Раннее развитие: когда и как начинать учить цвета с ребенком. Памятка «Как научить ребенка различать цвета» для педагогов и родителей Лепить или рисовать, используя один конкретный цвет

Знакомство с понятием цвета и его восприятия происходит у ребенка с момента его появления на свет. Но умение осознанно различать цвета, произносить их названия, выделять базовые оттенки из остальных формируется к возрасту 2-3 лет. Сегодня мы расскажем, как научить ребенка различать цвета, рассмотрим простейшие методики для легкого обучения цвету, и подскажем, что делать, если у малыша возникают трудности с запоминанием цветов.

Учим цвета: с чего начать

Умение различать цвета относится к понятию зрительной информации. Чтобы восприятие зрительной информации было более продуктивным и успешным, нужно следовать простым шагам, выполнить которые под силу каждой маме и её ребенку.

  • Начинать обучение нужно с 4 основных цветов: синий, красный, зелёный, жёлтый. Основная задача – научить малыша дифференцировать эти цвета, чтобы ребенок мог отобрать нужные кубики одного цвета; отделить красные шарики от синих; сложить “башенку” из кубиков одного из цветов.
  • Обязательно при любом удобном случае акцентировать внимание на цветах. “Посмотри, какое КРАСНОЕ яблоко”, “А это – ЗЕЛЁНЫЙ мяч”, “Построим пирамидку из СИНИХ колечек” и т.д.
  • По мере изучения основных цветов постепенно добавлять в обучение по 2 новых сложноцветовых оттенка. Включайте в изучение наиболее часто встречающиеся цвета: оранжевый, фиолетовый, розовый. Более яркий цвет ребенок запоминает в первую очередь.

Ребенок не запоминает цвет – стоит ли паниковать?

Освоение цвета становится проблемой, когда ребенок не различает цвета в 4 года (в 5 лет). Прежде всего необходимо исключить у крохи “цветовую слепоту”, или, иначе, дальтонизм. Это проявляется в том, что ребенок неспособен различать один или несколько цветов среди предложенных. В данном случае необходима консультация окулиста.

Мама и малыш: методики по домашнему обучению цветам

Прежде всего следует запомнить, что обучение цветам должно проходить только в игровой форме. Ненавязчивые, легкие, но ежедневные упражнения с крохой дадут положительный результат уже спустя 3-5 дней.

Обратите внимание на методики обучения детей от 2 до 5 лет, которые помогут малышу понять и освоить основные цвета палитры.

– Пластилин

Как ни странно, но работа с обыкновенным пластилином может дать отличные результаты по освоению цветов и их оттенков. Стандартный пластилин включат в себя необходимые цвета для изучения: красный, зеленый, желтый, синий, оранжевый. Ребенок в 2 года под руководством мамы может работать каждый день с несколькими цветами, делая только красные или зеленые шарики, лепя синих снеговичков. Если вы увидите, что кроха в игре начинает выделять для себя один яркий, распространенный цвет, например, зеленый, то подкрепляйте работу с ним рассказом, какие бывают предметы этого цвета, демонстрируйте их.

– “Разноцветные” дни

Эту методику разработал американский врач-физиотерапевт, автор многих обучающих методик Глен Доман. Изучение цветов по дням недели – хороший способ изучить и закрепить знания об определенном цвете. Например, понедельник – красный день. Сегодня малыша должны окружать красные вещи. Познакомьте его с красными овощами и фруктами. Рисуйте акварелью красные узоры и вырезайте красные фигурки из цветной бумаги в этот день. По аналогии познакомьте малыша с остальными цветами: зеленым, синим и т.д.

– Цвета на “ощупь”

Интересную методику познания цвета ребенком предложила сторонница раннего развития детей и просто увлеченная мама двоих детей, Сесиль Лупан. Она рекомендует еще с младенческого возраста знакомить малышей с понятием цвета, предлагая ему на ощупь разноцветные кусочки ткани разной фактуры. Зрительная память вкупе с осязательной дает удивительные результаты. Эта методика подойдет как для совсем грудных детей, так и для тех, кому уже исполнилось 2-3 года.

Уже давно я обещаю написать статью про то, как научить ребенка различать цвета и про то, как мы делали это с Таисией. Судя по количеству приходящих мне вопросов, эта тема интересует многих мам. Это неудивительно, ведь знание цветов – это неотъемлемая часть сенсорного развития малыша. Знакомство с цветом значительно расширяет представления ребенка о мире, позволяет ему классифицировать все окружающие предметы еще одним способом – по цвету. Кроме того, умение различать цвета открывает перед ребенком новый пласт интересных развивающих игр.

Когда ребенок начинает различать цвета?

Специалисты утверждают, что для ребенка мир приобретает краски уже в течение первых 3-4 месяцев жизни. Действительно, ребенок может обращать внимание на контрастные рисунки, неодинаково реагировать на погремушки разных цветов, но об осознанном разделении цветов в этом возрасте, конечно, говорить еще рано. Умение находить определенный цвет среди остальных и уж тем более называть цвета появляется у малыша значительно позже, не раньше 1-1,5 лет . Ну а точные сроки зависят исключительно от того, будете ли вы уделять внимание изучению цветов с ребенком.

Называть цвета вовремя игр с малышом можно уже и до года, вреда от этого не будет. Ну а после года можно вводить специальные «цветовые» игры, о которых пойдет речь в этой статье. Эти игры подойдут и для малышей 2-3 лет, которые еще путаются в названиях цветов.

Готовность ребенка к запоминанию названий цветов можно очень просто проверить. Играя, с кубиками (конструктором, шариками в сухом бассейне…), возьмите, например, красный кубик и попросите малыша найти точно такой же , одинаковый . Если ребенок понял вас и справился с задачей, можно утверждать, что цвета он различает и готов к изучению их названий.

Учим цвета во время повседневных игр и прогулок

Вообще говоря, я убеждена, что для того, чтобы научить ребенка различать основные цвета, нет большой необходимости в специальных занятиях, достаточно просто регулярно называть цвета во время ваших обычных игр. – обязательно проговаривайте цвета карандашей, строите из кубиков, конструктора или мозаики – тоже не забывайте вспоминать оттенки деталей. То же касается и одевания, прогулки, и других ваших любимых занятий – в разговоре постоянно называйте цвета окружающих вас предметов и игровых материалов.

Только помните, что «учить цвета» — это вовсе не значит, что надо постоянно экзаменовать ребенка «Скажи, какой это цвет», «Покажи, где красный» и т.п. Ребенок, как и любой другой человек, не слишком любит, когда ему устраивают проверку знаний, поэтому поначалу просто называйте цвета и сами отвечайте на свои вопросы «Где у нас желтый кубик? Вот он!» «Давай нарисуем траву зеленым карандашом».

Как научить ребенка различать цвета? Игры

В «сортировочных» играх от ребенка требуется разделить предметы на группы, ориентируясь на их окраску, от вас же требуется постоянно озвучивать названия цветов , чтобы они отложились в голове у малыша. Что можно сортировать? Вот несколько вариантов игры:

    Из любой ненужной коробки вы можете сделать цветовой сортер, достаточно обклеить коробку цветной бумагой и сделать несколько прорезей. Проталкивать в прорези можно детали мозаики, разноцветные скрепки, пуговицы и т.д. Наш сортер сделан из коробки от чая и деталей мозаики. Встречаются иногда и готовые варианты .

  • Выкладываем на полу игрушки и другие небольшие предметы обихода и предлагаем малышу рассортировать их по коробкам соответствующей окраски. Вместо коробок можно подготовить большой лист бумаги с разноцветными секциями. У нас игра проходила гораздо динамичнее, когда мы распределяли цветные секции между Таисией и ее любимой игрушкой. Например, Тася отбирала все красные предметы, а кукла Маша – желтые.
  • Находим маму-наседку для каждого яичка, ориентируясь на окрас.

Все яички складываем в прикрепленный к курице обрезанный пластиковый стаканчик.

Вариантов цветных сортировок можно придумать огромное количество, все их тут не перечислить. Вы можете раскладывать разноцветных бабочек по цветочкам, фрукты и овощи по корзинкам, а разноцветных зверюшек расселять по домикам… Кстати, в Копилке игр от читателей есть еще хорошие .

2. Игры из серии «Подбери пару»

Игры из разряда «Подбери пару» хорошо применимы и для изучения цветов. Можно подбирать крышки для домиков, колпачки для гномиков или клоунов, жилище для разноцветных человечков и т.п.

Можно попробовать такой вариант игры: разложите перед малышом заранее неправильный вариант и попросите его исправить ошибки.

3. Цветное лото

Игры по принципу лото становятся интересны детям примерно в год с небольшим. Конечно, пока малыши не играют по взрослым правилам, а просто подбирают карточки к игровому полю с картинками.

В цветном лото на каждом игровом поле картинки имеют только один цвет. (Пример цветного лото можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ ). Поэтому чтобы собрать такое лото, ребенку нужно отобрать карточки заданного цвета среди остальных и правильно разместить их на поле.

В более усложненной версии можно одновременно использовать 2-3 игровых поля, а также учиться сопоставлять цветные и черно-белые изображения, как в игре «Гномики и домики » (Ozon , My-shop , Read ) от «Школы семи гномов».

4. «Цветные» дни

Этот метод знакомства с цветом сейчас очень популярен. Заключается он в том, что в течение одного дня (а некоторые даже растягивают это удовольствие на целую неделю) ребенок очень часто «наталкивается» на один и тот же цвет, регулярно слышит его название и соответственно быстро запоминает. Так, в день красного цвета вы с малышом можете одеться в красную одежду, отыскать все красные игрушки и даже поесть красные фрукты и овощи. Разумеется, все это время вы будете напоминать ребенку о том, какой цвет встречается у вас на пути. Вот примерный список того, что можно делать в «цветной» день:

    Разглядываем вместе с малышом заранее подобранные игрушки изучаемого цвета;

  • Надеваем одежду соответствующих тонов;
  • Проходим по квартире в поисках игрушек и других предметов изучаемого цвета;
  • На прогулке отыскиваем машины нужной нам окраски;
  • Играем с цветовой ;

  • Рассматриваем книгу или карточки с картинками нужного нам цвета (скачать пример карточек );

  • Играем в лото заданного цвета (см.выше);
  • Включаем в меню продукты изучаемого цвета (Например, для красного дня подойдут: ягоды, помидоры, красные яблоки, гранаты; для зеленого : виноград, зеленые оливки, салат, горошек, зеленые яблоки, стручковая фасоль, киви, авокадо; для желтого : банан, кукуруза, желтые яблоки, лимон, масло, сыр, ананас; для белого : рис, творог, манная каша, молоко; для оранжевого : морковь, абрикос, тыква, апельсин)

5. Карточки Домана «Цвета»

Если честно, я считаю, что изучение цветов по – это самый простой и в то же время самый эффективный метод , особенно если речь идет не о слишком «ходовых» тонах. На занятия по Доману требуется минимум усилий и времени, а цвета запоминаются практически гарантировано, особенно, если раньше малыш уже имел опыт взаимодействия с карточками. Только помните, для того, чтобы через месяц выученные цвета не вылетели у ребенка из головы, их названия необходимо закреплять посредством других игр (сортировать по цветам, играть в лото и т.п.).

Что еще важно: учите только те оттенки, которые вы сами различаете и названия которых вы действительно готовы употреблять в своих играх и беседах. Не стоит увлекаться наборами вроде «100 цветов» от «Умницы». Какой смысл учить, например, пурпурный оттенок, если встретив его в жизни, вы сами, скорее всего, назовете его фиолетовым. Это только запутает ребенка.

Мы с дочкой принялись за изучение цветов по карточкам в 1 год 4 месяца (к тому времени Тася уже знала и показывала четыре основных цвета). По карточкам за несколько дней мы запомнили еще 14 цветов (итого в нашем арсенале стало 18) и начали упоминать их названия в своих играх. Тех, кто скептически относится к методике Домана, могу заверить, что Таисия и по сей день не забыла ни одного из изученных тогда цветов!

Подробнее о методике Домана и о принципах занятий читайте . «Цветные» карточки можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ , а купить ЗДЕСЬ .

6. Настольные игры

После 2-2,5 лет для закрепления знаний о цветах можно использовать настольные игры. Вот, например, хороший вариант:

(Ozon , My-shop ) и ее аналог — игра «Фигуры» , о них я писала раньше .

Развивающие мультфильмы

Хорошим подспорьем в изучении цветов могут стать развивающие мультики. Пара мультфильмов на эту тему:

Книги

Не забывайте и о книгах. В стихотворно-художественной форме про цвета можно почитать, например, в «Разноцветной книге» Маршака , или у Сутеева в рассказе «Петух и краски» (как правило, публикуется в сборниках Сутеева ).

Светлана Малева
Памятка «Как научить ребенка различать цвета» для педагогов и родителей

Памятка «Как научить ребенка различать цвета » .

Несколько советов для родителей :

Начиная учить цвета , сначала акцентируйте внимание ребенка на 4 основных – красном, синем, желтом и зеленом;

Не коверкайте слова, не стоит говорить, что шарф «синенький» , - он синий;

После того, как ребенок запомнит основные цвета , новые вводите постепенно, добавляя по 1 цвету , пока малыш не воспримет и его;

Одновременно не стоит добавлять похожие оттенки;

Проводите аналогии – синяя машина, синее небо, синяя тарелка, - чтоб малыш не связывал цвет только с одним предметом;

Не стоит постоянно просить ребенка указать на тот или иной цвет , лучше предложите ребенку принести вам игрушку определенного цвета , тогда вы и поймете, знает ли ребенок тот или иной цвет ;

Не давайте на первых порах малышу черный карандаш – он оставляет наиболее яркий цвет на бумаге , нелегко будет переключиться на более тусклые цвета ;

Не давайте ребенку рисовать ручкой – она рисует тонко и ярко, не требуется сильно нажимать, чтоб

Появилась линия, а именно этот нажим и тренирует руку;

Постоянно и ненавязчиво рассказывайте ребенку про мир «в цвете »

Что же может помочь выучить цвета ?

Воздушные шарики

Пирамидки

Мозаики

Карандаши

цветная бумага

Специальные цветовые наборы предметы быта

Употребляйте названия цветов во время процесса рисования постоянно :

Давай рисовать зеленым цветом .

Давай поищем – где же желтый карандаш?

Каким цветом разукрасим листья ? Зеленым?

«Играя – обучайте» .

Обучайте с ранних лет. Не преуменьшайте детские способности к обучению. Даже если ребёнок ещё не умеет говорить, это не значит, что он не способен чего-то понять или запомнить. Если вы будете регулярно общаться со своим малышом и рассказывать ему, какого цвета , например, его любимая погремушка, это обязательно отложиться в его голове. А в будущем, когда он сможет осознанно строить различные слова , вам будет легче объяснить разницу между тем или иным цветом ;

Привязывайте новые знания к эмоциям. Человеческая память устроена таким образом, что мы лучше всего запоминаем картинки, яркие образы и эмоции.Не зря ведь говориться : человек запомнит не то, что вы для него сделали, а то, что заставили его почувствовать. Используйте этот приём в обучении детей. Например, начинайте изучать цвета с любимого фрукта ;

Практическое применение. Новые знания сразу же должны использоваться ребёнком. Если вы выучили с малышом что-то новое, постарайтесь сделать так, чтобы он начал применять это в жизни. Выучили красный цвет , значит, собираясь идти на улицу, попросите его, чтобы он принёс вам свою красную курточку. Чем чаще вы будете побуждать ребенка применять на практике новые знания, тем лучше они запомнятся;

Побуждайте ребёнка делиться тем, что он узнал с окружающими. После того как вы выучили геометрическую фигуру или цвет , пусть ребенок позвонит дедушке или бабушке и расскажет об этом. Очень эффективно этот принцип работает в связке с практическим применением. Например, папа пришёл вечером с работы и пошёл мыть руки перед едой - пусть ребенок подаст ему жёлтое полотенце;

Говорите разными фразами. Всегда произносите цвет в разном контексте , чтобы ребенок не воспринимал это как одно слово : это красный шарик, шарик красного цвета , это шарик, он красный и т. п. ;

Откажитесь от уменьшительно-ласкательных слов (синенький, красненький) ;

Повремените с оттенками – все салатовые, розовые и голубые оттенки лучше оставить на потом;

Не начинайте изучать новый цвет , пока ребенок не усвоит предыдущий! (начинаем с красного, а затем знакомимся с желтым, зеленым, синим) .

Игра «Мышки» .

Цель : Формировать представление о цвете предмета .

Материал : Игровое полотно (норки, разделенное на 4 разных по цвету сектора (красный, желтый, зеленый, синий) . По 2 мышки каждого цвета .

Ход игры:

Ребенку предлагается игровое поле и дается задание каждой мышке найти свой домик.

Игра «Цветы » .

Цель : Закреплять знания о цвете предмета . Продолжать учить находить два одинаковых по цвету цветка .

Материал : 10 фигурок цветов

Ход игры:

Ребенку предлагается найти на полянке два одинаковых по цвету цветочка .

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как научить ребенка играть с игрушкой?». Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Она вы ступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то.

Консультация для родителей «Как научить ребенка различать цвета» (первая младшая группа) 2–3 года С какого возраста ребенок может различать и называть цвет Попробуем разобраться вместе - к какому возрасту ребенок должен уметь.

Консультация для родителей «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге» На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем. На самом деле.

Консультация для родителей младшей группы «Как научить ребенка рисовать?» Уважаемые коллеги! Перед тем, как представить вашему вниманию данную консультацию, хочу сделать небольшое лирическое отступление. Два года.

Консультация для родителей «Как научить ребенка одеваться самостоятельно» Цель: довести до сведения родителей, те факты, что ребенок сначала запоминает навыки раздевания, чем одевания. Умение ребенка самостоятельно.

«Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребенку для роста и развития»
(Б. А. Базыма)

Если вы хотите научить ребенка различать цвета, стоит разобраться в особенностях детского восприятия, чтобы правильно организовать процесс обучения и не требовать от ребенка невозможного. Итак…

razvitie-krohi.ru

Возрастные особенности цветовосприятия

  • Новорожденные видят мир черно-белым.

Показывайте черно-белые орнаменты и геометрические фигуры.

  • В 4-5 месяцев ребенок может распознавать основные цвета спектра.

Показывайте ему чистые оттенки, без примесей и переходов цвета. В этом возрасте малыш лучше видит красные оттенки, с них и начинайте знакомство с цветом.

  • К 7-му месяцу у ребенка появляется возможность различать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий).
  • Дети учатся различать и запоминать цвета благодаря ассоциациям.

Ребенок воспринимает цвет в единстве с предметом и словом. Например, «желтый» — это лимон или солнышко. Если показать малышу картинку, где солнышко зеленого цвета, вы поставите его в тупик. На вопрос «Что это?» он, возможно не сможет ответить.

  • Полноценное цветовосприятие формируется у ребенка к восьми годам.

Чувство цвета можно развить. Начните изучение цветов с базовых, а затем подключите оттенки.

  • Аномалии цветоощущения у детей встречаются приблизительно с такой же частотой, как и у взрослых.

Если заметите какие-то отклонения, обратитесь за консультацией к врачу.

  • Цветовые предпочтения меняются с возрастом.

Дети любят цвет, реагируют на него, играют с ним. Знакомство с цветом помогает им познавать окружающий мир, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. У детей разного возраста цветовые предпочтения отличаются. Это стоит учитывать при оформлении интерьера детской комнаты, покупке одежды и пр.

Как учить с ребенком цвета в 1-2 года

www.o-krohe.ru

Можно ли учить с ребенком цвета, если он еще не умеет говорить?

Не только можно, но и нужно! Ребенок способен понять и запомнить то, что вы будете ему рассказывать и показывать. А повторить слова он сможет позже, когда научится говорить, пока достаточно того, что он может указать на нужный цвет или предмет пальчиком. В будущем, когда он сможет осознанно строить фразы, он с легкостью сможет объяснить разницу между тем или иным цветом.

С какого цвета начать?

  • По мнению педагогов, надо начинать обучение с красного и желтого цвета.
  • Начинайте изучать цвета с любимого фрукта. Если ребенок любит апельсин, он легко запомнит оранжевый цвет.
  • Можно играть с пластилином или цветным тестом и называть ребенку цвета. Трогая пластилин, контактируя с ним, ребенок быстрее запомнить тот или иной цвет.
  • Предлагайте карандаши и фломастеры для рисования, называя, какого они цвета. Как можно чаще употребляйте эти названия: «Подай мне, пожалуйста, красный карандаш», «Давай закроем колпачком синий фломастер».

zhenomaniya.ru

  • Из игрушек для запоминания цветов хорошо подходят пирамидки, кубики, крупные детали конструктора, формочки, разноцветная посудка, крупная мозаика и др.

heaclub.ru

  • Почаще озвучивайте цвета и действия с цветными предметами: «Мишка любит пить из КРАСНОЙ чашки, кукле Маше нравится ЗЕЛЕНОЕ платье».
  • Учите цвета во время прогулок. «Мы идем по зеленой траве», «смотрим, какие синее небо!», «Вот папина черная машина».
  • Сравнивайте тот или иной цвет со знакомыми малышу предметами. «Лопатка красная, как твоя шапочка», «Это ведерко такое зеленое, как огурец».

Как учить с ребенком цвета в 3-4 года

  • Включайте образовательные мультики, где четко называют цвета разных предметов.
  • Если разрешаете ребенку играть в компьютерные игру, подберите такие, где необходимо собирать или разбивать предметы по цветам.
  • Играйте в цветной конструктор, создавая фигуры определенных цветов и называя их.

s1.maminklub.lv

  • Предлагайте сортировать предметы по цветам.

mama-love.ru

Чем младше ребенок, тем меньше предметов для сортировки нужно ему предлагать.

heaclub.ru

  • Сделайте своими руками дидактические игры.

s1.maminklub.lv

  • Придумайте «цветные сказки». Например: » Жил-был носовой платочек. Однажды он упал в чашку с красным компотом и сам стал красным».
  • Произносите названия цветов в разном контексте: «Это красный шарик», «Шарик красного цвета», «Это шарик, он красный» и т.п. Откажитесь от уменьшительно-ласкательных слов (синенький, красненький).
  • Разрешите ребенку поиграть с продуктами и предметами на кухне. Все можно трогать и даже есть! Но сначала нужно разложить по кучкам в соответствии с цветом. Например, лимон, банан и тарелка — желтые, перец, помидор и кастрюля — красные и т.п.
  • Поиграйте в игру «Колпак». Сделайте из разноцветного картона колпачки. Рассказывайте стишок, а ребенок пусть выбирает нужный колпак: «Еду, еду в гости на лошадке в желтой (любой цвет) шапке».
  • Поиграйте в игру «Найди лишний».Возьмите 2-3 предмета одного цвета и один совершенно другого. Предложите ребенку исключить предмет, который отличается от остальных по цвету.

Большинство вещей, которые даются нам легко во взрослой жизни, в детстве постигаются с трудом, будь то первые шаги, изучение букв или распознавание цветов. Не все из нас помнят, как научились различать цвета, да и кто вообще задается таким вопросом? Трава зеленая, небо голубое, солнце желтое – это известно каждому, но только не ребенку, который познает окружающий мир с нуля.

Многим родителям известно, что в трехлетнем возрасте карапуз уже должен уметь распознавать цвета и знать их названия. Разумеется, речь не идет об усвоении всей палитры оттенков, а о базовом наборе цветов: красный, синий, желтый, зеленый, белый и черный. Сегодня существует масса различных методик обучения ребенка цветам, но на самом деле все гораздо проще, чем кажется на первый взгляд.

Безусловно, любая информация лучше всего усваивается ребенком в игровой форме. Однако не следует забывать и об обычном разговоре с малышом. Если к трем годам карапуз не научился различать цвета, вам предстоит основательная работа. А вообще начинать знакомство с базовой палитрой можно уже по достижении 5-6-месячного возраста. Если же кроха начал говорить, самое время приступить к занятиям. Не знаете, как научить ребенка цветам? Для начала рассмотрим ключевые рекомендации специалистов:

  • Правильно строим фразы. Нередко родители, указывая, к примеру, на мяч, говорят: «Красный мяч». Но ведь мяч может быть не только красного, но и зеленого, синего цвета, верно? Следовательно, преподносить малышу информацию в таком виде не совсем корректно. Более правильно будет сказать: «Это мяч, он красный». Другими словами, нужно подчеркнуть, что именно этот мяч красный, а не все мячи красного цвета. У детей очень развито ассоциативное мышление, и не стоит вносить путаницу в их логику;
  • Осваиваем цвета постепенно. Не распыляйтесь на весь спектр сразу: приступать к изучению следующего цвета можно лишь тогда, когда малыш хорошо выучит предыдущий. По мнению специалистов, обучение лучше всего начинать с красного, затем можно познакомить ребенка с синим, зеленым и желтым цветом. После того как кроха усвоит базовый набор, можно приступать к изучению дополнительных оттенков;
  • Проводим «цветной» день. Что это значит? Весь день родителям следует посвятить выбранному цвету. Как мы уже упоминали, первым должен быть красный: с утра надули красный шарик, надели красную футболочку, скушали на завтрак красные ягодки. Досуг можно посвятить рисованию. Предложите малышу нарисовать домик красного цвета. «Какой карандаш нам понадобится? Правильно, красный! Ты раскрасишь красным цветом крышу, а я – двери и окошко. Смотри, получился домик. Если у него красная крыша, окно и двери, то какой он? Точно, красный!» – и далее в том же духе. Можно попросить кроху показать рисунок близким и рассказать, какого он цвета;
  • Запасаемся терпением. Процесс обучения ребенка цветам является длительным, поэтому не подгоняйте его во время занятий – дайте время подумать. Однако подсказывать тоже необходимо; делайте это терпеливо и доброжелательно. Все малыши разные, и если для одних родителей вопрос о том, как научить ребенка цветам, решается быстро и без проблем, то другие могут столкнуться с серьезными трудностями на этом пути.

Как научить ребенка цветам? Конечно, в игровой форме! Максимум, что вам потребуется, – заранее подготовленный реквизит из подручных предметов:

  1. «Бабочки и цветы». Для проведения этой игры следует вырезать из картона четыре больших цветка разного цвета: красного, желтого, синего и зеленого. Помимо этого, как вы могли догадаться, нам нужно сделать четыре бабочки все тех же базовых оттенков. Попросите ребенка посадить крылатых красавиц на цветочки соответствующего цвета. При этом можно приговаривать: «Летала-летала над полем красная бабочка и, наконец, села на красный цветочек». Когда все бабочки будут находиться на своих местах, задание следует усложнить. Например, попросите карапуза найти для желтой бабочки синий цветок и т. д.;
  2. «Строитель». Сделайте из цветного картона несколько разборных домиков (квадратная коробка и крыша). Затем сложите домики, не подбирая детали друг к другу по цвету. Попросите малыша помочь вам исправить ситуацию и сложить домики так, чтобы крыша и коробка совпадали по цвету;
  3. «Разноцветная уборка». Приучить ребенка поддерживать в комнате чистоту и вместе с тем выучить основную палитру можно с помощью простой игры. Для начала в корзину следует собрать предметы одного цвета: красный кубик, красный фломастер, красные носочки и т. д. Больше подходящих вещей не осталось? Приступаем к уборке синих предметов;
  4. «Веселый светофор». Следует вырезать из цветного картона круги красного, желтого и зеленого цветов. Правила игры следующие: когда мама показывает красный кружок, нужно стоять смирно, желтый – подпрыгивать на месте, зеленый – бежать. Заодно и правила поведения на дороге можно выучить;
  5. «Занимательная прогулка». Размышляя о том, как научить ребенка цветам, не следует ничего усложнять – осваивать палитру можно, занимаясь повседневными делами. К примеру, находясь с крохой на улице, показывайте ему различные предметы, называя их цвет. Поясните, что трава – зеленая, солнышко – желтое, снег – белый, небо – голубое. То же самое делайте дома. Можно устроить соревнование, кто найдет больше предметов определенного цвета, чтобы малышу было интереснее;
  6. «Пластилиновые фантазии». Лепка из пластилина является не только отличным способом изучения и запоминания цветов, но и способствует развитию мелкой моторики. Не ограничивайтесь лепкой фигур – из этого материала можно создавать картины, накладывая его на плотный картон. К тому же при работе с пластилином у ребенка развивается воображение.

Аналогичные игры можно придумать самостоятельно, главное – не лениться и уделять занятиям минимум 15 минут в день. Включите собственную фантазию, и вопрос о том, как научить ребенка различать цвета, решится быстро и занимательно.