Сенситивный период подросткового возраста. Сенситивные периоды актуализации сущностных сил подростков. От чего зависит возможность избавления от синдрома Маугли

Сензитивные периоды развития - Возрастные интервалы индивидуального развития, в течение которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира.

Психическое развитие в онтогенезе представляет собой последовательный ряд переходов от одной ступени развития к качественно другой. Первостепенное значение при этом имеет возрастная чувствительность к окружающему. Неодинаковость возрастной чувствительности в разные периоды детства, временное повышение ее уровня и изменение направленности приводят к тому, что в годы созревания закономерно наступают сензитивные периоды, когда обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях, а затем эти возможности постепенно или резко ослабевают. При этом на одних возрастных этапах имеются предпосылки развития чувствительности к одним сторонам действительности, на других - к другим.

Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности. Психологические особенности детей этого возраста, такие, как авторитетность для них учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность, содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают учение. Их умственная активность направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять, подражая, учебные действия и высказывания.

Младшие подростки сензитивны к внеучебным делам, которые им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. Они склонны к деятельности со сверстниками. Наибольшее проявление у них имеет потребность в самоутверждении и безоглядная готовность действовать.

Старший школьный возраст сензитивен к освоению своего внутреннего мира. Старшим школьникам свойственна не всегда замечаемая, огромная внутренняя работа: поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.

Важно различать тесно связанные между собой, но не тождественные виды детского развития: функциональное, прямо зависящее от овладения ребенком отдельными знаниями и способами действий, и собственно возрастное развитие, которое характеризуется новым психофизиологическим уровнем, новым планом отражения действительности, новыми видами деятельности.

Распространено заблуждение о том, что с возрастом, по мере умственного роста, внутренние условия развития становятся во всех отношениях более благоприятными. Надо помнить, что каждый период особо благоприятен (сензитивен) для развития психики в определенном направлении. Сензитивные периоды (каждый детский возраст по-своему сензитивен!) указывают на качественное своеобразие отдельных этапов развития и на огромные потенции детства.

С переходом на новую возрастную ступень изменившиеся внутренние предпосылки умственного развития не только надстраиваются над предыдущими, но и в значительной мере вытесняют их.

Индивидуальное развитие психических процессов и свойств будет протекать тем успешнее, чем больше возможностей для него получит ребенок в соответствующий сензитивный период. Окружающие его взрослые должны помнить о том, что в первую очередь они сами создают социально-педагогические условия, в которых наиболее полно может осуществиться развитие индивидуальности ребенка. Не упустить времени, помочь полностью раскрыться индивидуальным свойствам в наиболее благоприятный для этого момент - задача и родителей школьника, и его учителей.

Также называемые "сензитивными", являются такими промежутками времени, когда создаются особенно благоприятные условия для формирования у человека определенных навыков и умений, видов поведения и психологических свойств. Родителям маленьких детей следует знать об их наступлении, готовиться к ним, чтобы ребенок в максимально удобных для него условиях впитывал полученные знания.

Основные периоды развития и восприятия мира

Известный итальянский воспитатель и педагог Мария Монтессори, долго наблюдавшая за растущими детьми, создала авторскую методику раннего развития. В ней она выделила несколько периодов для эффективного развития определенных сторон психики. Автор методики приходит к выводу, что такие условия человек имеет только один раз в жизни. Если он не успеет овладеть знаниями в определенные сенситивные периоды, то никогда уже не будет настолько к ним восприимчив. Она называет примерные сроки наступления каждого из них, но каждый родитель должен следить за своим ребенком, ведь никогда нельзя твердо сказать, сколько продлится этот промежуток времени.

Следует подготовиться к обучению малыша. Знания о существовании таких периодов и об индивидуальных особенностях своего ребенка помогут любящим родителям оптимально составить план занятий. Вот основные сенситивные периоды, выделяемые Монтессори:

  • развитие речи - с рождения до 6 лет;
  • восприятие порядка - с рождения до 3 лет;
  • - с рождения до 5,5 лет;
  • восприятие маленьких предметов - с 1,5 до 6,5 лет;
  • развитие движений и действий - с 1 до 4 лет;
  • развитие социальных навыков - с 2,5 до 6 лет.

Как уже говорилось, каждый ребенок индивидуален в своем развитии. Любые сенситивные периоды могут наступить незаметно, и нужно быть готовым к любому из них.

Стоит обратить отдельное внимание на качеств ребенка, ведь важна в течение всей жизни. Энергичные движения приводят к насыщению крови кислородом. Последняя, в свою очередь, питает клетки мозга, ответственные за Сначала ребенок начинает интересоваться отдельными движениями, повторяет их за родителями, затем его привлекает процесс из нескольких действий, когда нужно держать равновесие или выражать чувства жестами.

Как использовать критические и сенситивные периоды

Время окончания любого периода, когда ребенок овладел определенными знаниями и умениями, приводит к переосмыслению существующей ситуации, к определению своего места в социальном мире. Эти моменты называют "критическими периодами", когда человек меняется в чертах личности за очень короткий период.

Конечно, для самых маленьких детей примером для подражания являются родители, особенным влиянием обладает мама. Поэтому нужно внимательно контролировать свои действия, любые реакции на происходящее, ведь ребенок копирует мамино поведение. Для детей постарше очень актуально посещение групп или садов, где обучение проводится в соответствии с авторской программой Монтессори: там за каждым малышом наблюдают заботливые воспитатели, все в меру, есть любые материалы, требуемые для эффективного обучения в любой из сенситивных периодов.

С вступлением ребенка в новую возрастную фазу - подростковую - существенно изменяется его социальное положение в школе, семье, на улице. Им изучаются новые дисциплины, в семье на него возлагают более сложные и ответственные обязанности, он уже не играет в «эти детские игры с малышами», а стремится прибиться к юношеской «тусовке». То есть, он уже не ребенок, но еще и не взрослый. В этой связи возникает благоприятная атмосфера для воздействия на его социально-возрастное самоопределение.

К подростковому возрасту у ребенка накапливается довольно большой объем самой разнообразной информации. С вступления в новую возрастную фазу он научается выстраивать логические схемы, улавливать причинно-следственные связи. На этой основе количество полученного знания переходит в новое качество, а в купе с расширяющимся жизненным опытом у него возникает более высокий уровень самосознания, он обращает свой взор на внутренний мир и духовный облик других людей и на этой основе выстраивает устойчивый нравственный идеал. Таким образом, подростковый возраст сенситивен для формирования идеала.

Для подростков огромное значение имеет мнение, оценка сверстников и в то же время в подростковой среде существует своеобразный поведенческий устав, приоритет в котором принадлежит проявлению воли. Именно в этой связи подростковый возраст сенситивен для формирования сильной воли, в частности таких черт как целеустремленность, самостоятельность, выносливость, решительность, смелость, инициативность, выдержка, мужественность и другое.

Заметим, что все эти черты так или иначе разовьются, а если не эти, то альтернативные и направлены будут если не на созидание, то на разрушение, поэтому обществу важно не упустить шанс «воспитать гражданина».

Нравственно этический стержень личности также имеет пик своего формирования. Конечно, нравственный стержень человека начинает формироваться с осознания своего «я», т.е. с трех лет, но в этот период детства он, в основном, направляется взрослым «можно» и «нельзя», чаще всего не аргументированным и работающим, в основном, за счет самоограничения ребенка.

В совершенно иное качественное русло процесс нравственно-этического формирования индивида входит в подростковом периоде, когда подросток оценивает себя через соотношения своего внутреннего мира с внутренним миром других людей. У подростка формируется понятийное мышление, ему доступно понимание связей между конкретным поступком и качествами личности, на основе чего и появляется потребность в самоусовершенствовании.

Подростка, в процессе накопления им жизненного опыта, а также обращения его взора к литературным и киногероям начинают волновать глубоко этические вопросы о смысле жизни и человеческом счастье, о справедливости, чести и достоинстве, а также о его собственной роли в формировании нравственно-этической среды в его ближайшем окружении.

Нравственно-этические нормы подростка очень далеки от идеала, они фрагментарны и нестабильны, но они, и это более всего важно, впервые формируются осознанно и самостоятельно. Отличительной чертой этого процесса, впрочем, скоро угасающей, вернее удушенной обществом является искренность и непримиримость, вот откуда берется непримиримость к тому, что он отрицает.

В подростковом возрасте происходят существенные биологические изменения - значительный рост мышечной силы, общей стойкости организма и работоспособности, причем как и у мальчиков, так и у девочек. Возникает естественная потребность «применить физическую силу». Обозначенное обстоятельство создает более чем благоприятные условия для активных занятий спортом и физического труда как дома, так и за его пределами - труда общественного (причем не только безвозмездного, но и оплачиваемого).

В возрасте 13-15 лет у мальчиков и 12-14 лет у девочек-подростков формируется тот профиль энергетических возможностей и сократительных свойств скелетных мышц, с которым человеку суждено прожить всю оставшуюся жизнь. Поэтому в эти годы у мальчиков эффективно развивать скоростные, силовые и скоростно-силовые качества; можно целенаправленно готовить бегунов на средние дистанции и спринтеров, штангистов и борцов, метателей и прыгунов. (Заметим, что более ранняя специализация во всех этих видах спорта нередко оборачивается нарушением в развитии). Девочкам для сглаживания угловатости движений, формирования пластики и грации целесообразно заниматься всеми видами танца, шейпингом, художественной гимнастикой, легкой атлетикой. Заметим, однако, что организм подростка еще весьма далек от полного физического формирования.

Подростковый возраст характеризуется как пубертатный период, связанный с глубокой перестройкой эндокринной системы, появлением вторичных половых признаков, а также полового влечения, вызываемого обильным выделением гормонов. Это период, когда вопрос принадлежности к полу следует подкреплять поведенческими актами отношений между мальчиками и девочками, это наиболее благоприятное время формирования мужественности и женственности.

В процессе индивидуального развития имеются критические периоды, когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды. Выделяют несколько критических периодов развития. Такими наиболее опасными периодами являются:

1. время развития половых клеток – овогенез и сперматогенез;

2. момент слияния половых клеток – оплодотворение;

3. имплантация зародыша (4-8-е сутки эмбриогенеза);

4. формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3-8-я неделя развития);

5. стадия усиленного роста головного мозга (15-20-я неделя);

6. формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20-24-я неделя пренатального периода);

7. момент рождения ребенка и период новорожденности – переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация;

8. период раннего и первого детства (2 года – 7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов;

9. подростковый возраст (период полового созревания – у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет), когда одновременно с быстрым ростом органов половой системы активизируется эмоциональная деятельность.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Курс лекций по возрастной физиологии

Возрастной физиологии.. лекция.. предмет задачи и методы возрастной физиологии..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет, задачи возрастной физиологии и ее связь с другими науками
Возрастная физиология – это наука, изучающая особенности процесса жизнедеятельности организма на разных этапах онтогенеза. Она является самостоятельной ветвью физио

История и основные этапы развития возрастной физиологии
научное изучение возрастных особенностей детского организма началось сравнительно недавно – во второй половине XIX в. Вскоре после открытия закона сохранения энергии физиологи обнаружили, что ребен

Методы исследования в возрастной физиологии
Наука является полноценной в том случае, если ее методический арсенал соответствует задачам, которые ей приходится решать. Для возрастной физиологии важнейшая задача – изучение динамики и закономер

Рост и развитие организма детей и подростков
Рост – увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков. Рост осуществляется за счет процессов гиперплазии – увеличения числа клеток и количества составляющих их

Наследственность и развитие организма
Наследственность – способность живых организмов накапливать, хранить и передавать потомству наследственную информацию. Передача и хранение наследственных признаков обеспечивает

Акселерация и ретардация развития
Под акселерацией понимается ускорение темпов роста и развития детей и подростков, а также абсолютное увеличение размеров тела взрослых. Этот термин был предложен Е.Кохом (19

Развитие центральной нервной системы в процессе онтогенеза
Нервная система координирует и регулирует деятельность всех органов и систем, обеспечивая функционирование организма как единого целого; осуществляет адаптацию организма к изменениям окружающей обс

Основные этапы развития высшей нервной деятельности
Низшая и высшая нервная деятельность ребенка формируются в результате морфофункционального созревания всего нервного аппарата. Нервная система, а вместе с ней и высшая нервная деятельность у детей

Возрастные особенности психофизиологических функций
восприятие. Ему принадлежит важнейшая роль в обеспечении контактов с внешней средой и в формировании познавательной деятельности. Восприятие – сложный активный процесс,

Особенности сенсорной функции у детей и подростков
Элементарная рефлекторная деятельность человека, его сложные поведенческие акты и психические процессы зависят от функционального состояния его органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, сомат

Возрастные особенности зрительной сенсорной системы
После рождения органы зрения человека претерпевают значительные морфофункциональные изменения. Например, длина глазного яблока у новорожденного составляет 16 мм, а его масса – 3,0 г, к 20 годам эти

Возрастные особенности слуховой сенсорной системы
уже на 8-9 месяце внутриутробного развития ребенок воспринимает звуки в пределах 20-5000 Гц и реагирует на них движениями. Четкая реакция на звук появляется у ребенка в 7-8 недель после рождения, а

Возрастные особенности других сенсорных систем
Вестибулярная сенсорная система играет важную роль в регуляции положения тела в пространстве и его движений. Развитие вестибулярного аппарата у детей и подростков в настоящее в

Понятие о гормонах и эндокринной системе
Наиболее древней формой регуляции функций являлись химические вещества, выделяемые клетками. Примером могут служить такие вещества, как фактор роста нервов, фактор роста эпидермиса. Однако действие

Становление эндокринной функции в онтогенезе
Большинство гормонов начинают синтезироваться на 2-м месяце внутриутробного развития, но такие гормоны как, вазопрессин, окситоцин обнаруживаются в железах внутренней секреции плода на 4-5 месяце.

Влияние гормонов на рост организма
Ростовые процессы в организме определяются действием ряда гормональных факторов. Основным из них является соматотропин – гормон передней доли гипофиза. Под его влиянием происходит новообразование х

Роль гормонов в адаптации организма к физическим нагрузкам
В адаптации организма к физическим нагрузкам гормонам принадлежит важнейшая роль. В ансамбле эндокринных желез на мышечную нагрузку первыми реагируют симпатоадреналовая и гипофизарно-надпочечникова

Возрастные особенности количества и состава крови
Количество крови в организме человека меняется с возрастом. У детей крови относительно массы тела больше, чем у взрослых. У новорожденных кровь составляет 14,7% массы, у детей одного года – 10,9%,

Сердце и его возрастные особенности
Сердце представляет собой полый мышечный орган, расположенный слева в грудной клетке. Формирование сердца у эмбриона начинается со 2-й недели пренатального развития, а его разв

Возрастные особенности системы кровообращения
Еще одним важным показателем сердечно-сосудистой системы является артериальное давление. Оно представляет собой переменное давление, под которым кровь находится в кровеносно

Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку
По мере роста и развития сердечно-сосудистой системы изменяются и ее реакции у детей и подростков на физическую нагрузку. Возрастные особенности этих реакций отчетливо проявляются как при постановк

Развитие органов дыхания в онтогенезе
Легкие и воздухоносные пути начинают развиваться у эмбриона на 3-й неделе из мезодермальной мезенхимы. В дальнейшем в процессе роста формируется долевое строение легких, после 6 месяцев образуются

Возрастные особенности органов пищеварения
Наиболее существенные морфологические и функциональные отличия между органами пищеварения взрослого человека и ребенка наблюдаются только в первые годы постнатального развития. Функциональная актив

Особенности обмена веществ у детей и подростков
Процессы обмена веществ и энергии особенно интенсивно идут во время роста и развития детей и подростков, что является одной из характерных черт растущего организма. На этом этапе онтогенеза пластич

Энергетический обмен у детей и подростков
Обмен веществ в организме тесно связан с превращением энергии. Определить количество продуцируемой в организме энергии можно методами прямой и непрямой калориметрии. Одним из важнейших показателей

Скелет и его возрастные особенности
Закладка скелета происходит на 3-й неделе эмбрионального развития: первоначально как соединительнотканное образование, а в середине 2-го месяца развития происходит замещение ее хрящевой, после чего

Развитие мышечной системы
Развитие мускулатуры начинается на 3-й неделе. Начало почти всем поперечно-полосатым мышцам дают миотомы. У 4-х недельного эмбриона миотомы состоят из одноядерных округлых клеток, позднее – из вере

Возрастные особенности двигательных навыков и координации движения
У новорожденного ребенка наблюдаются беспорядочные движения конечностей, туловища и головы. Координированные ритмические сгибания, разгибания, приведение и отведение сменяются аритмичными, изолиров

Нарушения опорно-двигательного аппарата
Осанка.Привычное положение тела человека во время ходьбы, стояния, сидения и работы называют осанкой. Правильная осанка характеризуется нормальным положением позвоночника с его