Первые животные в космосе. Белка и Стрелка — собаки-космонавты. Лайка: героиня космоса, у которой не было шанса вернуться

Произошло знаменательное событие. В ноябре в космос была отправлена собака. Это первое млекопитающее на планете, побывавшее на космической орбите. Однако событие это, скорее, печальное, чем радостное. В космос была отправлена Лайка. Собака-космонавт дала человеку много информации о полете, но сама погибла.

Подготовка к полету

Буквально за двенадцать дней до пуска ракеты кандидат в космонавты был найден. В последний момент выбор ученых пал именно на собаку, а не на других млекопитающих. Возможно, потому что это животное в народе любят больше всего. И собака-космонавт станет любимцем народа, решили ученые.

Кандидата взяли из приюта для домашних животных. Породистого пса решили не брать, так как они менее приспособлены к сложным условиям. был светлый окрас шерсти животного, чтобы оно лучше получилось на фотоснимках. Первая собака-космонавт - Лайка, которая была взята из обычного приюта.

Дрессировка космонавта

Подготовку начали практически сразу после запуска который моментально стал знаменитым. Задумка с полетом животного - попытка закрепить успех Советского Союза в целом и в космической отрасли в частности. Никаких продуманных чертежей и наработок в этой сфере у страны не было. Конструировали аппарат на ходу, сразу воплощая идеи в жизнь. Лайка (собака-космонавт) тоже проходила особую подготовку.

Всем было ясно, что этот полет будет только в один конец. Неизвестно было только время, которое сможет протянуть собака до своей гибели в

Полет

Во время взлета на собаку обрушились колоссальные перегрузки. Ее вдавило внутрь контейнера, но она все героически стерпела. Изначально псу не создавали каких-то особых удобств для долговременного пребывания на орбите.

Создатели аппарата думали, что собака скончается через 6 дней после запуска, когда в аппарате закончится электроэнергия. Но случилось непредвиденное. Лайка выдержала всего несколько часов. Причиной гибели стал чрезмерный нагрев летательного аппарата под лучами солнца. Лайка - первая собака-космонавт, выведенная на орбиту Земли, - погибла во имя науки.

Трагедия всего мира

Весь мир был в печали. В средствах массовой информации многих стран появлялись сообщения о судьбе лохматого существа. Защитники животных прозвали Хрущева живодером, были организованы демонстрации и другие акции протеста. Человечество, которое с восторгом приняло известие о запуске первого искусственного спутника, ожидает гибели четвероногого друга. Такой прогресс им был не нужен.

Западные страны уже поминали Лайку, а в Советском Союзе средства массовой информации продолжали извещать народ о состоянии уже мертвой собаки. Только на восьмой день было сообщение о проблемах связи с космическим спутником. Впоследствии СССР сообщил о том, что животное якобы усыпили. Так и вошла в историю Лайка. Собака-космонавт позволила инженерам учесть многие особенности летательного аппарата, чтобы в будущем отправить в космос человека.

Общественное мнение

Эти известия советскому народу пришлись не по нраву. Причина была в следующем: люди не знали, что этот полет был изначально запланирован в один конец. Граждане надеялись увидеть героя этого космического полета после его возвращения на Землю. Из-за этого достижение отечественной космонавтики казалось не таким уж ярким. Но на самом деле были сделаны колоссальные выводы, стала героем Лайка (собака-космонавт). Фото животного имеются во всех музеях космонавтики.

Особенно больно гибель собачки восприняло подрастающее поколение. Сверху было дано указание провести среди школьников разъяснительные беседы о том, что:

1. Для страны важно освоение космического пространства.
  2. Жизнь собаки по сравнению с открывающимися перспективами несравнима.
  3. Лайку теперь знают во всем мире, а до этого она была никому не известна.

Но народ еще долго не мог успокоиться. Можно было даже услышать шутку о том, что следующим в космос летит сам Хрущев. В Москву граждане отправляли предложения о присуждении дворняжке звания Героя Советского Союза посмертно и даже присвоении ей воинского звания. Поговаривают, что этот вопрос даже обсуждали в правительстве.

Власти в то время еще не научились влиять на общественное мнение. Действовать решили следующим методом: на рынке появились новые папиросы и сигареты «Лайка». Возможно, в правительственных кругах надеялись, что чувства сопереживания и скорби граждан превратятся в дым. Была идея выпустить и другую продукцию с таким названием, но позднее от этой идеи отказались - мог получиться перебор. Тем не менее, героически погибшая Лайка (собака-космонавт) стала мировой знаменитостью. Хотя была самой обычной дворнягой, которая случайно попала в приют.

Д ети любят сюжеты про космические путешествия, неизвестные обитаемые планеты и таинственных пришельцев из других миров. Конечно, фантастическая литература и фантастическое кино забегают далеко вперед, и многое в них кажется несбыточным.

Но в некоторых областях нашей жизни фантастика давно стала обыденной реальностью. Мы настолько к ней привыкли, что уже не можем без нее обходиться. И поэтому - не удивляемся.

Мы привыкли к тому, что где-то далеко-далеко от Земли, в пространстве, называемом КОСМОС, летают космические корабли. В кораблях по много дней живут и работают люди. Эти люди - ученые, испытатели. Они наблюдают, изучают, ставят эксперименты, а потом возвращаются на Землю. А еще вокруг Земли летают спутники. Одни спутники имеют военное значение: с их помощью контролируется и управляется разрушительное оружие. Задачи других - вполне мирные. Они помогают прогнозировать погоду, обеспечивают сотовую связь, теле- и радиовещание.

Ничего этого не было каких-нибудь сорок лет назад. Люди, заставшие начало космической эры, еще не успели состариться. Они помнят время, когда не было телевизоров и сотовых телефонов. Не было космических кораблей и космических станций. Не было спутников.

Мы не знаем, к чему приведет выход человечества за пределы Земли. Но не изумлять он не может. Как и темпы, которыми развиваются технические возможности землян. Но великие открытия, совершаемые людьми, и все большие удобства, с которыми они располагаются на Земле, сопряжены с жертвами. Эти жертвы - животные.

Об этом нужно помнить, чтобы не возгордиться. Чтобы научиться считать погибших, даже если они бессловесные существа, и испытывать к ним чувство благодарности. Потому что истинных вершин совершенства человек достигнет тогда, когда для открытий ему не нужно будет использовать животных.

П ервым человеком, отправившимся в космос, стал Юрий Гагарин. Его ракета стартовала с космодрома Байконур 12 апреля 1961 года.

Но прежде, чем запустить в космос человека, требовалось понять, как поддерживать в кабине пилота нужную температуру воздуха, как обеспечивать космонавту бесперебойную доставку кислорода, как уберечь его от перегрузок давления во время взлета и помочь адаптироваться в невесомости. И - что немаловажно - как сделать так, чтобы космонавт, выполнив задание, смог вернуться на Землю.

Исследования и испытания заняли десять лет. Существами, проложившими человеку дорогу в космос, стали собаки.

«Отряд» собачьих космонавтов комплектовался из обычных дворовых собак. Дворняжки, считали ученые, более выносливы, чем породистые собаки, и отличаются сообразительностью. Ведь им с первого дня жизни приходится бороться за существование и постоянно решать какие-нибудь задачи: где добыть еду, как избежать ненужных побоев, в каком месте лучше перейти улицу. К тому же они быстро привязываются к людям и хорошо поддаются дрессировке.

Собак отлавливали в подворотнях и отправляли в Институт авиационной медицины. Будущие покорители пространства должны были отвечать определенным требованиям: быть мелкими - не выше 35 см в холке - и относительно легкими - не тяжелее 6 килограммов. Отбор по внешним данным проводился не по эстетическим соображениям, а исходя из размеров кабины космического корабля.

Первая ракета с собаками-космонавтами стартовала 22 июля 1951 года. В полет отправились два
пса - Цыган и Дезик. Им предстояло подняться в воздух всего на пятнадцать минут. Ученые очень волновались. Но этот первый полет прошел удачно: собаки взлетели и благополучно приземлились.

Однако часто случались и неудачи. Собаки летали в космос в течение одиннадцати лет - десять лет до первого полета человека и еще год после него. За это время в космические путешествия отправилось 29 собачьих экипажей. Восемь из них погибли.

Среди погибших была и знаменитая собака Лайка. Лайка должна была не просто подняться в воздух, но и облететь несколько раз вокруг Земли. В отличие от других собак, полеты которых были засекречены, Лайку показали по телевизору. Миллионы людей следили за событиями и передавали друг другу последние известия и рассказы о космическом путешествии собачки. Им обещали, что Лайка пробудет в полете четыре дня, а потом ее безболезненно усыпят: как вернуть корабль с орбиты, ученые еще не знали. Однако безболезненного усыпления не получилось. Уже в первые часы полета кабина корабля сильно перегрелась, и собака умерла от удушья. Этого телезрителям не сказали. Но ученые сильно переживали. И после полета Лайки собак в космос не запускали три года.

Однако подготовка к запуску в космос корабля с человеком на борту потребовала вернуться к испытаниям. Главный авиаконструктор академик Королев поставил условие: человек сможет подняться в космос только после двух успешных собачьих полетов.

В число удачливых космонавтов попали Белка и Стрелка. Две собачки, запущенные в космос незадолго до них, взорвались. А Белке и Стрелке повезло.

В отличие от первого набора «космических бродяжек» Белка и Стрелка были «настоящими» космонавтами и готовились к полету по всем правилам. Их тренировали неподвижно сидеть на месте пилота, «носить» специальные костюмы с датчиками, не бояться вибрации и неожиданных звуков, выдерживать перегрузки и находиться в состоянии невесомости.

Полет Белки и Стрелки транслировался по телевидению. Можно было видеть, как собаки в кабине корабля кувыркаются в невесомости. И если Стрелка относилась к этому настороженно, то Белка была просто в восторге и даже лаяла.

Популярности вернувшихся на Землю собачек позавидовала бы любая сегодняшняя кинозвезда. Их фотографировали для журналов и газет, возили по школам и детским садам на «встречи» с детьми. У Стрелки через некоторое время после полета родились щенки. Они, как и следовало ожидать, не отличались породистостью. Но слава мамы-космонавтки стоила дороже любой родословной. И один щенок, по личной просьбе тогдашнего главы нашего государства Никиты Сергеевича Хрущева, был отправлен в США, в подарок жене американского президента Кеннеди.

Но счет удачных полетов был прерван: следующий после Белки и Стрелки собачий экипаж - Пчелка и Мушка - опять погиб: корабль не смог благополучно вернуться на Землю.

Через двадцать дней после катастрофы стартовали Жемчужина и Жулька. Летели они не одни, а с целой компанией других живых существ: на корабле отправили растения, насекомых и крыс. Однако во время запуска ракеты случилась авария, и аппарат был вынужден совершить аварийную посадку. Все живое на корабле - растения, насекомые и крысы - погибли. А собачки чудом выжили.

После этого было принято решение сократить численность собачьих экипажей: собак стали запускать в космос по одной.

Через три месяца, в марте 1961 года, в полет отправились сначала Чернушка, а потом - Звездочка. Каждой нужно было совершить один виток вокруг Земли и вернуться назад. Во время этих запусков отрабатывались этапы ожидаемого полета человека.

Чернушка и Звездочка вернулись домой живыми и здоровыми. Два благополучных собачьих полета наконец-то состоялись. Теперь в космос мог лететь человек.

В 2006 году в Ижевске установили памятник собаке Звездочке. За сорок лет до этого капсула с живой и невредимой собакой приземлилась в том месте, где была взлетная полоса ижевского аэродрома.

Капсулу с собакой нашли не сразу. Летчик Лев Оккельман отправился на ее поиски, несмотря на плохую погоду. Он нашел Звездочку через четыре минуты после приземления, вынул из капсулы, напоил снегом и прижал к себе: собака после перенесенных испытаний мерзла.

Памятник собаке-космонавту открывали в такой же вьюжный и морозный день.

Сами собаки не могут оценить этого человеческого деяния. Как не понимают они и того, что такое подвиг или жертва во имя науки. Памятник ставится не для них, а для людей - как напоминание об этих жертвах и призыв к милосердию.

Не случайно идея самого первого памятника собаке, установленного в 1935 году в Петербурге, принадлежала Ивану Петровичу Павлову - автору гениальных научных открытий и довольно жестоких экспериментов над собаками. «Пусть собака, помощник и друг человека с доисторических времен, приносится в жертву науке, но наше достоинство обязывает нас, чтобы это происходило непременно и всегда без ненужного мучительства» - выбито на памятнике.

Подготовлено с использованием статей
Александра МИЛКУСА и Вячеслава ФЕДОРОВА
интернет-материалов сайта ng.ru и BBC News.

В конце марта 1961 года собака по кличке Звездочка выполнила один оборот вокруг Земли и удачно приземлилась, став последней, кому довелось побывать в космосе до человека: больше собаки в космос не летали . Именно на ней отрабатывали все этапы полета, которые предстояло чуть позже выполнить первому космонавту-человеку.

Рассказывают, что Юрий Гагарин уже после своего полёта на одном из банкетов произнес фразу, ставшую печатной только в наше время. "До сих пор не пойму, - сказал он, - кто я: "первый человек" или "последняя собака".

Произнесенное сочли за шутку, но, как известно, в каждой шутке есть доля правды. Именно собаки прокладывали дорогу в космос всем советским космонавтам. Примечательно, что "собачье" название носит и первый в мире космодром: на казахском "бай" - "пес", а "Байконур" - буквально "собачий домик".

После первого собачьего старта дворняг Дезика и Цыгана, состоявшегося 22 июля 1951, ученые пришли к выводу, что живые существа на ракетах летать могут. Однако спустя неделю был открыт скорбный список жертв космоса: во время второго испытания у Дезика не раскрылся парашют, и собака разбилась.

Прежде чем удался легендарный полёт Белки и Стрелки , было загублено восемнадцать собачьих жизней. Собаки гибли от разгерметизации кабины, отказа парашютной системы, неполадок в системе жизнеобеспечения.

Первый отряд собак - кандидатов на полеты в космос - состоял из самых обычных дворовых псов. Медики считали, что они с первого дня вынуждены бороться за выживание, к тому же неприхотливы и очень быстро привыкают к персоналу, что было равносильно дрессуре.

Непосредственная подготовка собак к полету проводилась в Институте авиационной медицины. Для экспериментов отбирали небольших собак весом 6-7 кг (кабина ракеты была рассчитана на маленький вес), в возрасте от двух до шести лет, имеющих крепкое здоровье, высокую сопротивляемость заболеваниям и устойчивость к неблагоприятным воздействиям внешней среды. При этом они должны были быть контактными и терпеливыми. Позднее в «космический отряд» стали подбирать «девочек» (им проще было шить ассенизационную одежду) светлого окраса (чтобы лучше было видно на телевизионной картинке). Помня, что собакам придется «красоваться» на страницах газет, отбирали «объекты» покрасивее, постройнее и с «интеллектуальными» мордашками.

Была разработана серьезная научная программа подготовки собак к коротким ракетным полетам и к длительным полетам на спутниках. Прежде всего собаки приучались к одежде. Одежда была двух видов — фиксирующая и ассенизационная. Собаки, которые готовились к полету в космос, должны были научиться есть из автоматической кормушки. Кормушка представляла собой конвейерную ленту, которая в заданное время подает коробки с пищей. Еще собак приучали к тому, чтобы они могли спокойно находиться в кабине малого объема в течение длительного времени (до двадцати суток). Также собаки проходили различные специальные тренировки: вращение на центрифуге, испытание на вибростенде, катапультирование. В заключение проводился комплексный физиологический эксперимент: собаки в течение длительного времени находились в закрытой герметичной капсуле, подвергаясь тем воздействиям, которые их ожидали в полете.

А между тем вся слава после полета на корабле "Спутник-5" досталась двум самым удачливым собакам-космонавтам. Белка и Стрелка стали первыми живыми существами, благополучно вернувшимися на Землю после орбитального полёта.

Цель этого эксперимента - исследование воздействия космического излучения на живые организмы, а также проверка эффективности различных систем жизнеобеспечения - питания, водоснабжения, ассенизации, регенерации отходов. Корабль оснастили медико-биологической аппаратурой, которая фиксировала изменения, происходившие в организмах собак на протяжении всего полета. Для полета собакам сшили специальные костюмы красного и зеленого цветов.

Корабль-спутник состоял из двух основных частей: спускаемого аппарата с герметической кабиной и приборного отсека. На наружной поверхности корабля-спутника были расположены баллоны с запасами сжатого газа для системы ориентации и ее реактивные двигатели, датчики научной аппаратуры, солнечные батареи, антенны, жалюзи системы терморегулирования. С помощью автономного привода солнечные батареи постоянно ориентировались на Солнце. При возвращении на Землю предусматривалось отделение спускаемого аппарата от космического корабля перед входом в плотные слои атмосферы (приборный отсек сгорал в этих слоях).

В герметической кабине спускаемого аппарата размещались система жизнеобеспечения животных, оборудование для биологических экспериментов, часть научной аппаратуры, катапультируемый контейнер, клетки и контейнеры с биологическими объектами.

В 2010 году, в год юбилея полета Белки и Стрелки в космос, был выпущен мультфильм в формате 3D о приключениях собак.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Правообладатель иллюстрации Фотохроника ТАСС Image caption Один из последних снимков Лайки накануне старта

60 лет назад земное существо впервые покинуло родную планету. 3 ноября второй советской спутник Земли забросил на орбиту собаку Лайку.

Обратно четвероногая первооткрывательница Вселенной не вернулась, открыв собой список жертв космоса, сначала животных, а затем и людей.

В 1948-1961 годах путь в космос человеку проложили 48 собак, 15 обезьян и два кролика. 27 животных погибли вследствие аварий и разных непредвиденных обстоятельств. Лайка была единственной, кого сознательно отправили на верную смерть.

"Чем удивлять будем?"

Никита Хрущев откровенно рассматривал освоение космоса как пропагандистскую гонку с Америкой.

С одной стороны, он выделял на него огромные ресурсы, с другой стороны, вплоть до его , не давал ученым и конструкторам работать спокойно и планомерно, каждые несколько месяцев напрягая их сакраментальным вопросом: "Чем еще удивлять будем?"

• Старт космической эры
  • Юрий Гагарин не был первым космонавтом?

Сенсационный полет первого спутника состоялся 4 октября 1957 года, а уже 12 октября глава правительства потребовал от Сергея Королева чего-нибудь эффектного к 40-летию советской власти.

Хрущеву так понравился триумф первого спутника, что он вызвал Королева и попросил к знаменательной дате - 40-летию советской власти - запустить еще чего-нибудь. Королев предложил с помощью многомиллионной ракеты убить собаку Александр Никонов, историк, публицист

Времени оставалось всего ничего. Решили отправить на орбиту собаку, которой оказалась двухлетняя дворняжка по кличке Лайка.

По имеющимся данным, загодя подобная акция не планировалась. Автор идеи неизвестен. Современный исследователь Александр Никонов предполагает, что Хрущев согласился, потому что никогда в жизни не имел собаки.

Эксперимент фактически провалился. Возвращать Лайку на Землю и так не предполагалось, но по плану она должна была прожить в космосе неделю, а задохнулась из-за перегрева кабины уже через шесть часов. Советские власти этот факт скрыли.

Единственным научным результатом стало доказательство принципиальной возможности пребывания живого существа на орбите. Впрочем, в этом и так мало кто сомневался.

Собачий кастинг

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В честь Лайки в СССР выпустили марку сигарет

Технические параметры корабля ограничивали вес животного 6-7 килограммами, а рост в холке 35 сантиметрами.

Породистых собак биологи сочли изнеженными и порекомендовали использовать бродячих, прошедших суровую школу выживания. "Собачий отряд космонавтов" набирали в основном на улицах.

Экспериментаторы предпочитали работать с собаками женского пола как более послушными.

Для установки датчиков лучше подходили гладкошерстные собаки, а для фото- и киносъемки - имевшие в окрасе крупные белые пятна.

Из 10 предварительно отобранных кандидаток после испытаний в барокамере, на центрифуге и вибростенде оставили трех: Альбину, Лайку и Муху. Альбина оказалась беременной, а Муху забраковали из-за нефотогеничных кривых лап. Погибнуть и войти в историю выпало Лайке.

Оборудование не пригодилось

"Спутник-2" технически не был рассчитан на приземление.

Он представлял собой конический цилиндр высотой около четырех метров и с диаметром основания два метра. Лайка находилась в капсуле размером со стиральную машину, с устройством для химической регенерации воздуха, рассчитанным на семь суток работы, и автоматической кормушкой, дважды в сутки открывавшей крышку контейнера с желеобразной питательной смесью.

Правообладатель иллюстрации TASS Image caption Перед полётом Лайке вживили в тело датчики пульса и дыхания

Хирурги вживили Лайке датчик дыхания на ребра и датчик пульса около сонной артерии. Провода тянулись к аппарату "КМА-01", способному также измерять температуру и давление и снимать кардиограмму.

Последние дни на Байконуре собаку каждый день сажали на несколько часов в капсулу, чтобы она привыкала к обстановке.

Сам по себе запуск и получение информации - все очень здорово. Но когда ты понимаешь, что нельзя вернуть эту Лайку, что ты ничего не можешь сделать, и никто, не только я, не может ее вернуть, это очень тяжелое ощущение. Когда я с космодрома вернулся в Москву, а там по радио, в газетах ликование было, я уехал за город. Хотелось уединения Олег Газенко, академик, директор Института космической медицины

После выхода на орбиту автоматика должна была ослабить тросики, которыми крепился комбинезон Лайки, чтобы позволить ей сидеть, стоять и немного двигаться вперед и назад.

В час ночи 3 ноября капсулу установили на ракету. Через некоторое время наблюдавшие за собакой сотрудники заметили, что она хочет пить. Смесь в кормушке содержала достаточное для жизни количество жидкости, но люди отдраили люк и дали ей воды.

Корабль стартовал с Байконура в половине шестого утра по московскому времени. Телеметрические данные показали, что Лайка хорошо перенесла перегрузку, но капсула начала нагреваться, температура в ней превысила 40 градусов, и примерно через шесть часов (четыре витка вокруг Земли) приборы зафиксировали остановку сердца.

Правительственная комиссия, выяснявшая, что оказалось не так с системой терморегуляции, распорядилась провести опыты со схожими условиями на Земле, в результате чего погибли еще две собаки.

11 апреля 2008 года во дворе московского Института военной медицины на Петровско-Разумовской аллее, где готовился космический эксперимент, открыли памятник Лайке в виде ракеты, переходящей в раскрытую ладонь, на которой с поднятой головой стоит бронзовая собачка.

"Хрущева - в космос"

Второй советский спутник стал одновременно первым случаем блефа в истории космических исследований. Советские газеты целую неделю публиковали бюллетени о самочувствии уже мертвой Лайки.

Информация подавалась так, что можно было думать, будто Лайке предстоит возвращение. Мировые СМИ восхищались новым космическим триумфом Советов и переживали за четвероногую путешественницу.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption "Самая лохматая, самая одинокая, самая несчастная в мире собака" ("Нью-Йорк таймс", 5 ноября 1957 г.)

Заявленная масса спутника составляла 508 килограммов, а первый спутник весил всего 83,4 кг.

Мощность носителя осталась прежней, просто в первом случае спутник отделился от второй ступени ракеты-носителя, а на следующий раз совершал полет вместе с ней. Но об этом нюансе умалчивалось, и все ахнули: русские всего за месяц увеличили выводимый на орбиту полезный груз в шесть с лишним раз!

Однако когда ТАСС объявил, что Лайку якобы усыпили на орбите по соображениям гуманности, и особенно когда выяснилось, что ее и не планировали возвращать, к аплодисментам примешались протесты защитников животных.

По адресу "Москва, Кремль" и в ООН поступили несколько сотен писем, авторы которых бичевали жестокость экспериментаторов, а некоторые заявляли, что лучше бы вместо собаки отправили в космос Хрущева.

Собаки и обезьяны

Отсчет космической эры ведется с первого орбитального полета, но эксперименты с так называемыми геофизическими (суборбитальными) ракетами начались в СССР и в США с 1948 года.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption 8 июля 1959 года: космическая рекордсменка Отважная и безымянный кролик

Геофизическая ракета не до конца преодолевает земное притяжение, а "по-лягушачьи" прыгает на высоту от 100 до 400 км, головная часть летит по параболе и приземляется на парашюте спустя 15-20 минут.

Тогда же в обеих странах начались опыты с животными. Советские исследователи, по традиции, идущей от академика Павлова, использовали собак (в двух случаях кроликов), а их американские коллеги - ближайших родичей человека, шимпанзе и макак-резусов.

В СССР с 1948-го по 1961 год летали 48 собак, 20 из них погибли: Дезик, Лиса, Мишка, Чижик, Мишка-2, Рыжик, Лиса-2, Бульба, Рита, Рыжая, Джойна, Пальма, Пушок, Жульба, Кнопка, Лайка, Чайка, Лисичка, Пчелка, Мушка.

Американцы за это же время отправили в космос 15 обезьян. Не вернулись восемь: Альберт-1, Альберт-2, Альберт-3, Альберт-4, Альберт-5, Гордо, Голиаф и Скэтбэк.

Обнажите головы!

• Некоторые собаки летали на геофизических ракетах неоднократно, а Кусачка, переименованная за это в Отважную, целых пять раз. Ее чучело ныне выставлено в Музее современной истории России.
  • Первыми живыми существами, благополучно приземлившимися на парашютах после полета на геофизической ракете, стали собаки Дезик и Цыган (СССР, 22 июля 1951 года) и шимпанзе Йорик (США, 20 сентября 1951 года). Дезик погиб через неделю при повторном запуске. Цыгана забрал домой академик Анатолий Благонравов.
  • 3 сентября 1951 года с космодрома Капустин Яр должна была стартовать геофизическая ракета с собаками Непутевым и Рожком. Рожок накануне запуска сбежал из клетки. Сотрудники поймали и запустили первого попавшегося бродячего пса. Королев узнал об этом лишь после благополучного приземления и пошутил, что скоро, мол, в космос смогут летать все желающие. Собаку назвали ЗИБ ("Замена исчезнувшего Бобика"). Королев в докладе для руководства расшифровал аббревиатуру как "Запасной исследователь без подготовки".
  • 4 ноября 1955 года парашют с катапультировавшейся после полета собакой Малышкой отнесло в сторону сильным ветром. После двух дней поисков в степи Малышку нашли живой в капсуле для приземления, но парашют отсутствовал. Оказалось, его утащил проходивший мимо с отарой чабан, чтобы использовать хорошую ткань в хозяйстве.
Я увидел в газете наводящую ужас фотографию - снимок маленькой собачки, которую послали в космос на борту космического корабля. Передние и задние лапы были привязаны ремнями, на морде застыло жертвенное выражение. Фотография вызвала шквал откликов Грентли Дик-Рид, британский врач, защитник животных
  • 28 июля 1960 года с Байконура отправился в космос корабль серии "Восток" (копия того, на котором менее чем через год полетит Юрий Гагарин) с собаками Лисичкой и Чайкой на борту. Лисичка была любимицей Сергея Королева, и он перед стартом сказал ей: "Я очень хочу, чтобы ты вернулась". На 38-й секунде полета корабль взорвался.
  • 19 августа 1960 года собаки Белка и Стрелка стали первыми живыми существами, облетевшими вокруг Земли (также на "Востоке"). Спустя некоторое время Стрелка родила шесть здоровых щенков. Одну из ее дочек по кличке Пушинка . Белка и Стрелка прожили по собачьим меркам долгую жизнь, а затем из них набили чучела, хранящиеся в Музее космонавтики.
  • У американцев первым совершил успешный орбитальный полет 29 ноября 1961 года шимпанзе Энос.
  • 1 декабря 1960 года был произведен очередной тестовый запуск "Востока" с собаками Пчелкой и Мушкой. Из-за неполадки системы стабилизации тормозной двигательной установки траектория спуска изменилась. Чтобы не допустить приземления секретного корабля за пределами СССР, по радио была дана команда на подрыв устройства, имевшегося на борту для подобных случаев.
  • Хотя Сергея Королева сильно торопили со стартом Гагарина, он настоял, чтобы человек летел лишь после двух подряд успешных запусков "Востоков" с собаками на борту. В последнем тесте за 18 дней до исторического момента участвовала собака по кличке Удача. В этом же полете была успешно опробована шпионская аппаратура, сфотографировавшая объекты в Турции и Африке.
  • Во время испытаний "Востока" в космос всякий раз отправляли по две собаки, но в ходе последних двух тестов место одной из них занимал человеческий манекен, прозванный на Байконуре "Иваном Ивановичем".

Первый и последний

В феврале-марте 1966 года, когда на повестку дня стал вопрос о длительном пребывании людей на орбитальных станциях, в СССР запустили спутник "Космос-110" с собаками Ветерком и Угольком. Они вернулись живыми, хотя сильно изможденными, после 23 суток на орбите, что является рекордом пребывания в космосе для животных.

В США летом 1969 года с той же целью провела девять дней на орбите шимпанзе Бонни. В СССР и России с 1983-го по 1997 год осуществлялась исследовательская программа БИОН, в рамках которой летали в космос 12 макак-резусов.

Но в основном с началом в 1961 году эры пилотируемых экспедиций использование животных закончилось.

Юрий Гагарин, за полтора часа на орбите не совершавший практически никаких действий, однажды пошутил, что был первым человеком и последней собачкой в космосе.

Собаку-космонавта Лайку готовят к полету на втором искусственном спутнике Земли. Кадр из документального фильма «Советы в Космосе». Фото: РИА Новости

Как это было?

3 ноября 1957 года,с космодрома Байконур была запущена ракета-носитель, выведшая на орбиту «Спутник-2». Это был второй космический аппарат в истории человечества. В отличие от своего предшественника, «Спутник-2» был куда более сложной конструкции. Вес его составлял около полутонны, выглядел он как коническая капсула 4-метровой высоты, содержал несколько отсеков для научной аппаратуры, радиопередатчик, систему телеметрии, программный модуль, систему регенерации и контроля температуры кабины.

Главным же было то, что на «Спутнике-2» находилось первое живое существо в мире, совершившее орбитальный полет - собака Лайка. Нужно отметить, что подготовка старта «Спутника-2» велась в чрезвычайно интенсивном режиме. Глава СССР Никита Хрущев , оценив политические дивиденды от старта первого спутника, стремился выжать из космических успехов максимум. Именно поэтому запуск «Спутника-2» был приурочен к 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Полет Лайки должен был дать ответ на принципиальный вопрос - может ли живое существо выжить на орбите планеты в состоянии невесомости.

Почему именно Лайка?

Когда встал вопрос о том, какое животное лучше всего подходит для исследования космоса, советские ученые выбрали собак. Причина проста - животные неприхотливы, хорошо поддаются дрессуре. Американцы в своих экспериментах выбрали обезьян, но в СССР предпочли более спокойных животных (хотя позднее советские ученые также будут использовать обезьян для полетов на биоспутниках).

Строго говоря, Лайка была не первым живым существом в космосе. До этого в СССР производились запуски геофизических ракет с собаками на борту. Ракеты достигали высоты в несколько сот километров, после чего контейнеры с собаками опускались на парашютах.

Так что свой «собачий отряд космонавтов» был в СССР еще до полета первого спутника. Но орбитальный полет - это уже совершенно иной этап исследований. Для полета на орбиту отбирали собаку весом не более 6-7 кг (требование конструкторов спутника). Породистые отвергались сразу, как изнеженные, невыносливые и требовательные к пище. Среди дворняжек искали собак белого окраса, так как это было требование специалистов по кино- и фотосъемке. Дальше все кандидаты испытывались на центрифугах, вибростендах и прочих тренажерах, которые потом пройдут и люди-космонавты. В итоге сначала были отобраны 10 собак, а в финал вышли три: Альбина, Лайка и Муха. Менее фотогеничная Муха стала «технологической собакой», на которой испытывали системы жизнедеятельности на Земле. Альбина к тому времени дважды поднималась в космос на геофизической ракете, кроме того, у нее родились щенки. Ее пожалели - ученые знали, что животное не вернется из космоса. Так пассажиром «Спутника-2» стала Лайка, а Альбина оказалась дублером.

Как готовили Лайку?

На последнем этапе всех трех отобранных собак приучали к жизни в контейнере жизнеобеспечения. Уже на Байконуре Лайку сажали на несколько часов в кабину, где она привыкала к кормушке, ношению датчиков, комбинезона, ассенизационному устройству и нахождению в замкнутом пространстве. Комбинезон Лайки крепился к контейнеру маленькими тросиками. Их длина позволяла принимать Лайке лежачее, сидячее положение, а также немного передвигаться назад - вперёд. В нижней трети тросиков стояли контактно-реостатные датчики, назначением которых была регистрация двигательной активности. Перед полётом Лайке сделали операцию, в ходе которой установили датчики дыхания на рёбра и датчик пульса около сонной артерии. За несколько часов до старта собаку поместили в герметичную кабину на спутнике. Однако за час до старта инженеры и биологи пошли на нарушение установленных правил: во время последних проверок кабину открыли, и дали Лайке попить. В ее контейнере была система обеспечения водой, но людям хотелось сделать что-то для собаки, улетающей навсегда.

Как погибла собака?

То, что Лайка погибнет, было известно изначально. В 1957 году не существовало систем, позволявших возвращать космические корабли на Землю. Само создание таких устройств имело бы смысл только в том случае, если бы полет Лайки доказал возможность выживания живого существа на орбите в условиях невесомости. Система жизнеобеспечения позволяла прожить Лайке 7 дней. Она благополучно перенесла вывод на орбиту, что подтвердили показатели телеметрии. Однако прожила собака всего 4 витка. Подвело несовершенство техники - из-за ошибок в расчетах кабина спутника стала перегреваться, и Лайка умерла. В СССР не сообщали о гибели животного еще 7 дней, заявив затем, что собаку усыпили в связи с завершением работы системы жизнеобеспечения.

Как отреагировал мир на полет Лайки?

Как и в случае с первым спутником, в мире восхищение смешивалось с ужасом, и даже возмущением. Организации по защите животных сочли «полет собаки-смертницы» варварством. Газета «Нью-Йорк Таймс» назвала Лайку «самой одинокой и несчастной собакой в мире». Кое-кто на Западе предлагал СССР запустить в космос вместо собаки Никиту Хрущева. Но всех заткнули за пояс домохозяйки из американского штата Миссисипи. Их коллективное письмо в ООН было полно сострадания к собаке, а завершалось фразой: «Если для развития науки необходимо посылать в космос живых существ, в нашем городе для этого есть сколько угодно негритят».

В чем значение полета?

Лайка погибла не зря. Ее полет доказал, что живые существа могут успешно переносить орбитальные полеты. Таким образом, Лайка открыла дорогу в космос людям. Спустя три года после полета Лайки собаки Белка и Стрелка станут первыми живыми существами, которые благополучно вернулись с орбиты. В 2008 году на территории Института военной медицины в Москве, где готовился полет Лайки, был открыт памятник собаке. Двухметровый памятник представляет собой космическую ракету, переходящую в ладонь, на которой гордо стоит Лайка - маленькая дворняга, открывшая большую дорогу в космос.