Дидактические игры по гендерному воспитанию для детей дошкольного возраста. Картотека на тему: картотека игр по гендерному воспитанию

Резида Гареева

Гендерное воспитание отвечает прежде всего за формирование половой идентичности маленького человека и тем самым помогает успешной социализации и адаптации ребенка в обществе. В нашей современной жизни порой возникают проблемы, так как девочки теряют женственность и становятся брутальными, грубоватыми, а мальчики перестают быть мужественными, обретая тихость, незаметность, боятся ответственных ролей. Именно обретению своей индивидуальности и дружбе между полами учат такие игры .

1. НАРОДНЫЕ ИГРЫ (национальные игры ) . Игры русских и татарских народов сейчас иногда смешиваются, но сохраняют актуальность. Это игры "Горшки", "Моя семья", "Тимербай", "Серый волк", "Лисички и курочки","Пеньки","Хлопушки". Из русских игр - "Бояре", "Ручеек", "Гуси-лебеди", "Котик и мыши", "Жмурки", "Краски","Коршун", "Почта","Заря-зарница","У медведя во бору" и другие.

Особенность народных игр в том, что в них есть общие правила, что раскрывают психические возможности всех детей и обычно при такой деятельности развивается речь ребенка.

2. ИГРЫ-БРОДИЛКИ . Эти игры обычно на деревянном поле больше интересны девочкам , тк. в них нет напряженного сюжета, они вырабатывают внимание и спокойствие у девочек . Нужно просто гулять по игровому полю и собирать монетки или избегать опасностей для своего персонажа.

3. ИГРЫ-ПРИКЛЮЧЕНИЯ (КВЕСТЫ) . Современный вид игры , более подойдет для мальчиков . в них возможны гонки с серьезными препятствиями, возьмите атрибуты - валики или бревнышки, лесенки, обручи из физуголка и активная веселая деятельность детей обеспечена!

4. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ЦИФРАМИ ,МАГАЗИН. Здесь есть чему поучиться и мальчикам , но повторяющиеся действия и выбор продуктов или товаров в магазине по душе, конечно, девочкам .

5. ИГРА "ЗЕРКАЛО".Играют 2 ребенка, когда 1 пытается в зеркальном отражении передать движения и эмоции, мимику другого человека. Эта игра, проводимая под музыку, отлично поднимет настроение и полезна обоим полам.

6. УГАДАЙ СКАЗКУ. Игра-пантомима, где участники получают задание продемонстрировать отрывок из сказки, а другая команда должна отгадать ее название. Дети подходят к этому творчески, развивая речь и мышление.

7. УГАДАЙ МЕЛОДИЮ. Похожая игра, в которую играют, если у ребенка развита музыкальная культура.

8. ЧТО - КОМУ? Дети должны определить, какие предметы и вещи принадлежат девочкам , а какие - мальчикам . Еще вариант игры - предметы , нужные в определенных профессиях. Выбираются преимущественно женские и мужские профессии - строитель, учительница,швея, парикмахер,спортсмен и др.

9. СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ . Они интересны всегда и всем без исключения, помимо того, что развивают все стороны личности ребенка, в сюжетных играх твердо определены роли и они, по возможности, корректируются воспитателем. "Семья", "У врача", "В кинотеатре", "На празднике", "День рождения", "В морском плавании" и тд.

10. ИГРЫ С СЕМИЦВЕТИКОМ . Делается цветок с 7 обычно лепестками, ребенок выполняет задание, беря в руки 1 лепесток, игра проводится с группой детей. Варианты игры :

а)Как я дома помогаю?

б)Вежливые слова

в)Ты мне нравишься, потому что.

11. СМАЙЛИКИ. Угадывать эмоциональное состояние, которое нарисовано на смайлике. Когда мы его испытываем, отвечать. Особенно учить этому девочек , тк они теряют эмоциональную чуткость и мягкость.

12. ИГРЫ С ВОЛШЕБНЫМ ШАРОМ , ПАЛОЧКОЙ, ЦВЕТКОМ И ТД. Дети встают в круг и передают волшебный предмет по кругу. Варианты игры :

а)Комплименты.

б)Пожелания.

в)Кто есть кто в семье. (кто кому и кем приходится)

13. ТЕРЕМОК ДОБРА. Дети строят из кубиков и конструктора домик и говорят, какие добрые дела можно совершить в определенной ситуации. Здесь необходима предварительная работа над словарем и по картинкам. Можно сделать связь с этическим и экологическим воспитанием.

14. ИГРЫ -ДРАМАТИЗАЦИИ НАРОДНЫХ ПОСЛОВИЦ, ПОПУЛЯРНЫХ КРЫЛАТЫХ ВЫРАЖЕНИЙ. Воспитатель продумывает внешний интерьер - домашнюю утварь, одежду, продукты и посуду. Дети очень любят такие игры . Мальчикам необходимо и полезно учиться в них волевому поведению, брать активные роли.

Нашим детям чрезвычайно нравятся все эти игры , потому что они, сохраняя право на детство, как ни 1 игра, готовят их ко взрослой жизни.

Рыцарь ведет свою даму через препятствия по дороге, на открытом занятии.

Передай волшебный мяч и скажи приятное соседу - соседке.

Зинаида Петракова
Картотека игр по гендерному воспитанию

КАРТОТЕКА ИГР

ПО ГЕНДЕРНОМУ ВОСПИТАНИЮ

II мл. группа.

«Во что играют мальчики и девочки»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Посмотри и сложи» - составление животных, предметов из геометрических фигур по заданию. (Мальчики – машина, самолет, робот, ракета и др. Девочки – узоры, дворцы, кукла, цветок и др.)

«Отгадай, кто это?» - развивать умение описывать образ другого человека, внешность, характер, положительные черты.

«Мужские и женские имена» - предложить назвать имена мужчин, женщин, смешанные. По каким критериям можно это определить и почему.

«Назови самую смелую профессию» - определение профессий, для которых необходимы такие качества характера, как смелость, отвага, дисциплинированность, выдержка, сила духа.

«Назови самую добрую профессию» - определение профессий, для которых необходимы такие качества, как доброта, забота, ласка, сострадание, любовь.

«Что будет, если… (на Земле не будет мужчин, мам, останутся одни дети и т. п.)» - развивать творческое воображение, учить предвидеть результат, делать самостоятельные выводы.

«Оживи предмет» - развивать воображение и фантазию, представить, кем бы мог стать предмет, если его оживить (мужчиной или женщиной, наградить его соответствующими чертами характера. (Например: подушечка – сонная, спокойная, ленивая девочка; меч – сильный, смелый, отважный воин и т. д.)

«Волшебная корона» - девочки, по очереди примеряя корону Принцессы, называют черты характера, присущие женщинам; а мальчики, примеряя корону Принца – присущие мужчинам. (Добрая, нежная, приветливая, красивая, опрятная, отзывчивая, любящая и др. Сильный, смелый, ловкий, решительный, выносливый, терпеливый, защитник).

«Зеркало» - формирование образа «я – девочка, я – мальчик»

«Кто чем любит заниматься?» - предпочтение игр, игрушек девочек и мальчиков.

«Что кому?»; - дифференциация одежды девочек, одежды мальчиков (зимней, летней и т. д.)

СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Сюжетно - ролевые игры для мальчиков:

«Мы играем в войну» - способствовать военно–патриотической подготовке детей, привлечь к игре, мальчиков как будущих защитников Родины.

«Автозавод» - формирование представлений о заводе и том, что он производит, трудовых умений, развитие творческого воображения детей. Воспитывать положительное отношение к рабочим профессиям.

Сюжетно - ролевые игры для девочек:

«Дом моды» - развивать творческие способности, умение подать себя, учить красиво ходить, вырабатывать правильную осанку, воспитывать чувство меры и вкус.

«Салон красоты» - приучать девочек с детства следить за своим внешним видом, заботиться о себе, любить себя, воспитывать женственность, опрятность, желание быть красивой.

Совместные сюжетно – ролевые игры:

«Семья» - побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи, принимать на себя соответствующие роли, развивать представление об обязанностях родителей в семье и на работе. Совершенствовать умения самостоятельно создавать игровую обстановку. Формировать ценные нравственные качества.

«Строим дом» - формировать умения творчески развивать сюжет, формировать конкретные представления о строительстве, рабочих профессиях. Дать представление о том, что мужчина строит дом, а женщина наполняет его уютом, теплом и красотой.

«Мы принимаем гостей» - формирование понимания необходимости выполнения правил и норм этического поведения. Развитие доброжелательности, гостеприимства, стремления к проявлению инициативы каждым ребенком.

«День рождения» - воспитание чуткости, внимания, закрепление культурных навыков, учить дарить подарки.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Найди свою пару» - упражнять в свободном беге в разных направлениях не наталкиваясь друг на друга. Развивать внимание, реакцию, логическое мышление. (Перед игрой раздаются парные картинки, по окончании игры пара объясняет, почему их картинки дополняют друг друга.)

«Ручеек» - упражнять в ходьбе парами, воспитывать обходительное отношение к девочкам во время игры.

«Подарки» - развивать точность движений, действовать по сигналу в соответствии с игровым образом – подарком.

«Перетягивание каната», «Петушиные бои», «Снайперы», «Через мост» - для мальчиков. Развитие силовых качеств, меткости, выносливости.

«Скакалочка», «Мой веселый звонкий мяч» - для девочек. Упражнять в прыжках, отбивании мяча от земли, развивать ловкость, равновесия.

Упражнение для девочек

«Зеркало». И. п. : - ноги слегка расставлены, руками обнять себя за плечи. 1 – руки в стороны, ладони вверх; 2 – руки вверх; 3 – согнуть руки в локтях на уровне поднятых предплечий, ладони перед глазами; 4 – и. п. 8 раз.

Упражнение на скамейке для мальчиков

«Наездники». И. п. : сидя верхом на скамейке, руки вниз. 1 – через стороны поднять руки вверх, хлопок над головой 8-10 раз

Все мы знаем, что период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именном в этом возрасте. В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков мы уделяем особое внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагаем обратить внимание на предметно-пространственную среду для игр, где наличие атрибутике и маркеров игрового пространства для игр - в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения. Для девочек тоже отведен специальный уголок, где девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-мамы, сестры, дочки. В гендерном воспитании не только важную роль играют подвижные игры, сюжетно-ролевы, но и дидактические игры. Дидактические игры ставят цель обогатить чувственный опыт ребенка, развивать его умственные способности, умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения. В результате своей работы по гендерному воспитанию были сделанные следующие дидактические игры:

- «Подбери одежду для куклы Вани», «Подбери одежду для куклы Кати»

Цель: Находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек. Расширять представление детей о предметах одежды, их отличительные признаки (женская и мужская одежда), закреплять умение узнавать и называть одежду (шорты, юбка, рубашка, платье и т.д.).

Ход игры: Воспитатель обращается к детям «давайте поможем нашей кукле найти свою одежду. Предлагает выбрать и объяснить, какая одежда подходит мальчику, а какая девочке.

-«Гараж для машины»

Цель: Формировать умение соотносить размеры, подбирать подходящие детали, контролировать результат; осваивать приемы плоскостного конструирования. Находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.

Ход игры: Предложить построить гараж для маленькой машинки, и такой же для машинки большего размера.

-«Где, чья работа? ».

Цель: Подвести детей к тому, что их могут использовать и папы и мамы, когда они помогают друг другу.

Ход игры: посмотреть на предмет и сказать, кто с этим предметом работает: мамы или папы. Картинки с предметами подберите заранее.

Список предметов: рулетка, пылесос, игла, ножницы, молоток, поварешка, сковородка и т. п.

Игра «Наши прически»

Цель. Сформировать у детей представления о прическах; развивать фантазию и воображение. Находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек

Ход игры: На картинках представлены изображения мальчика и девочки. Дети угадывают, на каких картинках изображен мальчик, на каких - девочка, обсуждают детали и особенности причесок. Короткая стрижка. Длинная стрижка. Но кто здесь девочка, а где мальчик? После обсуждения детям предлагается организовать «Парикмахерский салон».


Игра «Дом добрых дел» Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь в семье и другим людям. Материал: конструктор Ход игры: Дети берут детали конструктора и строят большой дом, проговаривая при этом добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким. В конце рассматривают, какой большой дом мы построили. Сколько добрых дел мы можем сделать!


Игра «За что нам нравятся мальчики (девочки) Цели: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек. Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку. Ход игры: Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.




Игра «Отгадай профессию» Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Учить умению разделять профессии на мужские и женские. Материал: карточки с изображением людей разных профессий. Ход игры: Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.


Игра «Мальчики- девочки» Раздайте каждому ребенку по две картинки: с мальчиком и с девочкой. Задание: послушать качество и поднять карточку мальчика или девочки в зависимости от того, кому оно свойственно. Список качеств: добрые, смелые, ласковые, сильные, нежные, спортивные, красивые, послушные, драчливые, балованные. После каждого качества говорите детям правильный ответ, что это качество подходит и для мальчиков, и для девочек: «И мальчики, и девочки могут быть добрые, поэтому надо поднять две карточки». Обычно к концу игры все дети поднимают по две карточки.


Игра «Где чья работа?» Раздайте каждому ребенку по две картинки: с мальчиком и с девочкой. Задание: послушать качество и поднять карточку мальчика или девочки в зависимости от того, кому оно свойственно. Список качеств: добрые, смелые, ласковые, сильные, нежные, спортивные, красивые, послушные, драчливые, балованные. После каждого качества говорите детям правильный ответ, что это качество подходит и для мальчиков, и для девочек: «И мальчики, и девочки могут быть добрые, поэтому надо поднять две карточки». Обычно к концу игры все дети поднимают по две карточки.


Игра «Кто я в семье» Цели: Формирование представлений о родственных связях. Учим детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра (в старшем возрасте – племянник, племянница, двоюродный брат и т.д.) Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку Ход игры: С помощью наводящих вопросов взрослого, дети должны дать ответ, кем они являются для своей маме (своему папе, своей бабушке)? и т. д.


Игра «Благородные поступки» Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека. Материал: мячик Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию. Например, благородные поступки для мальчиков: называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку; помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т.д. Благородные поступки для девочек хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, благодарить мальчика за добрые дела и поступки; и т.д.



Светлана Киселева

«Где чья работа?» .

Задание : посмотреть на предмет и сказать, кто с этим предметом работает : мамы или папы. Картинки с предметами подберите заранее. Список предметов : рулетка, пылесос, игла, ножницы, молоток, поварешка, сковородка и т. п. Подвести детей к тому, что их могут использовать и папы и мамы, когда они помогают друг другу.

«Найди отличия» .

Задание : детям предлагается рассказать, чем папы отличаются от мам. Принимаются и поощряются все ответы. В конце делаются выводы, что папы чаще ходят на работу, но многие мамы работают тоже. Мамы чаще занимаются с детьми, но папы занимаются с детьми тоже. Мамы готовят кушать, а папы могут им помогать. Папы делают ремонт, а мамы могут им помогать.

«Собери игрушки»

На полу лежат игрушки. Задача : мальчики собирают в красный обруч игрушки, которыми любят играть девочки, а девочки собирают в синий обруч игрушки, которыми любят играть мальчики.

«Правильно - неправильно»

На столе разложены картинки с изображение изображением мальчиков и девочек, вместе совершающих хорошие и плохие поступки. Детям предлагается рассмотреть картинки и решить, где дети ведут себя правильно, красиво, а где неправильно, некрасиво. Картинки, на которых девочки и мальчики поступают правильно, положить на зеленый поднос, а где неправильно – на красный.

Какие картинки вы положили на зеленый поднос? (картинки выкладываются на столе перед детьми и называются только хорошие поступки)

«Правда - неправда»

Правда ли, что мальчики любят носить бантики?

Правда ли что девочки любят играть в машинки?

Правда ли, что девочки носят красивые платьица?

Правда ли, что мальчики любят играть с пистолетами?

Правда ли, что мальчики любят играть с куклами?

Правда ли, что девочки очень ласковые и добрые?

Правда ли, что мальчики смелые и сильные?

Правда ли, что девочки любят играть солдатиками и роботами?

«Мы - разные»

Дети вместе с педагогом встают в круг.

Педагог, выступающий в роли ведущего, задает вопросы :

Кто из мальчиков самый высокий?

Кто из девочек самая высокая?

Кто из детей низкого роста?

У кого самые темные (светлые, вьющиеся, кучерявые и т. д. волосы?

Посмотрите на соседа и скажите, какого цвета его глаза?

У кого на голове есть бант (два банта, заколки, резинки, обручи?

Кто носит платья, сарафаны, юбки?

У кого в одежде присутствует розовый, красный (синий, коричневый, серый, зеленый и пр.) цвет?

Какую обувь носят девочки (мальчики?

Какие украшения носят девочки (мальчики?

В конце игры педагог обращает внимание на то, что дети смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других, и объясняет им понятие «разные» , «непохожие» . Все люди отличаются друг от друга.

Игра «Взаимное доверие» .

Сначала мальчики должны провести девочек через препятствия (у девочек завязаны глаза) . Мальчик ведет девочку за руку и объясняет ей, как и куда идти, перешагивать и т. п.

Молодцы, мальчики, настоящие рыцари.

Как, ты себя чувствовала, когда глаза были завязаны?

Вел ли тебя мальчик бережно, уверенно?

А как ты ощущал себя, когда вел девочку?

Молодцы, вы доверяете друг другу – это хорошее качество.

«Предмет-мужчина, предмет-женщина» .

Задание : Рассмотреть предмет (зонтик, вешалка, стул, звонок, сумка) . Представить, кем бы он стал, если его оживить (мужчиной или женщиной, и обыграть эти предметы, изображая их взаимодействие - словесно или жестами.

«Сказка наоборот» . Цель. Формировать умение входить в образ героя противоположного пола, понимать его интересы и нравственные ценности.

Задание : Придумать сказку, в которой действуют известные сказочные персонажи. Основное условие : героев мужского пола (Карлсон, Буратино, Кощей бессмертный, Карабас-Барабас, Незнайка, Иван-царевич, братец Иванушка и т. п.) изображают девочки. А героинь женского пола (Красная Шапочка, Крошечка-Хаврошечка, Сестрица Аленушка, Дюймовочка, Золушка, Мальвина и т. п.) - мальчики.

Имитационные игры : Цель : Расширять чувственный опыт детей, развивать умение детей входить в образ, выполнять имитационные действия.

«Обиженная девочка» . Задание. Выразить эмоцию обиды. У остальных детей эмоцию сочувствия, желание помочь.

«Удивленный мальчик» . Задание. Выразить эмоцию удивления.

«Любящие родители» . Задание. Передать мимикой, эмоциями чувство радости, нежное, заботливое отношение родителей к своим детям.

«Бездомный котенок» . Задание. Проявить жалость, ласку к тем, кто нуждается во внимании.

«Разъяренная медведица» . Задание. Выразить эмоцию гнева; объяснить его причину у людей, животных; способ выхода из этого состояния.

«Охота Бабы Яги» . Задание. Передать характер отрицательного сказочного героя выразительными движениями, мимикой.

Состязательная игра «Рыцарский турнир» .

Турнир проводят мальчики-рыцари, соревнуясь

в ловкости, сноровке (попадание в цель, бег с препятствиями, прохождение по лабиринту,

силе (перетягивание каната, армреслинг,

смекалке (отгадывание кроссвордов, задач, головоломок,

галантности (приглашение на танец,

остроумии (изложение забавного случая, придумывание названия к смешным картинкам) .

Подведение итогов и награждение победителей проводят девочки.

«Веселые фанты» .

На фантах написаны загадки – обманки - слушайте внимательно и отвечайте, кто это мальчик или девочка?

Загадки из мешочка дети достают парами – мальчик-девочка.

Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только … (девочки)

Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у … (мальчишки)

Коньки по льду чертили стрелочки, в хоккей играли только … (мальчики)

Болтали час без передышки в цветастых платьицах … (девчонки)

При всех помериться силенкой, конечно, любят лишь … (мальчишки)

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста Возрастная группа. II младшая группа «»Солнечный город». С декабря 2013 по май 2015г. проработала в I младшей группе по Программе «От рождения.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма.

ИГРА – СИТУАЦИЯ «Хотим быть смелыми». Программное содержание: воспитывать патриотические чувства; вызывать эмоциональный отклик на героические.

Конспект НОД по расширению ориентировки в окружающем с учетом принципов гендерного воспитания во второй группе Цель: формировать умение детей различать куклу - мальчика и куклу – девочку. Дать представление о предметах одежды. Способствовать умению.

НОД по физической культуре с приемами гендерного воспитания в старшей группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» комбинированного вида Конспект НОД по физической культуре.