Деловая игра эффективное взаимодействие педагогов. Деловая педагогическая игра с элементами тренинга по построению эффективного общения и взаимодействие педагогов с родителями. Два упражнения на выход из педагогического конфликта

Анастасия Полежаева
Деловая игра «Формы работы с родителями» с применением презентации

Подготовила:

Старший воспитатель Полежаева А. В.

Место проведения: музыкальный зал ОДО

Це ль: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; поиск новых способов поведения в контактах с родителями

План проведения:

Теоретическая часть «Что такое работа с родителями» (презентация)

Практическая часть – деловая игра «Формы работы с родителями»

Раздаточный материал памятки на каждую группу.

Подведение итога: обсуждение методических рекомендаций по взаимодействию воспитателей с семьей

1. Что такое работа с родителями?

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?

Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования

Изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка.

В свою очередь, первая группа задач делится на две подгруппы:

Задачи информативного плана

Задачи обучающего плана

Решение группы задач обучающего плана невозможно без того, что хотят найти для себя родители в общении с педагогом. Родительские ожидания можно сформулировать следующим образом: родители хотят быть уверены в хорошем отношении воспитателя к их ребенку. Поэтому педагогу необходимо выработать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть его развитие, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей. Эту ситуацию называют «психологией доверия».

Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость)

Формы работы с родителями:

Совместные групповые мероприятия педагогов и родителей

Традиционные

Нетрадиционные

Индивидуальные формы

Беседы, консультации

Наглядно-информационные информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ) информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование)

Кроме задач и методов нового подхода будет целесообразным отметить функции работы образовательного учреждения с семьей:

Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого ДОУ

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность

Помощь отдельным семьям в воспитании с общественными организациями родителей (родительский комитет)

Обратить внимание хочу на 4 пункт: Помощь в воспитании в отдельных семьях осуществляется лишь в том случае, если родители просят совета у педагога в разрешении той или иной сложной ситуации в воспитании ребенка. Воспитатель должен хорошо разбираться в возрастной и дошкольной психологии, знать о кризисах в развитии ребенка и уметь успокоить родителя. Если же наблюдается серьезная проблема, то педагог может посоветовать обратиться к специалисту. Очень важна здесь позиция, которую займет воспитатель в беседе с родителями: он ни в коем случае не должен использовать в разговоре назидательный тон, высказывать оценочные суждения. Главная его задача – проникнуться тревогами и сомнениями человека, обратившегося к нему.

Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям. Т. Харрис

Портрет современного родителя

Демократичные родители.

Ценят в повседневном поведении ребёнка самостоятельность и самодисциплинированность, предоставляют право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни.

Требуют от ребенка бесприкословного подчинения и не считают, что должны ему обеспечивать причины своих указаний и запретов. Они жёстко контролируют сферы деятельности жизни и не всегда корректно.

Соратники - родители, активно участвующие в воспитательном процессе, положительно относятся к школе, педагогам.

Противники - родители, негативно относятся к школе, учителям, часто критикуют воспитательный процесс.

Пассивные - равнодушные родители, не посещающие родительские собрания, школу, не хотят участвовать в воспитательном процессе.

Впрочем, родители бывают разными, и иногда их методы воспитания заставляют детей страдать либо превращаться в эгоистов. О том, что в общении с собственными чадами папам и мамам нужно находить «золотую середину», рассказал в своем ироничном и очень актуальном стихотворении «Какие вы родители?» поэт и сатирик Михаил Шварц, подчеркнув, что в вопросах воспитания детей никогда не стоит перегибать палку, иначе результаты могут оказаться весьма плачевными.

Сценарий деловой игры «Формы работы с родителями»

Поскольку мы с Вами работаем не первый год и занимаемся изучением проблемы сотрудничества с родителями, то нас всех можно назвать профессионалами в этой области. Предлагаю игру, которая поможет нам вспомнить и уточнить уже имеющиеся знания, выделить вопросы, требующие дополнительного изучения.

Необходимо разделиться на две команды.

Первый конкурс «Разминка»: вставь пропущенное слово. Сначала задания для одной команды, затем для другой.

Главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются… (родители)

Задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в… (работу)

Традиционная познавательная форма взаимодействия с родителями. (Конференция)

Основной метод изучения семей воспитанников. (Наблюдение).

Один из приемов активизации родителей. (Игра).

… - это опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет, или для получения ответов на вопросы, составленные по определенной программе. (Анкета)

… - жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития личности ребёнка (Семья)

Традиционная форма проведения родительского собрания. (Лекция)

Второй конкурс «Верно ли утверждение»

1. Сотрудничество Организации с семьей является не обязательным, а только рекомендательным принципом ДО. (неверно, это обязательно)

2. Стандарт направлен на решение задачи обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи, но не обязывает педагогов заниматься повышением компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. (Стандарт обязывает педагогов заниматься….)

3. Стандарт предусматривает оказание помощи родителям в развитии индивидуальных способностей детей. (да)

4. Развивающая предметно-пространственная среда должна создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. (да)

5. Для успешной реализации Программы должно быть обеспечено вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. (да)

6. Участие ребёнка в психологической диагностике допускается без согласия его родителей (законных представителей) (нет).

Третий конкурс «Фразы для начала беседы с родителями»

Задание первой команде: найти пять неудачных фраз к воображаемой беседе с родителями.

Задание второй команде: найти «нежелательные» фразы и подобрать к ним «нежелательные» смысловые пары.

ОТВЕТЫ: «Неудачные» фразы:1,5,10,13,15.

«Нежелательные»- «Желательные» фразы: 2-8,3-17,6-4,7-9,12-16,14-11.

Четвертый конкурс «Решение педагогических ситуаций»

Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.

1. Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика.

Как Вы начнёте беседу?

2. Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. - Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?

Пятый конкурс «Назови три самых…» ласковых слов ребенку лучших слов выражения благодарности родителям типичных замечаний детям ценных качеств личности родителя удачных слов-приветствий родителям хороших качеств личности ребенка ценных, на ваш взгляд, качеств личности воспитателя одобряющих ребенка высказываний воспитателя.

Шестой конкурс «Аукцион педагогических идей»

Командам дается 5 минут, чтобы записать на листке как можно больше традиционных и нетрадиционных форм совместной деятельности родителей педагогов и детей.

Седьмой конкурс «Выберите наиболее подходящие пословицы и поговорки»

Воспитатель детского сада – это:

а) «Добрая лошадка всех свезет»

б) «Без матки пчелки – пропащие детки»

в) «И швец, и жнец и на дуде игрец».

Работа с родителями – это:

а) «Бумага некупленная, письмо домашнее»

б) «В добрый час молвить, в худой промолчать»в) «По способу пешего хожденья»

Блиц – опрос: каждый педагог отвечает на один вопрос на выбор, называя номер вопроса.

Примерные вопросы:

Сколько раз в год проводятся общее родительское собрание? (2)

Сколько раз в год проводят групповые родительские собрания? (3)

Как называется форма работы с родителями, когда они могут прийти в детский сад и увидеть работу с детьми воспитателей (День открытых дверей).

Форма работы с родителями, заключающаяся в том, что специалист дает рекомендации по интересующим родителей вопросам? (Консультация)

Заочное консультирование – это индивидуальная или групповая форма работы с родителями? (Индивидуальная)

Назовите наглядную форму работы с родителями? (Стенды, папки-передвижки, плакаты)

Назовите формы поддержки родителей в период адаптации детей в детском саду (Памятки, присутствие родителей в группе, анкетирование родителей)

Назвать метод, не относящийся к методам изучения семейной истории: наблюдение; беседа; анкетирование; интервью с родителями; лабораторный эксперимент.

Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)

Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)

В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)

В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)

В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т. д.)

Назовите условия, при которых может снизится компетентность педагога? (ограничения со стороны организма (снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний, недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности)

Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах)

Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т. д.)Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей)

Внешний вид: подтянутость, аккуратность, элегантность в одежде. Всегда аккуратная прическа, чистые волосы. Туфли, а не тапки и шлепанцы. Проявление персонального внимания каждому ребенку: во время утреннего приема спросить: «Что ты увидел интересного по дороге в детский сад?», «Какое у тебя настроение?»

Трансляция родителям положительного образа ребенка. Педагог старается никогда не жаловаться на ребенка, даже если он что-то натворил. Беседа с родителями проходит под девизом «Ващ ребенок лучше всех!»

Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли бы получить в семье. Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности и т. д. при этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех» - каждую поделку представляют родителям как исключительную, даже если им самим так не кажется

Если родитель поделился с воспитателем проблемами семьи, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делиться даже с коллегой по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.

Говорите с родителями только о том, судить о чём вы имеете право, основываясь на собственных знаниях и жизненном опыте.

Планируя серьёзный разговор с родителями, не начинайте его утром, на улице, на ходу, на лестнице, в детской раздевалке, а пригласите их пройти в группу и обязательно усадите за стол. Тогда ваши слова будут услышаны, так как родитель вынужден вас выслушать. В деловой обстановке он не может оборвать разговор тогда, когда ему это станет удобно.

Не начинайте разговор с родителями воспитанников со слов: «Ой, извините, можно с вами поговорить?», «Не знаю, может быть я не совсем права, но всё таки…». А такие речевые обороты, как «Вы не правы…», «Вы не понимаете…», лучше вообще не употреблять в общении с родителями.

Не надо сравнивать достижения разных детей, не надо вообще их сравнивать. Если всё-таки сравнивать, то только с эталоном, нормой возрастного развития: каждый родитель хочет слышать в первую очередь о достижениях и проблемах развития своего ребёнка; если в первые 10-15 минут разговора он ничего конкретного и убедительного не услышал о своём ребёнке, он постарается закончить разговор.

Научитесь говорить строго по делу, приводить конкретные факты, обозначать не только проблему, но и несколько вариантов её решения. Тогда родитель будет воспринимать вас не как критика, а как помощника. Образно говоря, родитель идёт к педагогу как к врачу: не важно, с чем зашёл, важно, с чем вышел.

Помните! Самый верный способ настроить родителей против себя – показать им, что вы считаете себя умнее их. Не забывайте, какую цель вы ставите: блеснуть своими знаниями или помочь ребёнку? Не старайтесь демонстрировать родителям своё превосходство, употребляя в речи сложные психолого-педагогические термины. Родитель будет вам благодарен за конкретные советы, простые и реально выполнимые рекомендации.

Создавайте общественное мнение с помощью родителей-единомышленников, имеющих высокий авторитет среди других мам и пап. Иногда родители сомневаются в целесообразности реализации тех или иных идей педагога, однако склонны доверять мнению таких же людей, как и они сами.

Известно: не всегда количественный подход означает качественный. Если взрослый человек не хочет участвовать в мероприятиях проводимых в детском саду, и, более того, сопротивляется этому, заставить его сложно, но всё-таки можно. Вот только нужно ли? Вряд ли он получит от этого удовольствие.

К каждому замочку нужен свой ключик. Методы убеждения и аргументы, сработавшие с одними родителями (как и с детьми, могут не привести к ожидаемому результату в разговоре с другими.

Помощь в воспитании в отдельных семьях осуществляется лишь в том случае, если родители просят совета у педагога в разрешении той или иной сложной ситуации в воспитании ребенка. Воспитатель должен хорошо разбираться в возрастной и дошкольной психологии, знать о кризисах в развитии ребенка и уметь успокоить родителя. Если же наблюдается серьезная проблема, то педагог может посоветовать обратиться к специалисту.

Публикации по теме:

«Словесная мозаика» - деловая игра для родителей и для педагогов Подготовительная работа: 1. На доске вывешиваются названия конкурсов для команд. 2. Фишки двух цветов для обозначения команды, победившей.

Деловая игра для педагогов ДОУ «Что такое детское экспериментирование» Деловая игра «Что такое детское экспериментирование» Жюри: заведующий, музыкальный руководитель 1 команда «Юниоры»: воспитатели, стаж работы.

Деловая игра для педагогов ДОУ «Речевое развитие дошкольников» Деловая игра для педагогов дошкольных учреждений «Речевое развитие дошкольников». Задачи: 1. Уточнить знания и умения педагогов в области.

Деловая игра для педагогов ДОУ «Знатоки ФГОС ДО» Задачи: активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий, принципов ФГОС ДО, выявить уровень профессиональной.

Деловая игра для педагогов «Как я умею пользоваться приёмами мнемотехники» Деловая игра для педагогов "Как я умею пользоваться приёмами мнемотехники"Цель. Повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать.

Деловая игра для педагогов «Командообразование» В структурном подразделении детском саду «Лучик» педагогом-психологом Н. А. Кудашкиной проводилась деловая игра для педагогов «Тимбилдинг,.

Деловая игра для педагогов «Знаем ли мы права детей?» Цель деловой игры - пропаганда правового воспитания детей, повышение уровня правовой культуры педагогов. Задачи: 1. Закрепить знания.

Деловая игра как форма развития профессионализма педагогов ДОУ На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи.

Деловая игра для педагогов «Мой город Ейск» Деловая игра для педагогов «Мой город Ейск» Автор: Никулина С. А., старший воспитатель МДОУ ДСКВ № 14 г. Ейска МО Ейский район Цель: закрепить.

Управление образования администрации города Шахтерска

Шахтерская общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней № 13

имени Н.И.Баранова

Деловая педагогическая игра с элементами тренинга по построению эффективного общения и взаимодействие педагогов с родителями

Подготовили

Гришина С.В.,

учитель начальных классов

Скилевая Т.С.,

учитель географии, биологии

Шахтерск, 2017

«Плохой хозяин растит сорняк,

хороший выращивает рис.

Умный культивирует почву,

дальновидный воспитывает работника»

Японская мудрость

ТЕМА: Педагог – родители: проблемы общения

Цель: подготовка педагогов к пониманию отношений партнерства и сотрудничества в работе с родителями через успешное решение педагогических задач, упражнений и ситуаций. Развитие педагогического такта, умения убедить.

Просвещение, профилактика и разрешение конфликтных ситуаций при общении с родителями обучающихся.

Задачи:

1. Вовлечение в активную учебную деятельность.

2. Выявление уровня подготовки участников по данной проблеме (профессиональную компетентность педагога в сфере общения с родителями).

3. Формирование умения изложить устно знания по проблеме в условиях регламента.

4. Умение правильно пользоваться элементами устной речи - выступление, - вопрос, - ответ,- возражение, - дополнение, - предложение и др.

5. Обмен опытом.

6. Повышение уровня знаний и умений по данной проблеме.

Обоснование проблемы:

Проблема разрешения конфликтных ситуаций актуальна для всех участников педагогического процесса. Участниками конфликта могут быть педагоги, родители, дети. Конфликты случаются каждый день и важно уметь конструктивно их разрешать. Следовательно, цель игры познакомить с теоретическими аспектами конфликтных ситуаций и практическими способами эффективной коммуникации для разрешения проблемных ситуаций.

Вид деловой игры: организационно – деятельная игра. Участники моделируют раннее неизвестное содержание деятельности по определенной теме.

Ход игры

    Правила проведения игры

Сегодня мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого обсуждать. Мы создадим атмосферу безопасности и доверия. Это позволит вам экспериментировать, не стесняясь ошибок. Давайте обсудим и выберем те, которые подходят нам для эффективного взаимодействия:

    доверительный стиль общения;

    активное участие в происходящем;

    работа по принципу «здесь и теперь»;

    уважение к говорящему;

    обращение по имени, и на ты.

    не давать друг другу оценок, никого не обсуждать.

    слушать, не перебивать.

    Видеоролик – мультфильм для эмоционально-психологического настроя участников игры

Если успеха достичь трудно,

нужно приложить больше усилий
Пьер Бомарше
Успех сопутствует тому,

кто полностью является самим собой
Рольф Ширм

    Тимбилдинг - игра на командообразование

Цели: создание сплоченных команд с общей мотивацией и желанием развиваться. Сохранение благоприятного микроклимата внутри коллектива. Введение в атмосферу игры, сплочение группы, знакомство участников группы, снятие тревожности, эмоционального напряжения участников.

1игра. Знакомство

Цель: Введение в атмосферу игры, сплочение группы, знакомство участников группы.

Инструкция. Сначала мы должны познакомиться. Каждый участник называет свое имя и подбирает на первую букву своего имени пожелание своим коллегам. Например: «Я Светлана. Я желаю всем силы ». «Я Татьяна. Я желаю всем творчества ».

2 игра. « Здравствуй, я рад тебя видеть вновь»

Инструкция. Каждый из участников группы обращается к своему соседу справа со словами приветствия, выражая искреннюю радость в связи с новой встречей. Приветствия могут начинаться со слов: «Здравствуй, я рад тебя видеть, потому что...» Далее нужно объяснить, почему участник рад встрече, например: «Мне очень не хватало тебя, встреч с тобой, твоего душевного тепла. Оказывается, я уже привык к ним и нуждаюсь в твоей поддержке».

    Правила проведения игры (мозговой штурм):

4.1. Упражнение « Работа с родителями»

Цель: повысить мотивацию участников к работе, подчеркнуть значение данной темы.

Методические рекомендации: Тренер объединяет участников в три группы, Каждая группа защищает интерес одной из трех категорий (ребенок, педагог, родители) участников образовательного процесса. Первая группа отвечает на вопрос: «Какие преимущества получают дети, если в образовательном учреждении систематически ведется работа с родителями?» Вторая группа объясняет, какую пользу приносит подобная работа самим родителям школьников. Третья группа аргументирует положение о том, что взаимодействие с родителями необходимо педагогам.

Обсуждение: Участники вместе с тренером делают совместный вывод о преимуществах и необходимости проведения систематической работы с родителями в школах.

      Упражнение «Эффективность общения»

Цель : подчеркнуть важность умения общаться в работе педагога с родителями.

Участники с помощью метода мозгового штурма определяют условия, необходимые для эффективного взаимодействия педагога с родителями. Все желающие высказывают свою точку зрения, а тренер записывает на доске предложения. Затем группа выбирает три наиболее важных условия. Как правило, одним из них оказывается умение общаться.

    Упражнение «Общение учителя с родителем – это…»

Цель: активизация процесса игры.

Группа объединяется в три команды (___________________________________), и в течение 10 минут каждая подгруппа выполняет следующее задание: первая - перечисляет критерии эффективного общения с родителями, используя первые буквы первого слова словосочетания «общение учителя с родителем».

Например: «о» - обаяние педагога ,

«б» - безусловное принятие родителя таким, как он есть, и т. д.

Вторая подгруппа перечисляет критерии, используя первые буквы второго слова -«учителя», третья – слова «родителем».

Затем команды по очереди зачитывают составленные ими списки критериев, вывешивают на доске.

6. Упражнения на погружение в педагогическую проблему

1) Конфликт

Учащийся, который хорошо учится, остаётся после уроков для посещения театрального кружка в школе. Ребёнок очень доволен, а родители против. Мама считает: «Это пустая трата времени, пусть лучше дома помогает своим двум маленьким братьям». Происходит постоянный конфликт между классным руководителем и родителями.

2) Ошибка

Ученик 4 класса очередной раз пришёл на урок математики с неправильно решённой задачей. Учитель, проверяя домашнее задание, сообщила ученику о допущенных ошибках. Но ребёнок ответил: «А папа сказал, что мы правильно решили, и я исправлять ничего не буду!» И это было уже не первый раз.

3) Правонарушение

Ученик Саша совершил правонарушение – стоял вместе с другом и кидал камни в окно, где жил пожилой человек. Просто так, ради интереса. В окно попал и разбил его друг, а не он. Когда родители Саши узнали об этом, то они стали оправдывать своего сына: он кидал, но он же не разбил окно. Поэтому родители утверждали, что их сын не виноват и никак не могли понять, почему они должны возмещать материальный ущерб.

4) Техника чтения

Ученица 1 класса имеет низкий уровень чтения вслух. С учителем мама не хочет оставлять, потому что ребёнок начинает плакать, не хочет читать, и маме становиться жаль дочку. В группу продлённого дня ходить девочка не хочет, потому что учитель ГПД тоже старается почитать с девочкой. На репетитора нет времени и денег. Но ребёнок постоянно посещают танцевальный кружок. Родители делают всё, чтобы ребёнок избегал общения с учителем после уроков. На замечания учителя повысить технику чтения мама реагирует так: «У нас сейчас семейные проблемы, я не буду загружать ещё чтением. Придёт время – научится»

Как можно разрешить данные конфликты?

Что можно посоветовать учителям?

6.2. Дискуссия «Нужны ли конфликты с родителями?»

Цель: повысить уровень мотивации участников в работе по теме «Конфликты».

Группа объединяется в 2 подгруппы, одна из них собирает аргументы, доказывающие, что конфликты с родителями недопустимы , другая – отстаивает позицию: «Конфликты – это двигатель прогресса, они необходимы в общении с родителями». В течение 5 мин. Каждая подгруппа записывает свои аргументы, а затем зачитывает их.

6.3. Мини-лекция «Конфликты. Способы выхода из конфликтных ситуаций»

Цель: Познакомить участников с понятие конфликта, привести классификацию типов конфликтов и познакомить со способами выхода из конфликтных ситуаций, ссылаясь на сетку Томаса.

«акулы» чаще используют соревнование;

«черепашки» - уклонение;

«медвежата» - приспособление;

«лисы» - компромисс;

«совы» - сотрудничество.

Упражнение «Письмо к директору школы»

Цель: Отработать техники выхода из конфликтных ситуаций

Тренер просит участников представить, что директор собирается издать приказ о том, что в День Учителя все участники игры должны будут дежурить в школе и следить за порядком. Но еще не успел издать этот приказ, а только думает над его проектом и хотел бы знать наше мнение. В связи с этим необходимо написать директору письмо в соответствии с указанным на карточке стилем.

Конкуренция (соревнование) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера.

Компромисс представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на второй план.

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

После того, как письма готовы (5мин.), представители подгрупп по очереди зачитывают их, а остальные участники отгадывают, какой способ выхода из конфликтной ситуации был использован.

Участники обсуждают возможности и недостатки каждого стиля выхода из конфликтной ситуации в рамках данного игрового контекста.

6.4. Упражнение «Согласие».

Цель:

Учитель-учитель;

Учитель-дети;

Учитель-родители;

Администрация-родители.

Развитие конфликта зачастую напоминает снежный ком. Небрежно брошенная фраза создаёт практически непреодолимые барьеры в общении, которые гораздо легче предотвратить, нежели разрешить конфликт в стадии их возникновения.

Но, тем не менее есть техники, которые позволяют в некоторой степени смягчить напряжённость ситуации даже в том случае, когда одна или обе из конфликтующих сторон теряют контроль над собой, над своими эмоциями, словами. Одна из таких техник состоит в том, чтобы найти в словах партнёра что-то, с чем можно согласиться и ответить на его выпад не противостоянием, а согласием.

    Ты как не от мира сего.

    У тебя такой страшный взгляд.

    Посмотри, на кого ты похожа!

6.5. Мини-лекция «Манипуляции»

Цель: Постараться научить участников владеть навыками распознавания различных типов манипуляций и способами защиты от них.

Психологи отмечают, что в педагогической практике чаще всего они встречаются с такими типами манипуляций, как:

«Убаюкивание», чтобы «убить» позднее : некоторые родители приносят подарки и говорят комплименты, но кто-то из них делает это искренне, а кто-то после этого обращается с некорректными предложениями и просьбами, в которых учителю бывает трудно отказать.

«Провоцирование ваших защитных реакций»: иногда родители рассказывают преподавателям о том, насколько в других образовательных учреждениях лучше учат и воспитывают детей. При этом они не предлагают конструктивных решений, а просто критикуют, заставляя педагога постоянно оправдываться. Это снижает авторитет учителя, а родителям дает возможность ставить свои условия и предъявлять свои требования. При этом родители-манипуляторы не переводят ребенка в другой класс или в другую группу, их цель - диктовать свои условия.

Как отмечает Э. Шостром, каждый человек в той или иной степени является манипулятором: ребенок, который слезами и криками добивается внимания взрослых; продавец, пытающийся, во что бы то ни стало продать нам свой товар; уличные попрошайки, с помощью специальных приемов вызывающие у нас жалость и даже чувство вины и т. д. Далее Э. Шостром выделяет следующие типы манипуляторов:

Диктатор. Для того чтобы управлять людьми, он не останавливается ни перед чем: приказывает, заставляет, угрожает, подавляет.

Тряпка, слабак. Как правило, это «жертва» диктатора, которая виртуозно к нему приспосабливается, растворяется в нем, занимая беспринципную, бесхребетную позицию.

Вычислитель (калькулятор). Пытается контролировать, перепроверяет всех и все. Хитрит, обманывает.

Прилипала. Полярная противоположность вычислителю, преувеличивающая свою зависимость от других. Хочет, чтобы за него выполняли всю работу, потому что он беспомощен.

Хулиган. Управляет жертвами, используя угрозы, намеренно преувеличивая свою жестокость.

Славный парень. Добродетельный, угодливый, безгранично любящий. Преувеличивает свою заботу и любовь.

Судья. Склонен обвинять всех, не любит прощать других. Мстителен. Критичен.

Защитник. Преувеличивает свою поддержку других людей. Сочувствует людям, лишает их возможности самостоятельно действовать.

Как и любая другая, предложенная классификация носит условный характер. Каждому человеку в той или иной мере присущи черты всех перечисленных типов манипуляторов, но бывает, что доминируют признаки одного из типов, и тогда черты данного типа манипуляторов преобладают в его поведении.

Упражнение «Манипуляции. Колобок и Лисица»

Цель: Научить участников распознавать различные типы манипуляции, с которыми можно столкнуться в педагогической практике. Отработать навык противостояния манипуляции и конструктивного решения конфликта.

Содержание. Участникам предлагается от имени героя русской сказки «Колобок» дать отпор манипуляторным действиям и словам Лисицы («Сядь ко мне на носок, спой еще разок»). Колобок, вооруженный знаниями о цивилизованных способах противостояния манипуляциям, должен за 5 минут написать и зачитать ответ Лисе. В процессе чтения ответа остальные слушатели записывают, какие приемы были удачно использованы Колобком.

При обсуждении упражнения группа делает вывод о том, какие способы противостояния манипуляции чаще всего использовались при выполнении задания.

Например:

    Дорогуша! Я бы, конечно, не против посидеть на твоем красивом носике, но не могу принять твое заманчивое предложение по трем причинам:

- я такой грязный, что тебе будет неприятно;

- я круглый, могу свалиться;

- высоко забираться придется.

- да и вообще, я ведь мучной, высококалорийный. А ты такая стройная и красивая, то наверняка следишь за своей фигурой.

    Ой, смотри, Заяц бежит. А ты знаешь, на соседней поляне я видел охотника с ружьем...

    Если же ты действительно хочешь послушать мои песни, подожди до пятницы: я запишу свой платиновый диск и подарю его тебе.

    А ты знаешь, Лиса, я встревожен, твое предложение пугает меня. Давай лучше миром разойдемся, а то я охотника позову, и он сделает из тебя прекрасную шубу.

    Лиса! Если ты намереваешься меня съесть, то так и знай: ты растолстеешь! От моей сладости нарушится кислотно-щелочной баланс твоей ротовой полости. Нос твой может не выдержать нагрузки (я ведь тяжелый), и тебе придется идти к врачу. Лиса! Все хотят меня съесть, но стоит ли? Ты знаешь, чем это обычно заканчивается? Если ты меня задержишь еще на минуту, я опоздаю, не успею вовремя прикатиться домой, вот тогда мой дед придет с ружьем и сошьет своей старухе прекрасную шубу…

Литература:

1. Байард Д., Байард Р.Т. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. - М.: Просвещение,1992

2. Грецов А.Г. Практическая психология…- М.: Питер, 2005

3. ЛитвакМ.Е. Профессия-психолог-Ростов н/Д.: Феникс 1999

4. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). – Москва-Воронеж, МПСИ,2000.

5. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. М77 Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Издательство «Речь», 2007. - 224 с: ил.

6. Овчарова Р.В. Психология родительства. – Москва, Академия, 2005.

7. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликта. СПб: Речь, 2002.

8. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют...- Психологический практикум - г. Дубна, Феникс +, 2002.

9. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. – Москва, Просвещение, 1993.

10. Чибисова М.Ю., Пилипко Н.В. Психолог на родительском собрании (Психолог в школе).- М.: Генезис, 2004.

Дополнения

    Упражнение « Старинная английская игра»

Цель: Внести оживление в работу группы, обсудить некоторые причины возникновения конфликтов.

Для этой игры понадобится небольшого размера приз победителю (это может быть конфета, маленькая игрушка, сувенир и т. д.). Требование к призу одно: он не должен быть хрупким, так как в процессе игры существует вероятность того, что он упадет на пол. Тренер заранее упаковывает приз (заворачивает в бумагу, кладет в коробку, перевязывает ленточками, заклеивает скотчем и т. д.).

Перед началом игры группа садится в круг, стулья придвинуты максимально близко друг к другу. Тренер включает веселую музыку и передает большой сверток с призом одному из сидящих рядом с ним участников. Тот, получив сверток, тут же передает его по кругу следующему игроку, тот - следующему и т. д.

Внезапно музыка прекращается, и участник со свертком в руках быстро начинает разворачивать приз. Он может это делать до тех пор, пока вновь не зазвучит музыка. С момента звучания музыки приз снова «путешествует» по кругу до следующей музыкальной паузы. Как только музыка замолкает, участник с призом в руках продолжает распаковывать его и при появлении звуков музыки передает по кругу дальше. Приз достается тому, кто сумеет окончательно развернуть его и взять в руки.

Обсуждение:

После того как участники поделились своими впечатлениями об игре, тренер задает следующие вопро­сы: «Если бы нас с вами попросили снять фильм о конфликтных людях на примере данной игры, то где и в какие моменты мы могли бы разыграть конфликты? Из-за чего могли бы возникнуть конфликты? Кто мог бы стать их потенциальными участниками и почему? Например, конфликт мог бы возникнуть в момент остановки музыки между участником, который разворачивает приз, и участниками, сидящими рядом. Можно было бы обвинить тренера в том, что он имеет предвзятое отношение к некоторым участникам и использовал это в моменты включения и выключения музыки и т. д.

Три упражнения на погружение в педагогическую проблему

3 Мини-лекция «Конфликтные типы личностей»

Цель: Познакомить участников с классификацией конфликтных типов личности Д.Скотта: «паровой каток», «скрытый агрессор», «разгневанный ребенок», «сверхпокладистый», «молчун», «жалобщик».

«Паровой каток». Люди этого типа считают, что все должны уступать им, они убеждены в собственной правоте. Главная угроза для них – подрыв их имиджа, поэтому они могут вести себя грубо, бесцеремонно по причине того, что боятся ошибки, после которой произойдет подрыв их имиджа.

«Скрытый агрессор». Такие люди стремятся причинить нам неприятности с помощью закулисных махинаций. Причем они вполне убеждены в своей правоте, в том, что именно они играют роль тайного мстителя, что они восстанавливают справедливость. Иногда их поведение вызвано тем, что они не обладают властью, чтобы действовать открыто.

«Разгневанный ребенок» . Эти люди не злы по своей природе, но время от времени взрываются подобно детям, у которых плохое настроение. Как правило, также вспышки бывают спровоцированы ощущением беспомощности, испугом, что в настоящий момент у них «земля уходит из-под ног» и они теряют контроль над ситуацией.

«Жалобщик». «Жалобщики», как правило, охвачены какой-либо идеей и обвиняют всех окружающих.

«Молчун». Причины скрытности таких людей могут быть самыми разными (враждебное отношение, плохое самочувствие, природная интровертированность и др.), и успех вашего общения будет зависеть от того, известна ли вам эта причина.

«Сверхпокладистый» . Когда такие люди встречаются нам, они кажутся приятными во всех отношениях: поддерживают любую нашу идею, всегда уступают в спорах, стараясь понравиться всем окружающим. Но, как правило, их слова расходятся с делом: вы полагаетесь на такого человека, а он в ответственный момент подводит вас, не выполнив того, что обещал.

Упражнение «Разговор по телефону»

Цель: Закрепить понятия, полученные в ходе мини-лекции.

Тренер выдает каждой группе карточку с обозначением одного из конфликтных типов личности (на одной карточке представлено одно название: «паровой каток», «скрытый агрессор», «разгневанный ребенок», «сверхпокладистый», «молчун», «жалобщик») и объясняет задание, начиная с ситуации: «Во время прогулки между Владом и Валерой произошел инцидент. Мальчики нашли божью коровку. Влад схватил жучка и, чтобы Валера не забрал, отбросилв сторону. Валера, с криком: «Ты убил божью коровку!», подбежал и ударил одноклассника. Воспитатель пожурила обоих мальчиков. Вскоре пришла мама Влада и устроила скандал.

Каждой группе надо придумать, что делала и что говорила мама в зависимости от типа конфликтной личности, указанного в карточке, а затем представить, что мама, разговаривая по телефону, пересказала свои слова и свои действия подруге. Этот разговор и следует передать группе.

На подготовку упражнения дается 7-12мин.

Затем участники делятся впечатлениями и пытаются ответить на вопрос, в каком случае учителю было бы труднее разрешить конфликт, а в каком легче.

Два упражнения на выход из педагогического конфликта

1. Упражнение «Достойный ответ»

Цель: Отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников.

Все слушатели по кругу произносят записанную фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого – достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.

Тренер спрашивает, легко ли было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе.

Текст карточек:

    Ты никогда никому не помогаешь.

    Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.

    Ты совсем не умеешь красиво одеваться.

    Почему ты на всех смотришь волком?

    С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений.

    Ты как не от мира сего.

    У тебя такой страшный взгляд.

    С тобой бесполезно договариваться о чем-либо. Ты все равно все забудешь.

    Посмотри, на кого ты похожа!

    Ты слишком много болтаешь ерунды.

    Что ты вечно на всех кричишь?!

    У тебя полностью отсутствует чувство юмора.

Ирина Луговская
Деловая игра «Педагог-родители: проблемы общения»

Одной из основных идей реформирования дошкольного образования на современном этапе является идея гуманизации, что означает правление высокой культуры общения , отношение к ребенку как к личности, уважение его прав и достоинств. А достичь этого можно, если между педагогом и семьей установлены отношения партнерства и сотрудничества, что предполагает равенство сторон, взаимопонимание, доброжелательность, взаимное уважение, заинтересованность в успешном осуществлении этого сотрудничества.

Установление отношений взаимодействия и сотрудничества зависит в первую очередь от воспитателя, его стремление найти путь к сердцу родителей. Вот почему наиболее актуальной в настоящий момент является проблема взаимодействия «педагог - родители » .

Взаимодействие, взаимосвязь, взаимообщение - именно они составляют одно целое - ОБЩЕНИЕ .

«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения » (Антуан де Сент Экзюпери) .

Общение - это искусство . Общение - это не только способность вступать в контакт, но и умение внимательно и активно слушать, понимать и принимать себя и других, изменять друг друга в процессе этого общения . Ведь, как важно понимать кого то, добиваться того, чего хочешь, не унижая и не обижая другого человека.

Проблема общения педагога с родителями может решаться успешно лишь при условии высокой доверительности и взаимного уважения одной и другой стороны. А достичь этого не всегда просто : для этого необходимо терпение и заинтересованность, обаяние и авторитет личности воспитателя.

И сегодня наши родители и воспитатели будут путешествовать по сложной, но интересной и увлекательной стране общения . Игры, моделирующие жизненные ситуации общения , помогут нам.

Условия коллективной мыслительной деятельности.

1. Уважай мнение каждого.

2. Четко формулируй мысли.

3. Принимай мысль другого без искажений.

4. Если мысль принята - развивай.

5. Не согласен - возражай.

6. Возражаешь - предлагай.

7. Кто не согласен с мнением группы, имеет право высказать свое.

8. Соблюдай регламент.

Ход ИГРЫ:

I. Сообщение целей и задач

ЦЕЛИ : 1. Вовлечение в активную учебную деятельность.

2. Выявление уровня подготовки участников по данной проблеме .

3. Формирование умения изложить устно знания по проблеме в условиях регламента.

4. Умение правильно пользоваться элементами устной речи - выступление, - вопрос, - ответ,

Возражение, -дополнение, - предложение и др.

5. Обмен опытом.

6. Повышение уровня знаний и умений по данной проблеме .

ЗАДАЧИ : подготовка педагогов к пониманию отношений партнерства и сотрудничества в работе с родителями через успешное решение педагогических задач , упражнений и ситуаций. Развитие педагогического такта , умения убедить.

II. Деление на группы по ролям.

III. Определение экспертной группы.

1. Игра-разминка «Скажи другому комплимент»

Цель : всем участникам предлагается по очереди передавать в руки друг друга розу и говорить что-нибудь приятное. Это может касаться личных качеств, внешности, манер и т. д.

2, Обсуждение вопросов участниками двух команд

Какими бы вы хотели видеть сегодня взаимоотношения педагогов и родителей ?

Какого человека хотели бы Вы, чтобы видели в Вас родители

(воспитатели-коллеги?

общении друг с другом ?

(воспитатель) не прав?

3. Произнесите фразы с различными оттенками голоса :

«Прошу Вас» «Извините»

задумчиво,

требовательно,

виновато,

радостно,

с мольбой.

печально,

с сожалением,

заикаясь,

с удовольствием,

с мольбой,

вопросительно,

задумчиво,

4. Анализ педагогических ситуаций

«Телефон доверия» - отвечают воспитатели.

а) - Меня поразил вчера наш сын. Ему 5 лет. В автобусе он толкнул пожилую женщину. Мы, конечно, отругали его за это. Но, как нам воспитывать ребенка дальше? Каков ваш ответ родителям?

б) - Наш ребенок дома отказывается выполнять ту работу, которую он охотно выполняет в д/с. Посоветуйте, что нам делать?

Что вы ответите родителям?

5. Упражнение - откровение «Назовите 5 самых»

Ведущий громко произносит фразу : «Назовите 5 самых.»

а) «родители» и «воспитатели» сразу отвечают по очереди (упражнение проводится в виде соревнования. Побеждает та группа, которая дала более ответов).

НАЗОВИТЕ 5 САМЫХ

1. близких вам людей,

2. ласковых слов ребенку,

3. лучших слов выражения благодарности родителям,

4. веселых событий в жизни вашей семьи,

5. удачных слов-приветствий родителям,

6. главных дел,

7. дорогих мест,

8. хороших качеств личности вашего ребенка,

9. презираемых качеств человека,

10. несчастных явлений в жизни,

11. типичных замечаний детям,

12. вежливых слов, часто употребляемых в вашей семье,

13. ценных, на ваш взгляд, качеств личности воспитателя,

14. одобряющих ребенка высказываний воспитателя,

15. ценных качеств личности родителя, ; !f

16. обсуждающих ребенка высказываний воспитателя.

6. Решение конфликтных ситуаций

а) для родителей.

Вечером за Леной пришла уставшая мама и, увидев, что дети сами одеваются, а воспитатель со стороны наблюдает за этим, высказала свое мнение : «Конечно, вам нет дела до того, как дети выйдут на прогулку. И шарфы не завязаны, и пуговицы не застегнуты, а потом они у вас болеют.»

Раздраженная Нина Яковлевна, проработавшая день без няни, ответила, что она за детьми не смотрит, на прогулку они выходят одетыми. «А вот Лена ваша до сих пор одеваться не научилась, хотя уже большая, ей 5 лет!» - парировала она. Слово за слово - и взрослые поссорились на глазах у детей.

1. В чем вы видите суть конфликта?

2. Найдите пути погашения конфликта.

3. Как вы думаете, кто в этой ситуации прав?

б) для воспитателей.

Воспитателей беспокоило поведение Светы : девочка не играла с детьми , на занятиях не отвечала на вопросы, была пассивна. Своими наблюдениями они поделились с мамой Светы, дали ей советы, как

(воспитатели-коллеги?

Какого человека хотели бы вы, чтобы видели в вас родители (воспитатели - коллеги?

Какие правила должны соблюдать воспитатели и родители в общении друг с другом ?

Что вы будете делать, когда увидите, что родитель (воспитатель) не прав?

задумчиво,

Правила поведения в конфликтной ситуации

1. Сохранять спокойствие и заинтересованность.

2. Уметь поставить себя на место другого.

3. Дать возможность родителю высказаться.

4. Стараться говорить просто и по-существу.

5. Не расширять предмет конфликта, если надо - извинитесь, принято решение - примите или пообещайте, что выполните в ближайшее время.

6. Поддерживайте доброжелательные отношения, не допускайте категоричной формы ведения разговора.

7. Не переходить на личности, не допускать оскорблений личного достоинства.

8. Если можно, свести проблему к юмористической стороне.

9. Не перекладывайте всю вину на родителя, постараться осознать, что конфликт неприятен и ему.

10. После конфликта не избегать общения с родителями , а дать им возможность успокоиться и, если надо, через некоторое время побеседовать с ним :

«Так чем же вызвана Ваша реакция? Давайте поговорим о случившемся!»

11. Не допускать, чтобы отрицательные эмоции захватили настолько, что воображаемые педагогом размеры конфликта превышали реальные.

12. Важно помнить, что лучший способ избежать конфликта - не спешить с выводами. При анализе ситуаций задавать себе вопрос :

«Правильно ли я поступила? А как чувствует себя в этой ситуации родитель?»

Ведущий педагог дополняет ответы в случае необходимости. Зачитывает «5 способов поведения человека в конфликтной ситуации» .

*5 способов поведения человека - в условиях конфликта

1. «Уход» от возникшего противоречия, несогласия (перевод разговора в другое русло) .

2. «Сглаживание» один из способов погасить конфликт :

(один из собеседников либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но только на минуту («Да, я сегодня раскричался что-то» ).

3. «Компромисс» - конфликтующие стороны приходят к среднему решению («Позвоните попозже, это не срочный договор.» )

4. «Конфронтация» - самый неблагоприятный, когда никто не принимает во внимание позицию собеседника, его мнение. На примирение нет и намека.

5. «Принуждение» - собеседник, пользуясь своим нравом, запрещает даже разговаривать на тему, вызвавшую страшный спор.

Экспертная группа подводит итоги и определяет победителей.

Всех участников игры награждают цветами «Радость общения » и желают им не забывать золотое правило этики :

Относитесь к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.


1. Непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение 2. Отсутствие единства требований в семье и детском саду. 3. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера




Все педагоги считают необходимым тесно сотрудничать с семьей для успешного воспитания. Все педагоги стремятся учитывать в своей работе пожелания родителей. Большинство педагогов считают, что делают все возможное для достижения сотрудничества с родителями. Педагоги детского сада используют следующие методы и формы работы с родителями: - родительские собрания - консультации - индивидуальные беседы - анкетирование - посещение семей на дому - совместное творчество - праздники - рекомендации - мастер класс - выставки - общение в интернете - проводят семинары - размещают печатные материалы в уголках для родителей Все педагоги считают данные формы работы с родителями – эффективными. Все педагоги стараются повысить свою компетентность в сфере общения с родителями, через: изучение литературы - советы с психологом - Телепередачи - курсы повышения квалификации - интернет


В процессе общения, возникают трудности следующего характера: - родители не проявляют интереса к сотрудничеству. - избегают контакта с педагогами - не активны в жизни группы - проявляется непонимание со стороны родителей - наблюдается безответственное отношение к собственным детям - нехватка времени для взаимодействия с родителями - проявление скрытности в разговоре - не все родители прислушиваются к советам, пожеланиям и просьбам педагога.




Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников; Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями; Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями; Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность...


Умение преодолевать психологические барьеры общения Владение методами изучения семьи Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье Умение ориентироваться в информации Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.


Игра-инсценировка «Как поступить?» Каждая команда придумывает конфликтную ситуацию «воспитатель родитель», объявляет её другой команде. Каждой команде необходимо проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации. (мама предъявляет претензию, воспитатель находит выход).


«Кто эта маска?» Цель: Развивать умение производить впечатление в соответствии с выбранным образом. Предлагаю командам разыграть образы родителей: «Рубаха парень», «вечно недовольный», «сомневающийся», «интересующийся». Каждая команда выбирает по два образа, называть в слух не надо, пусть команда соперников угадает тот образ, который вы изобразите.




Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке это лучший способ расположить родителей к себе. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.


Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника» Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями. В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества. Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей. Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними. Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей. Обладает развитыми коммуникативными навыками.