Трудовые поручения зимой во 2 младшей группе. Картотека трудовой деятельности на прогулке. Труд в природе

Организация и содержание труда детей второй младшей группы

Гаврилова Татьяна Анатольевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №106 "Росток" г. Рязань
Описание материала: предлагаю вашему вниманию статью об организации и содержании труда детей второй младшей группы, о планомерном и последовательном формировании необходимых трудовых навыков у малышей, о том, какие формы труда наиболее приемлемы в работе с детьми данного возраста. Данная статья думаю будет интересна воспитателям, работающим в младших группах, и которые только-только начинают приобщать малышей к труду.
Планомерное и последовательное формирование необходимых трудовых навыков, осуществление задач трудового воспитания возможно при условии систематического включения ребенка в трудовую деятельность.

Воспитатель организует труд детей в трех основных формах: в форме поручений, дежурств и коллективной трудовой деятельности. В зависимости от возраста детей он отдает предпочтение той или иной форме. Так, в младших группах в наибольшей мере используются поручения. Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручить, значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.
Выполнение трудовых поручений вполне доступно детям 3-4 лет. Они с удовольствием откликаются на просьбы взрослого: «Положи ложку сюда», «Давай поищем твои тапочки. Вот они, возьми их, будем надевать».

В дошкольном учреждении воспитатель привлекает детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду через отдельные поручения. Воспитатель не только просит ребенка что-то сделать, но сразу же при необходимости дает совет, как, каким способом лучше выполнить поручение: «Поддержи лейку другой рукой, чтобы вода не выливалась. Молодец. А теперь немного нагнись над цветочным горшком, чтобы не облиться и не пролить воду мимо, и поливай эти красивые цветы. Они тебе скажут спасибо, когда попьют водички». В этом примере заключены и поручение, и объяснение способа, и, что очень важно для малышей, поэтапная положительная оценка. Важно, чтобы поручения выполняли все дети. Поэтому воспитателю надо вести учет, кому и какое поручение он давал, как ребенок реагировал на поручение, тщательно ли выполнял. Как правило, маленькие дети с удовольствием берутся за любое дело. Их «трудовые интересы» пока еще не сформировались. Поэтому их легко привлекать к труду. Нужно только, чтобы поручения были доступными и понятными по мотиву и способу выполнения.Поручения, которые дают в младшей группе индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно-два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платье для стирки), - «Лена, возьми метелку и смети снег со всех лавочек, чтобы дети могли сидеть».

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дежурства – более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей. Во второй младшей группе в конце года могут быть введены дежурства по столовой. Перед ребенком дежурным ставят только одно условие: помочь няне накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Ребенок раздает ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками. Руководя детьми, педагог формирует у детей представления о значимости труда дежурных, об очередности в выполнении порученного дела: «Сегодня Сережа позаботится о своих товарищах, будет дежурным за этим столом. А на тот стол будет накрывать Настя. Всем сразу неудобно работать. Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра – другие дети. Так по очереди все и будут помогать няне».

Во второй младшей группе воспитатель нередко дает индивидуальные поручения одновременно нескольким детям: «Ребята, мы собираемся на прогулку, давайте наведем порядок в группе. Ваня, убери все машинки в «гараж», Маша, поставь всю посудку на полку «на кухне», Катя, убери всех животных в «теремок». Выполняя задание, малыши трудятся рядом, в работе каждый независим. Это дает возможность ребенку действовать в индивидуальном темпе, что особенно важно на этапе овладения навыком.На этом этапе обучения детей конкретным умениям еще нецелесообразно объединять их в коллектив, предлагать общие задания: ребенку еще трудно согласовывать темп своей деятельности с темпом работы других детей, обращать внимание на действия сверстников.

Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания. Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним. Формируя начальные навыки самообслуживания, важно учить детей самостоятельно есть, умываться, одеваться и раздеваться (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.). Воспитывать опрятность, умения замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых. Все это требует терпения, настойчивости и доброжелательности, поддержки малышей в их порой тщетных усилиях.

Таким образом, труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематических характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

· Хозяйственно-бытовой труд.

В помещении:

Расставить игрушки.

Разложить книжки.

Расставить на столах розетки, краски, материал (раздаточный) перед занятием; разложить по просьбе музыкального руководителя в зале султанчики, флажки и прочие пособия на определенные места для удобства пользования (или убрать в коробки по окончании занятия).

Убрать мусор в корзину.

Расставить стулья (в групповой комнате, в зале).

Разложить в коробки заточенные карандаши.

Протереть влажной тряпкой клеенки после занятий, игрушки, столы, подоконники, полки.

Собрать со столов и пола кисточки, обрезки бумаги после занятий.

Убрать строительный материал, помочь товарищам убрать игрушки, строительный материал.

Переодеть кукол.

Отобрать определенные игрушки, предметы для игр, труда по просьбе воспитателя.

На участке:

Помыть моющиеся игрушки. Собрать игрушки перед уходом с прогулки.

Полить песок из леек. Подмести пол в домиках и прочих постройках.

Протереть на веранде скамейки, полки.

Собрать мусор.

Сгрести листву, отнести ее в ведрах в кучу, отвезти на тележках.

Смести снег со скамеек, построек; собрать снег в кучу, нагрузить в ящики, свезти к месту построек.

Расчистить дорожку от снега (небольшой отрезок).

· Труд в природе.

В помещении:

Под руководством воспитателя полить растения, протереть крупные листья; посадить лук, крупные семена овощей и декоративных растений.

Вместе с взрослым покормить рыбок, птичек.

На участке:

Под руководством воспитателя посадить луковицы тюльпанов, нарциссов, гладиолусов.

Полить клумбу, грядки

Собрать срезанную траву.

Собрать урожай лука, редиса, фасоли.

Убрать с клумбы или грядки высохшие растения, сложить в тележки, отвезти в определенное место.

Накрыть кусты ягодника.

Подкормить птиц.

Собрать природный материал.

· Совместный труд детей и взрослых

Помочь убрать посуду после еды (собрать чайные ложки, принести хлебницы, салфетницы).

Помочь няне накрыть на столы (расставить салфетницы, хлебницы, ложки); развесить полотенца в умывальной комнате.

Отнести или принести какие-либо предметы по просьбе взрослых в процессе совместного труда.

Помочь воспитателю в стирке кукольного белья (мытье игрушек).

Оказать помощь в процессе ремонта атрибутов, коробок, книг; изготовления пособий (намазывать по просьбе воспитателя отдельные детали клеем, прижимать склеенные детали).

Помочь дворнику в уборке участка.

Помочь воспитателю распаковать и расположить новые игрушки в игровом уголке; помыть камушки, ракушки; опрыскать комнатные растения; полить цветник, огород.

Оказать помощь воспитателю в подготовке корма на зиму птицам и животным.

Помочь посыпать дорожки песком.

Методика организации трудовых поручений в младшем дошкольном возрасте

Руководя выполнением детьми поручений, воспитатель изучает возможности детей своей группы. В повседневной работе, привлекая их к выполнению простых заданий, он наблюдает за каждым ребенком, выявляет уровень умений, желание, с каким он принимается за дело, способность довести его до конца самостоятельно.

Постоянный контроль за деятельностью ребят позволяет правильно осуществлять индивидуальный подход к каждому из них, учитывать возможности ребенка для активного включения его в труд.

Наблюдения показывают, что большинство ребят от 3 до 5 лет при выполнении поручений ориентируются на требования педагога. Поэтому правильное руководство деятельностью ребят при выполнении поручений является важнейшим условием воспитания у них положительного отношения к труду, исполнительности.

На самых начальных этапах привлечения детей к выполнению трудовых поручений очень важно вызвать у них положительное отношение к требованиям педагога, разумное послушание и исполнительность. Опыт показывает, что решение этой задачи в работе с детьми 3--4 лет будет успешным, если воспитатель становится непосредственным участником деятельности ребенка. Это дает возможность лучше увидеть, чем он занят, как умеет организовать свою деятельность, как прислушивается и следует требованиям, советам педагога. В совместной деятельности взрослый имеет возможность осуществлять контроль за ребенком незаметно. В свою очередь и ребенок имеет возможность видеть, как воспитатель организует свою деятельность, как готовит рабочее место, как пользуется необходимыми предметами труда, какие действия выполняет.

Опыт совместной работы с детьми 3--5 лет показывает, насколько велика роль обучающего воздействия при выполнении детьми трудовых поручений. Овладение способами выполнения специфических трудовых действий, операций, их правильной последовательностью позволяет ребенку приобрести необходимые умения для выполнения различных, по содержанию трудовых поручений. При этом воспитатель пользуется приемами показа и объяснения и усиленным контролем. Малейшая трудность -- и ребенок бросает дело, переключаясь на игру.

Усвоению умений способствует повторение способов деятельности в целях их закрепления. Воспитатель расширяет сферу деятельности детей, побуждает их к переносу усвоенных способов в новые условия. Так, скажем, если раньше в процессе формирования умений дети выполняли поручения в пределах своей групповой комнаты, то с их закреплением воспитатель постоянно увеличивает круг дел. Аналогичные задания дети выполняют в группе самых маленьких, на участке детского сада, в раздевальной комнате.

В процессе овладения навыком выполнения трудовых поручений ребенок должен осознать их цели и задачи, способы действий. Это достигается посредством подробного объяснения, мотивации того, что малыш делает или будет делать. Воспитатель поясняет: «Ты положи носик лейки на край цветочного горшка и поливай, тебе не будет так тяжело держать лейку, и не будут брызги разлетаться».

Когда дети овладевают трудовыми умениями и навыками, активная роль воспитателя необходима. Однако по мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания целесообразно перейти к словесному напоминанию: достаточно подсказать ребенку, как следует действовать в данной ситуации, в данных условиях. Постепенно активизировать детей вопросами: «С чего начнешь делать? А ты знаешь, где у нас находятся лейки? Сколько воды лить в этот цветок? Сколько корма надо насыпать рыбкам? Что мы делаем перед тем, как высыпать его в кормушку?» И т.п. Вопросы воспитателя должны быть направлены на то, чтобы дети уяснили или вспомнили способы выполнения поручения. Содержание вопросов должно быть индивидуальным, учитывать возможности каждого затруднения ребенка при выполнении задания.

Воспитатель может давать индивидуальные поручения не одному, а нескольким детям. Подобная организация поручений возможна тогда, когда дети уже имеют некоторый опыт работы и не требуют постоянного вмешательства и внимания педагога. При этом воспитатель показывает несложные приемы работы всем детям одновременно. Например, поручает четырем-пяти воспитанникам протереть стульчики. Каждый вытирает один стул. Педагог разъясняет приемы работы: как следует держать тряпочку, какой влажности она должна быть, напоминает последовательность действий.

Важным педагогическим условием воспитания у детей положительного отношения к поручениям взрослых является формирование у них социальных мотивов деятельности -- мотив долга и ответственности перед взрослыми за выполнение задания. Добиться этого можно, повышая требования к детям, к их индивидуальной трудовой деятельности, усложняя поручения. Важна также оценка содержания этой деятельности.

Сначала воспитатель добивается лишь эмоционально-положительного отношения к трудовому поручению. Это осуществляется чаще всего благодаря положительной, доброжелательной оценке того, что ребенок охотно отозвался помочь взрослому, правильно выполнил задание, добился результата. По мере возникновения у детей интереса к выполнению поручения, необходимо добиваться более осознанного отношения к трудовым заданиям взрослых, полезности выполняемого дела. «Хорошо, что ты решил помочь мне, вместе быстро приготовили все к занятию». Самым высоким критерием оценки выполнения трудового поручения является осознание детьми обязанности и постоянства заботы об окружающих. Такое поведение детей связано с проявлением инициативы и самостоятельности в выполнении трудовых заданий, в добровольном нахождении для себя дела и самостоятельном его выполнении, в готовности сделать что-то приятное для окружающих. Педагогу очень важно умело поддержать первые ростки детской инициативы, когда ребенок по собственному побуждению включается в трудовую деятельность. Это важно для формирования у детей умения выполнять обязанности.

Инициативу в труде дети проявляют в тех случаях, когда воспитатель умело, переходит от предложения и требования выполнить задание к напоминанию его содержания и способов выполнения. С помощью вопросов педагог постепенно приучает детей обращаться к своему опыту, вспоминать, что научились делать, и самим предлагать свои услуги, помощь. Чтобы облегчить ребенку выбор задания, целесообразно организовать специальные ситуации, в которых он может проявить инициативу. Особенно полезны ситуации, связанные с бытовым трудом (уборка уголка кукол, стеллажа с игрушками, шкафа с пособиями, ремонт книг и др.), трудом в природе.

Проявлению инициативы детей" в труде, особенно на пятом году жизни, во многом способствуют поручения, даваемые воспитателем задолго до их выполнения: что-либо сделать, но после завтрака, обеда, игры, сна и т.д. При этом педагог предлагает ребенку напомнить ему об этом: «Сережа, у нас времени мало, а вот после сна напомни мне. Я тебе поручу очень нужное дело. Хорошо?» Обычно ребенка очень радует доверие воспитателя.

В младшей и средней группе особенно важно замечать детскую инициативу, так как здесь выполнение детьми заданий организуется взрослым. Отсюда необходимо, чтобы поручения не заглушали детское желание участвовать в труде. Воспитатель иногда называет дела, которые дети могли бы выполнить, не ожидая указаний взрослых: увидел, что валяется вещь, игрушка,-- подними, положи на место; вошел в группу взрослый -- предложи стул; увидел, что кому-то трудно нести, поднять, подвинуть,-- помоги и т.д. Напоминания воспитателя о делах, нужных для всей группы, позволяют детям увидеть, что они могут делать по собственной инициативе. Если дела не делаются по собственному почину ребят, воспитатель может вновь напомнить о предстоящей работе, точно указать, где и когда они могли бы что-то сделать. («Если хочешь покормить животных, сменить воду им, полить клумбу, огород, напомни мне об этом на прогулке».)

Детям 3--5 лет сложно определить предстоящую работу, когда воспитатель предлагает внимательно посмотреть и самим найти, что надо сделать. В подобных ситуациях особенно важно поощрение стремления ребенка трудиться, его инициативу следует подчеркивать и оценивать особо: «Олег очень внимательный, аккуратный мальчик. Он увидел возле кормушки разлитую воду и вытер. Он поступил правильно».

В оценке труда, достигнутых результатов на младших ступенях дошкольного возраста следует широко использовать игровые приемы. Здесь воспитатель не может обойтись без персонажей кукольного театра «Петрушка». С его помощью воспитателю легко удается не только оценить сделанную работу, но и легко закрепить полезные и нужные в трудовой деятельности правила: не отвлекаться во время работы, помогать товарищам, доводить начатое дело до конца, проявлять старание. В занимательной игровой форме воспитатель анализирует деятельность ребенка, рассказывает, что он хорошо выполнял, в чем ошибался. Активное равномерное участие детей от 3 до 5 лет в выполнении повседневных поручений явится важной и своевременной подготовкой к участию в дежурствах -- первых обязанностей дошкольников.

Осуществление индивидуального подхода к детям в процессе организации поручений

В организации трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста в подборе методов и наиболее эффективных приемов работы индивидуальный подход является закономерностью. И начинать его нужно с изучения индивидуальных особенностей всей детей группы, в данном случае - с изучения уровня трудовых навыков. Очень важно знать эти особенности, т.к. завышенные требования приводят к тому, что дети устают, теряют уверенность в свои силах и в связи с перегрузкой возникает негативное отношение к любому трудовому процессу.

Необходимо согласовывать требования к ребенку со стороны детского сада и семьи, чтобы они были едиными. Соблюдение этого условия во многом обеспечивает успех в правильном трудовом воспитании.

Для осуществления индивидуального подхода к детям в процессе трудового воспитания педагог должен хорошо знать не только практические умения и навыки каждого ребенка, но и его нравственные качества.

Изучение индивидуальных особенностей детей в трудовой деятельности показывает, с одной стороны, большое разнообразие их как в отношении интереса к различным видам труда, так и в уровне развития умений и навыков; с другой стороны, в индивидуальных проявлениях замечается не только разное, но и много общего. Индивидуальные проявления в трудовой деятельности - очень характерные качества, которые показывают не только отношение ребенка к труду, его умения и навыки, но и уровень нравственной воспитанности, его «общественное» лицо - готовность помочь товарищам, трудиться не только для себя, но и для других. Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс.

Приемы и методы индивидуального подхода не являются специфическими, они общепедагогические. Творческая задача воспитателя - отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка. При проведении индивидуальной работы в процессе различной детской деятельности педагог постоянно должен опираться на коллектив, на коллективные связи детей внутри группы.

Коллектив является той силой, которая укрепляет в ребенке общественные начала. Невозможно воспитать вне общения с коллективом такие качества, как доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело.

1-я младшая группа

    Воспитывать уважение к людям любой профессии.

    Подчеркивать значимость резуль­татов их труда.

    Поддерживать желание детей по­могать взрослым.

    Приобщать детей к самообслу­живанию

2-я младшая группа

1. Воспитывать желание принимать посильное участие в трудовой дея­тельности.

Средняя группа

    Воспитывать положительное от­ношение к труду, желание трудиться.

    Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помо­щью воспитателя о распределении ра­боты, заботиться о своевременном за­вершении совместного задания.

    Формировать начала ответствен­ного отношения к порученному зада­нию (умение и желание доводить на­чатое дело до конца, стремление сде­лать его хорошо).

    Разъяснять детям значимость их труда.

    Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.

Старшая группа

    Продолжать расширять представ­ления детей о труде взрослых. Пока­зывать результаты труда, его обще­ственную значимость. Систематизиро­вать знания о труде людей в разное время года.

    Рассказывать о профессиях пе­дагога, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, швей­ной промышленности, торговли и др.

    Объяснять, что для облегче­ния труда используется разнообразная техника (компьютер, кассовый ап­парат, электрическая швейная машина и т. п.).

    Познакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров на­ родного декоративно- прикладного ис­кусства. Показать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы деко­ративного искусства.

    Объяснять детям, что труд взрос­лых оплачивается, а заработанные день­ги люди тратят на приобретение пищи, одежды, мебели, на отдых.

    Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения.

    Учить доводить начатое дело до конца.

    Развивать творчество и инициа­тиву при выполнении различных видов труда. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.

    Учить наиболее экономным прие­мам работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отно­шение к материалам и инструментам.

    Учить оценивать результат своей работы с помощью взрослого.

    Стимулировать желание прини­мать участие в трудовой деятельности

Подготовительная группа

    Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, месту работы родителей.

    Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой местных условий.

    Расширять представления о тру­де взрослых. Воспитывать уважение к людям труда.

    Формировать потребность тру­диться.

    Воспитывать любовь к труду.

    Приучать старательно, аккуратно выпол­нять поручения, беречь материалы и пред­меты, убирать их на место после работы.

7. Воспитывать желание участво­вать в совместной трудовой деятель­ности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов.

Методический комментарий

    Приобщение детей к трудовой де­ятельности начинается с 1-й младшей группы. Основной вид труда в этом возрасте - самообслуживание.

    Во 2-й младшей группе продол­жается формирование у детей желания к посильному труду.

    Объем задач по трудовому вос­питанию нарастает со средней груп­пы, достигая максимума в старшей.

Именно в средней группе дети актив­но овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в приро­де, хозяйственно-бытового и самообслуживающего труда. В старшей груп­пе добавляется ручной труд.

    В старшей группе делается боль­ший акцент на формирование всех до­ступных детям умений, навыков в различ­ных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.

    В подготовительной группе сформи­рованные навыки и умения совершенствуются. Но базовая основа трудовых умений детей закладывается в старшей группе.

ВОСПИТАНИЕ В БЫТОВОЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Перед педагогом, работающим с детьми четвертого года жизни, стоят более сложные задачи нравственного воспитания, чем на предыдущей возрастной ступени. Это обусловлено повышением активности, сознательности ребят при овладении культурой поведения, усилением интереса к самостоятельной деятельности, к общению с более широким кругом взрослых и детей, наличием определенного нравственного опыта. Воспитатель учитывает возросшие возможности детей и с первых дней их пребывания во второй младшей группе стремится построить педагогический процесс так, чтобы обеспечить дальнейшее нравственное развитие каждого ребенка.
Продолжается работа по углублению у детей чувства удовлетворения от того, что они сделали что-то сами. Это чувство поддерживает интерес к бытовым процессам и обеспечивает дальнейшее развитие самостоятельности. В основе ее по-прежнему лежит овладение отдельными действиями в труде по самообслуживанию.
Конечно, ребенок трех лет еще нуждается в уходе и помощи взрослых. Но, осуществляя заботу о ребенке, воспитатель все

В процессе выполнения простейших трудовых действий, поручений взрослых дети четырех лет учатся быстро, самостоятельно убирать на место игрушки, раскладывать ложки, убирать за собой чайную посуду, кормить рыбку, птичку, поливать растения в цветнике и на огороде. Взрослый положительно относится к работе ребенка, подчеркивает его умения, рассказывает о его старательности родителям. Если у малыша что-нибудь не получается, воспитатель терпеливо объясняет, что именно и почему у него не получается, подсказывает, как нужно сделать, помогает достигнуть результата.
В «Программе воспитания в детском саду» указано, что дети четвертого года жизни должны различать игру и труд. Поэтому, привлекая воспитанников к выполнению трудовых поручении, воспитатель следит, чтобы трудовые действия малыши не превращали в игровые. «Что же ты все играешь с водой? Посмотри, бобы на грядке совсем опустили головки -не дождутся, когда ты их напоишь. Ну-ка быстренько полей их!»
Распределяя между детьми трудовые задания, воспитатель регулирует их взаимоотношения так, чтобы инициативный и ловкий не подавлял робкого и пассивного, умелый не лишал самостоятельности неуверенного в себе.
Во второй младшей группе воспитатель все чаще привлекает детей к оказанию помощи товарищу при выполнении совместного трудового поручения. Но важно при этом соблюдать чувство меры, иначе у одних вырабатывается привычка всегда на кого-то надеяться, а у других, кого слишком часто привлекают к помощи, появится протест, раздражение или, напротив, зазнайство: «Вот какой я молодец!»
Приучая детей к посильному труду, воспитатель терпеливо изо дня в день показывает им, как и что надо делать, как добиваться лучших результатов при наименьшей затрате сил,рассказывает и объясняет, для чего это нужно, какова цель труда. Воспитатель говорит об этом по-деловому, без длинных объяснений, без раздражения: «Корма рыбкам надо давать меньше. Ведь они маленькие, столько не съедят, а вода портится»; «Убери строительный материал в ящик так, чтобы он весь уместился, а ребята сказали бы: «Вот как хорошо уложил материал!»
Показ приемов работы первоначально обязательно сопровождается помощью взрослого, так как дети еще многого не умеют, но это не должно стеснять активности ребенка, проявления его самостоятельности.
Результаты труда воспитатель обязательно проверяет и оценивает. Взрослый не должен предъявлять маленьким детям слишком больших требований, однако, если он уверен, что они доступны его воспитанникам, он проявляет твердость. Если ребенку при выполнении поручений удается добиться положительных результатов, у него возникает желание и впредь проявлять оиределен

Ные усилия. Значительно повышается желание сделать что-то самому, если при этом он получит одобрение, похвалу старших. Поэтому воспитателю надо всячески поощрять каждое самостоятельное действие ребенка. Все задания педагога, если они посильны, дети выполняют с удовольствием.
Особую ценность имеют поручения, рассчитанные на воспитание положительных взаимоотношений детей.
«Зоя, посмотри, пожалуйста, что-то Лена плачет. Пойди, узнай, что случилось, может, ей помочь надо?»- предлагает воспитатель. Ребенок охотно проделывает все то, о чем просит его взрослый, и чувствует большое удовольствие, если огорченная Лена успокаивается. «Молодец, Зоя,-говорит воспитатель,- успокоила Лену, теперь она не плачет».
Подобные поручения способствуют тому, что постепенно дети сами, не дожидаясь указаний взрослых, оказывают друг другу помощь при затруднениях, проявляют внимание.
Воспитатель может давать детям различные поручения, например сдвинуть столы к стене, чтобы освободить место для игры, протереть маленькие стулья, принять участие в уборке шкафа с игрушками, уложить правильно в ящик кубики, отнести и отдать воспитателю коробки с карандашами после рисования. Полезно посылать ребенка с каким-нибудь поручением к взрослому, не работающему в данной группе (попросить книжку с картинками у другого воспитателя, узнать у медицинской сестры, можно ли сегодня гулять, и т. д.). Конечно, предварительно педагог договаривается с тем сотрудником, к которому должен прийти ребенок. Это необходимо для того, чтобы помочь малышу в случае затруднения (если он, например, пришел и молчит, спросить, зачем он пришел). Иногда можно предложить детям: «Кто хочет пойти к Нине Ивановне (музыкальному руководителю) и спросить, не пора ли детям нашей группы идти в зал?» Если будет несколько желающих, можно каждому из них найти поручение. Позднее, когда дети научатся излагать словесно поручение, необходимость в предварительной договоренности с другим лицом, к которому их посылают, отпадает.
Желательно, чтобы предлагаемые детям задания были интересными, жизненно необходимыми. Например, педагог говорит: «Дети, сейчас мы пойдем кормить кур. Вам будет очень интересно посмотреть, как они клюют зерно. Пусть Женя, Света, Юля сходят к Алле Семеновне (заведующей) и принесут овес, Тамара и Нина возьмут остатки хлеба». Ребята с радостью спешат выполнить поручение.
Воспитатель опирается на возникший у детей интерес к предстоящей деятельности и создает условия для ее реализации.
Опытные педагоги обычно дают поручения тому ребенку, который скучает, не может найти себе занятие. Поручения вносят разнообразие в деятельность ребят, поднимают их активность, повышают эмоциональный тонус.

Во второй младшей группе, как и в предыдущей, преобладают индивидуальные поручения. Давая задание, воспитатель вступает с ребенком в тесный контакт, объясняет и показывает, что нужно сделать. А когда ребенок выполнит поручение, взрослый не забывает его поблагодарить: «Спасибо, Света, что помогла мне поставить стулья для занятия». Благодарность взрослого радует ребенка и приучает его самого быть благодарным.,.
Неправильно поступают те воспитатели, которые дают поручения только развитым, активным детям. Поручениями должны быть охвачены все малыши. У каждого из них развивается устойчивое внимание, умение доводить дело до конца, интерес к труду.
Давая поручение, воспитателю необходимо обращать внимание ребенка на полезность его деятельности. Например, идя с детьми на прогулку, воспитатель может дать что-нибудь понести ребенку, а потом отметить: «Как хорошо, что ты мне помог, мне было бы тяжело все нести одной».
Использование трудовых поручений в целях нравственного развития малышей требует от воспитателя тщательного продумывания своей деятельности. Распределение заданий может быть в течение всего дня. Поэтому педагог заранее намечает, какие поручения и когда он намерен дать ребятам. Помимо определения содержания заданий для разных детей, воспитатель продумывает конкретную воспитательную задачу, которую он будет осуществлять с помощью этой формы организации труда малышей. К примеру, он предлагает Клаве насыпать в кормушку для птиц хлебных крошек и подсказывает, что предварительно надо посмотреть, нет ли там снега, смести его. Вызывает у девочки интерес к птицам и желание подкармливать их. Веру педагог просит показать Владику, в каком порядке надо вешать одежду, тем самым помогая девочке самой закрепить навыки аккуратного, бережного отношения к вещам.
Хорошо, если воспитатель ведет учет, кто из детей, когда принимал участие в выполнении поручений, как проявил себя. Это позволит педагогу продумать систему упражнений для каждого ребенка с целью формирования самостоятельности, трудолюбия, волевых качеств.
Привлекая детей к выполнению отдельных поручений, связанных с подготовкой к завтраку, обеду, воспитатель постепенно подводит ихкдежурствупо столовой (к концу года). Ребята раскладывают ложки, салфетки, расставляют хлебницы, помогают убрать их после еды на хозяйственный стол. Воспитатель терпеливо и систематически показывает малышам, как раздавать ложки, как носить чашки и блюдца и т. д. Воспитатель следит за работой каждого от начала до конца, своевременно оказывает необходимую помощь или дает советы, как сделать работу лучше, чтобы всем было удобно, хорошо, приятно. Педагог не забывает оценивать деятельность и поведение дежурных, характер их
so
взаимоотношений в процессе работы, проявление взаимопомощи. Приобщая детей к дежурству, воспитатель может прочитать рассказ Н. Калининой «Помощники»: «Саша с Алешей помогали накрывать на стол. Все сели обедать. Суп налили, а есть нечем. Вот так помощники! Стол накрыли, а ложки не положили...»
Хорошо, если при этом воспитатель скажет с юмором: «Смотрите, дети, чтобы у вас так не получилось». Этот рассказ уместно вспомнить и в том случае, если кто-либо из детей поторопился и выполнил свои обязанности не совсем добросовестно. Неправильно поступают те педагоги, которые полностью перекладывают работу с дежурных на няню или слишком доверяют детям делать все самостоятельно, не контролируют их. Как показывает практика, дежурство по столовой при правильном руководстве вызывает у малыша чувство ответственности и организует поведение даже наиболее шаловливых детей.
Вот Валя раскладывает ложки. Она очень сосредоточенна - надо каждому положить ложку, и притом аккуратно. Сейчас в ней не узнать задиры.
Приобщая малышей к посильному труду, воспитатель вместе с тем обращает их внимание на труд взрослых. Используя конкретные примеры, он раскрывает содержание работы воспитателей, няни, подчеркивает, что взрослые стараются сделать жизнь детей интересной, радостной. И хотя воспитатель не говорит, что к труду взрослых надо относиться с уважением, ценить его, но, приучая детей к порядку, напоминает: «Хорошо вытирайте ноги: няня вымыла пол»; «В умывальной было так чисто, сухо, а ты набрызгал. Няне опять придется все вытирать». Совместное с детьми наблюдение понятных им процессов труда, взаимоотношений между окружающими, эмоционально выраженное восхищение взрослого при виде чистоты помещения, красиво сервированного стола вызывают у малышей соответствующие эмоциональные переживания и постепенно формируют у них правильное отношение к людям и их труду.
Выполнение детьми трудовых поручений позволяет им приобрести первые необходимые навыки, вызывает интерес к деятельности, радость от самостоятельного участия в ней. Дети не только замечают, например, упавший кубик, отодвинутый стул, плохо убранную кроватку куклы, но и пытаются сами устранить непорядок, сделать все аккуратно, красиво. Воспитатель поощряет добровольное участие детей в труде взрослых, предложение своих услуг. Проявленная инициатива служит показателем интереса ребят к труду, свидетельствующим о формировании у них начал трудолюбия. Настойчивое желание делать все самим, без помощи окружающих является критерием высокого уровня развития самостоятельности у детей группы.
Воспитание самостоятельности и трудолюбия педагог сочетает с формированием аккуратности и бережливости в повседнеа-ной жизни, добиваясь проявления этих качеств без указаний
6!
окружающих. Воспитатель по-прежнему показывает пример бережного обращения с книгами и игрушками (ремонтирует их, убирает после занятий на место), привлекает к посильному участию самих детей.
Для воспитания у детей любви к порядку в практике используются такие приемы: перед тем как пойти на прогулку или начать занятие, взрослый предлагает осмотреть групповую комнату, чтобы проверить, все ли убрано на место. Иногда воспитатель вместе с детьми просматривает все игрушки. Малыши замечают надорванный лист книги, угол коробки, оторванную пуговицу на платье куклы. Воспитатель без излишнего морализирования говорит, что дети, наверно, очень быстро перелистывали книгу и порвали ее, а платье кукле надевали неаккуратно.
Формированию у малышей навыков аккуратности и стремления к порядку помогает чтение художественного произведения (например, Л. Воронковой «Маша-растеряша»). Воспитатель, рассматривая с детьми иллюстрации к книге, читая текст, вызывает у ребят отрицательное отношение к поведению девочки.
Трехлетнему ребенку недостаточно лишь сказать: «Береги игрушку», «Кубики укладывай в ящик хорошо», ему нужно объяснить и показать, как что делать. Поэтому воспитатель продолжает обучать детей навыкам бережливости. Очень важно, чтобы каждый ребенок знал место, где хранятся игрушки, мог легко их достать и положить обратно. И только тогда, когда ребенок овладеет необходимыми навыками, когда привычки станут прочными, воспитатель может быть уверен, что слова «Береги куклу» или «Складывай белье аккуратно» побудят его к соответствующим действиям.
На четвертом году жизни в результате повседневной воспитательной работы дети привыкают сами, без напоминания поддерживать порядок в детском саду, убирать на место игрушки и другие вещи. Однако по-прежнему воспитатель использует поощрение для подтверждения правильности совершаемых дей-ствий.
Заметив, например, что Никита, поиграв с матрешкой, поставил ее на место так, чтобы не нарушить общего порядка на полочке, воспитатель обращает на это внимание рядом стоящих детей: «Никита не только не забыл убрать матрешку на место после игры, но и сделал это очень красиво. Молодец, Никита!»
Педагог заботится о воспитании у малышей бережного отношения к хлебу. Чтобы не оставались после еды кусочки хлеба, можно предложить няне разрезать его на более мелкие части, а также приучать детей съедать весь хлеб. Недопустимо в присутствии ребят выбрасывать даже остатки (корочки) хлеба. Можно подсказать няне, что нужно сложить его на одну тарелку, а затем вынести на участок птицам или кроликам.

Заботливое отношение воспитывается у детей и по отношению к растениям. Взрослый поощряет тех ребят, которые не рвут зря траву, цветы, не топчут их.
Особое внимание обращается на формирование навыков бережного отношения к материалам, бумаге. «Правильно сделал Вадик, что во время рисования взял лишь один лист бумаги. Как много он на нем нарисовал! Целая картина получилась,- говорит воспитатель.- Листов бумаги хватило на других ребят. И Алеша, и Витя, и Вова - все нарисовали».
Очень ценно, если при воспитании аккуратности, любви к порядку взрослый использует стихотворения, двустишия, придавая своим словам эмоциональную окраску, например: «Хорошие ребятки, у нас все в порядке!»
Во второй младшей группе педагог продолжает воспитывать у детей настойчивость, целеустремленность. С этой целью он создает условия, ставящие ребенка перед необходимостью преодолеть затруднение, приложить усилие, проявить волю, использует малейшую возможность для упражнения малыша в терпеливом доведении дела до конца. Некоторые педагоги младшей группы спешат оказать помощь, если у ребенка что-то не получается или получилось не так, как хотелось бы. А между тем, учитывая имеющийся у детей практический опыт, некоторые знания и умения, следует лишь указать на ошибку, напомнить или спросить об установленных правилах, предоставив возможность малышам действовать самостоятельно.
Максим посмотрел иллюстрации в книгах, оставил их разбросанными на столе и направился к игрушкам.
Воспитатель удивленно спрашивает: «Почему так некрасиво на книжной етоле? Что случилось?» Затем склоняется к книгам, будто прислушиваясь к их голосам, и достаточно громко, чтобы слышал мальчик, говорит: «Нет, книжечки, вы ошибаетесь. Максим умеет беречь книги. Он поосто забыл вас убрать и сейчас исправит свою ошибку. Правда, Максим, ты знаешь, как нужно беречь книги?»
Мальчик утвердительно кивает головой, возвращается к книжному столу, ровно и правильно подбирает книги и кладет их на полку.
Важно не допускать, чтобы настойчивость, целеустремленность одного ребенка ущемляли потребности и интересы других детей.
В случае действительного затруднения взрослый должен непременно прийти на помощь ребенку и объяснить, почему он это сделал. «Саша, давай я тебе развяжу шапку»,- предлагает воспитатель. «Я сам умею»,- отвечает мальчик. «Знаю, что умеешь, но сегодня у тебя получился узел. Я тебе только помогу»,-с улыбкой говорит педагог.
Воспитатель не забывает, что работа по формированию волевых качеств связана с большими трудностями, обусловленными слабостью физических сил ребенка, некоординированностью его движений, отсутствием элементарных навыков, неумением длительно сосредоточиться на чем-либо и разумно тратить свою энер-

Гию. Наблюдая за детьми и правильно оценивая их возможности, воспитатель оказывает помощь только в случае необходимости: ведь важны не только достижения, но и усилия, которые ребенок делает для овладения тем или иным процессом. Волевые качества надо воспитывать постоянно и систематически, проявляя уважение к личности ребенка, подчеркивая, что малыш старается и это хорошо.
Сережа нес в лейке воду и разлил ее. Няня не стала сердиться и отчитывать мальчика. Она понимает, что в три года движения у ребенка еще неловкие, неуверенные. Няня тактично говорит: «Ничего, я сейчас вытру пол. А ты, Сереженька, не наливай много воды в лейку и держи ее вот так. Вода и не прольется». Мальчик взял правильно лейку в руку. Желание полить растение у него не пропало.
Воспитатель укрепляет любовь к семье, к близким. С этой целью он использует конкретные факты проявления к детям внимания, заботы со стороны мамы, папы, воспитателей, няни, медицинской сестры, вызывает ответное желание сделать и им что-то приятное. Воспитатель помогает малышу подготовить незатейливый подарок маме ко дню ее рождения, напоминает о необходимости подать стул бабушке, порадовать ее. Иногда воспитатель спрашивает ребенка о том, как здоровье членов его семьи, как он помогает дома.
По-прежнему серьезное внимание уделяется упражнению детей в вежливом, уважительном отношении к старшим. Во второй младшей группе при регулярном педагогическом руководстве правильные действия закрепляются, становятся привычными. Воспитатель добивается этого путем прямого обучения (показ и объяснение) на конкретном примере: «Видишь, пришла Зинина бабушка. Ей трудно подниматься на второй этаж. Ты предложи бабушке подождать внизу, а сама позови Зину»,- учит ребенка взрослый. Воспитатель все чаще обращается к детскому сознанию, мотивирует, почему так надо делать или поступать: «Ты помоги няне повесить полотенца, а то она торопится вовремя все приготовить для обеда. Вместе вы сделаете это быстрее».
Воспитатель стремится к тому, чтобы дети четвертого года жизни не только видели доброжелательные поступки, взаимоотношения, но и сами проявляли гуманные чувства к окружающим их людям. Правильно поступают воспитатели, которые организуют упражнения детей в добрых поступках, закрепляя тем самым соответствующие чувства, углубляя их. И при систематической работе им удается достичь довольно высоких результатов: дети начинают считаться с интересами взрослых, привыкают к вежливому обращению, уместно употребляя слова «пожалуйста» и «спасибо». Воспитатель добивается, чтобы дети не формально пользовались этими словами, а выражали при этом истинное чувство уважения и признательности. Поэтому хорошо, если педагог всякий раз, когда ребенок произносит «волшебные»словз,
8 +
сосредоточивает его внимание на действиях взрослого и тем самым способствует пробуждению у малыша чувства благодарности.
Воспитывая чувства уважения и признательности к людям, педагог учит детей умению разговаривать со старшими: не перебивать, отвечать на задаваемые вопросы, не кривляться, обращаться к ним на «вы».
Уважительное отношение к близким становится более устойчивым, если в семье придается этому большое значение. Педагог объясняет родителям, что они должны обращать внимание своего сына или дочери на добрые дела, которые для них делают взрослые в семье. Вот бабушка принесла внуку книгу. Мама с радостью подчеркивает: «Смотри, сыночек, какую хорошую книжку тебе подарила бабушка. Поблагодари ее». Такое поведение родителей вызывает у ребенка чувство признательности к бабушке.
Педагог продолжает воспитывать у детей отзывчивость, добиваясь, чтобы они проявляли ее по собственной инициативе.
На первых порах взрослый по-прежнему использует свое общение с малышами (совместная стирка кукольного белья, уборка групповой комнаты и участка, уход за птичкой и т. д.), чтобы показать пример доброжелательности, внимательности. Воспитатель делает это естественно и эмоционально, вызывая желание подражать. Позднее, при организации совместной деятельности, он побуждает детей оказывать помощь друг другу, радоваться успехам товарищей, делиться впечатлениями.
Важно поддерживать и углублять добрые чувства к сверстникам путем создания в группе постоянной атмосферы доброжелательности. Хорошо использовать п р и е м привлечения внимания к самочувствию других детей и взрослых: «Не шумите, разговаривайте тише. У нашей Татьяны Ивановны (няни) болит голова». Наташе перевязали палец. Саша, заметив это, заглядывает ей в глаза и спрашивает: «Больно?» Затем, желая выразить сочувствие, гладит ей руку. Воспитатель поощряет: «Какой добрый у нас Саша. Он хорошо сделал, что пожалел Наташу: ведь ей больно!»
Так, если кто-нибудь из ребят заболел, не ходит в детский сад, надо послать ему игрушку, рисунок, книгу, позвонить по телефону, узнать, как он себя чувствует. Каждый ребенок испытывает это внимание на себе и охотно проявляет его по отношению к другим.
Образное слово, стихотворение, используемое воспитателем при общении с детьми и сказанное в подходящий момент, оказывается сильным средством воспитания гуманных чувств к сверстникам и взрослым.
Плодотворная работа с маленькими детьми по нравственному воспитанию в бытовой повседневной деятельности, как и на предыдущей ступени, немыслима без чуткого и внимательного подхода к ним, без понимания их потребностей, интересов, желаний.

Татьяна Иванова
Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами), общий и совместный труд с детьми во 2 младшей группе на март

Поручения :

- «Учимся выворачивать вещи»

-«Учимся убирать рабочее место»

- «Моем фрукты, овощи»

-«Наведение порядка в уголке ряжения»

-«Уход за комнатными растениями»

Совместный труд со взрослым :

1.«Наводим порядок в гараже» .

Продолжаем формировать необходимые трудовые навыки . Поощряем трудолюбие , согласованность в работе, обращаем внимание на результаты труда .

2.«Подметаем дорожки»

3. «Моем кукольную посуду»

Поручения :

- «Сами складываем вещи в шкафчике» .

-«Поливаем цветы»

-«Самостоятельное расстилание кроватей»

-«Реставрация коробок»

-«Убираем игрушки»

Совместный труд со взрослым :

1.«Складываем и ремонтируем коробки с играми» :

Поддерживать стремление детей к порядку, формировать соответствующие трудовые навыки . Воспитывать культуру труда .

2. «Моем комнатные растения»

3.«Уборка в павильоне» .

4. «Подметаем в домике»

Игровая ситуация :

«Мама стирает белье» - учить детей действовать в соответствии с сюжетом, обыгрывать взаимо-связанные роли : папа - шофер, мама - ухаживает за ребенком, стирает, готовит обед, гуляет с малышом.

«Мама готовит ужин» - учить детей самостоятельно выполнять игровые действия, подбирать атрибуты для игры, дополнять игровую обстановку предметами-замести-телями.

Публикации по теме:

Комплексы утренней гимнастики во второй младшей группе (сентябрь-март) Комплексы упражнений для детей 2 младшей группы Сентябрь Комплекс №1. 1. Ходьба с одной стороны площадки на противоположную за воспитателем.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе. Дидактические игры «Поручения», «Лошадка и мышка» 1. Тема: Дидактические игры «Поручения», «Лошадка и мышка» 2. Возрастная группа: 1 младшая «Б» (2 - 3 года) 3. Составитель: Степанова Г.

Планирование образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, на февраль-март во второй младшей группе Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице.

Планирование проектной деятельности в младшей группе на март (часть седьмая) Дата: 1-ая неделя (6.03 - 10.03) Тема: «Очень, очень я люблю маму милую мою» Содержание работы: Цель проекта: Воспитание у детей чувства.

Планирование воспитательно-образовательной работы на март во второй младшей группе Тематическое планирование на март. Темы недель и цели: Тема 1 недели: «Женский день» Цели: 1. Формирование первичных ценностей представлений.

Совместный досуг с родителями во второй младшей группе «Ярмарка. Кренделек - славный паренек». Совместный досуг с родителями во второй младшей группе Ярмарка Кренделек – славный паренек Задачи. 1. Познакомить детей с разнообразием.