Если ребенок боится ходить по большому. Что делать если ребенок боится ходить в туалет по-большому: советы психолога. Дополнительные средства против запоров

Боязнь ребенка какать называется психологическим запором . Патологическое состояние устраняется несколькими способами, но при наличии некоторых причин его возникновения, без помощи психолога обойтись не получится.

Психологический запор не только надо лечить, но и своевременно предотвращать. Одной из самых распространенных причин того, что ребенок боится какать, считается неправильное приучение к горшку .

Боязнь процесса опорожнения кишечника может возникать на фоне медицинских факторов . Справиться с такой проблемой легче, если начать борьбу с момента появления первых симптомов .

Как часто встречается данная проблема?

Психологический запор относится к числу распространенных проблем в педиатрии.

Спровоцировать его появление могут многочисленные факторы, в число которых входят неправильное питание , а также ошибки родителей в приучении малыша к элементарным процедурам.

Распространенность специфической фобии находится в тесной взаимосвязи с увеличением случаев диагностирования у детей проблем с системой пищеварения.

Однажды перенесенный запор может стать причиной серьезного психоэмоционального потрясения у малыша.

Особенности проблемы :

  • боязнь опорожнения кишечника может возникнуть у ребенка, независимо от возраста;
  • в группе риска находятся малыши до двухлетнего возраста (главной причиной является неправильное приучение к горшку или сопутствующие заболевания органов пищеварения).

Как может проявляться боязнь?

Главным фактором, указывающим на наличие у ребенка боязни похода в туалет, является возникновение у малыша негативной реакции при необходимости опорожнения кишечника.

Данное состояние может сопровождаться категоричным отказом от горшка, капризами и плачем, криками и истериками.

На уговоры родителей малыш не реагирует.

К основным симптомам психологического запора могут присоединиться дополнительные признаки, например, тремор конечностей, бледность кожных покровов и факторы, указывающие на испуг.

Почему возникает страх?

Причины возникновения у ребенка боязни какать или писать в большинстве случаев относятся к психологическим факторам. Некоторые малыши отказываются опорожнять кишечник в качестве протеста.

Такая ситуация может возникнуть, например, при неправильном приучении к горшку.

Если у ребенка был запор, то боязнь какать также будет, спровоцирована нарушением психоэмоционального состояния. Малыш будет бояться опорожнять кишечник, ожидая повторных болевых ощущений.

Возможными причинами развития боязни какать могут стать следующие факторы:

  • перенесенный запор, сопровождающийся сильными болевыми ощущениями;
  • заболевания пищеварительной системы, сопровождающиеся болевыми ощущениями при дефекации;
  • неправильные методы воспитания и приучения ребенка к горшку;
  • боязнь процесса дефекации (ребенка пугает процесс выхода каловых масс);
  • ошибки в выборе горшка (предмет слишком яркий или обладает другими чертами, пугающими малыша);
  • стеснительность как черта характера (ребенку не комфортно опорожнять кишечник в присутствии других людей);
  • чрезмерные наказания со стороны взрослых по поводу «мокрых штанишек».

Что делать, если ребёнок отказывается какать? Советы доктора Комаровского :

Чем опасно сдерживание позывов кишечника?

Преднамеренное сдерживание позывов кишечника может спровоцировать серьезные патологические процессы в организм ребенка.

Скопление каловых масс нарушает процесс пищеварения, становится причиной вздутия живота и чрезмерного газообразования.

Избавление от некоторых осложнений будет сопровождаться длительным курсом лечения, а запор может приобрести хроническую форму.

Последствиями отсутствия своевременной дефекации могут стать следующие осложнения:

  • из скопившихся каловых масс в организм будут поступать вредные вещества;
  • развитие воспалительных процессов в кишечнике;
  • образование трещин прямой кишки;
  • нарушение процесса сдерживания каловых масс (недержание кала);
  • сбои в обменных процессах организма;
  • выпадение слизистых оболочек толстой кишки;
  • изменение нормального состояния кишечной микрофлоры;
  • снижение местного иммунитета.

Как устранить медицинские причины?

Если запор доставляет ребенку значительный дискомфорт и возникает регулярно, то необходимо пройти комплексное обследование и выявить причину нарушения процесса опорожнения кишечника.

Факторами, провоцирующими данное состояние, могут быть особенности возрастной категории, заболевания органов пищеварения или погрешности в питании.

Врач подберет оптимальные варианты устранения таких проблем, и назначить лечение.

Если запоры появляются не регулярно или являются последствием выясненных патологий, то можно воспользоваться несколькими рекомендациями для предотвращения болевых ощущений у малыша.

Варианты устранения медицинских проблем , провоцирующих запор у ребенка:

  • нормализация рациона питания (включение в детское меню продуктов, богатых витаминами);
  • продуктами, обладающими способностью устранять запоры, являются чернослив и киви;
  • прием пробиотиков и пребиотиков (средства нормализуют кишечную микрофлору и предотвращают запоры);
  • приучение малыша к употреблению кефира перед сном (для детей младшего возраста можно использовать кисломолочные смеси);
  • грелка на животик (такая процедура используется для устранения колик у младенцев и вздутия живота, способ эффективен и при запорах);
  • облепиховые свечи (средство быстро заживляет раны и размягчает каловые массы);
  • соблюдение питьевого режима (если ребенок хочет пить, то отказывать ему нельзя).

Как помочь ребенку избежать повторения боли после запора?

Боязнь опорожнения кишечника после перенесенного запора, является естественной реакцией организма ребенка. Особенно, если боль была резкой и доставила значительные мучения малышу.

Для предотвращения болевых ощущений можно воспользоваться средствами, которые облегчат процесс дефекации и изменят консистенцию каловых масс.

Варианты предотвращения болевых ощущений при дефекации:

  • слабительные свечи (для детей рекомендуется использовать глицериновые свечи);
  • клизмы (вариант не всегда подходит, процедура может еще сильнее напугать ребенка);
  • массаж (процесс опорожнения кишечника будет осуществляться легче, если регулярно поглаживать животик ребенка);
  • укропная вода (народное средство разрешено к использованию педиатрами и широко применяется в педиатрии);
  • препараты для нормализации кишечной микрофлоры и улучшения процесса дефекации (Линекс, Плантекс, Бифидумбактерин).

Малыш боится горшка

Неотъемлемой частью процесса приучения ребенка к горшку является создание максимально комфортных психологических условий для малыша. Негативное воздействие на детскую психику необходимо исключить.

Важно не только не кричать на ребенка, если он боится горшка, но и не подвергать его иным стрессовым ситуациям.

Главными причинами такой боязни считаются погрешности в воспитании и неправильно подобранный предмет гигиены .

Варианты борьбы со страхом ребенка перед горшком:

Что делать, если ребенок отказался ходить в туалет на горшок:

Неправильные методы приучения к туалету

Приучение ребенка к горшку должно осуществляться не только правильно, но и своевременно .

Если попытаться заставить малыша пользоваться горшком в более раннем возрасте , то ошибки родителей могут стать причиной психологической травмы у ребенка. Агрессивный акцент необходимо полностью исключать.

Распространенные ошибки родителей:

  • наказание за отказ пользоваться горшком;
  • крик на малыша при боязни дефекации;
  • создание стрессовых ситуаций для малыша;
  • унижение ребенка при наличии у него боязни к дефекации;
  • игнорирование страха ребенка после перенесенного запора;
  • слишком раннее приучение малыша к горшку.

Доктор Комаровский о том, как приучить ребенка к горшку:

Ребенок боится ходить по-большому в садике или школе

При возникновении боязни дефекации у ребенка, посещающего детский сад или школу, необходимо учитывать факто его приучения к этой процедуре.

Если малыш ходит в туалет в домашних условиях самостоятельно, то важно выяснить причину его страха вне дома (неприятные запахи, пугающая обстановка, стеснительность).

О деликатной проблеме следует обязательно рассказать воспитателю или учителю. Педагог сможет подобрать психологические способы устранения страха.

Варианты решения проблемы :


Как быть, если ребенок не ходит в туалет в детском саду? Советы :

Как преодолеть страх?

Специалисты рекомендуют родителям уделять особое внимание атмосфере , в которой воспитывается ребенок. Боязнь опорожнения кишечника в большинстве случаев провоцируется психологическими или физиологическими факторами.

В первом случае спровоцировать страх могут ссоры родителей и постоянные упреки малыша.

Физиологические причины обусловлены патологическими процессами в организме ребенка. При устранении причин психологического запора алгоритм действия взрослых не отличается.


Нарушение процесса опорожнения кишечника может спровоцировать серьезные последствия для здоровья ребенка.

Боязнь покакать будет сопровождаться не только психоэмоциональными нарушениями, но и сбоем в работе органов пищеварения.

Устранить некоторые проблемы можно будет только хирургическим путем . Лечение страхов дефекации у детей надо начинать с момента первых признаков данного состояния.

Психолог о том, почему ребенок отказывается ходить по-большому в горшок:

У нас с мужем такая проблема: старшему ребенку 6 лет и он не хочет ходить в туалет по большому. Сын родился маловесным и недоношенным. Мы обследовались врачи поставили диагноз долихосигма. Прошел уже год после обследования, но мы эту проблему решить не можем. Сын продолжает ходить в штаны. Подскажите, пожалуйста, что нам делать? Ведь ребенку на следующий год идти в школу, и мы с мужем переживаем, как он будет учиться со сверстниками. (Виктория, г.Сургут)

Ответ:

Здравствуйте, Виктория! Спасибо за вопрос. Вопрос действительно непростой. Если можно, я поделюсь своими мыслями по этому поводу. 1. Вы пишете о том, что год назад сыну поставили диагноз "долихосигма" и одновременно с этим пишете, что сын не хочет ходить в туалет по большому. Звучит противоречиво. Такое ощущение, что не принимается полностью тот факт, что сын действительно не может регулировать самостоятельно свой стул. 2. Вы пишите, что уже год как поставлен диагноз, уже год Вы принимаете меры и эти меры не дают результатов. Но год принятия мер при таких особенностях кишечника, этого явно недостаточно. Это требует времени, терпения и доброты по отношению к сыну (т.е. не требовать многого от него, не обвинять, если не все получается). 3. У меня возник вопрос, почему диагноз поставлен именно в 5 лет? Что происходило до этого времени со стулом? Замечали ли Вы такие симптомы как длительные запоры, частые боли в животе? Хочется понять, это то, с чем ребенок родился, это его физиологические особенности кишечника или это то, что развилось гораздо позже и поэтому не давало о себе знать? Природу этого диагноза важно знать, т.к. от этого зависит, как строить лечение "долихосигмы". 4. Еще мне показалось, что сам диагноз воспринимается Вами сейчас как то, с чем справиться невозможно или практически невозможно,не верите в то, что возможно с ним вообще расстаться (сам вопрос ко мне сформулирован так: как сочетать этот диагноз и школу) Почему так? Какие основания так думать? Что происходит с Вами как родителями? Ведь врачи по этому поводу как раз говорят и пишут следующее: "Обычно лечение долихосигмы протекает благоприятно, при выполнении всех рекомендаций врача, дает положительный результат. У пациента стабилизируется стул и отсутствуют другие жалобы. Но такие пациенты должны и в дальнейшем следить за своим состоянием, чтобы вновь не спровоцировать ситуацию". 5. Я бы рекомендовала сосредоточиться на том, что происходит "здесь и сейчас"? Какие меры Вы принимаете сейчас для лечения и профилактики долихосигмы? Является ли это комплексом мер: медикаментозное лечение, правильное питание, массаж и пр.? Это все возможные меры? Что еще можно сделать? Я бы рекомендовала дополнительно еще раз обследоваться, обратиться к другим специалистам. Если будет возможность, обратитесь в Гастроэнтерологический центр г. Тюмени, там по-крайней мере специализируются только на этом круге заболеваний. Показалось, что с приближением школы, эта ситуация становится особенно напряженной и Вы, возможно, чувствуете себя беспомощно как родители.. Хочется вас поддержать и попросить вас не терять веры в то, что с этим диагнозом вообще можно расстаться. Мне кажется, что обучение ребенка в школе, имеющего заболевания кишечника, возможно точно так же как и обучение ребенка с любым другим заболеванием. Например, возьмем эпилепсию. Ребенок осваивает программу, имеет друзей, в классе знают, что у этого человека могут быть "приступы", и это принимается как некая данность. Зависит от того, как в семье относятся к этому заболеванию и насколько бережно и уважительно "транслируют" это отношение в школе (учителю, директору, медику и т.д.) 6. Я склоняюсь к тому, что наши проявления организма - отражение того, что мы чувствуем, думаем, как живем. Надо признать тот факт, что тело и наши мысли, чувства неразделимы. И у меня предположение, что заболевание сына - не случайная вещь в Вашей семье. Дети как наиболее чувствительные члены семьи отражают все, что происходит в отношениях, то, что происходит в семье, между взрослыми. С точки зрения психосоматики, описанные в этом письме трудности - это про реакцию организма, который живет в хроническом стрессе, в длительном эмоциональном напряжении, может быть, давлении. Это про подавленные чувства ребенка, который не может их выражать свободно в силу разных причин ("не принято", "страшно быть наказанным за это" и т.д.) Возможно, для Вас, Виктория, это прозвучит странно, но я рекомендую обратиться вашей семье к семейному психологу-психотерапевту. Качественное изменение отношений, в которых живет ребенок - это прямая помощь и профилактика трудностей, которые испытывает Ваш сын, а значит и семья в целом. Надеюсь, я ответила Ваш вопрос.

Организм человека не зря сравнивается с часами: работа всех систем обеспечивает не только физиологический, но и эмоциональный комфорт. Но иногда случается, что слаженный механизм даёт сбой. И особенное волнение вызывают ситуации, когда у ребёнка начинается запор. Причины могут быть вполне объективные: малыш переел мучного или на завтрак получил тарелку рисовой каши. Гораздо серьёзнее обстоит дело в том случае, когда сложности с дефекацией приобретает психологический характер, другими словами, дети боятся какать. В чём причины такого страха и каковы методы решения проблемы?

  • Почему дети боятся ходить по большому на унитаз или горшок

    Прежде всего, необходимо понимать, что такое психологический запор. Это затвердение каловых масс в результате того, что малыш хочет справить нужду, но сдерживает себя и терпит. Таким образом, получается замкнутый круг: ребёнок боится сходить в туалет по большому, а впоследствии уже и не может сделать это нормально.

    Это интересно. В медицине психологический запор называется неврогенным.

    Затруднения с дефекацией, как правило, впервые случаются в 2–3 года. Это тот период, когда ребёнок уже начинает осознавать свои физиологические потребности, но ещё не вполне понимает их необходимость и естественность. Известны случаи, когда малыши 2–3 лет считали, что покакать - это нечто постыдное. У детей постарше психологические запоры обычно наблюдаются в том случае, если они сталкивались с такой проблемой в младшем возрасте и, что важно, не преодолели её .

    Это интересно. С годовалого возраста ребёнок должен какать 1–2 раза в день. Допускается 1 раз в 2 дня, более длительная задержка дефекации считается запором.

    Причины запора у ребёнка начиная с первого года жизни и до периода обучения в школе

    Причин психологического запора не так уж и много, то есть родители могут практически безошибочно определить характер проблемы, вызвавшей нарушения стула.

    1. Плохие воспоминания. Возможно, малыш пережил неудачное опорожнение кишечника. Например, был понос, и мама очень огорчилась, увидев запачканные штанишки. Вот теперь карапуз и не хочет расстраивать родных - так что считает правильным сдерживать свои позывы. Или же не так давно случился запор, а затем при посещении туалета крохе было больно, появились микротрещинки вокруг анального отверстия - также неприятные воспоминания.
    2. Стеснение. Очень часто неврогенный запор наблюдается у малышей, которые начинают ходить в детский сад. Вполне вероятно, что крохе стыдно какать при других детках, так как он привык делать свои дела дома в знакомой обстановке. Кстати, это самая распространённая причина сложностей с дефекацией психологического характера у школьников - общественный туалет вызывает отвращение.
    3. Стресс. Эта причины выделена отдельно от предыдущей не случайно. Дело в том, что родители должны с большим трепетом и вниманием относиться к тому, как малыш оправляется: насколько часто, в каком месте (на унитаз или на горшок, причём по маленькому - в жёлтый, а по большому - в любимый, со спинкой). Эти мелочи создают для ребёнка психологический комфорт во время справления нужды. Не стоит ими пренебрегать.
    4. Боязнь наказания. Здесь речь идёт о таком важном моменте, как приучение к горшку. Далеко не все дети с первого раза понимают, что опорожнять кишечник нужно не в трусики, а на детском туалете. И родители, раздражённые связанными со стиркой и уборкой обстоятельствами, начинают резко и громко порицать малыша за такую оплошность. Вот и результат: кроха находит самый простой путь решения проблемы - не какать.

    Последствия запора: к чему может привести страх перед дефекацией

    Если у ребёнка начались проблемы со стулом, действовать нужно незамедлительно, иначе последствия могут быть слишком серьёзными:

    • вздутие живота, вызванное застаиванием каловых масс, приводит к появлению болей в сердце и других органах, что объясняется рефлекторной реакцией на запор;
    • отсутствие аппетита, вследствие чего кроха худеет;
    • отрыжка, которая сопровождается выходом неприятного воздуха и отвратительным привкусом во рту;
    • изменение настроения - малыш становится капризным, менее активным, трудоспособным, болезненным из-за интоксикации организма.

    Это интересно. Если проблема со стулом не решается, то к 5–6 годам начинает нарушаться сон, снижается концентрация и ухудшается память, изменяется цвет кожных покровов (они становятся желтоватого оттенка).

    Как помочь ребёнку и избавить его от боязни садиться на горшок

    Действовать необходимо в трёх направлениях:

    Это интересно. Запору очень важно не дать шанса для появления, то есть необходимо следить за тем, что малыш ест: включать в рацион больше фруктов и овощей, уменьшить количество сладостей и мучного.

    Лечение, которое поможет сходить в туалет

    • соки (свекольный, морковный, тыквенный);
    • воду (суточная норма рассчитывается по формуле: 50 мл на 1 кг веса);
    • сухофрукты (чернослив, курага, изюм);
    • кисломолочные продукты (кефир, ряженка, простокваша).

    Это интересно. Полезными считаются кисломолочные продукты «не старше» 1–1,5 дней. В дальнейшем положительного эффекта от них нет, а вот вызвать запор такие кефиры-ряженки могут. Поэтому лучше готовить домашнюю простоквашу. Берём 800 мл горячего, но не кипящего, молока, корочку чёрного хлеба, 2 ст. л. сметаны комнатной температуры. Всё смешиваем, ставим в тёплое место (например, около батареи) и после загустевания выпиваем в течение 12 часов.

    Если малыш не хочет есть овощи в сыром виде, «прячем» их в котлетки или супы. Не любит суп? Тогда превращаем его в суп-пюре и заливаем в бутылочку - в общем, потакаем капризам. Главное, чтобы ребёнок получил то, что нужно для правильного пищеварения.

    Кроме того, натощак очень полезно давать ребёнку 1 ч. л. вазелинового масла. Оно не всасывается, так что хорошо размягчает кал и облегчает процесс дефекации.

    • Номазе;
    • Дюфлак;
    • Гудлак;
    • Порталак сироп;
    • Ливолюк-ПБ;
    • Ромфлак.

    Но назначать то или иное лекарство должен только врач.

    Психологическая помощь, чтобы преодолеть проблему

    Прежде всего, мама и папа должны запастись терпением. Конечно, в 2–3 года ребёнок уже всё понимает, ему можно объяснить, что какать - это не больно, не стыдно и не наказуемо. Но! Делать это нужно на уровне понимания крохи, а также столько раз, сколько ему потребуется для осознания .

    Похвала

    Если вы вызвали (свечами, сиропом, диетой) желание покакать, то приготовьтесь к тому, что малыш будет бороться с собой, сдерживаться до последнего, плакать. Но, наконец, всё случится. Правда, в трусы. Ругать за это нельзя ни в коем случае! В данной ситуации совершенно неважно куда, главное - это произошло. Похвалите, поцелуйте и сделайте акцент на том, что животик перестал болеть, попа в порядке. Когда блок будет снят, постепенно приучайте к горшку: старайтесь поймать момент Х, поднести горшок, порадоваться тому, что кака попала куда надо и т. д.

    Сказкотерапия

    Этот приём используется в самых разных ситуациях, и в случае психологического запора также. Задача состоит в том, чтобы расслабить малыша, показать ему, что какать нужно обязательно, а вот терпеть нельзя.

    Примером такой полезной сказки может быть описание жизни какусика и пукусика, которые живут в попе, и очень расстраиваются, если их не выпускают погулять. Или же история про каку, которая обитает в попе и стучится головой в дверцу, чтобы, как только она откроется, сразу выскочить. Но если дверь долго закрыта, то кака обижается, ложится поперёк и уже не может выйти. И задача ребёнка состоит в том, чтобы помочь ей выбраться. А для этого нужно попу лечить: поставить свечку, которая подскажет каке выход.

    Игры с пластилином

    Этот приём помогает в том случае, если вы видите, что малыш начинает сдерживаться. Лепите шарики из пластилина, разминайте их в блинчики, раскатывайте по бумаге - эти действия очень хорошо расслабляют мышцы и, безусловно, отвлекают от неприятных мыслей.

    Известный многим доктор Комаровский уверяет, что запор, если он не вызван болезнью Гиршпрунга (неразвитостью нервных окончаний на каком-либо участке кишечника, что приводит к скапливанию кала), не требует стационара. Евгений Олегович советует проконсультироваться со своим педиатром и обсудить возможность использования глицериновых свечей и сиропа лактулозы (например, Дюфалак). Применять его можно уже с первых месяцев жизни. Действие препарата основано на том, что происходит увеличение объёма кала, а также стимулируются позывы к дефекации за счёт размножения бифидобактерий в пищеварительном тракте.

    Решив проблему на физиологическом уровне, следует заниматься профилактикой, которая, по мнению Комаровского, устранит и психологический блок в том числе:

    • организовать правильное питание;
    • приучать малыша к активному образу жизни;
    • не зашлаковывать организм, отказываться от вредных продуктов (фаст-фуда, сладостей, газированных напитков и пр.);
    • следить за регулярностью стула (желательно, приучить кроху садиться на горшок в одно и то же время);
    • дышать свежим воздухом;
    • пить больше воды;
    • создать доверительную обстановку в семье.

    Что делать, если ребёнок не какает каждый день: советы доктора Комаровского - видео

Запоры у детей – явление, которое может приключиться в любом возрасте. Существует определенная зависимость: чем ребенок младше, тем чаще он какает. Нормой для деток до 1 года считается ходить в туалет по-большому до 5 раз в сутки и даже больше, а в период новорожденности они испражняются практически после каждого кормления. Дети старшего возраста стабильно какают по 2 раза в день. Отсутствие кала в течение полутора-двух суток уже считается запором.

Причины запоров

Основной причиной плохой работы кишечника и соответствующих последствий чаще всего является физиология, однако достаточно распространены и психологические причины:

  1. Ребенок боится какать. Велика вероятность того, что однажды процесс дефекации сопровождался болезненными ощущениями и теперь ребенок боится снова испытать боль во время испражнения. Уже в полтора года карапуз способен контролировать тело, сдерживая позывы в туалет – невыведенный вовремя кал твердеет, и сходить на горшок становится еще сложнее и болезненнее. Эмоциональное потрясение также иногда вызывает психологический запор у крохи (рекомендуем прочитать: ).
  2. Малыш протестует против приучения к горшку , отстаивая свою самостоятельность.
  3. Ребенок боится горшка. Сильное желание мам и близких как можно раньше научить свое чадо ходить по-большому на горшок часто сопровождается их раздражением и недовольством из-за испачканных трусиков. Впоследствии ребенок просто начинает бояться горшка, так как тот связан с криками и упреками в его адрес, то есть вызывает негативные чувства.
Боязнь ходить на горшок может быть связана с тем, что однажды во время дефекации ребенок испытал боль и боится ее повторения

Методы борьбы с запорами у малышей

Вне зависимости от физиологического или психологического характера заболевания, подобное состояние малыша требует вмешательства. Чтобы помочь в ситуации, когда ребенок боится какать, можно воспользоваться известными способами:

  1. Клизма или слабительные свечи. Ставить клизму или применять слабительные свечи стоит, если ребенок не в состоянии покакать дольше двух суток. В любой аптеке сейчас можно купить одноразовые клизмы Микролакс или по старинке использовать резиновую грушу. Нужно помнить – ввод свечей или неправильная постановка клизмы способны вызвать раздражение и появление трещин в районе заднего прохода, а это способно причинять болезненные ощущения. При запорах в доме следует также иметь под рукой облепиховые свечи – они быстро и эффективно помогают заживлению слизистой ануса.
  2. Сбалансированное питание. Неотъемлемой частью рациона малыша должны стать овощи и фрукты – главные источники клетчатки, необходимой его организму. Безусловно, не стоит насильно принуждать ребенка есть овощи, особенно если он не любит. Просто готовьте знакомые блюда с добавлением овощей – котлеты, запеканки или каши. Совсем исключать из меню сладости, булочки, конфеты или пирожные не нужно, но постараться значительно уменьшить их употребление крайне важно. Также начните поить кроху морковным, тыквенным соками или отваром из чернослива за час до или после приема пищи.
  3. Соблюдение питьевого режима. Одна из причин, вызывающая запоры – нехватка воды в организме. Малыш должен получать в течение дня достаточное количество жидкости: компотов, соков или обычной воды, но не сладкой газировки, которая тоже способна спровоцировать запор.


Чернослив – это не просто полезный сухофрукт, а одно из лучших народных средств для борьбы с запором. Использовать его можно не только для детишек, но и взрослым

Дополнительные средства против запоров

  • Пребиотики и пробиотики. Подобные средства прекрасно стимулируют рост полезных микроорганизмов и заселяют ими микрофлору кишечника. Подобрать подходящий препарат для крохи должен помочь врач.
  • Коктейль перед сном. Еще одним действенным средством при запоре является простокваша, ряженка или однодневный кефир. Стакан одного из этих напитков на ночь приводит в норму пищеварение ребенка.
  • Горячий душ. Бывает, что некоторым детям почему-то комфортнее и легче сходить по-большому, находясь под душем.

Как помочь ребенку преодолеть боязнь горшка

Самое первое, с чего следует начать, если ребенок боится горшка – создать вокруг него психологически комфортные условия. Малышу необходимо расти и развиваться в спокойной обстановке, поэтому никаких ссор, криков, выяснений отношений при нем в доме быть не должно.

Не торопите своего ребенка ходить на горшок, и не ругайте, если он в очередной раз запачкал одежду или наоборот не смог сходить в туалет (рекомендуем прочитать: ). Такие нападки только усугубят ситуацию, усилив его боязнь и прибавив новые неприятные ассоциации с горшком.

Если ребенок отказывается садиться на горшок просто потому что боится его, не настаивайте на этом – лучше отложить на время все попытки заставить кроху покакать на горшок. Желание использовать горшок по назначению должно появиться у ребенка само, а родители могут вполне этому поспособствовать. Иногда нелишним и полезным будет курс психотерапии.

Способы преодолеть страх горшка у ребенка

  • Не забывайте хвалить малыша каждый раз, когда тот сходит на горшок – можно даже прибегнуть к поощрению сладостями или игрушками. Таким образом вы настроите кроху на позитивные мысли, связанные с походом в туалет.
  • Не закрывайтесь, когда сами справляете нужду – пусть ребенок видит, как это делаете вы и пробует вместе с вами. Так он поймет, что это самая обыденная процедура, в которой нет ничего страшного, тем более что личный пример – самый эффективный с детьми.
  • Всегда можно заменить пугающий ребенка горшок. Купите новый горшок, предоставив крохе сделать выбор самостоятельно.
  • Оставьте горшок среди игрушек, не заставляя ходить на него. Постоянно видя его среди знакомых и любимых вещей, ребенок постепенно привыкнет к нему и перестанет относиться со страхом.
  • Включите фантазию и придумайте историю о волшебном горшке или расскажите сказку о принце/принцессе, которые тоже боялись горшка, но победили страх и теперь вовремя ходят в туалет. Обыграть ситуацию можно с помощью куклы, мягкой игрушки или любой другой вещи. Если не получается ничего придумать, можно просто почитать любимую книжку.
  • Иногда малышу сидя на горшке нужно просто расслабиться и отвлечься. Для этой цели идеально подойдет пластилин – дайте ребенку его разминать в руках, лепить и раскатывать, или подберите собственное отвлекающее средство. Забавляя кроху, все же не стоит позволять ребенку подолгу сидеть на горшке. Длительное сидячее положение способно спровоцировать проблемы с прямой кишкой.


Когда малыш сидит на горшке, можно попытаться отвлечь его от процесса, предложив пластилин или интересную книжку с картинками. Будет еще лучше, если мама сама почитает малышу подходящую сказку

Профилактика запоров у детей

Если ваш ребенок еще не столкнулся с проблемой запоров или уже преодолел ее, и вы не хотели бы появления повторных трудностей, это вполне можно сделать.

Работа ЖКТ ребенка очень сильно зависит от режима его жизни, питания, а также поведения родителей. Если грамотно подойти к вопросу воспитания и обеспечить соблюдение некоторых норм, можно и не узнать о проблеме психологического запора.

  1. Активный образ жизни. Пусть повседневная жизнь ребенка станет насыщенной движениями: прогулки пешком, подвижные игры, зарядка и гимнастика. Физические нагрузки приведут к тому, что кишечник ребенка будет работать, как слаженный часовой механизм, а также они отвлекут малыша от неприятных мыслей.
  2. Массаж. Массаж живота, включающий движения по кругу возле пупка по направлению часовой стрелки и пощипывания боков, восстановит перистальтику.
  3. Режим. Лучше сразу приучать ребенка к регулярному хождению на горшок – например, по утрам после еды. Также важно соблюдать и общий режим дня, будить и укладывать спать кроху всегда приблизительно в одно и то же время.
  4. Эмоциональный контакт. Не сдерживайте, а позволяйте ребенку выражать свои эмоции, не только положительные, но гнев, грусть и даже агрессию. Больше уделяйте ему времени, общаясь и играя вместе. Поинтересуйтесь его страхами и переживаниями, поделитесь своими (см. также: ). Учите его быть самостоятельным и принимать собственные решения.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Доброго времени суток! Сегодня мы продолжаем тему «Горшечный вопрос».

А сегодня поговорим об очень распространенной проблеме, встречающейся у дошкольников:

«Психологический запор у детей»

С этой проблемой в той или иной степени сталкиваются все родители. Ведь такое явление, как физиологический запор, бывает практически у всех хоть раз в жизни. А результатом запора «обыкновенного» может стать запор психологический, т.е. ребенок начинает бояться какать.

Почему появляется психологический запор у детей?

В результате проблем с пищеварением и запора ребенку становится больно ходить в туалет. В итоге появляется страх дефекации. Малыш боится, что в следующий раз тоже будет больно, от этого зажимается, терпит до последнего, может даже обкакаться. В итоге это провоцирует опять запор у ребенка, и опять боль. Замкнутый круг.

У некоторых детей такой страх не выражен и проходит сам собой постепенно, а для других детей становится настоящей проблемой на долгое время.

Особенно психологическому запору подвержены дети до лет 4-х. Ведь ребенку 2-х или 3-х лет гораздо сложнее объяснить, как происходит процесс пищеварения, и почему именно больно при запоре. Ребенок боится какать только потому, что не понимает, почему ему больно — это основная причина возникновения психологического запора у детей.

Что может сделать родитель, если ребенок боится какать?

1. Нормализовать питание ребенка. Малышу должно хватать жидкости, для профилактики покушать киви, свеклы, чернослива и пр. Главная задача – нормализовать физиологию, это первый шаг.

2. Очень часто родители из благих побуждений усугубляют проблему своей излишней озабоченностью. «Горшечный» вопрос становится для них актуальнее всего и вся. Как это выглядит со стороны: мама приходит домой с работы: «Привет, как дела? Ты покакал?» Фиксация на проблеме всегда ее усугубляет!

У ребенка, помимо страха покакать, появляется страх расстроить маму… Вывод: не спрашивайте ребенка, хочет ли он в туалет постоянно, а лучше не спрашивайте вообще. Даже если ребенок хочет какать, он все равно скажет «нет», ведь он боится это делать.

3. Есть хороший способ снять такой страх: проигрывайте в сюжетно-ролевой игре «горшечную тему». Пусть любимая игрушка ребенка будет бояться покакать, а вы вместе с малышом ей поможете. В игре дети все гораздо лучше усваивают. Вообще, скорее всего, ребенку очень понравится играть «в запор» у игрушек, ведь его эта тема очень волнует.

Он может по десять раз проигрывать один и тот же сюжет – это нормально. Ведь мы, взрослые, делаем точно так же, только у себя в голове. Мы прокручиваем беспокоящую нас ситуации раз за разом, пытаясь найти из нее выход. Ребенок просто не может делать это же без зрительного подкрепления.

4. Важно спокойно реагировать на промахи ребенка. Не ругать, не причитать, просто менять белье, и все. Это нужно, чтобы у ребенка, помимо страха боли не появился страх быть наказанным, расстроить родителей.

5. Объясняйте ребенку физиологию пищеварения на понятным ему языке. Это может быть книжка про строение тела для детей, может быть сказка или игра.

6. Можно придумать и рассказать сказку на данную тему. В дальнейшем напоминать ребенку: «А помнишь, как в сказке». Т.е. не читать ему нотации, не зудеть над ухом, а приводить пример удачного решения проблемы. Пример сказки вы можете

Помните, что в этой проблеме нет ничего страшного и постыдного!

Как практикующий детский психолог могу сказать, что ко мне с подобной проблемой обращаются очень часто. И решается она очень быстро.

Главное не вешать нос, выполнять рекомендации, описанные выше, и психологический запор у ребенка будет побежден!