Развивающая игровая среда. Организация предметно игровой среды в детском саду Модели образования дошкольников, их характеристика

Наталья Юхлимова
Организация педагогом предметно-игровой среды как условия развития личности ребенка

Для педагогов важно остановиться на вопросах организации развивающей предметно-игровой среды , выяснить современные требования к организации среды и исследование этого вопроса.

Что понимается под предметно-игровой средой , какие требования предъявляются к организации развивающей предметно-игровой среды ?

Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды , как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка . Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность. Предметно- развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка , функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития .

Обогащенная среда (по Петровскому В. А.) предполагает единства социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка . Обогащение воспитательно-образовательного процесса развивающей предметной среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности.

Все компоненты предметно- развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно -пространственный мир включает в себя разнообразие предметов , объектов социальной действительности. Предметно-пространственная среда необходима детям , прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Необходимо, чтобы организация предметно-игровой среды в различных возрастных группах детского сада учитывала особенности поэтапного развития игровой деятельности детей и, одновременно, предоставляла бы максимальную возможность развертывания событийной стороны игры, учитывала возрастающий объем знаний, впечатлений, содержание переживаний детей. Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным требования : это, прежде всего свобода достижения ребенком темы , сюжета игры, тех или иных игрушек, песта и времени игры. При этом нельзя не учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и то обстоятельство, что они находятся в дошкольном образовательном учреждении, работающем по определенной образовательной программе. Это означает, что, создавая в дошкольном учреждении условия для осуществления детьми права на игру, необходимо предложить им не только наиболее удобное в распорядке дня время для игры, но и выделить подходящее место, оборудовав его универсальной предметно-игровой средой , пригодной для организации различных видов игр .

Принцип универсальности предметно-игровой среды является очень важным, так как он позволяет самим детям и детям вместе с воспитателями строить и менять игровую среду , трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития .

Именно поэтому предметно-игровая среда должна быть развивающей , т. е. она должна функционально моделировать развитие игры и ребенка через игру .

Развивающая предметно-игровая среда отвечает также и принципу системности, который представлен самостоятельностью ее отдельных элементов между собой и с другими предметами , составляющими целостность предметно- развивающей среды .

В состав предметно-игровой среды входят : крупное организующее игровое поле ; игровое оборудование; игрушки; игровая атрибутика разного рода; игровые материалы. Все эти игровые средства находятся обычно не в каком-то абстрактном игровом пространстве, а в групповой комнате, игровом зале, на площадке (веранде) участка детского сада.

Игровые средства обязательно должны быть соразмерны друг другу и другим предметам интерьера . Это означает, что интерьер должен не содержать ничего лишнего и органично сочетаться в эстетическом отношении с игровыми средствами . Все игровые и неигровые предметы должны отвечать принципу безопасности.

Помимо материальных и субъективных требований к организации предметно- развивающей среды , есть и сугубо педагогические . Это, прежде всего, самодеятельные игры – игры-экспериментирования, сюжетно-ролевые, режиссерские игры детей дошкольного возраста. Не менее важны обучающие и досуговые игры, так как, благодаря именно этим играм у детей формируются основные необходимые новообразования в психической сфере, развиваются предпосылки мотивов новых видом деятельности.

Сущность предметно- развивающей среды заложена в ее функциях :

Во - первых, в функции обозначения предметно- развивающей среды (деревянный «корабль» на участке детского сада; ширма, обозначающая «кабинет врача» , и т. д.);

во-вторых, в атрибутивной функции (специфические предметы , определяющие игровую роль , например, шапочка с красным крестом для врача);

в-третьих, в функции непосредственного предмета оперирования (игрушечная посуда, руль, бинокль и т. д.) .

Г. Фейн предлагается разделение игрового материала с точки зрения его соответствия настоящим, реальным предметам на три категории :

1) реалистические игрушки (точные копии настоящих предметов ) ;

2) прототипические игрушки (имитирующие реальные предметы особым образом – через яркое обозначение и даже преувеличение основных деталей, связанных со специфическими функциями этого предмета , и игнорирование его второстепенных деталей;

3) полифункциональные предметы , не имеющие строгого функционального назначения (палочки, кубики, которые могут выступать как заместители разных реальных предметов .

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь , требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и художественному содержанию, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям . Главнейшие из этих требований относятся к возрастной адресованности и соответствию игрушек разным видам игр. В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки : сюжетные, технические, игрушки-орудия труда, игрушки-забавы, театральные, музыкальные, спортивные. Для развития активности и самостоятельности необходимы игрушки, которые позволяют ярко выделить специфические функции настоящих предметов . Важен масштаб игрушек, их соответствие размерам руки ребенка (для таких игрушек, как ложка, тарелка, утюг, телефон и т. п., его росту (кукольная мебель, машины, коляски и т. п., игрушки-партнеры (куклы, мишки) .

В сюжетно-ролевой игре дети принимают на себя роли. А для выразительного их выполнения нужны элементы костюмов : юбки, жилеты, пелерины, украшения, головные уборы и др. Они не должны быть закрепления за одной ролью, как это часто бывает в детском саду. Дети любят комбинировать костюмы. Чем старше дети, тем более разнообразные костюмы им нужны. Для игр детям разнообразные ролевые атрибуты, например, руль, бинокль, сумки и другие. Некоторые атрибуты полезно делать вместе с детьми тогда, когда они потребуются в игре. Это значит, что детям должны быть доступны материалы и полуфабрикаты для изготовления самоделок и различных игровых атрибутов . Заметив интерес детей к какому-либо сюжету, можно включить в занятие по изобразительной деятельности, ручному труду выполнение работ, результаты которых затем могут быть использованы детьми в своих играх. Так, поделки из глины или папье-маше (яблоки, орехи, морковка, тарелка, миска) украсят любой стол. Изделия аппликации, например, коллективная работа-поезд, луг – могут быть использованы как панно, узорные коврики помогут оформить комнату куклы. В старшем дошкольном возрасте на занятиях ручным трудом дети изготавливаются поделки из бумаги, картона, природного материала, которые также могут быть использованы в различных играх .

Неоформленные материалы, используемые как предметы-заместители (палочки разной величины, кусочки ткани, меха, поролона, кожи, шнуры, веревки, проволока, пластмассовые флаконы, природный материал и др., удобно хранить в коробке, которая может стоять в любом доступном месте для детей. Ребенок достает из него шнур превращает его в шланг для мытья машины. Кубик может стать кусочком мыла, телевизором, книгой. Как предметы -заместители можно использовать дидактические игрушки, строительный материал, физкультурное оборудование, белую и цветную бумагу. Воспитатель подводит детей к пониманию того, что некоторые предметы -заместители легко преобразовывать : например, бумагу можно разорвать на мелкие кусочки, смять, свернуть в трубочку; что-то на ней нарисовать, а из кубиков соорудить разнообразные постройки. Каждая такая игрушка ценна тем, что делает ее сам ребенок .

Из-за боязни насорить, нарушить порядок в группе нельзя лишать детей возможности изготавливать игрушки из самого распространенного в обиходе материала (газет, коробок, предметов обихода ) . Таким образом, при условии максимального единения игры с разными видами занятий можно использовать результаты художественной творческой деятельности.

Совместные игры требуют умения договариваться друг с другом, понятно излагать свои мысли. Овладеть коммуникативными умениями помогает и специально оборудованная игровая среда . Так, чтобы появились ролевые высказывания, обращенные к реальному и воображаемому собеседнику, в игровом уголке появляется игрушечный телефон или телефонная будка. Такая игровая обстановка, побуждает детей к разговорам с собеседником, дает возможность сосредоточиться , а некоторым преодолеть стеснительность.

Объединению в игре способствуют также специально подобранные крупные игрушки, например, макет грузовой машины, теплохода, а так же крупный строительный материал. С. А. Новоселова рекомендует использовать условный , крупный, средообразующий материал для организации обобщенной предметно-игровой среды , например, крупные картонные коробки, обшитые однотонной тканью нескольких цветов.

В исследованиях многих авторов установлено, что использование этих условных , крупных предметов способствует активизации функции замещения у детей в игре и становится важным фактором развития самодеятельных сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевые игры в такой предметно-игровой среде открывают более широкие возможности для проявления интеллектуальной инициативы детей в игре на основе экстериоризации его образного плана.

Также для игр можно предложить средообразующие модули , мебель-игрушку. Организация игры с крупными , нейтральными по отношению к любому содержанию игры, средообразуюшими предметами дает возможность замещать не только один конкретный необходимый предмет , но и создавать целую предметную ситуацию , сомасштабную пространству игровой комнаты. Средообразующие модули объединяют детей в общем деле, стимулируют их поисковую деятельность и творчество, способствуют как интеллектуальной, так и познавательной активности. Крупные модули позволяют не только представить игровое действие , но и реально его совершить (по-настоящему забраться в пещеру или дом, подняться на вершину мачты и т. д.). ПО ходу игры возникает экспериментирование и в воображаемой ситуации, и в реальном действии, в реальном движении на изменяющуюся предметную среду . Детям нравятся игры, в которых они преодолевают физические затруднения при перемещении предметов , при их сооружении. Они радуются, когда преодолевают эти затруднения.

Современный дизайнер и искусствовед Г. Н. Любимова, такие известные ученые М. И. Лисина, Т. А. Репина, Л. А. Парамонова, С. Л. Новоселова предлагают использовать «универсальные предметно-игровые развивающие среды » , такие системы еще можно было бы назвать «игровыми мирами» . К числу таких современных игровых миром с полным основанием может быть отнесен универсальный организующий предметно- развивающая среда многофункциональный конструктор «Квадро» , который является одной из самых удачных и наукоемких разработок XX века для детей дошкольного возраста.

Современные игрушки и развивающие игровые среды несут информацию , делающую и его проводниками в мир современности, незаменимым средством воплощения игровых замыслов, средством не только получения , но, что особенно важно применения новых знаний на практике, использования этих знаний и умений в самостоятельной деятельности, в игре. Таковы широко известные развивающие предметно-игровые среды «Лего» , включая «Лего-Дупло» , «Лего-Дакта» и др. ; «Фишертехник» (игрушечные железные дороги) ; «Либерти» (мягкие игрушки-животные) ; «Квадро» (многофункциональный конструктор, «Модуль-игра» (система модулей для игр и занятий) ; «Акваплэй» (водяной конструктор для игр и экспериментирования) и другие наукоемкие современные игровые средства для детей .

Современные требования к созданию полноценного предметно- развивающей среды отвечают реальности ; в групповой комнате нужно создавать обстановку для проведения различных игр , предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования, что конечно же не всегда возможно.

Так как сейчас дети играют в основном стандартно, возникает психолого-педагогическая задача побудить детей к творческому использованию своего жизненного опыта в игре, а не действовать по шаблону, диктуемому стандартным предметным содержанием игровых уголков. Инициатива детей в игре часто бывает скована заранее определенной педагогами тематикой игр , наличием стабильных по содержанию игровых зон (уголков, толкающих детей на воспроизведение одних и тех же сюжетов игр во всех возрастных группах. Так как тематические игровые уголки, получившие широкое распространение в практике организации сюжетных игр детей младшего дошкольного возраста, для старших детей могут быть тормозом игровой инициативы, потому что в этих уголках, где соответствующим образом расположено игровое оборудование и игрушки, т. е. детям заранее задается игровая задача. Но игра, прежде всего, должна быть творческой и помехи на пути детского творчества в игре следует устранять.

Это положение дел в практике дошкольного воспитателя необходимо преодолеть путем такой организации игры , которая побуждала бы детей к творческому отражению действительности, рождала бы у них познавательные интересы, инициативность их деятельности. Возможность проявления ребенком творческой инициативы в игре подготавливается в процессе целенаправленного педагогического руководства игровой деятельностью. Руководство игрой зависит от цели, которую преследует педагог . Очевидно, что цели руководства играми могут быть в каждом конкретном случае различными , но они должны быть разрозненными. Определение цели педагогического руководства с необходимостью связано с пониманием педагогом функции игры в дошкольном детстве. Оно состоит в том, что игра, как «самостоятельная, самодеятельная» , по выражению А. В. Запорожца, активность ребенка обеспечивает творческое присвоение им общественного опыта превращение его в средство созидания нового . Полноценно сформированная игра является надежным средством всестороннего творческого воспитания личности ребенка-дошкольника .

Таким образом, создание предметно-игровой среды требует специальной заботы воспитателя. Главный педагогический принцип тут заключается в непременной связи знаний, полученных детьми, с содержанием игровой среды . Существенное значение имеет и организация внесения игрушек . Ее специфику раскрывают многие педагоги . Предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры .

Многие мамы, увлеченные ранним развитием, часами сидят в интернете в поисках подходящих игр и занятий.

Но самый простой и эффективный способ всесторонне развивать ребенка – это создать развивающую среду.

Что такое развивающая среда, зачем она нужна, и как ее организовать, я и расскажу в этой статье.

Что такое развивающая среда и зачем она нужна?

Среда – это все то, что окружает ребенка и с чем он взаимодействует. Наша задача — обогатить эту среду.

Зачем же это нужно?

Ребенок развивается в любых условиях. Вот только в грамотно организованной развивающей среде это происходит интенсивнее и совершенно естественно.

У каждого возраста есть свои задачи развития. Важно уделять внимание не только познавательной сфере, речи, моторике, но и развитию эмоционального интеллекта, уверенности в себе, самостоятельности.

Безопасность

Ваш дом должен быть безопасным как для ребенка, так и для вещей, которые его окружают.

С вещами все просто — уберите хрупкие и важные предметы туда, где ребенок не сможет их достать. Избавьтесь от скатерти, которую можно стянуть. Спрячьте деньги и документы. Не мозольте глаза ребенка заманчивыми, но запретными вещами.

Обеспечить безопасность ребенка дома – значит окружить его теми предметами, которые не смогут причинить ему увечья. Уберите все потенциально опасное . Поставьте защитные приспособления на дверцы, окна, розетки и т.д.

В продаже огромный выбор блокирующих и защитных устройств для дома. Можно обойтись и подручными средствами, главное – чтобы они были надежными.

Не забываем и про психологическую безопасность ребенка .

Максимум свободы

Позаботившись о безопасности, позвольте ребенку свободно изучать пространство дома . Пусть он открывает шкафчики, достает вещи, трогает, раскладывает, бросает, а иногда и пробует на зуб – так ребенок познает мир.

Запрещайте только то , что действительно может навредить ребенку . Если боитесь за вещь – переключите внимание малыша на что-то другое и уберите предмет.

Я не говорю о вседозволенности, в этом тоже нет ничего хорошего. Просто мы склонны запрещать что-то ребенку без особого повода, на автомате. Я предлагаю делать это осознанно.

Правильные игрушки и книги, дидактические материалы

Не важно, много у вас игрушек или мало — они должны быть разнообразными и соответствовать возрасту . Самые важные игрушки – те, с которыми можно придумать множество игр, они же – самые простые (кубики, пирамидки, посудка и т.д.).

Чтобы ребенок полюбил книги , их нужно и правильно читать.

Плакаты на стенах , карточки, развивающие пособия, материалы для творчества позволяют ребенку не только изучить что-то, приобрести новые навыки, но и облегчают маме организацию занятий.

Отдельное внимание стоит уделить физическому развитию . Здесь поможет , различные спортивные снаряды.

Поощряйте самостоятельность

Рано или поздно родители слышат от своего чада волшебное «Я сам». Сделайте так, чтобы малыш легко мог проявлять эту самостоятельность .

Может ли он сам достать свою одежду или она лежит слишком высоко? А попить воды или вам каждый раз приходится наливать воду и приносить ее ребенку? Конечно, здесь важен возраст. Но дети способны нас удивлять, если дать им такую возможность.

Однако если ребенок не стремится делать все сам , я считаю, что не стоит его торопить и заставлять что-то делать насильно. Главное, чтобы у него была возможность проявлять самостоятельность, а когда придет время, он обязательно это сделает.

Развивающее общение

Развивающее общение гораздо эффективнее любых методик раннего развития . Просто нужно приучить себя общаться с ребенком не только много, но и правильно.

Сопровождайте ваши действия комментариями, стихами, потешками. Рассказывайте обо всем , что видите, о свойствах предметов, как и из чего они сделаны, кто их изготовил, зачем они нужны.

Поощряйте эксперименты . «Какая ложка громче стучит? Утонет ли мячик, а металлическая машинка?»

Задавайте вопросы и сами на них отвечайте, если ребенок еще слишком мал. «Что мы будем надевать на голову? — Шапку!».

Если малыш спрашивает о чем-то, с готовностью отвечайте, не отмахивайтесь от него, даже если чем-то заняты. Важно не погасить в ребенке страсть к изучению мира.

Когда ребенок станет постарше, не торопитесь отвечать на вопрос, а предложите придумать ответ вместе .

Познакомьтесь с ТРИЗ (теорией решения изобретательских задач) и применяйте ее на практике.

Развивающий образ жизни и окружение

Невозможно переоценить влияние личности родителей, образа жизни семьи на развитие ребенка, да и на всю его жизнь тоже.

Богатство впечатлений

Периодически гуляйте на разных детских площадках. Ходите в гости и приглашайте гостей к себе. Посещайте игровые комнаты, выставки и т.д. Путешествуйте с детьми, это не обязательно должна быть другая страна – поездка в городском транспорте в незнакомую часть города может стать настоящим приключением для вашего малыша.

Отлично, если у вас есть возможность провести лето на даче или в деревне . А как полезно общение с домашними животными!

Во многих семьях фоном работает телевизор. Вместо него включайте малышу музыку : детские песенки, классику, вашу любимую музыку, аудиосказки.

Родительский пример

Если вы занимаетесь спортом или увлекаетесь искусством, малыш так или иначе будет приобщаться к вашим интересам .

Если ребенок видит родителей, увлеченных своей работой, у него больше шансов найти любимую профессию в будущем .

Счастье вашего ребенка – отличный повод заняться саморазвитием.

Личность родителя

Если вы не сдаетесь при первых неудачах, то станете отличным примером для подражания .

А вот если вы не умеете сдерживать собственных эмоций, то стоит ли требовать этого от ребенка?

Бесполезно воспитывать детей, воспитывать нужно, прежде всего, себя.

Самое важное о развивающей среде

Несколько простых, но важных правил при создании развивающей среды:

Развивающая среда должна соответствовать возрасту и потребностям ребенка, а значит – меняться.

Комплексное развитие

В каждом возрасте свои приоритеты. Но внимание следует уделять всему, просто в разной степени.

Не впадайте в крайности

Во всем хороша мера . Развивающее общение полезно, но это не значит, что каждую паузу нужно чем-то заполнять. Тишина тоже развивает.

По развивашкам и музеям тоже можно затаскать. Позволяйте ребенку отдыхать и заниматься ничегонеделаньем .

Не зацикливайтесь на развитии

Если вы будете все время думать о том, все ли делаете для развития ребенка, не упустили ли чего-то, невроз и вам, и ребенку, обеспечен.

Дети развиваются всегда, даже если ничего не делают . Ваша задача – немного обогатить среду.

Иногда (а лучше – чаще) просто читайте сказки, а не делайте из этого развивающее занятие, общайтесь с ребенком по душам, играйте в «бесполезные игры».

Не усложняйте себе жизнь

Я рассказала о правилах создания развивающей среды. Но это лишь рекомендации. Следовать им на 100% вряд ли получится. Да и не нужно. Достаточно помнить о них и применять только то, что хочется и легко получается в данный момент.

И не бойтесь совершать ошибки. Они полезны и вам, и ребенку.

Вас может заинтересовать:

Дошкольное детство - совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

Прежде чем начать играть в сюжетно – ролевые игры мы подготовили предметно-игровую среду в средней группе, ориентируясь на цели развития и воспитания детей, исходя из сущности требований современной педагогики, активной роли ребенка и взрослого в этом процессе.

Предметно-игровая среда в средней группе была организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, что позволяло детям объединяться подгруппами по общности интересов.

При организации предметно-игровой среды учитывалось проявление интереса у детей к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта. Для многих сюжетно-ролевых игр вносилось оборудование и игрушки, расширяющие личный опыт детей. Предметно-игровая среда организовывалась так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных и др. Созданная игровая среда, на наш взгляд, будила познавательную активность, самостоятельность, ответственность и инициативу.

Сюжетно-ролевые игры носят отражательный характер, в них ребенок творчески воссоздает заинтересовавшие его стороны действительности, отношения между людьми, события. В связи с этим для детей средней группы была разработана примерная тематика сюжетно-ролевых игр на год: бытовые («Семья», «В гости к бабушке», «Новогодний праздник», «День рождения» и др.), производственные, отражающие профессиональную деятельность взрослых («Больница», «Повар», «Парикмахерская», «Магазин», «Юный строитель» и др.), игры по сказкам.

Для каждой темы игры были определены цели и содержание. Например, цель игры «Юный строитель»: отображать в игре знания об окружающей жизни, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры. А содержанием этой игры будут: выбор объекта строительства, строительного материала, способов его доставки на строительную площадку, строительство. Была спланирована предметно-игровая среда и спроектирована перспектива ее развития. Так же большое внимание уделялось организации предметно-игровой среды для новых и современных тематик игр, а именно Телевидение, Супермаркет.

Большая часть оборудования для сюжетно-ролевых игр комплектовалась по коробкам, где была надпись с названием игры и картинка, обозначающая ее тематику. Таким образом, дети имели возможность выбирать игру по своим интересам. Игры, развернутые детьми, оставались на определенный период времени, до тех пор, пока к ним сохранялся интерес. Затруднения, а иногда и конфликтные ситуации, использовались для того, чтобы учить детей разрешать их сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

При этом по ходу реализации примерного плана развивающей игровой деятельности, и после окончания каждого игрового процесса вместе с детьми в непринужденной обстановке проводился анализ характера их игрового взаимодействия: выявлялись свои минусы и плюсы, обсуждались проблемные ситуации, возникшие у детей в игре, и совместно принимались их правильные решения.

Постепенно в процессе реализации примерного перспективного плана стало заметно, как повышался уровень проявления самостоятельности детей в играх: знание правил; умение организовывать обстановку для игры; умение распределять роли и выполнять их; умение подчиняться установленным правилам; умение разрешать конфликтные ситуации; умение согласовывать свои действия друг с другом.

Дети принимали активное участие в игровой деятельности, сюжеты которой самостоятельно развивались на основе наблюдений окружающей жизни, а также знаний, полученных на занятиях, при чтении литературных произведений, просмотре диафильмов, в полной мере используя предметно-игровую среду.

Для того чтобы можно было подвести итоги, свидетельствующие об эффективности проделанной нами работы по созданию предметно-игровой среды и развитию игровых умений у детей, нами была проведена повторная оценка предметно-игровой среды группы и диагностика уровня развития сюжетно-ролевой игры. Анализ игровых умений показал, что выросли проявления инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре. Дети используют различные атрибуты, предметы-заместители, самоделки. В играх появились нестандартные сюжеты на основе личных впечатлений, проявляется инициатива в развитии сюжетных логических эпизодов.

Кроме того, организация предметно-игровой среды должна отвечать следующим требованиям:

учитывать закономерности развития игровой деятельности,

соответствовать педагогическим задачам воспитания детей различных возрастов,

носить развивающий характер,

соответствовать потребностям и уровню развития когнитивной сферы ребенка, т. е. быть неисчерпаемой, информативной, удовлетворять потребностям в новизне и преобразовании.

Если ребёнок не играет, значит, у него не развивается социальная мотивация, не формируются социальные позиции. А это, в свою очередь, ведёт к снижению и недоразвитию познавательных способностей, неумению общаться. И наоборот, овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник способен к преодолению трудности в учёбе и общении.

Примерный перспективный план по развитию сюжетных игр в средней группе.

Магазин

Сентябрь-октябрь

1. Изучение лексики по темам «Фрукты», «Овощи», «Продукты».

2. Целевая прогулка к овощному магазину.

3. Дидактическая игра и упражнение на тему «Овощи».

4. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» на название, различение овощей и фруктов.

5. Дидактическая игра «Узнай вкус».

6. Экскурсия в магазин. Наблюдение за работой продавца.

7. Дидактическая игра «Магазин продуктов».

8. Рассмотрение предметов необходимых для работы продавца.

9. Рассмотрение картины «Продавец» из серии «Кем быть».

10. Посильное участие детей в изготовлении атрибутов для игры.

Повар

Ноябрь

1. Экскурсия на кухню с целью знакомства с оборудованием кухни.

2. Занятие по развитию речи. Дидактическая игра «Сварим из овощей вкусный суп». «Будем учиться заваривать чай».

3. Дидактическая игра «Кому что нужно».

4. Наблюдение за работой повара.

5. Чтение стихотворения «Маша обедает».

6. Рассматривание картины «Повар» из серии «Кем быть».

Больница

Декабрь

1. Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.

2. Рассматривание медицинского инструмента.

3. Повторная экскурсия с целью «Наблюдение за приемом больных».

4. Дидактическая игра «Вылечим мишку».

5. Чтение стихотворений Максакова «Я сегодня медсестра», Виеру «Доктора не бойтесь дети».

6. Посильное участие в изготовлении атрибутов для игры.

Шофер

Январь-февраль

1. Целевая прогулка «Знакомство с улицей».

2. «Рассказ воспитателя о средствах передвижения». Рассматривание картины «Едем в автобусе».

3. Наблюдение за работой шофера.

4. «Рассказ воспитателя о труде взрослых».

5. Рассматривание грузового автомобиля -/ непосредственно образовательная деятельность/.

6. Наблюдение (на прогулке) за тем, как шофер ухаживает за машиной, заботится о ней

7. Чтение Павловой «На машине».

8. Чтение стихотворения «Шофер». Рассмотрение иллюстраций из книги.

10. Изготовление атрибутов игры в присутствии детей.

Парикмахерская

Март

1. Экскурсия в парикмахерскую. Цель: знакомство с общим видом.

2. Наблюдение за работой парикмахера.

3. Рассмотрение инструментов необходимых парикмахеру.

4. Рассматривание картины «Парикмахер» из серии «Кем быть».

5. Посильное участие детей в изготовлении атрибутов.

Детский сад

Апрель-май

1. Непосредственно образовательная деятельность: «Рассказ воспитателя о труде няни».

2. Наблюдение за трудом няни.

3. Рассказ воспитателя о труде взрослых в детском саду.

4. Дидактическая игра «Кому что надо для работы?».

Государственном стандарте дошкольного образования – разработаны требования к образовательным программам, одним из которых является требование к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, являющейся неотъемлемым компонентом педагогического процесса.

Существуют принципы организации развивающей предметно-пространственной среды:

Безопасность – в помещении не должно быть опасных предметов: острых, бьющихся, тяжелых, углы должны быть закрыты. \

Доступность – используемые игровые средства располагаются так, чтобы ребенок мог дотянуться до них без помощи взрослых. Это помогает ему быть самостоятельным.

Яркость, привлекательность.

Постоянство – оборудование и игрушки лежат на одних и тех же местах, ребенок всегда знает, где находятся те или иные предметы, при желании может ими воспользоваться, также это приучает его к порядку.

Свобода выбора.

Насыщенность – наличие материалов для продуктивных видов деятельности, игрушки, дидактический материал

Создавая развивающую предметно-пространственную среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.



8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Развивающая предметно-пространственная среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить.

Игра для детей – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития.

Для большинства детей группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам.

Сюжетно-ролевая игра – это та игра, которая помогает воспитывать эти качества у детей. Сюжетно-ролевая игра теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением, но и с личностью в целом. Педагогическая ценность игры состоит и в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения - уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми. В игре выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли.

Ролевые действия так увлекают детей, что подчас воспринимаются ими как реальные поступки. Игра помогает ребенку преодолевать свою слабость, управлять собой, создает условия для упражнения в трудовых навыках, в навыках нравственного поведения.

В процессе игры ребенок самостоятельно налаживает взаимоотношения с коллективом, у него формируются коллективистские черты характера. При условии разумной организации игра - это школа жизни, школа труда и общения с людьми. Игровое общение воспитателя с детьми позволяет ему направлять ход игры, руководить отношениями между ними. Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.

Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми

В процессе развития сюжета игры ребенок приобретает навыки планирования деятельности, развивает творческое воображение, необходимое в других видах деятельности. Умение играть имеет решающее значение для формирования активности, инициативы, целеустремленности и других качеств, необходимых затем для успешного обучения в школе и будущей трудовой деятельности.

Не секрет, что развитием ребенка нужно заниматься. Причем не только физическим и интеллектуальным, но и социальным.

Существуют различные сюжеты ролевых игр, которые в детском саду могут проводить с детьми воспитатели, либо в которые дети могут играть самостоятельно

Игры могут носить чисто импровизированный характер или иметь заранее продуманный сценарий. Во втором случае руководство игрой осуществляет воспитатель, который раздаст роли, объяснит правила, покажет способы взаимодействия игроков друг с другом. Однако психологи утверждают, что это – далеко не лучший вариант для развития дошкольников.

Основная цель сюжетно – ролевой игры в детском саду - развитие творческих и

коммуникативных способностей ребенка, которые должны научить его принимать решения, делать и обосновывать свои выбор. Когда дети в сюжетно – ролевой игре исполняют только указания воспитателя, игра превращается в тренировку, которая не способствует ни запоминанию информации, ни общению, ни развлечению ребенка, а значит, не представляют никакой пользы Семья, магазин, больница, аптека, парикмахерская, транспорт, – список игр для детей достаточно большой. Роль воспитателя в проведении сюжетно-ролевой игры должна ограничиваться тем, чтобы подталкивать детей к выбору игр, которые были бы интересны всем, не навязывать им каких бы, то, ни было сценариев и жестких рамок поведения. Важно контролировать, чтобы дети играли по правилам.

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр предполагает:

Организацию совместной деятельности и сотворчества воспитателя и детей по подготовке к игре: накопления содержания для игр, моделирование возможных игровых ситуаций,

Творческое создание обстановки для игры;

Организация совместных игр воспитателя и детей, в которых происходит освоение новых умений и нового содержания;

Создание условий для самостоятельной инициативной и творческой игровой деятельности детей.

Для проведения сюжетно – ролевых игр, разработан алгоритм проведения игр.

Этапы педагогической технологии:

Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок будет отображать в игре, - наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях. Важно знакомить ребёнка с людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем и почему занимается). (беседы о профессиях, рассматривание иллюстраций, знакомство с художественными произведениями, внесение атрибутов, проведение экскурсий и т. д.)

Изготовление атрибутов, декораций для игр, подбор орудий труда; обязательным условием сюжетно-ролевых игр – предметы заместители (коробка с такими предметами, дети выбирают предметы и используют их в игре. Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности детей, привлечение родителей для изготовления атрибутов к игра, костюмов и т. д. Вся эта работа способствует развитию у родителей

интереса к игровой деятельности детей.

Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре») :

Определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочетание событий, хода их развития в соответствии с темой игры;

Создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;

Совместная игровая деятельность воспитателя и детей.

Самостоятельная игровая деятельность детей. Организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает. Такая игра учит соподчинению мотивов, согласованию ролей, взаимопониманию.

Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группы. Игровые интересы устойчивы. Если в младшей группе ведущая роль у воспитателя и воспитатель руководит игрой, то в средней группе воспитатель должен начать игру и постепенно предать ее в руки детей и контролировать игру со стороны, в нужный момент включаться в игру. В старшей и подготовительной группе детям можно предлагать игры по выбору с распределением ролей (предоставлять детям самостоятельность), но если у детей возникают затруднения в игре воспитатель не навязчиво предлагает продолжить игру немного изменив сюжет.

Дети играют более уверенно, самостоятельно. Если малышами они с большим удовольствием принимают в игру воспитателя, даже уступают главные роли, то с возрастом все главные роли они принимают на себя. Наша роль – это роль скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появляются лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются, но дети учатся улаживать их самостоятельно или с помощью воспитателя.

Таким образом, развитие игры детей зависит от правильного создания предметно – пространственной среды. Совершенствование творческих навыков и умений, развитие творческого воображения и мышления считается важным достижением работы воспитателя

Алёна Бахметова
Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития игровой деятельности дошкольников

(1) Тема : «Развивающая предметно – пространственная среда как средство развития игровой деятельности дошкольников »

(2) «Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества.

Этот мир должен окружать ребенка…»

В. А. Сухомлинский

Государственном стандарте дошкольного образования – разработаны требования к образовательным программам, одним из которых является требование к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ , являющейся неотъемлемым компонентом педагогического процесса.

(3) Существуют принципы организации развивающей предметно-пространственной среды :

Безопасность – в помещении не должно быть опасных предметов : острых, бьющихся, тяжелых, углы должны быть закрыты.

Доступность – используемые игровые средства располагаются так , чтобы ребенок мог дотянуться до них без помощи взрослых. Это помогает ему быть самостоятельным.

Яркость, привлекательность.

(4) Постоянство – оборудование и игрушки лежат на одних и тех же местах, ребенок всегда знает, где находятся те или иные предметы , при желании может ими воспользоваться, также это приучает его к порядку.

Свобода выбора.

Насыщенность – наличие материалов для продуктивных видов деятельности , игрушки, дидактический материал.

(5) Создавая развивающую предметно-пространственную среду необходимо помнить :

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую , воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка .

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности .

(6) 6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития , показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития , а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми , пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности .

9. Развивающая предметно-пространственная среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию . Иначе говоря, среда не только развивающая , но и развивающаяся . При любых обстоятельствах предметный мир , окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста .

(7) Особое значение в ДОУ придается предметно- игровой среде , так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить.

Игра для детей – основной вид деятельности , форма организации жизни, средство всестороннего развития .

(8) Для большинства детей группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам.

Сюжетно-ролевая игра – это та игра, которая помогает воспитывать эти качества у детей.

(9) Сюжетно-ролевая игра теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением, но и с личностью в целом. Педагогическая ценность игры состоит и в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения - уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми. В игре выясняется : как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли.

Ролевые действия так увлекают детей, что подчас воспринимаются ими как реальные поступки. Игра помогает ребенку преодолевать свою слабость, управлять собой, создает условия для упражнения в трудовых навыках, в навыках нравственного поведения.

(10) В процессе игры ребенок самостоятельно налаживает взаимоотношения с коллективом, у него формируются коллективистские черты характера. При условии разумной организации игра - это школа жизни, школа труда и общения с людьми. Игровое общение воспитателя с детьми позволяет ему направлять ход игры, руководить отношениями между ними. Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.

(11) Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми.

(12) В процессе развития сюжета игры ребенок приобретает навыки планирования деятельности , развивает творческое воображение, необходимое в других видах деятельности . Умение играть имеет решающее значение для формирования активности, инициативы, целеустремленности и других качеств, необходимых затем для успешного обучения в школе и будущей трудовой деятельности .

(13) Не секрет, что развитием ребенка нужно заниматься. Причем не только физическим и интеллектуальным, но и социальным.

(14) Существуют различные сюжеты ролевых игр, которые в детском саду могут проводить с детьми воспитатели, либо в которые дети могут играть самостоятельно.

Игры могут носить чисто импровизированный характер или иметь заранее продуманный сценарий. Во втором случае руководство игрой осуществляет воспитатель, который раздаст роли, объяснит правила, покажет способы взаимодействия игроков друг с другом . Однако психологи утверждают, что это – далеко не лучший вариант для развития дошкольников .

Основная цель сюжетно – ролевой игры в детском саду - развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка, которые должны научить его принимать решения, делать и обосновывать свой выбор. Когда дети в сюжетно – ролевой игре исполняют только указания воспитателя, игра превращается в тренировку, которая не способствует ни запоминанию информации, ни общению, ни развлечению ребенка , а значит, не представляют никакой пользы .

(15) «Семья, магазин, больница, аптека, парикмахерская, транспорт» – список игр для детей достаточно большой. Роль воспитателя в проведении сюжетно-ролевой игры должна ограничиваться тем, чтобы подталкивать детей к выбору игр, которые были бы интересны всем, не навязывать им каких бы, то, ни было сценариев и жестких рамок поведения. Важно контролировать, чтобы дети играли по правилам.

(16) Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр предполагает :

Организацию совместной деятельности и сотворчества воспитателя и детей по подготовке к игре : накопления содержания для игр, моделирование возможных игровых ситуаций ,

Творческое создание обстановки для игры;

Организация совместных игр воспитателя и детей, в которых происходит освоение новых умений и нового содержания;

Создание условий для самостоятельной инициативной и творческой игровой деятельности детей .

Для проведения сюжетно – ролевых игр, разработан алгоритм проведения игр.

(17) Этапы педагогической технологии :

1 этап :

Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок будет отображать в игре, - наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях. Важно знакомить ребёнка с людьми, их деятельностью , отношениями (кто, чем и почему занимается) . Например : беседы о профессиях, рассматривание иллюстраций, знакомство с художественными произведениями, внесение атрибутов, проведение экскурсий и т. д.

Изготовление атрибутов, декораций для игр, подбор орудий труда; обязательным условием сюжетно-ролевых игр – предметы заместители (коробка с такими предметами , дети выбирают предметы и используют их в игре. Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности детей , привлечение родителей для изготовления атрибутов к играм, костюмов и т. д. Вся эта работа способствует развитию у родителей интереса к игровой деятельности детей .

(18) 2 этап :

Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре» ):

определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочетание событий, хода их развития в соответствии с темой игры;

Создание предметно- игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей , сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;

Совместная игровая деятельность воспитателя и детей .

(19) 3 этап :

Самостоятельная игровая деятельность детей . Организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает. Такая игра учит соподчинению мотивов, согласованию ролей, взаимопониманию.

(20) Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группы. Игровые интересы устойчивы . Если в младшей группе ведущая роль у воспитателя и воспитатель руководит игрой , то в средней группе воспитатель должен начать игру и постепенно предать ее в руки детей и контролировать игру со стороны, в нужный момент включаться в игру. В старшей и подготовительной группе детям можно предлагать игры по выбору с распределением ролей (предоставлять детям самостоятельность, но если у детей возникают затруднения в игре воспитатель не навязчиво предлагает продолжить игру немного изменив сюжет.

Дети играют более уверенно, самостоятельно. Если малышами они с большим удовольствием принимают в игру воспитателя, даже уступают главные роли, то с возрастом все главные роли они принимают на себя. Наша роль – это роль скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появляются лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются, но дети учатся улаживать их самостоятельно или с помощью воспитателя.

(21) ВЫВОД : Таким образом, развитие игры детей зависит от правильного создания предметно – пространственной среды . Совершенствование творческих навыков и умений, развитие творческого воображения и мышления считается важным достижением работы воспитателя.