Мордовский свадебный обряд презентация. Мордовская свадьба, ее традиции и обряды — отражение самобытности культуры Мордовии. Обряды в доме невесты

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Мордовская свадьба интересна своими традициями и обрядами, театрализованными действами и персонажами, красочностью костюмов и красотой песен. В современном мире традиции забываются и сейчас, когда интерес к национальным ценностям начинает возрастать, мы возвращаемся к этническим корням для того, чтобы показать на сколько они важны и интересны. Ведь познавая свою культуру, мы познаем историю своего народа.

3 слайд

Описание слайда:

Свадебный цикл мордвы начинался со сватовства («ладяма» - мокша, «ладямо» -эрзя). Сватовство у мордвы проходило в несколько этапов. Прежде чем в дом невесты отправлять сватов для предварительных переговоров, туда шел один из родственников жениха («ингольдень якай» - мокша - «вперед идущий»). Придя в дом невесты, он садился под так называемую матицу, где, как считалось, пребывала хранительница дома. Под матицу гости садились еще и потому, что она якобы «опутывала», связывала, и тогда сватов уже не прогонят.

4 слайд

Описание слайда:

Окончательная договоренность о предстоящей свадьбе достигалась во время большого сватовства, которое называлось «симома» - мокша, «симема» - эрзя (букв. «питье») - «запой». Во время него договаривались о «кладке» за невесту («питне» - мокша), о подарках, которые она должна была сделать родственникам жениха, и о приданом.

5 слайд

Описание слайда:

У мордвы, как у мокши, так и у эрзи, существовал обычай после сватовства знакомиться с хозяйством жениха. Этот обряд назывался «дом глядеть» или «смотреть место» («васта варджама» - мокша, «тарка вачамо» - эрзя). Посещение имело шуточный, веселый характер: родственники невесты вооружались чем попало и грозили хозяину сломать печь, если он не откупится от них угощением.

6 слайд

Описание слайда:

Большое значение придавалось у мордвы выпечке свадебных пирогов в доме жениха. Особо торжественно, с многочисленными обрядами ставили для них тесто. В данном обряде активно участвовали родственницы жениха. Весьма оригинален свадебный пирог с начинкой из творога. Этот пирог у мокшан в языческие времена был обязателен на специальном молении в доме жениха, во время которого собравшиеся просили верховного бога Нишке, чтобы невеста родила семерых сыновей и столько же дочерей.

7 слайд

Описание слайда:

Венчание жениха и невесты сочеталось с обрядами, направленными на предохранение от злых сил. За невестой приезжал «свадебный поезд», который состоял из родственников жениха. Когда свадебный поезд подъезжал к дому невесты, ее родственники запирали ворота и требовали выкуп.

8 слайд

Описание слайда:

После венчания молодую пару встречали в доме родителей жениха. Здесь родители молодого встречали их хлебом-солью, осыпали хмелем. Этот древний обряд имел магический смысл обеспечения деторождения. У мордвы молодых встречала обычно и «овта» («медведь» - мокша) - женщина, одетая в шубу, вывернутую наизнанку. В руках она держала сковороду с хмелем и потухшими углями, которую подставляли под ноги молодой. Она трижды должна была отшвырнуть ее. В конце XIX в. этому обряду придавали значение определения характера молодой.

Управление

образования администрации

Ардатовского муниципального района

Исследовательская работа

IV районная научно - практическая конференция
школьников «Первые шаги в науку»

Мордовская свадьба - вчера и сегодня

Летина Алина Валерьевна,

ученица 8 класса

МОУ « Ардатовская СОШ» ____

Руководитель:
Федорчукова татьяна Михайловна,

учитель МОУ _ « Ардатовская СОШ» _____

2011

Содержание:

1. Введение…………………………………………………………………….1

2. Основная часть. Мордовская свадьба:………………………………….....3

2.1. Сватовство(Одирьвань ладямо)………………………………….3

2.2. Запой (Одирьвань симема)………………………………………..3

2.3. Приготовление к свадьбе (Свадьбань анокстамось)……………4

2.4. Угощение кашей (Кашадо ярсамо)……………………………….5

2.5. Расплетение косы (Черь пулонь калавтомась)…………………..5

2.6. Укладка сундука(Эрямо парень анокстамось)…………………..6

2.7. Свадьба в доме невесты(Свадьбась одирьвань кудосо)………..6

2.8. Свадьба в доме жениха после венчания(Свадьбась женихень кудосо венчамодо мейле)……………………………………………………….7

2.9. Соблюдение обычаев старинной свадьбы в наши дни……………..8

3. Заключение……………………………………………………………………….9

4. Список используемой литературы………………………………………...10

5. Приложения

Введение

Зная язык своего народа, соприкасаешься с духовными ценностями, старинными традициями, культурой мордовского народа. Из поколения в поколение передавалось то, что народу дорого и свято – народные традиции и обряды, песни и игры. Да, они вечные, но забываются, уходя из нашей жизни. Мы всегда обращаемся к обрядам и традициям, потому что это - наши корни. Любое событие нашей жизни не проходит без соблюдения обычаев и обрядов. Не исключение – свадьба.

Мне показалось интересным и увлекательным, как проходили в мордовских селах свадьбы сохранились ли эти обычаи в наше время, и поэтому темой своего исследования я взяла: «: Мордовская свадьба вчера и сегодня.» . Она даёт возможность нам ближе познакомиться с жизнью мордвы, больше узнать об этой национальности, сопоставить и провести параллель между историческим обрядом и современным.

Актуальность. Мордовские обряды, по мнению ученых, на современном этапе рассматриваются недостаточно. По моему, тема по – настоящему богата и увлекательна. Свадьба - самое яркое и впечатляющее событие в жизни людей.

Мне было важно воссоздать колорит прошлых веков и почувствовать разницу с современностью. Мордовская свадьба тесно связана с жизнью народа, его традициями и поэзией. Она росла и развивалась вместе с опытом людей и стала настоящим творческим делом, жанром народного искусства. В настоящее время многое изменилось в жизни народа, изменились его традиции, песни. Сейчас забыты старинные причитания невесты, песни свахи. Но свадебные обычаи и связанная с ними поэзия - это ценный материал, откуда мы узнаем о прошлом нашего народа, о его традициях и обрядах по сей день, поэтому я поставила цель :

    исследовать старинную свадьбу;

    узнать насколько мордва сохранила свои обычаи в наши дни;

    подробнее познакомиться с мордовским обрядом .

Проблема. Изучить мордовские свадебные обряды, провести параллель с нынешним временем, найти общие и отличительные черты.

Объект исследования:

    старожилы села Каласево Ардатовского района .

    обряды свадеб мордвы в старину и в современности.

Задачи:

    изучить старинный свадебный обряд;

    сопоставить изученный материал со свадебным ритуалом нынешнего времени;

    научиться бережно относиться к истории национальной культуры, возрождать, сохранять традиции и обряды мордвы.

Гипотеза. Если больше уделять внимания истории нации, её корням, то у молодого поколения появится интерес к прошлому своего народа, более углубленному изучению национальных традиций.

Методы:

    Научно-поисковые:

Сбор и изучение материала по данной теме;

Интервью с жителями села.

2. Аналитические:

Анализ и синтез собранного материала.

3. Систематизирующие:

Систематизация полученных данных.

4. Практические:

Компьютерная презентация.

Я живу в Мордовии – республике редких памятников истории, где старина и новь живут рядом, сливаясь в единый ансамбль мордовской культуры. Моя малая Родина – Ардатов. Этот прекрасный уголок многоликой Росси очаровывает своими лесами, реками, озерами, бесконечными лугами трав и лесов, а главное народом, история которого увлекательна и самобытна.

Свое исследование я решила начать после услышанного разговора мамы с моей прабабушкой, которой исполнилось 82 года. Прабабушка просила исполнить последнее желание – положить ей в гроб её подвенечное платье (платье она бережно хранит до сих пор). Я спросила: « Бабушка, а зачем?» На что она ответила, что с этим платьем связаны самые дорогие, запоминающиеся и счастливые моменты жизни – её свадьба, так как это несравнимое ни с чем по своей красоте и великолепию событие.

Описание мордовской свадьбы сделано мною со слов моей прабабушки Суюшовой Нины Семёновны,1929 года рождения, а также Архиповой Александры Петровны,1924 года рождения, и Гвоздевой Елены Петровны,1930 года рождения. Всю свою жизнь они прожили в мордовском селе Каласево. Здесь они родились, выросли, вышли замуж, растили детей, внуков и теперь уже правнуков. Всю свою жизнь, все самые яркие и большие события они хранят в своей памяти и передают её нам, следующим поколениям. Все эрзянские причитания записаны мной с их слов. Причитания на мордовской свадьбе – одно из самых ярких обрядов. Мордовская свадьба начинается со сватовства.

2.1 Сватовство(Одирьвань ладямо)

Одобрив выбор сына, родители жениха в один из «лёгких» дней (воскресенье, вторник, четверг) приглашают к себе родственников и объявляют им о выборе невесты. Взяв с собой хлеб и соль, они отправляются в дом невесты.

Придя в дом невесты, сваты говорят такие слова: «Вешнетяно ярка, маринек тынк ули, сынек ваномонзо, ладямонзо, эряви миненек истямо:

Стяко а пижниця,

Ламо а ярсыця,

Роднякс минек примиця,

Чокшне позда мадиця,

Валске рана стиця,

Ярсамонь пидиця,

Эри ялганзо вечкиця.»(из рассказа Гвоздевой Е. П)

Затем хозяева дома усаживают сватов за стол, которые вскоре спрашивают невесту, согласна ли она выйти замуж за этого молодого парня. Если девушка соглашается, её родители и сваты будут обсуждать детали проведения свадьбы, решают, когда и как сделать запой .

2.2 Запой(Одирьвань симема)

Обычно через неделю после сватовства наступает запой. В этот день родные жениха вновь приходят в дом невесты. Все гости со стороны жениха и

невесты садятся за стол и угощаются. Во время первого стола родные жениха

сажают невесту на стул и дарят ей различные подарки: платок, серьги, кольцо, браслет. Обычно это делает свекровь и при этом перед снохой поёт:

Ох, урьвинем-эеднем!

Цёрам кувалт какамак!

Сайтян мон тонть, эеднем,

Чокшне кувать аштицякс,

Валске толонь пувицякс.

Кудос пенгень кандыцякс,

Начко ведрань кирдицякс,

Ванькстэ кудонь теицякс,

Чевте таркань ацыцякс,

Сэрей прялксонь путыцякс,

Раужо палянь саицякс,

Ашо палянь максыцякс,

Калгодо мушконь томбицякс,

Кувака коцтонь кодыцякс,

Кучк-киява молицякс,

Эрьва козонь кундыцякс,

Якинь-пакинь вастыцякс,

Тусь ломанень ильтицякс.

Пиже какам Люба,

Мазый какам Люба,

Прязот казян мон паця –

Тон превксэкс – содавикс ультяя,

Пилезэть каян сиянь пилекст –

Пиле марикс ультяя,

Кедезэть каян сиянь суркс –

Кедь – суров ультяя

Пильгезэть казян мон цюлкат –

Пильге виев ультяя.(из рассказа Суюшовой Н.С.)

Затем невеста благодарит всех за полученные подарки и хорошие слова и сама одаривает всех вышитыми полотенцами. После этого начинаются песни и пляски.

Во время второго стола родные решают, когда сделать свадьбу, намечают её день и обсуждают её проведение.

2.3 Приготовления к свадьбе(Свадьбань анокстамось)

С момента запоя невеста начинает готовиться к свадьбе: приготовлять дары и учиться причитывать. Из этих приготовлений более всего озабочивает невесту приготовление даров, которых требуется с неё немало и которые должны быть все своей работы. Невесте необходимо было соткать и вышить от 10 до 20 женских и мужских рубах, вышивать полотенца и платочки. Такое множество даров нельзя, конечно, приготовить в короткое время между запоем и свадьбой. Поэтому

свадебные дары приготовляются постепенно, в продолжение нескольких лет.

2.4 Угощение кашей(Кашадо андомась)

Кашу невесте приносят её родные, попробовав её, она должна была всех отблагодарить и причитать. Сначала девушка пробует кашу матери и причитывает:

Пасиба, авай, пасиба

Паро кашань пидемазот.

Больше мон а карман

Тонть паро кашадо ярснеме.

Остатка ве мон удан.

Туян чужоень мель ваномо,

Ятоень коронь кирдеме.

Чужоень мельтне мелекшевть,

Ятоень кортне корокшовт.

Чужоень мелесь грозной пурьгине кондямо,

Ятоень корось пшти ёндолонь кондямо.(из рассказа Архиповой А.П)

Затем невеста начинает пробовать каши родных и благодарит их:

Пасиба, роднойть, пасиба

Паро кашань пидемазонк,

Монь ломанькс путомазонк.

2.5 Расплетение косы (черь пулонь калавтома)

Когда девушка испробует каши всех родных, родные уходят,а невеста начинает расплетать косу и при этом причитывает сначала перед матерью, затем перед отцом:

Ох, авакай, жалинем,

Ярьга штюпика, капика

Тюжа мишара прячернем,

Московской рисьме кодавксом,

Кавто кедеть пачк таргика,

Кемень сурот пачк нолдыка.

Больше, авай, а карман

Кавто плеча ютксо кандтнеме,

Плечадо плечас ёртнеме.

Ней мон, авай, ведь туян

Чужоень мелень ваномо,

Ятоень коронь кирдеме.

Чокшне позда мадицякс,

Валске ранаяк стицякс.

Затем мать перевязывает невесте волосы алой лентой, при этом иногда причитывает и мать:

Тука пурнаса, пижине какам,

Тюжа мишара прячернеть.

Седикеле эрямсто

Тейтерксчинеть кандомсто,

Сисем тевень кадылинь-

Тонть прячереть пурнылинь.

Ней а карман, какинем,

Сисем тевень кадомо,

Тонть черинеть пурнамо. (из рассказа Суюшовой Н.С.)

После этого невесту укладывают спать на полати.

2.6 Укладка сундука ( Эрямо парень анокстамось )

За день до свадьбы невеста и её родственницы начинает укладку сундука. Укладывают сундук обычно в сенях. Перед укладкой сундук очищают от нечистой силы: сначала обводят внутри зажжённой лучиной, потом иконой. Первым кладут в сундук каравай хлеба, потом кладут пять монет: четыре по углам, пятую на середину, на каравай. Затем кладут лапти, кладут чашку для еды и ложку.

2.7 Свадьба в доме невесты( Свадьбась одирьвань кудосо)

В день свадьбы с раннего утра в доме невесты поднимается суматоха. Хозяева суетятся, готовятся к принятию гостей. Невеста, одетая в красивый эрзянский наряд, садится на лавку в коридоре. В это время все её подруги и родные встают вокруг неё. Гости со стороны жениха начинают стучать в дверь, искать невесту, выкупать её у девушек, стоящих у дверей. Когда выкупят невесту, то есть дадут достаточное количество денег, после продолжительных переговоров, их пускают в дом невесты. Все входят в избу и занимают места за столом. В избе гости складывают привезённые припасы (пироги, вино) на стол. Они выкупают у девушек места за столом и садятся. Плата такая же, как и на крыльце. Жениха сажают на переднюю лавку в угол. Рядом с ним по правую сторону садится покш куда, по левую-сваха. Остальные гости садятся рядом. Они угощаются, поют песни, пляшут.

После этого родственники жениха забирают невесту на венчание. Перед уходом невеста просит благословления у отца:

Баславамак, тетякай,

Баславамак, корьмакай,

Баславамак - журямак,

Паро мельсэ ильтемак

Чужоень мелень ваномо,

Ятоень коронь кирдеме.

Чужоень мельтне мелякшовт,

Ятоень кортне корокшовт. 7

Затем невеста просит благословления у матери:

Авакай - тирякай,

Авакай - корьмакай,

Баславамак - журямак,

Паро мельсэ ильтемак.

Илямак баслава кувака пингень эрямо,

Баславамак - журямак кавто чинь эрямо,

Колмоцес - куломо.(из рассказа Архиповой А.П)

Перед уходом из родительского дома невеста одаривет девочек – родственниц ленточками и колечками, тем самым как бы прощаясь с беззаботной молодой жизнью.

2.8 Свадьба в доме жениха после венчания(Свадьбась женихень кудосо венчамодо мейле)

После венчания все отправляются в дом жениха. При этом жених и невеста идут по улице и держат между собой икону с накинутым на неё полотенцем. На это красивое шествие выходят посмотреть все сельские жители.

Когда жених с невестой подойдут к крыльцу дома, родители жениха выходят на крыльцо, отец - с иконой в руках, мать - с караваем и солонкой.

Молодые кланяются в ноги родителям, затем целуют по очереди сначала икону и отца, потом каравай с солонкой и мать. После этого отец с матерью благословляют молодых и разбивают перед ними глиняный кувшин, чтобы были они счастливы, бросают зёрна пшеницы и ржи, чтобы были они богаты. Затем невесту ведут к столу, где её место занято ряженными. Невеста даёт им красиво вышитый платочек. Затем снова продолжается гуляние

Когда все гости разойдутся, свекровь говорит невесте:

Тон толонь мадстиця улят,

Тон толонь кирвазтиця улят.

Это значит, с этого момента девушка будет раньше всех вставать и позже всех ложиться.

Соблюдение обычаев свадьбы в наши дни.

Современная свадьба не может обойтись без соблюдения обычаев и обрядов. Конечно, можно устроить свадьбу без них. Но она будет просто очень скучной. Ведь это не просто праздник с застольем, это весёлое театрализованное представление. Не зря существует выражение « играть свадьбу». Вдумайтесь, не праздновать, а играть. Сделать из обычного праздника целое представление помогают свадебные обычаи, пришедшие из старины. Что- то из них сохранилось, что- то забылось, что- то претерпело изменения.

В настоящее время свадьбе присущи не все обрядовые действия. Уже не соблюдаются такие обряды как причитания невесты, поедание каши, расплетение косы и многие другие. В силу того, что молодые сами договариваются о женитьбе,

8

сватовство как обязательный обряд свадебного ритуала приобретает лишь символический характер. Жених и его близкие родственники приходят в дом невесты, чтобы оговорить срок свадьбы. Но некоторые обряды сохранились до сих пор. Перед отъездом свадебных поезжан, насчитывающих от 5 до 17 человек, родители благословляют своего сына, при этом отец держит в руках икону и зажженную свечу, а мать каравай свежего хлеба и солонку.

Главным лицом в поезде считается сваха. Когда свадебный кортеж подъезжает к дому невесты, ее подруги и родственники запирают двери и требуют от

приехавших выкупа, при этом в шутливой форме высмеивали их «бедность» или

«жадность». Современный выкуп невесты – это весёлые конкурсы и каверзные вопросы, которые задают жениху подружки невесты. Это - часть старинного свадебного обряда. После того, как невеста с женихом садятся в машину, главные распорядители с целью предохранения от «колдунов» и «злодеев» трижды обходят

его, держа в руках кнут и икону.

Одновременно упрощается свадебный ритуал, теряет прежнюю четкость, шуточность, невесту выбирают не по тому, насколько хорошо она может работать в поле.

Но элементы сватовства сохраняются. Например, сваты, как и прежде, садятся в передний угол, начинают разговор издалека. Невеста одаривает родственников будущего мужа вышитыми полотенцами.

Из старины сохранился обычай осыпать молодых пшеном, зерном, монетками,

чтобы жизнь была богатой и счастливой.

Надо отметить, что в мордовской свадьбе в 30-е годы прошлого столетия появилась «свахань тарад» - ёлочка, украшенная цветами. Ее назначение старожилы объясняют так. Дерево-это долгая жизнь, украшение его цветами, лентами - богатая, счастливая жизнь для молодых.

9

Заключение

Воссоединение мордвы с русским народом внесло некоторые коррективы в проведении данного ритуала. 1000 – летие единения мордовского народа с народами российского государства – событие, которое поистине можно назвать поворотным, значимым, этапным. Но любая нация, в том числе и мордва, не должна забывать многовековые обряды и ритуалы, хранить все, что оставляет в наследство предыдущее поколение. Бережное соблюдение лучшего из прошлого, в том числе обычаев и обрядов, сплачивает народ.

В последнее время много пишут и говорят о сохранении духовного наследия мордовского народа, в том числе его лучших обычаев и традиций. Радует то, что многое из прошлого осталось. Главное – не утратить безвозвратно национальные традиции и бережно относиться к истории. Важно нам, молодому поколению, не забывать то, что создавалось веками, и не просто интересоваться, а стараться внести посильный вклад в дело нации

Данное исследование помогло мне понять, что во все времена свадьба является самым ярким, самым важным событием в жизни человека. На основе материалов, собранных мной у старожилов села Каласево, на мой взгляд, очень четко прослеживается этот ритуал. Мордва всегда была глубоко религиозной нацией и все обряды выполняла, следуя традициям. Сегодня из этого длительного ритуала осталось совсем немногое. Традиции, копившиеся веками, утрачивают постепенно свою значимость. А ведь свадебный обряд – самый красивый из всех обрядов, который позволяет ощутить атмосферу праздника. Но в этом селе прилагают все усилия, чтобы сохранить это наследие. Это наш долг перед предками.

Большое значение придавалось внешнему облику невесты. Как глубоко и основательно подходила мордва к данному обряду, и насколько упростился этот ритуал сейчас. Все невесты стали одинаковы, нет национальных отличий в наряде, с веками это утрачено. А как жаль! Современный наряд невесты – это зачастую белое свадебное платье, купленное в специально предназначенных для этого салонах. Невеста же очаровательна во все времена.

На мой взгляд, хорошо бы возобновить мордовские традиции, хотя бы элементы вышивок и украшений включить в современный свадебный наряд.

10

4.Список использованной литературы:

    Балашов В.А. Бытовая культура мордвы. Традиция и современность. – Саранск. Мордовское книжное изд-во, 1992.

    Белицер.В.Н. Народная одежда мордвы. М., Наука, 1973

    Девяткина Т.П. Обряды и обычаи мордовские. – С: Энциклопедия 3-е изд., 2006.

    Евсевьев М.Е. Мордовская свадьба.- Саранск. Мордовское книжное изд-во, 1990.

    Козин В. Традиции, праздники и обряды. – М., Политиздат., 1988 .

11

Приложение

12

Свадьба в Мордовии - действие, достойное полноценного фотоосвещения: красивые кадры и колоритные персонажи гарантированы.

Специально для читателей "Улея" подготовил репортаж о необычных традициях фотоблоггер msserv . Честно говоря, до поездки в Мордовию я ничегошеньки не знал об этой части Земли. Мое представление о ней начиналось и заканчивалось творчеством группы “OYME“. Поэтому приглашение поехать в деревню недалеко от Саранска для записи мордовской свадьбы принял незамедлительно. О дороге ничего сказать не могу. Дорога, тем более шоссе, она и есть дорога. Шоссе, скорость, ГИБДД, штрафы, опять дорога,опять скорость. Исключение, наверное, составляет село Умёт, в котором традиционно останавливаются дальнобойщик и. Там на протяжении нескольких километров по обе стороны дороги стоят несколько сотен столовок - кафешки с убивающими названиями типа "Едок", "Едун", "Энгельс", "МордДональдс" и куча подобного трэша.



2.

Интересное началось тогда, когда, проехав город Саранск с огромным кафедральным собором,



3.

мы в ночи попытались найти деревню Старые Турдаки. И ведь нашли! Но через какие испытания прошел масенький пыжик с автоматом на этих ямах и размокших дорогах… Надо будет потребовать у Пежо премию за успешно пройденный тест-драйв.



4.

Когда мы среди ночи ввалились в хату, хозяева, кажется, были не меньше нашего рады, что мы наконец-то добрались, и выкатили на стол. Вы когда-нибудь пили самогон с мертвыми пчелами и прополисом в 3 часа утра, закусывая это груздями?



5.

Вот! И я тоже нет. Говорят, что этот напиток обладает особенным бодрящим для мужиков свойствами))) так что вполне естественно было, что через 3 часа сна мы уже полетели осматривать деревню и окрестности.


Увы, но как и везде, много пустующих и развалившихся домов.




6.



7.

Да и население в деревне в основном пожилое, да сосланные родителями к бабушкам-дедушкам дети.



8.

Но солнце все выше, и деревня просыпается.



9.



10.

А мы потихоньку начинаем выяснять подробности мероприятия.


Во-первых. Свадьбу нам покажет ансамбль Дома культуры села Старые Турдаки во главе с директором Дома культуры и руководителем ансамбля Натальей.



11.

Во-вторых. Все персонажи будут одеты в настоящие мордовские костюмы, некоторым их которых более 100 лет, а в остальных костюмах только незначительные детали были восстановлены уже в наше время.


12.

Надо было видеть с каким восторгом и гордостью женщины демонстрировали нам эти наряды! "В этом платье выходила замуж моя бабушка!", а кого-то - тетка.


13.

В-третьих. Оказывается, мордовская свадьба играется 3 дня, но, поскольку проводить в застолье 3 дня не входило в наши планы, мы попросили сократить свадьбу до одного дня. Кстати, вы думаете, что только у мусульман жених и невеста встречаются только на свадьбе? Как бы не так! В Мордовии те же правила.



14.

Родители или родственники сватают, и привет. Нравится, не нравится - никого не волнует. Более того, первый день жених вообще где-то может гулять, а невеста сидит в доме с покрытой головой. Они только в брачную ночь и встретятся)). И тут такие варианты случались, что мексиканские сериалы отдыхают))


В-четвертых. Еда и песни тоже будут самые настоящие! Участники ансамбля готовили еду к нашей встрече. Пекли даже в настоящей печи хлеб и пироги!




15.


16.

Ну и, конечно, готовили настоящий самогон, совместным распитием которого сопровождаются все обряды и заполняются паузы между ними))


17.

И вот, в 10 утра началось действие. По деревне к дому жениха с песнями и танцами начала двигаться процессия.



18.

Общими усилиями украсили лошадь и повозку



19.

и поехали выкупать невесту.



20.

Дорога к дому невесты неблизкая,



21.

поэтому и песен свадебных и рассказов о таких свадьбах в пути удалось послушать немало.


22.

После долгих переговоров, которые являются обязательной частью процесса выкупа невесты, удается уговорить родителей,



23.

и они благословляют брак и передают невесту заботам свахи.


24.

И вся процессия возвращается обратно в дом жениха.



25.


На следующее утро гости возвращаются в дом жениха, и начинаются всевозможные обряды, связанные с прошедшей первой ночью и будущим семьи. Короче говоря, глумятся над молодыми по полной. Нам показали один из обрядов: молодые должны каждому на улице давать выпить, а выпивший должен выбросить подальше рюмку, которую молодые ищут, и так до бесконечности, ну то есть пока выпивка не кончится))


А когда мы еще ехали в дом невесты, нам рассказали о случае, когда гости разошлись так, что завели лошадь в дом с уже накрытыми столами. Завести то завели, посмеялись, а вот вывести - это уже оказалось другой большой историей и не такой смешной. У лошадей же нет задней передачи, а развернуться было негде.



26.

Ну, а заканчивается все, как обычно, песнями, разговорами за столом и выяснениями роли мордовского народа в истории России.



27.

А это все, кто участвовал в этой свадьбе, кто сохранил этот красивый обряд и эти песни до наших времен. Здесь же Ежевика Спиркина, руководитель группы "OYME". Она все эти обряды и песни записывала, сохраняя их для потомков, помогая популяризировать народное творчество. Честь вам всем и хвала!



28.

Крепкие многодетные семьи – основа традиционного общества большинства российских народов. Еще 100-200 лет назад устои мордвы однозначно предписывали: семья должна быть большой и патриархальной.

Мордовская свадьба

Любопытно, что вплоть до XVIII-XIX веков браки часто заключались между молодыми людьми с большой разницей в возрасте. Причем, старшей по возрасту в паре и у эрзян, и у мокшан была жена: 25-27 летние невесты выходили замуж за 12-14 летних по сути мальчиков. Такая, невозможная в наши дни ситуация, объяснялась бытовой целесообразностью. С одной стороны, родители девушки старались удержать её в отчем доме как можно дольше в качестве помощницы. С другой - родителям жениха также предпочтительнее было получить в дом лишние женские руки как можно быстрее.

Нередко церемонию обручения предваряло так называемое умыкание невесты: парни похищали девушек из родительского дома, притом за ними устраивалась самая настоящая погоня. Случались у мордвы и браки "уходом" или "самоходкой": убегавшая из отчего дома девушка выходила замуж за приглянувшегося юношу тайно. Такие случаи, как правило, практиковались в бедных семьях и объяснялись неспособностью жениха выплатить выкуп за невесту.

Но большинство свадеб в мордовских селениях, тем не менее, устраивалось по традиционным обрядам. Отец жениха, совершив жертвоприношения мордовским языческим богам, а позже, с принятием христианства, – просто помолившись Богу, мазал свежую хлебную горбушку мёдом и ночью ехал к дому, где жила невеста. Оставив хлеб у ворот, он стучался в окно дома и тут же быстро убегал или уезжал на лошади. Согласно традиции, мужская родня девушки должна была броситься в погоню, и если догоняла свата, то возвращала хлеб, наградив "неудачника" тумаками. Если же погоня оказывалась безуспешной, то преследователи приезжали сами к дому свата и тоже стучали в окно, таким образом символически соглашаясь на свадьбу.

После совершения этого обряда начинался этап формального согласования между семьями всех условий будущей свадьбы: определялись общие расходы, размер приданого. Полноценное утверждение сватовства считалось завершённым после так называемой церемонии "окончательного пропоя", на языке эрзя называемой "чиямо", мокша – "прокс симомась". После определения удобного для молодых и их родственников дня свадьбы для невесты начинались ритуальные дни прощания с вольной жизнью: в течение недели девушка громко причитала и рыдала.

Перед свадьбой подруги водили нареченную в баню. Расплетя косу, они мыли невесту, после чего заплетали ей уже две косы: замужнюю мордовскую женщину отличали от незамужней в том числе по прическе.

Ни одна мордовская свадьба не обходилась без специально выдолбленного свёкром большого липового сундука, называемого у мордвы словом "парь". В него перед церемонией укладывали деньги, хлеб, посуду – на счастье и богатство в будущей супружеской жизни.

В день торжества, сопровождавшие жениха в свадебном поезде люди на пороге дома невесты встречались с её родственниками, которые требовали обязательный выкуп. Затем следовало ритуальное прощание девушки с родным домом, после которого молодые отправлялись на венчание, а уже потом – в дом молодого мужа, где их встречали с хлебом-солью, осыпали зерном и хмелем.

Мордовская свадьба обычно длилась три-четыре дня, включая в себя различные торжественные ритуалы: обряд наречения невестки, представление молодой жены умершим родственникам, "хождение молодухи" по домам друзей и родных мужа и др. Завершением свадебных образов становился ритуал "моление лепёшек": на столе молодая раскладывала хлеба, а все члены семьи просили хранителя дома принять и полюбить ее.

Семейный уклад мордвы

Вплоть до первой половины прошлого века в мордовских сельских регионах существовали понятия "большой" и "малой" семьи. Большая семья – община, включавшая в себя всех родственников, включая самых дальних. Малая – 5-6 непосредственно близких друг другу родных.

Мордовской семьёй традиционно управлял старший глава семейства, мужчина, обозначаемый словом "кудазор" (у мокшан) и покштя (у эрзя). Именно он единолично решал все основные вопросы, касающиеся семьи, и перечить ему родные не имели права. После смерти кудазора (покштя), главенство переходило, как правило, к самому старшему по возрасту мужчине, хотя иногда делались исключения и главой дома становился более молодой, энергичный, смекалистый и ловкий человек.

Домашним хозяйством и внутрисемейными отношениями занималась жена главы дома – кудазорава (покштява). Ей подчинялась женская часть семьи: дочери, невестки, внучки. Все домашние дела – приготовление пищи, уборка, стирка и др. – осуществлялись под строгим контролем главной хозяйки.

Уходом за родившимся младенцем, к слову, занималась тоже кудазорава (покштява), а не его непосредственная мать. Патриархальный уклад особенно ярко проявлялся в воспитании мордовских детей, которым с раннего детства внушалось уважение к старшим и необходимость безоговорочно повиноваться родителям в любой жизненной ситуации.

Интересные факты о мордве и республике Мордовия

Мордву относят к одному из древнейших народов, проживающих на территории РФ: Иордан, один из готских историков, в своей книге "О происхождении и деяниях готов" упоминает среди племён Восточной Европы народ "морденс", представители которого, по мнению современных этнографов были предками современных мордвин.

Поза – слабоалкогольный национальный мордовский напиток, наподобие кваса, – готовят на основе сахарной свеклы. До сих пор все попытки наладить его промышленное производство оканчивались неудачно: уникальная рецептура и технология не предполагает стандартного подхода к приготовлению.

Целых четыре года, преобразованная в 1990 году из автономии в самостоятельную национально-территориальную единицу, Мордовия существовала в статусе Мордовской Советской Социалистической Республики. Только в 1994 году Мордовия потеряла в названии советские "регалии" и стала просто республикой.

Мордовия – водный край. На территории республике около 500 озер и 114 рек.

Самый большой православный храм в Поволжье – кафедральный собор в честь праведного воина Феодора Ушакова – находится в Саранске.

Закон, российская нация, нацполитика, декларация, Тишков

Мордовия − республика, где чтут традиции предков, но одновременно с этим, идут в ногу с прогрессом. Сегодня, как и прежде, мордовская свадьба, традиции которой складывались не одно столетие, проходит в виде представления. На празднике царит атмосфера самобытности и национального колорита. Трагичные сцены и причитания невесты, которая покидает родительский дом, переплетаются с задорными песнями, и плясками в избе молодого человека.

Мордовские традиции начинаются со сватовства, в ходе которого родители парня объявляют будущим родственникам о выборе суженой для своего сына. Обязательно спрашивают согласия барышни выйти замуж и только, если она говорит «да», начинается обсуждение предстоящего события.

Церемония включает обряд запой, который наступает через семь дней после сватовства. Родня молодого человека снова приходят с визитом в избу девицы, приносят ей подарки. Это могут быть украшения, платки и другие предметы. Хозяева приглашают гостей за стол и угощают их различными вкусностями. Будущая свекровь во время вручения подарков невестке по обычаю поет песню. Затем невеста благодарит всех за подарки, а родители оговаривают дату свадьбы и место ее проведения.

Подготовка к свадьбе

После запоя начинается активное приготовление к свадебному торжеству. Новобрачная готовит для будущих родственников подарки. В обязательном порядке эти дары должны быть приготовлены девушкой собственноручно. Раньше девушки ткали рубашки, вышивали вручную платки или полотенца.

Безусловно, требуется подготовить огромное количество для будущей родни. Сделать это в короткий промежуток времени практически невозможно, поэтому девушка готовит презенты за несколько лет до предполагаемого сватовства.

Угощение кашей и расплетение косы

Современное мордовское бракосочетание, обычаи которого включают угощение кашей и расплетение невестой косы, сопровождается причитаниями. Кашу невесте приносят родственники, она ее пробует и причитает о том, что скоро ей предстоит покинуть отчий дом. Невеста продолжает причитать и после того, как гости, угощавшие ее кашей, покинут дом. В этот момент она сама или с помощью матери расплетает косу и повязывает голову алой лентой.

Непосредственно за день до свадьбы девушка с родителями очищает сундук от нечистой силы и укладывают в него следующие вещи. В центр сундука кладут каравай, на него монетку. Монетки укладывают и по углам сундука. Не забывают положить в сундук лапти, чашку и ложку.

Свадьба

Мордовская свадьба обряды включает в зависимости от местности проживания молодоженов. Но торжество неизменно проводится как в доме девушки, так и у жениха. В родительском доме девушки в окружении подруг ждет появления жениха в коридоре. После выкупа гости со стороны жениха приглашаются в дома и все садятся за стол. Прежде, чем отправиться на венчание, девушка просит благословения у своих родителей.

После венчания свадебное торжество продолжается в избе жениха. Перед благословением родителей жениха, разбивается глиняный кувшин, под ноги молодых бросают зерна пшеницы. После праздничного застолья свекровь подходит к невестке и говорит ей особенные слова. Этот обряд символизирует о том, что теперь в этой избе раньше всех вставать и позже ложиться спать будет именно молодая жена.