Семья как фактор нравственного воспитания ребенка презентация. «Роль семьи в духовно- нравственном воспитании личности учащегося» - презентация. Мечты о хорошем, волнение, трепет


Семья – главный институт воспитания.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

В семье закладываются основы личности ребенка.

К поступлению в школу ребенок уже более чем наполовину сформирован как личность.



В.А.Сухомлинский писал:


Что же представляет собой нравственное воспитание?

  • Это постепенное обогащение знаниями, умениями, опытом.
  • Это развитие ума.
  • Формирование отношения к добру и злу.
  • Формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

Основные пути и условия формирования нравственности ребенка в семье:

  • Атмосфера любви.

Сердечная привязанность, любовь, чуткость, заботливость членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, дает широкий простор для проявления чувст ребенка, формирования и реализации его нравственных потребностей.


2. Атмосфера искренности.

Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию ребенок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность.


3. Разъяснение. Воздействие словом.

Не надо говорить ребенку то, что он очень хорошо знает без нас.

Надо задумываться над тоном и манерой разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей».

Надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.


Ошибки в семейном воспитании:

  • Упреки

Основное зло в том, что упреки вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.


2) Наказание

Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям.

Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.


3 ) Порицание

Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты.

Очень важно, чтобы ребенок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.


Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям.

«...искусство повеления и запрета... дается нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветет всегда».


Необходимо:

  • Воспитывать чувства.
  • Регулярный труд в присутствии ребенка.
  • Исключение прибавочных раздражителей из жизни ребенка.
  • Оградить ребенка от контакта с безнравственными людьми.

Семья – это первая инстанция на пути ребенка в жизнь.

Родители составляют первую общественную среду ребенка.

Родители являются образцами, на которые ребенок ориентируется ежедневно.

Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого ребенка.


Цель и мотив воспитания ребенка -

это счастливая, полноценная, творческая , полезная людям, а значит, нравственно богатая, жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.








Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности. Во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности. В-четвертых, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. В-четвертых, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.




Идея Воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. В.А.Сухомлинский. Суть Моральные идеи становятся достоянием каждого ребёнка, превращаются в нормы и правила поведения. Содержание Формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, толерантность, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.


Приобщение детей к социальному опыту и культуре; - Воспитание правильного взаимодействия с природой и социальной средой; - Ф ормирование знаний о природе, человеке и обществе; - Социальное развитие школьника; - Ф ормирование мышления, воображения, речи ребёнка, его эрудиции и общей культуры; - В оспитание высших духовно-нравственных чувств.




Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.


Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть). Чувства – действенные помощники воспитания. Запрет, менторство, морализаторство далеко не так доходчивы, как сердечность, искренность и ласка. Холодная строгость в воспитании вызывает у ребёнка отчуждение, которое может перерасти в притворство, лицемерие и обман.


Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания – понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки. Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Всё важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности – самые благородные и человечные – не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта.


Элементы нравственных потребностей Отзывчивость; Отзывчивость; Нравственная установка «Не вредить никому, а приносить максимум пользы» ; Нравственная установка «Не вредить никому, а приносить максимум пользы» ; Способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла; Способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла;


Совесть – это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п. Этапы формирования совести воспитание у ребёнка чувства стыда; развитие понятий «моральный долг» и «ответственность».


Как воспитать нравственные потребности? Родители должны осознавать важность этой задачи. Родители должны осознавать важность этой задачи. Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности. Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности. Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности. Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.


Факторы воспитательного потенциала семьи материальная и жилищно-бытовая обеспеченность; материальная и жилищно-бытовая обеспеченность; культурно-образовательный уровень родителей, культурно-образовательный уровень родителей, морально-психологический климат; морально-психологический климат; авторитет отца и матери у детей; авторитет отца и матери у детей; доверие детей к родителям; доверие детей к родителям; единство требований в семье. единство требований в семье.


Причины педагогических ошибок родителей неполная семья; неполная семья; конфликтная атмосфера в семье; конфликтная атмосфера в семье; наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитание ребёнка. Например: «Мой святой долг – одеть, обуть, накормить, а остальное – дело школы»; наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитание ребёнка. Например: «Мой святой долг – одеть, обуть, накормить, а остальное – дело школы»; при полном внешнем благополучии семьи – авторитарные методы воспитания; при полном внешнем благополучии семьи – авторитарные методы воспитания; излишняя порочная родительская любовь излишняя порочная родительская любовь


Атмосфера искренности. По словам И.А. Ильина «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолюбие. Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности…»


Методы нравственного воспитания Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей. При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.


Разъяснение. Воздействие словом. В. А. Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Как же правильно говорить с ребёнком? Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно. Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка. В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.


Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха. Крайней мерой воздействия В. А. Сухомлинский считает наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.


Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе. Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считает запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. Необходимо воспитывать чувства. Это значит и словом и делом вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.


Регулярный труд в присутствии ребёнка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель. Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя. Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми. Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл – значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает свои собственные нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей.


Основные правила нравственного воспитания Не делайте того, чего не желаете себе Это правило создает условия для творения благоразумных, благовоспитанных, добросовестных, добропорядочных, доброжелательных, добросердечных поступков Не делайте того, чего не желаете себе Это правило создает условия для творения благоразумных, благовоспитанных, добросовестных, добропорядочных, доброжелательных, добросердечных поступков Творите для других добро, если для этого у вас есть возможность. Это правило учит быть человечным, не оставлять другого в беде, а сочувствовать и помогать каждому, кто нуждается в твоей помощи, учит сопереживать, ставить себя на место другого, чужое горе переживать, как свое собственное. Творите для других добро, если для этого у вас есть возможность. Это правило учит быть человечным, не оставлять другого в беде, а сочувствовать и помогать каждому, кто нуждается в твоей помощи, учит сопереживать, ставить себя на место другого, чужое горе переживать, как свое собственное. Будьте патриотами своей нации и своей страны, защищайте Отечество. Это правило поможет любить свою Родину, свой народ; быть гордым за принадлежность именно к этой стране, независимо от ее экономического, климатического или другого положения; развивать чувство чести и достоинства Будьте патриотами своей нации и своей страны, защищайте Отечество. Это правило поможет любить свою Родину, свой народ; быть гордым за принадлежность именно к этой стране, независимо от ее экономического, климатического или другого положения; развивать чувство чести и достоинства


Семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети.




Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников положительной и отрицательной информации. Во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников положительной и отрицательной информации. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности. В-четвертых, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе. В-четвертых, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе.




Идея Воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. В.А.Сухомлинский. Суть Моральные идеи становятся достоянием каждого ребёнка, превращаются в нормы и правила поведения. Содержание Формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, толерантность, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.


Приобщение детей к социальному опыту и культуре; - Воспитание правильного взаимодействия с природой и социальной средой; - Ф ормирование знаний о природе, человеке и обществе; - Социальное развитие школьника; - Ф ормирование мышления, воображения, речи ребёнка, его эрудиции и общей культуры; - В оспитание высших духовно-нравственных чувств.




Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим.


Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Чувства – действенные помощники воспитания. Запрет, нотации далеко не так доходчивы, как сердечность, искренность и ласка. Холодная строгость в воспитании вызывает у ребёнка отчуждение, которое может перерасти в притворство, лицемерие


Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания – понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Нравственные потребности – самые благородные и человечные – не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта.


Элементы нравственных потребностей Отзывчивость; Отзывчивость; Нравственная установка «Не вредить никому, а приносить максимум пользы» ; Нравственная установка «Не вредить никому, а приносить максимум пользы» ; Способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла; Способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла;


Совесть – это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п. Этапы формирования совести воспитание у ребёнка чувства стыда; развитие понятий «моральный долг» и «ответственность».


Как воспитать нравственные потребности? Родители должны осознавать важность этой задачи. Родители должны осознавать важность этой задачи. Родители, которые хотели бы воспитать своего ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности. Родители, которые хотели бы воспитать своего ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности. Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности. Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.


Факторы воспитательного потенциала семьи материальная и жилищно-бытовая обеспеченность; материальная и жилищно-бытовая обеспеченность; культурно-образовательный уровень родителей, культурно-образовательный уровень родителей, морально-психологический климат; морально-психологический климат; авторитет отца и матери у детей; авторитет отца и матери у детей; доверие детей к родителям; доверие детей к родителям; единство требований в семье. единство требований в семье.


Причины педагогических ошибок родителей неполная семья; неполная семья; конфликтная атмосфера в семье; конфликтная атмосфера в семье; наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитание ребёнка. Например: «Мой святой долг – одеть, обуть, накормить, а остальное – дело школы»; наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитание ребёнка. Например: «Мой святой долг – одеть, обуть, накормить, а остальное – дело школы»; при полном внешнем благополучии семьи – авторитарные методы воспитания; при полном внешнем благополучии семьи – авторитарные методы воспитания; излишняя порочная родительская любовь излишняя порочная родительская любовь


Методы нравственного воспитания Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.


Разъяснение. Воздействие словом. Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно. Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка. В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.


Порицание.. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе. Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считает запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. Необходимо воспитывать чувства. Это значит и словом и делом вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.


Основные правила нравственного воспитания Не делайте того, чего не желаете себе Не делайте того, чего не желаете себе Творите для других добро, если для этого у вас есть возможность. Творите для других добро, если для этого у вас есть возможность. Будьте патриотами своей нации и своей страны, защищайте Отечество. Будьте патриотами своей нации и своей страны, защищайте Отечество.





Семья – основа нравственного воспитания

1.1. Нравственные категории и добродетели.

Что такое нравственность ? Из чего она растёт? Как она проявляется? Насколько она обязательна для исполнения? И что бывает, когда люди пренебрегают нравственностью?

Понятие нравственности от нас настолько далеко, что подавляющее большинство людей, рассуждая о ней, вполне серьёзно допускают мысль, что чаще всего нравственность не нужна вообще, а общество создаёт свои правила поведения, усредняя представления всех людей, входящих в него.

Нравственность – один из важнейших факторов общественного развития. По Канту, нравственность есть «некоторая ощущаемая зависимость частной воли от общей». Это значит, что нравственность, присущая индивидууму, позволяет ему соотносить свои интересы и желания с интересами и желаниями общества, в котором индивид существует.

Список нравственных категорий обширен, в него входят понятия, которые характеризуют а) нравственные нормы, б) нравственные ценности, в) нравственные качества, г) нравственные принципы, д) нравственные идеалы.

Гуманизм, бескорыстие, патриотизм, чуткость, отзывчивость, трудолюбие, совесть, доброта, честность, доброжелательность, мужество, самоотверженность, взаимопомощь, честь, долг, ответственность, достоинство, справедливость, сознательность, принципиальность, добросовестность, целеустремленность, преданность делу, решительность, аккуратность, скромность, самоуважение, вежливость, бережливость, галантность, великодушие, равнодушие, безответственность, черствость, беспринципность, приспособленчество, злость, предательство, стяжательство, приобретательство, эгоизм, самоуверенность, высокомерие, зависть, трусость, неряшливость, беззастенчивость, грубость, лень, лицемерие, мелочность, снисходительность, недовольство, преданность, застенчивость, гордость, непримиримость, зло, добро, порядочность, верность, стыд, безверие и т.д.

В этическом смысле идеал предполагает некоторый универсальный, т.е. не изменяющийся в зависимости от обстоятельств, лиц, индивидуальных вкусов стандарт. Нравственный мир человека - это мир ценностей, которые выражаются моральными категориями.

Нравственность начинается с умения контролировать свои душевные порывы. Не все душевные порывы человеку надлежит усмирять. Если он в порыве чувств бросается спасать ребенка из огня, жертвует собой, делится с неимущим последней крошкой, то подобные желания, даже если они противоречат его рассудочной выгоде и самосохранению, обществом всегда приветствовались. Почему разум в подобных ситуациях молчит и допускает порывы чувств, которые угрожают жизни человека? Видимо, потому, что эти порывы давно уже оправданы индивидом, глубоко укоренились в нем, стали частью его мировоззрения. Он идет на это с полным осознанием последствий и риска. Напротив, слепые страсти, поднимающиеся из глубин подсознания, порывы, за которые человеку, быть может, придется краснеть, не поддерживаются разумом, противоречат его мировоззрению. Мало кто захочет прослыть рабом своих низменных страстей. Но когда о нас отзываются как о человеке слова, господине своих страстей, мы получаем дополнительный заряд эмоций и укрепляемся в правильности своих убеждений.

Разумное поведение только тогда является нравственным, когда оно руководствуется искренними чувствами. И наоборот. Чувственное поведение только тогда превращается в нравственное, когда им руководит разум.

Чувства и разум не могут жить врозь. Когда они действуют поодиночке, очень велика опасность скатиться в пропасть аморальности. Между ними должен быть крепкий союз.

Секрет нравственности состоит в том, что она формируется только изнутри - через самоконтроль, и только добровольно. Принуждением нельзя добиться возвышенных чувств и правильных поступков.

Воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе формирования:

1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;

2) мировоззрения ;

Духовный мир семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей.

На фоне социально-общественных изменений, происходящих в нашей стране, оформилась цель, определённая как приоритетная в духовно-нравственном воспитании молодёжи. Главной целью воспитательной деятельности обучающихся является формирование личности, а личность и культура неразрывны. Культурный человек-это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечности, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением. Хаотичное явления, происходящие сегодня в обществе, государстве, школе, понимание личной свободы как вседозволенности приводят к тому, что нравственные приоритеты теряют свою значимость и привлекательность. Мир взрослых сегодня диктует свои правила, порой жёсткие и злые, и в нём бывает непросто быть и остаться человеком. Нравственные ценности ребёнка формируются не столько в школе и обществе, сколько в семье.

Что такое семья? Какую роль она играет в жизни каждого человека? Каково ёе значение для развития у детей духовного начала? Эти вопросы давно и неизменно волнуют всех людей на Земле. На каждый из таких вопросов люди, имеющие семью, отвечают в зависимости от того, какими идеалами и потребностями они руководствуются, в каких социальных условиях живёт их семья.

Семья – вечная форма организации интимной и сокровенной человеческой жизни, взаимодействия, общения людей, развития их личности и что именно хорошая семья больше всего способствует воспитанию у ребёнка нравственных качеств, высокого стремления к идеалам. О семье рано или поздно приходится размышлять всем.

Молодые супруги, пылающие страстью, убеждены, что эта страсть и есть любовь, именно она и является стержнем и главной опорой семьи. Но рано или поздно бурная страсть утихает, и если у супругов не завязываются глубокие духовные связи, наступает разочарование в семейной жизни. Очень важно обоим быть сдержанными, вежливыми, уступчивыми, уметь закрывать глаза на мелкие слабости друг друга, прощать их ради главного – мира и покоя в семье. Тогда всем хорошо и все довольны. А в счастливой семье и дети счастливы.

Главное в вопросе о семье – это непрерывный физический и душевный труд супругов ради блага семьи. В этом труде и выражается их настоящая любовь друг к другу. Ведь только для общения с детьми сколько нужно душевных сил, выдержки и терпения. Семья в чём-то и радость, но прежде всего крест, который добровольно, с большим или меньшим достоинством, несёт каждый человек, имеющий семью. Хорошая семья-спасение от бездуховности, безнравственности, безделья.

Удовлетворение страсти, достижение материального благополучия, жертвование собой во имя детей и близких – всё это есть форма жизни семьи, которая легко может разрушиться. Если ни страсть, ни жертвенное исполнение долга перед детьми, ни закон не способны обеспечить стабильное существование семьи, то, что же делает её устойчивым объединением людей. Главное, что объединяет супругов, делает их близкими – это духовное родство, духовные связи, возникающие между ними.

Любовь – это высшее чувство, которое представляет собой сложное переплетение человеческих мыслей, психических состояний, эмоций. Любовь – одновременно страсть, уважение, забота, сострадание, милосердие, самопожертвование. Поэтому она и есть высшее выражение духовности.

Любить – значит радоваться возможности сделать благо любимому и получить от этого ни с чем несравнимое нравственное удовлетворение. Такая любовь чаще всего рождается благодаря семье.

Заботливость друг о друге, искренняя ласка, раскованность в интимных отношениях – всё это образует основу семейного счастья, нравственно-эстетическую гармонию семейных отношений.

Отсюда, личный пример родителей – одно из сильнейших средств воспитательного воздействия на ребёнка. Чтобы быть примером для своих детей, а родители хотят этого, надо самим жить духовно богато и красиво.

Поведение маленького ребёнка строится главным образом на подражании старшим. Если родители любят читать, увлекаются музыкой, театром, их интересы захватывают и детей. Если родители хотят воспитать у детей высокие моральные и волевые качества, они должны сами обладать ими.

«Не думайте, - писал А. С. Макаренко, - что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеётесь, читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение» .

Необходимо обратить внимание на то, что не может быть полноценного духовно-нравственного воспитания в семье без глубокой, самоотверженной любви к детям. В любви к детям очень важно соблюдать чувство меры.

Разумная любовь к детям проявляется в нежности, не доходящей до заласкивания, в заботе, не ведущей к потачкам, в требовательности, которая всегда сочетается с уважением к личности ребёнка. Атмосферу любви и дружбы в семье создают общие духовные интересы, совместный труд и развлечения, задушевные беседы.

Подписи к слайдам:

Семья – основа нравственного воспитания

Что такое нравственность?

Нравственный мир человека - это мир ценностей, которые выражаются моральными категориями.

Духовный мир семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей.

Спасибо за внимание!