Занятия с логопедом для детей 4 лет. Логопедические упражнения. Польза артикуляционной гимнастики

Логопедические упражнения для детей помогут развить правильную речь, важнейшую форму общения. Ребенок учится говорить, слушая речь взрослых. Артикуляцию обеспечивает сложенная работа мышц языка, глотки, гортани, неба, дыхательной мускулатуры. Отклонения слуха, даже минимальные, могут усложнять этот процесс.

К 4-5 годам у большинства детей формируется достаточно правильное, чистое произношение, все реже наблюдается уменьшение слов. К концу пятого года ребенок чаще всего способен выговаривать все звуки своего языка, хотя иногда возникают сложности с шипящими и «р». Но некоторые малыши испытывают трудности в произношении отдельных звуков. Родителей беспокоит, как помочь крохе, и может ли все пройти без вмешательства. К сожалению, обычно этого не происходит, нужны специальные занятия.

Развитие малыша с младенчества

Чтобы проблем с речью не возникало, с первых месяцев важно развивать мелкую моторику малыша. Отделы головного мозга, которые отвечают за эти функции, расположены довольно близко и тесно взаимосвязаны. Различные положительно влияют на то, как ребенок будет говорить.

Полезно делать массаж пальчиков и ладошек, предлагать для изучения предметы, отличающиеся материалами и фактурами. Хорошо для развития подходит совместное рисование, в том числе пальчиковыми красками, или теста, нанизывание бусин, пазлы, мозаика, различные шнуровки, конструкторы. Также большое значение имеет общение старших с малышом. Важно с первых недель жизни разговаривать с ним, рассказывать стихи и сказки, проговаривать свои действия.



С чего начинать логопедические упражнения?

Чтобы заняться исправлением нарушений речи крохи 4-5 лет, начать необходимо с определения, какие именно звуки малыш не может выговорить. Для этого необходимо последовательно ему показывать картинки, чтобы ребенок называл слова. Нужный звук должен находиться в разных частях слова: в начале, середине, конце. После того, как будут выявлены проблемные звуки, можно начинать с ними работать. Делать это следует с каждым по отдельности, от легких к более сложным.

Чтобы ребенок 4-5 лет научился правильно говорить, сначала необходимо работать над произношением отдельных звуков, а не слов. Важно правильно объяснить малышу, как должен быть расположен язык и губы. Ему будет проще понять и выполнить указания, если давать их в игровой форме. После того, как у крохи будет получаться, необходимо вводить выученный звук в повседневную речь. Это процесс часто небыстрый и может занять не один месяц. В это же время следует приступать к работе над следующим звуком.



Занятия необходимо начинать с особой разминки для языка и губ. Делают ее сидя, в таком положении у ребенка спина выпрямлена, а тело расслаблено. Важно, чтобы он видел лицо взрослого и свое лицо. Так он сможет контролировать правильность выполнения. Поэтому проводить зарядку нужно перед зеркалом достаточного размера.

После того, как выбрано правильное место, взрослый, применяя игровые приемы, рассказывает, какое упражнение сейчас надо будет делать. Затем он показывает его, а малыш повторяет. Взрослый контролирует процесс, если надо, помогает с помощью маленькой ложки, чистого пальца или другого предмета.

Упражнения могут быть такими:

  • растянуть губы в улыбке, зубы при этом спрятаны;
  • губы вытянуть в виде хоботка;
  • при стиснутых челюстях приподнять верхнюю губу;
  • делать вращательные движения вытянутыми в трубочку губами;
  • вытянуть губы, обхватить их пальцами, массируя при этом;
  • надуть сначала две щеки, затем каждую по отдельности, втянуть щеки;
  • открыть рот, круговым движением облизать губы;
  • высунуть язык, тянуться им вверх и вниз, он при этом должен быть напряжен;
  • при открытом рте прижать язык к небу и тянуть вниз нижнюю челюсть.



После того, как гимнастика выполнена, можно переходить к постановке звуков. Как правило, чаще всего проблемы возникают с «р». Очень многие карапузы не могут справиться с этим сами и в срок до 5-6 лет. Чаще всего дети или пропускают этот звук, или заменяют его другим. Поэтому родители должны помочь им, для этого существуют специальные логопедические приемы.

Хотя большинство упражнений родители могут сами делать со своим ребенком, консультация у логопеда желательна. Нередко проблемы с речью, и особенно с этим звуком, у детей 4 и 5 лет возникают по физиологическим причинам. Например, дело может быть в недостаточно развитой уздечка, из-за которой язык не достает до неба. Это может определить только и специалист, он же даст рекомендации для исправления ситуации: назначит массажи или хирургическое вмешательство.

Чтобы проверить, как кроха справляется с этим непростым звуком, следует попросить его порычать, затем — произнести слова, в которых «р» присутствует. Если у него не получается одиночный звук, то ставить нужно именно его. Если же проблема возникает только с целыми словами, то прорабатывать слоги. Для некоторых упражнений применяют особый шпатель, который можно купить в специализированных магазинах. Действовать им следует аккуратно, но уверенно.

Занятия чаще всего состоят из ряда упражнений.

  • Малыш, открыв рот и прижав язычок к месту роста верхних зубов, быстро проговаривает «д» несколько раз подряд. Затем делает то же самое, дуя на кончик языка. Так он сможет запомнить вибрацию, сопровождающую «р».
  • Кроха, широко открыв рот, должен произносить «ж». При этом язык необходимо потихоньку поднимать к верхним зубам. После этого взрослый аккуратно вставляет шпатель под язык и двигает им в одну и другую сторону, создавая вибрацию. Малыш в это время должен подуть.
  • Ребенок проговаривает слог «за», оттягивая язык как можно дальше назад. Если в это время ввести шпатель и совершать им ритмичные движения в стороны, то можно услышать явный звук «р».
  • Для более мягкого «р» повторяют предыдущее упражнение, только малыш при этом приговаривает слог «за».



Упражнения для постановки шипящих

Шипящие начинают ставить с «ш», на основе чего в дальнейшем получается «ж». Для этого ребенок произносит слог «са», плавно поднимая язычок к основанию зубов. Когда возникает шипение, взрослый с помощью зеркала помогает запомнить этот момент. Затем малыш дует и добавляет к выдоху «а», так что получается слог «ша».

Ребенок проговаривает «са», а взрослый шпателем устанавливает язык в желаемое положение. После нескольких проб он проверяет, может ли малыш сам ставить язык правильно. После освоения этого звука можно изучить «ж», включая голос во время произнесения.

Чтобы поставить «щ», обычно используют «с». Ребенок произносит «си», протягивая шипящий компонент, а взрослый шпателем сдвигает язык назад, приподнимая его. Звук «ч» ставят через «т», слог может быть как прямым, так и обратным. Малыш выговаривает его с заметным выдохом на согласной. Взрослый с помощью шпателя отодвигает кончик языка назад.

Дети любят подражать взрослым, поэтому старшие обязательно должны показывать, как правильно выполнять упражнения. Малыш должен видеть лицо взрослого, мимику и движения губ. Для ребенка 4 или 5 лет важно, чтобы заниматься было интересно. Родителям следует разнообразить занятия, дополнить их элементами веселой игры. Для крохи речевые упражнения - большой труд. И если он будет приносить удовольствие и положительные эмоции, то гораздо проще будет достичь успеха.

Каждая мама желает видеть своего ребенка здоровым, активным, интеллектуально развитым. А с каким нетерпением ожидаем от своего чада первых слов! Увы, но не всегда желания родителей сбываются. И всему есть причины. Давайте разберёмся в них по подробнее.

Причины нарушений речи

Медицинские

  1. Неблагоприятное течение беременности (угроза прерывания, токсикозы, инфекции и интоксикации и т.д.).
  2. Прием беременной женщиной алкогольных напитков, наркотических средств.
  3. Осложнения при родах (преждевременные роды, асфиксия, родовая травма и т.д.).
  4. Травмы головы в период до трех лет.
  5. Нарушение слуха у ребенка.
  6. Особенности строения речевого аппарата.
  7. Генетический (наследственный) фактор.
  8. Длительное сосание пальца или соски.
  9. Леворукость.

Социальные

  • Незаинтересованность окружающих взрослых в общении с ребенком. Это проявляется в недостаточном речевом окружении, то есть малыш редко слышит грамотную правильную речь взрослого человека, игры с ребенком не сопровождаются объяснениями. Взрослый производит уход за ребенком молча, не акцентируя внимание на своих действиях.
  • Неправильная речь взрослых, находящихся в ближайшем окружении ребенка. Это может быть как и неправильное произношение звуков, так и элементарное «сюсюканье». В итоге ребенок подражает тому, что слышит.
  • Требования взрослых правильно произнести звук, при этом не показывая ребенку правильной артикуляции. Это может привести к становлению искаженного звука (например, горлового звука «Р»).

Хочется отметить, что неправильное произношение не передается по наследству. Могут наследоваться некоторые анатомические особенности, например, строение зубов, инертность нервной системы. Но эти нарушения могут быть исправлены врачами – специалистами.

Характеристика ребенка 3-летнего возраста

Давайте остановимся на характеристике речевого развития ребенка трехлетнего возраста.

После достижения ребенком данного возраста происходит резкий скачок развития как интеллектуального, так и речевого. Особенность этого периода заключается в том, что ребенок становится особенно чувствителен к языку. Он с удовольствием улавливает все окружающие его звуки и быстро их впитывает.

Словарь ребенка данного возраста составляет около 1900 слов. В основном он состоит из существительных и глаголов, но в речи также начинают появляться наречия (тепло, страшно), прилагательные (красивый, большой). Малыш начинает употреблять обобщающие слова (животные, цветы, игрушки). В этом возрасте идет активное употребление местоимений (мое, твое). Вообще, этот возраст характеризуется бурным словообразованием, малыш активно изменяет слова для составления предложений.

Грамматический строй речи в возрасте трех лет еще не сформирован. В построении предложений имеются ошибки («Дай большой варежка!»). Но ребенок хорошо пересказывает знакомые короткие сказки – «Курочка-ряба», «Колобок». В этом возрасте дошкольник уже может поддержать несложный диалог.

Звукопроизношение в этом возрасте еще несовершенно. Имеются замены шипящих звуков (Ш-С-Ф), иногда они могут вообще не произноситься (шарик – арик). Часто отсутствует звуки «Л» и «Р», как наиболее сложные для произношения.

Когда необходимо обратиться к логопеду?

Каждый ребенок индивидуален. Кто-то рано начинает говорить, но длительное время использует для этого конструкции из двух слов, кто-то начинает говорит к трехлетнему возрасту, но целыми предложениями и без особых нарушений звукопроизношения. Все зависит от темпа общего развития ребенка, его окружения, перенесенных заболеваний и т.д.

Но все же есть определенные признаки, которые не должны остаться родителями без внимания.

Вот некоторые из них:

  • ребенок не проявляет интереса к игрушкам, все его игры отличаются стереотипностью и однообразием;
  • малыш после двухлетнего возраста не справляется с простыми заданиями, типа одеть крупную бусину на веревку, собрать башню из кубиков;
  • не понимает простых инструкций, например, принести мяч;
  • если ребенок не говорит, а в анамнезе есть наследственные заболевания, болезни во время беременности, родовые травмы.

Обратиться нужно к таким специалистам как невролог, психолог, логопед. Они проведут необходимое обследование и, в случае необходимости, назначат лечение. Помните, чем раньше малышу будет оказана квалифицированная помощь, тем эффективнее она будет. Тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников.

Какие занятия можно проводить с ребенком дома?

Каждая мама знает, что если правильно организовать деятельность ребенка дома, то можно добиться больших успехов в его развитии.

Давайте остановимся на том, какие виды деятельности этому способствуют:

  1. Пальчиковые игры. Сейчас уже всем известно, что развитие моторики сказывается на развитии речи. Все дело в строении коры головного мозга, в которой зоны, отвечающие за развитие моторики, отвечают и за речь.
  2. Артикуляционная гимнастика. Куда без нее? Ведь только хорошо развитые мышцы артикуляционного аппарата, способствуют правильному положению языка, губ во время произнесения звука.
  3. Игры на развитие слуха.
  4. Заучивание стихов, чтение, рассказывание.

Остановимся на этом подробнее.

Пальчиковые игры

Для начала давайте разберемся что такое пальчиковая гимнастика. Это движения пальцами и кистями рук, которые могут быть активными и пассивными. Первый вариант подходит для детей младенческого возраста, второй - для дошкольного возраста. Гимнастика подразумевает следующие виды деятельности: массаж , пальчиковые игры, которые сочетаются с рифмованным текстом (стихами) и манипуляции с мелкими предметами.

Какими же преимуществами обладает пальчиковая гимнастика?

  1. Развитие речи. По-другому, за работой пальчиков следят те же полушария, что и за развитием речи. Поэтому совершенствую мелкие движения, вы тем самым совершенствуйте и речь.
  2. Развитие осязания. Понятно, что, работая пальчиками, ребенок учится чувствовать поверхности и размер разных предметов, развивая тем самым тактильные ощущения.
  3. Развитие моторики. Ясно, что чем чаще ребенок работает пальчиками, тем более совершенны и тонки его движения, лучше координация.
  4. Развитие чувства ритма и развитие памяти . Пальчиковые игры не проходят без произнесения каких-либо стихов, потешек, повторение которых в сочетании с ритмичными движениями рук служит развитием памяти и чувства ритма.

Малыши возраста трех лет с интересом играют в пальчиковые игры, которые поддерживаются речью. Иногда им самим трудно выговаривать текст, поэтому достаточно вначале это делать взрослому. Не забывайте произносить слова выразительно, то понижая, то повышая голос, делая паузы. После нескольких повторений малыш запомнит новую игру и с удовольствием будет повторять за вами.

Предлагаем несколько пальчиковых игр для малышей трех лет.

Замок

Ручки необходимо скрепить в замок, при этом переплетая пальчики. Произносить считалочку и раскачиваете полученный замок в стороны:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали, (во время того как произносите слово «постучали» – касаетесь ладошками друг друга, при этом не расцепляя сплетенных пальчиков).

Покрутили, (так же, не расцепляя замок, одной ручкой тянетесь к себе, другой от себя, последовательно меняя их).

Потянули, (на этом слове следует потянуть ручки в разные стороны, пальцы при этом выпрямляя, но не расцепляя замок окончательно).

И открыли, (отпустив ручки, разводите их широко в стороны).

Кисточка

Мягкой кисточкой покрашу

Стульчик, стол и кошку Машу. (Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо - пальцы раздвигать. Влево - мягко соединять подушечки пальцев.)

Эту считалочку нужно произносить не быстро, движения при этом должны попадать в такт и ритм.

Жук

Я веселый Майский жук.

Сады вокруг,

Над лужайками

А зовут меня

Жу-жу... (Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».)

Еще несколько упражнений по пальчиковой гимнастике смотрите в нижеследующем видео.

Артикуляционная гимнастика

Выполнение артикуляционных упражнений является неотъемлемой частью работы по формированию правильного звукопроизношения. Их польза очевидна, они укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, делают их более подвижными, способствуют увеличению объема и силы движения.

С их помощью ребенок вырабатывает навыки использования точных позиций органов артикуляции для правильного произнесения звука. Эти упражнения несложные и вполне могут использоваться родителями дома.

Важно, чтобы при проведении артикуляционной гимнастики соблюдались определенные условия:

  • упражнения необходимо выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок видел положение своего языка в полости рта. Нужно задавать уточняющие вопросы «Где находится язычок?», «Что у тебя делают губы?».
  • не стоит выполнять упражнения слишком долго, ребенок может утомится и потерять интерес к занятию. Оптимальным будет считаться 5-10 минут.
  • темп упражнений должен быть ровным, затем постепенно ускоряться. Необходимо наблюдать, чтобы движения при этом были точными, в противном случае упражнения не будут приносить пользу.

Дома лучше всего при проведении игр на развитие артикуляции использовать стихи и картинки. Это сделает занятие более ярким, интересным. Приводим пример упражнений на развитие артикуляции.

«Котенок лакает молоко» – широко открыть рот и сделать 4-5 движений широким языком, имитируя то, как лакает молоко кошка, после чего можно закрыть рот и расслабиться.

«Лопата» – широко открыть рот и положить спокойный мягкий язычок на нижнюю губу, задерживая в этом положении на 3-5 секунд, после чего язычок убирают и расслабляются; «Хоботок» – вытянуть губы вперед, имитируя поцелуй, и подержать 3-5 секунд в таком положении, после чего вернуть губы в спокойное положение, расслабиться и отдохнуть; «Хомячок» – при закрытом рте надуть щеки и подержать 3-5 секунд в таком положении, после чего выдохнуть и расслабиться.

В следующем видео предлагается несколько артикуляционных упражнений, которые также поспособствуют быстро и правильно научиться произносить звуки.

Игры на развитие слуха

Формирование звукопроизношения напрямую зависит от того как хорошо ребенок различает звуки речи на слух. По-другому это свойство называют фонематический слух. Для того, чтобы ребенок чисто говорил, ему необходимо уметь различать звуки речи. Он должен уметь сравнивать свою речь с речью окружающих, контролировать свое произношение.

К 3-4 годам ребенок уже умеет различать в речи окружающих гласные звуки, затем согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие. Чтобы развитие слуха происходило в соответствии с нормой, нужно с малышом выполнять упражнения на развитие этой способности. Они включают в себя задания на различение громкости звука, источника звука, узнавание предмета, который издает звук - такие игры предлагаются детям младшего возраста.

Ребята, которым исполнилось 3 года, чаще предлагают задания на нахождение и различение звуков в словах. Это могут быть следующие игры: «Где звук?» - необходимо определить местонахождение звука в слове (в начале, в конце, посередине); «Кто больше придумает слов со звуком...» - игра на придумывание слов с заданным звуком; «Топни, если услышишь звук...» - развивать умение услышать заданный звук в слове и др.

Заучивание стихов, чтение, рассказывание

Многие родители знают, что заучивание стихов детьми полезно. Давайте разберемся, чем?

  • Расширяется кругозор, увеличивается активный словарь ребенка. Ребенок начинает использовать в речи не просто заученные слова, он использует уже знакомые ему грамматические конструкции. Таким образом его речь становится более правильной и богатой.
  • Развивается память. Доказано, что ребенок лучше запоминает рифмующиеся конструкции. Чем больше малыш запоминает небольших четверостиший, тем легче ему будет заучивать более сложные произведения в старшем возрасте.
  • Повышается общий уровень культуры человека. Ведь в стихах писатели отражают нормы поведения, которые запоминаются малышом вместе с рифмованными строчками.

О пользе чтения можно говорить бесконечно. Давайте сформулируем основные плюсы этого увлекательного занятия: художественные произведения учат добру, объясняют, чем оно лучше зла, знакомят с окружающим миром, расширяют словарный запас, учат преодолевать трудности, развивают фантазию, воображение. Кроме указанной пользы, семейное чтение сближает маму и малыша, дает положительный эмоциональный настрой. Малыши с удовольствием слушают взрослого, и еще интересней им становится, когда прочитанное подкрепляется яркими и четкими иллюстрациями.

Для того чтобы это увлекательное занятие пошло на пользу малышу, давайте вспомним несколько правил, которые должны соблюдать родители.

  • Выбор книги зависит от времени суток, настроения малыша и его самочувствия.
  • Не читать на ночь страшные сказки.
  • Прежде чем начать читать ребенку, познакомьтесь с произведением. Оцените, понравится ли оно малышу, и каков конец истории.
  • Читайте выразительно, а не механически. Вникайте в каждое слово.
  • Читайте регулярно, а не от раза к разу.

Следуя этим простым правилам, вы превратите общее с ребенком времяпрепровождение в настоящее удовольствие для вас обоих.

Помните, занятия, которые вы решитесь проводить с ребенком, вовсе не должны выглядеть как занятия. Все должно проводиться в игровой форме, в те моменты, когда ребенок хорошо себя чувствует и находится в приподнятом настроении. Иначе это может иметь противоположный эффект, ребенок замкнется или станет агрессивным.

Главное - систематичность занятий, и скоро вы заметите успехи, которые непременно порадуют вас и ребенка и дадут стимул к дальнейшим достижениям. Меню

  • Для ребенка в возрасте 4-5 лет речь становится основным фактором развития, а также этот процесс имеет первостепенное значение для формирования социальных связей малыша в обществе. Задача педагогов и родителей - помочь дошкольникам избежать возможных проблем в этой сфере. Ежегодно количество детей с нарушениями развития речи ставится все больше, поэтому система специальных логопедических упражнений необходима каждому, кому уже исполнилось четыре года. Что нужно знать о развитии речи в этот важный период?

    Речевые особенности детей 4-5 лет

    Для дошкольников это время – период активного увеличения словаря (к 5 годам его объем достигает, в норме, 3 тыс. слов). Дети этого возраста начинают обретать чувство языка, обращаются с родной речью более уверенно, занимаются словотворчеством. Грамматический строй продолжает разравниваться тоже.

    Ребенок четырех-пяти лет не просто начинает говорить больше и свободнее, он также использует все более сложные предложения, чем раньше. Постепенно формируется способность составить короткий рассказ не только о том, что малыш видел лично, но и без опоры на непосредственный собственный опыт. Такие рассказы еще эмоциональны и нередко имеет нарушенную логическую структуру, но достаточно объемны и содержательны.

    Уровень фонетического восприятия речи к этому возрасту тоже становится существенно лучше. У ребенка появляется возможность определить наличие того или иного звука в слове, подобрать слова на определенный звук. Он становится способен воспринимать слоговой ритм структуры слова.

    Можно сказать, что в четыре года у детей наступает самый активный период в развитии речи, который позволяет приобрести коммуникативные возможности, сопоставимые с уровнем взрослых. Конечно, редкий малыш проходит этот путь без трудностей, речевые нарушения на этом этапе наиболее часто встречаются.

    Виды речевых нарушений у дошкольников старшего возраста

    Существует три основных вида нарушений, речевого недоразвития:

    • фонетическое;
    • фонетико-фонематическое;

    На практике это означает, что дети испытывают трудности с узнаванием, различением и произношением звуков родного языка. Эти три вида нарушений могут встречаться отдельно или в комплексе.

    В норме, к этому этапу развития, естественные возрастные трудности с произношением отдельных звуков или их групп уже должны остаться в прошлом, Завершается этап освоения звукопроизношения, дети перестают пропускать и смягчать согласные в речи. В 4 года должны появиться все шипящие, а к 5 можно ожидать уверенного и . Но у старших дошкольников нарушения артикуляции встречаются очень часто. Это могут быть дефекты в произношении шипящих, свистящих, сонорных звуков. Почти всем детям приходится выполнять логопедические упражнения на букву и звук р, «зарычать» многим удается только после специальной тренировки.

    Стоит также обратить внимание на лексико-грамматические проблемы, которые проявляются в трудностях активного использовании речи как средства коммуникации. Дети с подобными нарушениями испытывают сложности при составлении вопросов, описаний, не могут использовать все средства родного языка для выражения мыслей. Они не умеют правильно строить предложения, неверно используют окончания и предлоги, ошибаются при словообразовании. Логопедическая помощь в этом случае необходима, но помочь ребенку говорить лучше могут и родители (конечно, после консультации со специалистом).

    Как правильно проводить занятия дома

    Мамы и папы могут помочь детям узнать новые слова, освоить правильный грамматический строй речи, усовершенствовать звуковую культуру. Есть несколько важных правил, которые нужно обязательно соблюдать во время домашних логопедических занятий.

    • Уроки должны проводиться регулярно, желательно каждый день и непременно в доброжелательной, спокойной обстановке.
    • Стоит представлять очередное упражнение в виде игры, постараться увлечь ребенка развивающей задачей. Можно превратить обязательные тренировки в конкурс или соревнование – кто лучше, быстрее, внимательнее выполнит задание.
    • Поддерживайте ребенка, хвалите его не только за хороший результат, но и за старания. Избегайте критики и резких замечаний.
    • должна проводиться обязательно с устойчивым настольным зеркалом, так ребенок может видеть результат своих усилий. Полезно использовать изображения всех упражнений для языка на картинках.
    • Специальные пособия для самостоятельных занятий с ребенком - необходимая и обязательная для родителей помощь. Например, большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких - полный сборник нужных упражнений, дополненный подробными методическими рекомендациями по проведению и иллюстрациями.
    • Используйте для занятий стишки, скороговорки, логопедические песенки для детей - такой материал помогает быстрее добиться результатов, развивает не только речь дошкольников, но также и их внимание, память.
    • Старайтесь сами говорить четко, правильно, используя все богатство выразительных средств языка. Показывайте сыну или дочке пример внимательного и бережного отношения к нему. Беседуйте на разные темы, читайте наизусть стихи, играйте в речевые игры.

    В домашних условиях можно организовать как индивидуальное, так и групповое логопедическое занятие для детей 4-5 лет, оба варианта дают прекрасные результаты.

    Упражнения

    Данный комплекс логопедических упражнений для детей 4 5 лет включает не только речевые игры, но и специальные гимнастики для рук и органов речи. Мелкая моторика способствует стимулированию центра речи в головном мозгу, поэтому регулярные упражнения для пальцев необходимы каждому дошкольнику. Артикуляционная гимнастика совершенствуют главный орган речи - язык и умение ребенка им управлять. Это положительно сказывается на способности произносить все, даже самые сложные, звуки.

    Пальчиковая гимнастика

    Каждая серия упражнений повторяется 8-10 раз

    Загорелись огоньки

    Ритмично открываем и закрываем пальцы на каждой ладошке, вместе и поочередно.

    Вкусные блинчики

    Кладем руки на стол, чередуя ладошку и тыльную сторону. Правая касается поверхности столешницы ладонью, левая - тыльной стороной. Затем положение рук меняется.

    Руками изображаем волны, плавно поводя ладонями сверху вниз - это речка. Затем на воде появляется лодка – ладони прижаты друг к другу, пароход – большие пальцы подняты и соединены. А потом и рыбки приплыли - ладошки вместе, большие пальцы прижаты, кисти двигаются из стороны в сторону.

    Как растут деревья

    Ладошки поднимаем, пальчики раскрываем сильно - выросли ветки. Опускаем ладошки вниз и тоже разводим пальцы в стороны - это корни. Встряхнули ладошки - листочки полетели.

    Артикуляционная гимнастика

    Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.

    • Веселые квакушки

    Широко улыбаемся, зубки сомкнуты и стоят ровным «заборчиком». Сохраняем улыбку 10 секунд.

    • Шаловливый слоненок

    Вытягиваем губы вперед и делаем вид, что набираем «хоботком» воду.

    • Хитрый питон

    Улыбаемся, высовываем изо рта язычок, вытягиваем его, прячем назад.

    • Быстрая лошадка

    Широко открываем ротик, улыбаемся, цокаем язычком. Обращаем внимание на то, что нижние зубки не двигаются, «скачет» только язык!

    • Гребешок

    Улыбнуться, показать зубки. Высунуть язычок, зажать его между зубами и «протащить» обратно.

    • Бабушкины ходики

    Открываем ротик, улыбаемся, затем дотягиваемся язычком до уголков губ – левого и правого.

    » был разработан понедельный Комплекс домашних заданий по формированию общих речевых навыков , который предложен всем родителям, заинтересованным в речевом развитии своего ребенка на весь учебный год.

    Выполнять задания необходимо каждую неделю, распределить по дням, по 5-10 минут в день.

    Ноябрь – 1 неделя.

    1. Упражнение на дыхание – развитие длительного плавного выдоха.

    «Кораблик»

    Взять пластмассовый легкий кораблик или скорлупу от грецких орехов, или сделать бумажный. Объяснить ребенку, чтобы кораблик поплыл, надо подуть долго и плавно. Во время выполнения читать стихотворение:

    Ветер по морю гуляет
    И кораблик подгоняет;
    Он бежит себе в волнах
    На раздутых парусах.

    2. Развитие артикуляционной моторики: максимально открывать и закрывать рот, растягивать губы в улыбку, вытягивать в трубочку (можно перед зеркалом вместе с родителем).

    3. Развитие мелкой моторики:
    - гладить мягкие, пластмассовые, резиновые, рельефные игрушки;

    Делать пальчиковую гимнастику:

    У девчушки Зиночки (делают ладошки «корзинкой»)
    Овощи в корзиночке:
    Вот пузатый кабачок (сгибают пальчики, начиная с большого)
    Положила на бочок,
    Перец и морковку
    Уложила ловко,
    Помидор и огурец.
    Наша Зина – молодец! (показывают большой палец)

    4. Развитие понимания речи: запомнить названия игрушек (кукла, мишка, лошадка, паровоз, машина и другие), части тела (голова, туловище, ноги, руки). Желательно видеть игрушки или картинки.

    5. Развитие слухового внимания: «Отгадай, что звучит?»

    Взрослый звенит бубном, погремушкой, колокольчиком, дудочкой (перед ребенком) и прячется за ширму — предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук.

    6. Подвижная игра «Платье»

    Взрослый произносит текст и выполняет движения, а дети подражают ему, проговаривая слова и словосочетания:

    Это платье для Наташки – 4 ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе
    Красные горошины — 4 ритмичных прыжка на обеих ногах
    А на платьях два кармашка, — «рисуют» на животике 2 кармашка
    Спрячем в них ладошки. – прикладывают обе ладошки к животику.

    Ноябрь, 2 неделя.

    1. Упражнение на дыхание «Футбол».

    Ребенку объясняют, что с помощью ватки он будет играть в футбол. «Футбольный мячик» необходимо задуть между двумя чашками (скорлупками, кубиками или др.)

    2. Развитие артикуляционной моторики.

    - «Язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо-влево, снова спрятался в домик»;

    - «улыбка», «трубочка-говорить у-у-у», открывать и закрывать рот.

    3. Развитие мелкой моторики.

    Ладушки, ладушки (указательным пальцем правой руки делать круговые движения на левой ладони, затем поменять руку)
    Где были? – у бабушки.
    Ладушки, ладушки,
    Звонкие хлопушечки.
    Хлоп-хлоп-хлоп! (хлопки)

    На большом диване в ряд (попеременно стучать кулачками и хлопать)
    Куклы Танины сидят:
    Два медведя, Буратино (поочередно сгибать пальчики)
    И веселый Чиполлино,
    И котенок и слоненок.
    1, 2, 3, 4, 5- (поочередно разгибать пальчики)
    Помогаем нашей Тане (хлопать и стучать поочередно)
    Мы игрушки сосчитать.

    3. Развитие слухового внимания.

    Слушать и повторять звуки бубна, погремушки, барабана, металлофона или любой другой музыкальной игрушки.

    Х- пауза -хлопок, ХХ пауза ХХ, ХХ пауза Х, Х пауза Х и др.

    4. Развитие понимания речи: называть предметы одежды для осени сначала по картинкам, затем без них.

    5. Подвижная игра «Тапки».

    Это тапки для Антошки, (по 2 раза топают каждой ногой)
    Чтобы в них не мерзли ножки. (4 прыжка на обеих ногах)
    Топ-топ-топотушки, (по 2 раза топают каждой ногой)
    Что за тапки? Как игрушки! (левую ногу на носок, затем на пятку, наоборот).

    Ноябрь, 3 неделя.

    С помощью вертушки, султанчика, легкого предмета отработать сильную, короткую воздушную струю:

    Очень жаркий день-денечек.
    Дунь подунь, мой ветерочек.
    Ветерочек-ветерок,
    Дунь-подунь, наш ветерок.

    Надуть щечки (толстячки) – втянуть щечки (худышки);

    Язычок отдыхает – положить расслабленный язык на нижнюю губу – подержать.

    3. Развитие мелкой моторики.

    «Фруктовая ладошка».

    Этот пальчик — апельсин (поочередно сгибают пальчики с кулачка, начиная с большого)
    Он, конечно, не один.
    Этот пальчик – слива,
    Вкусная, красивая.
    Этот пальчик – абрикос,
    Высоко на ветке рос.
    Этот пальчик – груша,
    Просит6 «Ну-ка, скушай!»
    Этот пальчик – ананас,
    Фрукт для вас и для нас. (показывают ладошками вокруг и на себя).

    4. Развитие слухового внимания на неречевом материале.

    В трех одинаковых баночках – горох, пуговицы, манная крупа. Определить на слух, что в каждой баночке.

    5. Развитие понимания речи.

    Развитие пассивного и активного глагольного словаря, состоящего из названий действий (спит, ест, идет, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, говорит, рисует, везет, подает);

    При рассматривании картинок ребенок должен назвать действия, может сам их показать; назвать действия, выполненные взрослым.

    Различать понятия «Большой-маленький» используя игрушки.

    6. Подвижная игра «Капля».

    Капля, раз (дети прыгают на носочках, сначала медленно, затем темп убыстряют)
    Капля, два.
    Капли медленно сперва,
    А потом, потом, потом,
    Все бегом, бегом, бегом.

    Ноябрь, 4 неделя.

    1. Упражнение на дыхание «Узнай овощ».

    На столе блюдо с овощами: лук, чеснок, укроп, огурец (или другие).

    Дети рассматривают овощи, называют их, затем укроп растирается в руках, на овощах делаются надрезы. Дети нюхают овощи, запоминают запахи, узнают на вкус. С закрытыми глазами ребенок должен узнать овощ по запаху.

    Вдох делается длинный, глубокий, плечи не поднимаются.

    «Узнай фрукт» — то же самое (апельсин, лимон, яблоко).

    2. Артикуляционная гимнастика.

    «Котик лакает молоко».

    Молоко лакает кот (высовывается широкий язык)
    Котик нас лакать зовет (затем язычок прячется в домик).

    Закрепление: «Толстячки-худышки», «Язычок отдыхает» на счет до 5, «Трубочка», «Улыбка».

    3. Развитие мелкой моторики.

    Будем мы варить компот. (указательным пальцем водим по ладошке)
    Фруктов нужно много. Вот.
    Будем яблоки крошить, («крошат»)
    Грушу будем мы рубить. («рубят»)
    Варим, варим мы компот, («мешают ложкой»)
    Угостим честной народ (разводят руки в стороны).

    4. Обучение пространственному расположению предметов(закрепление предлогов на, под, за).

    Взрослый дает указания, а ребенок их выполняет:

    Положи мишку на стол, под стол, за диван и т. д. (можно взять разные предметы).

    5. Развитие слухового внимания со звучащими игрушками.

    Понятия «громко-тихо».

    6. Развитие понимания речи.

    На столе шарик, кошка, птичка. Учить узнавать игрушки по их описанию:

    У нее пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы.

    У нее есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями.

    Он круглый, красный, пластмассовый.

    7. Подвижная игра «Грибочки».

    В лесу под сосною грибочки росли, («пружинка»)
    Веселую пляску они завели.
    Шапочкой красной кивают грибки – (наклоны головой вправо, влево)
    Понравиться очень хотят нам они.

    Декабрь, 1 неделя.

    1. Упражнение на дыхание — «Чей паровоз громче и дольше гудит?»

    Используются стеклянные пузырьки из-под духов или лекарства. Взрослый вытягивает губы трубочкой и дует в пузырек, чтобы послышался свист, затем предлагает это сделать ребенку (не надувая щек!).

    С помощью бумажных «снежных» комочков определять, чей комочек улетит дальше.

    2. Артикуляционная гимнастика.

    Формировать и развивать правильное положение органов речевого аппарата при звуке (и), развивать голосовой аппарат:

    Улыбнулись губки,
    Показались зубки.
    Губки улыбнулись,
    К ушкам потянулись – и-и-и-и (тянуть).

    Закрепление: толстячки-худышки, язычок отдыхает.

    3. Развитие мелкой моторики «Дом».

    Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (ударяют кулачок о кулачок, чередуя)
    Молоток бери мой друг!
    Мы построим новый дом, (ставят рядом ладошки – «стены»)
    Есть окошко в доме том, (складывают указательные пальцы полочкой, остальные соединяют «крышей»)
    Есть еще одно, повыше,
    Есть труба вверху на крыше. (мизинец в сторону — труба)
    Дом готов, зовем гостей: (приглашающий жест рукой)
    «Приходите поскорей!»

    4. Развитие понимания речи. Учить понимать вопросы (где? Куда? откуда? На чем?), помогающие определить местонахождение предмета.

    Например: покажи и скажи где стоят сапоги, где лежат книги, где стоит телевизор, где лежат игрушки и т. д.

    5. Развитие фонематического слуха.

    Стоять спиной к взрослому, рассказывать, что он делает: стучит ложкой по чашке, льет воду, щелкает ножницами и т. д.

    6. Различать основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый) используя игрушки, носки, варежки или др. предметы.

    7. Подвижная игра «Корова».

    «Му-у-у! – мычит корова (идут по кругу, сделав «рога» из указательных пальцев)
    Забодаю Катю с Вовой. (поворачиваются лицом в круг, делают два поворота влево-вправо)
    Вы не пьете молоко? (ставят руки на пояс, делают сердитое лицо)
    Убегайте далеко!» (убегают).

    8. Прочитайте стихи А. Барто из серии «Игрушки» (заучите на выбор).

    9. Прочитайте К Чуковский «Чудо-дерево», «Дженни».

    Декабрь, 2 неделя.

    1. Упражнение на дыхание «Сдувание снежинок со снежной поляны».

    С листа бумаги сдувать «снежинки», сделанные из ватки маленькие комочки.

    Подуть в покупные язычки, трубочки, дудки, на маленькую вертушку.

    2. Артикуляционная гимнастика.

    Упражнение «Мишка».

    «э-э-э как мишка, вы пропойте,
    Ротик широко откройте.
    Ваня с Машенькой играет
    И по комнате гуляет,
    Как Мишутка напевает:
    «Э-э-э-э-э-э».

    Упражнение «Слоник»

    На слоненка погляжу,
    Губы хоботком сложу,
    На слоненка погляжу,
    Губы трубочкой сложу:
    У-у-у-у-у.

    Закрепление: «улыбка», «трубочка», «толстячки-худышки», «язычок отдыхает», «открывать и закрывать рот», «язычок выходит гулять из домика».

    3. Развитие мелкой моторики.

    Посуду моет наш Антошка. (потирают ладошки друг о друга)
    Моет вилку, чашку, ложку. (разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца)
    Вымыл блюдце и стакан,
    И закрыл покрепче кран. (выполняют имитирующее движение).

    4. Учить различать основные цвета и дополнительные.

    5. Развитие понимания речи.

    Учить детей быстрому ориентированию в названии действий. спросить: « где мальчик катается? (мальчик катается с горки), где едет машина? (машина едет по дороге), где спит кошка? (кошка спит на коврике) и т. д.

    Научит понимать вопрос Чем?

    Чем мама режет хлеб? (мама режет хлеб ножом)
    - чем ты вытер лицо? (полотенцем)
    - чем ты ешь суп? (ложкой)
    - чем расчесываешь волосы? (расческой).

    6. Подвижная игра «Зайка».

    Дети выполняют движения и договаривают слова.

    Зайка в травке скок-скок. (4 прыжка по кругу, указательные пальцы как ушки)
    Зайка прыг за кусток. (присели)
    Смелый зайка не боится, (4 прыжка по кругу)
    Не поймать его лисице. (разбегаются, взрослый ловит детей).

    7. Прочитайте сказку «Теремок», «Три медведя», С. Маршак «Кошкин дом».

    Декабрь, 3 неделя.

    1. Упражнение на дыхание «Ветерок».

    Положить широкий язычок на нижнюю губу, пусть лежит отдыхает, затем, не убирая язык с губы, подуть на что-нибудь легкое.

    2. Упражнение на дыхание «Пузырьки».

    Используется стакан, наполовину наполненный водой и соломинка для коктейля. Сделать носом вдох, выдох через рот в трубочку (при сильном выдохе вода выливается из стакана, при слабом – образуются пузырьки).

    3. Развитие артикуляционного аппарата: формировать и развивать артикуляционный праксис звука (ф).

    Упражнение «Зайка».

    (нижняя губа прижата к краям верхних зубов, верхняя губа слегка приподнята)

    Ушки на макушке,
    А зубки – на губке (ф-ф-ф….)
    Выходит теплый воздух (держать ладошку).

    4. Развитие мелкой моторики.

    «Зимние забавы»

    Что зимой мы любим делать? (поочередно соединяют большой палец с остальными на обеих руках)
    В снежки играть, на лыжах бегать,
    На коньках по льду кататься,
    Вниз с горы на санках мчаться.

    « Кто спит зимой?»

    Медведь в берлоге крепко спит, (сжимают пальцы в кулачки, начиная с мизинца)
    Всю зиму до весны сопит.
    Спят зимою бурундук, (загибать по одному пальцу на каждое название животного)
    Колючий ежик и барсук.
    Только заиньке не спится –
    Убегает от лисицы.
    Мелькает он среди кустов,
    Напетлял – и был таков!

    5. Развитие понимания речи.

    Разложить картинки (или игрушки) в нужной последовательности, поставить их друг за другом так, как скажет взрослый: машина, кубик, кукла, пирамидка и др.

    6. Подвижная игра «Это я».

    Это глазки. Вот. Вот. (ребенок выполняет имитационные движения)
    Это ушки. Вот. Вот. (показывает части тела)
    Это нос. Это рот.
    Там спинка. Тут живот.
    Это ручки. Хлоп, хлоп.
    Это ножки. Топ, топ
    Ой, устали. Вытрем лоб.

    Декабрь, 4 неделя.

    1. Упражнение на дыхание «Воздушный шарик».

    Подуть на воздушный шарик так, чтобы он отлетел к кукле, мишке, зайке.

    2. Упражнение на дыхание «Подуй через трубочку».

    Дуть через трубочку из плотной бумаги на ватку, лежащую на столе или перышко.

    3. Артикуляционная гимнастика.

    Закрепление: «улыбка», «трубочка», «толстячки-худышки», «язычок отдыхает», произнести звуки (у), (э), (и), (ф).

    Воздух в носик надувайся, (положить ладошку с ваткой у рта, при произнесении [П] ватка улетает)
    (П) сквозь зубы прорывайся!

    4. Развитие мелкой моторики.

    «Новогодние игрушки»
    Праздник приближается, (поочередно хлопки и сжимание в кулачки)
    Елка наряжается.
    Мы развешали игрушки: (поочередно соединять большой палец с остальными)
    Бусы, шарики, хлопушки.
    А здесь фонарики висят, (поочередно хлопки и сжимание в кулачки)
    Блеском радуют ребят.

    Разделы: Работа с дошкольниками

    Своевременное и полноценное развитие ребенка в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития его в дальнейшем. Чем меньше ребенок, тем больше его желание двигаться, хватать все руками, исследовать. Поэтому именно в младшем дошкольном возрасте наиболее реальна возможность развития всех психических функций ребенка и устранения отклонений. Именно в этот период жизни дети учатся тому, что будут использовать в течение дальнейшей жизни.

    Для полноценного развития ребенка нами был разработан цикл комплексных психолого-логопедических занятий, направленных на развитие речи детей, увеличение их активного и пассивного словаря, сенсорное развитие, развитие ориентировочно-познавательной деятельности, общей и мелкой моторики, эмоциональное развитие. Данные занятия помогают сохранить внимание детей на протяжении всего занятия благодаря частой смене деятельности, снимают утомляемость.

    Представленные конспекты комплексных занятий на тему “Части тела, эмоции” способствуют развитию у детей представлений о собственном теле, о своей половой принадлежности; формируют словарь ребенка, грамматический строй его речи; развивают эмоциональную сферу, эмпатию, мимическую выразительность.

    Занятие 1.

    Программное содержание.

    1. Формировать умение соотносить предмет с его словесным обозначением. Формировать словарь по теме. Обучать ориентировке в схеме собственного тела. Учить различать понятия “девочка – мальчик”, узнавать, к какому полу относится сам ребенок.
    2. Формировать грамматический строй речи.
    3. Развивать речеслуховое внимание, продолжать учить выполнять действия по словесной инструкции.
    4. Развивать эмоциональную сферу детей, эмпатию, мимическую выразительность.

    Материал.

    Две куклы: мальчик и девочка, картинки с изображением детей, у которых не хватает каких-то частей тела, картинки с изображением сказочных героев сказки “Курочка Ряба” с разным настроением, модели “Настроение” на каждого ребенка, картинки с изображением игрушек для мальчиков и девочек, разрезная картинка “Мячик” на каждого ребенка, подвижная музыка, для рисования: лист бумаги, краски, кисти.

    Ход занятия

    1. Орг. момент.

    (Поглаживание век).

    (Хлопки руками).
    (Потопать ногами).

    2. Упражнение “Покажи на кукле и на себе”.

    Логопед. Познакомьтесь, это куклы Наташа и Саша. Вот у куклы голова. А где у вас голова? (дети показывают). На голове у куклы волосы (уши). Что это? А где у вас волосы? (дети показывают). Это лицо. Покажите, где у вас лицо. Закройте лицо руками, откройте (дети выполняют). Что у куклы есть на лице? А у вас? Закройте (откройте) глаза, наморщите носик, откройте широко рот, закройте рот. Сейчас мы будем играть, как будто мы умываемся. Я расскажу потешку, а вы показывайте то, о чем говорится в потешке.

    Водичка, водичка, умой мое личико,
    Чтобы глазки блестели,
    Чтобы щечки горели,
    Чтоб смеялся роток,
    Чтоб кусался зубок.

    Покажите, где у вас щечки, надуйте их, потрите их. Улыбнитесь так, чтобы видны были зубки.

    3. Упражнение “Чего не хватает?”

    Логопед (показывает картинки). Посмотрите на эти картинки. Чего не хватает на лице?

    4. Физ. минутка.

    Логопед (читает текст, показывает движения по тексту, дети повторяют).

    Головами покиваем,
    Носиками помотаем,
    Потом глазки закрываем,
    Теперь глазки открываем.
    Щечки сильно раздуваем,
    Ротики мы открываем
    И зубами постучим,
    И немножко помолчим.

    5. Упражнение “Эмоции”.

    Психолог. Кукла Наташа – веселая или грустная? (ответы детей) На этих картинках нарисована сказка (показывает картинки к сказке “Курочка Ряба”) Какая? Посмотрите, Курочка Ряба снесла яичко – не простое, а золотое. Дедушка и бабушка радуются, улыбаются. Улыбнитесь, как дедушка и бабушка (дети выполняют задание) . Найдите грустных дедушку и бабушку. Что они делают? Почему они плачут? Какое у них настроение на этой картинке? (дети отвечают). Сделайте грустное лицо, как у дедушки и бабушки. Посмотрите, что делает на картинке мышка? Какое у нее выражение мордочки? (дети отвечают). Удивитесь, как мышка. (Психолог показывает картинки “Настроения”). Найдите личико, которое улыбается. Положите его рядом с улыбающимися дедушкой и бабушкой. А куда надо положить эту картинку, а эту? (дети раскладывают свои модели настроения рядом с соответствующей иллюстрацией).

    6. Упражнение “Покажи на кукле и на себе” (продолжение).

    Логопед (показывает на руки, ноги и живот у куклы). Что это у куклы? (Дети отвечают ). А где у вас руки (ноги, живот) ? Поднимите руки вверх, опустите их. Это правая рука, это левая рука.

    7. Подвижная игра под музыку “Части тела”.

    (Логопед предлагает детям танцевать под музыку и по его команде показывать руки, ноги, голову, живот).

    8. Игра “Раздадим игрушки детям”

    Психолог. Какая кукла – девочка, а какая – мальчик? Кто из вас девочка, а кто мальчик? (ответы детей). Мальчики и девочки любят играть в игрушки. Давайте раздадим игрушки Наташе и Саше. В какие игрушки любят играть девочки? А мальчики? А какую игрушку мы дали и Саше и Наташе? (Дети отвечают “Мяч”). Правильно. И девочки, и мальчики любят играть в мячики. Давайте и мы поиграем с мячиком.

    9. Складывание картинки “Мячик” из трех частей.

    10. Подвижная игра “Мячики”.

    Психолог предлагает детям под ритмичную музыку попрыгать, словно мячики.

    11. Рисование “Мячики”.

    Дети рисуют красивые разноцветные мячики.

    12. Итог занятия.

    Занятие 2.

    Программное содержание.

    1. Продолжать формировать словарь по теме. Расширять словарь за счет наречий тихо, громко, быстро, медленно, прилагательных правый, левый. Формировать грамматический строй речи (образование множественного числа имен существительных).
    2. Развивать ручную и общую моторику, координацию движений, чувство ритма, подражательность.
    3. Учиться ориентироваться в схеме собственного тела, показывать с помощью взрослого правую, левую руки, ноги.
    4. Продолжать учить рисовать, вызвать радостные эмоции от полученного рисунка.
    5. Продолжать развивать эмоциональную сферу детей.

    Материал.

    Стихотворение А.Л. Барто “Девочка чумазая”, картинки с изображением двух девочек (чистой и грязной) и грязного мальчика, лист с разноцветными ладошками на каждого ребенка, модели “Настроение”, для рисования: лист бумаги, краски, ванночки для наливания краски и обмакивания ладошек.

    Ход занятия

    1. Орг. момент.

    Психолог говорит и показывает действия, дети повторяют за ним.

    Доброе утро, глазки! Вы проснулись? (Поглаживание век).
    Доброе утро, ушки! Вы проснулись? (Растирание мочек ушей пальчиками).
    Доброе утро, ручки! Вы проснулись? (Хлопки руками).
    Доброе утро, ножки! Вы проснулись? (Потопать но гами).
    Доброе утро, солнышко! Я проснулся. (Улыбнуться и протянуть руки к солнышку).

    2. Чтение стихотворения “Девочка чумазая”.

    Психолог. Я вам сейчас прочитаю историю про чумазую девочку. Чумазая – значит грязная, грязнуля. Найдите на картинке чумазую девочку. (Психолог показывает картинку, на которой нарисованы две девочки, чистая и грязная, и грязный мальчик). А это кто такой грязный? (Дети отвечают “Мальчик”). А это какая девочка? (Дети отвечают “Чистая”).

    Психолог читает стихотворение.

    3. Беседа.

    Логопед. Давайте вспомним, как начинается наша история. Покажите, где у вас ладошки? Сколько их? (Дети отвечают “Две руки и две ладошки). Похлопайте в ладоши громко, тихо, быстро, медленно (дети выполняют задание). Посмотрите на чумазую девочку, где у нее ладошки? Что она еще измазала? (Дети отвечают “Пальцы”) . А у вас какие пальчики: чистые или грязные?

    4. Пальчиковая гимнастика.

    Логопед (читает текст, показывает поочередно пальцы на руках, дети повторяют)

    Этот пальчик маленький,
    Мизинчик удаленький
    Безымянный – кольцо носит,
    Никогда его не бросит.
    Ну а этот – средний, длинный,
    Он как раз посередине.
    Этот – указательный,
    Пальчик замечательный.
    Большой палец, хоть не длинный,
    Среди братьев самый сильный.
    Пальчики не ссорятся,
    Вместе дело спорится.

    5. Беседа (продолжение)

    Логопед. Давайте вспомним еще раз стихотворение про девочку чумазую. Что еще испачкала девочка? (Дети отвечают “Локти”) . А где у вас локти? Сколько их? (Дети отвечают “Две руки и два локтя”) . Согните руки в локтях, поставьте локти на стол. (Дети выполняют). А теперь давайте покажем, как девочка ручки кверху держала, когда на солнышке лежала. (Дети показывают). Что еще измазала девочка? (Дети отвечают “Ножки и пятки”). А у вас есть пятки? Покажите. Сколько их? (Дети показывают и отвечают “Две ноги и две пятки”). Что еще грязное у девочки? (Дети отвечают “Коленки”). Покажите ваши коленки. Постучите ладошками по коленкам.

    6. Упражнение “Ладошки”.

    Психолог (выдает детям листы с нарисованными ладошками). Посмотрите, на листе нарисованы ладошки. Положите правую руку на красную ладошку, а левую – на желтую. Поднимите правую руку, теперь левую, дотроньтесь правой рукой до головы. (Дети выполняют задание).

    7. Упражнение “Эмоции”.

    Психолог. Давайте вспомним с вами, что сделала девочка, когда ей оттирали губкой нос? (Ответы детей). Да, она разобиделась до слез. Давайте покажем, как она обиделась. (Дети выполняют задание). Девочка мыться не хотела, боялась мыла и мочалу. Давайте покажем, как она боялась. (Дети выполняют задание).

    (Психолог показывает картинки “Настроения”). Найдите личико, которое обижается. Давайте расскажем, какое оно? (Дети отвечают). А теперь найдите личико, которое боится. Какое оно? (Ответы детей).

    8. Подвижная игра “Где же наши ручки?”

    Психолог. Наши ручки и ножки чистые. Давайте с ними поиграем. (Психолог читает текст, показывает движения, дети повторяют).

    Где же, где же наши ручки,
    Где же наши ручки?
    Где же, где же наши ручки?
    Нет наших ручек!

    Вот, вот наши ручки,
    Вот наши ручки,
    Пляшут, пляшут наши ручки,
    Пляшут наши ручки.

    Где же, где же наши ножки,
    Где же наши ножки?
    Где же, где же наши ножки?
    Нет наших ножек!

    Вот, вот наши ножки,
    Вот наши ножки,
    Пляшут, пляшут наши ножки,
    Пляшут наши ножки.

    Где же, где же наши детки,
    Где же наши детки?
    Где же, где же наши детки?
    Нет наших деток!

    Вот, вот наши детки,
    Вот наши детки,
    Пляшут, пляшут наши детки,
    Пляшут наши детки.

    9. Рисование ладошками.

    Дети рисуют ладошками смешных человечков. (Обмакивают ладошки в краску и ставят на листе бумаги отпечаток).

    10. Итог занятия.

    Занятие 3 (итоговое).

    Программное содержание.

    1. Закрепить знания детей о собственном теле и об эмоциональных состояниях.
    2. Закрепить словарь по теме.
    3. Развивать внимание, умение выполнять действия по словесной инструкции, мимическую выразительность.

    Материал.

    Зеркало на каждого ребенка, “посылка”, в которой лежит фотоальбом с семейными фотографиями каждого ребенка.

    Ход занятия

    1. Орг. момент.

    Психолог говорит и показывает действия, дети повторяют за ним.

    Доброе утро, глазки! Вы проснулись? (Поглаживание век).
    Доброе утро, ушки! Вы проснулись? (Растирание мочек ушей пальчиками).
    Доброе утро, ручки! Вы проснулись? (Хлопки руками).
    Доброе утро, ножки! Вы проснулись? (Потопать нога ми).
    Доброе утро, солнышко! Я проснулся. (Улыбнуться и протянуть руки к солнышку).

    2. “Посылка”.

    Раздается стук в дверь. Заходит почтальон, спрашивает: “Это детски сад “Теремок?”. (Психолог, логопед и дети отвечаю т). Тогда распишитесь и получите посылку. (Все благодарят почтальона). Психолог предлагает детям посмотреть, что находится внутри посылки. Открывает вместе с детьми и достает фотоальбом. Дети садятся на ковер. Все вместе рассматривают фотографии, узнают себя и своих близких.

    3. Упражнение “Рассмотри себя в зеркале”.

    Логопед. А теперь давайте посмотрим на себя в зеркало. Каждый видит там себя. Посмотрите внимательно. Из чего состоит наше тело? (Дети по очереди называют части тела и показывают его на себе).

    4. Упражнение “Эмоции”.

    Психолог. Давайте посмотрим в зеркало и покажем, как мы умеем улыбаться и быть радостными. (Дети показывают). А теперь покажем, как мы умеем грустить. Сделайте грустное лицо. (Дети выполняют задание). А сейчас давайте удивимся. (Дети смотрят на себя в зеркало и удивляются). Давайте покажем, как мы умеем обижаться. (Дети показывают).

    А теперь давайте посмотрим на картинки и покажем радостное личико, грустное личико, личико, которое боится и которое обижается. (Дети рассматривают картинки “Настроение” и показывают).

    5. Упражнение “Умывалочка”.

    Логопед. Ребята, скажите, что нужно делать, чтобы наше тело было всегда чистым и здоровым? (Дети отвечают, что нужно умываться). Сейчас мы с вами покажем, как нужно умываться. (Логопед читает текст, показывает движения, дети повторяют).

    Кран, откройся! Нос умойся!
    Мойтесь сразу оба глаза!
    Мойтесь, ушки! Мойся, шейка!
    Шейка! Мойся хорошенько!
    Мойся, мойся, умывайся!
    Грязь, смывайся, грязь, смывайся!