«Хиросима-шик»: Как японская феминистка Рей Кавакубо поставила под сомнение западные идеалы красоты и покорила мир моды. Школа стильных образов и идей Рей кавакубо цитаты

Rei Kawakubo: аромат японских чернил и... смога курящихся фимиамов

"У меня нет учителей. Я сама по себе "
Рэй Кавакубо

Рей Кавакубо (Rei Kawakubo, Япония) — известный авангардный дизайнер, создавшая парфю-мерную нишевую марку Comme des Garcons. Философия Рей Кавакубо гласит, что показывать стоит только то, чего еще никогда не было. Она эффект-нейшим образом подвергла сомнению пропорции челове-ческого тела, вшивая «горбы» в свои модели. Мне хотелось показать силу и красоту, возникающие при повторении или аккумуляции того или иного эффекта — говорит Рей Кавакубо. Эстетика основа-тельницы «Comme des garcons» следует японской традиции. «Красота — это необяза-тельно красивость», а «несовер-шенство и нерегу-лярность — признаки настоящей жизни». Философию марки — концеп-туаль-ность несовмес-тимого. На такие идеи и коллекции японских дизайнеров в Европе сразу навесили ярлык «анти-моды». Покорившие Европу в 80-е японские модельеры Реи Кавакубо, Йоши Ямамото, Иссей Мияке, в 90-е продолжали шокировать публику смещёнными пропорциями, искажённым силуэтом, сочетаниями из прямых линий и ассиметрии. Они радикально изменили представ-ления о женской красоте. На сегодняшний день основа-тельница марки Comme des Garcons Рей Кавакубо по праву носит звание Королевы Авангарда. Многие из тех кто, работает в мире моды, считают Кавакубо одним из наиболее влиятельных дизайнеров сегодня, и даже

Рей Кавакубо (Rei Kawakubo, Япония) — известный авангардный дизайнер, создавшая парфю-мерную нишевую марку Comme des Garcons. Философия Рей Кавакубо гласит, что показывать стоит только то, чего еще никогда не было. Она эффект-нейшим образом подвергла сомнению пропорции челове-ческого тела, вшивая «горбы» в свои модели. Мне хотелось показать силу и красоту, возникающие при повторении или аккумуляции того или иного эффекта — говорит Рей Кавакубо. Эстетика основа-тельницы «Comme des garcons» следует японской традиции. «Красота — это необяза-тельно красивость», а «несовер-шенство и нерегу-лярность — признаки настоящей жизни». Философию марки — концеп-туаль-ность несовмес-тимого. На такие идеи и коллекции японских дизайнеров в Европе сразу навесили ярлык «анти-моды». Покорившие Европу в 80-е японские модельеры Реи Кавакубо, Йоши Ямамото, Иссей Мияке, в 90-е продолжали шокировать публику смещёнными пропорциями, искажённым силуэтом, сочетаниями из прямых линий и ассиметрии. Они радикально изменили представ-ления о женской красоте. На сегодняшний день основа-тельница марки Comme des Garcons Рей Кавакубо по праву носит звание Королевы Авангарда. Многие из тех кто, работает в мире моды, считают Кавакубо одним из наиболее влиятельных дизайнеров сегодня, и даже те, кто не любит ее модели, признают, что они сильно повлияли на развитие моды.

Парфюмерные линии :

  • Comme des Garcons
  • Comme des Garcons Homme (1978)
  • Tricot Comme des Garcons (1981)
  • Robe de Chambre Comme des Garcons (1981)
  • Comme des Garcons Homme Plus (1984)
  • Comme des Garcons Homme Deux (1987)
  • Comme des Garcons Noir (1987)
  • Comme des Garcons Shirt
  • White by Comme des Garcons
  • Junya Watanabe Comme des Garcons (1992)
  • Comme des Garcons Comme des Garcons (1993)
  • Comme des Garcons Homme Homme (1998)
  • Odeur 53 by Comme des Garcons (1998)
  • Comme Des Garcons 2 год выпуска (2000)
  • Odeur 71 by Comme des Garcons (2000)
  • Comme Des Garcons 3 год выпуска (2002)
  • Pearly Monster by Comme des Garcons (2006)

Селективные парфюмерные линии «Comme des Garcons»:

  • Comme des Garcons Series 1: Leaves
    • Calamus
  • Comme des Garcons Series 2: Red
    • Carnation
    • Harissa
    • Palisander
    • Sequoia
  • Comme des Garcons Series 3: Incense
    • Avignon
    • Jaisalmer
    • Kyoto
    • Ouarzazate
    • Zagorsk
  • Comme des Garcons Series 4: Cologne
    • Anbar
    • Citrico
    • Vettiveru
  • Comme des Garcons Series 5: Sherbet
    • Cinnamon
    • Peppermint
    • Rhubarb
  • Comme des Garcons Series 6: Synthetic
    • Dry Clean
    • Garage
  • Comme des Garcons Series 7: Sweet
    • Burnt Sugar
    • Nomad Tea
    • Spicy Cocoa
    • Sticky Cake
    • Wood Coffee
  • Comme des Garcons Series 8: Guerrilla
    • Guerrilla 1
    • Guerrilla 2

Хотя признание Comme des Garcons во всем мире возросло с той поры, когда Кавакубо появилась в Европе, экспорт занимает лишь 10% всех продаж этой марки. Четверть магазинов, продающих продукцию Comme des Garcons, расположена вне Японии и в них продается лишь малая часть линий этой марки. Homme, Homme Deux, Tricot и Robe de Chambre - линии, которые создаются в основном для японского рынка. Говорят, что одежда Comme des Garcons по популярности превосходит Yamamoto и Issey Miyake, вместе взятых. Рей Кавакубо до сих пор является первым лицом и владелицей Comme des Garcons Ltd. Она диктует всю художественную и бизнес политику своей компании. После успешного завоевания рынка вне Японии, за пределами «страны восходящего солнца» стало развиваться и производство одежды Comme des Garcons - главным образом во Франции. Кавакубо в течение долгого времени противостоит попыткам лицензирования продукции Comme des Garcons. Только одна итальянская фирма Pallucco имеет право производить фурнитуру под этим именем.

Rei Kawakubo:

Рей Кавакубо родилась в Токио в 1942 г. Рэй училась философии в престижном университете Кэйо. Не получив специального образования дизайнера одежды, она изучала изящные искусства и лите-ратуру, поэтому ей легко удается рассказать свои идеи конструк-торам и швеям. После окончания учебы Кавакубо работала в текстильной компании и пробовала свои силы в качестве стилиста.

В 1969 г. она придумала свой лейбл, назвав его словами из песни - Comme des Garcons (от фран. - "подобно мальчикам", "по-мальчишески"). Но, по словам предста-вителей компании, никакого особого смысла Рей в название не вкладывала. Первые ее коллекции были выдержаны исключи-тельно в сером, бежевом, а главное - в черном цвете. И когда модельер, которая и сама одевается исключительно в черное, ввела в свои работы цвет, это вызвало определенную сенсацию. Часто, не имея возмож-ности нарисовать контуры модели, Рэй "на пальцах" объясняла своим дизайнерам, что она хочет увидеть в материале.

В 1973 г. в Токио была основана целая компания Comme des Garcons Cо. Ltd. Comme des Garcons специализируется на так называемой анти-моде, строгих и подчас деконструктивных моделях, в которых иногда отсутствуют рукава или другие компоненты. Эта одежда, преимущественно черного цвета, темно-серая и белая, часто демонстрируется с ботинками-комбат.

В 1978 г. Кавакубо запустила мужскую линию. В этом же году выходит в свет аромат Comme des Garcons Homme .

В 1980 году Рэй переезжает в Париж. Ее фирма Comme des Garcons специализируется на "антимоде": деструктивных моделях с утрированно большими плечами, двойными воротниками, карманами, расположенными "вверх", и с "дырами" на самых неожиданных местах.

В 1981 году Рей выпускает ароматы Tricot Comme des Garcons и Robe de Chambre Comme des Garcons .

В 1982 г. Comme des Garcons была принята в члены парижского Синдиката Pret-a-Porter. В это же время был открыт и первый именной бутик в Париже. После успешного "вторжения" в столицу моды, одежда Comme des Garcons часто становится объектом выставок во всем мире.

В 1984 выпущен аромат Comme des Garcons Homme Plus .

В 1987 году Рэй Кавакубо была удостоена титула лучшего дизайнера, присуждаемого престижным парижским модным изданием Journal de Textile. В этом же году выходят три аромата: Comme des Garcons Homme Deux , Comme des Garcons Noir и Comme des Garcons Shirt .

С 1992 года под маркой Comme des Garcons начал выпускать свои модели молодой японский дизайнер, протеже Рей Кавакубо, Джуния Ватанабе. В этом же году выходит аромат Junya Watanabe Comme des Garcons .

В 1993 году выпускает аромат Comme des Garcons Comme des Garcons . Аромат и мужской и женский одновременно. Для мужчин он не будет приторным и слащавым, а для женщин не станет черезчур строгим и консервативным. По задумке его создательницы, этот аромат должен был действовать на человека подобно лекарству, придавая ему энергию - своего рода ароматный аналог кофе. Его авангардная концепция основывалась на древней индийской медицине - аюрведе. Эксклюзивность этого создания подчеркивала вакуумная упаковка - покупатель знал, что этот аромат предназначен только для него.

В 1995 году Дом Comme des Garcons выпустил его в новом дизайне новую версию аромата Comme des Garcons , как аромат Comme des Garcons Comme Love Hurts . Концепция аромата такова: черный аромат, словно японские чернила, которыми написаны древние манускрипты, контрасты и сочетания, свет и тень. Это захватывающая игра между мужчиной и женщиной, формула любви на острие намека.

В 1997 году коллекция одежды от Реи Кавакубо, ставит под вопрос пропорции тела. Набивая нелепого покроя клетчатые юбки и блузки подушками и толстыми прокладками, Кавакубо превращает своих манекенщиц в деформированных и горбатых монстров. Модельер, получившая образование в Токио, придерживается японской эстетики, где неправильность и несовершенство традиционно ценятся как признак живого. Она говорит о себе как о модельере, но ее видение моды более свойственно не модельеру, а скульптуру. Сегодня кружевной пуловер от Кавакубо можно увидеть в Лондонском музее современного искусства, но в своё время ей стоило огромного труда разъяснить критикам прелесть этого дырявого, словно проеденного молью, предмета. Согласитесь, научить вязальную машину время от времени спускать петли так, чтобы это выглядело, как будто пуловер вышел из мастерской вязального кружка «неумелые ручки» - большое искусство. Ее одежда для тех, кто одевая ее, получает от этого определенную энергию.

В 1998 году выпускает аромат Comme des Garcons Homme Homme и Odeur 53 by Comme des Garcons . Главной особенностью аромата Odeur 53 стало полное отсутствие структуры. Нельзя выделить начальную, серединную и конечную ноты. Необычный, авангардный и притягательный своей загадочностью аромат создан на основе 53-х запахов неорганических материалов таких как: песок пустыни, огонь, каучук, кислород.

В 2000 году, еще одним сюрпризом, стал выпуск парфюма Odeur 71 , состоящего из 71-го ингридиента, среди которых такие "офисные" запахи, как запах чернил и факсового тонера. Таинственный букет, объединяющий в себе искус-ствен-ные альдегиды и натуральные ароматы апельсина, мандарина и магнолии. Это его светлая сторона. Но у Востока есть и обратная сторона - черная, которая родилась в сочетании аромата японских чернил для калиграфии и смога курящихся фимиамов. Этот необычный союз подчеркивается ориентально-шипровой композицией из пачули, лабданума, амбры, ветивера, китайского кедра, можже-вело-вого масла и корня ангелики.

В 2002 году Рей создает аромат Comme de garcon - 3. Толчком к созданию аромата явилась фотография целого поля застывшей лавы, где рос крошечный цветок, сумевший найти свой путь к свету. Вначале была выстроена комбинация дымных нот, но запах не получался, в нем не хватало обаяния жизненной силы., которая была на фото. И тогда Рэй поняла, что попав в экстремальные условия, цветок стал наполовину... механическим.Чтобы воспроизвести его аромат был специально изобретен парфю-мерный компонент — rose oxide , сочетающий аромат розы с холодными метал-личес-кими нотами. И получился образ воображаемого цветка - бесцветный, бесте-лесный, пробуж--дающий тайные инстинкты. Этот основной аромат как бы окружают темы свежей зеленой скорлупы несорванного лесного ореха и шелко-вистые ноты замши и фиалки, также синтези-рованные специально для Comme de garcon - 3 . Получился смелый и изменчивый, древесно-метал-ли-ческий запах с тоном зелени. Начальные ноты: мандарин, лист магнолии, лист гингко билоба, базилик, бутон черной смородины, горошки красного переца; Ноты «сердца»: корень ангелики, кардамон, мулава, бессмертник, райские зерна, лист черной розы, лист фрезии, жасмин самбак; Конечные ноты: ливанский кедр, сандал, гайяк, яванский ветивер, пачули, березовая эссенция, фимиам олибанума, амбра. Аромат универсальный, подходит и для вечера и для дневных встреч.

В 2004-2005 гг. одним из самых ярких событий открывшейся в Париже недели мужской моды стал показ коллекции «Осень-зима 2004/2005» Дома моды «Comme des Garcons». «Я всегда начинаю с того, что забываю все, что делала раньше, и игнорирую все, что уже существует. Меня может вдохновить случайная фотография, человек на улице, чувство или ощущение, ничего не значащий, может быть, даже бесполезный и выброшенный в мусорную корзину предмет - все что угодно. Самое трудное - начало, концепция коллекции. Самое интересное - закончить коллекцию вовремя...»

Pearly Monster White Comme des Garcons , но теперь его «одели» в джерси, украшенное черным продолговатым бисером и жемчужинами. Парфюмерная

В конце 2006 года Comme des Garcons сделал своим поклонникам необычный новогодний подарок: она подарила им «жемчужного монстра». Именно так переводится название нового парфюма Pearly Monster . Этот лимитированный выпуск заключен во флакон, аналогичный аромату White Comme des Garcons , но теперь его «одели» в джерси, украшенное черным продолговатым бисером и жемчужинами. Парфюмерная композиция состоит из нот пряностей, ландыша, майской розы, граната, ванили, кедра и амбры.

В 2007 году авангардная марка Comme des Garcon"s решила освоить ювелирное искусство и порадовать своих поклонников изделиями из жемчуга. Рей Кавакубо (Rei Kawakubo) дизайнер марки Comme des Garcon"s начала выпуск ювелирной линии и дала ей весьма созвучное название «Couture», прекрасный жемчуг из Южной части Тихого океана поистине этого достоин. Первые жемчужные колье Comme des Garcon"s очень романтичны, в отличие от привычного стиля марки. С одной стороны, укра-шения симмет-ричны, они замкнуты, строги, величественны, в них нет роковых и вызывающих смыслов, как и излишнего налета интеллектуальности. Однако, они необычайно возвышенны и загадочны. Колье не только включают в себя жемчуг разных оттенков, но и цепочки. Заметьте, жемчуг сейчас в неве-роятной моде и позиций своих сдавать не собирается, в этом году многие ювелирные дома выпустили коллекции с его

В 2007 году авангардная марка Comme des Garcon"s решила освоить ювелирное искусство и порадовать своих поклонников изделиями из жемчуга. Рей Кавакубо (Rei Kawakubo) дизайнер марки Comme des Garcon"s начала выпуск ювелирной линии и дала ей весьма созвучное название «Couture», прекрасный жемчуг из Южной части Тихого океана поистине этого достоин. Первые жемчужные колье Comme des Garcon"s очень романтичны, в отличие от привычного стиля марки. С одной стороны, укра-шения симмет-ричны, они замкнуты, строги, величественны, в них нет роковых и вызывающих смыслов, как и излишнего налета интеллектуальности. Однако, они необычайно возвышенны и загадочны. Колье не только включают в себя жемчуг разных оттенков, но и цепочки. Заметьте, жемчуг сейчас в неве-роятной моде и позиций своих сдавать не собирается, в этом году многие ювелирные дома выпустили коллекции с его почетным участием, например, Himalia Perles de Cartier от Cartier…

Наличие ароматов смотрите в наших оптовых прайс-листах на элитную парфюмерию, .

_________________

Парфюмерия Косметика Оптом

Сегодня празднует день рождения одна из революционеров модного мира, впрочем, в случае с Рэй, скорее уместно выражение “революционер поневоле”. Она никогда не пыталась намеренно изумить fashion-индустрию своим дизайном, просто работы ее всегда настолько шли вразрез с тем, что было принято считать “нормой”, что модный истеблишмент не мог изумляться. Открыть магазин без зеркал, потому что клиенты должны покупать одежду, отталкиваясь от того, как они себя в ней ощущают, а не как выглядят; отобрать десяток супермоделей для показа, а после закрыть им всем лица тканью, чтобы ничего не отвлекало зрителей от нарядов; первой показать полностью черную коллекцию и привести нескольких критиков в такое бешенство, что они встали и покинули зал прямо во время шоу – эти и многие другие шаги мог позволить себе не просто дизайнер, а настоящий творец, который не только отказывается играть по правилам мира моды, но в принципе не признает существование какой-либо игры, кроме своей собственной. Сегодня мы решили вспомнить емкие высказывания Кавакубо обо всем на свете – возможно, они помогут нам хоть немного понять склад ума живой легенды, покровительницы, из-под крыла которой вышел десяток современных модных деятелей, среди которых Джунья Ватанабе и Гоша Рубчинский, основательницы модного ритейла Dover Street Market, попасть в который мечтает любой дизайнер.

“Хорошая коллекция – та, которая пугает людей. Через 10 лет они будут ее обожать

“Мода – не искусство. У моды и искусств слишком разные цели, чтобы даже пробовать их сравнить”

“По-моему, творчество всегда порождается несчастьем, неудовлетворенностью. Как говорят в Японии – только “голод духа” и “голод ума” заставляют тебя двигаться вперед”

“Красота – это что угодно , о чем кто угодно хотя бы раз подумал “Красиво”

“Главная проблема человечества в том, что оно боится перемен”

“Я не собиралась создавать крупный бизнес, потому что чем он крупнее, тем больше на тебя возлагается ограничений, так я думала. Моим первым заданием было делать новые интересные вещи в рамках бизнеса такого размера, который не возлагал бы на меня ограничений. Вторым заданием было вести бизнес так, чтобы иметь возможность реализовывать первое задание”

“Мода – это то, что ты связываешь с собой, надеваешь на себя, и только в этом взаимодействии рождается смысл. Без использования вещей по назначению в них нет смысла, в отличие от предметов искусства. Мода – это то, что люди хотят сейчас же купить и носить, мода – это всегда “сейчас””

“Я всегда говорила, что детство в повоенной Японии никак не повлияло на мое творчество. Мои работы создаются под влиянием внутренних импульсов, не внешних. Быть рожденной в Японии для меня скорее случайность”

“Я создаю одежду для женщин, которых не волнует, что о них подумают мужья”

“Когда я думаю что-то, что кажется мне новым и неприемлемым для других и вдруг публика благосклонно оценивает мою работу, я чувствую легкое разочарование – значит, я создала что-то недостаточно новое и неприемлемое. Чем больше люди ненавидят что-то, тем более новым оно является.”


“Мне пришлось стать дизайнером, чтобы зарабатывать себе на жизнь”

“Для того, чтобы расширять Comme des Garçons’, мы работаем со всеми возможными стратегиями. Важно все время искать новые ресурсы для творчества. Наша коллаборация с H&M была попыткой попробовать приложить эстетику бренда к масс-маркету. Я не хочу повторять этот опыт, но коллекция была очень успешной и особенно среди наших молодых клиентов. Бренд Junya Watanabe (который является часть холдинга CDG ) является такой же попыткой расширить Comme des Garçons’. В любом сотрудничестве я ищу волшебной синергии работы компаньона с моей работой. Коллаборация не имеет смысла, если в ней 1 + 1 в результате дает просто 2

“Мне не очень нравится современная мода. Меня пугает , что людям больше не нужны “сильные” вещи , что у нас не существует каких-то групп единомышленников, что все чувствуют себя “выгоревшими”, что люди хотят дешевую одежду и не против быть похожими друг на друга. Огонь творчества охладевает, энтузиазм и страстная злость, потребность перемен и перманентного сотрясения существующего статуса кво сходят на нет. Но что мне все еще нравится – возможность валять дурака, быть несерьезным, показушничать, делать из себя звезду. И меня все так же волнует любой творческий процесс”.

С момента создания Comme des Garçons в 1969 году, Рей Кавакубо имела свой собственный, совершенно непривычный для общества, взгляд на одежду и подачу бренда.

Японский дизайнер совершила настоящую революцию в фэшн-бизнесе, поделившись собственным понятием о том, что такое «мода». На данный момент Кавакубо является не менее дальновидной личностью, но её до сих пор «затягивает темнота», именно этими словами глава знаменитой империи описывает свой вечный поиск чего-то нового.

Для сайта JAPANISM мы нашли короткое, очень емкое и, как нам показалось, любопытное интервью, опубликованное в прошлом году Interview Magazine. Оно должно понравиться всем, кто хотел бы познакомиться с загадочной личностью Рей Кавакубо.

Как вам хотелось бы, чтобы себя чувствовали обладатели одежды Comme des Garçons?

То, что люди носят - является выражением личности. Если вы чувствуете себя комфортно в том, что надели, вас никогда не посетят новые мысли. Я хочу, чтобы люди что-то ощутили, задумались о том, кем они являются. Вы не сможете стать абсолютно свободным, если перестанете думать об одежде. Иногда нужно позволять себе носить что-то сильное и динамичное, правда это заставляет чувствовать себя странно. Но это помогает осознать факт своего существования, тем самым подтвердив наличие отношений с обществом. Я думаю, что люди испытывают непередаваемое ощущение, когда вступают в контакт с «чем-то», сделанное «кем-то» за пределами досягаемости и понимания. Когда вы надеваете одежду, которая противостоит чему-то, вы сразу поймете, как становитесь сильнее и мужественнее. Одежда способна освобождать.

Что из себя представляет ваш творческий процесс?

Я всегда преследую цель сделать то, чего раньше не было, «хожу на ощупь в темноте», при этом не только, когда занимаюсь созданием коллекции. Поиск является константой в моей повседневной жизни. Но постоянно искать что-то новое, это как искать колодец в пустыне, как «тонуть» в темноте, блуждать в неизвестности. Но сам факт создания, как раз то, на чем построен Comme des Garçons. Когда я размышляю над новой коллекцией, мне необходимо загнать себя в угол, чтобы найти способ пройти сквозь стены. Вначале появляются несвязные идеи, сбивчиво и медленно, затем формируется окончательное представление.

Считаете ли вы моду формой искусства?

Когда мода движет сознанием, полагаю, в таком случае её можно назвать одной из форм искусства. В своей работе я не имею никакого понятия для определения «искусство». Одежда принимает окончательный вид только тогда, когда её начинают носить. В таком случае, если бы одежда являлась искусством, она была бы более абстрактной. До тех пор, пока результат представляет из себя что-то совершенно никому неизвестное, я не возражаю, если люди будут называть это искусством. Попробуйте надеть это, если решитесь конечно.

Как уравновесить искусство и коммерцию?

Comme des Garçons - это компания, основанная на творчестве, но и деловой аспект нельзя игнорировать. Как у дизайнера, который является руководителем компании, у меня была возможность «сконструировать» бренд и компанию на одних и тех же ценностях. Я беру на себя полную ответственность за то, что создаю, от начала до конца. Следовательно, результат - самостоятельная, предельно ясная и окончательная идея. Творчество и создание - вот наш бизнес.

Какую конечную цель вы преследуете?

Нет конца и нет цели. До тех пор, пока я пытаюсь создавать то, что раньше не существовало, о конце не может быть и речи.

Насколько важна визуальная составляющая бренда?

Крайне важна. Словам я не доверяю.

Что такое красота?

Красота должна приносить возбуждение и волнение.

Если представить себе модную индустрию в виде направленного бесцветного потока, то многие известные дизайнеры будут теми, кто этот поток видоизменял: кто-то – расширил, кто-то стал причиной резких «изгибов», направлявших движение в новое русло. Однако Рей Кавакубо навсегда останется в анналах модной истории той, которая придала этому потоку цвет. И дело не в палитре ее коллекций – как раз в этом плане Рей преимущественно отдает предпочтение минимализму, однотонным, черно-белым сочетаниям. Дело в сути: в мире, который не знал, что такое – цвет, она стала тем первым философом моды, сумевшим «представить» себе это понятие и воплотить в одежде. Кавакубо открыла абсолютно новое, прежде неизвестное модное измерение, которое впечатлительные fashion-критики как только не нарекали – «анти-мода», «романтика Хиросимы». Неоспоримо одно: эта женщина видит что-то, неразличимое для прочих смертных, и в свои 73 продолжает открывать не то что новое – иное в моде, что не в последнюю очередь выражается в ее способности различать своим «третьим глазом» перспективные молодые таланты.

Кавакубо никогда не планировала стать дизайнером, не изучала ночами под одеялом с фонариком свежие выпуски Vogue и не мечтала об успехе Шанель. Впервые она попала в сферу моды с чисто практической стороны, получив работу на текстильной фабрике – впоследствии это серьезно скажется на ее фирменном стиле, который характеризуется использованием новых материалов, модифицированных тканей, любовью к экологичности. После она какое-то время была фриланс-стилистом, а потом основала Comme Des Garçons. Вкратце, все, что следовало за этим, было успехом – популярность в Японии, парижские показы, международная слава и влияние, запуск мужской и парфюмерных линий, сотни последователей, в числе самых известных – Анн Демельмейстер, Мартин Марджела, Хельмут Ланг, открытие талантов Джуни Ватанабе и Тао Курихара. На данный момент ежегодный оборот компании составляет около 250 миллионов долларов, одежда представлена в 230 бутиках по всему миру, три штаб-квартиры бренда находятся в Париже, Нью-Йорке и Токио, а в «семейство» Comme Des Garçons входят еще 17 молодых марок. Революция, которую совершили вещи от Кавакубо, была тихой и бескровной, а так же крайне успешной в финансовом плане, что для бренда с такой сложной и вызывающей философией чуть ли не единичный случай. Впрочем, Рей как «интеллектуальность» своей одежды, так и ее сложность отрицает: «Я не называю свой подход вдумчивым и особенным; он лично мой и он прост, и я создаю образы, которые кажутся мне красивыми и сильными. Не моя вина, что большинство людей видят мир по-другому. То, что говорят о Comme Des Garçons – лишь размышления критиков постфактум, попытки отыскать «основу», которой нет, глядя на законченный результат моей работы».

Кавакубо умудряется совмещать дизайнерский талант со смекалкой успешного ритейлера: она первая начала нанимать современных художников для оформления своих бутиков, первая придумала поп-ап магазины, первая запустила Dover Street Markets — модные универмаги-галереи, в витринах которых мечтает оказаться каждый начинающий дизайнер и именитый бренд. В прошлом году, к примеру, эти выставочные площадки были отданы Gucci, и подобное «благословение» от Рей значило для Алессандро Микеле, пожалуй, больше, чем десяток хвалебных рецензий.

«Я никогда не могла найти одежду, которую мне хотелось бы носить самой. И еще мне никогда не нравилось слушаться других» — в этих двух предложениях, наверное, и заключен секрет успеха Кавакубо. В 70-е годы — время женской эмансипации и сексуального раскрепощения — Рей начала провоцировать общественные стереотипы и устои, отрицая гендерные различия, обнажая моделей, при этом не пытаясь сделать их соблазнительными, провозглашая комфорт одновременно главной задачей и главной помехой для своих дизайнов (Кавакубо считает, что именно «некомфортные» наряды заставляют владельца осознанно их носить, находить силы и вдохновение там, где для других существуют лишь брендовые тряпки).

Сезон за сезоном Кавакубо создает коллекции, которые удивляют и заставляют думать – «Церемония разлучения», «Разрушение портняжного искусства» — одни названия предполагают немалый объем мыслительной работы, вложенный в создание одежды. Рей говорит, что любая линия одежды для нее – это страдание и поиск, и ни одна идея не может быть использована дважды. Пока что ей удается не повторяться, а в последние годы дизайнер даже постепенно отходит от своего обожаемого черного цвета. «Я люблю черный, но он стал слишком попсовым, слишком привычным, как джинсы. Мне хочется найти «новый черный», «черный будущего».

Сложно сказать, чем именно завершатся эти поиски, но бесспорно то, что до последних своих дней Рей будет искать – в этом ей помогают удивительное чутье, талант и гибкость мысли, позволяющие на восьмом десятке оставаться в числе передовых дизайнеров современности. Все, кто пришел в модную индустрию после Кавакубо, обязаны ей частичкой своего вдохновения, взяли из ее коллекций если не буквальные формы и мотивы, то вот тот самый «цвет» — право на риск, на отказ от всех существовавших прежде тенденций и трендов, право представлять исключительно свое видение. «Мне не нравится слово «феминистка», — говорит Рей. – Не нравится слово «амбициозная». Мне нравится слово «анти-учреждение»». Ей нравится все, что идет вразрез с общепринятым, но в ней нет ничего от панка или других бунтарских движений. Ее мятеж спокоен, сдержан и предпочитает серо-черную гамму. Противостоять миру с достоинством, будучи маленькой хрупкой японкой, с черным бобом на голове? Да, так — и только так вершатся модные революции. На них, к сожалению, не способны ни загорелая Донателла, ни уверенная в себе бизнесвумен Диана. Возможно, в чем-то приблизилась к Рей Фиби Файло – они, к слову, во многом схожи характерами, нелюбовью к публичности и направлением в дизайне. Кто же придет на смену Кавакубо, кто придаст модному «потоку» еще одну, неизвестную прежде грань? Увидим. Впрочем, еще одной безусловной заслугой Рей является то, что она безустанно готовит себе смену, и ее стараниями модный мир не останется без пророков японской школы.

Все еще думаете, что Comme des Garcons из Франции? Прошлым летом я оббегала весь Париж в поисках заветного флакончика пятой серии парфюма Sherbet Peppermint. Французы округляли глаза и непонимающе смотрели на меня при упоминании Comme des Garcons. Каково же было мое удивление, когда я узнала, что основательницей бренда с названием «Как мальчики» является субтильная японка Рей Кавакубо (Rei Kawakubo), своеобразная, странная и необщительная женщина.

Несмотря на филологическое образование, Рей отвергает все общепринятое, ее больше вдохновляет хаос, а ее стиль называют «антимодой». Когда весь мир переходит на нейтральную гамму оттенков и начинает любить nude, Кавакубо остается верна черному, продолжает экспериментировать и бросаться из крайности в крайность. Может, узнав ее лучше, вы тоже захотите добавить частичку хаоса в свою жизнь?

1. Рей Кавакубо не общается с прессой

Казалось бы, когда являешься владельцем порядка 80 бутиков по всему миру, сложно избегать контактов с прессой, но Рей это удается. За общение с прессой отвечает президент компании (он же муж Рей), так как сама госпожа Кавакубо – человек необщительный и журналистов недолюбливает.

2. Рей Кавакубо не изобретает велосипед

О себе дизайнер как-то сказала, что вдохновить ее на создание новой коллекции может что угодно, даже выброшенный в мусорную корзину предмет. Рей творит и придерживается мнения, что показывать то, что было изобретено ранее, не имеет смысла.

3. Рей Кавакубо не умеет шить

В университете Рей изучала философию и литературу, а вовсе не дизайнерское искусство. Не обладая никакими навыками шитья, Кавакубо на пальцах показывала портным, что она хочет получить в итоге.

4. Рей Кавакубо ненавидит симметрию

Разрезать ткани на куски, смять их, оторвать карманы, а затем пришить их вновь. Так создаются коллекции Рей Кавакубо. Геометрия и неправильные формы, постоянно разные, но при этом всегда узнаваемые – знак отличия бренда.

5. Рей Кавакубо не придерживается рамок

Дизайнер не принуждает любителей своей марки придерживаться ее стиля и всегда оставляет возможность переделать образ. Универсальность ее моделей поражает: платья-трансформеры; брюки, превращающиеся в юбки; рукава, меняющие длину – фантазия этой женщины безгранична.

6. Рей Кавакубо не терпит равнодушия

Comme des Garcons либо не понимают, либо восторгаются им, но никого еще стиль Рей Кавакубо не оставил равнодушным. Не знаю, как вы, а я просто мечтаю попробовать ее парфюм Odeur 53, в состав которого вошло 53 ноты, которые никто до этого даже не пытался сочетать. Odeur 53 благоухает горелой резиной, песком и лаком для ногтей.

7. Рей Кавакубо не позволяет никому вмешиваться

Дизайнер сама контролирует все процессы внутри своей компании: как создание коллекций, так и их производство. Как считает сама Кавакубо, ее подход должен всегда оставаться неизменным и узнаваемым, а для этого необходимо учитывать все детали, даже толщину двери в бутике.

8. Рей Кавакубо не любит ярлыки

Когда дизайнера спрашивают, к какому направлению относится ее стиль, она загадочно улыбается. Не имея ответов, журналистам остается лишь соревноваться в остроумии и выдумывать собственные названия: «пост-ядерная мода», «Хиросима-шик», «авангард», «удар по штампам».

9. Рей Кавакубо не жадная

Многие модные дома предлагают сотрудничество знаменитой японке. В 2008 г. Кавакубо участвовала в создании коллекции сумок всемирно известного Louis Vuitton, в 2009 г. создавала наряды для кукол Barbie, а в 2012 г. разработала дизайн для знаменитых платков Hermes.

Развернуть на полный экран Назад 1 / 3 Вперед

10. Рей Кавакубо не останавливается на достигнутом