Конструирование и продуктивная деятельность детей дошкольного возраста. Педагогические условия развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста на занятиях по конструированию из бумаги (оригами) современного ДОУ. Другие виды продук

1.1 Конструирование - один из видов изобразительной деятельности дошкольников

Конструирование (от латинского слова construere) означает приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

По своему характеру детское конструирование более сходно с изобразительной деятельностью. Постройки и поделки детей служат для практического использования (для игр, украшения ёлки, подарка маме и т.д.).

Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.) материалы. Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное.

Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников.

В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа:

Создание замысла;

Исполнение замысла.

Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла, поскольку он заключается в обдумывании и планировании процесса предстоящей практической деятельности - в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения.

Практическая деятельность, направленная на использование замысла, не является чисто исполнительской.

Особенностью конструктивного мышления даже у старших дошкольников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов (Т.В. Кудрявцев, Э.А. Фарапонова и др.). Данные советских психологов показывают, что в старшем дошкольном возрасте ребёнок уже может мысленно представить себе результат своих действий. В работах Л.С. Выготского указывается, что в дошкольном возрасте детям доступна деятельность, в которой ребёнок идёт от замысла к действию. Исследования, посвященные изучению конструирования детей дошкольного возраста (В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван), показывают, что под влиянием педагогического руководства дети начинают действовать в соответствии с замыслом. В конструктивном замысле отражается не только конечный результат деятельности, но и способы создания. Конструктивный замысел формируется в процессе конструирования. Об уровне деятельности, направленной на формирование замысла, мы судим по тому, представляет ли ребёнок, приступая к сооружению постройки, её конечный результат. Уровень предварительного замысла показывает детские словесные описания будущей постройки и способы её сооружения, а также предварительные зарисовки того, что предлагается построить. Основа формирования конструктивного замысла - познавательная деятельность детей. В конструировании отображается окружающая действительность и поэтому, прежде чем строить какой-то предмет, ребёнок должен знать его особенности, а также иметь некоторые конструктивные умения и навыки. Детский конструктивный замысел может формироваться на основе познавательной деятельности различного уровня: на уровне восприятия конкретного предмета или представления о нём, а также на уровне мышления. Когда дети воспринимают образец, в котором ясно видны все звенья конструкции и легко раскрываются способы деятельности, то в результате его аналитико-синтетического восприятия у детей формируется замысел, в котором отображается и структура предмета и способы его конструирования. Во всех остальных случаях дети могут воспринимать только структуру предмета, более или менее расчленённую на элементы: более полно в рисунке, фото, менее полно - в схеме, модели. Замысел способов деятельности формируется в процессе познавательной деятельности различного уровня: на уровне восприятия - в случае воспроизведения чужих действий, а также на уровне представления и мышления - в случае выбора и поиска. Решая конструктивные задачи, дети имеют возможность проявлять элементы творчества в процессе поиска способов конструирования. В конструировании по замыслу, как и в конструировании по условиям, замысел создают сами дети. В конструировании по замыслу они получают возможность решать задачу разными путями (об этом свидетельствуют данные исследований В.Г. Нечаевой, З.В. Лиштван, В.Ф. Изотовой). Дети старшего дошкольного возраста на основе знаний пространственных отношений, а также конструктивного опыта по их использованию в процессе анализа конструкции предмета в состоянии создать конструктивный замысел, как по структуре, так и способом деятельности, и подчинить свои практические действия реализации этого замысла. Характерной чертой детского конструктивного замысла является то, что в нём предусматриваются основные элементы постройки и способы их конструирования. В практической деятельности они уточняются и усовершенствуются. Источником замысла детей является всё окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь игра и т.п. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным: они охватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Важно создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также взаимосвязи между ними и по-своему передавать их в конструкциях, поделках.

Принципиально значимой является и эмоциональная окрашенность детской деятельности, в которой ребёнок свободно может использовать разные материалы, создавать оригинальные образцы. Связь конструирования с повседневной жизнью, с другими видами деятельности (игрой, театром и т.п.) делает его особенно интересным, эмоционально насыщенным и позволяет быть одним из средств самовыражения. Потребность в такой деятельности у детей становится ярко выраженной .

Психологи и педагоги отмечают, что конструирование плодотворно влияет на всестороннее развитие личности ребёнка. Так, Н. Ширяева отмечает, что формирование умственной активности - способности рассуждать, делать логические умозаключения и обосновывать свои решения - имеет большое значение в подготовке детей к обучению в школе. Конструирование - одно из средств решения этой задачи. Благодаря конструированию у дошкольников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить пути их решения. При этом ребёнок производит необходимые умственные операции, проверяя их практикой. У него развивается также творческое воображение, что немаловажно для любой деятельности, как в детском саду, так и в школе. Современные психологические исследования А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова вскрывают огромные потенциальные возможности умственного развития детей. Установлено, сто старшие дошкольники способны в процессе предметно-чувствительной деятельности выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме . А.В. Запорожец указывал, что эффективность обучения дошкольников зависит от того, насколько педагоги сумеют правильно использовать специфически детскую деятельность - игру, рисование, конструирование – и придать ей познавательный характер . Как показывает ряд исследований Л.П. Лурия, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Давидчик, Л.А. Парамоновой конструктивная деятельность, отвечая интересам и потребностям дошкольников, обладает чрезвычайно широкими возможностями в плане умственного воспитания детей. В процессе целенаправленного обучения у детей формируются обобщённые способы анализа, сравнения и соотнесения; развивается умение планировать свою деятельность, умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач . В исследовании Л.А. Парамоновой большое значение при этом имеет формирование у детей обобщённых способов действий, умения использовать эти способы в новых условиях . На необходимости специального обучения детей - применять знания в разных ситуациях - указывают многие исследования Н.А. Менчинской, З.И. Калмыковой, Е.Н. Кабановой-Меллер, Н.И. Непомнящей и др. Как утверждает Н.И. Непомнящая, в процессе обучения необходимо создавать определённые условия, которые будут способствовать формированию у дошкольников обобщённых механизмов применения знаний. Основное условие -систематические задачи проблемного характера, задачи, требующие от детей соотнесения известных им способов действий с новыми условиями; использование этих способов при решении новых конструктивных задач.


Помимо этого, дается перечень художественных произведений, подвижных игр, содержание музыкального репертуара, а также нормативы разных видов движений. 2. Особенности работы по математическому развитию детей 3- го года жизни. В младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое...

А также возрастным особенностям детей. 3. Игрушка как средство общения детей дошкольного возраста 3.1 Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми Назначение игрушек находится в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенности психического развития ребенка. В первом полугодии первого года жизни ведущей деятельностью является ситуативно-личностное общение...

Роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации. В игре - драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой. Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение...

Вследствие объективных причин (болезнь детей) в эксперименте принимало участие 5 детей, проявлявших особый интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Опытно - экспериментальную работу по развитию декоративного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративной композиции мы строили в три этапа: 1 - констатирующий эксперимент; 2 - формирующий эксперимент; 3 - итоговый...

Мухамеджанова Зифа
Конструирование как продуктивный вид деятельности детей дошкольного возраста

Конструирование – это практическая деятельность , заключающаяся в соединении отдельных частей с целью получения определенного целого предмета. Возникновение конструктивной деятельности зависит от уровня развития восприятия, игровой деятельности и мышления , а также от развития двигательных навыков, познавательной активности и общения.

Занятия конструированием влияют на :

Физическое воспитание – действия с материалами для конструирования развивают тонкие движения пальцев,

Влияют на координацию движений,

Пространственную ориентацию,

Нравственное и эстетическое воспитание – мы учим детей видеть красоту в том, что они делают,

Развиваем вкус, параллельно знакомя с архитектурными формами;

В процессе изготовления подарков к праздникам, формируем бережное и заботливое отношение к близким, желание радовать их,

Трудовое воспитание – процесс занятий формирует у детей целеустремленность , самостоятельность, инициативность и организованность.

Конечно, прежде всего, конструктивная деятельность имеет существенное значение для умственного развития. Благодаря ей дети узнают внешние свойства предметов (цвет, форма, размер, их физические качества, устойчивость, плотность, вес, учатся сравнивать их и соединять между собой, обогащают свои представления об окружающем мире, развивают речь и творческие способности.

Также стоит отметить, что конструктивная деятельность – один из эффективных способов подготовки к школе : развивая необходимые для обучения качества, она делает это совершенно ненавязчиво, поскольку привлекательна и интересна для детей . Занятия со строительным материалом развивают творческую инициативу и фантазию.

Существуют следующие виды конструирования :

Из строительного материала,

Наборов конструкторов ,

Природного, и других материалов.

Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников .

Конструируя из строительного материала, дети знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций.

Конструирование из бумаги , картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду . При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов.

Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественному типу. Оно развивает творческое воображение. К важным условиям организации обучения конструированию следует отнести :

Органические взаимосвязи с другими видами деятельности (игрой-драматизацией, рисованием, сочинением смешных и грустных историй и т. п.) ;

Целенаправленные экскурсии в парк, лесопарк, лес;

Создание у детей «не учить, а сотрудничать»

На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей : усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей . В рисунке, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают свои отношения к нему. Изобразительная деятельность только тогда сможет приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.

Создание у детей установки на самостоятельный поиск через особую позицию педагога - «не учить, а сотрудничать» (поддерживать инициативу ребенка, в случае необходимости помогать, подсказывать) .

Система работы с детьми старшего дошкольного возраста , целью, которой является всестороннее развитие творческих способностей старших дошкольников через продуктивную деятельность .

Для реализации цели следующие задачи :

Развитие творческого воображения ребёнка,

Формирование важных качеств; умения слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения,

Развитие образного мышления; свойств мышления (анализ, синтез, умение сравнивать,

Воспитание самостоятельности, целеустремленности, волевых качеств ребенка,

Формирование умения предвидеть будущий результат;

Обогащение и развитие речи;

Формирование пространственных представлений,

Развитие мускулатуры руки, координации движений,

Стимулирование сотворчества детей со сверстниками и взрослыми в продуктивной деятельности ,

Формирование таких качеств, как пытливость, инициатива, любознательность и самостоятельность.

Работа по образцам;

Работа по графическим схемам;

Работа по словесному описанию;

Работа по понятию;

Работа по замыслу.

Продуктивная деятельность осуществляется по следующим направлениям :

Изготовление предметов для игры и познавательно-исследовательской деятельности ;

Создание произведений для собственной художественной галереи;

Создание макетов;

Изготовление украшений и сувениров к праздникам (поздравительные открытки, пригласительные билеты, афиши, гирлянды, ёлочные украшения и пр.) ;

Создание и оформление «книги» (книги по собственным рассказам детей , летопись группы, дневник природы, книга сказок) ;

Создание коллективного рассказа, где все слова начинаются с одной буквы и пр., данный вид деятельности развивает устное творчество детей , способствует освоению чтения и письма;

Подготовка материалов для «театра» (спектакля) - изготовление декораций, элементов костюма и пр. Данный вид деятельности связывает продуктивную деятельность с детской сюжетной игрой, с чтением художественной литературы.

Результатом работы является :

Создание системы занятий продуктивной деятельностью старших дошкольников ;

Формирование у детей творческих способностей;

Улучшение психологического самочувствия каждого ребенка в группе;

Успешное подготовка детей к обучению в школе .

Введение новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию диктует обновление содержания и форм работы с детьми. Интеграция образовательных областей является научно-методической основой ФГТ. Продуктивная детская деятельность связывает , как правило, следующие образовательные области : познание, художественное творчество, труд, коммуникация, социализация, безопасность. Занимаясь художественным творчеством нельзя не сделать акцент на развитие речи детей . В настоящий момент в речи детей существует множество проблем : односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений.

При взаимодействии с родителями используются следующие формы работы :

консультации ,

Папки – передвижки;

Выставки с участием родителей,

Изготовление поделок,

Развлечения,

Родительские собрания.

Публикации по теме:

LEGO-конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Гуревичева Мария Александровна Старший воспитатель МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида» «LEGO» - конструирование.

Деловая игра для родителей «Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста» Деловая игра для родителей «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста» Участники: воспитатели ДО, родители. Цель: создание.

Консультация «Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость.

Консультация для родителей «Lego-конструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста» Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания подрастающего поколения чрезвычайно важна. Необходимость компетентно.

Консультация для воспитателей «Lego-конструирование как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста» «Lego - конструирование – как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста» Каждый ребенок уникален, и каждый рождается.

Конструирование как основа развития технических способностей детей дошкольного возраста Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок!» В. А. Сухомлинский Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность.

Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Характеристика видов детского конструирования и система обучения детей разным видам конструирования. Краткая характеристика стратегии организации.

Лего-конструирование как способ социализации детей старшего дошкольного возраста в ДОУ Шкеева Татьяна Владимировна Жарикова Светлана Владимировна Лего-конструирование как способ социализации детей старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс «Художественное конструирование как вид детской деятельности для решения образовательных задач ДОО» Цель: расширить знания педагогов в развитии познавательных и творческих способностей дошкольников за счет использования символических средств.

Проект «Дыхательная гимнастика как основной вид здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста» Проект "Дыхательная гимнастика как основной вид здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста" Тема: «Вся наша планета дышит».

Библиотека изображений:

Детей

Цель:

1. Повторение и расширение знания педагогов, о детском конструировании, его формах, и роли в развитии детей дошкольного возраста.

В детском конструировании выделяется два вида:

Техническое (из строительного материала и конструкторов);

Художественное (из бумаги, ткани, бросового и природного материала).

В настоящее время, особое внимание уделяется детскому конструированию. В современных программах о дошкольном воспитании, эта деятельность рассматривается как одна из ведущих. Благодаря этой деятельности у ребенка, быстро совершенствуется, навыки умения, умственное и эстетическое развитие. В ребенке заложены от рождения, конструирование и изобретательские нотки. Эти, природой заложенные задатки, реализуются и совершенствуются в конструировании. Ребенок придумывает, создает свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. У детей увлекающихся конструированием, хорошо развита фантазия, воображение, логическое и математическое мышление.

Конструирование – продуктивный вид деятельности , поскольку основная его цель - получение определенного продукта. Под детским конструированием подразумевается создание разных конструкций и моделей из строительного материала, детали конструктора, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.

Центральные задачи программного конструирования является развитие у детей общих познавательных и творческих способностей, позволяющих успешно ориентироваться в условиях выполняемой деятельности. Такие способности сохраняют свое значение на протяжении всей жизни, а в дошкольном детстве важнейшие этапы своего первоначального становления и развития. Другой важной задачей, является расширение знаний и представлений детей предметном мире, ознакомление со свойствами строительного материалами и правилами использования при сооружении построек, а так же формирование у детей навыков практического конструирования и графического изображения предметов и построек в виде схематических рисунков и простых чертежей.


Есть недостатки в практических действиях детей при конструировании и педагог должен помнить о них:

1. Нечеткость замысла, которая объясняется нечеткостью структуры образа

2. Неустойчивость замысла, когда создается один объект, а получается совсем иной, которым, к сожалению, его создатель довольствуется.

3. Поспешность исполнительной деятельности

4.Нечеткость представлений о последовательности действий, неумении их планировать

5. Неумение предварительно анализировать задачу

Ученые-исследователи предлагают различные типы её организации:

1. Конструирование по образцу .

Его суть: постройка из деталей, на примере образца и способа изготовления. Это необходимый и важный этап в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек, обобщенным способом анализа – учатся определять в любом предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали.

В рамках этой формы решаются задачи, которые обеспечивают переход к самостоятельной поисковой деятельности, носящей творческий характер. Развивается наглядно - образное мышление.

2. Конструирование по модели .

Его суть: в качестве образца предлагается модель, в которой составляющие ее элементы скрыты от ребенка. Иными словами: предлагается определенная задача, но не способ ее решения. В качестве модели можно использовать конструкцию, обклеенную плотной белой бумагой. Дети воспроизводят ее из имеющегося строителя. Обобщенные представлении о конструированном объекте, сформированные на основе анализа, окажут положительное влияние на развитие аналитического и образного мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирование по образцу.

3. Конструирование по условиям - носит иной характер дети должны создать конструкции по заданным условиям, подчеркивающие ее практическое значение, основные задачи должны выражаться через условия и носить проблемный характер. Такая форма обучения развивает творческое конструирование, но при условии если дети имеют определенный опыт.

4. Конструирование по теме . (Например - транспорт)

Эта форма близка по своему характеру конструирование по замыслу, стоило лишь разницей, что замысел исполнителя ограничивается определенной темой. Основная цель конструирование по теме - закрепление знаний и умений детей.

5. Конструирование по замыслу : это творческий процесс, в ходе которого дети имеют возможность проявить самостоятельность. Однако педагог должен помнить: замысел конструкции, его воплощение - достаточно трудная задача для дошкольников. Степень самостоятельности и творчества зависит от уровня знаний и умений.

6. Каркасное конструирование . Когда дети знакомятся с простым построением каркаса и в результате легко усваивают общий принцип конструирования каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного каркаса.

В конструкции такого типа, ребенок должен как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому каркасу дополнительные детали. Оно развивает воображение. Однако организация такой формы конструирования, требует разработки специального конструкторского материала. И только недавно появился в нашей стране немецкий конструктор «Квадро».

7. Конструирование по простейшим чертежам и схемам . Эта форма дает возможность познакомить детей с чертежами, схемами. Умение использовать шаблоны, а в дальнейшем видеть детали в трех измерениях. В результате такого обучения детей развивается образное мышление познавательно-творческой способности.


(вставить фото с занятия)

Художественное конструирование – это в первую очередь средство умственного развития ребенка , его познавательных способностей, но по мимо умственного развития ребенка осуществляется развитие его художественных способностей. Х. К. – это деятельность развивающаяся в течении дошкольного детства, стимулируя восприятие, мышление, воображение и другие необходимые качества: умение планировать, осуществлять и контролировать. Х. К. – это еще и создание художественного образа.

Многие не видят разницы между аппликацией , художественным трудом и художественным конструированием. И действительно между видами детской художественной действительностью много общего:

Сходства:

Носят развивающий характер т. е. в процессе у детей развиваются восприятие, мышление, воображение, память, речь, эстетические, коммуникативные способности.

Во всех них используются конструктивный способ (создание продукта)

Во всех них используется один и тот же материал (бумага, ткань) природный и бросовый природный материал.

Во всех них используются сходные технические приёмы (обрывание, скручивание, сменание и др.)

Отличия

Вместе с тем эти деятельности принципиально отличаются друг от друга некоторыми задачами:

Детская дизайнерская деятельность – это декоративно-оформительская деятельность (создание детьми сувениров, ковриков, гирлянд, украшений, посуду и т. д.)

И его главные задачи: формировать художественные способности эстетическое отношение к миру, представлений о возможности украшения окружающей среды.

Художественный труд основывается на принципах народно-декоративно прикладного искусства, в процессе создаются изделия.

Главная задача – это способствовать эстетическому развитию детей, развитие моторики, ручной умелости, координации движений пальцами необходимых для овладения письма.

Аппликация – основывается на вырезывании силуэтов, отрывания, ощипывания, наложения на фон и закрепления.

Художественное конструирование - используется бумага (мягкая, цветная), ткань, геометрические фигуры разного цвета, величины для построения композиций пейзажных, декоративных и сюжетных, которые можно было бы изменить, добавить, убрать, поменять, переставить. (показать свой декоративный и сюжет из палочек).

Практическая работа

Заключительная часть

При разработке данного материала использовались исследования, .

Каждый из рассмотренных типов организации обучения конструирования оказывает развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности, составляют основу формирования творчества.

Для того чтобы развивалась творческая личность, должна быть создана предметная среда в группе, необходимый материал и умение педагога направить и развивать способности ребенка.

Детское конструирование - это процесс создания разных конструкций и моделей из разных материалов, в которых предусматривается взаимное пространственное расположение частей и элементов, а так же способы их соединения.

По своему характеру оно более всего сходно с игрой и изобразительной деятельностью, в нём так же отражается окружающая действительность.

В зависимости от цели, которую ставит перед собой сам ребёнок либо взрослый перед ним, можно разделить конструирование на техническое и художественное.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а так же придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов, виденных ими спектаклей и т.д. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: грузовик с кабиной, кузовом; дом с крышей, окнами, дверью, крыльцом и т. п. К техническому конструированию, как правило, относится конструирование из строительного материала (деревянные или пластмассовые детали геометрической формы), из деталей конструкторов , имеющих разные способы крепления, из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают свою отношение к ним, передают их характер, используя такой приём как «нарушение» пропорций, а так же цвет, фактуру, форму. Это приводит к формированию своеобразных эмоциональных образов. К художественному конструированию можно отнести конструирование из бумаги, природного и бросового материала.

Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки, поделки дети используют в игре, в театрализованной деятельности, а также в качестве подарка, украшения помещений, участка и т. д., что приносит им большое удовлетворение.

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои конструкции, различают несколько видов конструирования.

Техническое конструирование.

1. Конструирование из строительных материалов. Этот вид конструирования является наиболее доступным для дошкольников. Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела. Это даёт возможность детям с наименьшими трудностями получать конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей. Положительное качество строительного материала - отсутствие необходимости в скреплении, поэтому он используется в работе с детьми с раннего возраста. Занимаясь постройкой из строительного материала, дети могут переделывать конструкцию несколько раз, добиваясь её улучшения.

2. Конструирование из деталей конструктора . Детали конструкторов имеют разные способы крепления (пазы, штифты, гайки, шипы и т. д.). Основные детали конструкторов имеют геометрическую форму, и их соединение в разных комбинациях позволяет в основном отображать реально существующие объекты, моделировать их структуру с точки зрения функционального назначения каждого. Этот вид конструирования до сего времени относится к сложной деятельности, носящей репродуктивный характер. В основном его используют в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Собирая разные модели по рисункам и схемам, имеющимся практически в каждом конструкторском наборе, дети занимаются достаточно трудоёмкой деятельностью сборно-разборного характера. Для успешного воспроизведения рисунка, схемы детям необходимо уметь правильно их «читать», мысленно переводить объёмные предметы, части, детали в плоскостные и наоборот. В противном случае они часто допускают ошибки в начале или в середине процесса воспроизведения, но обнаруживают не сами ошибки, а только их влияние на результат уже после завершения сборки конструкции, что приводит к необходимости её разбирать и начинать всё сначала.

3. Конструирование из крупногабаритных модулей. Крупные модули бывают объёмные и плоскостные, что позволяет создавать крупномасштабные как объёмные, так и плоскостные конструкции. Этот вид конструирования, особенно объёмного, по своей сущности близок, прежде всего конструированию из строительного материала и из деталей конструкторов. Крупномасштабное конструирование с использованием разнообразных по форме, цвету и размерам модулей предоставляет детям уникальную возможность осваивать большие площади помещений, что существенно влияет на развитие их пространственных ориентировок. В отличие от мелких настольных материалов крупногабаритные модули позволяют детям создавать конструкции для игр, спортивных соревнований и т. п. , соответствующие не только их функциональному назначению, но и росту детей и взрослых. Переключение внимания детей с игрушек на людей (самих себя, других детей, взрослых) существенно влияет на изменение характера самого конструирования – дети начинают предусматривать прочность, удобство конструкций.

Плоскостное конструирование из мягких крупных модулей отличается от объёмного тем, что оно позволяет детям создавать новую целостность путём убирания лишнего. Это существенно влияет на развитие у детей образного мышления и воображения.

Художественное конструирование.

1. Конструирование из бумаги, картона является более сложным видом. Основная трудность состоит в том, что бумагу - плоский материал надо перевести в объёмные формы. Сделать это самостоятельно ребёнок не может. Взрослый должен научить детей определённым приёмам. Пользуясь ими, они могут не только сооружать поделки, которым их научили, но и создавать творческие, нужные им для игры.

2.Конструирование из природного материала. Используется с младшего возраста. Прежде всего, это песок, снег, вода. В дальнейшем детей учат делать игрушки из веток, коры, листьев, шишек, семян. Своеобразие этих поделок заключается в том, что используется естественная форма материала. Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии у ребёнка.

3.Конструирование из бросового материала . Бросовый материал (коробки, флаконы, фольга, пенопласт, поролон, проволока и т.д.) представляет из себя прекрасные полуфабрикаты. Их использование способствует формированию нового, нестандартного взгляда на вещи, преодолению стереотипности мышления. Советы родителям и детям собирать и хранить подобные материалы следует обосновывать не тем, что мы «бережливые», а тем, что мы – художники.

Для успешного освоения ребёнком конструкторских умений, необходимо знать перспективу их развития. Поддьяковым Н.Н. предложены типы конструктивной деятельности как некие общие этапы в обучении детей конструированию сходных по тематике конструкций и поделок.

1тип – конструирование по образцу.

Детям предлагают воспроизвести в постройке предмет, который выступает в роли образца. В зависимости от подготовки ребёнка образец может быть расчленённым (когда видно из каких частей он состоит), нерасчленённым (когда в качестве образца предложена целостная модель и ребёнок должен установить из каких деталей он воспроизведёт его), плоским (в качестве образца выступает рисунок, фото, схема объекта).

2 тип – конструирование по условиям. Его следует начинать лишь после того, как дети освоят конструирование по образцу. Такой принцип должен соблюдаться в работе на любую тему во всех возрастных группах. Конструирование по условиям развивает у ребёнка интерес к варьированию (исходя из одного условия дать разные решения). Примером может служить предложение детям построить ворота разных размеров (условием является размер машинки, которая есть у ребёнка), по-своему украсить их. Совершенно понятно, что детьми уже освоено конструирование ворот по образцу, они знают, из каких частей состоят ворота, какие детали лучше использовать для каждой из них.

3 тип – конструирование по замыслу. Возникает только тогда, когда ребёнком с помощью взрослого освоены первые два типа. В этом случае у него будет достаточно обобщённых представлений о конструируемом объекте, и он будет владеть обобщёнными способами конструирования. Поэтому ребёнок сможет создать такую постройку, которую задумал.

Следует отметить, что содержание работы по разделу «Конструирование» в специальных дошкольных учреждениях отличается от содержания аналогичного раздела программ дошкольных учреждений, где воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети. Так, массовая программа предусматривает работу с бумагой, природным материалом, и пр. в русле раздела «Конструирование». В программе специальных дошкольных учреждений эти виды работы вынесены в особый раздел «Ручной труд», а в разделе «Конструирование» представлены в основном разнообразные виды работы со строительным материалом. Кроме этого для усиления коррекционной направленности обучения в некоторых программах раздел «Конструирование» дополнен специальными заданиями, способствующими формированию у детей представлений о схеме тела человека и животных (работа по складыванию сборно-разборных игрушек и разрезных картинок). Для образования устойчивой связи в представлении ребёнка между реальным предметом и его плоскостным изображением введены задания по зарисовыванию только что выполненной постройки, по выполнению конструкций по графическим образцам, воспроизведению простейших перестановок мебели в кукольной комнате. Более детально в программе представлена работа по сенсорному воспитанию. Введены специальные игры-упражнения, способствующие формированию у детей умения воспринимать форму, величину, пространственное расположение, выделен особый вид упражнений – непредметное конструирование, в ходе которого дети постигают изменчивость, относительность расположения предметов в пространстве.

Детское конструирование тесно связано с игровой деятельностью. Однако, как справедливо утверждает Парамонова Л.А., взрослому, работающему с дошкольниками, необходимо уметь различать, какую задачу решает ребёнок в данном конкретном случае. Если мы имеем дело с ролевой игрой, в которую включаются элементы конструирования, то следует понимать, что эти постройки не являются для детей основной целью. Более значимым оказывается разыгрывание сюжета игры, выполнение взятой на себя роли, что характерно для сюжетно-ролевой игры. Постройки же становятся лишь одним из средств реализации игровых замыслов.

В другом случае можно заметить, что мы имеем дело с полноценным конструированием как деятельностью, в которой используются игрушки, элементы игры, положительно влияющие на процесс самого конструирования. В этом случае дети стремятся воспроизвести основные части постройки в соответствии с их практическим назначением, при этом они отбирают материал, ищут правильные способы конструирования, своевременно контролируют свою деятельность и т.п. Такая деятельность имеет все черты, присущие конструированию.

Учёт особенностей игры и конструирования, их взаимосвязи необходим при определении педагогом форм и методов организации этих разных видов детской деятельности. Например, требования воспитателя к качеству конструкций, возводимых даже старшими детьми в процессе ролевой игры – неоправданны, поскольку это может её разрушить. И наоборот, довольствоваться примитивными детскими постройками и не формировать целенаправленно полноценное конструирование как деятельность, когда ситуация требует этого – значит существенно обеднять развитие детей.

Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Поэтому занятия конструктивной деятельностью в дошкольном возрасте способствует психическому развитию и коррекции имеющихся недостатков восприятия, мышления и других сторон психики аномального ребёнка. В плане умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей . Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолировано от деятельности, а в ней самой. Конструируя, ребёнок воспринимает признаки конструктивного материала разными органами чувств (осязание, зрение), практически осваивает величину, длину, ширину, объёмность предмета. Известно, что у ребёнка постепенно накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, и некоторые из этих представлений начинают играть роль образцов, с которыми ребёнок сравнивает свойства новых предметов в процессе их восприятия. Именно в дошкольном детстве происходит переход от применения таких предметных образцов, являющихся результатом обобщения собственного сенсорного опыта ребёнка, к использованию общепринятых сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны – это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений – цвета, формы величины предметов, их положения в пространстве, высота звуков, длительности промежутков времени и т. д. Они возникли в ходе исторического развития человечества, и используются людьми в качестве образцов, мерок, при помощи которых устанавливают и обозначают соответствующие свойства и отношения. Так, например, при восприятии плоскостной формы эталонами служат представления о геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике и др.), при восприятии объёмных тел эталонами являются куб, шар, параллелепипед.

Необходимые условия для овладения общепринятыми эталонами создаются впервые в продуктивных видах деятельности. Когда перед ребёнком ставят задачу воспроизвести в конструкции тот или иной предмет, он старается соотнести особенности этого предмета с особенностями имеющегося материала. Это заставляет ребёнка помногу раз обследовать материал, что ведёт к запоминанию формы окраски, величины элементов строительного материала. Поскольку каждый раз используются одни и те же или похожие на них детали, они приобретают значение образцов, эталонов.

Но кроме этого ребёнок помимо восприятия качества предмета, разбирает практический образец на детали, а затем собирает их в модель. Так в действии он осуществляет анализ и синтез . Сооружая ту или иную постройку, дети отбирают соответствующие детали, называют отдельные части постройки, что содействует развитию точности восприятия . В дальнейшем, по мере совершенствования зрительного восприятия ребёнком предметов окружающего мира, создаётся предпосылка для приобретения способности производить зрительный анализ модели, не прибегая к реальному расчленению. Таким образом формируется способность сравнивать, анализировать, включая в процесс восприятия процесс мышления . Конструирование имеет значение, прежде всего для развития у ребёнка образного и элементов наглядно-схематического мышления , формирования у него представлений о целостном образе предмета , отчего качество его восприятия неизмеримо возрастает.

В процессе обучения конструированию приходится решать целый ряд практических проблем, в процессе чего ребёнок учится воспринимать и воспроизводить пространственные отношения между предметами частями предмета, у него возникает потребность в ориентировке на форму и величину предметов, т.е. формируются специфические представления о пространстве.

В процессе конструктивной деятельности у детей формируются обобщённые представления . Они познают, что предметы группируются по однородности, они объеденены одним понятием: заборы, здания, мосты, транспорт. В каждой группе предметы имеют общие и различные признаки. Общее – это одинаковые составные части (у всех домов обязательно должны быть стены, крыша, двери, окна). Различия – в форме, величине, отделке. Они зависят от назначения (забор для жирафа должен быть высоким, а для зайчика ниже, поэтому кирпичики ставятся на разные грани при постройке этих разных заборов).

В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщённые способы действий . Дети учатся планировать работу, представляя её в целом. Ребёнок усваивает как бы схему изготовления постройки, передавая в ней общие и различные признаки. А это может побудить детей искать способ самостоятельного изготовления нового варианта предмета.

Овладение конструированием способствует расширению словаря и обогащению детской речи . В процессе занятий по конструированию дети усваивают правильные геометрические названия деталей строительного набора (куб, брусок, пластина и т. д.), узнают об особенностях геометрических тел (у куба все стороны квадратные, у бруска квадратные две торцевые стороны, а остальные – прямоугольные). Кроме этого детей учат устанавливать связи между зрительно воспринимаемыми образами и свойствами и их словесными обозначениями для образования устойчивых представлений о воспринятом. На всех занятиях развивается понимание речи окружающих, а кроме этого дети учатся умению объяснять, рассказывать о содержании выполненных построек, и последовательности их выполнения. В более старшем возрасте они учатся элементарно планировать свою деятельность, рассказывая о последовательности предстоящих действий.

Нельзя не отметить так же положительного влияния конструирования на овладение общетрудовыми умениями, на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации. Успех деятельности во многом зависит от уровня сформированности у ребёнка произвольных движений рук и от того, насколько согласованно действуют его руки под контролем зрения. Известно, как неловко большая часть детей, имеющих какие-либо проблемы в развитии накладывают кубики друг на друга, плохо совмещают поверхности строительных деталей, кладут фигуры на край, что часто приводит к разрушению целого, то есть движения рук у детей недостаточно скоординированы. В связи со значительными моторными трудностями и недостаточностью зрительного контроля за движениями рук одной из важных задач обучения конструированию является обеспечение операционально-технической стороны этой деятельности. Этому способствует как выполнение специальных заданий, так и формирование навыков конструирования.

Конструирование на занятиях и играх формирует и моральные качества личности ребёнка. Педагог прилагает много сил для того, чтобы научить детей работать рядом, не мешая друг другу, а в дальнейшем – сотрудничать, выполняя совместные задания, договариваться об этапах работы, доводить её до конца. Он учит детей помогать друг другу в случаях затруднений или допущенной ошибки, одновременно следит за тем, чтобы это делалось деликатно, без обидного вмешательства в работу своего сверстника.

Особое внимание взрослый обращает на формирование у каждого ребёнка умения адекватно оценивать свою собственную и чужую продукцию, сравнивать её с натурой, образцом или текстом. Поэтому обследование модели перед изображением и анализ уже готовой постройки осуществляются по одной схеме.

Вопросы по теме.

1. Чем отличаются друг от друга техническое и художественное конструирование?

2. Какова специфика взаимосвязи игры и конструирования?

3. В чём сущность конструирования по образцу? Виды образцов, используемых в детском саду?

4. В чём преимущество конструирования по условиям с точки зрения умственного развития дошкольника?

5. В чём суть традиционной методики организации конструирования из деталей конструкторов и почему она молоэффективна в развитии дошкольников?

6. Чем отличается конструирование из крупногабаритных модулей от других видов конструирования?

7. Почему конструирование из строительных материалов является наиболее предпочтительным в работе с малышами?

8. Коррекционная роль конструирования в умственном развитии детей, имеющих отклонения?

9. В чём отличие программ по конструированию в специальном детском саду от массовых программ по этому разделу?

10. Значение конструирования в развитии речи детей, имеющих отклонения?

11. Типы конструирования, используемые в работе с дошкольниками.