Формирование нравственных ценностей дошкольников в доу. Тематические недели в доу по формированию нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста Нравственные ценности в детском саду

Решение этой педагогической задачи связано с выполнением заказа общества — формированием у будущих школьников готовности к учебному труду и более сложным отношениям в коллективе. Усвоение детьми нравственных норм успешно происходит в условиях формирования коллектива под руководством воспитателя. Этот процесс осуществляется в разнообразных видах деятельности, при педагогически целесообразной организации нравственных отношений детей.

В ряде исследований представлены показатели активного отношения старших дошкольников к выполнению правил коллективной деятельности: ответственность, умение оказывать помощь, справедливо оценивать свои поступки и поступки товарищей.

Отмечается, что поведение детей, соответствующее нравственным нормам, является необходимым условием для формирования ориентации на коллективные взаимоотношения.

Ценностная природа реализации нравственных норм определяет требования к их использованию в процессе воспитания. Исследования Ю.П.Азарова, Ш.А. Амонашвили, А.АЛеонтьева, Ж.Пиаже и др. показали, что предъявление образца поведения в позитивном значении выполняемых нравственных норм, а также правильное использование педагогической оценки и коллективного мнения позволяют сделать процесс их усвоения положительно переживаемым. Воспитание осознанного положительной отношения к нормам способствует выработке у детей единства нравственных представлений и поведения, ведет к у формированию “личностного смысла” их выполнения (А.Н.Леонтьев).

Главной особенностью усвоения нравственных норм детьми дошкольного возраста является ведущая роль взрослого в этом процессе.

С одной стороны, взрослый выступает как образец выполнения нравственных норм в широком социальном плане: дети усваивают первые знания о должном поведении людей в обществе. С другой — педагоги и родители являются непосредственными организаторами процесса усвоения детьми нравственного опыта (А.В.Запорожец, Л.И.Божович, Д.Б.Эньконин, А.А.Люблинская и др.). В дошкольном возрасте нравственные новообразования представлены в виде «внутренних инстанций», которые возникают при наличии нового типа отношений ребенка со взрослым, когда взрослый начинает выступать в качестве образца.

В результате стремление ребенка следовать требованиям взрослых, усвоенные нормы приобретают характер некой обобщенной категории, что и является тем новым функциональным образованием, которая возникает в ходе нравственного развития ребенка и становится для него важнейшей моральной инстанцией» (Божович Л.И.).

Ознакомление с новыми явлениями окружающей жизни, с историческими фактами, произведениями искусства, миром природы не только расширяет круг представлений о действительности, но позволяет определить ребенку свое отношение к ним. И многое здесь связано с позицией педагога. Воспринимая нравственные и эстетические суждения педагога, дошкольники в соответствии с ними оценивают события, взаимоотношения людей, их поступки и действия.

Исследования педагогов и психологов (В.А.Горбачева, В.Г.Нечаева, А.М.Виноградова, Т.А.Репина и др.) подтверждают, что сознательно усваиваются только те моральные ценности, которые имеют для детей реальный жизненный смысл и непосредственно связаны с их поведением. Поэтому необходима такая организация детской деятельности, которая имеет целью включение ребенка в практику отношений и поступков, соответствующих предъявляемым ему образцам.

В исследованиях, посвященных формированию нравственного поведения детей, выделяются три наиболее значимых круга вопросов:

  • изучение представлений и оценочных суждений детей о правилах и нормах поведения;
  • изучение реального поведения детей в различной деятельности;
  • изучение мотивировок, которыми дети объясняют свое поведение.

Доказано, что дети-дошкольники могут воспринимать и оценивать свое поведение и поведение окружающих людей с точки зрения норм и правил, которые ими усвоены. В этом возрасте происходит переход от представлений к оценочным суждениям, дети способны дать осознанную словесную оценку качеств, поступков сверстников, окружающих взрослых, героев сказок художественных произведений.

В практике работы дошкольных учреждений и семейном воспитании поступки детей, их взаимоотношения в коллективе оцениваются с нравственной стороны. Отношение детей к нравственным нормам и требованиям зависит от многих особенностей внутреннего облика ребенка: реальных мотивов поведения, складывающейся направленности личности, умения видеть нравственную сторону взаимоотношений и поступков, опыта нравственных переживаний. От совокупности перечисленных факторов зависит восприятие ребенком нравственных требований и поступков.

Как правило, представления детей о нравственности богаче и правильнее, чем их поведение.

Личный опыт нравственного поведения еще не богат ситуациями, где дети должны решать нравственные вопросы своих поступков и взаимоотношений. Однако такое опережающее развитие нравственных представлений позволяет ребенку иметь ориентир для выбора способа поведения в еще новых для него ситуациях, совершить поступок в конкретной ситуации в соответствии с известными ему нравственными нормами.

Дошкольный возраст является тем периодом в жизни ребенка, когда родители и воспитатели могут сделать значительный вклад в становление нравственных черт его характера, к тому же многочисленными ислледованиями было доказано, что в возрасте 4-6 лет при целенаправленном воспитании закладываются основы моральных качеств личности.

К первому походу в школу у ребенка уже вполне могут быть сформированы устойчивые формы поведения и отношение к окружающей действительности в соответствии с усвоенными им моральными нормами и правилами.

В силу психофизиологических особенностей дошкольников нравственное воспитание в ДОУ и семьях становится той базой, которая развивается на протяжении всей их жизни и становится мерилом поступков ребенка.

Ребенок в возрасте 4-6 лет от младшего возраста отличается высокой восприимчивостью к поступаемой извне информации и легкой обучаемостью, так как их нервная система пластична и способна активно реагировать на сигналы, поступающие из окружающей среды. Все что ребенок видит и слышит, поддается его осмыслению и осознанию, любые действия родителей или других близких взрослых поддаются тщательному анализу и по их шаблону в дальнейшем строится манера поведения ребенка. Однако отсутствие жизненного опыта, повышенная эмоциональность и необъективность мешают ребенку отличать хорошее от плохого и выбирать правильную манеру поведения и реакцию на складывающуюся ситуацию. Вот почему так важно, чтобы систематически осуществлялось нравственное воспитание в ДОУ и в семьях детей дошкольного возраста.

Особенности нравственного воспитания дошкольников

В процессе общения ребенка с родителями и другими взрослыми, вхожими в круг его общения, складывается первый опыт морального поведения дошкольника. Как известно, потребность в общении является наиболее важной социальной потребностью человека, а окружающие ребенка люди являются тем необходимым источником, который способен ее удовлетворить. Важной особенностью нравственного воспитания дошкольников является то, что содержание их общения с взрослыми должно быть педагогически ценным, только в этом случае оно сможет оказать нужное нравственное воздействие на ребенка.

Нравственное воспитание в ДОУ осуществляется в условиях детского общества, где для каждого ребенка формируется возможность углубления и накопления положительного опыта и взаимоотношений с детьми и взрослыми.

К основным задачам нравственного воспитания в ДОУ относятся такие, как:

  • Гуманные отношения между детьми и взрослыми посредством выполнения элементарных правил общежития, заботливого отношения к окружающим и близким людям, доброжелательности и отзывчивости;
  • Воспитание культуры поведения и трудолюбия;
  • Формирование коллективистических взаимоотношений детей;
  • Воспитание патриотической любви к родине.

Достижение выполнения вышеперечисленных задач позволяет педагогу влиять на сферу чувств детей, воспитывать у них привычки нравственного поведения, постепенно развивать способность к оценке и взаимооценке, а также формировать правильное представление о моральных качествах людей и явлений общественной жизни.

Вырабатывая у детей наиболее простые привычки посредством нравственного воспитания в ДОУ, воспитатель добивается осознанного и охотного выполнения ими социальных норм и правил поведения в обществе. В итоге, прививая наиболее простые положительные привычки у детей, работниками ДОУ осуществляется ценный вклад в нравственное развитие подопечных. С самых юных лет посредством нравственного воспитания в ДОУ у ребенка формируется способность к сопереживанию и умение, благодаря которому он может находить отзыв в своем внутреннем мире на печали и радости других людей. Родители вместе с воспитателями могут именно в этом возрасте научить ребенка преодолевать возникающие препятствия, нести ответственность за совершенные поступки, проявлению инициативы и, что очень важно, доводить начатые дела до конца.

Сказка как средство нравственного воспитания

Формирование нравственных ценностей, которые являются наиболее важным показателем целостности личности, довольно сложная задача. Любое общество напрямую заинтересовано в сохранении и передаче накопленного столетиями опыта, иначе его существование и развитие попросту становятся невозможными. Сохранение и передача этого опыта напрямую зависит от системы образования и воспитания, которая формируется в условиях социально-культурного развития этого общества и особенностей его мировоззрения. Для разрешения проблем развития общества необходимым действенным средством выступает сказка как средство нравственного воспитания подрастающего поколения.

Независимо от пола и возраста сказки имеют большое психологическое значение для детей, поскольку именно они способны ответить на ряд вопросов и проблем возникающих в детских умах. Читая вместе с ребенком сказки, родители видят, как просто малыш примеряет на себя роль положительных героев, будь то Иван-царевич или царевна-Лебедь, в то же время четко понимая, что сказка нереальна, но одновременно допуская, что события, происходящие в ней, могут иметь место и в реальной жизни.

Благодаря сказкам у малыша развивается тяга к добру и справедливости, склонность фантазировать и верить в чудеса. Помимо тяги к волшебному и необычному, также детскому воображению присуща потребность в подражании взрослым, которые кажутся малышу такими умными и ловкими. Именно в сказке ребенок может реализовать все свои неосознанные желания, победить всех злодеев и оказаться в волшебном мире.

Осуществляя нравственное воспитание в ДОУ, воспитатели используют сказки, с целью развития у детей таких понятий, как сострадание, человечность, вера в добро и справедливость.

«Детство – важнейший период человеческой жизни,

не подготовка к будущей жизни, а настоящая,

яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того,

как прошло детство, кто вел ребенка за руку

в детские годы, что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира, - от этого в решающей степени

зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А. Сухомлинский

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс.

Главное – донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни. У детей нет врожденного понимания нравственных ценностей. Важно не только научить правилам поведения, но помочь обрести стремление жить по ним. Дошкольник учится в семье и в детском саду верному восприятию авторитета взрослого. Важно установить контакт с ребенком: ведь когда ребенок доверяет взрослому, он ведет себя открыто, непосредственно, доброжелательно.

Конечно, говор о детях, пока еще рано говорить о формировании у них таких качеств, как честность, смелость, доброта. Однако то, что создается общением – это важно. Это чувство эмоционального благополучия, теплоты и уюта в новом и незнакомом мире. Общество предлагает ребенку те или иные нормы поведения. Дело за «малым»: заставить соблюдать их. А к этому есть только два пути: или устроить так, чтобы ребенок сам захотел выполнять те или иные нормы поведения, иди принудить его.

Первое предпочтительнее, но труднее. Ведь желание быть добрым и справедливым не сознается пока ребенком: маленькие дети не способны к настоящему моральному поведению лишь по той причине, что им не достает умений высокоразвитого или абстрактного рассуждения, дети без всякого обучения заботятся о других.

И, если мы, воспитатели, допустим ошибки в воспитании, то ребенок может растерять все свои положительные качества или просто не пользоваться ими, и тогда мы используем второй путь, насильно заставляя ребенка придерживаться нравственных качеств, что естественно, в лучшем случае не приводит ни к чему хорошему.

Каков же механизм нравственного воспитания?

· Знания и представления,

· Мотивы,

· Чувства и отношения,

· Навыки и привычки, поступки и поведение.

На основе знаний у ребенка складываются представления о сущности нравственного качества.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством. Должно быть сформировано отношение к качеству, т.е. – социальные чувства.

Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации, т.е в поведении.

Развитие чувств у ребенка во многом зависят от средств и методов воспитания, от условий, в которых они участвуют, от задач и принципов нравственного воспитания. Каковы же задачи и принципы нравственного воспитания?

§ Формирование представлений, нравственных чувств и отношений,

§ Формирование коллективизма, дружеских отношений, культуры поведения,

§ Формирование дисциплинированности, трудолюбия, патриотизма.

Принципы:

§ Принцип единства и целостности воспитательного процесса (установление преемственности между задачами, содержанием и методами нравственного воспитания);

§ Воспитание детей в коллективе, т.е. мы формируем группу детей как первичный коллектив, для которого характерны элементы взаимопомощи;

§ Требовательности к ребенку в сочетании с уважением к его личности, т.е надо верить в его силы, в общении с ним проявлять доброжелательность и чуткость, в каждом ребенке нужно находить положительные качества и опираться на них в воспитании,

§ Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;

§ Единство воздействий на чувства, сознание и поведение детей;

§ Систематичность и последовательность;

§ Единство требований к детям в семье и в детском саду.

Очень важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций.

Ведь задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее мы сами, чем добрее и справедливее мы относимся к детям. В деле воспитания самое главное – приобрести доверие и любовь ребенка и что любовь завоевывается преимущественно любовью же.

На чем же строить воспитание детей? Конечно, на нравственных ценностях. Приобщение ребенка к ценностям общечеловеческой культуры – это одно из важнейших условий развития личности ребенка. Какие же еще условия нравственного воспитания должны иметь место в нашей педагогической деятельности?

1. Моральный облик педагога, личностные качества; педагог должен обладать высоким общекультурным уровнем.

2. Осуществление нравственного воспитания в процессе всей педагогической деятельности с детьми

Каковы же средства нравственного воспитания?

а. Художественная литература

б. Изодеятельность, музыка;

в. Природа – знания детей о природе вызывают у ребенка жнлание заботиться о растениях и животных;

г. Свободная деятельность – игры, труд, учение, художественная деятельность – это практика нравственного поведения;

д. Программно-методическое обеспечение;

е. Организация предметно-развивающей среды;

ж. Организация совместного образа жизни детей: работа на занятиях и в повседневной жизни;

з. Комплексное использование методов нравственного поведения.

В процессе воспитания у детей старшего дошкольного возраста продолжают формироваться моральные и нравственные чувства: большое внимание мы должны обратить на отношение дошкольников к окружающим людям. Какие же качества мы хотим видеть в детях? Конечно, же вежливость, деликатность, скромность, общительность, дисциплинированность, чуткость, чувство такта, милосердие – эти построены на нравственных устоях – доброте, честности, милосердии – и они должны стать нашей опорой, т.е. опорой воспитателя.

Успешному развитию нравственных чувств ребенка является создание жизнерадостной обстановки вокруг него. И поэтому мы, воспитатели, должны определить, какими же методами стимулирования чувств и отношений можем сформировать нравственное и моральное поведение.

· Пример (героев художественного произведения);

· Поощрение;

· Наказание;

· Принуждение (строгий взгляд, замечание).

Методы формирования нравственного поведения:

а. Приучение

б. Упражнение

в. Руководство деятельностью

г. Наблюдение

Основные направления нравственного воспитания:

1. Воспитание гуманных чувств и отношений (сочувствие, сопереживание, доброта)

2. Воспитание коллективизма – стремление к другим людям, осознание возможности реализовать среди них свои интересы.

Процесс формирования духовно-нравственных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может. Важно не только научить ребенка правилам поведения, но помочь обрести стремление жить по ним. Различные совместные мероприятия, игры, беседы, чтение художественной литературы, которые я использую, способствуют становлению и развитию духовно-нравственных ценностей ребенка.

Это такие игры как: «Никогда не унывай»

Цель: определить по выражению лица настроение человека, формировать умение сочувствовать.

«Помоги улучшить настроение». Цель: придумать разные способы, как улучшить настроение.

«Скажи доброе слово». Цель: выявить отношения детей в группе, их нравственную сформированность и искренность.

«На берегу моря». Цель: релаксация, привести в норму эмоции и чувства.

Еще для более близкого знакомства с внутренним миром ребенка помогает небольшое интервьюирование. Вопросы: какого человека можно назвать добрым? Что значит «совершить добрый поступок»? Что значит «помочь другому человеку»? Как ты себе представляешь доброго человека? Много ли ты сделал добрых поступков?

И конечно же не обойтись без чтения художественной литературы. Во многих произведениях ярко описываются примеры из детских игр, переживания и радости: В.Катаев «Цветик-семицветик», С.Маршак «Ежели вы вежливы», А. Барто «Как Вовка стал взрослым», П. Акин «Жадина», И. Пивоварова «Вежливый ослик», И. Махонина «Ромашка», В. Серова «Незабудки».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МБДОУ «Детский сад №78» г. Энгельса «Формирование нравственных и моральных ценностей у дошкольников» Выполнила воспитатель Баринова Н.С.

«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а яркая, настоящая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В.А. Сухомлинский

Нравственное воспитание Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Механизм нравственного воспитания Знания и представления Мотивы Чувства и отношения Навыки и привычки Поступки и поведение Нравственное качество

Условия нравственного воспитания дошкольников моральный облик педагога. У педагога должна быть развита эмпатия – эмоциональная отзывчивость на переживания ребенка, чуткость; личностные качества: педагогический такт, педагогическая зоркость, педагогический оптимизм, педагогическая рефлексия; педагог должен обладать высоким общекультурным уровнем, заниматься искусством; осуществление нравственного воспитания в процессе всей педагогической работы с дошкольниками. Средствами нравственного воспитания являются: художественные средства (ознакомление с художественной литературой, изо-деятельностью, музыкой); природа (знания о природе вызывают желание заботиться о растениях и животных); собственная деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность – это практика нравственного поведения); окружающая ребенка обстановка (атмосфера должна быть пропитана доброжелательностью, любовью);

Классификация методов нравственного воспитания детей дошкольного возраста Методы формирования нравственного сознания Убеждение в форме разъяснения – воздействие на сознание, чувства, волю ребенка с целью формирования положительных нравственных качеств (осуществляется в форме разъяснения). Внушение («Ты можешь быть смелее, добрее …»). Этическая беседа – беседа на нравственные темы. Чтение художественной литературы Рассматривание (например, классификация картин с изображение поступков и проступков).

Методы стимулирования чувств и отношений Пример – воздействие поступков на чувства, сознание и поведение воспитуемого (пример воспитателя, родителей, героев художественного произведения). Поощрение Наказание (кратковременное отчуждение, лишение развлечения, отстранение от желанной роли в игре). Принуждение – воспитатель действует силой своего авторитета, чтобы заставить ребенка подчиниться требованиям (строгий взгляд, замечание).

Методы формирования нравственного поведения  Приучение  Упражнение  Руководство деятельностью  Наблюдение – умение всматриваться в явления и отношения окружающего мира (например, воспитатель организует с малышами наблюдение труда старших детей, обращает внимание, как дружно и слаженно они работают).

Основные направления нравственного воспитания дошкольников Воспитание гуманных чувств и отношений Гуманизм – это стержень и показатель нравственной воспитанности человека, характер его отношения к людям, к природе, к самому себе (сочувствие, сопереживание, отзывчивость, доброта). В основе лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя. Воспитание коллективизма Коллективистическая направленность поведения ребенка – это стремление к другим людям, осознание возможности реализовать среди них свои интересы, способность отказаться на какое-то время от личных устремлений ради признания сверстниками. Это интегральное качество личности, проявляющееся в доброжелательности, отзывчивости, сопереживании, сдержанности, ответственности перед группой сверстников.

Воспитание дружеских взаимоотношений Дружеские взаимоотношения детей – это определенная форма общения, имеющая моральную направленность, регулируемая доступными для ребенка нормами, правилами поведения. Эти отношения характеризуются содержательными взаимосвязями между отдельными детьми (избирательная парная дружба), а также между всеми детьми группы.

Воспитание культуры поведения Культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Компоненты культуры поведения: Культура деятельности – проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений (умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам).

Культура деятельности – проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений (умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам). Культура общения – выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения обязательно предполагает культуру речи (наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон). Культурно-гигиенические навыки – опрятность, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви, культура еды.

Воспитание дисциплинированности – это обязательное и сознательное подчинение своего поведения установленным нормам общественного порядка. Нормы поведения характеризуют общую направленность отношений и поведения и конкретизируются в правилах (например, норма «Быть внимательным и заботливым по отношению к окружающим людям» конкретизируется в правилах: не играть в шумные игры, когда рядом кто-то отдыхает; если в группу пришел гость – предложить ему сесть и пр.). Дисциплинированным называют человека, который при любых обстоятельствах умеет выбрать нравственную форму поведения и, несмотря на препятствия, будет ее придерживаться. Воспитание трудолюбия – это качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности; проявляется в старании, усердии, положительном отношении к процессу трудовой деятельности, инициативности, добросовестности.

Спасибо за внимание!


В данной работе ведутся рассуждения о проблемах нравственного воспитания современных детей. Кто и как пробуждает нравственные чувства у ребенка? Откуда возникает искреннее желание совершать хорошие поступки и дарить людям добро? Можно ли научить ребенка совершать добрые дела от души, а не ради корысти? Предлагаю поразмышлять....

«Детство – важнейший период человеческой жизни,

не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,

самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как

прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские

годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего

мира, - от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции - сложный педагогический процесс. Воспитать - значит внедрить в человека известные душевные качества, как питать, напитать - значит ввести в организм и его питательные соли, физические и материальные вещества. В основе воспитания лежит правильное, гармоническое развитие чувств.

Нравственное воспитание опирается прежде всего на общечеловеческие ценности, которые сложились у людей за многие сотни лет существования человеческого общества и являлись едиными и общими для всех людей.

Общечеловеческие ценности - реальность. Все люди в целостном, взаимосвязанном мире. У всех единое, общечеловеческое начало, одна Земля и среда обитания, всем одинаково нужен чистый воздух, вода, земля, тепло и солнечный свет. В этом смысле у человеческого рода есть святое право на жизнь, право на существование, развитие на самоопределение. Многие забывают о том, что все мы живем в мире, который постоянно меняется. Но при всем этом нельзя забывать о том, что есть в мире “вещи”, которые, несмотря ни на что, остаются неизменными и являются общими для всех людей, живущих на земле. Во все времена людьми ценились честность, справедливость, милосердие, любовь к матери, Родине, товарищество, доброта, принципиальность, а ложь, лицемерие, предательство, душевная черствость - считались качествами, недостойными “настоящих людей”.

На чем строить воспитание детей? Конечно же, на нравственных ценностях”. Приобщение ребенка к ценностям общечеловеческой культуры, выработанными веками, пережившим не одно поколение людей и несущим в себе те нравственные устои, на которые должен ориентироваться в своей жизни каждый человек, являются одним из важнейших условий развития личности ребенка. Какие же наиболее важные качества хотим мы видеть в наших детях? Конечно же: вежливость, деликатность, скромность, общительность, дисциплинированность, чуткость, чувство такта, предупредительность. Качества эти построены на нравственных устоях, поэтому нравственные устои (доброта, честность, милосердие и т.д.) и должны стать опорой воспитателя.

В процессе воспитания необходим крепкий философско-этический фундамент.

Решить эту проблему станет возможным лишь тогда, когда приоритет в воспитании получит идея развития личности, богатой духовно и наполненной нравственно.

В воспитании нет идеальных готовых рецептов, могут быть общие базовые положения, определяющие степень общения педагога с детьми, ориентиры в работе, должны быть возможности различных вариантов организации детей.

Выстраивая свои взаимоотношения с детьми, взаимодействуя с ними, воспитателю необходимо знать психологические особенности своих воспитанников, некоторые механизмы психологических процессов. “Надо прежде всего понимать движения детского сердца”, - не раз говорил святой Иоанн Златоуст.

Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести, никогда не станет человеком и гражданином. А христианское воспитание учит, что одно из самых трудных задач в дошкольном воспитании, это и есть раскрытие совести. Человек без совести - язва общества.

Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, превосходства: или, наоборот, чувство неполноценности, уверенность или отчаяние и др.), и в отношении к другим людям (симпатия или антипатия, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви, товарищества, чувство стыда, вины и др.), к коллективу (солидарность), к искусству (эстетические чувства). “У ребенка старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств (справедливость, любовь к Родине, расположение к детям других национальностей. В дальнейшем это переходит в более сложные чувства”.

Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально - положительного отношения к окружающему. Ребенок эмоционально отзывчив на происходящее вокруг него, через эмоции и чувства у дошкольника формируются многие представления о различных явлениях окружающего мира. От того, какие эмоции воспитывает ребенок и какие чувства он переживает, зависит не только формирование у него представлений, но и желание действовать в сложившейся ситуации в соответствии с этими представлениями. Положительные эмоциональные состояния - это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. Отрицательные эмоциональные состояния могут “послужить причиной озлобленности, зависти, страха, отчуждения, ведь воспитание детей рискованное дело. Поступок, который родился из нравственного чувства и побуждения, впервые испытанного, входит в нравственный опыт ребенка и создаст основу для повторного проявления таких чувств в аналогичных обстоятельствах, т.е. должны учитываться мотивы нравственного поведения ребенка”.

В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. У малышей уже третьего года жизни могут проявляться такие свойства личности, как общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или доброжелательность, внимательное отношение к товарищам. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он участвует. При целенаправленном воспитании чувства ребенка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания. И как говорил А.С. Пушкин: “Отсутствие воспитания есть корень всякого зла”.

Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками. Причем сначала возникает сопереживание радости, а затем уже сопереживание горя.

“Первоначальные представления о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, а также отношение к нему самому, к его поступкам становиться для малышей как бы программой поведения. По образцу, данному взрослым, он строит и свои отношения с людьми” Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций.

Задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. “Все педагоги нашего времени сходятся на том, что в деле воспитания самое главное приобрести доверие и любовь ребенка и что любовь завоевывается преимущественно любовью же”.

Конечно, нежное, доброе отношение к ребенку совсем не означает отсутствия требовательности. Только разумное сочетание любви и требовательности дает желанные результаты, у детей возрастает стремление вести себя лучше, добиваться успехов во всех делах, появляется уверенность в своих силах и возможностях. Но следует отметить, что требовательность как таковая, может быть возможна только с детьми в старшем дошкольном возрасте. А чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке. Нравственное поведение должно проявляться у ребенка по его сформированному внутреннему моральному устою, а не из-за страха или для похвалы.

Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями.

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановка вокруг него. Никогда не надо гасить детскую радость. В атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества как доброжелательность, готовность оказать помощь и т.д. В состоянии радости ребенку кажется, что ему все доступно, он охотно берется за начатое дело, у него возникает чувство уверенности в себе, своих силах, он становиться более активным, с готовностью выполняет трудовые поручения, помогая взрослым. Важно, чтобы взрослые правильно оценили душевное состояние ребенка, разделили его радость.

Воспитание маленького ребенка начинается с привития ему полезных привычек, организующих его поведение и общение со взрослыми и сверстниками.

Нравственные понятия, которые кроются за внешними формами поведения, постигаются им не сразу, поэтому представляет наибольшую сложность для педагога и родителей формирования у ребенка нравственных основ поведения.

Как и всякое другое чувство, радость у детей зависит от взаимоотношений в семье, свидетелями и участниками которых они являются. Как отметил русский писатель и педагог А.Н. Острогорский, “Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что впечатление ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы”.

Да, к сожалению семья часто и «отравляет» дух ребенка.

Перед взрослыми возникает задача упражнять детей не только в умении внешне выглядеть воспитанными, но и быть таковыми, иметь добрые человеческие проявления. Чтобы поступки личности соответствовали нормам человеческого общества, тем общечеловеческим нравственно-духовным положениям, определяющим нравственное поведение и поведение, ушедшее за границы нравственности, необходимо, чтобы эти общечеловеческие нравственно-духовные нормы были пережиты воспитанником, чтобы среда, в которой он живет, предполагала постоянную ориентацию личности на общечеловеческие ценности.

Проблема духовного развития личности, рост ее нравственного уровня остается актуальной для современных педагогов. События, происходящие вокруг нас, указывают на необходимость решения проблемы духовного и нравственного развития общества. Все это делает проблему формирования нравственных представлений у дошкольников актуальной и значимой в современном детском учреждении.

Воспитателям необходимо научить ребенка делать правильный нравственный выбор.

В достижении этих целей им могут помочь различные игры, игровые ситуации и задания, такие как .

- “Никогда не унывай”.

Цель : Научить детей по выражению лица определять настроение человека, формировать умение выражать сочувствие тому, кто в нем нуждается, а также улучшать настроение.

- «Помогиулучшить настроение».

Правила игры : Придумывать разные способы улучшения настроения.

- “Как поступить?”

Цель : Учить детей быть внимательными, заботливыми по отношению друг к другу, по-разному выражать добрые чувства.

- “Доброе слово в доме”.

Указания : Дети садятся полукругом, и каждый по очереди говорит, какими ласковыми его называют родители.

Цель : Выяснить отношения в семье.

- “Скажи доброе слово” или “Волшебный стул”.

Указания : Дети садятся полукругом и каждый по очереди говорит ребенку, сидящему напротив, любое доброе слово или комплимент.

Цель : Выявить отношение детей в группе, их нравственную сформированность и искренность.

Для более близкого знакомства с внутренним миром ребенка может помочь небольшое интервьюирование.

Какого человека можно назвать добрым?

Что значит совершить добрый поступок?

Что значит помочь другому человеку?

Как ты себе представляешь доброго человека?

Много ли ты сделал добрых поступков?

А также. метод неоконченного рассказа. Например:

Два мальчика жили в одном доме и давно дружили. Их звали Петя и Вася.

Однажды в тот дом поселился еще один мальчик - Коля. Тогда Петя перестал дружить с Васей и познакомился с Колей. Они вместе стали холить в школу, делать уроки, кататься на коньках. А Вася был один.

Но вот однажды Петя с Колей катались на коньках. Вдруг лед треснул... Петя стал тонуть. Коля сразу убежал. Но тут по берегу проходил Вася и увидел тонущего Петю...

И, конечно же, нам не обойтись без. чтения художественной литературы. Во многих известных нам произведениях ярко описаны примеры из детских игр, радостей и переживаний. Можно разобрать с детьми следующие произведения:

Катаев “Цветик - семицветик”.

А. Барто “Как Вовка стал взрослым”.

С. Маршак “Ежели вы вежливы”,

С. Михалков “Находка”.

И. Пивоварова “Вежливый ослик”.

П. Акин “Жадина”.

И. Махонина “Ромашка”.

В. Серова “Незабудки”.

Г. Ладонщиков “Выстрел в лесу”.

С. Погореловский “Попробуй - ка сам, и т.д.

Конечно, говоря о детях, пока еще рано говорить о формировании у них таких качеств, как честность, смелость, доброта и др. Однако то, что создается общением, не менее важно. Это - чувство эмоционального благополучия, теплоты и уюта в новом и незнакомом мире. Общество предлагает ребенку те или иные нормы требования. Дело за “малым”: заставить соблюдать их. А к этому пока есть только два пути: или устроить так, чтобы ребенок сам захотел выполнять ту или иную норму поведения, или принудить его. Первое предпочтительнее, но труднее. Ведь желание быть добрым, справедливым не осознается пока ребенком. Но стоит уточнить, что маленькие дети не способны к настоящему моральному поведению, но по той лишь причине, что им не достает умений высокоразвитого или абстрактного рассуждения. маленькие дети без всякого обучения заботятся о других.

И если взрослые допустят в воспитании ошибки, то ребенок может растерять все свои положительные качества. Или в лучшем случае по определенным причинам просто не пользоваться ими. И тогда взрослые начинают использовать в воспитании второй путь, насильно заставляя ребенка придерживаться нравственных качеств, что, естественно, в лучшем случае не приводит ни к чему.

Но все же, давайте остановимся на первом пути, где главная задача взрослых - направить чрезмерную детскую активность, энергию в нужное нам русло, т.е. научить жить по нравственным принципам. Но как раз это и составляет главную трудность.

Как воспитать основы нравственных чувств у дошкольников? Как привить к ним желание совершать нравственные поступки по собственному желанию, а не из-за какой-либо выгоды, или из страха перед нами, взрослыми.

Давайте рассмотрим некоторые аспекты семейного воспитания.

Английский философ Герберт Спенсер представлял семью как первичную единицу организованного общества. Так же как в обществе для прогресса цивилизации и дальнейшего развития культуры необходимы законы, так и внутри семьи было бы естественно определить ее функции и структуру. В управлении семейными делами следует достичь уравновешенности и установить в доме равенство и справедливость. Тогда дети придут к пониманию истинного значения дисциплины и порядка, ответственности и защищенности прав человека. Без этого фундамент, закладываемый в обучении детей, не может служить основой познания Божественных проявлений, действительных Учителей человечества.

В прошлом эта фундаментальная цель оказывала сильное влияние на нравственное воспитание детей и, несомненно, будет оказывать его в будущем, сея семена человечности и культуры в их сердца.

Со времен Платона и до наших дней мудрые высокообразованные люди, ученые и педагоги утверждали, что семья оказывает огромное влияние на психологическое становление детей, несет величайшую ответственность за развитие их умственных способностей, гармоничное духовное и физическое развитие, воспитание в духе здоровых моральных принципов. Ведь о детях необходимо знать, заботиться, защищать, воспитывать их; в этом и заключается истинное милосердие к детям и родительский долг.

Книги о воспитании непрестанно напоминают родителям о том, что если они заботятся о здоровье детей, вкладывают душу и сердце в их физическое развитие, то всегда можно надеяться на то, что дети будут защищены от вредного влияния окружающей среды. То же самое можно сказать о развитии нравственных способностей и о морали. Если в человеке не будет развита духовность, останутся в зачаточном состоянии свойственные гармоничной личности совершенства, то, даже будучи выращенным в комфорте и богатстве, физически крепким и искусным в науках и ремеслах, он не принесет в наш мир ничего хорошего, за что ему было бы благодарно человечество.

“Приходится признать, что по разным причинам мы порой совершаем в воспитании детей ошибки, как мелкие, так и крупные. Только одни из нас осознают свои промахи и пытаются по возможности исправить их, другие, загипнотизированные собственной непогрешимостью, категорически отвергают мысль, что могут поступить неправильно”.

Русский педагог, врач, специалист в области изучения детского характера П.Ф. Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведение ребенка в семье.

1. Если родители не обращают внимание на детей, унижают их, игнорируют их потребности, не считаются с ними, не прикладывают ни малейших усилий к их воспитанию и обучению, то в таких семьях дети вырастают лицемерными и лживыми, у них часто наблюдаются невысокий интеллект или задержки умственного и нравственного развития.

2. Если родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом совершенства, то дети вырастут эгоистичными, поверхностными. Позиция чрезмерного восхищения может сформировать у ребенка при полном отсутствии самобытности излишнюю самоуверенность, высокое мнение о своей личности.

3. В тех же семьях, где царят покой и счастье, где отношения между родителями гармоничны, строятся на основе искренней любви и уважения, дети, достигнув зрелости, отличаются добросердечием и глубиной мышления. Они постоянно стремятся к учению, к овладению знаниями.

4. Когда родители постоянно недовольны ребенком, критикуют и порицают его, считают во всем виноватым, ребенок в ответ на такое отношение начинает совершать дерзкие поступки, проявлять непослушание. В глубине его сердца всегда живет гнев и обида, он растет раздражительным, эмоционально неустойчивым.

5. Если родители чрезмерно балуют и оберегают ребенка, удовлетворяют каждую прихоть, обращаются как с младенцем, не считаясь с его возрастом, препятствуют самостоятельности (например, не дают ему самому даже надевать ботинки), то они тем самым ограничивают всю его активность. Дети растут ленивыми, социально незрелыми, не способными взглянуть в лицо реальной жизни.

6. Если финансовые трудности не влияют на позицию родителей по отношению к детям, на проявление их любви, то дети вырастают трудолюбивыми, эмоционально спокойными, скромными. Но когда низкий уровень жизни отражается на семейном климате и из дома уходят любовь, родительская доброта, дети чувствуют себя несчастными, заброшенными, на будущее они смотрят пессимистически, с чувством разочарования и горя.

Психологическое развитие детей, нравственное становление, образцы поведения, социальные установки, контакты, принципы - все это базируется на структуре семейных отношений. Благосостояние общества, его прогресс или застой зависит от той позиции, которую занимают отцы и матери, от их слов, действий, заботы и внимания. Очевидно, что родителям, а особенно матерям, следует реализовать свою благородную обязанность и в полной мере ощущать ту ответственность, которая на них возложена. Какой бы поступок они не совершали, какое бы слово ни произносили, с кем бы не общались, какую бы проблему не решали, им всегда необходимо помнить о священном долге. Вступающий на этот путь путник должен запастись терпением, снисходительностью, стойкостью, непрестанно напрягать все свои силы и умножать знания.

Многие представители различных педагогических концепций стараются и прилагают много сил, чтобы вселить в детей с ранних лет страстное стремление к прекрасному, отвратить от уродства хаоса, противостоящего гармонии и порядку, воспитывать детей в соответствии с их природными способностями.

Главное очевидно - если родители фиксируют свое внимание на всех аспектах гармонии, то их дети наиболее полно воспримут идеал прекрасного.

Матерям и отцам следует пользоваться основным методом развития нравственности - устраивать в семье беседы. Сами беседы должны быть хорошо спланированы, а тема дискуссии каждый раз выбирается новая. Лучшего всего рассказывать: история о животных, басни, сказки и т.д., приводя примеры из жизни - все это дает информацию о мире, о нормах поведения, развивает особенности мышления и чувства детей.

В ребенке выработается сочувствие, отзывчивость, умение поставить себя на место другого человека, чтобы понять: то, что неприятно нам, неприятно ему. Обо всем этом педагогам непрестанно приходится напоминать родителям. Для этого необходимо проводить беседы, консультации, совместные досуги и конкурсы родителей и детей, вывешивать необходимую информацию на стендах, и многое-многое другое...

Идеальные отношения между людьми основываются на взаимном признании, что каждый человек - творец своей собственной жизни. Каждый признает и ценит внутренний субъективный мир другого и себя. Такие эмоции человека, как боль, конфликт, вина и др., составляют его внутренний опыт и поэтому также должны восприниматься доброжелательно.

Мы всегда должны проявлять чуткость, не вторгаться в жизнь других людей, не задевать их честь. Мы должны любить людей, относиться к их достоинству также бережно, как к своему собственному, т.к. только тогда мы можем быть достойными представителями человеческого рода. Эти качества называются человеческими совершенствованиями и моральными добродетелями. Все, кто такими чертами не обладает, никогда не выполнит свое предназначение как человеческого существа и может стать даже хуже животного, ибо животное никогда не совершит таких поступков, какие совершает безнравственный человек.

В трактовке процесса понимания мы используем многие находки Карла Роджерса. Он также подчеркивал, что понимание включает в себя не только проникновение в мысли, но и в чувства человека, умение смотреть на проблему с его позиции, умение встать на его место.

Мы видим, что нравственность во многом зависит от воспитания здоровой совести. По общему признанию воспитание детей и обучение их хорошим манерам с детства требует терпения и сил. Если бы эта задача была легкой, то мы не видели бы такого различия между культурными и некультурными людьми. Если бы поведение человека совершенствовалось со временем, с приобретением опыта, то не нужно было бы тратить на это столько сил, и люди росли бы, как деревья в лесу. Биологически человек, конечно, развивается сам по себе, но этого недостаточно. Развитие нравственных, духовных способностей целиком зависит от воспитания.

Список литературы:

1. П.М. Якобсон “Почему надо воспитывать чувства детей”.: М.“Просвещение”, 1964.:

2. В.Г. Нечаев и Т.А. Маркова “Нравственное воспитание в детском саду” М.: “Просвещение” 1984.

3. Л.Ф. Островская “Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника”, М.: “Просвещение” 1987.

4. В.А. Сухомлинский “О воспитании”, М.: “Политическая литература”, 1975.

5. Зденек Матейчек “Родители и дети”, М.: “Просвещение”, 1992.

6. Ада Делла Торре “Ошибки родителей”, М.: “Прогресс”, 1993.