Психологическое восстановление после инсульта. Психологическая реабилитация после инсульта

Жизнь после инсульта. Реальный опыт восстановления после «удара», доступный каждому! Сергей Викентьевич Кузнецов

Советы родным и близким

Моральная помощь родных и близких обладает невероятным лечебным эффектом. Дружеская атмосфера взаимопонимания в семье и в ваших отношениях с больным поможет ускорить его выздоровление после инсульта. Главная ваша задача – помочь близкому человеку преодолеть первый, самый сложный период психологического шока, пессимизм, неверие в успешность восстановления. Избегайте споров и конфликтов, так как пострадавший после инсульта обычно раздражен, озлоблен, его психика сильно повреждена. Старайтесь постоянно вслух замечать улучшения в его состоянии, хвалить его успехи.

Здесь допустим и обман. Помню, как в первые после инсульта дни мне очень хотелось пошевелить ногой или рукой, чтобы убедиться том, что я смогу восстановиться. И здесь мне помогли родные люди. Они заставляли меня надавливать ногой на их руки или сжимать их моей рукой. У меня ничего не получалось, но они убеждали меня, что чувствовали движения моей ноги или руки, а в последующие дни говорили мне, что мои движения стали сильнее, хотя все это было далеко от правды. Но это вселяло в меня огромную радость от моих «успехов», уверенность в моем восстановлении. Обманывали они меня и другим образом, называя быстрые сроки восстановления, якобы услышанные от врачей, и значительно приукрашивая реальную ситуацию. Такой обман идет только на пользу и в дальнейшем вполне возможно, что именно выдуманные сроки восстановления, а не пессимистические врачебные станут реальностью.

Огромнейшее значение имеют положительные замечания лечащего врача и лиц, окружающих пострадавшего от инсульта, относительно его успехов в занятиях лечебной физкультурой.

Большой проблемой в реабилитации после перенесенного инсульта является депрессия потерпевшего, которая развивается более чем у половины лиц, перенесших удар. Это состояние значительно осложняет уход за больным и его контакт с окружающими. При депрессии иногда даже могут появиться головные боли и другие неврологические нарушения, которые иногда ошибочно расцениваются как прогрессирование сосудистой патологии головного мозга у человека, перенесшего инсульт. Целесообразно провести беседу с пострадавшим о том, что многие люди, перенесшие инсульт, смогли восстановить утраченные способности, бытовые навыки и даже вернуться к прежней работе. Очень важен для эффективности психологической реабилитации и тот факт, что больной должен желать восстановить свое здоровье. Он должен обладать умственными способностями, достаточными для того, чтобы следовать хотя бы простым указаниям.

Наиболее интенсивно процесс реабилитации после острого нарушения мозгового кровообращения идет в течение первого года, затем он все более замедляется, и начинается процесс приспособления (адаптации) к имеющимся дефектам. И если у человека, перенесшего удар, еще плохо работает парализованная рука или нога, необходимо убедить его в продолжении тренировок, главное внимание уделяя развитию навыков самообслуживания. Продолжайте настаивать на том, что нельзя останавливаться на достигнутом, приспособившись к сохраняющимся недостаткам – последствиям инсульта. Нужно продолжать тренировки и упражнения до полного выздоровления.

Я тоже в какой-то момент решил, что уже неплохо хожу и двигаю правой рукой, что мое состояние намного лучше, чем у многих других людей, также прошедших горнило инсульта. И я стал довольно халатно относиться к лечебной физкультуре, больше лежал, смотрел телевизор или сидел у компьютера. Но потом понял, что я все еще не могу бегать, быстро писать и что есть еще много других проблем, которые надо решить. И я снова приступил к восстановлению своего здоровья, при этом постоянно повторяя себе, что это у меня такой специфический ежедневный труд, а свои новые трудовые обязанности всегда надо выполнять на «отлично».

Да, это нудный, однообразный, тяжелый не только морально, но иногда и физически, через боль труд, но это не геройство, а повседневная работа над собой, если желаешь в дальнейшем вернуться в общество и снова стать его полноценным членом. Если вас хвалят за ваши успехи, говорят, что вы герой, не гордитесь собой, это просто отметили ваш добросовестный труд, не более того. Героем можете себя считать, когда полностью оправитесь от последствий инсульта. Вот тогда можно называть себя и победителем соцсоревнования, и ударником пятилетки, и передовиком производства.

Из книги Соблазнение автора Сергей Огурцов

Советы: Попробуй обойти все «минусы» и использовать все «плюсы».И действительно осторожнее – в чатах много придурков-виртуалов, прикидывающихся девушками. Потом или смешно (когда понимаешь, перед КЕМ ты хвост распушил), или неприятно.Площадка для экспериментов, правда,

Из книги Половая психопатия автора Рихард фон Крафт-Эбинг

ПОЛОВОЕ ВЛЕЧЕНИЕ К БЛИЗКИМ РОДСТВЕННИКАМ (ИНЦЕСТ) (Австрия. Уголовный кодекс, § 132; проект § 189. Германия. Уголовный кодекс, § 174)Охрана нравственной чистоты семейного очага является одним из приобретений культурного развития. Вот почему у нравственно нормального

Из книги Целлюлит? Не проблема! автора

Советы начинающим Базовая программа – это основа, и заниматься по ней следует до тех пор, пока вы не почувствуете, что освоили ее. Она рассчитана на равномерное развитие всех мышц. После окончания начального периода станет видно, какие мышцы и части тела нуждаются в

Из книги Путеводитель по оздоровительным методикам для женщин автора Валерия Владимировна Ивлева

Полезные советы. Никогда не делайте этого. - никогда не используйте жидкую подводку для глаз: она требует; времени и твердой руки;– не наклеивайте искусственные ресницы – это также требует времени;– не выщипывайте брови: чтобы исчезла краснота, требуется время;– не

Из книги Талассо и релаксация автора Ирина Красоткина

СОВЕТЫ Прежде чем принимать морскую ванну, запаситесь хотя бы тремя часами свободного времени. Не назначайте никаких дел и встреч сразу же после этой процедуры. Найдите возможность хотя бы немного отдохнуть и побыть в расслабленном, умиротворенном

Из книги Особенности национального лечения: в историях пациентов и ответах юриста автора Александр Владимирович Саверский

Памятка близким пациента Пусть вы и не врачи, но не оставляйте близких вам людей без поддержки, когда им хоть что-нибудь угрожает!От вашей настойчивости, знаний, способности принимать решения может зависеть жизнь близкого человека!Вы должны стать помощником и врачу, и

Из книги Жизнь после инсульта. Реальный опыт восстановления после «удара», доступный каждому! автора Сергей Викентьевич Кузнецов

Советы родным и близким Моральная помощь родных и близких обладает невероятным лечебным эффектом. Дружеская атмосфера взаимопонимания в семье и в ваших отношениях с больным поможет ускорить его выздоровление после инсульта. Главная ваша задача – помочь близкому

Из книги Всё о ребенке первого года жизни. Неделя за неделей автора Александра Станиславовна Волкова

Советы психолога Чаще хвалите ребенка, говорите, какой он умный, хороший и как вы его любите. Малыш должен чувствовать, что родители его любят просто так, за то, что он есть. Даже когда ругаете кроху, делайте это очень аккуратно, чтобы не подорвать веру в родительскую любовь:

Из книги Китайские чудо-методики. Как жить долго и быть здоровым! автора Савелий Кашницкий

Советы психолога Было бы глубокой ошибкой считать, что маленький ребенок развивается без усилий, что все само приходит к нему в свое время. Малыш завоевывает окружающий мир в активном взаимодействии с вами! Если он в чем-то отстает, ему следует помочь достигнуть

Из книги автора

Советы психолога Что делать, если ребенок сосет пальцы? Уже и ругали, и наказывали, и пальцы зеленкой мазали – ничего не помогает. Важно понять, в какие моменты времени, на фоне каких событий, действий, слов ребенок кладет пальцы в рот. Внимательному родителю не составит

Из книги автора

Советы психолога Еще одним распространенным поводом для попадания пальцев в рот становится укладывание спать. Ребенок сосет пальцы, чтобы расслабиться и уснуть. Сосание здесь как бы становится важной частью ритуала для отхода ко сну. В этом случае необходимо

Из книги автора

Советы психолога Ребенок уже может понять слово «нельзя». Однако чтобы оно было действенным, продумайте четкую систему запретов. «Нельзя» не должно быть больше трех! Иначе малыш просто перестанет обращать на него внимание.То, что считаете «пока опасным», лучше убрать

Из книги автора

Советы психолога Что делать, если малыш плачет при расставании с мамой?? Зная, что ваш малыш трудно переживает разлуку с вами, попробуйте заранее придумать и отрепетировать несколько разных способов прощания. Например, крепкое объятие, поглаживание по спинке, несколько

Из книги автора

Советы психолога Чем еще можно облегчить для малыша момент расставания с

Из книги автора

Советы психолога Разумеется, с появлением ребенка, хотим мы этого или нет, в нашей жизни появляется детский врач – педиатр. Он обязан следить за здоровьем, развитием наших деток.И конечно же, многие дети очень отрицательно относятся к посещению врачей. Бывает, что в

Следствия пережитого инсульта у пациента определяются присутствием спазма в руках и ногах. Поведенческие характеристики поддаются большим изменениям. С таким человеком становится трудно общаться, появляется депрессия.

После болезни пациент может целыми днями отказываться от принятия пищи и физических занятий, проявлять активность ко всему происходящему вокруг него. Настроение меняется: от сильного чувства гнева, до совсем неожиданного веселья и радости.

Нарушение поведенческих характеристик


За психику и поведение отвечает правое полушарие, там расположена зона мыслительных функций. Ее поражение возникает при обширном ударе правостороннего инсульта, что определяется при мгновенных патологических процессах в коре головного мозга при ОНМК.

Депрессия у людей после инсульта возникает по причине собственной недееспособности, невозможности жить нормально и полноценно. Кажется, что они никому не нужны, даже мир становится не таким, как его ощущали до инсульта. Следите за тем, чтобы пациент не впадал в депрессию или не возникали суицидальные мысли.


Чаще меняющееся внутреннее состояние связывается с психическими отклонениями, когда больной путается в событиях недавнего времени. Это возможно, если у пациента начальная реабилитация проходила после сильного мозгового кровоизлияния.

У большинства на фоне инсульта появляются проблемы со сном, пострадавшие просыпаются по несколько раз за ночь. Из-за недостаточного сна происходит резкий скачок эмоционального состояния, они в эти минуты становятся более агрессивными, не поддающимися контролю со стороны.

Cоциальная и психологическая адаптация


Особенно остро период после инсульта переживается у тех, кто до момента болезни занимался активными видами деятельности или был на высоком посту. Этот возраст составляет от 25 до 60 лет:

  • Такой человек оказывается в патологическом состоянии, когда даже элементарные действия и навыки становятся сложностью:
  • Они не в силах отвечать на простые вопросы, из-за слабости мимических, артикуляционных мышц, отвечающих за контроль и правильность речи.
  • Не нужно обижаться и кричать на такого человека, если он по каким-то причинам не желает отвечать на обращения и выполнять не сложные упражнения. Чтобы пациент после инсульта смог почувствовать любовь со стороны своих близких людей, уделяйте ему больше внимания, давая небольшие поручения по дому.


  • Важно, чтобы человек, на реабилитации после пережитого инсульта, находился в кругу людей. Это достигается, если пациент поступит на лечение в санаторный центр для восстановления инсулярных пациентов.
  • Чаще общаться и подбадривать больного. Наделить его верой в скорое восстановление. Вместе вспоминайте веселые моменты из совместной жизни. При особо сложных обстоятельствах воспользуйтесь помощью психотерапевта.

В пенсионном возрасте, можно заниматься различными видами домашних увлечений: научиться вязать или шить из цветных лоскутков игрушки для собственных внуков. Такие люди должны чаще выходить на улицу, на различные городские мероприятия или выставки.

Роль психологической помощи


Помощь психолога после инсульта в основном заключается в том, чтобы человек научился контролировать свои действия и поведение в обществе. Снизить депрессию и переживания, повысить волевую сторону поведенческих факторов, преодолевать трудности самостоятельно.

Совместно с психологической консультацией идет улучшение процессов восприятия пациента. Лечащий врач назначает препараты с седативными свойствами, что оказывает влияние на улучшение кровотока головного мозга и повышение умственных способностей перенесшего инсульт.


Благодаря такому подходу при лечении инсульта врач, на основании полученных итогов психологической беседы, определяет конкретный алгоритм дальнейшей реабилитации. Выбирает соответствующие препараты и наиболее подходящие советы при уходе за больным в домашних условиях.


Заключается в коррекции нестабильности поведения, что проявляется по следующим причинам:

  • Поражение участков головного мозга, ответственных за когнитивную сторону мышления после инсульта. Пациент не в состоянии усвоить новую информацию, не может вспомнить сюжеты из своей жизни до болезни. Больной не определяет конкретное положение, ему становится трудно, воспроизводить простые слова, ход его мыслей становится менее адекватным.
  • Решает вопросы, касающиеся волевого характера, который необходим для пациентов в период реабилитации двигательных нарушений после инсульта.


  • Акалькулия, в момент такого признака инсульта, пациент не определяет, где меньше или больше.
  • Помогает выявить имеющиеся расстройства гнозиса. Когда пациент не узнает знакомые лица. В том числе понятия, формы предметов оказываются затруднительными. Имеет дезориентацию в собственных ощущениях, где находится парализованная рука или нога. Люди в таком состоянии не в силах вспомнить, по каким причинам они оказались в больнице. Из-за речевых нарушений больной человек путается в названии предмета.

Психологическое консультирование в домашних условиях


Работа с психологом на дому проводится согласно ходу лечения пациента в стационаре.

Если в стационаре психологический курс проходит по схеме от 1 до 1.5 часа за занятие, проводимое один или пару раз в течение одной недели, то после выписки больной может общаться с психологом дома, не менее 10 раз за 6 месяцев.

Это позволит понаблюдать за тем, как человек после инсульта ведет себя до и после психологического консультирования.

В начале реабилитации


Пациент не представляет реальную картину происходящего с ним. Поэтому даже после частичного возвращения утраченных функций, больной не всегда осознает случившееся в полной мере. Родным во время ухода за таким человеком нужно не только следить за его гигиеной и выполнением физических упражнений, но и уделять внимание изменениям в его поведении:

  • Пациент плачет или находится в подавленном состоянии.
  • Больной ведет себя не слишком активно, отрицает присутствия недомоганий. Отказывается выполнять физические упражнения, часто нервничает.
  • Такие люди, которые вследствие значительных последствий инсульта слишком сильно начинают переживать по поводу самочувствия, чувствуют ненужность.


Полезными могут быть только позитивные эмоции, ни в коем случае не укор и обида.

Проблема психологического сопровождения личности в период болезни, которая зачастую приводит к инвалидизации, социальной дезадаптации является многогранной, нуждается в современном исследовании и разработке.

В отделениях ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения) и неотложной кардиологии госпитализируются как пожилые люди, так и пациенты молодого трудоспособного возраста (+- 25-45лет), нуждающиеся не только в медикаментозном лечении, но и в психологической помощи.

Е.И. Гусев и А.С. Кадыков отмечают, что реабилитация постинсультных больных, направленная на восстановление нарушенных функций, социальных контактов, профессиональных навыков, возвращение больного в общество и к посильному труду, делается актуальной медико-социальной проблемой .

О важности использования мультидисциплинарного подхода в лечению больных инсультом пишет Л.В. Мустафина , в том числе значимой является роль психолога как в нейропсихологической диагностике, так и в психотерапевтическом процессе .

Неотъемлемая часть современного лечения и профилактики ССЗ — психотерапевтическое воздействие .

У значительной части больных после перенесенного инфаркта миокарда, устранения патологии коронарных артерий, объективного улучшения гемодинамики и повышения толерантности к физической нагрузке сохраняются стойкие невротические расстройства .

По-видимому, у части больных «кризис личности», спровоцированный болезнью, не преодолевается на этапах реабилитации, а в условиях амбулаторного наблюдения порой усиливается, что несомненно требует интенсивной психологической помощи и поддержки .

Выбор конкретного метода психотерапии основывается прежде всего на соображениях удобства применения, экономичности и доступности для больного. Так, психотерапевтическое вмешательство должно отвечать требованию «субъективной адекватности» и соответствовать особенностям внутренней картины болезни, ожиданиям больного, его возможностям осмысления, интеллектуальному и образовательному уровню. Не менее важно соответствие предлагаемого метода личностным особенностям больного .

Психологическое сопровождение пациентов на этапе госпитализации в стационар проводится с целью снижения интенсивности острого стресса, коррекции невротических, ипохондрических реакций, с целью разработки индивидуальной программы психологической реабилитации.

На первом этапе работы с пациентом проводится психодиагностика или нейропсихологическое тестирование (для оценки повреждения ВПФ при инсульте) с целью выявления психопатологической структуры личности во время болезни, преморбидных особенностей, ресурсов, степени патологических изменений психики. Важно определить содержание внутренней картины болезни конкретного пациента для эффективной оценки реабилитационного потенциала. Диагностическая процедура позволяют в форме беседы, формализованного интервью помочь пациенту выразить значимые переживания на начальных этапах госпитализации в форме вербальных сообщений.

На втором этапе психологического сопровождения пациентов психолог занимается восстановлением патологических невротических реакций, тревожно-депрессивных, апато-депрессивных, невротических, астенических состояний, нарушений сна. Используются элементы клиент-центрированной психотерапии К. Роджерса, когнитивно-поведенческой терапии А. Бека. В период стресса пациенты нуждаются в эмпатии, безусловном положительном принятии, помощи в осознании чувств, эмоций, символизации опыта. Психологическое сопровождение пациентов включает помощь в расширении способов реагирования на болезнь, декатастрофизации, поиске альтернативных стратегий поведения, формирование мотивации для дальнейшего лечения и реабилитации. С пациентами, у которых отсутствуют когнитивные нарушения или имеется незначительный уровень, не препятствующий для усвоения новой информации, используются методы изменения негативных мыслей (методика «Осознание негативных мыслей», прием «Шкалирование» (С.А. Кулаков, 2003), упражнение «Уменьшение значимости предстоящего события» (по P. Shimer, S. Ferguson, 1990)) .

Психолог обсуждает с пациентом способы планирования целей и действий в период лечения.

Важную роль в психологическом сопровождении занимают релаксационные мероприятия. В отделении кардиологии проводятся групповые занятия по аутогенной тренировки (используются техники: аутогенная тренировка №1 «Расслабление и релаксация», №2 «Уравновешенность и устойчивость к стрессу». Авторы: проф. А.А. Востриков, психотерапевт, проф. А.А. Табидзе, психопедагог) для снятия напряжения, переключения сознания на картины природы, прослушивание релаксационной музыки (серия «Целебная музыка» рекомендована Центром Восстановительной Медицины Министерства Здравоохранения РФ для снятия стресса, отдыха и оздоровления. Примеры композиций: Beethoven — Moonlight Sonata, Grieg — Morning Mood from Peer Gynt, Tchaikovsky — Oveture Miniature to The Nutcracker Suite, Mozart — Clarinet Quintet K.581 Largetto & K.581 Allegre и другие).

Пациентам предлагаются упражнения «Место отдыха» (по М. Loscalzo,1996), «Воспоминания приятных ощущений, связанных с цветом» , которые помогают расслабиться, снять напряжение в теле.

Часто инсульты и инфаркты сопровождаются болевыми синдромами (головная боль, боль в сердце, боль в верхних или нижних конечностях), в связи с этим психолог предлагает эффективное упражнением «Дыхание против боли» (по М.Е. Сандомирскому, 2005) .

Противопоказанием к выполнению упражнений, психотерапевтических бесед являются умеренно выраженные и выраженные когнитивные нарушения, интеллектуальная недостаточность, острые психотические состояния, психопатоподобное поведение.

Пациенты, которые по медицинским показателям способны совершать движения, посещают профилактические групповые занятия, где психолог рассказывает об особенностях заболевания, факторах риска и правилах поведения, которые могут обеспечить безопасность жизни. Проводится отдельный блок занятий по вторичной профилактике курения, злоупотребления алкоголем.

В отделении ОНМК реализуется арт-терапевтическая группа самопознания «Краски моей души». На группе пациенты учатся лучше осознавать свои потребности, чувства, эмоции с помощью пластилина, красок, карандашей. Группа помогает расширить творческие способности, позволяет заново познавать окружающий мир через цвет, форму, оттенки. На группе обсуждаются темы: «Я и мой мир», «Мои отношения с окружающими (моя семья)», «Я и болезнь», «Моя мечта», «Природа», «Чувства и настроение» и многое другое.

Психолог также использует упражнения «Мой портрет в лучах солнца», которое помогает в развитии коммуникативных навыков, способствует процессу самораскрытия. Упражнение «Дерево чувств» способствует свободному выражение чувств, пациенты обучаются понимать свои чувства и переживания, адекватным образом выражать и контролировать их .

Проводится тренинг по развитию познавательных процессов у пожилых людей по рекомендациям М.А. Краевой, Т.О. Тарасовой, Е.А. Чижовой , что способствует эффективной адаптации в бытовых условиях, повышает уровень саморегуляции и качество жизни после выписки из стационара.

Тренинговые, релаксационные и профилактические занятия, индивидуальное консультирование проводятся не более 30 минут 2 раза в неделю, поскольку пациенты склонны к быстрой истощаемости и утомляемости.

Третий этап психологического сопровождения заключается в работе с родственниками больных. Родственникам зачастую требуется поддержка, помощь в коммуникативном взаимодействии с больным, рекомендации по уходу. Для реализации указанных задач проводится школа «Жизнь после инсульта». Это занятие лекционного характера по темам: «Механизм развития инсульта», «Симптомы инсульта и оказание первой помощи пострадавшему», «Особенности реабилитации при инсульте», «Постинсультная депрессия. Рекомендации о том, как избавиться от депрессии».

Для родственников больных с инсультом разработаны следующие рекомендации (часть 1):

  1. Используйте в общении с пациентом принцип наглядности, демонстрации. С больными в остром периоде инсульта рекомендуется общаться, как с детьми в возрасте 3-5 лет. Важно что-то объяснять и одновременно наглядно показывать. Можно использовать картинки, элементы невербального поведения.
  2. Наберитесь терпения. Инсульт это не грипп — восстановление может потребовать несколько месяцев или лет! Поведение больного часто напоминает поведение ребенка: капризность, привлечение внимания. Помните, что это больной человек и старайтесь относиться к его поступкам не как к поступкам здорового человека.
  3. Соблюдение режима дня. Необходимо спать не менее 7-8 часов. Обязательно спать ночью, днём бодрствовать.
  4. Принцип активности. Старайтесь активизировать пациента с первых дней, если для этого нет противопоказаний. Возможно, стоит напомнить пациенту, что не всё зависит только от медикаментов и лечащего врача, стоит заниматься восстановлением движений, развитием памяти каждый день.
  5. Принцип поощрения. Старайтесь поощрять больного даже за незначительные изменения.
  6. Принцип самостоятельности. Старайтесь давать больному самостоятельно действовать в ситуациях. Не становитесь нянькой. Делайте не вместо, а вместе с больным.
  7. Принцип разделения ответственности: не рекомендуется брать всю нагрузку по уходу за больным только на одного родственника. Подумайте, с кем бы вы могли разделить нагрузку. Можно обратиться в органы социальной защиты за дополнительной помощью.
  8. Уделяйте внимание своим потребностям, оставляйте время для себя, для хобби. В случаях подозрения на депрессивное состояние, если возникли проблемы во взаимоотношениях с больным родственником, если происходят частые конфликты в семье, непонимание, в случаях кризисных состояний, ощущений собственной вины и несостоятельности обратитесь за помощью и поддержкой к психологу/психотерапевту.

Для родственников больных с инфарктом разработаны следующие рекомендации (часть 2):

  1. Распределение адекватной нагрузки: оберегайте больного родственника от тяжелых физических нагрузок.
  2. Режим дня. Необходимо спать не менее 7-8 часов. Обязательно спать ночью, днём бодрствовать.
  3. Стресс. Старайтесь минимизировать воздействие стрессов в жизни больного. Учиться изменять отношение к происходящему поможет психолог.
  4. Больным не следует менять климатическую зону проживания.
  5. Питание. Ознакомьтесь с рекомендациями по питанию, которое необходимо больному. Информацию можно получить, обратившись на консультацию к лечащему врачу.
  6. Если больного беспокоит кардиофобия, страх смерти, тревога, то необходимо обратиться к психологу/психотерапевту.
  7. Если у вас возникают проблемы в общении с родственником или сам родственник переживает стресс, то рекомендуется обратится на консультацию к психологу.
  1. Следите за контролем артериального давления у больного родственника.
  2. Следите за регулярным и своевременным приёмом препаратов и выполнением всех рекомендаций лечащего врача, наблюдениям в поликлинике по месту жительства.
  3. Выражайте заботу и понимание.

Таким образом, психологическое сопровождение построено с учётом индивидуальных особенностей и потребностей пациентов. Это комплексная психологическая помощь, направленная на регуляцию психического состояния в период госпитализации, оптимизацию дальнейшего функционирования в семье и обществе.

Список литературы:

  1. Бурно М.Е., Иговская А.С. Психотерапия пациентов с расстройствами личности, характеризующимися преобладанием ипохондрии // Журнал невропатологии и психиатрии. — 2008.108 (12): С. 27-31.
  2. Григорьева В.Н., Тхостов А.Ш. Психологическая помощь в неврологии. — Н.Новгород.: Издательство Нижегородской гос.мед.академии, 2009: С. 205-230.
  3. Гусев Е. И., Скворцова В. И. Ишемия головного мозга. - М.: Медицина, 2001: С. 326.
  4. Ермакова Н.Г. Психологические особенности больных с последствиями инсульта в левом и правом полушариях головного мозга в процессе реабилитации // Вестник СпбГУ. — 2008. — Сер. 11. Вып. 3.
  5. Кадыков А. С. Реабилитация после инсульта. — М.: Миклош, 2003: С. 176.
  6. Костенко М.Б., Чеперин А.И., Степанова О.Н., Драчук Т.А., Осатюк Н.И., Зинкина А.П. Опыт внедрения и функционирования моделей психосоциального лечения и реабилитации в условиях Омского региона // Сборник статей и модульных практик для психологов / — Омск, 2011: С. 76.
  7. Краева М.А., Тарасова Т.О., Чижова Е.А. Тренинг познавательных процессов лиц пожилого и старческого возраста / под редакцией И.М.Никольской – СПб.: Речь, 2003: С. 62.
  8. Медведев В.Э. Профилатика и терапия психопатологических расстройств у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями // Журнал Неврология. Нейропсихиатрия. Психосоматика. — 2012. — №3: С. 1.
  9. Мустафина Л.В. Ранняя реабилитация постинсультных больных мультидисциплинарной бригадой: Автореф. дисс. на соискание ученой степени к.м.н. — М., 2008: С. 22.
  10. Суджаева С.Г.,Суджаева О.А. Реабилитация после реваскуляризации миокарда. — М:.Медицинская литература, 2008: С. 128.

Помощь после инсульта

Помощь при психоэмоциональных расстройствах после инсульта

Психоэмоциональные расстройства при инсульте

Эффективные реабилитационные мероприятия при инсульте будут способствовать формированию адекватного отношения больного к себе, болезни, здоровью, стабилизируют и в конечном итоге улучшат его психоэмоциональное состояние. Это позволит достигнуть позиции сотрудничества с больным, принятия им личной ответственности за выполнение рекомендаций и назначений врача. Таким образом повысится уровень мотивации больного в восстановлении собственного здоровья.

В остром периоде заболевания у перенесших инсульт на первый план выступают общемозговые симптомы, проявляющиеся в:

Быстро наступающей истощаемости психической деятельности,

Нарастании утомления в конце задания

Отсутствии интереса к результатам

Отказе от дальнейшего обследования.

Психоэмоциональные нарушения при инсульте могут быть обусловлены как реакцией личности на болезнь, так и специфическими симптомами, зависящими от:

Локализации очага поражения

Обширности очага поражения

Наличия инсультов в прошлом.

При поражении правого полушария головного мозга эмоциональные нарушения выражены ярче, чем при поражении левого. Они могут выражаться в беспричинной эйфории, индифферентном настроении, частом смехе, неспособности к эмоциональному контролю, нарушении субъективной оценки эмоций, легкомыслии, недооценки тяжести заболевания, беспечности, безынициативности, расторможенности вплоть до нетактичности, отвлекаемости и многоречивости. С такими больными необходима упорная работа, на первых этапах требуется постоянная стимуляция извне.

При поражении левого полушария больные беспокойны, озабочены, пессимистично настроены, часто плачут. Однако у них сохраняются необходимые для реабилитации осознание своего дефекта и мотивация на выздоровление.

При имевшихся ранее нарушениях мозгового кровообращения как правило усиливаются депрессивные реакции, слабодушие, плаксивость. Что закономерно и оправдано: при повторных инсультах может наблюдаться более тяжелая неврологическая симптоматика.

На первом месте среди нарушений психических функций, которые описываются как следствие инсульта, стоят депрессивные расстройства.

Депрессия может возникать в различные сроки после инсульта: ранняя депрессия развивается в первые 3 месяца, поздняя – через 2 года и позже. У женщин постинсультная депрессия развивается в два раза чаще, чем у мужчин.

Больные жалуются на сниженный фон настроения, грусть, негативное представление о себе, мире, своем будущем.

Больные тяжело переживают оторванность от привычного образа жизни, ощущают неловкость за свое беспомощное состояние, их сопровождает страх оказаться обузой для родных, остаться инвалидом на всю жизнь, тоска от неподвижности, социальной и физической изоляции. Что дополнительно приводит к усилению депрессивной симптоматики.

Если больные эмоционально удручены - у родственников, с большей вероятностью, возникает депрессия.

Обнаружена и обратная зависимость: наличие депрессии у лиц, осуществляющих уход за больным, приводит к увеличению депрессивных симптомов у самих пациентов.

Среди методов лечения при развитии депрессии во время и вследствие инсульта обращаем внимание на два вида воздействия:

Лечение пластическим изобразительным творчеством (живопись, мелкая пластика, графика) с целью воздействия на психоэмоциональное состояние больного подразумевает:

Активизацию общения с психотерапевтом или в группе

Дифференциацию переживаний больного

Снижение эмоционального напряжения путем творческого самовыражения, сублимацию переживаний

Развитие мотивации к выздоровлению через активизацию побуждения пациентов к самостоятельному творчеству.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Это метод, использующий музыку в качестве психотерапевтического средства при лечении депрессии. Позволяет на уровне чувств или образов создать у пациента модели выхода из состояния напряженности, дает возможность пережить «разрядку» как реальный, управляемый процесс и таким образом переводит ее в разряд достижимых явлений.

Существует в двух формах:

Активная (музыкальная деятельность – воспроизведение, импровизация, проигрывание)

Рецептивная (процесс восприятия музыки с терапевтической целью).

Социально-психологическая реабилитация после инсульта

Инсульт – грозное заболевание и большая беда для человека и его семьи. Человек, переживший инсульт, страдает от своей беспомощности, иногда не находя психологической поддержки у врачей. Психолог, как социальный работник может значительно помочь, оказав психологическую помощь при реабилитации.

Психологи, работающие с больными после инсульта, выявили основные принципы реабилитации таких больных:

§ Раннее начало реабилитационных мероприятий, которые проводятся с первых дней инсульта (если позволяет общее состояние больного), что поможет быстрее восстанавливать нарушенные функции, предотвратить развитие вторичных осложнений.

§ Активное участие больного и членов его семей в реабилитационном процессе.

Восстановление психологической и социальной адаптации

Мой опыт психолога позволяет утверждать, что у большинства больных с последствиями инсульта в той или иной мере наблюдается нарушение психологической и социальной адаптации, чему способствуют такие факторы, как выраженный двигательный и речевой дефицит, болевой синдром, потеря социального статуса. Такие больные нуждаются в теплом психологическом климате, созданию которого во многом должны способствовать разъяснительные беседы, проводимые с родными и близкими психологом. Социальная работа психолога, не только поддерживает выздоравливающего человека, но и служит целям обучения и адаптации.

Задачи и содержание психологического сопровождения:

В процессе работе происходит психологическая коррекция следующих нарушений высших психических функций:

§ когнитивных нарушений (снижение памяти, интеллекта, концентрации внимания);

§ эмоционально-волевые расстройства, праксиса (нарушение выполнения сложных двигательных актов при отсутствии парезов, нарушений чувствительности и координации движений);

§ гнозиса, чаще пространственного (дезориентация в пространстве).

В процессе работы с больными проводиться рациональная психотерапия с целью снизить, появившуюся озабоченности по отношению к имеющемуся двигательному дефекту и желания его преодолеть. Преодолению депрессии, сопровождающейся у 40-60% постинсультных больных, наряду с антидепрессантами способствует психологическая коррекция.

Объектом психокоррекционного воздействия психолога являются реактивноличностные наслоения (снижение самооценки, потеря веры в выздоровление ), особенно выраженные у больных с тяжелыми дефектами двигательных, сенсорных и других функций

Задача психолога в социально-психологической реабилитации после инсульта это профилактика повторных инсультов. Для этого психолог собирает сведения об имеющихся у больного факторах риска, и организовать профилактическое лечение с их учетом. Повторные инсульты в подавляющем большинстве развиваются по тому же механизму, что и первые, поэтому необходимо определить возможный генез первого инсульта. Для профилактики повторного внутримозгового кровоизлияния необходимо проведение психологических бесед.

Организация социально-психологической реабилитации

Психологическое консультирование в рамках указанной программы проводится мною с больными 1-2 раз в неделю по 1 -1,5 часа. Количество встреч с психологом и их частота оговариваются в начале программы и в течении.

Психологическая помощь больному после инсульта

Следствия пережитого инсульта у пациента определяются присутствием спазма в руках и ногах. Поведенческие характеристики поддаются большим изменениям. С таким человеком становится трудно общаться, появляется депрессия.

После болезни пациент может целыми днями отказываться от принятия пищи и физических занятий, проявлять активность ко всему происходящему вокруг него. Настроение меняется: от сильного чувства гнева, до совсем неожиданного веселья и радости.

Нарушение поведенческих характеристик

За психику и поведение отвечает правое полушарие, там расположена зона мыслительных функций. Ее поражение возникает при обширном ударе правостороннего инсульта, что определяется при мгновенных патологических процессах в коре головного мозга при ОНМК.

Депрессия у людей после инсульта возникает по причине собственной недееспособности, невозможности жить нормально и полноценно. Кажется, что они никому не нужны, даже мир становится не таким, как его ощущали до инсульта. Следите за тем, чтобы пациент не впадал в депрессию или не возникали суицидальные мысли.

Чаще меняющееся внутреннее состояние связывается с психическими отклонениями, когда больной путается в событиях недавнего времени. Это возможно, если у пациента начальная реабилитация проходила после сильного мозгового кровоизлияния.

У большинства на фоне инсульта появляются проблемы со сном, пострадавшие просыпаются по несколько раз за ночь. Из-за недостаточного сна происходит резкий скачок эмоционального состояния, они в эти минуты становятся более агрессивными, не поддающимися контролю со стороны.

Cоциальная и психологическая адаптация

Особенно остро период после инсульта переживается у тех, кто до момента болезни занимался активными видами деятельности или был на высоком посту. Этот возраст составляет от 25 до 60 лет:

  • Такой человек оказывается в патологическом состоянии, когда даже элементарные действия и навыки становятся сложностью:
  • Они не в силах отвечать на простые вопросы, из-за слабости мимических, артикуляционных мышц, отвечающих за контроль и правильность речи.
  • Не нужно обижаться и кричать на такого человека, если он по каким-то причинам не желает отвечать на обращения и выполнять не сложные упражнения. Чтобы пациент после инсульта смог почувствовать любовь со стороны своих близких людей, уделяйте ему больше внимания, давая небольшие поручения по дому.

  • Важно, чтобы человек, на реабилитации после пережитого инсульта, находился в кругу людей. Это достигается, если пациент поступит на лечение в санаторный центр для восстановления инсулярных пациентов.
  • Чаще общаться и подбадривать больного. Наделить его верой в скорое восстановление. Вместе вспоминайте веселые моменты из совместной жизни. При особо сложных обстоятельствах воспользуйтесь помощью психотерапевта.

В пенсионном возрасте, можно заниматься различными видами домашних увлечений: научиться вязать или шить из цветных лоскутков игрушки для собственных внуков. Такие люди должны чаще выходить на улицу, на различные городские мероприятия или выставки.

Роль психологической помощи

Помощь психолога после инсульта в основном заключается в том, чтобы человек научился контролировать свои действия и поведение в обществе. Снизить депрессию и переживания, повысить волевую сторону поведенческих факторов, преодолевать трудности самостоятельно.

Совместно с психологической консультацией идет улучшение процессов восприятия пациента. Лечащий врач назначает препараты с седативными свойствами, что оказывает влияние на улучшение кровотока головного мозга и повышение умственных способностей перенесшего инсульт.

Благодаря такому подходу при лечении инсульта врач, на основании полученных итогов психологической беседы, определяет конкретный алгоритм дальнейшей реабилитации. Выбирает соответствующие препараты и наиболее подходящие советы при уходе за больным в домашних условиях.

Задачи психолога

Заключается в коррекции нестабильности поведения, что проявляется по следующим причинам:

  • Поражение участков головного мозга, ответственных за когнитивную сторону мышления после инсульта. Пациент не в состоянии усвоить новую информацию, не может вспомнить сюжеты из своей жизни до болезни. Больной не определяет конкретное положение, ему становится трудно, воспроизводить простые слова, ход его мыслей становится менее адекватным.
  • Решает вопросы, касающиеся волевого характера, который необходим для пациентов в период реабилитации двигательных нарушений после инсульта.

  • Акалькулия, в момент такого признака инсульта, пациент не определяет, где меньше или больше.
  • Помогает выявить имеющиеся расстройства гнозиса. Когда пациент не узнает знакомые лица. В том числе понятия, формы предметов оказываются затруднительными. Имеет дезориентацию в собственных ощущениях, где находится парализованная рука или нога. Люди в таком состоянии не в силах вспомнить, по каким причинам они оказались в больнице. Из-за речевых нарушений больной человек путается в названии предмета.

Психологическое консультирование в домашних условиях

Работа с психологом на дому проводится согласно ходу лечения пациента в стационаре.

Если в стационаре психологический курс проходит по схеме от 1 до 1.5 часа за занятие, проводимое один или пару раз в течение одной недели, то после выписки больной может общаться с психологом дома, не менее 10 раз за 6 месяцев.

Это позволит понаблюдать за тем, как человек после инсульта ведет себя до и после психологического консультирования.

В начале реабилитации

Пациент не представляет реальную картину происходящего с ним. Поэтому даже после частичного возвращения утраченных функций, больной не всегда осознает случившееся в полной мере. Родным во время ухода за таким человеком нужно не только следить за его гигиеной и выполнением физических упражнений, но и уделять внимание изменениям в его поведении:

  • Пациент плачет или находится в подавленном состоянии.
  • Больной ведет себя не слишком активно, отрицает присутствия недомоганий. Отказывается выполнять физические упражнения, часто нервничает.
  • Такие люди, которые вследствие значительных последствий инсульта слишком сильно начинают переживать по поводу самочувствия, чувствуют ненужность.

Полезными могут быть только позитивные эмоции, ни в коем случае не укор и обида.

Психологические online-тесты

Психологическое восстановление после инсульта

Инсульт всегда становиться трагическим событием в жизни не только самого больного, но и его семьи. Этот беспощадный недуг способен резко изменить к худшему состояние не только физическое, но и моральное. Синдром эмоциональной лабильности таких пациентов, который присутствует у них уже в первые недели после удара, проявляется в плаксивости, безразличии ко всему происходящему, капризности и вспыльчивости по пустякам. Некоторые инсультники с безразличием относятся к необходимости даже физической реабилитации и выполняют необходимые процедуры только после длительных уговоров или, даже, по принуждению. Существует категория пациентов, которым приносит множество душевных страданий их стыд за свою немощность и спутанность речи. Они могут часами смотреть в стену или просматривать не интересные телепередачи, с негативом воспринимать прогулки на свежем воздухе и неадекватно реагировать на проявления заботы со стороны близких, друзей или медицинского персонала.

Программа психологического восстановления

Состояние после инсульта требует обязательной психологической реабилитации и понимания со стороны окружающих, которые невозможны без постоянного общения и контактирования с внешним миром. Психологическое восстановление после инсульта направлено на выработку адекватного отношения к здоровью и болезни, нацеленность и твердую мотивацию для скорейшего восстановления, возвращение в общественную и трудовую жизнь. Для каждого пациента должна составляться индивидуальная программа по психологической реабилитации, которая учитывала бы:

  • состояние психологического статуса, который может быть неотягощенным или же отягощенным (неврозы, депрессии, психопатические черты характера, психозы и т. п.);
  • наличие осложнений со стороны психики, вызванных кровоизлиянием в мозг или особенностью реагирования личности больного на заболевание.

Важное значение при общении с больным принадлежит разъяснительным, убеждающим и информационным беседам. Крайне важно научить немощного человека переоценивать ценности пытаться переключить его внимание на другие аспекты жизни: интересы друзей, родных, коллектива, увлечения и общественную жизнь. В таких ситуациях врач-реабилитолог ведет работу не только со своим пациентом, но и с его окружением.

Более быстрому восстановлению способствует домашняя среда. Терпение и мягкость родных и близких способствуют приспособлению больного к своему состоянию и позволяют избегать тяжелых депрессий. Способность учиться заново радоваться жизни, получать удовольствие от общения, строить планы на будущую жизнь помогают настраиваться на необходимость терпеливо и регулярно выполнять все рекомендации врачей и понимать то, что недуг ухудшает качество жизни, но не является угрозой для нее, а требует борьбы с последствиями заболевания.

Близким больного после инсульта необходимо научится предугадывать те задачи, которые даются с трудом еще не до конца реабилитированному больному.

  1. Как правило, таким людям бывает тяжело, особенно утром, встать или приподняться с кровати, брать крупные куски хлеба и подносить их ко рту, пить из чашки. В таких случаях, можно предложить им мелко нарезанные кусочки хлеба и соломинку для питья.
  2. Важно уметь помочь больному сохранять чувство собственного достоинства в любой ситуации и всегда воздерживаться от критики его состояния.
  3. Режим дня должен обязательно включать в себя привычные занятия, которые вселяют в больного чувство защищенности и уверенности в себе. Например, если он привык работать в саду, то его приобщение по мерам его сил будет способствовать нормализации его эмоционального состояния и приносить удовольствие от любимого занятия.
  4. Следует всячески избегать конфликтов с больным, т. к. это может приводить к ухудшению его самочувствия и вызывать у него обиду и замкнутость. Обязательно нужно сохранять спокойствие, пытаться чаще по-доброму шутить, не спорить и не критиковать в негативной окраске.
  5. Не следует отказываться от помощи друзей, родственников, сотрудников и соседей. Такое общение пойдет на пользу и больному и его близким
  6. Необходимо оставлять время для себя. Такие минуты и часы отдыха помогут преодолеть тяжелую психоэмоциональную и физическую нагрузку и продолжить уход за больным в хорошем расположении духа.
  7. Для профилактики переутомления, вызванного переоценкой своих возможностей, нужно заранее подумать о том, кто сможет помочь и заменить вас. Очень многие родственники, которые ухаживают за такими больными, переоценивают свои возможности и терпение – это может приводить к неврозам, нервным срывам и депрессиям.

Мероприятия для психологического восстановления

  1. индивидуальная и групповая психотерапия;
  2. аутогенная тренировка;
  3. психотерапия с применением иглорефлексотерапии;
  4. книготерапия;
  5. психогимнастика с применением пантомимы, ритмики, танцев, пения и т. п.;
  6. культуротерапевтические мероприятия;
  7. работа в клубах «бывших пациентов».

Как настроить больного на борьбу с недугом?

  1. Стараться конкретизировать каждое действие.
  2. Отвлекать от моральных самоистязаний сравнениями с теми, кому еще хуже.
  3. Учить осознавать необходимость смирения со случившимся.
  4. Приобщать к помощи другим.
  5. Ободрять надеждой и улучшением положения дел в будущем.
  6. Учить больного жить сегодняшним днем.
  7. Учить приспосабливаться к создавшимся условиям жизни.
  8. Давать возможность чувствовать себя востребованным и нужным членом семьи и общества.
  9. Не допускать неряшливости и отрешенности от социума.
  10. Учить держаться с достоинством в любой ситуации.

Все методики и способы психологической реабилитации после инсульта помогут только в том случае, если больной и его окружение будут настроены на победу. Конечно же, чувства раздражения от собственной немощности, неприязнь к сложившейся ситуации будут омрачать эту веру, но умение не оставаться в таких состояниях надолго и упрямое возвращение к доброжелательности и позитивному настрою поможет пересилить все невзгоды.

Психологические и психические проблемы после инсульта

Процесс реабилитации после пережитого инсульта наравне с соматическими осложнениями затрудняется расстройством когнитивных функций, патологическими эмоциональными реакциями больного на последствия болезни. По этой причине возникает необходимость психологической адаптации пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения. Полноценная психологическая реабилитация пациентов после инсульта состоит из нескольких направлений.

Интраперсональная коррекция

Осложнения после инсульта приводят к деформации психических процессов и патологическим изменениям личности больного.

Постинсультная депрессия

Депрессивные состояния не могут быть однозначно объяснены лишь одним сосудистым поражением головного мозга. На раннем этапе восстановления возникает неприятие человеком своего нового физического и психического облика. У больного формируется острое чувство стыда из-за возникшей беспомощности и вынужденной зависимости от окружающих, возникает страх возможной инвалидности, падает самооценка. Обостряются характерные черты личности: возможна апатия, плаксивость, у других - вспышки раздражительности, злобы.

Осознавая длительность и сложность лечения, пациенты зачастую переоценивают тяжесть своего состояния и теряют веру в свою способность выздороветь. В результате падает мотивация на включение в реабилитационный процесс. Вследствие возникшей депрессии больные не только прекращают прикладывать личные усилия ради выздоровления, но также отвергают помощь врачей и близких.

Психологическая помощь

После инсульта показана психологическая коррекция с использованием методов гуманистической психотерапии. Необходимо добиться от пациента принятия своего положения, взятия ответственности за восстановление своего здоровья, сформировать приверженность к лечению. Принятие самого себя происходит благодаря принятию больного в новом состоянии его микросоциумом: психологом, родственниками, друзьями, медицинским персоналом, участниками реабилитационной группы.

Групповые занятия (арт-терапия, видеотерапия) способствуют не только восстановлению тактильной чувствительности и моторики, но и способствуют эмоциональному подъему и удовлетворению потребности в общении.

Применение методов телесно-ориентированной психотерапии, специальные дыхательные упражнения на релаксацию способствуют снятию мышечного напряжения, восстановлению координации движений и налаживанию контакта со своим телом.

Медикаментозная терапия

К сожалению, депрессия после инсульта развивается также в результате некоторых препаратов (кортикостероидов, транквилизаторов, барбитуратов, сердечных гликозидов), назначаемых в целях телесного восстановления. В случае постоянного угнетенного психического состояния больного требуется коррекция курса медикаментозной терапии, подбор антидепрессантов. Пожилым пациентам назначают Эсциталопрам. При умеренном угнетении психоэмоционального состояния и для профилактики депрессивного расстройства рекомендует прием Тазодона, Пароксетина, Флуоксетина, Малнаципрана.


Сосудистая деменция

Установлено, что инсульт левого полушария или несколько микроинсультов увеличивают в разы риск возникновения деменции. Клинические проявления сосудистой деменции весьма разнообразны и определяются локализацией поражения. Чаще всего заболевание диагностируется у пожилых пациентов и характеризуется снижением памяти и нарастанием слабоумия. Психологическая помощь людям с деменцией - это занятия по арт-терапии, музыкальной терапии, направленные на улучшение памяти, поддержание интеллектуальной активности. Показаны занятия в группе для развития коммуникативного потенциала.

Постинсультный психоз

После инсульта нередко происходит регресс психической деятельности пострадавшего. Многие функции психики временно утрачиваются, возникает неадекватное поведение. Отмечается чрезмерное эмоциональное возбуждение, непосредственность, спонтанность или же, наоборот, лживость, подозрительность, агрессивность, навязчивые идеи. Чаще всего агрессия наблюдается у пожилых пациентов. К подобным изменениям ближайший круг родственников и друзей пациента оказывается не готов. Опасность такого состояния в том, что пациент может причинить вред себе и окружающим.

Психоз, преимущественно в виде галлюцинаций и бреда (чаще отмечается бред ревности, ущерба, отравления, воздействия), остается редким осложнением инсульта. Развивается в результате повреждения определенных участков мозга. Может проявиться сразу после ишемической атаки при образовании патологического очага в левом полушарии или даже спустя год и более, если очаг справа. У людей, с уже имеющимися психическими расстройствами в анамнезе или предрасположенностью к ним, вероятность развития психоза после инсульта в несколько раз повышается.

На ранней стадии сосудистого психоза состояние можно контролировать с помощью лекарств (атипичных нейролептиков, антиконвульсантов). Главное - своевременно обнаружить изменение личности близкого человека и обратиться за помощью к врачу (неврологу, психиатру). Он сможет оценить тяжесть состояния больного и объем требуемой медицинской помощи.

Интерперсональная коррекция

В результате заболевания больной переживает утрату прежних социальных ролей и изменение характера взаимоотношений с окружающими. Поэтому особой целевой аудиторией работы психолога являются также родственники больного, которым нужно помочь выстроить с ним правильные взаимоотношения, помочь понять его состояние, разобраться с собственными переживаниями.

Формирование новых жизненных ценностей и смысла жизни

У многих пациентов осложнения после инсульта провоцируют снижение или полную утрату работоспособности. Возникает необходимость преждевременного завершения трудовой деятельности или ее продолжения в измененных условиях. Невозможность реализации профессиональных навыков, потеря прежнего социального статуса, кризис самоидентичности нередко приводят к фрустрации. Поэтому пациентам необходима помощь в приспособлении к фатальным

Инсульт всегда становиться трагическим событием в жизни не только самого больного, но и его семьи. Этот беспощадный недуг способен резко изменить к худшему состояние не только физическое, но и моральное. Синдром эмоциональной лабильности таких пациентов, который присутствует у них уже в первые недели после удара, проявляется в плаксивости, безразличии ко всему происходящему, капризности и вспыльчивости по пустякам. Некоторые инсультники с безразличием относятся к необходимости даже физической реабилитации и выполняют необходимые процедуры только после длительных уговоров или, даже, по принуждению. Существует категория пациентов, которым приносит множество душевных страданий их стыд за свою немощность и спутанность речи. Они могут часами смотреть в стену или просматривать не интересные телепередачи, с негативом воспринимать прогулки на свежем воздухе и неадекватно реагировать на проявления заботы со стороны близких, друзей или медицинского персонала.

Программа психологического восстановления

Состояние после инсульта требует обязательной психологической реабилитации и понимания со стороны окружающих, которые невозможны без постоянного общения и контактирования с внешним миром. Психологическое восстановление после инсульта направлено на выработку адекватного отношения к здоровью и болезни, нацеленность и твердую мотивацию для скорейшего восстановления, возвращение в общественную и трудовую жизнь. Для каждого пациента должна составляться индивидуальная программа по психологической реабилитации, которая учитывала бы:

  • состояние психологического статуса, который может быть неотягощенным или же отягощенным (неврозы, депрессии, психопатические черты характера, психозы и т. п.);
  • наличие осложнений со стороны психики, вызванных кровоизлиянием в мозг или особенностью реагирования личности больного на заболевание.

Важное значение при общении с больным принадлежит разъяснительным, убеждающим и информационным беседам. Крайне важно научить немощного человека переоценивать ценности пытаться переключить его внимание на другие аспекты жизни: интересы друзей, родных, коллектива, увлечения и общественную жизнь. В таких ситуациях врач-реабилитолог ведет работу не только со своим пациентом, но и с его окружением.

Более быстрому восстановлению способствует домашняя среда. Терпение и мягкость родных и близких способствуют приспособлению больного к своему состоянию и позволяют избегать тяжелых депрессий. Способность учиться заново радоваться жизни, получать удовольствие от общения, строить планы на будущую жизнь помогают настраиваться на необходимость терпеливо и регулярно выполнять все рекомендации врачей и понимать то, что недуг ухудшает качество жизни, но не является угрозой для нее, а требует борьбы с последствиями заболевания.

Близким больного после инсульта необходимо научится предугадывать те задачи, которые даются с трудом еще не до конца реабилитированному больному.

  1. Как правило, таким людям бывает тяжело, особенно утром, встать или приподняться с кровати, брать крупные куски хлеба и подносить их ко рту, пить из чашки. В таких случаях, можно предложить им мелко нарезанные кусочки хлеба и соломинку для питья.
  2. Важно уметь помочь больному сохранять чувство собственного достоинства в любой ситуации и всегда воздерживаться от критики его состояния.
  3. Режим дня должен обязательно включать в себя привычные занятия, которые вселяют в больного чувство защищенности и уверенности в себе. Например, если он привык работать в саду, то его приобщение по мерам его сил будет способствовать нормализации его эмоционального состояния и приносить удовольствие от любимого занятия.
  4. Следует всячески избегать конфликтов с больным, т. к. это может приводить к ухудшению его самочувствия и вызывать у него обиду и замкнутость. Обязательно нужно сохранять спокойствие, пытаться чаще по-доброму шутить, не спорить и не критиковать в негативной окраске.
  5. Не следует отказываться от помощи друзей, родственников, сотрудников и соседей. Такое общение пойдет на пользу и больному и его близким
  6. Необходимо оставлять время для себя. Такие минуты и часы отдыха помогут преодолеть тяжелую психоэмоциональную и физическую нагрузку и продолжить уход за больным в хорошем расположении духа.
  7. Для профилактики переутомления, вызванного переоценкой своих возможностей, нужно заранее подумать о том, кто сможет помочь и заменить вас. Очень многие родственники, которые ухаживают за такими больными, переоценивают свои возможности и терпение – это может приводить к неврозам, нервным срывам и депрессиям.

Мероприятия для психологического восстановления

  1. индивидуальная и групповая психотерапия;
  2. аутогенная тренировка;
  3. психотерапия с применением иглорефлексотерапии;
  4. книготерапия;
  5. психогимнастика с применением пантомимы, ритмики, танцев, пения и т. п.;
  6. культуротерапевтические мероприятия;
  7. работа в клубах «бывших пациентов».

Как настроить больного на борьбу с недугом?

  1. Стараться конкретизировать каждое действие.
  2. Отвлекать от моральных самоистязаний сравнениями с теми, кому еще хуже.
  3. Учить осознавать необходимость смирения со случившимся.
  4. Приобщать к помощи другим.
  5. Ободрять надеждой и улучшением положения дел в будущем.
  6. Учить больного жить сегодняшним днем.
  7. Учить приспосабливаться к создавшимся условиям жизни.
  8. Давать возможность чувствовать себя востребованным и нужным членом семьи и общества.
  9. Не допускать неряшливости и отрешенности от социума.
  10. Учить держаться с достоинством в любой ситуации.

Все методики и способы психологической реабилитации после инсульта помогут только в том случае, если больной и его окружение будут настроены на победу. Конечно же, чувства раздражения от собственной немощности, неприязнь к сложившейся ситуации будут омрачать эту веру, но умение не оставаться в таких состояниях надолго и упрямое возвращение к доброжелательности и позитивному настрою поможет пересилить все невзгоды.

Проблема психологического сопровождения личности в период болезни, которая зачастую приводит к инвалидизации, социальной дезадаптации является многогранной, нуждается в современном исследовании и разработке.

В отделениях ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения) и неотложной кардиологии госпитализируются как пожилые люди, так и пациенты молодого трудоспособного возраста (+- 25-45лет), нуждающиеся не только в медикаментозном лечении, но и в психологической помощи.

Е.И. Гусев и А.С. Кадыков отмечают, что реабилитация постинсультных больных, направленная на восстановление нарушенных функций, социальных контактов, профессиональных навыков, возвращение больного в общество и к посильному труду, делается актуальной медико-социальной проблемой .

О важности использования мультидисциплинарного подхода в лечению больных инсультом пишет Л.В. Мустафина , в том числе значимой является роль психолога как в нейропсихологической диагностике, так и в психотерапевтическом процессе .

Неотъемлемая часть современного лечения и профилактики ССЗ - психотерапевтическое воздействие .

У значительной части больных после перенесенного инфаркта миокарда, устранения патологии коронарных артерий, объективного улучшения гемодинамики и повышения толерантности к физической нагрузке сохраняются стойкие невротические расстройства .

По-видимому, у части больных "кризис личности", спровоцированный болезнью, не преодолевается на этапах реабилитации, а в условиях амбулаторного наблюдения порой усиливается, что несомненно требует интенсивной психологической помощи и поддержки .

Выбор конкретного метода психотерапии основывается прежде всего на соображениях удобства применения, экономичности и доступности для больного. Так, психотерапевтическое вмешательство должно отвечать требованию "субъективной адекватности" и соответствовать особенностям внутренней картины болезни, ожиданиям больного, его возможностям осмысления, интеллектуальному и образовательному уровню. Не менее важно соответствие предлагаемого метода личностным особенностям больного .

Психологическое сопровождение пациентов на этапе госпитализации в стационар проводится с целью снижения интенсивности острого стресса, коррекции невротических, ипохондрических реакций, с целью разработки индивидуальной программы психологической реабилитации.

На первом этапе работы с пациентом проводится психодиагностика или нейропсихологическое тестирование (для оценки повреждения ВПФ при инсульте) с целью выявления психопатологической структуры личности во время болезни, преморбидных особенностей, ресурсов, степени патологических изменений психики. Важно определить содержание внутренней картины болезни конкретного пациента для эффективной оценки реабилитационного потенциала. Диагностическая процедура позволяют в форме беседы, формализованного интервью помочь пациенту выразить значимые переживания на начальных этапах госпитализации в форме вербальных сообщений.

На втором этапе психологического сопровождения пациентов психолог занимается восстановлением патологических невротических реакций, тревожно-депрессивных, апато-депрессивных, невротических, астенических состояний, нарушений сна. Используются элементы клиент-центрированной психотерапии К. Роджерса, когнитивно-поведенческой терапии А. Бека. В период стресса пациенты нуждаются в эмпатии, безусловном положительном принятии, помощи в осознании чувств, эмоций, символизации опыта. Психологическое сопровождение пациентов включает помощь в расширении способов реагирования на болезнь, декатастрофизации, поиске альтернативных стратегий поведения, формирование мотивации для дальнейшего лечения и реабилитации. С пациентами, у которых отсутствуют когнитивные нарушения или имеется незначительный уровень, не препятствующий для усвоения новой информации, используются методы изменения негативных мыслей (методика "Осознание негативных мыслей", прием "Шкалирование" (С.А. Кулаков, 2003), упражнение "Уменьшение значимости предстоящего события" (по P. Shimer, S. Ferguson, 1990)) .

Психолог обсуждает с пациентом способы планирования целей и действий в период лечения.

Важную роль в психологическом сопровождении занимают релаксационные мероприятия. В отделении кардиологии проводятся групповые занятия по аутогенной тренировки (используются техники: аутогенная тренировка №1 "Расслабление и релаксация", №2 "Уравновешенность и устойчивость к стрессу". Авторы: проф. А.А. Востриков, психотерапевт, проф. А.А. Табидзе, психопедагог) для снятия напряжения, переключения сознания на картины природы, прослушивание релаксационной музыки (серия "Целебная музыка" рекомендована Центром Восстановительной Медицины Министерства Здравоохранения РФ для снятия стресса, отдыха и оздоровления. Примеры композиций: Beethoven - Moonlight Sonata, Grieg - Morning Mood from Peer Gynt, Tchaikovsky - Oveture Miniature to The Nutcracker Suite, Mozart - Clarinet Quintet K.581 Largetto & K.581 Allegre и другие).

Пациентам предлагаются упражнения "Место отдыха" (по М. Loscalzo,1996), "Воспоминания приятных ощущений, связанных с цветом" , которые помогают расслабиться, снять напряжение в теле.

Часто инсульты и инфаркты сопровождаются болевыми синдромами (головная боль, боль в сердце, боль в верхних или нижних конечностях), в связи с этим психолог предлагает эффективное упражнением "Дыхание против боли" (по М.Е. Сандомирскому, 2005) .

Противопоказанием к выполнению упражнений, психотерапевтических бесед являются умеренно выраженные и выраженные когнитивные нарушения, интеллектуальная недостаточность, острые психотические состояния, психопатоподобное поведение.

Пациенты, которые по медицинским показателям способны совершать движения, посещают профилактические групповые занятия, где психолог рассказывает об особенностях заболевания, факторах риска и правилах поведения, которые могут обеспечить безопасность жизни. Проводится отдельный блок занятий по вторичной профилактике курения, злоупотребления алкоголем.

В отделении ОНМК реализуется арт-терапевтическая группа самопознания "Краски моей души". На группе пациенты учатся лучше осознавать свои потребности, чувства, эмоции с помощью пластилина, красок, карандашей. Группа помогает расширить творческие способности, позволяет заново познавать окружающий мир через цвет, форму, оттенки. На группе обсуждаются темы: "Я и мой мир", "Мои отношения с окружающими (моя семья)", "Я и болезнь", "Моя мечта", "Природа", "Чувства и настроение" и многое другое.

Психолог также использует упражнения "Мой портрет в лучах солнца", которое помогает в развитии коммуникативных навыков, способствует процессу самораскрытия. Упражнение "Дерево чувств" способствует свободному выражение чувств, пациенты обучаются понимать свои чувства и переживания, адекватным образом выражать и контролировать их .

Проводится тренинг по развитию познавательных процессов у пожилых людей по рекомендациям М.А. Краевой, Т.О. Тарасовой, Е.А. Чижовой , что способствует эффективной адаптации в бытовых условиях, повышает уровень саморегуляции и качество жизни после выписки из стационара.

Тренинговые, релаксационные и профилактические занятия, индивидуальное консультирование проводятся не более 30 минут 2 раза в неделю, поскольку пациенты склонны к быстрой истощаемости и утомляемости.

Третий этап психологического сопровождения заключается в работе с родственниками больных. Родственникам зачастую требуется поддержка, помощь в коммуникативном взаимодействии с больным, рекомендации по уходу. Для реализации указанных задач проводится школа "Жизнь после инсульта". Это занятие лекционного характера по темам: "Механизм развития инсульта", "Симптомы инсульта и оказание первой помощи пострадавшему", "Особенности реабилитации при инсульте", "Постинсультная депрессия. Рекомендации о том, как избавиться от депрессии".

Для родственников больных с инсультом разработаны следующие рекомендации (часть 1):

  1. Используйте в общении с пациентом принцип наглядности, демонстрации. С больными в остром периоде инсульта рекомендуется общаться, как с детьми в возрасте 3-5 лет. Важно что-то объяснять и одновременно наглядно показывать. Можно использовать картинки, элементы невербального поведения.
  2. Наберитесь терпения. Инсульт это не грипп - восстановление может потребовать несколько месяцев или лет! Поведение больного часто напоминает поведение ребенка: капризность, привлечение внимания. Помните, что это больной человек и старайтесь относиться к его поступкам не как к поступкам здорового человека.
  3. Соблюдение режима дня. Необходимо спать не менее 7-8 часов. Обязательно спать ночью, днём бодрствовать.
  4. Принцип активности. Старайтесь активизировать пациента с первых дней, если для этого нет противопоказаний. Возможно, стоит напомнить пациенту, что не всё зависит только от медикаментов и лечащего врача, стоит заниматься восстановлением движений, развитием памяти каждый день.
  5. Принцип поощрения. Старайтесь поощрять больного даже за незначительные изменения.
  6. Принцип самостоятельности. Старайтесь давать больному самостоятельно действовать в ситуациях. Не становитесь нянькой. Делайте не вместо, а вместе с больным.
  7. Принцип разделения ответственности: не рекомендуется брать всю нагрузку по уходу за больным только на одного родственника. Подумайте, с кем бы вы могли разделить нагрузку. Можно обратиться в органы социальной защиты за дополнительной помощью.
  8. Уделяйте внимание своим потребностям, оставляйте время для себя, для хобби. В случаях подозрения на депрессивное состояние, если возникли проблемы во взаимоотношениях с больным родственником, если происходят частые конфликты в семье, непонимание, в случаях кризисных состояний, ощущений собственной вины и несостоятельности обратитесь за помощью и поддержкой к психологу/психотерапевту.

Для родственников больных с инфарктом разработаны следующие рекомендации (часть 2):

  1. Распределение адекватной нагрузки: оберегайте больного родственника от тяжелых физических нагрузок.
  2. Режим дня. Необходимо спать не менее 7-8 часов. Обязательно спать ночью, днём бодрствовать.
  3. Стресс. Старайтесь минимизировать воздействие стрессов в жизни больного. Учиться изменять отношение к происходящему поможет психолог.
  4. Больным не следует менять климатическую зону проживания.
  5. Питание. Ознакомьтесь с рекомендациями по питанию, которое необходимо больному. Информацию можно получить, обратившись на консультацию к лечащему врачу.
  6. Если больного беспокоит кардиофобия, страх смерти, тревога, то необходимо обратиться к психологу/психотерапевту.
  7. Если у вас возникают проблемы в общении с родственником или сам родственник переживает стресс, то рекомендуется обратится на консультацию к психологу.
  1. Следите за контролем артериального давления у больного родственника.
  2. Следите за регулярным и своевременным приёмом препаратов и выполнением всех рекомендаций лечащего врача, наблюдениям в поликлинике по месту жительства.
  3. Выражайте заботу и понимание.

Таким образом, психологическое сопровождение построено с учётом индивидуальных особенностей и потребностей пациентов. Это комплексная психологическая помощь, направленная на регуляцию психического состояния в период госпитализации, оптимизацию дальнейшего функционирования в семье и обществе.

Список литературы:

  1. Бурно М.Е., Иговская А.С. Психотерапия пациентов с расстройствами личности, характеризующимися преобладанием ипохондрии // Журнал невропатологии и психиатрии. - 2008.108 (12): С. 27-31.
  2. Григорьева В.Н., Тхостов А.Ш. Психологическая помощь в неврологии. - Н.Новгород.: Издательство Нижегородской гос.мед.академии, 2009: С. 205-230.
  3. Гусев Е. И., Скворцова В. И. Ишемия головного мозга. — М.: Медицина, 2001: С. 326.
  4. Ермакова Н.Г. Психологические особенности больных с последствиями инсульта в левом и правом полушариях головного мозга в процессе реабилитации // Вестник СпбГУ. - 2008. - Сер. 11. Вып. 3.
  5. Кадыков А. С. Реабилитация после инсульта. - М.: Миклош, 2003: С. 176.
  6. Костенко М.Б., Чеперин А.И., Степанова О.Н., Драчук Т.А., Осатюк Н.И., Зинкина А.П. Опыт внедрения и функционирования моделей психосоциального лечения и реабилитации в условиях Омского региона // Сборник статей и модульных практик для психологов / - Омск, 2011: С. 76.
  7. Краева М.А., Тарасова Т.О., Чижова Е.А. Тренинг познавательных процессов лиц пожилого и старческого возраста / под редакцией И.М.Никольской - СПб.: Речь, 2003: С. 62.
  8. Медведев В.Э. Профилатика и терапия психопатологических расстройств у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями // Журнал Неврология. Нейропсихиатрия. Психосоматика. - 2012. - №3: С. 1.
  9. Мустафина Л.В. Ранняя реабилитация постинсультных больных мультидисциплинарной бригадой: Автореф. дисс. на соискание ученой степени к.м.н. - М., 2008: С. 22.
  10. Суджаева С.Г.,Суджаева О.А. Реабилитация после реваскуляризации миокарда. - М:.Медицинская литература, 2008: С. 128.