Как рассчитывают пасху православные. Как посчитать даты Пасхи. (с благодарностью). Постановление Вселенского собора

Слово "праздник" является однокоренным к слову "праздный", то есть не занятый какими-то делами, заботами. Таким образом, праздновать что-либо означает отложить свои житейские обычные дела ради воспоминания какого-то события. Православные праздники восходят ко временам Ветхого Завета. К ним примыкают праздники, получившие свое начало в Новозаветное время. Каждый из них посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников, поэтому в своих службах Церковь прославляет тех, кому посвящен известный день года.

Признавая праздники полезными с точки зрения благочестия, Церковь всегда сообщала их празднованию торжественный характер, при этом необходимым условием считалось совершение таинства Евхаристии или причащение Святых Таин. Сообразно этому была устроена и вся жизнь христиан в праздничные дни: они освобождали себя от мирских занятий и трудов, не устраивали шумные увеселения, пиршества, но освящали их благотворениями в пользу Церкви и бедных.

В 4-6 веках покровительствовавшие Церкви византийские императоры издали закон, которым запрещалось нарушать святость праздников отправлением общественных должностей и судопроизводства, запрещены были также забавы и увеселения, например, театральные представления, поединки и конские скачки. Император Константин Великий запретил производить в воскресные дни торговлю. Следуя этим и другим законодательствам, праздничные дни и по сей день отличаются от обыкновенных дней освобождением от трудов и работ, торжествами, некоторыми обрядами и церемониями, придающими отличительный характер тому или иному празднику. Такие законы есть в других государствах, исповедывающих христианство, а также у иудеев и магометан.

По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей - неподвижной и подвижной.

Неподвижная часть церковного календаря - это юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с григорианским. Эти праздники приходятся ежегодно на одно и то же число одного и того же месяца.

Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи . Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния).
Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников.

Пасха (Воскресение Христово) - установлен в честь воскресения Иисуса Христа (центральный еврейский праздник в память об Исходе из Египта) .
Пасха должна быть в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния (полнолуние после весеннего равноденствия).


Двунадесятые праздники.
Двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Входят в число великих праздников:

Многие задают вопрос, как узнать, когда большинство христиан в России и странах СНГ будет праздновать пасху в 2015, 2016 и тд годах.

После Пятидесятницы (см Деяния) христиане начали совершать первые литургии, по форме схожие с Песахом. Литургии совершались как Тайная Вечеря - Пасха страданий, связанная с Крестной смертью, и воскресением Христа. (Источник — wikipedia.org)

Этот же сайт дает объяснение вычисления даты восточной Пасхи:

Православная Пасха рассчитывается по Александрийской Пасхалии:

где - остаток от деления нацело a на b.

Если значение Полнолуние(Y)< 32, то дата полнолуния будет в марте;

Если значение Полнолуние(Y)>= 32, то следует вычесть 31 день, и получится дата в апреле.

Формула Гаусса вычисления Пасхи :

Остаток от деления;

a = + 15) /30] (например, = 12, а= [(19 · 12 + 15)/30]= 3, Полнолуние(2007)= 21 марта+3=24 марта)

b = [(2· + 4· + 6·a + 6) / 7] (например, = 3,=5, итак для 2007 года b=1)

Если (a + b) > 10, то Пасха будет (a + b − 9) апреля ст. стиля, в противном случае - (22 + a + b) марта ст. стиля. Получаем 22 + 3 + 1 = 26 марта (ст. ст) или 26 марта + 13 = 8 апреля (н. ст.)

Дата Пасхи может попадать в период от 22 марта до 25 апреля по ст. стилю. (В XX-XXI веках это соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по н. стилю). Если Пасха совпадает с праздником Благовещения (7 апреля), то она называется Кириопасха (Господня Пасха).

Православные христиане к чудесным свидетельствам Пасхи относят схождение Благодатного Огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, которое происходит в Великую Субботу перед православной Пасхой.

Почему каждый год Пасха празднуется в разное время?

Современная Пасха – это не тот праздник, который отмечал Христос и который выпадал всегда на один и тот же день – 14 Нисана. В этот праздник было привнесено много языческого, о чем свидетельствует и привязка его даты к солнечному и лунному циклу. Определение даты празднования Пасхи обсуждалось на Первом Вселенском Соборе 325 года по Р.Х. Чтобы не праздновать ее вместе с иудеями в один день, было принято решение установить этот праздник в первое воскресенье после полнолуния, наступающего после весеннего равноденствия. Если первое полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется на следующее.

Так как день весеннего равноденствия — 21 марта, то празднование Пасхи может приходиться на период с 4 апреля по 8 мая. Так как в православной и католической церкви используют разные календари, то и празднование Пасхи православной и католической приходится на разные дни

Христианская Пасха празднуется весной , но день празднования - не определенная дата, он определяется по лунно-солнечному календарю. Этот день выпадает на период от 7 апреля (22 марта) до 8 мая (25 апреля).

Чтобы вычислить день Пасхи , можно пользоваться пасхалиями - специальными таблицами, которые составляет православная церковь. От сроков Пасхи зависят сроки других праздников, числа которых меняются каждый год. Это переходящие праздники: Вознесение Христа - сороковой день после Пасхи, Троица (Пятидесятница) - пятидесятый день после Пасхи, День Святого Духа - следующий день после Троицы.

Можно самостоятельно вычислить сроки Пасхи . Немецкий математик Гаусс в XVIII веке предложил формулу для определения дня Пасхи по григорианскому календарю. Расчет производится по значению математических величин, обозначенных (для простоты) буквами а, б, в, г, д. Каждая буква равняется следующему значению:

а - остатку от деления числа года на 19;

б - остатку от деления числа года на 4;

в - остатку от деления числа года на 7;

г - остатку от деления на 30 выражения 19а + 15;

д - остатку от деления на 7 выражения 2б + 4в +6г + б.

Найденные значения «г» и «д» используются для окончательного решения задачи.

Пасха отмечается после дня весеннего равноденствия и, следовательно, приходится на март или апрель .

Если выражение г + д будет меньше числа 9, Пасха этого года будет в марте по старому стилю, а ее день будет равен 22 + г + + д.

Если же г + д больше 9, Пасха будет апрельской (по старому стилю), а дата ее празднования равна г + д - 9.

При расчете не следует забывать, что в 1918 году наша страна перешла на новый календарный стиль, который «обогнал» старый стиль на 13 дней. Следовательно, к рассчитанному числу нужно прибавить 13.

  • Пасха в 2008 - 27 апреля;
  • Пасха в 2009 - 19 апреля;
  • Пасха в 2010 - 4 апреля;
  • Пасха в 2011 - 24 апреля;
  • Пасха в 2012 - 15 апреля;
  • Пасха в 2013 - 5 мая;
  • Пасха в 2014 - 20 апреля;
  • Пасха в 2015 - 12 апреля;
  • Пасха в 2016 - 1 мая;
  • Пасха в 2017 - 16 апреля;
  • Пасха в 2018 - 8 апреля.

В христианской традиции существует особая методика, которая поможет любому верующему узнать, как рассчитать дату Пасхи. Но даже после изучения специальных таблиц могут оставаться вопросы.

Почему Пасха всегда выпадает на разные дни, как высчитывается день праздника? Все ответы на ваши вопросы – в этой статье.

Пасхальный календарь

Система, по которой принято определять дату Светлого воскресенья, называется пасхалией. В наше время православная и католическая церковь используют разные пасхалии из-за различий в календарях.

Русская Церковь вычисляет дни праздников по старому стилю – юлианскому календарю, созданному ещё в 45 г. до н. э.

Существуют разные способы расчёта, но в народе принято использовать метод, открытый ещё в XIX веке. В наше время очень легко узнать день празднования, просто обратившись к таблицам с уже готовыми данными.

К примеру, ниже вы сможете найти даты католической и православной Пасхи и Песаха, рассчитанные до 2033 года.

Почему Пасха каждый год в разные дни

Первоначально дата христианской Пасхи зависела от Песаха, иудейской Пасхи. Евреи пришли в Египет в XVIII веке до н. э. и были с радушием приняты жителями страны. Однако сменившаяся на престоле династия поработила несчастный народ.

Долгие три сотни лет их труд нещадно эксплуатировался, и лишь в середине 13-го века до н. э. по воле Бога они смогли покинуть государство. С тех пор Исход широко празднуется иудеями в Песах.

В этот же день, много столетий спустя, был распят Иисус Христос. Это случилось 14 нисана (соответствует марта и апрелю в Григорианском календаре), при полной луне, сразу после весеннего равноденствия. На третий день, названный в честь этого события воскресеньем, Иисус Христос вернулся к жизни, т. е. воскрес.

До IV века Пасха праздновалась в два дня: некоторые отмечали её 14 нисана в память об Исходе, другие – в первое после 14 числа воскресенье. В 325 г. первый Вселенский Собор пришёл к выводу, что нужно выбрать единую дату, и было решено праздновать Пасху после иудейской.

Однако раскол, случившийся в 1054 году, привёл к появлению самостоятельной Римско-Католической Церкви, которая с 1582 г. стала пользоваться Григорианским календарём. РПЦ продолжает праздновать Пасху по Юлианскому летоисчислению.

Как высчитывается дата

В 325 году первый Никейский собор установил единый день празднования Пасхи, а также вывел определённые правила, по которым рассчитывается дата.

Согласно этим предписаниям праздник отмечается в первое воскресенье с наступлением полнолуния, в день весеннего равноденствия или после него. При этом христианское торжество не должно было отмечаться раньше Песаха. Если эти два события совпадали, ждали нового полнолуния.

Таким образом, Пасха не может наступить раньше 4 апреля и позже 8 мая по Новому стилю.

Расчёты даты представляют собой достаточно сложный и трудоёмкий процесс, требующий высокого уровня астрономических знаний. Традиционно этим занималась Александрийская Церковь, которая могла с высокой точностью вычислить пасхальные полнолуния, а затем сообщала результаты остальным церквям.

Как определить дату Пасхи

Существуют и более простые способы вычислить дату православной Пасхи, из которых наибольшей популярностью пользуется метод немецкого математика XIX века Карла Гаусса.

С помощью этих формул можно узнать дату Пасхи на любой год.

Для этого число года делится на 19, 4 и 7. Чтобы сделать расчёты более понятными, обозначим первый остаток буквой «а», второй – «b», а третий – «c». Следующий шаг – нахождение остатка от (19 * а + 15) \ 30. Результат этого вычисления назовём буквой «d». Остаток последнего уравнения (2 * b + 4 * с + 6 * d + 6) \ 7 представим в виде буквы е.

Если сумма d и е будет меньше или равняется 9, значит праздник выпадает на март. Чтобы определить день Пасхи для марта, нужно прибавить к 22 значение d и e. Если сумма больше 9, то из неё нужно вычесть 9, и это будет днём Пасхи для апреля. Поскольку в 1918 году в России установился новый стиль календаря, к полученному результату нужно прибавить 13.

Приблизительно определить день праздника можно отсчитав 48 дней с момента начала Великого поста.

Даты Православной и Католической Пасхи с 2019 до 2033 года

Год Католическая Пасха Православная Пасха
2019 21 апреля 28 апреля
2020 12 апреля 19 апреля
2021 4 апреля 2 мая
2022 17 апреля 24 апреля
2023 9 апреля 16 апреля
2024 31 марта 5 мая
2025 20 апреля
2026 5 апреля 12 апреля
2027 28 марта 2 мая
2028 16 апреля
2029 1 апреля 8 апреля
2030 21 апреля 28 апреля
2031 13 апреля
2032 28 марта 2 мая
2033 17 апреля 24 апреля

Пасха – один из древнейших и наиболее почитаемых христианских праздников. В этот светлый день верующие празднуют воскресение Иисуса Христа, Спасителя человечества, и окончание самого строгого поста. Устав

Пасха (православная пасхалия) определяется по правилу которое было установлено на Первом Вселенском Соборе (325 г), в городе Никее. По этому правилу Пасха бывает в первое воскресенье после весеннего полнолуния и после иудейской Пасхи. Постановления (каноны) Вселенских Соборов нельзя менять.

Римская Церковь в 1054 году отделилась от Православной Церкви. С тех времен они произвели много изменений. Одно из них было введение так называемого «нового календаря». За Римской Церковью последовали и протестанты. Из за этого у них бывает, что иудейская Пасха бывает после их Пасхи, что является нарушением постановления Первого Вселенского Собора.

Как определяется дата Пасхи?

Определение даты Пасхи — один из самых древних спорных вопросов в истории Церкви.
В период со II по VIII в. проходили многочисленные дискуссии на эту тему: раскол четыредесятников во II в., первые установления пасхальных циклов в III в., спор на Никейском Соборе 325 г. и другие.

Изначально почти все христиане совершали Пасху по иудейскому календарю, и лишь меньшинство («четыредесятники») совершали ее 14 числа месяца нисана (первый месяц иудейского календаря), и еще другие в воскресенье, следовавшее за этой датой.

Первые таблицы расчета появились во II в., изобилуя многими противоречиями, поскольку иудейский пасхальный праздник является неподвижным по лунному календарю и подвижным по календарю солнечному…

Лунный год короче солнечного ровно на 11 и 1/4 дня, следовательно, фиксированный день (14 число нисана), согласно солнечному календарю, постоянно сдвигается, то же самое происходит и с мусульманским Рамаданом.
Через определенные промежутки времени необходимо добавлять один месяц, в этом случае год называется «эмболическим». Серия расчетов, установленных для определения даты празднования Пасхи называется «пасхальными правилами» (Пасхалией).

Таким образом, история оставила нам расчет Ипполита , сделанный в 222 г. и охватывающий 16-летний период; в 243 г. один неизвестный латиноязычный автор предложил внести некоторую поправку, приняв 28 марта за дату новолуния.

Спустя несколько лет был составлен так называемый «laterculus Augustalis», который установил более точный восьмидесятичетырехлетний пасхальный цикл, использовавшийся в Риме с 213 по 312 г., когда он был заменен на paschalia Romana supputatio vetus, также с восьмидесятичетырехлетним циклом, в котором дата Пасхи должна была обязательно приходиться на день между 25 марта и 21 апреля.

Христианский Восток изначально придерживался шестнадцатилетнего цикла, рассчитанного епископом Дионисием Александрийским («Paschalia Alexandrina», «Александрийская Пасхалия»).

Мы почти ничего не знаем об этом цикле, кроме того, что он не допускал совершения Пасхи до равноденствия.

Около 280 г. утвердился Анатолий, епископ Лаодикии Сирийской, известный составитель пасхалий, создавший систему, в целом используемую и сегодня.
Он установил девятнадцатилетний цикл с 235 лунными месяцами, соответствующими 19-ти юлианским годам, в котором Пасха не должна была быть раньше равноденствия, приходящегося на 19 марта, и позднее 25 апреля.

В ходе спора начала IV в. другой Александрийский епископ, Петр, защищал традиционные иудейские расчеты от критики некоего Трицентия: подобная дискуссия продлилась вплоть до Никейского Собора 325 г., пройдя через Собор, состоявшийся в Арле в 314 г., чтобы установить дату, которая не зависела бы от «иудейской традиции» (которая, впрочем, не уточняется).

Эдиктом императора Константина запрещалось совершать Пасху до равноденствия, исключенного из иудейских расчетов после разрушения Иерусалимского храма.

Таким образом Собор практически узаконил правило, установленное «Рaschalia Alexandrina».
Впоследствии имели место многие другие пасхальные споры, связанные с вопросами, возникавшими в различных поместных Церквах как на Востоке, так и на Западе и, наконец, с введением нового астрономического календаря, установленного Папой Григорием XIII в 1582 г., исправлявшего ошибки древнего юлианского календаря.

До сих пор существуют раскольнические Церкви, возникшие из-за споров о датах и календарях, как, например, так называемые греческие «старостильники» и другие.