Распечатать историю возникновения тряпичной куклы для малышей. История тряпичной куклы. «Секрет тряпичной куклы»

Народные куклы на Руси издревле занимали особое место, ведь жизнь невозможна без праздников, исполнения обрядов, подготовки национальных костюмов и использования различных предметов прикладного искусства. Кукол делали не только для детей, основная их роль была обрядовая.

Немного истории

История народной куклы, которую использовали в праздники или при выполнении народных обрядов, уходит корнями в те годы, когда на Руси было язычество. Еще задолго до Крещения Руси славяне каждую весну праздновали воскрешение Даждьбога, пекли куличи, которые затем приносили ему в жертву. Уже тогда писанка была магическим оберегом древних славян.

По утверждениям историков, с введением православной религии каждый языческий праздник постепенно приобретал христианское значение: древний праздник Коляда (зимнее солнцестояние) стал Рождеством Христовым, Купала (летнее солнцестояние) — праздник Иоанна Крестителя, Христианская Пасха совпала с весенним славянским праздником, имевшим название Великдень. Традиция расписывать пасхальные яйца и печь куличи перешла также из древних празднований Великдня.

Оттуда же появилась и традиция изготовления обрядовых пасхальных кукол и кукол-мотанок, которые считаются самыми сильными оберегами для женщин.

Разновидности кукол

Быт русского, да и любого другого народа невозможен без обрядов с национальными костюмами, праздников и фольклора. Старинные куклы всегда изготавливались из различных предметов, какие находились под рукой: соломы, веточек деревьев, отрезков ткани, веревки, мха.

Виды народной куклы на Руси были следующие:

  1. Обрядовые — изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных).
  2. Куклы-обереги делались из золы, кусочков ткани, березовых веточек. Главным правилом при их изготовлении было отсутствие инструментов. Делались такие куклы для определенного человека или семьи, обычно без лица (считалось, что безликая кукла не может навредить людям).
  3. Игровая народная кукла изготавливалась из материалов, находящихся в доме (остатков одежды), размером не больше кулака.

Игровые детские куклы

Игровые народные куклы делались для маленьких детей, чтобы они больше забавлялись с ними. Делали их только из природных материалов: трава, шишки, глина, древесный уголь, мох и ткани. Все куклы должны были быть безликими, чтобы в них не смогла вселиться душа, и их нельзя было использовать для колдовства. Игровые детские куколки всегда были обережными, чтобы охранять ребенка от злых духов. Традиционные тряпичные куклы, изготавливаемые специально для детей, имели свои названия:

  • Зольная кукла — первые детские куколки делались из золы, которую брали из домашнего очага, затем смешивали с водой и скатывали в шарик — получалась голова; такие куколки считались для ребенка сильным оберегом.
  • Кукла-дружок делалась для того, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один (например, «зайчик на пальчик», птичка, куклы-закрутки). Такая кукла (народная) - игрушка, которая делалась бабушкой вместе с внучками, мамой совместно с дочками, обучая их и одновременно приучая к творчеству и трудолюбию.
  • Куклу-птичку изготавливали из куска яркой ткани в форме квадрата, придавая с помощью перевязываний нитками форму птицы. Такие птички делаются небольшими и развешиваются в углах дома или над кроваткой ребенка.
  • Пеленашка — куколка, спеленутая тканью, клалась младенцу в колыбельку, чтобы принимать на себя все напасти от злых духов.
  • Сеня-Малина — куклак с рыже-солнечной гривой, передающий образ симпатичного мужичка в яркой рубашечке, был популярен в деревнях Северного Поморья, о нем сочиняли разные сказки и называли северным Мюнхаузеном.

Тряпичные куклы

Начиная лет с пяти, девочки уже сами начинали «вертеть» своих куколок под руководством бабушки или мамы. Народная тряпичная кукла изготавливалась из шерстяных или хлопковых отрезков ткани, льна и разноцветных лент и ниток. Мастерить тряпичную куклу нужно было только с хорошим настроением, любовью. По традиции, также было принято петь и разговаривать, загадывать желание.

Куклы-закрутки (или другое название столбушки) делаются путем закручивания куска ткани или трубочки из бересты, на которую затем одеваются детали одежды: рубашка, юбочка, сарафан, душегрея, на голову делается коса из ниток или пряжи, закрепляется при помощи платка.

При изготовлении всех игрушек запрещалось использовать нитки и иголки, а также рисовать куклам лицо: оно всегда оставалось чисто-белым.

Обрядовые куклы

Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда), утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали для игры детям:

  • Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.
  • Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.
  • Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу), предсказывали, каким будет весь год.
  • Веснянка — подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны.
  • Плодородие — кукла, изображающая многодетную маму, привлекала богатство в семью.
  • Куколки-лихоманки — обычно делалось 13 штук для защиты ребенка от болезней, их выставляли на печке в рядок.
  • Кормилица — с большой грудью, чем больше, тем лучше.
  • Кубышка-травница — полезная куколка, наполненная душистыми лекарственными травками, очищала воздух в избе или над колыбелькой малыша, отгоняя духов болезней (траву нужно менять каждые 2 года).
  • Куклы-кувадки — предназначались для мужчин, они во время родов жен обеспечивали защиту с помощью магических обрядов (кувадов) от нечистой силы. Непосредственно после счастливых родов куколок сжигали при очищающем обряде. Начиная с конца 19 века, народные куклы-кувадки стали использовать по-другому: их подвешивали над колыбелькой малыша как обереги либо клали прямо в кроватку, чтобы малыш игрался в отсутствие мамы (часто их было несколько штук разного цвета, они были заменой погремушкам).

Многие обрядовые куклы были одновременно и обережными.

Обережные куклы

Традиционно обережные народные куклы являлись участниками семейных обрядов: рождение детей, свадьба, обереги от болезней, смерть и похороны. Их было великое множество:

  • Колокольчик (придумана на Валдае) — куколка, которая приносит добрые вести. Она имеет 3 юбочки по числу царств и видов счастья (медное, серебряное, золотое). Выполняет роль оберега, создающего в доме хорошее настроение. Подарив Колокольчик своему другу, человек добавляет ему радостное настроение.
  • Девка-баба (Перевертыш, Вертуха) — кукла о двух головах, четырех руках и с 2 юбками. Секрет ее прост — одна куколка-девка спрятана под юбкой другой — бабы и появляется, если ее перевернуть. Отражает двойную женскую сущность: молодая девушка красива, весела и беззаботна, затем, выйдя замуж, становится бабой (хозяйственной, заботливой, оберегающей свою семью, детей и дом).
  • Неразлучники — обереги, охраняющие семейные пары, изготавливаются на одной руке как символ того, что муж и жена пройдут по жизни вместе в радости и в горе. По сложившейся традиции, таких неразлучников подвешивают после церковного венчания во главе свадебного кортежа, а после свадьбы их хранят в доме как оберег семейной верности.

  • Берегиня (хранительница семьи) — вешалась над входной дверью, чтобы защищать дом от злых духов и сглаза.
  • Зернушка (Крупеничка) — состоит из мешочка с зерном, символизирующего достаток и сытую жизнь.
  • Подорожница — небольшая (3-5 см) куколка с котомкой в руках (внутри лежит щепотка родной земли или зола), которая предназначена для оберега путников.
  • Очистительная кукла — помогает избавиться от отрицательной энергетики в доме.
  • Кукла-столбушка «Плорододие» (делалась по-разному в различных русских губерниях и именовалась по их названиям: Владимирская, Московская, Курская и т. д.), к ее телу обычно привязывали несколько Пеленашек, чтобы род процветал и не угасал — дарили молодым на свадьбу с благими пожеланиями.
  • Десятиручка (имеет множество рук) — помогает хозяйке все успевать по дому.

Куклы-мотанки

Славянская кукла-мотанка берет свои истоки еще с трипольской культуры. Основу ее составляет скрученная сварга, прототипом которой являются, представленные во множестве мотивы на глиняных изделиях, найденных при раскопках захоронений трипольской эпохи.

Сварга — символ движения, спирали и энергетических вихрей, получается при помощи скручивания и свивания, что имеет ритуальное значение. Вместо лица у нее изображался крест, что свидетельствовало о ее пребывании за пределами времени и пространства. Она является архетипом Великой Богини.

Кукла-мотанка делается без использования режущих и колющих инструментов, материалы берутся только натуральные: солома, травы, цветы, кукурузные початки, зерна, куски ношеных тканей (только нужно следить, чтобы ткани были со «счастливой» старой одежды), которые раньше носили близкие люди.

При изготовлении тела мотанки нельзя завязывать никаких узлов, единственное исключение — маленький узелок в конце, символизирующий перевязывание пуповины. Во время его завязывания мастерица должна загадать желание и закрепить его своей силой. Иногда отдельно делаются руки, которые затем приматываются к туловищу.

Наряд и головной убор делаются отдельно, его можно вышить, украсить кружевом. Каждый элемент имеет свое значение:

  • юбка — символ земли, волнистая линия на ней — связь с водой;
  • сорочка — триединство мира;
  • украшения на голове (лента, платок) — символ связи с небом.

Все выполненные отдельно детали и украшения вручную приматываются к туловищу. Наши предки были уверены, если кукла начата, то закончить ее нужно обязательно, иначе придут несчастья. Ни одна женщина не оставляла работу неоконченной, так как боялась, что это принесет в ее семью неприятности и болезни.

Музей народной куклы

Начиная с 1990 годов, в России начали появляться и приобрели большую популярность музеи народных кукол, рассказывающие о русской кукольной культуре. Сейчас в стране работает уже около 20 таких проектов, некоторые представляют также авторские и антикварные экземпляры:

  • Московский музей «Кукольный дом» создан в 1993 г. усилиями деятелей русской культуры (О. Окудажава), имеет коллекцию старинных кукол, домики для кукол, экспозицию народных экземпляров и театральных.
  • Музей уникальных кукол (создан в 1996 г. Ю. Вишневской) — содержит коллекцию экземпляров Российской Империи 19-20 веков, европейских кукол, азиатских, игрушечные домики.
  • Музей народной игрушки «Забавушка» — представляет коллекции глиняных, соломенных, лоскутных экспонатов, здесь же представлена и русская народная кукла.
  • Музей игрушки в Сергиевом Посаде (основан в 1918 г. коллекционером Н. Д. Бартрамом) — экспонируется коллекция старинных изделий из глины и дерева, фарфоровых кукол в русских народных костюмах, коллекция игрушек детей русского императора Николая Второго;
  • Санкт-Петербургский музей кукол — начиная с 1998 г., представляет коллекции современных и народных экспонатов, проводит тематические выставки (40 тыс. единиц хранится в музее: куклы, предметы убранства, одежда, этнографические вещи, сувенирные экземпляры в исторических костюмах различных эпох и народов, авторские работы современных мастеров и дизайнеров).
  • Музей-усадьба «Берегиня» (с. Козлово, Калужская обл.) — под руководством народной мастерицы Тарасовой собрано 2 000 традиционных кукол из всех уголков России; среди экспонатов — образцы традиционных промыслов (гжель, филимоновская, дымковская и др.), игрушки в национальных костюмах областей России и народов мира (40 стран).

Куклы в русских народных костюмах

Издавна одежда русской женщины имела отличительные черты и особенности, по которым можно было определить ее возраст и сословие, из какой области она родом, ее занятие и замужем ли она. Каждая русская губерния отличалась своими стилями и цветами при формировании народного костюма.

Русскому национальному наряду присуща одна основная черта — простой силуэт, который не подчеркивает форму тела. Такая простота уравновешивалась разнообразием цветовой гаммы в разных частях одежды, в яркой отделке, вышивке и многоцветных аппликациях. Народный костюм, который наши предки носили вплоть до начала 20 века, шился с учетом того, чтобы не сковывать движения человека, быть удобным в любое время года при различных погодных условиях. Конструктивно костюм делался так, чтобы почти не использовать ножницы и шитье. Главные элементы одежды — рубаха (разной длины: у мужчин короче, у женщины — почти до пят), сарафан или юбка (понева). Все это женщины очень красиво вышивали и украшали декоративными элементами. На голову всегда одевали платок или кокошник.

Также отличались своим внешним видом и куклы в народных костюмах, которые делали женщины в конкретной области России. Тряпичные куклы обычно дарили своим родственникам, чтобы скрепить кровные узы. Часто одежда для игрушек носила и особенности, присущие местным костюмам. Важный принцип, по которому делались народные куклы, — костюм нельзя было снять, игрушка вместе с одеждой представляла цельный образ, присущий только ей.

При этом костюм определял этнически конкретный вид куклы, который нельзя было менять, отводя определенную роль в детских забавах. Например, игрушка в сарафане розового цвета не могла выполнять в игре роль взрослой замужней женщины, а кукла-«женка» не могла быть невестой.

Куклы из серии "ДеАгостини"

Большое значение в популяризации русских народных костюмов прибрела серия, в которую включены куклы в народных костюмах, выпускаемая фирмой "ДеАгостини". Серия представляет собой 80 выпусков, каждый из которых содержит не только фарфоровую игрушку в национальном костюме определенной области страны, но и описание деталей одежды, историю местоположения, традиций и обычаев края и другую интересную информацию.

Традиционная русская народная кукла — это целостное представление наших славянских предков об устройстве мира и мироздании, выраженное через народное искусство и рукоделие, которое поддерживало человека в его духовной жизни.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ
Тряпичные куклы

Русская, тряпичная куколка простая Славила Россию игрушка удалая. Бодрая, веселая, немного озорная, А по нраву русская, а значит нам родная. В этих куклах доброта и грусть, Они помнят Киевскую Русь. Мы берем этих кукол в руки - Оживают истории звуки...

Самые ранние игрушки, обнаруженные в нашей стране, относятся ко второму тысячелетию до н. э.. В каждом доме кукол было очень много, до 100 штук. И не удивительно, дети начинали вертеть кукол с 3 лет. Считалось, чем больше кукол, тем больше счастья в семье. А по тому, как дети относились с куклам, судили о будущем благополучии семьи. Если дети бережно обращались с куклами, то будет в доме достаток и счастье. Если небрежно и бросали где непопадя то, жди беды.

История тряпичной куклы
Первые человекообразные фигурки появились вместе с человеком, тогда они олицетворяли богов. С давних времён в быту русской деревни тряпичная кукла была традиционной игрушкой. Недостатком тряпичной куклы было лишь то, что её нельзя было мыть. Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали особый смысл.

Классификация кукол по назначению
ИГРОВЫЕ ОБЕРЕГОВЫЕ ОБРЯДОВЫЕ
Столбушка Ангелочек Неразлучники
Малышок-голышок День и ночь Масленица
Кукла с косой Венская Коляда
Девка-баба Колокольчик Купава

Куклы были разные. По предназначению традиционные народные куклы можно разделить на три группы: обрядовые куклы, куклы-обереги и игровые куклы.

Куклы игровые Игровые куклы делались,чтобы во время игры научить ребенка жизни. Такие куклы служили развлечением для ребенка.
«Девка-баба» «Зайчик на пальчик» «Отдарок на подарок» (Перевертыш) (Одна из первых игровых кукол) (Кукла вежливости)

МАЛЫШОК-ГОЛЫШОК

Обрядовые куклы У каждого народа есть свои обряды. Наши предки использовали куклы при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Например, масленицу сжигали, прося ухода зимы и приближения весны «Уходи зима снежная, приходи лето красное».
«Масленица» домашняя

Кукла «Неразлучники». Парочка
Свадебную куклу «Парочку» изготавливали из трёх красных лоскутков одинакового размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закреплённую на полотенце. Когда рождается в молодой семье первый ребёнок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребёнку или хранили всю жизнь, как оберег семьи и брака.

Куклы обереги Они оберегали жителей дома (домашних животных) от голода, от болезней, от плохих людей.
Кукла «Берегиня» Охраняет и приносит благополучие дому. - Злых людей не пускает, а Добрых встречает!
«Кубышка - травница»
Кукла наполнена лекарственной травой, травяной запах отгоняет злых духов и болезни.

Ровно год был отпущен оберегу, который назывался "12 лихорадок". Делали его в виде 12 фигурок, подвешенных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц, которых звали Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея и Авея. 15 января каждого года оберег заменяли на новый.

Современные тряпичные куклы
В наше время тряпичная кукла приобрела немного другой вид, у неё есть лицо, ей можно менять одежду. Дети с удовольствием играют с ними. Они экологичны и безопасны для детей.

В наше время дети, как и раньше, любят куклы и учатся делать их сами. И если вложить в них труд, усердие, терпение и тепло, куклы получаются «живыми» и они служат долгое время. Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел.

светлана свичкарь
Конспект НОД в подготовительной группе детского сада «История тряпичной куклы»

Пробудить познавательный интерес к народным традициям, к духовным ценностям народа нашей страны. Продолжить развивать кругозор детей через знакомство с куклами наших бабушек и прабабушек, показать красоту и самобытность тряпичных кукол . Развивать мыслительные операции и творческие способности детей.

Воспитывать любовь и уважение к культуре народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте.

Предварительная работа.

Рассказ воспитателя о куклах , история создания тряпичной куклы .

Чтение русской народной сказки А. Афанасьева «Василиса Прекрасная» .

Работа с родителями – закрепить навыки девочек пеленать маленькую куклу .

Ход занятия.

Дети входят в группу , некоторые их них держат на руках кукол. Воспитатель встречает их словами :

«Здравствуйте, здравствуйте,

Гости дорогие.

Люди свойские, простые.

Заходите, проходите,

Чайку свежего отведать,

Сказок наших послушать».

Я смотрю, вы к нам не с пустыми руками пришли, что вы нам принесли? (Куклы ) . Расскажите нам о них. Дети читают стихи :

1. «У меня есть кукла Мила » ;

2. «Кукла » ;

3. «Моя кукла » ;

4. «Сказка для Кирюши» ;

Какие замечательные стихи вы нам прочитали.

Вы любите своих кукол?

Откуда они у вас появились?

Кто сделал ваших кукол?

А из чего ваши куклы сделаны ? (Воспитатель предлагает детям посадить свои игрушки на стульчики) .

А вы хотите узнать, в какие куклы играли ваши бабушки и прабабушки?

Они вам об этом не рассказывали?

В старину куклы были матерчатыми , т. е. сделанными из ткани. И назывались они тряпичными . Кто может мне объяснить, что значит слово «тряпичная » ? (Ответы детей - сделанный из тряпки , тряпья ; излишне мягкий, слабовольный).

Воспитатель выслушивает ответы детей и говорит : «Давайте с вами превратимся в тряпичных кукол и поиграем в игру «Тряпичная кукла и солдат » .

Цель : Эта простая игра поможет детям расслабиться в тех случаях, когда они сильно напряжены. Быстро напрячь мускулы и затем их отпустить - это испытанный и надежный способ расслабиться.

Инструкция : Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так. (Покажите детям эту позу.)

А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки . Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла . (Покажите детям и эту позу.) Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными.

Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. (10 секунд.)

Теперь опять станьте тряпичной куклой , мягкой, расслабленной и подвижной.

Снова станьте солдатом. (10 секунд.) Теперь опять тряпичной куклой .

Просите детей попеременно быть солдатом и тряпичной куклой до тех пор , пока у Вас не сложится впечатление, что они уже вполне расслабились.

Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины. Теперь стряхните воду с волос. Теперь - с верхней части ног и ступней.

Воспитатель хвалит детей и обращает внимание детей на книгу, выставленную на мольберте.

Эта замечательная книга называется «Русская тряпичная кукла » , она рассказывает нам об истории создания тряпичной куклы и способах ее изготовления, чтобы мы сами могли изготовить таких кукол. Но хочу сказать, что названия кукол очень просты и наивны. Люди, что видели, что делали - так и называли. (Воспитатель показывает детям иллюстрации с русскими тряпичными куклами – кукла-закрутка , столбушка из бересты, зерновушка, пеленашка).

КУКОЛЬНАЯ СКАЗКА.

Есть такая примета - когда дети много и усердно играют в куклы , в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом с ним и в играх, и во сне.

В русской деревне в старину тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Она была в каждой крестьянской семье; в некоторых семьях кукол насчитывалось до сотни. Тряпичные куклы дети начинали «вертеть» с пяти лет. Куклу делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Куклу наряжали , но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими.

По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку, так как в нее могла вселиться нечистая сила. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.

Изготовление кукол доставляет огромную радость, особенно тогда, когда мама и дочка работают вместе. Это занятие увлекательно в любом возрасте, стоит только начать.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики.

Вот и мы с вами «спеленаем» вот такую куклу-малышку , но так как вы будете мастерить куклу первый раз , пусть вместе с вами потрудятся наши гости.

Итак, что нам с вами потребуется : цветные лоскуты, белый кусочек ткани для изготовления туловища куклы , ее основы, которая называется "скалкой", цветная тесьма.

Помните, что при изготовлении "Пеленашку" нельзя было мастерить с помощью иголки или ножниц - это могло "поранить куклу " и повредить, а ведь в такую куклу вкладывалась материнская любовь и забота. Кукла изготавливается только на основе разрыва ткани и нитей, скручивания и завязывания.

В старину мастерицы собирались на посиделки - кто песни пел, кто прял, кто вышивал.

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках, каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

Мастерили, кто что мог.

Словом эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить :

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возразить.

Порядок выполнения действий. (Звучат русские народные песни в исполнении певческого ансамбля «Живая старина» ).

Куколка Пеленашка на вид очень простая куколка - младеньчик в платочке, запеленутый в пеленку и обвитый свивальником.

В изготовлении Пеленашка проста.

Делают ее из длинного лоскута белой ношеной ткани. Лоскут он такой дли-и-и-ный. Вот вроде этого слова. А ношеная ткань - тонкая, поэтому скатывается он довольно долго.

Ткань плотно скручивают в скатку, перетягивают посередине специально изготовленным пояском. А поясок, он просто свит из двух нитей. Концы у пояска откусывают.

Потом обозначают голову. Для этого перетягивают скатку нитями, выделяя треть длины. Повязывают платочек, запеленывают плотно в пеленку и обертывают свивальником.

За такими мастерами

Вряд ли кто угонится

Оттого-то рядом с вами,

Всем работать хочется.

Кукла готова .

Маленькая тряпичная кукла , ее можно убаюкать, укрыть теплым лоскутом, сделать ей постельку в картонной коробочке… Можно взять ее с собой на прогулку или в дорогу, она легко поместится в кармане.

Воспитатель спрашивает у детей и гостей кому они подарят своих кукол-пеленашек.

Чем больше мы в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Пусть вам лучшею подружкой

Станет русская игрушка

И недаром все музеи

Дорожат, гордятся ею.

Во время выполнения работы воспитатель может рассказать детям и гостям о кукле -пеленашке как об обереге.

…Сначала такую игрушку клали в пустую колыбельку - чтобы она обжилась там. А затем укладывали ее рядом с малышом, приговаривая "Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!"

После рождения в семье ребенка к нему в кроватку подкладывали куколку - "Пеленашку", с целью - обмануть злых духов, подложить им куклу вместо ребенка . Как вы понимаете, подобную куклу -оберег нельзя было купить. Только сделать самим. Делали ее из куска ношеной домотканой одежды. Такая одежда несла в себе тепло человека, и это тепло передавалось кукле , вместе с частичкой жизненной силы человека.

Такая кукла служила и оберегом от сглаза. Гости смотрели на ребенка и на куклу и говорили , обращаясь к кукле , - "Ой, до чего кукленок-то хорош !", чтобы не сглазить ребенка…

Литературный материал для занятия :

«Кукла »

Этой куклы кто не знает ?

Лучше куклы не найдешь ,

Сразу глазки открывает

Только на руки берешь.

И хоть слез у куклы нету ,

Плачет девочка моя :

Мама, мама! Где ты, где ты?

Ну, а мама - это я.

Я надену кукле бусы ,

Платье новое сошью,

Не везти же мне к бабусе

В старом куколку мою.

«У меня есть кукла Мила »

У меня есть кукла Мила ,

Мама мне ее купила.

Милу очень я люблю

Утром кашкою кормлю.

Чтобы Мила не скучала,

Почитаем для начала :

Рядом Милу посажу,

Все картинки покажу.

Хорошенько причешу,

Поведу ее гулять.

На ночь уложу в коляску,

Тихо расскажу ей сказку.

Мне бы интересней было,

Если б Мила говорила.

«Про куклу »

Всё - в заботах : день и ночь :

Нужно мне родную дочь

Выкупать, одеть, поить.

У неё такая прыть!

Два сердечка бьются в такт :

Это - в жизни, это - так.

Песенку тебе пою :

Баю-баюшки-баю.

Утром только я встаю

Девочку кормлю мою.

В этих глазках - тёплый свет,

Бога маленький привет.

«Сказка для Кирюши»

Смешную тряпичную куклу купили

И для младенца ее подарили.

Что, мальчик родится, пока не знали,

Подарки разные выбирали.

Но почему-то из всех игрушек,

Лошадок, мишек и погремушек,

Он полюбил эту куклу смешную .

Веселую, добрую и озорную.

С нитками вместо волос.

"Не плачь, мой малыш," - утешала мама,

Любимую куклу в ручки давала .

И он улыбался,

К щеке прижимая,

Кукольное лицо.

Малыш подрастал

И ему объясняли,

Что все мальчишки

Всегда играли

С машинками и в моряков.

Чтоб не увидели, не посмеялись,

Услышав шаги всякий раз,

В кроватке под свой матрац.

Но куклу нашли и в коробку убрали,

А он отвернулся, чтоб слез не видали,

Тряпичной смешной и любимой куклы

Пуговки вместо глаз.

Ещё в середине XX века почти в каждой семье - в деревне и в городе - дети играли тряпичными куклами. И только с 1960-х годов, когда промышленные предприятия стали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако, она не исчезла совсем, отложившись в народной памяти.

Кукла - знак человека, его игровой образ-символ . В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны, народа, отражая их движение и развитие.

Традиционная тряпичная кукла

Именно она несет память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка (глиняная либо деревянная). Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях круга жизни земной, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам.

Тряпичная кукла - игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну.

Эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение - здесь кроется притягательность лоскутной куклы. Кукольный народец хранит в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и ученых. В кукольной хронике высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память. И у каждого, кто делает тряпичные куклы, получается своя “лоскутная история”.

Удивительна схожесть, перекличка кукол у разных народов. Их объединяет не только происхождение (игровые куклы везде возникли из обрядовых, вышли из ритуала), но и общечеловеческие идеи и ценности: преемственность в родстве, семейственности и родительской опеке, в почитании предков.

Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Рассматривая старые куклы, мы заметим, как проступает в них цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для русской народной культуры. Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей - во всем усматривался определенный смысл. Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из ровных тряпичных шариков, коса и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.

Материалы для создания кукол

Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутов покупной ткани - ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличие от домотканых, вплоть до начала XX века оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили кукол, лоскутки тщательно подбирали. Особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы.

Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В старину на праздник Введения Богородицы во Храм, когда начинались зимние гуляния на санях, малым детям и именинницам посылали в подарок “козырные” санки с куклами. Такая обязанность лежала на тещах и крестных матерях. “Домодельные” куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы: это тоже одно из свидетельств их сакрального значения.

В семье же для своих детей, куклы “вертели” обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая таким образом ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений.

Часто кукольная одежда точно передавала особенности местных костюмов. Сегодня покажется странным, что костюм с куклы не снимался. Неужели наши предки не могли додуматься до такой простой вещи? Но они не ставили перед собой такой задачи: ведь куклу творили, как целостную форму. Это важный принцип: кукла - не манекен для переодевания, а самоценный образ. Костюм органично участвовал в пластике игрушки. Его крой был прост и по кукольному выразителен. Пропорции большеголовых кукол, далекие от натуры, делали и кукольный костюм условным, иносказательным. При этом именно костюм всегда определял этнический конкретный тип в кукле, отвечал реалиям игры. Кукла в розовом сарафане не могла исполнять роль пожилой женщины, а кукле "женке” не дозволялось играть роль “невесты”.

Мощная символика русской куклы

Исследователи долго не догадывались заглянуть внутрь тряпичной куклы, где, оказывается, и скрыты самые важные ее тайны.

Русская тряпичная кукла включает в себя несколько архетипов, сформированных традицией. Столбушка (столбец, полено, чурка), крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка (скрутка, скатка, скалка), набивная кукла-мешочек - все они бытовали одновременно в XIX - первой половине xx века в деревне и малых провинциальных городках. Каждый тип рассыпан в свою очередь на множество локальных вариантов, характерных для той или иной местности.

Исследователи обратили внимание на то, что куклы разных регионов при всем их внешнем образном различии близки по способам изготовления внутренней первоосновы. Заметили общую для кукол столбообразную форму туловища, которую свертывали так плотно, что получалось, будто скульптурка из твердого материала.

Какие же архаичные представления аккумулировались в туловище тряпичной куклы?

При всех этнографических различиях везде кукла являла собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского кругооборота в природе и жизни человека. Простейшая трехчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная, строилась по схеме триединого мира: небесного(верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Крестовидные куклы указывали еще и на четыре направления света. таким образом в самой конструкции их содержалось универсальное число 7 - символ мироздания. Заметим, что каждодневное слово “семья” звучит как заклинание: “я” в центре мироздания, “я” должен повториться семь раз - тогда будет семья. Эта мощная символика зашифрована и в кукле.

Местобытие куклы в центре мифологической модели триединого и четырехстороннего мироздания фиксировал косой крест, который перевязывал ее грудь. И значит, простейший по конструкции архетип тряпичной куклы передавал из поколения в поколение по наследству код древнего мироустройства, являясь переходным мостиком между материей и духом, кукла соединяла в себе представления о бытии и небытии, о жизни и смерти:

Спеленатая, туго скрученная основа (без рук и ног, без лица) напоминала покойника, предка, а внешне кукла изображала конкретный этнический типаж, женщину в народном костюме. Столбообразная фаллическая форма куклы-скалки говорит нам также о мужской ее символике, а выделенная грудь, энергично перетянутая косым крестом, является знаком плодородия, свидетельствует о женской сущности. Смерть рождает новую жизнь, а жизнь продолжается в гармоничном слиянии двух природных начал, мужского и женского - такую емкую символику содержит формула простейшей тряпичной куклы.

Почему она долго оставалась безликой?

Мистическая безликость - тоже одна из древних тайн тряпичной куклы. Это роднит ее с обрядовыми фигурками, чаще всего тоже безликими. Родовой и домашний очаг, память о предках, нить личной судьбы - на этих ценностях “сходился белый свет”, когда углы светлой полотняной тряпицы связывались крепким узлом из льняной нитки, обтягивая шаровидную голову. если такие жизненно важные идеи “замуровывались” в голову куклы, то вполне логично, что само лицо теряло всякое значение.

Изображение лица в кукле долгое время было в крестьянской среде под запретом. Безликость сохраняла куклу в целости, подобно упаковке. Cмысл этой стойкой символики в кукольной традиции давно забыт. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз. Значит, зрячая кукла опасна для ребенка. Ведь глаза, нос, рот, уши, даже и нарисованные - все равно есть врата, через которые происходит связь с космическими силами, светлыми и темными, добрыми и злыми. Следовательно, лучше не открывать эти врата, надежнее наложить на них табу. Кукла без лица отрешена от бытовой конкретики, от живого человека. Она слепа, глуха и нема - сама по себе, сама в себе. Только в таком “гробовом” молчании и можно сохранить тайну рода, семьи.

В конце XIX века заметно стремление сделать тряпичную куклу более правдоподобной. Облик куклы менялся с изменением ее функции. Условная безликая фигурка утрачивала магическую обрядовую роль, становясь развлекательной игрушкой, купленной на ярмарке.

Тряпичная кукла “обретает лицо”, которое становится важнейшим элементом кукольного облика. Традиционно лицо куклы рисовали углем из печки, и это говорит о связи игрушки с домашним очагом. Пользовались простыми, химическими и цветными карандашами, чернилами. Но чаще вышивали, используя традиционные приемы народной вышивки, где женские лица обозначались крестообразными и ромбовидными узорами. Глаза изображены крестиками или отмечены точками. Их “гляделки” - пустые ромбики, “не видят ни крошки”, совсем как в народной приговорке ” у доброй девки ни ушей, ни глаз”. Рот, как правило, вышивали красными нитками плотными стежками или традиционным крестиком (”закрыт на замок”). Ротики были маленькими: кукла не смела “рта разинуть”, молчала, “как воды в рот набрала”.

При всем разнообразии кукольных ликов все они сходи своей строгостью и благообразием. Нет ни одной веселой, смеющейся куклы. В этом сказывается связь игрушки с культом предков, а также с благообразием православных женских образов, которые постоянно были перед глазами.

Татьяна Марченко

Цель : Повышение профессионального мастерства педагогов. Расширение знаний педагогов по использованию эффективных педагогических средств, при ознакомлении детей с народным творчеством.

Задачи :

1. Формировать у педагогов представления о традиционной народной игровой кукле, истории её развития.

2. Познакомить с разновидностями народной куклы.

3. Познакомить с технологией изготовления куклы Масленица (тряпичная).

Предварительная работа : Индивидуальное изучение источников по данной теме. Организация тематической выставки. Подготовка практического материала (иллюстрации народных кукол). Подготовка видео- презентации

Форма проведения: лекция, практикум.

Оборудование :

Компьютер, медиа-проектор, медиа-экран, музыкальный центр;

Презентация “Народная тряпичная кукла”;

Иллюстрации народных кукол;

Тряпичные куклы

Тканевые заготовки для изготовления кукол

Колокольчик, сундучок.

План проведения:

Вступительное слово ведущего .

Теория вопроса (лекция)

Народная игрушка и детская игра: история возникновения.

Роль обрядовой куклы в жизни русского народа

Классификация кукол

Изготовление куклы Масленица (практикум).

Из каких частей состоит

Последовательность выполнения

Изготовление куклы воспитателями

Актуальность - "Воспитательный дух фольклора"

Воспитательный дух фольклора формирует внутренний мир, закладывает первые нравственные представления. Это особенно важно на современном этапе развития нашего общества, которое в начале третьего тысячелетия столкнулось с ситуацией разрушения идеологии духовности, нравственности, морали. Идет пересмотр старых, порой основополагающих ценностей. Именно это разрушает связь с природой, культурой, семьёй. Воспитательный дух фольклора закладывает нравственные представления, формирует внутренний мир подрастающего поколения. Невозможно воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну без знания народных традиций, своих корней и истории.

У бабушки Насти

Волшебный ларец… (обращаюсь к сундуку)

Там заперт на ключ…

Волшебный дворец…

Позвонили в бубенец (звук колокольчика)

И попали во дворец…

Открывается палата (поднимаю крышку)

Смотрим, чем она богата?

Нет ли там чудовища? (Нет)

Есть ли там сокровища? (Да)

Смотрите-ка, что это у меня в сундуке?

Ведущий: Тряпичная кукла была традиционной игрушкой в быту русской деревни и несла определённый символический смысл. А какой именно, мы сейчас постараемся разобраться.

История возникновения народной игрушки:

Игрушка во все эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью, в которой формируется личность ребенка: ум, физические и нравственные качества. Однако, каждая эпоха накладывала свой отпечаток на содержание игрушек, их внешний вид, и соответственно на сами игры.

История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как дети могли не любить такую игрушку? Ведь все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Сама природа давала человеку всё, чтобы побудить его к творчеству. жизнь Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась "потешка", так называли игрушку наши предки. Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди. Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза и как бы соединяли ребенка с миром добра. (Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встречались изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.) Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.

Игрушки деревенских девочек

Конечно же, тряпичные куклы. Мамы, бабушки мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме

Роль обрядовой куклы в жизни русского народа

Что такое кукла?. (Материал из презентации)

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Кукла передаёт в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. Именно узнаваемость человеческих черт – ценность традиционной народной куклы. В русской кукле уживаются сакральная и игровая направленность. Народные куклы позволяли в детских играх отображать мир взрослых. В игре воспроизводились наиболее значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе и т. д.

В старину в играх крестьянских девочек куклы не просто «ели» и «спали», они «ходили в гости», «справляли свадьбы», «нянчили детей» и в свой черед «умирали». На кукольных свадьбах плясали и пели песни, на похоронах – плакали. Правдивое воспроизведение в игре соответствующих обрядов требовало большого количества «участников» - кукол, за которыми закреплялись определенные роли. Так, например, чтобы по всем правилам «сыграть свадьбу», в кукольном наборе необходимо было иметь помимо главных фигур – «жениха» и «невесты» - всю их родню, и в первую очередь «тещу», «тестя», «свекровь», «свекра», а также «дружку» (товарища жениха, «подруг невесты» и, конечно, «сваху» - непременную участницу старинного свадебного ритуала. Подобные персонажи, равно как и сами игровые сюжеты, бытовали преимущественно в деревнях, что называется, в народной глубинке, в отличии от крупных сел и городов, где исконную русскую традицию рано стали теснить привнесенные европейские вкусы и стандарты.

В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо – неприятностей не миновать.

Использование куклы не ограничивалось лишь игровыми действиями, она нередко выступала в роли предмета, наделенного сакральными свойствами, и, согласно древним поверьям, способна в зависимости от сил, ею управляющих, творить добро или зло.

В первом случае куклу (уже не игрушку) можно назвать оберегом, так как ее основным предназначением становиться охрана, защита владельца от черной магии.

Чтобы отделить кукол игровых от обрядовых, изготовленных для проведения различных магических действ, последним намеренно не изображали черты лица. Безликость куклы – порождена боязнью «оживления» человеческой фигурки путем придания ей окончательного сходства с оригиналом. При изготовлении куколки не пользуются ни ножницами, ни иглой, ни клеем. Кукла изготавливается только на основе разрыва ткани и нитей, скручивания и завязывания.

Кукол дарили друг другу в знак любви и дружбы. При этом считалось, что подарок, сделанный от чистого сердца, приносит счастье, а с затаенной неприязнью – накликает всяческие напасти и беду.

Вещи из льняного холста хранятся буквально веками. Это свойство материала обеспечивало тряпичным куклам «долгую жизнь», что в старину считалось очень важным, ведь тогда было в обычае передавать их по наследству как залог счастливого материнства и семейного благополучия. Их хранили в семьях, передавая из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. Молодые девушки после свадьбы приносили с собой в дом мужа целые корзины такого добра и продолжали играть с куклами вплоть до рождения первенца.

А пока девочка была маленькой, для нее делали кукол мама, бабушка и старшие сестры. Они всегда находили для этого время, несмотря на тяжелый крестьянский труд. Когда малышке исполнялось пять лет, и наступала пора самой сооружать кукол, тогда бабушка доставала из заветного сундука волшебных кукол, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия.

Различные действия с куклой, предполагающие общение, диалог, стимулируют, в частности, развитие речевых навыков, а многократное обыгрывание знакомых ребенку ситуаций («кормление куклы», «кукла заболела», «пора спать») – простой и естественный путь закрепления приобретенного опыта.

Народная хороводная масленичная игра

"Дядя Трифон"

Как у дяди Трифона

Было семеро детей (2 раза)

Было семь сыновей

Как на масленой неделе(2 раза)

Они не пили, не ели,

Друг на друга всё глядели(2 раза)

Разом делали вот так.

(Ведущий "Трифон" стоит в центре круга, после слов ". делали вот так. " показывает какую-нибудь фигуру, позу, движение. "Трифон" выбирает лучшего, и тот занимает место водящего.)


Практическая часть:

Эй, внимание, всем вниманье!

Начинаем мы гулянье.

Торопись, честной народ,

Всех вас ярмарка зовет!

Что душа твоя желает -

Все на ярмарке найдешь.

Все подарки выбирают,

Без покупки не уйдешь.

На масленицу, устраивались народные гуляния, ярмарки. Издавна люди ходили на ярмарку, чтобы повеселиться, потешиться, покататься на каруселях, посмотреть и купить разные товары. Чего там только не было: и всякая кухонная утварь, и обувка, и ложки, и матрешки, и все, чего душа пожелает. На любой ярмарке была лавка мастеров, где каждый желающий мог научиться какому-либо ремеслу. И сегодня на нашей ярмарке для вас открыта лавка мастеров, где мы попробуем возродить русскую народную традицию женского рукоделия.

Пожалуйста, располагайтесь в нашей лавке мастеров. Все мы - женщины. Каждая из нас волшебница, хранительница домашнего очага, фея. Все в этом мире держится на женщине.

Фея знала свое дело,

И, летая в небесах,

Днем и ночью, то и дело

Совершая чудеса.

Фея кукол создавала,

Мастерила, колдовала,

Все, чего она касалась,

Оживало, просыпалось.

И в ее руках послушно

обретали куклы души.

Ведь у кукол судьбы тоже

С человеческими схожи.

А потом свои трофеи

Раздавала людям фея.

Потому что это средство,

Чтобы вечно помнить детство.

(Л. Рубальская)

Итак, погружаемся в таинство изготовления кукол. Я хочу научить вас изготавливать тряпичную куклу Масленица.



Технология изготовления куклы: (презентация)

Рефлексия:

У вас получились разные, интересные, неповторимые куклы.

Какие эмоции и чувства вы вложили в свою куклу?

Как вы считаете, доступен ли ребенку такой вид рукоделия?

В каких видах деятельности можно использовать такую игрушку?

Появилось ли у вас желание сделать обереговую куклу для дома?

Ну, а наша ярмарка подходит к концу.

Вы на ярмарку сходили,

Себе куклу смастерили.

На память о нашей встрече позвольте подарить Вам одну из форм кукол Мартиничек, как символ приближающейся весны, радости и обновления.