Самомассаж гуаша техника выполнения. Массаж гуаша: традиционная китайская техника лечения и омоложения организма. Лечение заболеваний сосудов и кровеносной системы

КИТАЙСКАЯ ФИЗИОГНОМИКА

В то время, пока западный мир подвергал сомнению и критике данную тему, Китай активно развивал и накапливал знания по чтению лиц.

Мало того, на сегодняшний день физиогномика в Китае является наукой, наравне с медициной. В древнем Китае доктору нельзя было притрагиваться к женщинам во время осмотра, и определять диагноз приходилось по лицу.

Да и что скрывать, у нас самые опытные врачи на интуитивном уровне видят болезни пациентов еще до осмотра и проведения анализов. Но их интуиция основана на опыте, и если выяснить, то они скажут признаки, которые можно увидеть, не имея за спиной многолетнюю врачебную практику.

На этом простом примере становится понятно, откуда взялась физиогномика. Рациональные китайцы собирали эти свои наблюдения, и более чем за 2000 лет по кирпичикам сложили чудный дворец физиогномики.

Единственный изъян китайской физиогномики в том, что жителям западного мира не совсем понятны трактовки некоторых признаков. Уклад жизни китайцев отличается от менталитета других народов. Некоторые критерии из китайской физиогномики кажутся размытыми, не конкретными и даже не понятными. Поэтому часто при чтении подобной литературы возникают сомнения в серьезности написанного.

Но если перевести эти обороты речи на более привычные и конкретные признаки, становится понятна глубина и мудрость наблюдений китайцев. Они не объясняют ничего на физиологическом уровне, но это реально работает!

Кроме того, китайская физиогномика, в отличие от европейской, носит целостный характер .

Китайцы вообще уверены, что судьба человека написана на его лице.

Китайцы поддерживают утверждение Аристотеля о том, что пропорциональность, усредненность - это хорошие знаки .

А вот диспропорции и чрезмерное выделение - это не так хорошо. Это говорит о чрезмерности проявления определенной стихии в человеке, что нужно учитывать при анализе.

Поэтому я решила включить в свою книгу некоторые данные из китайской физиогномики, для наиболее полного освещения темы. А так же объяснить основные положения китайских знаний.

Китайцы традиционно все разложили на основные стихии.

В чтении лиц они используют пять стихий - вода, дерево, огонь, почва и металл. Все части лица они тоже разделили на влияние этих стихий. Каждая стихия олицетворяет определенную энергетику и силу.

В китайской физиогномике принято считать, что каждая стихия питает следующую.

Вода питает дерево, дерево отдает свою энергию огню. Сгоревшее дерево удобряет почву, в земле образуется металл, и из недр земли просачиваются родники, из скал образуются русла рек. И дальше опять по кругу. Так построена жизнь, этот универсальный принцип можно использовать во всем.

В отношениях "все сложно"? Хотите узнать все о партнере? Запутались в себе? Вам СЮДА !

Обычно в лице человека присутствуют разные энергии , это совсем не важно. Важно, какая из стихий больше выделяется. Это определяется при первом взгляде - что в первую очередь сразу бросилось в глаза? Если у человека большой нос, скорее всего, именно металл является главной стихией в характере человека. Или человек с мощной челюстью и густыми бровями - типичное дерево. И так далее, попробуйте классифицировать своих знакомых, это интересно.

Стихия, описание Части лица, относящиеся к данной стихии Как проявляется стихия в данной части лица

ВОДА

Ночь, зима смерть, время до рождения

Таинственность, магия
  1. Место под глазами
  2. Носогубный желобок
Телосложение
  1. Большой куполообразный
  2. Затемнения под глазами
  3. Четко выражен
  4. Большие
Округлое

ДЕРЕВО

Утро, весна, рождение, детство

Рост, действие
  1. Брови
  2. Надбровные дуги
  3. Виски
  4. Челюсть
Телосложение
  1. Густые
  2. Четко выражены
  3. Заглубленные
  4. Сильная
Коренастое, либо высокое спортивное

ОГОНЬ

Полдень, лето, рассвет

Игривость
  1. Глаза
  2. Волосы
  3. Заостренность черт лица
  4. Ямочки
Телосложение
  1. Навыкате, широко расставлены. Огонек во взгляде
  2. Рыжие, вьющиеся
  3. Заостренные кончики ушей, уголки рта, кончик носа
  4. На щеках, подбородке, носу
  5. Поджарое

ПОЧВА

Время после обеда, конец лета, зрелость

Питание, накопление
  1. Губы
  2. Лицо
  3. Щеки (низ)
  4. Верхнее веко
  5. Переносица
  1. Крупный
  2. Полные
  3. Круглое
  4. Полные
  5. Припухшее
  6. Широкая

МЕТАЛЛ

Вечер, поздняя осень, старость

Царствование
  1. Щеки (верх)
  2. Щеки (низ)
  3. Осанка
Телосложение
  1. Крупный
  2. Полные
  3. Ярко выраженные углубления
  4. Царственная
Хрупкое, склонное к худобе

Что дает эта информация? Если научиться определять главную стихию, питающую человека, легко можно подобрать ключики для лучшей коммуникации с индивидуумом.

ИЗУЧАЙТЕ ФИЗИОГНОМИКУ, это лучший инструмент для жизни!

ЧЕМ ЛИЧНО ВАМ БУДЕТ ПОЛЕЗНА ФИЗИОГНОМИКА?

6 причин изучить физиогномику прямо сейчас:

1. Вы будете знать ВСЕ СЕКРЕТЫ людей, ведь лицо всегда на виду. Для этого Вам не понадобится никаких данных о человеке - ни фамилии, ни имени, ни отчества, ни даты, ни времени, ни места рождения, ни паспортных данных, ни данных его расчетного счета - НИЧЕГО!

3. Вы увеличите свой доход в среднем на 40%

4. Вы построите крепкую семью, без потери времени на ошибки

6. Вам не понадобится детектор лжи

После регистрации Вы получите 7 подарков и бонусов:

ПОДАРОК №1. ИНСТРУКЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ

Определяйте приоритеты и боли собеседника
- Предлагайте самое подходящее
- Используйте понятные для него фразы

БОНУС №2. КНИГА ЧИТАЙ ЛИЦА

В течение 1 часа Вы сможете приобрести мою книгу "ЧИТАЙ ЛИЦА" за 99 руб.

БОНУС №3

Записи занятий:
- ВЕДИЧЕСКАЯ ФИЗИОГНОМИКА
- АСТРОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОГНОМИКА
НА СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ!

ПОДАРОК №4. СХЕМЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЦА

Перед интенсивом я пришлю Вам 3 полезные схемы:
1. ВОЗРАСТЫ на лице,
2. ДВОРЦЫ удачи
3. БОЛЕЗНИ по лицу

ГЛАВНЫЙ ПОДАРОК . 3 ДНЯ ИНТЕНСИВА ВМЕСТО ОДНОГО!

ТРИ полноценных занятия, чтобы Вы увидели, как проходит наше обучение.
- Вы сможете принять участие из любой точки мира on-line, и задать свои вопросы в чате
- ЭКСКЛЮЗИВНАЯ информация!

ВЫ ВСЕГДА СМОЖЕТЕ ОТПИСАТЬСЯ, ВСЕ ПОДАРКИ ОСТАНУТСЯ У ВАС!

ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ:

Знаки богатства на лице Знаки удачи на лице Физиогномика глаза
ЗНАКИ НА ЛИЦЕ СХЕМА ЗНАКИ НА ЛИЦЕ МАНЬЯКИ И СЕРИЙНЫЕ УБИЙЦЫ
ОБУЧЕНИЕ ФИЗИОГНОМИКЕ МЫШЦЫ ЛИЦА БОЛЕЗНИ ПО ЛИЦУ
ЧТО ДАЕТ ФИЗИОГНОМИКА ЛИЦО
Как узнать характер по лицу? Японская методика(физиогномика)

Специалисты по физиогномике считывают информацию, начиная с 15 летнего
возраста человека и кончая его глубокой старостью. Здоровый цвет кожи и правильная форма лба говорят о прекрасном состоянии всего тела и духа.

Средняя зона размещается между бровями и кончиком носа и отражает жизненный цикл от 35 до 50 лет. Если зона гармонично сбалансирована, то это свидетельствует о нормальной психике. Нижняя зона включает в себя верхнюю губу, челюсть, рот и подбородок. Здесь скрыта информация о периоде между 51 и 77 годами (либо о еще более преклонном возрасте).
Правильные формы этой зоны свидетельствуют об уравновешенности характера
человека. В Японии существует несколько школ физиогномики. Они различают от 99 до 130 позиций, то есть зон, отражающих знаки судьбы.
Толкование этих знаков, а тем более их комбинаций, - процедура довольно сложная. Поэтому предлагаю вам овладеть лишь азами японской методики чтения по лицу. Если вы научитесь толковать информацию, которую дают 13 основных позиций, этого будет достаточно, чтобы сделать выводы о характере и психических свойствах интересующего вас человека.

Клеймо судьбы
Точка № 16 (у кромки волос) рассказывает о детских годах человека. Если
кожа здесь повреждена, сморщена, пятниста или испорчена еще каким либо
образом, то это значит, что у человека было трудное детство. Оно может
быть причиной его нынешних взрослых комплексов, недостатков, странной
манеры поведения, жестокости.

Точка № 19 (посередине лба) - отношения с родителями. Здоровый
(«лучистый») цвет кожи этой зоны говорит о том, что детство человека
было безоблачным. Отец и мать любили и ласкали его, уделяли ему много
внимания. Он уравновешен и добр, с ним легко найти общий язык и строить
отношения.

Точка № 22 - отношение к жизни. Здоровый цвет кожи в этом месте означает
жизнерадостность, безмятежность, дружелюбие, общительность.

Точка № 25 - взаимоотношения с окружающими. Если кожа ровная, без
дефектов, значит, все у человека благополучно. Если же есть родинки,
неровности, это говорит о том, что жизнь его полна превратностей.

Точка № 28 носит название «жизненное клеймо». Весь путь человека ярко
отражается в этой зоне. Хороший признак, если зона широкая и чистая:
человек выбрал верную дорогу и преодолевал препятствия без тяжелых
потерь. Если между бровями много вертикальных или горизонтальных
бороздок, это свидетельство зрелости человека. Неправильная форма
участка говорит о неудачах.

Точка № 41 (переносица) - взаимоотношения с домашними. Если переносица
впалая, пересечена горизонтальными линиями, это признак жизненных
неурядиц. Если брови «наползают» на глаза, это указывает на то, что
жизнь интересующего вас человека была полна трудностей.

Точка № 44 (середина носа) - зрелые годы (35-50лет). Темный цвет кожи -
знак наличия серьезных болезней, родинки - трудностей во
взаимоотношениях с противоположным полом.

Точка № 45 очень важна, она называется «судьба». Найти ее очень просто:
возьмите себя за кончик носа и потяните вверх. В месте изгиба и
располагается эта точка. Здоровый цвет кожи, правильная форма этого
участка носа - добрый знак: судьба благоволит вам. Излом, тусклая или
пятнистая кожа, шрамы говорят об обратном: не стоит полагаться на
милости судьбы и везение, следует быть готовым к неприятностям.

Точка № 48 (центр кончика носа) дополнит информацию, сообщенную точкой
судьбы. Округлость, мясистость носа в этом месте, здоровый оттенок кожи
свидетельствуют об удачливости. Разные неровности, родинки, рыхлость -
увы, о склонности к неудачам.

Точка № 51 (ложбинка под носом) - зона наследственности. Правильная
форма, чистая кожа - признак здоровья рода. Любые дефекты сигнализируют о
наследственных дефектах и заболеваниях.

Точка № 60 - это точка силы воли. Если губы смыкаются нормально,
образуют волнистую линию, значит, у вас нормальная для среднего человека
сила воли. Напряженность губ (губы, сомкнутые «в ниточку») говорит о
самоуверенности. Если верхняя губа выпирает над нижней, это признак
слабой воли.

Точка № 70 (под нижней губой) - место жизненных сил. Темный цвет кожи
говорит о том, что они есть. Белый, красный и голубоватый оттенки
свидетельствуют о слабости, недостатке жизненной энергии.

Точка № 71 (подбородок) - показатель жизненного опыта. Выпяченный
подбородок указывает на то, что человек занимался тяжелым, изнурительным
трудом. «Лучистый» цвет этого участка лица свидетельствует о
благополучии.Ориентироваться только на позиции мало, надо изучить и другие части лица
- брови, нос, рот…Они способны рассказать еще немало важного о судьбе и
характере человека. И конечно же, многое расскажут глаза.

Узнать характер по глазам

Японские физиономисты полагают, что красивые и притягательные глаза
говорят о том, что человек обладает волей, умом и темпераментом. Любые
отклонения здесь свидетельствуют о дефектах в характере или интеллекте.
Большие глаза, как правило, указывают на чувствительность души, на
мужество и даже на стремление верховодить окружающими. Большая радужная
оболочка - признак мягкости и спокойствия, малая - душевного непокоя,
неуживчивости. Цвет радужной оболочки тоже может рассказать о человеке
немало: зеленый, коричневый и черный говорят об энергичности, большой
жизненной силе, светло коричневый - о застенчивости, голубой - о
чувствительности.

Немаловажную роль играют посадка глаз и форма век. Если оба глаза
находятся на одной линии - это благоприятный знак. Если глаза скошены
книзу, то у мужчин это говорит о решительности, а у женщин - о
неблагоразумии. Если внешние уголки глаз буквально утопают в сети
расходящихся в разные стороны морщинок - это признак проницательности
человека. Следует заметить, что в японской физиогномике именно глаза
занимают главное место при оценке характера и судьбы людей. Так что
читать по лицу начинайте всегда с глаз. Но при этом имейте в виду, что
наиболее достоверную информацию дадут глаза человека, которому уже за
40, - именно к этому возрасту все признаки становятся постоянными.

Узнать характер по носу. Считается, что идеален тот нос, который имеет округлый кончик и четко оформленные крылья. Человек с идеальной формой носа обладает натурой
льва, отличается мужеством, страстностью и напористостью. Если нос
длинный, то это признак ярко выраженной индивидуальности. Костлявый и
длинный нос указывает на человека гордого, высокомерного, неуживчивого. А
если на носу есть еще ярко выраженная горбинка, то вдобавок и угрюмого.

О многом может рассказать и кончик носа. Если он напоминает клюв орла,
то человеку свойственны проницательность, хитрость, нередко
злопамятность. Полный, большой, луковицеобразный кончик свидетельствует о
сердечности и душевной теплоте владельца. Приподнятый, со «свирепо
раздутыми» ноздрями говорит о своеволии, несдержанности и распущенности.
Люди с раздвоенным кончиком носа обычно робки. Слишком маленькие ноздри
свидетельствуют об уступчивости, широкие крылья - о самомнении. Красный
нос означает непорядочность, а если он еще к тому же и пористый, то
обладатель его чаще всего пьяница. Темные пятна на носу - признак
нездоровья. На неблагополучную жизнь в молодости, как правило, указывает
нос, резко выделяющийся на лице.

Узнать характер по ушам
По ушам обычно определяют, как сложится жизненный путь человека, и
делают это еще в детстве. Существуют общие закономерности. Правильная
форма ушей говорит о счастливых юных годах. Бесформенность ушей и их
бледность - о частых неприятностях в жизни. Слишком большие уши почти
всегда свидетельствуют о разного рода изъянах характера. Чересчур
маленькие уши - знак неблагополучия. Если верхняя часть ушей находится
выше уровня бровей, человек обладает развитым интеллектом; на уровне
глаз - интеллектом немного выше среднего; ниже уровня глаз - средним или
низким. Неправильная форма мочки - признак негармоничной личности.

Так, длинная мочка означает беспечность, слабовыраженная -
щепетильность, «смотрящая вперед» - хорошие душевные качества.
Внутренний ободок уха - показатель эмоциональности личности. Если он
«утоплен» - человек сдержан, если выпячен - бурно проявляет чувства.
Розовый цвет ушей свидетельствует о здоровье, желтизна или голубизна -
признаки болезненности. Темный цвет передней и верхней частей уха
говорит о скрытом заболевании, родинки внутри уха - о жизненном
неблагополучии. Красивая форма ушной раковины является признаком
гармоничной судьбы.

Иллюстрация из трактата по физиономике с описаниями черт лица

Искусство китайской физиогномики

Китайская физиогномика — искусство предсказания судьбы по облику человека — «сяншу» 相術 стала одним из видов магического искусства, тесно связанного с даосизмом, элементы которого оказались широко распространены в народе. В основном на бытовом уровне это были поверья о том, как тот или иной тип фигуры или лица связан с дальнейшей карьерой или долголетием человека, и как в облике отражаются благоприятные и неблагоприятные знаки.

Обычно физиогномика обозначалась как сянфа 相法 — «Методы предсказания по внешним признакам» или сяншу 相術 — «Искусство предсказания по внешним признакам» Другим термином для физиогномики был «фэн цзин» 風鏡 — «Зеркало облика». Он начинается встречаться в VI в, например, мы видим его у поэта Юй Синя (513-581) в смысле «облик»: «Манерами правитель ясен и прям, обликом своим великолепен». Однако в смысле «физиогномики» термин прижился позже, скорее всего в X-XI вв. и затем активно использовался в эпохи Мин и Цин.

Основным элементом физиогномики при изучении облика человека является «сян» — «признак» или «внешнее проявление», поэтому сама практика физиогномиста заключалась в анализе ряда «признаков» (сян). Именно отсюда и берет свое название «искусство [понимания] внешних проявлений» — сяншу. Совокупность признаков представляет собой благоприятный (цзи 吉) либо неблагоприятный знак (сюн 凶), причем признаки могут усиливать друг друга или, наоборот, «погашать» друг друга. Таких признаков следовало вычислить несколько: чем больше признаков определено, тем точнее будет предсказание. В ранний период в VIII-XII вв. предсказание в основном составлялось по внешнему облику и фигуре человека.

Позже в период расцвета традиции физиогномики стали выделять пять основных типов признаков:

  • впечатления и воспоминания человека (инь сян 印相);
  • «признаки имени» (мин сян 名相) — то, что заложено в фамилии и имени человека;
  • «признаки наружности» человека (жэнь сян 人相), его внешний облик, фигура, цвет и форма лица;
  • «признаки жилища» (чжай сян 宅相), то есть где живет человек и как место проживания влияет на него. Этот набор предсказаний также существовал в виде отдельного раздела фэншуй — геомантики;
  • «признаки погребения» (му сян 墓相) — особенности расположения могилы относительно других объектов местности. Поскольку по китайским понятиям жизнь духа продолжалась и после физической смерти, то захоронение могло быть «благоприятным» и «неблагоприятным» для посмертного существования. Для живых людей учитывались особенности погребения их родителей и близким родственников, поскольку это могло влиять на судьбу еще живущих потомков.

Ранняя китайская физиогномика строила предсказание на основе анализа трех основных черт: особенностей фигуры человека (син 形), — худой, полный, грубоватый и т.д; его внешнего вида или облика (сэ 色), куда относится «все, что есть на коже», в том числе цвет и черты лица, формы носа, лба, состояние кожных покровов; и наконец энергии или пневмы-ци (氣), что относится в основном к душевному настрою человека, его здоровью, проявлению болезней.

Внешняя форма тела рассматривается в динамике изменений: человек сначала может быть худ, затем располнеть или огрубеть, причем такая динамика анализируется через взаимодополнение и взаимоотрицание пяти стихий. Если переход осуществляется по линиям взаимодополнения пяти стихий, то это благоприятный признак, если как взаимоотрицание — неблагоприятный признак.

Схема взаимодополнения или взаимопорождения — «сяншэн» 相生(внешний контур) и взаимоотрицания или взаиморазрушения сянкэ 相克 (внутренний контур) пяти стихий

Деление особенностей тела человека в соответствии с пятью стихиями или первоэлементами (металл, дерево, огонь, вода, земля) является ключевым в китайской физиогномике и соответствует традиционной пятитеричной форме обозначение как физиологии человека, так и внешнего мира. При этом для каждого термина существует широкий комплекс признаков, не переводимых одним понятием. Например, стихия Металл соответствует чертам человека, обозначаемым как «фан» 方 — дословно «квадрат», что означает угловатые, «квадратные» черты как лица, так и всей фигуры. Стихия Дерево соответствует «шоу» 瘦 — «худой, тонкий, истощавший». При этом существует и понятие «бао» 薄 — «тощий, болезненно истощавший», что противопоставлено нормальной «плотной» фигуре.

Воде соответствует понятие «фэй» 肥 — «толстый, полный, ожиревший», стихии Огня — «цзянь» 尖 — застроенный, в том числе застроенные черты лица и фигуры, также отличающийся худобой, пронзительным голосом и т.д. Стихии Земля соответствует понятие «чжо» 濁 — «грубый, неотесанный», «с низким грубым голосом», грязный, развратный.

Комплекс всех этих признаков определяет далеко не все в жизни человека. Хотя физиогномика выводит успех и неудачу в жизни человека именно из внешних признаков, но рассматривает их как предварительные знаки — соответственно благоприятные и неблагоприятные. Не случайно тексты указывают, что если человек не будет совершенствовать себя, то все благоприятные признаки так и останутся нереализованными. Таким образом «признаки» не окончательно детерминируют судьбу человека и при правильных занятиях духовной пратики можно изменить и неблагоприятные предначертания

Особенности строения лица из текста по физиономике XVIII в.

О трактате «Фэн цзин» — «Зерцало лика человека».

Название трактата «Фэн цзин» можно перевести как «Зерцало лика человека», «Зерцало облика», возможен и другой перевод «Распознавание по облику», учитывая, что само выражение «фэн цзин» в целом может обозначать физиогномику

Чаще всего тексты по физиогномике входили в качестве составной части в различные энциклопедии (лэй шу 類書), объединявшие самые разные области знания — от ритуалов и медицины, до военного дела и ведения домашнего хозяйства. Приведенный ниже текст является частью энциклопедии «Югуань чжаошэнь цзю» (цзюань 1.4-9) (玉管照神局 «Свет духа, что исходит из яшмового пенала для кистей»), который в свою очередь является частью большой коллекции «Сыку цюаньшу» («Собрание книг по четырем разделам») . Сам трактат был составлен выдающимся интеллектуалом и чиновником Сун Цицюем (885-958) в эпоху Сун и представляет собой одно из самых ранних изложений искусства физиогномики.

Существует как минимум два других, более поздних, варианта этого текста, имеющие некоторые различия. Один встречается в трактате «Шэньсянь цюаньбянь» («Обсуждение деяний бессмертных») в главе 6, другой в «Тайцин шэньцзянь (太清神鑑 «Зеркало духа великой чистоты») составителя Ван Пу (915-959). Если эти два текста между собой во многом совпадают, то от первоначального варианта, они отличаются весьма заметно. Прежде всего более поздние тексты несколько короче (ок. 1400 иероглифов против около 1560 в раннем тексте). Хотя по содержанию и трактовкам физиогномических признаков все тексты совпадают, более поздние версии отличаются некоторыми вариациями в иероглифах, а также снабжены пояснениями.

Хотя текст имеет безусловную внутреннюю логику, очевидно, что в него включены ряд коротких пассажей, не всегда совпадающих с логикой изложения. Ряд исследователей пытались придать стройность тексту и включали нумерацию абзацев, однако она также не позволяет полностью сгруппировать текст по логическим отрывкам.

Перевод выполнен по изданию Югуань чжаошэнь цзю» (цзюань 1.4-9) (玉管照神局 «Свет духа, что исходит из яшмового пенала для кистей»), Сер. Сыку цюаньшу, Тайбэй, 1975

Иллюстрация из наставления «Речитативы циркуляции ци для достижения столетнего долголетия» («Байсуй люнянь юньци гэ» 百岁流年运气歌). Лицо разделено на сектора в соответствии с циклическими знаками для составления предсказания.

«Зерцало лика человека».

Человек рождаясь, получает свое ци от Воды и принимает свою внешнюю форму от Огня. Вода воплощается в семя-цзин и волю-чжи, а Огонь — в дух шэнь и сердце-разум (синь). Сначала семя-цзин приходит в гармонию, а затем рождается дух. Сначала рождается дух, а затем формируется и внешняя форма. Когда внешняя форма сформирована, после получают свое окончательно воплощение все физические проявления.

Мы знаем, что то, что находиться снаружи, именуется «телом» или «физической формой» (син), а то, что рождается в сердце, именуется «духом». То, что находится в крови и плоти, именуется «ци», а то, что находится на коже, именуется «внешним видом» (сэ).

По своей внешней форме (по структуре тела) человек может принадлежать стихии Металла, Дерева, Воды, Огня и Земли, а также быть подобным птицам и зверям.

Металл означает угловатые, «квадратные» черты, Дерево означает худобу, Вода — полноту и ожирение, Огонь — заострённость черт, Земля — грубые черты. Тот, кто подобен Металлу, тот и воплощает себя как Металл: он крепок, решителен и глубок. Тот, кто подобен Дереву, тот и воплощает себя как дерево: он зажиточен и удачен в своих сбережениях. Тот, кто подобен Воде, тот и воплощает себя как Вода: он одарен в писаниях. Тот, кто подобен Огню, тот и воплощает себя как Огонь: велик он как воин. Тот, кто подобен Земле, то и воплощает он себя как Земля: будет он владельцем множества коробов и амбаров.

Те, кто напоминают птиц, обычно худы. Те, кто напоминают животных, обычно толсты. Толстым птицам не взлететь, а у худых мало сил. Например, тот, кто своей формой напоминает феникса, обладает изогнутыми бровями и яркими глазами. Его внешний вид и тело чисты и худы. Тот же, кто напоминает носорога или тигра, обладает выпирающими бугорками на макушке головы. Его подбородок и щеки округлы и полны.

Эти типажи благородны, те же кто противоположен им — низки.

Человек, чья внешняя форма соответствует стихии Дерева, в основном худ, а видом своим моложав. Он худ, но не истощен, моложав, но не инфантилен. Он моложав и худ, а поэтому строен и наполнен. Если был бы он истощен и инфантилен, то оказался бы грубоватым и опустошённым. Люди в этом мире рассуждают о стихии Дерева, но знают они лишь то, что такой человек внешне должен быть худощав. Но не известно им, что может быть он грубоват (неотесан), подобно сосне или кипарису, при этом корень такого дерева наполнен, а его листья свежи.

Когда мы говорим о стройности и наполненности, мы сравниваем такого человека с платаном. Когда же внутри его корни пусты, а снаружи он не крепок, то зовем мы такое дерево грубым и пустым.

Так как же можно, рассматривая стихию Дерева, сваливать в одну кучу разные понятия и рассуждать о них?

Когда тип стихии Дерева воплощен не в чистом виде, обычно он включает в себя часть Металла, но может также содержать Воду, Огонь и Землю. Когда тип стихии Огня не абсолютно чист, он содержит в себе Воду, но также может иметь включения Металла, Земли, Дерева. Когда тип стихии Земли не абсолютно чист, он содержит в себе Дерево, но также может иметь включения Воды, Огня, Металла.

Когда [человек несет в себе черты] взаимодополнения пяти стихий, то это является благоприятным знаком. Когда же [человек несет в себе черты] взаимоотрицания стихий, то это — неблагоприятный знак. Например, вначале жизни человек может быть худым, то есть он принадлежит к стихии Дерева. Однако в середине [жизни] он обретает грубоватые черты, то есть принадлежит к стихии Металла. А затем он может располнеть, то есть принадлежать к стихии Воды, а еще может быть солидным (массивным) , то есть принадлежать к стихии Земли.

Если человек вначале был худ, а затем становится полным, то это значит, что Вода порождается из Дерева. Если же затем он приобретает солидный вид — это значит, что Земля проявилась из Дерева.

Если вначале он был худ, а затем принимает грубоватый облик, то означает это «задержку». Если же вначале он был худ, а затем располнел или стал солиден, то это означает «развитие».

Простолюдины стремятся к накоплению богатства, чиновники — к прибавлению знания. Если Дерево получает небольшую задержку из-за Земли, то человек все равно может получить должность начальника уезда. Но если влияние Земли глубоко, то станет он начальником области.

Также если обладает такой человек квадратным лицом и крепкой спиной, то говорим мы, что принадлежит он и к стихии Дерева, и к стихии Земли. Пойдет такой человек на государственную службу: если направится по военной линии, то остановится на том, что будет находиться в длинном ряду чиновников, а если направиться по гражданской линии, то остановиться на том, что будет ожидать вакансии. Но если будет он принадлежать стихии Дерева безо всякого включения Земли, то добьется самой высокой позиции.

[Рассуждая] о духе внутри человека, желательно, чтобы он был глубок, и не желательно, чтобы был он поверхностен. Когда дух глубок, то и мудрость будет глубока. Если же дух поверхностен, то и мудрость будет поверхностна. В использовании [дух] раскрывается через глаза. Когда же он соединяется, то сосредотачивается в сердце.

Смотри на него с близкого расстояния — и будешь очарован, смотри на него издалека — и будешь напуган. Во взгляде его есть сила, а когда он спит, а если он засыпает, то легко его пробудить. Взгляд такой подобен большому светильнику — это часть его сердца. Зовем мы это [проявлением] духа, а когда светильник [духа] разгорается, то зовем это «сиянием духа». Когда сияние распространяется во все четыре стороны, то и будет это [светлой] душой-по.

Масло [в лампаде] соответствует семени-цзин. Когда масло чисто, то и огонь лампады ярок, — вот именно об этом я и говорю!

[Говоря] об энергии-ци в человеке, то должна быть она крепка и созвучна чистоте, и не может быть груба и звучать, словно громкий крик. Когда внутри себя ты обрел равновесие, то и воля твоя стала искренней. Когда ты расслаблен снаружи, то и ци твое приходит в гармонию.

Есть те, чье [ци] чисто, есть и те, чье [ци] загрязнено, а есть те, у которых загрязнение пребывает в самом центре пустоты, равно как и те, у которых чистота пребывает в самом центре загрязнения

Порассуждаем для примера о ци жителей области Чжэ и области Хуай. Ци жителей области Чжэ тяжёлое и не светлое, а жителей области Хуай — светлое и не тяжёлое. Ци южан чистое, но не плотное, а северян — плотное, но не чистое. Когда распространяется ци начала Ян, то горы и реки становятся прекрасны и цветущи. Когда появляются солнце и луна, то и Небо и Земля изучают сияние. Все это и есть [проявления] ци.

Внешний вид человека, хотя и определяется в основном по коже, должен быть солидным и не должен быть легкомысленным. А поэтому стремись к сосредоточенности и избегай рассеянности. Рождается это все из внутренних и внешних свойств пяти органов . Именно они придают всему телу сияние и гладкость [коже]. Госпожа Тан Цзю так говорила: «Если солнечного света недостаточно, то влияет это на внешний вид. Если человек получает [много солнечного света], то снаружи это отражается в том, что в тело его пребывает радость. Если же теряет его, то уныние поселяется в его сердце.

Существуют старый и моложавый облик. «Моложавым» мы называет того, чьи годы уже солидны, но вот внешний облик его несет черты более молодого. Обладать внешним обликом пожилого — это благоприятный знак, а обликом моложавого — знак неблагоприятный.

Однако методы физиогномики не ограничиваются только такой оценкой внешнего облика. Помимо «моложавости» во внешнем виде существует также еще «три сияющих» и «пять влажных» [типов кожи] . Есть также «три тусклых» и «пять сухих» [типов кожи].

Среди [различных типов сочетания] внешнего вида и духа бывает так, что физическая форма избыточна, а дух недостаточен. Бывает и так, что дух избыточен, а физическая форма недостаточна. Те, в ком физическая форма избыточна, а дух недостаточен, на первый взгляд кажутся могучими, а присмотришься пристальнее — оказываются они чахлы и глупы. Те, в ком дух в избытке, а физическая форма недостаточна, на первый взгляд кажутся чахлыми, но присмотришься пристальнее — оказываются они цветущими и просветлёнными. Те же, кто в избытке обладает и физической формой, и духом, даже если ты и не знаешь об этом, радуют они твой взор. Те же, у кого в недостатке и физическая форма, и дух, оказываются отталкивающими для других, даже можно у них ничего больше и не спрашивать.

Внешняя форма и дух должны взаимно отражать друг друга. Ци и внешний облик должны взаимно поддерживать друг друга. Если дух целостен, то и внешняя форма целостна. Когда ци целостно, то и облик целостен. Дух может сберегать ци, но ци не способно сберегать дух. Ци может сберегать внешний вид, но внешний вид не способен сберечь ци. И таким образом именно во внешней форме пребывают другие начала. По внешней форме человек может быть полным или тощим. Полный — это благоприятный знак, тощий — знак неблагоприятный.

Среди людей в этом мире нередко встретишь таких, кто добивается удачи в достижении своих целей. Вначале [жизни ] они осуществляют все, чего желают. Но случается, в середине они сталкиваются с препятствиями, не осуществляют задуманного и умирают. И все это из-за того, что по характеру своему они узки и не способны вмещать в себя множество вещей. Тонкие стены легко обрушить, невыдержанное вино легко превращается в уксус, тонкая бумага легко рвется, тощие люди быстро умирают. Когда стихии Вода и Земля истончены, то они недостаточны для того, чтобы удерживать темные [дождевые] облака. [Тощие люди] не способны оценивать свои недостатки, но лишь постоянно говорят об ошибках других. Они преследуют и обирают других ради своего блага. В лицо [человеку] с ним соглашаются, а за его спиной все отрицают. Они непочтительны к близким родственниками и старшим, зато благолепствуют перед чужаками. По своей природе они поверхностны и бесцеремонны, но делают вид, что глубоки и вдумчивы. Они меняют неизменное и отбрасывают добрые старые нравы. Они забывают о милосердии и пренебрежительны к людям. Даже не добившись высокого положения, они уже переполнены гордыни. Не став богатыми, они уже ведут себя высокомерно. Даже не завершив обучения, они уже самодовольны. Вот так ведут себя очень тощие люди.

Такие люди не только обладают болезненным видом, но еще и укорачивают свои годы, да к тому же навлекают несчастья на своих детей и внуков.

Признаки долголетия проявляются отнюдь не в могучем облике. Если зрачки запали и плавают, то говорит это о скорой встрече с Небом. Бывает и так, что люди могучего облика, если по натуре своей они широки и характером щедры, то являют собой пример взаимного равновесия внешнего облика и ци. Но если в суждениях своих они узки и односторонни, говорим мы, что в их душе есть несоответствие.

Обычные люди знают лишь о том, что признаком долголетия являются волосы, что растут из бровей и из ушей. А еще больше о долголетии свидетельствует то, что кости [лба] у человека доходят до ушей, центральная часть лица [т.е. нос] — выступает, и все знаки очевидны. Но не ведают они, откуда все это возникает. Все заключено в сути семени-цзин и ци, [особенности] же костей лишь проявляются из семени и спинного мозга. Только после этого волосы появляются из бровей и ушей.

Лишь после этого все знаки становятся очевидными и лишь после этого центральная часть лица человека начинает выступать вперед. Подобно это тому, как сначала у дерева формируется крепкий корень, и лишь потом сверху появляются ветви и листья. Да и светильник ярок лишь тогда, когда в нем есть масло. Когда семя-цзин в достатке, то и человек умиротворён.

Как говорила госпожа Тан: «Все люди знают, что кости тигра и зрачки дракона являются благоприятными знаками. Все также знают, что выступающее вперед адамово яблоко и зубы — неблагоприятными знаки. Но благоприятный знак не обязательно всегда означает удачу, а неблагоприятный — не всегда является предвестником несчастья»

Хотя выступающие вперед адамово яблоко и зубы являются неблагоприятным признаком, иногда это может быть благоприятным знаком для природных данных человека, и [такой человек] может добиться большой знатности. Но вот заботится он будет лишь о собственной выгоде, а не о выгоде жены и детей.

Среди знатных людей существует немало таких, кто обладает «тремя застроенными» и «пятью выпирающими». Их можно принимать [на должность] лишь в том случае, если дух и ци их глубоки и чисты. Такие люди, чей дух и ци глубоки и чисты, телом своим умиротворены и формой спокойны. Они не идут, если кто-то сказал им сделать это, и не останавливают лишь потому, что кто-то промолчал. Они не приходят в возбуждение от чужих прелестей, но и не отворачиваются от них. Они умиротворены и спокойны, тщательны и элегантны. Люди, подобные этим, всегда знают меру.

Сегодня многие люди наслаждаются знатностью и богатством, но в сердце своем не знают меры. И много из них таких, кто не испытают от этого радости. Люди, чей дух и ци умиротворены и спокойны, в душе своей расслаблены и свободны. Именно это и зовется «спокойным сердцем».

Встречается множество задержек в развитии тела, ци и внешнего облика. Если тело человека задерживается [в своем развитии] на восемь лет, то он окончательно загрязняется. Если дух задерживается [в своем развитии] на четыре года, то сам человек становится чёрствым. Если ци [в своем развитии] задерживается на три года, то и сердце приходит в опустошение. Если физический облик задерживается в своем развитии на один год, то дух приходит в истощение.

Существуют начала Инь и Ян, Ян не может вобрать в себя Инь, а Инь не может вобрать в себя Ян. Например, если мужчина обладает признаками женщины, то он слаб и не может соответствовать своему положению. Если же женщина обладает признаками мужчины, то она пытается играть главенствующую роль и не сможет найти себе мужа. Женщины должны быть мягки и послушны, а мужчины — сильны и прямы.

Жена порядочного человека должна быть достойна уважения и не кокетлива. А вот девушка из публичного дома кокетлива и не пользуется уважением. Однако среди обычных людей, много тех, кто, оценивая внешние признаки, смотрят лишь на лицо, но никогда не задумываются над тем, в чем суть таких признаков.

То, что касается костей — все люди обладают ими в бровях, носу и в челюстях. У благородного человека эти кости рождаются прямо изнутри семени и костного мозга, а поэтому они красивы и уточнены. У низкородных и бедных людей кости эти выступают прямо на поверхности, а поэтому грубы. Скулы у обычных людей сверху доходят прямо до ушей. Если они не переходят [границы уха], то такой человек обладает долголетием. Если они не проявлены и не переходят границ, то обещает это богатство. У людей, что занимают должности инспектора, кости эти доходят с обеих сторон до линии роста волос. Те, кто служат в одном из двух императорских секретариатов, то у таких кости доходят до висков. У начальников префектуры идут они вверх и доходят до самых уголков глаз

Низкие скулы говорят о том, что их хозяин владеет амбарами и слугами. Если же нижняя часть под скулами имеет изъяны, то такому человеку не найти жилища даже для самого себя. Так как же он сможет иметь слуг, чтобы управлять ими, да еще и наполнить амбары?

Тот, кто способен прозревать далекое, у того и мудрость далека. Тот, кто прозревает высокое, у того и мудрость высока. Тот, кто видит лишь низкое, у того и мудрость низка, а кто смотрит искоса, у того и мудрость злобна. Те, у кого зрачки все время вращаются, убивают людей. Тот, у кого взгляд бегает то вверх, то вниз — это взгляд непостоянного человека, и никогда ему не основать своего дела. Тот, кто обладает Небом (красивым лбом) — благороден, тот, кто обладает Землей (красивым подбородком) — богат. Тот, кто обладает Человеком (красивым носом) отличается долголетием. Но тот, кто одарен и Небом, и Землей, и при этом не совершенствуется в людских делах, лишь впустую растратит все эти благоприятные признаки.

 Примечания

«Югуань чжаошэнь цзю» (цзюань 1.4-9) («Свет духа, что исходит из яшмового пенала для кистей»), сост. Сун Цицю. Сер. Сыку цюаньшу (Издание Тайбэй: Тайвань шанъу иньшугуань, 1975) 玉管照神局. 臺北 : 臺灣商務 印書館, 1975

Тайцин шэньцзянь («Зеркало духа великой чистоты») составитель Ван Пу, ксилограф, 1843 太清神鑑

В варианте » Шэнсянь цюаньбэнь»: «Жизнь человека определяется семенем и духом

Материальные желания (сэ色) — мир чувственного, внешних фоорм

В тексте дословно идет речь о «луань фэн»鸞鳳, что можно понять, что они напоминают «птицу луань и феникса-фэн». Луань — красный феникс с ярким оперением. «Луаньфэн» — также обозначение просто феникса. Другое значение этого слова — «благородный господин», «правитель».

Этот раздел присутствует только в самом раннем варианте текста и отсутствует в позднейших. Этот пассаж можно встретить в качестве комментария некоего Чэнь Тунаня 陳圖南 на 1-ю главу в «Шэнсянь цюаньбэнь»

Грубоватые черты или «грубый» (цу 麄) может также пониматься как «неотесанный», «угловатый» , «заострённые черты»

Солидный (хоу ши厚實) означает плотно сбитого, крепкого, массивного человека. Это отличает его от «фэй» (肥) — толстого, ожиревшего человека, который принадлежит к стихии Воды

«Жители из области Чжэ»浙人- жители приморской провинции Чжэцзян, «жители из области Хуай淮人- люди, проживающие вдоль реки Хуайхэ в южной части провинции Хэнань и провинции Аньхуэй.

Пять органов (у цзан 五臟): сердце, печень, селезенка, легкие, почки

Тан Цзю 唐擧 являлась одной из самых знаменитых женщин-мастеров по физиогномике конца эпохи Чжаньго (Сражающихся царств, III в. до н.э.), которая происходила из царства Лян (на территории нынешней провинции Шэньси). Он ней рассказывается в трактате «Сюнь-цзы»: «По лицу определяла она счастье и несчастья, видела зловещие и благовещие знаки» Одно из преданий из «Исторических записок» («Ши цзи», цзюань 79 «Цюаньфу лун» 史記, 潛夫論) рассказывает, что именно Тан Цзю сделала точное предсказание Ли Сы — будущему премьер-министру будущего император Цинь Шихуан-ди: «Через сотню дней ты получишь власть в государстве».

Дословно «покрывается пылью» (чэн ай塵埃)

В версии «Шэнсянь цюаньбэнь» этот параграф изложен по другому: «Мужчина не должен обладать чертами женщины, а женщина не должна выглядеть как мужчина. Инь и Ян противоположны друг другу, а поэтому неправильное их сочетание сокращает человеческую жизнь. Муж и жена принадлежат к разным типам: женщина должна быть мягка и покорна, мужчина должен быть силен и решителен. Женщина — соответствует началу Инь и в основе свой она спокойна. Не должна она смеяться прежде, чем с ней заговорят. Честная жена должна быть строга и не кокетлива, а вот девушка из публичного дома должна быть обворожительна и не не пользуется уважением» .

Инспектор (цзянсы 監司) — чиновничья должность в Китае, который исполнял функции надзора

Два секретариата (лян фу) -в Чжуншушэне中書省- императорский секретариат и в Шумиюане 樞密院- тайном совете

Здравствуйте уважаемые читатели блога «Технологии чтения» !

Эту статью я посвящу эзотерике.

Но не в том смысле, что будем управлять судьбой посредством мыслей и энергией привлекать события. Нет. А вот использовать интересные и полезные эзотерические знания для развития наших качеств это мы попробуем.

Возьмем к примеру такое качество как, наблюдательность .

Ведь по сути дела уметь наблюдать — означает уметь видеть детали в предмете/явлении, которые не замечают другие.

Но как можно заметить, а тем более отличить одно от другого, если не знаешь — а из каких собственно частей состоит предмет и как правильно он описывается. Ведь нужно не только иметь возможность видеть, но и знать – что нужно видеть в том или ином объекте наблюдения .

Типологии

С давних времен люди пытались классифицировать однотипные свойства объектов в так называемые Типологии .

Например, существуют типологии человека по темпераменту: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. По типу строения тела: астеник, нормостеник, гиперстеник.

Или деление по знакам Зодиака или году китайского календаря.

Аналогично типовые свойства замечали в линиях ладони – возникла хиромантия , в расположении предметов — фэн-шуй , в почерке – графология и тд.

Было также подмечено, что люди с одинаковыми чертами лица очень часто имеют и схожие черты характера. Так возникла физиогномика.

О ней сегодня и пойдет речь в нашем «Книгообзоре».

Понятие Физиогномика

Физиогномика – это метод определения типа личности и характера человека и даже судьбы по внешним чертам лица. Это если кратко.

Первые упоминания о физиогномике приписывают Аристотелю. Еще ранее этим интересовался и Гиппократ.

В русский язык сначала пришло слово физиономия (от фр. physionomie) – искусство распознавать характер человека по чертам его лица.

Сегодня физиономией называют лицо, а вместо «физиономика » употребляют слово «физиогномика ».

Позже из понятия «физиономики» выделились кинесика (жесты, мимика), френология (изучение структуры черепа), окулесика (язык глаз) и др.

Принципы физиогномики

Выделим основные принципы физиогномики человека, чтобы использовать их как фундамент дальнейшего изучения.

1. Баланс и пропорции.

Изучаются пропорции одних черт лица по отношению к другим. В идеале они должны быть сбалансированы.

Для изучения лицо делят горизонтальными линиями на 3 части: верхнюю, среднюю и нижнюю зону.

2. Зоны и формы – это второй принцип.

Каждая зона управляет своим возрастом, так например, верхняя расскажет о периоде от 15 до 30 лет и от 64 до 93 лет.

Изучаются также формы лица. Какие они – продолговатые, квадратные, треугольные или другие, что позволяют дополнить характеристику человека.

Интересные исследования, провел в начале XX века К. Хутер. Он также разделил лицо на 3 части и показал, что верхняя часть (лоб) определяет мыслительную деятельность, средняя — чувственную и духовную, нижняя – любовь к наслаждениям и выгоде.

Арабский физиогномист Абуль-Фарадж (1226—1286) в «Книге занимательных историй» привел описание внешности человека и ее связь с характером.

Некоторые выдержки:

— Сильный, смелый человек: слегка продолговатое лицо, глубоко сидящие глаза, большой лоб, «орлиный» нос, жесткие волосы, густые брови, узкие губы.

— Любитель мудрости: красивое лицо, светящиеся силой глаза, тонкие губы.

— Медлительный человек: толстый кончик носа, большие уши.

3 . Сис тема позиций.

В китайской системе чтения лица – выделены специфические позиции на лице и они отвечают за определенный возраст. Всего 99 позиций.

Например, 37 лет – позиция 37 (зрачок левого глаза). Особенности этой позиции будут характеризовать человека в 37 лет.

Каждая позиция имеет свои особенности, а некоторые из них являются наиболее важные.

Так позиция 19 (в области лба) отражает судьбу и характер, унаследованный с материнской стороны. А позиции 44 связана со средним возрастом (это середина носа).

4. Пять важнейших черт.

Их выделено пять: брови, глаза, нос, рот и лоб .

Изучаются и другие черты лица: желобок на верхней губе, морщины, родинки, скулы, челюсти, подбородок.

В целом, это очень интересный способ анализа и самоанализа. Лишний повод взглянуть на себя и отвлечься от суеты. А при тщательном изучении — это и возможность саморазвития.

Вот такая небольшая справка. Для расширения кругозора.

И хотя физиогномика лица за тысячелетия накопила огромный массив наблюдений и гипотез, но тем не менее большинство из них не выдерживает серьёзной научной проверки. Т.е. не считается научно доказанной.

Хотя в Китае Физиогномика считалась полноправной отраслью медицины.

Однако попытки использовать физиогномику не прекращаются. Ведь многим работающим в системе «человек-человек » необходимо умение моментально получать информацию о клиенте, партнере, собеседнике. Это нужно педагогам и врачам и бизнесменам и …., да всем это нужно.

Ведь даром ясновидения обладают немногие, а о наблюдательных людях иногда говорят как о ясновидящих, ведь они видят то, что не видят другие. Потому что они знают, — как нужно видеть (наблюдать).

Вот этому навыку – учиться наблюдению и читать по лицу, я думаю можно уделить внимание и время. Никакой магии, а просто умение работать с визуальной информацией.

Хотя я не исключаю, что длительные занятия и опыт в изучения физиогномики позволит заглянуть и в будущее человека, т.е. прочесть его судьбу. Ведь физиогномика заявляет, что это также возможно. Есть шанс проверить.

Зная будущее, его можно изменить, если оно не устраивает. Ведь что такое судьба , — это колея по которой идет человек, а поскольку все мы пассивны и действуем на автомате (спим по Гурджиеву), то что-то изменить не в состоянии, пока не проснемся.

Но проснувшись и взяв на себя ответственность за свою судьбу мы можем изменить то, что не устраивает в этой колее и даже перейти в другую, более предпочтительную, собственно выстроенную.

Вот это уже некая магия, но магия осознанная, а не такая, когда «управляют энергией» не понимая, что за этим стоит и как это скажется.

У А.Маловичко, есть такая фраза «мы и с 2 % нашей физической сущности не можем разобраться, а пытаемся работать с совершенно непонятными 98 % ».

Я не против энергетики, сам в этой теме уже не один десяток лет, но то что я понял – это не стоит лезть через забор, когда рядом — калитка.

Способности будут даны человеку, когда его состояние будет готово их принять. Вот достигать такого состояния – это задача достойная и перспективная.

Подходы к изучению физиогномики

Не буду навязывать подходы, но я бы выделил три уровня ее изучения.

Первый уровень – качество наблюдения.

Знания физиогномики позволяют запоминать лица человека. Ведь так часто мы просто не можем описать или вспомнить кого-то. Для этого необходимо знать – что и как описывать, по какому алгоритму.

И здесь очень удобны подходы физиогномики – делящие лицо на зоны, области, ключевые черты и дающие краткие характеристики всего этого.
Так легче запомнить и легче описать.

Второй уровень знаний – это умение делать выводы о характере человека по анализу его лица.

Третий уровень читать по лицу судьбу человека .

Можно ограничиться и одним уровнем, но можно при желании углубить свои знания и стать настоящим физиогномистом.

В любом случае знания, почерпнутые из изучения Физиогномики могут оказаться полезными в повседневной жизни.

Искренний интерес к изучению физиогномики – это возможность естественного запоминания, а не того механического по типу «5 шагов к запоминанию лица человека». Ведь проявляя искренний интерес к изучению лиц людей – вам не придется себя напрягать, все происходит естественно, а память в таких условиях работает гораздо лучше.

Книги по физиогномике

Для изучения физиогномики написано множество книг. И среди них есть такие с которых можно начать введение в физиогномику.

Начну с двух – которых в принципе для начала достаточно.


Физиогномика. Серия «Четвертое измерение». Составитель Г.М. Новоселова. 1993 г.

В этой книге содержатся:
Тимоти Мар. Чтение лица, или китайское искусство физиогномики.
Элдар Разроев. Зеркало души.
Г. Дюрвиль, А. Дюрвиль. Чтение по лицу характера, темперамента и болезненных предрасположений.
М. Гибадуллин. Физиогномика.
Ф. Томас. Тайны лица Физиогномика.

В качестве источника информации для выработки навыка наблюдения за лицами следующая книга, наиболее подходящая для этой цели.

Попов С.В. Визуальное наблюдение .2002 г.

Помимо множества интересной и полезной информации, помогающей в визуальном наблюдении за человеком в книге приводятся подробные сведения и ориентиры для запоминания лица человека, о чем я говорил в начале – это первый уровень использования знаний физиогномики. Практичные и наиболее применимые в жизни знания.

И. Лафатер. Сто правил физиогномики .2008 г

Иоганн Каспар Лафатер (1741—1801) - швейцарский писатель, богослов и поэт.
С 1769 г. он собирал материалы для «Физиономики», которая вышла в 1772-78 гг., с множеством рисунков лучших граверов.
Публикуемый труд явился квинтэссенцией всего физиогномического опыта и гениальных прозрений Лафатера.

Иван Сикорский. Всеобщая психология с физиогномикой. 1912 г

Иван Алексеевич Сикорский (1842—1919 гг) — русский психиатр и антрополог.

Фулфер М. Искусство чтения по лицам. 2004 г
Автор — юрист с двадцатилетней адвокатской практикой, изучив множество книг по физиогномике он на практике получил опыт занимаясь тем, что более 2-х лет на различных ярмарке и фестивалях предлагал «Чтение лиц с гарантией». Это позволило ему набрать практический опыт.
Затем его стали приглашать в различные компании, он проводил обучение среди учителей, художников, фотографов, психологов, врачей, адвокатов. Его приглашали в качестве консультанта подбирать присяжных в суде. Это человек, получивший практический опыт, поэтому почитать его интересно и полезно.

Нами Тикл. Лицо- зеркало души. Физиогномика для всех. 2010 г
Интересно почитать, как автор книги пришла к физиогномике. Много примеров и описаний относящихся к психологии.

Вельховер Е, Вершинин Б. Тайные знаки лица. 2002 г

Ближе к научному и системному изложению. Исторический ракурс этой науки и глубокая детализация описаний.

Рошаль В.М. Физиогномика. Сигнатуры жизни. 2006 г
Речь идет о четырех сигнатурах: первая – лицо человека, этим занимается физиогномика. Вторая – руки, занимается хиромантия. Третья – шишки и выпуклости на голове, занимается френология. Четвертая – отпечатки на теле (родинки и тд), называется морфоскопия.
В книге:

Западный метод анализа по форме лица. Индусский метод деления на касты. Китайский метод пяти элементов. Основы классической физиогномики.

Теодор Шварц. Читаем лица Физиогномика. 2010
Популярное изложение, в качестве примеров — описание лиц известных личностей.

К книге прилагается программа на компакт диске PiterFizio, позволяющая составлять портреты.

Физиономизм. Элдар Разроев. 2005 г
Ознакомившись с Типологией, Соционикой и ТИВ (теорией информационного взаимодействия) автор нашел много общего со своей техникой анализа. Что и описал в своей книге, предложив восьмисекторную структуризацию. На рис. ниже.


Каждый сектор несет информацию о свойствах человека в определенной сфере:
1. Проницательность. 2. Духовность.
3. Настойчивость. 4. Обучаемость.
5. Практичность. 6. Адекватность.

7. Задатки. 8. Перспективность.

Следующий блок книг – книги также интересные, и хотя во многих информация повторяется, но в каждой есть что-то свое. Это тоже полезно для расширения знаний.

Список книг этого блока:

1. Б. Хигир. Физиогномика. 2006 г.
2. Анджело Репосси. Физиогномика или искусство определения характера человека по чертам его лица. 2003 г.
3. Френсис Томас. Секреты на лице. 1993 г. (Особенность книги — о связи физиогномики и астрологии).
4. Паршукова Л.П., Карлышев В.М. Шакурова З.А. Физиогномика. 2004 г (Учебник для высших учебных заведений в сфере сервиса. Интересен уже тем, что это учебник. Чему же он учит студентов — можно почитать).
5. Паршукова Л.П., Шакурова З.А. Физиогномика: читай по лицу. 2004 г. (Это уже популярное издание тех же авторов).
6. С. Панфилов. Физиогномика человеческих эмоций и характеров. 2007 г.
7. Т. Клипина, В. Леонкин, И. Грибулина. Как читать человека по лицу. Доступная каждому физиогномика. 2008 г.
8. Джонатан Ди. Китайская физиогномика. 2004 г.
9. Куай Ч. Как научиться читать по лицам. 2003 г.
10. Джонатан Ди. Читаем по лицу. Как узнать характер человека. 2007 г.
11. Джеффри Форд. Физиогномика. 2005 г.
12. Хомич Е.О. Как читать мысли человека: физиогномика. 2006 г.
13. Морок А, Разумовская К. Читаем по лицу. 2000 г.
14. Щеголев И. Тайны лица: Физиогномика для всех. 2006 г.
15. Л. Нимбрук. Физиогномика для всех. 2006г.
16. Джин Ханер. Мудрость твоего лица. Измени свою жизнь с помощью китайского искусства физиогномики. 2013 г.
17. Роза Роузтри. Чтение по лицам. Искусство видеть людей насквозь. 2011 г. Серия: Менталист.
18. Б. Лин Генри. Чтение по лицам. 2003 г.
19. Менте Бой Лафайет. Азиатские методы чтения по лицу.2005 г.

Физиогномика несет много интересных впечатлений тому, кто подойдет к ней непредвзято.

Конечно можно сказать, что это не научно, тем более, что попытки моделировать на компьютере связь облика человека и его характера не дали положительного результата.

Но все же человек не машина и наблюдательность заключается не только в том, что он по формальным признакам оценил человека и все.

Нет, он добавляет к этим признакам и свой опыт и знания в других областях, т.е. имеет целостную картину того, что видит.

Именно поэтому есть люди проницательные и действительно читающие человека как книгу.

Почему бы не попробовать?

С уважением, Медведев Николай.

Индивидуальность любого человека - это набор выраженных личностных черт, которые доминируют над остальными, развитыми существенно меньше. Именно этот набор создает нашу, столь всеми обожаемую, неповторимость. К нашему счастью, ведущих черт не сто и даже не двадцать. Их количество, как правило, варьируется от трех до пяти.

Умение разбираться в людях заключается именно в том, чтобы распознавать этот уникальный "профиль личности" и правильно интерпретировать созданное природой и социумом сочетание характеристик.

Представьте, что Вы научились видеть некий психологический "код" человека. Вам стали очевидны закономерности его поведения: как он принимает решения, что для него важно в жизни, что понравится, а что оттолкнет... Понимаете к чему я веду?

Знание о поведенческих закономерностях нашего партнера, клиента, конкурента или близкого человека даст нам возможность влиять на его решения и осознанно управлять процессом коммуникации. Дальше только этические ограничения. Надеюсь у Вас, уважаемый читатель, они есть.

Мы подготовили для Вас небольшой экскурс в психологическую физиогномику без эзотерики, угадывания и абстрактного словоблудия.

Физиогномика лица

По способу принятия решения физиогномика разделяет людей на логиков и интуитов. Разница заключается в том, что логик сначала выстраивает цепочку рассуждений, сопоставляет факты и данные, а только затем принимает то или иное решение.

Интуит действует совершенно иначе: он принимает решение, руководствуясь ощущениями (интуицией), а затем подбирает под уже принятое решение аргументацию «за». Ни то, ни другое, само по себе, не является сильной или слабой стороной. Все зависит от конкретной жизненной ситуации.

По способу принятия решения физиогномика разделяет людей на логиков и интуитов. Разница заключается в том, что логик сначала выстраивает цепочку рассуждений, сопоставляет факты и данные, а только затем принимает то или иное решение.

Интуит действует совершенно иначе: он принимает решение, руководствуясь ощущениями (интуицией), а затем подбирает под уже принятое решение аргументацию «за». Ни то, ни другое, само по себе, не является сильной или слабой стороной. Все зависит от конкретной жизненной ситуации.

Логик в ситуации меняющейся среды, требующей быстрой реакции при малом объеме вводной информации, потеряет время на сбор дополнительных данных для принятия решения. Интуит в обстоятельствах высоких ставок, требующих спокойного и вдумчивого подхода к вопросу, может довериться ощущениям и упустить очевидные сигналы опасности.

Парадокс в том, что интуиция, при должном развитии, зачастую подсказывает верное решение, ведь она является системой компетенций, неосознаваемых человеком на рациональном уровне.
В физиогномическом психоанализе показатели логики и интуиции отражены в форме головы, а точнее, в характеристиках длинноголовости и круглоголовости.

Форма головы определяется без учета высоты лба и характеристик челюсти. Эти элементы могут усиливать или компенсировать частотность принятия решений в структуре логического или интуитивного мышления, но их следует рассматривать отдельно.

Физиогномика челюсти - волевые качества

Физическая нагрузка у человека всегда связана с усилием тонуса жевательных мышц. С точки зрения эволюции - это абсолютно естественно, ведь максимально необходимое хищнику усилие для выживания - это усилие челюстей, сжимающих горло жертвы. Этот поведенческий паттерн, сжатие челюстей при физической нагрузке, перешел в ходе эволюции на уровень когнитивных и социальных процессов.

Преодолевая жизненные сложности, мы неосознанно сжимаем челюсти и «собираем волю в кулак».

Физиогномика челюсти предполагает не только изучение генетических предрасположенностей костного скелета (высота и ширина челюсти), но и приобретенных волевых качеств - развитость жевательных мышц (musculus masseter).

Волевые качества, безусловно, можно и нужно воспитывать. История полна подобными примерами.

Физиогномика челюсти - стратегии активных действий

Одну и ту же задачу разные люди, как известно, решают по-разному. Для одного, наилучшая стратегия - открытый конфликт, для другого - подстройка и манипуляция, для третьего - поступательное неуклонное давление, для четвертого - поиск нестандартных решений и т.д.

Физиогномика оценивает доминирующую стратегию активных действий через характеристики строения костей нижней челюсти. Оно и неудивительно. Сила захвата диктует возможные варианты решения задач.

Аналогия с животным миром тут, опять же, вполне уместна. Со слабой челюстью в открытом бою делать не чего. Человек интуитивно выбирает тактику, комфортную для себя и считает ее единственно верной.

Понимая типичные шаблоны поведения оппонента и свои доминирующие стратегии, вы будете объективно осознавать, что выбор тактики достижения результата должен базироваться на изучении альтернатив, а не на привычных моделях реагирования.

Некоторые физиогномические характеристики челюсти:

  • тяжелая челюсть (размер в масштабах лица) - высокая генетическая стрессоустойчивость, медлительность и поступательность в действиях, ригидность;
  • легкая челюсть - подвижность психики, уход от конфликтов, боязнь прямого противостояния, конформизм;
  • высота челюсти (вертикальное расстояние от нижней губы до кончика подбородка) - ударность, прямолинейность, боевитость;
  • ширина челюсти (горизонтальное расстояние между жевательными мышцами по линии рта) - склонность к нестандартным подходам, любовь к маневрам, уход от прямого столкновения;
  • челюсть, поданная вперед - бескомпромиссная стратегия проб и ошибок, поведенческий максимализм;
  • челюсть, поданная назад - действия с оглядкой, перестраховка от ошибок, трусость.

Большое значение для физиогномического анализа челюсти имеют, также, характеристики подбородка.

Учитывая количество и информативность показателей, нетрудно представить, сколько вариантов поведения можно смоделировать из вышеуказанных признаков и насколько точно может спрогнозировать поведение конкретного человека опытный специалист в области физиогномики.

Физиогномика рта - амбиции захвата

Размер рта в физиогномическом анализе - это амбиции завладения. Чем больше рот, тем соответственно большего размера куски хочется туда отправить.

А если точнее, чем больше у человека амбиции на захват, тем больше размер рта. И тут уже неважно, о каком аспекте идет речь: деньги, власть, знания, впечатления, путешествия и т.д.

В какой области будет осуществляться захват покажут другие физиогномические признаки, но то, что большеротый никогда не останавливается на достигнутом - это факт.

Маленький в масштабах лица рот свидетельствует об избирательности владельца. Он готов довольствоваться малым, но при этом не готов брать что попало.

Его амбиции всегда имеют обозримый горизонт и, достигнув его, владелец маленького рта, скорее всего, остановится и будет наслаждаться.

Существенное значение имеет и физиогномика губ, но этот аспект связан не столько с амбициями, сколько с областью коммуникативных способностей человека.

Губы это наша последняя линия обороны перед захватом. Ее цель - прощупать предмет завладения.

Характеристики губ напрямую отражают возможности человека чувствовать собеседника, улавливать ситуационные изменения окружающей среды и давать иную вспомогательную информацию, улучшающую возможности взаимодействия с внешним миром.

Физиогномика носа и лба

Импульсивность и рефлексивность

При анализе личности любого человека интересуют показатели конфликтности и импульсивности. Психопат, ревнивец или просто неуравновешенный человек, плохо контролирующий свои вспышки гнева, вряд ли является желаемым сотрудником, партнером по бизнесу или тем более спутником жизни.

Склонность к необдуманным, неконтролируемым действиям можно определить по нескольким показателям: покатый лоб, горбинка на носу, тонкая спинка носа.

Если такая комбинация дополнена легкой или ударной челюстью, вероятность вспыльчивости характера будет еще выше. Психоанализ причин в данном случае существенно различается, но результат будет один - жесткая принципиальность в непринципиальных вопросах.

Импульсивные вспышки гнева, склонность к эгоистическому самооправданию своих излишне жестких действий в отношении других людей. Еще пару штрихов и мы получим классический портрет ревнивца.

Высокий лоб при тяжелой челюсти дает повышенную вдумчивость и даже заторможенность в принятии решений. Такой человек предпочитает обдумывать действия и перебирать варианты, но, зачастую, забывает о необходимости приступить к самому процессу деятельности.

Тем более не понятно ему, что такое конечный результат. Его интересуют сами процессы, а до продукта ему дела нет.

Зато, при наличии широкой прямой спинки носа можно рассчитывать на высокую стрессоустойчивость и неторопливое спокойствие. Такой человек не переживает понапрасну и не торопит события. Его сложно вывести из себя, а также он не будет спорить по пустякам.

Физиогномика носогубной морщины - мотивы и цели

Структура мотивов имеет прямую взаимосвязь с приобретенным жизненным опытом, полученным в ходе социального взаимодействия. Как правило, она связана с приобретенными социальными установками обусловленными реализацией ведущих потребностей. Зачастую, истинные мотивы подменяются шаблонами мнимой социальной успешности.

Такой феномен подмены в психологии называется сдвигом мотива на цель. Он может приводить к зацикленности человека на незначимых с точки зрения развития личности, но поощряемых в обществе процессах накопительства и псевдоуспешности.

Чтобы оценить, направлена ли система внутренней мотивации человека на накопительство или им движут нематериальные мотивы, физиогномика выделяет соответствующие характеристики носогубной морщины. Ее выраженность и направление указывают на наличие или отсутствие у человека сложившейся структуры мотивов и связи с амбициями захвата.

Иными словами, направление морщины мотивов указывает на склонность человека к накопительству и, в сочетании с другими признаками, указывает на жадность или альтруизм.

Физиогномика бровей - эмоции и чувства

Для оценки структуры мотивов также необходимо обращать внимание на характеристики бровей и морщин лба. В человеке присутствуют и постоянно взаимодействуют два начала:

  • животная (индивидныая) составляющая нашего Я: потребности в безопасности, продолжению рада, физиологическом насыщении, доминировании и т.д.
  • социальные побуждения: рациональность, успешность, финансовая состоятельность, материальная независимость и т.д.

Характеристика бровей и морщин лба определяют в физиогномике баланс этих двух факторов. Естественно, во всем хорош баланс. Опишем крайние состояния.

Человек с доминирующим индивидным началом идет на поводу у своих эмоций и желаний. Он не может отказать себе ни в чем, что касается удовлетворения базовых потребностей.

В нем постоянно бушует неконтролируемый огонь эмоций, с которым тот не может справиться. Гнев, радость, печаль, страсть - все у этого человека через край. В силу низкого самоконтроля могут преобладать импульсивные или даже агрессивные действия.

Человек, находящийся во власти эгопобуждений - бездушный и бесчувственный рационалист. Он имеет высокий самоконтроль и холодный ум, эгоцентричен и не чувствителен к чужим переживаниям. Его не трогают чужое горе или радость. Все его действия обусловлены системой социальных установок, а истинные мотивы подменены целями достижения социального благополучия.

Положение и форма бровей, так же, дают информацию о доминировании абстрактного или практического мышления и некоторых других признаках.
Здесь же, в связке с мотивами, рассматривается физиогномика щеки как особенности работы человека с ресурсами и некоторые другие уточняющие показатели.

Физиогномика носа - особенности работы с информацией, любознательность и интеллект

Физиогномика рассматривает интеллект как совокупность качеств, позволяющих работать с информацией. Основные показатели в этой системе:

  • любознательность;
  • умение работать с большими информационными объемами;
  • аналитические возможности;
  • способность сохранять аналитические способности в стрессовой ситуации;
  • умение применять информацию на практике.

К примеру, любознательность можно оценить через характеристики кончика носа. Заостренный кончик будет указывать на склонность человека к поиску новой информации. Это любители инноваций, которым всегда хочется развития. Они готовы учиться и развиваться вне зависимости от возраста и жизненных достижений.

Нос картошкой, напротив, будет указывать на человека со сложившимися традициями. Такие люди привыкли базироваться на уже сложившихся и доказавших свою надежность старых схемах. Новое для них - это покушение на устои. Зато таким людям свойственна вдумчивость и системность при работе с информацией.

Умение работать с информационными потоками - характеристики ноздрей. Аналитические способности - размеры носа в масштабах лица. Аналитика в стрессовой ситуации - характеристики крыльев носа.

Данные показатели очень важны в ситуации отбора персонала, т.к. успешность выполнения бизнес-процессов связанных с аналитикой и прогнозированием, особенно зависит от уровня исполнительских способностей конкретного сотрудника.

Физиогномика скул - коммуникативные способности

Скуластые люди любят общаться. Не всегда умеют, но всегда любят. Поэтому не удивительно, что скуластое лицо само по себе чаще вызывает симпатию, чем антипатию. Во всяком случае, у скуластых людей есть предрасположенность к коммуникативной деятельности.

Если в сочетании с выраженными скулами мы видим в качестве усилителя, к примеру, выраженные губы, то коммуникативность такого человека существенно возрастает. Он уже не просто любит общаться, но и умеет чувствовать собеседника в контакте, а значит, обмен информацией будет более эффективным и комфортным.

Люди со слабовыраженными скулами, как правило, малоконтактны. Если такой человек активно стимулирует общение с широким кругом людей, то это, скорее всего, освоенный как необходимость приобретенный навык. Человеческому общению такой субъект, как правило, предпочтет книги, компьютер или телевизор, т.е. объекты, не требующие от него обратной связи.

Современное информационное пространство предоставляет неограниченные возможности для общения. Но, может быть, именно из-за того, что так много людей со слабыми скулами занимаются развитием коммуникативной сферы, в нашем мире все меньше остается места для личного человеческого контакта.

Физиогномика глаз - оценка объективной реальности и планирование

Все люди видят один и тот же мир, но воспринимают его, зачастую, совершенно по-разному. Дело не только в особенностях визуального анализатора, т.е. самих глаз. Основные расхождения происходят на стадии обработки полученных данных. Характеристики глаз в физиогномике дают информацию о структуре мировосприятия конкретного человека и о специфике его планопостроения.
Для оценки физиогномики глаз существуют следующие физиогномические показатели:

  • разрез глаз (круглые, панорамные, узкие);
  • посадка глаз (близко посаженные и широко посаженные);
  • ресницы;
  • верхнее веко;
  • нижнее веко;
  • морщины вокруг глаз.

Здесь же рассматриваются некоторые характеристики бровей и морщины, находящиеся в зоне между глазами.
Круглые глаза - приверженность быстрым решениям. Такой человек, при прочих равных, всегда выберет короткую перспективу, нежели далекоидущие планы. Это нужно учитывать, скажем, при подготовке коммерческого предложения или презентации. Увидев долгосрочную перспективу без детализации и промежуточных результатов, он вряд ли одобрит проект.

Узко посаженные глаза - туннельное планопостроение. Человек отдает предпочтение развитию какого-то одного, узкого направления, считая развитие смежных областей излишним. В ситуации необходимости развития, скажем, одного узкого направления бизнеса - это прекрасное качество.

Все силы будут сосредоточены на укреплении позиций и покорении новых горизонтов. А вот в случае необходимости расширения спектра деятельности, сотрудник с близко посаженными глазами будет везде видеть распыление ресурсов и интуитивно искать приоритетное направление, на которое можно сделать основную ставку. Остальные проекты будут быстро забыты.

Физиогномика ресниц - чувствительность

Способность вычленять из информационного потока мелкие нюансы. Женщина с длинными ресницами кажется более чувственной. Это давно подметили профессиональные обольстительницы и успешно используют удлинение ресниц при нанесении макияжа.

Физиогномика верхнего века

Удовлетворенность своим жизненным положением; наличие либо отсутствие нерешенных внутриличностных конфликтов. Сквозь полуприкрытые веки на нас смотрит либо сноб либо человек недовольный своим настоящим и прогнозирующий негативное будущее.

Физиогномика нижнего века

Бойцовские качества, жизненные силы. Провисание нижнего века, мешки под глазами, а так же синева - прямо указывают на недостаток жизненных сил, а так же сниженный функционал почек и печени. Плотное нижнее веко говорит о выраженный качествах лидера. Вспомните "сталинский прищур".

Физиогномика морщин вокруг глаз

Принципы принятия решений, доминирующие стратегии планирования, самооценка и компромиссы. Как человек привык решать задачи. Какие стойкие когнитивные связи у него наработаны за время приобертения опыта. Важные морщины. Понимая их, можно довольно точно предугадать вероятные направления действий человека.

Физиогномика морщин лба - жизненные убеждения

Морщины лба у человека появляются в разном возрасте. Это обусловлено различным временем прохождения личностью периодов развития. Появление морщин лба как таковых говорит о появлении глобальных жизненных представлений или метастратегий.
Прежде всего, сам факт формирования таких морщин указывает на некие сложившиеся устойчивые принципы и наличие у человека собственной картины мира. Какова эта картина, нам помогут разобраться не только сами морщины лба, но и другие физиогномические признаки. Наличие сформированных морщин ни в коем случае нельзя рассматривать как некую неисправимость. Под влиянием жизненных обстоятельств могут пошатнуться любые устои. Мы ведь знаем, психика человека пластична и способна к трансформациям практически в любом возрасте.

Физиогномика горизонтальных морщин лба выделяет четыре основные метастратегии:

  • лидерство;
  • склонность к милитаризму и агрессии;
  • гуманистические ценности;
  • служение и подвижничество.

Морщины лба, как правило, не симметричны, имеют разрывы и искривления. Этот рисунок нужно уметь читать и интерпретировать.
Физиогномика морщин лба - метастратегии

Физиогномический анализ как метод диагностики личности

Физиогномика дает подробный и достоверный психологический портрет личности. Знание признаков и понимание закономерностей физиогномического психоанализа позволяют использовать данную методику практически во всех областях деятельности, связанных с коммуникацией: выявление личностных особенностей при отборе персонала, определение черт характера сотрудников, подготовка к переговорам с партнерами и конкурентами, межличностные взаимоотношения и т.д.
Особое значение в физиогномике играет навык компоновки и интерпретации взаимоусиливающих и компенсирующих комбинаций физиогномических признаков. Физиогномика - это не только наука, но и искусство, которое с незапамятных времен так и называется: искусство читать по лицу.