Богородицкий Житенный женский монастырь., Осташков, остров Житное - «Здесь обретается тишь и благодать! Прекраснейшее место, от которого я просто без ума. Куда можно сходить в Осташкове, если вы верующий человек». Богородицкий женский житенный монастырь в

Раньше я никогда не останавливалась в монастыре на ночлег, не ездила в паломнические поездки, да и вообще бывала в монастырях только на Богослужении в Храме, а заодно осматривала архитектуру как самый обычный турист. Поездка в Богородицкий Житенный монастырь открыла для меня совсем другой мир, и хотя провела я там в общей сложности менее двух суток, но то невероятное чувство парения и какой-то непередаваемой радости, которое пришло ко мне в этой обители, я запомню навсегда. Никогда и нигде я подобного не ощущала. Никакими особыми, архитектурными особенностями или привлекательными для туристов и паломников ценностями монастырь не обладает. Но может быть именно в этом и есть его главная неподдельная ценность и невероятная красота. Здесь все настоящее, не на показ и это совсем другой мир.

Живут в монастыре трудно, но дружно и светло. Да, да, именно светло. Потому, что никакое другое слово не передаст тех потрясающих лучезарных лиц насельниц и других жителей обители, которые трудятся Во Славу Божию для восстановления обители и выполняют множество других послушаний. Если бы Вы видели добрую и радостную улыбку матушки-настоятельницы Елисаветы, ее все понимающие глаза, слышали ее красивый грудной голос, которого невозможно ослушаться, то непременно захотели бы остаться тут на какое-то время и хоть чем-нибудь помочь. И это чувство вовсе не жалость, а скорее желание хоть ненадолго прикоснуться к добру и чистоте.

Нельзя сказать, что обитель тихая и суровая. Ну как может быть суровым и тихим место в котором растут и выбирают свой жизненный путь больше 30 молодых мамочек с малышами и трудных подростков? Это и монастырь со строгим уставом для монашествующих и приют для всех нуждающихся в помощи. Тут есть как кельи, так и комнаты для мамочек с младенцами, гостевые комнаты и детские комнаты, школа и огород, пекарня и трапезная, и конечно самое главное - Храм. Безусловно, праздные разговоры тут не поощряются. Да и тем, кто живет тут постоянно или приезжает потрудиться на это просто не остается времени.

За неимением другого места, кушают тут пока все вместе в общей трапезной. За несколькими большими столами, сделанными добровольцами прямо в стенах монастыря, усаживаются монахини, детки и постояльцы обоих полов. Отдельно стоит стол для Священства и Игуменьи Елисаветы. Для монашествующих это конечно непростое испытание, а для нас, мирян, это польза. Во время трапезы кто-нибудь из насельниц читает наставления Святых отцов или другие душеполезные книги. К трапезе все собираются по колоколу, а встают из-за стола вместе с матушкой. После трапезы каждый выполняет свое послушание. Ежедневно, каждый без исключения, выполняет несколько разных послушаний. Приучают к труду и молодежь. Девушки не только учатся в школе, но и помогают по огороду и в трапезной, ухаживают за цветами, учатся шить. С ними занимаются пением, рисованием и танцами. В общем все напоминает дореволюционный Институт Благородных Девиц. Мне это кажется очень правильным и нужным. Ведь пока ты молод так легко совершить ошибки, которые потом так трудно исправить. Как жаль, что в моей юности было мало подобных возможностей.

Службы в малюсеньком, но уже полностью восстановленном надвратном Храме совершаются ежедневно. Главный монастырских Храм и колокольня еще пока больше напоминают руины, но восстановление идет. В выходные и праздники в Храм на службу приходят много мирян из Осташкова, а в обычные дни только священник, монахини и кто-нибудь из постояльцев или гостей. Именно на службах в будние дни чувствуется близкое присутствие Божие. А после службы выйдешь из Храма, и перед глазами невероятная синь и простор озера Селигер. И в душе рождается благодарственная молитва. Как красива русская земля и как глубока русская душа! Слава Богу за всё!

Осташковский Житенный монастырь находится близ города Осташков на одном из островов озера Селигер, называемом Житенным. До 1700 года на этом острове якобы находились житницы для хлебных запасов, собиравшихся Управлением Патриаршего двора с жителей смежного острова Клично, впоследствии основавших город Осташков. Во что трудно поверить, поскольку остров очень низкий и может в половодье заливаться, что губительно для жита. Да и на Кличине с его песком и рельефом пахать сложновато.

С городом остров соединен насыпным валом.

Основание монастырю положено в начале XVIII столетия, по указу Государя Императора Петра 1-го от 19 марта 1716 года.
Поводом к устроению монастыря послужило соперничество между прихожанами Троицкой и Воскресенской церквей Осташковской слободы из-за обладания Чудотворной иконой Смоленской Божией Матери Одигитрии. В древности икона стояла на воротах городской стены и после пожара, бывшего в 1711 году и все истребившего, была найдена в пепле совершенно невредимой. В рукописи об Осташкове икона называется Чудотворною, приписывается ей благодатное покровительство городу, особенно в бедственные времена. Для устранения соперничества церквей и построена была на Житном острове деревянно-брусяная церковь, в которой и поставлена была как храмовая икона Божией Матери Одигитрии.
Церковь была о пяти главах, покрытых деревянною чешуёю, на средней главе железный вызолоченный крест, на прочих – деревянные, обитые жестью. Заведовал церковью вдовый священник Воскресенской церкви Леонтий Иванов, к которому начали приходить монахи из разных монастырей, стали строить себе келии и отправлять Богослужения.
В 1734 году 13 июня по благословению Св. Синода началось строение каменной церкви во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии Смоленской с теплым пределом во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста на правой стороне от западного входа. Нижняя часть храма квадратная, с откосным четырехугольным выступом для Алтаря, верхняя восьмиугольная. Пять глав с железными позолоченными крестами. Освящена церковь 16 декабря 1743 года.
В 1751 году над западным входом в церковь сооружена каменная колокольня в три яруса и поставлен на ней железный позолоченный крест.
В 1761 году по благословению Преосвященного Афанасия, епископа Тверского и Кашинского, установлен левый теплый придел во имя святителя Димитрия, Митрополита Ростовского чудотворца, и освящен 21 сентября 1762 года.

В 1878 году 13 декабря освящен придел во имя Преподобного Нила Столобенского Чудотворца, устроенный впереди правого придела по благословению Высокопреосвященного Филофея, архиепископа Тверского и Кашинского.

Вокруг монастыря на протяжении 2-х саженей в 1760-61 годах построена каменная ограда, крытая тесом, с 4-мя башнями, крытыми железом. Другая каменная церковь - над святыми вратами, во имя Св. Апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного. Построена по благословению Преосвященного Гавриила, Епископа Тверского и Кашинского, и освящена в 1768 году. На ней одна глава с железным вызолоченным крестом. Возобновлена в 1890 году при Архиепископе Савве. В 1920 г. советской властью монастырь был закрыт. На территории монастыря до открытия располагался молочный завод. Согласно прошению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора от 17.07.2002 г. решением Священного Синода было определено открытие Богородицкого житенного женского монастыря с назначением настоятельницы обители монахини Елисаветы (Евдокимовой).
В монастыре проживает 4 человека: 1 настоятельница, 1 схимонахиня и 2 послушницы.

За короткий период с момента определения Священного Синода для возрождения монашеской жизни в монастыре уже сделано немало дел: смонтированы металлические ворота, обустроена домовая церковь, в которой совершаются в воскресные и праздничные дни службы, а также исполняется иноческое правило и читается Псалтирь, очищены от мусора территория и монастырские здания. Ведутся строительные работы без прекращения богослужения в надвратном храме ап. Иоанна Богослова и Андрея Первозванного.

Восстанавливается артезианская скважина для обеспечения монастыря питьевой водой. Построены два гостиных номера. Заготавливаются материалы для пекарни-просфорни и монастырских подвалов.
Разработан проект, отведено место и проведена планировка под строительство деревянного храма на монастырском подворье в с. Петриково, что в 15 км от г.Осташкова. На подворье строится теплица для выращивания круглый год овощей.

Около монастыря есть небольшая стоянка, поскольку дорога на Кличен закрыта на замок. Можно объехать монастырь и встать в лесу, рядом с пляжем.

Житенный монастырь расположен на одном из островов вблизи Осташкова. В 1853 году на средства бывшего в то время городского головы купца Федора Савина и на деньги, собранные среди горожан, построили широкую дамбу, соединив остров с материком. Дамбу обсадили по сторонам в четыре ряда березами. По сей день сохранилось несколько старых деревьев. По мостикам тропинка шла дальше на Кличен, где по праздникам водили хороводы. До сих пор оба эти острова остаются излюбленным местом гуляний горожан.

Название Житного острова произошло якобы от житниц, устроенных здесь кличенскими поселенцами. Стояла в древности тут и какая-то деревянная церквушка. Причина же возникновения на острове монастыря не совсем ясна. По одной из версий, основанием монастыря послужило строительство в 1716 году деревянной церкви, куда перенесли икону Смоленской богоматери (Одигитрии), защитницы и покровительницы Осташкова, стоявшую до 1711 года на главных крепостных воротах города, а так как остров оставался изолированным от города, то возле церкви и поселились монахи, ищущие уединения. Церковные власти дважды пытались закрыть монастырь. Жители Осташкова и окрестные поселяне отважились воспротивиться провинциал-инквизитору. Челобитную подписали 115 человек, и монастырь чудом уцелел. В 1737 году был заложен, а спустя пять лет закончен каменный храм, посвященный также иконе Богоматери Одигитрии. Заказчиком строительства церкви был иеромонах Тарасий Валтухов. По композиции она, видимо, повторяла церковь Знаменского монастыря, такую же одноапсидную, типа «восьмерик на четверике», и увенчанную одной главой. Пятиглавой Смоленская церковь стала примерно тогда же, когда и церковь в женском монастыре. (К сожалению, венчающий храм восьмерик не сохранился, его разобрали до основания, и он известен только по фотографиям.) В декоре фасадов монастырской церкви еще много черт «дивного узорочья» XVII века, а основание венчающей главы даже было украшено кокошниками.

Каменные постройки 30-х - начала 40-х годов XVIII века в провинции - большая редкость. В эти годы строили очень мало, и в немногочисленных храмах отчетливо проступают традиции архитектуры конца XVII столетия (чаще всего - московского барокко). Артели каменщиков сохраняли в памяти пышно расцветшее убранство построек прошлого и одевали новые здания в классический декор, заботясь, чтобы они были «красно» сделаны, но, не усвоив канонических законов ритма распределения декора по фасаду, его форм, изменяли строгую ордерную систему согласно своему представлению о ней. В этом отношении Смоленская церковь - прекрасный пример того, как барокко постепенно вытесняло «узорочье» XVII века и вместе с тем само испытывало его активное воздействие. Убранство здания е ще очень аппликативно, но наряду с этим появились формы, свойственные новому времени, получившие широкое распространение в архитектуре центральных губерний России.

Спустя почти десять лет к церкви была пристроена трехъярусная колокольня с мощным столпообразным восьмигранным ярусом звона на четверике, композиция которой повторяла некоторые известные торопецкие памятники (например, церковь Рождества Богородицы 1742-1762 гг.). Прихотливое сочетание декоративных мотивов на колокольне можно было бы принять за случайность, если бы в дальнейшем при обстройках храма, когда с севера к нему добавили в 1756 году монастырскую трапезную и кузню, а затем в 1762 году с юга придел, не повторилось то же самое.

Следующим этапом большого строительства в монастыре стали 60-е годы XVIII века. В это время на средства все того же купца Саввы Яковлева были возведены стены, а вслед за ними, по заказу настоятеля монастыря Алеврасия Потемкина, - надвратная церковь Иоанна Богослова и Андрея Первозванного с примыкающей к ней с севера трапезной.

Стены у Житенного монастыря по своему оформлению более интересны, чем у Знаменского. Они расчленены пилястрами, так же, как и там, со стороны двора оформлены аркадой. Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что часть стены, примыкающая с севера к надвратной церкви, построена раньше, в первой половине XVIII века, вероятно, одновременно со строительством главного собора, а остальные - позже. Значит, какое-то время стены были деревянные. С западной стороны существовал выход к озеру. Башенки по углам, имевшие шатровые завершения, миниатюрнее, чем в Знаменском монастыре, но разнообразнее украшены.

Надвратную церковь возвели очень быстро - всего за один год (1767-1768). С севера к ней примыкали в нижнем этаже кельи, в верхнем размещалась трапезная. Сама церковь находится над проездными воротами, в восьмерике, который венчает в свою очередь массивный световой восьмерик с барабаном и главой. Аналогией надвратной церкви могут служить церкви в усадьбах Знаменское и Якшино под Торопцом. В композиции основных объемов, в убранстве, в отдельно взятых деталях, в том, как декор расположен на фасаде, и, наконец, в пропорциях сохраняется почерк одних и тех же мастеров. Скорее всего, пришедшая в Осташков артель была сопричастна строительству в Торопце и сравнительно легко приспособила хорошо знакомый ей вариант здания для надвратной церкви, сделав в основании четверика проездную арку ворот, а само помещение церкви разместив в восьмерике. Планировка тут продиктована чисто утилитарными соображениями, тогда как декор был одинаковый как для жилых, так и для культовых строений. Мастера, возводившие такие постройки, оставались в своем творчестве крайне рациональными. Они, не задумываясь, использовали одни и те же мотивы для самых различных сооружений, насыщая декором фасады церквей, сознательно упрощая его в жилых домах или почти полностью отказываясь от него в строениях хозяйственного назначения. Надвратную церковь Житеиного монастыря можно с полным правом считать вершиной недолгого расцвета местного зодчества. Ее аппликативный барочный наряд, пришедший на смену «узорочью» XVII столетия, как нельзя лучше соответствовал народному представлению о красоте. Убранство главного фасада, по результатам последних исследований, предпринятых архитекторами В. Якубени и Т. Борисовой, дополнялось кованой барочной решеткой, ограждавшей балкон над проездными воротами.

Вскоре после окончания строительства надвратной церкви в одну линию с ней возводятся два одноэтажных корпуса братских келий, и на этом почти на сто лет всякая строительная деятельность в монастыре прекращается. В 1861- 1863 годах в глубине двора возникает еще один корпус келий. В дальнейшем здания ремонтировали, перестраивали, поновляли живопись, но каких-либо существенных изменений уже не было.

Текст является переработкой отрывка из книги А.А. Галашевича "Художественные памятники селигерского края"



На территории Житенного монастыря долгое время располагался Осташковский маслосырзавод. Недавно монастырский комплекс был возвращен церкви, и в нем был создан женский монастырь. Активно идут ремонтные работы, завершена внешняя отделка надвратной церкви Иоанна Богослова и Андрея Первозванного. Ремонтируется каменная ограда монастыря. Однако центральное здание комплекса - Смоленский собор с колокольней - пока не восстанавливается. За годы Советской власти были разрушены главы и подкупольные барабаны.

Проведена большая работа по благоустройству территории, разбит сквер с выложенными камнем дорожками, в нем поставлен деревянный памятный крест высотой в несколько метров.

В монастыре живут и воспитываются несколько девочек из неблагополучных семей Осташкова. Питанием и одеждой их обеспечивает монастырь, оплата преподавателей осуществляется также из средств монастыря.



Житенный Смоленский монастырь, заштатный, близ города Осташкова, на острове озера Селигера Житном, который соединен с городом насыпью. Основан в 1716 году. Здесь находится чудотворная Смоленская икона Божией Матери.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Удивительная по своей строгой красоте обитель – один из духовных центров Верхневолжья и прекрасный памятник архитектуры. Поднимающийся в окружении вод Селигера, на острове Житенном, этот монастырь был основан в 1716 году и посвящен главной высокопочитаемой местной святыне – Смоленской иконе Богоматери Одигитрии, защитнице и покровительнице Осташкова. Первоначально, до самого своего закрытия в 1920 году, Житенный монастырь был мужским. В 2002 году по указу архиепископа Тверского и Кашинского Виктора и Священного Синода он был открыт как женская обитель.