Индивидуальные занятия логопеда с 4 летним ребенком. Логопедические упражнения. Разминка: пальчиковые игры

Для ребенка в возрасте 4-5 лет речь становится основным фактором развития, а также этот процесс имеет первостепенное значение для формирования социальных связей малыша в обществе. Задача педагогов и родителей - помочь дошкольникам избежать возможных проблем в этой сфере. Ежегодно количество детей с нарушениями развития речи ставится все больше, поэтому система специальных логопедических упражнений необходима каждому, кому уже исполнилось четыре года. Что нужно знать о развитии речи в этот важный период?

Речевые особенности детей 4-5 лет

Для дошкольников это время – период активного увеличения словаря (к 5 годам его объем достигает, в норме, 3 тыс. слов). Дети этого возраста начинают обретать чувство языка, обращаются с родной речью более уверенно, занимаются словотворчеством. Грамматический строй продолжает разравниваться тоже.

Ребенок четырех-пяти лет не просто начинает говорить больше и свободнее, он также использует все более сложные предложения, чем раньше. Постепенно формируется способность составить короткий рассказ не только о том, что малыш видел лично, но и без опоры на непосредственный собственный опыт. Такие рассказы еще эмоциональны и нередко имеет нарушенную логическую структуру, но достаточно объемны и содержательны.

Уровень фонетического восприятия речи к этому возрасту тоже становится существенно лучше. У ребенка появляется возможность определить наличие того или иного звука в слове, подобрать слова на определенный звук. Он становится способен воспринимать слоговой ритм структуры слова.

Можно сказать, что в четыре года у детей наступает самый активный период в развитии речи, который позволяет приобрести коммуникативные возможности, сопоставимые с уровнем взрослых. Конечно, редкий малыш проходит этот путь без трудностей, речевые нарушения на этом этапе наиболее часто встречаются.

Виды речевых нарушений у дошкольников старшего возраста

Существует три основных вида нарушений, речевого недоразвития:

  • фонетическое;
  • фонетико-фонематическое;

На практике это означает, что дети испытывают трудности с узнаванием, различением и произношением звуков родного языка. Эти три вида нарушений могут встречаться отдельно или в комплексе.

В норме, к этому этапу развития, естественные возрастные трудности с произношением отдельных звуков или их групп уже должны остаться в прошлом, Завершается этап освоения звукопроизношения, дети перестают пропускать и смягчать согласные в речи. В 4 года должны появиться все шипящие, а к 5 можно ожидать уверенного и . Но у старших дошкольников нарушения артикуляции встречаются очень часто. Это могут быть дефекты в произношении шипящих, свистящих, сонорных звуков. Почти всем детям приходится выполнять логопедические упражнения на букву и звук р, «зарычать» многим удается только после специальной тренировки.

Стоит также обратить внимание на лексико-грамматические проблемы, которые проявляются в трудностях активного использовании речи как средства коммуникации. Дети с подобными нарушениями испытывают сложности при составлении вопросов, описаний, не могут использовать все средства родного языка для выражения мыслей. Они не умеют правильно строить предложения, неверно используют окончания и предлоги, ошибаются при словообразовании. Логопедическая помощь в этом случае необходима, но помочь ребенку говорить лучше могут и родители (конечно, после консультации со специалистом).

Как правильно проводить занятия дома

Мамы и папы могут помочь детям узнать новые слова, освоить правильный грамматический строй речи, усовершенствовать звуковую культуру. Есть несколько важных правил, которые нужно обязательно соблюдать во время домашних логопедических занятий.

  • Уроки должны проводиться регулярно, желательно каждый день и непременно в доброжелательной, спокойной обстановке.
  • Стоит представлять очередное упражнение в виде игры, постараться увлечь ребенка развивающей задачей. Можно превратить обязательные тренировки в конкурс или соревнование – кто лучше, быстрее, внимательнее выполнит задание.
  • Поддерживайте ребенка, хвалите его не только за хороший результат, но и за старания. Избегайте критики и резких замечаний.
  • должна проводиться обязательно с устойчивым настольным зеркалом, так ребенок может видеть результат своих усилий. Полезно использовать изображения всех упражнений для языка на картинках.
  • Специальные пособия для самостоятельных занятий с ребенком - необходимая и обязательная для родителей помощь. Например, большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких - полный сборник нужных упражнений, дополненный подробными методическими рекомендациями по проведению и иллюстрациями.
  • Используйте для занятий стишки, скороговорки, логопедические песенки для детей - такой материал помогает быстрее добиться результатов, развивает не только речь дошкольников, но также и их внимание, память.
  • Старайтесь сами говорить четко, правильно, используя все богатство выразительных средств языка. Показывайте сыну или дочке пример внимательного и бережного отношения к нему. Беседуйте на разные темы, читайте наизусть стихи, играйте в речевые игры.

В домашних условиях можно организовать как индивидуальное, так и групповое логопедическое занятие для детей 4-5 лет, оба варианта дают прекрасные результаты.

Упражнения

Данный комплекс логопедических упражнений для детей 4 5 лет включает не только речевые игры, но и специальные гимнастики для рук и органов речи. Мелкая моторика способствует стимулированию центра речи в головном мозгу, поэтому регулярные упражнения для пальцев необходимы каждому дошкольнику. Артикуляционная гимнастика совершенствуют главный орган речи - язык и умение ребенка им управлять. Это положительно сказывается на способности произносить все, даже самые сложные, звуки.

Пальчиковая гимнастика

Каждая серия упражнений повторяется 8-10 раз

Загорелись огоньки

Ритмично открываем и закрываем пальцы на каждой ладошке, вместе и поочередно.

Вкусные блинчики

Кладем руки на стол, чередуя ладошку и тыльную сторону. Правая касается поверхности столешницы ладонью, левая - тыльной стороной. Затем положение рук меняется.

Руками изображаем волны, плавно поводя ладонями сверху вниз - это речка. Затем на воде появляется лодка – ладони прижаты друг к другу, пароход – большие пальцы подняты и соединены. А потом и рыбки приплыли - ладошки вместе, большие пальцы прижаты, кисти двигаются из стороны в сторону.

Как растут деревья

Ладошки поднимаем, пальчики раскрываем сильно - выросли ветки. Опускаем ладошки вниз и тоже разводим пальцы в стороны - это корни. Встряхнули ладошки - листочки полетели.

Артикуляционная гимнастика

Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.

  • Веселые квакушки

Широко улыбаемся, зубки сомкнуты и стоят ровным «заборчиком». Сохраняем улыбку 10 секунд.

  • Шаловливый слоненок

Вытягиваем губы вперед и делаем вид, что набираем «хоботком» воду.

  • Хитрый питон

Улыбаемся, высовываем изо рта язычок, вытягиваем его, прячем назад.

  • Быстрая лошадка

Широко открываем ротик, улыбаемся, цокаем язычком. Обращаем внимание на то, что нижние зубки не двигаются, «скачет» только язык!

  • Гребешок

Улыбнуться, показать зубки. Высунуть язычок, зажать его между зубами и «протащить» обратно.

  • Бабушкины ходики

Открываем ротик, улыбаемся, затем дотягиваемся язычком до уголков губ – левого и правого.

Отставание в развитии речи может быть вызвано самыми различными причинами. Часть из них лежит в биологической области жизни ребенка. Нарушения в развитии слухового аппарата, позднее освоение речевых навыков по наследственному признаку, частые болезни малыша. Другие причины скрыты в социальной плоскости, когда родители уделяют мало внимания ребенку, в семье царит негативная атмосфера, малыш растет в обстановке непонимания и халатного отношения к родительским обязанностям.

Нехватка родительского внимания может стать одной из причин задержки речевого развития

Почему ребенок может не говорить в 2-3 года?

Искать причину молчаливости малыша 2-3 лет следует не только в анатомических патологиях, много значит и манера общения родителей с ребенком. Некоторые мамы окружают своих маленьких карапузов чрезмерной опекой, что приводит к невостребованности речи. Стоит крохе чего-то пожелать, мама исполняет желание. Активно используя в общении с малышами 1-3 лет жесты и мимику, вы невольно замедляете развитие у них речи.

Ошибочно думать, что находясь в среде, изобилующей информационными средствами (телевизор, радио), ребенок быстрей научится разговаривать. Беспорядочный речевой поток образует «шумовую завесу», которую ребенок не воспринимает.

Более того, пытаясь заговорить, малыш произносит длинные, бессмысленные фразы, имитируя услышанное из телевизора или радио. Родителям следует научиться говорить со своим ребенком, а не разговаривать при нем или занимать его мультфильмами.

Трудно развить речевые навыки там, где родители оправдывают недостаток общения нехваткой времен или попросту не желают много разговаривать с малышом. Полагаться на логопедов и воспитателей детсада ошибочно, ведь первые свои навыки речи дети получают в семье. Кроме того, для малышей важно развитие мелкой моторики и артикуляции. Регулярные занятия (самомассаж рук, пальчиковая гимнастика, дидактические игры) помогают улучшить речь.



Столь любимые малышами мультики на самом деле могут тормозить речевое развитие

Семь простых и мудрых советов от логопедов помогут взрослым правильно построить свое общение с ребенком, чтобы его речь развивалась быстро. Приведем каждый из них:

  1. Поддерживайте и поощряйте активность ребенка, открыто выражайте радость, когда малыш пытается произносить звуки и слоги.
  2. Помогайте своему сокровищу, покупайте дидактические игры. Пазлы, разрезные картинки, кубики с картинками, игры-вкладыши помогут развить мелкую моторику.
  3. Придумайте для крохи игры с пальчиками. Кончики пальцев изобилуют нервными окончаниями, которые влияют на стимуляцию моторной зоны головного мозга. Давно придумана простая игра, в которой каждому пальчику дают названия членов семьи. Перебирайте пальчики малыша и придумывайте различные истории, чтобы все пальцы были включены в сюжет.
  4. Обязательно читайте вместе с ребенком книжки, рассказывайте ему сказки, учите наизусть стихи, пойте песенки. Возьмите себе в помощники произведения известных детских писателей (Михалкова, Барто, Бианки, Маршака, Чуковского).
  5. Все, что вы видите с ребенком, обсуждайте в деталях. Куда едет машина, почему птичка за окном весело поет, какая у папы работа, во что играют детки во дворе – любое событие или действие должно сопровождаться подробными словесными пояснениями.
  6. Рассказывайте малышу о домашних и диких животных, научите его «языку» зверей и птиц. Коровы говорят «му-му», воробей чирикает – «чик-чирик».
  7. Заучивайте с ребенком веселые детские стихи про «Сороку-воровку», косолапого мишку, про Таню и ее мячик. Позовите на помощь бабушек, они, как правило, знают много таких стишков.


Чем больше мама общается с ребенком (читает книжки, учит стишки, разговаривает), тем быстрее он выучится хорошо говорить

Основы для развития речи дома

Домашние базовые упражнения помогут вам развить у ребенка речь (подробнее в статье: ). Самое простое из них – «скажи мама». Упражнение применяют в общении с маленькими детками, в возрасте до года, которые только учатся воспроизводить звуки. Для детей постарше следует использовать более сложные методики, стимулирующие у ребенка осмысленное понимание речи, ее значения, осознанного произношения слов.

Совместное познавание предметов

Перешагнув годовалый рубеж, дети приступают к активному знакомству с окружающим их миром. Интерес малышей распространяется на все предметы в доме. Придите на помощь своему сокровищу, описывайте каждое его движение вслух, простыми предложениями. Рассказывайте о каждом предмете, который его заинтересовал. Если сын взял ложку, скажите ему, что он держит, для чего это нужно, как предмет называется, не ленитесь повторить свое пояснение несколько раз, чтобы малыш запомнил.

Рассматривание и изучение картинок

Для этого упражнения запаситесь различными детскими книжками с картинками. Издательства предлагают прекрасные иллюстрированные книжки различных рубрик. Например, рубрика «Кто я?», рассказывающая о животных.



Книжки с картинками или карточки помогают пополнить словарный запас ребенка

Рассматривая картинки, укажите малышу на изображение собачки, спросите у него, как она «разговаривает», произнесите «гав-гав». Изучение животных и их «языка» облегчит вам задачу обучения малыша произношению отдельных звуков. Больше внимания уделяйте тем животным, которых встречаете с ним на улице, наглядно показывая и рассказывая о них. Пройдет немного времени, и увидев на улице собаку или кошку, ребенок вдруг произнесет «мяу» или «гав».

Звуковое образование

Обозначайте доступные понимания малыша действия простыми звуками. Ребенок хлопает в ладоши – говорите «хлоп-хлоп», малыш упал – не спешите его поднимать и охать, скажите «бах, бух, бум». Игра веселит маленьких детей, они принимают ее, могут даже специально падать, чтобы снова услышать «бум или бах». Кроме того, вы помогаете узнать ребенку, что каждое движение можно озвучить.

Как побудить ребенка говорить?

Изучая с ребенком звуки, просите его повторять то, что произносите вы. Например, вы говорите «гав-гав», пусть малыш повторит за вами. Если у него не получается точно воспроизвести звуки, не переживайте, повторите вместе с ним то, что у него получилось. Главная ваша задача в этом логопедическом упражнении – побудить ребенка к произношению звуков. Обязательно поощряйте кроху за любые звуки, даже если они не похожи на те, что предложили ему вы.



Любые попытки ребенка разговаривать обязательно должны поощряться

Учим правильно подражать речи взрослых

Выстраивая логопедические занятия для детей 2-3 лет, соблюдайте главное правило общения с малышом: никогда не коверкайте слова.

Ребенок – великий имитатор, он подражает героям мультфильмов и маме с папой. Если вы будете разговаривать с ним, коверкая слова, он воспримет такие звуки как правильные и начнет их повторять. Старайтесь произносить слова четко, лишь изредка применяя уменьшительные или перевернутые формы.

Следующий этап – звукопроизношение. Желая научить ребенка простым звукам, облеките занятия с ним в игровую форму. Используйте следующие упражнения:

  • Дудочка. Музыкальные инструменты всегда вызывают у детей любопытство и интерес, они помогают неговорящим деткам легче освоить звуки. Игрушку можно купить в магазине или имитировать игру на инструменте пальчиками. Покажите малышу, как звучит дудочка, произнося «ду-ду-ду», затем попросите его повторить звуки.
  • Езда на машине. Любимая игра всех детей. Усадите сына или дочку к себе на колени, заведите мотор, и поехали. Крутите «баранку», сигнальте, произнося «би-би». Малышам очень нравится такая поездка, они с удовольствием в нее играют и быстро учатся «бибикать».
  • Домашний зоопарк. Соберите мягкие игрушки или магнитики животных в одном месте и устройте экскурсию по домашнему зоопарку, предлагая ребенку вместе с вами произносить звуки, которые издает то или иное животное. Помогут освоить звуки и мультики про зверей.


Подражание голосам различных животных – отличное упражнение для ребенка

Как развить фонематический слух?

Развитие фонематического слуха необходимо для правильного распознавания детьми фонем родного языка. Фонемами считаются слова с одинаковой звуковой основой – например, «кабан-банка» или «сон-нос». Способность распознавать фонемы дается человеку с рождения, но без грамотной систематизации не обойтись. Логопедия предлагает массу веселых игр, направленных на развитин этой способности. Остановимся на некоторых подробнее:

  • Узнай инструмент. Для тренировки фонематического слуха идеально подходят музыкальные инструменты. Если у вас в доме есть барабан, дудочка, гитара, бубен – отлично. Возьмите все инструменты и спрячьтесь за дверью или в другой комнате. Поочередно играйте на каждом из них, предлагая малышу на слух определить, какой инструмент прозвучал.
  • Кто говорит? Заготовьте для упражнения картинки с изображением разных животных. Показывайте картинку ребенку и просите его проговорить тот звук, который характерен для выбранного вами животного.
  • Повтори за мной. Обучаем малыша ритму.Простучите несложный ритм и предложите ребенку повторить его. Постепенно усложняйте упражнение, задавая более сложное сочетание звуков. Если кроха успешно справляется с заданием, попросите его простучать свою композицию, а вы за ним повторите.


Обучение ребенка ритмике и развитие его слуха – большой шаг к правильной речи

Ждать быстрых результатов от крохи в год-два не стоит, но регулярные уроки обязательно принесут положительный эффект. Пройдет время и ваш маленький ученик научиться владеть звуками и речью. Игры помогут развить у ребенка абстрактное мышление и память, разбудят способность к восприятию фонематического слуха, улучшат речевые навыки. Логопеды часто дают подобные советы родителям, указывая на их простоту и доступность.

Как влияет мелкая моторика на развитие речи?

Мелкая моторика оказывает существенное влияние на становление речи. Принцип заключается в том, что при выполнении упражнений на мелкую моторику в головной мозг поступает импульс, начинается работа мозга. Дома можно предложить малышу игры с обычными предметами. Предлагаем такие домашние игры:

  • Найди, что на дне. Возьмите две мисочки, в одну насыпьте фасоль, в другую – гречку. Под крупу положите маленький сюрприз, предложите малышу порыться в крупе обеими руками, чтобы достать подарок (рекомендуем прочитать: ).
  • Найди одинаковые пакетики. Заготовьте 9 матерчатых мешочков, положите в каждые три одинаковый материал: вату, бумагу, крупу. Попросите ребенка по ощущениям определить три мешочка с одинаковым содержимым.

  • Веселый Еж. Берем плотную бумагу или картон, вырезаем из нее фигурку ежа, закрепляем по краю прищепки, которые имитируют у нас иголки. Предлагаем ребенку снимать прищепки и закреплять снова.
  • Много – мало. Игра направлена на изучение количества. Раскладываем игрушки на две кучки, маленькую и большую. Объясняем ребенку, что означает много и мало.
  • Раскраски. Покупайте книжки-раскраски, пластилин, карандаши, бумагу для рисования. Пусть малыш рисует часто и много, сколько ему хочется, поощряйте его творчество, хвалите. Одновременно изучайте с ним цвета, размеры, формы.

Польза артикуляционной гимнастики

Речевая гимнастика – это своеобразная логопедическая тренировка, позволяющая правильно освоить произношение слов родного языка. Владея речью, детям проще высказывать свои желания и мысли. Задача взрослых – научить малыша выговаривать слова грамотно и понятно. Естественно, что в 2-3 года трудно точно определить речевую проблему, однако артикуляционная логопедическая гимнастика играет здесь роль профилактики.

Если мы обратимся к законам логопедии, то найдем в них мудрые и полезные рекомендации для родителей. Используйте для речевой гимнастики с детьми следующие правила:

  1. Проводите упражнения регулярно, чтобы развивать и закреплять освоенные навыки.
  2. Опасайтесь увлечься и отвратить малыша от занятий. Предлагайте для тренировки 2-3 упражнения.
  3. Продолжительность одного занятия с 2-4 летними малышами не должна превышать 10-15 минут.
  4. Полезно в течение дня закреплять пройденные упражнения. Просто попросите малыша повторить пройденное, чтобы удостовериться, что он его запомнил.
  5. Обязательно облекайте ваши занятия артикуляционной гимнастикой в игровую форму (рекомендуем прочитать: ). Малышам легче сосредотачивать внимание на увлекательной игре, чем на скучном уроке.


Артикуляционная гимнастика не должна утомлять ребенка или превращаться для него в серьезное занятие

Как проводить артикуляционную гимнастику?

Для тренировки речи разработаны специальные упражнения, которые ребенок может освоить с помощью взрослых. Используйте видео для отработки навыков. Проводите артикуляционные тренировки так:

  1. Предлагаем ребенку открыть рот и на несколько секунд замереть в такой позе. Для удобства обучения называем эту позу «Открой и закрой ворота».
  2. Следующий урок называется «Покажи забор». Ребенок должен сомкнуть зубки и показать их вам, широко улыбаясь.
  3. «Чистим зубки». Попросите ребенка открыть рот и поводить по зубкам языком, дотрагиваясь до внешней и внутренней поверхности зубов.
  4. «Рисуем языком» Высунув немного язык, малыш должен рисовать им, мысленно представляя, что он рисует. Кружок-мяч, елочка, дорога – все, что легко выполнить язычком.

Если вы замечаете, что речевое развитие вашего сокровища явно задерживается, либо во время беременности или родов малыш получил стресс или травму, вы подозреваете, что причина в серьезной патологии – немедленно покажите кроху специалистам. Помните, что активное развитие речевых навыков приходится на возраст от 1 года до 3-х лет, когда вы должны следить за этим процессом и вовремя его корректировать. Наверстать упущенное время в 4-5 лет будет гораздо труднее, вплоть до того, что у малыша может остаться речевой дефект.

Каждая мама желает видеть своего ребенка здоровым, активным, интеллектуально развитым. А с каким нетерпением ожидаем от своего чада первых слов! Увы, но не всегда желания родителей сбываются. И всему есть причины. Давайте разберёмся в них по подробнее.

Причины нарушений речи

Медицинские

  1. Неблагоприятное течение беременности (угроза прерывания, токсикозы, инфекции и интоксикации и т.д.).
  2. Прием беременной женщиной алкогольных напитков, наркотических средств.
  3. Осложнения при родах (преждевременные роды, асфиксия, родовая травма и т.д.).
  4. Травмы головы в период до трех лет.
  5. Нарушение слуха у ребенка.
  6. Особенности строения речевого аппарата.
  7. Генетический (наследственный) фактор.
  8. Длительное сосание пальца или соски.
  9. Леворукость.

Социальные

  • Незаинтересованность окружающих взрослых в общении с ребенком. Это проявляется в недостаточном речевом окружении, то есть малыш редко слышит грамотную правильную речь взрослого человека, игры с ребенком не сопровождаются объяснениями. Взрослый производит уход за ребенком молча, не акцентируя внимание на своих действиях.
  • Неправильная речь взрослых, находящихся в ближайшем окружении ребенка. Это может быть как и неправильное произношение звуков, так и элементарное «сюсюканье». В итоге ребенок подражает тому, что слышит.
  • Требования взрослых правильно произнести звук, при этом не показывая ребенку правильной артикуляции. Это может привести к становлению искаженного звука (например, горлового звука «Р»).

Хочется отметить, что неправильное произношение не передается по наследству. Могут наследоваться некоторые анатомические особенности, например, строение зубов, инертность нервной системы. Но эти нарушения могут быть исправлены врачами – специалистами.

Характеристика ребенка 3-летнего возраста

Давайте остановимся на характеристике речевого развития ребенка трехлетнего возраста.

После достижения ребенком данного возраста происходит резкий скачок развития как интеллектуального, так и речевого. Особенность этого периода заключается в том, что ребенок становится особенно чувствителен к языку. Он с удовольствием улавливает все окружающие его звуки и быстро их впитывает.

Словарь ребенка данного возраста составляет около 1900 слов. В основном он состоит из существительных и глаголов, но в речи также начинают появляться наречия (тепло, страшно), прилагательные (красивый, большой). Малыш начинает употреблять обобщающие слова (животные, цветы, игрушки). В этом возрасте идет активное употребление местоимений (мое, твое). Вообще, этот возраст характеризуется бурным словообразованием, малыш активно изменяет слова для составления предложений.

Грамматический строй речи в возрасте трех лет еще не сформирован. В построении предложений имеются ошибки («Дай большой варежка!»). Но ребенок хорошо пересказывает знакомые короткие сказки – «Курочка-ряба», «Колобок». В этом возрасте дошкольник уже может поддержать несложный диалог.

Звукопроизношение в этом возрасте еще несовершенно. Имеются замены шипящих звуков (Ш-С-Ф), иногда они могут вообще не произноситься (шарик – арик). Часто отсутствует звуки «Л» и «Р», как наиболее сложные для произношения.

Когда необходимо обратиться к логопеду?

Каждый ребенок индивидуален. Кто-то рано начинает говорить, но длительное время использует для этого конструкции из двух слов, кто-то начинает говорит к трехлетнему возрасту, но целыми предложениями и без особых нарушений звукопроизношения. Все зависит от темпа общего развития ребенка, его окружения, перенесенных заболеваний и т.д.

Но все же есть определенные признаки, которые не должны остаться родителями без внимания.

Вот некоторые из них:

  • ребенок не проявляет интереса к игрушкам, все его игры отличаются стереотипностью и однообразием;
  • малыш после двухлетнего возраста не справляется с простыми заданиями, типа одеть крупную бусину на веревку, собрать башню из кубиков;
  • не понимает простых инструкций, например, принести мяч;
  • если ребенок не говорит, а в анамнезе есть наследственные заболевания, болезни во время беременности, родовые травмы.

Обратиться нужно к таким специалистам как невролог, психолог, логопед. Они проведут необходимое обследование и, в случае необходимости, назначат лечение. Помните, чем раньше малышу будет оказана квалифицированная помощь, тем эффективнее она будет. Тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников.

Какие занятия можно проводить с ребенком дома?

Каждая мама знает, что если правильно организовать деятельность ребенка дома, то можно добиться больших успехов в его развитии.

Давайте остановимся на том, какие виды деятельности этому способствуют:

  1. Пальчиковые игры. Сейчас уже всем известно, что развитие моторики сказывается на развитии речи. Все дело в строении коры головного мозга, в которой зоны, отвечающие за развитие моторики, отвечают и за речь.
  2. Артикуляционная гимнастика. Куда без нее? Ведь только хорошо развитые мышцы артикуляционного аппарата, способствуют правильному положению языка, губ во время произнесения звука.
  3. Игры на развитие слуха.
  4. Заучивание стихов, чтение, рассказывание.

Остановимся на этом подробнее.

Пальчиковые игры

Для начала давайте разберемся что такое пальчиковая гимнастика. Это движения пальцами и кистями рук, которые могут быть активными и пассивными. Первый вариант подходит для детей младенческого возраста, второй - для дошкольного возраста. Гимнастика подразумевает следующие виды деятельности: массаж , пальчиковые игры, которые сочетаются с рифмованным текстом (стихами) и манипуляции с мелкими предметами.

Какими же преимуществами обладает пальчиковая гимнастика?

  1. Развитие речи. По-другому, за работой пальчиков следят те же полушария, что и за развитием речи. Поэтому совершенствую мелкие движения, вы тем самым совершенствуйте и речь.
  2. Развитие осязания. Понятно, что, работая пальчиками, ребенок учится чувствовать поверхности и размер разных предметов, развивая тем самым тактильные ощущения.
  3. Развитие моторики. Ясно, что чем чаще ребенок работает пальчиками, тем более совершенны и тонки его движения, лучше координация.
  4. Развитие чувства ритма и развитие памяти . Пальчиковые игры не проходят без произнесения каких-либо стихов, потешек, повторение которых в сочетании с ритмичными движениями рук служит развитием памяти и чувства ритма.

Малыши возраста трех лет с интересом играют в пальчиковые игры, которые поддерживаются речью. Иногда им самим трудно выговаривать текст, поэтому достаточно вначале это делать взрослому. Не забывайте произносить слова выразительно, то понижая, то повышая голос, делая паузы. После нескольких повторений малыш запомнит новую игру и с удовольствием будет повторять за вами.

Предлагаем несколько пальчиковых игр для малышей трех лет.

Замок

Ручки необходимо скрепить в замок, при этом переплетая пальчики. Произносить считалочку и раскачиваете полученный замок в стороны:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали, (во время того как произносите слово «постучали» – касаетесь ладошками друг друга, при этом не расцепляя сплетенных пальчиков).

Покрутили, (так же, не расцепляя замок, одной ручкой тянетесь к себе, другой от себя, последовательно меняя их).

Потянули, (на этом слове следует потянуть ручки в разные стороны, пальцы при этом выпрямляя, но не расцепляя замок окончательно).

И открыли, (отпустив ручки, разводите их широко в стороны).

Кисточка

Мягкой кисточкой покрашу

Стульчик, стол и кошку Машу. (Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо - пальцы раздвигать. Влево - мягко соединять подушечки пальцев.)

Эту считалочку нужно произносить не быстро, движения при этом должны попадать в такт и ритм.

Жук

Я веселый Майский жук.

Сады вокруг,

Над лужайками

А зовут меня

Жу-жу... (Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».)

Еще несколько упражнений по пальчиковой гимнастике смотрите в нижеследующем видео.

Артикуляционная гимнастика

Выполнение артикуляционных упражнений является неотъемлемой частью работы по формированию правильного звукопроизношения. Их польза очевидна, они укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, делают их более подвижными, способствуют увеличению объема и силы движения.

С их помощью ребенок вырабатывает навыки использования точных позиций органов артикуляции для правильного произнесения звука. Эти упражнения несложные и вполне могут использоваться родителями дома.

Важно, чтобы при проведении артикуляционной гимнастики соблюдались определенные условия:

  • упражнения необходимо выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок видел положение своего языка в полости рта. Нужно задавать уточняющие вопросы «Где находится язычок?», «Что у тебя делают губы?».
  • не стоит выполнять упражнения слишком долго, ребенок может утомится и потерять интерес к занятию. Оптимальным будет считаться 5-10 минут.
  • темп упражнений должен быть ровным, затем постепенно ускоряться. Необходимо наблюдать, чтобы движения при этом были точными, в противном случае упражнения не будут приносить пользу.

Дома лучше всего при проведении игр на развитие артикуляции использовать стихи и картинки. Это сделает занятие более ярким, интересным. Приводим пример упражнений на развитие артикуляции.

«Котенок лакает молоко» – широко открыть рот и сделать 4-5 движений широким языком, имитируя то, как лакает молоко кошка, после чего можно закрыть рот и расслабиться.

«Лопата» – широко открыть рот и положить спокойный мягкий язычок на нижнюю губу, задерживая в этом положении на 3-5 секунд, после чего язычок убирают и расслабляются; «Хоботок» – вытянуть губы вперед, имитируя поцелуй, и подержать 3-5 секунд в таком положении, после чего вернуть губы в спокойное положение, расслабиться и отдохнуть; «Хомячок» – при закрытом рте надуть щеки и подержать 3-5 секунд в таком положении, после чего выдохнуть и расслабиться.

В следующем видео предлагается несколько артикуляционных упражнений, которые также поспособствуют быстро и правильно научиться произносить звуки.

Игры на развитие слуха

Формирование звукопроизношения напрямую зависит от того как хорошо ребенок различает звуки речи на слух. По-другому это свойство называют фонематический слух. Для того, чтобы ребенок чисто говорил, ему необходимо уметь различать звуки речи. Он должен уметь сравнивать свою речь с речью окружающих, контролировать свое произношение.

К 3-4 годам ребенок уже умеет различать в речи окружающих гласные звуки, затем согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие. Чтобы развитие слуха происходило в соответствии с нормой, нужно с малышом выполнять упражнения на развитие этой способности. Они включают в себя задания на различение громкости звука, источника звука, узнавание предмета, который издает звук - такие игры предлагаются детям младшего возраста.

Ребята, которым исполнилось 3 года, чаще предлагают задания на нахождение и различение звуков в словах. Это могут быть следующие игры: «Где звук?» - необходимо определить местонахождение звука в слове (в начале, в конце, посередине); «Кто больше придумает слов со звуком...» - игра на придумывание слов с заданным звуком; «Топни, если услышишь звук...» - развивать умение услышать заданный звук в слове и др.

Заучивание стихов, чтение, рассказывание

Многие родители знают, что заучивание стихов детьми полезно. Давайте разберемся, чем?

  • Расширяется кругозор, увеличивается активный словарь ребенка. Ребенок начинает использовать в речи не просто заученные слова, он использует уже знакомые ему грамматические конструкции. Таким образом его речь становится более правильной и богатой.
  • Развивается память. Доказано, что ребенок лучше запоминает рифмующиеся конструкции. Чем больше малыш запоминает небольших четверостиший, тем легче ему будет заучивать более сложные произведения в старшем возрасте.
  • Повышается общий уровень культуры человека. Ведь в стихах писатели отражают нормы поведения, которые запоминаются малышом вместе с рифмованными строчками.

О пользе чтения можно говорить бесконечно. Давайте сформулируем основные плюсы этого увлекательного занятия: художественные произведения учат добру, объясняют, чем оно лучше зла, знакомят с окружающим миром, расширяют словарный запас, учат преодолевать трудности, развивают фантазию, воображение. Кроме указанной пользы, семейное чтение сближает маму и малыша, дает положительный эмоциональный настрой. Малыши с удовольствием слушают взрослого, и еще интересней им становится, когда прочитанное подкрепляется яркими и четкими иллюстрациями.

Для того чтобы это увлекательное занятие пошло на пользу малышу, давайте вспомним несколько правил, которые должны соблюдать родители.

  • Выбор книги зависит от времени суток, настроения малыша и его самочувствия.
  • Не читать на ночь страшные сказки.
  • Прежде чем начать читать ребенку, познакомьтесь с произведением. Оцените, понравится ли оно малышу, и каков конец истории.
  • Читайте выразительно, а не механически. Вникайте в каждое слово.
  • Читайте регулярно, а не от раза к разу.

Следуя этим простым правилам, вы превратите общее с ребенком времяпрепровождение в настоящее удовольствие для вас обоих.

Помните, занятия, которые вы решитесь проводить с ребенком, вовсе не должны выглядеть как занятия. Все должно проводиться в игровой форме, в те моменты, когда ребенок хорошо себя чувствует и находится в приподнятом настроении. Иначе это может иметь противоположный эффект, ребенок замкнется или станет агрессивным.

Главное - систематичность занятий, и скоро вы заметите успехи, которые непременно порадуют вас и ребенка и дадут стимул к дальнейшим достижениям. Меню

  • Первые звуки и слова маленького человечка довольно забавны и вызывают улыбки у взрослых. Однако никто не будет улыбаться, если услышит перевернутые слова и непонятные фразы от взрослого. Общение — это важный элемент нашей жизни. Умение правильно и грамотно выражать свои мысли, умение четко формулировать ответы на поставленные вопросы, а также умение выговаривать все звуки — то, к чему нужно стремиться не только детям, но и взрослым.

    Логопедические занятия для детей дома — это постоянное общение с ребенком в игровой форме. Заинтересовав ребенка, вы сможете заниматься с ним, играя в такие игры для развития речи, как

    • пальчиковые игры (игры на развитие мелкой моторики)
    • артикуляционная гимнастика
    • игры на развитие слуха, игры на звукоподрожание и логоритмика (стихи с движениями)
    • стихи для развития речи и пополнение словарного запаса

    Самым трудным является заинтересовать ребенка. И это очень серьезная задачка. Ведь усадить маленького непоседу не так и просто. А вообще-то не обязательно и усаживать, можно заниматься с ребенком когда он играет в своем шалашике или прыгает по дивану. Занятия должны проходить в игровой форме. Тогда и Вам легче будет, и ребенок материал усвоит без истерик и капризов.

    Вы ищете логопедические занятия для детей 2 ― 3 лет?

    Несколько советов перед началом занятий с детьми дома:

    • занятия должны быть первоначально короткими (2-3 минуты). Далее их постепенно увеличиваем. Максимум 15-20 минут разово.
    • занятия должны нравиться ребенку. Не заставляйте и не настаивайте, так можно полностью отбить у ребенка к чему-либо охоту.
    • лучше чаще заниматься, но понемногу. Часто выполняя одно и то же упражнение, у ребенка формируется навык.
    • используйте во время занятий смех. Не ругайте за неправильное произношение или если у ребенка что-то не получается сделать. Лучше вместе с ребенком узнайте, почему это у него такой язычок непослушный и как это исправить. Лучше быть союзником и другом ребенку, чем строгим учителем. Как правильно хвалить ребенка .

    Хотелось бы остановиться подробнее на каждом из видов игр, в которые нужно играть с ребенком.

    Пальчиковые игры — это один из видов развития . Между рукой человека и речевым центром мозга установлена тесная взаимосвязь.

    Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

    Заниматься нужно каждый день по 5 минут, тогда такие упражнения будут эффективны.

    Артикуляционная гимнастика — это гимнастика для языка и губ. Язык — главная мышца органов речи. Язык необходимо тренировать и развивать для того, чтобы он мог правильно выполнять определенные конкретные движения, которые называют звукопроизношение. Губы и язык должны быть гибкими и сильными.

    Для выполнения артикуляционной гимнастики нужно зеркало. Ребенок должен видеть как работает его язык, где он расположен. Для того, чтобы довести упражнения до автоматизма нужно постоянно упражняться. Важно выполнять упражнения правильно, внимательно следить за положением языка.

    Упражняться нужно каждый день по 5-7 минут. Желательно 2 раза в день. Результат - правильная и четкая речь.

    Для правильного звукопроизношения также необходимо выполнять задания, которые направлены на развитие голоса, дыхания и речевого слуха.

    • Игры на звукоподрожание, развитие слуха и логоритмика

    Речевой или фонематический слух — это способность правильно слышать, распознавать и различать звуки.

    Игры на развитие слуха

    1. «Ушки — слушки»

    Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

    Логопед показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

    2. «Кто сказал «Мяу?»»

    Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

    Материал : магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.

    3. «Кто стоит у светофора?»

    Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.

    Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.

    Логопед включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

    4. «Где звенит?»

    Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

    Дети стоят с закрытыми глазами. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

    5. Пальчиковая игра «Гроза»

    Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания.

    Логопед читает слова игры, а дети выполняют движения соответственно тексту.

    Закапали капли (стучат по столу двумя указательными пальцами).
    Идёт дождь (тихо стучат четырьмя пальцами обеих рук).
    Он льёт, как из ведра (громко стучат четырьмя пальцами).
    Пошёл град (стучат косточками пальцев, выбивая дробь).
    Гремит гром (барабанить кулаками по столу).
    Сверкает молния (рисуем пальцами молнию в воздухе, издаём звук ш).
    Все быстро убегают домой (хлопок в ладоши, руки прячут за спину).
    Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг).

    Речевое подражание или звукоподражание

    Это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.

    Для игры используйте фигурки или картинки животных. Мам и их детенышей. Ведь мама-лягушка кричит КВА, а лягушонок ква. Вспомните сказку про трех медведей, папа-медведь рычит громко, мама-медведица потише, а медвежонок пищит.

    Игры на подражание бытовым шумам:

    • Часы тикают – ТИК-ТАК
    • Вода капает – КАП-КАП
    • Малыш топает – ТОП-ТОП
    • Молоток стучит ТУК-ТУК
    • Ножницы режут ЧИК-ЧИК
    • На качели качаемся КАЧ-КАЧ
    • Кушаем морковку ХРУМ–ХРУМ
    • Машина едет БИ-БИ

    Логопедическая ритмика или логоритмика — соединение движения, речи и музыки. Взрослый читает стих и показывает движения, ребенок повторяет. Ничего сложного. Детям весело и интересно. Конечно, взрослому нужно заранее прочитать и выучить нужные стишки и разучить движения к ним. Также заранее нужно подобрать музыкальное сопровождение под стихи. Желательно заниматься во второй половине дня 2-3 раза в неделю.

    Игра «Прогулка» (развитие общей моторики)
    По узенькой дорожке (ходьба на месте)
    Шагают наши ножки (высоко поднимая ноги)
    По камешкам, по камешкам (переминаться с ноги на ногу в медленном темпе)
    И в ямку... бух! (сесть на пол на последнем слове)

    • Стихи для развития речи — скороговорки и пополнение словарного запаса

    Скороговорки — это короткие рифмованные фразы. Скороговорки являются наилучшими упражнениями для отработки четкости и грамотности речи. Скороговорки увеличивают словарный запас ребенка, улучшают дикцию, а также развивают речевой слух.

    Чтобы ребенок мог разговаривать грамотно, умел выражать свои мысли и чувства, ему необходим свой словарный запас.

    Словарный запас вашего ребенка состоит из:

    • пассивного словаря (те слова, которые ребенок понимает)
    • активного словаря (те слова, которые ребенок говорит)

    Первоначально активный словарный запас у ребенка мал, однако со временем те слова, которые находились в пассивном словаре ребенок перенесет в активный. Чем больше пассивный словарь, тем лучше.

    Для увеличения словарного запаса разглядывайте вместе картинки, читайте книги, комментируйте свои действия.

    Для занятий со своим ребенком я использую различные пособия, одним из последних удачных приобретений являются «Большой альбом по развитию речи» и «Уроки логопеда. Игры для развития речи».

    «»

    Данная книга состоит из 3-х разделов, к каждому разделу даны подробные инструкции как нужно заниматься

    • пальчиковая гимнастика
      • 1 группа. Упражнения для кистей рук (стр 8-29)
      • 2 группа. Упражнения для пальцев условно статические (стр 30-47)
      • 3 группа. Упражнения для пальцев динамические (стр 48-57)
    • артикуляционная гимнастика. Представлена с помощью сказок со стихами, имеются дополнительные карточки плюс имеются изображения правильного результата упражнения. (стр 64-110). Также в этом разделе есть игры на развитие речевого слуха, слухового внимания.
    • скороговорки. Сгруппированы в соответствии с "трудными" звуками, что помогает отработку определенных звуков именно у вашего ребенка. (стр 111-169)

    Данную книгу я покупала тут . Если есть вопросы по поводу книги, спрашивайте.



    В данной книге есть 3 блока, каждый для определенного возраста:

    • Развиваем речь малыша (стр 6-89)
      • развитие понимания речи
      • развитие общей моторики
      • дыхательная гимнастика
      • пальчиковые игры
      • артикуляционная гимнастика
      • звукоподражание
    • Развиваем речь младшего дошкольника (стр 92-183). Для детей 3-6 лет
    • Развиваем речь старшего дошкольника (стр 186-277).



    Эта книга замечательно подходит для увеличения словарного запаса ребенка, развитие логического мышления, внимания, памяти и воображения.

    Такой же книги я уже не нашла (на Озоне появилась), однако есть отдельно книги для малышей деток от 3 до 6 лет и старших дошкольников . Что также весьма удобно, если вам нужна книга для ребенка 4-х лет. Я нашла эту книгу, когда сыну уже исполнилось 3 года. Но я не переживала, у меня подрастает доченька, с ней и будем заниматься по первому блоку.

    Занимайтесь с ребенком только в хорошем настроении, верьте в своего ребенка, радуйтесь его успехам, помогайте преодолеть неудачи. Логопедические занятия вместе с ребенком дома помогут вам стать еще ближе и роднее. Терпения Вам и удачи!

    А как вы занимаетесь с ребенком? Что для этого используете? Нравится ребенку заниматься? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях вашими методами развития речи у ребенка и сколько времени вы проводите, выполняя те или иные упражнения.

    О том, как научить ребенка говорить, что нужно делать, а что нельзя .

    » был разработан понедельный Комплекс домашних заданий по формированию общих речевых навыков , который предложен всем родителям, заинтересованным в речевом развитии своего ребенка на весь учебный год.

    Выполнять задания необходимо каждую неделю, распределить по дням, по 5-10 минут в день.

    Ноябрь – 1 неделя.

    1. Упражнение на дыхание – развитие длительного плавного выдоха.

    «Кораблик»

    Взять пластмассовый легкий кораблик или скорлупу от грецких орехов, или сделать бумажный. Объяснить ребенку, чтобы кораблик поплыл, надо подуть долго и плавно. Во время выполнения читать стихотворение:

    Ветер по морю гуляет
    И кораблик подгоняет;
    Он бежит себе в волнах
    На раздутых парусах.

    2. Развитие артикуляционной моторики: максимально открывать и закрывать рот, растягивать губы в улыбку, вытягивать в трубочку (можно перед зеркалом вместе с родителем).

    3. Развитие мелкой моторики:
    - гладить мягкие, пластмассовые, резиновые, рельефные игрушки;

    Делать пальчиковую гимнастику:

    У девчушки Зиночки (делают ладошки «корзинкой»)
    Овощи в корзиночке:
    Вот пузатый кабачок (сгибают пальчики, начиная с большого)
    Положила на бочок,
    Перец и морковку
    Уложила ловко,
    Помидор и огурец.
    Наша Зина – молодец! (показывают большой палец)

    4. Развитие понимания речи: запомнить названия игрушек (кукла, мишка, лошадка, паровоз, машина и другие), части тела (голова, туловище, ноги, руки). Желательно видеть игрушки или картинки.

    5. Развитие слухового внимания: «Отгадай, что звучит?»

    Взрослый звенит бубном, погремушкой, колокольчиком, дудочкой (перед ребенком) и прячется за ширму — предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук.

    6. Подвижная игра «Платье»

    Взрослый произносит текст и выполняет движения, а дети подражают ему, проговаривая слова и словосочетания:

    Это платье для Наташки – 4 ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе
    Красные горошины — 4 ритмичных прыжка на обеих ногах
    А на платьях два кармашка, — «рисуют» на животике 2 кармашка
    Спрячем в них ладошки. – прикладывают обе ладошки к животику.

    Ноябрь, 2 неделя.

    1. Упражнение на дыхание «Футбол».

    Ребенку объясняют, что с помощью ватки он будет играть в футбол. «Футбольный мячик» необходимо задуть между двумя чашками (скорлупками, кубиками или др.)

    2. Развитие артикуляционной моторики.

    - «Язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо-влево, снова спрятался в домик»;

    - «улыбка», «трубочка-говорить у-у-у», открывать и закрывать рот.

    3. Развитие мелкой моторики.

    Ладушки, ладушки (указательным пальцем правой руки делать круговые движения на левой ладони, затем поменять руку)
    Где были? – у бабушки.
    Ладушки, ладушки,
    Звонкие хлопушечки.
    Хлоп-хлоп-хлоп! (хлопки)

    На большом диване в ряд (попеременно стучать кулачками и хлопать)
    Куклы Танины сидят:
    Два медведя, Буратино (поочередно сгибать пальчики)
    И веселый Чиполлино,
    И котенок и слоненок.
    1, 2, 3, 4, 5- (поочередно разгибать пальчики)
    Помогаем нашей Тане (хлопать и стучать поочередно)
    Мы игрушки сосчитать.

    3. Развитие слухового внимания.

    Слушать и повторять звуки бубна, погремушки, барабана, металлофона или любой другой музыкальной игрушки.

    Х- пауза -хлопок, ХХ пауза ХХ, ХХ пауза Х, Х пауза Х и др.

    4. Развитие понимания речи: называть предметы одежды для осени сначала по картинкам, затем без них.

    5. Подвижная игра «Тапки».

    Это тапки для Антошки, (по 2 раза топают каждой ногой)
    Чтобы в них не мерзли ножки. (4 прыжка на обеих ногах)
    Топ-топ-топотушки, (по 2 раза топают каждой ногой)
    Что за тапки? Как игрушки! (левую ногу на носок, затем на пятку, наоборот).

    Ноябрь, 3 неделя.

    С помощью вертушки, султанчика, легкого предмета отработать сильную, короткую воздушную струю:

    Очень жаркий день-денечек.
    Дунь подунь, мой ветерочек.
    Ветерочек-ветерок,
    Дунь-подунь, наш ветерок.

    Надуть щечки (толстячки) – втянуть щечки (худышки);

    Язычок отдыхает – положить расслабленный язык на нижнюю губу – подержать.

    3. Развитие мелкой моторики.

    «Фруктовая ладошка».

    Этот пальчик — апельсин (поочередно сгибают пальчики с кулачка, начиная с большого)
    Он, конечно, не один.
    Этот пальчик – слива,
    Вкусная, красивая.
    Этот пальчик – абрикос,
    Высоко на ветке рос.
    Этот пальчик – груша,
    Просит6 «Ну-ка, скушай!»
    Этот пальчик – ананас,
    Фрукт для вас и для нас. (показывают ладошками вокруг и на себя).

    4. Развитие слухового внимания на неречевом материале.

    В трех одинаковых баночках – горох, пуговицы, манная крупа. Определить на слух, что в каждой баночке.

    5. Развитие понимания речи.

    Развитие пассивного и активного глагольного словаря, состоящего из названий действий (спит, ест, идет, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, говорит, рисует, везет, подает);

    При рассматривании картинок ребенок должен назвать действия, может сам их показать; назвать действия, выполненные взрослым.

    Различать понятия «Большой-маленький» используя игрушки.

    6. Подвижная игра «Капля».

    Капля, раз (дети прыгают на носочках, сначала медленно, затем темп убыстряют)
    Капля, два.
    Капли медленно сперва,
    А потом, потом, потом,
    Все бегом, бегом, бегом.

    Ноябрь, 4 неделя.

    1. Упражнение на дыхание «Узнай овощ».

    На столе блюдо с овощами: лук, чеснок, укроп, огурец (или другие).

    Дети рассматривают овощи, называют их, затем укроп растирается в руках, на овощах делаются надрезы. Дети нюхают овощи, запоминают запахи, узнают на вкус. С закрытыми глазами ребенок должен узнать овощ по запаху.

    Вдох делается длинный, глубокий, плечи не поднимаются.

    «Узнай фрукт» — то же самое (апельсин, лимон, яблоко).

    2. Артикуляционная гимнастика.

    «Котик лакает молоко».

    Молоко лакает кот (высовывается широкий язык)
    Котик нас лакать зовет (затем язычок прячется в домик).

    Закрепление: «Толстячки-худышки», «Язычок отдыхает» на счет до 5, «Трубочка», «Улыбка».

    3. Развитие мелкой моторики.

    Будем мы варить компот. (указательным пальцем водим по ладошке)
    Фруктов нужно много. Вот.
    Будем яблоки крошить, («крошат»)
    Грушу будем мы рубить. («рубят»)
    Варим, варим мы компот, («мешают ложкой»)
    Угостим честной народ (разводят руки в стороны).

    4. Обучение пространственному расположению предметов(закрепление предлогов на, под, за).

    Взрослый дает указания, а ребенок их выполняет:

    Положи мишку на стол, под стол, за диван и т. д. (можно взять разные предметы).

    5. Развитие слухового внимания со звучащими игрушками.

    Понятия «громко-тихо».

    6. Развитие понимания речи.

    На столе шарик, кошка, птичка. Учить узнавать игрушки по их описанию:

    У нее пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы.

    У нее есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями.

    Он круглый, красный, пластмассовый.

    7. Подвижная игра «Грибочки».

    В лесу под сосною грибочки росли, («пружинка»)
    Веселую пляску они завели.
    Шапочкой красной кивают грибки – (наклоны головой вправо, влево)
    Понравиться очень хотят нам они.

    Декабрь, 1 неделя.

    1. Упражнение на дыхание — «Чей паровоз громче и дольше гудит?»

    Используются стеклянные пузырьки из-под духов или лекарства. Взрослый вытягивает губы трубочкой и дует в пузырек, чтобы послышался свист, затем предлагает это сделать ребенку (не надувая щек!).

    С помощью бумажных «снежных» комочков определять, чей комочек улетит дальше.

    2. Артикуляционная гимнастика.

    Формировать и развивать правильное положение органов речевого аппарата при звуке (и), развивать голосовой аппарат:

    Улыбнулись губки,
    Показались зубки.
    Губки улыбнулись,
    К ушкам потянулись – и-и-и-и (тянуть).

    Закрепление: толстячки-худышки, язычок отдыхает.

    3. Развитие мелкой моторики «Дом».

    Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (ударяют кулачок о кулачок, чередуя)
    Молоток бери мой друг!
    Мы построим новый дом, (ставят рядом ладошки – «стены»)
    Есть окошко в доме том, (складывают указательные пальцы полочкой, остальные соединяют «крышей»)
    Есть еще одно, повыше,
    Есть труба вверху на крыше. (мизинец в сторону — труба)
    Дом готов, зовем гостей: (приглашающий жест рукой)
    «Приходите поскорей!»

    4. Развитие понимания речи. Учить понимать вопросы (где? Куда? откуда? На чем?), помогающие определить местонахождение предмета.

    Например: покажи и скажи где стоят сапоги, где лежат книги, где стоит телевизор, где лежат игрушки и т. д.

    5. Развитие фонематического слуха.

    Стоять спиной к взрослому, рассказывать, что он делает: стучит ложкой по чашке, льет воду, щелкает ножницами и т. д.

    6. Различать основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый) используя игрушки, носки, варежки или др. предметы.

    7. Подвижная игра «Корова».

    «Му-у-у! – мычит корова (идут по кругу, сделав «рога» из указательных пальцев)
    Забодаю Катю с Вовой. (поворачиваются лицом в круг, делают два поворота влево-вправо)
    Вы не пьете молоко? (ставят руки на пояс, делают сердитое лицо)
    Убегайте далеко!» (убегают).

    8. Прочитайте стихи А. Барто из серии «Игрушки» (заучите на выбор).

    9. Прочитайте К Чуковский «Чудо-дерево», «Дженни».

    Декабрь, 2 неделя.

    1. Упражнение на дыхание «Сдувание снежинок со снежной поляны».

    С листа бумаги сдувать «снежинки», сделанные из ватки маленькие комочки.

    Подуть в покупные язычки, трубочки, дудки, на маленькую вертушку.

    2. Артикуляционная гимнастика.

    Упражнение «Мишка».

    «э-э-э как мишка, вы пропойте,
    Ротик широко откройте.
    Ваня с Машенькой играет
    И по комнате гуляет,
    Как Мишутка напевает:
    «Э-э-э-э-э-э».

    Упражнение «Слоник»

    На слоненка погляжу,
    Губы хоботком сложу,
    На слоненка погляжу,
    Губы трубочкой сложу:
    У-у-у-у-у.

    Закрепление: «улыбка», «трубочка», «толстячки-худышки», «язычок отдыхает», «открывать и закрывать рот», «язычок выходит гулять из домика».

    3. Развитие мелкой моторики.

    Посуду моет наш Антошка. (потирают ладошки друг о друга)
    Моет вилку, чашку, ложку. (разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца)
    Вымыл блюдце и стакан,
    И закрыл покрепче кран. (выполняют имитирующее движение).

    4. Учить различать основные цвета и дополнительные.

    5. Развитие понимания речи.

    Учить детей быстрому ориентированию в названии действий. спросить: « где мальчик катается? (мальчик катается с горки), где едет машина? (машина едет по дороге), где спит кошка? (кошка спит на коврике) и т. д.

    Научит понимать вопрос Чем?

    Чем мама режет хлеб? (мама режет хлеб ножом)
    - чем ты вытер лицо? (полотенцем)
    - чем ты ешь суп? (ложкой)
    - чем расчесываешь волосы? (расческой).

    6. Подвижная игра «Зайка».

    Дети выполняют движения и договаривают слова.

    Зайка в травке скок-скок. (4 прыжка по кругу, указательные пальцы как ушки)
    Зайка прыг за кусток. (присели)
    Смелый зайка не боится, (4 прыжка по кругу)
    Не поймать его лисице. (разбегаются, взрослый ловит детей).

    7. Прочитайте сказку «Теремок», «Три медведя», С. Маршак «Кошкин дом».

    Декабрь, 3 неделя.

    1. Упражнение на дыхание «Ветерок».

    Положить широкий язычок на нижнюю губу, пусть лежит отдыхает, затем, не убирая язык с губы, подуть на что-нибудь легкое.

    2. Упражнение на дыхание «Пузырьки».

    Используется стакан, наполовину наполненный водой и соломинка для коктейля. Сделать носом вдох, выдох через рот в трубочку (при сильном выдохе вода выливается из стакана, при слабом – образуются пузырьки).

    3. Развитие артикуляционного аппарата: формировать и развивать артикуляционный праксис звука (ф).

    Упражнение «Зайка».

    (нижняя губа прижата к краям верхних зубов, верхняя губа слегка приподнята)

    Ушки на макушке,
    А зубки – на губке (ф-ф-ф….)
    Выходит теплый воздух (держать ладошку).

    4. Развитие мелкой моторики.

    «Зимние забавы»

    Что зимой мы любим делать? (поочередно соединяют большой палец с остальными на обеих руках)
    В снежки играть, на лыжах бегать,
    На коньках по льду кататься,
    Вниз с горы на санках мчаться.

    « Кто спит зимой?»

    Медведь в берлоге крепко спит, (сжимают пальцы в кулачки, начиная с мизинца)
    Всю зиму до весны сопит.
    Спят зимою бурундук, (загибать по одному пальцу на каждое название животного)
    Колючий ежик и барсук.
    Только заиньке не спится –
    Убегает от лисицы.
    Мелькает он среди кустов,
    Напетлял – и был таков!

    5. Развитие понимания речи.

    Разложить картинки (или игрушки) в нужной последовательности, поставить их друг за другом так, как скажет взрослый: машина, кубик, кукла, пирамидка и др.

    6. Подвижная игра «Это я».

    Это глазки. Вот. Вот. (ребенок выполняет имитационные движения)
    Это ушки. Вот. Вот. (показывает части тела)
    Это нос. Это рот.
    Там спинка. Тут живот.
    Это ручки. Хлоп, хлоп.
    Это ножки. Топ, топ
    Ой, устали. Вытрем лоб.

    Декабрь, 4 неделя.

    1. Упражнение на дыхание «Воздушный шарик».

    Подуть на воздушный шарик так, чтобы он отлетел к кукле, мишке, зайке.

    2. Упражнение на дыхание «Подуй через трубочку».

    Дуть через трубочку из плотной бумаги на ватку, лежащую на столе или перышко.

    3. Артикуляционная гимнастика.

    Закрепление: «улыбка», «трубочка», «толстячки-худышки», «язычок отдыхает», произнести звуки (у), (э), (и), (ф).

    Воздух в носик надувайся, (положить ладошку с ваткой у рта, при произнесении [П] ватка улетает)
    (П) сквозь зубы прорывайся!

    4. Развитие мелкой моторики.

    «Новогодние игрушки»
    Праздник приближается, (поочередно хлопки и сжимание в кулачки)
    Елка наряжается.
    Мы развешали игрушки: (поочередно соединять большой палец с остальными)
    Бусы, шарики, хлопушки.
    А здесь фонарики висят, (поочередно хлопки и сжимание в кулачки)
    Блеском радуют ребят.