь иск о возвращении приданого, по которому приданое передается полностью, но за вычетом суммы необходимых издержек. Там же.

Брачные дары представляли собой как бы «приданое наоборот», это был подарок жене от мужа соответственно с их общественным положением в ходе заключения брака, которым супруга как бы обеспечивалась на случай вдовства. Делать брачные дары требовали правила общественного приличия, хотя стороны не могли заявлять претензии об отсутствии таковых. Сначала это дарение совершалось до брака (т.к. дарения между супругами запрещались) и поэтому называлось предбрачным даром. Юстиниан разрешил совершать это дарение и во время брака, и оно стало называться donatio propter nuptias. По размеру это имущество соответствовало приданому. В течение брака оно оставалось в собственности и управлении мужа; в случае расторжения брака по вине мужа оно переходило к жене. В договоре нередко предусматривалось право жены требовать выдачи этого имущества в случае смерти мужа.

Заключение

Проанализировав источники, римского права я сделала вывод, что брак-это «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права». Правильный римский брак (в классическую эпоху) мог заключаться в двух специфических формах: обрядовой (cum manu mariti - или, буквально, «брак с рукой») и неформальной (sine manu mariti - «брак без руки»).

Различия в этих двух формах были существенны для имущественных отношений в семье и для судьбы женщины в случае прекращения брака.

В христианскую эпоху заключение брака стало проходить посредством церковной процедуры, но все другие требования к оформлению брачного союза сохранились.

Прекращался брак, заключенный по всем требованиям права, также только по правовым основаниям. Такими были смерть супруга, заявление об отказе от брачного союза - развод, утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением сословного положения (тем более - утратой свободы) или изменением гражданства. Римский брак допускал развод супругов (в христианскую эпоху развод постепенно был запрещен, а основания к прекращению брака определялись уже в преимущественной степени требованиями церковного права).

Жена в правильном браке следовала сословному и гражданскому положению своего мужа. Ее внутрисемейный статус был подчиненным: она приравнивалась как бы к дочери, а муж приобретал над нею власть домовладыки.

Таким образам, на протяжении веков мы видим, что в праве уделяется внимание вопросам брачно-семейным отношениям, которое регулирует отношение между мужчиной и женщиной. Семейные право является основа государства и призваны защищать его интересы.


Список используемой литературы

1. XII таблиц // Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1996. С. 261 - 272.

2. Институции Гая // Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1996. С. 273 - 281.

3. Хвостов В.М. Система римского права. Учебник- М.: Издательство «Спарк», 1996г. 522с.

4. Омельченко О.А. Римское право: Учебник. Издание второе, исправленное и дополненное - М.: ТОН - Остожье, 2000г.- 208с.

5. Римское частное право / Под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского. М., 1996.