Инсульт: что нельзя делать после перенесенного приступа, и как восстановиться в кратчайшие сроки? Интенсивная ходьба после инсульта

Восстановление после инсульта, скорость и полнота реабилитации зависят от величины поражения головного мозга.
У одних больных после инсульта движение и речь полностью восстанавливаются в первые недели или месяцы, у других остаются затрудненными, а у третьих почти не восстанавливаются.
Наиболее быстро процесс восстановления утраченных функций в первый год после инсульта. Затем больной смиряется со своим положением, приспосабливается к имеющимся дефектам, прогресс в реабилитации останавливается

Больной после инсульта, как только позволит его состояние, должен начинать делать физические упражнения, чтобы восстановить подвижность парализованных конечностей как можно полнее и свести последствия к минимуму. А пока лежачий больной не в состоянии что-либо делать сам, с ним должны заниматься его близкие – делать пассивную гимнастику, массаж

Многие парализованные больные впадают в депрессию и безразлично относятся к своему состоянию, реабилитационной гимнастикой они заниматься не хотят, не пытаются восстановить речь после инсульта. Целыми днями лежат в постели без движения. У таких больных плохо восстанавливаются даже легкие нарушения двигательных функций.
Часто это происходит даже не из-за лени и депрессии, а из-за поражения определенных областей мозга. Таких больных надо правильно стимулировать, чтобы быстрее преодолеть последствия инсульта головного мозга.

Ниже приведены истории больных, перенесших инсульт, которые смогли восстановить себя в домашних условиях, в том числе и после обширных инсультов, когда врачи прогнозировали полную неподвижность до конца жизни. Истории восстановления людей взяты из газеты «Вестник ЗОЖ» из рубрики «Жизнь после инсульта».

Восстановление движений после инсульта в домашних условиях.

Мужчины перенес обширный инсульт, пострадала большая часть мозга, оказалась парализована половина тела, были утрачены зрение и речь. Жене сказали, что надежды мало, и если он не умрет в ближайшую неделю, будет парализован на всю жизнь. Но целеустремленность, настойчивость, сила воли и вера в себя помогли ему встать на ноги и обслуживать себя самому, хоть многие последствия инсульта остались до сих пор.

Считается, что оставшаяся часть неповреждённого мозга может взять на себя функции поврежденной части и передавать импульсы парализованным частям тела. Но это возможно с помощью тренировок и веры в улучшение своего состояния
Для мужчины было очень сложно научиться глотать, есть пищу, контролировать мочевой пузырь, но он решил не сдаваться, а ежечасно бороться за своё здоровье. Главное не привыкать к тому состоянию, в котором находишься, а ежедневно двигаться вперед.
Та часть мозга, которая управляет речью и пониманием языка, восстановилась после выполнения специальных упражнений, которые посоветовали в больнице. Он выполнял эти упражнения 1 год после инсульта каждый день, и затем еще на протяжении пяти лет в тех случаях, когда лицо начинало перекашивать.

После того, как он научился сидеть на том месте, которое не чувствовал, больной стал думать о том, как бы научится стоять и перемещаться. Но на это не хватало сил – пищу он глотал с трудом, поэтому ел мало. Большую часть дня он проводил, сидя в коляске, научился одной здоровой рукой привязывать себя к ней, а здоровой ногой, отталкиваясь от пола, передвигать коляску. Жизнь сразу стала интереснее.
Затем научился самостоятельно одеваться и раздеваться.
Хоть и через пять лет рука и нога остались парализованы, мужчина научился ходить с помощью палки, спускаться по лестнице с помощью перил спиной вперед.
Перед тем, как парализованный больной после инсульта собирается встать на ноги, ему нужно фиксировать, в каком положении находится нога, иначе можно упасть – парализованная нога во время подъема со стула, кровати не способна удержать вес тела и как бы подгибается. Необходимо время, чтобы научиться опираться на парализованную ногу и удерживать баланс тела.
Очень полезно растягивать парализованную руку и каждый палец на ней по нескольку раз в день, но нужно соблюдать осторожность, чтобы не нарушить суставы из-за отсутствия чувствительности в руке. Если давление в норме, то полезно следующее упражнение: держась здоровой рукой за неподвижную опору, стараться делать приседания, начиная от трех раз, довести до 10 (по 2-3 раза в день)
Восстановление после инсульта в домашних условиях продолжается уже 4 года. Итоги: парализованный мужчина сам ходит, в коляску садится, только если чувствует, что устал или теряет баланс, сам раздевается и одевается, включая обувь, готовит еду, старается из-за всех сил стать независимым (ЗОЖ 2003, №10, стр. 14-15, 2003, №21, с. 24)

Полное восстановление после инсульта – от лежачей больной к утренней пробежке.
Женщина после сильного стресса слегла с инсультом, хотя всегда вела здоровый образ жизни. Долго лежала в депрессии, думала, что жизнь кончилась. Но однажды, прочитав «ЗОЖ», подумала, что очень многие люди борются со своей болезнью еще в более тяжелых условиях, чем она. После этих мыслей с огромным усилием скатилась с дивана, и чтоб дать себе физическую нагрузку стала переваливаться с боку на бок. Затем пришли медики, которые навещали ее ежедневно, и помогли вернуться на диван.
Это было начало, потихоньку бывшая лежачая больная начала ползать на правом боку, ходить с костылями. Это продолжалось полгода, пока её не перевезли жить в деревенский дом. Там она ползала по траве и радовалась, что может сама перемещаться, хоть и координация движений была нарушена. Все эти усилия по реабилитации не прошли впустую. Сейчас ей 63 года, встает она рано утром, делает зарядку, и бегает каждое утро по лесным тропам. Сама пилит и колет дрова для печи, летом работает в огороде. Последствия инсульта головного мозга полностью исчезли. (ЗОЖ 2003, №9, стр. 8,)

Домашнее восстановление после инсульта с помощью тренажера Фролова.

Мужчина перенес инсульт головного мозга. После этого принимал много лекарств, но состояние оставалось очень плачевным.
Помог случай – была медицинская выставка, и один врач посоветовал приобрести ему тренажер Фролова ТДИ-1 для восстановления после инсульта. Здесь же проводились двухмесячные курсы по использованию этого тренажера. Больной прошел курсы, освоил эндогенное дыхание на тренажере. Начал с 5 минут. Занятия давались ему очень тяжело, пришлось мобилизовать всю силу воли и энергию, чтобы их не забросить.
В итоге мужчина занимался на тренажере в домашних условиях не менее двух часов в день. Добился ощутимых успехов – стал обходиться без лекарств, давление упало с 230/150 до 130-140/90. Чувствует себя хорошо, пропали шумы в голове, почти все последствия инсульта головного мозга исчезли — постепенно восстанавливаются парализованные рука и нога. (ЗОЖ 2003, №22, стр. 19)

Восстановление речи после инсульта.

Пример №1. Восстановление речи с помощью стихов.
Женщина в 53 года перенесла инсульт, хоть гипертоником никогда не считалась, давление всегда было 120/80. Однако в день инсульта, когда врач «скорой» померил давление, оно оказалось 240/70.
Три месяца она пролежала дома без движения. Парализовало правую сторону. Рука и нога висели, как плети, речь после инсульта нарушилась. Больная совсем пала духом, но медсестра ее убедила, что можно преодолеть последствия инсульта головного мозга. Тогда женщина стала бороться за здоровье: левой рукой массировала правую сторону, читала вслух, чтобы восстановить речь, делала зарядку. Когда правая нога начала действовать, стала подолгу ходить по комнате. Рука тоже не поднималась выше пояса, тогда она стала чернить левой рукой на стене метки и пыталась дотянуться до них правой рукой. Постепенно руки и ноги стали действовать нормально. В этом помогли ежедневные физические упражнения. С тех пор прошло 12 лет, из последствий инсульта остался только шум в голове. (ЗОЖ 2000, №11, стр.7)

Пример №2. Восстановление речи после инсульта в домашних условиях – чтение вслух.
Мужчина в 54 года попал с правосторонним инсультом в больницу. Врачи сочли его безнадежным, никакого лечения проводить не стали. Через несколько часов после инсульта очнулся в обычной палате, а не в реанимации. Жена уговорила врачей, не списывать больного со счетов, а бороться за его жизнь. В итоге жизнь удалось спасти, но сроку жизни при выписке назначали 3-4 года.
Реабилитация после инсульта в домашних условиях шла очень медленно, больному пришлось заново учиться ходить, говорить, читать – смысл прочитанного постоянно ускользал, только через полгода вернулась способность к логическому мышлению. Логопед рекомендовал для восстановления речи читать газеты вслух, а трудные слова проговаривать по нескольку раз. Но это было довольно скучно. В то время все зачитывались романами Валентина Пикуля. И больной начал читать первый том вслух, слушательницей была жена. Слова произносил старательно, добиваясь правильного произношения. Читал подолгу, т. к. роман захватывал. После первого тома речь стала намного внятнее, почти все слова удавалась произносить правильно. После второго тома вернулся прежний голос и его окраска, мужчина заговорил, как раньше, до болезни.
Правую руку восстановить так и не удалось, начал писать левой рукой. Сначала получались каракули, после двух лет тренировок подчерк полностью восстановился, и стал похож на почерк правой руки, вот только скорость письма упала.
Восстановление после инсульта проходило не так гладко, как может показаться из этого описания. Эти маленькие победы происходили на фоне болей, в том числе от гипертонии, стенокардии, спазмов в руке и ноге, переживаний по поводу своей ненужности.
Больному, который раньше занимался умственной работой, не хотелось оставлять свой мозг без нагрузки, поэтому он на печатной машинке стал писать повесть — воспоминания о своем друге поэте-фронтовике, которую затем начала публиковать местная газета, читать книги философов. После инсульта прошло почти 20 лет, а смертный приговор так и не состоялся. (ЗОЖ 2001, №15, стр.15)

Женщина в 56 лет перенесла 2 инсульта, после первого у нее парализовало правую сторону, после второго – пропала речь. В газету обратилась дочь, с вопросом как восстановить речь после инсульта в домашних условиях.
Отвечает руководитель неврологического отделения Научного центра неврологии РАМН, профессор, доктор МН А. С. Кадыков.
Восстановление речи и движений после инсульта не всегда происходит одновременно, речь возвращается медленнее.
Даже при самых тяжелых речевых нарушениях интеллект, как правило, не страдает. Поэтому не относитесь к больному после инсульта, как к неразумному ребенку. Самое главное – больше общайтесь с больным, не должно быть речевой изоляции. Сначала надо говорить, называя предметы в именительном падеже «Холодильник, тарелка, сыр», что означает достань из холодильника тарелку с сыром. В дальнейшем речевые занятия усложняйте.
Побуждайте больного к собственным высказываниям, чаще обращайтесь с вопросами. Проявляйте терпение, не торопите больного с ответом. Старайтесь, чтобы каждое слово было произнесено медленно и четко. Речевые занятия прекращайте, когда увидите, что больной устал, не вызывайте раздражения, заставляя отработать положенное время.
При хорошем самочувствии занятия по восстановлению речи в домашних условиях могут длиться 30-60 минут. Проводить их 1-3 раза в день, можно делать и более короткие занятия, но увеличить их число до 5-6 раз.
Чтобы занятия по восстановлению речи у парализованного больного были более эффективны, надо получить предварительную консультацию у логопеда. (ЗОЖ 2010 г, №13, стр. 25)

Народное средство для восстановления речи после инсульта.
Это народное средство помогает восстановить речь после инсульта в домашних условиях.
Смешать полстакана мёда и полстакана лукового сока. Смесь хранить в холодильнике. Настаивать состав не требуется, чем он свежее, тем лучше.
Принимать смесь по 1 ст. л. три раза в день за 20 минут до еды. Когда порция закончится, сделать новую. Курс лечения – 1 неделя. Затем сделать перерыв 7 дней, после чего провести повторный курс – копию первого. (ЗОЖ 2004 г, №7, стр. 21)

Восстановление речи с помощью редьки
Это доступное и проверенное народное средство для восстановления речи после инсульта. Положите натертую или тонко нарезанную редьку под язык и на язык. Держать во рту. Больной должен ощутить холодное жжение и покалывание. Если ЖКТ больной, то скопившуюся слюну надо выплевывать. Процедуру делать 3-4 раза в день. (ЗОЖ, стр. 38, 2012 г., №6)

По рецепту Авиценны
У женщины 8 лет назад случился инсульт. Была парализована правая сторона, нарушена речь. «Скорая» в больницу больную не взяла, назначили лечение на дому.
Когда на другой день пришла медсестра ставить укол, больная мимикой попросила ее взять кровь из вены, т. к. читала у Авиценны, что при инсульте помогает кровопускание. Медсестра долго не соглашалась, но потом все-таки взяла кровь. В этот же день у больной восстановилась речь.
На другой день, увидев улучшения, медсестра кровь снова взяла – 5 мл. Отошла нога. На третий день после взятия крови больная после инсульта полностью восстановилась. Теперь никто не верит, что инсульт у нее был. (ЗОЖ 2011 г, №4, стр. 40)

Этапы востановления после инсульта в домашних условиях.

Женщина в сентябре 2002 года перенесла инсульт, правая сторона осталась парализована. В больнице, куда она попала, врачи заразили её оптимизмом, обещали, что к Новому году она побежит. Прошло более года. Пока не побежала, но дух оптимизма хранит, последствия инсульта головного мозга потихоньку отступают.
Прошедший год после инсульта можно разделить на пять этапов реабилитации.

1-й этап (октябрь-декабрь 2002 года) Больная умеет только лежать и много плакать. В октябре провели 10 процедур массажа. В ноябре – 30 уколов (церебролизин, пирацетам). В декабре – начала заниматься лечебной гимнастикой с тренером. Научилась сидеть в подушках, после этого смогла смотреть телевизор, читать, разгадывать кроссворды.
2-й этап (январь – март 2003) В январе по утрам начало подниматься давление, прошла курс уколов. В феврале прошла курс массажа, продолжала заниматься с тренером лечебной гимнастикой.
В феврале научилась сама садиться в постели с помощью веревки, прикрепленной к ножкам дивана, на котором лежит. Сидя, научилась гладить, шить. Т. к. она левша от рождения, а парализована правая рука, эта работа получалась у нее хорошо.
3-й этап (апрель – июль) С апреля начала учиться ходить, в левой руке костыль, по обеим сторона – дочка и внучка. Дочка поддерживала с правой парализованной стороны, внучка и костыль с левой. Больная доходила от дивана до окошка – 10 шагов, и обратно. Это считалось – 1 раз. С каждым занятием количество раз увеличивали. Появилась надежда, что ходить научится. К тому времени прошло уже полгода после инсульта

4-й этап восстановления после инсульта в домашних условиях (август). В августе женщину перевезли на дачу, там ей очень понравилось – свежие фрукты, воздух. Двигаться она стала больше. И ходить получалось лучше – с одной стороны был теперь только костыль, а справа по прежнему дочка или внучка.

5-й этап реабилитации (сентябрь – ноябрь, прошел год после инсульта) В сентябре стали выводить женщину гулять на улицу, сама же больная научилась работать сидя и помогать заготавливать урожай с дачи – чистила овощи для консервации, мяла виноград для вина. Правая рука не работала, ею она только придавливала овощи.
10 ноября стала ходить по дому только с палочкой, без поддержки родных: с диванчика перебирается на стул, потом на другой стул, который стоит рядом со столом. Держась за стол, встает на ноги, и, опираясь на костыль, идет по квартире до входной двери и обратно. Это 15 метров. Сначала делала по 2-3 рейса в день, к концу ноября уже по 40 рейсов. На ходьбу уходило не менее 2-х часов в день.
В конце ноября проделала курс уколов и массажа.
(ЗОЖ 2004 г, №2, стр. 11)

Восстановиться после инсульта помогли массаж, банки и ходьба
Мужчину в 57 лет настиг инсульт головного мозга. До этого события он и не думал о здоровом образе жизни, старался есть повкуснее, а двигаться поменьше. Болезнь заставила пересмотреть его свое отношение к жизни. В итоге, спустя год после инсульта, он сбросил 28 кг лишнего веса, давление 115/70, биохимия крови в норме.
В своем письме он рассказывает об этапах реабилитации после инсульта головного мозга.
Сразу после перевода из реанимации в обычную палату жена больного решила не ограничиваться назначенным лечением, а заняться реабилитацией самостоятельно. Ведь первые часы и дни после инсульты наиболее важны для максимального восстановления утраченных функций.
Прочитав, что шейный остеохондроз вносит в свой вклад в нарушение мозгового кровообращения, большое внимание уделили массажу после инсульта. Пока больной еще не мог сидеть, жена массировала ему мочки ушей, подколенные ямки, стопы, позвоночник. Массаж проводила, как пальцами, так и массажными мячиками 2-3 раза в день.
Через две недели «отошла» левая нога, через месяц после инсульта – рука, через полтора месяца больной научился внятно говорить отдельные слова.
Как только парализованному больному после инсульта разрешили сидеть, жена начала делать ему массаж воротниковой зоны, сначала осторожно, потом все более интенсивно. Обычный массаж она чередовала с медовым, а через месяц присоединила и банки, которые ставила вдоль позвоночника в 2 ряда.
Через 2 месяца после инсульта больного перевезли в санаторий, где назначили физиопроцедуры, массаж, прогулки. Сначала мужчина мог пройти 300 м за день, через месяц ходил уже по 3 км. Все это делал через «не могу», жертвуя сном, телевизором и другими санаторными соблазнами.
В питании отдавал предпочтение овощным и фруктовым блюдам, избегая есть жирное, сладкое, соль и яйца.
Анализ крови все еще показывал высокий уровень холестерина, тогда за разработку стратегии питания взялись более основательно, исключив все вредные продукты.
После санатория мужчина все так же соблюдал диету и помногу ходил – по 1 часу утром и вечером в любую погоду. Ходил сначала неторопливо, потом все быстрее, потом стал временами переходить на трусцу. Нагрузки регулировал по частоте пульса, повышал и снижал их медленно – после энергичной прогулки не плюхался на диван, а принимал контрастный душ, затем делал упражнения на расслабление.
(ЗОЖ 2004 г, №7, стр. 16)

Восстановление после геморрагического инсульта.

У мужчины произошел геморрагический инсульт . После этого он 2 года пролежал без движения парализованный. Жена и близкие за ним ухаживали. Лежал бы так и дальше, если б не пришел в гости армейский товарищ, и не пристыдил: «Как можно лежать и держать вокруг себя «обслуживающий персонал»? Если правая сторона не парализована, то надо работать над собой». Товарищ привязал ремни к ножкам дивана, на котором лежал больной, и потребовал, чтоб тот пытался поднимать тело и садиться.
Вначале было очень тяжело. Голова болела, кружилась, но больной продолжал постоянно заниматься: то поднимался, то правой рукой разрабатывал левую ногу и руку, ради этого даже перестал спать днем. Из «бревна» начал превращаться в человека. Наконец, стал самостоятельно переворачиваться с бока на бок, садиться. Затем научился спускать ноги с дивана на пол. Сидел поначалу 5-10 секунд, постепенно увеличивал это время.
Затем начал с помощью жены, а потом и кресла, становиться на пол. Стоял 2-3 секунды и садился. Через год после начала тренировок начал ходить по квартире самостоятельно.
Тот же товарищ принес книгу Поля Брэгга «Чудо голодания». Мужчина в течение двух лет голодал по 24 часа в неделю, затем перешел на 36-часовое голодание, а еще раз в месяц голодал по 3-4 дня.
Результат такой реабилитации после инсульта (прошло 5 лет, из них 3 года упражнений и голодания):
1. ясность в голове,
2. давление с 160/120-130 снизилось до 140/100,
3. таблетки больше не нужны.
4. все суставы вращаются свободно, хотя левая сторона по-прежнему «мертвая». Но мужчина научился ею управлять.
Победить последствия инсульта головного мозга самому можно. Для этого нужно включить свою силу воли и упорство, предстоит трудоемкая работа. Возьмитесь за себя. Если вы сами этого не сделаете, никакие лекари вам не помогут. Только самостоятельные ежедневные занятия дают положительный результат.
(ЗОЖ 2006 г, №1, стр. 18)

Реабилитация после инсульта в домашних условиях.

Каждый день как на старте.
Трехкратная чемпионка мира по скоростному бегу на коньках Мария Исакова в 80 лет перенесла инсульт. Левая сторона оказалась парализована. Но бывшая чемпионка сказала себе «Я должна встать во что бы то ни стало».
В первые же дни после инсульта больная, преодолевая головокружение, слабость и предостережения врачей, стала садиться в постели. В постели старалась двигаться, как могла: поднимала здоровые руку и ногу, затем здоровой рукой поднимала больную. Когда в больницу приехала ухаживать за ней дочь, заставляла ставить 2 стула рядом, и, опираясь на них, пыталась делать зарядку, которую до инсульта делала каждое утро. Получалось, конечно, подобие на то, что было раньше, но больная заставляла себя не отступать: поворачивалась, наклонялась, заставляла себя слегка поднимать колен, изображая ходьбу, пыталась даже приседать. Врачи удивлялись ее упорству.
Спустя некоторое время окрепла, смогла ходить с палочкой и поддержкой дочери.
Когда вернулась из больницы домой, тоже не позволяла себе расслабиться. Реабилитация после инсульта продолжалась в домашних условиях. Каждое утро заставляет себя вставать с постели, делает зарядку, т. к. не хочет менять привычный образ жизни, затем умывается, готовит себе кофе. Все получается очень медленно. Потом садится за вязание крючком, к которому пристрастилась после больницы, до этого никогда не вязала.
Вывязывает 20 петель, затем заставляет ходить себя по квартире, как устанет, снова садится вязать. После инсульта прошло 7 лет, вся квартира теперь украшена вязаными ковриками, салфетками, накидками, и родственникам их дарит.
Очень важно иметь дело больному человеку, быть кому-то нужным и от сделанного получать удовольствие. Видеть результат дела – это как лекарство.
(ЗОЖ 2005 г, №24, стр. 16-17)

Как восстановиться после инсульта головного мозга.

Пишет женщина, перенесшая инсульт. На своем примере она показала, что восстановиться после инсульта возможно, и все зависит от желания самого больного. Выход из болезни ей видится в поисках радости, хоть маленькой, но радости. Радость для нее – достигать поставленную цель.
Сразу после инсульта она перенесла жуткий период отчаяния, когда все мысли были только о болезни. Преодолеть это состояние ей помог такой случай. Когда она сидела на стульчике у подъезда, к ней подошла знакомая женщина, узнав, что приключилось, знакомая сказала, что это болезнь коварная, и теперь все будет зависеть от самой больной, кто из них победит. Эти слова запали в душу, больной очень захотелось восстановиться и вернуться к прежней жизни, когда она ездила на дачу, каталась на лыжах. Понял, что если просто ждать, когда все само пройдет, лежать и жалеть себя – то это путь в тупик. Надо бороться и побеждать свою болезнь.
До этого разговора она могла ходить только по комнате, после разговора стала расхаживаться, прибавляя шаги, радуясь, что число шагов увеличивается. Делала зарядку лежа, по 30 минут, потом снова ходьба, день проходил в работе над собой. Появился азарт, вернулся интерес к жизни. Новые победы приносят новые радости.
Чтобы восстановить память после инсульта перед сном старалась пересказать тексты, прочитанные днем. На прогулку брала с собой текст басен и учила их.
Бывают и обострения, и плохое настроение, но женина не дает им разгуляться, сразу мысленно переключается на что-то приятное, чтобы отвлечься. (ЗОЖ 2010 г, №18, стр. 9-10)

Напиток для восстановления после инсульта.
Женщине 81 год. Она перенесла уже 3 инсульта. Преодолевать его последствия, особенно головокружения, помогает ей настой трав, рецепт которого посоветовала врач-невропатолог.
1 ст. л. плодов шиповника, 1 ст. л. плодов боярышника. 1 ст. л. пустырника залить в термосе 1 литром кипятка. Пить по 1 стакану 3 раза в день. Курс лечения 3 месяца. (ЗОЖ 2004 г, №10, стр. 26)

Как удалось преодолеть последствия инсульта головного мозга с помощью яиц.
У мужчины в 78 лет случился инсульт. Дочь прочитала о целительной силе яиц, о том, что свежие деревенские яйца помогают восстановить человека после инсульта, и отправила своего больного отца в деревню к сестре. Там он съедал по 2 яйца утром и вечером. Через месяц после лечения ожил – начал ходить, восстановилась речь и память. Все соседи были поражены, никто не думал, что он сможет встать с постели.
Мужчина прожил все лето в деревне, прибавил в весе и сейчас чувствует себя хорошо. (ЗОЖ 2002, №23, стр. 19)

Восстановление после инсульта в домашних условиях пожилому человеку.

Пожилой мужчина в 68 лет перенес инсульт. 16 часов пролежал в бане без сознания, т. к. жил один. Левая сторона была полностью парализована. С первых же дней было огромное желание полностью восстановиться. Прошло 4 года после инсульта, пока не до конца удалось восстановиться, но целеустремленность не проходит.
Больной встает в 6 утра, делает зарядку в постели, потом 100-150 приседаний, 50-70 отжиманий от турничка. Разрабатывая левую руку, 30 раз поднимает кирпич, 20 раз отжимает от себя и притягивает.
На завтрак ест запаренные кипятком овсяные хлопья, добавив в них курагу, чернослив, изюм, свежие или мороженые ягоды, грецкие орехи, натертую морковь.
Для профилактики повторного инсульта пьет смесь из лимонов, чеснока и меда 3 раза в день.
На ужин съедает 3 ст. л. гречневой крупы, размоченной в кефире с добавлением меда. Через час после ужина — стакан кефира (ЗОЖ 2010 г, №6, стр. 9)

Женщина перенесла 2 года назад инсульт, обратилась в газету с жалобой, что после инсульта не проходят головные боли, головокружение, чувство страха.
Ей отвечает руководитель неврологического отделения Научного центра неврологии РАМН, профессор, доктор МН А. С. Кадыков.
Головные боли могли быть и до инсульта. Сам по себе инсульт ведет к головным болям очень редко. Поэтому, если они появились недавно, надо выяснить причину их возникновения. Бывает, что головные боли после инсульта появляются при слишком большой интенсивности восстановительных занятий.
Когда болит голова, воспользуйтесь народными средствами – приложите к ступням горчичник, или приготовьте настой из смеси трав: душица, мята, зверобой в равных пропорциях. 1 ст. л. сбора на 1 стакан кипятка – выпить в 3 приема в течение дня. Курс лечения – 2-3 недели. Это средство хорошо помогает при головных болях неврологического характера.
Головокружение после инсульта может быть пи вегето-сосудистой дистонии.
Чувство страха снимут реланиум, седуксен, но сначала попробуйте растительные народные средства — настойки или настои пустырника, валерианы. (ЗОЖ 2010 г, №4, стр. 28,)

Ортез на коленный сустав с шарнирами, NKN-149

Происходит поэтапно шаг за шагом, постепенно укрепляются мышцы ног, туловища, тренируется равновесие и координация движений, вместе с этим осваиваются необходимые для ходьбы движения. Конечно, работая с постинсультным больным, вы будете стремиться восстановить не только ходьбу, но и все другие утраченные движения, особенно навыки самообслуживания. В этой статье мы будем говорить о том, как восстановить ходьбу после инсульта , чтобы была понятна система восстановления ходьбы. Организм постинсультного больного помнит все движения, которыми он обладал до того, как случился инсульт, но утеряна связь между головным мозгом и мышцами. Наша задача помочь эту связь восстановить, чтобы головной мозг «увидел» свою периферию и начал ею управлять. ЛФК после инсульта играет в этом огромную роль в комплексной терапии.

Хорошо, если ваш пациент регулярно занимался физкультурой до инсульта, тогда восстановление ходьбы и других навыков произойдет легче и быстрее. Вполне вероятно, что во время занятий лечебной физкультурой с постинсультным больным вы справитесь самостоятельно без помощника.

Если пациент растренирован, имеет лишний вес, заболевания суставов, то в одиночку не справиться, так как поднимать такого человека очень тяжело, вы будете тратить много сил и, не смотря на это, получать низкие результаты. К тому же имеется опасность уронить его, так как такой пациент почти «деревянный». Даже опытный инструктор ЛФК один не справится.

Подготовка к ходьбе начинается с первых дней после инсульта, когда проводится профилактика отвисания стоп, мышечных контрактур и атрофии суставов. Об этом мы говорили в статье .

Для усиления эффекта лечебной физкультуры очень рекомендую применять - терапию перед выполнением упражнений.

Нам в помощь пассивная гимнастика на все суставы ног и рук с постепенным включением активных движений в зависимости от состояния больного и его способности понимать вас.

Сочетание пассивной гимнастики с элементами массажа благоприятно воздействует на нервную систему и появление нервно-мышечных импульсов.

Не забывайте о необходимости профилактики тромбоэмболии: во время ЛФК на ноги пациента одевайте эластичные чулки или используйте эластичные бинты. Кончики пальцев ног оставляйте открытыми, чтобы контролировать кровообращение в тканях стоп и голеней: пальцы стоп должны быть розовыми и теплыми.

650.00

Пассивная гимнастика на ногах начинается со стоп (сгибание, разгибание и вращение), затем продолжается на коленные и тазобедренные суставы. Коленный сустав сгибается и разгибается. Тазобедренный сустав требует объемных движений: сгибание и разгибание, отведение и приведение, вращение. Вращение в тазобедренном суставе удобно совершать, согнув ногу больного в коленном суставе и удерживая одной рукой за стопу, а другой рукой – за колено. Пассивные круговые движения в тазобедренном суставе производятся примерно также как у маленьких детей при гипоплазии тазобедренных суставов.

Во время пассивной гимнастики стремимся постепенно «превращать» пассивные движения в активные.

Как только вы начнете подключать активные движения, у вас должен появиться творческий подход с учетом индивидуальных особенностей постинсультного больного и смекалка.

Принцип включения активных движений основан на активизации волевой деятельности постинсультного больного.

1). Посыл импульсов. (Информация на сайте иногда повторяется, но это необходимо). Пациент мысленно представляет какое-либо движение в конечностях. Сначала он проделывает движение со здоровой стороны, запоминая чувство данного движения. Затем это же движение мысленно повторяет на пораженной стороне. Посыл импульсов пациент может делать самостоятельно в течение дня. Мысленные движения должны быть простыми и короткими. Например, сгибание и разгибание руки в локтевом суставе, сжимание и разжимание кисти, поднимание выпрямленной руки и так далее. Посыл импульсов можно усилить с помощью сознательного (мысленного) утяжеления движения. Например, пациент представляет, что в руке тяжелая гантель или к ноге привязана гиря, и нужно её поднять.

2). Во время пассивной гимнастики говорите больному: «Помогай мне! Я буду задавать амплитуду движения, а ты выполняй движение сам». Вы должны научиться чувствовать, когда ваш ученик может самостоятельно выполнить хотя бы часть движения. В это время, не отрывая рук от конечности, ослабляйте свое воздействие, пусть ученик прилагает максимум усилий. Все движения осуществляются в медленном темпе.

3). Полное движение больной не может выполнить сразу. Поэтому осваивать его нужно сначала по частям, затем части этого движения соединить.

Возьмем для примера упражнение «Велосипед», так как оно показательно, в нем задействованы все группы мышц ног.
«Велосипед». Исходное положение – пациент лежит на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят на постели.
1 – оторвать стопу от постели, бедро согнутой в коленном суставе ноги приближается к животу.
2 – выпрямить ногу вверх – вперед.
3 – опустить выпрямленную ногу на постель.
4 – согнуть ногу, подтягивая стопу ближе к тазу, возвращение в исходное положение.

Чтобы больной смог самостоятельно выполнить упражнение «Велосипед», применим освоение сначала первой части упражнения, научим «шагать» в положении лежа на спине, поочередно отрывая стопы согнутых ног от постели; затем отдельно потренируем поднимание и опускание выпрямленных ног; и так же отдельно – скольжение стопами по постели, выпрямляя и сгибая ноги с полной амплитудой. Умеренно помогаем «больной» ноге выполнять все эти движения, день ото дня ослабляя свою помощь до тех пор, пока пациент не сделает движение полностью самостоятельно. Соединяем все части движения в одно целое и радуемся успеху. Если ученик выполняет упражнение «коряво», то мы должны задавать нужную амплитуду, чтобы добиться полноценного качественного движения. (Берем конечность в руки, ученик трудится сам, а мы контролируем и регулируем объем движения).

Так же осваиваем все другие желаемые движения по частям, затем соединяем их в одно целое с контролем качества движения.

Нас интересует восстановление ходьбы после инсульта . Поэтому далее будут перечислены упражнения для обучения ходьбе. Эти упражнения не надо применять сразу на одном занятии. Поэтапно восстанавливаем активные движения и постепенно усложняем задания.

Упражнения для восстановления ходьбы после инсульта.

Количество повторов указывать не имеет смысла, так как это зависит от состояния больного и усложнения нагрузки (от 4-х до 10 повторов).

1). Скольжение стопами по постели. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы – на постели. Поочередно выпрямлять и обратно сгибать ноги, начиная со здоровой.

2). Ногу на ногу. Исходное положение то же (лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы - на постели). 1 - Здоровую ногу перекинуть через «больную» (просто ногу на ногу). 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – «Больную» ногу положить на здоровую. 4 – Исходное положение.

3). Пятку на колено. Исходное положение лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы - на постели. 1 – Пятку здоровой ноги поставить на колено «больной» ноги. 2 – Исходное положение. 3 – То же «больной» ногой. 4 – Исходное положение.

4). Ногу в сторону – на колено. Исходное положение лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы - на постели. 1 - Здоровую ногу положить на «больную» ногу на ногу. 2 – Эту же (здоровую ногу) отвести в сторону и опустить до постели, чтобы была полная амплитуда движения. 3 – Снова здоровую ногу положить на «больную» ногу на ногу. 4 – Вернуться в исходное положение. То же повторить «больной ногой».

5). «Велосипед» каждой ногой, начиная со здоровой.

6). Стопы внутрь – наружу. Лежа на спине, ноги выпрямлены и расставлены на ширине плеч. Поворачивать стопы носками то внутрь, то разворачивать стопы носками в стороны.

7). Скольжение пяткой по передней поверхности голени. Лежа на спине, ноги выпрямлены. 1 – Поставить пятку здоровой ноги на голень «больной» ноги ближе к коленному суставу. 2 – 3 - Скользить пяткой по передней поверхности голени до стопы «больной» ноги и обратно. 4 – Вернуться в исходное положение. То же повторить «больной» ногой.

8). Поднимание выпрямленной ноги. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят на постели. Выпрямить здоровую ногу, скользя стопой по постели. Поднимать и опускать её несколько раз, затем вернуться в исходное положение. То же выполнить «больной» ногой.

9). Отведение ноги в сторону. Это упражнение можно выполнять из исходного положения лежа на спине как с выпрямленными ногами, так и согнутыми в коленных суставах. 1 – отвести здоровую ногу в сторону и положить её. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – 4 – то же «больной» ногой.

10). Усложняем предыдущее упражнение в исходном положении лежа на спине с выпрямленными ногами. 1 - Отвести здоровую ногу в сторону, положить. 2 – Переместить здоровую ногу на «больную» ногу на ногу, как бы скрестив ноги. 3 – Снова переместить здоровую ногу в сторону, положить. 4 – Вернуться в исходное положение. То же выполнить «больной» ногой.

11). Поднимание таза. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят на постели. Поднимать и опускать таз сначала на небольшую высоту, затем день ото дня увеличиваем высоту подъема таза.

12). Сгибание голеней. Лежа на животе, ноги выпрямлены, стопа «больной» ноги лежит на голеностопе здоровой. Сгибать и разгибать ноги в коленных суставах, акцентируя внимание ученика на «больной» ноге, чтобы усилить посыл импульсов. Для "больной" ноги это пассивное упражнение.

13). Усложняем упражнение «Сгибание голеней» . Лежа на животе, ноги выпрямлены. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленных суставах, начиная со здоровой стороны. Умеренно помогаем пациенту поднимать голень «больной» ноги. Посыл импульсов усиливаем: даем указание представить, что к больной ноге привязана тяжелая гиря.

14). Сгибание ноги в сторону. Лежа на животе, ноги выпрямлены. 1 – Согнуть здоровую ногу в коленном суставе, скользя коленом по постели в сторону. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – То же «больной» ногой. 4 – Исходное положение.

15). Ногу через ногу. Лежа на животе, ноги выпрямлены. 1 – Перенести выпрямленную здоровую ногу через «больную», коснуться стопой постели. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 - 4 – То же «больной» ногой.

16). Ставим стопу на пальцы. Лежа на животе, ноги выпрямлены. 1 – Чуть приподнять голени и поставить стопы на пальцы (разгибание стоп). 2 – Снова положить стопы в исходное положение.

17). Лежа на боку, здоровые конечности сверху, ноги выпрямлены. Поднимать и опускать выпрямленную здоровую ногу. Затем повторить с другой стороны, для этого поворачиваем ученика на «здоровый» бок.

В этом же исходном положении (лежа на боку) сгибать и разгибать ногу в коленном суставе, приводя колено к животу, отводить выпрямленную ногу назад, переносить ногу через ногу.

18). «Толкай меня ногой». Пациент лежит на спине, «больной» ногой (стопой) упирается в грудь инструктора, который как бы наваливается грудью на ногу ученика. Даем команду «И-и-и-раз!». В это время пациент толкает ногой инструктора, выпрямляя ногу.

19). Поворот в постели. Обучаем самостоятельно поворачиваться в постели не только с целью восстановления навыка поворота, но и с целью укрепления мышц туловища. Пациент лежит на спине, ноги согнуты, стопы стоят на постели. 1 - Наклонить колени в «больную» сторону, пациент сам делает усилие, чтобы завершить полный поворот на «больной» бок. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – То же с поворотом на здоровый бок. Помните о том, что нельзя тянуть за парализованную руку в связи с ослаблением мышечного корсета плечевого сустава.

20). Присаживание на краю кровати. После того, как освоили поворот в постели, тренируем навык присаживания на краю кровати. После того, как пациент повернулся на бок, опускаем его ноги вниз с края кровати, пациент отталкивается рукой от постели и выпрямляется. Без вашей помощи он это выполнить не сможет. Начинайте освоение присаживания после поворота на здоровый бок, так как пациенту легче оттолкнуться от постели здоровой рукой. Усадите ученика на краю кровати так, чтобы его стопы прочно упирались в пол, их нужно расставить на небольшое расстояние друг от друга для устойчивости конструкции. Корпус пациента выпрямлен и чуть-чуть наклоняется вперед для переноса центра тяжести на стопы, чтобы не было падения назад. (Сделайте паузу для адаптации пациента к вертикальному положению, поинтересуйтесь: не кружится ли голова). Затем нужно в обратном порядке вернуться в исходное положение лежа на спине, но головой в другую сторону. Теперь выполняем присаживание на краю кровати после поворота на парализованную сторону. Здесь потребуется от вас больше усилий для поддержки ученика, так как садиться после поворота на «больную» сторону ему еще трудно. Опять создаем устойчивую конструкцию, чтобы пациент не падал: стопы расставлены, прочно упираются в пол, корпус выпрямлен и совсем немного наклонен вперед. Придерживаем пациента, даем немного привыкнуть к вертикальному положению. Затем опять медленно уложим в постель на спину.

21). Вставание. Вставание на пол с кровати или со стула – сложное упражнение. Нельзя допустить падения пациента, так как это может привести не только к травме, но и осложнить дальнейшие занятия ЛФК: он будет бояться делать те или иные упражнения, отказываться ходить. Поэтому обучаем вставанию постепенно. Теперь наш ученик уже может поворачиваться в постели на бок, садиться на краю кровати, сидеть на стуле без поддержки.

Начинаем тренировать привставание с края кровати. Пациент сидит на краю кровати, ноги прочно упираются в пол. Обхватываем пациента руками за грудную клетку, своими стопами создаем прочное препятствие для стоп пациента, чтобы они не сдвинулись во время вставания. Раскачиваемся вместе с пациентом и помогаем ему немного привстать, отрывая таз от края кровати примерно на 10 см, в этом положении не задерживаемся, сразу садим обратно на кровать. Повторяем несколько раз, доверяя ученику все больше самостоятельности.

Усложняем это упражнение: тренируем привставание с передвижением по краю кровати в одну, затем в другую сторону от одной спинки кровати до другой. Сначала немного переставляем ноги пациента, затем пересаживаем его чуть дальше точки упора стоп в пол. Затем снова немного переставляем стопы ученика и так далее. Пересели до спинки кровати, посидели, отдохнули, и снова пересаживаемся по краю кровати теперь в другую сторону. Добиваемся, чтобы пациент как можно больше сам выполнял движений, стараемся все меньше его придерживать интуитивно.

Вставание удобно тренировать, либо передвинув пациента до спинки кровати, чтобы он держался за неё здоровой рукой, либо приставить стул с высокой спинкой, за которую пациент сможет держаться. Поддерживаем его и контролируем, чтобы стопы не сдвинулись во время вставания. Ученик уже готов физически и морально встать и стоять, держась за опору, ведь мы укрепляли мышцы, которые участвуют при вставании. Мышцы еще слабые, но выполнить движение могут. Показываем ему технику вставания на себе: сядем на стул боком к пациенту: качнулись чуть назад (для «разбега»), затем вперед с отрывом таза от стула, перенесли тяжесть тела на стопы и аккуратно выпрямились. Это мы проделаем решительно, так как медленно вставать тяжело. Садимся в обратном порядке, но медленно: во время опускания таза на сиденье стула корпус слегка наклонен вперед. Сели на стул и выпрямили корпус, не откидываясь на спинку стула. Объясните, что сидеть надо прямо, удерживать корпус в вертикальном положении для тренировки мышц туловища.

Самая надежная и удобная опора держаться руками – шведская стенка. Если есть такая возможность, то пациент держится обеими руками за перекладину шведской стенки на уровне плечевого пояса, «больную» руку можно прибинтовать к перекладине эластичным бинтом. Пациента можно подкатить к шведской стенке на кресле – каталке, либо он сидит на стуле лицом к шведской стенке. Пациент встает и садится, как описано выше, держась руками за перекладину. Усложнение этого упражнения возможно за счет уменьшения высоты стула: чем ниже стул, тем больше нагрузка на мышцы ног, больше выпрямляются руки. Чтобы уменьшить возможную спастику мышц, даем указание сделать выдох во время присаживания.

22). Перетаптывание на месте. Исходное положение стоя, держаться за опору, ноги расставлены на ширине плеч. Переносить тяжесть тела то на здоровую, то на «больную» ногу, как бы немного раскачиваясь в стороны для переноса тяжести тела с одной ноги на другую (не отрывая стопы от пола). Затем это упражнение усложняем за счет отрыва стопы от пола на несколько см. При отрыве стоп от пола раскачивание в стороны заменяется приподниманием ног – шаганием на месте.

Далее учим шагать на месте, высоко поднимая колени.
Сюда же отнесем перекаты с пятки на носок в положении стоя , ноги вместе.
Освоим «велосипед» поочередно каждой ногой в положении стоя ,
перешагивание одной ногой то вперед, то назад через невысокий брусок , палку.
Потренируемся поочередно отводить выпрямленные ноги назад, ставя стопу на носок ,
а также захлест голеней назад (то есть пациент отводит голень назад так, чтобы стопа была направлена кверху, а коленный сустав - вниз).

1200.00

2100.00

Все упражнения стоя необходимо делать с защитой коленного сустава от переразгибания назад. Рекомендую приобрести специальный ортез для коленного сустава, который позволяет свободно сгибать и разгибать ногу в коленном суставе, но исключает переразгибание сустава назад, которое происходит из-за слабости мышц парализованной ноги.

Этот ортез пригодится вашему пациенту во время ходьбы еще долгое время, так как даже при появлении движений в ноге и восстановлении навыка ходьбы слабость мышц остается. Если нет такой возможности, то хотя бы сделайте повязку на коленный сустав эластичным бинтом.

При отвисании парализованной руки обязательно фиксируйте руку повязкой «Косынка» или используйте специальный бандаж для руки перед тем, как пациент примет вертикальное положение сидя или стоя.

23). В исходном положении пациента сидя на стуле тренируем различные движения ног:
перекаты с пятки на носок,
поочередное вращение стопами по и против часовой стрелки,
скольжение стопами вперед - назад попеременно-встречными движениями,
движение «ногу на ногу»,
поочередное отведение ног в стороны,
поочередное поднимание выпрямленных ног вперед – вверх,
«шагание» сидя на стуле.

Как только ученик сможет сделать движение голени назад, можно приступать к обучению ходьбе. Не сразу, а предупредив его заранее, что завтра (или послезавтра) вы приступите к тренировке ходьбы. Это поможет вашему ученику мобилизовать силы для этой нелегкой работы. Он будет переживать, волноваться, думать об этом, ждать вас, представлять, как он будет ходить. Это дополнительный посыл импульсов к мышцам ног.

Восстановление ходьбы после инсульта.

Вот, наконец, наступил долгожданный момент, когда пациент сделает первые шаги.
Сначала сделайте несколько упражнений для рук и для ног в положении лежа на спине и сидя на стуле, потренируйтесь вставать, перетаптываться с ноги на ногу, отводить голень назад стоя и сидя. Вы уже имеете опыт работы с постинсультным больным и можете выбрать любые упражнения для подготовки пациента к ходьбе. Не переутомляйте его. Ходьба потребует много сил.

Итак, пациент сидит на краю кровати, стопы чуть расставлены и прочно упираются в пол. Вы садитесь рядом с ним со здоровой стороны в обнимку, пациент обхватывает вас за шею здоровой рукой. Нужно встать вместе по команде «И-и-раз!». Встали, выпрямились. Теперь вы делаете как бы толчковое движение и корпусом, и обнимающей рукой, чтобы «больная» нога пациента передвинулась вперед по инерции. В это время, когда "больная" нога передвигается вперед, напоминайте ученику, чтобы он старался сделать перешагивающее движение. Далее пациент наступает на «больную» ногу, переносит центр тяжести на нее, держась здоровой рукой за вас, и переставляет здоровую ногу вперед. Вы снова делаете толчковое движение. «Больная» нога ученика передвигается вперед. И так далее.

Не имея опыта восстановления ходьбы у постинсультных больных, пригласите помощника на всякий случай, чтобы исключить возможные трудности. Помощник может помогать «больной» ноге пациента передвигаться. Только не нужно «больную» ногу переставлять слишком далеко, шаг вперед должен быть небольшим.

Нужно тренировать не только ходьбу вперед, но и назад. При каждом новом шаге нужно стремиться, чтобы пациент совершал перешагивающее движение «больной» ногой. Придумайте, как прикрепить широкую ленту к его стопе, чтобы можно было за ленту приподнимать ногу так, чтобы она при подъеме сгибалась в коленном суставе.

Как только вы поняли, что, не смотря на слабость мышц, пациент все-таки ходит, это большая радость. Поздравляю вас! Молодцы!

Далее описана идея по рациональному восстановлению постинсультных больных, как вариант , если у вас имеются необходимые условия для таких занятий: требуется ваш энтузиазм, пациент не должен иметь значительный лишний вес, он должен быть адекватным, нужно свободное место в комнате для занятий на полу, большой ковер и, конечно, физически сильный помощник.

Довольно быстро пойдет восстановление движений у постинсультного больного, если применить упражнения лежа на полу (на ковре), которые построены в соответствии с этапами физического развития грудного ребенка :
лежа на животе поднимать голову,
поворачиваться с боку на бок,
перекатываться по полу от одного края ковра до другого,
вставать в коленно-кистевое положение,
ползти в коленно-кистевом положении назад, затем ползти вперед,
ползти по-пластунски (лежа на животе).
Если все хорошо получается, то постепенно можно включать любые упражнения .

Применять такую методику нужно только с помощником, так как эта работа очень тяжела для вашего позвоночника.

Через некоторое время вы увидите, что ваш ученик умеет больше, чем умел до инсульта.

Напомню, чтобы вы учились все манипуляции отрабатывать на здоровом человеке, который имитирует парализованного больного, и только потом применяйте их на постинсультном больном.

Еще один совет: будьте готовы к тому, что у вашего пациента на занятии ЛФК активизируется работа кишечника, он может захотеть в туалет. Если есть возможность дошагать до туалета и усадить на унитаз, то для вашего пациента это настоящий праздник, награда за труды.

Как поднять постинсультного больного с пола?

Подвиньте поближе устойчивый стул, поставьте больного на колени перед стулом (стул поставьте, как удобно), сделайте упор его руками на сиденье стула. Далее нужно выставить здоровую ногу пациента вперед на стопу. Теперь он сам встает на здоровой ноге, опираясь здоровой рукой на стул, и выпрямляется при вашей поддержке. Остается посадить своего ученика на стул, кресло-коляску или кровать. Это не так просто, как написано здесь. Помните об опасности падения назад при выпрямлении корпуса. Поднимание пациента с пола делайте вдвоем, не тяните за парализованную руку.

Восстановление ходьбы после инсульта – не простое дело, но интересное и радостное. Чтобы добиться успеха в восстановлении движений у постинсультных больных, нужен энтузиазм, искреннее желание и интерес к этому делу, смекалка и физическая сила. Только своим настроением вы сможете «зажечь» пациента и убедить его бороться за свое здоровье. Бывают случаи, когда человек после инсульта отказывается что-либо делать для восстановления, лежит и ждет смерти. Это исправить совсем нетрудно. Привнесите радость и надежду в его жизнь, и он будет и заниматься, и ждать вас с нетерпением каждый день.

Далее остается ежедневно тренировать равновесие, координацию движений, укреплять мышцы туловища, ног и рук. Ваш ученик должен иметь возможность действовать обеими руками, поэтому следующая статья будет о восстановлении движений в руке и навыков самообслуживания.

Слово нашему эксперту: доктору медицинских наук, сотруднику НИИ неврологии РАМН Наталье Шахпароновой .

Главные враги

1. Патологическая поза

Родственники должны знать, что у больного после инсульта нередко нарастает мышечный тонус в пострадавшей руке или ноге. Зажатость мышц приводит к постоянным трудностям при сгибании сустава.

Как бороться. Внимательно следите за пальцами кисти и стопы, а также за предплечьями и мышцами бедра, разгибающими голень, особенно на «пострадавшей» стороне. Если начали развиваться осложнения, мышцы не расслабляются, у больного возникает патологическая поза, которая, по меткому народному выражению, при ходьбе выглядит так: «рука просит, нога косит».

Чтобы этого не случилось, в первые дни и недели после инсульта надо укладывать больного так, чтобы пострадавшие рука или нога полностью расслабились. Положите его на спину, чтобы мышцы, в которых после инсульта повысился тонус, были растянуты.

После сохранения такого положения в течение 1,5–2 часов больного перекладывают на здоровый бок на 30–50 минут.

В первые дни после заболевания нужно делать это как можно чаще, насколько хватит терпения у больного и у тех, кто за ним ухаживает. В идеале перерывы можно делать только на время приема пищи, ночного сна, проведения лечебных процедур. Кроме того, необходимо выполнять специальные упражнения на расслабление для больной руки или ноги. Полезно также прикладывать на парализованные части тела тепло (например, подогретый парафин) или просто делать теплые ванночки на 10–15 минут.

Ошибки. Иногда «сведущие» соседки советуют больному регулярно жать резиновый мячик или кольцо. Делать этого ни в коем случае нельзя!

2. Боли

Боли после инсульта могут быть совсем небольшими: например, болезненность при движении или надавливании на пораженный сустав. Но могут возникать и сильные, жгучие боли, захватывающие половину тела. Это бывает, когда очаг поражения мозга расположен в области так называемого зрительного бугра, куда сходятся чувствительные нервы. Такие боли возникают внезапно, временами резко усиливаются и становятся нестерпимыми. Вызвать их может надавливание на пораженные части тела (иногда даже прикосновение к ним), перемена погоды, отрицательные эмоции. У большинства больных боли такого типа возникают через 3–4 месяца после инсульта. Иногда они вызывают подозрение: а не произошел ли повторный инсульт. У пациента также могут возникать неприятные ощущения типа «замерзания», «ползания мурашек», «стягивания» кожи. Все это приводит к значительному снижению настроения.

Как бороться. Если в первые дни после инсульта больному была сделана компьютерная томография головного мозга, в ходе которой был обнаружен очаг поражения в области зрительного бугра, можно заранее подготовиться к будущим проблемам. Если боли несильные, помогает тепло – парафиновые или озокеритовые аппликации, теплые ванночки. Применяют гормоны, улучшающие питание пораженных тканей, а также обезболивающие средства, физиотерапию – диадинамические токи.

Если врач считает нужным, он может по результатам компьютерной томографии назначить не только анальгетики, непосредственно снижающие болевые ощущения, но и антидепрессанты.

Ошибки. Не допускайте, чтобы все интересы больного сконцентрировались вокруг болевых ощущений. По этой причине не стоит в первое время нанимать сиделку. Лучше, чтобы за пострадавшим ухаживали близкие люди, чтобы с ним разговаривали, утешали его, разделяли его переживания, но в то же время отвлекали от мыслей о болезни.

3. Трудности речевого общения

Невозможность разговаривать становится главным препятствием к возвращению в нормальную жизнь. Выписавшемуся из стационара необходимы занятия с логопедом-афазиологом или нейропсихологом. Поддержка близких в этом случае неоценима, учитывая, что логопедическая служба имеется лишь в некоторых городах страны. Получив необходимую консультацию у логопеда или врача, родственники должны ежедневно заниматься с больным восстановлением речи и связанных с нею функций – чтения и письма.

Ошибки. Процесс восстановления речи иногда происходит медленнее, чем восстановление движений, и может продолжаться и год, и два. Родным и близким больного нужно не отчаиваться и помнить, что интеллект при нарушении речи, как правило, не страдает. Поэтому к больному нельзя относиться как к неразумному ребенку. Даже при грубых нарушениях речи у переживших инсульт сохраняются не только логика мышления и адекватная реакция на окружающее, но и творческие способности. Так, известный композитор Альфред Шнитке, страдая последние годы жизни речевыми нарушениями в результате инсультов, продолжал сочинять прекрасную музыку.

Главные помощники

1. Массаж и лекарственное лечение

Массаж необходим для снижения мышечного тонуса. Чтобы он был максимально полезным, лучше в первый месяц после выписки доверить его специалисту, а потом родственники могут с его помощью овладеть основными приемами и продолжать процедуру ежедневно – после инсульта важна регулярность воздействия. Кроме того, рекомендуется прием препаратов, снижающих мышечный тонус за счет уменьшения интенсивности нервных сигналов. Дозы этих препаратов строго индивидуальны, подбираться они должны лечащим врачом.

2. Постоянные беседы с больным

Родные и близкие человека, перенесшего инсульт, должны как можно больше с ним разговаривать. Даже обсуждение обычных бытовых ситуаций в значительной степени способствует восстановлению у больного как понимания речи окружающих, так и «речи про себя». Если кажется, что вас не поняли, нужно повторить обращенный к больному вопрос, при этом говорить четко, громко и медленно.

Полезно вместе слушать радио и смотреть телепередачи, непонятные места из которых необходимо на первых порах разъяснять. Даже обсуждение в присутствии больного домашних забот и небольших событий (но только тех, которые косвенно касаются его и не травмируют) будет вкладом в восстановление его речи.

В присутствии больного нельзя говорить о его речевых затруднениях. Напротив, необходимо фиксировать все его успехи, малейшие улучшения состояния. От такта и чуткости родственников нередко напрямую зависит, как больной будет преодолевать свои трудности.

Не должно быть «речевой изоляции» больного, когда он предоставлен сам себе. При этом родные должны опираться на те речевые функции, которые у пережившего инсульт сохранились полностью или частично. Если это понимание речи окружающих, нужно побольше говорить самим, если чтение – обсуждать прочитанное в течение дня. Если больной хорошо повторяет слова и фразы, нужно сделать упор на этих занятиях. Наберитесь терпения! Ваши усилия не пройдут даром!

Страница 6 из 13

Уже в первые дни после инсульта, при удовлетворительном общем состоянии, рекомендуется учить больного сидеть и стоять. Заранее необходимо подготовить косынку для фиксации руки, резиновую тягу для ноги, а также подобрать удобную обувь на низком широком каблуке, фиксирующую голеностопный сустав (например, штангетки, легкие мужские ботинки).
Сажать больного в постели начинают, как только позволит его самочувствие и состояние сердечно-сосудистой системы. Сроки эти могут колебаться от 3-5 дней до 2-3 недель от начала заболевания и определяются лечащим врачом.

Вначале больной находится в положении полулежа в течение 3-5 минут. С этой целью под голову и спину ему подкладывают подушку. Постепенно таким путем в течение 2-3 дней больного переводят в полувертикальное положение, но сидеть с опущенными ногами разрешают примерно только на 4-5-й день занятий. При этом под спину больного подкладывают подушку, паретичную руку фиксируют косынкой, под ноги подставляют скамейку. Время сидения в постели с опущенными ногами следует постепенно увеличивать с 10-15 минут до 1-2 часов и больше в зависимости от самочувствия больного.
Как только больной начинает сидеть в постели с опущенными ногами, в комплекс лечебной гимнастики включаются упражнения для укрепления мышц ног: с помощью качающегося валика, локтевого эспандера или резиновой «лягушки» для наполнения воздухом надувных матрацев, приспособленных для тренировки мышц голени и разработки движений в голеностопном суставе.

В это же время начинают применять упражнения для больной руки с различными предметами (в качестве которых можно использовать некоторые детские игрушки). Рекомендуется собирать и разбирать пирамиды, детские конструкторы, различные фигуры из кубиков.
Важный этап - обучение стоянию и ходьбе. К нему подводят больного постепенно. Вначале выполняют подготовительные упражнения - пассивную и активную имитацию ходьбы в положении лежа.

Пассивная имитация ходьбы заключается в том, что занимающийся, обхватив руками лодыжки обеих ног больного, совершает попеременно их сгибание и разгибание в коленях, не отрывая стоп от простыни. Активная же имитация ходьбы выполняется самим больным, если у него сохранена подвижность паретичной ноги. Если ее нет, то занимающийся помогает «шагать» больному. Здоровую ногу последний разгибает и сгибает самостоятельно.
По согласованию с лечащим врачом больного затем начинают учить стоять. Первый раз ему предлагают, держась здоровой рукой за прикроватную раму или спинку кровати, привстать. Занимающийся должен помогать больному, находясь со стороны паретичных конечностей. Больного следует поддерживать за талию, одновременно зафиксировав коленный сустав паретичной ноги в разогнутом состоянии.
Стоять больной должен прямо, равномерно распределяя вес тела на больную и здоровую стороны. В самом начале обучения в положении стоя больной может находиться не более минуты. Постепенно время стояния на ногах увеличивают до 5-7 минут. После того как больной сможет уверенно, держась за спинку кровати, самостоятельно стоять на обеих ногах, переходят к обучению его попеременному переносу тяжести тела на здоровую и больную ногу.
Для этого больному предлагают расставить ноги на ширине плеч и совершать легкое покачивание из стороны в сторону. При этом можно использовать резиновую «лягушку», на которую больной давит паретичной ногой: если нагрузка на больную ногу достаточно велика, то появится характерный звук выходящего воздуха. При выполнении этого упражнения больного необходимо поддерживать.
Когда больной усвоит это упражнение, необходимо учить стоять его на одной ноге, вначале на здоровой. В этом случае паретичная нога находится в согнутом положении (с помощью занимающегося). Когда учат стоять на больной ноге, то вначале занимающийся должен фиксировать коленный сустав паретичной ноги в разогнутом состоянии под прямым углом. Лучше, если при этом будет присутствовать еще один человек, поддерживающий больного.
При проведении данного упражнения необходимо, чтобы больной имел надежную опору: высокую спинку кровати, прикроватную раму, скобу, вбитую в стену. Для страховки или отдыха позади него должен находиться стул.
Научить больного стоять - важный и ответственный этап в лечении. Не торопитесь переходить к следующим упражнениям, пока больной не научится самостоятельно, без вашей помощи, уверенно чувствовать себя на ногах. Если вы поспешите, то следующий этап может неоправданно затянуться.
Обучение передвижению следует начинать с упражнения «ходьба на месте». Затем больной должен учиться ходить вперед, назад, боком вдоль кровати или стола. Все это он должен делать, держась за прикроватную раму или за стол. В дальнейшем начинают обучать больного передвигаться и без помощи этих опор, но с поддержкой.
В ходе восстановления в первое время больной при передвижении пользуется трех- или четырехопорным костылем, затем палкой. При обучении ходьбе следует обращать внимание на положение стопы, проверять устойчивость больного, следить, чтобы он достаточно сильно сгибал ногу в тазобедренном и коленном суставе, не заносил ее в сторону, не задевал носком пол и правильно ставил стопу.
Во время тренировки больную руку лучше фиксировать косынкой для предупреждения растяжения сумки плечевого сустава, а для устранения отвисания стопы используют приспособления, фиксирующие ее: резиновую тягу (соединяющую носок или ботинок с подвязкой, расположенной над коленкой) или ботинки с высоким жестким креплением.

Для закрепления навыка правильной постановки ноги желательно ходить по дорожке, на которую нанесены следы обучающих шагов. С той же целью используется и другой метод - преодоление препятствий высотой 5-15 см (например, дощечек, которые расставлены перед следами ног на той же дорожке). Следует постоянно корректировать положение стопы при упоре на пол всей подошвой, а также при переносе ноги.
Когда больной начнет самостоятельно передвигаться по комнате, целью лечебной физкультуры будет укрепление мышц ног, необходимое для восстановления правильной походки.
На следующем этапе больного учат ходить по лестнице, при этом надо быть особенно внимательным, страховать больного от падения. Так как при этих упражнениях больной затрачивает значительные усилия, необходимо время от времени делать паузы для отдыха в положении сидя и для выполнения дыхательных упражнений.
Одновременно с упражнениями по восстановлению функций ноги проводятся упражнения для руки. Это уже упоминавшиеся упражнения с мелкими предметами - кубиками, пирамидами, пластилином, использование качающегося столика, пружинного микроэспандера в положении больного сидя за столом,
И без предметов. Вот одно из них: больного сажают пораженной стороной тела к столу, на стол кладут его вытянутую паретичную руку. Занимающийся берет кисть больного, фиксируя его плечо около локтевого сгиба. Затем, легко потряхивая, медленно сгибает руку в локте и разгибает.

Рекомендуется и другое упражнение. Исходное положение: сесть лицом к столу, поставить ноги на ширину плеч, положить на стол согнутую в локте под прямым углом больную руку ладонью вниз (предплечье вдоль стола) с выпрямленными и разведенными пальцами. Занимающийся одной рукой прижимает кисть больного к столу, а другой поднимает локоть его руки вверх, легко потряхивая.
Следующее упражнение способствует снижению тонуса в сгибателях предплечья, кисти и пальцев. Больного усаживают на стул так, чтобы кисть пораженной руки была подложена под больное бедро. Занимающийся, придерживая одной рукой плечо, другой обхватывает локоть больного и выпрямляет руку в локте, легко ее потряхивая.
Для расслабления мышц применяют также различные висы и покачивания
конечностей. Например, больного сажают пораженной стороной тела к спинке стула и подкладывают в подмышечную область кисть здоровой руки. В итоге больная рука оказывается на весу и ее медленно раскачивают, постепенно увеличивая амплитуду. Такое же упражнение можно выполнять на кушетке: больной при этом лежит на спине, свесив вниз больную руку.
Для снижения мышечного тонуса в мышцах кисти рекомендуется растирать ее тыльную поверхность по направлению от кончиков пальцев к запястью.

Полезно также следующее упражнение. Занимающийся одной рукой обхватывает большой палец больного, а другой все остальные (сложенные вместе четыре пальца) и производит их максимальное разгибание, одновременно отводя и разгибая большой палец больного. В таком положений кисть следует удерживать в течение 1-3 минут, пока не обозначится расслабление мышц.
Иногда у больного наблюдаются непроизвольные содружественные движения, то есть при сгибании ноги в колене одновременно сгибается рука в кисти и локте. Это же может наблюдаться при кашле, чихании. Устранению содружественных движений способствует ряд упражнений.
Можно рекомендовать и следующие. Сесть лицом к столу, поставив ноги на ширину плеч. Положить на стол руки и прижать здоровой больную кисть. Медленно сгибать и разгибать ногу в колене (если это трудно делать, то следует помогать больной ноге при помощи здоровой), одновременно удерживая руку в разогнутом положении. Можно также сидя на стуле и вытянув вперед руки (паретичная снизу, здоровая сверху), положить их на трость, которая находится сбоку от больной ноги.

Необходимо удерживать руки разогнутыми при следующем движении ногами. Положить больную ногу на колено здоровой, вернуться в исходное положение, положить здоровую ногу на колено больной, вернуться в исходное положение. Помимо упражнений для паретичных конечностей, в комплекс лечебной гимнастики обязательно нужно включать упражнения для здоровых конечностей. Собственно, каждая процедура лечебной гимнастики с первых дней занятий должна начинаться с упражнений для здоровых конечностей.
Следует также иметь в виду, что во всем восстановительном периоде, помимо активной гимнастики (облегченных тренировок с сопротивлением, упражнений на расслабление, на разрыв содружественных движений), продолжают применять и пассивные движения для суставов паретичных конечностей.
Некоторые из них больные смогут выполнять самостоятельно. Например, для плечевого сустава - руки в замок, поднять их вверх (работает здоровая рука, больная пассивна), наклонить затем их влево, вправо. Взять гимнастическую палку двумя руками, поднять вверх (работает здоровая рука, больная пассивна), опустить палку за голову. Пассивные движения для лучезапястного сустава также может проводить сам больной, помогая себе здоровой рукой - делая разгибание, сгибание, круговые вращения в одну и другую сторону. Пассивные движения для паретичной стопы можно совершать здоровой рукой, положив согнутую больную ногу на колено здоровой.
При выполнении как активных, так и пассивных движений необходимо добиваться возможно большего объема движений. Упражнения эти следует выполнять ритмично, в спокойном темпе. Как уже отмечалось выше, все активные движения следует чередовать с упражнениями на расслабление.

Данные неврологической практики показывают, что возраст пациентов, столкнувшихся с инсультом, изменился – в зоне риска сегодня оказываются люди от 40 до 55 лет, а также пациенты более зрелого и пожилого возраста. После 55-60 лет вероятность нарушений в кровообращении головного мозга резко увеличивается.

Последствия инсульта (инфаркта головного мозга) выявляются сразу и обнаруживаются спустя некоторое время. Среди них – потеря речи и зрения, логического мышления и памяти, двигательные нарушения различной степени вплоть до полного паралича.

Научиться ходить после инсульта – одна из важнейших задач в реабилитации пострадавшего пациента. Несмотря на явную сложность осознанного движения, оно необходимо, поскольку способствует нормализации работы головного мозга, согласованности движений, возобновлению моторики.

Ходьбе должны предшествовать восстановительный массаж, физические упражнения, выполняемые под руководством медицинского работника. Когда элементарные упражнения, а также умение сидеть стали возможны для пациента, необходимо переходить к восстановлению ходьбы и походки.

Первые шаги – технология правильного движения

После инсульта резко увеличивается тонус мышц конечностей, ноги и руки перестают слушаться, их движения становятся несогласованными. Мышечный тонус больной конечности изменяет ее положение, вследствие чего походка становится кособокой – коленные суставы оказываются чрезмерно расслабленными, стопа отвисает.

При движении такая нога совершает не прямое движение от пятки к носку с дальнейшим переступанием на пятку, а идет по полукругу с опорой на носок. Это вызывает замедление шага, больная нога цепляется за пол и весь процесс передвижения становится травматичным.

Научиться правильно ступать на ногу, отрабатывать нужное положение стопы – это обязательные условия для начала ходьбы. Сам больной или его помощник должен следить, чтобы:

  • с первого шага, при первом соприкосновении с полом стопа опиралась на пятку, а не на носок;
  • стопа двигалась прямо, а не описывала полукруг;
  • колено сгибалось в момент перед тем, как стопа становится на пятку.

На этом этапе очень важно желание больного восстановить ходьбу и даже лежа в кровати ему важно представлять себя ходящим прямо, с правильной постановкой стоп. Это поможет ему в непосредственном обучении ходьбе.

Физическая и моральная поддержка

Существуют различные восстановительные тренажеры и помощники для обучения вертикализации и передвижению после инсульта. В условиях стационара это могут быть специальные технические приспособления, в домашних условиях доктора рекомендуют коленоупоры (на начальном этапе) и ходунки, которые позволяют пациенту не только сделать первые шаги, но и возвратить ходьбу как привычный навык.

Ходунки – основное и наиболее простое в освоении средство для передвижения людей, страдающих нарушениями ходьбы. Их подбор осуществляется исходя из индивидуальных особенностей больного. Ходунки бывают:


Инсультным больным следует обратить внимание на безколесные варианты, поскольку они в большей степени помогают координировать движения, более устойчивы.

На первых тренировках с ходунками обязательна страховка помощника, который не только поддерживает больного, но и контролирует правильное положение стопы, ее прямое движение, а также сгибание тазобедренного, коленного, голеностопного суставов. Помощник должен найти удобное положение, при котором бы осуществлялась необходимая поддержка, была возможность легкого подталкивания бедра пациента, возможность коррекции косого шага.

Кроме того, на этом этапе очень важна моральная поддержка больного – это приблизит успешность восстановления ходьбы.

Как восстановить движение при помощи скандинавской ходьбы?

Восстановление ходьбы и походки после инсульта – это процесс, занимающий довольно длительный период времени. Пациентам, научившимся ходить с ходунками, часто сложно перейти к обычной ходьбе, так как они по-прежнему нуждаются в опоре. Доктора рекомендуют в этом случае скандинавскую ходьбу.

Скандинавская ходьба – это вид передвижения, при котором ходящий опирается на специальные палки, создавая телу дополнительные точки опоры. Лыжники, не имеющие возможности тренироваться летом, используют этот вид спорта, чтобы не потерять активность всех задействованных в лыжном беге групп мышц.

Популярность скандинавской ходьбы в реабилитационной медицине возрастает – к ней обращаются, когда необходима опора для передвижения, а также в случае, если восстановление происходит тяжело, пациент не был физически активен до болезни.

Для людей, перенесших инсульт, скандинавская ходьба – настоящая находка:


Скандинавская ходьба сегодня активно применяется как одна из форм лечебной физкультуры, ее влияние на постинсультных больных пристально изучается.

Доказано, что период полной или частичной неподвижности после инсульта существенно сокращается при регулярных занятиях скандинавской ходьбой.

Здесь важно соблюдать принцип поступательности – от периода привыкания к палкам, на которые пациент опирается, нескольких обучающих шагов, до уверенного передвижения на расстояние.

Более того, регулярные занятия скандинавской ходьбой рассматривают сегодня как способ профилактики первичного и повторного инсультов.

Срок реабилитации после инсульта индивидуален, но основной прогресс двигательной активности происходит в первые 3-4 месяца после удара. Именно поэтому двигательную активность, умение и желание ходить нужно постоянно подкреплять.

Помощь и забота близких людей, положительный эмоциональный фон с одной стороны и технические приспособления в виде ходунков, палок, регулярной ходьбы с опорой, с другой стороны, способны «поднять на ноги» даже пожилого человека. Упорный тяжелый труд по восстановлению ходьбы и походки обернется радостью заново открываемых возможностей.