Воспитание у детей культуры поведения за столом. «Культура поведения за столом, культура еды

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 50» г. Калуги

Информационный проект

«Культура поведения за столом»

выполнила

Петрунина Виктория,

ученица 1 «А» класса

научный руководитель

Холина Елена Михайловна,

учитель начальных классов

2014 г.

Культура поведения за столом.

Культура поведения за столом – это часть общей культуры человека. Её надо воспитывать с самого раннего возраста. Но как просто и ненавязчиво объяснить детям те правила, которые должны знать все?

В классе мы провели анкетирование, знают ли ребята основные правила поведения за столом. (Приложение 1) Результаты анкетирования показали, что не все правила культурного поведения знакомы нашим ребятам. Поэтому наш информационный проект призван помочь устранить эти пробелы.

Наш проект представляет собой беседу, в которой сочетается объяснение правил поведения за столом с занимательными историческими фактами.

Цель проекта:

    Изучить историю появления правил поведения за столом.

    Повторить правила поведения за столом.

    Познакомить с правилами сервировки стола.

    Познакомить с общими правилами для приятнейшего ведения беседы.

    Создать памятку «Правила поведения за столом»

Существуют строгие правила поведения во время еды. Как и все другие, эти правила не выдуманы из головы. Большинство из них возникло из уважения к тем, с кем ты сидишь за столом. Попробуй проследить, что получится, если ты возьмешь вилку и нож не пальцами, как положено, а зажмёшь их в кулак и начнёшь резать лежащее на тарелке мясо. У тебя неминуемо поднимутся и разойдутся в стороны локти. А это значит, что окажется в опасности щека соседа. А локти, положенные на стол? Они занимают место, где должна стоять тарелка соседа. Да и приятно ли ему будет класть хлеб на тот кусок скатерти, по которому ёрзали твои рукава?

Или, скажем, почему принято брать сахар щипчиками, а если их нет – просто пальцами, а не своей чайной ложкой? Это тоже вполне объяснимо. Ведь руки у тебя должны быть чисты - перед тем, как ты садишься за стол, ты их вымыл, да и коснешься ты ими лишь того кусочка сахара, который возьмешь. А ложка только что была у тебя во рту, и не всякому будет приятно, если она прогуляется по всей сахарнице.

По той же причине соль из солонки нужно брать не щепотью и не своей ложкой, а кончиком ножа. Но пирожки, печенье, хлеб нужно брать рукой, стараясь не касаться соседних ломтиков.

А почему, например, не принято резать рыбу ножом? Да только потому, что в рыбе бывают мелкие тонкие косточки. Разрезая кусок рыбы, можно, не заметив, разрезать и косточки, и проглотив их, поцарапать горло.

Немного истории.

Книга, по которой русские юноши девушки могли учиться правильно вести себя за столом, появилась еще в восемнадцатом веке. Называлась она: "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению" и составлена была самой Российской Академией наук. Вот какое большое значение придавали и тогда правилам поведения!

Напечатана она непривычными для нас старинными буквами; некоторые слова, вроде "талерки", не сразу и поймешь. Но большинство правил годится и сегодня.

    "Не хвата первы блюдо и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало.

    Не сопи, егда яси.

    Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, протчее отдай другому.

    Руки твои да не лежат долго на талерке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою и не пий, пока пищи не проглотил.

    Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом.

    Хлеба, приложа к груди, не режь; ешь, что перед тобой лежит, а инде не хватай.

    Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори.

    Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и протчего.

    Неприлично руками по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножом по талеркам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стуча, но должно тихо и смирно, прямо, а, не избоченясь сидеть".

У французов есть поговорка: "Аппетит приходит во время еды". Как и большинство народных поговорок, она основана на жизненном опыте: запах, и вид вкусной пищи действительно усиливают аппетит.

Великий русский ученый Иван Петрович Павлов объяснил, почему это происходит. Ты знаешь по себе, как текут слюнки при виде лакомого блюда. Это, значит, начинают работать слюнные железы рта, чтобы смочить пищу, которую сейчас будешь жевать. Точно так же вид и запах пищи действует на железы желудка. Они тоже начинают выделять особый "запальный" сок. Этот сок помогает желудку переваривать пищу. Раздражая окончания нервов, заложенных в стенках желудка, он вызывает чувство аппетита.

Но не всякая пища действует на организм одинаково. Чем красивее, аппетитнее выглядит тарелка с едой, чем вкуснее пища пахнет, тем сильнее выделяется "запальный" сок, тем лучше будет переварено то, что ты съешь.

И забота об этом также отразилась в правилах поведения за столом. Почему, например не следует крошить на куски котлету или сырник? Не только потому, что раскрошенная пища быстрее стынет и делается невкусной. Вид размазанной по тарелке - котлеты или сырника не очень аппетитен. Почему не принято выплевывать что-либо, даже косточки от компота, прямо на блюдце? Почему не полагается критиковать поданное блюдо и говорить, что, по-твоему, оно невкусно? Почему надо доесть все положенное до конца и не оставлять на тарелке? Потому что это не только обижает хозяйку, но и может отбить желание есть у соседей.

Не следует также разглядывать слишком внимательно или ковырять вилкой то, что тебе положили. Это тоже невежливо по отношению к хозяйке, словно ты сомневаешься в качестве угощения. Воспитанный человек будет есть каждое предложенное хозяином блюдо.

Как вести себя за столом

    Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков - это некрасиво.

    Не разговаривай с полным ртом. Если тебе задали вопрос, сначала проглоти пищу, а потом ответь.

    Во время еды не прихлебывай громко, не дуй на слишком горячее блюдо, не стучи ложкой по тарелке. Старайся есть беззвучно.

    Мясо отрезай небольшими кусочками. Когда съешь один кусок, отрежь следующий. Не нарезай на кусочки всю порцию сразу: от этого твоя тарелка будет выглядеть неряшливо, а еда быстро остынет.

    Жареную или вареную птицу надо брать с тарелки вилкой, отрезая небольшими кусочками, а когда отрезать будет уже трудно, можно взять пальцами косточку и обглодать.

    Косточки из рыбы тоже можно вынимать вилкой и пальцами. Но пальцы при этом не облизывают, а вытирают салфеткой.

    Гарнир - овощи, картошку, макароны – набирай на вилку с помощью корочки хлеба.

    Не ешь ложкой то, что отлично можно есть вилкой.

    Не ешь с ножа - это некрасиво, да и легко можно порезать рот.

    Рыбу, сырники, котлету, заливное, яичницу но - жом резать не надо - их легко разломить вилкой.

    Когда пользуешься ножом, держи его в правой руке, а вилку - в левой. Не перекладывай их из руки в руку, пока не съешь все блюдо.

    Косточки от компота не выплевывай прямо на блюдце. Поднеси ложку ко рту, выплюнь на нее косточку и положи на блюдце.

    Если тебе нужно что-нибудь достать, не тянись через весь стол, а вежливо попроси передать.

    Из общего блюда бери крайний кусок, не выбирая. Ведь взяв кусок получше, ты оставляешь соседу кусок похуже, а это невежливо.

    Не подбирай хлебом остатки соуса с тарелки. Не допивай прямо с блюдца сок от компота.

    Окончив еду, ложку не облизывай. Грязные нож и вилку на стол не клади.

    Не ставь без разрешения свою грязную тарелку на грязную тарелку соседа без его разрешения и не отодвигай свою грязную посуду в его сторону.

    Когда пьёшь чай, не оставляй чайную ложку в стакане - он может опрокинуться. Размешав сахар, положи ложку на блюдце.

    Не сиди боком к столу или положив ногу на ногу - это некрасиво и невежливо.

    За едой не читай, - это не только невежливо по отношению к окружающим (мол, книжка тебе интереснее, чем они), но и вредно.

    Не катай шариков из хлеба, не кроши его зря, доедай все корки (они, кстати, полезнее мякиша). Помни всегда, сколько людей трудилось, чтобы вырастить и убрать урожай и испечь хлеб. Не забывай также, что для миллионов ребят на земле крошка хлеба еще драгоценность!

Сервировка

Решим необычную задачу.

Дано : клеёнка, скатерть, салфетки, тарелки (глубокие, мелкие), чашки, стаканы, вилки, ножи, ложки (столовые, десертные, чайные), цветы и вазочки для цветов.

Требуется: расположить все так, чтобы было красиво, правильно и удобно. И, конечно же, возбуждало аппетит.

Решение:

Действие первое: на поверхность стола положить клеенку, затем скатерть.

Действие второе: мысленно на расстоянии 1-2 сантиметров проведи от края стола прямую линию. По ней ровно расставь тарелки - каждую напротив стула. Если стол к обеду, на мелкую поставь глубокую. Ножи разложи справа от тарелок лезвием к ним, вилки слева острием вверх. Ложки - суповую, десертную - положи за тарелками параллельно краю стола ручками вправо. Для воды или сока поставь бокалы справа за приборами. Салфетки - на тарелки. Не забудь о ложках, ножах, вилках для закусок, салатов, масла. Цветы в вазочках украсят праздничный стол.

Уважать вкусы, привычки другого - одна из первейших обязанностей человека в обществе. Объявлять свой вкус самым безупречным - свидетельство бескультурья и невежества. Почётным считается место во главе стола. Его предоставляют "герою дня" - имениннику. Если гости собрались не в день рождения, а, например, на Новый год или по другому поводу, почётное место предоставляется хозяину дома или особо уважаемому гостю. Бабушку или дедушку нужно устроить поудобнее и не забывать за ними ухаживать. Хозяйка дома, как правилоло, садится так, чтобы легко можно было выйти из-за стола, что принести или унести.

Искусство беседы за столом.

В Древней Руси в XII веке в "Поучении к детям князь Владимир Мономах учил вести беседу так: "При старших молчать, мудрых слушать, без лукавого умысла беседовать, побольше вдумываться, а не неистовствовать словом, не осуждать речью, не много смеяться".

Императрица Екатерина II заставляла придворных соблюдать правила "Эрмитажного Устава". Один из параграфов призывал говорить умеренно и не очень громко, "дабы у прочих там находящихся уши и голова не заболели".

В старину самой большой честью для ученого в Иране считалось стать членом академии молчания. Только сто мудрецов одновременно могли быть "Молчаливыми" академиками. Их девиз стоит запомнить: "Много думай и мало говори! "

"Искусство любезно и галантно вести разговор" – такая книга была издана в Англии в 1713 году. Вот что там написано: "Нужно начинать беседу умело. Самой обычной темой разговора является погода: она либо хороша, либо плоха. Если с вами согласятся, начало разговору положено".

Вот некоторые общие правила для приятнейшего ведения беседы, которые помогут тебе быть приятным собеседником не только за столом, но и в любой ситуации:

    Определим для начала, о чём говорить не следует.

Старайся не говорить о вещах, которые могут неприятно задеть собеседника. Не говори пренебрежительно о, например, актере маленького роста "метр с кепкой", если тот, с кем ты его обсуждаешь, и сам невысок. Не расхваливай своего пса при товарище, собака которого недавно попала под машину. Не описывай красот каникулярного отдыха на Багамах, если ты знаешь, что родители твоего товарища-собеседника не в состоянии вывезти его даже в ближайшую деревню.

    Не унижай других.

Не задевай чувств своего собеседника, не старайся его подколоть, обидеть, возвыситься за его счет.

    Не сплетничай.

Об отсутствующих говори только хорошо. Мало того, что сплетничать вообще позорно, твои слова могут передать "по назначению", да еще и добавят своего. Как ты будешь смотреть в глаза тому, на чей счет ты пару дней назад "невинно прошелся" в беседе тет-а-тет.

    Не обсуждай слишком узких проблем , которые, кроме тебя, никому не интересны.

    Не следует задевать в разговоре скандальных тем, проблем , которые могут задеть чьи-то моральные принципы.

    На улице и в общественном месте не надо разговаривать слишком громко, чтобы это слышали посторонние .

Не думайте, что незнакомые люди обратят на вас восторженное внимание: "Ах, какие они смелые! " или "Ах, какие остроумные", или "О, боже мой, какая крутизна!" Скорее всего подумают: "Какая невоспитанность!" И скучно отвернутся.

    Вообще не следует говорить слишком громко.

Если на твои слова не обращают внимания, то это, скорей всего, не потому, что ты говоришь слишком тихо, а потому, что ты говоришь неинтересно или путано. А может быть, твой собеседник не умеет слушать. Тогда не стоит тратить на него голосовые связки.

    Не говори также и слишком тихо , чтобы люди не были вынуждены изо всех сил напрягать слух. Не бормочи под нос. Не говори слишком быстро, но и не растягивай фразы.

    Бестактно не отвечай и не реагируй на вопросы.

    В компании следует вовлекать в разговор разных людей , особенно тех, кто новичок и чувствует себя неловко.

    Если ты чего-то недопонял или недослышал, то не переспрашивай, как на базаре, "Что? " (а тем более "Шо? ") Скажи: "Извините, я не расслышал".

    В споре не стремись быть во всем правым, не демонстрируй свою оскорбленность, если твоя точка зрения не принята всеми.

Прими к сведению аргументы других. Это вовсе не значит, что ты должен отказаться от своей точки зрения. Просто форма несогласия должна быть корректной. Свое неприятие не стоит выражать такими словами как "Чушь собачья! ", "Вранье! " и "Что ты гонишь? ".

Во многих старинных руководствах об искусстве быть приятным в обществе советуют избегать тем, которые могли бы расколоть присутствующих на два лагеря. Особенно остры политические и национальные темы. Если вы хотите мира и покоя, найдите тему, интересную всем, но не вызывающую острых разногласий: любовь к домашним животным, родители и учителя, будущая профессия, наука, литература, спорт.

Есть, однако, такие компании, где собираются именно поспорить. Ведь и новая книжка, и перспективы развития медицинской науки могут стать предметом для спора. В такой компании не стоит сводить разговор к общепринятым истинам. Можно не бояться своей оригинальности. Но и не забывать о культуре спора.

    Допустим, ты – замечательный оратор! Как говорили не так давно: краснобай. Ты умеешь завладеть вниманием всех, ты остроумен, ты раньше всех узнаешь сногсшибательные новости, ты с блеском подражаешь знаменитым актерам, ты настоящий эрудит... Но чтобы стать по-настоящему непревзойденным собеседником, нужно вовремя дать возможность высказаться и другому . "Если у тебя есть фонтан, дай отдохнуть и фонтану", – так высказался Козьма Прутков. Дай собеседнику проявить себя с лучшей стороны, "подыграй" ему, подкинь реплику, на которую он, как ты подозреваешь, может удачно ответить. И тебя полюбят еще больше! Настоящий собеседник не тот, кто поет "соло", а тот, кто дирижирует оркестром.

    Если к двум беседующим присоединился третий, подыщите тему, которая будет интересна всем троим.

    Если вы заметите, что двое беседующих, обсуждают нечто интимное, не для чужого уха, элегантно выйдите из беседы, не нарушайте "тет-а-тет". Ни в коем случае не допытывайтесь: "А о чем это вы тут без меня толковали? Не расскажете – я обижусь!", "Секретничать нехорошо... "Но и отвечать на такие, в самом деле, бестолковые вопросы не следует слишком грубо. "Не твое собачье дело! " не подойдет. Очень дурная манера отвечать на вопрос вопросом. Это всегда звучит так, будто ты считаешь своего товарища круглым дураком. Например, тебя спрашивают: "Ты уже обедал?", а ты отвечаешь: "А что ж мне, без обеда сидеть, что ли? " Это бессмысленно и невежливо.

    Не засоряй свою речь ругательствами.

Цедя сквозь зубы "черные слова", за которые наши прабабушки могли потащить преступника мыть рот с мылом, некоторые ребята, а иногда и девочки – кажутся взрослыми и опытными. На самом деле, это вызывает брезгливость и ужас окружающих. Маги считают, что тот, кто употребляет в речи грязные выражения, притягивает к себе силы зла и портит свою судьбу.

Расширять запас слов, которым ты пользуешься, конечно, необходимо, но следует делать это с умом. Услышав какое-нибудь новое слово, попроси старшего объяснить тебе его смысл. А еще лучше – загляни в словарь! И только хорошо поняв значение нового слова, начинай его употреблять. Тогда твой язык постепенно будет становиться богаче и чище. Тебе все легче будет выражать свои мысли, и ты станешь приятным собеседником и за столом, и в жизни.

Список литературы:

    Академия Вежливых Наук профессора Бонуса / Сост. Хаткина Н. Б., Хаткина М. А. – Д.: Сталкер, 1997.

    Маслюни Н. Просим к столу. Рига, 1985.

    Шалаева Галина. Правила поведения и этикет за столом. Издание: АСТ, Слово, Харвест, 2010.

    Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения.- С-П.2003.

Приложение 1

Анкета «Знаешь ли ты правила поведения за столом?»

1 вопрос : Что ты относишь к столовым приборам?

2 вопрос: Человек какой профессии занимается сервировкой стола?

3 вопрос: Когда правилами поведения разрешается выходить из-за стола?

4 вопрос: Если ты хочешь попробовать кушанье, которое стоит далеко от тебя, то ты…

5 вопрос: Находясь в гостях, ты уронил на соседа тарелку с салатом. Твои действия?

6 вопрос: Сравни пары картинок и выбери те, где дети ведут себя за столом правильно.

Цель: Уточнить с детьми название посуды, научить называть и последовательно выполнять действия, закреплять желание заботится о кукле. Учить детей раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями. Формировать интерес к лепке.

Материал для занятия: Кукла, стол, посуда; пластилин, дощечки, салфетки.

Ход занятия

Воспитатель говорит детям: "Скоро кукла Маша возвратится с прогулки. Она захочет пить, давайте приготовить ей компот". Какую посуду нужно взять? Зачем нужны: кастрюля, тарелка, чашка?

Вместе с детьми воспитатель готовит посуду, потом из ведерка в кастрюлю наливает воду и ставит на плиту. Детям предлагается помыть фрукты. Воспитатель предупреждает, что вода уже кипит, и нужно из тарелки высыпать фрукты в кастрюлю. Затем мешает ложкой и говорит: "Теперь давайте сахар, будет сладкий, вкусный компот". Пробует на вкус, накрывает кастрюлю крышкой, пусть еще варится. Воспитатель говорит, что с вишней компот будет еще вкуснее, но ее нет. Предлагает слепить вишенки. Дети лепят вишенки и кладут их на тарелку. Воспитатель ягоды высыпает в компот.

Рассматривание книжки - игрушки С. Капутикян "Маша обедает"

Цель: Познакомить детей с книжкой - игрушкой, помочь понять содержание иллюстраций.

Материал для занятия: Книжка - игрушка "Маша обедает".

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение: "Маша обедает" (Сильва Капутикян)

Час обеда подошёл,
Села Машенька за стол.
-Гав, гав, гав!
-Кто это к нам?
-Гав, гав, гав!
-Кто это там?
-Это я, ваш верный пёс,
Ваш Арапка - чёрный нос.
День и ночь
Я дом стерёг,
Наработался, продрог.

НЕ ПОРА ЛИ ОБЕДАТЬ?

Мяу-мяу!..
-Кто ж теперь
К нам царапается в дверь?
-Это ваша кошка Мурка.
Мурка -
Серенькая шкурка.
Я ваш погреб стерегла,
Всех мышей перевела,
Крыс прогнала из подвала,
Наработалась, устала.

НЕ ПОРА ЛИ ОБЕДАТЬ?

Куд - куда, куд - куда!..
-Кто ещё спешит сюда?
-Ваша курочка рябая,
Я к вам прямо из сарая.
Я не ела, не пила
-Я яичко вам снесла.

НЕ ПОРА ЛИ ОБЕДАТЬ?

Двери отперты, и вот
Мама всех к столу зовёт:
Пса Арапку,
Кошку-царапку,
Курочку - рябку.
Никому отказа нет,
Подан каждому обед:
Собачке - в миске,
В блюдечке - киске,
Курочке-несушке -
Пшена в черепушке,
А Машеньке - в тарелке.
В ГЛУБОКОЙ, НЕ МЕЛКОЙ.

Кто первый постучал?

Как звали собачку?

Что он делал?

Кто царапался в дверь за собачкой?

Как звали кошку?

Что она сделала для людей?

Кто с кошкой муркой поспешил обедать?

Какое доброе дело сделала курочка рябая?

В чем был подан обед собачке? Кошке? Курочке - несушке? Машеньке?

Игра - инсценировка "Из чего и как готовят еду".

Цель: Способствовать возникновению более содержательных игр с куклами. Активизировать в речи детей названия овощей и предметов кухонной посуды.

Материал для занятия: Игрушечная плита, настоящая посуда небольших размеров: кастрюля, сковорода, набор овощей.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям овощи, просит их назвать, говорит, что хочет научить детей варить суп. Показывает плиту, на плите стоит кастрюля, в ней - вода (зачерпывает ложкой воду и выливает обратно). Скоро вода закипит, поэтому пора чистить картофель. Воспитатель чистит сырую картофелину. Дети внимательно наблюдают за воспитателем и негромко комментируют его действия: ("срезает шкурку", "падает шкурка" и т.д.) Воспитатель моет в миске картофель.

Как теперь выглядит картофель? (белый, чистый, без кожуры).

Его можно положить в кастрюлю целый? (надо порезать).

Воспитатель режет картофель кружочками и соломкой, показывает детям (дети повторяют название). Затем воспитатель моет и шинкует овощи (Капусту, морковь, лук), все кладется в кастрюлю.

Овощи для настоящего супа нарезаны, - продолжает воспитатель, - но плита у нас игрушечная. Мы сейчас пригласим повара Марию Ивановну и попросим сварить нам из овощей суп на настоящей плите.

Повар приходит, интересуется, что находится в кастрюле, одобряет, уточняет ответы детей. Обещает к обеду сварить суп. Мария Ивановна угощает детей сырыми и вареными овощами (капуста, морковь, помидор). Просит определить, что за овощ, вареный или сырой.

Воспитатель предлагает сварить овощной суп для кукол. Помогает подобрать соответствующую посуду, предметы, которыми можно заменить овощи, или просит найти овощи - муляжи. Отмечает детей, которые вежливо просят у товарищей игрушки. Дети угощают кукол овощным супом.

Занятия во второй младшей группе.

"Чайная посуда".

Цель: закрепление название посуды; закрепление понятий "один" - "много" в сочетании с именами существительными женского и среднего рода.

Материал для занятия: Разрезные картинки, предметы игрушечной чайной посуды из разных сервизов.

Ход занятия

Дети складывают разрезные картинки из 2-3 частей и называют изображенные на них предметы чайной посуды.

Каждый ребенок получает индивидуальное задание с учетом его возможностей.

Беседа о свойствах посуды:

Кто скажет, что будет с чашкой, если ее уронят? (она разобьется). А если уронить ложку? Она тоже разобьется? (нет не разобьется). Правильно. Чашка разбилась, потому что она сделана из фарфора, а он хрупкий, и легко бьется. Ложка сделана из метала. Металл - твердый, ложку разбить нельзя.

Дидактическая игра "Магазин".

Когда чашки разбиваются, надо покупать новый чайный сервиз. Куда мы пойдем за покупками? (в магазин)

Дети играют роль покупателей, педагог продавца. Детям предлагается покупать чайную посуду. В "магазине" по одному предмету (одной чашке, одному блюдцу и т.д.) и ставить на стол.

Надо быть очень внимательным, чтобы покупать посуду из одного сервиза.

Дети обращаются к "продавцу" с просьбой: "Дайте мне, пожалуйста, чашку. Мне нужна большая красная чашка". Если кто- то из детей ошибается, педагог обращает внимание всех детей на важные отличия нужной посуды. В заключении все рассматривают "купленный" чайный сервиз. Педагог спрашивает у детей, кто, что купил?

Дидактическая игра "Чего не стало"?

На столе четыре предмета чайной посуды. Дети закрывают глаза, педагог убирает предмет. После сигнала "открываем глаза" спрашивает, чего не стало? Дети отвечают, какого предмета нет на столе.

Где мы сегодня были? (в магазине).

Что, вы покупали в магазине? (дети называют отдельные предметы).

Как эти предметы можно, назвать одним словом? (посуда)

Почему люди называют эту посуду чайной? (из нее пьют чай)

Столовая посуда."Готовимся к обеду".

Цель: Знакомство с названиями столовой посуды, их формой, цветом; обучение употреблению качественных прилагательных.

Материал для занятия: предметы столовой посуды: Тарелки (глубокая, мелкая), кружка, стакан, ложки (большая, маленькая).

Ход занятия

Назовите, какие предметы посуды вы поставите на стол для чаепития. Как эту посуду можно назвать одним словом? (чайная)

Рассматривание предметов столовой посуды, их формы, цвета. Детям показывается предметы столовой посуды детского сада попарно: Глубокая и мелкая тарелка, маленькая и большая ложка, кружка и стакан. Выделяются общие и отличительные признаки. Например: "Эти тарелки круглой формы. Эта тарелка мелкая, а вот эта глубокая". В каждую тарелку можно налить воды, чтобы дети на опыте усвоили понятия "мелкая, глубокая".

Это тарелка, какая? (тарелка глубокая)

Педагог объясняет детям назначение каждого предмета посуды. Далее объясняет, что все эти предметы называются посудой. Их ставят на стол, который нужно накрыть к обеду.

Дидактическая игра " Накроем стол к обеду".

Педагог объясняет детям последовательность расстановки приборов для обеда.

Сначала надо поставить хлебницу на середину стола. Вокруг хлебницы надо расставить глубокие тарелки. Справа от тарелки надо положить большую ложку, которой мы будем, есть суп. Рядом с ложкой надо положить вилку. Она понадобится когда мы будем, есть второе блюдо. Между глубокой тарелкой и хлебницей надо поставить стакан, из которого мы будем пить компот.

Затем каждому ребенку дается короткая инструкция типа: "Саша, поставь хлебницу на середину стола". Все дети выполняют поручения, расставляя столовую посуду на столе. Педагог комментирует их действия: "Саша ставит на стол хлебницу" и т.д.

После того, как накрыт стол, педагог обобщает выполненное задание детьми.

Посмотрите, все, что стоит на столе, - это посуда. Такая посуда называется столовая.

Примечание: Как пользоваться ножом и вилкой, дети учатся в старшем возрасте.

Итог: Каждый ребенок приносит из группы свою любимую игрушку, сажает за стол и желает приятного аппетита.

Занятия в средней группе.

"Кормление куклы обедом".

Цель: уточнить с детьми название посуды. Учить называть и последовательно выполнять действия. Воспитывать желание заботится о кукле. Упражнять в произношении слов: горячая, сладкая.

Материал к занятию: кукла, стол, стул, кухонная, столовая посуда.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает: "Дети скоро с прогулки возвратится кукла Катя, она долго играла, проголодалась, давайте ей приготовим кашу и компот. Какую посуду нужно взять? Зачем нужна кастрюля, тарелки, чашка?" Воспитатель вместе с одним ребенком готовят посуду (кастрюля, нож, ложки, хлебницу, чашку), потом фрукты, мелко нарезать их. "Вода уже кипит,- обращается к ребенку,- высыпает из тарелки в кастрюлю фрукты. Мешает ложкой, говорит: "Теперь насыпаем сахар. Катя любит сладкий компот". Пробует на вкус, накрывает кастрюлю крышкой. №Пусть еще варится". Воспитатель обращается к детям: "Ах, как много разных дел. Вот компот и закипел". Поднимает крышку, смотрит, отставляет кастрюлю в сторону, пробует еще раз на вкус и предлагает: А теперь для куклы нашей мы наварим вкусной каши. Вот здесь у нас в коробочке крупа, называется рис. Рисовая каша очень вкусная. Кукла Катя будет довольна". Пересыпаем крупу в тарелку, подходим к каждому ребенку и показываем им зерна крупы. Привлекает детей к приготовлению каши: "Вода уже закипела, надо помыть крупу". Предлагает одному ребенку налить в маленькую кастрюлю воды и помыть крупу. "Теперь насыпаем рис в "кипящую" воду и будем варить (помешивает ложкой кашу). Приговаривает: Да, да, да, каша будет хороша. Варю я, не спеша, и в кастрюльке понемножку все помешиваю ложкой". Бросает в кашу "сахар": "Да, да, да каша очень хороша". Пробует: "Готово, сварилась наша каша". По просьбе воспитателя дети достают из шкафа скатерть, расстилают ее, расставляют посуду. Воспитатель обращается к детям: "Пойдите, дети, позовите куклу Катю обедать, все уже приготовлено". Наливает кашу в тарелку, ставит на стол: "Горячая". Дети ведут куклу за руку, усаживают ее за стол и кормят. Воспитатель: "Кушай Катя, не спеши! Кушай кашу, кушай, крошка, и компот попей немножко". Куклу поят компотом, достают ложкой фрукты, кормят. Кукле обед понравился, она "вытирает" рот салфеткой, благодарит детей.

Вопросы к детям:

Что мы варили кукле?

Чем кормили ее?

Что сказала кукла после еды?

Повторением игры - занятия "Накормим куклу Катю обедом" ставится цель закрепить у детей последовательность действий: приготовление обеда, кормление. После обеда воспитатель привлекает детей к мытью посуды. В тазик наливает воду, двое детей моют посуду, вытирают ее полотенцем и ставят в буфет.

Чтение детям сказки "Федорино горе".

Цель: помочь детям понять юмор этого произведения, определить самые смешные эпизоды, выбрать отрывок, который понравится больше других, оценить поступки Федоры.

Предварительная работа: (по обогащению и уточнению словаря). За 1-2 дня до занятия воспитатель вносит в книжный уголок книгу "Федорино горе". Рассматривая с детьми книгу выясняет, как они понимают следующие слова: сито, корыто, кочерга, самоварище, труба, кадушка, ушат, тараканы - прусаки , уточнить их смысл.

Словарная работа на занятии: Фарфоровые блюдца, медный таз, растопырила глаза, расфуфырили хвосты, побежали во всю прыть, темный бор.

Ход занятия

Воспитатель показывает два блюдца, говорит, что они фарфоровые, легко бьются. Предлагает послушать, какой получится звук, он ударяет блюдце друг о друга, затем блюдце о стакан: "Дзынь! Дзынь!" , объясняет, что такое таз, и, если есть возможность, показывает его.

Затем он спрашивает у детей: "Как вы думаете, "побежали во всю прыть" - это быстро бежали или не очень быстро?", объясняет, что такое темный бор. Напоминает произведения К. Чуковского, с которым детей знакомили во второй младшей и средней группах: "Путаница", "Айболит", "Мойдодыр", "Телефон" и т.д., и рассказывает, что книжку "Федорино горе"тоже написал Корней Чуковский, а фарфоровые блюдца и медный таз, как раз живут в этой самой книжке. Затем воспитатель читает сказку и задает вопросы.

Как называется книжка, которую я прочла?

Почему она называется "Федорино горе"?

Почему посуда от Федоры убежала?

Какая это книжка?

Кому, что в этой книжке показалось особенно смешным?

Можно обратить внимание детей на фразы "Тут Федорины коты расфуфырили хвосты", "Испугалася коза, разтопырила глаза" и т.д.

В заключение воспитатель читает отрывки из произведения по желанию детей.

Подгруппа детей, старший дошкольный возраст.

Цель: учить составлять меню, украшать блюдо, сервировать стол к празднику, упражнять детей в работе со схемами, упражнять в использовании ножей для разрезания яиц. Познакомить с новым столовым прибором - десертная вилка; совершенствовать навыки общения, умения пользования столовыми приборами во время приема разнообразной пищи; формировать умение подбирать скатерти и салфетки, посуду, элементы украшения стола; развивать логическое мышление, память, фантазию в оформлении блюда; развивать связную и диалогическую речи, зрительное восприятие; воспитывать аккуратность в работе.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций "Украсим блюда к празднику", работа по схемам, проведение занятий " Знакомство со столовыми приборами", чтение книги "Умные сказки", использование д /и, д/у, с/р игр, рассматривание иллюстраций по теме "Что чем едят?", рассматривание иллюстраций "Скатерти", заучивание стихотворений из книги "Уроки этикета"

Материал: схема "Накрываем праздничный стол". Фартуки на каждого ребенка, скатерти, наборы столовой, чайной посуды, продукты, клеенка, набор столовых приборов, вазочки для салфеток, салфетки, полотенца, тазики с водой, зубочистки, иллюстрации по теме "Что чем едят?", формочки для печенья: "сердечко", "рыбка".

Ход занятия

Воспитатель: Девочки, скажите мне, пожалуйста, к какому празднику мы готовимся в нашей группе и в детском саду? Кого мы очень скоро будем поздравлять?

Скоро у нас будет праздник - День Защитника Отечества. Мы будем поздравлять наших пап и дедушек.

Воспитатель: А про мальчиков вы не забыли? Наши мальчики - будущие воины Российской Армии. Значит этот праздник для них тоже. Как же нам их поздравить? Кажется, я придумала. Мы для них накроем праздничный стол - это будет и сюрприз, и угощение! Согласны?

Да, согласны!

Воспитатель: Нам нужно вспомнить, как же правильно накрыть праздничный стол.

Посмотрите, пожалуйста, на нашем рабочем столе лежат продукты. Кто мне их назовет?

Яйца, морковка, огурцы, фрукты, хлеб, сметана, свекла и т.д.

Воспитатель: Верно, теперь нам нужно придумать такое блюдо, чтобы в нем использовались наши продукты, и чтобы оно было для них необычным.

Примерные ответы: салаты, компот, просто порезать и положить на тарелочку, грибочки

Воспитатель: А давайте, для наших мальчиков сделаем кораблики из яиц, и пустим их плавать по огуречным волнам, приготовим фруктовые салаты и нальем в бокалы вкусный полезный напиток. Это и будет наш сюрприз! Ну, а теперь примемся за работу.

Девочки и воспитатель надевают фартуки, берут в руки ножи и разрезают вареные яйца пополам. Затем берут зубочистки и ломтики вареной морковки. Продевают морковку через зубочистки так, чтобы получился флажок. После этого зубочистку аккуратно втыкают в серединку яйца.

Оформление блюда "Кораблик": на тарелочку посередине ставится "кораблик", внизу выкладываются волны из огурцов, сверху волн можно положить немного сметаны (морская пена), из ломтиков свеклы вырезать сердечко и положить его тоже на тарелочку.

Фруктовый салат: нарезать кружочками бананы и киви, и уложить их в виде цветка на тарелочках.

Воспитатель: Мне кажется, начало у нас получилось удачное. Что у нас там по схеме?

По схеме у нас выбор посуды и столовых приборов.

Воспитатель: Как вы думаете, сколько столов нам нужно, чтобы посадить всех мальчиков?

Девочки называют количество столов и расставляют их в зале.

Воспитатель: А теперь нам нужно выбрать скатерти, посуду, столовые приборы, и конечно не забыть про салфетки.

Д/и "Задача для хозяйки".

Дано: клеенка, скатерть, салфетки, тарелки (глубокие и мелкие), чашки, стаканы, вилки, ножи, ложки (столовые, десертные, чайные), цветы и вазочки для цветов, для салфеток.

Требуется: расположить все так, чтобы было красиво, правильно, удобно.

Давайте посмотрим, какие скатерти у нас есть. Кто скажет, какие скатерти мы берем для праздничного стола? Почему?

Мы берем белые скатерти, на них красиво будет смотреться наша посуда и наше угощение.

Воспитатель вместе с девочками расставляет столы и накрывают их скатертями.

Хорошо, мы расставили и накрыли столы. Что дальше?

Д/и "Что лишнее?"

Детям предоставляется разные варианты набора посуды. Они должны отобрать нужные им предметы и объяснить свои действия. Например: "Я не стала брать глубокие тарелки потому, что у нас в меню нет первого блюда"

Д/и " Что чем едят"

Дети рассказывают с помощью иллюстраций, что чем едят.

Это ешь вилкой: котлеты, рулеты, гуляш, бефстроганов, салаты, паштеты, омлеты, рис, макароны, пельмени, овощные гарниры, картофель.

Это ешь с помощью ножа и вилки: жаркое, отбивные котлеты, птицу.

Это ешь ложкой: каши, творог, суп, пюре, пудинг

Хлеб берут рукой, не откусывают от куска, а отламывают кусочки и кладут в рот.

Торт, пирожное и другие сладости с кремом не нужно брать руками. Их едят маленькой ложкой.

Банан, киви очищают от кожуры, мякоть едят чайной или десертной ложкой либо десертной вилкой.

Яблоки разрезают на 4 части, пользуясь ножом и вилкой. Дольки едят руками.

Мандарин очищают от кожуры и делят на дольки, которые берут руками

Арина, расскажи нам, пожалуйста, что и чем нужно кушать:

Ложкой ешь кисель и кашу,
Суп, пюре и простоквашу.
Вилкой можно брать картошку,
Мясо, рис... Не надо ложкой!
Ручкой можно брать пирог,
Глазированный сырок.

Нам нужны вилки, ложки десертные, маленькие ложки для компота и вазочки для бумажных салфеток.

Девочки сервируют праздничный стол. Когда все готово, воспитатель предлагает позвать мальчиков.

В зал входят нарядно одетые мальчики и рассаживаются за столами. Девочки поздравляют мальчиков (стихи, песни, частушки)

В конце занятия воспитатель отпускает девочек в группу, а мальчикам задает вопросы:

Как вам понравился наш сюрприз?

Чем отличается праздничный стол от повседневного?

Что больше всего вам понравилось?

Воспитание у детей культуры поведения за столом.

Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе.

Научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении – задача, как воспитателя, так и родителей.

Уважаемые родители, обратите внимание на:

*как ест ребенок;

*каково его поведение за столом;

*умеет ли он пользоваться ножом и вилкой, полотняной и бумажной салфетками;

*знает ли он, что люди оценивают его по манере еды.

Овладение этими навыками следует начинать как можно раньше. Очень важно не упустить момент желания ребенка делать все самостоятельно ! Своим стремлением помочь ему, сделать быстрее и аккуратнее вы оказываете ребенку медвежью услугу. Потому как неосвоенный в определенном возрасте навык создает потом трудности не только ребенку, но и вам.

Уже с раннего возраста желательно придерживаться следующих правил столового этикета:

    на столе всегда порядок, чистота и красивая сервировка;

    за столом сидим с чистыми лицом и руками;

    застолье проходит без крика и резких замечаний;

    правильно пользуемся столовыми приборами и салфетками;

Ребенок только взял в руку ложку и тянет ее ко рту, амама уже ласково, спокойно и настойчиво должна приучать его держать ложку правильно.

    обязательно благодарим за еду и совместную трапезу.

Постепенно внушайте ребенку разумность этих правил иначинайте его этому обучать.

Конечно, детям нелегко соблюдать все эти требования. И поговорить хочется, и сидеть неподвижно трудно, и рад бы не пачкать, да не получается. Тогда в некоторых семьях застолье превращается в мучение для ребенка, ведет к сплошным наказаниям. Не следует особенно остро переживать его неудачи: он не хуже других, даже если не может запомнить такие простые правила.Детям трудно заставить себя делать то, что надо, а не то, что хочется, сложно в короткий срок усвоить нужные привычки. Будьте терпеливы, хвалите и демонстрируйте уверенность в способностях ребенка - все это приведет к хорошим результатам в освоении правил столового этикета.

Не следует просто перечислять правила. Постепенно, в игровой и шутливо-доброжелательной форме их надо довести до сознания ребенка. Воспитание культуры поведения за столом будет более эффективным, если Вы будете объяснять ребенку, почему так делать нельзя. Например: если ты будешь вертеться, ты можешь опрокинуть тарелку на себя; если ты будешь сидеть «развалившись», то прольешь на себя суп из ложки…И помните, что Вести себя ДОМА нужно ТАК ЖЕ, КАК И В ГОСТЯХ! Никогда не делайте скидку «ничего страшного, он же дома! Здесь же все свои!» Ребенок искренне не поймет, почему дома ему разрешали (или не обращали внимания) есть торт руками и плеваться тем, что ему не нравится, а в гостях вдруг начали ругать!!!

Также как можно раньше посадите ребенка за общий стол. Пусть он сам подумает и объяснит, как можно за столом ухаживать за мамой и бабушкой, почему нельзя поворачиваться спиной к тем, кто сидит рядом,что делать, если на тарелке лежат сыр и ветчина, а хочется еще съесть шпроты, почему благодарим за угощение, а не отзываемся о нем плохо, если оно нам не понравилось, и т.д. Приучая ребенка пользоваться бумажными и полотняными салфетками и столовыми приборами, нужно объяснить, что опытная хозяйка по расположению на столе салфетки или столовых приборов может определить желание гостя закончить или продолжить трапезу.

С 5-6-летнего возраста необходимо приучать пользоваться ножом и вилкой. Мы решили изменить возрастные критерии, начать приучать с3-4 лет. Ребенок легко запоминает эти правила. Ему кажется, что, соблюдая их, он стал старше и умнее. Он сравнивает себя со взрослыми - так ли они ведут себя во время приема пищи. Надо поддерживать у него возникший интерес к правильному поведению за столом. Взрослых нередко мучает вопрос: что и как едят. Родители могут создать своему ребенку необходимые условия, чтобы он, став взрослым, редко задавал себе подобный вопрос. Для этого надо обучить его правильно есть разные блюда: овощи, фрукты, сладости и т.д.

Целесообразно убедить ребенка, что лучше есть за столом. Расскажите ему о пищеварении, микробах, чистых и грязных руках. Желательно называть и другие причины: можно случайно кого-нибудь испачкать, а значит, огорчить; жующий на улице человек выглядит некрасиво. Став старше, ребенок, возможно, не придаст значения таким аргументам, но в раннем детстве мы воспитаем у него привычку не есть на улице. Создайте особые условия для правильной и красивой еды. Например, в праздничном застолье старайтесь все делать правильно. Если ребенок за столом допустил оплошность, не следует его ругать, надо понять причину: у ребенка еще не закреплен навык, он волнуется, его еще не научили, слишком сложное для его возраста требование.

Только терпение и любовь родителей помогут ему освоить этикет, соблюдение которого столь важно в жизни каждого чело-века для приобретения уверенности в себе и осознания себя культурным человеком.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место.

Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом.

В жизни и на картинках уверенно узнавать и называть процессы еды.

Знать предметы и действия связанные с выполнением гигиенических процессов при приеме пищи

Знать отдельные правила поведения за столом (не разговаривать пока не прожевал и не проглотил пищу, вести себя спокойно, не крошить хлеб, благодарить старших)

Знать стихи о приеме пищи, прослушать и рассмотреть детские книги и с соответствующим содержанием.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Совершенствовать приобретенные умения: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой ножом), салфеткой, полоскать рот после еды

Сформировать положительное отношение к гигиеническим процессам и культуре еды. Понимание того, что окружающие одобряют действия, связанные с соблюдением правил гигиены и опрятности, и осуждают проявления неряшливости, неопрятной еды

Знать наизусть стихи, потешки связанные с выполнением культурно - гигиенических правил.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Закрепить умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола тихо задвигать стул, благодарить взрослых.

Подготовительная к школе группа (от до 7 лет)

Закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.

Во время завтрака, обеда дети могут обратиться к воспитателю, младшему воспитателю с просьбой помочь разрезать пищу, дать добавку или, наоборот, сказать няне или дежурным детям, чтобы дали меньше. Могут посоветовать или напомнить товарищу взять корочку - «помогалочку» и не трогать пищу пальцами, как правильно держать ложку. Беседы иного содержания во время еды НЕДОПУСТИМЫ.

Организация питания в ДОУ

Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации питания. Воспитатель приучает детей садиться за стол спокойно. Важным моментом в правильной организации питания является хорошая сервировка, она играет большую роль для улучшения аппетита и закрепления культурных навыков ребёнка.

Посуда должна быть небольшого размера, а главное привлекательной: с изящным рисунком, красивой формы. Для детей младшего возраста удобны обыкновенные детские глубокие тарелки; для детей 5-6 лет лучше иметь среднего размера (на 300 -400 г). Форма чашек удобнее прямая или суженная кверху, а не наоборот, такие чашки более устойчивые. Столовые ложки для малышей удобны десертные, старшим детям, можно давать обычные. Нужны и чайные ложки для компота, творога и других блюд.

В приготовление столов для питания активное участие принимают дежурные.

Дежурства вводятся во второй младшей группе в конце года. Перед ребёнком только одно условие: помочь няне накрыть на стол тем детям, которые сидят вместе с ним. Ребёнок раздаёт ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками. Понимание обязанности ещё не доступно детям четырёх лет, и было бы неправильно выдвигать перед ними такое требование. В руководстве детьми педагог опирается на их интерес к процессу деятельности, создаёт эмоционально-положительное отношение к нему, объясняет необходимость потрудиться и всячески поощрять любую попытку ребёнка проявить самостоятельность. Он формирует у детей представление о значимости труда дежурных, об очерёдности в выполнении порученного дела: «Сегодня Серёжа позаботится о своих товарищах, будет дежурным за этим столом. А на тот стол будет накрывать Настя, на другой – Дима. Всем сразу неудобно работать. Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра другие дети, которые рядом с ними сидят. Так по очереди все будут помогать няне».

В средней группе, если дежурства организуются впервые, воспитатель использует в начале года (сентябрь – октябрь) те же приёмы, что и в младшем возрасте, с тем чтобы узнать, насколько дети овладели умениями, дать им привыкнуть к условиям жизни в группе. Во второй половине года, когда умения детей станут прочнее, можно увеличить объём их работы. Например, дежурным можно поручать расставлять блюдечки, поставленные на стол няней, и носить по две чашки с раздаточного стола на детские столы. Дежурные сами наполняют стаканы салфетками. Дети убирают посуду после еды: каждый ребёнок ставит свою тарелочку на другую, обращаясь с просьбой к другому приподнять ложку. Выходя из-за стола, он может взять свою чашку и отнести её на раздаточный стол. Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками, а няня – сложенные тарелки.

Дежурства в старшей и подготовительной к школе группах детского сада, постепенно усложняется и по содержанию труда, и по формам объединения детей, и по требованию к самостоятельности в процессе работы, и по самоорганизации в процессе деятельности. Смена дежурных проводится ежедневно.

В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. При организации работы дежурных воспитателю приходится уделять внимание ещё одному вопросу – сочетание работы дежурных с самообслуживанием детей. Например, после еды должны ли всё убирать дежурные или что-то каждый убирает за собой?

Наиболее целесообразной будет такая организация уборки, при которой естественно сочетается работа дежурных и каждого ребёнка. Например, каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывая её на другие, а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол.

За столом мы учим детей есть с боковой части ложки, не набирать полную ложку, не тянуть суп из ложки, не облизывать ее. Последнее правило особенно важно при еде вторых и третьих блюд. Не разрешаем детям дуть в ложку или в тарелку, объяснив им, что брызги могут попасть на скатерть или на соседа.

Такие блюда, как мясные и рыбные котлеты, жареная или отварная рыба, картофельные котлеты, творожники, омлет, яичница, разные запеканки, учим отделять ребром вилки по кусочку и съедать его, взяв на вилку, а не разрезать сразу всю полученную порцию. Полностью разрезать порцию приходится только малышам, которые сами с этим на справляются.

Учим детей есть котлету, мясо, рыбу одновременно с гарниром: кусочек котлеты, мяса или рыбы и много гарнира.

Если детей не учить есть мясные, рыбные и другие блюда с гарниром, они большей частью съедают раньше гарнир, а затем котлету или рыбу.

Пирожки, ватрушки, печенье, пряники мы ставим на середину каждого стола в общих тарелках или хлебницах. Учим детей брать, не выбирая, тот пирожок, печенье, что лежит ближе к ним.

Также учим детей пить молоко, чай, кофе или другие напитки с бутербродами, пирогом, печеньем небольшими глотками, чтобы они одновременно заканчивали пить и есть. Если их не учить этому, то они сначала выпивают жидкость, а потом едят всухомятку то, что дано к ней, и, конечно, едят с трудом.

    Курочкина И.Н. "Этикет для детей и взрослых".

    Инч Артур, Херст Арлин " 1000 правил сервировки и столового этикета".

  • Линн Розен "Правила столового этикета".

Правила поведения за столом.

Правила поведения, как за столом, как и правила этикета должны соблюдаться и дома и в детском саду. Поэтому мы предлагаем Вам примерный список правил, которых мы придерживаемся в детском саду.

Ваш ребенок достаточно взрослый, для тех требований, которые к нему будут предъявляться. То, чему Вы научите ребенка в раннем возраст- останется на всю жизнь. Очень важно не упустить момент его очень страстного желания – делать все самостоятельно! Если этот момент упустить и делать все за ребенка (я делаю аккуратнее и быстрее; он еще очень мал; и т. д.)

Вы рискуете, прежде всего, психическим здоровьем ребёнка. Упущенный навык в определённом возрасте, (а виновны только Вы – не научили), создаёт потом трудности, прежде всего для ребёнка.

Воспитание культуры поведения за столом будет более эффективным, если Вы будете объяснять ребенку почему так делать нельзя. Например: «Если ты будешь вертеться, ты можешь опрокинуть тарелку на себя; если ты будешь сидеть «развалившись», то прольешь на себя суп из ложки…»

Родители, помните! Вести себя дома нужно так же, как и в гостях!

Никогда не давайте скидку «Ничего страшного, он же дома! Здесь же все свои!». Ребенок искренне не поймет, почему дома ему разрешали есть торт руками и плеваться тем, что ему не нравится, а тут вдруг мама начинает ругать!!! Ребенку непонятно почему вы так поступаете…

Если это нельзя – это нельзя всегда!

Если это можно – это можно всегда!

Ребенка, как можно раньше (уже с года!) можно посадить с вами за общий стол, но оставив его в высоком стульчике. Малыш непременно оценит Ваше внимание к его «персоне»! Ему не меньше Вашего хочется быть взрослым.

В столовую (кухню) мы не приносим игрушки. Столовая – только для еды. «Отнеси игрушки в игровую. Положи их на стульчик или на полку… Игрушки подождут тебя пока ты поешь…»

Мы сели за стол. Прекращаем все игры и разговоры. За столом мы только едим, а не играем.

Приучайте ребенка, есть первые блюда, молочные супы, кисель (жидкие блюда) ложкой. Вторые блюда – вилкой. Таким образом, Вы приготовите его к смене приборов, с которой ему придется столкнутся в дальнейшем.

Ребенка нужно учить сразу, держать ложку правильно! Ее нужно держать тремя пальцами: большим, указательным и средним (Ни в коем случае не в кулаке!Переучивать будет сложно).

Жевать нужно только с закрытым ртом («чавкать» за столом – недопустимо!)

Еду нужно класть в рот по чуть- чуть, а не «набивать» полный рот. Никогда не клади весь хлеб, всю фрикадельку или большой кусок еды в рот. Есть нужно только маленькими кусочками! (Иначе, ты или подавишься, или задохнешься, или выплюнешь все обратно, что не допустимо! Если ты так сделаешь в гостях, или при постороннем, то ему будет плохо и неприятно. Так делать стыдно!)

«Тянуть» суп с ложки нельзя. Нужно просто «вылить» суп в рот (так, чтобы тебя никто не слышал).

Нельзя класть локти на стол. Рука должна упираться об стол «серединой» между запястьем и локтем. (Если у тебя локоть лежит на столе, тебе неудобно есть!)

Самое главное правило: мы поднимаем руку и несем ложку ко рту, а не выгибаем шею «зигзагом», чтобы рот «попал» на ложку. Рука к столу не приклеена! Рука должна двигаться, а не голова! Если ребенок не понимает, нужно брать и поднимать его за локоть! (помогая ребенку справится на первых этапах.

А вот так мы держим вилку, когда едим салат, плов или гречневую кашу, овощи, т. е. «рассыпчатые» блюда. Потому что пищу так удобнее брать.

Вот так можно учить ребенка есть, когда он самостоятельно сможет «разломить» вилкой котлету, сырники и т. д. (Пищу «накалывают» на вилку).

В то время когда ты жуешь, то ложка (вилка) должна лежать на тарелке. Нельзя класть ее на стол, размахивать ею, стучать по тарелке или по столу. Ты можешь ударить соседа, расплескать суп

Если левая рука не занята хлебом, то она должна лежать на столе, а не под столом.

Спина должна быть прямая,(не стоит ее выгибать в виде вопросительного знака и упираться в стол, потому что вскоре будет болеть желудок или живот.

Антонина Плотникова
Воспитание у детей культуры поведения за столом

Пожалуй, каждый педагог и родитель задумывается над этим вопросом, ведь организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом . Знакомство с ним позволяет ребенку быть уверенным в себе, правильно вести себя за столом , умело пользоваться столовыми приборами , быть обходительным в застольном общении .

Культурно - гигиенические навыки приема пищи у детей .

Профессиональная обязанность воспитателя детского сада - обучить ребенка правилам поведения за столом . Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих. Умение вести себя за столом , пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает у детей уверенность в себе .

Создание культурных привычек начинается с воспитания аккуратности и чистоплотности. Культура еды , умение культурно принимать пищу – один из первых навыков, который воспитывается у ребенка . В силу того, что дети годами посещают детский сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении и прививать нормы поведения за столом многократно , и это способствует выработки привычек. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежду во время еды – всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные привычки : нельзя класть локти на стол во время еды , есть надо с закрытым ртом, тщательно пережевывая пищу. Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно. С самого младшего возраста детей надо приучать правильно сидеть за столом , аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами , салфеткой. Детям нужно не только уметь правильно накрывать стол и ставить посуду , но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к еде, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

Формировать культурно -гигиенические навыки необходимо последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка. Обучение правилам этикета начинается с 3-летнего возраста с последующим усложнением на каждом возрастном этапе дошкольного детства. Во время приема пищи на чистом столе должны находиться общие предметы, необходимые во время еды : хлебница, салфетница.

По необходимости следует разрешать детям обращаться к сидящим за столом людям , при этом не следует одергивать, делать им бесконечные замечания. Воспитателю целесообразно находиться за столом вместе с детьми , поскольку взрослый человек способен создать дружескую атмосферу. Своим примером он ненавязчиво приучает их к хорошим манерам, может оказать помощь в трудный момент. Не следует допускать, чтобы прием пищи превратился в поле битвы за хорошие манеры детей . Они приобретаются путем многократных упражнений, а также благодаря среде, в которой постоянно находятся дети.

Взрослые (воспитатель и мл . воспитатель ) разговаривают друг с другом спокойным, тихим голосом только о делах, связанных с питанием детей . Никаких бесед друг с другом не должно быть. Не следует делать замечания всем детям сразу. Не следует торопить детей словами : «ешь скорее» , «доедай скорее» , лучше своевременно подать пищу и тем самым добиваться, чтобы дети не задерживались за столом . Постепенно воспитанники привыкают есть культурно .

Как вести себя за столом .

Не сиди, развалившись.

Не шаркай ногами, не разговаривай.

Не вертись, не толкай товарища.

Ешь аккуратно, не проливай на скатерть..

Не откусывай сразу большие куски хлеба. Ешь тихо. Не чавкай.

Правильно держи вилку, ложку и нож.

После еды положи ложку и вилку в тарелку.

Выходя из-за стола , убери стул и поблагодари.

При проведении завтрака, обеда мы разрешаем детям спокойно обратиться с просьбой к воспитателю , младшему воспитателю помочь разрезать , дать добавку или, наоборот, посоветовать товарищу взять корочку - «помогалочку» , а не трогать пищу пальцами, самому напомнить товарищу, если неправильно держит ложку, а не кричать : «Вова неправильно держит ложку!» Других разговоров во время еды мы не допускаем.

Общение с детьми во время еды требует тщательной психологической подготовки. Известно, что поддерживать беседу – это мастерство, научиться которому не так уж легко. Главное – разговоры не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Темы должны быть нейтральными, например, можно поговорить о продуктах, из которых приготовлен обед, о том, что из еды больше всего детям нравится, и т. д. При этом пожелание «приятного аппетита» обязательно!

В играх дети с удовольствием осваивают и изучают важные жизненные правила. Все начинается с игры. Н-р, сюжетно-ролевых игр типа «Семья» , «Столовая » изучаются правила поведения за столом : мыть руки перед едой, сидеть прямо, не класть локти на стол , разговаривать вполголоса, правильно пользоваться столовыми приборами , по окончании еды использовать салфетку. Во время дидактических игр «Что нужно?» , «Назови правильно» , «Когда это бывает?» закрепляются названия блюд, кухонных принадлежностей, столовых приборов . Кроме того, закрепляется знание соответствующих случаю форм речевой вежливости : «Приятного аппетита, «Спасибо!» и д. р.

Обучение детей правилам умывания и поведения за столом .

Игра- ситуация «Чаепитие» .

Дети вместе с Мойдодырем осваивают технику мытья рук, повторяя за ним все движения.

1. Закатить рукава.

2. Открыть кран.

3. Намочить руки и мыло.

4. Намылить руки, приговаривая :

Чтоб чисты ладошки были,

Славно их намылим мылом.

Три ладонями, давай,

Грязь с них оттирай.

5. Положить мыло на место.

6. Тереть руки и приговаривать :

От простой воды и мыла

У микробов тают силы!

Прокомментировать технику мытья : сначала потереть ладошки, потом ладошки моют кулачки, потом пальчики трут «пальчиками (замочек, далее обхватить запястье и потереть его.

7. Смыть пену под краном, продолжая тереть ручки.

8. Отжать с рук лишнюю воду (не стряхивать) .

9. Закрыть кран.

10. Вытереть руки полотенцем.

1 1. Опустить рукава.

Манеры поведения за столом .

1. Обратить внимание на осанку детей .

Если сел ты за стол –

Не стучи ногой об пол!

Аккуратен будь везде,

И особенно в еде!

Поинтересоваться у детей , можно ли за столом разговаривать . Рассказать им о старинных правилах поведения за столом . Люди ели молча и даже придумали по этому поводу пословицы :

Когда я ем, я глух и нем (пояснить) .

Когда я кушаю, я никого не слушаю.

Беседа : «Поведение за столом » Предварительная работа с детьми : Провести беседу о том, какие правила поведения за столом следует помнить и выполнять. Предложить ребятам закончить фразы :

Есть и пить надо… (беззвучно и аккуратно, не оставляя на скатерти следов пищи;

Не склоняться низко… (над тарелкой, лишь слегка наклонить (голову) ;

На столе лежат только кисти рук, локти на стол (не ставим) ;

Если вилка или ложка в правой руке, то левая (придерживает тарелку) ;

За столом нельзя говорить (громко или с полным ртом) ;

Всегда благодарим за угощение хозяйку добрыми словами(«Спасибо, очень вкусно!»

Для воспитания этикета у детей необходимы следующие условия : позитивный настрой (обращение по именам, похвала) ; пример взрослых (создание доброжелательной, дружественной обстановки) ; связь с семьей (единство требований детского сада и семьи) .

Ребенок растет и развивается в семье, получает «из рук и уст матери» определенную сумму знаний, которая является основой формирования в детском сознании понимания особенностей окружающего пространства, навыков самообслуживания. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом. Поэтому сотрудничество семьи и педагога является необходимым условием успешного воспитательного воздействия на развитие ребенка.

Своей стороны, я стараюсь поддерживать связь с родителями, советую, чтобы они включали в рацион питания побольше овощей : овощное рагу, салаты из овощей, т. к. дети едят те блюда в детском саду, которые готовят дома. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей . Мною был разработан краткосрочный проект «Овощные фантазии» , который направлен на систематизирование и расширение знаний об овощах; ознакомление с «витаминами» . Итогом проекта стал блиц –турнир, проведенный мной совместно с родителями и детьми, целью которого было не только укрепление и поддержание дружеских отношений, а также формирование правильного питания ребенка.