Конфликт между друзьями аргументы. Сочинение по направлению "дружба и вражда"


Что такое дружба? Пожалуй, не просто ответить на этот вопрос, ведь это удивительное и ещё до конца не объясненное явление. Никто не знает точно, как именно и почему появляются друзья. Это происходит непредсказуемо и стихийно. Но, что точно известно, так это то, что без друзей человек не может существовать. Без них он словно дерево без листьев. Друзья нужны всем. Они поддерживают в трудную минуту, дают силы, когда, кажется, их уже не осталось. Друг делит с вами и радость и печаль. Он помогает удержаться на плаву в бурном море жизни. Без дружбы существование потеряло бы смысл. Она вносит в жизнь яркие краски.

Дружба - это единство душ и взглядов. Очень важно найти того, кто разделяет ваши интересы и понимает вас с полуслова. Но некоторые взгляды могут не совпадать, поэтому в дружбе очень важно уважение.

Нельзя навязывать другому свои идеи. Друзья не обязаны быть похожими во всем. Совершенно разные люди могут сойтись, и это самое удивительное. Настоящий друг радуется за вас, даже если сам проиграл. Это очень важное качество. Всегда необходимо уметь в нужный момент скрыть печаль от поражения и слишком сильную радость от победы ради важного для вас человека. Дружба основана на поддержке и взаимовыручке. Без этого она не может существовать. Дружить - значит быть готовым в любую минуту придти на помощь, несмотря ни на что.

А что такое вражда? Это зло и разрушение. Люди, погрязшие в ней, не получают от этого ничего хорошего. Вражда может вырасти на пустом месте, а потом растянуться на такой долгий срок, что забудется даже причина её начала.

Такие отношения разрушали не только жизни начавших их, но и потомков. Вражда может продолжаться через века и поколения. Для неё не существует времени. И это-то самое опасное. Неосторожно брошенное слово, случайно отдавленная нога могут вылиться в войну на долгие годы, а может, даже столетия. Конечно, для вражды бывают и серьёзные причины. Не всегда она возникает из-за мелочей. Но даже в таких случаях вражда все равно превращается в смертельную глупость, ибо никто не хочет закончить её вовремя. Это и есть, пожалуй, самое печальное в этом виде взаимоотношений.

Но какие враги самые опасные? Пожалуй, это бывшие друзья. Если человек, знающий о вас все, понимающий вас как себя, вдруг отвернется, если вы окажетесь по разные стороны баррикад, это может плохо кончиться. Такой враг сможет легко сыграть на ваших слабостях. Насколько он был верным и честным другом, настолько же он будет и страшным противником. Это может принести беды и страдания многим. Когда бывшие друзья враждуют, неизвестно, чем это обернётся в конце. Единожды сильно рассорившись, трудно вернуться к миру. Казалось бы, вечная дружба может внезапно разбиться из-за глупости, и это принесёт много несчастий и разочарований.

В русской литературе существует немало книг о дружбе и вражде. Многие великие авторы писали об этом. Тема человеческих взаимоотношений очень важна и многогранна. О дружбе и вражде размышляли во все времена. Эта тема всегда была очень интересна и близка людям.

В романе А.С.Пушкина "Дубровский" уделяется внимание взаимоотношениям двух помещиков. Кирилла Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский были очень хорошими друзьями. Между ними царствовало удивительное согласие и взаимопонимание. Но внезапно все изменилось. Слуга Троекурова оскорбил Дубровского во время визита на псарню. Андрей Гаврилович был человеком гордым и не смог стереть обиду. Он уехал из имения Троекурова и потребовал друга отдать слугу ему на суд. Кирилла Петрович тоже был своенравным человеком и счел это за оскорбление. Отношения их испортились. Троекуров создал против Дубровского поддельное обвинение и получил его имение себе. Это сломало Андрея Гавриловича. Когда Троекуров, мучимый совестью, решает извиниться и приезжает к Дубровскому, тот умирает. В этом произведении показано, как из-за глупой гордости может развалиться крепкая дружба и к каким печальным последствиям это может привести.

Большое внимание дружбе уделяется и в романе А.С Пушкина "Евгений Онегин". Ленский и Онегин были связаны крепкой дружбой. Они проводили много времени вместе. Несмотря на разные взгляды на жизнь, они нашли общий язык. Все в их отношениях изменил бал на именины Татьяны. Евгений весь вечер танцевал с невестой Ленского Ольгой. Это рассорило друзей. Ленский, не желая ничего слушать, забыв о связывающих его с Евгением отношениях, вызывает Онегина на дуэль. Из-за небольшого недопонимания они стали врагами. Онегин убивает Ленского на дуэли и его жизнь становиться вечными муками совести. Это произведение доносит мысль о том, насколько необходимо меж друзьями умение выслушать другого, что бы ни произошло, и как трагичен, может быть итог, если этой способности нет.

Итак, дружба очень важна. Без неё невозможно жить. Нужно беречь своих друзей. Нельзя ссориться из-за мелочей, ибо это может вылиться в печальные события. Не нужно затевать вражду: ведь она не приносит ничего хорошего. Индейская мудрость гласит: «Нетрудно раскопать топор войны - сложнее раскурить трубку мира». Зачем же делать жизнь запутаннее, чем она есть, тратя силы на бессмысленное противостояние, если можно просто хранить ту ценность, что уже имеется, и быть счастливым?

Темы итогового сочинения 2016 - 2017

«Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

Друзья! Это примерный список тем итогового сочинения 2016. Прочтите его внимательно и постарайтесь подобрать к каждой теме аргумент и тезис. Здесь направление "Дружба и вражда" раскрыто со всех возможных сторон. Вероятно, на сочинении вам встретятся другие цитаты, но они все равно будут нести такой же смысл. И если вы поработаете с данным списком, у вас не возникнут сложности при написании итогового сочинения.

  1. Врагов надо иметь, иначе ими станут друзья. (Г. Малкин)
  2. Почему друзья становятся врагами?
  3. Враг - потенциальный друг. (Я. Кротов)
  4. Почему рушится мужская дружба?
  5. Бескорыстность детской дружбы
  6. Есть ли польза от врагов?
  7. Можно ли уважать врага?
  8. Кто такой враг?
  9. Откуда берутся враги?
  10. Мало у бедняков врагов, но еще меньше у богача друзей. (Мейдани)
  11. Предательство друга.
  12. От дружбы до ненависти.
  13. Берегите дружбу.
  14. Враг занимает больше места в наших мыслях, чем друг — в нашем сердце. (А.Бужар)
  15. Что такое истинная дружба?
  16. Больше всего врагов наживает себе в свете человек, который прямодушен, горд, щепетилен и предпочитает принимать всех за то, что они есть, а не за то, чем они никогда не были. (Н. Шамфор)
  17. Если похвалы, расточаемые друзьями, иной раз дают повод усомниться в их искренности, то зависть врагов заслуживает полного доверия. (К. Иммерман)
  18. Если не желаете нажить себе врагов, то старайтесь не выказывать над людьми своего превосходства. (А. Шопенгауэр)
  19. Если у вас нет врагов, вам угрожает такое же положение и с друзьями. (Э. Хаббард)
  20. Из врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом. (Ш. Руставели)
  21. У честных врагов бывает всегда больше, чем у бесчестных. (Ф. Достоевский)
  22. И в самом верном друге таится верный враг. (В. Георгиев)
  23. Враги наших врагов в конце концов наши друзья. (Э. Ренан)
  24. Как ни редко встречается настоящая любовь, настоящая дружба встречается еще реже. (Франсуа Ларошфуко)
  25. Худшие враги — из бывших друзей: бьют по твоим слабостям, им одним ведомым, по наиболее уязвимому месту. (Б. Грасиан)
  26. В счастье легко найти друга, в несчастье же в высшей степени трудно. (Демокрит)

Две крайности – дружба и вражда – неизменные спутники человека в жизненном пути. Что же такое дружба, и какой она может быть? Кто такой настоящий друг и какую роль в жизни человека играет дружба? На мой взгляд, дружба — это неотъемлемая часть нашей жизни. Это обретение родственной души. Без нее мир был бы мрачным, скучным и однообразным. Дружба основывается на взаимном доверии и уважении. Она может быть как маленькой, так и большой. Например, дружба народов, стран, дружба между людьми и животными. Друг — это человек, который разделяет твои интересы, который не предаст в трудную минуту и всегда поддержит, поможет, даст совет. Вражда – это чувство, противоположное дружбе, а именно неприязнь, антипатия и негативные чувства по отношению к человеку или группе лиц. Враждебность разрушает нас изнутри, а дружба делает сильнее, но без конфликтов невозможно обойтись, как и без верного друга.

В качестве аргумента приведу пример из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». В этом романе главными героями являются Андрей Болконский и Пьер Безухов. Они – антиподы по замыслу автора. Он, наверное, хотел показать, что даже самые разные люди могут сблизиться. Несмотря на их несхожесть по темпераменту они становятся друзьями. Андрей отличается от Пьера трезвым, рассудительным умом, способностью довести намеченное дело до конца, самодисциплиной и собранностью. А Пьер же, наоборот, натура непосредственная, мягкая, способная остро чувствовать и сопереживать. Пьеру свойственны сомнения и глубокие раздумья в поисках смысла жизни. Несмотря на свою простоту Пьер весьма мудр, и это качество сближает его с Андреем. Если Безухов – философ, то Болконский – делец. Встретившись, они начинают делиться своими чувствами, мыслями и советами. Обжегшись отношениями с Элен, Пьер, тем не менее, не ищет виноватых, а также искренне, изо всех сил в ущерб своих собственным чувствам радуется появлению чувств Андрея к Наташе. Вот это и есть настоящий друг! Это говорит о том, что Пьер не эгоист, он умеет радоваться за своего друга, несмотря на свои недавние разочарования и боли. Дружбу Андрея Болконского и Пьера Безухова можно считать истинной, прекрасной и бессмертной, потому что основа, на которой она зиждется, была достойная и благородная. Эта основа – родство душ.

Пример вражды поколений блестяще описал Тургенев в своем романе «Отцы и дети». конфликтовал с Павлом Петровичем, дядей его приятеля Кирсанова. Их взгляды полностью расходились. Павел Петрович считал, что молодой человек – самодовольный хам и чуть ли не революционер, что для поколения отцов было тягчайшим оскорблением. Евгений думал, что жалкий перезревший аристократ бесполезен для общества и является всего лишь бессовестным трутнем среди трудолюбивых и важных особей. Если представитель поколения отцов считал, что сословные перегородки освобождают их от труда и ответственности, что эгоизм и самолюбование им простительны, то представитель поколения детей ненавидел условности и предрассудки дворянства, хотел, чтобы каждый своим трудом служил прогрессу, как в науке, так и категориях морали, нравственности и духа. Мы можем сказать, что вражда, которую развязал Базаров, вряд ли чему-нибудь поспособствует, но это состояние – естественная и честная реакция двух идейных противников. Это как раз те споры, в ходе которых рождается истина. Конфликт может поспособствовать развитию, когда спорщики хотят выяснить правду, а не отношения. Как и в романе «Война и мир», герои – антиподы, но их противостояние – не личная причуда, это издержка исторического процесса, это закономерность бытия, в соответствии с которой сегодня мы спорим со своими родителями, открывая новый этап развития цивилизации.

Таким образом, дружба и вражда одинаково естественны для человека и могут приносить пользу в равной степени. Дружба подкрепляет его силы и обеспечивает моральную поддержку. Она обогащает обоих, ведь между людьми происходит взаимовыгодный обмен знаниями, опытом, интересами и умениями. Вражда тоже служит обогащению, но не всегда, впрочем, как и дружба. Спор стимулирует умственную деятельность соперников и помогает найти ответы на самые сложные вопросы. На и враждовать, и дружить надо с одной целью: стать лучше, сильнее и умнее.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

⁠аргументы к сочинению

Другие сочинения на тему дружбы на нашем сайте

- итоговое сочинение: «Согласны ли вы с высказыванием «Не бывает плохих наций – бывают плохие люди» »?

- итоговое сочинение: ⁠«Согласны ли вы с высказыванием П. Бови, что ⁠«ложные друзья подобно тени, следуют за нами по пятам, пока мы ходим на солнце, и тотчас покидают нас, как только мы вступаем в тень⁠»⁠»?

⁠ ⁠⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С.И. Ожегов в своём словаре даёт такое определение слову «дружба »:

А вот определение вражды :
Можно много говорить о значимости дружбы в жизни каждого человека, о том, как отдельные люди, их группы, а также страны достигают взаимопонимания и чем иногда приходится жертвовать ради дружбы и мира тем, кто ценит эти важнейшие на земле понятия. Наверное, ещё больше можно сказать о том, как иногда дружба переходит в неприязнь, а подчас и открытую вражду и что движет людьми, решившими разорвать дружеские отношения. Важно также понимать, что некоторые в принципе не способны на такое светлое и тёплое чувству, как дружба. Удел таких людей - порождать конфликты, оставаясь трагически одинокими.
Тема дружбы и вражды – одна из важнейших в мировой литературе. А.С. Пушкин, сохранивший дружеские отношения со многими лицеистами, характеризовал настоящую дружбу так:

Отношения Пушкина с лицейским другом Иваном Пущиным - яркое доказательство того, какой может быть дружба. Именно его в стихотворении «И.И. Пущину» Александр Сергеевич называл «первым и бесценным другом» в благодарность за то, что он навестил его в Михайловском, куда поэт был отправлен властями за «вольнодумство». Стихотворение написано в 1826 году, когда Пущин уже был сослан на каторгу за своё участие в декабрьском восстании 1825 года. Произведение имеет двухчастную композицию: в первой части лирический герой (=поэт) говорит о той радости, которую принёс ему приезд друга в его печальном уединении, во второй он выражает надежду, что и его голос, а также воспоминания о ясных лицейских днях в свою очередь принесут Пущину утешение. Через своих знакомых, имеющих влияние при дворе, Пушкин ходатайствовал о смягчении вынесенного Пущину приговора – пожизненной каторги, но тщетно. Именно этого друга лицейской юности Александр Сергеевич вспоминал на смертном одре и печалился, что не может его увидеть.
Тема дружбы важнейшая и

На примере отношений главного героя и Владимира Ленского мы видим, как легко разрушить связи между людьми. Конечно, отношения между Ленским и Онегиным сложно назвать дружескими, потому что начаты они были, по крайней мере со стороны Евгения, «от делать нечего». Главный герой скучал в поместье дяди: чтение быстро ему надоело, занятия хозяйством тоже. И юный Ленский, восторженный романтик, верящий в вечную любовь, искренность людей и мировую гармонию, пришёлся как нельзя кстати. Онегин чувствуется себя в отношениях с Владимиром умудрённым опытом человеком, но не хочет разочаровывать его, показывая истинные силы, движущие людьми и миром. Он полагает, что время само всё расставит на места и развеет романтические иллюзии героя. Отношения Онегина и Ленского дали трещину в тот момент, когда друзья, приехав в поместье к Лариным на именины, видят там дом, полный гостей, тогда как Владимир уверял Евгения, что праздник пройдёт в кругу семьи. Гордость Онегина, его самолюбие не стерпели маленькой лжи, сказанной, конечно, без злого умысла. И далее происходит то, о чём все мы знаем: Онегин весь вечер танцует с Ольгой, та хохочет, откровенно флиртует с Евгением, разозлённый Ленский вызывает друга на дуэль, Онегин принимает вызов, дуэль, смерть Ленского… Несомненно, многие задавались вопросом: мог ли главный герой отказаться от дуэли. Формально Онегин не нарушил ни одного правила: он принял вызов, то есть достойно ответил на упрёк, высказанный ему Ленским, и честно победил в поединке. Но обращаясь к совести, говоря начистоту, мы, понимаем, что честнее и порядочнее было отказаться от дуэли и примириться с Ленским, объяснившись с ним. Ведь конфликт родился из-за пустяка, и он точно не мог быть помехой для истинной дружбы, которая идёт на компромиссы, а иногда даже на отказ от личных интересов ради отношений. Но в том то и дело, что отношения Онегина и Ленского изначально были построены не на равноправии, доверии и искренности, поэтому малейшее препятствие и разрушило их. Евгений не смог отказаться от дуэли, побоявшись мненья света. Боясь осуждения, он смалодушничал и не пошёл на объяснение и примирение с Владимиром. Эта дуэль, несомненно, была горьким уроком главному герою. Мы понимаем это по реакции Онегина, увидевшего убитого Ленского.
так же, как и Онегин, избалован светом, он рано понял его цену и, будучи ещё совсем молодым, разочаровался и в нём, и в жизни в целом. Печорин говорит, что не способен на дружбу, ведь в дружбе

Сам герой никогда не сможет стать рабом другого человека: он слишком горд и самолюбив для этого. Но и сделать другого своим рабом тоже не может. Мы видим, как Печорин холоден с Максимом Максимычем при встрече после долгой разлуки, хотя не так давно их связывали и общая служба в Кавказских горах, и печальная история с Белой, прямым свидетелем которой был Максим Максимыч. Печорин был также дружен в Пятигорске с доктором Вернером, так как тот бы умён и проницателен и Григорию Александровичу не приходилось долго объяснять ему мотивы своих поступков, но даже Вернер уходит от Печорина после его дуэли с Грушницким.
Отношения Печорина и Грушницкого заслуживают отдельного разговора. Уже в момент знакомства читателей с Грушницким, во время его встречи с Печориным на водах, видно, что из себя представляет этот герой: самолюбив, даже болезненно самолюбив, позёр, то есть любит «играть на публику», чего только стоит его вид в солдатской шинели, но при этом весьма неуверен в себе. Уже здесь Печорин заявляет, что, хотя и встретились они с Грушницким как приятели, когда-нибудь им придётся столкнуться на узкой дорожке. По ходу романа автор постоянно показывает, как Грушницкий то принимает решение, то отказывается от него, нередко следуя не за своим разумом или сердцем, а прислушиваясь к советам и мнениям других. На наш взгляд, виной этой неуверенности во многом стало воспитание в незнатной и небогатой семье. Несомненно, Грушницкий завидует Печорину: его уму, деньгам, умению держаться с людьми, способности влюблять в себя женщин. Он понимает, хотя и боится себе в этом признаться, что Печорин – «герой», тогда как он, Грушницкий, лишь пародия на героя. На мой взгляд, именно зависть была главной, хотя и скрытой, причиной дуэли, ситуация с княжной Мери послужила лишь толчком к разрешению назревшего конфликта между ограниченностью и самодостаточностью, между чувством собственного достоинства и неуверенностью в себе.
Пример дружеских отношений мы находим

друзья «по идее». Нигилизм, что переводится с латыни как «отрицание», владеет их умами. Отрицание, по словам Базарова, всего: любых принципов, идей, нравственных категорий, то есть всего того, что не проверяется опытом и не несёт практической значимости. Несомненно, первую скрипку в этих отношениях играет Базаров. Аркадий во всём послушен своему старшему товарищу, хотя в душе и не вполне разделяет его взгляды. Увлечённость нигилизмом была для Аркадия лишь модным поветрием, распространенным среди университетской молодёжи. И Базаров, и Кирсанов-младший довольно быстро понимают, что им не по пути. Так, в поместье Кирсановых Евгений постоянно работает: проводит опыты, помогает крестьянам, Аркадий же сибаритствует. Очень важным в отношениях друзей можно считать то «разногласие», которое возникает во время их разговора о значимости природы в жизни человека. Базаров утверждает, что

в то время как Аркадию Кирсанову ближе точка зрения его отца, Николая Петровича, который видит в природе в первую очередь красоту и наслаждается ею. Аркадию также ближе стихи Пушкина, чем произведения немецких практиков. А на саркастическое замечание друга о том, что Кирсанов-старший, почтенный отец семейства, живущий в захолустном поместье, в 44 года играет на виолончели, несмотря на всё благоговение перед своим учителем, он даже не улыбнулся. Базаров называет Аркадия «нежной, ранимой душой», тем самым противопоставляя его себе. Но, влюбившись в Анну Одинцову, Евгений сам становится уязвимым, так как рушатся все его представления о мире, а в душе царят чувства, которые он прежде категорически отрицал. Таким образом, мы можем говорить, что отношения Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова, несмотря на то, что друзья разошлись, оказали на них важное влияние. Аркадию они помогли понять самого себя, осознать, что ему ближе точка зрения «отцов», провозглашающих самой своей жизнью такие ценности, как любовь к женщине, природе, искусству. А Евгению Базарову они доказали, что почва нигилизма бесплодна и человек не может жить одним отрицанием, а такие понятия, как красота и любовь придают значимость людскому существованию и помогают преодолевать сознание бренности и быстротечности бытия.

Пример дружеских отношений мы может также видеть

университетские товарищи и знакомы уже полтора года. Именно с Разумихиным, Раскольников, вообще не имевший друзей, как-то сходится и имеет доверительные отношения. Впрочем, сам автор пишет, что с Разумихиным и нельзя было по-другому: был он весел, открыт, очень общителен и добр, а главное, никогда, даже при самых неблагоприятных обстоятельствах, не опускал руки. К нему-то и идёт Раскольников незадолго до совершения преступления в надежде получить поддержку и напутствие. Разумихин искренне рад Раскольникову, и, несмотря на то, что сам в это время вынужден был оставить университет, так как не в состоянии оплачивать обучение, предлагает Родиону денег и некоторых своих учеников. Начиная с этого времени, Разумихин почти постоянно будет рядом с главным героем. Именно он найдёт его после убийства старухи процентщицы, лежащего в бреду в своей похожей на гроб комнате, приведёт к нему доктора Зосимова, а позже будет ухаживать за ним. Разумихин возьмёт на себя заботу о матери Раскольникова и его сестре Дуне – Авдотье Романовне. В «Эпилоге» мы узнаём, что Разумихин становится мужем Дуни, и оба они обещают, что расстаются с Родионом не навсегда. У Дмитрия уже в голове сложился твёрдый план: в последующие три-четыре года скопить денег и отправиться вместе с женой в Сибирь, где поселиться поближе к острогу Раскольникова и вместе строить жизнь по-новому. Ему невозможно было не верить, ведь, по словам Достоевского, у него была железная воля, а ещё предельная честность и трудолюбие.

перед нами пример дружеских отношений двух главных героев произведения Пьера Безухова и Андрея Болконского. Князь Андрей – умный, хорошо образованный, с рациональным сладом ума человек, принадлежащий к богатому, знатному роду, хорошо знает высший свет, его мораль и ценности. Пьер – полная его противоположность. Вследствие своего положения незаконнорожденного ребёнка, он провёл значительную часть времени за границей, куда отправил его отец – богатый вельможа Кирилла Безухов. Не имея привычки бывать в высшем свете, Пьер ведёт себя там слишком эмоционально, наивно предполагая, что люди, собирающиеся в салонах и на званых ужинах, интересуются чем-то ещё, кроме себя. Но тем не менее именно с Пьером Андрей может говорить откровенно на волнующие его темы, не боясь быть осуждённым или непонятым. Именно Пьеру князь рассказывает о том, что тяготится положением женатого мужчины, так как не видит в браке искренности и радости, ему первому Андрей признаётся и в любви к Наташе Ростовой. Именно после разговора с Пьером о смысле жизни, произошедшем во время приезда Безухова в поместье Андрея, в душе Болконского проснулось чувство сопричастности к Богу и бесконечности жизни, которое он впервые испытал, лежа тяжело раненный на поле Аустерлица. Слова Пьера о том, что жить надо для людей, делая им добро, и этим только можно приблизиться к высшей правде, несомненно, оказали огромное влияние на князя Андрея. Толстой пишет, что с этого момента во внутреннем мире Болконского началась новая жизнь, которая в итоге привела его на Бородинское поле, где он сражался бок о бок со своими солдатами, любовно называвшими героя «наш князь».
Надо отметить, что Пьер, несмотря на своё длительное положение байстрюка, то есть незаконнорожденного ребёнка, никогда не искал в дружбе с Андреем Болконским какой-либо выгоды. Он также, остаётся благородным и в тот момент, когда узнаёт о разрыве отношений между Андреем и Наташей Ростовой. И не допускает мысли о каком бы то ни было сближении с девушкой, хотя уже давно влюблён в неё.
Но в романе есть множество отношений, доказывающих нам мысль о ложных друзьях. К таким людям можно отнести Бориса Друбецкого, который в начале романа живёт в доме Ростовых, дружит с Наташей и Николаем Ростовыми и всячески пользуется помощью их семьи. Но характер Бориса таков, что главное в жизни для него не честь, не дружба, не помощь близким, а личная выгода. Поэтому он отдаляется от Ростовых, так как понимает, что отношения с ними не помогут ему продвинуться по карьерной лестнице. Попав на службу в армию во время военной кампании 1805 года, он ищет расположения Андрея Болконского – штабного офицера, и вовсе не рад Николаю Ростову, приехавшего к нему с просьбой. Николай не находит радушия в Борисе, напротив, друг детства как будто стесняется его, грязного после длительной скачки на лошади, грубоватого гусара, для которого служить при штабе означает вовсе не службу, а протирание штанов.
В другом герое романа, Фёдоре Долохове, отсутствие понятий о чести и совести, приводит к тому, что и с товарищами он ведёт себя соответственно. Так, он, не стесняясь, заводит роман с Элен Безухой, женой вчерашнего приятеля Пьера Безухова, с которым была проведена ни одна бессонная ночь и выпито немало бутылок шампанского. Долохов же жестоко втягивает в карточную игру и обыгрывает на огромную сумму своего вчерашнего друга Николая Ростова. Причина такого поведения в том, что дальняя родственница Ростовых Соня, давно влюблённая в Николая, отказалась стать женой Долохова. Герой не в состоянии быть благородным и простить Ростову того, что тот оказался счастливее.
В романе мы также находим историю взаимоотношений двух стран – России и Франции. Переходя от дружбы (хоть и дружбы «со сжатыми кулаками») к вражде, вступая периодически в открытые столкновения, отношения эти закончились, как известно, знаменитой войной 1812 года. Автор подчёркивает, что, хотя событие это было следствием задуманного где-то свыше хода истории, а Наполеон и Александр I – лишь марионетки в руках высших сил, он всё же показывает, как эгоизм и тщеславие Наполеона вносят свою лепту в разжигание огня войны. Бонапарт постоянно разыгрывает роль великого императора, повелевающего миром. Поле сражение для него – шахматная доска, а он знаменитый гроссмейстер. Но Толстой всем ходом романа развенчивает теорию «великих людей в истории». Он пользуется приёмом сатирического гротеска при изображении Наполеона: император переполнен самолюбованием, его помыслы преступны, а патриотизм отдаёт фальшью (вспомним эпизоды с Лаврушкой, где Бонапарт вначале «играет» с пленным, а потом признаётся ему, преисполненный гордостью, что он и есть Наполеон, сцену с портретом сына, утренние сборы перед Бородинским сражением и пр.).
перед нами также история войны, но войны гражданской. События этого времени ставят перед главным героем произведения – казаком Григорием Мелеховым – новые вопросы. Он мечется между двух враждующих сторон: красными и белыми. Но не видит правды ни там, ни там. Обе стороны жаждут мести: красные – за многовековые притеснения бедняков господами; белые, отстаивая свои привилегии, которыми они считали себя наделёнными по праву рождения. Григорий сам участвует в казни пленных матросов, рубит безоружных людей. Придя в себя, герой кричит о том, что нет ему прощения и просит окружающих зарубить его. Уже позже он признаётся матери, что война сделала его жестоким, что он перестал жалеть даже детей.
Главная боль гражданской войны – это то, что это война братоубийственная. Вчерашние родственники, даже родные братья, добрые соседи, друзья в одночасье оказались по разные стороны. Старое казачество распадается. На примере казаков хутора Татарского Шолохов показывает, как каждый становится сам за себя. Михаил Кошевой, приняв сторону большевиков, казнит Мирона Коршунова – хуторского богатея; также он расправляется с Петром Мелеховым – старшим братом Григория. Но сын Коршунова, Митька, не остаётся в долгу и убивает мать Кошевого. Последний, узнав о смерти матери, поджигает несколько домов хутора, не разбирая ни вчерашних соседей, ни друзей.
рассказывается о взаимоотношениях трёх девочек: Ляли Ивашовой, Маши Завьяловой и Дуси. Ляля – красавица, Маша – умница и талантлива, «как Леонардо да Винчи», а Дуся, как она сама говорит о себе, просто их подруга. Именно Дусино отношение к девочкам показывает нам, какой должна быть настоящая дружба. Чувство зависти она называет «изнуряющим чувством», поэтому испытывать его совсем не хочет. Девочка искренне гордится красотой Ляли и талантами Маши, а потому потихоньку собирает сочинённые и записанные на обрывках бумаги Машины стихи и ставит на них даты. Дуся уверена, что Маша обязательно или изобретёт что-то удивительное, или напишет произведение, равного которому ещё не видели. Для неё Маша и Ляля как будто второе «я», а вместе они неделимое целое. Поэтому, когда отца Ляли Ивашовой во время Великой Отечественной войны отправили руководить строительством большого завода, Дуся, её мама Тамара Степановна и Маша отправились вместе с ними. И хотя Тамара Степановна просит дочь не жить чужой жизнью не сиять отражённым светом, она тут же поправляет себя: «Смотря чьим светом!»

Герои романа И.Тургенева «Отцы и дети» Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров в начале произведения производят впечатление друзей. Но были ли отношения между этими героями дружескими? Аркадий и Евгений Базаров - представители молодого поколения. Но как различны их взгляды! Евгений - нигилист, то есть отрицает все старые взгляды и ценности. Он – за новую жизнь, стойко отстаивает свои взгляды.(«Я ничьих мнений не разделяю. Я имею свои») Аркадий же только внешне хочет походить на него, а в душе - он типичный представитель старого мира с его веками сложившимися традициями и устоями. Автор показывает, что они во всём противоположны друг другу. Так, Базаров - труженик, занимается врачебной деятельностью, наукой, он много читает, стремится к самосовершенствованию. Аркадий же ленив, бездельничает, ничем серьёзным не занимается. Но самое главное, они различны в понимании назначения человека, смысла жизни. Слова Базарова: “Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим”. Такое различие жизненных позиций не может привести к дружбе, здесь нет взаимопонимания. Кроме того, в дружеских отношениях не может быть подчинения одного другому. А именно это видим мы в романе, ведь слабая личность –Аркадий - подчиняется сильному Базарову.Правда, со временем он начинает высказывать свои мысли. Но они так различны с мнением Базарова, что тем более о дружбе говорить не приходится. Кстати, уже в начале романа, когда Аркадий представляет Базарова своему отцу, он называет его не другом, а приятелем: «…позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, Базаровым…» . Приятельские отношения легко возникают и легко проходят. Так произошло и во взаимоотношениях этих героев. Не стали они друзьями, да и вообще, Базаров в романе показан одиноким, уж очень он не похож не только на дворян Кирсановых, но и на молодых людей, которые пытаются создать видимость того, что идут в ногу со временем, а на самом деле, как Аркадий, остались в веке « минувшем» («псевдонигилисты» Ситников и Кукшина Авдотья Никитишна) Противостояние Базарова и Аркадия в начале романа почти незаметно. Однако к концу вся яснее становится их различие. Поэтому и происходит разрыв отношений. Мы сейчас не даём оценку характеров и поступков героев. Что-то мы принимаем в них, что-то нет. Мы пытаемся понять, почему не стали они друзьями, так холодно разошлись. Причина тому - отсутствие общих интересов, дел, целей. Это - основа дружбы. А именно этого и не было. Примечательно, что в конце романа Аркадий отказывается помянуть Базарова за общим столом - так неприятен был ему этот человек («В память Базарова, - шепнула Катя на ухо своему мужу и чокнулась с ним. Аркадий в ответ пожал ей крепко руку, но не решился громко предложить этот тост.»)