Все тесты по дошкольной педагогике. Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки

Надежда Прудникова
Дошкольная педагогика как наука

Подходы к определению дошкольной педагогики

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до поступления в школу (Н. В. Микляева).

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики связанная с разработкой технологии образования и развития дошкольников в разных видах деятельности (А. Г. Гогоберидзе).

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, которая изучает сущностные признаки образования детей дошкольного возраста (Н. Н. Сазонова).

Из выше сказанного следует, что дошкольная педагогика это отрасль педагогики, которая изучает признаки, особенности и сущность образования детей дошкольного возраста.

Признаки дошкольной педагогики как науки.

Педагогика это наука, которая сопровождается восьмью признаками: предмет, цели, задачи, методология и т. д.

Дошкольная педагогика это все-таки отрасль.

Объектом науки является образование на разных ступенях, где знания, умения, навыки, ценностные установки и опыт деятельности осуществляется под развитием интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического воспитания для удовлетворения образовательных потребностей и интереса детей.

Изменение нормативно-правовой базы дошкольного образования привело к трансформации направлений образования.

В 1989 г. была «Концепция дошкольного воспитания», где впервы были законодательно закреплены направления обучения и воспитания дошкольника. Направления предполагали физическое развитие, социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.

В ноябре 2009 г. были введены «Федеральные государственные требования (ФГТ) к общему образовательному положению дошкольного образования (ООП ДО) №665 от 23.11.2009 г.». В рамках данного документа направления развития были дополнены образовательными областями: физическое развитие (физическая культура, здоровье, художественно-эстетическое (музыка, художественное творчество, познавательно-речевое (коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социально-личностное (социализация, безопасность, труд).

В июне 2013 г. был принят документ об «Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования» (ФГОС ДО) – были пересмотрены образовательные области, где направлений развития не выделяется. До общественного обсуждения в проекте ФГОС ДО было обозначено четыре образовательных областей. В принятом же ФГОС ДО утверждены пять образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие и художественно-эстетическое развитие.

Предметом дошкольной педагогики являются особенности, признаки и сущность дошкольного образования. Предмет дошкольной педагогики имеет психолого-педагогический характер. Особенности образования детей ориентированы на психические новообразования дошкольного детства, которые и стали ориентирами в ФГОС ДО. До 2009 г. результативность дошкольного образования определялось через освоение ребёнком знаний, умений и навыков, которые и подвергались педагогической диагностике. С 2009 года по 2013 год был введен педагогический мониторинг по оценке сформированности интегративных качеств: личностные, интеллектуальные и физические. С 2015 года федеральными государственными стандартами дошкольного образования запрещена педагогическая диагностика, но в рамках ФГОС ДО определенны требования к результатам дошкольного образования, которые рассматриваются, как целевые ориентиры и тесно связаны с психическими новообразованиями по возрасту. Это предполагает открытость к многообразному проблемному содержанию действительности, т. е. исследовательская активность дошкольника; также это творческое воображение – умение воссоздавать недостающее с помощью воображения; ориентация на образ взрослого, как основа учебного сотрудничества у младшего школьника; синкретизм, т. е. слитность эмоциональных и рациональных компонентов деятельности.

Ученые доказали, что образование может осуществляться по спонтанным и реактивным программам обучения. Для дошкольника с учетом возраста актуальны спонтанные программы, но с учетом методов дошкольной педагогики мастерство педагога заключается в переходе на реактивные программы.

Разработка педагогической технологии дошкольного образования детей предполагают следующие задачи: это воспитание культуры общения, контроль когнитивной (познавательной) деятельности воспитанника и организация работы с родителями.

Методологическая платформа как наука.

Данный раздел дошкольной педагогики изменяется в связи с изменением ведущих педагогических теорий, нормативно правовой базы регламентирующие процессы образования.

Основные признаки методологической культуры педагога:

1. Познание различные понятий образования;

2. Понимание процедур закрепленных за основными понятиями педагогики;

3. Потребность воспроизводить практику образования в понятиях и терминах педагогики;

4. Критическое отношение к самоочевидным положениям педагогики;

5. Рефлексия результатов собственной познавательной деятельности.

Методология педагогики гораздо шире, чем методология дошкольной педагогики. Базовыми педагогическими теориями организации образования являются:

1. Системный подход – относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитие (например, тематические недели);

2. Целостный подход – ориентация на выделение в педагогической системе и развивающиеся личности интегративных инвариантных (постоянных) связей и отношений (ФГТ – интегративные качества);

3. Диалоговый подход – образование коммуникативного единства субъектов педагогического процесса, благодаря которому происходит саморазвитие и взаимораскрываемость (методы игрового обучения);

4. Антропологический подход – образование предполагает учет образовательных потребностей и интересов человека, но в рамках реализуемой образовательной системы.

Методология дошкольной педагогики предполагает разработку образовательной программы дошкольного учреждения, куда будут включены не более 60% материалов общей образовательной программы (ООП) и не менее 40% материалов детского сада.

Теоретико-методологическая основа ООП ДО:

1. Культурологический подход основан на взаимосвязи аксиологического, технологического и личностного творческого компонентов образования;

2. Деятельностный подход предполагает специальную работу по формированию деятельности ребенка по поводу его в позицию субъектов.

3. Личностный подход – опора

Культурологический подход в педагогики основан на психологической теории КИТРВПФ («Культурно-историческая теория развития высших психических функций» автор Л. С. Выготский).

1 идея. Л. С. Выготский считал, что биологический фактор меньше влияет на психику человека, чем социальный: «Ребенок – социальное существо с самого рождения»;

2 идея. Спонтанная программа обучения дошкольника всегда имеет конкретно тематический характер;

3 идея. Л. С. Выготский доказал влияние среды на развитие ребенка, в дошкольной педагогике этот научный тезис трансформировался в понятие предметно-развивающей среды, в рамках ФГТ были разработаны методические рекомендации по организации образовательной среды в дошкольных группах детских садов (шесть центров);

4 идея. Обучение определяет развитие, поэтому в рамках дошкольной педагогики педагог-мастер обладает образованием календарного и тематического планирования.

Деятельностный подход – это психологический подход.

Дошкольная педагогика предполагает формирование умений и навыков у детей восьми базовых видов деятельности:

1. Физическая культура – двигательной деятельности;

2. Социализация – игровая деятельность;

3. Труд – трудовая деятельность;

4. Коммуникация – коммуникативная деятельность;

5. Познание – познавательно-исследовательская и продуктивной (конструктивной) деятельности;

6. Чтение художественной литературы – восприятие художественной литературы;

7. Музыка – музыкально-художественная деятельность;

8. Художественное творчество – продуктивная деятельность.

Форма игры в образовательном процессе ДОУ – это мотивация, составляющая сотрудничества: игровая мотивация, мотивация общения в условиях помощи взрослому и мотивация личной заинтересованности.

Методы дошкольной педагогики:

1. Методы изучения педагогического опыта;

2. Методы педагогического исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование, беседа, анкетирование.

Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности на получение новых знаний о закономерностях образования.

Законом целостного образовательного процесса является эффективное взаимодействие педагога с воспитанником.

ГОУ СПО (ССУЗ) « Челябинский государственный педагогический колледж № 2»

Дошкольная педагогика

Тестовые задания для промежуточной аттестации студентов

Составлен: Проняевой С.В.,

преподавателем дошкольной педагогики

Введение

В современных условиях развития российского общества считается, что одной из важных тенденций реформирования образовательной системы стало введение в действие государственного образовательного стандарта.

Государственный образовательный стандарт призван решить широкий круг задач, таких как обеспечение высокого уровня профессионального образования и качества подготовки специалистов; обеспечение академической свободы образовательного учреждения в формировании гибкого и вариативного содержания образования и организации образовательного процесса; обеспечение единства содержания образования и соблюдения норм и требований к организации образовательного процесса на всем образовательном пространстве России; обеспечение контроля за результативностью системы ПО и качеством образования в ней.

Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о степени усвоения студентами учебного материала, о практическом применении ими знаний. Необходимость контроля обучения и оценки знаний диктуется обязательным выполнением следующей цепочки: цель обучения - процесс обучения – результат - новая цель. Важнейшим компонентом технологии обучения является тест как инструмент измерения уровня знаний, без которого нельзя выявить исполнения стандарта, но и оптимально управлять учебным процессом, без чего нельзя добиться качественного усвоения стандарта.

Курс дошкольной педагогики является одним из ведущих в профессиональном образовании педагогов, его изучение занимает достаточно большой объем времени, что требует разнообразных видов и форм контроля. Тестовый контроль не является единственной формой контроля, в представленном варианте претендует на оценку знаний по содержательным линиям образовательной программы и не затрагивает практических умений студентов.

Данные материалы можно сертифицировать по следующим основаниям:

Название учебной дисциплины : дошкольная педагогика

Название образовательной программы : Дошкольная педагогика, 2005

Цели создания : промежуточная аттестация

Число заданий : 15

Число вариантов : З, 4

Время выполнения : 30 минут

Вид и форма тестов : закрытые, с выбором ответов

Оценка : 100% - 80% - оценка «5»

81- 70% - оценка «4»

71- 60% - оценка «3»

«5» - студент знает программный материал, понимает и прочно усвоил его, на вопросы дает правильные, сознательные и уверенные ответы

«4» - студент знает программный материал, хорошо понимает его, допускает незначительные ошибки

«3» - студент обнаруживает знание основного программного материала, испытывает некоторые затруднения, преодолевает их с помощью педагога

«2» - студент обнаруживает незнание большей части программного материала, отвечает неуверенно, допускает грубые ошибки

Инструкция к применению : 1. Прочитайте внимательно вопрос, обратив внимание на конструкцию вопроса. 2. Укажите номер вопроса и варианты ответов на него 3. При желании можно ответить вначале на вопросы, ответы на которые не вызывают у вас затруднений, а затем на боле сложные вопросы

Тест по дошкольной педагогике к теме « Воспитание – ведущая функция дошкольной педагогики»

1.Воспитание детей дошкольного возраста – это :

а) процесс приобщения к миру общечеловеческих ценностей

б) процесс формирования моральных ценностей

в) процесс взаимодействия взрослого с ребенком направленный на формирование личностных качеств ребенка в соответствии с общечеловеческими ценностями

2. Из предложенных групп ценностных отношений выберите ту, в которой представлены общечеловеческие ценностные отношения :

а) Отношение к семье, отношение к самому себе, отношение к Отечеству, отношение к культуре, отношения к искусству, отношение к религии

б) отношение к национальной культуре, отношение к материальной культуре, отношение к историческим событиям своей страны, отношение к национальным героям, отношения к традициям своей семьи

в) отношения к национальным праздникам, отношения к дням собственного рождения, отношение к родословной, отношение к православию, отношение к русской культуре

3. Из ряда предложенных определений выберите то, которое на ваш взгляд наиболее полно раскрывает сущность процесса нравственного воспитания:

а) Нравственное воспитание – воздействие воспитателя на воспитуемого с целью формирования у него моральных качеств личности

б) Нравственное воспитание – педагогический процесс, направленный на содействие развитию нравственных свойств личности на основе усвоения общечеловеческих и национальных моральных ценностей

в) Нравственное воспитание – организованное взаимодействие воспитателя и воспитуемых, направленное на формирование сознания, чувств и отношений

4. Укажите исследователей проблем нравственного воспитания детей дошкольного возраста :

а) Виноградова А.М.

б) Запорожец А.В.

в) Николаева С.Н.

г) Нечаева В.Г.

5. Выберите методы воспитания, направленные на формирование нравственного сознания:

а) этическая беседа

б) рассказ на этическую тему

в) поощрение

г) чтение художественной литературы

6. Определите методы, которые не применяются в воспитании детей:

а) внушение

б) физическое наказание

в) приучение к правилам общественного поведения

7.Что входит в содержание дошкольного воспитания :

а) физическое воспитание

б) политехническое образование

в) нравственное воспитание

г) эстетическое воспитание

8.Каково назначение идеальной цели воспитания:

а) является ориентиром на возможности человека

б) помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности

в) является основой разработки задач в образовательных программах

9. Определите закономерности воспитания детей дошкольного возраста:

а) активность самого ребенка

б) потребность ребенка в любви

в) личность эффективно развивается в ситуации успеха

в) соблюдение прав ребенка

10.Назовите основные компоненты механизма нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

а) знания и представления

б) навыки и привычки

в) нравственные качества

г) чувства и отношения

11.Средствами нравственного воспитания в детском саду являются:

а) собственная деятельность детей

б) окружающая ребенка обстановка

в) природа

г) средства массовой информации

12. Назовите смысловые блоки, составляющие содержание нравственного воспитания:

а) воспитание гуманности

б) воспитание коллективизма

в) воспитание патриотизма и гражданственности

г) политическое воспитание

а) воспитание коллективизма

б) воспитание гуманности

в) воспитание трудолюбия

г) воспитание дисциплинированности

14. Назовите условия эффективности применения методов воспитания:

а) тактичность применения метода

б) реальность метода

в) гуманность применения метода

г) изолированность методов

15. Какие методы должны быть преобладающими в дошкольном возрасте:

а) практические методы

б) методы формирования сознания

в) методы убеждения

г) методы наказания

Тест по дошкольной педагогике к теме « Ребенок и социум»

1. Укажите программы социального развития детей :

а) «Я – человек»

б) «Я, ты, мы»

в) « Открой себя»

г) « Детство»

2. Что входит в понятие «социальная действительность »?

а) материальные объекты

б) общественные явления

в) все то, что окружает ребенка

3.Выделите средства ознакомления с социальной действительностью:

а) деятельность

б) знания

г) дидактические пособия

4.Какая функция знаний характеризует приобщение ребенка к ценностям познания :

а) регулятивная

б) информативная

в) эмоциогенная

5. Какая из тенденций приобщения детей к социальной действительности не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста?

а) необязательности знаний

б) формального приобщения детей к социальной действительности

в) перегруженности детей знаниями о социальной действительности

6.В ходе какого процесса ребенок приобщается к сфере социальной действительности :

а) социализации

б) демократизации

в) индивидуализации

7.Какие методы приобщения к социальной действительности активизируют познавательную активность детей?

а) сюрпризные моменты

б) переключение на другую деятельность

в) элементарный и причинный анализ

8.Какие виды деятельности способствуют приобщению ребенка к социальной действительности в реальном плане?

б) наблюдение

в) бытовая деятельность

9.Что является содержанием приобщения дошкольников к социальной действительности ?

а) отношение к самому себе

б) отношение к Родине

в) отношение к людям разных национальностей

г) ознакомление с пространственными и временными отношениями

10. Какие разделы включены в программу С.А. Козловой « Я - человек»?

а) Земля наш общий дом

б) Что я знаю о себе

в) Человек – творец

г) Дружат дети всей Земли

11. Какое понятие является стержневым в программе « Я – человек»?

а) Человек

б) Действительность

в) Ребенок

12. Какие нормативные документы лежат в основе социального развития ребенка ?

а) Декларация прав ребенка

б) Концепция дошкольного воспитания

в) Положение о дошкольном учреждении

13.Назовите исследователей проблем социального развития детей дошкольного возраста:

а) А.В.Запорожец

б) Е.В.Рылеева

в) С.А. Козлова

14.Назовите показатели социального развития ребенка:

а) уровень овладения навыками самообслуживания

б) социальная адаптация

в) социальный статус

г) уровень знаний

15.Результатом социального развития ребенка дошкольного возраста является :

а) социализация

б) индивидуализация

в) социализация-индивидуализация

Тест по дошкольной педагогике к теме « Воспитание здорового ребенка »

1.Определите наиболее точное определение понятия «физическая культура»:

а) это часть общей культуры народа

б) это совокупность материальных и духовных ценностей общества, которые накоплены, создаются и используются для физического совершенствования людей

в) система физических упражнений

г) учебная дисциплина в образовательных учреждениях

а) методы и приемы физического воспитания

б) подвижные игры

в) режим дня в детском саду

г) упражнения в основных движениях

3.Какие средства физического воспитания используются для решения оздоровительных задач:

а) рациональный режим

б) полноценное питание

в) социально-бытовые факторы

г) художественные средства

4. Какие средства физического воспитания используются для решения образовательных задач:

а) пример взрослого человека

б) оздоровительные силы природы

в) художественные средства

г) собственная деятельность

5. Какие средства физического воспитания используются для решения воспитательных задач:

а) разнообразная деятельность детей

в) физические упражнения

г) художественная литература

6.Какие группы задач выделяются в системе физического воспитания:

а) воспитательные

б) развивающие

в) оздоровительные

г) образовательные

7. Назовите исследователей теории физического воспитания:

а) П.Ф. Лесгафт

б) Г.В.Хухлаева

в) Т. И. Осокина

г) С.А Козлова

8.Какие задачи относятся к группе образовательных задач физического воспитания:

а) формирование навыков выполнения основных движений

б) охрана и укрепление здоровья

в) формирование представлений о своем организме и здоровье

г) воспитание воли, смелости, дисциплинированности

9.Какие группы культурно-гигиенических навыков входят в содержание воспитания дошкольников:

а) навыки управления собственным поведением, дисциплинированность

б) навыки поддержания порядка в окружающей обстановке

в) навыки культуры питания

г) навыки поддержания чистоты тела

10. Какие навыки входят в группу навыков культуры еды :

а) правильно пережевывать пищу, пользоваться салфеткой

б) правильно держать ложку, вилку, хлеб

в) благодарить за прием пищи

г) пропускать вперед маленьких детей, девочек

11.Выберите принципы формирования культурно-гигиенических навыков :

а) наличие алгоритмизации выполнения процедур

б) создание условий для самостоятельности ребенка

в) пример взрослого

г) создание ситуаций наглядно демонстрирующих эффект бытовых процедур

12.Назовите методы формирования культурно-гигиенических навыков в детском саду:

а) упражнение

б) художественное слово

в) игровые приемы

г) эксперимент

13.Назовите основные компоненты образовательного процесса, которые входят в содержание первой половины дня :

а) утренний прием

б) прогулка

в) полдник

г) занятия

14.Определите причину распределения содержания деятельности детей на прогулке по этапам:

а) необходимость чередования спокойной деятельности и двигательной активности

б) алгоритмизация режимного процесса

в) соблюдение дисциплины

г) требования родителей

15.Какие компоненты входят в содержание прогулки :

а) наблюдения

б) подвижные игры

в) спортивные развлечения

г) дежурства

Тест по дошкольной педагогике к теме «Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой»

1. Преемственность между детским садом и школой это :

а) одна из форм связи между образовательными учреждениями

б) совокупность образовательных программ

в) управленческая структура

2.Выберите содержательные компоненты преемственности :

а) педоцентрический

б) коммуникативный

в) информационно-просветительский

3.Выберите виды готовности к обучению в школе :

а) мотивационная

б) практическая

в) интеллектуальная

4.Выберите компоненты мотивационной готовности к школе :

а) интерес к школе

б) умение сотрудничать

в) желание учиться

5.Укажите тесты, которые входят в диагностику готовности к обучению в школе :

а) тест Керна-Йирасека

б) графический тест

в) методика «Секрет»

6.Назовите основания преемственности между детским садом и школой :

а) развитие любознательности

б) развитие коммуникативности

в) обучение письму и счету

7. Назовите варианты взаимодействия между детским садом и школой :

а) детский сад-школа

б) предшкола

в) начальные классы располагаются в детском саду

8.Выберите аспекты взаимодействия между детским садом и школой:

а) методический

б) информационно-просветительский

в) коммуникативный

а) взаимопосещения образовательных учреждений со стороны педагогов

б) педсоветы

в) родительские собрания

10.Компоненты интеллектуальной готовности к школе это :

а) знания о школе

б) желание учиться

в) познавательные психические процессы

11.Назовите исследователей проблем готовности к обучению в школе :

а) Л.А.Венгер

б) С.Л.Новоселова

в) В.А.Петровский

12.Назовите основной вид деятельности дошкольника :

а) учебная деятельность

б) игровая деятельность

в) трудовая деятельность

13.Назовите основной вид деятельности младшего школьника :

а) учебная

б) учебно-познавательная

в) продуктивная

14.Что представляет собой специальная подготовка детей к школе:

а) физическая подготовка

б) подготовка по основным образовательным областям(математика, окружающий мир)

в) психологическая подготовка

15.Чем регулируются отношения между детским садом и школой:

а) специальным договором о взаимодействии между детским садом и школой

б) планом совместной работы

в) образовательной программой

Тест по теме «Игровая деятельность дошкольника»

1.Дополните фразу: «Основные компоненты игры как деятельности»:

в) результат

г) действия

д) воображаемая ситуация

2. Творческие игры это :

а) игры-драматизации

б) игры-забавы

в) сюжетно-ролевые

г)подвижные

д) музыкальные

ж) дидактические

3. Основа игр с правилами:

а) свод формализованных правил

б) воображаемая ситуация

в) набор игровых действий

г) выигрыш

4. Игры с правилами :

а) шахматы

в)»магазин»

г) дочки-матери

д) парные картинки

5. Тип отношений играющих в играх с правилами :

а) дружеские взаимоотношения

б) сопричастности

в) состязания и соперничества

г) сотрудничество

д) соперничество

6. Конечный результат в творческих играх :

а) его нет

б) реализация игрового замысла

в) выигрыш

г) творческое воссоздание действий

д) победа

е) установление дружеских взаимоотношений

7. Основная цель творческих игр :

а) насладиться процессом

б) реализация замысла

в) принять роль

г) действия с предметами

д) организация досуга

8. Основные игровые средства:

А) игрушки

Б) воображаемые предметы

В) предметы-заместители

Д) игровые действия

9.Основные компоненты сюжетно-ролевых игр :

а) дидактическая задача

б) игровая задача

в) воображаемая ситуация

д) игровые действия

е) правила

10. Характерные особенности сюжетно-ролевых игр старших дошкольников :

а) цепочка из 1-2 действий

б) роли не осознаются

в) воображаемая ситуация удерживается взрослым

11. Выделите верное утверждение :

а) «игра дитя труда»

б) игра социальна по содержанию

в) игра социальна по происхождению

г) «труд дитя игры»

д) игра имеет биологическое происхождение

12. Назовите исследователей технологий сюжетно-ролевых игр :

а) А.П. Усова

б) Д.Б. Менджерицкая

в) Л.С.Выготский

г) С.Л. Новоселова

д) Н.А. Короткова

е) А.Н. Леонтьева

13.Назовите основные компоненты дидактических игр :

а) воображаемая ситуация

б) дидактическая задача

в) игровые взаимоотношения

г) правила

е) игровые действия

14. Определите зависимость от игрушки игровой деятельности старшего дошкольника :

а) ребенок сначала определяет игру, затем игрушку

б) ребенок сначала выбирает игрушку, потом игру

в) игра не зависит от игрушки

г) игра может протекать без игрушки

д) игрушка – материальная основа игры

15. Какие потребности удовлетворяются в игре:

а) потребность в движении

б) потребность в общении

в) потребность в действиях с предметами

г) биологические потребности

д) потребность в познании окружающего мира

16. Какие игрушки обеспечивают развитие творчества ребенка?

а) игровые модули

б) предметы-заместители

в) предметы и пособия

г) наборы тематических игрушек

д) дидактические игрушки

17. Выделите основные компоненты технологии руководства сюжетно-ролевыми играми С.Л. Новоселовой:

а) минимальное число игрушек

б) обучающие игры

в) игра «телефон»

г) активизирующее общение взрослого с ребенком

д) предметно-игровая среда

е) игры-придумывания

ж) ознакомление с окружающим

18. Выделите парадоксы игры, выделенные Л.С. Выготским :

а) игра-школа воли

б) игра-школа морали

в) противоречие между желаниями и возможностями

г) игровые и реальные отношения

д) необходимость руководства творческой деятельности

е) воображаемая ситуация все время развивается

Тема: Система дошкольного образования

1.Какие ступени обучения объединяет образовательная система?

а) дошкольное

б) послешкольное

в) дополнительное образование

г) самостоятельное

2. Какие учреждения относятся к образовательным?

а) учреждения дополнительного образования

б) дошкольные

в) исправительные

г) профессиональные

3.Какой документ определяет специфику деятельности учреждения и является основанием для разработки устава образовательного учреждения?

а) Закон РФ об образовании

б) Типовое положение об образовательном учреждении

в) Образовательная программа

г) Концепция дошкольного воспитания

4.Определите виды дошкольных учреждений:

а) детский сад

б) детский дом

в) детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий

г) центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей

5.Какие компоненты входят в понятие «система образования»?

а) совокупность образовательных учреждений

б) система органов управления образованием

в) совокупность системы образовательных программ

г) совокупность государственных образовательных стандартов

6.Какие процедуры составляют систему правовых основ повышения качества дошкольного образования?

а) аттестация

б) лицензирование

в) рецензирование программ

г) аккредитация

7.Процедура лицензирования дошкольного учреждения предоставляет право :

а) на педагогическую деятельность

б) на открытие детского сада

в) на прием детей в детский сад

г) на финансирование

8. Процедура аккредитации детского сада предоставляет право:

а) на финансирование

б) на открытие детского сада

в) на защиту прав и достоинств ребенка

г) на гарантии родителя в воспитании детей

9.Что является предметом экспертизы во время процедуры лицензирования дошкольного учреждения?

а) оборудование педагогического процесса

б) кадровое обеспечение

в) программное обеспечение

г) условия пребывания детей в детском саду

10.В каком случае дошкольное учреждение получает повышенное финансирование?

а) если аттестовано на категорию (вторую, первую)

б) если соответствует санитарным требованиям

в) если отвечает запросам родителей

г) если обеспечивает сохранность жизни и здоровья детей

11. В каком случае дошкольное учреждение приобретает статус «Центра развития»?

а) если образовательные услуги превышаю требования Госстандарта по всем направлениям

б) если образовательные услуги превышаю требования Госстандарта по одному направлению

в) если учреждение отвечает запросам родителей

г) если получает бюджетное финансирование в увеличенном объеме

12. Кто принимает участие в проведении процедуры аттестации дошкольного учреждения?

а ) педагогический коллектив детского сада

б) родители

в) специальная комиссия

г) общественные организации

13.Относятся ли принципы государственной политики в области образования к системе дошкольного образования?

в) частично

г) корректируются с учетом специфики детского сада

14. Назовите направления развития системы дошкольного образования:

а) развитие теории и практики дошкольного образования

б) развитие сети дошкольных образовательных учреждений

в) развитие материальной базы дошкольных учреждений

г) подготовка кадров

15.Каким образом реализуется национально-региональный компонент в содержании дошкольного образования?

а) обновления содержания традициями, культурой той местности, где проживает ребенок

б) разделения детей по национальному составу внутри дошкольного учреждения

в) изучения интересов родителей

г) обновления технологий воспитания ребенка

Тест по дошкольной педагогике

Тема: Обучение детей дошкольного возраста

1. Выберите правильный ответ:

а) метод обучения – это способ познавательной деятельности взрослого и ребенка

б) метод обучения – это система способов работы воспитателя и детей с целью приобретения детьми знаний, умений и навыков, развития познавательных способностей

в) метод обучения – это прием взаимодействия с ребенком по поводу приобретения познавательной информации

2. Какие из перечисленных методов являются наглядными?

а) беседа

б) наблюдение

в) показ способов действия

3. Что из перечисленного является формой организации обучения?

а) занятия

б) экскурсия

в) рассматривание картины

4.Игровые методы относятся к группе:

а) практических

б) наглядных

в) словесных

5.Какие из перечисленных не относятся к словесным методам обучения ?

а) беседа

б) показ образца

в) рассказ по картине

6.Выделите модели обучения дошкольников :

а) развивающая

б) активизирующая

в) личностно-ориентированная

7.Кто из педагогов занимался вопросами дошкольного обучения?

а) А.С.Макаренко

б) А.П.Усова

в) Н.Н.Поддъяков

8. Что является основной формой обучения в детском саду?

а) занятия

б) кружок

в) самостоятельная деятельность

9.Выберите наиболее полный ответ:

а) обучение – это процесс передачи знаний, умений и навыков

б) обучение – это способ приобретения познавательной информации

в) обучение – это процесс взаимодействия педагога с детьми с целью приобретения знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности

10. Назовите основные компоненты процесса обучения:

в) способ

г) форма организации

11.Целью обучения в дошкольном возрасте является :

а) передача знаний, умений, навыков

б) обучение способам познания, переживания и преобразования окружающей действительности

в) передача опыта деятельности

12.Какой дидактический принцип обучения Я.А. Коменский назвал «золотым правилом дидактики» в дошкольном возрасте?

а) систематичности

б) наглядности

в) доступности

13.Целью какого процесса является передача способов и средств познания окружающей действительности?

а) обучения

б) воспитания

в) образования

14. Назовите компоненты процесса обучения:

а) научение

б) учение

в) преподавание

г) деятельность

15.Что включается в структуру учебной деятельности:

а) учебная задача

б) учебные действия

в) контроль и оценка

г) практические навыки

Тест по теме « Дошкольная педагогика как наука»

1. Укажите наиболее точные понятия «дошкольная педагогика»:

1. Дошкольная педагогика – это наука об обучении детей дошкольного возраста.

2. Дошкольная педагогика – это наука о воспитании детей от рождения до поступления в школу.

3. Дошкольная педагогика – это наука об образовании и развитии детей дошкольного возраста.

4. Дошкольная педагогика – это искусство воспитания, обучения детей дошкольного возраста.

5. Правильного ответа нет.

6. Не знаю

2.Укажите наиболее точное определение понятия «обучения »:

1. Обучение – это целенаправленный, планомерный процесс передачи учащимся знаний, умений, навыков.

2. Обучение – это процесс взаимосвязанной, последовательно изменяющейся деятельности воспитателя и ребенка, направленный на формирование знаний, умений, навыков, всестороннее развитие ребенка.

3. Обучение – это процесс активного, целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучающимися, в результате которого у обучающихся формируются знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, личностные качества.

4. Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и ребенка, в ходе которого осуществляется образование, разностороннее развитие личности.

5. Правильного ответа нет.

3.Укажите наиболее точные значения понятия « педагогика»:

1. Педагогика – область практической деятельности

2. Педагогика – искусство воспитания

3. Педагогика – область научного знания, наука

4. Педагогика – наука и искусство

5. Правильного ответа нет.

4.В какое время педагогика стала оформляться как отрасль теоретического знания:

1. в 17 веке

2. в 18 веке

3. в 20 веке

4. в 1148 году

5. Правильного ответа нет.

5.С чьим именем связано становление научной педагогики :

1. Ж.Ж. Руссо

2. Я.А. Коменский

3. К.Д. Ушинский

4. И.Г. Песталоцци

5. Не знаю

6.Выделите источники педагогики как науки :

1. Литература

2. Искусство

3.. Религия

4. Народная педагогика

5. Педагогическая практика

7.Выделите отрасли современной педагогики :

1Философия

2. Дошкольная педагогика

3. Психология

4. История педагогики

5. Педагогика школы

8.Какая отрасль педагогики изучает теоретические основы воспитания детей с нарушениями в развитии:

1. Частные методики

2. Коррекционная педагогика

3. Возрастная педагогика

4. История педагогики

5.. Правильного ответа нет.

9.Связь педагогики с какими науками наиболее существенна:

1. Философия

2. Психология

3. Анатомия и физиология

4. Информатика

5. Математика

10.Укажите методы педагогического исследования :

1. Наблюдение

2. Изучение теоретических источников

3. Анкетирование

4. Лабораторный эксперимент

5. Не знаю

11.Укажите характеристики процесса воспитания :

2. Воспитание – общественное явление

3. Воспитание – историческое явление

4. Воспитание – постоянно меняющееся явление

5. Воспитание - функция педагога

12.К разряду основных педагогических понятий относятся:

1. Личность

2. Образование

3. Деятельность

5. Педагогический процесс

13. Укажите, что является предметом дошкольной педагогики как науки :

1. Ребенок

2. Закономерности развития ребенка

3. Закономерности воспитания ребенка

4. Взаимодействие педагога с ребенком

5. Задачи педагогики

14.В какой книге впервые была представлена система дошкольного воспитания :

1. «Великая дидактика» Я.А. Коменский

2. « Материнская школа» Я.А. Коменский

3. «Здравствуйте, дети» Ш.А. Амонашвили

4. «Рождение гражданина» В.А. Сухомлинский

5. « Поучение детям» В. Мономах

15. Свободный ответ. Обоснуйте, как вы понимаете слова великих педагогов :

1.Ш.А. Амонашвили: « Действительно гуманная педагогика - это та, которая в состоянии приобщить ребенка к процессу созидания самого себя»

2. К.Д. Ушинский: « В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности».

3. К..Д. Ушинский: « Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях».

4. В.А. Сухомлинский: « Истинное воспитание совершается только тогда, когда есть самовоспитание»

Тест по дошкольной педагогике « Трудовое воспитание детей дошкольного возраста »

1.Выберите наиболее полное определение трудового воспитания :

а) взаимодействие педагога и ребенка с целью формирования положительного отношения к труду и психических качеств, необходимых для трудовой деятельности

б) способ привлечения дошкольника к труду

в) целенаправленное воздействие на ребенка с целью формирования положительного отношения к труду

г) взаимодействие взрослого с ребенком по формированию способности к труду

2. Назовите исследователей проблем трудового воспитания дошкольников :

а) М.В. Крулехт

б) Д.В. Сергеева

в) С.Л.Новоселова

г) М.И. Лисина

3. Выберите виды труда дошкольников :

а) производительный труд

б) хозяйственно-бытовой

в) ручной

а) Л.С. Выготский

б) М.В. Крулехт

в) Д.Б. Эльконин

г) А.В. Запорожец

5. Выберите способы организации коллективного труда дошкольников :

а) индивидуальный

б) труд рядом

в) совместный труд

г) общий труд

6. Выберите формы организации труда дошкольников :

а) самообслуживание

б) трудовое поручение

в) дежурство

г) совместный со взрослым труд

7.Определите компоненты труда как деятельности :

б) результат

г) способ

8. Назовите принципы трудового воспитания детей дошкольного возраста :

а) принцип добровольности участия

б) принцип наглядности

в) принцип диалогового общения

г) принцип гуманизации

9. Определите специфические особенности дежурств :

а) всегда идут от взрослого

б) являются обязанностью

в) это труд для других

г) являются добровольными

10. Какие компоненты отражают способность детей к трудовой деятельности :

а) овладение системой знаний

б) желание трудиться

в) наличие обобщенных трудовых умений

г) наличие специальных трудовых умений

11.Назовите средства трудового воспитания дошкольников:

а) трудовое обучение

б) самостоятельная трудовая деятельность

в) ознакомление с трудом взрослых

г) пословицы и поговорки о труде

12.Отметьте специфические особенности хозяйственно-бытового труда :

а) имеет цикличность

б) сопровождает любую деятельность

в) используется только в младшем дошкольном возрасте

г) цель отдалена во времени

13.Какие формы организации трудового воспитания характерны для детей младшего дошкольного возраста :

а) совместный со взрослым труд

б) самообслуживание

в) самостоятельная трудовая деятельность

г) длительные поручения

14.Какие виды труда характеры для детей старшего дошкольного возраста:

а) коллективный труд

б) ручной труд

в) труд в природе

г) индивидуальный труд

15.В чем отличия трудовой деятельности от игры :

а) деятельность процессуальная

б) деятельность результативная

в) деятельность, осуществляемая в воображаемом плане

г) деятельность реалистическая

Ответы на тестовые задания:

«Воспитание- ведущая функция дошкольной педагогики»

1. в 2. б 3. б 4. а в 5. а б г 6. б 7. а в г 8. а 9. а б в10. а б г11. а б в 12. а б в13 . б 14. а б в 15. а б в

« Ребенок и социум

1. а б в 2. б 3. а б 4. б 5. а б в 6. а 7. а 8. б в 9. а б в10. а б в11. а 12. а б 13. б в 14. а в г15. в

Воспитание здорового ребенка »

1 2 . б в г 3 . а б в 4 .а в г 5 .а б 6 . а в г 7 . а б в 8. в 9 . б в г 10 .а б в 11 . а б г 12. а б в 13 . а б г 14. а 15 . а б в

Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой

1. а 2. а б 3. а в 4. а в 5. а б 6. а б 7. а в 8. а б 9. а б 10. а в 11 . а в 12. б 13. а 14. б 15. а б

«Игровая деятельность дошкольника

1. а б в г 2. а в 3. а 4. а в д 5. в 6 а 7. а 8. а б в 9. в г д 10. г 11. а б в 12. б г д 13. б в г 14. а 15. а б в д 16. а б 17. а г д ж 18. а б г д

Система дошкольного образования

1. а в 2. а б г 3. б 4. а в г 5. а б в 6. а б г 7. а 8. а г 9. а б г 10. а 11 . а 12 . а в 13. а 14. а б в г15

Обучение детей дошкольного возраста

1. б 2. б в 3. а б 4. а 5 . б 6. а б 7. б в 8. а 9. в 10. а б 11. б 12. б 13. а 14. б в 15. а б в

Дошкольная педагогика как наука

1. 2 3 2 . 3 3. 3 4. 1 5. 2 6. 3 4 5 7. 2 4 5 8. 9. 1 2 3 10. 1 2 3 11. 1 2 3 12. 2 4 5 13. 3 14. 2 15 .

« Трудовое воспитание детей дошкольного возраста »

1. а 2 . а,б 3 . б,в 4 . б 5 . б, в,г 6. б в г 7 . а,б,г 8 . а,в,г 9 .б,в 10 . а,в,г 11 . а,б,в 12 . а, б 13. а 14. б,в 15 . б,г

Дошкольная педагогика как наука носит теоретический и прикладной характер:

Предметом в дошкольной педагогике является процесс воспитания и всё, что с ним связано - закономерности, противоречия отношений, технологии организации и осуществления воспитательного процесса, которые определяют развитие личности ребёнка: средства, содержание, методы воспитания и обучения.

Основные категории дошкольной педагогики

Дошкольная педагогика имеет свой понятийный аппарат, которым она оперирует. Основными категориями в дошкольной педагогической науке являются: воспитание, развитие, формирование, обучение.

Воспитание - целенаправленный, систематический, организованный процесс формирования личности ребенка.

Развитие - это процесс количественных и качественных изменений, которые происходят с возрастом и осуществляются под руководством взрослого.

Обучение - это целенаправленный, специально организованный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, навыков, умений во взаимодействии педагога и учащегося.

Формирование - процесс развития личности под влиянием внешних воздействий: воспитания, обучения, социальной среды в целом.

На современном этапе кроме основных категорий дошкольной педагогики, по мнению ряда ученых в частности Козловой, Куликовой, Бабуновой, Реан, Бордовской и др. введена: Субкультура детства - категория, которая характеризует особую систему бытующих у детей представлений о мире, ценностных ориентациях, которая проявляется в вопросах, играх, рисунках, размышлениях, разнообразных видах детского фольклора.

Отрасли современной педагогики

Основными отраслями педагогики можно назвать следующие науки.

1. Общая педагогика исследует общие закономерности воспитания, обучения и образования. Формулирует основные принципы и категории, которые используются во всех специальных и прикладных педагогических науках. Составными частями общей педагогики являются теория воспитания, дидактика, теория организации и управления образовательными системами.

2. История педагогики изучает развитие педагогической мысли в различные исторические эпохи.

3. Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных систем в разных странах.

4. Возрастная педагогика изучает особенности воспитания человека на разных возрастных этапах.

5. Дошкольная педагогика определяется как наука о воспитании, развитии и формировании личности ребенка от рождения до поступления в школу.

6. Специальная педагогика (дефектология) разрабатывает основы, методы, формы и средства воспитания и обучения индивида, имеющего отклонения в физическом и умственном развитии. Имеет ряд отраслей: сурдопедагогику, тифлопедагогику, олигофренопедагогику, логопедию.

7. Методики преподавания обучение конкретным дисциплинам (языку, математике, химии, истории и т.д.).

8. Профессиональная педагогика изучает педагогические процессы, ориентированные на конкретное профессиональное образование человека (военная, инженерная, производственная, медицинская и другие виды педагогики).

9. Социальная педагогика ведет теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых (клубы, секции, студии и пр.).

10. Исправительно-трудовая педагогика изучает теорию и практику перевоспитания лиц, находящихся в заключении.

11. Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной работы педагогов с ослабленными и больными школьниками. Взаимодействует с медициной.

Дошкольная педагогика – это отрасль возрастной педагогики, занимающаяся изучением закономерностей воспитания и элементарных форм обучения детей в дошкольном возрасте. Основным ее направлением является изучение процесса воспитания и обучения, его задачи, цели, содержание, методы, формы организации, приемы и средства осуществления, а также влияние этого процесса на развитие и формирование личности каждого ребенка. Родоначальником дошкольной педагогики как отрасли педагогической науки является Я.А. Коменский. В его книге «материнская школа» впервые представлена система дошкольного воспитания. Метод исследования – это способы получения научной информации для установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построение научной теории. Цель педагогики – воспитание всесторонне развитой личности. Воспитание – процесс передачи старшим поколением лучшего общественного опыта младшему поколению с целью подготовки его к жизни, труду, общению и для обеспечения дальнейшего развития общества. Прежде чем говорить о дошкольной педагогике как о науке, необходимо дать определение понятию “наука”.

Наука – форма общественного сознания, включающая деятельность по получению знаний и ее результат – систему знаний, лежащих в основе общенаучной картины мира. Это особый вид человеческой деятельности, направленный на раскрытие сущностных свойств и закономерностей окружающего мира.

Следовательно, дошкольная педагогика как наука направлена на раскрытие сущностных свойств и закономерностей воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Любую науку характеризуют 3 основных элемента, отличающие ее от других. Это предмет науки, понятийно-категориальный аппарат и методы исследования.

Предметом изучения дошкольной педагогики являются сущностные свойства и закономерности воспитания, обучения и образования детей дошкольного возраста.

Таким образом, дошкольная педагогика изучает сущностные (главные, определяющие) свойства и объективные связи внутри и между процессами воспитания, обучения и образования дошкольников. Предмет науки четко обозначает область ее исследований и ту сферу, на которую направлены методы исследования.

Для того чтобы определить понятийно-категориальный аппарат дошкольной педагогики, нужно вспомнить, что такое понятия и категории.

Категории – наиболее общие и фундаментальные понятия конкретной науки. Для другой науки те же категории могут быть только понятиями. Это более высокий уровень обобщения по отношению к понятиям.

Понятие – это форма мышления, отражающая сущностные свойства, связи и отношения предметов и явлений.

Исходя из предмета исследования, можно выделить фундаментальные понятия (категории) данной науки. Это воспитание, обучение, образование. По отношению к дошкольной педагогике они являются категориями. Это самые важные, ведущие, наиболее общие для данной науки понятия.


Воспитание (в широком смысле) – это процесс передачи от старшего поколения младшему социального опыта, обеспечивающего готовность к жизни и труду.

Воспитание (в узком смысле) – это целенаправленный процесс формирования у воспитанников качеств личности, системы отношений к себе и окружающему миру.

При определении содержания понятия “обучение” существует множество вариантов. Отличия в них зависят от понимания авторами функций, целей и результатов этого процесса. Так, Ю.К. Бабанский раскрывает процесс обучения как целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и детей, в ходе которого решаются задачи их воспитания, развития, образования.

В психолого-педагогическом словаре П.И. Пидкасистого обучение трактуется как целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды.

И.Я. Лернер под обучением понимает процесс целенаправленного взаимодействия педагога и детей с целью усвоения ими некоторого отрезка содержания социального опыта. Нам это определение симпатизирует в большей степени, в связи с тем что обучение предполагает не только овладение знаниями, способами деятельности, но и системой отношений к окружающему, опытом творческой деятельности.

Понятие образования системно рассмотрено в Законе РФ “Об образовании”. Образование рассматривается как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижений гражданином установленных государством образовательных уровней.

В.В. Краевский определяет образование как особый вид целенаправленной деятельности по подготовке человеческих существ к участию в жизни общества, состоящий из воспитания и обучения и осуществляемый в интересах человека, общества, государства. Ю.К. Бабанский под образованием понимает процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития творческих сил и способностей.

Дошкольная педагогика в своем словаре использует множество других понятий, являющихся ведущими для философии (закономерность, сущность, принцип, субъект и др.), для психологии (развитие, личность, психика, эмоциональный климат, мышление и др.), анатомии (мозг, скелет, мышечный тонус, физиологические особенности и др.) и т.п. Дошкольная педагогика использует язык наук, изучающих человека, общество. Язык ее богат, многообразен, что позволяет всесторонне охарактеризовать предмет дошкольной педагогики.

Третий элемент, характеризующий дошкольную педагогику как науку, это методы исследования. Это методы, с помощью которых осуществляется изучение и обобщение педагогической практики, ведется самостоятельное научное исследование. К ним относятся: изучение и анализ литературы, эксперимент, беседа, анкетирование, интервью, наблюдение, составление независимых характеристик, изучение педагогической документации, продуктов деятельности детей и др. Подробному рассмотрению этого вопроса посвятим в дальнейшем отдельную тему.

Функции дошкольной педагогики как науки

1. Описательная – соответствует эмпирическому (опытному, первичному) уровню исследования. Включает накопление педагогических фактов и явлений, их классификацию.

2. Объяснительная (основная) – направлена на раскрытие сущности педагогических явлений, т.е. их происхождения, структуры, закономерностей развития данного явления. Функция соответствует теоретическому уровню исследования.

3. Проективно-конструктивная – выражается в разработке конкретных технологий педагогической деятельности, проектов, программ, форм, методов педагогического взаимодействия в образовательном процессе.

4. Прогностическая – на основе познания закономерностей воспитания и обучения осуществляется прогнозирование развития педагогических систем в перспективе.

5. Мировоззренческая – направлена на активное формирование педагогического сознания в общественной среде.

Дошкольная педагогика выполняет направляющую роль по отношению к педагогической практике. Дошкольная педагогика обеспечивает единство воспитательного и обучающего воздействий детского сада, семьи, преемственность работы ДОУ и школы. Дошкольная педагогика обосновывает цели и задачи, содержание, методы, средства и необходимый результат дошкольного образования.

Задачи дошкольной педагогики как науки определяются потребностями педагогической практики деятельности дошкольных образовательных учреждений. Вместе с тем задачи науки заключаются не только в изучении и объяснении существующего опыта, но и в прогнозировании дальнейшего развития практики, в создании новых, перспективных педагогических технологий, опережении реальной педагогической практики. Рассмотрим основной круг задач.

Задачи дошкольной педагогики как науки

1. Адаптация и обоснование общих закономерностей воспитания и обучения применительно к условиям дошкольного образования (изучение специфики действия закономерностей воспитания и обучения по отношению к детям дошкольного возраста).

2. Обоснование новых концептуальных подходов к дошкольному образованию, рассмотрение способов их практической реализации (появление комплексов “детский сад – школа”, групп кратковременного пребывания детей в ДОУ, частных ДОУ требует их теоретического обоснования, проработки механизмов и условий их эффективной деятельности).

3. Создание госстандарта дошкольного образования (сегодня действует проект, находящийся в стадии апробации).

4. Психолого-педагогическое обоснование развивающих видов деятельности детей в ДОУ, характеристика возможностей и средств их организации (какой деятельностью заполнить пребывание ребенка в ДОУ для обеспечения его всестороннего развития).

5. Разработка педагогических технологий воспитания, обучения, развития дошкольников в условиях образовательного учреждения (обоснование компонентов педагогических технологий, показателей их результативности, механизмы их действия, варианты взаимодействия).

6. Выявление содержания, форм, методов, педагогических условий реализации личностно-ориентированного дошкольного образования, поиск путей индивидуализации педагогических технологий.

7. Изучение, обобщение, теоретическое обоснование передового педагогического опыта.

8. Конструирование методов оценки хода и результатов образовательного процесса в ДОУ.

9. Определение возможностей творческой деятельности педагога в условиях реализации различных образовательных программ. Определение принципов и условий педагогической импровизации.

10. Построение модели современного педагога-профессионала, ее обоснование, выявление путей достижения и критериев оценки эффективности педагогической деятельности в ДОУ.

Раздел 1. Основы дошкольной педагогики

Педагогика – «наука о сущности развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специально организованного процесса».

Основы педагогики начали формироваться с началом человеческого общества (первобытнообщинный строй) в виде обобщения опыта воспитания.

Как научная дисциплина педагогика формировалась в рабовладельческом обществе, когда появились первые учебно-воспитательные учреждения. Вначале педагогика была представлена в форме педагогической мысли, отдельных суждений, высказываний о содержании и задачах воспитания, чаще практического плана. Истоки теоретической педагогической мысли мы находим в истории философии (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит). Окончательно как наука педагогика «родилась» в 17 веке благодаря великому чешскому педагогу, гуманисту Яну Амосу Коменскому, который получил образование в университетах Германии, создал свою педагогическую систему обучения и воспитания от рождения до зрелости, заложил основы педагогики как самостоятельной области знаний, отразив все это в многочисленных фундаментальных педагогических трудах. В России «отцом педагогики» общей и дошкольной является К.Д. Ушинский.

Дошкольная педагогика – одна из отраслей в системе педагогических наук. Как любая наука, дошкольная педагогика имеет свой предмет, научные методы исследования, понятийный аппарат, категории.

Предметом дошкольной педагогики являются проблемы развития и воспитания детей от 3 до 7 лет. Это есть то, что изучает дошкольная педагогика.

Задачи современной дошкольной педагогики:

Способствовать воспитанию и обучению детей в соответствии с общественными функциями дошкольного образования;

Разрабатывать новые концепции, технологии, программы воспитания и обучения дошкольников на основе научных исследований и передового педагогического опыта;

Создать единую комплексную науку о ребенке дошкольного возраста;

Разработать систему педагогического просвещения родителей.

Задачи видоизменяются в связи с изменениями, происходящими в обществе.

Дошкольная педагогика выполняет следующие функции:

Гносеологическую (гносеология - познание), т.е. изучения педагогической деятельности, педагогических закономерностей;

– прогностическую, т.е. научного прогноза путей совершенствования дошкольного образования;

– творческо-преобразовательную, т.е. разработки новых технологий, программ, внедрения данных научных исследований в практику.

Дошкольная педагогика располагает следующими научными методами исследования: наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, изучение педагогической документации, анализ литературы, математические методы обработки данных, изучение продуктов детской деятельности, моделирование, анкетирование, метод экспертных оценок и др. Дошкольная педагогика использует язык наук, изучающих человека, и как наука непосредственно связана с науками о человеке. Ближе всего к дошкольной педагогике стоит детская психология – наука о сознании и поведении ребенка, открывающая законы развития личности ребенка.

Теоретические основы дошкольной педагогики выстроены данных философии, естественных наук (биологии), теориях отечественных ученых в области детской психологии и истории педагогической мысли, передового педагогического опыта. Отсюда в общих теоретических основах дошкольной педагогики можно выделить четыре основных аспекта: философский, психологический, естественнонаучный и историко-педагогический.

Философские основы. В организации и осуществлении педагогического исследования и педагогического процесса учитываются общие принципы диалектики - науки о наиболее общих законах развития материи, сознания и общества (законы непрерывности движения и развития материи, перехода количества в качество, детерминизма, системности, единства и борьбы противоречий как движущей силы развития, неразрывного единства познания и практики и др.).

Бабунова Т. М. характеризует использование философских подходов в дошкольной педагогике следующим образом.

Аксиологический подход позволяет определить совокупность приобретенных ценностей в образовании, воспитании, саморазвитии человека, ребенка. Применительно к дошкольникам в качестве таких ценностей будут выступать такие ценности, как коммуникативные, этнические, культурные. Данный подход рассматривает здоровье, культуру, игру, общение как непреходящие ценности в воспитании ребенка – дошкольника.

Культурологический подход позволяет принимать во внимание все условия места и времени, в которых родился и живет ребенок, ближайшее окружение, историю страны, города, региона. Данный подход ориентирован на приобщение детей к традициям, нормам, культуре.

Системный подход предполагает организацию работы с детьми в соответствии с системой взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, задач, содержания, методов, форм, условий, способов развития, воспитания детей.

Деятельностный подход определяет особое место ведущей деятельности, обеспечивающей возможности реализации основных потребностей ребенка, осознание ребенком самого себя как субъекта и творца. Позволяет взрослому раскрыть потенциал каждого ребенка с помощью использования ведущей деятельности.

Личностный подход обеспечивает развитие запросов, желаний, интересов, склонностей ребенка при условии содержательной профессиональной педагогической деятельности.

Синергетический подход позволяет рассматривать каждого участника образовательного процесса как субъекта саморазвивающейся системы. Каждый субъект имеет потенциал для перехода от развития к саморазвитию.

На современном этапе общества развитие ребенка. Связывают с герменевтическим подходом. Слово «герменевтика» с греческого языка переводится как «разъясняющий», «истолковывающий». Применительно к ребенку дошкольного детства оно означает умение педагога растолковывать, раскрывать, интуитивно чувствовать и даже угадывать в каждом личность, его внутренние и потенциальные возможности: талант, способности, уникальность, индивидуальные особенности. (Н. Ф. Голованова)

Герменевтический подход (А. Ф. Закирова, В. П. Зинченко, Ю. В. Сенько, И. И. Сулима). В основе этого подхода лежит философская герменевтика - философская теория понимания и интерпретации гуманитарных явлений, построенная на основополагающих идеях В. Дильтея, Г. Гадамера, Э. Гуссерля.

Естественнонаучные основы дошкольной педагогики определяют учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей нервной деятельности и проведенные их учениками и последователями – В.М.Бехтеревым, Н.Е.Введенским, А.А. Ухтомским, П.К. Анохиным, Н.М. Щеловановым, Н.И. Касаткиным, Н.Л. Фигуриным, Н.М. Аксариной и др. – исследования развития высшей нервной деятельности в онтогенезе. Они показали, что нейрофизиологические механизмы психической деятельности ребенка носят условнорефлекторный характер, на их формирование в дошкольном детстве большое влияние оказывают как процессы созревания, реализации генетических программ, так и внешние воздействия, в том числе воспитание.

Психологические основы дошкольной педагогики составляют:

Культурно-историческая теория развития поведения и психики человека JI.С. Выготского, разработанная им возрастная периодизация, понятия о «сензитивных периодах», «зоне ближайшего развития», теория развивающего обучения;

Учение А.Н. Леонтьева о деятельности как условии, средстве и источнике развития психики ребенка;

Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, труды Н.Н. Поддьякова, JI.А. Венгера об особенностях интеллектуального развития детей в дошкольный период;

Теория «амплификации» детского развития в дошкольном детстве А.В. Запорожца;

Психология детской игры и периодизация психического развития Д.Б. Эльконина;

Основными учебными пособиями по дошкольной педагогике являются: Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: «Академия», 2002; Дошкольная педагогика / О.В. Солнцева, В.М. Крулехт, Т.И. Бабаева.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005; Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. – М.: Сфера, 2007; Турченко В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Турченко.- Магнитогорск: МаГУ, 2011.

Ведущими специалистами по отечественной дошкольной педагогике являются: Козлова С.А., Комарова Т.С., Гогоберидзе А.Г., Чумичева Р.М. и др.