Древнерусская традиция пестования младенцев, актуальная в наши дни. Славянское пестование младенцев

В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…
Пестование - это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. Оказывается, все старославянские “игры для самых маленьких” (типа “сороки-вороны”, “трех колодцев”, “ладушек”) - и не игры вовсе, а лечебные процедуры на базе акупунктуры.

Если вы ребенка просто пеленаете, моете и кормите - это вы за ним ухаживаете.

Если вы говорите при этом нечто вроде: “Ах ты мой сладкий! Давай-ка эту ручку сюда, а вот эту - в рукавчик. А теперь мы наденем памперс” - это вы его воспитываете: ибо человек должен знать, что его любят, с ним общаются и вообще пора когда-нибудь начать разговаривать.

А вот если вы, умывая дитятю, произносите пестушку вроде:

Водичка, водичка,

Умой мое личико -

Чтоб глазки блестели

Чтоб щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Так вот, если вы потчуете ребеночка этими приговорками-пестушками, то вы устанавливаете ритм, включаетесь в общий энергетический поток земли. На земле все подчинено определенным ритмам: дыхание, кровообращение, выработка гормонов… День и ночь, лунные месяцы, приливы и отливы. Каждая клеточка работает в своем ритме. На том, кстати, и строятся заговоры от болезней: ведуны ловят “здоровый ритм” и подстраивают под него больной орган. Так что на каждую болячку - свой стих. Современный городской человек из природных ритмов выбит, он отгораживается от них, а бунтующий организм успокаивает таблетками.

Сорока-ворона

На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти “бабушкины сказки” - не что иное, как массаж в игре.

Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре “Сорока-ворона кашу варила, деток кормила” стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.

На центре ладони - проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массажик. Затем увеличивайте круги - по спирали к внешним контурам ладони: так вы “подгоняете” толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить “варить кашу” надо на слове “кормила”, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от ов).

Дальше - внимание! Все не так просто. Описывая работу “сороки-вороны” на раздаче этой самой каши деткам, не стоит халтурить, указывая легким касанием “этому дала, этому дала…” Каждого “детку”, то есть каждый пальчик вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный - для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного - желудка. Большой палец (которому “не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил - вот тебе!”) не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый “легочный меридиан”. Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует “побить”, чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.

Кстати, эта игра совершенно не противопоказана и взрослым. Только вы уж сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

Ладушки

Хироманты (это люди, которые гадают по ладони) зажатый кулак или большой палец, “запрятанный” в кулаке, считают признаком слабоумия либо полного истощения жизненной энергии. “Потому-то, - говорят они, - у младенцев всегда сжаты кулачки. А по мере того как дитя взрослеет и набирается ума, кулачок раскрывается”. Не исключено, что существует и обратная взаимосвязь. Ведь утверждают же и психологи, и неврологи, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев). Так что вполне вероятно, что, если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начнет работать.

Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности… К собственной ладошке, к голове или к маминой руке. Для того, должно быть, славянские волхвы и придумали игру в “ладушки”.

Ладушки, - говорите вы, - ладушки. - И выпрямляете пальчики малыша на своей ладони.

Где были? У бабушки!- соедините его ручки ладошка к ладошке.

Что ели? Кашку! - хлопнули в ладоши.

Пили простоквашку! - еще раз.

Кыш, полетели, на головку сели! - это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности.

Понятно вам теперь, почему игра называется “ладушки”? Да потому что она налаживает работу детского организма. И, спорим, вы никогда не задумывались о происхождении слова “ладонь”? Центр наладки!

Три колодца

Это, пожалуй, самая забытая из “лечебных игр”. Тем не менее она - самая важная (если, конечно, вы не намерены с детства начать пичкать своего потомка антибиотиками).

Игра строится на “легочном меридиане” - от большого пальца до подмышки. Начинается с поглаживания большого пальца:

Пошел Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы…

Здесь вода холодная, - нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему. Профилактика простуды.

Теперь проведите пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавите на сгиб:

Здесь вода теплая, - мы регулируем работу легких.

Здесь вода горячая…

А тут кипяток! - пощекочите карапуза под мышкой. Он засмеется - а это само по себе хорошее дыхательное упражнение.

Начинайте прямо сейчас. В мерзко-простудную осеннюю погоду такие весьма кстати: и разв , и профилактика от гриппа.

Лучшие образцы фольклора помогают родителям сделать свое с ребенком более насыщенным в эмоциональном и эстетическом плане. Однако сегодня они почти не используются в общении с малышом. Что же скрывается за загадочным понятием «пестовать» малыша? И нужно ли это современным мамам?

Любовь Павлова

Ведущий научный сотрудник центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, кандидат психологических наук

Прибаутки подобны расписным матрешкам или деревянным механическим игрушкам, где все ярко и образно. Все персонажи наделены запоминающимися признаками: у Галки - «синь сарафан», у петушка - «золотой гребешок и шелковая бородушка», курочка - «рябушечка», гуси у бабуси - «один серый, другой белый». Звучные эпитеты и динамичные образы - все наполнено светом и радужным многоцветием: лазоревые цветики, улыбающиеся солнцу, петушок, который «рано встает, голосисто поет», «солнышко-колоконышко», щедро льющее «золото в оконышко» и т.д.:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Щелкова бородушка,

Деткам спать не даешь?

Коза-хлопота

День-деньской занята:

Ей - травы нащипать,

Ей - на речку бежать,

Ей - козляток стеречь,

Малых деток беречь,

Чтобы волк не украл,

Чтоб медведь не задрал,

Чтобы лисонька-лиса

Их с собой не унесла.

Небылицы

Особый вид прибауток - песенки-небылицы и перевертыши, которые помогают малышу понять реальное и фантастическое, укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении мира. В этом высокая педагогическая ценность небылиц.

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Была репа важная,

Дивилась бабушка каждая:

Одним днем

Не обойдешь кругом.

Всей деревней ели

Целую неделю.

Небылицы, в которых реальные связи нарочито смещены, предназначены для детей более старшего возраста, уже имеющих достаточный жизненный опыт, чтобы почувствовать всю парадоксальность описываемой ситуации. Чтение таких стихов способствует развитию свободы мышления, фантазии и, что немаловажно, чувства юмора. Дети раннего возраста (до 3-х лет) воспринимают парадоксы как реальность. Важно, чтобы малыш услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное.

Народное поэтическое слово, адресованное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь к ребенку, нежность, заботу, веру в то, что он растет здоровым и красивым, сильным и умным. В этих произведениях нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что можно без преувеличения назвать фольклор для маленьких средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно и развивающей физически.

Компоненты материнского языка

Период беременности

Младенческий период

1. Доброжелательный «зрительный» контакт (обращенный вовнутрь себя) мысленный разговор с ребенком

1. Доброжелательный зрительный контакт

2. Разговор с ребенком, инициируемый матерью – общение, чтение

3. Разговор с ребенком как реакция на действия ребенка (толкание, шевеление)

3. В режиме диалога точное повторение за ребенком гуканья и гуления, позже лепета как реакция на действия ребенка

Колыбельные

Присказки

Потешки

4. Элементы традиционной культуры:

Колыбельные

Присказки

Потешки

5. Комплекс «Пестование младенцев» (изучаем)

5. Комплекс «Пестование младенцев» (используем)

6. Тактильный контакт:

Прикосновение

Поглаживание

Похлопывание

Надавливание

Обнимание живота

6. Тактильный контакт:

Прикосновение

Поглаживание

Объятия и т.д.

7. Движения:

Хороводы, танцы

7. Движения:

Ношение ребенка на руках и в перевязи в разных позах,

Плавные покачивания в такт колыбельной песне или музыке

Хороводы, танцы

Р а з д е л 1. На усыпление ребенка (после плавания и кормления)

1. Положить ребенка симметрично.

2. Пеленание (некоторым детям облегчает засыпание).

3. Укачивание ребенка на руках, в слинге под пение колыбельной.

4. Положить ребенка в кроватку на бочок, подперев спину валиком.

Присказка на сон «Во городе, во Питере...»

Во городе, во Питере,

построили большой, большой дворец, покрасили.

Прилетела сорока-ворона, села на князек и качается.

Нос отлепит, хвост прилепит,

хвост отлепит, нос прилепит, качается…

Колыбельная «Спи-се со Богом»

Спи-се со Богом, спи со Христом.

Спи со Христом, спи со Ангелом.

Бай, бай, баю, бай.

Успения Мать

Уложи младеня спать.

Уложи младеня спать

На тесову на кровать.

Бай, бай, баю, бай.

Как я байкала, качала

Ко успению завичала.

Бай, бай, баю, бай.

Богородице Мария,

Уложи дитя скорее.

На всю темную ночь,

На весь белый день.

Бай, бай, баю, бай.

Колыбельная «Попугай»

Баю-бай, баю-бай,

Прилетел к нам попугай,

Прилетел к нам попугай,

Говорит Машу (Петю) отдай.

А мы Машу не дадим,

Маша надо нам самим.

Наша девонька (детонька),

Наша маленька.

Ай! Маленька, да хорошенька,

Хорошенька, да коротенька.

Спи-ко детонька ты без байканья,

Спи-ко, маленька,

ты без люльканья,

И спи камешком, а вставай гребешком.

Р а з д е л 2. Утренние процедуры

Умывание.

Водичка, водичка, умой мое личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щеки горели.

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

1. Обращение к ребенку. Ночь прошла, темноту увела.

2. Раздевание. Замолчал сверчок, запел петушок.

3. Берем ребенка на руки Полежим немножко, распахнем окошко,

через поворот. Здравствуй, солнышко, колоколнышко!

4. Туалет - коленно-локтевая поза.

5. Подмывание - поза «футболиста» Вода текучая, дитя растучее,

(подмываем к заднему проходу). С гуся вода, с тебя худоба.

Вода вниз, дитя вверх.

6. Положить младенца на «пеленальный столик» через поворот.

Р а з д е л 3. Материнский массаж

(в любое время: перед кормлением, через 20-30 мин после кормления; целиком или отдельными фрагментами, отдельными упражнениями)

Совсем недавно наткнулась на очень интересный материал в интернете, где рассказывается о пестовании младенца. Сейчас деток воспитывают, учат, развивают, ухаживают за ними, а в старые времена их пестовали.
Многие родители играют со своими крохами в такие игры, как «сорока-ворона», «ладушки», «водичка- водичка, умой мое личико» и т.д. На самом же деле, это не просто игры, которые переходят из поколения в поколение, из века в век, а лечебный массаж, который называется пестование.

Знакомы ли Вам такие пестушки?

Водичка, водичка,
Умой мое личико -
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Потягушки-порастунюшки,
Поперек толстунюшки.
Ноженьки - ходунюшки,
Рученьки - хватунюшки.
В роток - говорок,
А в головку - разумок…

Оказывается, что приговаривая такие пестушки во время ухода и игр с малышом, Вы включаетесь в энергетический поток земли. Каждый орган и каждая клеточка нашего организма работает и живет в своем ритме, а люди современности выбиваются из этих природных ритмов, а заболевший и протестующий организм успокаивает таблетками.

Как известно, на ладонях и стопах есть активные точки, которые проецируют все внутренние органы человека. А игра с пестушками является отличным массажем.

Играя, например, в «Сороку-ворону», мы делает круговые движения пальцем по детской ладошке, и это очень хорошо стимулирует работу желудочно-кишечного тракта. Начинать массаж нужно с центра ладони, затем увеличивать круги по спирали. Затем, когда Вы проговариваете слова: «этому дала, этому дала, а этому не дала» нужно каждый пальчик взять за кончик и слегка сжать его.

Мизинец отвечает за работу сердца, безымянный – за нервную систему и половую сферу, средний – за работу печени, указательный – желудок, а большой палец, которому ничего не досталось, отвечает за голову и так называемый «легочный меридиан», при массаже активизируется деятельность мозга и происходит профилактика респираторных заболеваний.

Игра «ладушки» и вовсе налаживает работу всего организма. Оказывается, что зажатый кулак считается признаком слабоумия или полного истощения энергии. По мере того, как кулачок у крохи раскрывается, он становится умнее и взрослее. Легче всего помогают раскрыться ладони именно прикосновения к круглой поверхности, не зря игра заканчивается словами: «кыш, полетели, на головку сели», когда кроха прикасается ладонями к собственной головке.

А вот самая редкая и забытая – «Три колодца». Она сейчас не заслуженно забыта, но тем не менее очень полезна для здоровья малыша. Игра начинается с большого пальца, который нужно поглаживать со словами: «Пошел Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы»… Далее слегка нужно надавить на запястье, на точку пульса (активизация иммунной систему и профилактика простуды) и продолжать пестование: «Здесь вода холодная»…


Затем проводим по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, куда опять нужно слегка надавить. Это регулирует работу легких. «Здесь вода теплая». Дальше нужно «пройтись» вверх до плечевого сустава. «Здесь вода горячая»… «А тут кипяток!» (пощекотать ребенка под мышкой). Малыш похохочет, что и будет отличным дыхательным упражнением.

В сезон гриппа и простудных заболеваний – это отличная профилактика и укрепление иммунитета. Кстати, такие игры и взрослым будут полезны.

До скорых встреч на страницах блога « »

Познакомьтесь с методикой взятия ребенка на руки, разработанной совместно со специалистами в области лечебной физкультуры и остеопатии. Это техника взятия ребенка через поворот. Ее можно использовать с рождения, но только когда ребенок бодрствует. Спящего ребенка берите аккуратно, поддерживая его под головку и спинку.

Ребенок лежит перед вами на спине. Если он изогнулся в одну из сторон, то приподняв его таз, подравняйте его относительно оси тела. Обхватите его ладонями с двух сторон в области подмышечных впадин. Далее совершите одной рукой (например, правой) накатывание на предплечье второй (левой) вашей руки. При этом правое плечико ребенка оказывается обхваченным большим и указательным пальцем вашей левой руки, а правая ручка располагается сверху вашей левой руки. Накатывая ребенка вы его поднимаете и подкладываете вашу правую руку ему под живот (между ножек). В таком положении ребенок приподнимает голову и с интересом рассматривает все вокруг.

Для того чтобы уложить ребенка из вышеописанной позы, переведите свою правую руку в следующее положение: большой палец проходит между ног ребенка в сторону живота, а остальные четыре пальца кисти ложатся на ягодицы, при этом большой указательный палец обхватывает левый тазобедренный сустав ребенка. Аккуратно положите ребенка на правый бок и перекатите его на спинку. Только после этого вы можете отпустить правый плечевой и левый тазобедренный суставы малыша.

Предложенная методика взятия и укладки ребенка является прекрасной естественной лечебной физкультурой, особенно для детей, имеющих нарушения нервной системы и опорно-двигательного аппарата.

КОМПЛЕКС «ПЕСТОВАНИЕ МЛАДЕНЦЕВ»

(частушки для усыпления, материнский развивающий массаж с пестушками и потешками; вестибулярная гимнастика от 0 до 1,5 лет)

На усыпление ребенка (после плавания и кормления)
1. Положить ребенка симметрично.
2. Пеленание (некоторых детей значительно облегчает засыпание, а также помогает ребенку отличить день от ночи).
3. Укачивание ребенка на руках под пение колыбельной (очень хорошо, если укачивает папа).
4. Положить ребенка в кроватку на бок.

Присказка на сон «Во городе, во Питере»

Во городе, во Питере
Построили большой-большой дворец,
Покрасили.
Прилетела сорока-ворона,
Села на князек, сидит и качается.
Хвост прилепит, нос отлепит.
Нос отлепит, хвост прилепит.
Качается, качается, качается…

Колыбельная «Прилетел к нам попугай»

Баю-бай, баю-бай

Прилетел к нам попугай

Прилетел к нам попугай,

Говорит – «Машу отдай»

А мы Машу не дадим, Маша нам нужна самим:

Любушка да голубушка

Наша девочка, да наша маленькая

Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. Оказывается, все старославянские “игры для самых маленьких” (типа “сороки-вороны”, “трех колодцев”, “ладушек”) — и не игры вовсе,а лечебные процедуры на базе акупунктуры.

Пока в столицах разрабатывают “новоавторские” или заимствуют западные методики, провинция возвращается к истокам. О том, как правильно “пестовать” малышей, чтобы росли здоровыми и сильными, рассказала начальник отдела семейного воспитания самарского центра Елена БАКУЛИНА. То, что хорошо для младенца, иногда может помочь и взрослому. Попробуйте.

Пестование

Если вы ребенка просто пеленаете, моете и кормите — это вы за ним ухаживаете. Если вы говорите при этом нечто вроде: “Ах ты мой сладкий! Давай-ка эту ручку сюда, а вот эту — в рукавчик. А теперь мы наденем памперс” — это вы его воспитываете: ибо человек должен знать, что его любят, с ним общаются и вообще пора когда-нибудь начать разговаривать.


А вот если вы, умывая дитятю, произносите пестушку вроде:

Водичка, водичка,

Умой мое личико —

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

А делая массаж или зарядку, приговариваете:

Потягушки-потягунюшки,

Поперек толстунюшки.

Ноженьки — ходунюшки,

Рученьки — хватунюшки.

В роток — говорок,

А в головку — разумок…

Так вот, если вы пичкаете ребеночка этими приговорками-пестушками, то вы устанавливаете ритм, включаетесь в общий энергетический поток земли. На земле все подчинено определенным ритмам: дыхание, кровообращение, выработка гормонов… День и ночь,лунные месяцы, приливы и отливы. Каждая клеточка работает в своем ритме. На том, кстати,и строятся заговоры от болезней: ведуны ловят “здоровый ритм” и подстраивают под него больной орган. Так что на каждую болячку — свой стих. Современный городской человекиз природных ритмов выбит, он отгораживается от них, а бунтующий организм успокаивает таблетками.

✔Сорока-ворона

На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти “бабушкины сказки” — не что иное, как массаж в игре.

Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре “Сорока-ворона кашу варила, деток кормила” стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.

На центре ладони — проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массажик. Затем увеличивайте круги — по спирали к внешним контурам ладони: так вы “подгоняете” толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить “варить кашу” надо на слове “кормила”, проведя линию от развернувшейся спирали между средними безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит васот запоров).

Дальше — внимание! Все не так просто. Описывая работу “сороки-вороны” на раздаче этой самой каши деткам, не стоит халтурить, указывая легким касанием “этому дала, этому дала…” Каждого “детку”, то есть каждый пальчик вашего младенца надо взять за кончики слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный — для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного — желудка. Большой палец (которому “не дала,потому что кашу не варил, дрова не рубил — вот тебе!”) не случайно оставляют напоследок:он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый “легочный меридиан”. Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует “побить”, чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.

Кстати, эта игра совершенно не противопоказана и взрослым. Только вы уж сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

✔Ладушки

Психологи, и неврологи утверждают, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев). Так что вполне вероятно, что, если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начнет работать.

Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности… К собственной ладошке, к голове или к маминой руке. Для того,должно быть, славянские волхвы и придумали игру в “ладушки”.

— Ладушки, — говорите вы, — ладушки. — И выпрямляете пальчики малыша на своей ладони.

— Где были? У бабушки!- соедините его ручки ладошка к ладошке.

— Что ели? Кашку! — хлопнули в ладоши.

— Пили простоквашку! — еще раз.

— Кыш, полетели, на головку сели! — это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности.

Понятно вам теперь, почему игра называется “ладушки”? Да потому что она налаживает работу детского организма. И, спорим, вы никогда не задумывались о происхождении слова “ладонь”? Центр наладки!

✔ Три колодца

Это, пожалуй, самая забытая из “лечебных игр”. Тем не менее она — самая важная (если, конечно, вы не намерены с детства начать пичкать своего потомка антибиотиками).

Игра строится на “легочном меридиане” — от большого пальца до подмышки. Начинается с поглаживания большого пальца:

— Пошел Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы…

— Здесь вода холодная, — нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему. Профилактика простуды.

Теперь проведите пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавите на сгиб:

— Здесь вода теплая, — мы регулируем работу легких.

— Здесь вода горячая…

— А тут кипяток! — Пощекочите карапуза под мышкой. Он засмеется — а это само по себе хорошее дыхательное упражнение.

Начинайте прямо сейчас. Такие игры весьма кстати: и развлечение, и профилактика от гриппа.