Методика развития художественного восприятия. Анализ модели и технологии развития художественного восприятия как составляющей творческого воображения (Т. Калинина, И.В. Юсупова) Чито такое художественное восприятие дошкольника

PAGE_BREAK--2.Особенности художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста
2.1 Цель, задачи и методы исследования
Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №2 с. Бичура, р. Бурятии.

В эксперименте принимали участие 25 детей подготовительной группы.

Для выявления развития уровня художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста были использованы диагностики, предложенные А.А. Мелик-Пашаевым. Методика выявления уровня художественного восприятия и методика «Раскраска персонажей».

В основе определения уровня художественного восприятия были положены следующие критерии:

Эмоциональная отзывчивость при восприятии картин Иркутских художников;

Умения использовать средства выразительности и различные материалы в собственных рисунках;

Использование рисунка как средства выражения своего настроения, чувств, эмоций, композиционное решение, выразительность сюжета, цветовое решение, техника исполнения, оригинальность рисунка;

Проявление собственного мнения о произведениях, их критика, приведение разумных доводов.

Цель методики выявления уровня художественного восприятия следующая: дважды описать (изобразить) один и тот же предмет, реально присутствующий на занятии, но с различной ценностной окраской, как бы увиденный человеком в разных состояниях, в разные моменты жизни. Конкретизировать эту ситуацию каждый педагог может применительно к возрасту и индивидуальным особенностям ребенка.

Первый уровень. Ребенок не может создать два действительно непохожих образа, передающих состояние описывающего (рисующего) человека;

Второй уровень. Ребенок передает это состояние, от ношение к предмету, но не опосредованно, через вырази тельный образ предмета, а с помощью прямых высказываний и оценок;

Третий уровень. Ребенок создает два ярко различающихся образа, но - с помощью придуманных признаков; это не тот предмет, который он реально видит;

Четвертый, высший уровень, свидетельствующий о силе художественного восприятия. Ребенок создает два разных образа предмета, может быть, даже противоположных по «эмоциональному тону», но в обоих случаях - узнаваемых, а не произвольно придуманных. То есть ребе нок, настроившись на определенный лад, замечает, усиливает, вычерпывает из неисчерпаемого запаса чувственных признаков предмета именно те, которые соответствуют его замыслу.

Цель методики «Раскраска персонажей»:с временным интервалом раскрасить два одинаковых контурных изображения какого-либо персонажа с двумя контрастными характеристиками. Ребенок получает последовательно, с перерывом, два одинаковых контурных изображения какого-либо персонажа (какого - это зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка). Например, это может быть волшебник, в первом случае - добрый, во втором - злой. Это могут быть и другие фантастические или реальные персонажи. Необходимое условие - это контраст оценочного отношения к ним или контрастность их собственно го настроения (например, грусть - веселье).

Кроме силуэта самого персонажа, рисунок должен включать какие-то аксессуары его деятельности (у волшебника это, к примеру, его жезл) и нейтральные детали окружения.

Эти рисунки дети раскрашивают, пользуясь любым удобным для них, но одним и тем же в двух случаях набором материалов.

Поскольку контур одинаков (дети, правда, часто его меняют, но это сейчас не принципиально), ребенок имеет возможность показать свое отношение к двум персонажам только с помощью цвета, и сопоставление двух его рисунков наглядно показывает, выбирает ли он цвета, соответствующие его противоположному отношению к персонажам. Делает ли он «видимой» эту оценку, это отношение? «Воображает» ли ее?

Типичные уровни решения данной методики:

Первый уровень. Два персонажа практически неразличимы; во всяком случае, их легко спутать;

Второй уровень, внутри которого существуют градации. Различается цветовой образ некоторых частей двух изображений; в первую очередь - самих персонажей, получивших ясную оценочную характеристику взрослых во время разъяснения задания;

Третий уровень: различается цветовой образ двух рисунков в целом, в том числе и всех как бы нейтральных деталей изображения.
2.2 Особенности развития художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста
Анализ процесса художественного восприятия позволил сформулировать рабочее определение данного феномена. Художественное восприятие представляет собой становление в сознании личности эмоционально окрашенного, ассоциативно - многогранного, ритмически - упорядоченного, духовно – осмысленного, опредмеченного в материале языка искусства образа мира в процессе сложного многоуровневнего диалога с собой, автором произведения искусства, с культурой.

Данный тип восприятия по своему определению предельно близок к эстетическому восприятию. Его отличие от этого вида перцепции – направленность на воплощение рождаемого образа в материале искусства. Художественного восприятия не может быть в полной мере развито у ребенка дошкольного возраста, прежде всего на уровне осознанности этого процесса. В то же время дети дошкольного возраста обладают богатыми возможностями художественно-творческого развития.

В результате проведённого исследования получены результаты, представленные в таблице 1.
Таблица 1.Уровня художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста.

Количество в %

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Четвертый, высший уровень

Рис. 1. Уровни художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста
Итак, 45% детей были отнесены к первому уровню, который характеризуется тем, что ребенок не может создать два действительно непохожих образа, передающих состояние описывающего (рисующего) человека; так, например Даша П. долго не могла решить, что же ей рисовать, она нарисовала светло-серого и тёмно-серого слоника, не добавляя в рисунок никаких других деталей, свидетельствующих о настроении автора.

20% были отнесены ко второму уровню, который характеризуется тем, что ребенок передает состояние, от ношение к предмету, но не опосредованно, через вырази тельный образ предмета, а с помощью прямых высказываний и оценок. Причинами данной особенности являются отсутствие знаний сенсорных эталонов и недоразвитие уникальных в своем роде действий восприятия.

20% были отнесены к третьему уровню, который характеризуется тем, что ребенок создает два ярко различающихся образа, но - с помощью придуманных признаков это не тот предмет, который он реально видит; один из обследуемых ребят, Сеня К нарисовал того же самого слона, но одного изобразил весёлым, улыбающимся, в шляпе голубого цвета и с бантом с боку. Второго слона он изобразил грустным, больным, с перевязанной ногой, с градусом под мышкой.

К высшему, четвертому уровню развития художественного восприятия, можно было отнести работы 15 % ребят. Здесь дети создавали два разных образа предмета, может быть, даже противоположных по «эмоциональному тону», но в обоих случаях - узнаваемых, а не произвольно придуманных.

В результате проведенной методики «Раскраска персонажей» получены следующие результаты, представленные в таблице 2.
Таблица 2.Результаты методики «Раскраска персонажей»

Количество в %

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Рис. 2. Результаты методики «Раскраска персонажей»
Таким образом, 57% детей нами были отнесены к первому уровню, который характеризуется низким уровнем идентификации изображений и недостаточным уровнем использования графических средств, то есть два персонажа практически неразличимы; во всяком случае, их легко спутать. Например, Даша П. раскрасила красную шапочку в двух рисунках в красный и в бледно-красный цвета.

Ко второму уровню были отнесены 33% детей, работы которых содержали определенные градации – различался цветовой образ некоторых частей двух изображений; в первую очередь - самих персонажей, получивших ясную оценочную характеристику взрослых во время разъяснения задания. Например, Сеня К. раскрасил свои рисунки разными цветами, и было понятно, что это красная шапочка, но в одном случае она была пассивная (преобладали мягкие цвета), а в другом случае она была очень активная (преобладали яркие цвета).

К третьему уровню отнесли 10% детей, в работах которых различался цветовой образ двух рисунков в целом, в том числе и всех как бы нейтральных деталей изображения.

Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей художественное восприятие, обусловлено низким уровнем развития пространственного, зрительного и эмоционального восприятия. Дети в недостаточной мере владеют навыками глазомерных действий, не различают формы и взаимоположение воспринимаемых художественных объектов, а также затрудняются в использовании различных цветов для описания эмоциональных состояний изображаемых объектов.

Анализ полученных результатов активизировать необходимость создания педагогических условий развития художественного восприятия детей данного возраста:

1) опоры на опыт эмоционально-непосредственного восприятия;

2) осуществления художественного развития ребенка на основе естественного процесса развития изобразительной функции детского рисунка;

3) постепенности развития художественного восприятия.

Выделенные компоненты и условия развития художественного восприятия дошкольников стали основой определения педагогической целесообразности и эффективности методов развития художественного восприятия ребенка, задали критерии оценки уровней развития ребенка.

Итак, проведенный констатирующий эксперимент показал, что у большинства детей старшего дошкольного возраста преобладает низкий уровень развития художественного восприятия. Это может быть обусловлено недостаточной сформированностью у детей сенсорных эталонов, графомоторных, глазомерных навыков, а также низким уровнем пространственного ориентирования и восприятия.

Также в ходе анализа результатов эксперимента выявляется упомянутая выше особенность художественного восприятия, состоящая в том, что оно требует активной работы многих механизмов психики - непосредственно-отражательных и интеллектуальных, репродуктивных и продуктивных.

Как было сказано выше, художественное восприятие представляет собой целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.



3. Развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста
3.1 Развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с творчеством иркутских художников
Развивающая педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода.

Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является развитие художественного восприятия у дошкольников.

Задачей педагога, совместно с семьей становится создание и выполнение определенных условий, которые станут способствовать нравственному и духовному развитию личности, ее самосовершенствование, стремлению к познанию окружающего мира и себя в нем. Однако при одном условии: обучение станет способом воспитания развития свободной, творческой личности, что и предусматривает программа, формирующего эксперимента.

Искусство широко входит в жизнь детей уже в дошкольном учреждении. С детьми систематически проводятся занятия по ознакомлению с разными видами искусства, в том числе с изобразительным искусством, с его видами и жанрами. Не случайно в программе учитывается, что ребенок усвоил до школы, с каким потенциалом он приходит в первый класс. Таким образом, у детей шестилетнего возраста всем предыдущим развитием и обучением заложены основные навыки художественно-творческой деятельности, необходимые для дальнейшего развития их творчества. Период начальной школы является самым ответственным моментом в жизни растущего человека. Здесь формируется нравственный тип ребенка. Здесь решается задача, быть ли ему творческой личностью. В большей степени этому способствует изобразительная деятельность как специфическое образное познание действительности. На занятиях дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимают рисование, лепка, аппликация, конструирование. Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для будущего школьника, так же он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, комка глины, бумаги. Этот процесс вызывает у него чувства радости, удивления.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, регионального компонента.

Цель программы: развитие нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и в жизни, на основе предоставления свободы для художественно – творческого решения задач.

Задачи программы:

Установление связей с миром прекрасного, привлечение личного опыта детей (эмоционального, визуального, бытового).

Использование метода оформления интерьера группы работами детей, оформление выставок.

Формирование знаний о названии основных и составных цветов, их эмоциональной характеристики. Умение пользоваться кистью, красками, палитрой.

Овладение начальными навыками выразительного использования трехцветия (красный, желтый, синий цвета и их смеси). Подбор краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением.

Ниже представлен тематический план программы.
Таблица 2.1.План работы.

Основы художественного творчества

Регулирование психических процессов и процессов познания у детей

Техника безопасности художественного творчества

Дополнительные формы работы (художественное слово, музыка, сценическое движение, гимнастика)

I часть – “В гостях у осени”

1. Знакомство с волшебными красками

Гуашь. Три основных цвета. Смешивание цветов. Рисование на тему “Какого цвета радуга”. Развивающая игра “Цветик-семицветик”

Понятие гармонии цвета. Использование цвета в соответствии с эмоциональным содержанием рисунка и настроением художника.

Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения. Семь цветов образуют спектр солнечного луча.

Правила хранения красок, кистей, бумаги. Правила работы с палитрой, кистью, бумагой. Организация рабочего места во время урока. Навыки организации труда по уборке рабочего места после работы с красками.

Использование музыкального фона. Диалог с детьми о природных явлениях: радуге ветре, солнце, дожде.

2. Дары осеннего сада.

Аппликация. Работа с цветной бумагой, муляжами фруктов. Тема композиции “Фрукты на блюде”. Изучение репродукций Сысоевой Н.С. “Цветы и плоды”.

Работа по шаблону. Умение работать согласно замыслу. Умение экономить бумагу. Умение вырезать по намеченной линии. Знание фруктов и их цветов.

Безопасная работа с ножницами и безопасное хранение ножниц. Техника наклеивания рядом и друг на друга. Чистота рабочего места после работы с клеем.

Чтение стихотворения “Яблоки”. Отгадывание загадок о фруктах.

II часть – “Рассказы зимы”

3. Аппликация симметрии “Снежинка”.

Симметрия в квадрате. Выражение положительных эмоций к явлениям природы

Развитее сосредоточенности, концентрации внимания, цельности восприятия. Понятие ритма в природных формах.

Техника сложения бумаги по правилам симметрии. Работа с мелкими формами без предварительной разметки. Техника безопасной работы с ножницами.

Прослушивание сказки. Музыкальный фон.

4. Праздничный наряд для новогодней ёлки.

Создание радостного, приподнятого настроения в преддверье праздника. Работа с натуры. Изображение ветки ели с нарядными игрушками.

Развитие умения работы с натуры. Знакомство с законами композиции, светотеневыми градациями. Развитие творческих способностей. Передача эмоциональной приподнятости средствами художественной выразительности

Работа с красками на основе выбранной палитры.

Прослушивание стихотворения А. Барто “Ёлка”. Новогодние песни

III часть – “Почувствуй и расскажи”

5. Составление декоративных композиций в квадрате. Знакомство с техникой мозаики.

Закрепление названия геометрических фигур. Знакомство с особенностями расположения элементарной композиции в квадрате. Повторение понятия симметрии. Сравнение элементов повтора на плоской фигуре с шумовым и музыкальным ритмами. Понятие “Аккуратности” и порядка при составлении композиции.

Техника разминания, растирания пластилина. Техника вдавливания в пластилин декоративного природного материала. Умение привести в порядок рабочее место.

Прослушивание, прохлопывание и протопывание различных музыкальных ритмов.

6. Животные наши друзья.

Элементарное конструирование из бумаги. Оригами.

Применение элементов комплексного развития пространственного мышления, воображения. Знакомство с творчеством художников анималистов. Развитие пластики, мимики, жеста.

Техника сложения бумаги. Последовательность работы.

Ролевая игра “Угадай кто я?” - этюды на выразительность мимики и жеста. Воспроизведение характера, повадок животных через пантомиму.

7. Лепка. Коллективная работа “Утиный пруд”

Образ птицы в мифах, легендах, песнях, сказках.

Развитие навыков лепки. Умение замечать красоту в окружающем мире.

Техника работы с пластилином комбинаторным способом и способом вытягивания. Работа со стекой.

Прослушивание весеннего пения птиц. Отгадывание загадок о птицах. Повествование о птицах в сказках и легендах.Знакомство с иркутским художником

И.С. Шишиловым.

IV часть – “Весна красна”

8. Красота пейзажа “Весеннее платье земли”.

Работа гуашью по представлению.

Знакомство с понятием линии горизонта. Развитие чувства сопереживания.

Техника работы гуашью, использование палитры. Подбор сложных цветов. Организация рабочего места.

Чтение стихов о весне. Работа с репродукцией картины В.С.Рогаля, декоратора и акварелиста В.Н.Лебедева.

9. Творческая работа “Краски играют”.

Выполнение “Коллаж ладошек”. Передача эмоций, чувств с помощью коллажа.

Пробуждение положительных эмоций. Развитие чувства композиции, соразмерности.

Правила работы с гуашью. Техника безопасности при работе с ножницами. Умение привести в порядок рабочее место.

Прослушивание сказки. Коллективное творчество.

В качестве примера представлен план некоторых занятий.

Занятие 1.

Тема: Знакомство с волшебными красками. Какого цвета радуга?

Цель: Познакомить с тремя основными цветами. Начать формировать умения организации рабочего места.

Учить начальным навыкам выразительного использования трехцветия (красный, желтый, синий). Рисование по представлению.

Развивать ассоциативное мышление, фантазию, воображения.

Воспитывать умение оценить, похвалить работу другого.

Основные виды работы детей: Рисование по представлению “Радуги”.

Игра «Волшебный цветик – семицветик».

Наглядный материал: таблицы: “Путешествие кошки Мурки”, “Цветик-семицветик”, “Радуга”; репродукция В.С.Рогаля.

Принадлежности детей: альбомный лист, гуашь, кисть, баночка, палитра.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Наличие материала, правильное расположение его на столе, готовность к занятию.

II Сообщение цели и задач.

Познакомимся с тремя основными цветами и их смесями. Нарисуем радугу.

III Беседа.

Из-за темных туч

Показался Луч

И на длинной ножке

Прыгнул за окошко,

С маленькою Муркой

Поиграл он в жмурки,

С горки покатился,

Бликами носился.

Тема нашего занятия «Знакомство с волшебными красками. Какого цвета радуга? ».

Какие три основных цвета вы знаете? (Красный, синий, желтый). Почему краски волшебные? (Ответы детей).

Смешиваясь краски, создают новые цвета (красный + желтый = оранжевый; синий + желтый = зеленый, красный + синий = фиолетовый). Рассматривание таблицы «Путешествие кошки Мурки».

Какие цвета содержит луч солнечного цвета? (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Сколько всего цветов в луче света? (Семь).

Игра «Волшебный цветик – семицветик». Дети называют предметы такого же цвета, как и лепестки “цветика – семицветика”. Кто последний назвал предмет, тот и возвращает лепесток.

Мы познакомились с волшебными красками. Давайте отгадаем загадки.

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

Его просят, его ждут,

А как придет – Прятаться начнут. (Дождь)

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути!..

В них ни въехать, ни войти… (Радуга)

IV Инструктаж.

Показ примерной работы. На листе бумаги, который в данном случае расположить горизонтально большей стороной, радуга в детских рисунках появляется как огромный цветной мост, перекинутый через весь лист.

Показ примерной работы. Показ приёмов работы.

V Практическая работа.

Методические указания: осанка, работа кистью, краской, аккуратность, индивидуальная работа с детьми.

VI Итог занятия. Выставка детских работ.

Занятие 6. Знакомство с иркутским художником И.С. Шишиловым.

Цель:Познакомить детей с творчеством иркутского художника-пейзажиста И.С Шишилова: с основной идеей произведений, на основе отслеживания связи между содержанием и средствами выразительности. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к труду художника.

Активизация словаря:холст, просторы необозримые, необъятные, широкие.

Материал:иллюстрации картин И.С. Шишилова («Малое море. Северная часть», «Хабой», «Луг. Нижняя Качерга», «Ольхон»).

Ход занятия:

Устроить в группе мини выставку репродукций картин Игоря Сергеевича Шишилова.

Как вы думаете, что главное в этих картинах?

А как художник показал это главное? (Величие скал, насыщенные краски луга, удивительное спокойствие воды, бушующие волны Байкала, беспокойные чайки на фоне крутых гор.)

Послушайте рассказ о художнике и о том, что волнует самого художника, что он чувствует, глядя на свои пейзажи.

«Художник И.С. Шишилов родился в Иркутске. С детства он любил свой родной край, часто убегал в поле, лес, любовался природой, замечал, как она просыпается весной, как на полях и лугах расцветают первые цветы, очень любил слушать пение птиц в лесу. Будучи уже взрослым, часто уходил в лес, взяв с собой холст и краски, садился где-нибудь в укромном уголке и рисовал до позднего вечера. Однажды, когда ему довелось побывать на острове Ольхон, художника поразила эта неповторимая красота настолько, что он решил тут же её отобразить в своих картинах. Художника поражали горы, которые он рассматривал издалека: они были покрыты сизой дымкой. Также на скалистом берегу наблюдалось скопление чаек. Мастеру хотелось показать насколько просторы Байкала - необъятные, необозримые и широкие. Он любуется сам и приглашает нас любоваться красотой и богатством цвета, благородством соотношения глубокого голубого цвета озёрной воды и яркостью, сочностью травы летнего луга.

Давайте посмотрим картины Игоря Сергеевича Шишилова. О чём вы думаете, когда смотрите на пейзажи этого художника? Чем нравятся вам эти картины?

В ходе занятий первой серии у большинства детей как первого, так и второго и третьего уровней (Яны Б., Даши З., Никоса Г. и др.) проявились интерес, эмоциональная отзывчивость. Это отразилось в речи детей: «Мне нравится, как волны бегут…» (Стас К.), «Вот это я видела, когда мы ездили на Байкал!» (восхищённо восклицала Яна Б.), рассматривая репродукцию картины И.С. Шишилова «Малое море. Северная часть», Дин У с интересом подметил: «Это место очень похоже на то, у которого мы были в прошлом году. Там тоже были скалы и много чаек», «Я тоже хочу так рисовать» (задумчиво произносила Маша Р.) и др. В свободное время дети охотно рассматривали фотографии, репродукции картин иркутских художников, заинтересованно слушали рассказы о Байкале. Дети подошли к осознанию эстетической ценности картины, их характеру, желания художника отобразить в картине восхищение окружающей природой («Вот когда смотришь на картину то и настроение поднимается…» - Саша И., «Художнику нравится на Байкале – краски весёлые» - Родион С.,

«Сосны и ели выглядят как настоящие. Можно даже каждую иголочку рассмотреть» - Илья Д.).

В контрольных вопросах дети показали способность отличать пейзажи от других жанров живописи (натюрморт, портрет). У большинства детей проявился достаточно устойчивый интерес к произведениям пейзажной живописи.

В восприятии зверей дети предвносили свои впечатления, полученные из книг, иллюстраций, фотографий. Образовалась живая связь между восприятием действительности и искусством. («Здесь у меня чайки летят…» - Лера П., «Я видела омуль и решила нарисовать его у себя в озере. Его почти не видно, потому что он плавает глубоко» - Соня К., «А на моём рисунке начался первый снег… Лисичка бежит. Она ещё не успела шубку поменять на серую» - Влад П.).

У детей стала появляться определённая направленность на восприятие действительности. Восприятие же образов в искусстве органически связывается с теми впечатлениями и наблюдениями, с которыми дети встречаются в действительности. («Как красиво художник нарисовал деревья. Они такие большие и могучие» - Ярослав И., «А у нас на даче тоже растут ёлки и сосны и они очень похожи на эти» - Лера К., «Я решил нарисовать в дереве дупло, которое выдолбил дятел. А теперь в этом домике живёт белка и делает запасы на зиму» - Илья Д.).

Дети способны это выразить в суждении о том или ином произведении. («Мне понравилась картина, на которой нарисована зима в лесу… Как будто прошла метель или пурга и теперь все деревья стоят в снегу» - Даша З., рассматривая репродукцию картины В.З. Зарянова «Байкал. Прибой» Диана Б. заметила: «Когда смотришь на эту картину то кажется, что там сильный ветер, потому что волны большие и они бьются о берег» и др.).

Признаками творческого отношения к рисованию мы считали: активный интерес к поставленной задаче, к процессу выполнения рисунка и его результату – рисунку; самостоятельность, инициативу, целенаправленность в выполнении поставленной задачи, упорство в преодолении трудностей. («Я сначала хотел нарисовать озеро, но у меня оно получилось совсем маленькое и не похожее на озеро Байкал. Ведь оно большое. Но потом я дорисовал несколько деревьев и у меня получился лес. А озеро стало лужей. Я назвал картину «В лесу после дождя» - Влад Г.).

Наблюдение процесса рисования проводилось в условиях предоставления детям свободы действия; предоставления детям возможности наблюдать изображаемые предметы и образы (небо, деревья, цветы, реку и т.д.).
продолжение
--PAGE_BREAK--

Рассмотрим музейно-игровую методику по развитию художественного восприятия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она предназначена для работы как в условиях музейной среды, так и в образовательном учреждении -- при наличии необходимого дидактического обеспечения: слайдов, репродукций, видеокассет и др.

Основные задачи занятий

* Освоение музейной среды как пространства культуры на основе интеграции музейно-педагогических, дошкольных и театральных методик, соотнесенных с психологическими особенностями старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

* Воспитание уважения и творческого отношения к произведению изобразительного искусства и формирование основ зрительской музейной культуры.

* Формирование навыков произвольного внимания к пластической выразительности окружающего ребенка предметного мира и произведений искусства.

* Развитие сенсорной сферы (в частности, осязания), познание пластической формы и пластических возможностей ребенка.

* Развитие воображения и фантазии как основы творческой деятельности ребенка 11 Кудина Г.Н. Как развивать художественное воспитание у школьников. М.,1988. С.45..

Психолого-педагогическая специфика занятий предполагает сотворчество музейного педагога, педагога по театрализованной пластике и музыканта.

Интеграция может быть успешной только при условии согласованного взаимодействия всех участников педагогического процесса. При этом деятельность педагогов, проводящих занятия, должна быть построена с учетом психологических особенностей развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Исходя из возможностей художественного музея в воспитании зрительного восприятия, познавательных и творческих способностей ребенка, использование пластических упражнений в музее, на основе возрастной специфики 11 Образовательная деятельность худо-жественного музея. Вып. IV. СПб., 1995. С.19., способствует лучшему усвоению ребенком визуальных образов изобразительного искусства, а также развивает произвольное (концентрированное) внимание и творческое воображение.

Подтверждение верности избранного направления работы авторы находят в книге известного петербургского психолога М.В. Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых», где раскрыт новый психологический подход к освоению ребенком пространственных представлений и формированию модели окружающего мира. «Модель мира любого человека, даже маленького ребенка, доступна для внешнего восприятия только при том условии, что она каким-то образом воплощена, «овнешнена», материализована -- в виде рассказа, рисунка, поступка и т.п. -- утверждает автор. - Если же взрослый (например, воспитатель) хочет приобщить ребенка к определенной системе мировоззренческих принципов, а значит и определенной модели мироустройства, то он обязательно должен воплотить ее в виде словесного, изобразительного или поведенческого текста (рассказа, песни, басни, картины, модели поведения и т.п.), которые максимально легко и полно могут быть усвоены воспитуемым» 22 Осорина М.В. Секретный мир детей в про-странстве мира взрослых. СПб., 1999. С.51..

Воспринимая произведения изобразительного искусства, ребенок в процессе занятий расширяет круг известных ему ранее образов, представлений и понятий.

Пластические занятия дают возможность «прожить» увиденное в движении и отразить художественный образ через свое телесное «я». Культурно-пространственная среда музея включается в умственное, личностное развитие ребенка совокупностью зрительных, слуховых, вестибулярных, тактильных, кинестетических и других ощущений, которые постепенно становятся неотъемлемой частью модели мира ребенка.

Для запоминания особенностей конкретного произведения и дальнейшего домашнего рисования по впечатлениям от музейного занятия педагог, обращаясь к зрительной памяти ребенка, подчеркивает индивидуальные отличия, неповторимые качества персонажей, изображенных в произведениях искусства. Затем он просит пластически воспроизвести сложившийся в воображении ребенка образ, выделяя главное, характерное для того или иного явления, персонажа, предмета и др., что требует от каждого из них особой концентрации внимания на осмысленном движении тела.

Это развивает способности детей к обобщению, мобилизует фантазию и совершенствует природные данные соответствующей тренировкой, развивая их в нужном направлении.

Занятия по театрализованной пластике проходят в специально оборудованном помещении, имеющем напольное ковровое покрытие и музыкальный инструмент. Это является дополнительным фактором а создании особой атмосферы свободы движения и защищенности ребенка. Общение с педагогами на пластическом занятии делает возможным восприятие музейной среды как игровой, расширяет психотелесный опыт и дает возможность свободно манипулировать впечатлениями, образами, персонажами в пластических импровизациях.

Роль музыки в этом процессе исключительно велика. Она создает положительный эмоциональный фон, удерживающий непроизвольное внимание и позволяющий ребенку участвовать в выполнении задания или отдыхать, не теряя интереса к конкретному упражнению, выполняемому группой.

Использование активной игровой формы в сопровождении «живой музыки» способствует развитию чувства ритма и оригинального творческого мышления. При этом важно помнить, что настройка на ритм движений -- самый древний, самый универсальный и самый успешный способ психологического присоединения. Действия педагога, которым дети стремятся подражать, не требуют точного запоминания и повторения, взаимодействуя с глубинами души, они вызывают у детей их собственные мощные емкие образы.

В отличие от дидактических игр музыкально-пластические занятия не ставят целью усвоение информации, а дают детям возможность приобрести умения в игровой форме воспроизводить персонажи, предметы, явления природы, изображенные в произведениях искусства. В восприятии детей они предстают как живые, трансформирующиеся, развивающиеся во времени. Такие игры условно называют символическими.

«Символическая игра, употребление ребенком символов является существенным моментом в развитии его психики. Использование символов, способность замещать один объект посредством другого объекта представляет собой приобретение, обеспечивающее в дальнейшем овладение социальными знаками. Благодаря развитию символической функции у ребенка формируется классифицирующее восприятие, существенно изменяется содержательная сторона интеллекта и другие собственно человеческие способности» 11 Мухина В.С. Психологические особеннос-ти преддошкольного и дошкольного возра-ста. //Возрастная и педагогическая пси-хология под ред. А.В. Петровского. М., 1993. С.116..

Символическая игра с преобладанием в ней детского инстинкта подражания удовлетворяет потребности ребенка в общении с миром взрослых и активно готовит его к жизненный реалиям.

В условиях художественного музея театрально-пластические игры способствуют развитию эмпатии, то есть воображаемого перенесения себя в ту или иную эпоху, проживанию изображаемых ситуаций, идентификации с персонажами произведений искусства, ощущению сопричастности к ним. Способность к сопереживанию, приобретенная в рамках данных занятий, впоследствии может успешно переноситься ребенком на более широкий спектр ситуаций (в том числе и на ситуации межличностного взаимодействия).

Структурна интегрированных занятий и условий их проведения таковы:

Предлагаемые двенадцать занятий рассчитаны на учебный год, с периодичностью два занятия в месяц!

Продолжительность занятия -- два академических часа. Игровой метод и смена видов деятельности позволяют детям сохранять в течение этого времени познавательную и творческую активность.

«Мы идем по дворцу»,

«Образы скульптуры»,

«Что такое живопись»,

«Цвет в живописи»,

«Мир животных в изобразительном искусстве»,

«Боги и герои Древней Греции»,

«Чудо-мастера»,

«Человек и время (портрет)»,

«Как люди раньше жили»,

«Природа глазами художников»,

«Фантастические сюжеты в искусстве»,

«Образы минувшего».

Условия занятий:

Наличие напольного коврового покрытия, игровых кубов и музыкального инструмента повышает состояние комфорта во время пластических игр.

Использование репродукций и диапозитивов, воспроизводящих зрительный ряд экскурсии, способствует накоплению разнообразных переживаний, связанных с образами, проецируемыми в ходе занятий.

Четкие пространственно-временные границы, создаваемые использованием постоянного места и времени проведения занятий, обеспечивают возможность поддержания «исихологичес-к-дистанции» (отстранения од внешнего мира).

Особенности проведения

Каждое занятие состоит из двух частей.

I часть - рассказ о произведении искусства с помощью метода диалога и музейно-педагогической игры.

II часть - пластические игры-упражнения, направленные на развитие эмоционально-образного восприятия мира и произведений искусства.

Последовательность частей зависит от темы и задач каждого занятия.

художественный воспитание изобразительный педагогический

Анализ модели и технологии развития художественного восприятия как составляющей творческого воображения (Т.В. Калинина, И.В. Юсупова)

Чтобы успешно решать задачи развития творческого воображения, необходимо понимать природу развития творческого восприятия. Поэтому представляется необходимым проанализировать выше обозначенную педагогическую модель развития художественного восприятия ребенка.

Развитие художественного восприятия - это развитие способности человека входить в мир художественной культуры, это развитие способности порождать новые культурные миры на основе собственного миро- восприятия. Схема процесса художественного восприятия произведений изобразительного искусства может быть представлена следующим образом.

Первый этап - этап эмоционально-непосредственного переживания произведения. На данном этапе восприятие осуществляется в психофизиологическом уровне восприятия и, соответственно, не опосредовано сознанием. Данный этап определяется как предельно значимый для художественного восприятия: представление о явлении как некой целостности с самим собой. Это этап сопереживания, эмпатии. На данном этапе окружающий мир (и произведении искусства, как явления окружающего мира) отражаются в сфере бессознательного. Непосредственное переживание формы и материала произведения («эмоция формы» и « эмоции материала» по Л.С. Выготскому) становятся, таким образом, тем материалом, из которого и рождается целостный эмоционально окрашенный образ - образ переживаний. «Эмоции материала» для произведения искусства - это переживание предметного состава произведения и его сюжета. А «эмоции формы» - это эмоциональная реакция на цвет, тональное решение, ритмический строй картины, формат… . Пересечение эмоция материала, эмоции формы и образа бытового восприятия порождает множество ассоциаций, задающих иное осмысление предмета восприятия. То, что рождение ассоциаций происходит в сфере бессознательного, приводит к рождению неожиданных для субъекта ассоциативных образов, недоступных логике сознания. «Бессознательное, не зная «логики» сознания, именно в силу этого незнания открыта бесконечному количеству «иных логик» действительности, которые пока еще не стали достоянием цивилизации». . Богатство ассоциативных рядов - это богатство возможных интерпретаций и возможных новых смыслов, делающих художественное восприятие уже на уровне бессознательного более емким по сравнению с бытовым восприятием.

Значимая роль бессознательных процессов, в том числе процессов анализа, - одна из особенностей художественного восприятия, ровно как и творчества. Не случайно, художники единодушны в разделении произведений искусства на «рожденные» и «созданные», причем предпочтение отдается произведениям «рожденным». Итог первого этапа - рождение целостного образа переживания, основные характеристики которого - эмоциональная сила этого переживания, эмоциональное богатство ассоциативных связей, но главное - новое отношение (еще неосознанное, но отчасти пережитое). Это «вещь в себе» еще не ставшая феноменом сознания.

Для того, чтобы это переживание стало объектом осмысления на уровне сознания, оно должно быть выделено из ряда других переживаний реальности и искусства. Это - второй этап, предельно важный для процесса художественного восприятия. Именно ощущение несовпадение нового переживания по отношению к предыдущему опыту переживаний реальности искусства, позволит осознать себя другим, иначе чувствующим. Главное в этом ощущении не только новизна, но, и противоречивость переживания, вызванного произведением. Эта противоречивость вызвано теми разнонаправленными «эмоциями материала» и «эмоциями формы», о которых писал Л.С. Выготский, развивая идею « катарсиса», как преодоление «эмоций материала», «эмоций форм». Итог второго этапа - образ воздействия, как осмысленная неординарность собственного переживания, его эксклюзивность или тревожащая противоречивость собственного переживания. Открытие автора в произведении - это переход к новому третьему этапу художественного восприятия. Данный этап художественного восприятия - это исследование своего чувства восприятия по средствам мысленных экспериментов с формой произведения. Исследование своего переживания на данном этапе - это осмысление бессознательных процессов на уровне сознания. Итог данного этапа - становление в сознании зрителя художественного образа, понимаемого им как видение мира автором произведения.

Четвертый этап - этап диалога с культурой и завершения диалога с автором. Это социально-психологическая сфера восприятия, опосредованная коллективным сознанием. На данном этапе осуществляется соотнесение с нормами, существующими в культуре. Понимание авторской позиции позволяет субъекту восприятия осознать позицию собственную. Соотнеся собственную позицию с авторской и иными культурными позициями, зритель ведет диалог Я - Культура.

Итог четвертого этапа, таким образом, - рождение нового образа мира. Переживание и осмысление этого образа создает потребность поиска новой формы для его воплощения. Такое понимание процесса художественного восприятия, соотнеся с идеями А. Н. Леонтьева о восприятии, ставившего проблему восприятия, как проблему психологии образа мира. Однако для осуществления восприятия на данном этапе необходим достаточный багаж знаний, для соотнесения полученного опыта осмысленных переживаний с опыта, существующего в культуре. Поэтому отсутствие этого багажа у детей определяет сотворчество с педагогом в восприятии, как основной метод развития художественного восприятия младшего школьника. В этом специфика данного этапа. .

Важно отметить роль педагога в организации изобразительной деятельности детей. Эта роль состоит в ненавязчивом, но целенаправленном воздействии на формирование творческих устремлений младшего школьника. Именно педагог создает эмоциональный настрой детей (переживание замысла), а также условия для открытия необходимых для осуществления этого замысла художественных средств. Интересно отметить, что дети совершенно искренне воспринимают этот замысел как свой собственный, в силу остроты эмоциональных переживаний. Поэтому суть совместной работы учителя-педагога и школьника - это сотворчество, соавторство.

На каждом этапе обучения творческий процесс оказывается завершенным актом. То, что пока еще недоступно ребенку в этом процессе в силу возраста, незаметно для него берет на себя учитель, постепенно по мере обучения передавая выполнение этих задач младшему школьнику. В композициях третьей ступени ребенок уже осознает свой замысел и, что особенно важно, несовпадение собственного переживания, отношения с отношением, существовавшим у него ранее или бытующим в культуре. Здесь педагогу важно поддержать у школьника возникшее ощущение исключительности собственных переживаний. Поиск и уточнение средств выражения станет для ребенка теперь не просто игрой или экспериментом, но и подлинно художественным творчеством.

Упражнения нужны на данном этапе для сохранения игровой атмосферы, раскрытия неограниченных возможностей языка искусства и направления творческих поисков детей в область переживания формы, а не, скажем, сюжета и прочих реальных, бытовых подробностей. Творческий поиск следует ориентировать на поиск новых средств выражения на основе собственных переживаний, а не на действия в логике повторения уже известного, найденного. На основе тщательно подобранных упражнений, направленных на стимулирование воображения и творчества, может быть разработана технология развития художественного восприятия младших школьников. Автор строит свою технологию на основе комбинаторных игр с элементами языка изобразительного искусства.

Комбинаторика по самой своей природе имеет прямое отношение к творчеству. Умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания Л.С.Выготский называл психологической основой творчества . Приемы комбинаторики (свободного чередования элементов целой конструкции, варьирование способов расположения элементов композиции нередко использовались художниками в различных областях творчества). Так, известно, что Пикассо при создании декоративных натюрмортов часто работал одновременно над несколькими вариантами одного произведения. Он ставил несколько холстов в один ряд и определенный набор колеров для каждого холста рядом. Варианты цветового и композиционного решения он выстраивал в результате не мысленно, а сразу в материале произведения. Такая игра с элементами композиции позволяла один замысел воплощать сразу в нескольких видах. Приемы комбинаторики использовались также в играх словесного творчества. Такова известная еще в древнем Китае игра в буриме. В музыкальном творчестве, где ритмическая основа является наиболее доступной слуховому восприятию, примеров использования комбинаторики как художественного приема можно назвать особенно много. Так, Рихард Вагнер любил повторять, что первоосновой его произведений являются исключительно математические закономерности и их вариации.

Игры на основе комбинаторики широко используются педагогами для развивающих занятий в различных областях детского творчества: математического, шахматного, словесного, музыкального и др. В математике комбинаторные игры используются как средство развития вариативности логического мышления. В области словесного творчества дети, используя различные варианты ритмического строя, сюжетного хода, метафорических образов и т.д. при реконструкции стихов, сказок и рассказов, открывают в этих экспериментах с формой выразительные возможности различных художественных средств, их коммуникативные функции. В области музыкального развития детей комбинаторные игры с ритмическим строем всегда использовались как важнейшее педагогическое средство на занятиях по сольфеджио.

В комбинаторных играх на занятиях изобразительной деятельностью материалом игры становятся элементы языка изобразительного искусства: цвет (в таких его проявлениях как теплый - холодный, светлый - темный, глухой - звонкий), линия различного характера (прямая, волнистая, ломаная), пятно, штрих, масштаб, контраст, нюанс и т.д. А правилами игры становятся приемы ритмизации пластической формы - композиционные средства изобразительного искусства. Игровые действия в комбинаторных играх представляют собой свободную манипуляцию отдельными элементами формы, их в прямом смысле комбинирование. Целью этих действий для ребенка, да и в конечном счете для педагога является не создание конкретных изображений, но своего рода эксперимент-«А что получится?!» В процессе этого эксперимента ребенок подчиняет свои действия не столько логике задуманной конструкции, сколько внутреннему эстетическому чувству, неосознанным предпочтениям формы, цвета, ритма.

Особое значение игры для художественного развития ребенка определяется близостью игры и искусства. Известен афоризм В.Шкловского: «Искусство есть способ пережить делание вещи, а сделанное в искусстве не важно». Игра, используемая для освоения ребенком художественной деятельности должна демонстрировать ему границу условности и реальности. Вся сложность организации такой игры заключается в том, чтобы результатом ее была действительно выразительная форма (а не просто изображение, радующее своей похожестью на реальность) и в то же время чтобы процесс ее создания оставался бы игрой.

Игровые методы и приемы обучения достаточно широко используются в педагогической практике изобразительного искусства. Их специфика заключается в том, что, с одной стороны, они направлены на решение дидактических задач (приобретение ребенком ряда умений и навыков, формирование необходимых представлений и мотивов), а, с другой стороны, включают в себя игровую задачу. Смысл игровой задачи раскрывается как развитие сюжетно-игрового замысла, обогащающего содержание рисунка, придающее ему творческий характер. Условная, мнимая ситуация (Л.С.Выготский), создаваемая игрой, помогает ребенку отстраниться от реального действия и творчески моделировать сюжет, осуществляя действие не от вещи, а от мысли . Однако увлеченность сюжетом, столь свойственная детям и поддерживаемая сюжетной игрой, является преградой для ребенка, она не позволяет ему отстраниться от пластической формы произведения и от самого процесса действия.

Открытие ребенком возможности передачи своих переживаний в изображении требует больших педагогических усилий, так как именно сюжет и его эмоциональное переживание (проживание) мешает ребенку совершить это открытие самостоятельно. Невозможность передать в изображении всю сложность своих переживаний и отношений является, по мнению Л.С.Выготского, причиной того, что ребенок в возрасте уже 10 лет оставляет изобразительную деятельность как пройденный этап и остается в результате на достигнутом уровне навсегда. Поэтому создание оптимальных условий для открытия возможности воплощать собственные переживания в изобразительных формах является актуальным для младшего школьника.. Ребенку, одаренному в этой области, это даст возможность в дальнейшем развить свои способности, а другие дети получат важный опыт приобщения, а также стимул к поиску иных выходов для креативности и самовыражения, столь присущих данному возрасту.

Комбинаторные действия с элементами языка изобразительного искусства не подчинены цели создания конкретного изображения, но представляют собой свободные манипуляции структурными элементами формы на основе внутренних, эстетических предпочтений, не осознаваемых на уровне сознания. Суть предлагаемого метода комбинаторных игр , основанного на приведенной выше периодизации, заключается в том, что обучение детей начинается не с обращения к реальной жизни, не с изображения конкретных реальных форм, требующих предварительного изучения натуры, а с создания абстрактных композиций. В них ребенок угадывает свои впечатления, несмотря на то, что логика этих конструкций не подчинена логике реальных форм, а только его фантазии и его эстетическому чувству. Учебно-художественные задания даются ребенку в виде игр с художественными средствами. Правилами игры становятся ритмические закономерности, различные способы упорядочения элементов формы.

Так, упражнение с волнистыми линиями задается как игра, в которой ребенок придумывает разный характер волнистых линий и чередует светлотные оттенки одного и того же цвета, используя прием растяжки.

Выполненные работы вывешиваются все вместе. Рассматривая их, дети видят в одном рисунке - облака, освещенные солнцем, в другом - движение ветра, в третьем - мягкие склоны холмов; в четвёртом-кроны деревьев; в пятом - поле колышущихся трав и т.д.

На самом деле в каждом рисунке заложено сразу несколько изображений. Это одно из условий рождения художественного образа.

Объединяя несколько изображений в одном, изображение меняет смысл.

Угадывая в ходе этой игры свои зрительные впечатления в абстрактных конструкциях, младший школьник открывает изобразительные возможности ритмически организованной формы и переживает эстетику этой формы, удивляясь неожиданным для него эффектом притягательности для восприятия любой даже не изобразительной формы.

Следующий за такими упражнениями технологический шаг - это композиция. В ней младший школьник уже сознательно использует открытые изобразительные возможности, причём каждый по- своему. Так волнистые линии у кого-то остановятся ветреным небом, у кого-то полем, дуги у одних обозначат уходящие вдаль холмы, у других - кроны деревьев.

Таким образом, младший школьник получает возможность не копировать, а моделировать пространство как вновь создаваемую реальность. Учить изображать младшего школьника становится излишне. Ребёнок сам торопится воплотить в своей композиции то, что открылось ему в игре. Тему для композиции подсказывают упражнения. Они предопределены педагогом, но у младшего школьника ощущение полной свободы в выборе и средств и темы изображения, что активизирует процесс обучения, развивает все психические процессы младшего школьника, в том числе и воображение, создаёт атмосферу напряжённой радостной и творческой работы.

Происходит открытие коммуникативной заряженности элементов художественного языка, выявление взаимозависимости формы и её содержания. Представленные модель и технология художественного восприятия младшего школьника реализованы в программе по изобразительному искусству Т. В. Калининой и И. В. Юсуповой « Альбом с кляксами. Основы языка». Используемые в эксперименте игры авторы классифицируют в соответствии с осваиваемыми детьми художественными средствами: игры с тональным ритмом пятен, игры с цветовым ритмом пятен: тёплых и холодных цветов, тёмных и светлых цветов, глухих и звонких цветов, контрастных и нюансных цветов,игры с ритмом линий, игры с ритмом штриха, игры с ритмом разномасштабных элементов.

В результате одни дети наиболее одарённые в этой области, будут продолжать играть с материалами и средствами языка, открывая их всё новые и новые возможности. Другие, работая по тому же заданию - использовать эти материалы и средства в качестве языка общения. Но и те, и другие будут искренне радоваться собственным открытиям, сохраняя положительное отношение к избирательной деятельности, не теряя уверенности в собственных силах.

Пурик Эльза Эдуардовна (1), Шакирова Марина Геннадьевна (2)

1. доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой Изобразительного искусства, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы», Уфа.

Е-mail: [email protected]

2. кандидат педагогических наук, доцент, Бирский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», Бирск.

Е-mail: [email protected]

Аннотация:

В статье рассматриваются проблемы развития художественного восприятия студентов художественных направлений в процессе обучения изобразительному искусству, методы и приемы организации критического анализа произведений искусства, сущность художественного вкуса, а также условия его формирования.

Обучение изобразительному искусству предполагает передачу студентам дидактически переработанного художественного опыта, а также формирование личного опыта в процессе общения, учебных ситуаций, саморазвития . Личностная составляющая становится тем более значимой, чем выше уровень развития обучаемого, она проявляется и формируется в процессе практической художественно-творческой деятельности, а также при восприятии искусства. Процесс обучения изобразительному искусству предполагает освоение основ художественно-творческой деятельности, языка искусства, с одной стороны, с другой – развитие способности к полноценному восприятию художественных произведений, осознанию ценности пластических искусств, их места в современной культуре. Таким образом, творчество предполагает единство двух сторон: созидания и созерцания, которые находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Такая взаимосвязь способствует обогащению запаса образных впечатлений, возникновению новых ассоциативных связей, навеянных творческими поисками других людей. «Произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства обращаются к тем сокровенно-личностным механизмам психики, с помощью которых образы по-своему интерпретируются и сотворчески обогащаются воображением каждого…зрителя, т.е. соотносятся с его личным опытом, окрашиваются его личностными эмоциями, становятся частью его самосознания» . Л.С.Выготский, как известно, определял творческую деятельность как «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» . В этом смысле и процесс создания художественного произведения, и восприятие эстетических признаков натуры, произведений искусства равно являются проявлениями творческой воли. Ю.А.Герчук отмечает: «Эстетическое восприятие характеризуется как целостное непосредственное эмоциональное впечатление, как активный процесс понимания и усвоения эстетических свойств и сторон натуры. Путь от простого восприятия ведет к более сложному – впечатлению, а от него к более высокому уровню эстетического восприятия – суждению, художественно-образному воспроизведению, оцениванию результатов труда. Поэтому процесс формирования художественного восприятия особенно актуален в наше время» . Восприятие, таким образом, – это и непосредственное чувственное отражение предметов и явлений, и сложная познавательная деятельность, которая неразрывно связана с мышлением. Процесс восприятия происходит в определенной закономерности – от первоначального знакомства с объектом до постижения его сущности в процессе абстрактного мышления. В процесс мышления включаются чувства, которые зависят от мотивов. В структуру чувств, помимо эмоций, входят понятия. Следовательно, без сознания, без логического мышления творческая деятельность невозможна. Художественное восприятие не сводится к простому распознаванию вещей, а предполагает переход из плана изображения в план смыслового значения . Художественно-творческая деятельность, наряду с наличием определенного уровня развития творческих способностей человека, предполагает присутствие критического мышления, умения оценивать художественные произведения. Решение вопросов расстановки приоритетов в системе задач художественного образования (развитие художественно-творческих способностей, воображения, обучение основам ремесла, развитие художественного восприятия) во многом зависит от требований времени. Сегодня на первый план выдвигаются задачи развития творческой личности, одним из необходимых качеств которой является воображение. Сущность механизмов творческого воображения составляют процессы преобразования имеющихся представлений и создание новых на этой основе, воображение – отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. С.Л. Рубинштейн указывал на то, что «мощь творческого воображения и его уровень определяются соотношением двух показателей: 1. Тем, насколько воображение придерживается ограничительных условий, от которых зависит осмысленность и объективная значимость его творений. 2. Тем, насколько они новы и оригинальны, отличны от непосредственно данного его порождения. Воображение, не удовлетворяющее одновременно обоим условиям фантастично, но творчески бесплодно» . Процесс художественно-творческого развития личности, направленный на максимальное обеспечение условий для развития творческого воображения, ориентируется на расширение зрительных образов, хранящихся в памяти (образы природы, искусства, представление о богатстве и разнообразии форм, линий, красок, а также чувств, идей, ассоциаций). При этом важно и другое направление работы – развитие способностей к свободному оперированию этими образами, комбинированию и преобразованию в нечто новое и оригинальное. Художественные способности подразумевают особое умение видеть. Но это особое видение – художественное, предполагающее перевод зрительных впечатлений на язык изобразительного искусства, в конкретную изобразительную форму. Художник воспринимает действительность, исходя из возможностей ее изображения. Визуальный образ предмета, который формируется в его сознании, определяется художественным материалом и техникой. Поэтому задача преподавателя состоит не только в том, чтобы научить рисовать и писать, но и в том, чтобы научить воспринимать предметы с целью изображения. Умение так воспринимать предмет меняет качество восприятия искусства – это, безусловно, две стороны одного процесса. Опыт художественного восприятия является неотъемлемой составной частью творческого опыта. Задача развития художественного восприятия студентов, являясь неотъемлемой частью художественного образования, решается гораздо эффективнее, если этот процесс происходит одновременно с формированием практических художественно-творческих способностей. При этом речь идет не только и не столько о параллельных процессах изучения теоретических (история искусства) и практических (рисунок, живопись, графика, композиция) дисциплин. Практика искусства должна опираться на зрительные образы, примеры из художественной практики, и одного показа произведения здесь недостаточно. Отзывчивость на язык искусства, развитое чувство формы в единстве с содержанием произведения, оценка взаимосвязи содержания и формы – всему этому можно научить лишь в процессе активной деятельности, которая должна быть организована поэтапно. Первый уровень – предметный – самый элементарный. Он основан на непосредственной чувственной реакции и позволяет ответить на вопрос: «Что изображено?» и при этом предполагает неосознанную оценку образа. Когда студент переходит к вопросу: «Что, как и почему?», распознавая и объединяя изображенное на картине, он переходит на второй – сюжетный – уровень, который отличает известная литературность. Этот уровень включает одновременно и элементы познания, и эмоциональной оценки тех предметов, явлений или событий, которые художник передает в своей работе. Третий уровень – собственно художественный или художественно-пластический, который предполагает, что студент готов к восприятию и содержания, и формы произведения, а также осознает взаимосвязь этих его сторон. Здесь возникают вопросы: «Как сделано?» и «Зачем, с какой целью?». Каждое произведение имеет свои неповторимые особенности и требует определенного уровня подготовленности от зрителя . Многие останавливаются на предметном или сюжетном уровнях, в то время как от студентов-художников требуется профессиональное понимание искусства, которое определяет и оценку ими собственных работ. Уровень художественного развития студента во многом определяется его способностью от непосредственной, чувственной реакции на произведение перейти к обоснованному суждению о нем. В основе того или иного отношения к искусству, оценочного суждения лежит вкус, а обоснованная критическая оценка – стимул профессионального художественно-творческого развития личности. Художественный вкус есть развитая способность чувствования и оценки совершенства и несовершенства, единства или противоположности содержания и формы. Художественный вкус – способность человека творчески реализовывать осознанный опыт восприятия искусства (через созерцание и созидание. Формирование художественного вкуса студентов – важнейшая задача специальной подготовки, залог художественно-творческого развития будущего художника. Практика показывает, что процесс развития вкуса как профессионально значимого качества будущего художника происходит стихийно, вкус есть результат тех влияний, которым он подвержен не только в профессиональной среде. Здесь можно назвать много негативных факторов – средства массовой информации, массовое искусство и т.д., противостоять которым может лишь личность, обладающая способностью к адекватной, художественно обоснованной оценке. Основные условия формирования художественного вкуса в процессе профессиональной художественной подготовки студентов можно определить, исходя о положения о необходимости формирования восприятия в процессе практической художественной деятельности, а также его многоуровневого характера: 1) овладение студентами системой знаний о различных стилях, направлениях, течениях в искусстве, а также способностью суждения об их основных особенностях; 2) овладение специфическим «языком» разных видов творческой деятельности, а также способностью давать обоснование использованию тех или иных языковых средств в собственной работе, в произведениях, созданных другими; 3) формирование способности к объективной оценке воспринимаемого в действительности и искусстве, собственной работы, основанной на объективной системе критериев. Развитие художественного вкуса студентов в реальной образовательной практике происходит в процессе: - изучения теории и истории искусства, овладения опытом общения с произведениями различных эпох и авторов, а также их критического анализа; -овладения практическим опытом в области рисунка, живописи, композиции (и других художественных дисциплин, ряд которых сегодня значительно шире, чем в классическом художественном образовании), который опирается на восприятие и критический анализ конкретных явлений искусства. Нам представляется, что эти два блока в содержании художественного образования следует дополнить самостоятельной, собственно критической областью – деятельностью, посвященной собственно критике художественно-эстетических явлений. Критическое суждение есть подтверждение собственной оценки конкретными доводами, основанными на понимании пластических законов искусства, собственно и составляющих основу оценочных критериев. Критерии эти формируются в процессе овладения языком искусства и отражают художественно-образные качества работы, соответствие формы содержанию, уместность использованных художественных средств, а также их выразительность, владение линией, цветом, пятном, фактурой и т.д. Таким образом, компетентность личности в области искусства включает не только владение собственно творческими умениями и навыками, но и способность к адекватному восприятию искусства, то есть к оценке и анализу художественный явлений, изображений любого типа, владение компетенциями в области художественной критики, ведения дискуссий в этой области, позволяющими высказывать и обосновывать собственное мнение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. – 505 с. 2.Большой психологический словарь / сост. и общ. ред.: Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с. 3.Бранский В.П. Искусство и философия. - Калининград: Янтарный сказ, 2000. – 704 с. 4.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.:СОЮЗ, 1997. – 96 с. 5.Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: учеб. пособие. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с. 6.Каган М.С.Эстетика как философская наука. – СПб.:Петрополис, 1997. – 544 с. 7.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. Т.1. – М.:Педагогика, 1989. Т.1. - 488 с., Т.2. – 328 с. 8.Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М., 1999.

Основу любого художественного творчества составляет художественное восприятие. Оно дает возможность человеку входить в мир художественной культуры, позволяет создавать новые художественные произведения, основанные на собственном мировоззрении. В научной литературе художественное восприятие определяется как становление в сознании личности эмоционально окрашенного образа мира, духовно-осмысленного и выраженного посредством искусства.

Развитие художественного восприятия можно начать осуществлять уже в дошкольном возрасте. В образовательной области «Художественно‐эстетическое развитие» программы «Детство» для детей группы старшего дошкольного возраста сформулирована задача по развитию художественного восприятия, звучащая как необходимость активизировать интерес к произведениям народного и профессионального искусства и формировать опыт восприятия произведений искусства различных видов и жанров, способствовать освоению некоторых средств выразительности изобразительного искусства; развивать художественное восприятие, умение последовательно внимательно рассматривать произведения искусства и предметы окружающего мира; соотносить увиденное с собственным опытом; формировать образные представления о предметах и явлениях мира и на их основе развивать умения изображать простые предметы и явления в собственной деятельности. Наиболее успешно художественное восприятие развивается в области изобразительного искусства.

Кроме того, по данным исследований развитие художественного восприятия происходит на основе опыта собственного творчества, а создание изображений является тем видом творчества, в котором ребенок дошкольного возраста максимально активен. Следовательно, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития художественного восприятия. Развитие способности к художественному восприятию ребенка рассматривается в научных трудах многих педагогов, таких как Н.В. Мороз, A.A. Мелик‐Пашаев, Т.Н. Томина, Т.В. Калинина и др. Особенно отмечена была необходимость сохранения и развития эмоциональности непосредственного восприятия ребенка.

Однако при ознакомлении детей с произведениями изобразительного искусства педагоги больше внимания уделяют содержательному компоненту картины, выразительные же средства, использованные художником, не всегда становятся объектом восприятия. Поэтому особое внимание уделяется поиску педагогических условий развития художественного восприятия у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства.

В настоящее время отмечается возрастание роли педагога как носителя художественной культуры. Данная проблема нашла свое отражение в исследовании Н.И. Смаковской. Автор рассматривает готовность педагога к реализации художественно‐эстетического воспитания и образования как важнейшее условие в развитии художественного восприятия дошкольников. Педагогами должна пониматься важность и необходимость приобщения дошкольников к произведениям изобразительного искусства, умение владеть методикой ознакомления детей с произведениями искусства и обеспечивать благоприятные условия для решения задач художественно‐эстетического развития воспитанников. При этом особое внимание уделяется такому педагогическому условию, как организация в образовательном пространстве художественно‐эстетической среды, которая обогащена за счет интеграции образовательных областей. Следовательно, работу по развитию художественного восприятия детей следует начинать с создания художественной среды, с организации минигаллерей.

Минигаллереи могут быть посвящены не только творчеству известных художнико. В группе может быть устроена галерея творчества дошкольников, что позволит детям прочувствовать ценность собственных усилий в создании рисунков, их значимость для окружающих и послужит стимулом для дальнейшего творчества. В групповой комнате детского сада должно быть определено место для размещения портретов известных художников, художественных энциклопедий, книг об изобразительном искусстве, репродукций картин, к которым дети должны иметь свободный доступ. Целесообразно периодически обновлять их содержание. Например, можно следовать принципу сезонности или тематическому планированию группы. Необходимо при отборе репродукций обращать внимание на разные техники, использованные художниками при создании картины, что позволит дошкольникам увидеть многообразие изображений различных объектов и явлений окружающего мира. Так же, при ежедневном наблюдении за состоянием погоды предлагать найти в репродукциях художников отражение аналогичных погоды.

В большинстве методик и программ подчеркивается необходимость освоения выразительности языка искусства. Поэтому, в процессе организации изобразительной деятельности детей, необходимо обращать внимание на выразительные возможности языка изобразительного искусства: варианты линии (прямая, волнистая, ломанная); варианты цвета (теплый – холодный, светлый – темный); особенности ритма (цвета, линий, пятен, штриха); особенности штриховки («прямая», «радиальная»); особенности пятна, различного по форме, массе, цвету;

Также важно знакомить детей с приемами работы художественными материалами: цветными карандашами и восковыми мелками (штриховка с изменением нажима на карандаш (мелок) и направления штриха); гуашью («растяжка», работа мазком); акварелью («растяжка», «посырому»). Положительный результат в освоении цвета как языка изобразительного искусства дает экспериментирование с красками (предложить детям самостоятельно получить новый цвет или его оттенок путем смешения красок).

При организации педагогом непосредственно образовательной деятельности необходимо учитывать принцип постепенного освоения отдельных элементов изобразительного искусства. В процессе восприятия произведений живописи детьми необходимо способствовать осознанности их собственных переживаний как основного содержания произведения (например, в процессе знакомства с произведениями живописи детям можно предложить мысленно стать участником сюжета картины). Важно, чтобы педагог своим примером продемонстрировал эмоциональное отношение к воспринимаемой картине, что вызовет у детей эффект «эмоционального заражения» и будет способствовать активизации детского восприятия. Целесообразно подвести детей к оценке героев, изображенных на картине. Эффективно использовать беседу с вопросами проблемного характера. Вопросы позволят подвести детей к пониманию истинного лица изображенных персонажей, мотивов их поведения. В условиях самостоятельной изобразительной деятельности важно оказать помощь детям в освоении язык изобразительного искусства. С этой целью можно организовать экспериментировали с красками: получение новых оттенков цвета, смешанных цветов и др. Так же развитию художественного восприятия детей будут способствовать развивающие игровые упражнения «Кто есть кто?», «Придумай пейзаж», «Подбери палитру», «Где чей контур» и др. Дети в увлекательной для них форме смогут закрепить полученные ранее знания.

Таким образом, успешность в развития художественного восприятия у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства может быть обеспечена реализацией следующих педагогических условий:

Готовностью педагогов дошкольного образования к развитию художественного восприятия у дошкольников;

Обеспечением эстетической развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении и в семье;

Взаимосвязью непосредственно образовательной деятельности с экспериментированием и самостоятельным творчеством детей.

Список литературы.

1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева [и др.]. – СПб.: Детство‐Пресс, 2014. – 352 с.

2. Калинина Т.В. Педагогическая технология развития художественного восприятия детей 6–7 лет на основе комбинирования элементов языка изобразительного искусства / Т.В. Калинина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nauka‐pedagogika.com

3. Мелик‐Пашаев А.А. Художник в каждом ребенке. Цели и методы художественного образования [Текст] / А.А. Мелик‐Пашаев. – М.: Просвещение, 2008. – 175 с.

4. Мороз Н.В. Восприятие искусства как основа формирования художественной культуры личности / Н.В. Мороз [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://academicon.ru

5. Смаковская Н.И. Развитие художественного восприятия у студентов педагогического колледжа в условиях взаимодействия искусств / Р.И. Смаковская [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nauka‐pedagogika.com

6. Томина Т.Н. Развитие художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с произведениями живописи / Т.Н. Томина [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://festival.1september.ru