Психология 5 летнего ребенка. Психология ребенка пяти лет. Более трудным для ребенка является восприятие времени

На чтение 10 мин.

Если вы являетесь родителем пятилетнего ребенка, то спросите себя, а как складываются ваши отношения с ним? Всегда ли вы понимаете его, интересуетесь тем, что беспокоит малыша? Ведь нередко взрослые оказывают почтение и внимание другим людям, а построить доверительные отношения со своим ребенком не могут. Чтобы понять, как найти правильный подход к человечку пяти лет, для начала нужно вникнуть в психологические особенности развития детей в этот период.

Дети в возрасте 5-ти лет очень любопытны

Психология ребенка в пятилетнем возрасте

Этот этап в жизни малыша принято характеризовать, как переходный: из раннего детства в статус дошкольника. Отмечается активное развитие, познание окружающего мира. Дети в пять лет преодолевают некий перелом, происходит осознание себя, как личности в общественной среде, своих качеств и возможностей. Они более чутко воспринимают отношение к себе со стороны. Все это говорит о том, что у маленького человека формируется собственная самооценка. То, какой она будет, зависит от многих факторов, но в первую очередь от того, что он получает от окружающего мира. Особенно от общения со взрослыми.


Общение с родителями -важны фактор психологического развития

Совет: стоит обратить внимание на свое поведение, как родителя, ведь ребенок очень активно копирует его. Влияют в этом плане и примеры близких родственников (братьев, сестер).


Психологические тесты для 5-ти лет

По своей природе любой малыш желает быть хорошим, чтобы его оценили и похвалили. Поэтому крайне важно поддерживать это стремление как родителям, так и другим взрослым (бабушкам, дедушкам, воспитателям). Если ребенок совершает положительный поступок, это непременно стоит отметить. Но тут главное указать, за что именно вы его хвалите. Ребенок должен понимать, что так делать хорошо и в дальнейшем повторять свои действия.

Эмоциональная и познавательная стороны развития

В возрасте пяти лет продолжает устойчиво развиваться и созревать эмоциональная сфера. Вы можете заметить, что чувства малыша становятся более глубокими. Если прежде он испытывал скорее просто радость от общения, то теперь это выражается в более сложной форме: симпатии и привязанности. А отсюда берут свои корни такие нравственные понятия, как дружба, чуткость, доброта, а со временем и чувство долга.

Ребенок также проявляет способности к размышлению. При этом он может не всегда приходить к правильным выводам.


Эмоциональное развитие детей 5-ти лет

Последуйте тогда такому совету: родители должны с уважением относиться к первым умозаключениям малыша и в ненавязчивой форме корректировать их, если это нужно.


Возраст почемучек – 5-6 лет

Коммуникабельность детей пяти лет

У ребенка проявляется все больший интерес к детям примерно такого же возраста. И от привычного общения только в семье он все чаще переходит на более широкие отношения с окружающим миром.

Нередко дошкольник в этом периоде делит детей на «хороших» и «плохих».

Но так он оценивает их на основании мнения взрослых. Малыши могут дружить, ссориться, обижаться, идти на примирение, даже ревновать, но и помогают друг другу. Все большая потребность возникает у ребенка в признании себя, как личности, уважении в среде остальных сверстников.


Общение со сверстниками – важный компонент развития

Ввиду того что у детей пяти лет в общении со взрослыми преобладает познавательный интерес, то неизбежны масса вопросов, которые они задают. Чаще в характере «почему». Так происходит, потому что именно взрослый является непререкаемым авторитетом, источником знаний.

Полезный совет: важно выслушивать ребенка, ведь, кто как ни родители смогут доступно разъяснить малышу все, что его волнует и пополнить запас его познаний.

Развиваются волевые качества, целенаправленность. С их помощью дети могут преодолевать определенные трудности, которые возникают в этом возрасте. Но наряду с активной самостоятельностью в духе «я сам», ребят нередко настигают и неудачи, при этом обескураживая их. А если промахов немало, то это может привести впоследствии к появлению чувства неуверенности.


Родители должны уделять внимание физическому развитию детей

Как наладить доверительные отношения с ребенком

На самом деле никаких особых знаний и действий в этом вопросе не требуется. Главное – всегда ставить себя на место своего ребенка, стремиться представить мир так, как он его видит. И тогда будет гораздо легче понять, что же хочет ваш малыш, и как именно вы можете ему помочь. Ясное дело, что взрослые не очень помнят, какими они были в пять лет, но что-то в памяти остается. Хорошо бы иногда вспоминать и задавать себе вопросы: «А как я себя вел в этом возрасте? что мне нравилось и т. п.». Проще говоря, посмотрите на мир детскими глазами.


Любознательность в 5 лет – основа интеллектуального развития

Отношения между родителями и детьми – это, так сказать, целое поле для развития таких умений, как забота, помощь, уважение. Ребенок пяти лет восприимчив не только к запоминанию стишков, цифр, букв. С ним действительно можно разговаривать, даже о любви. Просто попробуйте, иногда можно услышать удивительную правду, которую взрослые боятся сказать сами себе. Но чаще в обществе понимается так: да что там может знать ребенок в пять лет.


Сравнение с другими детьми недопустимо

Чтобы понять, как наладить отношения с ребенком, доверять друг другу, нужно помнить некоторые вещи и придерживаться в повседневном общении простых правил.

Принципы правильного подхода к малышу в пятилетнем возрасте

Согласитесь, что даже взрослому будет приятно, когда к нему после тяжелого рабочего дня подойдут, спросят «как дела?», обнимут, согреют добрым словом. Так и с детьми. Поговорите с ними просто по-дружески, спросите, как прошел их день, что было нового в саду, а может, задайте и более глубокие вопросы о том, что их волнует.

Важный совет: если делать это искренне, с любовью, то ребенок обязательно раскроется и ответит вам.

  • Следите за тоном, в котором говорите с сыном или дочкой. Речь должна быть доброжелательной, ободряющей. Даже если малыш чем-то огорчил вас, то прояснить ситуацию можно в спокойном тоне, без криков. Детям в пять лет легче отвечать, когда на них не давят, а стараются понять, почему они так поступили. Если вы что-то объясняете ребенку, делайте это как можно проще, на понятном для него языке. Доступно, четко и однозначно.
  • Всегда выслушивайте ваше чадо. Делайте это внимательно, не вздумайте перебивать, даже если он говорит что-то не совсем логично. Аккуратно поправить сказанное можно после того, как ребенок закончил говорить. И тогда он обязательно примет это к сведению.
  • Установите четкие границы в поведении ребенка, но согласно его возрастным особенностям. Важно, чтоб он понимал: если определенные вещи делать нельзя, то это правило не меняется.

Совет: здесь важно не дать слабину самому взрослому. Если вы сказали, что конфет на сегодня хватит, а потом выдаете еще, то у ребенка не будет устойчивого понятия, а когда же действительно нельзя, разовьется чувство вседозволенности. Дети, на самом деле, любят границы и правила.

  • В отношениях с пятилетним малышом проявляйте максимум терпения. Ведь часто дети сами не знают, чего хотят, и почему так происходит с ними. Они все еще постигают это умение – понимать себя. И нормально, что ребенок может дольше одеваться, убирать, идти, чем вы этого хотите. Кому же понравится, что его постоянно одергивают и торопят?
  • Хорошо, когда родители поощряют любознательность детей. Естественно, что ребенок в 5 лет задает множество вопросов. Здесь есть один нюанс. Малышу обязательно хочется получить ответ. А то, откуда он его узнает, напрямую зависит от взрослого. Постарайтесь стать для него в этом возрасте основным источником правильной информации. Для этого не нужно обладать особой эрудицией. Совет родителям: если вы не знаете, что ответить малышу, предложите вместе поискать это в книжке или хотя бы в Интернете. Но обязательно найдите ответ, иначе он может отыскать его в другом месте. И нет гарантий, что эта информация будет верной.
  • Обращайте внимание на то, чем интересуется ребенок. Старайтесь уловить, к чему он тянется, и развивать эти способности. Можно, конечно, попробовать разные сферы увлечений, а потом постепенно определить, что малышу больше по душе: петь или рисовать, английский язык или коньки. В ребенке должна сохраняться самобытность. Родители не должны навязывать ему интересы.

Развитие способностей и обучение – подготовка к школе
  • Будьте положительным примером для своего малыша. Ведь недаром говорят, что дети – это зеркало родителей. В этом возрасте они все схватывают моментально, и хорошее, и плохое. Так что следите за своими словами, эмоциями, поступками. Но если вы и допустили оплошность в присутствии ребенка, то нужно пояснить, что взрослые тоже могут ошибаться.
  • Никогда и ни при каких обстоятельствах не сравнивайте ребенка с другими. Этот фактор очень влияет на его самооценку. Не следует также постоянно критиковать и ругать ребенка, особенно при других людях. Лучше в спокойном состоянии проговорить ситуацию. Смотреть при этом следует прямо в глаза малышу, но с понимающим взглядом.
  • Не требуйте и не ждите от ребенка того, что он не способен выполнить в своем возрасте. Все должно быть в меру, в том числе, количество правил и ограничений. Когда их слишком много, то он может перестать их замечать.

Развивающие игры – очень важный момент в развити

И последний пункт выделен отдельно. Это игры

С малышами следует играть в добрые, познавательные игры. И строить отношения с ребенком пяти лет лучше всего в такой форме. Это значит, что малыша нужно увлекать тем или иным занятием: уборку превращать в веселое соревнование, кто быстрее сложит кубики; готовку тоже можно превратить в игру, сшить ребенку фартучек, и малыш станет вашим помощником на кухне.


Совместные игры помогут родителям лучше понимать детей

Участвовать нужно и в самих детских играх. Только делать это от души, с любовью, проникнуться этим процессом. Тогда ребенку действительно будет интересно со своими родителями. А это тоже залог добрых отношений с собственным малышом. Помните, что вы и ваш ребенок должны получать радость от общения. Если так и есть, значит, вы на верном пути!

У ребенка формируется определенный кругозор и появляется база навыков. Он уже может адекватно оценивать свои действия и окружающих людей, также может дать самооценку своей внешности, характеру и поведению. Все умения для жизнедеятельности у него уже развиты, родителю остается подкорректировать их перед вступлением в новую жизнь. Чтобы не навредить ему, требуется учитывать психологические навыки детей 5-6 лет.

Потребность в общении

Основная потребность ребенка в этом возрасте - это общение со сверстниками и взрослыми людьми. Делает он это с помощью речи и специальных жестов. Категорически не рекомендуется его игнорировать, так как это может негативно отразиться на его дальнейшем развитии. Выделяют такую возрастную психологическую особенность для детей 5-6 лет, как «почемучка». Ребенка начинает интересовать все вокруг, он задает родителям самые разнообразные вопросы и желает получить максимально подробный ответ на них. Многие мамы и папы ввиду своей занятости ругают ребенка и просят не спрашивать всякие глупости. Стоит учесть, что именно на этом этапе у него развивается воображение, память, внимание, мышление и восприятие. Своим неверным действием можно нарушить этот естественный процесс.

Развитие логических способностей

Родители ребенка, который достиг дошкольного возраста, начали замечать, что его общение заметно изменилось. Он стал уже не просто однотипно отвечать на поставленные вопросы, а начинает размышлять и фантазировать. Это говорит о том, что он достиг той самой стадии, когда активно развивается логическое мышление. Первое, что нужно сделать, - направить возрастную психологическую особенность детей 5 лет в нужное русло. Сделать это можно в игровой форме:

  • Отлично развивает логическое мышление конструктор. Лучше всего, если в его комплект будут входить различные гаечки, ключи и другие соединительные элементы. Сначала малышу необходимо импровизировать, собирать самостоятельные детали. Затем можно усложнить задачу, предложив ему собрать определенную часть, изображенную на рисунке.
  • Необходимо дать ему две одинаковые картинки и попросить найти между ними несколько отличий. Вероятнее всего, что сначала эта задача покажется для него затруднительной. Постепенно эти навыки начнут улучшаться.
  • Существует множество книг с задачами для этого возраста. Среди детей пользуются популярностью задания, где нужно найти лишний предмет.

Выполняя упражнения с ребенком, родители должны набраться терпения. Помогать им крайне не рекомендуется. Пусть на занятия придется потратить множество времени, главное, чтобы он научился добиваться поставленной цели сам и прекратил ожидать подсказок от старших товарищей.

Занятия на формирование памяти

Уже через 2 года ребенку будет пора идти в первый класс. А это значит, что заботливому родителю уже сейчас пора задуматься о психологических особенностях развития детей 5 лет. В этот период можно активно начинать тренировать его память. Если это сделать заблаговременно, то будущему школьнику заметно легче будет усваивать материал, входящий в образовательную программу. Уже в 4,5 года можно попробовать провести несложную для него игру. В ряд требуется расставить несколько предметов и попросить ребенка отвернуться на несколько секунд. За это время нужно убрать один из них. Основная задача ребенка - понять, чего не хватает. Постепенно задание можно усложнять, увеличив этот ряд.

Ребенок в обществе

Кто такой ребенок? Это индивид, который постоянно находится в контакте с другими личностями. Психологические особенности развития детей 5-6 лет должны заметно отличаться от тех, которые были ранее. Они должны уметь общаться между собой, самостоятельно решать различные опросы и совместно выполнять какие-либо задачи.

К сожалению, в настоящее время многие молодые мамы отказываются водить ребенка в детский сад. Связано это с высоким риском приобретения инфекционных заболеваний. Соответственно, индивид привыкает к плотному общению с матерью и не воспринимает других людей. В таких случаях рекомендуется записать его на занятия, где бы он мог находиться без родителей. В противном случае поход в школу станет для него большим стрессом.

Стоит просить ребенка сделать покупку самостоятельно, попросить помощи у постороннего взрослого или занять очередь в поликлинике. Все эти приемы позволяют формировать уверенность в себе.

Грамотное развитие мышления

Очень важной составляющей, определяющей психологические особенности детей 5 лет, является мышление. Помочь добиться успеха в этой области помогут несложные задачки:

  • Наверняка каждому ребенку мама рассказывает сказки. Необязательно делать это полностью. Требуется озвучить определенный отрывок и попросить его продолжить. Основная его задача - придумать последовательность событий.
  • Отличной игрой, способствующей формированию возрастных психологических особенностей детей 6 лет, являются пазлы. Можно самостоятельно разрезать картинку на несколько отдельных частей и попросить ребенка восстановить её.
  • Рекомендуется вместе смотреть с ребенком мультики и размышлять на различные темы, например, почему герой в определенной ситуации поступил именно таким образом.

Способность правильно размышлять также пригодится для обучения в школе, детям будет легче справляться с поставленными задачами.

Особенности воспитания мальчика

Возрастные психологические особенности детей 5 лет различны для юных представителей мужского и женского пола. Когда-то мальчик с любовью и нежностью относился к своей матери, словно не имея возможности прожить без нее ни секунды. В этом же возрасте он начинает тянуться к отцу. Для него становится интересным все, что он делает: ремонтирует детали, чинит розетки или водит автомобиль. Главе семейства важно в этот момент не отвернуться от него, показав положительный пример.

Именно в этот период необходимо сформировать в мальчике уважительные черты характера. Следует научить их трепетно относиться к девочкам, подавать им руку при спуске со ступенек, уступать место старшим в общественном транспорте.

Родителям необходимо обратить внимание на общение между собой. Все конфликты лучше отложить на то время, когда дети будут спать. Старшие товарищи станут для будущего мужчины примером, опираясь на него, он аналогично станет выстраивать свои отношения.

Аналитический склад ума

Медицинские специалисты и педагоги, которые длительное время занимались изучением возрастных психологических особенностей детей 5-6 лет, утверждают, что им просто необходимо развитие аналитического склада ума. Это позволяет сформировать мышление, логику и память. В этом возрасте дошкольник должен уметь делать следующее:

  • Считать до десяти в прямом и обратном направлении.
  • Выполнять несложные математические примеры.
  • Знать все геометрические фигуры.

Помимо этого ребенок должен превосходно ориентироваться в окружающем мире. Он должен без труда уметь отвечать на вопрос о том, какое время суток, года и текущий день недели. Для приобретения этих навыков вовсе не обязательно посещать какие-либо курсы, можно сделать и в домашних условиях, используя подручные предметы.

Особенности воспитания девочек

Молодая мама девочки должна придать значение психологическим особенностям ребенка 6 лет. В этом возрасте ей важно понимать, что она, в отличие от мальчиков, должна быть воспитанной, нежной и аккуратной. Сначала следует привить ей любовь к чистоте: необходимо, чтобы вещи всегда были сложены на полочке, уголок убран, а игрушки положены в коробку после каждого использования.

Девочка - это будущая хозяйка и верная помощница для своих родителей. Требуется приглашать её совместно делать уборку, готовить и накрывать на стол. Все эти, казалось бы, сложные задания очень быстро войдут в привычку и станут неотъемлемой частью образа жизни.

Каждая дочка мечтает быть похожей на свою маму, следует стать для неё хорошим примером.

Физические способности

Маленькие дети всегда выглядят мило, у них пухленькие щечки, милые глазки и непосредственная улыбка. К 5 годам жизни черты лица становятся более грубыми, тело крепнет и приобретает совершенно иную форму. У дошкольников становится лучше координация, появляется резкость и ловкость. Основные психологические особенности детей 5-6 лет позволяют им быстро принимать решение в спорной ситуации, уметь хитрить и решать сложные задачи.

Все это говорит о том, что людям такой возрастной категории доступны сложные игры: волейбол, футбол, баскетбол и другие. Родитель может отдать свое чадо абсолютно в любую секцию. Девочкам рекомендовано посещать танцы или гимнастику, так как эти занятия делают фигуру красивой и женственной. Мальчиков стоит отдать в бокс, легкую атлетику и в силовую борьбу, подобные занятия научат их постоять за себя.

При выборе спортивной секции стоит учитывать психологические особенности детей 5-6 лет. Лучше чтобы они имели любительский характер. Профессиональные занятия могут вызвать у подрастающего ребенка большой стресс и навсегда отобьют желание продолжать их посещение.

Психологические особенности развития детей 5 лет - это очень тонкая грань отношения между родителями и ребятами. Нарушив её, можно заметно навредить душевному состоянию подрастающей личности. Чтобы этого не допустить, нужно соответствовать следующим правилам:

  • Именно в этом возрасте должно быть сформировано доверие между двумя поколениями. Необходимо, чтобы ребенок не стеснялся рассказать о своей проблеме, а родитель сумел его выслушать и дать дельный совет. В противном случае эта нить может оборваться, а восстановить её в дальнейшем будет практически невозможно.
  • Дошкольник может задавать вопросы из самых различных областей. Нужно научиться правильно реагировать на них и давать адекватный ответ. Любые насмешки приведут к тому, что малыш замкнется в себе.
  • У ребенка в этом возрасте появляются свои мечты, цели, планы на будущее. Категорически не рекомендуется говорить, что у него это не получится. Психологически особенности детей 5-6 лет не приемлют любую критику, напротив, нужно внушать уверенность в собственных силах.

Многие родители стремятся раньше положенного времени отдать своего ребенка в школу, а педагоги любезно помогают им разрешить этот вопрос. Готов ли ребенок в этом возрасте к школе? Ответ на этот вопрос могут дать только близкие ему люди, оценив степень усидчивости.

Заключение

Изучая вопрос о психологических особенностях детей 5-6 лет, следует помнить, что каждый ребенок - это индивидуальная личность, и развивается она абсолютно иным способом. Если соседский сын отлично знает английский язык, это вовсе не говорит о том, что в срочном порядке нужно искать соответствующего педагога. Возможно, есть другие сферы, в которых превосходит именно ваш ребенок.

Ребенок 5 лет провел в процессе стремительного развития своих психических и физических способностей. Он активно познает мир вокруг себя, учится продуктивно общаться со своими одногодками и взрослыми людьми…

Однако многому ему еще предстоит научиться, а для помощи малышу в его постоянном движении вперед необходимо иметь представление о базовых знаниях и умениях ребятишек его возрастной группы.

Ребенок 5 лет — психология и физическое развитие

Физическое развитие малыша пятилетнего возраста ни в чем не уступает выраженному прогрессу его психических качеств.

Происходят значительные перемены во внешнем виде ребенка: он вытягивается, теряет присущую малышам младшего возраста пухлость, худеет. Это явление можно считать характерной особенностью ребятишек до 6 лет.

Такие внешние перемены связаны с тем, что объем подкожный жировой клетчатки у детей-пятилеток уменьшается, а развитие костной и мышечной массы становится все более интенсивным. Темпы роста конечностей малыша значительно обгоняют темпы роста туловища, и к поступлению в школу длина тела малыша удваивается или увеличивается чуть больше, длина верхних конечностей увеличивается в два с половиной раза, а длина нижних – в три раза и более. Все это приводит к изменению соотношения друг с другом частей тела и перемещению немного вниз центра тяжести. В результате ребенок может двигаться более уверенно и быстро, чем раньше.

Для гармоничного развития ребенок 5 лет должен ежедневно двигаться не менее пяти часов, так как гипокинезия – одна из основных причин детского ожирения и раннего атеросклероза сосудов.

Мышечная система ребятишек развивается неравномерно: крупные мышцы рук развиваются в самую первую очередь, а мелкие (межреберная мускулатура, мышцы кистей и подошвы стоп) значительно отстают в своем развитии. Конечно же, менее развитые мышцы быстрее устают от нагрузок. Поэтому занятия, включающие тонкую работу пальцами кистей, должны быть кратковременными. Обязательно проводятся меры профилактики плоскостопия:

  • подбирается правильная обувь (фиксирующая пятку, с подушечкой под сводом стопы и невысоким каблучком, изготовленная из натуральных материалов);
  • ребенку предоставляется возможность максимальное количество времени ходить босиком – по квартире, даче, на природе;
  • если стопы мягкая и имеется наследственная предрасположенность к плоскостопию, выполняются специальные упражнения для ее укрепления, а в ванной комнате на пол кладется резиновый массажный коврик с рельефной жесткой поверхностью. Вставая на такой коврик после расслабления мышц в воде, ребенок очень хорошо массирует стопу и вызывает сокращение ее мышц.

Рост костно-мышечной системы крохи напрямую влияет на активность его движений и физические умения. К шести годам все движения приобретают ритм и плавность, а сам малыш становится более ловким. Этим объясняется то обстоятельство, что пяти-шестилетних ребятишек начинают принимать в танцевальные кружки.

Выносливость мускулатуры тела еще очень низкая, поэтому долгое время находиться в одной позе ребенок не может. Для развития этого качества хороши игры наподобие «Море волнуется раз» или «Замри», когда ребенок по правилам игры должен принять определенную позу и удерживать ее до тех пор, пока не вмешается ведущий.

Общий контур позвоночника становится таким же, как у взрослых людей, однако фиксация его еще несовершенна – количество хрящевой ткани пока недостаточное. Поэтому большое значение уделяется формированию правильной осанки:

  • контролируется положение ребенка за письменным столом и компьютером;
  • подбирается жесткая мебель для сна (это могут быть даже кровати с ортопедическим матрацами);
  • начинается посещение секции оздоровительного плавания в бассейне – если малыш не посещал бассейн раньше. Плавание позволяет укрепить позвоночный столб и мышцы спины.

Головной мозг малыша к пяти годам приближается по размеру и массе к параметрам взрослого мозга. Но основные нервные процессы у дошкольников протекают по-другому:

  • отсутствует уравновешенность;
  • преобладают процессы возбуждения;
  • торможение активности достигается с трудом.

Этим объясняется тот факт, что ребенок трудно концентрируется на решении одной задачи. Зато его гораздо легче научить правильно выполнять определенное действие, чем потом переучить.

Меняется зрение малыша:

К этому возрасту достигается полноценная острота зрения ребенка, поэтому он совершенно готов к продолжительному чтению.

К пяти годам он уже хорошо видит крупные буквы, а к шести годам различает и более мелкие.

Совершенствуется цветовое зрение ребенка, он уже хорошо различает оттенки цветов.

Завершается формирование совместного зрения двумя глазами, поэтому ребенок начинается полноценно воспринимать предметы в пространстве.

Продолжает нарастать объем легких, параллельно совершенствуется работа органов дыхания:

  • частота дыхания постепенно уменьшается;
  • увеличивается глубина дыхания, что приводит к более полноценному насыщению тканей организма кислородом;
  • повышается устойчивость дыхательной системы к воспалительным процессам и инфекционным заболеваниям.

Увеличивается масса сердца ребенка и его объем, поэтому снижается частота сердечных сокращений.

Основные физические навыки

Ребенок 5 лет осваивал искусство владения своим телом. И вот какими умениями он может похвастать к этому времени:

  • пробежать 200-300 метров без остановки в достаточно быстром темпе;
  • бегать по пересеченной местности;
  • скоординировать свои движения – быстро дотронуться до кончика уха или носа с закрытыми глазами;
  • ловко поймать мяч и бросить его вперед на 2-3 метра;
  • пройти по узкой доске или бревну;
  • прыгать через ступеньку, предметы и скакалку;
  • чуть-чуть подняться по канату за счет силы рук;
  • кувыркнуться вперед.

Обычно ребятишки, начинающие посещать спортивную секцию, развивают определенную группу физических навыков и умений, поэтому занятия спортом помогают укрепить тело и нервную систему малыша.

Нервная система и психические особенности

К пяти – шестилетнему возрасту проявляется интерес ребятишек к вопросам пола. Девочки охотно играют роль мамы, бабушки, дочки, отображая свое представление о семейной жизни. Мальчики демонстрируют свои лидерские позиции и роли добытчика и защитника.

Поэтому малыш другими глазами начинает смотреть на события, происходящие в его семье; появляются зачатки анализа ситуаций. Если обстановка дома дружелюбная, ребенку уделяется достаточно внимания, он растет более социально адаптированным и приспособленным к рению проблем.

Возрастает интерес малышей к творчеству – отчасти это связано с развитием физических качеств, позволяющих выполнить более сложную работу, отчасти – с накоплением у ребенка элементарного жизненного опыта, который он отражает в своих поделках.

Так, характерной чертой рисования малышей-пятилеток является склонность отражать в своей картинке не конкретные зрительные впечатления, а некий результат личного представления мире. Поэтому по рисункам психологи определяют благополучие душевного мира малыша.

Обычно к пяти — шести годам ребенок видит лист бумаги как пространство мира. Поэтому, рисуя, он отображает свое знание о нем, строит свою картину окружающего. Как правило, он умеет разграничить рисунок на «землю» и «небо», в определенном порядке распределить по нему персонажей. Систематичность рисунка говорит о последовательности суждений малыша.

Часто дети воспринимают рисование как непрерывный процесс, отражая в нем динамику происходящих действий: вот дерево покрыто листьями, светит солнце. Налетел ветер (ребенок рисует линии ветра), принес тучи (солнце закрашивается темной краской), пошел дождь (по всему листу рисуются капли дождя). Это нормальное явление, свидетельствующее об интересе малыша к художественному отображению реальности, а не его неаккуратности и небрежности. Не нужно требовать от ребенка статичных результатов – милых домиков и цветочков. Он дойдет до всего сам.

Пять-шесть лет – самый лучший возраст для познания и активности:

Ребенок стремится к парнерству в играх со сверстниками, учится общаться и соблюдать правила игр и межличностного взаимодействия.

Активно развивается образное мышление малыша, которое неразрывно связано с речью и служит основой для дальнейшего развития ребенка. Хорошо помогают развить его представления о пространстве работа с планом и чертежами.

Формируются такие особенности психики малыша, как оригинальность и произвольность воображения.

Появляется безудержный интерес к экспериментальной деятельности и работе с новыми материалами для творчества.

Совершенствуется умение играть в развивающие речевые, математические, логические игры.

В пять-шесть лет ярко виден темперамент ребенка, можно судить о его гиперактивности. Поэтому при появлении проблем в поведении малыша эффективна помощь детского психолога.

С пяти лет увеличивается роль занятий по подготовке к школе. Однако они не должны стать доминирующим звеном в общении ребенка с родителями и педагогами. Только развитие индивидуальности малыша, его жизненных умений и представлений служит залогом успешного учебного процесса, так как все усвоенные знания имеют одно печальное свойство – исчезать из памяти за ненужностью.

Пятилетки официально именуются старшими дошкольниками. У ребёнка есть свои взгляд, мнение, и ему очень важно, чтобы взрослые относились к этому с уважением.

Чему учится ребёнок в возрасте 5-6 лет

По закону в школу ребёнок идёт не ранее, чем с 6,5 лет. Но активным обучением можно заниматься уже сейчас. Если ребёнок не ходит в садик, узнайте программу занятий — так в школе он не отстанет от ровесников.

Ведущая деятельность (то есть та, во время которой лучше всего формируются умения и навыки) у детей шестого года жизни — по-прежнему игровая. Занятия не должны быть академическими и скучными: играйте, устраивайте эксперименты, придумывайте истории, шутите.

Что умеют дети 5-6 лет?

  • ловко и быстро бегать и прыгать;
  • ловить, забрасывать, подбрасывать мяч;
  • играть в спортивные игры, участвовать в эстафетах;
  • знать и применять правила этикета;
  • анализировать текст, давать характеристики героям, объяснять их поступки;
  • знать синонимы и антонимы;
  • хорошо вырезать ножницами;
  • знать свой адрес;
  • считать до десяти;
  • понимать, из чего сделаны предметы.

Физические особенности ребёнка в 5-6 лет

Особенность этого периода — скачок роста. За один сезон ваш ребёнок может вырасти на 5-8 см, причём вес практически не изменится. Растущему организму необходимо полноценное питание — с достаточным количеством белка, овощей, фруктов, злаков.

Мелкая моторика становится более совершенной: ребенок практически полностью обслуживает себя без помощи родителей. Он умеет не только одеваться и обуваться, но и сам завязывает шнурки.

Развивается крупная моторика: ребенок уже может освоить двухколесный велосипед или коньки, научиться отбивать мяч от земли, как в баскетболе. В этом возрасте значительно увеличивается выносливость и сила.

Психоэмоциональное развитие ребёнка в 5-6 лет

Специалисты считают, что с 5 до 7 лет закладываются почти 90% черт личности взрослого человека. Не забывайте, что дети не столько слушают наши слова, сколько смотрят на поведение. Воспитывайте своим примером.

Память, кругозор, концентрация внимания, всё это стоит развивать и укреплять именно сейчас, когда ребёнок с радостью учится новому и впитывает знания как губка. Даже если он ходит в кружки и секции, занятия с родителями не теряют своей значимости. Узнавая вместе новое, совершая открытия, вы становитесь ближе.

Хоть вчерашний кроха и подрос, ему по-прежнему необходим тактильный контакт с мамой и папой. Обнимайте ребёнка, целуйте, сажайте на колени. Всё это даёт ему уверенность в вашей любви и в том, что мир дружелюбен.


Если ребёнок поверяет вам секреты или делится сокровенным, не обманите его доверие. Не подшучивайте, не ругайте, не рассказывайте при нём подружке по телефону.

Учите ребенка аккуратному отношению к личным вещам: книжки надо ставить на полки, не мять и не брать грязными руками, игрушки — убирать в ящики, а одежду вешать на вешалки, например, легкие пластмассовые вешалки «Пластишка».

Вешалка «Пластишка»




Особенности

Яркое оформление. Боковые крючки для одежды с петлями или лямками.

Описание

Вешалка предназначена для всех типов легкой детской одежды. Поможет приучить ребенка к порядку и бережному отношению к одежде.

Стоит ли учить читать пятилетку? Психологи считают, что надо идти от потребностей ребёнка. Если ему это интересно — пожалуйста. Если нет, имеет смысл подождать. В 5 лет у дошколёнка ещё нет необходимости получать информацию таким образом. Можно потратить год, обучая 5-летнего ребёнка, и научить шестилетку за месяц. А в 7 лет и тот, и другой будут читать одинаково: это подтверждено экспериментами.

Общение ребёнка в 5-6 лет

Отличительные черты общения — избирательность и устойчивость. С лучшими друзьями делятся тайнами, придумывают игры, по возможности общаются вне дома. Для интересных детских игр взрослые уже не так нужны: ребята предпочитают придумывать правила сами. В детском коллективе существует определённая мода: на мультфильм или игрушки (например, все вдруг начинают коллекционировать каких-нибудь героев).

Взрослый — по-прежнему авторитет во многих вопросах. К таким взрослым относятся не только родители, но и воспитатели, тренеры, руководители кружков. Их похвала повышает самооценку, а критика или язвительное замечание, напротив, способны зародить комплексы. Расспрашивайте ребёнка, как у него дела. Обсуждайте, объясняйте, учите правильно реагировать на критику.

В этом возрасте ребёнок чётко осознаёт особенности своего пола. Девочки больше дружат с девочками, мальчики — с мальчиками. Возникают первые детские влюбленности. Отнеситесь к ним бережно, без шуток про женитьбу и ухажеров. Для ребенка это новый, важный и очень волнующий опыт.

Игры для ребенка 5-6 лет

Ребенок с удовольствием играет и с друзьями, и с родителями, и в одиночку. Все зависит от самой игры и его настроения. Хорошее времяпрепровождение обеспечат.

Возрастной кризис – неотъемлемая часть взросления каждого ребенка. Постепенно развиваясь, малыш все больше знакомится с окружающим миром и его психическое восприятие меняется. Не стоит воспринимать кризис как нечто негативное. В психологии этот термин означает переход к чему-то новому, изменение понимания мира на более взрослое.

Уже давно выделено несколько этапов детских кризисов – одного года, трех лет, пяти лет, семи и, наконец, подростковый период. Все эти возрастные категории наиболее подвержены переменам в психике и каждый ребенок проходит через эти этапы по-разному. Задача родителей при этом – помогать ребенку преодолеть их.

Этапы психологического взросления

Самый ранний кризис у ребенка начинается в возрасте одного года. Именно в это время малыш начинает активно познавать мир. Он уже ползает, ходит и хочет изучить буквально каждый предмет. Ребенок пока не понимает того, что некоторые вещи могут быть опасны и не отличает их от других. Он бы с удовольствием играл с розеткой или горячим утюгом.

Родители должны быть максимально внимательны в этот период жизни ребенка. Не нужно физически наказывать его, поскольку малыш и так не понимает, почему вокруг столько ограничений. Спокойно подайте ребенку информацию в форме игры.

Самым лучшим вариантом для предотвращения интереса к опасным предметам будет не выпускать чадо из поля зрения.

В три года малыш уже начинает себя идентифицировать, понимать, что он отдельная, самостоятельная личность . Он хочет все делать сам, в том числе и взрослую работу. Не препятствуйте ему в этом, пусть ребенок немного побудет взрослым.

Попросите его помыть посуду, убрать игрушки. Дети этого возраста охотно и с радостью оказывают любую помощь. Старайтесь не накладывать много запретов, лучше предлагайте выбор, так ребенок почувствует, что ему доверяют.

Пять лет – этап очень сложный. Есть несколько возрастных особенностей такого периода:

  1. Подражание взрослым
  2. Управление эмоциональностью поведения
  3. Интерес к новым хобби и увлечениям
  4. Стремление к общению со сверстниками
  5. Быстрое формирование характера

Ребенок очень быстро развивается и часто ему бывает сложно с этим справиться.

Симптомы и причины кризиса

Резкая смена поведения малыша, его реакции на слова или поступки взрослых – это первый и самый явный признак перехода на новую ступень развития. В этом возрасте, наблюдая за родителями, ребенок хочет быть максимально на них похожим. Наверное, все помнят, как в детстве хотели быстрее повзрослеть. Но быстро повзрослеть не выходит, и ребенок начинает из-за этого нервничать и закрываться в себе.

Мозг малыша активно развивается, он уже знает, что такое фантазировать. Дети с удовольствием придумывают себе воображаемых друзей, сочиняют разные истории. Они успешно копируют манеру поведения мамы и папы, перекривляют их мимику, походку, речь. Возраст 5 лет характеризуется также любовью к подслушиваниям и подглядываниям, в ребенке растет любопытство по отношению к окружающему миру.

По наступлении кризиса ребенок замыкается, ему уже не очень хочется делиться с взрослыми своими успехами и неудачами. У малыша появляются разные страхи, начиная от боязни темноты и заканчивая смертью близких людей. В этот период дети крайне нервные и неуверенные в себе, они стесняются чужих людей, боятся начать общение с ними. Им все время кажется, что не понравятся взрослому. Иногда ребенок страшится самых обыденных вещей.

Поведение малыша меняется совершенно в противоположную сторону. Покладистый ранее ребенок становится неуправляемым, он не слушается, проявляет агрессию. Дети могут постоянно ныть, что-то требуя у родителей, плакать, закатывать неконтролируемые истерики . Раздражительность, злость очень быстро сменяют хорошее настроение. Переживая кризис, дети сильно утомляются и многие родители не знают, что делать, чтобы вернуть все на круги своя.

Можно понять родителей, впервые столкнувшихся с кризисом 5 лет у ребенка. Недоумение, даже страх – это основная эмоция поначалу. Однако взросление неизбежно, и часто родители, не понимая этого, считают, что ребенок просто манипулирует ими. Что же нужно делать, чтобы малыш с комфортом преодолел сложный этап?

Обеспечьте чаду спокойную обстановку. В семьях, где сами родители постоянно ругаются, ребенку будет морально тяжело справляться еще и со своими внутренними проблемами. Попытайтесь вывести его на разговор, понять, что не так, что его тревожит. Многие дети не сразу, но идут на контакт и начинают доверять родителям свои тайны и страхи. Продумайте, как успокоить ребенка и предложите совместное решение вопроса.

Несколько советов, как вести себя при истериках ребенка, дает доктор Комаровский:

Проявляйте к малышу внимание, всегда интересуйтесь им, его успехами. Привлекайте его к помощи по дому, разъясняя, почему важно, чтобы было чисто. Спокойное объяснение – это лучший способ дать понять ребенку, для чего нужны простейшие обязанности. Очень хороший результат дает рассказ о собственных удачах. Поделитесь ими с ребенком, можете также поведать и о своих страхах.

Пять лет – это уже не кроха, за которой нужно всюду следовать. Дайте малышу некоторую свободу действий, покажите ему, что он уже может быть самостоятельным. При необходимости общайтесь с ним как с взрослым, дети это очень ценят. Всегда поддерживайте его и не ругайте за ошибки. Взявшись за трудное дело и не справившись, малыш сам поймет, что зря не прислушался к совету.

Действия «под запретом»

Часто родители, столкнувшиеся с кризисом у ребенка, начинают мгновенно вводить массу табу и ограничений, кричать, расстраиваться, обижаться. Это делать ни в коем случае нельзя. Трудно в некоторых ситуациях сохранять самообладание, но взрослому это все же легче, чем ребенку, пока обладающему маленьким опытом. При правильной реакции взрослых на капризы и истерики кризис не затянется на долгое время.

Не нужно демонстрировать ребенку собственную агрессию и злость на его поступки, теряться и паниковать во время истерики. Реагируйте спокойно, сядьте и просто подождите, пока ребенок успокоится. Потеряв бурно настроенного зрителя, дети быстро приходят в себя. После этого можно вместе побеседовать и разобраться в причине капризов.

Помните, если вы будете вести себя также агрессивно, как и малыш, его поведение от этого только ухудшится.

Не контролируйте ребенка везде и всюду, постарайтесь пересилить себя и перестать его поучать. Хорошим вариантом будет вместе придумать обязанность, которая отныне будет исполняться только ребенком . Например, полить цветы. Поясните, что если их не поливать, они завянут. Покупка домашнего питомца – также огромный вклад в развитие самостоятельности у детей.