Месячный ребенок часто дышит. Дышит? Не дышит? Внезапная остановка дыхания у детей. Когда нужно вызывать скорую помощь

Недавно наткнулась на заметку, что врачи-пульмонологи считают, что большинство современных детей не умеют дышать . Вернее, они не умеют дышать правильно . А ведь правильно дышать для детей крайне важно для их общего развития, укрепления иммунитета и полноценного функционирования всех органов и систем организма.
Большинство детей дышат слишком часто и неглубоко, время от времени непроизвольно задерживая вдох или выдох, что «сбивает» легкие с ритма и ухудшает их вентиляцию. Такое дыхание называется поверхностным, и дыша таким образом, малыш не дает своей дыхательной системе возможности хорошо «проветриться». Получается, что свежий воздух не поступает во все отделы легких, обновляя лишь наружную их часть. В итоге большая часть легких практически никогда не обновляется и не избавляется от остатков «подержанной» атмосферы, которая является просто идеальной средой для вирусов простуды, гриппа и всяким аллергенам.

Как оказалось, медики уже давно разработали специальные компьютерные программы, созданные дляконтроля за детским дыханием. Программы носят название БОС – биологическая обратная связь с организмом. К сожалению, такими системами оборудованы лишь крупные пульмонологические центры. Смысл оборудования заключается в следующем. Ребенок садится перед экраном монитора, на котором он видит луг с цветами или сценку из мультика про Винни Пуха. Перед ребенком ставится задача – заставить бабочку сесть на цветочек или «уговорить» Винни Пуха принести к своему дому как можно больше меда. Выполнить задание удастся лишь в том случае, если малыш дышит правильно – медленно, глубоко, ритмично и к тому же еще соотносит дыхательный цикл с деятельностью сердца. Дети с удовольствием включаются в задание. Результаты подобной игры действительно впечатляют. У почти 70% детей-астматиков уже нет необходимости использовать специальные ингаляторы и все их показатели возвращаются к норме.

Но мы можем и сами без всяких аппаратов провести диагностику дыхания своего ребенка.

Правильно ли дышит ваш ребенок?

Определить, правильно ли дышит ваш малыш несложно. Устройте его поудобнее, можно за просмотром мультика или рассматриванием картинок в книжке. Важное условие – ребенок должен быть здоров.

1. Смотрите на часы с секундной стрелкой и считайте, сколько вдохов ребенок сделает за одну минуту.

Норма для детей разного возраста отличается. Для новорожденных крошек – это 50 вдохов в минуту, для деток до года – 25-40 вдохов, 1-3 лет – 25-30 вдохов, а для 4-6 летних детей – 25 вдохов в минуту в спокойном расслабленном состоянии. Если результат вашего ребенка в пределах нормы – это прекрасно. Так обычно дышат закаленные, крепкие и тренированные детки, которых с раннего возраста приобщают к длительным прогулкам и активным занятиям. Физиотерапевты такое дыхание считают эффективным и экономным. Когда ребенок дышит полной грудью , его легкие расправляются, вентилируются и становятся практически недоступными и неуязвимыми для респираторных инфекций, вирусов и аллергии.

Если малыш 1-3 лет совершает 30-35 вдохов минуту, а 4-6 лет – 25-30 вдохов – то это довольно-таки неплохой результат. Так дышит большинство деток, и вы попали точно в золотую середину. Конечно, простуды у таких детей не редкость, но шансов их избежать будет больше, если научить ребенка правильному, физиологично эффективному дыханию.

Стоит задуматься и проявить беспокойство, если ребенок 1-3 лет совершает больше 35, а 4-6 лет больше 30 вдохов в минуту. Такоедыхание считается поверхностным и частым. В этом случае в легкие попадает совсем мало свежего воздуха, основная его часть «зависает» в трахее и бронхах, которые не принимают участия в газообмене. Для того, чтобы легкие хорошо вентилировались такого дыхания явно недостаточно. Неудивительно, что ребенок часто более разнообразными ОРЗ и ОРВИ. К тому, у детей, которые дышит так часто и неглубоко, возникает риск развития бронхиальной астмы или астматического бронхита, что не может не настораживать родителей. Нужно обязательно выяснить причину, которая не позволяет ребенку дышать полной грудью. Это может быть сидячий образ жизни, недостаток активных прогулок, спорта, закаливающих процедур, привычка сутулиться, нарушение осанки, избыточный вес или повышенное газообразование в кишечнике. Источник проблемы нужно обязательно прояснить и устранить, тогда и малыш будет болеть реже.

2. Наблюдая за дыханием ребенка и считая его вдохи, обратите внимание на особенности дыхания у ребенка, на ритм дыхания , то есть на соотношение вдоха и выдоха, на паузы между ними.

Ритм дыхания. Здоровые активные дети обычно дышать по схеме:удлиненный вдох – пауза –короткий выдох. Так уж устроен наш организм, что вдох является возбуждающим активность фактором, а выдох играет успокаивающую и расслабляющую роль

Успокаивающий дыхательный ритм. Чувствуете, что ваш ребенок разволновался, перенервничал и вот-вот расплачется? Предложите ему успокаивающую дыхательную «таблетку» по схеме: энергичный короткий вдох – длинный растянутый выдох – пауза. Такойритм дыхания воздействует на нервную систему, расслабляет мышцы, избавляет от стресса и напряжения.

Вздохи. Ребенок начал часто вздыхать? Значит, детский организм мягко напоминает, что пора отдохнуть, полежать и сделать паузу в занятии.

Неправильный дыхательный ритм. Характеризуется нечетким, рваным темпом, с неодинаковыми вдохами и выдохами или периодической их задержкой. Если дыхание ребенка к тому же поверхностное и частое, то риск подхватить простудное заболевание или вирус повышается неоднократно. К тому же очаги воспаления могут возникать не только в легких, но и в миндалинах, пазухах носа и даже внутренних органах. Объясняется это тем, что неправильное дыхание не только не обновляет «атмосферу» легочного пространства, но и приводит к нарушениям движения диафрагмы, которые отвечают за нормальную работу сердца и кровообращение в брюшной полости. Получается, что иного выхода, как научить ребенка правильно дышать, нет!

Тип дыхания вашего ребенка

Наблюдая за дыханием ребенка, присмотритесь, какой у него тип дыхания:

Брюшной тип – ребенок дышит, надувая и втягивая живот.

Грудной тип – ребенок дышит, приподнимая и опуская грудную клетку.

Смешанный тип – ребенок совмещает первый и второй типы дыхания.

Брюшное дыхание оптимально для малышей, именно так и должны дышать маленькие детки . Поэтому следите за тем, что одежда не давила им на животик, избавьтесь от тесных трусиков, джинс и колготок с тугой резинкой, не затягивайте ремень на поясе. Если одежда оставляет розовое полосы на коже, значит, она слишком тугая. То же относится и к пижаме. Помните, как поступали наши предки? Укладывали и мальчишек, и девчонок спать в просторных длинных ночных рубашках.

Никогда не требуйте у вашего ребенка втянуть живот , в этом случае мышцы живота прекращают участвовать в процессе дыхания, и работа легких ухудшается.

Упражнение для тренировки брюшного дыхания

Детская йога предлагает множество дыхательных упражнений, которые можно успешно применять на занятиях с детьми, что мы сейчас и сделаем.
Уложите ребенка на коврик. Пусть подложит ладошки под голову и немного согнет ноги в коленях. Попросите его, совершая вдох, надувать животик наподобие воздушного шарика. А на выдохе представьте, что шарик резко сдулся, и попросите ребенка как следует напрячь мышцы живота и втянуть его внутрь из всех сил. Пусть малыш задержит дыхание после выдоха и начнет новый вдох только тогда, когда почувствует в этом необходимость. Повторите 5-10 раз.
Упражнение тренирует не только дыхательную систему, но и укрепляет мышцы брюшного пресса и оказывает мягкое массажное действие на внутренние органы, стимулируя и улучшая их работу.

Грудное дыхание , как правило, используемый в основном женщинами тип дыхания. Однако, дети и мужчины тоже использую такой тип дыхания, когда находятся в сидячем положении. Грудное дыхание также нужно развивать и выполнять правильно, чтобы дыхательный процесс происходил эффективно и функционально.

Упражнение для грудного дыхания

Опять возьмем упражнение из детской йоги. Пусть ребенок примет позу льва или сфинкса. Но название «лев» хотя и не соответствует строго этой позе, ребенку будет понятнее. Ребенок ложится на живот, выпрямляет ножки и опирается на ладони и предплечья согнутых рук. Грудная клетка приподнимается над поверхностью. Теперь нужно сделать глубокий полный вдох и набрать полную грудь воздуха, чтобы грудная клетка еще больше приподнялась и раскрылась. Пусть ребенок задержит дыхание на несколько секунд (посчитайте до трех), а потом быстро и энергично выдохнет, расслабляя мышцы и опускаясь. Тут тоже нужно сделать небольшую паузу и повторить упражнения сначала еще несколько раз.

Смешанное дыхание , когда в процессе дыхания участвуют и мышцы пресса и грудная клетка, считается самым здоровым. Когда выосвоите с ребенком брюшное и грудное дыхание , нужно будет соединить приобретенные навыки. Но об этом в следующей статье: Как научить ребенка правильно дышать.

С появлением на свет малыша, у родителей появляются новые заботы и хлопоты, а вместе с этим возникают и новые страхи. Знакомясь со своим первым ребеночком, молодые мамы постоянно задумываются над разного рода вопросами. Так, например, далеко не одной женщине приходило на ум: почему новорожденный часто дышит? И на самом деле обратите внимание на дыхание Вашего младенца. Все дети до месяца дышат совершенно не так как взрослые. Ритм дыхания совсем нерегулярен. Ребенок делает много коротких вдохов разных по продолжительности, потом делает глубокий вдох , во время которого Вам даже может показаться, что он вообще перестал дышать на 10-15 секунд, но вот он опять глубоко вдыхает и цикл продолжается. Такое периодичное дыхание является абсолютно нормальным для первых недель жизни . А уже ближе к месяцу дыхание становится все более и более регулярным. Однако следует обратить внимание, что для этого нет конкретных сроков, потому что или детей с маленьким весом дыхание более нерегулярно, чем у тех, которые родились в срок и с большим весом.

Когда малыш бодрствует, он дышит так, как будто выполнял неимоверные физические нагрузки . И на самом деле новорожденный часто дышит. Это объясняется тем, что поверхностное дыхание малыша не может в полной мере обеспечить кровь кислородом, поэтому это компенсируется увеличенным количеством дыхательных движений. Взрослые люди в минуту дышат примерно 18-19 раз, дети младшего возраста около 25-30, а новорожденные — 40-60 раз. Таким образом, необходимо сказать, что часто дышать для малышей это не только, нормально, но и просто необходимо, так как при этом обеспечивается высокий уровень легочной вентиляции.

В связи с тем, что на момент рождения ребенка дыхательные механизмы еще не сформированы окончательно, частота, ритм и глубина дыхания будут постоянно изменяться.
Кроме этого Вы можете так же заметить при детском дыхании звуки различного характера, наподобие бульканья, кряканья, мурлыканья или звуки сходные с теми, которые издает дельфинчик . Все это происходит потому, что через маленькие и узенькие носовые ходы быстро проходит много воздуха. Все эти явления свойственны всем новорожденным деткам и абсолютно нормальны для них. Поэтому можете быть абсолютно спокойны, Вам не стоит волноваться на эту тему. Все со временем пройдет.

Органы дыхания, осуществляющие постоянный обмен газами между организмом и окружающей средой, являются одной из важнейших жизнеобеспечивающих систем в человеческом организме. Непрерывное поступление в кровь кислорода, также как и постоянное выделение из крови углекислот газа, - основная функция дыхательной системы, без которой немыслима жизнь любого живого организма на Земле...

Работу дыхательной системы можно разделить на два основных этапа.

Первый - это проведение воздуха по верхним дыхательным путям (носу, носоглотке, гортани, трахее и бронхам) к легким, где в альвеолах осуществляется газообмен между воздухом и кровью: из воздуха в кровь поступает кислород, а из крови в воздух - углекислый газ.

Второй - собственно газообмен: в кровеносных сосудах, приносящих кровь к легким, циркулирует венозная кровь, бедная кислородом, но насыщенная углекислым газом, а от легких к тканям и органам устремляется кровь, обогащенная кислородом и освобожденная от углекислого газа.

Дыхательная система новорожденных детей, как и другие органы и системы, имеет целый ряд возрастных особенностей. Эти особенности, с одной стороны, обеспечивают необходимый для новорожденного режим работы системы дыхания, а с другой - обусловливают предрасположенность к осложнениям, характерным только для этого возраста.

Особенности дыхательной системы новорожденного

Слизистые оболочки верхних дыхательных путей новорожденного гораздо обильнее, чем в более старшем возрасте, снабжаются кровью, что создает предпосылки для развития отека. В связи с этим у новорожденных и детей первых месяцев жизни очень часто отмечается затруднение носового дыхания. Этому способствует и то, что у детей первых месяцев жизни носовые ходы анатомически узки. Поэтому у младенцев при развитии вирусного или бактериального насморка в первую очередь развивается резко выраженный отек слизистой носоглотки, вслед за чем начинается обильное истечение слизи. Эти симптомы, характерные для ринита в любом возрасте, у новорожденных и детей первых месяцев жизни выражены наиболее ярко, что усугубляется еще и тем, что малыши в этом возрасте еще не умеют дышать ртом. Поэтому при появлении воспалительного процесса в носоглотке у новорожденного ребенка резко нарушается сон и процесс кормления, - ведь для того чтобы обеспечить адекватное поступление воздуха в легкие при насморке, ребенок должен кричать.

  • Следует особо остановиться на возрастных особенностях гортани.У малышей имеющих избыточный вес, склонных к аллергическим реакциям, слизистая оболочка гортани в еще большей степени предрасположена к отеку. Поэтому у «пухленьких» малышей,находящихсянаискусственном вскармливании (именно они часто страдают лишним весом), часто развивается достаточногрозное осложнениепростудных и особенно вирусных заболеваний - ларингит со стенозом гортани. Вследствие отека закрывается значительная часть просвета гортани, и малышу трудно дышать. Это состояние требует экстренной медицинской помощи.
  • Анатомически узкими являются у новорожденных трахея и бронхи. Поэтому при возникновении воспалительного процесса в этой части дыхательной трубки у младенцев может достаточно быстро развиться дыхательная недостаточность вследствие затруднения поступления воздуха в альвеолы легких.
  • Между глоткой и внутренним ухом человека имеется так называемая слуховая (евстахиева) труба, основное значение которой заключаетсяв поддержаниипостоянства давления во внутреннем ухе. У малышей первых месяцев жизни евстахиева труба отличается тем, что имеет достаточно широкийпросвет приотносительно малой длине. Это создает предпосылки для более быстрого распространения воспалительного процесса из носо- и/или ротоглотки в полость уха. Именно поэтому отиты чаще случаются у детей раннего возраста, у дошкольников и школьников вероятность их возникновения уже меньше.
  • Еще одной важной и интересной особенностью строения органов дыхания у младенцев является то, что у них отсутствуют придаточные пазухи носа (они начинают формироваться только к 3 годам), поэтому у детей раннего возраста никогда не бывает ни гайморита, ни фронтита.
  • Легкие новорожденного развиты недостаточно хорошо. Рождается ребенок с легкими, альвеолы которых практически полностью заполнены амниотической жидкостью (околоплодными водами). Жидкость эта стерильна и в течение первых двух часов жизни постепенно выделяется из дыхательных путей, благодаря чему воздушность легочной ткани повышается. Этому способствует и то, что на протяжении первых часов жизни новорожденный ребенок обычно продолжительное время кричит, совершая глубокие вдохи. Но, тем не менее, развитие легочной ткани продолжается на протяжении всего периода раннего детства.

Первый вдох

Жизнь ребенка как самостоятельного организма начинается в тот миг, когда он совершает свой первый вдох. Происходит это сразу после рождения и пересечения пуповины, соединяющей его с материнским организмом. До этого на протяжении всего периода внутриутробного развития газообмен между организмом плода и окружающей средой осуществлялся посредством маточно-плацентарного кровообращения: плод получал артериальную кровь, обогащенную кислородом, и отдавал матери свою кровь, насыщенную углекислым газом. Но как только эта связь прерывается, происходит запуск сложного механизма, направленного на стимуляцию дыхательного центра новорожденного, расположенного в мозге.

Мощной стимуляции дыхательного центра способствует и то, что на протяжении последних часов родового акта плод испытывает умеренное кислородное голодание, нарастающее постепенно, вследствие чего в крови растет концентрация углекислоты. Именно этот фактор является одним из важнейших раздражителей, побуждающих новорожденного ребенка сделать глубокий вдох и громко закричать сразу после рождения.

Правильный уход – это важно!

Дыхание у новорожденных и детей первых месяцев жизни осуществляется в основном за счет сокращения диафрагмы - мышцы, отделяющей грудную полость от брюшной, в отличие от взрослых людей и детей старшего возраста, у которых в процессе дыхания также принимают участие межреберные мышцы и мышцы брюшного пресса. Поэтому у младенцев функция дыхания страдает при проблемах, связанных с функцией пищеварительного тракта: при запорах, повышенном газообразовании, кишечных коликах происходит переполнение кишечника и увеличение его объема, что, в свою очередь, вызывает нарушение сократительной функции диафрагмы и, соответственно, затруднение дыхания. Поэтому так важно следить за регулярным опорожнением кишечника малыша, не допускать повышенного газообразования. Также очень важно не пеленать ребенка слишком туго: это ограничивает подвижность грудной клетки и диафрагмы.

Чтобы малыш не болел

Говоря об особенностях дыхательной системы новорожденных и детей первых месяцев жизни, следует особенно остановиться на вопросах профилактики заболеваний этих органов. Заболевания дыхательной системы занимают лидирующие позиции среди всех болезней раннего возраста. Что же нужно предпринимать родителям, чтобы их малыши как можно меньше болели простудными и вирусными ринитами, фарингитами, ларингитами и бронхитами?

Прежде всего, необходимо поддерживать здоровый микроклимат в помещении. Это подразумевает оптимальную температуру (23-24° С) и достаточную влажность воздуха. Особенно это актуально в зимний период, когда из-за отопления в помещении создаются условия, негативно сказывающиеся на органах дыхания человека любого возраста. Особенно уязвимые органы дыхания младенцев реагируют на эти негативные факторы в первую очередь. Повышенная температура и особенно сухость воздуха в обогреваемом помещении нарушают барьерную функцию слизистой носоглотки. Пересыхая, слизистая перестает эффективно сопротивляться проникновению вирусов и микробов. Поэтому нужно контролировать температуру воздуха в комнате, где находится ребенок, и при необходимости устанавливать в ней увлажнители.

Важно не закутывать ребенку лицо во время прогулок. Излишнее укутывание способствует тому, что слизистые дыхательных путей малыша развиваются в «тепличных» условиях. Поэтому случайное поступление в дыхательные пути холодного воздуха может стать причиной развития простудного заболевания.

Как уже говорилось выше, носовые ходы новорожденного ребенка анатомически узки, поэтому при проведении туалета необходимо регулярно освобождать их от корочек. Делать это надо с особой осторожностью при помощи ватного жгутика, а не ватных палочек, потому что слизистая новорожденного чрезвычайно нежна, уязвима и гораздо более обильно, чему взрослых, кровоснабжается - повреждение ее чревато обильным кровотечением и развитием воспалительного процесса.

При уже возникшем насморке необходимо регулярно освобождать полость носа от слизи с помощью груши (выпустить воздух из груши, ввести в нос малыша и дождаться, пока стенки груши расправятся) или специального приспособления, а при необходимости по назначению врача использовать сосудосуживающие капли в нос, помогающие избавить младенца от выраженного отека слизистой носоглотки и обеспечить адекватное поступление воздуха вдыхательные пути.

В периоды повышенной заболеваемости гриппом и ОРВИ нужно проводить профилактику этих заболеваний у всех членов семьи, ограничить визиты посторонних людей. Всем взрослым стоит провести вакцинацию от гриппа. Хорошей мерой профилактики вирусных заболеваний дыхательных путей является смазывание носа малыша противовирусными мазями (например, мазью ВИФЕРОН, ГРИППФЕРОН). Эти мази, кроме своего основного противовирусного действия, создают на слизистой носа защитную пленку, которая обеспечивает дополнительный защитный барьер на пути проникновения вирусов.

Основными мерами профилактики простудных и вирусных заболеваний органов дыхания являются грудное вскармливание и рациональный режим ухода за новорожденным. Грудное вскармливание обеспечивает постоянное поступление в организм новорожденного иммуноглобулинов матери, защищая малыша от большинства заболеваний. С первых недель жизни ребенка нужно уделять внимание закаливающим процедурам: проводить воздушные ванны, гигиенический массаж и гимнастику. Все эти процедуры способствуют лучшему развитию дыхательной мускулатуры, оптимизируют кровообращение (в том числе и в грудной клетке), укрепляют защитные силы организма.

Необходимы продолжительные прогулки с ребенком на свежем воздухе, регулярные (дважды в день) сквозные проветривания детской комнаты (в то время, когда там нет малыша).

Постарайтесь так организовать процедуру купания, чтобы ребенок полюбил ее: это прекрасная закаливающая процедура, кроме всего прочего положительно сказывающаяся на всем развитии ребенка, в том числе и на развитии его дыхательной системы.

Излишне говорить о том, что курение любого члена семьи негативно сказывается наорганизменоворожденного.Вдыхание даженичтожных концентрацийтабачного дыма вызывает нарушение двигательной функции ворсинчатого эпителия слизисто оболочки дыхательных путей, что влечет собой развитие склонности к затяжным и рецидивирующимринитам,трахеитам и бронхитам. Дети курильщиков значительно чаще страдают и аллергическими заболеваниями дыхательных путей, у них часты астматические бронхиты, в последующем развивающиеся в такое тяжелое заболевание, как бронхиальная астма.

Здоровье человека закладывается в период внутриутробного развития. А первый месяц жизни во многом предопределяет то, как реализуетсяпотенциал,заложенный внутриутробно. Поэтому мы должны прилагать все усилия для того, чтобы наши дети как можно реже болели: отсутствие простудных и вирусных заболеваний на первом году жизни ребенка - хороший фундамент для крепкого организма.

Как дышится крохе?

Даже при соблюдении всех мер предосторожности, свободном пеленании, обеспечении нормальной деятельности кишечника новорожденного дыхание ребенка первых месяцев жизни остается поверхностным.

Поверхностное дыхание недостаточно обеспечивает кислородом кров малыша, этот дефицит компенсируется за счет увеличения частоты дыхательных движений. Если у взрослых нормальной частотой дыхания является 18-19 дыхательных движений в минуту, у детей младшего возраста - 25-30, то у новорожденных - 40-60.

Новорожденный ребенок дышит часто, но и этой частоты может оказаться недостаточно - при таких нагрузках, как кормление и перегревание, частота дыхательных движений может возрасти. Если при этом нет затруднения дыхания, одышки, то учащение дыхания при подобных нагрузках является нормой. Важно следить за характером дыхания: если его учащение сопровождается дыхательными шумами, включением в акт дыхания вспомогательной мускулатуры, раздуванием крыльев носа и стоном, то это является явной патологией, о которой нужно немедленно сообщать врачу.

Любые изменения в дыхании ребенка сразу становятся заметны родителям. Особенно если меняется частота и характер дыхания, появляются посторонние шумы. О том, почему это может происходить и что делать в каждой конкретной ситуации, мы расскажем в этой статье.


Особенности

Дети дышат совсем не так, как взрослые. Во-первых, у малышей дыхание более поверхностное, неглубокое. Объем вдыхаемого воздуха будет увеличиваться по мере роста ребенка, у малышей он совсем небольшой. Во-вторых, оно более частое, ведь объем воздуха пока невелик.

Дыхательные пути у детей более узкие, в них есть определенный дефицит эластической ткани.

Это зачастую приводит к нарушению выделительной функции бронхов. При простуде или вирусной инфекции в носоглотке, гортани, в бронхах начинаются активные иммунные процессы, направленные на борьбу с проникшим вирусом. Вырабатывается слизь, задача которой помочь организму справиться с болезнью, «связать» и обездвижить чужеродных «гостей», остановить их продвижение.

В силу узости и неэластичности дыхательных путей отток слизи бывает затруднен. Наиболее часто проблемы с органами дыхания в детстве испытывают ребята, родившиеся недоношенными. Из-за слабости всей нервной системы в целом и дыхательной системы в частности, у них значительно выше риски развития серьезных патологий - бронхита, пневмонии.

Дышат малыши в основном «животом», то есть в раннем возрасте из-за высокого расположения диафрагмы преобладает брюшное дыхание.

В 4 года начинает формироваться грудное дыхание. К 10 годам большинство девочек дышат грудью, а большинство мальчиков имеют диафрагмальное (брюшное) дыхание. Потребности ребенка в кислороде значительно выше, чем потребности взрослого человека, ведь малыши активно растут, двигаются, у них в организме происходит значительно больше трансформаций и изменений. Чтобы обеспечить все органы и системы кислородом, малышу нужно чаще и активнее дышать, для этого в его бронхах, трахеях и легких не должно быть патологических изменений.

Любая, даже незначительная, на первый взгляд, причина (заложен нос, заболело горло, появилось першение), может осложнить детское дыхание. Во время болезни опасно не столько обилие бронхиальной слизи, сколько ее способность быстро загустевать. Если при заложенном носике малыш ночью подышал ртом, то с большой долей вероятности, на следующий день слизь начнет густеть и пересыхать.



Нарушить внешнее дыхание ребенка может не только заболевание, но и качество воздуха, которым он дышит. Если климат в квартире слишком жаркий и сухой, если родители включают в детской спальне обогреватель, то проблем с дыханием будет в разы больше. Слишком влажный воздух тоже не пойдет на пользу малышу.

Кислородная недостаточность у детей развивается быстрее, чем у взрослых, и для этого совсем не обязательно наличие какой-то серьезной болезни.

Иногда бывает достаточно небольшой отечности, незначительного стеноза, и вот уже у карапуза развивается гипоксия. Абсолютно все отделы детской дыхательной системы имеют существенные отличия от взрослой. Именно этим и объясняется, почему дети до 10 лет чаще всех болеют респираторными недугами. После 10 лет заболеваемость идет на спад, за исключением хронических патологий.


Основные проблемы с дыханием у детей сопровождаются несколькими, понятными каждому родителю, симптомами:

  • у ребенка дыхание стало жестким, шумным;
  • малыш дышит тяжело - вдохи или выдохи даются с видимым трудом;
  • изменилась частота дыхания - ребенок стал дышать реже или чаще;
  • появились хрипы.

Причины таких изменений могут быть различными. И установить истинные способен только врач в тандеме со специалистом лабораторной диагностики. Мы же постараемся в общих чертах рассказать, какие причины наиболее часто лежат в основе изменения дыхания у ребенка.

Разновидности

В зависимости от характера, специалисты выделяют несколько видов затрудненного дыхания.

Жесткое дыхание

Жесткое дыхание в медицинском понимании этого явления - это такие дыхательные движения, при которых вдох хорошо слышен, а выдох - нет. Надо отметить, что жесткое дыхание - физиологическая норма для маленьких детей. Поэтому если у ребенка нет кашля, насморка или иных симптомов болезни, то волноваться не стоит. Малыш дышит в пределах возрастной нормы.


Жесткость зависит от возраста - чем младше карапуз, тем жестче его дыхание. Это обусловлено недостаточной развитостью альвеол и слабостью мышц. Грудничок обычно дышит шумно, и это вполне нормальное явление. У большинства детей дыхание смягчается к 4 годам, у некоторых оно может оставаться достаточно жестким до 10-11 лет. Однако после этого возраста дыхание здорового ребенка смягчается всегда.

Если у ребенка шум на выдохе сопровождается кашлем и другими симптомами болезни, то речь может идти о большом перечне возможных недугов.

Чаще всего такое дыхание сопровождает бронхит и бронхопневмонию. Если выдох слышится так же отчетливо, как и вдох, то обязательно следует обратиться к врачу. Такое жесткое дыхание не будет являться нормой.


Жесткое дыхание с мокрым кашлем свойственно периоду выздоровления после перенесенной острой респираторной вирусной инфекции. Как остаточное явление, такое дыхание свидетельствует о том, что еще не вся избыточная мокрота покинула бронхи. Если температуры, насморка и других симптомов нет, а жесткое дыхание сопровождается сухим и непродуктивным кашлем, возможно это аллергическая реакция на какой-то антиген. При гриппе и ОРВИ на самой начальной стадии дыхание тоже может стать жестким, но при этом обязательными сопровождающими симптомами будут резкое повышение температуры, жидкие прозрачные выделения из носа, возможно - покраснение горла и миндалин.



Тяжелое дыхание

При тяжелом дыхании обычно затруднен вдох. Такое затрудненное дыхание вызывает наибольшие опасения у родителей, и это совсем не зря, ведь в норме у здорового ребенка вдох должен быть слышимым, но легким, он должен даваться ребенку без труда. В 90% всех случаев возникновения затрудненного дыхания при вдохе причина кроется в вирусной инфекции. Это всем знакомые вирусы гриппа и различные ОРВИ. Иногда тяжелое дыхание сопровождает такие серьезные заболевания, как скарлатину, дифтерию, корь и краснуху. Но в этом случае изменения вдоха будет далеко не первым признаком заболевания.

Обычно тяжелое дыхание развивается не сразу, а по мере развития инфекционного заболевания.

При гриппе оно может появиться на вторые-третьи сутки, при дифтерии - на вторые, при скарлатине - уже к концу первого дня. Отдельно стоит сказать о такой причине затрудненного вдоха, как круп. Он может быть истинным (при дифтерии) и ложным (при всех остальных инфекциях). Прерывистое дыхание в этом случае объясняется наличием стеноза гортани в районе голосовых складок и в близлежащих тканях. Гортань сужается, и в зависимости от степени крупа (насколько сужена гортань) зависит, насколько затрудненным будет вдох.


Тяжелое прерывистое дыхание обычно сопровождается одышкой. Она может наблюдаться как при нагрузке, так и в состоянии покоя. Голос становится сиплым, а иногда пропадает совсем. Если ребенок судорожно, рывками дышит, при этом вдох явно затруднен, хорошо слышен, при попытке вдохнуть у малыша несколько западает кожа над ключицей, следует немедленно вызывать «Скорую помощь».

Круп чрезвычайно опасен, он может привести к развитию мгновенной дыхательной недостаточности, удушью.

Оказать помощь ребенку можно только в пределах доврачебной первой помощи - открыть все окна, обеспечить приток свежего воздуха (и не надо бояться, что на улице - зима!), уложить ребенка на спину, постараться успокоить его, поскольку лишнее волнение еще сильнее затрудняет процесс дыхания и усугубляет ситуацию. Все это делается с тот промежуток времени, пока к малышу едет бригада «неотложки».

Конечно, полезно уметь в домашних условиях саморучно интубировать трахею подручными средствами, в случае удушья ребенка, это поможет спасти ему жизнь. Но не каждый отец или мать смогут, пересилив страх, кухонным ножом сделать надрез в области трахеи и ввести в него носик от фарфорового чайника. Именно так делается интубирование по жизненным показаниям.

Тяжелое дыхание вместе с кашлем при отсутствии температуры и признаков вирусного заболевания может указывать на астму.

Общая вялость, отсутствие аппетита, неглубокие и мелкие вдохи, боль при попытке вдохнуть глубже могут говорить о начале такого заболевания, как бронхиолит.

Частое дыхание

Изменение частоты дыхания обычно бывает в пользу учащения. Учащенное дыхание - это всегда явный симптом нехватки кислорода в организме ребенка. На языке медицинской терминологии частое дыхание носит название «тахипноэ». Проявляться сбой в дыхательной функции может в любое время, иногда родители могут заметить, что грудничок или новорожденный часто дышит во сне, при этом само дыхание неглубокое, оно похоже на то, что бывает у собаки, которая «запыхалась».

Обнаружить проблему без особого труда может любая мама. Однако не стоит пытаться самостоятельно искать причину тахипноэ, это задача специалистов.

Нормы частоты дыхания для детей разного возраста таковы:

  • от 0 до 1 месяца - от 30 до 70 вдохов в минуту;
  • от 1 до 6 месяцев - от 30 до 60 вдохов в минуту;
  • от полугода - от 25 до 40 вдохов в минуту;
  • от 1 года - от 20 до 40 вдохов в минуту;
  • от 3 лет - от 20 до 30 вдохов в минуту;
  • от 6 лет - от 12 до 25 вдохов в минуту;
  • от 10 лет и старше - от 12 до 20 вдохов в минуту.

Техника подсчета частоты дыхания довольно проста.

Маме достаточно вооружиться секундомером и положить руку на грудь или животик ребенка (это зависит от возраста, поскольку в раннем возрасте преобладает брюшное дыхание, а в более старшем – оно может смениться грудным. Нужно подсчитать, сколько раз ребенок вдохнет (а грудь или живот поднимется-опустится) за 1 минуту. Затем следует свериться с представленными выше возрастными нормами и сделать вывод. Если есть превышение, это тревожный симптом тахипноэ, и следует обратиться к врачу.



Достаточно часто родители жалуются на частое прерывистое дыхание у своего малыша, не умея отличить тахипноэ от банальной одышки. Сделать это тем временем достаточно просто. Следует внимательно понаблюдать, всегда ли вдохи и выдохи малыша являются ритмичными. Если частое дыхание ритмично, то речь идет о тахипноэ. Если оно замедляется, а затем ускоряется, ребенок дышит неравномерно, то следует говорить о наличии одышки.

Причины учащения дыхания у детей достаточно часто носят неврологический или психологический характер.

Сильный стресс, который кроха не может в силу возраста и недостаточного словарного запаса и образного мышления выразить словами, все равно нуждается в выходе. В большинстве случаев дети начинают чаще дышать. Это считается физиологическим тахипноэ , особой опасности нарушение не несет. Неврологическую природу тахипноэ следует рассматривать в первую очередь, вспомнив, какие события предшествовали изменению характера вдохов и выдохов, где малыш был, с кем встречался, не было ли у него сильного испуга, обиды, истерики.


Вторая по степени распространенности причина учащенного дыхания кроется в заболеваниях органов дыхания , в первую очередь - в бронхиальной астме . Такие периоды учащения вдохов порой являются предвестниками периодов затрудненного дыхания, эпизодов дыхательной недостаточности, свойственных астме. Частые дробные вдохи достаточно часто сопровождают хронические респираторные недуги, например, хронический бронхит. Однако учащение происходит не в период ремиссии, а во время обострений. И наряду с этим симптомом, у малыша наблюдаются другие симптомы - кашель, повышенная температура тела (не всегда!), снижение аппетита и общей активности, слабость, утомляемость.

Самая серьезная причина частых вдохов и выдохов кроется в заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Бывает, что обнаружить патологии со стороны сердца удается лишь после того, как родители приводят малыша на прием по поводу учащения дыхания. Именно поэтому при нарушении частоты вдохов важно обязательно обследовать ребенка в медицинском учреждении, а не заниматься самолечением.


Хрипота

Плохое дыхание с хрипами всегда говорит о том, что в дыхательных путях имеется преграда для прохождения струи воздуха. На пути воздуха могут встать и инородное тело, которое ребенок по неосторожности вдохнул, и засохшая бронхиальная слизь, если малыша лечили от кашля неправильно, и сужение какого-либо участка дыхательных путей, так называемый стеноз.

Хрипы настолько разнообразны, что нужно постараться, чтобы дать правильную характеристику того, что слышат родители в исполнении собственного чада.

Хрип описывают по продолжительности, тональности, по совпадению со вдохом или выдохом, по количеству тонов. Задача непростая, но если с ней успешно справиться, то можно понять, чем именно болен ребенок.

Дело в том, что хрипы для разных болезней довольно уникальны, своеобразны. И они на самом деле о многом могут рассказать. Так, свистящее дыхание (сухие хрипы) может говорить о сужении дыхательного пути, а влажный хрип (шумное булькающее сопровождение процесса дыхания) - о наличии в дыхательных путях жидкости.



Если преграда возникла в широком по диаметру бронхе, тон хрипа более низкий, басистый, глухой. Если закупоренными оказались бронхи тонкие, то и тон будет высоким, со свистом на выдохе или вдохе. При воспалении легких и других патологических состояниях, приводящих к изменениям в тканях, хрипы более шумные, громкие. Если тяжелых воспалений нет, то хрипит ребенок тише, приглушеннее, порой едва различимо. Если ребенок хрипит, как будто всхлипывает, это всегда говорит о наличии избыточной влаги в дыхательных путях. Диагностировать природу хрипа опытные врачи могут на слух при помощи фонендоскопа и выстукивания.


Бывает, что хрипы не являются патологическими. Иногда их можно заметить у грудного ребенка до года, причем как в состоянии активности, так и в состоянии покоя. Малыш дышит с клокочущим «сопровождением», а также заметно «хрюкает» по ночам. Это происходит из-за врожденной индивидуальной узости дыхательных путей. Тревожить родителей такие хрипы не должны, если нет сопутствующих болезненных симптомов. По мере роста ребенка будут расти и расширяться и дыхательные пути, и проблема исчезнет сама собой.

Во всех остальных ситуациях хрип - всегда тревожный признак, который обязательно требует обследования у врача.

Хрипы влажные, булькающие в разной степени выраженности могут сопровождать:

  • бронхиальную астму;
  • проблемы сердечно-сосудистой системы, пороки сердца;
  • заболевания легких, включая отеки и опухоли;
  • острую почечную недостаточность;
  • хронические респираторные болезни - бронхит, обструктивный бронхит ;
  • ОРВИ и грипп;
  • туберкулез.

Сухие свистящие или лающие хрипы чаще свойственны бронхиолиту, пневмонии, ларингиту, фарингиту и даже могут говорить о наличии инородного тела в бронхах. В постановке правильного диагноза помогает метод выслушивания хрипов - аускультация. Этим методом владеет каждый педиатр, а потому ребенка с хрипами обязательно следует показать детскому врачу, чтобы вовремя установить возможную патологию и начать лечение.


Лечение

После постановки диагноза, врач назначает соответствующее лечение.

Терапия жесткого дыхания

Если нет температуры и, кроме как на жесткость дыхания, других жалоб нет, то лечить ребенка не нужно. Достаточно обеспечить ему нормальный двигательный режим, это очень важно, чтобы избытки бронхиальной слизи вышли как можно быстрее. Полезно гулять на улице, играть на свежем воздухе в подвижные и активные игры. Обычно дыхание приходит в норму в течение нескольких дней.

Если жесткое дыхание сопровождается кашлем или температурой, нужно обязательно показать ребенка врачу-педиатру, чтобы исключить заболевания органов дыхания.

Если недуг обнаружится, лечение будет направлено на стимуляцию отхождения бронхиального секрета. Для этого малышу прописывают муколитические препараты, обильное питье, вибрационный массаж.

О том, как делается вибрационный массаж, смотрите в следующем видео.

Жесткое дыхание с кашлем, но без респираторных симптомов и температуры нуждается в обязательной консультации врача-аллерголога. Возможно, причину аллергии удастся устранить простыми домашними действиями - влажной уборкой, проветриванием, устранением всей бытовой химии на основе хлора, использованием детского стирального гипоаллергенного порошка при стирке одежды и белья. Если это не сработает, то доктор назначит антигистаминные препараты с препаратом кальция.


Меры при тяжелом дыхании

Тяжелое дыхание при вирусной инфекции в особом лечении не нуждается, поскольку лечить нужно основное заболевание. В некоторых случаях к стандартным назначениям при гриппе и ОРВИ добавляют антигистаминные препараты, поскольку они хорошо помогают снять внутренние отеки и облегчить ребенку вдох. При дифтерийном крупе ребенка госпитализируют в обязательном порядке, поскольку ему необходимо скорейшее введение противодифтерийной сыворотки. Сделать это можно только в условиях больницы, где при необходимости малышу будет оказана и хирургическая помощь, подключение аппарата искусственной вентиляции легких, введение антитоксических растворов.

Ложный круп, если он не осложненный, а ребенок не грудной, могут разрешить лечить дома.

Для этого обычно прописывают курсы ингаляций с лекарственными средствами. Средняя и тяжелая формы крупа нуждаются в стационарном лечении с применением глюкокортикостероидных гормонов («Преднизолона » или «Дексаметазона»). Лечение астмы и бронхиолита также проводится под врачебным наблюдением. В тяжелой форме - в больнице, в легкой - дома при условии соблюдения всех рекомендаций и назначений доктора.



Учащение ритма - что делать?

Лечения в случае транзиторного тахипноэ, которое обусловлено стрессом, испугом или чрезмерной впечатлительностью ребенка, не требуется. Достаточно научить ребенка справляться со своими эмоциями, и со временем, когда нервная система окрепнет, приступы частого дыхания сойдут на нет.

Купировать очередной приступ можно при помощи бумажного пакета. Достаточно предложить ребенку подышать в него, делая вдохи и выдохи. При этом нельзя забирать воздух извне, вдыхать нужно только то, что находится в пакете. Обычно нескольких таких вдохов бывает вполне достаточно, чтобы приступ отступил. Главное, при этом – успокоиться самим и успокоить ребенка.


Если учащение ритма вдохов и выдохов имеет патологические причины, лечить следует основное заболевание. Сердечно-сосудистыми проблемами ребенка занимаются пульмонолог и кардиолог. Справиться с астмой помогут педиатр и ЛОР-врач, а иногда и аллерголог.

Лечение хрипов

Лечением хрипов никто из врачей не занимается, поскольку лечить их нет никакой необходимости. Лечить следует то заболевание, которое стало причиной их появления, а не следствие этого заболевания. Если хрипы сопровождаются сухим кашлем, для облегчения симптомов, наряду с основным лечением, врач может прописать отхаркивающие препараты, которые будут способствовать скорейшему переходу сухого кашля в продуктивный с выделением мокроты.



Если хрипы стали причиной стеноза, сужения отдела дыхательных путей, ребенку могут назначить препараты, которые снимают отечность - антигистаминные средства, диуретики. С уменьшением отека обычно хрипы становится тише или пропадают совсем.

Хрипы свистящего характера, сопровождающие отрывистое и затрудненное дыхание, - всегда признак того, что ребенку необходима неотложная медицинская помощь.

Любое сочетание характера и тональности хрипов на фоне высокой температуры - это тоже основание для того чтобы как можно скорее госпитализировать ребенка и доверить его лечение профессионалам.


Ребенок готовится к самостоятельному дыханию заранее – как только начинается родовая деятельность. Первый вдох возникает под влиянием совокупности многих факторов: раздражения кожных покровов во время прохождения ребенка по родовым путям и сразу после рождения, изменения положения его тела, перевязки пуповины. Мощным стимулятором дыхательного центра является холодовое раздражение – перепад температур во время рождения в 12–16 °C.

Легкие плода заполнены жидкостью, которую вырабатывают клетки дыхательного эпителия. Когда ребенок продвигается по родовому каналу, его грудная клетка сдавливается, а фетальная жидкость вытесняется из дыхательных путей. В грудной клетке создается отрицательное давление, и атмосферный воздух засасывается в нее.

Первые порции воздуха заполняют только те дыхательные пути, которые в процессе родов освободились от фетальной жидкости. Но затем воздух буквально врывается в легкие и расправляет их взрывоподобно.

Обычно, если все в порядке, первый вдох новорожденный делает спустя 30–90 секунд после рождения. Во время первого выдоха ребенок кричит . Следующие за криком дыхательные движения еще неравномерны, но затем смена вдоха и выдоха становится регулярной .

Частота дыхания доношенных новорожденных в 1-ю неделю жизни колеблется от 30 до 50 в минуту.

Недоношенные дети дышат более часто и неравномерно. Между вдохом и выдохом у них нередко возникают паузы различной продолжительности. Частота дыхания колеблется от 36 до 82 в минуту. Чем меньше масса тела ребенка, тем чаще он дышит. Иногда у малыша возникают судорожные дыхательные движения – ему бывает трудно вздохнуть. Если у доношенного малыша после рефлекторных движений частота дыхания возрастает, то у его недоношенного сверстника оно через 5–6 секунд может на время остановиться или резко замедлиться. Он будет нормально реагировать на мышечную нагрузку (учащением дыхания) только через 1,5 месяца после рождения.

Из болезней легких в периоде новорожденности выделяют пневмопатии, пневмонии и пороки развития . Каждая из этих болезней может привести к развитию тяжелейшего патологического состояния новорожденного – синдрома дыхательных расстройств . Он может возникать сразу после рождения или несколько часов спустя. Если ребенок перенес синдром дыхательных расстройств, он должен находиться под особым наблюдением участкового педиатра, так как этот недуг нередко дает тяжелые осложнения.

У новорожденных часто отмечается нарушение ритма дыхания, оно может быть неровным, поверхностным, ускоренным или замедленным, может происходить остановка дыхания ().

Под апноэтическим промежутком, или апноэтическим эпизодом, врачи понимают затянувшуюся паузу в дыхании, сопровождающуюся в наиболее тяжелых случаях падением сердечной деятельности и часто цианозом (синюшностью кожи, губ, ногтей, вызванной недостатком кислорода в крови). Во время апноэтического эпизода подавляется дыхательный рефлекс. В легких случаях дыхательная пауза кратковременна (от 10 до 15 секунд), и ребенок автоматически начинает дышать снова. При более тяжелых ситуациях, если дыхания нет более 20 секунд (или даже менее у недоношенных), у ребенка в крови накапливается углекислый газ, а поступление кислорода отсутствует, что приводит к возобновлению дыхания. С другой стороны, ребенок может потерять сознание. Остановка дыхания (апноэ) чаще всго происходит во время сна. На самом деле короткие апноэтические паузы являются нормальными для определенной фазы сна у новорожденных как у доношенных, так и у недоношенных. Однако большинство эпизодов апноэ во время нормального сна короткие, и дыхание вновь автоматически восстанавливается.

Апноэ отличается от периодического дыхания, которое развивается по разным причинам. Периодическое дыхание характеризуется глубокими дыхательными движениями в течение 10-15 секунд и паузой в 5-10 секунд, а затем опять неровным глубоким дыханием и вновь паузой. Паузы при периодическом дыхании короче, чем при апноэ. Периодическое дыхание наиболее часто связано с пробуждением ребенка; при этом могут происходить сосательные движения, быстрые движения глаз. Частота сердечных сокращений у ребенка не уменьшается. Периодическое дыхание встречается реже, чем апноэ, и гораздо менее опасно.

При сильной недоношенности (до 30 недель) вероятность эпизодов апноэ очень велика. Любые процедуры или состояния, вызывающие нарушение проходимости дыхательных путей младенца, могут явиться причиной апноэ.

Апноэ иногда является следствием легочных заболеваний. Наиболее часто апноэ впервые появляется на первый или второй день жизни недоношенного младенца и наблюдается до достижения им возраста доношенного ребенка. К этому сроку у нормальных недоношенных (при отсутствии других заболеваний) случаи апноэ обычно прекращаются.

Лечение апноэ зависит от возраста больного ребенка, длительности существования и продолжительности приступа апноэ и его причины, если она известна.